Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Психология научного творчества: Психология научного творчества

Психология научного творчества

Интерес к психологии научного творчества — возможно, он возник одновременно с самой наукой, в те же незапамятные времена. Но в последние годы интерес растет особенно стремительно, появляется множество статей и книг, сформировалась даже особая область науки — науковедение. И подобно тому, как в сфере искусства существует специализация,— например, статьи о музыке пишут чаще всего не сами композиторы, а музыковеды,— о приемах и методах науки, ее организации, психологии творчества и т. п. пишут науковеды, люди, занимающиеся не научным исследованием, а исследованием самой науки.

Но, право, сколь интересным может быть рассказ о творчестве «из первых уст»! Особенно если рассказчик обладает необходимым для этого мастерством. Издательство «Знание» когда-то опубликовало тоненькую книжку под названием «Поиски истины». Читается она в один присест и главным образом не потому, что тоненькая.

Книжка эта — взгляд на науку изнутри, взгляд человека, занимающегося не наукой о науке, а самой наукой.

Ее автор, известный физик, академик А. Б. Мигдал делится с читателем своими мыслями о мотивах научного творчества, о силах, движущих людьми в поисках истины, о «цветах и терниях» на этом пути.

Бытует мнение, что учеными в их работе движет стремление сделать открытие. Между тем, считает ученый, открытие — только побочный продукт, который может появиться (но это совсем не обязательно) лишь в процессе глубокого и досконального изучения объектов исследования.

Стремление во что бы то ни стало сделать открытие часто приводит к подыскиванию спасительных аргументов, способных на первых порах подтвердить ваш результат. Однако потом, как правило, оказывается, что такие аргументы ничего кроме вреда не приносят. Хотя — вот причуды психологии творчества! — бывают просто необходимы на самом первом этапе работы.

И еще парадокс. Нельзя сделать научную работу без ясного понимания сути вопроса. Но ясное понимание приходит только в конце работы! Как же быть? Работать — советует автор. Совсем как в известной пословице: «Глаза боятся, а руки делают».

Желание сначала понять все до самого конца, а потом уж работать — очень часто, по мнению автора, причина неудач в науке. Неудач, которые преследовали даже физиков высочайшего класса, таких, например, как Паули или Эренфест. «Он постоянно страдал от того, что его способности критические опережали способности конструктивные»,— писал об Эренфесте Эйнштейн.

«Надо ли серьезному ученому гордиться тем, что он никогда не делал ошибочных работ?» — спрашивает Мигдал. Конечно, отсутствие ошибок свидетельствует о хорошей квалификации и научной добросовестности. Но и только. Станет ли хорошим горнолыжником человек, который никогда не падал? Ведь он попросту не доходил до пределов своих возможностей. Между тем порой именно научные работы, кажущиеся недостоверными, бывают самыми интересными и приводят к открытиям.

Автор: Ю. Слюсарев.

Схожі записи:

Психология научного творчества и методы его развития

    Идею  об интуиции как скрытом, затаенном  и бессознательном первоисточнике творчества выдвинули А. Берксон  и З. Фрейд. Для них интуиция подсознательное  организующее все творчество начало. Многие психологи, изучающие творчество, отмечают, что то, что принято называть интуицией есть не что иное как подсознательное мышление, итогом которого является идея дающая решение проблемы. Человек давно научился использовать его. В подсознании, отмечает Дьюи, могут быть решены очень сложные мыслительные задачи. При этом сам процесс не осознается, а «входит в сознание» лишь его результат (если он получен). На нем фиксируется внимание, а человеку иной раз кажется, что на него «ниспослано озарение» что удачная мысль пришла «неведомо откуда», что кто-то иной, «высший» «водил его рукой, держащей перо». Когда результат на лицо, тогда ретроспективным анализом весь ход решения задачи может быть сознательно прослежен. Однако не всегда полученная последовательность рассуждений и операций совпадает с той, которая на самом деле имела место в подсознании. В этом и состоит одна из основных трудностей изучения подсознательного мышления, что самонаблюдения и самоотчеты часто уводят в сторону от истинного хода подсознательного процесса.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2. Научно-техническое творчество как познавательно-психологический процесс 

    Трехаспектная концепция Ф.Энгельса

    Категории единичности, особенности и всеобщности  отражают последовательные ступени  в процессе совершения научных открытий и решении технических задач. Такую трактовку названных трех категорий мы называем генетической.

    Эти же самые три категории выражают собой три сосуществующие в единстве между собой стороны научно-технического творчества. Раскрытие и учет их во взаимодействии составляют сущность такого подхода к изучению творчества ученых и изобретателей, который называют структурным.

    Сейчас  важно подчеркнуть диалектическое единство обоих подходов ? генетического  и структурного, их полную общность и нераздельность. На этой основе возникает  трехаспектная концепция, объясняющая генезис движения научной мысли, то есть ее исторический и логический ход, и структуру взаимодействующих исторических, социальных и психологических факторов, обусловливающих этот ее ход.

    Роль  и значение категорий единичности, особенности и всеобщности впервые раскрыл Ф. Энгельс, поэтому названную выше трехаспектную концепцию мы называем энгельсовской. В ней показано, что всеобщее выступает в научно-техническом творчестве как логический момент, особенное ? как социально-исторический момент, а единичное ? как психологический и биографический. Это соответствует тому, что всеобщее (общечеловеческое) в развитии науки изучает логика (диалектическая), особенное ? история и социология, а единичное ? психология и та часть истории науки и техники, которая занимается биографиями ученых и изобретателей. Отсюда следует, что только в теснейшем взаимодействии всех трех названных моментов и должно изучаться научно-техническое творчество в целом.

Ибо в нем представлены в нераздельном единстве все три его структурные стороны, выраженные категориями всеобщего, особенного и единичного.

    И мы приходим к следующему выводу: ученый или изобретатель (единичное) должен уметь улавливать, схватывать и связывать  между собой то, что несут с  собой всеобщее и особенное, «витающие  в воздухе» и не зафиксированные на бумаге в виде плановых заданий. Их улавливание может осуществиться только интуитивно. Ученый или изобретатель, обладающий способностью интуитивно мыслить, должен уметь делать соответствующие выводы для себя из своей творческой деятельности, из всего прочитанного им (научно-технической литературы), виденного (устройства и конструкции, явления природы и т. д.) и слышанного (во время бесед и дискуссий, симпозиумов и конгрессов).

    Методы  исследования научно-технического творчества

    Вопрос  о том, каким путем совершается  открытие и как затем строится информация о нем, имеет большое  значение для разработки общей теории научно-технического творчества.

Следует  при этом подчеркнуть, что факты  имеют научно-познавательную ценность только в тех случаях, когда они систематизированы, когда между ними вскрыты неслучайные зависимости, определены причины следствия. Таким образом, задача выявления истины требует не только сбора фактов, но и правильной их теоретической обработки. Первоначальная систематизация фактов и их анализ проводится уже в процессе наблюдений, бесед, экспериментов, ибо эти методы включают в себя не только акты чувственного восприятия предметов и явлений, но и их отбор, классификацию, осмысливание воспринятого материала, его фиксирование.

    Методы  эти таковы: Наблюдение, Сравнение, Счёт, Эксперимент, Обобщение, Абстрагирование, Анализ, Синтез.

    В исторической практике построения информации об изобретениях сложилась следующая  общедоступная схема: сначала — непосредственные данные анализа изобретения, затем — выявление эмпирической закономерности и, наконец, — ее теоретическое объяснение.

    Именно  логика показывает (в отличие от психологии) то, как работала мысль  ученого или изобретателя в поисках  истины, двигаясь логически наиболее коротким путем. Это мы видим, в частности, в том случае, когда работу интуиции (после ее свершения), то есть получение непосредственного умозаключения, мы начинаем логически обрабатывать, выявляя в ней скрытые звенья последовательного хода рассуждений, которые творческая мысль смогла «проскочить» с помощью интуиции. 

    Таким образом, и здесь мы видим своеобразное соотношение между логикой и  психологией при рассмотрении истории  научных открытий и техических изобретений.

    Во  всяком случае, вся эта проблема имеет исключительно важное значение для разработки общей теории научно-технического творчества. Тут никак нельзя упускать из виду ни логической, ни психологической стороны вопроса, надо брать их в единстве и взаимодействии.

    Принцип дополнительности в его познавательно-психологической трактовке имеет место в названной области психологической науки, причем здесь он выступает двояко: во-первых, как требование преодоления барьера, разобщающего различные стороны единого научного исследования, которые должны быть связаны между собой; во-вторых, как требование обеспечения преемственной связи между различными поколениями ученых. Возникшая еще в XV веке дифференциация наук разобщила естествоиспытателей, специалистов в различных областях естествознания, в частности, химиков и физиков. К 80-м годам XIX века дело дошло до того, что они часто вообще не понимали друг друга.

    В итоге два ученых, работающих рука об руку, воссоздавали бы цельность, восполняя  ее до необходимой полноты. Этим преодолевался  бы барьер, возводивший непереходимую преграду между физикой и химией. В этом и заключается принцип дополнительности в науке.

    Второй  тип проявления принципа дополнительности предполагает взаимодействие между  учителем и учеником, зачинателем  научного направления и его продолжателем, а шире ? между двумя поколениями ученых ? старшим и младшим.

    Научные дискуссии как способ преодоления  ППБ (Познавательно Психологический  Барьер) и преодолевающего его  трамплина

    Хорошо  известно, что научные дискуссии и споры способствуют нахождению истины, иначе говоря, способствуют преодолению барьеров, существовавших на пути к ней. Объясняется это тем, что сторонник определенных взглядов, в том числе и таких, которые вносят нечто новое в науку, не всегда сам замечает слабые и даже явно ошибочные стороны своих взглядов, а потому и не может вовремя уточнить и развить то, что он отстаивает, освободив это от слабостей и недостатков. Наоборот, противник его взглядов, отвергая их, ищет, прежде всего, слабые места в критикуемых им воззрениях и находит их гораздо быстрее и убедительнее, чем защитник этих взглядов. И это обстоятельство становится своеобразной подсказкой-трамплином для работы мысли защитника критикуемых воззрений. Увидя, что его взгляды содержат явно слабые, ошибочные пункты, на которые нападает его противник, он начинает искать способы их преодоления. Тем самым он продвигается вперед к истине и преодолевает до конца прежний, стоявший на пути к ней барьер.

    Типология ученых с позиций трехаспектной  концепции.

    В работах ряда историков науки, а  также психологов, занимающихся изучением научного творчества, было предложено немало классификаций типов ученых. Так, широко известна типология, предложенная В. Оствальдом, с разделением ученых на «классиков» и «романтиков». Интересна также выдвинутая М. Фарадеем типология научного творчества.

    Соответствующие черты творчества ученого, как и  психологии самого ученого, не могут  быть рассмотрены изолированно от той  ступени познания, к которой относятся  труды этого ученого.

    В общем случае процесс научного познания в той или иной его области проходит последовательно три главные ступени: единичность, особенность и всеобщность.

    На  ступени единичности, когда устанавливаются  новые факты, в творчестве ученого  исключительно важна такая черта, как наблюдательность. В самом  деле, обнаружить и констатировать новизну вновь открытого факта нельзя, если ученый не обладает тонкой наблюдательностью. Он может не суметь объяснить новый факт, но он должен, во всяком случае, заметить его, уловить его новизну, сравнивая его с другими, ранее уже известными фактами.

    Следующая ступень особенность. Она предполагает не просто наблюдательность, а способность  группировать, систематизировать наблюденные  факты, связывать их между собою, а значит, мыслить, причем мыслить  индуктивно, формально-логически.

    Наконец, на ступени всеобщности обнаруживаются такие черты ученого, как способность к абстрактному, теоретическому мышлению, к теоретическим обобщениям, раскрывающим сущность изучаемого и наблюдаемого явления.

    И в заключении стороны или элементы теории научно-технического творчества: 1) трехаспектная концепция Ф. Энгельса, 2) характеристика познавательно-психологического метода исследования научно-технического творчества, 3) общая схема функционирования ППБ и преодолевающего его трамплина и 4) анализ деятельности ученого в личностном плане. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    

  1. Психология  творчества

 

    Психология  творчества — область научного и  прикладного знания, разрабатываемая  преимущественно общей психологией, психологией личности и дифференциальной психологией. Эта отрасль психологии обобщает теоретические и экспериментальные исследования творчества, изучает общие психологические закономерности строения, регуляции и развития творческой деятельности, а также особенности творческой личности, природу творческих способностей и пути их развития. 

    Психологии  творчества использует знания из различных  отраслей психологии: социальной психологии, возрастной и педагогической психологии, психологии личности, психофизиологии, психогенетики. Психология творчества представлена в различных направлениях современной психологии: культурно-историческом подходе, теории деятельности, психоанализе, гештальттеории, экзистенционализме, гуманистических течениях, когнитивной психологии, что определяет теоретические принципы и методы исследования, а также варианты используемых психокоррекционных и тренниговых практик и процедур. Психология творчества имеет большое значение для других наук: философии, социологии, политологии, экономики, менеджмента, рекламы, маркетинга, информатики и искусственного интеллекта, инженеринга и теории проектирования, педагогики, искусствоведения и для всех прикладных дисциплин, связанных с поиском и анализом новых творческих решений.  

    Искусство развивается, подчиняясь диалектическому  методу. Искусство работает пирамидально: в основе новых достижений — положено использование всего, накопленного там, внизу, в основании пирамиды. Революций здесь не бывает, больше, чем где-нибудь, — здесь эволюция. И нам надо знать то, что в области техники художественного слова сделано до нас. Это не значит, что вы должны идти по старым путям: вы должны вносить свое. Художественное произведение только тогда и ценно, когда оно оригинально и по содержанию, и по форме. Но для того, чтобы прыгнуть вверх, надо оттолкнуться от земли, надо, чтобы была земля.

Установление связей: психолог исследует нейронауку творчества

Исследования

Роджер Бити, доцент психологии, на переднем плане и участник демонстрируют использование исследовательского МРТ-сканера в Центре визуализации социальных, жизненных и технических наук в Университетском парке. Бити использует функциональную МРТ для изучения активности мозга во время творчества. Предоставлено: Патрик Мэнселл / Penn State. Creative Commons

1 декабря 2020 г.

Дэвид Паккиоли

Есть ли что-нибудь более загадочное — или человеческое — чем творческий порыв? Какой бы ни была область деятельности: музыка, искусство, наука, бизнес… Чем объясняется вдохновенный всплеск инноваций? Искра, которая вспыхивает и освещает путь к чему-то совершенно новому?

Роджер Бити заинтересовался этим вопросом, будучи студентом, в классе, который изучал психологию гения. Джазовый пианист-любитель, он уже хорошо разбирался в импровизации. Но «это был первый раз, когда я понял, что креативность можно изучать с научной точки зрения», — вспоминает он. Изучение тематических исследований Пикассо и «Битлз» по их гигантским следам помогло понять, почему одни люди более креативны, чем другие.

Роджер Бити, джазовый пианист-любитель, играет на клавишных в своей лаборатории пьесу Майлза Дэвиса. Предоставлено: Патрик Мэнселл / Penn State. Creative Commons

Существует несколько когнитивных процессов. Память имеет решающее значение, говорит Бити, в настоящее время доцент психологии в Университете штата Пенсильвания.

«Память — это то, что мы уже знаем. Творчество предполагает выход за пределы того, что мы знаем, — но если мы ничего не знаем, мы не можем создать ничего нового», — сказал Бити. понятия и опыт, чтобы облегчить установление связей. Это способность, которая различается у разных людей.

Также важна способность концентрироваться, сужать свое внимание на поставленной задаче. Но внимание должно быть сбалансировано со спонтанностью, сказал Бити. «Творческие люди, как правило, открыты новому опыту и видят вещи по-новому».

Эти и другие процессы играют свою роль. Но насколько каждый из них способствует творчеству человека? Происходит ли что-то заметно иное в голове новатора? Как творчество происходит в мозгу?

Связано по-другому

Нейронаука творчества — это новая область, которая привлекает исследователей из нескольких дисциплин, но это может показаться странным сочетанием. Как исправить такую ​​эфемерную вещь, как творчество? Как привязать бабочку новой идеи к области нейронов и физиологии?

Во-первых, сказал Бити, вы должны договориться об определении. Исследователи в этой области обычно признают, что для того, чтобы считаться творческой, идея должна быть одновременно новой и полезной.

«Одной новизны недостаточно, — сказал он, — даже если «полезность» в такой области, как абстрактное искусство, не так очевидна». Творчество — это, по сути, решение проблемы, даже если это проблема, о существовании которой никто не знал.

Ответ участника на тест на креативность, проведенный в лаборатории психолога Роджера Бити. Участников попросили завершить рисунок тем, что пришло им на ум. Кредит: любезно Роджер Бити. Все права защищены.

В рамках теста на творческие способности, проведенного в лаборатории психолога Роджера Бити, участникам была дана эта подсказка, и им было предложено завершить рисунок тем, что пришло им в голову. Кредит: любезно Роджер Бити. Все права защищены.

Реакция участника на творческий тест, проведенный в лаборатории психолога Роджера Бити. Участников попросили завершить рисунок тем, что пришло им на ум. Кредит: любезно Роджер Бити. Все права защищены.

Ответ участника на тест на креативность, проведенный в лаборатории психолога Роджера Бити. Участников попросили завершить рисунок тем, что пришло им на ум. Кредит: любезно Роджер Бити. Все права защищены.

Реакция участника на творческий тест, проведенный в лаборатории психолога Роджера Бити. Участников попросили завершить рисунок тем, что пришло им на ум. Кредит: любезно Роджер Бити. Все права защищены.

Ответ участника на тест на креативность, проведенный в лаборатории психолога Роджера Бити. Участников попросили завершить рисунок тем, что пришло им на ум. Кредит: любезно Роджер Бити. Все права защищены.

Ответ участника на тест на креативность, проведенный в лаборатории психолога Роджера Бити. Участников попросили завершить рисунок тем, что пришло им на ум. Кредит: любезно Роджер Бити. Все права защищены.

Реакция участника на творческий тест, проведенный в лаборатории психолога Роджера Бити. Участников попросили завершить рисунок тем, что пришло им на ум. Кредит: любезно Роджер Бити. Все права защищены.

Ответ участника на тест на креативность, проведенный в лаборатории психолога Роджера Бити. Участников попросили завершить рисунок тем, что пришло им на ум. Кредит: любезно Роджер Бити. Все права защищены.

В рамках теста на творческие способности, проведенного в лаборатории психолога Роджера Бити, участникам дали эту подсказку и попросили завершить рисунок тем, что пришло им в голову. Кредит: любезно Роджер Бити. Все права защищены.

Ответ участника на тест на креативность, проведенный в лаборатории психолога Роджера Бити. Участников попросили завершить рисунок тем, что пришло им на ум. Кредит: любезно Роджер Бити. Все права защищены.

Ответ участника на тест на креативность, проведенный в лаборатории психолога Роджера Бити. Участников попросили завершить рисунок тем, что пришло им на ум. Кредит: любезно Роджер Бити. Все права защищены.

Реакция участника на творческий тест, проведенный в лаборатории психолога Роджера Бити. Участников попросили завершить рисунок тем, что пришло им на ум. Кредит: любезно Роджер Бити. Все права защищены.

Ответ участника на тест на креативность, проведенный в лаборатории психолога Роджера Бити. Участников попросили завершить рисунок тем, что пришло им на ум. Кредит: любезно Роджер Бити. Все права защищены.

Реакция участника на творческий тест, проведенный в лаборатории психолога Роджера Бити. Участников попросили завершить рисунок тем, что пришло им на ум. Кредит: любезно Роджер Бити. Все права защищены.

Ответ участника на тест на креативность, проведенный в лаборатории психолога Роджера Бити. Участников попросили завершить рисунок тем, что пришло им на ум. Кредит: любезно Роджер Бити. Все права защищены.

Чтобы измерить творческие способности людей, исследователи используют различные тесты. Один требует дать участнику исследования пары случайно выбранных слов — скажем, «обувь» и «дверь» или «гребная лодка» и «попугай» — и попросить их оценить, насколько тесно эти слова связаны друг с другом.

«Люди более творческие способны видеть связи между вещами, которые могут показаться несвязанными, — объяснила Бити.

В другом тесте на «дивергентное мышление» участников просят найти новые способы использования обычных предметов, таких как носок или кирпич. Один творческий человек, сообщил Бити, предложил использовать носок в качестве системы фильтрации воды.

Все становится по-настоящему интересным, когда люди выполняют эти задачи, в то время как исследователи наблюдают за активностью их мозга с помощью функционального МРТ-сканирования, которое обеспечивает изображение кровотока в различных частях мозга в режиме реального времени.

В исследовании, опубликованном в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences (PNAS) в 2018 году, Бити и его коллеги попросили 163 человека выполнить задачу альтернативного использования, находясь в сканере. Отмечая области, которые загорались в мозгу участников, указывая на активность, они рассчитали связи между этими областями. Таким образом, для каждого человека они смогли создать карту связности, которая может быть связана с выполнением поставленной задачи — по сути, карту творческого мышления.

Следующий шаг оказался еще более показательным. Исследователи поместили образцы мозговой связи людей, чьи ответы на тест были сочтены наиболее творческими, в компьютерную модель, а затем пригласили новую группу участников для прохождения теста. Они обнаружили, что просто сравнивая модели связей нового человека с моделью, они могут предсказать, какой будет оценка креативности этого человека.

Фрагмент рисунка из статьи Роджера Бити PNAS показывает функциональные сети мозга, связанные с высокой способностью к творческому мышлению. Красные линии на мозге представляют связи, предсказывающие показатели креативности, а точки представляют области мозга: чем больше точка, тем больше предсказательных связей. Области сетей по умолчанию, исполнительного контроля и значимости обозначены в этой более крупной сети более крупными точками. Прочность связей между этими тремя областями предсказывала способность людей думать о творческом использовании тестовых объектов. Кредит: любезно Роджер Бити. Все права защищены.

В конце концов, сказал Бити, исследование выявило три основные сети в мозгу, которые участвуют в творческом мышлении. Первая, называемая сетью по умолчанию, — это область, которая активируется, когда человек расслабляется, мечтает, не думая ни о чем конкретном.

«Это место для спонтанных идей», — сказала Бити. «Это также сильно связано с памятью».

Вторая сеть является противоположностью по умолчанию, сетью исполнительного контроля. «Она участвует в концентрации нашего внимания на выполнении сложных задач», — сказал он.

«Дело в том, что эти две сети обычно не работают вместе», — добавил он. «Если ваш ум блуждает, вам не нужно сфокусированное внимание, а когда вы сосредоточены, вы не хотите, чтобы спонтанные мысли проскальзывали внутрь. Это своего рода антагонистические отношения».

Однако, чтобы творить, нужно научиться ладить друг с другом. Именно взаимодействие между ними и создает магию: повторяющийся процесс между генерацией идеи и ее оценкой. Вот тут-то и появляется третий игрок, сеть заметности, выступающая в роли своего рода переключателя между ними.

Все три сети, по словам Бити, становятся активными во время творческого задания. Степень креативности человека зависит от силы связей между ними.

Можно ли научить творчеству?

Заманчиво заключить, что мозг творческих людей просто устроен иначе. Тогда возникает вопрос: эта проводка закреплена навсегда? Может ли он быть изменчивым? Можно ли улучшить творческие способности человека? Когда исследование PNAS было опубликовано, Бити сказал: «Это было первое, что люди хотели знать».

Популярность творческих мастерских для бизнес-лидеров и начинающих художников, казалось бы, предполагает, что творческий потенциал можно развить или, по крайней мере, раскрыть. Но можно ли на самом деле укрепить эти мозговые связи? Это открытый вопрос, и теперь у Бити и его коллег есть финансирование NSF, чтобы попытаться ответить на него.

Контекстом их нового исследования является STEM-образование. В частности, исследователи изучат, можно ли развивать научное творчество у студентов колледжей. Их план состоит в том, чтобы сканировать мозг поступающих первокурсников, а затем снова сканировать через определенные промежутки времени после того, как участники прошли обучение в областях STEM, проверяя, укрепляются ли связи с течением времени. «Но сначала мы должны придумать хороший тест на научную креативность», — сказал Битти.

Возникает другой вопрос: отличается ли научное творчество от художественного? Отличается ли какой-либо из них от обычного решения проблем? Существуют ли отдельные вкусы творчества?

— Есть некоторые общие черты, — сказал Бити. «Гибкость мышления, способность устанавливать связи», включая способность проводить аналогии, предмет, который он исследовал в аспирантуре. «Тогда вам нужно пройти обучение по предметной области, 10 000 часов, о которых говорят люди». Увы, владение предметом, хотя и необходимое условие творчества, не является гарантией.

Он предполагает, что проверка специфически научной креативности может включать в себя такие вещи, как генерация гипотез.

«Способность придумывать хорошие исследовательские вопросы, план эксперимента, — сказал Бити. — Чего-то такого, что я хотел бы улучшить в себе, если честно».

После того, как он и его коллеги пройдут тест, которым они будут довольны, и если они увидят изменения в подключении с течением времени, исследователи планируют сосредоточить свое внимание на способах повышения научного творчества в классах K-12.

Люди и машины

Это амбициозная программа, учитывая трудности, связанные с изучением чего-то столь неуловимого.

Одной из проблем является явная неуклюжесть попытки запечатлеть творческий процесс: лежание в гудящем аппарате МРТ не очень способствует написанию стихов или сочинению музыки. Чтобы обойти это, Бити и другие исследователи оснастили клавиатуры и планшеты для рисования неметаллическими компонентами, чтобы сделать их совместимыми с МРТ. Он признает, что даже с этими улучшениями творчество не всегда происходит по требованию.

Совместимый с МРТ блокнот для рисования и стилус позволяют участникам создавать изображения во время сканирования их мозга для выявления областей активности. Предоставлено: Патрик Мэнселл / Penn State. Creative Commons

Существует также сложность доказательства причинно-следственной связи. «Шаблоны связи, которые мы изучаем, взаимосвязаны, но мы не знаем, существует ли причинно-следственная связь», — пояснил Бити. В этом может помочь сочетание фМРТ с техникой, называемой транскраниальной электрической стимуляцией: стимулируя мозг очень слабыми токами через кожу головы, он и его команда могут напрямую вызывать повышенную активность нейронов в определенных областях мозга, а затем измерять влияние на производительность. .

Еще одной проблемой является субъективность людей-тестировщиков, выставляющих оценки креативности. «Это не то же самое, что определять, дал ли кто-то правильный ответ на тесте памяти», — сказал Бити. «Люди сильно различаются в том, что они считают творческим».

Обучение помогает стандартизировать подсчет очков. Но Бити также полагается на методы машинного обучения, такие как латентный семантический анализ — алгоритм, который находит шаблоны употребления слов в блоках текста и присваивает вероятность возникновения необычных пар. «К счастью, оказывается, что значения, которые вы получаете в результате анализа текстов, довольно хорошо коррелируют с человеческими чтениями», — сказал он.

Фактически, машинное обучение и искусственный интеллект быстро проникают в науку о творчестве, добавил он. Некоторые из его коллег работают над агентами совместного творчества, компьютерными программами, которые работают с партнерами-людьми, чтобы придумать новые идеи. Другие изучают генеративно-состязательные сети, или GAN, в которых мощные кластеры компьютеров, известные как нейронные сети, противопоставляются друг другу, имитируя творческий процесс генерации и оценки идей. Буквально в прошлом году пара GAN нарисовала картину, настолько удачно имитирующую работу старого мастера, что ее сочли неотличимой, и продали на аукционе за полмиллиона долларов.

Значит, это будущее этого типично человеческого качества? Передадим ли мы когда-нибудь тайну творчества машинам?

— Это еще не решенный вопрос, — сказал Бити с намеком на улыбку. «Но я думаю, что у нас есть еще время, прежде чем мы полностью сдадимся».

Последнее обновление 1 декабря 2020 г.

Теги

  • Исследования
  • Студенты
  • Посетители и соседи
  • Преподаватели и сотрудники
  • Выпускники
  • Университетский парк
  • Гуманитарные науки
  • Общество, искусство и гуманитарные науки

Научное творчество как ограниченное стохастическое поведение: интеграция перспектив продукта, человека и процесса

. 2003 г., июль; 129 (4): 475-94.

doi: 10. 1037/0033-2909.129.4.475.

Дин Кейт Саймонтон 1

Принадлежности

принадлежность

  • 1 Факультет психологии Калифорнийского университета, Дэвис 95616-8686, США. [email protected]
  • PMID: 12848217
  • DOI: 10.1037/0033-2909.129.4.475

Дин Кейт Саймонтон. Психологический бык. 2003 июль

. 2003 г., июль; 129 (4): 475-94.

doi: 10.1037/0033-2909.129.4.475.

Автор

Дин Кейт Саймонтон 1

принадлежность

  • 1 Факультет психологии, Калифорнийский университет, Дэвис 95616-8686, США. [email protected]
  • PMID: 12848217
  • DOI: 10.1037/0033-2909.129.4.475

Абстрактный

Психологи в первую очередь исследовали научную креативность с двух противоположных точек зрения in vitro: корреляционные исследования творческой личности и экспериментальные исследования творческого процесса. Здесь то же самое явление исследуется с третьей точки зрения, in vivo, а именно, фактические творческие продукты, возникающие в результате индивидуальной научной карьеры и сообществ творческих ученых. Этот поведенческий анализ поддерживает вывод о том, что научное творчество представляет собой форму ограниченного стохастического поведения. То есть его можно точно смоделировать как квазислучайный комбинаторный процесс. Ключевые результаты как корреляционных, так и экспериментальных исследований подтверждают этот вывод. Автор завершает статью, утверждая, что все три точки зрения — в отношении продукта, человека и процесса — должны быть интегрированы в единый взгляд на научное творчество.

Похожие статьи

  • Метаанализ личности в научно-художественном творчестве.

    Фейст Г.Дж. Файст ГДж. Pers Soc Psychol Rev. 1998;2(4):290-309. doi: 10.1207/s15327957pspr0204_5. Pers Soc Psychol Rev. 1998. PMID: 15647135

  • КРЕАТИВНЫЕ УЧЕНЫЕ СЕГОДНЯ.

    КАМЕРЫ JA. ЧАМБЕРС Я. Наука. 1964 г., 11 сентября; 145 (3637): 1203-5. doi: 10.1126/наука.145.3637.1203. Наука. 1964. PMID: 14173414

  • Творчество здесь и сейчас: общая мера творчества на микроуровне.

    Куперс Э., Ван Дейк М., Леманн-Вермсер А. Куперс Э. и др. Фронт Псих. 2018 8 ноября; 9:2095. doi: 10.3389/fpsyg.2018.02095. Электронная коллекция 2018. Фронт Псих. 2018. PMID: 30467486 Бесплатная статья ЧВК.

  • Количественная оценка креативности: могут ли меры охватывать весь спектр?

    Саймонтон Д.К. Саймонтон ДК. Диалоги Clin Neurosci. 2012 март; 14(1):100-4. doi: 10.31887/DCNS.2012.14.1/dsimonton. Диалоги Clin Neurosci. 2012. PMID: 22577309 Бесплатная статья ЧВК. Обзор.

  • Влияние изменения норм на творчество в психологии.

    Вай Дж., Халперн Д.Ф. Вай Дж. и др. Перспектива Psychol Sci. 2018 июль; 13 (4): 466-472. дои: 10.1177/1745691618773326. Перспектива Psychol Sci. 2018. PMID: 29961414 Обзор.

Посмотреть все похожие статьи

Цитируется

  • Роль познания в нечестном поведении.

    Муньос Гарсия А., Хиль-Гомес де Лиано Б., Паскуаль-Эзама Д. Муньос Гарсия А. и др. наук о мозге. 2023 24 февраля; 13 (3): 394. doi: 10.3390/brainsci13030394. наук о мозге. 2023. PMID: 36979204 Бесплатная статья ЧВК. Обзор.

  • Проблемы и понимание творческой практики в профессиональной спортивной подготовке.

    Антонини Филипп Р., Биасутти М., ван дер Шифф Д., Скьявио А. Антонини Филипп Р. и др. ПЛОС Один. 2023 22 февраля; 18 (2): e0279702. doi: 10.1371/journal.pone.0279702. Электронная коллекция 2023. ПЛОС Один. 2023. PMID: 36812226 Бесплатная статья ЧВК.

  • Количество и качество в научной продуктивности: наклонная воронка становится байесовской.

    Фортманн Б., Дюма Д. Фортманн Б. и соавт. Дж Интел. 2022 ноябрь 1;10(4):95. doi: 10.3390/jintelligence10040095. Дж Интел. 2022. PMID: 36412775 Бесплатная статья ЧВК.

  • Угроза со стороны сверстников: влияние голосовой поддержки лидеров на мотивацию сотрудников к самосовершенствованию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *