Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Психология воображения: Воображение. Виды воображения. | Psylist.net

Воображение. Виды воображения. | Psylist.net

Общая психология ↓

Воображение – психический процесс создания образа предмета, ситуации путем перестройки имеющихся представлений. Образы воображения не всегда соответствуют реальности; в них есть элементы фантазии, вымысла. Если воображение рисует сознанию картины, которым ничего или мало что соответствует в действительности, то оно носит название фантазии. Если воображение обращено в будущее, его именуют мечтой. Процесс воображения всегда протекает в неразрывной связи с двумя другими психическими процессами – памятью и мышлением.

Виды воображения

  • Активное воображение – пользуясь им, человек усилием воли, по собственному желанию вызывает у себя соответствующие образы.
  • Пассивное воображение – его образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека.
  • Продуктивное воображение – в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается.
    Но при этом в образе она все же творчески преобразуется.
  • Репродуктивное воображение – ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество.

Функции воображения:

  1. Образное представление действительности;
  2. Регулирование эмоциональных состояний;
  3. Произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека;
  4. Формирование внутреннего плана действий.

Способы создания образов воображения:

  • Агглютинация – создание образов посредством соединения любых качеств, свойств, частей.
  • Акцентирование – выделение какой-либо части, детали целого.
  • Типизация – наиболее сложный прием. Художник изображает конкретный эпизод, который впитывает в себя массу аналогичных и таким образом является как бы их представителем. Так же формируется и литературный образ, в котором концентрируются типичные черты многих людей данного круга, определенной эпохи.

Процессы воображения, как и процессы памяти, могут различаться по степени произвольности, или преднамеренности. Крайним случаем непроизвольной работы воображения являются сновидения, в которых образы рождаются непреднамеренно и в самых неожиданных и причудливых сочетаниях. Непроизвольной в своей основе также является деятельность воображения, развертывающаяся в полусонном, дремотном состоянии, например перед засыпанием.

Среди различных видов и форм произвольного воображения можно выделить воссоздающее воображение, творческое воображение и мечту.

Воссоздающее воображение проявляется тогда, когда человеку необходимо воссоздать представление объекта, как можно более полно соответствующее его описанию.

Творческое воображение характеризуется тем, что человек преобразует представления и создает новые не по имеющемуся образцу, а самостоятельно намечая контуры создаваемого образа и выбирая для него необходимые материалы.

Особой формой воображения является мечта – самостоятельное создание новых образов. Главной особенностью мечты является то, что она направлена на будущую деятельность, т.е. мечта – это воображение, направленное на желаемое будущее.

Если произвольное, или активное, воображение преднамеренно, т.е. связано с волевыми проявлениями человека, то пассивное воображение может быть преднамеренным и непреднамеренным. Преднамеренное пассивное воображение создает образы, не связанные с волей. Эти образы получили название грез. В грезах наиболее ярко обнаруживается связь воображения с потребностями личности. Преобладание грез в психической жизни человека может привести его к отрыву от реальной действительности, уходу в выдуманный мир, что, в свою очередь, начинает тормозить психическое и социальное развитие этого человека.

Непреднамеренное пассивное воображение наблюдается при ослаблении деятельности сознания, его расстройствах, в полудремотном состоянии, во сне и т.д. Наиболее показательным проявлением пассивного воображения являются галлюцинации, при которых человек воспринимает несуществующие объекты. При классификации видов воображения исходят из двух основных характеристик. Это степень проявления волевых усилий и степень активности, или осознанности.

Похожие материалы в разделе Общая психология:

  • Самооценка личности
  • Развитие психики человека
  • Общая психологическая характеристика деятельности
  • Воля и волевые действия. Природа и побудительные причины волевых действий.
  • Понятие о сознании
  • Виды восприятия
  • Понятие об ощущениях
  • Представление о структуре личности в различных психологических теориях. Факторный анализ в изучении личности
  • Предмет и задачи общей психологии
  • Механизмы организации движений

Психология воображения | Диплом по психологии

Перейти к содержимому

Понятие воображения

Воображение – это один из психических процессов человека, сущность которого заключается в создании новых образов, представлений и идей на основе прошлого индивидуального опыта и личностных особенностей человека.

Специфические характеристики воображения

  1. Воображение направлено на создание чего-то нового, это процесс, заключающийся в создании новых образов, представлений и идей. В связи с этим воображение позволяет человеку выходит за рамки личного опыта.
  2. Создаваемое в процессе воображения новое связано с тем, что уже было воспринято человеком. Элементы нового, созданного воображением, представляют собой уже известное, существующее в реальной действительности, но воображение преобразует взаимосвязи между реально существующими объектами и тем самым достигается эффект новизны.
  3. Воображение неразрывно связано с личностью человека; особенно тесная связь обнаруживается между воображением и направленностью личности. Существенную роль в определении направления, по которому идет развитие воображения, играет направленность личности – интересы, создающие связанные с ними специальные очаги эмоциональной восприимчивости. Деятельность воображения порождается преобразующим воздействием направленности на образы сознания, отражающие действительность.

Механизмы воображения

  1. Агглютинация (склеивание) – объединение в единое целое ряда представлений в последовательности, отличной от наших непосредственных восприятий и переживаний.
  2. Акцентирование – подчеркивание наиболее существенных, типичных признаков объекта.
  3. Гиперболизация и миниатюризация – преувеличение и преуменьшение, изменение пропорций элементов, участвующих в процессе воображения, или их частей. С.Л. Рубинштейн считал данный прием воображения одной из разновидностей акцентирования.
  4. Схематизация – выделение тех свойств элемента, которые являются значительными для содержания конкретного акта воображения, мысленное исключение каких-то свойств или качеств, присущих определенному объекту, избавление от лишних и второстепенных деталей.

Виды воображения

  1. Активное (произвольное) воображение – это осознанный, целенаправленный процесс, всегда направленный на выполнение творческой или личностной задачи. Участие волевых процессов в данном случае максимально: процесс активного воображения контролируется и направляется самим человеком. Активное воображение разделяется на активное воссоздающее и активное творческое воображение.
    1. Активное воссоздающее воображение заключается в представлении чего-либо, не воспринимаемого органами чувств непосредственно, а создаваемого в сознании в соответствии с описанием (например, в процессе слушания собеседника, чтения книг).
    2. В отличие от активного воссоздающего, процесс активного творческого воображения происходит без опоры на описание. Этот процесс осуществляется человеком самостоятельно (например, работа художника, писателя).
  2. Пассивное (непроизвольное) воображение – в отличие от активного (произвольного) воображения, происходит без участия волевого контроля, не направлено на реальное решение проблемы. Его сущность заключается в отвлечении от конфликта, от затруднительной ситуации. Пассивное воображение разделяется на пассивное преднамеренное и пассивное непреднамеренное.
    1. Пассивное преднамеренное воображение – это такой вид воображения, продуктами которого являются мечты и грезы. Это создание образа желаемого будущего, которое может выступать в виде своеобразной формы психологической защиты, обеспечивающей временный уход от возникших проблем, что способствует определенной нейтрализации негативного психического состояния и обеспечению сохранности механизмов регуляции при снижении общей активности человека. То, в чем человек нуждается, но чего он не может достичь в реальной действительности, имея при этом сильную потребность, достигается в пассивном произвольном воображении с целью выхода из состояния фрустрации.
    2. Пассивное непреднамеренное воображение – это такой вид воображения, продуктами которого являются сновидения и галлюцинации. Это филогенетически наиболее ранний вид воображения.

Воображение | Psychology Today

Знаменитая фраза Альберта Эйнштейна: «Воображение важнее знаний. Ибо знание ограничено всем, что мы теперь знаем и понимаем, тогда как воображение охватывает весь мир и все, что когда-либо будет знать и понимать». С помощью воображения люди могут исследовать идеи вещей, которых нет физически, начиная от знакомых (например, толстый кусок шоколадного торта) и заканчивая никогда ранее не испытанными (например, инопланетный космический корабль, появляющийся в небе).

Содержимое
  • Какова цель воображения?
  • Воображение и психология
  • Детское воображение

Какова цель воображения?

В отличие от восприятия, воображение не зависит от внешней сенсорной информации, полученной из того, что человек может видеть, слышать, чувствовать, пробовать на вкус или осязать в данный момент. Скорее, оно генерируется изнутри и часто неосознанно зависит от воспоминаний и чувств. Люди используют воображение по разным причинам: чтобы приобрести опыт и знания о мире, лучше понять точку зрения другого человека, решить проблемы, создать художественные произведения и взаимодействовать с ними и многое другое. Воображение, как правило, идет рука об руку с творчеством и играет ключевую роль на разных этапах развития.

Является ли воображение признаком интеллекта?

Мечты (или блуждания ума) — это состояние обработки информации, которое сочетает в себе знание и воображение, динамичный дуэт. Более развитое воображение позволяет человеку делать творческие выводы и выводы, используя свой прошлый опыт и базу знаний. В результате исследования показывают, что более сильные мечтания связаны с превосходным интеллектом.

Всегда ли воображение опасно?

По большей части наличие воображения чрезвычайно полезно для вашей жизни, оно дает вам больше перспективы и помогает достигать высоких целей.

Однако воображение может быть вредным в тех редких случаях, когда воображение ошибочно принимается за восприятие. Это может происходить всякий раз, когда кто-то борется с ментализацией или способностью различать то, что реально, и то, что выдумано в его уме. Отсутствие ментализации может привести к тому, что человек будет реагировать на воображаемый страх (например, на то, что самолет, в котором он находится, разобьется), как на реальный, что часто приводит к сильному стрессу, беспокойству, страху и травме.

Как дать волю своему воображению?

Ваше воображение полно потенциала, который только и ждет, чтобы его использовали. Есть много способов дать толчок вашему воображению. Сознательно измените свое восприятие себя с помощью таких инструментов, как позитивные утверждения. Наденьте шляпу наблюдателя и используйте все свои чувства, чтобы обратить внимание на то, что происходит вокруг вас. Попробуйте закрыть глаза на несколько минут и заново пережить приятное воспоминание.

Откройте себя возможности, спросив себя, что произойдет, если вы скажете «да» возможности вместо «нет». Будьте любопытны и игривы. Проводите больше времени на природе.

Воображение и психология

Воображение может быть мощным инструментом в психологии. Многие люди намеренно используют мысленные образы, чтобы визуализировать желаемые результаты (например, победу в соревновании), обработать прошлый опыт, справиться с трудными эмоциями или расслабить ум и тело (как в медитации). Существует сильная, хотя и не до конца понятная связь между разумом и телом. Обученные специалисты в области психического здоровья могут использовать воображение в форме управляемых терапевтических образов, чтобы помочь пациентам справиться с рядом проблем, включая горе, депрессию, стресс и тревогу, проблемы с употреблением психоактивных веществ, проблемы в отношениях, проблемы семьи и родителей, а также посттравматическое стрессовое расстройство.

Почему люди мечтают?

Мечтания часто воспринимаются как бесполезная трата времени, но мечты о славе на самом деле могут повысить творческий потенциал и самоконтроль. Это происходит, когда сеть исполнительного внимания и сеть режима по умолчанию взаимодействуют друг с другом. Мечтательность позволяет людям отгородиться от внешней среды и прояснить позитивные долгосрочные цели, ради которых они затем могут работать. Визуализация своего будущего «я» может мотивировать их предпринять необходимые шаги для оттачивания своих навыков и достижения успеха.

Как воображение помогает нам преодолеть страх?

Многие люди страдают от парализующего страха, который негативно влияет на их повседневную жизнь. С 1950-х годов экспозиционная терапия была предписана, чтобы подвергать этих людей их страхам в управляемых дозах, пока они не обретут контроль над реакцией своего тела на страх. В некоторых случаях экспозиционная терапия невозможна (например, из-за слишком высокой стоимости или других практических ограничений) или нежелательна, и воображаемое воздействие на самом деле может принести многие из тех же преимуществ, что и реальное воздействие угрожающего раздражителя. В сущности, живое воображение может помочь людям отучиться от страха.

Как воображение может помочь при травме?

После травматического опыта легко застрять в негативе, снова и снова размышляя над болезненными воспоминаниями о том, что произошло. Воображение может обеспечить побег — способ заглянуть за пределы того, что есть, к тому, что могло бы быть. Воображение новых историй, особенно с помощью специалиста в области психического здоровья, может помочь человеку уйти от страданий и направиться к исцелению. С помощью воображения они могут восстановить чувство личной свободы действий и почувствовать себя более сильными после жизненного кризиса.

Как воображение влияет на память?

Факты показывают, что наши воспоминания не являются статическими записями реальных событий; на самом деле доказано, что они меняются с каждым пересказом. Это может быть либо адаптивным, как в случае личной травмы, либо опасным, как в случае с законом и преступностью. Например, воображение очевидца может изменять воспоминания — чаще всего бессознательно — в сторону личных убеждений, и этому факту следует уделять больше внимания в ходе судебного разбирательства.

Детское воображение

Дети могут извлечь большую пользу из живого воображения, особенно при поддержке ключевых взрослых фигур в их жизни, таких как родители и учителя. Воображение играет решающую роль в раннем развитии, повышая когнитивные, творческие и социальные навыки детей. Дети с богатым воображением могут более глубоко исследовать свои мысли и чувства и научиться творчески решать проблемы. Они могут с пользой использовать эти уроки, строя дружеские отношения и преследуя личные цели.

Что такое воображаемая игра?

Притворная игра или понарошку состоит из нескольких ключевых компонентов. Одним из них является замена объекта, которая может включать в себя либо притворство объекта чем-то другим (например, банан становится телефоном), либо использование воображаемого объекта. Ребенок также может приписывать объекту притворные свойства (например, заставить мягкую игрушку «говорить»). Воображаемая игра может включать в себя социальные взаимодействия со сверстниками или взрослыми. Ребенок также может играть в ролевую игру или действовать так, как если бы он был кем-то другим (например, знаменитостью), с реквизитом или без него. Воображаемая игра часто включает в себя метакоммуникацию, например обсуждение того, кто какую роль будет играть и как будет развиваться история.

Почему игра с воображением важна для развития ребенка?

Притворная игра необходима для развития ребенка. Фантазии и притворство могут научить детей важным социальным навыкам, таким как общение, сопереживание, способность оценивать ситуацию и решать проблемы. Творческая игра может стимулировать любопытство и творчество, что часто приводит к большим успехам в школе. Родители могут способствовать развитию воображения своего ребенка, читая ему перед сном и регулярно обсуждая такие темы, как природа и социальные проблемы.

Нормально ли, что у ребенка есть воображаемый друг?

Многие здоровые дети заводят воображаемых друзей, из которых со временем перерастают. Дети, которые более склонны к фантазиям, как правило, общительны, креативны и умеют смотреть на вещи с точки зрения других людей. Дети также могут выражать свои мысли и чувства через воображаемого друга, что дает родителям возможность лучше понять их внутренний мир. Воображаемые друзья могут многое рассказать детям о возможностях художественной литературы, которые могут быть полезны им во взрослом возрасте.

Essential Reads

Психология и философия воображения

Источник: intographics/Pixabay

[Статья обновлена ​​17 июня 2019 г.]

Эйнштейн считал, что воображение важнее знания: «Я достаточно художник, чтобы рисовать свободно в моем воображении. Знания ограничены. Воображение окружает мир».

Я определяю воображение как способность ума, которая формирует и манипулирует образами, предложениями, концепциями, эмоциями и ощущениями сверх и вне, а иногда и независимо от поступающих стимулов, чтобы открыть сферы абстрактного, фигуративного, возможное, гипотетическое, парадигматическое или универсальное.

Воображение проявляется во многих формах и на многих степенях, начиная от научных рассуждений и заканчивая музыкальным восприятием; и перекрывается с рядом других когнитивных конструкций, включая убеждение, желание, эмоцию, память, предположение и фантазию. Вера, как и восприятие, направлена ​​на соответствие реальности, а желание направлено на изменение реальности. Как и вера, эмоция также стремится соответствовать реальности, но, в частности, отражению значимости своего объекта или класса объектов для субъекта — аспект, который она разделяет со многими формами воображения. Подобно воображению, память может включать отдаленные образы. Но, в отличие от воображения, память укоренена (или стремится быть) в реальности и служит в первую очередь для формирования убеждений и управления ежеминутными действиями. Воспоминания часто более живы, чем представления, которые, в свою очередь, более живы, чем простые предположения. Предположения, как правило, холодны и познавательны, лишены эмоционального и экзистенциального измерения воображения и его живости. Наконец, фантазию можно понимать как тип воображения, а именно воображение невероятного.

Я говорю скорее о невероятном, чем о невозможном, потому что существует теория, согласно которой так же, как восприятие оправдывает убеждения о действительности, воображение оправдывает убеждения о возможности (или, по крайней мере, метафизической, а не естественной возможности). Цитируя Юма, «в метафизике установлено, что все, что разум ясно представляет, включает в себя идею возможного существования, или, другими словами, что ничто из того, что мы воображаем, не является абсолютно невозможным». а другие воображаемые вещи действительно возможны? Я думаю, что непостижимость может быть лучшим проводником к невозможности, чем представимость к возможности. Но что значит быть мыслимым или немыслимым и кем? Легко представить вместо кислорода что-то иное, чем кислород, если ничего не знать о кислороде. В этом знание и наука ограничивают воображение, хотя, без сомнения, также помогают его сфокусировать. Взаимодействие между знанием и воображением наиболее проблематично, когда «знание» ошибочно.

В любом случае, до самого недавнего времени в большинстве человеческих обществ не проводилось четкого разделения между воображением и верой, вымыслом и реальностью, когда одно дополняло и обогащало другое. На самом деле можно утверждать, что во многих важных отношениях вымысел превосходил реальность — и даже что это было и, без сомнения, остается одной из отличительных черт homo sapiens . Сегодня есть таблетки для людей, которые путают воображение и убеждения, но в те времена никто никогда не думал, что жизнь, несмотря на ее гораздо более тяжелые трудности, может быть бессмысленной — что, я думаю, многое говорит нам о воображении и его использовании, и также, кстати, о душевном заболевании и его причинах.

Существует множество применений воображения, больше, чем я могу перечислить. Большинство детей начинают играть в ролевые игры примерно в 15-месячном возрасте. Что делают дети, когда изображают игру? И почему они так поглощены произведениями воображения? Когда мне было семь лет, я поглощал книгу за книгой и умолял родителей за те, которых еще нет в книжном шкафу. Разыгрывая сценарии и выходя за пределы своего ограниченного опыта, дети стремятся осмыслить мир и найти в нем свое место. Это осмысление полно эмоций — радости, волнения, благоговения — и находит отклик в каждом последующем акте творчества.

Всякий раз, когда мы смотрим на такой объект, как Мона Лиза, мы видим гораздо больше, чем просто рамку и мазки. На самом деле мы едва видим мазки. В воображении, как и в наших снах, мы приписываем вещам форму, структуру и значение, а затем отражаем их обратно в эти вещи. Без этой работы по интерпретации и ассимиляции мир был бы не более чем бесконечным потоком чувственных впечатлений, как это может иногда казаться людям с недостатком воображения, без надежды на спасение или передышку.

Более того, с помощью воображения мы можем дополнить мир или наш мир, придумав недостающие части, и даже заселить совершенно другие миры, такие как Средиземье или Семь Королевств. Воображение остается очень активным на протяжении всей взрослой жизни, а что такое цыпочка или даже порнография, как не помощь взрослому воображению? За один год (2018) Pornhub зафиксировал 33,5 миллиарда посещений, что более чем в четыре раза превышает население мира, и это только на одном сайте.

Если воображение позволяет нам чувствовать себя в этом мире как дома, оно также позволяет нам делать что-то в этом мире. Наука развивается благодаря гипотезе, которая является функцией воображения, а философия часто использует мысленные эксперименты, такие как мозг в бочке, проблема тележки и платоновская республика. Более того, воображение позволяет нам формировать ассоциации и связи и тем самым применять наши знания в реальных жизненных ситуациях. Он открывает альтернативы и возможности и направляет наши решения, проигрывая их в уме. Очень многие из наших неудач — и, осмелюсь сказать, некоторые из наших успехов — на самом деле провалы воображения.

Воображение также позволяет нам разговаривать друг с другом, понимать друг друга и работать вместе. Без него не было бы ни метафоры, ни иронии, ни юмора, ни прошедшего, ни будущего времени, ни условности. В самом деле, языка могло бы и не быть вовсе, ибо что такое слова, как не символы и представления? С помощью воображения мы можем поставить себя на место других людей, думать, что они думают, чувствовать то, что они чувствуют, и проецировать их и наши отношения в будущее. Проблемы при аутизме, которые можно понимать как расстройство воображения, включают аномалии в паттернах общения, нарушения социальных взаимодействий и ограниченный репертуар поведения, интересов и действий.

Как я утверждаю в своей новой книге Сверхразумность: мышление за пределами мышления , воображение — это высшая форма мысли, почти божественная в своих возможностях. Имея достаточно воображения, мы могли бы определить и решить все наши проблемы. При достаточном воображении нам никогда больше не пришлось бы работать — или, по крайней мере, не за деньги. При достаточном воображении мы могли бы завоевать или победить любого, кого захотим. Но наше воображение настолько бедно, что мы даже не представляем, каково это иметь такое воображение.

Мне повезло, что я получил приличное образование, но чего оно мне точно не дало, так это развития моего воображения. На самом деле, медицинская школа в частности сделала все, чтобы уничтожить его. В последние годы я пытался восстановить яркое и яркое воображение, которое я оставил в начальной школе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *