Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Психологические потребности это: Психологические потребности — Психологос

Содержание

Психологические потребности — Психологос

01 октября 2022 г., 21:43

Психологические потребности — потребности, не сводимые к телесным↑, но не дотягивающие до уровня духовных. К психологическим потребностям обычно относят потребность в общении, аффилиации, принятии и многие другие.

Потребность в общении

Потребность в общении у детей, по всей видимости, не врожденная — она формируется на фоне активности взрослых и в благополучном варианте обычно начинает активно проявляться к 2 месяцам↑. Подростки убеждены, что их потребность в общении дает им возможность активно эксплуатировать взрослых. Многие взрослые, когда общаются меньше, чем им хочется, погружаются в негатив. См.→

Потребность в принятии

Если у нас есть значимые нам люди, нам не хочется быть для них — чужим. Нам хочется — принятия. Если человек чужой для всех, обычному человеку от этого плохо, и его желание быть для кого-то своим называют — потребностью в принятии. Впрочем, желание быть своим (потребность в принятии) нередко подталкивает людей к некритичному усвоению ненужных, неперспективных, а то и прямо антиобщественных норм, к ошибочному поведению.

  • Потребности

Комментарии (0):

Материалы по теме:

01 окт. 2022 г.

Физиологические и психологические потребности

Психологические потребности — потребности, не сводимые к телесным, но не дотягивающие до уровня духовных. К психологическим потребностям обычно относят потребность в общении, аффилиации, принятии и многие другие.

0Подробнее

01 окт. 2022 г.

Потребность

Потребность в психологии описывается с трех сторон: как объективное положение дел, как субъективное ощущение и как динамическое состояние. Потребность как объективка — объективное положение нужды или недостатка чего-либо, необходимого для нормального функционирования живой системы. «Рядом со мной нет того, что нужно. У организации потребность в дополнительных помещениях. России нужна национальная идея. Организму требуется вода».

8Подробнее

01 окт. 2022 г.

Потребность в общении

Людям общаться хочется. Можно назвать это желанием потрепаться, можно назвать — потребность в общении. Как формируется потребность в общении, от чего зависит и как к этому относиться?

3Подробнее

01 окт. 2022 г.

Потребность в общении (Лисина)

Изучение потребностей — одна из труднейших проблем психологии, потому что увидеть их непосредственно нельзя и судить об их наличии у человека, об уровне их развития и особенностях содержания приходится на основании косвенных данных. Большинство психологов утверждают, что у человека существует особая потребность в общении. Но природу этой потребности они либо не определяют, либо формулируют тавтологически, как «стремление к общению», «желание быть вместе». При этом остается невыясненным, почему люди стремятся друг к другу и зачем им нужно быть вместе.

0Подробнее

Содержание

Новые статьи:

  • Результатник, умеющий наслаждаться
  • Лента отчетов, прекрасные авторы и анонимность. Рассказываем подробно!
  • «Зима и котик», стихотворение
  • Что завещал Черчилль своей супруге
  • Критика в адрес мужа

Популярные статьи:

  • Вопросник Основы семейного договора
  • Как решить вопрос с сексом раз и навсегда
  • На вас обиделись: как реагировать?
  • Психология мужчины. Как женщинам понимать мужчин?
  • Невротик

Хиты недели:

  • На вас обиделись: как реагировать?
  • Вопросник Основы семейного договора
  • Психология мужчины. Как женщинам понимать мужчин?
  • Как решить вопрос с сексом раз и навсегда
  • Невротик

Потребности личности — социальные, психологические, духовные

Потребности личности (нужда) – это так называемый источник личностной активности, потому что именно потребности человека являются его побудительной причиной для деяний определенным образом, заставляя двигаться в нужном направлении. Таким образом, нужда или потребность – это такое личностное состояние, при котором обнаруживается зависимость субъектов от определенных ситуаций или условий существования.

Личностная активность проявляется только в процессе удовлетворения ее потребностей, которые формируются во время воспитания индивида, приобщения его к общественной культуре. В своем первичном биологическом проявлении надобностью является не что иное, как определенное состояние организма, выражающее свою объективную нужду (желание) в чем-либо. Таким образом, система потребностей личности напрямую зависит от образа жизни индивида, взаимодействия между окружающей средой и сферой ее использования. С позиции нейрофизиологии нужда означает образование какой-либо доминанты, т.е. появление возбуждения особых клеток головного мозга, характеризующееся устойчивостью и регулирующее потребные поведенческие действия.

Виды потребностей личности

Потребности человека довольно многообразны и сегодня существует огромное множество их классификаций. Однако в нынешней психологии выделяют две основные классификации видов надобностей. В первой классификации потребности (нужды) подразделяются на материальные (биологические), духовные (идеальные) и социальные.

Реализация материальных или биологических нужд связана с индивидуально-видовым существованием индивида. К ним относятся – надобность в еде, во сне, одежде, безопасности, доме, интимные желания. Т.е. потребность (надобность), которая обусловлена  биологической нуждой.

Духовные или идеальные нужды выражаются в познании мира, который окружает, смысле существования, самореализации и самоуважении.

Желание личности принадлежать к какой-либо социальной группе, а также надобность в человеческом признании, лидерстве, доминировании, самоутверждении, привязанности окружающих в любви и уважении отражается в социальных потребностях. Все эти надобности разделяют по важным видам активности:

  • труд, работа – нужда в познании, творении и созидании;
  • развитие – нужда в обучении, самореализации;
  • социальное общение – духовные и нравственные потребности.

Описанные выше надобности или нужды имеют социальную направленность, поэтому носят название социогенные или социальные.

В другом виде классификации все потребности разбивают на два типа: нужда или потребность роста (развития) и сохранения.

Нужда сохранения объединяет в себе такие потребности (надобности) – физиологические: сон, интимные желания, голод и др. Это базовые потребности личности. Без их удовлетворения индивид просто не способен выжить. Далее нужда в безопасности и сохранении; изобилие – всесторонность удовлетворения естественных потребностей; материальные потребности и биологические.

Потребность роста объединяет в себе следующее: желание любви и уважения; самоактуализация; самоуважение; познание, в том числе и жизненного смысла; потребности в чувственном (эмоциональном) контакте; социальные и духовные (идеальные) потребности. Вышеперечисленные классификации позволяют выделить более значимые потребности практического поведения субъекта.

А.Х. Маслоу выдвинул концепцию системного подхода к исследованиям психологии личности субъектов, основываясь на модели потребностей личности в виде пирамиды. Иерархия потребностей личности по А.Х. Маслоу представляет собой поведение индивида, напрямую зависящее от удовлетворения его любых потребностей. Это означает, что потребности, находящиеся вверху иерархии (реализация целей, саморазвитие), направляют поведения индивида в той степени, в которой удовлетворены его потребности, находящиеся в самом низу пирамиды (жажда, голод, интимные желания и др.).

Также различают потенциальные (неактуализированные) потребности и актуализированные. Основным двигателем личностной активности является внутренний конфликт (противоречие) между внутренними условиями существования и внешними.

Все виды потребностей личности, находящиеся на верхних ступенях иерархии имеют разный уровень выраженности у различных людей, но без социума ни один человек не сможет существовать. Полноценной личностью субъект может стать только тогда, когда он удовлетворит свою нужду в самоактуализации.

Социальные потребности личности

Это особый вид нужды человека. Заключается она в потребности иметь все необходимое для существования и жизнедеятельности индивида, какой-либо социальной группы, социума в целом. Это внутренний побуждающий фактор активности.

Общественные потребности – это нужда людей в работе, социальной активности, культуре, духовной жизни. Потребности, созданные обществом – это такие потребности, которые являются основой общественной жизни. Без мотивирующих факторов удовлетворения потребностей невозможно производство и прогресс в целом.

Также к социальным нуждам относят потребности, связанные с желанием образовывать семью, вступлением в различные социальные группы, коллективы, с разнообразными сферами производственной (внепроизводственной) деятельности, существованием социума в целом. Условия, факторы внешней среды, которые окружают индивида в процессе его жизнедеятельности, не только способствуют появлению потребностей, но и формируют возможности для удовлетворения их. В жизни человека и иерархии потребностей социальные нужды играют одну из определяющих ролей. Существование индивида в социуме и посредством него – центральная область проявления сущности человека, основное условие для реализации всех остальных нужд – биологических и духовных.

Классифицируют социальные потребности по трем критериям: нужды других, свои нужды, совместные нужды.

Нужда других (потребности для других) – это нужды, которые выражают родовую основу индивида. Заключается в потребности общения, защиты слабого. Альтруизм – одна из выраженных потребностей для других, нужда в жертвовании своими интересами для других. Альтруизм реализуется только посредством победы над эгоизмом. То есть потребность «для себя» должна преобразовываться в потребность «для других».

Своя нужда (потребность для себя) выражается в самоутверждении в социуме, самореализации, самоидентификации, в потребности занять свое место в социуме и коллективе, желание власти и др. Такие потребности, поэтому и относятся к социальным, что не могут существовать без потребностей «для других». Только через выполнения чего-то для других, возможно, реализовать свои желания. Занять какое-либо положение в социуме, т.е. достичь признания для себя, намного проще сделать, не задевая при этом интересы и притязания других членов общества. Наиболее эффективным путем реализации своих эгоистических желаний будет такой путь, в движении по которому содержится доля компенсации для удовлетворения притязаний других людей, тех, кто может претендовать на ту же роль или тоже место, но могут удовлетвориться и меньшим.

Совместные нужды (потребности «вместе с другими») – выражают мотивирующую силу множества людей одновременно или социума в целом. Например, необходимость безопасности, в свободе, в мире, смены существующего политического строя и др.

Потребности и мотивы личности

Основное условие жизнедеятельности организмов – это наличие их активности. У животных активность проявляется в инстинктах. А вот поведение человека намного сложнее и определяется наличием двух факторов: регулятивных и побудительных, т.е. мотивами и потребностями.

Мотивы и система потребностей личности имеют свои основные особенности. Если потребность – это нужда (дефицит), необходимость чего-то и необходимость ликвидировать что-нибудь находящееся в избытке, то мотив — это толкатель. Т.е. нужда создает состояние активности, а мотив придает ей направление, толкает активность в потребном направлении. Необходимость или надобность, в первую очередь, ощущается человеком как состояние напряжения внутри, или проявляется в качестве раздумий, мечтаний. Это побуждает индивида к поиску предмета нужды, но не придает направление деятельности для ее удовлетворения.

Мотив же, в свою очередь, является побудительной причиной для достижения желаемого или, наоборот, избегания его, осуществить деятельность или нет. Мотивы могут сопровождаться положительными или негативными эмоциями. Удовлетворение потребностей всегда ведет к снятию напряженности, нужда исчезает, но через некоторое время может возникнуть вновь. С мотивами же все наоборот. Поставленная цель и непосредственно мотив не совпадают. Потому что цель – это то, куда или к чему испытывает стремление человек, а мотив – это причина, по которой он стремится.

Цель можно поставить перед собой следуя разным мотивам. Но возможен и такой вариант, при котором мотив сдвигается на цель. Это означает преобразование мотива деятельности непосредственно в мотив. Например, ученик вначале учит уроки, потому что заставляют родители, но потом просыпается интерес и он начинает учиться ради самой учебы. Т.е. получается, что мотив – это внутренний психологический побудитель поведения или поступков, обладающий устойчивостью и побуждающий индивида к осуществлению деятельности, придавая ей осмысленность. А потребность – это внутреннее состояние ощущения нужды, которое выражает зависимость человека или животных от определенных условий существования.

Потребности и интересы личности

С категорией потребность неразрывно связана и категория интересов. В основе зарождения интересов всегда лежат потребности. Интерес – это выражение целенаправленного отношения индивида к какому-либо виду его потребностей.

Интерес человека не столько направлен именно на предмет потребности, сколько направлен на такие общественные факторы, которые делают более доступными этот предмет, в основном это различные блага цивилизации (материальные или духовные), которые и обеспечивают удовлетворение таких потребностей. Интересы также определяются конкретным положением людей в обществе, положением социальных групп и являются мощнейшими побуждающими стимулами к любой деятельности.

Интересы также можно классифицировать в зависимости от направленности или по носителю этих интересов. К первой группе относят социальные, духовные и политические интересы. Ко второй – интересы социума в целом, групповые и индивидуальные интересы.

Интересы личности выражают ее направленность, которая определяет во многом его путь и характер любой деятельности.

В общем своем проявлении интересом можно назвать истинную причину общественных и персональных действий, событий, которая стоит непосредственно за побуждениями – мотивами индивидов, принимающих участие в этих самых действиях. Интерес бывает объективным и объективным социальным, осознанным, реализуемым.

Объективно эффективный и оптимальный путь для удовлетворения потребностей называется объективным интересом. Такой интерес объективного характера, не зависит от сознания индивида.

Объективно эффективный и оптимальный путь для удовлетворения потребностей в общественном пространстве называется объективным социальным интересом. Например, на рынке очень много ларьков, магазинчиков и определенно существует оптимальный путь к лучшему и самому дешевому товару. Это и будет проявлением объективным социальным интересом. Существует множество способов совершения различных покупок, но обязательно среди них будет один объективно оптимальный для конкретной ситуации.

Представления субъекта деятельности о том, как все-таки лучше удовлетворить свои потребности называется осознанным интересом. Такой интерес может совпадать с объективным или немного отличаться, а может иметь абсолютно противоположную направленность. Непосредственной причиной практически всех действий субъектов является именно интерес осознанного характера. Такой интерес основан на персональном опыте человека. Путь, которым идет человек для удовлетворения потребностей личности называется реализуемым интересом. Он может полностью совпадать с интересом осознанного характера, так и абсолютно противоречить ему.

Существует еще одна разновидность интересов – это товар. Такая разновидность представляет собой и путь к удовлетворению потребностей, и способ их удовлетворения. Товар может быть оптимальным способом удовлетворения потребностей и может казаться таковым.

Духовные потребности личности

Духовные потребности личности – это направленное устремление к самореализации, выражается через творчество или посредством другой деятельности.

Выделяют 3 аспекта термина духовные потребности личности:

  • К первому аспекту относится стремление к овладению результатами духовной производительности. К нему относятся приобщение к искусству, культуре, науке.
  • Второй аспект заключается в формах выражения потребностей в материальном порядке и социальных отношениях в нынешнем обществе.
  • Третий аспект – это гармоническое развитие индивида.

Любые духовные нужды представлены внутренними побуждениями человека к его духовному проявлению, творчеству, созиданию, творению духовных ценностей и к их потреблению, к духовным коммуникациям (общению). Они обусловлены внутренним миром индивида, стремлением уйти в себя, сосредоточиться  на том, что не связано с социальными и физиологическими потребностями. Эти потребности побуждают людей к занятием искусством, религией, культурой не для того, чтобы удовлетворить свои физиологические и социальные нужды, а для того, чтобы понять смысл существования. Их отличительной чертой является ненасыщаемость. Так как чем больше удовлетворяются внутренние нужды, тем более напряженными и устойчивыми они становятся.

Пределов прогрессивного роста духовных нужд не существует. Ограничением такого роста и развития могут выступать только количество накопленных ранее человечеством богатств духовного характера, силы желаний индивида участвовать в их произведении и его возможностей. Основные признаки, отличающие духовные потребности от материальных:

  • потребности духовного характера возникают в сознании индивида;
  • потребностям духовного характера присуща необходимость, а уровень свободы в выборе способов и средств удовлетворения таких потребностей значительно выше, чем у материальных;
  • удовлетворение большинства нужд духовного характера связано в основном с количеством свободного времени;
  • в таких потребностях связь между объектом нужды и субъектом характеризуется определенной степенью бескорыстия;
  • процесс удовлетворения нужд духовного характера не имеет границ.

По своему содержанию духовные нужды объективны. Они определены совокупностью условий жизнедеятельности индивидов и выказывают объективную надобность духовного изучения ими социального и природного мира, который их окружает.

Ю. Шаров выделил развернутую классификацию духовных нужд: необходимость трудовой деятельности; надобность общения; эстетические и нравственные нужды; научно-познавательные нужды; надобность в оздоровлении; нужда воинского долга. Одной важнейшей духовной надобностью личности является познание. Будущее любого общества зависит от духовного фундамента, который будет выработан у современной молодежи.

Психологические потребности личности

Психологические потребности индивида – это такие потребности, которые не сводятся к телесным нуждам, но и до уровня духовных не дотягивают. К таким нуждам обычно относится надобность в аффилиации, общении и др.

Нужда в общении у детей – это не врожденная потребность. Она формируется посредством активности окружающих взрослых лиц. Обычно активно начинает проявляться к двум месяцам жизни. Подростки же имеют убежденность, что их нужда в общении приносит им возможность активно использовать взрослых. На взрослых людей недостаточное удовлетворение потребности в общении влияет пагубно. Они погружаются в негативные эмоции. Нужда в принятии заключается в желании индивида быть принятым другим лицом группой лиц или обществом в целом. Такая надобность нередко подталкивает человека к нарушению общепринятых норм и может приводить к асоциальному поведению.

Среди психологических нужд различают базовые потребности личности. Это такие потребности, при неудовлетворении которых  маленькие дети не смогут получить полноценное развитие. Они как бы останавливаются в своем развитии и становятся более подверженными некоторым заболеваниям, чем их сверстники, у которых такие потребности удовлетворены. Так, например, если малыш регулярно получает кормление, но растет без должного общения с родителями, его развитие может задерживаться.

Базовые потребности личности взрослых людей психологического характера подразделяются на 4 группы: автономия – нужда в самостоятельности, независимости; нужда в компетентности; надобность в значимых для индивида межличностных взаимоотношениях; потребность являться членом социальной группы, чувствовать себя любимым. Сюда также относится и чувство собственной значимости, и нужда в признании другими. В случаях неудовлетворения базовых физиологических нужд страдает физическое здоровье индивида, а в случаях неудовлетворения базовых психологических нужд страдает дух (психологическое здоровье).

Мотивация и потребности личности

Мотивационные процессы индивида имеют в себе направленность достижения или, наоборот, избегания поставленных целей, реализовать определенную деятельность или нет. Сопровождаются такие процессы различными эмоциями как положительного, так и отрицательного характера, например, радость, страх. Также во время таких процессов появляется некоторое психофизиологическое напряжение. Это означает, что мотивационные процессы сопровождаются состоянием возбуждения или взволнованности, также может появляться ощущение упадка или прилива сил.

С одной стороны регуляция психических процессов, которые влияют на направленность деятельности и численность энергии, нужной для выполнения этой самой деятельности называется мотивацией. А с другой стороны мотивация – это все-таки определенная совокупность мотивов, которая придает направленность деятельности и самому внутреннему процессу побуждения. Мотивационными процессами объясняется непосредственно выбор между разными вариантами действий, но которые имеют равно притягательные цели. Именно мотивация влияет на упорство и настойчивость, с помощью которых индивид добивается поставленных целей, преодолевает препятствия.

Логическим объяснением причин действий или поведения называют мотивировкой. Мотивировка может иметь отличия от реальных мотивов или осознанно применяться для того, чтобы их замаскировать.

Мотивация достаточно тесно связана с нуждами и потребностями индивида, потому что появляется при возникновении желаний (нужд) или недостатка чего-либо. Мотивация является начальным этапом физической и психической активности индивида. Т.е. она представляет собой некое побуждение к произведению действий определенным мотивом или процессом выбора причин для конкретного направления деятельности.

Следует всегда учитывать, что за совершенно аналогичными, с первого взгляда, поступками или действиями субъекта могут стоять абсолютно разные причины, т.е. мотивация у них может быть совсем разной.

Мотивация бывает внешней (экстринсивной) или внутренняя (интринсивной). Первая не связана с содержанием конкретной деятельности, но обусловлена внешними условиями относительно субъекта. Вторая связана непосредственно с содержанием процесса деятельности. Также различают отрицательную и положительную мотивацию. Мотивация, основой которой являются на позитивные посылы, называется  положительной. А мотивация, основой которой являются отрицательные посылы, называется соответственно отрицательной. Например, положительной мотивацией будет – «если я хорошо себя буду вести, то мне купят мороженое», отрицательной – «если я хорошо себя буду вести, то меня не будут наказывать».

Мотивация может быть индивидуальной, т.е. устремленной на поддержание постоянства внутренней среды своего организма. Например, избегание болевых ощущений, жажда, стремление к поддержанию оптимальной температуры, голод и др. Также может быть групповой. К ней относится забота о детях, поиск и выбор своего места в социальной иерархии и др. К познавательным мотивационным процессам относят различную игровую деятельность и исследовательскую.

Основные потребности личности

Основные (ведущие) потребности нужды личности могут  различаться не только по содержанию, но и по уровню обусловленности социумом. Независимо от пола или возраста, а также от социальной принадлежности любой человек имеет основные потребности. Более подробно в своем труде их описал А. Маслоу. Он предложил теорию основанную на принципе иерархической структуры («Иерархия потребностей личности» по Маслоу). Т.е. одни потребности личности являются первичными в соотношении с другими. Например, если человек испытывает жажду или голод, его не особо будет волновать, уважает его сосед или нет. Отсутствие предмета нужды Маслоу называл дефицитными или дефицитарными потребностями. Т.е. при отсутствии еды (предмета нужды), человек будет стремиться любыми путями восполнить такой дефицит любым возможным для него способом.

Основные потребности подразделяются на 6 групп:

1. К ним относят в первую очередь физическую нужду, включающую в себя необходимость в еде, питье, воздухе, сне. Сюда же относится и нужда индивида в близком общении с субъектами противоположного пола (интимные отношения).

2. Нужда в похвале, доверии, любви и др. называется эмоциональными потребностями.

3. Нужда в дружеских отношениях, в уважении в коллективе или другой социальной группе называется общественной потребностью.

4. Нужда в получении ответов на поставленные вопросы, удовлетворении любопытства называются интеллектуальными потребностями.

5. Вера в божественную власть или просто потребность верить называется духовной потребностью. Такие потребности помогают людям обрести спокойствие, переживать неприятности и др.

6. Необходимость самовыражения посредством творчества называется творческой нуждой (потребностями).

Все перечисленные потребности личности – это часть каждого человека. Удовлетворение всех основных нужд, желаний, потребностей человека способствуют его здоровью и позитивному настрою во всех деяниях. Все основные потребности обязательно обладают цикличностью процессов, направленностью и напряженностью. Все потребности в процессах их удовлетворения закрепляются. Вначале удовлетворенная основная потребность временно притихает (угасает) для того, чтобы со временем возникнуть с еще большей интенсивностью.

Потребности, выраженные более слабо, но многократно удовлетворенные, постепенно становятся более устойчивыми. Существует определенная закономерность в закреплениях потребностей – чем многообразнее средства, используемые для закрепления нужд, тем более прочно они закрепляются. В этом случае потребности делаются основами поведенческих действий.

Нужда определяет весь адаптирующий механизм психики.

Предметы реальности при этом отражаются как вероятные препятствия или условия для удовлетворения нужд. Поэтому любая основная потребность оснащена своеобразными эффекторами и детекторами. Возникновение основных потребностей и их актуализация направляет психику на определение соответственных целей.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Основные психологические потребности – что нам нужно, чтобы чувствовать себя в этом мире как дома

Ежедневно мы соприкасаемся со своими физическими потребностями. Неудобные ощущения, такие как усталость или голод, — это способы, которыми наше тело призывает нас удовлетворить наши потребности. Психологические потребности направляют нас аналогичным образом – когда они не удовлетворяются, возникают неприятные эмоции. Но по сравнению с нашими физическими потребностями их игнорирование не влечет за собой прямых фатальных последствий. Это становится проблемой: в конечном итоге мы становимся менее опытными в решении наших психологических потребностей.

В современной психологии существуют разные теории относительно точного количества и типов основных психологических потребностей. Некоторые предлагают определенную иерархию психологических потребностей, в то время как другие постулируют сочетание многих различных эквивалентных потребностей. Широко известный подход психолога Клауса Граве особенно хорошо основан на эмпирических данных. Он содержит следующие четыре основные психологические потребности

 

1. Потребность в привязанности

Наша потребность в привязанности играет особенно важную роль в первые несколько лет нашей жизни, когда наше выживание зависит от помощи других. Если у нас есть опекун, на которого мы можем положиться (например, мать или отец), мы создадим основу доверия не только к ним, но и к другим людям и отношениям в целом. Без надежного контактного лица в первые несколько лет шансы развития расстройства привязанности или психологического расстройства в более позднем возрасте выше. Наш первый опыт взаимоотношений формирует нас на всю оставшуюся жизнь.

Даже годы спустя, когда мы становимся взрослыми и самостоятельными, наша потребность в привязанности играет важную роль в нашем благополучии. Иногда, может быть, вы также боролись с ситуациями, когда вы чувствовали себя одиноким или скучали по кому-то? В эти моменты, вероятно, ваша потребность в привязанности дает о себе знать.

 

2. Потребность в ориентации и контроле

Чувствуя связь и защиту со стороны нашего контактного лица, мы вскоре становимся любопытными и развиваем новые желания, в том числе: способность самостоятельно формировать свою жизнь, понимать и влиять на наше окружение и принимать собственные решения.

Мы нарушаем эту потребность, когда постоянно переживаем, что ситуации вокруг нас непредсказуемы, или когда начинаем верить, что не можем влиять на происходящее вокруг нас. В нашем детстве может возникнуть неудовлетворенная потребность, когда, например, отсутствие справедливых и последовательных правил, которые в противном случае могли бы дать нам руководство, вызывает ощущение непредсказуемости всех вещей вокруг нас. Точно так же во взрослой жизни такие события, как смерть любимого человека или неоднократная потеря работы, могут испортить веру в то, что мы действительно контролируем свою жизнь.

 

3. Потребность в повышении самооценки

Наверняка вы испытывали, как приятно достигать личных целей или получать комплименты за что-то важное для вас. Это ваша потребность в «повышении самооценки», чтобы зайти поздороваться. Это стремление, знакомое нам с детства, воспринимать себя как компетентных, хороших и ценимых другими. Эта потребность удовлетворяется по-разному: например, если мы растем в среде, которая верит в нас и признает усилия, которые мы вкладываем в вещи. В то же время мы знаем, и люди сообщают нам, что наши неудачи не уменьшают нашу ценность, а скорее помогают нам расти и учиться. Мы все знаем, как сложно полностью удовлетворить эту потребность — по-настоящему поверить в свою самооценку.

 

4. Потребность в увеличении удовольствия и избегании боли

Увы, прокрастинация! Уклоняться от своих обязательств часами напролет, не ходить в спортзал, заниматься меньше, чем планировалось изначально… Все это на первый взгляд кажется ленью, а на самом деле это в первую очередь самое нормальное выражение базовой человеческой потребности. Все мы с момента рождения стремимся к приятным впечатлениям, таким как прием пищи, отдых, занятия хобби и т. д. Эти вещи делают нас счастливыми и довольными окружающим миром.

Однако умение справляться с неприятными ощущениями и ответственностью является очень важной вехой взросления. Преодоление этих ситуаций в определенной степени побуждает нас к достижению наших долгосрочных целей. Если мы хотим получить хорошую оценку, в какой-то момент нам придется научиться мотивировать себя — и при этом выдерживать приемлемый уровень неположительных эмоций.

 

Удовлетворение потребностей делает человека удовлетворенным

На самом деле все просто. Если наши основные потребности удовлетворены, мы чувствуем себя хорошо. Мы испытываем положительные чувства, такие как радость, удовлетворение или гордость. Может быть, вам знакомо чувство комфорта и радости, когда вы снова видите важного человека спустя долгое время? Скорее всего, именно в этот момент ваша потребность в привязанности удовлетворяется. Точно так же вы, вероятно, также знаете удовольствие от путешествия, чувствуя себя далеко, независимо и свободно? Здесь ваша потребность в контроле приносит заслуженное удовлетворение.

 

Ваши потребности не могут быть удовлетворены 24/7

Конечно, мы не можем постоянно и оптимально удовлетворять наши основные потребности. В определенных ситуациях и фазах жизни, например, после переезда в новый город или расставания, наши основные потребности могут быть временно нарушены. Обычно со временем мы можем создать необходимые условия, чтобы вернуться к нормальной жизни и удовлетворить все наши потребности. Например, найти новых друзей или связаться со старыми друзьями.

Тем не менее, эти трудные этапы необходимы для повышения личного роста и обучения, время от времени. Кроме того, в такие моменты мы больше, чем когда-либо, обретаем уверенность в себе и своих способностях справляться с трудностями, которые встречаются на нашем пути.

 

Желания, которыми регулярно пренебрегают, говорят о другом

Хитрость заключается в том, чтобы выяснить, насколько много: если основные потребности не удовлетворяются постоянно, это сопровождается не только устойчивыми негативными чувствами и напряжением, но и повышенным предрасположенность к психическим расстройствам. Если наша потребность в привязанности фрустрируется в течение более длительного периода, например, из-за отсутствия социальных контактов, мы с большей вероятностью будем страдать от острого чувства одиночества. И это может усилить развитие депрессивного расстройства.

Еще одна проблема возникает, когда различные основные потребности в долгосрочной перспективе противоречат друг другу. Например, вступление в новые отношения удовлетворяет потребность в привязанности и в то же время нарушает потребность в самостоятельном контроле.

В этих случаях важно обратиться к своим желаниям и признать их, а также подумать, как мы можем примирить наши индивидуальные потребности.

 

Почему неуважаемые потребности нашего детства имеют больший вес

Это проблематично, когда наши основные потребности постоянно не удовлетворяются в детстве. Может быть, мы чувствовали, что не можем ни на кого положиться, или чувствовали, что другие постоянно обесценивают нас. В этом случае наши потребности оставались постоянно активными и временами контролировали наше поведение — очень похоже на то, как неудовлетворенные физические потребности, такие как голод или жажда, не исчезают просто так. Они даже делают нас менее восприимчивыми к моменту, происходящему вокруг нас.

Если в детстве наша потребность в самоуважении сильно фрустрируется, мы можем чрезмерно сосредоточить свое поведение на ее удовлетворении, например, стремясь к выдающимся успехам.

Прошлое уже нельзя изменить. Но мы все еще можем справляться со своими неудовлетворенными потребностями из раннего детства и находить здоровые, удовлетворяющие решения о том, как справляться с ними сегодня. Вот почему это важная тема практически в любой психотерапии.

 

Джек ищет настоящую любовь, Джилл предпочитает путешествовать в одиночестве

Хотя у всех нас одинаковые потребности, важность каждой потребности сильно различается для каждого человека. Одни потребности просто важнее для нас, чем другие. В равной степени то, какие стратегии лучше всего удовлетворяют эти потребности, зависит от нашего опыта обучения и нашей личности. В то время как автономия одного человека священна, и путешествия в одиночку в течение нескольких недель подряд — лучший способ зарядить свои батареи, другой человек предпочитает интимные, стабильные отношения «времени наедине».

Кроме того, значимость индивидуальных потребностей может увеличиваться или уменьшаться на определенных этапах жизни. Одним из примеров этого является желаемое отделение от родительской опеки, которое обычно начинается с полового созревания: здесь потребность в самоопределении особенно сильна, а потребность в привязанности к опекунам, матери и отцу, временно отходит на задний план. Иными словами, потребность в самоопределении превращается во временный приоритет.

 

Первый шаг к самореализации: понимание и определение наших потребностей

Для вашего благополучия важнее всего узнать себя и свои потребности. Чтобы узнать, что поддерживает вас в их удовлетворении. Ваши чувства дают вам важную подсказку.

Шаг #1 : В каких ситуациях вы чувствуете себя особенно довольным или умиротворенным? Среди близких друзей? Когда вы достигаете чего-то важного для вас? Когда ты прижимаешься к кровати с книгой?

Шаг № 2 : Подумайте, какая потребность может возникнуть в таких ситуациях.
Это работает в обоих направлениях: если возникают негативные чувства, вы также можете спросить себя, какая потребность может быть «жаждой».

Дневник настроения может помочь вам легче проследить происхождение этих паттернов. Курс «Почему я так себя чувствую» в нашем приложении MindDoc может помочь вам узнать, какие потребности наиболее важны для вас и как их удовлетворить. Если у вас сложилось впечатление, что ваши потребности в настоящее время находятся в состоянии войны друг с другом, и вы страдаете от этого, возможно, стоит подумать о профессиональной поддержке.

Основные психологические потребности – selfdeterminationtheory.org

Характеристика основных психологических потребностей

Вопрос о том, есть ли у нас набор основных психологических потребностей, удовлетворение которых служит питательным веществом для роста и психического здоровья, является интригующим. В повседневном языке термин «потребность» используется довольно расплывчато, тем самым ссылаясь на определенные желаемые качества или результаты. Дети могут сказать, что им нужна новая игра, или взрослые, что им нужен отдых, чтобы восстановиться после работы. Термин «потребность» в этих случаях обозначает наличие определенного желания или предпочтения, причем эти желания или предпочтения сильно различаются у разных людей. Тем не менее, когда потребность считается основной, можно рассматривать только ограниченный набор. Это связано с тем, что в рамках теории основных психологических потребностей, одной из шести мини-теорий теории самоопределения, термин «базовая психологическая потребность» определяется более конкретным и узким образом, то есть как психологическое питательное вещество, которое   необходимо для адаптации, целостности и роста человека (Ryan, 1995). В этих рамках конкретному желанию может быть присвоен более формальный статус базовой психологической потребности только тогда, когда его удовлетворение необходимо для благополучия людей, а его фрустрация увеличивает риск пассивности, плохого самочувствия и оборонительного поведения (Ryan & Deci). , 2000a; Vansteenkiste & Ryan, 2013). Чтобы избежать увеличения количества потребностей, список психологических потребностей в BPNT ограничен тремя: автономия, связанность и компетентность (Deci & Ryan, 2000). Этот краткий список всегда был открыт для дополнений, но любая потребность-кандидат должна соответствовать ряду из девяти концептуальных и эмпирических критериев, чтобы получить формальный статус психологической потребности (Vansteenkiste, Ryan, & Soenens, 2020; см. Таблицу 1). . В частности, основные критерии потребности в BPNT включают ее психологический, существенный, присущий, отчетливый и универсальный характер, в то время как ее всеобъемлющая, содержательная, направленная и объяснительная роль представляет собой набор связанных критериев.

Таблица 1

Описание ключевых критериев базовой потребности в рамках теории базовых психологических потребностей (скопировано из Vansteenkiste, Ryan, & Soenens, 2020)

более сильное и угрожающее переживание, чем простое отсутствие его реализации (Vansteenkiste & Ryan, 2013). Автономия  относится к опыту воли и готовности. Когда человек удовлетворен, он испытывает чувство целостности, как если бы его действия, мысли и чувства были самоодобренными и подлинными. Когда человек расстроен, он испытывает чувство давления и часто конфликт, например, ощущение, что его толкают в нежелательном направлении.

Родственность  обозначает ощущение тепла, привязанности и заботы, удовлетворение от общения с другими и ощущения значимости для них. Разочарование от связи может сопровождаться чувством социальной отчужденности, изоляции и одиночества. Компетентность касается опыта эффективности и мастерства. Он становится удовлетворенным, когда человек умело участвует в деятельности и испытывает возможности для использования и расширения навыков и опыта. Когда человек расстроен, он испытывает чувство неэффективности или даже неудачи и беспомощности.

С момента публикации важных статей Деси и Райана (2000) и Райана и Деси (2000) объем эмпирических исследований психологических потребностей вырос в геометрической прогрессии.

Многочисленные исследования, некоторые из которых были обобщены в метаанализе (Ng et al., 2012; Slemp, Kern, Patrick, & Ryan, 2018; Van den Broeck, Ferris, Chang, & Rosen, 2016; Vasquez et al., 2016; Yu, Levesque-Bristol, & Maeda, 2018) убедительно показали, что эти три психологические потребности играют заметную роль в развитии, адаптации и благополучии в разных культурах, в то время как фрустрация потребностей представляет собой риск дезадаптации и сбоев в работе (Ryan, Vansteenkiste, & Deci, 2016).

Преимущества определения основных психологических потребностей

Формальное определение автономии, компетентности и связанности в качестве основных психологических потребностей дает три преимущества. Во-первых, идентификация этих потребностей позволяет ученым разобраться с фундаментальным вопросом о том, как выглядит наша человеческая природа. Введение этих психологических потребностей согласуется с метатеоретическим предположением о природе, ориентированной на рост, а также с признанием того, что у нас есть уязвимая природа.

В то время как удовлетворение потребностей активизирует проактивные, просоциальные и ориентированные на рост наклонности, фрустрация потребностей пробуждает нашу уязвимость к пассивности, эгоцентризму и защите.

Во-вторых, эта экономная структура позволяет изучать широкий и очень разнообразный набор явлений в периоды развития, культуры и личностных различий. В рамках SDT эти потребности помогают связать различные явления, которые изучаются в разных мини-теориях, включая развитие и поддержание внутренней мотивации (теория когнитивной оценки), постепенное одобрение предлагаемых извне правил, норм и установок (теория органической интеграции). , изучение личностных различий (теория причинно-следственной ориентации), жизненных устремлений (теория содержания цели) и здоровых и зрелых отношений (теория мотивации отношений). В этом отношении основанные на потребностях переживания служат необходимым «клеем» между мини-теориями, тем самым объединяя различные явления в более связное целое.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *