Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Рассматривать сознание как предмет психологии предложил: Сознание как предмет психологии. Метод интроспекции. Модели сознания и его свойства (В.Вундт, У.Джеймс).

Явления сознания как предмет психологии.

Джон Локк (1632-1704). Разум – результат опыта, которым наполняется душа в течении всей индивидуальной жизни. Человек черпает знания из двух источников внешнего и внутреннего опыта. Из внешнего опыта человек получает через образы ощущений и восприятий знание о внешнем мире. Эти образы становятся предметом рефлексии – внутреннего опыта, из него рождаются идеи и сложные понятия.

Дж. Ст. Милль рассматривает сознание сквозь призму ассоционистской схемы, но указывает на его зависимость в конкретном психологическом функционировании от логики. По мнению Дж. Ст. Милля, существуют законы ума, отличные от законов материи, но сходные с ними в отношении однообразия, повторяемости, необходимости следования одного явления за другим. Эти явления могут быть открыты с помощью опытных методов – наблюдения и эксперимента.

Александр Бэн переносит акцент с внутренних состояний сознания на двигательную, объективно наблюдаемую активность организма.

Принцип отбора двигательных ответов, адекватных внешним условиям, становится у Бэна общим объяснительным принципом всех психических явлений. Построение адекватных ответов осуществляется с помощью механизма «конструктивной ассоциации» на основе проб и ошибок.

Г. Спенсер — предметом психологии является взаимодействие организма со средой. Но при этом объективная психология должна заимствовать свои данные у субъективной психологии, орудие которой – «заглядывающее внутрь себя сознание».

Непосредственный опыт как предмет психологии.

Вильгельм Вундт (1832-1920) определил психологию как науку о непосредственном опыте сознания, где субъект и объект находятся в неразрывном единстве. Он считал, что опыт физиологический, то есть объективный, позволяет расчленить опыт непосредственный, то есть субъективный, и тем самым реконструировать в научных понятиях архитектонику сознания индивида. Это идея лежала в основе его замысла создать опытную (физиологическую) психологию.

Идеи Вундта заложили фундамент структурной школы в психологии. В 1879 году он открыл первую экспериментальную лабораторию, через 2 года она становится институтом. Вундт и сотрудники выделили 3 основных компонента сознания: ощущения, образы и чувства.

Поведение как предмет психологии.

Бихевиоризм (1910-1920 г., США) . Зная силу действующих раздражителей и учитывая прошлый опыт «испытуемого», можно исследовать процессы научения, образования новых форм поведения, не вникая в его физиологические механизмы. Уотсон считал, что сознание не играет никакой роли в научении. Ему нет места в психологии. Новые формы поведения следует рассматривать как условные рефлексы. В основе их лежит несколько врожденных, или безусловных, рефлексов. Уотсон и его сотрудники предложили теорию научения посредством проб и ошибок. Суть бихевиоризма Уотсон выразил в формуле S -> R, где S — внешние стимулы, R — ответная реакция или поведение.

Необихевиоризм (Эдвард Толмен) усовершенствовал формулу Уотсона введя в нее промежуточную переменную S -> P -> R, под P понимались когнитивные (познавательные) карты, т. е. образ лабиринта у крысы, которая в нем уже побывала. Позднее к промежуточным переменным стали относить цели, внутреннюю мотивацию и т.д. В классическом бихевиоризме отрицалась роль сознания в поведении. Считалось, что при формировании поведенческих навыков сознание не играет никакой роли, а навыки формируются путем механического многократного повторения одного и того же действия.

6. Классическая психология сознания (в.Вундт, э.Титченер, у.Джеймс).

1.Определение, предмет, методы психологии Психология («душеведение» (греч. «псюхе» — душа, «логос» — знание, слово)) – это:

Психология – это область научного знания, исследующая особенности и закономерности возникновения, формирования и развития (изменения) психических процессов, психический состояний и психических свойств человека, то есть психики как особой формы жизнедеятельности, а также психику животных. Явления, изучаемые психологией: 1. Феноменология (непосредственная субъективная данность опыта): образы восприятия, представления, воспоминания, переживания и т. д. 2. Поведение (позы, жесты, речь и т.д.) 3. Физиологические реакции (потоотделение, покраснение/побледнение кожи, изменения сердечного ритма) 4. Продукты деятельности (произведения искусства, автобиографии, результаты выполнения тестов) Предмет психологии:

  • психические процессы (ощущения, восприятия, представления, воображение, мышление, эмоции, желания, память, внимание – вся психика, сознание человека)

  • психологические черты личности (направленность личности, темперамент, характер, интересы, способности данного человека)

  • психологические особенности человеческой деятельности (труд, учение, творчество, игры, спортивная деятельность).

Основные методы психологии: Наблюдение – метод пассивного и непосредственного исследования реальности (открытое, скрытое, включенное, стороннее). Беседа – метод вербального (речевого) взаимодействия субъекта и объекта исследования с целью получения информации. Эксперимент – специально организованное контролируемое воздействие с целью проверки причинно-следственных гипотез. Анкета, тест, опросник, изучение продуктов деятельности, самонаблюдение, биографический, сравнительный, комплексный методы, моделирование, метанаблюдение…

По критерию непосредственности-опосредованности: прямой (интроспекция),косвенный (используется в наст. время) По аспекту динамики: поперечно-срезовые, лонгитюдные По степени генерализации результатов исследования: методы широкой и узкой репрезентативности Интерактивные методы По степени формализованности процедуры исследования: алгоратмированные формальные/неформальные По способу обработки полученных данных: количественный, качественный анализ. 2. Житейская и научная психология Житейское (обыденное знание) о психике приобретается отдельным человеком и обществом в целом стихийно путем накопления отдельных наблюдений и обобщается индуктивным путем. Материализуется в форме пословиц, поговорок, сказок, расхожих представлений «народной мудрости».
Научное знание возникает в результате применения научных методов познания, охватывает и объясняет как явные распространенные факты и явления, так и практические ненаблюдаемые в обыденной жизни ситуации, движется по пути устранения внутренних противоречий, стремится быть отраженным в системе четких однозначно понимаемых сообществом ученых понятий, передается через социально нормированные технологии.

Житейская и научная психология (Ю.Б.Гиппенрейтер)

Житейская

Научная

  1. Знания конкретны, приурочены к конкретным ситуациям, людям, задачам

1.Знания выражены в обобщениях и научных понятиях

  1. Знания носят интуитивный характер

2. Знания рациональны и осознанны

  1. Возможность передачи знаний ограничена (проблема «отцов и детей»)

3.Знания выражаются в понятиях и законах, передаются в книгах, статьях, через конференции

  1. Основные методы: наблюдение и размышление

4.Основные методы: наблюдение, эксперимент, анкетирование

  1. Отрывочные факты и наблюдения

5.Обширный, разнообразный, уникальный фактический материал

3. Области психологического знания Две области психологического знания – научная и житейская психология (см. вопрос №2). Если научная психология возникла сравнительно недавно (в 1879 г. В.Вундт открыл в Лейпциге первую лабораторию экспериментальной психологии), то житейское психологическое знание всегда было включено в различные виды человеческой практики (различие и учет особенностей психического склада).

4. Развитие психологических идей в рамках античной философии (Платон, Аристотель, Демокрит, Гиппократ)

Античная философия

Материализм (монизм)

Идеализм (дуализм)

Демокрит (460-370 гг. до н.э.)

Сократ

Гиппократ (460-370 г. до н.э.)

Платон (428-348 гг. до н.э.)

Гален (130-200 гг. до н.э.)

Аристотель (384-322 гг. до н.э.)

Фрагменты психологического знания стали носить научный характер. Первое упоминание этого термина в рационально-философском контексте встречается у Аристотеля в трактате «О душе», где он ссылается на Фалеса Милетского (640-546 гг. до н.э.). Душа:

  • космологическая категория, одна из субстанций мироздания (при дуалистическом подходе) или особая форма существования единой субстанции при монистическом подходе

  • особая бессмертная сущность, «одушевляющая» тело

  • обозначение внутреннего мира человека

С самых первых шагов античной философской мысли душа трактовалась как движущая сила. Пифагор (570-500 гг. до н.э.) – в основе его взглядов лежит представление о числовой гармонии. Душа, согласно пифагорейцам, бессмертна, неуничтожима, многократно воплощается в живых существах в соответствии с определенными числовыми закономерностями. В пифагорействе коренится субстанциональное различие души и тела (развитие в дуализме Платона).

Анаксагор придерживался дуалистического толкования соотношения душевного и телесного (462-432 гг. до н.э.). Концепции дуализма можно противопоставить традицию ионийской натурфилософии, в которой душа и психические явления рассматривались в одном ряду с явлениями природы, генетически выводились из них. Демокрит (акме – ок. 420 до н.э.) – автор первых психологических сочинений. Считал, что всё состоит из атомов, разработал принцип детерминизма («Всё возникает по неизбежности»). Затем Эпикур усложнил представления о механистической обусловленности душевных явлений, введя в сферу психического фактор случайности. Наряду с попытками описать происхождение и онтологический статус души, возникает интерес к внутренней жизни субъекта. Складываются классификации психических процессов, описания их свойств и возможностей управления психическими феноменами. Важную роль сыграло учение о темпераменте Гиппократа, психологические воззрения Сократа и софистов. Гиппократ (460-370 гг. до н.э.) развил представления Гераклита о «жидкостной» природе различий между людьми (4 психических типа). К нему восходит принцип терапевтической беседы. Софисты (Протагор и Горгий) изучали речевое поведение, формы публичной коммуникации. Сократ (470-399) предложил педагогический метод майевтику (путем умело поставленных вопросов побудить собеседника «породить» истинное знание). Его философские беседы легли в основу творчества его ученика Платона (428-348). Платон обосновал универсальность метода майевтики, выдвинув теорию припоминания. Платон также предложил структурное представление о психике. В движении неоплатонизма противопоставление души и тела приобрело еще более фатальный характер. В платонизме же душевная жизнь человека изначально обречена на динамический конфликт. Аристотель (384-322) – основатель функционального подхода к психике. Душа по Аристотелю – «форма тела», то есть функция и причина телесной организации. Книга «О душе»: Душа разумная и неразумная (не может претендовать на бессмертие). Аристотель ввел в научный обиход понятие целевой (конечной) причинности. В отличие от механистической причинности Демокрита принцип целевой причинности подразумевает развитие в стремлении к некоторой еще не осуществленной цели, существующей в виде замысла или образца. Гален (2 в.) установил роль нервной системы как «проводника» воздействий души на тело. Также Гален предположил двусторонний характер взаимодействия соматического и психического: не только душа через нервные пути осуществляет контроль над телесными проявлениями, но и телесные изменения оказывают влияние на течение душевных процессов. Идея совершенствования души была развита стоиками и эпикурейцами. Ранние стоики (Зенон, Клеанф, Хрисипп) разработали концепцию чувственного восприятия («схватывающее восприятие»). Стоики: логика, физика, этика. Основное значение – этические вопросы. Цель жизни: достижение бесстрастия и душевной невозмутимости. Эпикур (342-270). По Эпикуру удовольствие (цель жизни) – в отсутствии страдания. Самое сильно страдание – страх смерти. Плотин (204-270 гг. до н.э.) видел в оторванности души от своего источника в потустороннем мире непреодолимую преграду истинному познанию. Проблематика рефлексии, выделил процессы обращенности души на саму себя.

Вклад ученых античности в познание души

Фалес

Душа как активное начало

Гераклит

Подобие индивидуальной души и мирового Логоса

Демокрит

Детерминизм: все возникает по необходимости; Монистический материализм: объяснение психического и физического

Анаксагор

Роль телесной организации в проявлении психического

Гиппократ

Учение о темпераменте

Софисты (Горпий,Протагор)

«Человек – мера всех вещей», интерес к коммуникативным аспектам поведения человека

Сократ

Диалогический характер мышления и метод диалога в педагогике; майевтика

Платон

Проблематика универсальных форм мышления; диалогичность познания; конфликт как неотъемлемая характеристика психической жизни

Аристотель

Целевая детерминация развития человека; функциональный подход к душе; уровневая структура души

Стоики

Способы совладания с жизненными кризисами

Эпикурейцы

Категория случайности в психической жизни; психотерапевтическая позиция в отношении страха смерти

Плотин

Явление самосознания

Гален

Обнаружение роли нервной системы

5. Развитие психологических идей в рамках философии Нового времени (рационализм, эмпиризм, ассоцианизм). Фрэнсис Бэкон (1561-1626) стоит у истоков Нового времени с его гносеологическим оптимизмом и призывом к опытному изучению психики. Бэкон предложил рассматривать душу и тело в единстве, он придерживался традиционного деления души на рациональную божественную душу и нерациональную чувствующую душу. Признавал индуктивный метод для верного познания. Но все же Бэкон скептически оценивал возможности человеческого познания. Бэкон совершает переход от отождествления души и психического к трактовке психики как сознания. Закончил этот переход Рене Декарт (1596-1650). Декарт – дуалист, рассматривает материальное и идеальное в качестве двух разнородных субстанций. Атрибут идеального – мышление, атрибут материального – протяженность. Рассматривает сознание как предмет психологической рефлексии. Заявленная им проблема отношения психического и физического («Психофизическая проблема» Декарта) решается в мировой науке до сих пор. Дуализм Декарта был преодолен в первую очередь психологической концепцией Б.Спинозы (1632-1677). Он предположил, что существует только одна единая субстанция, а мышление и протяженность являются ее атрибутами. Спиноза решает психофизическую проблему в духе единства, а также создает теорию аффектов. Решение психофизической проблемы в духе параллелизма предложил Г.В.Лейбниц (1646-1716) (гипотеза «предустановленной гармонии»). Т.Гоббс (1588-1679) вернулся в своей философии к материалистической трактовке души, лишив психическую жизнь своеобразия и сводя психические явления к проявлению движения. Психика для Гоббса – эпифеномен (явление, сопутствующее другим явлениям, не имеющее собственных функций). Дилемма рационализма-эмпиризма. Рационалисты (Декарт, Спиноза, И.Кант, Лейбниц) были уверены в том, что абстрактное знание невозможно вывести из опыта. Предполагалось наличие в психике некоторых врожденных форм мышления или «идей». Эмпиристы (Т. Гоббс, Д.Локк) считали, что все знание может быть выведено из опыта. Д.Локк (1632-1704) интересовался вопросом формирования сознания человека опытом. По Локку опыт может быть получен из ощущения или из рефлексии. Ассоцианизм (18 в.) воспринял учение Локк и преобразовал его. Д.Гартли (1705-1757) – представитель материалистического ассоцианизма – развивал учение о психике как о продукте деятельности мозга. Психическое включает в себя: ощущения, идеи ощущений, аффективные тона. Э.Кондильяк, Ж.Ламетри, К.Гельвецкий, П.Гольбах, Д.Дидро – французские материалисты-просветители – разделяли взгляд на психику как конфигурацию ощущений, возникших на внешние воздействия на организм, которые постепенно усложняются по принципу ассоциаций, образуя потом внутреннего опыта. Противоположную позицию относительно сущности ассоциаций занимали идеалистические ассоцианисты Д.Беркли (1685-1753) и Д.Юм (1711-1776). Источник душевной жизни не мозг, а сознание.

Вклад ученых Нового времени в формирование психологического знания

Ф. Бэкон

Апология индуктивного метода познания, классификация препятствий на пути реализации индуктивного метода («идолы»), сознание как предмет психологии

Декарт

Психофизическая проблема: решение в духе взаимодействия, рефлекторный принцип функционирования тела, регуляторная функция психики, мышление – центр психической жизни

Спиноза

Психофизическая проблема: решение в духе единства, классификация познавательных процессов, классификация аффектов на основе сведения к трем простейшим – удовольствие, неудовольствие, желание

Лейбниц

Психофизическая проблема: решение в духе единства, введение проблематики неосознаваемого познания

Гоббс

Психика как эпифеномен, разработка понятия ассоциации

Рационалисты/эмпиристы

Дедуктивный и индуктивный способ познания

Локк

Теория преобразования сенсорного опыта в понятия, интроспективный метод, разработок законов ассоциаций

Д. Гартли

Механистический ассоцианизм: ассоцианизм – субликаты нервных связей в мозге.

Элементы сознания:

  • Ощущения

  • Представления

  • Чувствования

  • Акты воли

Процессы сознания:

Основоположник структурализма

Эдвард Титченер (1867-1927)

Уильям Джеймс (1842-1910)

Вильгельм Вундт (1832-1920)

У. Джеймс выделяет два типа состояния феноменов сознания:

  1. Устойчивые

  2. Изменчивые, быстро преходящие

Переходные моменты от одного состояния к другому очень трудно уловить самонаблюдением.

Поток сознания – движение сознания, непрерывное изменение его содержаний и состояний

Процессы сознания делятся на два больших класса:

  1. Непроизвольные

  2. Произвольные

Опыты Вундта.

С помощью метронома, прямое назначение которого задавать ритм при игре на музыкальных инструментах, хорошо демонстрируются оба типа процессов, а также ряд других замечательных свойств сознания. Опыт Вундта состоял в том, что он предъявлял испытуемому ряд звуков, затем прерывал его и давал второй ряд таких же звуков. Стоял запрет на подсчет звуков, и испытуемому приходилось отвечать на вопрос одинаковой ли длины или разной были звуки?

Вундт обнаружил важный факт, что человеческое сознание способно почти беспредельно насыщаться некоторым содержанием, если оно активно объединяется во все более и более крупные единицы. Ученик Вундта Титченер разработал метод аналитической интроспекции. Главным в его методе была попытка избежать «ошибки стимула», то есть смешения психических процессов восприятия объекта и влияния самого объекта. Результатом его атомистского подхода стала книга «Очерки психологии» со списком из 44000 элементарных ощущений.

Способность к укрупнению единиц обнаруживается в простейших перцептивных процессах и в мышлении.

Мера объема сознания – ряд из восьми двойных ударов( или из 16 отдельных звуков).

Акты апперцепции – организация единицы более высокого порядка, а именно понимание фразы, состоящей из многих слов и из еще большего количества отдельных звуков.

Простейшими элементами сознания В. Вундт объявил отдельные впечатления или ощущения.

Каждое ощущение обладает рядом свойств(атрибутов):

  • Качество (зрительные, слуховые, обонятельные и т.п.)

  • Интенсивность, протяженность (т.е. длительность)

  • Пространственная протяженность (есть у зрительных ощущений, но отсутствует у слуховых)

Объективные элементы сознания – ощущения, с описанными их свойствами.

Субъективные элементы сознания:

  • Удовлетворение – Неудовольствие

  • Возбуждение – Успокоение

  • Напряжение – Разрядка

Эти пары – независимые оси трехмерного пространства всей эмоциональной сферы.

7. Поведение как предмет психологии. Бихевиоризм (Дж.Уотсон, б.Ф.Скиннер) и необихевиоризм (э.Толмен). Поведение как предмет психологии

Начало XX века ознаменовано появлением и развитием бихевиоризма как реакции на неудачные экспериментальные исследования «физиологической психологии». Предмет бихевиоризма, или «поведенческой психологии», – поведение. По мнению бихевиористов, зная силу действующих раздражителей и учитывая прошлый опыт «испытуемого», можно исследовать процессы научения, образования новых форм поведения, не вникая в его физиологические механизмы.

Американский психолог Дж. Уотсон на основании исследований И. П. Павлова сделал вывод, что сознание не играет никакой роли в научении. Ему нет места в психологии. Новые формы поведения следует рассматривать как условные рефлексы. В основе их лежит несколько врожденных, или безусловных, рефлексов.

Бихевиоризм и необихевиоризм Бихевиоризм – это направление в психологии, которое отвергло как сознание, так и бессознательное в качестве предмета психологии. Истоки бихевиоризма следует искать в исследованиях психики животных. Бихевиоризм как самостоятельное научное течение опирается на работы Эдварда Торндайка, который, основываясь на изучении поведения кошек, сформулировал два «закона научения». Закон упражнения гласит, что, чем чаще повторяются действия, тем прочнее они закрепляются. Закон эффекта указывает на роль «наград» и «наказаний» в построении или разрушении различных форм поведения. Учение И.П. Павлова об условном рефлексе и теория сочетательного рефлекса В.М. Бехтерева также оказали значительное влияние на формирование «психологии без сознания». Отец бихевиоризма – Джон Уотсон (1913 год, манифест «Психология глазами бихевиориста»). Задача психологии, по его мнению, в изучении поведения живых существ, адаптирующихся в физической и социальной среде. Цель – в создании средств контроля над поведением. Основной механизм поведения – связь между стимулом и реакцией (S -> R). Экспериментальное исследование Уотсона по формированию чувства страха на нейтральные или даже приятные объекты. Уотсон сочетал демонстрацию ребенка пушистого белого кролика и резкий звук. В результате ребенок начал реагировать плачем не только на самого кролика, но и на все похожие предметы (это явление получило название «генерализации»). Таким образом, Уотсон пытался показать, что нерациональное поведение (например, алкоголизм и т.п.) имеют в своей основе «неправильные» замыкания стимулов и реакций, закрепившихся в детстве.

Последователь Уотсона Э. Газри ввел вероятностный принцип в описание соотношения стимула и реакции. Б. Скиннер разделил классический (пассивный) рефлекс И.П. Павлова и оперантное научение, в котором субъект проявляет активность в поиске подкрепления своего поведения. Подкрепление – необходимое следствие действия, которое выполняет живое существо. К оперантному научению Скиннер относит все формы психической жизни человека: восприятие, внимание, мышление. Он ввел понятие «символического подкрепления» и описывал социум как систему символических подкреплений.

В начале 1930-х годов появились попытки расширить предмет бихевиоральной психологии за счет учета в исследовании не наблюдаемых прямо явлений (необихевиоризм). Эдвард Толмен пришел к выводу о необходимости введения понятия «промежуточных переменных». Т.е. поведение – это функция стимулов окружающей среды, промежуточных переменных (намерений, ожиданий, знаний – прошлого опыта, зафиксированного в системе сложившихся реакций), наследственности и возраста. Толмен ввел понятие «когнитивной карты» — целостные структуры представления мира. Наличие доказывается экспериментом: крыса, изучив устройство лабиринта, бежит к месту, где расположен корм вне зависимости от того, из какой точки начинает движение. Она ориентируется не на последовательность движений, которые однажды привели ее к успеху, а использует целостное представление об устройстве лабиринта.

В настоящее время модификации бихевиоризма широко распространены в американской психологии и представлены, прежде всего, теорией социального научения А. Бандуры и Д. Роттера.

Ранняя психология — структурализм и функционализм | Введение в психологию

Цели обучения

  • Дать определение структурализму и функционализму и вкладу Вундта и Джеймса в развитие психологии

Психология — относительно молодая наука, уходящая своими экспериментальными корнями в 19 век, по сравнению, например, с физиологией человека, возникшей гораздо раньше. Как уже упоминалось, любой, кто интересовался изучением вопросов, связанных с разумом, обычно делал это в философском контексте до XIX века.век. Двое мужчин, работавших в 19 веке, обычно считаются основателями психологии как науки и академической дисциплины, отличной от философии. Их звали Вильгельм Вундт и Уильям Джеймс.

Вундт и структурализм

Структурализм — одна из первых школ психологии, ориентированная на понимание сознательного опыта посредством самоанализа. Он был введен Вильгельмом Вундтом и развит его учеником Эдвардом Титченером. Рассмотрим краткую историю развития структурализма этими двумя учеными.

Вильгельм Вундт (1832–1920) был немецким ученым, первым человеком, которого назвали психологом. Его знаменитая книга под названием « Принципы физиологической психологии » была опубликована в 1873 году. Вундт рассматривал психологию как научное исследование сознательного опыта и считал, что цель психологии состоит в том, чтобы идентифицировать компоненты сознания и то, как эти компоненты объединяются, чтобы привести к нашему сознательному опыту. опыт. Вундт использовал интроспекцию (он называл ее «внутренним восприятием») — процесс, посредством которого кто-то максимально объективно исследует свой собственный сознательный опыт, делая человеческий разум похожим на любой другой аспект природы, который наблюдал ученый. Он верил в понятие волюнтаризма — что люди обладают свободой воли и должны знать намерения психологического эксперимента, если они участвуют (Danziger, 19).80). Вундт считал свою версию экспериментальной самоанализом; он использовал такие инструменты, как те, которые измеряли время реакции. Он также написал Volkerpsychologie в 1904 году, в котором предложил, чтобы психология включала изучение культуры, поскольку она включает изучение людей.

Версия интроспекции Вундта использовала только очень специфические экспериментальные условия, в которых внешний стимул был предназначен для получения научно наблюдаемого (повторяемого) психического опыта (Danziger, 19).80). Первым строгим требованием было использование «обученных» или опытных наблюдателей, которые могли немедленно наблюдать и сообщать о реакции. Вторым требованием было использование повторяющихся стимулов, которые всегда вызывали у испытуемого одно и то же переживание и позволяли испытуемому ожидать и, таким образом, быть полностью внимательным к внутренней реакции. Эти экспериментальные требования были введены, чтобы устранить «интерпретацию» в сообщении о внутренних переживаниях и опровергнуть аргумент о том, что нет никакого способа узнать, что человек точно наблюдает за своим умом или сознанием, поскольку это не может быть замечено другим человеком. .

Эдвард Титченер, один из его учеников, опираясь на идеи Вундта, разработал концепцию структурализма . Его внимание было сосредоточено на содержании психических процессов, а не на их функции (Pickren & Rutherford, 2010). В 1879 году Вундт основал свою лабораторию психологии в Лейпцигском университете. В этой лаборатории Вундт и его ученики проводили эксперименты, например, с временем реакции. Субъект, иногда в комнате, изолированной от ученого, получал стимул, такой как свет, изображение или звук. Реакцией испытуемого на раздражитель будет нажатие кнопки, и аппарат зафиксирует время до реакции. Вундт мог измерять время реакции с точностью до одной тысячной секунды (Николя и Ферран, 19 лет).99). Были введены экспериментальные требования использования обученных наблюдателей и повторяющихся стимулов, чтобы исключить «интерпретацию» сообщения о внутренних переживаниях. Однако, несмотря на усилия по обучению людей процессу самонаблюдения, этот процесс оставался весьма субъективным, и между людьми было очень мало согласия.

Рисунок 1 . а) Вильгельма Вундта считают одним из основоположников психологии. Он создал первую лабораторию для психологических исследований. (b) На этой фотографии он изображен сидящим в окружении коллег-исследователей и оборудования в своей лаборатории в Германии.

Попробуйте

 

Смотреть

Посмотрите это видео, чтобы узнать больше о ранней истории психологии.

Вы можете просмотреть стенограмму «Психология 101 — Вундт и Джеймс: структурализм и функционализм — Вук» здесь (откроется в новом окне).

Рисунок 2 . Уильям Джеймс, изображенный здесь в виде автопортрета, был первым американским психологом.

Джеймс и функционализм

Уильям Джеймс (1842–1910) был первым американским психологом, поддержавшим иной взгляд на то, как должна действовать психология. Джеймс познакомился с дарвиновской теорией эволюции путем естественного отбора и принял ее как объяснение характеристик организма. Ключом к этой теории является идея о том, что естественный отбор приводит к появлению организмов, адаптированных к окружающей среде, включая их поведение. Адаптация означает, что черта организма имеет функцию выживания и воспроизводства особи, потому что она была отобрана естественным путем. По мнению Джеймса, целью психологии было изучение функции поведения в мире, и поэтому его точка зрения была известна как функционализм , который считается еще одной ранней школой психологии.

Функционализм сосредоточился на том, как умственная деятельность помогает организму вписаться в окружающую среду. Функционализм имеет второй, более тонкий смысл в том, что функционалистов больше интересовала работа всего разума, а не отдельных его частей, которые были в центре внимания структурализма. Как и Вундт, Джеймс считал, что самоанализ может служить одним из средств изучения умственной деятельности, но Джеймс также полагался на более объективные измерения, включая использование различных записывающих устройств, исследование конкретных продуктов умственной деятельности, анатомию и физиологию. (Гордон, 19 лет95).

Попробуйте

Ранние школы психологии (больше не действуют)
Адаптировано из Early Schools of Psychology   из Introduction to Psychology инициативы Open Learning Initiative.  CC-BY-NC-SA.
Факультет психологии Описание Исторически важные люди
Структурализм Сосредоточен на понимании сознательного опыта посредством самоанализа Вильгельм Вундт
Функционализм Подчеркивал, как умственная деятельность помогает организму адаптироваться к окружающей среде Уильям Джеймс

Попробуйте

Глоссарий

функционализм: основное внимание уделяется тому, как умственная деятельность помогает организму адаптироваться к окружающей среде

структурализм:  понимание сознательного опыта посредством самоанализа

Поддержите!

У вас есть идеи по улучшению этого контента? Мы будем признательны за ваш вклад.

Улучшить эту страницуПодробнее

Три основных значения сознания

Возможно, никакое другое слово не вызывает большей путаницы, чем сознание . Это слово настолько многозначительно, что во многих книгах на эту тему не уточняется, что оно означает.

Например, 9 Майкла Газзаниги.0015 Сознательный инстинкт: разгадка тайны того, как мозг создает разум дает хороший обзор множества различных концепций, относящихся к осознанию, но я не пришел к твердому пониманию того, что сознание относится, скажем, к разуму. . В том же ключе я примерно на полпути к недавно выпущенному Питеру Годфри-Смиту Metazoa: Animal Life and the Birth of the Mind . Пока это здорово, и обсуждение таких понятий, как разум, чувствительность и субъективность, является сложным. Однако Годфри-Смит избегает игры в определения и не излагает четко отношения между сознанием и разумом, заявляя, что «наше нынешнее понимание недостаточно хорошо, чтобы настаивать на том или ином языке».

Я думаю, что появляются языковые системы, которые согласуются с наукой и нашими областями понимания таким образом, что дают нам больше ясности, чем предполагает оценка Годфри-Смита. В этом блоге обобщаются три основных определения сознания, о которых, я думаю, должен знать каждый, кто серьезно рассматривает эту тему: одно значение относится к концепции функционального осознания и реагирования, другое относится к концепции субъективного опыта, а третье относится к самосознанию. . Хотя эти определения часто рассматриваются как взаимозаменяемые, существуют четкие способы их различения.

Чтобы понять идею сознания как функциональной осведомленности и реакции, подумайте, насколько легко вы можете определить, обращает ли кто-то внимание на то, что вы говорите, или нет. Когда они переключаются на что-то другое, вы замечаете, что они перестали демонстрировать функциональную осведомленность и отзывчивость, и вы говорите что-то вроде: «Ты меня слышишь?» Функциональную осведомленность и реакцию можно описать в поведенческих терминах и «увидеть со стороны».

Например, представим, что на днях я гулял со своей собакой Бенджи и наткнулся на сурка. Бенджи вырвался и начал тянуть меня вниз по холму к испуганному существу. Не было абсолютно никаких сомнений в том, что Бенджи «сознавал» сурка, определяя его функциональное осознание и реакцию на него. Учитывая, что сурок убежал в нору после того, как Бенджи начал лаять, были веские доказательства того, что сурок также осознавал Бенджи в этом смысле.

Benji

Источник: Gregg Henriques

Определение сознания с точки зрения функционального осознания и реакции является широким и общим определением. Действительно, многие вещи демонстрируют функциональную осведомленность и отзывчивость. Например, клетки, как и растения, явно проявляют функциональную осведомленность и реакцию на свое окружение. Можно даже утверждать, что такие машины, как круиз-контроль в вашем автомобиле, проявляют функциональную осведомленность, поскольку они функционально реагируют на поддержание скорости автомобиля с той же скоростью. Из-за его широты я не склонен определять сознание с точки зрения функционального осознания.

Однако важно отметить, что некоторые люди это делают. И это относится к основному смыслу (т. е. быть без сознания, как в коме, означает неспособность демонстрировать функциональное сознание и реакцию). Это значение также помогает нам понять, почему люди считают растения и клетки сознательными или даже неодушевленными объектами. Представление о том, что некое сознание пронизывает все вещи, называется панпсихизмом.

Второе определение относится к субъективному сознательному опыту. Как следует из названия, это относится к качественному опыту, ощущаемому с точки зрения мира от первого лица. Это опыт видения красного цвета, вкуса клубники или ощущения боли.

Примечание. Это другой показатель функциональной осведомленности и реагирования. Если бы мы сняли Бенджи на видео, каждый мог бы увидеть, что он осознает сурка в смысле функционального осознания. Но только Бенджи знает, как выглядит, пахнет и ощущается мир с его позиции в мире. Такое сознание можно увидеть только «изнутри». Те, кто знаком с разделением Дэвида Чалмерса на простые и трудные проблемы сознания, увидят, что первое определение функционального осознания совпадает с легкой проблемой, а второе определение субъективного опыта совпадает с трудной проблемой.

Я изучаю эволюцию субъективного опыта, и это увлекательно. Это в первую очередь то, о чем книга Годфри-Смит, в частности, о том, как появление животных со сложными активными телами и мозгом во время кембрийского взрыва, вероятно, было тем, где впервые развилась субъективность. Это добавляет к растущему хору мнений, которые делают это дело.

Третье определение — самосознание. Это относится к тому, что субъект осознает себя в мире и размышляет над этим опытом. С научной точки зрения Гордан Гэллоп разработал «задачу зеркального самопознания», которая является поведенческим индикатором самосознания у животных. Только небольшое количество животных проходит тест (например, шимпанзе, дельфины, слоны; гориллы его не проходят).

Я предпочитаю добавить еще один слой к этой концепции с помощью «эксплицитного» самосознания, которое представляет собой способность явно сообщать или рассказывать о своем опыте. Например, один из самых основных вопросов, который терапевт задает клиенту в психотерапии, звучит так: «Расскажите мне, что вы при этом почувствовали». Способность функционально ответить на этот вопрос является прямым свидетельством явного самосознания. Только человеческие личности демонстрируют такое явное самосознание.

Мое предложение состоит в том, чтобы люди, пытающиеся подробно рассуждать о сознании, знали по крайней мере об этих трех разных определениях, поскольку они имеют разные референты в мире. Я думаю, что это может помочь понять литературу. Например, один известный подход к сознанию, теория интегрированной информации, более тесно связан с функциональным осознанием и реакцией, тогда как второй известный подход, теория глобального нейронного рабочего пространства, касается субъективного опыта и сознательного доступа к нему. Учитывая это, неудивительно, что лидеры интегрированной теории информации начинают «видеть сознание повсюду», в то время как те, кто работает в теории глобального нейронного рабочего пространства, имеют гораздо более ограниченную версию. Если бы у нас был лучший словарный запас, наше понимание значительно увеличилось бы.

Я предпочитаю, чтобы технические определения сознания были связаны со вторым определением (субъективным опытом), и чтобы мы знали, что основные тайны науки относятся к субъективному сознательному опыту и явному самосознанию. То есть функциональное осознание и отзывчивость на самом деле не являются загадкой для науки. Субъективное переживание мира и себя, которое затем относится к этому опыту и рассказывает об этом другим, гораздо более неоднозначно.

Основная цель Единой Теории состоит в том, чтобы развить словарь ментального, который, как признает Годфри-Смит, нам не хватает. Я надеюсь, что однажды мы сможем разработать языковую систему, которая сможет эффективно определять сознание (см.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *