что это такое, поэтапное описание с шаблонами, конспектом и примерами работ
Одна из ключевых задач современного дошкольного образования — развитие творческой стороны личности. Большой потенциал для этого представляет изобразительная деятельность, особенно нетрадиционные техники рисования. Такие занятия погружают малышей в удивительный мир искусства, дают возможность почувствовать себя настоящими волшебниками. Воспитатель обязательно должен познакомить ребят с техникой граттаж.
Содержание
1 Граттаж как нетрадиционный способ рисования
2 Специфика организации занятий по воскографии в ДОУ
2.1 Материалы для работы
2.2 Граттаж с элементами аппликации
2.3 Способы оформления основы
2.3.1 Натирание восковой свечой
2.3.2 Фон цветной гуашью
2.3.3 Фон восковыми мелками
3 Подходящая тематика занятий в технике граттаж
4 Граттаж поэтапно
4.
4.2 Фотогалерея: поэтапное рисование «Салют победы»
4.3 Видео: очень красивая бабочка в технике граттаж
4.4 Видео: рисуем подводный мир с помощью воскографии
4.5 Видео: рисование красивого пейзажа в технике граттаж
5 Таблица: фрагменты конспектов занятий по рисованию в технике граттаж
6 Видео: комплексное занятие по теме «Космос»
7 Фотогалерея: детские работы в технике граттаж
Граттаж как нетрадиционный способ рисования
Граттаж — это метод выполнение рисунка с помощью процарапывания острым инструментом бумажной основы, покрытой фоном тёмного цвета. В результате получаются оригинальные контрастные композиции.
Рисунки в технике граттаж оригинальны за счёт своей контрастности
Название данной техники происходит от французского слова gratter, что в переводе обозначает «скрести, царапать».
Она имеет ещё одно название — воскография.
Если обратиться к истории изобразительного искусства, то пик популярности граттажа — начало XX столетия. В России эта техника называлась граттография, она очень подходила для воплощения фантастических и экспрессивных идей. Была необходима форма, которая бы одновременно выражала простоту и неординарность. Этот способ рисования позволял создавать эффект полутонов за счёт контуров.
Впервые граттографию в России использовал М. Добужинский при оформлении издания Ф. Достоевского «Белые ночи» (1922 г.). Примерно в это же время литовский график Д. Тарабильдене подобным же способом проиллюстрировал книгу «Сто народных баллад».
М. Добужинский первым в России использовал граттографию
В современной живописи граттаж также используется, хотя и не слишком активно. Так, истинные шедевры творит американская художница (по происхождению румынка) Кристина Пенеску. Методом процарапывания она очень реалистично изображает животных (картины можно сравнить с фотографиями).
Американская художница кристина Пенеску создаёт очень реалистичные образы животных в технике граттаж
Специфика организации занятий по воскографии в ДОУ
В детском саду замечательная и необычная техника граттаж, безусловно, будет интересна ребятам любого возраста. Но практиковать её всё же стоит со средней группы, поскольку такое рисование требует определённых усилий и развитости мелкой моторики рук.
Создание композиций методом процарапывания — это каждый раз маленькое чудо, когда на глазах у ребёнка постепенно из темноты появляется красивое изображение.
При рисовании каждый раз происходит маленькое чудо — на тёмном фоне постепенно появляются образы
Рисование в технике воскография приносит массу пользы дошкольникам:
- Развиваются мелкая моторика и зрительно-моторная координация.
- Совершенствуется умение применять графические средства выразительности для передачи желаемого образа: линии, штрихи, контраст.
- Активно развивается фантазия.
- Ребёнок чувствует себя смелее, раскованнее, имеет большую свободу для самовыражения.
Процесс творчества данным способом поднимает самооценку малыша. Если какой-то предмет или объект у него не очень хорошо получается при традиционном рисовании, то композиция в технике воскографии в любом случае получится красивой и оригинальной. Дошкольник начинает верить в свои возможности.
Что касается возрастных отличий воспитанников детского сада, то при проведении занятий в средней группе лучше вначале предлагать трафаретные и шаблонные рисунки.
Вначале процарапываются контуры, которые потом закрашиваются
При подготовке материалов к занятию (а это важная часть рисования в технике воскографии) в среднем дошкольном звене это полностью делает воспитатель. Воспитанники же старшей и подготовительной группы уже могут активно участвовать в этом увлекательном процессе.
Все этапы подготовки бумажной основы к работе воспитывают у дошкольника внимание, усидчивость и чувство последовательности.
Закрашивание листа разноцветными восковыми мелками обычно доставляет ребятам большое удовольствие
Во время работы в любом возрасте очень важно постоянно напоминать детям о соблюдении техники безопасности. Ведь рисунок выполняется острыми предметами (зубочисткой, стекой и пр.), и ребята должны сами работать аккуратно и не задевать сидящих рядом детей.
Рисование в технике граттаж — довольно копотливое занятие, предполагающее определённые усилия. Поэтому во время творческого процесса следует обязательно проводить физкультминутку и пальчиковую гимнастику.
Материалы для работы
Для рисования в технике граттаж дошкольникам предоставляются определённые материалы:
- Основа — достаточно плотная бумага (чтобы инструмент её не прорезал). Можно взять картон, в том числе цветной.
- Для покрытия основы: восковые свечи, восковые мелки, гуашь или тушь (обычно чёрная, но также можно использовать другие тёмные тона — синий, фиолетовый, коричневый).
- Жидкое мыло, клей ПВА или моющее средство (для добавления в гуашь).
- Губка или широкая кисть для закрашивания основы гуашью.
- Острый инструмент для процарапывания изображения: зубочистка, стека, использованный стержень от шариковой ручки, заострённая деревянная палочка, пластиковая вилка и пр.
- Сухая тряпочка для того, чтобы аккуратно убрать остатки воска после прорисовки.
Если есть возможность, дошкольникам стоит предложить мольберты: краска, снимаемая палочкой с основы, будет падать вниз на подставку, а не оставаться на рисунке.
Рисование в технике граттаж предполагает определённый набор инструментов
Граттаж с элементами аппликации
Воскографию можно успешно сочетать с аппликацией. Причём, это могут быть не только бумажные элементы, но и вата, рваные салфетки, насыпь крупой и пр. Например, при создании композиции «Северное сияние» дошкольники процарапывают светящееся разноцветное небо. Затем педагог раздаёт готовые шаблоны медведей и вату для создания снежных сугробов. Рисунок получится просто волшебным.
Граттаж красиво сочетается с аппликацией
Способы оформления основы
Основу в технике граттаж можно оформлять по-разному.
Натирание восковой свечой
Самый простой вариант — это натирание листа бумаги восковой свечой (не должно оставаться пробелов). Это можно сделать такими способами:
- Просто втереть её в основу (рисовать свечой по бумаге словно карандашом).
- Натереть свечу на тёрке, полученные кусочки нагреть на водяной бане. Когда воск расплавится, нанести его на картон небольшой кистью.
- Зажечь чайную свечу (она имеет форму таблетки), воск набирать на широкую кисть прямо из свечи и наносить на основу.
Самое простое — натереть лист восковой свечой
Кстати, профессиональные художники вместо воска применяют мел, особую глину, яичный желток. Конечно, в детском саду применение таких материалов нецелесообразно.
После воска на бумагу наносится густой слой гуаши. Нужно использовать широкую кисть и не оставлять пробелов. Хорошо добавить в краску немного жидкого мыла, шампуня, моющего средства либо клея ПВА. За счёт этого при процарапывании не будут пачкаться руки.
Гуашь должна полностью высохнуть
При такой подготовке основы линии на готовом рисунке будут белого цвета, что идеально, например, для изображения зимнего пейзажа.
Фон оформлен с помощью восковой свечи
Фон цветной гуашью
Фон можно оформить цветной гуашью. Это могут быть фрагменты разных цветов. После высыхания первого слоя его можно дополнительно покрыть воском.
Каждый фрагмент закрашивается своим цветом, основа выглядит очень ярко
Также можно исходить от содержания будущего рисунка, например, «Звёздное небо над морем». При этом лист следует разделить по горизонтали на две части, нижняя закрашивается синим, верхняя — жёлтым цветом.
Фон здесь — это один слой гуаши поверх другого
После высыхания цветной краски основа покрывается сверху чёрной гуашью. Рисование происходит аналогично с помощью процарапывания.
Фон восковыми мелками
Интересный вариант оформления основы — закрашивание её восковыми карандашами. Это могут быть цветные пятна, полоски и пр. Цвета выбираются опять-таки согласно «настроению» будущего рисунка. В отличие от работы с гуашью, процесс здесь идёт намного быстрее, и дошкольники легко справятся с заданием. Главное — оставлять поменьше пробелов. После раскрашивания мелками лист бумаги также покрывается чёрной гуашью.
Закрашивать нужно фрагментами — каждый цвет на отдельном участке
При работе с гуашью можно использовать маленькую хитрость. Если краска скатывается с первого слоя, обработанного восковыми мелками или свечой, то можно обезжирить его с помощью талька. Порошок посыпается по всей поверхности листа и растирается ватным диском.
Подходящая тематика занятий в технике граттаж
Для рисования в технике граттаж воспитатель может предлагать детям самые разнообразные темы, но некоторые из них наиболее выигрышные:
- Пейзажи, особенно зимний и осенний: «Зимний лес», «Снежинки за окном», «Осенний листопад», «Осенний лес». В первом случае цвет фона под тёмной краской лучше оставить белым (просто натереть лист бумаги восковой свечой). Снежинки получатся замечательными. При изображении же осени основу лучше сделать жёлтой либо сочетать фрагменты жёлтого и оранжевого цвета.
- «Северное сияние».
- Изображение всевозможных ярких, пёстрых и контрастных объектов живой природы: «Бабочка» («Бабочки на лугу»), «Попугай», «Павлин», «Пчела» и пр.
- «Салют в небе», «Салют над городом» (с изображением городского пейзажа).
- Цветочные мотивы: «Букет для мамы», «Цветы в вазе», «Комнатный цветок».
- Натюрморт «Фрукты в вазе».
- «Подводный мир».
- «Космос».
- Фантазийные темы: «Сказочная птица», «Волшебный цветок», «Пейзаж на далёкой планете».
При создании осеннего пейзажа основу лучше окрасить в жёлто-оранжевые тона
Граттаж поэтапно
Нюансы создания рисунка в технике граттаж следует рассмотреть поэтапно на примере композиции «Попугай на ветке».
Сначала лист бумаги закрашивается восковыми мелками разных цветов. Поскольку изображаться будет попугай, то цвета выбираются яркие и контрастные.
Цвета желательно выбирать яркие и контрастные согласно окраске попугая
Далее можно применить небольшую хитрость: взять кусочек бумаги и потереть им поверхность. Это обеспечит плавное перетекание цветов. Однако же иногда резкие цветовые перепады, наоборот, делают изображение более оригинальным. В любом случае не нужно бояться экспериментов.
За счёт растирания цветовые переходы будут более плавными
После этих манипуляций основа густо закрашивается чёрной гуашью или тушью. Для однородности и предотвращения скатывания в краску следует добавить пару капель жидкого мыла. Далее лист бумаги нужно оставить до его полного высыхания.
В краску лучше добавить немного жидкого мыла, чтобы покрытие получилось однородным
Основной контур попугая нужно наметить белым карандашом (простой карандаш также можно использовать — он будет заметен на чёрном фоне). Обозначаются только главные моменты, не стоит мельчить, ведь стереть линии с поверхности будет проблематично.
Карандашом обозначаются только главные очертания, без мелких деталей
После этого ключевые линии рисунка процарапывается острым инструментом, например, зубочисткой. Не нужно давить на бумагу слишком сильно, а так, чтобы только снять чёрный гуашевый слой.
Не нужно давить зубочисткой слишком сильно, ведь сняться должен только чёрный слой
Как вариант можно нарисовать птицу вначале на обычном листе тонкой бумаги. Затем он кладётся на чёрную основу и вновь прорисовывается — только уже шариковой ручкой. В результате очертания рисунка будут хорошо заметны, и останется только проработать их острым предметом.
После обозначения основного контура следует прорисовать более мелкие детали, закрасить отдельные фрагменты (то есть удалить чёрный пигмент на довольно большом участке, например, это будет ветка дерева, на которой сидит птица, а также её голова).
После проработки мелких деталей рисунок готов
Фотогалерея: поэтапное рисование «Весенние кружева»
- 1. При закрашивании основы восковыми мелками следует выбирать нежные весенние тона
- 2. При нанесении гуаши воду нужно использовать минимально
- 3. Вначале процарапывается самая крупная деталь — ствол дерева
- 4. Дети кропотливо прорисовывают мелкие детали — пышную крону, травку, птичек на ветках
Фотогалерея: поэтапное рисование «Салют победы»
- 1. Закрашивать основу нужно узкими полосами
- 2. В гуашь перед использованием желательно добавить мыло
- 3. Зубочисткой прорисовываются залпы салюта, направленные в разные стороны
- 4. В окнах домов нужно отражаются залпы салюта
- 5. Чтобы рисунок был ещё эффектнее, на небе можно добавить множество звёзд
Видео: очень красивая бабочка в технике граттаж
Смотрите это видео на YouTube
Видео: рисуем подводный мир с помощью воскографии
Смотрите это видео на YouTube
Видео: рисование красивого пейзажа в технике граттаж
https://youtube.com/watch?v=JDwls-WO1Ms
Таблица: фрагменты конспектов занятий по рисованию в технике граттаж
Автор и название занятия | Ход занятия |
Савчук Л. «Цветы для феи» Старший дошкольный возраст | Ребята, сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие! Хотите? (Да). А куда именно, вы догадаетесь сами, когда послушаете мой рассказ: «Это необычная, волшебная страна. По улицам которой разгуливают нарядные девочки-кисточки и мальчики-карандаши, бегают непоседы-краски, гордо вышагивают листы бумаги. Ярко светит солнце, небо переливается всеми цветами радуги, изумрудная трава шелестит под ногами. А все дома — разноцветные». — Что это за страна? (Рисовандия) Правильно, ребята. Она на самом деле — волшебная! Почему? (Все, кто туда попадает, становится волшебником). — Вспомните, мы уже бывали в ней и многому научились. Чему именно? Вспомнить с детьми чему они научились на прошлых занятиях (закрашивать яблочки в технике по мокрому слою бумаги; рисовать сказочную поляну в технике монотипия и набивной жёсткой кистью: рисовать разнообразные образы в технике кляксографии; рисовать дерево саксаул способом выдувания кляксы трубочкой). |
— Ой, посмотрите, а здесь письмо (показать большой, красивый конверт). От кого? От Феи! Причитаем, что она пишет? (Да). «Здравствуйте дорогие ребята! Я узнала, что Вы путешествуете по стране Рисовандии и уже многому научились. Помогите мне, пожалуйста! Я решила устроить бал цветов. А где их взять зимой? Только на Вас надежда! Нарисуйте их, а я оживлю и украшу ими свой дворец. Заранее благодарю вас, мои добрые волшебники! Высылаю вам бумагу и кисточки. Ваша Фея». (Читать письмо можно под музыку). — Поможем доброй Фее? (Конечно). Тогда за дело! — Но что это? Кто-то измял письмо и испачкал его. (Поменять конверты во время чтения письма). Ничего не понимаю! (вытаскивая из конверта чёрную бумагу и заострённые палочки вместо кисточек). Что случилось? Посмотрите, здесь ещё одно письмо. Интересно, что в нём…. «А, вы решили, что победили? Не тут — то было! Я — великий Ляпсус-Тяпсус! Мне 120 лет, но за эти 120 лет я ухитрился сделать столько гадостей, сколько другой не сделает и за двести. Я люблю делать гадости, я вредный и противный. Я злой-презлой! Видите, во что я превратил бумагу, кисточки? Попробуйте нарисовать что-нибудь красивое…. Ха-ха-ха! Посмотрим, что у Вас получится! Ляпсус-Тяпсус.» — Вот так, ни здравствуйте, ни до свидания! Что же нам делать, ребята? Как помочь Фее? (Предположения детей). | |
— Ну что ж, другой бумаги у нас всё равно нет, а рисовать можно и острыми палочками! Показать способ процарапывания заострённой палочкой. — Взгляните, палочку держим как карандаш, и процарапываем ею по бумаге цветы штрихами и чёрного исчезнет. Получается? (Да). Вот и хорошо! Цветы можно нарисовать в вазе, можно на лугу, или просто расположить их красиво по всему листу бумаги. — Ну что, за дело? (Да). Тогда проходите на свои места и приступайте к работе! Добрая Фея ждёт нашей помощи! | |
Самостоятельная продуктивная деятельность детей под музыкальное сопровождение. По ходу деятельности следить за правильностью выполнения, при необходимости напомнить способ рисования цветов в технике штриха. Готовые работы расположить на одном столе, полюбоваться ими, отметить наиболее выразительные рисунки. | |
Цит. по: http://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-nod-po-obrazovatelnoi-oblasti-hudozhestvenoe-tvorchestvo-netradicionaja-tehnika-risovanija-gratazh.html | |
Почанина Е.А. «Космический пейзаж» Подготовительная группа | 1. Организационная часть Педагог: — Ребята отгадайте, куда мы сейчас отправимся? Загадка: Он чёрен как ночь И звёзд в нем не счесть Планет и созвездий В нём множество есть Что же это за место, Возникает вопрос И каждый ответит Ведь это же……………………….(космос) Правильно дети, мы сейчас полетим в космос. А как вы представляете космос? (рассказы ребят — очень много звёзд, разные планеты, метеоры, кометы, солнце, луна и т. д,). Педагог: Вот сейчас мы и узнаем, так ли это в космосе |
Игра: «Космическое путешествие» Педагог: Ребята, я буду вашим главным командиром. Стульчики будут ракетами. — Космонавты наденьте скафандры. Займите места в ракете. Внимание, до старта осталось 5 секунд. Начинаем отсчёт времени. Пять, четыре, три, два, один… Старт! Дети имитируют звук двигателей (у..у.. .у..). Внимание! Экипаж, идём на посадку. Педагог: Мы уже находимся в космосе. Вы испытываете перегрузки? Задание командира. Откиньтесь назад, прижмитесь к спинке стула, напрягите мышцы рук и ног, изобразите человека в невесомости.(дети изображают) Внимание!!! Посмотрите внимательно в иллюминаторы корабля, что вы интересного там видите? Ответ детей: Нашу планету, звёзды, луну, спутники, комету и др. Внимание!!! Ракета идёт на посадку. Пристегните ремни. Поздравляю вас! Вот мы и в космосе. Будьте внимательны, вам предстоит рассказывать жителям планеты земля все, что увидите, (дети встают со стульчиков, широко расставляя ноги, ходят по группе, внимательно смотрят по сторонам). Педагог: А теперь пора прощаться И на Землю возвращаться Командиры по местам! Старт, давайте кораблям. Внимание!!! Начинается обратный отсчёт времени: Пять, четыре, три, два, один…. Старт! (Дети имитируют звук двигателей -у.. .у.. .у.. .у.. .у) Педагог: Вот вернулись из полёта. Наши храбрые пилоты. | |
Понравилось вам путешествовать? Вы увидели много интересного, вам будет о чём рассказать землянам, а ещё лучше будет, если вы не только расскажите, но и нарисуете космический пейзаж. Рисовать мы будем необычным космическим способом на специальных листах острыми палочками. — Ребята, кто знает, как называется этот способ рисования? (граттаж, или по-другому царапины) | |
2. Практическая часть: — Ребята, прежде чем вы приступите к рисованию продумайте содержание и композицию своего рисунка. Подумайте, что вы будете рисовать крупно, а что мелко. А для того, чтобы некоторые объекты (ракета, планеты, солнце и др) казались более объёмными, нужно процарапать полностью всю поверхность. Дети берут листы бумаги, полочки, располагаются в удобной для каждого ребёнка позе на полу, за столом (самостоятельная работа детей). Звучат музыкальные композиции группы «Земляне». | |
3. Итог занятия Выставка рисунков. Педагог: О чём вы хотели рассказать в своих рисунках? Чтение ребёнком стихотворения В.Татаринова «Космонавт» Я ракету выстрою, в дальний путь уйду. Самую лучшую выберу звезду И в пути, конечно, я вспомню милый дом И пятиконечные звезды над Кремлём. Где планеты кружатся, мой корабль пройдёт. Там со мной подружится солнечный народ. И мальчишки местные встретятся со мной, Я спою им песенку о Земле родной! | |
Цит. по: https://dohcolonoc.ru/cons/4601-razvitie-tvorcheskikh-sposobnostej-detej-posredstvom-tekhniki-risovaniya-grattag.html |
Видео: комплексное занятие по теме «Космос»
Смотрите это видео на YouTube
Фотогалерея: детские работы в технике граттаж
- Бабочка на лугу (старший дошкольный возраст)
- Бабочки над цветком старшая группа
- Дельфин (старший дошкольный возраст)
- Зима: рисунок выполнен на голубом фоне
- Космические просторы (Коваль Маша, подготовительная группа)
- Красота подводного мира (Смирнова Екатерина, 5 лет)
- Лес (Алдашенко Алёша)
- Мишка на севере: граттаж сочетается с аппликацией (средняя группа)
- На морских просторах (Светлицкая Маша, подготовительная группа)
- Парусник в море (старший дошкольный возраст)
- Пингвины на льдине (Алдашенко Алёша, подготовительная группа)
- Подводный мир (Игнатов Саша, подготовительная группа
- Праздничный салют в ночном небе (средняя группа)
- Прогулка в осеннем лесу (средний дошкольный возраст)
- Рыбка (подготовительная группа)
- Салют над городом (Кондрашова Альфия, 5 лет)
- Сказочная птица (подготовительная группа)
- Улитка (Светлицкая Маша, подготовительная группа)
- Цветы в вазе (старший дошкольный возраст)
- Цветы для феи: фон закрашен только жёлтым цветом, что придаёт композиции особую оригинальность
Техника граттаж привлекает простотой исполнения и оригинальным эффектом. Поэтому она идеально подходит для занятий в детском саду. Задача педагога — подать их максимально интересно. Следуя простым инструкциям, дошкольники смогут создать настоящее произведение искусства и поверить в свои способности. Им захочется творить с помощью воскографии снова и снова.
- Автор: Лариса Морозова
- Распечатать
Высшее филологическое образование. Опыт работы корректором, редактором, ведения сайта, имеется педагогический стаж (первая категория).
Оцените статью:
(17 голосов, среднее: 4.5 из 5)
Поделитесь с друзьями!
Рисование в технике граттаж в детском саду | Консультация по рисованию:
История возникновения техники граттаж.
Граттаж (от фр. grater – скрести, царапать) – способ выполнения рисунка путем процарапывания пером или острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью. Другое название техники – воскография. Произведение выполненные в технике граттаж отличаются контрастом белых линий рисунка и черного фона и похожи на ксилографию или линогравюру.
Чаще других граттаж применяли графики начала XX века в России под названием гратто-графии подобную технику впервые использовал М.В. Добужинский в работах 1920-х гг. создавая свои фантастические, повышено экспрессивные произведения. Его так же применяла литовский график Д.К. Тарабильдене, в частности, она обратилась к гратажжу при работе над иллюстрациями книги «сто народный баллад».
Так вот граттаж – это что-то вроде рисунка наоборот: изображение появляется благодаря удалению краски, а не нанесению. Нижний слой обязательно нужен гладкий: это может быть картон на меловой основе, бумага, какая – либо другая твердая поверхность (например виниловая пластинка). Второй слой – воск /грифельный карандаш/ масляная постель. Последний слой тушь, акрил, гуашь контрастного с фоном цвета. Затем – выцарапывание нужного изображения.
Фон не обязательно должен быть черным, а верхний слой белым. Экспериментируя с цветной палитрой можно добиться интересных и эффектных результатов, оригинальных и загадочных переливов. Инструментов же у граттографии невероятно множество. От формы режущего элемента зависит и результат, вид узора. Главная, чтобы предмет был острый.
Таким образом, техника рисования граттаж привлекает многих своей простотой исполнения и необычным эффектом. Следуя простым инструкциям, даже самый не опытный человек или маленький ребёнок сможет создать настоящее произведение искусства. В этой консультации вы узнаете всё о граттаже и сможете самостоятельно рисовать в этой технике с детьми раннего возраста.
Техника граттаж в детском саду.
Увлекательная необычная техника «Граттаж» будет интересна детям любого возраста. Разница состоит в том, что для детей раннего возраста основа для рисования подготавливает воспитатель, а дети старшего возраста способны самостоятельно подготовить основу для рисунка. Техника состоит из трех этапов и проста в выполнении. Все этапы подготовки листа к работе интересна и вызывает у детей интерес. Воспитывают внимания, усидчивость, чувства последовательности и умение доводить начатое дело до конца. Дети познают многообразие окружающего мира, а также расширяют кругозор и проводят познавательно-исследовательскую деятельность.
Для лучшего восприятия детей название этой техники можно изменить на «Цап-царапки». Детям понравиться это смешное название, они легко запомнят эту технику. Попробовав технику «граттаж» один раз, вам захочется вернуться к ней снова и снова. Технику «граттаж» можно выполнять в нескольких вариантах.
Вариант № 1 (самый простой)
1 Шаг. Необходимо взять плотный лист белого картона или бумаги для рисования и тщательно без пробелов натереть его восковой свечой.
2 Шаг. Нанесите с помощью широкой кисти или губки густой (как сметана) слой гуаши черного цвета (или другого темного) на весь картона так, чтобы не было пробела.
Совет: добавьте в гуашь несколько капель жидкого мыла (шампунь, моющего средства или клея ПВА) тогда при процарапывании гуашь не будет пачкать руки.
3 Шаг. Процарапывание. Возьмите заостренный предмет (зубочистку, перо, стержень от шариковой ручки, пластиковая вилка и др.) и начинайте наносить запланированный рисунок. Рисовать можно полосы, различные лини или штрихи. В общем то, что вам хочется.
Вариант №2
1 Шаг. Делаем фон гуашью. Белый лист картона или бумаги можно разделить на две или три части в зависимости от замысла основного рисунка по горизонтали. На части наносится гуашь нужного цвета.
Второй и третий шаг повторите как в варианте №1 в итоге получиться яркий цветной рисунок.
Вариант №3 (делаем фон восковыми карандашами)
1 Шаг. Зарисовать (без пробелов) цветными восковыми карандашами одного цвета или нарисовать цветные пятна. Второй третий шаг повторить как в варианте №1. Оригинальность этому варианту можно добиться если зарисовать лист цветными пятнами.
Второй и третий шаг повторите как в варианте №1 в итоге получиться яркий цветной рисунок.
Совет: если вы хотите перенести на «граттаж» рисунок из книги, то переведите его на кальку, аккуратно нанесите контур рисунка слегка продавливая, а затем хорошо процарапайте.
Вариант №4 Гратаж + аппликация
1 Шаг. Картон с готовым ярким рисунком. Отлично подходит обложка от цветного картона или альбома.
Второй третий шаг повторить как первом варианте.
Шаг 4. Выполнить аппликацию с заранее подготовленных форм.
Совет: если вы хотите придать работе блеск – равномерно нанесите по всему листу лак для волос.
Сграффито | искусство | Британика
- Развлечения и поп-культура
- География и путешествия
- Здоровье и медицина
- Образ жизни и социальные вопросы
- Литература
- Философия и религия
- Политика, право и правительство
- Наука
- Спорт и отдых
- Технология
- Изобразительное искусство
- Всемирная история
- Этот день в истории
- Викторины
- Подкасты
- Словарь
- Биографии
- Резюме
- Популярные вопросы
- Обзор недели
- Инфографика
- Демистификация
- Списки
- #WTFact
- Товарищи
- Галереи изображений
- Прожектор
- Форум
- Один хороший факт
- Развлечения и поп-культура
- География и путешествия
- Здоровье и медицина
- Образ жизни и социальные вопросы
- Литература
- Философия и религия
- Политика, право и правительство
- Наука
- Спорт и отдых
- Технология
- Изобразительное искусство
- Всемирная история
- Britannica объясняет
В этих видеороликах Britannica объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы. - Britannica Classics
Посмотрите эти ретро-видео из архивов Encyclopedia Britannica. - #WTFact Видео
В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти. - На этот раз в истории
В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории. - Demystified Videos
В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы.
- Студенческий портал
Britannica — это главный ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и т. д. - Портал COVID-19
Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня. - 100 женщин
Britannica празднует столетие Девятнадцатой поправки, выделяя суфражисток и политиков, творящих историю. - Britannica Beyond
Мы создали новое место, где вопросы находятся в центре обучения. Вперед, продолжать. Просить. Мы не будем возражать. - Спасение Земли
Британника представляет список дел Земли на 21 век. Узнайте об основных экологических проблемах, стоящих перед нашей планетой, и о том, что с ними можно сделать! - SpaceNext50
Britannica представляет SpaceNext50. От полёта на Луну до управления космосом — мы исследуем широкий спектр тем, которые подпитывают наше любопытство к космосу!
Содержание
- Введение
Краткие факты
- Связанный контент
Читать Далее
- 7 техник рисования, вызывающих скручивание языка
Скретч-арт, Техника скретчборда, Рисование, Джон Агнью
Джон Н. Агнью, опубликованный в журнале The Artist’s Magazine (июль/август 2012 г.), сделал себе имя как художник по скрэтчборду. «Мне нравится рисовать акрилом, потому что он позволяет мне работать быстро», — говорит он. «Мне нравится скретчборд за его способность воспроизводить очень точные детали и качество линий, похожее на травление». Он предупреждает, что работа утомительна и отнимает много времени, однако требует терпения и выносливости. «Придерживаться этого — самая трудная часть», — говорит он. «Я ставлю перед собой небольшие цели (измеряемые в квадратных дюймах) и постоянно напоминаю себе о том, как здорово это будет выглядеть, когда я закончу, и как эта скука окупится в конце».
В этом бесплатном отрывке из статьи Агнью делится 12 штрихами на доске, чтобы вы могли начать.
Автор: John N. Agnew
1. Все эффекты на изображениях 1, 2 и 3 были достигнуты с помощью штриховки — простого тыкания в поверхность кончиком лезвия X-Acto № 11. (Некоторые художники по скрэтчборду предпочитают использовать стилус или иглу в ручке, а не использовать лезвие X-Acto. ) Изменение давления лезвия, которое меняет размер точек, а также плотность точек, дает светлые и темные тона. . Если оставить области пустыми, они станут черными.
2. Случайные узоры создают неровные тона, которые подходят для изображения шероховатых текстур или песка, но не гладких поверхностей.
3. Регулярные узоры, такие как короткие ряды точек, размещенных равномерно, дадут более плавные тона. Делаю несколько коротких рядов пунктиром в одном направлении, затем меняю так, чтобы ряды шли в другом направлении. Это предохраняет ряды от образования отвлекающих узоров. Если вы оставите пробелы или разместите ряды неровно, вам придется вернуться и тщательно заполнить пробелы, чтобы сгладить тон.
4. Вы можете изменять яркость и ширину линий или штриховок, изменяя давление вашего инструмента. Линии тоньше волоска возможны с помощью острого инструмента и очень небольшого давления.
5. Использование острой кромки лезвия X-Acto перпендикулярно направлению линии приводит к получению широкой линии. В этом случае вы в основном скоблите, а не гравируете.
6. Штриховка для получения ровных тонов требует некоторой практики. Лучше всего это работает, когда линии короткие и расположены равномерно. Добавьте больше слоев штриховки, чтобы увеличить яркость (белизну).
7. Грубые текстуры и тона можно получить с помощью произвольной перекрестной штриховки и очень мелких штрихов.
8 и 9. Перекрестная штриховка поверх штриховки может дать очень эффектные тона. Начните с штриховки по области; затем добавьте блики и затенение с помощью перекрестной штриховки.
10, 11 и 12. Вы можете использовать линии для создания тона и текстуры: в «Твердой руке, изученная техника» я создал текстуру коры кипариса, используя линии, чтобы предложить форму и текстуру. Используйте маленькие штрихи и наносите их в направлении, которое предполагает топографию объекта.
Прочитайте полную статью о методах рисования Агнью в журнале Artist’s Magazine (июль/август 2012 г.).