Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Психологические механизмы это: Что такое психологический механизм?

Что такое психологический механизм?

A.    Психологический механизм. — Понятие «психологический механизм» шире понятия «защитный механизм». Поэтому целесообразно начать с рассмотрения этого более общего понятия и только затем перейти к рассмотрению защитных механизмов.

Мы будем исходить из следующего рабочего определения: психологический механизм — это сравнительно устойчивая система психических действий (операций) — как внутренних, так и внешних, а чаще всего — внутренне-внешних, — использование, динамика которой приводит к определенному устойчивому психологическому результату. Именно в этом смысле можно говорить о механизмах мышления, поведения и т. п.

Для углубления и уточнения этого понятия в дальнейшем можно использовать идеи Ж. Пиаже о «схемах», как он истолковал это понятие в своей генетической психологии. Следует использовать также предложенные другими психологами представления о психических схемах (Келли и др.). Но это не наша задача в настоящей книге.

Б. Психическая энергия и психологический механизм. — Интеллектуальные, защитные и другие психологические механизмы можно считать особыми каналами реализации психической энергии личности. Когда некоторые из этих механизмов у данной личности становятся устойчивыми и повторяющимися, тогда можно уже говорить о личностно-типичных или характерных каналах расходования психической энергии. Например, уже известная нам рационализация является каналом расходования психической энергии для многих людей, если не для всех.

Такое динамично-энергетическое представление психологических механизмов может оказать нам полезную услугу в психологических исследованиях, так как при этом можно представить себе непрерывность всего хода соответствующих психических процессов (от начала и до конца) даже в том случае, когда отдельные части, отрывки процесса (например, отдельные мыслительные операции, входящие в состав процесса рационализации или интеллектуализации) осуществляются в различные отрезки времени, т.

е. имеют временные разрывы, прерывистость. Такое наглядное представление различных психических каналов (путей использования психических механизмов) позволит раскрыть закономерные и устойчиво повторяющиеся процессы психики, не путаясь в хаосе поведенческих актов и феноменологических данных интроспекции.

Что касается понятия «психическая энергия», то оно пока используется нами в качестве очень полезного для систематизации эмпирических данных гипотетического конструкта. Если же, в конце концов, будет доказано его соответствие психической реальности (т. е. если психическая энергия действительно буде обнаружена и измерена — в отличие от физической энергии), то сразу же углубит понимание психологических механизмов. (Нами предложена подробно разработанная теория психической энергии, которая изложена в двух монографиях: «Психика, сознание, самосознание», Ереван, 2011; и «Власть, авторитет, лидерство», рукопись).

B.    Механизм и причина в психологии. — Механизм, — если посмотреть на него с функциональной точки зрения, — это средство осуществления каких-то целей, устойчивая цепь психических действий. Причина же — это такое явление х, которое порождает (или изменяет, приводит в движение) какое-либо другое явление — у. Последнее является следствием х.

Психический механизм (ПМ) — это, как мы уже сказали, ряд взаимосвязанных и взаимообусловленных психических операций, который предназначен для получения определенного результата. Психический механизм может состоять как исключительно из внутрипсихических действий (психических операций), так и из внешних действий, речевых актов и жестов. Поэтому условно можно выделить несколько разновидностей психических механизмов: а) чисто внутренние ПМ; б) внутренне — внешние ПМ; в) теоретически можно себе представить также чисто внешние психические механизмы, внутренние компоненты которых утеряны (такие механизмы могут сохраняться, например, в ритуалах, которые люди совершают без понимания их смысла).

Психические механизмы возникают у каждой личности в процессе индивидуального психического развития, учения и выполнения выученных операций и действий. Поэтому не учение и исполнение являются механизмами психики, как считают некоторые авторы, а те особые устойчивые образования, определение которых только что было дано нами. Учение, исполнение, повторения и т. п. — это способы приобретения психических механизмов, хотя сами возможны только с помощью других психических механизмов. В процессе психического развития личности у нее формируется целая система психических механизмов.

В психической жизни человека причина вызывает процесс, который стремится к определенной цели. Но для ее достижения личности нужны психологические механизмы. Убедительным доказательством этого тезиса являются все случаи использования защитных механизмов, целью которых является, если говорить в общем виде (указывая общую цель), психологическое благополучие личности. Такая общая цель достигается с помощью таких промежуточных целей, как смягчение фрустрации и стресса и связанной с ними тревоги. Это мотив-цель или мотивирующая цель. Она может осуществляться с помощью определенных средств, в роли которых в данном случае выступают защитные механизмы личности.

Последние — это психологические инструменты в руках личности, ее «Я».

Однако тот или иной психический, в том числе защитный механизм, в результате систематического использования может стать самоцелью, приобрести способность предоставления функционального удовольствия и, вследствие этого, даже потерять свою инструментальную функцию. Так бывает в том случае, когда сам механизм (например, агрессия, вытеснение, проекция и др.) в процессе своей динамики становится источником удовольствия и самоподкрепляется.

Защитные механизмы

А. Общее определение. — Защитный механизм личности — это система психических действий, целью которых является психологическая защита личности, ее «Я» и Я-концепции, различных аспектов этих сложных образований. Например, целью использования такого широко распространенного защитного механизма, как рационализация, которой мы посвящаем отдельную главу во втором томе настоящей книги, является оправдание личности (самооправдание) и сохранение самоуважения. Защитные механизмы многообразны и функционально взаимосвязаны. Иногда говорят о защитных реакциях личности, но мы считаем, что более правильно говорить о защитных механизмах. При этом мы исходим из того, что защитные процессы (т. е. процессы использования, функционирования защитных механизмов) не всегда имеют реактивный характер. Защитный механизм может быть не только реактивным, но и проактивным, особенно после того, как личностью он уже приобретен и умело используется.

В. Форма защитного механизма. — Форма всегда есть образ определенного содержания. Форма защитной реакции — это конкретное проявление в поведении того или иного механизма. Один и тот же механизм может иметь различные формы. Существуют, например, различные формы рационализации, проекции, агрессии и других механизмов. Фактически выделяемые разновидности того или иного защитного механизма являются его формами, отличаются друг от друга по своей форме.

Поэтому классифицировать следует не только защитные механизмы, но и разновидности или формы каждого из них. Причем когда мы пытаемся классифицировать разновидности защитных механизмов по их форме, то в качестве критериев следует взять их внешние признаки. Так, агрессия по своей психологической сущности остается одной и той же, но выражается в различных формах — физической, словесной, символической, образной и т. д.

В. Связь защитных механизмов с другими психическими механизмами. — Состояние фрустрации охватывает сложнейшие психические структуры личности. Кроме того, защитные механизмы и их комплексы образуются в онтогенезе путем научения. Поэтому представляет важность проблема изучения связей защитных механизмов с другими структурами и механизмами психики личности, а именно — с механизмами обучения, компенсации и сверхкомпенсации (которые не считаются защитными), с механизмами социализации (идентификации и эмпатии, принятия ролей — своих и чужих, с механизмами коммуникации и общения, речи и мышления и т. д.). Все эти связи подлежат исследованию в рамках теории психологической защиты личности и социальных групп.

Г. Немного истории. — Понятие «защита» (Abwehr) З. Фрейд впервые использовал в 1894 году. Он считал защиту «сердцевиной» психических механизмов «защитных психоневрозов». Но в последующие годы он использовал только понятие «вытеснение» (Verdrangung) и только в 1926 году вновь вернулся к первоначальному смыслу понятия «защита», считая, что его использование дает определенные преимущества. Этим словом он обозначил всю технику, которую «Я» использует во время переживания ведущих к неврозам конфликтов, а словом «вытеснение» обозначил только один способ защиты. Из всех защитных механизмов вытеснение стало известно первым, что было обусловлено специфической ориентированностью исследований Фрейда. В дальнейшем Фрейд расширил проблему защитных механизмах и круг знаний о них.

В 1936 г. Анна Фрейд выпустила теперь уже считавшуюся классической книгу «Я и защитные механизмы». Исходя из идей этой книги в последующие годы о защитных механизмах писали известные психологи Норман Камерон, Отто Феничел и другие исследователи. Постепенно в этой области появились некоторые новые подходы.

В настоящее время авторы, считающие себя психоаналитиками, в качестве теоретической основы своего подхода к защитным механизмам берут «психологию Я», наиболее полно представленную в работах А. Фрейд, О. Феничел, Г. Гартманна, Э. Криса и других. Наиболее подробно разработанный вариант психоаналитической теории «Я» представлен Гайнцем Гартманном. Интересные идеи встречаются также у других авторов.

Общая характеристика психологических механизмов

В изучении проблемы активности как особого явления важное место занимает раскрытие механизмов ее осуществления. В современной психологической литературе не существует единого подхода к определению сущности психологического механизма. Однако чаще всего психологический механизм определяется как «субъективное описание», или отражение на субъективном уровне тех объективных процессов, которые обеспечивают взаимодействие человека с окружающей средой. При этом психологический механизм является не простой констатацией данных процессов, а скорее раскрывает их содержательные и функциональные характеристики.

Психологический механизм в основе своей выполняет регулятивную функцию в управлении различными энергетическими уровнями взаимодействия человека с окружающей средой.

В.Г. Агеев, говоря о сущности понятия «психологический механизм», замечал: «Идея механизма, то есть некоторого более элементарного уровня анализа, к которому не сводима специфика более высокого уровня, но который способен выполнить здесь функцию средства, всегда была заманчива для психологического исследования. Шла ли речь о наследственных, инстинктивных механизмах человеческого поведения или же о психофизиологических механизмах сенсорных процессов, сама возможность объяснить нечто сложное, неуловимое, ускользающее через нечто более простое, понятное, позволяющее себя зафиксировать, классифицировать, «квантифицировать» и т.д., естественно, казалась в высшей степени привлекательной и разумной. Можно приводить бесчисленное множество примеров подобного объяснения сложного через простое. Простое при этом чаще всего обозначалось термином «механизм», а сложное — тем содержательным феноменом, которое получает объяснение, когда понятно действие механизма, лежащего в его основе».

Наиболее простые формы действия психологических механизмов связаны со спонтанной активностью. Представление о механизме спонтанной активности основывается на явлении, которое присуще всем живым системам, являясь существенным их свойством, глубинной потребностью организма. Ее необходимо возбуждать и вызывать какими-либо стимулами. Она всегда есть в нем, как И и любом другом живом организме. Жизнь есть активность. Следовательно, важно обеспечить лишь поиск необходимых условий для проявления уже существующей активности.

При таком понимании природы активности, — пишет Г.С. Сухобская, — мотивация выступает, как проблема регуляции активности, а не создания ее.

Основными параметрами активности выступает:

  • сила;
  • интенсивность;
  • «канализация» — направленность в определенные сферы действительности».

Известно, что проблема спонтанной активности обсуждалась многими физиологами и психологами. В частности, Н.И. Гращеннов, Л.П. Латаш, И.М. Фейгенберг, совершенствуя представление в структуре рефлекторной деятельности, об аппарате предвосхищения — акцепторе действия, санкционирующей афферентации, о рефлекторном кольце и обратной связи, информирующей мозг о результатах действия и т.д. (П.К. Анохин), выделили так называемые спонтанные» ритмические процессы, играющие важнейшую роль в саморегуляции деятельности центральной нервной системы.

И.М. Сеченов в своей книге «Рефлексы головного мозга» (1863) показал, что все акты сознательного и бессознательного в жизни по способу своего происхождения суть рефлексы. Он выделил

в рефлексах три звена:

  1. Начальное звено — внешнее раздражение и превращение его органами чувств в процесс нервного возбуждения, передаваемого в мозг.
  2. Среднее звено — центральные процессы в мозгу (процессы возбуждения и торможения) и возникновение на этой основе психических состояний (ощущений, мыслей, чувств и т.д.).
  3. Конечное звено — внешнее движение.

По мнению Сеченова, рефлексы головного мозга начинаются чувственным возбуждением, продолжаются определенным психическим актом и кончаются мышечным движением, поскольку среднее звено не может быть обособлено от первого и третьего, а также поскольку все психические явления — неотъемлемая часть всего рефлекторного процесса, имеющего причину в воздействиях внешнего для мозга реального мира.

Это была первая и довольно успешная попытка создания рефлекторной теории психики. Однако честь глубокой экспериментальной разработки рефлекторной теории психики принадлежит Ивану Павлову, создавшему новую область науки — учение о высшей нервной деятельности. И.П. Павлов разделил рефлексы на безусловные и условные. Безусловные рефлексы есть реакции на строго определенные раздражители из внешней среды. Условные рефлексы есть реакции на первоначально безразличный раздражитель, который становится небезразличным вследствие его неоднократного сочетания с безусловным раздражителем. Условные рефлексы осуществляются высшими отделами мозга и основываются на образующихся между нервными структурами временных связях.

Н.А. Бернштейн, разрабатывая проблему физиологии активности, главным звеном ее признавал модель потребного будущего. Н.А. Бернштейн утверждал, что движения и действия человека не «реактивны», — они активны, целенаправленны и меняются в зависимости от замысла. Принцип активности противопоставляется в его теории принципу реактивности, согласно которому тот или иной акт, движение, действие определяются внешним стимулом, осуществляются по модели условного рефлекса и преодолевают понимание процесса жизнедеятельности как процесса непрерывного приспособления к среде. Главное содержание процесса жизни организма — это не приспособление к среде, а реализация внутренних программ. В ходе такой реализации организм неизбежно преобразует среду.

А.Р. Лурия, изучая психическую деятельность человека, выделил три основных функциональных блока мозга, участие которых необходимо для осуществления любого вида психической деятельности:

  1. Активации и тонуса. Анатомически он представлен ретикулярном формацией, которая регулирует уровень активности коры бодрствующего состояния до утомления и сна. Полноценная деятельность предполагает активное состояние человека, лишь в условиях оптимального бодрствования человек может успешно воспринимать информацию, планировать свое поведение и осуществлять намеченные программы действий.
  2. Приема, переработки и хранения информации. Он включает и себя задние отделы больших полушарий. В затылочные зоны Поступает информация от зрительного анализатора. Височные отделы отвечают за переработку слуховой информации. Теменные отделы коры связаны с общей чувствительностью, осязанием. Блок имеет иерархическое строение и состоит из корковых полей трех типов: первичные принимают и перерабатывают импульсы от периферийных отделов, во вторичных происходит аналитическая переработка информации, в третичных осуществляется аналитико-синтетическая обработка информации, поступающей от разных анализаторов, — этот уровень обеспечивает наиболее сложные формы психической деятельности.
  3. Программирования, регуляции и контроля. Блок расположен преимущественно в лобных долях мозга. Здесь ставятся цели, формируются программы собственной активности, осуществляется контроль за их протеканием и успешностью выполнения.

Совместная работа всех трех функциональных блоков мозга составляет необходимое условие осуществления любой психической деятельности человека.

П.К. Анохиным была создана теория функциональных систем, запомнившаяся одной из первых моделей подлинной психологически ориентированной физиологии. Согласно положениям этой теории физиологическую основу психической деятельности составляют особые формы организации нервных процессов. Они складываются при включении: отдельных нейронов и рефлексов в целостные функциональные системы, которые обеспечивают целостные поведенческие акты. Исследования ученого показали, что поведение индивида Определяется не отдельным сигналом, а афферентным синтезом всей доходящей до него в данный момент информации. Афферентные гипотезы запускают в ход сложные виды поведения.

В.Г. Леонтьев рассматривал в качестве психологического механизма — механизм мотивации. Данный механизм представляет собой систему «психических явлений, предназначенных для преобразования и формирования активности, выраженной одним или несколькими мотивами, в требуемую активность, выраженную другими мотивами». В.Г. Леонтьев рассматривает мотивационный механизм как систему психофизиологических, психических и социальных предпосылок мотивации как направленного побуждения человеческой активности. Эти механизмы мотивации неоднородны, разноуровневы. На базе одних возникают мотивационные состояния, которые затем выражаются в тех или иных формах мотивации: мотиве, потребности, впечатлении и пр., на базе других происходит становление, формирование мотивации как конкретного реального побуждения активности, на базе третьих происходит реализация мотивации в виде преобразования внутренней и внешней среды человека. Механизмы мотивации имеют разную степень обобщенности и конкретизации. Одни из них способны обеспечивать активность поведения только в одной какой-либо конкретной ситуации. Они обладают высокой избирательностью. Всякие изменения ситуации прекращают действия механизма. Другие, более обобщенные, способны обеспечивать активность поведения в различных условиях и ситуациях. Третьи имеют статус всеобщего механизма. Его действие просматривается практически во всех случаях поведения и деятельности человека. Такие механизмы В.Г. Леонтьев называет исходными, генерализованными.

Анализ большого экспериментального материала позволил В.Г. Леонтьеву выявить несколько типов психологических механизмов мотивации, которые проявляются в различных конкретных условиях. Эти механизмы отличаются разной степенью обобщенности и специфичностью действия. К ним относятся механизм спонтанной активности, механизм динамического равновесия, адаптационный механизм.

Раскрывая характеристику мотивационных механизмов, которые рассматриваются им как «система психических явлений», неоднозначных по своему действию, но осуществляющих регулярную и формирующую функции (что находит отражение в определении), В.Г. Леонтьев не только выделяет разные виды, уровни, формы, типы представленности этих механизмов, но, по существу, вычленяет внутри них разные подтипы.

К числу особо значимых, ответственных за активность человека относятся механизмы регуляции деятельности.

Конопкин на основе принципа единства сознания и деятельности выделяет ряд таких механизмов. К ним относятся звенья психологической структуры саморегулирования: принятая субъектом цель, субъективная модель значимых условий деятельности, программа исполнительных действий, критерии успеха, информации и результате, решение о коррекциях.

Все эти механизмы относятся к уровню сознательного регулирования как высшему уровню саморегуляции.

Результаты исследования О.А. Конопкина раскрывают психологические механизмы саморегуляции, опосредствующие зависимость различных форм сенсомоторной деятельности от таких существенных характеристик внешней среды, как физические качества сигналов, временная неопределенность значимых, временные характеристики потока сигнальных стимулов, вероятностные характеристики отдельных событий и структурные особенности сигнальной последовательности. В этом же направлении ведут разработку механизмов pегуляции В.В. Карпов, В.И. Степанский, Г.З. Бедный.

Особым проявлением механизма регуляции выступает волевое усилие. А.Ф. Лазурский определял волевое усилие как особый психофизиологический процесс, связанный с реакцией личности на ситуацию вне и внутри нее.

В.И. Селиванов определял волевое усилие как механизм создания побуждения или преодоления препятствий.

Н.Н. Ланге пытался найти физиологические механизмы волевых действий, выделяя в волевом акте четыре части:

  1. чувство, потребность, стремление;
  2. предсказание о цели;
  3. представление о движении;
  4. само движение.

В.А. Иванников, исследуя психологические механизмы волевой регуляции действия, выделяет реальный механизм, реальное образование, которое обеспечивает побуждение к действию — смысл действия. Он формируется в совместной деятельности людей и определяется не только мотивами каждого человека, но и социальной связью действий разных людей. Изменение смысла действий В.А. Иванников определяет как психологический механизм волевой регуляции. Изменение смысла действия приводит к изменению поведения. Причем изменения смысла действия можно достичь разными путями-через переоценку значимости мотива или предмета потребности, через предвидение и переживание последствий действий или отказа от его осуществления, через изменение роли, позиций человека. Помимо изменения смысла действий через изменение реальной ситуации, этой цели можно достичь и через привлечение целей и мотивов из воображаемой ситуации, которая может быть задана другими людьми или исходить от самого человека. На значение воображения в структуре волевой регуляции указывали Лев Выготский, А.В. Запорожец, Дмитрий Узнадзе и др.

Важными в контексте изучения активности представляются психологические механизмы, обеспечивающие своего рода «продвижение» в деятельности. В этом плане интересны механизмы, связанные с формированием и реализацией фиксированной установки, действие которой в свою очередь связано с положениями вероятностного прогнозирования (И. М. Фейгенберг), Основное положение здесь заключается в том, что субъект, опираясь на вероятностно организованный прошлый опыт поведения в подобных ситуациях, выдвигает гипотезы о наступлении будущих событий с приписыванием каждой из гипотез определенные вероятности. В соответствии с таким прогнозом осуществляется преднастройка — подготовка к определенным способам действия, приводящая с наибольшей вероятностью к достижению некоторой цели. И.М. Фейгенберг под вероятностным прогнозированием понимает «способность сопоставлять поступающую через анализаторы информацию о наличной ситуации с хранящейся в памяти информацией о соответствующем прошлом опыте и на основании этого сопоставления строить предположения о предстоящих событиях, приписывая каждому из этих предположений ту или иную степень достоверности. В любой деятельности человек предвидит наиболее вероятностные возможности дальнейшего развития событий, включая наиболее вероятные результаты собственных действий. Таким образом, без вероятностного прогнозирования была бы невозможна какая бы то ни было деятельность человека». При этом не вероятностном прогнозировании исследователем выделяются два уровня:

  1. Вероятностное прогнозирование дальнейшего хода событий, развивающихся независимо от действий прогнозирующего субъекта, но важных для него. Это события, от которых субъект зависит в каком-либо отношении, но повлиять на ход которых не может. Если такой прогноз хорош, т.е. хорошо опирается на прошлый опыт, он обеспечивает трезвый взгляд на жизнь.
  2. Вероятностное прогнозирование хода таких событий, на течение которых влияют действия субъекта (или его бездействие). При разных его действиях различна вероятность того, что удастся получить важный для субъекта желаемый результат (или приблизиться к его достижению). Отсюда — планирование, выбор действий. Вся система еще больше усложняется, если на ход событий могут влиять не только действия субъекта, но и действия других людей, имеющих свои цени (часто — отличные от целей субъекта). Эти люди формируют свои прогнозы (в том числе прогнозы действий субъекта), строят свои планы. Их предстоящие действия также должны учитываться пронозом субъекта. Подобный прогноз обеспечивает активную жизненную позицию, выбор таких действий, которые делают человека полезным тому, ради чего он живет, полезным тому делу и тем людям, которые для него значимы, существенны. Человеку, осознавшему, для чего он живет, такой прогноз помогает ответить на вопрос «как жить?». А это практически главные вопросы, определяющие существование каждого индивидуума. Ответ на эти вопросы помогают сделать выбор: либо жить так, чтобы выжить, либо чтобы жить так, как человек считает достойным.

Процесс вероятностного прогнозирования выступает важным пишем формирования механизма готовности к действию, деятельности, сам являясь, по сути, особого рода психологическим механизмом.

В связи с проблемами активности особое значение в современной сложной ситуации в обществе с его высокой динамичностью приобретает выявление и изучение псимеханизмов, обеспечивающих не только повышение активности, но и новый уровень развития личности, в том числе ее «переформирование».

В числе основных механизмов, которые способствуют переформированию личности, в психологической литературе выделяются:

  • обратная связь, или конфронтация личности со своим «Я»; информация о себе в восприятиях других;
  • понимание и принятие других;
  • открытое выражение своих чувств, осознание потребности в коммуникации и степень удовлетворенности ею.

Смысл действия этих механизмов заключается в использовании внутренних психологических ресурсов личности. А условием «запуска» их действия выступают механизмы эмоциональной самоподдержки и направленное самовоздействие на нейтрализацию негативного «Я». Низкий уровень самооценки, эмоционально негативное отношение к себе препятствуют восприятию новой информации, оптимальной работе с собственным «Я», обостряя действие защитных механизмов. По этой причине внешняя эмоциональная поддержка может оказывать стабилизирующее воздействие на самооценку, изменяя тем самым отношение не только к себе, но и к системе подходов к решению проблем. Направленное самовоздействие, которое осуществляется в процессе внутри личностного общения с собственным «Я», является достаточно эффективным психологическим механизмом. В процессе такого общения выявляются проблемы, осуществляется их анализ, подготавливаются решения и происходит переформирование личности. Практически все разновидности рефреминга реализуются на базе данного механизма. В результате его действия повышается уровень активности личности, углубляется самоопределение.

Выше рассмотренные психологические механизмы, определяющие характеристики поведения, развития, переформирования личности — лишь небольшая часть, опосредствующая активность человека, реализующего себя в многоплановой деятельности.

Психологические механизмы посттравматического стрессового расстройства и его лечение

Обзор

. 2016 ноябрь;18(11):99.

doi: 10.1007/s11920-016-0735-9.

Ребекка К. Шрипада 1 2 3 , Шейла А. М. Раух 4 5 , Израиль Либерзон 6 7

Принадлежности

  • 1 VA Центр исследований клинического управления, исследований и разработок в области здравоохранения, 2800 Plymouth Road, 48109, Анн-Арбор, Мичиган, США. [email protected].
  • 2 VA Ann Arbor Health Care System, 2215 Fuller Road, Ann Arbor, 48105, MI, USA. [email protected].
  • 3 Кафедра психиатрии, Мичиганский университет, 2450 Plymouth Road, 48109, Анн-Арбор, Мичиган, США. rekaufma@umich. edu.
  • 4 Кафедра психиатрии и поведенческих наук, Университет Эмори, 12 Executive Park Drive NE #200, 30329, Атланта, Джорджия, США.
  • 5 Atlanta VA Medical Center, 1670 Clairmont Road, 30033, Decatur, GA, США.
  • 6 VA Ann Arbor Health Care System, 2215 Fuller Road, Ann Arbor, 48105, MI, USA.
  • 7 Кафедра психиатрии, Мичиганский университет, 2450 Plymouth Road, 48109, Анн-Арбор, Мичиган, США.
  • PMID: 27671916
  • DOI: 10.1007/с11920-016-0735-9

Обзор

Ребекка К. Шрипада и др. Curr Psychiatry Rep. 2016 9 ноября0003

. 2016 ноябрь;18(11):99.

doi: 10.1007/s11920-016-0735-9.

Авторы

Ребекка К. Шрипада 1 2 3 , Шейла А. М. Раух 4 5 , Израиль Либерзон 6 7

Принадлежности

  • 1 VA Центр исследований клинического управления, исследований и разработок в области здравоохранения, 2800 Plymouth Road, 48109, Анн-Арбор, Мичиган, США. [email protected].
  • 2 VA Ann Arbor Health Care System, 2215 Fuller Road, Ann Arbor, 48105, MI, USA. [email protected].
  • 3 Кафедра психиатрии, Мичиганский университет, 2450 Plymouth Road, 48109, Анн-Арбор, Мичиган, США. [email protected].
  • 4 Кафедра психиатрии и поведенческих наук, Университет Эмори, 12 Executive Park Drive NE #200, 30329, Атланта, Джорджия, США.
  • 5 Atlanta VA Medical Center, 1670 Clairmont Road, 30033, Decatur, GA, США.
  • 6 VA Ann Arbor Health Care System, 2215 Fuller Road, Ann Arbor, 48105, MI, USA.
  • 7 Кафедра психиатрии, Мичиганский университет, 2450 Plymouth Road, 48109, Анн-Арбор, Мичиган, США.
  • PMID: 27671916
  • DOI: 10. 1007/с11920-016-0735-9

Абстрактный

Психологические механизмы можно определить как процессы или события, ответственные за определенные изменения в психологических результатах. В психотерапевтических исследованиях механизмы являются факторами, посредством которых вмешательства производят изменения. В этой статье мы объясняем важность выявления психологических механизмов, описываем методы их выявления и анализируем недавнюю литературу о психологических механизмах, лежащих в основе развития и лечения посттравматического стрессового расстройства (ПТСР). Основываясь на результатах недавних исследований (с 2013 года по настоящее время), мы фокусируемся на четырех предполагаемых механизмах: эмоциональная вовлеченность, угасание и контекстуализация, устойчивость к дистресу и негативные посттравматические когниции. Также намечены будущие направления исследования психологических механизмов, включая возможные возможности извлечения выгоды из наиболее многообещающих механизмов, выявленных на сегодняшний день.

Ключевые слова: Результаты; ПТСР; Пост-травматическое стрессовое растройство; Психотерапия; Уход.

Похожие статьи

  • Угасание страха и реконсолидация памяти как критические компоненты поведенческого лечения посттравматического стрессового расстройства и потенциальное усиление этих процессов.

    Смит Н.Б., Доран Дж.М., Сиппель Л.М., Харпаз-Ротем И. Смит Н.Б. и соавт. Нейроски Летт. 2017 10 мая; 649:170-175. doi: 10.1016/j.neulet.2017.01.006. Epub 2017 5 января. Нейроски Летт. 2017. PMID: 28065842 Обзор.

  • Психологические, социальные и социальные вмешательства для психологического здоровья и благополучия лиц, переживших пытки.

    Патель Н. , Келлези Б., Уильямс А.С. Патель Н. и соавт. Cochrane Database Syst Rev. 2014 11 ноября; (11): CD009317. doi: 10.1002/14651858.CD009317.pub2. Кокрановская система базы данных, ред. 2014 г. PMID: 25386846 Обзор.

  • Психологические методы лечения посттравматического стрессового расстройства у детей и подростков (обзор).

    Гиллис Д., Тейлор Ф., Грей С., О’Брайен Л., Д’Абрю Н. Гиллис Д. и соавт. Здоровье ребенка на основе Evid. 2013 май;8(3):1004-116. doi: 10.1002/ebch.1916. Здоровье ребенка на основе Evid. 2013. PMID: 23877914 Обзор.

  • Психологические методы лечения посттравматического стрессового расстройства: рекомендации для клинициста на основе обзора литературы.

    Робертсон М., Хамфрис Л. , Рэй Р. Робертсон М. и др. J Psychiatr Pract. 2004 март; 10(2):106-18. doi: 10.1097/00131746-200403000-00005. J Psychiatr Pract. 2004. PMID: 15330406 Обзор.

  • Критический обзор психологических методов лечения посттравматического стрессового расстройства у беженцев.

    Никерсон А., Брайант Р.А., Силов Д., Стил З. Никерсон А. и др. Clin Psychol Rev. 2011 Apr; 31 (3): 399-417. doi: 10.1016/j.cpr.2010.10.004. Epub 2010 6 ноября. Clin Psychol Rev. 2011. PMID: 21112681 Обзор.

Посмотреть все похожие статьи

Цитируется

  • Окситоцин, посттравматическое стрессовое расстройство и сексуальное насилие связаны с внутренней функциональной связностью сети внимания.

    Крам К.И., Фланаган Дж.С., Воган Б., Алои Дж., Моран-Санта-Мария М.М., Бэк С.Э., Брэди К.Т., Джозеф Дж.Е. Крам К.И. и соавт. Психиатрия Рез Нейровизуализация. 2021 30 октября; 316:111345. doi: 10.1016/j.pscychresns.2021.111345. Epub 2021 2 августа. Психиатрия Рез Нейровизуализация. 2021. PMID: 34371478 Бесплатная статья ЧВК. Клиническое испытание.

  • Осуществимость терапии, ориентированной на настоящее, при длительном расстройстве горя: результаты экспериментального исследования.

    Фогель А., графиня Х., Нокон А., Керстинг А., Риф В., Стейл Р., Рознер Р. Фогель А. и др. Фронтовая психиатрия. 2021 15 апр;12:534664. doi: 10.3389/fpsyt.2021.534664. Электронная коллекция 2021. Фронтовая психиатрия. 2021. PMID: 33935813 Бесплатная статья ЧВК.

  • Процессы изменений в когнитивно-поведенческой терапии, ориентированной на травму, для молодежи: обоснованный подход, основанный на теории эмоциональной обработки.

    Альперт Э., Хейс А.М., Ясински С., Уэбб С., Деблингер Э. Альперт Э. и др. Клин Psychol Sci. 2021 1 марта; 9 (2): 270-283. дои: 10.1177/2167702620957315. Epub 2021 16 фев. Клин Psychol Sci. 2021. PMID: 33758692 Бесплатная статья ЧВК.

  • Дополнительные и альтернативные методы лечения посттравматического стрессового расстройства: протокол для систематического обзора и сетевого метаанализа.

    Сун К., Сюн Ф., Дин Н., Хуан А., Чжан Х. Сонг К. и др. Медицина (Балтимор). 2020 10 июля; 99(28):e21142. doi: 10.1097/MD.0000000000021142. Медицина (Балтимор). 2020. PMID: 32664144 Бесплатная статья ЧВК.

  • Изменения в травматических воспоминаниях и посттравматических познаниях, связанных с улучшением симптомов посттравматического стрессового расстройства при лечении детей и подростков с множественной травмой.

    Кангаслампи С., Пелтонен К. Кангаслампи С. и др. J Детская подростковая травма. 4 апреля 2019 г .; 13 (1): 103–112. дои: 10.1007/s40653-019-00255-3. Электронная коллекция 2020 март. J Детская подростковая травма. 2019. PMID: 32318233 Бесплатная статья ЧВК.

Просмотреть все статьи «Цитируется по»

использованная литература

    1. Подавить тревогу. 2015 июнь; 32 (6): 392-9 — пабмед
    1. J Тревожное расстройство. 2016 июнь;41:73-81 — пабмед
    1. Когнит Тер Рес. 2012 декабрь; 36 (6): ноль — пабмед
    1. Behav Res Ther. 2014 июль;58:10-23 — пабмед
    1. J Consult Clin Psychol. 2015 июнь; 83 (3): 655-61 — пабмед

Типы публикаций

термины MeSH

Как работают эволюционные психологические механизмы

Развитый психологический механизм — это поведенческая программа, присутствующая в организме, которая стремится обеспечить его выживание и репродуктивный успех.

В процессе эволюции организма отбираются и передаются последующим поколениям поведенческие стратегии, обеспечивающие его успешное выживание и размножение.

В результате поведенческие стратегии, которые вы видите в организме сегодня, существуют потому, что они помогали организму выживать и воспроизводиться на протяжении всей его эволюционной истории. Неблагоприятные поведенческие стратегии были отсеяны эволюцией и исчезли у большей части населения.

Лучший способ понять работу эволюционировавших психологических механизмов — рассмотреть аналогию «как работает компьютер», которой нас учили в школе…

Все компьютеры состоят из трех частей: входа, процессора и вывода. Ввод (мышь/клавиатура/сенсорный экран) предоставляет информацию процессору (ЦП), который выполняет вычисления на основе своего программирования для получения вывода (вещи, которые вы видите на экране вашего компьютера).

Диаграмма, описывающая работу эволюционировавшего психологического механизма, выглядит примерно так же…

Вместо клавиатур и сенсорных экранов, торчащих из их тел, у живых организмов есть органы чувств, с помощью которых они определяют, что происходит в окружающей их среде. У людей есть зрение, обоняние, вкус, осязание и слух.

Информация, которую мы собираем с помощью органов чувств, передается в мозг, центральный процессор нашего тела. Затем мозг задействует свои правила принятия решений, производит расчеты, проводит анализ затрат/выгод и так далее, чтобы, наконец, получить результат, т. е. наше поведение.

Здесь возникает важный вопрос: хотя мы знаем, что люди программируют центральный процессор компьютера на то, что он делает, кто или что программирует человеческий мозг?

Ответ — эволюция. Расчеты, которые мы выполняем с помощью нашего мозга, сознательно или бессознательно, являются результатом наших эволюционных психологических механизмов.

Поскольку эволюционные психологические механизмы обеспечивают наше выживание и репродуктивный успех, будет справедливо заявить, что все наши эволюционные модели поведения имеют конечной целью обеспечение нашего выживания и репродуктивного успеха.

Это легко наблюдается у животных. Почти все их действия прямо или косвенно влияют на их выживание и/или воспроизводство. Находить пищу и партнеров, искать добычу, избегать нападения хищников — едва ли чем-то еще занимаются животные.

Они похожи на самые простые компьютерные модели — компьютерные модели, запрограммированные с помощью нескольких основных программ, которые просто заставляют их работать.

С людьми немного другая история. У нас действительно есть развитые психологические механизмы, конечной целью которых является обеспечение выживания и репродуктивного успеха, но мы выполняем те же задачи гораздо более продвинутыми способами.

Наш мозг похож на современный компьютер, который не только достаточно эффективно выполняет основные функции, но и способен выполнять дополнительные задачи, которые на первый взгляд могут показаться не имеющими отношения к нашему выживанию или репродуктивным потребностям. Но более глубокий анализ часто показывает, что да.

Например, чувство юмора может показаться чертой, не имеющей ничего общего с нашими эволюционными потребностями. Мы не видим животных в стендап-комедиях. Но у людей это сигнализирует об интеллекте, качестве, которое воспринимается как привлекательное для представителей обоих полов.

В то же время нельзя отрицать, что наш мозг настолько развит, что мы действительно можем превзойти требования нашего эволюционного программирования. Другими словами, мы можем  и действуем в поведении, которое противоречит тому, что требует от нас наша эволюционная программа.

Например, есть люди, которые совершают самоубийство, несмотря на то, что выживание является важной целью нашего эволюционного программирования. Есть также люди, которые предпочитают не иметь детей, несмотря на то, что репродуктивный успех является конечной целью нашего эволюционного программирования.

Это стало возможным благодаря нашему развитому мозгу. Как и передовые компьютеры, гибкость операций, которые может выполнять наш мозг, позволила нам заниматься деятельностью, которая кажется противоречащей тому, что должны делать развитые психологические механизмы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *