Когда начинается конфликт? | Psylist.net
Психология управления ↓
Конфликт начинается с того момента, когда (хотя бы) один из взаимодействующих субъектов осознает различие своих интересов, ценностных ориентации от интересов, ценностных ориентации другого субъекта или начинает односторонние действия по обеспечению своих интересов (т.е. по поводу различий), но пока еще, не осознавая этих различий.
Если различия существуют, но субъекты их не осознают, то мы имеем один из видов потенциального конфликта, после эскалации которого, он может быть назван предконфликтной фазой.
Существует заблуждение, что напряженность возникает перед конфликтом. И почувствовав ее, следует сразу же заняться профилактикой или предупреждением. Но, к сожалению, такое еще никому не удавалось. Ведь профилактика предполагает работу с еще не начавшимся конфликтом. А напряженность возникает в сознании людей при появлении ощущения противоречия между различием интересов, ценностей взаимодействующих субъектов и ограниченной ресурсной возможностью обеспечить их не за счет другого. То есть когда конфликт уже начался и, следовательно, профилактика уже бесполезна (точнее, невозможна), как прививка от тифа обитателю тифозного барака.
Напряженность не возникает раньше самого конфликта. И значит, мы можем считать напряженность – признаком конфликта (только начавшегося или давно продолжающегося).
После перехода из одной фазы в другую напряженность спадает. В случае кризисов (т.е. задержки конфликта в одной фазе или возврате в предыдущую) напряженность усиливается.
Начало нового (ранее не известного субъекту) конфликта приводит к затруднению, что и создает напряженность – следствие недостатка или противоречивости информации, недостаточности знаний для преодоления затруднения (о способах выхода из затруднения – напряженность безысходности).
С началом конфликта конфликтные ситуации сменяют одна другую. И первая возникает сразу после инцидента.
Успех работы с конфликтом (в конфликте) во многом зависит от точности описания структуры конфликта: субъектов, предмета, инцидента, отношений, ситуаций.
- Инцидент (информационный) – событие, которое помогло осознать хотя бы одному из взаимодействующих (прямо или косвенно) субъектов отличие (полное или частичное) его интересов и ценностей от интересов и ценностей других участников взаимодействия.
- Инцидент (деятельностный) – повод для объявления (афиширования) конфронтационных действий по поводу различия интересов, ценностных ориентаций.
- Конфликтная ситуация – развитие конфликта в конкретный временной период.
- Субъекты конфликта – участники конфликтного взаимодействия, которые могут быть представлены индивидами, группой индивидов, социальной организацией.
- Предмет конфликта – конкретные интересы и ценностные ориентации, по поводу различия которых происходит конфликтное взаимодействие (то, из-за чего возник конфликт).
- Конфликтные отношения – форма и содержание взаимодействия между субъектами, их действия для завершения конфликта.
Чтобы точно описать конфликт, надо:
- установить его действительных участников;
- изучить их мотивы, цели, особенности характера, профессиональную компетентность;
- выявить их отношения в предконфликтной фазе;
- выявить главные различия интересов и ценностей, которые привели к этому конфликту;
- узнать намерения участников о приемлемых, на их взгляд, способах преодоления конфликта;
- выявить других заинтересованных субъектов, не участвующих пока в конфликтном взаимодействии;
- определить все возможные в данном конфликте пути преодоления.
- каждый конфликт имеет пространственные и временные характеристики.
Пространственные характеристики конфликта: сферы возникновения и проявления конфликта; условия и повод возникновения; конкретные формы проявления; результат конфликта; средства и действия, которые используют субъекты конфликта.
Временные характеристики представлены такими параметрами, как длительность, частота, повторяемость конфликта, продолжительность участия в конфликте каждого из субъектов, а также временные параметры отдельных этапов.
Решающее влияние на выбор поведения в конфликте оказывает сама личность – ее потребности, интересы, ценности, установки, привычки, образ мышления, модели поведения, ее прошлый опыт работы с проблемами и поведения в конфликте. Можно выделить конфликтный тип личности. Само понятие конфликтности личности означает состояние готовности личности к конфликтам, ее степень вовлеченности в развитие конфликтов. Анализ биографий наиболее известных фигур среди организаторов бизнеса, успешных менеджеров в России и за рубежом (Демидов, Рябушинский, Морозов, Форд, Якокка), которые не раз демонстрировали высокий уровень профессиональной управленческой конкурентоспособности, показал, что все они – конфликтные личности.
Похожие материалы в разделе Психология управления:
- Модель, учитывающая «зрелость исполнителей»
- Значения некоторых жестов и поз, которые могут помочь понять поведение и состояние партнера
- Понятие руководства
- Характеристика основных стратегий поведения
- Формирование коллектива
- Влияние путем сотрудничества
- Авторитет личности
- Структура трудового коллектива
- Влияние путем убеждения
- Приемы управления эмоциями в переговорном процессе по разрешению конфликтов
С чего начинаются конфликты в семье и как их предотвратить
13 сентябряОтношения
Главное — построить союз равных людей и помочь всем участникам стать сильнее.
Ия Зорина
Автор Лайфхакера, атлет, КМС
Поделиться
0В чём заключается суть конфликтов
В книге «Практическая конфликтология: от конфронтации к сотрудничеству» врач‑психиатр и психолог Виктор Пономаренко рассказывает, что суть любого конфликта кроется в нехватке ресурсов. Это относится и к политическим противостояниям, и к конфронтациям в бизнесе и на работе, и к постоянным ссорам в семье.
Притом ресурсы — это не только деньги или продукты. Это может быть внимание, забота, время или что‑то другое.
Чтобы оставаться жизнеспособным, любому партнёрству нужны равные вложения сторон. Другими словами, если один человек вкладывает, а другой только берёт, отношения обречены на провал.
В основе любого конфликта лежит осознание объективного факта — партнёрство перестало быть перспективным, оно не способствует, а препятствует развитию включённых в него людей, а следовательно, оно должно быть разрушено.
Виктор Пономаренко, «Практическая конфликтология»
Изначально два человека стремятся к отношениям, чтобы улучшить качество жизни, но на этом пути их подстерегает множество проблем или кризисов.
Как люди строят отношения и почему возникают кризисы
Чтобы наглядно объяснить, как происходит развитие любых отношений, в книге Виктора Пономаренко приводится график.
График развития отношений. Иллюстрация: «Практическая конфликтология»Когда всё только начинается, человек находится на отметке Q0 — качество его жизни неудовлетворительное и требуются изменения. Завязавшиеся отношения улучшают благосостояние обоих партнёров, растёт их потенциал адаптации к этой жизни, и оба чувствуют, что надо продолжать.
Качество жизни выросло. Иллюстрация: «Практическая конфликтология: от конфронтации к сотрудничеству»В момент t1 партнёры привлекательны и значимы друг для друга, они вкладывают в союз все ресурсы и увеличивают общий потенциал.
После этого, как правило, наступает плато. В отношениях всё ровно: качество жизни находится на прежнем уровне, не растёт, но и не падает. А затем возникает проблема — актуальная задача, для решения которой у партнёров не хватает ресурсов.
Появление проблемы. Иллюстрация: «Практическая конфликтология: от конфронтации к сотрудничеству»Это может быть рождение ребёнка, необходимость покупки новой мебели или расширения жилья, возможность повышения по службе, которая требует больше времени, или что‑то ещё.
С этого момента отношения могут пойти по двум путям. Если партнёры активизируются и вместе решат, как избавиться от проблемы, равноценно вкладывая ресурсы, их союз окрепнет, а качество жизни повысится.
Решение проблемы. Иллюстрация: «Практическая конфликтология: от конфронтации к сотрудничеству»Если же они не придумают ничего хорошего, наступит кризис и качество жизни пойдёт вниз. В этот момент и возникнет конфликт.
Как люди ведут себя во время конфликта
Часто люди вместо того, чтобы преодолевать кризис, решают, что отношения изжили себя. Притом это не обязательно происходит осознанно. Просто человек вместо того, чтобы привносить ресурсы в союз, начинает изымать их и тратить на стороне.
Таким образом, конфликт — это разрушение социальной группы и делёж ресурсов, которые пригодятся для постройки новых отношений. Есть несколько стилей его ведения:
- Конкуренция — борьба за право обладания ресурсами, которая ведётся до победного конца.
- Приспособление — отказ от притязаний в пользу другой стороны.
- Уклонение — попытка избежать конфликта, например угрюмое молчание.
- Компромисс — частичные уступки сторон.
- Сотрудничество — поиск причин конфликта и методов его решения.
Только последний стиль может привести к сохранению отношений, а всё остальное — это лишь способы «растащить» ресурсы.
На отрезке графика t2 — t3 партнёры ещё надеются поддержать отношения, они обмениваются взаимными претензиями, ссорятся, требуют активных действий. Однако качество жизни всё же остаётся выше, чем до совместной жизни, а потому союз сохраняется.
Разрыв отношений. Иллюстрация: «Практическая конфликтология: от конфронтации к сотрудничеству»Если же они не применят технику сотрудничества и не найдут, как исправить ситуацию, конфликт может дойти до точки t4, когда жизнь друг без друга лучше, чем вместе. В этот момент отношения разрываются.
Почему важно решать конфликты
Виктор Пономаренко рассказывает, что у каждого человека есть несколько компетенций — областей ответственности, в которых он действует. Например, «родитель» включает рождение детей и создание условий для их роста и адаптации в обществе, а «работник» — выполнение своих трудовых обязанностей.
Компетентный человек — тот, кто может реализоваться в своей области ответственности и достичь цели, которую она определяет. То есть родитель может вырастить здорового и счастливого ребёнка, владелец собаки — выгулять питомца и не потерять его в процессе, работник — освоить новую технологию, которая нужна для высокой производительности труда.
Некомпетентность, наоборот, мешает жить и добиваться целей, и именно она является причиной кризисов. Когда возникает проблема, как правило, сдаёт позиции один из партнёров. Он является слабым звеном союза и тянет отношения на дно.
В такой ситуации «сильный» участник может признать партнёра некомпетентным и разрушить отношения, занявшись поиском интересных для себя людей.
Проблема в том, что только решение конфликта может увеличить компетентность обоих участников. Прекратив общение и занявшись поиском нового партнёра, вы теряете возможность стать сильнее и вступаете в новые отношения с тем же грузом.
В качестве примера Виктор Пономаренко приводит историю одного молодого бизнесмена, который после рождения дочки потерял сексуальное желание к жене. Он начал больше времени проводить на работе, чтобы было оправдание увильнуть от интимных отношений, а затем завёл любовницу.
Устранившись от воспитания дочери, мужчина стал слабым звеном отношений — не смог приобрести компетенцию родителя и откатился к роли любовника. Если конфликт не будет решён и брак разрушится, мужчина сможет найти другую женщину и вновь обрести счастье. Но, скорее всего, лишь до той поры, пока она не родит ему ребёнка, а дальше цикл может повториться.
Таким образом, нерешённые конфликты могут преследовать человека всю жизнь, переходя из одних отношений в другие. Но чтобы решить их, в первую очередь надо определить, кто сдаёт позиции, а затем помочь ему восстановить силу.
Как решить любой конфликт
При столкновении с любым конфликтом нужно задать три главных вопроса:
- Кто из участников отношений является наименее компетентным, «слабым» партнёром?
- В чём причина его слабости? Что привело к ней?
- Как использовать потенциал «сильного» партнёра, чтобы устранить причину некомпетентности «слабого» и помочь ему преодолеть отставание?
В книге Виктор Пономаренко рассказывает о решении конфликта на примере отношений взрослых брата и сестры. Тридцатилетний Сергей потерял работу и семью.
Попытки найти новое место по своей редкой ремесленной специальности не дали результатов, в итоге он развёлся с женой и съехал с её квартиры в родительскую трёшку. Там также жила его старшая сестра Катя с десятилетним сыном.
Поначалу Сергей помогал ей по дому и делал с племянником уроки, а она обеспечивала его, поскольку была ценным специалистом и получала хорошо. Сестра также пыталась найти Сергею работу, но все предложения его не устраивали, и в конце концов он начал резко реагировать на них.
Найти подходящее место не удавалось, и Сергей всё больше падал духом. Он перестал искать работу и помогать по хозяйству, целыми днями лежал на диване с книжкой, а Кате пришлось обеспечивать двоих взрослых, да ещё и выполнять все домашние дела.
Если разобрать этот конфликт, используя три вопроса, получится следующее:
- Слабым участником является Сергей.
- Он безработный, не удовлетворяет потребности в самореализации и социальном окружении. Он растерян и подавлен.
- Катя — сильный партнёр, а значит, она может помочь Сергею снова стать компетентным.
В нашем примере Катя пыталась найти Сергею работу, но ничего не вышло. И проблема была не в том, что брат — ленивый, бесперспективный и вообще паразит. Каждый человек жаждет признания и самореализации, никто не хочет весь день лежать на диване в депрессии.
Просто Катя предлагала ему не те занятия, в которых он мог бы реализоваться, и в этом проявлялась её собственная некомпетентность.
Проблема решилась другим способом. Катя позвала на ужин своих коллег, и впервые Сергей проявил какой‑то интерес к жизни. Он привёл себя в порядок, помог ей подготовиться и познакомился с её друзьями. В дальнейшем он начал участвовать в их посиделках.
Благодаря этому он вновь почувствовал себя нужным, достойным членом общества. Через некоторое время Сергей нашёл работу, с первой же получки дал сестре денег, а затем снял себе жильё и съехал. Их отношения продолжались, и Катя получила надёжного союзника на случай, если ей понадобится помощь.
Что важно знать о конфликтах разных поколений
Те же самые принципы действуют в любых контактах: между родителями и детьми, взрослыми людьми и пожилыми родителями или вечными участниками анекдотов — тёщей и зятем.
Ниже мы приведём несколько примеров из книги, которые хорошо демонстрируют причины и способы разрешения семейных конфликтов.
Родители и дети
Главной целью родителей является воспитание детей, которые смогут адаптироваться к жизни и быть счастливыми. Главной целью детей — вырасти такими взрослыми. Таким образом, никаких конфликтов в этом плане быть не может.
Кризисы возникают тогда, когда родители недостаточно компетентны в воспитании. Например, они не видят, к чему склонны дети и в чём они могут проявить себя по полной, и упорно пытаются навязать им неподходящую профессию или образ жизни.
Как в примере с Катей, которая пыталась устроить Сергея на не подходящую ему работу. Дети, разумеется, будут протестовать против такого поворота, что неизбежно приведёт к ссорам.
Взрослые люди — это сильная сторона, поэтому разрешение конфликтов с детьми всегда требует от них проявления чуткости и мудрости.
Взрослые люди и престарелые родители
Важно учитывать один факт: значение имеет только то, что человек отдаёт прямо сейчас. Прошлые заслуги хранятся в памяти, но они не обеспечивают искреннего отношения. Если человек ничего не вкладывает, то становится обузой.
К сожалению, такое часто случается с престарелыми родителями. Выход на пенсию, сокращение дел и социальных контактов делает их слабыми. Если при этом люди не придумывают себе новых занятий, а пытаются вмешиваться в жизнь выросших детей, конфликты неизбежны.
Чтобы решить эту проблему, взрослые дети — сильная сторона — должны помочь родителям найти новые занятия и снова стать полезными. Это может быть забота о внуках, какие‑то активности, во время которых пожилые люди смогут общаться с другими и приносить пользу.
Родители супругов
Частая неприязнь между тёщей и зятем или невесткой и свекровью вполне легко объяснить. Новый человек забирает из семьи главное богатство — ребёнка, в которого инвестировали столько времени, сил и средств. Более того, меняется привычная структура семьи и приходится привыкать к её новому составу.
И хорошие отношения возможны только тогда, когда обе стороны будут делать посильный вклад в процветание семьи. Родители станут оказывать актуальную и желанную помощь, дети — отвечать им вниманием и заботой.
Нередко в таких конфликтах сильной стороной выступают молодые люди. А значит, именно они должны найти, как помочь родителям супруга или супруги стать компетентными в новой роли.
Читайте также 🧐
- Почему мы кричим на детей и как вовремя остановиться
- Конкуренция в семье: почему она возникает и как выйти из такого сценария
- Какие конфликты помогают в работе и как спорить с пользой для дела
Как начинается конфликт? | Здорово
Иногда может показаться, что конфликт вспыхивает и распространяется в отношениях, как лесной пожар в лесу, по существу действуя как бушующая, разрушительная сила с неизвестной, таинственной причиной. Конфликт, однако, не обязательно должен быть таким сложным или трудным для понимания. Большинство конфликтов можно отнести к нескольким основным сферам жизни, включая индивидуальные желания и потребности. Понимание того, как начинается конфликт, может помочь в эффективном управлении и, в конечном итоге, разрешении конфликтов в личных и профессиональных отношениях.
Причины
Конфликт часто возникает из-за разных идей и целей в отношении ситуации или отношений. Например, вы можете столкнуться с конфликтом со своим супругом, когда один из вас хочет навестить других членов семьи во время отпуска, а другой хочет спокойно провести неделю вдали от семьи или друзей. Конфликт также может быть вызван неудовлетворенными потребностями. Когда ваш коллега чувствует, что его не слышат или за ним наблюдают во время собраний отдела, конфликт может возникнуть на следующем собрании. Человек или группа людей, пытающиеся контролировать ситуацию, получить власть и манипулировать другими людьми или изменить их, также могут привести к конфликту.
- Конфликт часто возникает из-за разных идей и целей в отношении ситуации или отношений.
Факторы
Разница между конструктивным и деструктивным конфликтом
Подробнее
Конфликт может развиться косвенно в результате уже испорченных или нестабильных отношений. Например, ранее неразрешенный конфликт может увеличить вероятность будущих вспышек конфликта. Различия в стилях общения, такие как чрезмерно экспрессивное или очень минимальное невербальное общение, также могут привести к конфликту, когда возникает недопонимание или недопонимание. Различия в характере, такие как те, которые часто возникают в профессиональной среде, могут увеличить вероятность развития конфликта. Если один или несколько человек чувствуют себя небезопасно, выражая свои чувства и потребности, также может развиться конфликт.
- Конфликт может развиться косвенно в результате уже испорченных или нестабильных отношений.
- Если один или несколько человек чувствуют себя небезопасно, выражая чувства и потребности, также может развиться конфликт.
Осложнения
Ситуация, связанная с конфликтом, может быть дополнительно осложнена тем, как вовлеченные стороны реагируют на конфликт. Если в отношениях уже существует недоверие, то один или несколько вовлеченных людей могут попытаться возвести защитную стену, по сути отказавшись от отношений. Иногда человек может попытаться справиться с конфликтом, избегая ситуации, в которой возникает конфликт, что может фактически препятствовать разрешению конфликта и даже продлить конфликт. Например, вы можете стесняться обсуждать свои чувства по поводу того, что вас упускают из виду при продвижении по службе, но со временем вы можете обнаружить, что ваши чувства недоверия и обиды на вашего начальника на самом деле увеличивают, а не уменьшают вероятность конфликта.
- Ситуация, связанная с конфликтом, может быть дополнительно осложнена тем, как вовлеченные стороны реагируют на конфликт.
- Иногда человек может попытаться справиться с конфликтом, избегая ситуации, в которой возникает конфликт, что может фактически препятствовать разрешению конфликта и даже продлить конфликт.
Заблуждения
Агрессивное поведение Против. Напористое поведение
Узнать больше
Иногда конфликт также может быть осложнен неверными представлениями его участников о конфликте. Конфликт не всегда возникает из-за разногласий и не всегда должен создавать неприятные ситуации. Например, если в детстве вы знали, что конфликт всегда связан с гневом, криком и словесными оскорблениями, то вы можете вести себя подобным образом во время конфликта или вообще пытаться избегать конфликта. Конфликт не обязательно должен быть негативным опытом, поскольку существует ряд стратегий для успешного выхода из конфликта в личных и профессиональных отношениях.
- Иногда конфликт также может быть осложнен неверными представлениями участников конфликта.
- Конфликт не обязательно должен быть негативным опытом, поскольку существует ряд стратегий для успешного выхода из конфликта в личных и профессиональных отношениях.
Соображения
Независимо от того, как он начинается, конфликт в конечном итоге может укрепить отношения. Чтобы избежать деструктивного подхода к конфликту, активно ищите и осваивайте эффективные навыки разрешения конфликтов 3. Найдите людей, которые имеют крепкие, здоровые отношения в своей жизни, и узнайте, как они подходят к конфликту, которые могут быть вам полезны. Кроме того, войдите в любую конфликтную ситуацию, связанную с отношениями, принимая во внимание различные желания, потребности и цели вовлеченных сторон, и стремитесь увидеть, как отношения становятся сильнее в результате конфликта.
- Независимо от того, как он начинается, конфликт в конечном итоге может укрепить отношения.
- Чтобы избежать деструктивного подхода к конфликту, активно ищите и осваивайте эффективные навыки разрешения конфликтов 3.
Что такое конфликт в литературе? || Справочник штата Орегон по литературным терминам
Что такое конфликт в литературе? Стенограмма (английские и испанские субтитры доступны в видео, нажмите ЗДЕСЬ, чтобы просмотреть стенограмму на испанском языке)
Дж. Т. Бушнелл, писатель и старший преподаватель литературы Университета штата Орегон
«Напряжение — мать художественной литературы», — говорит писатель и учитель письма Джером Стерн. Я думаю, что он прав. Напряжение — это покалывание предвкушения, которое вы чувствуете, когда читаете что-то интересное, интерес и волнение, которые заставляют вас перелистывать страницы. Но откуда напряжение?
Давайте проведем небольшой мысленный эксперимент. Допустим, вы разговариваете со своей любимой пятнадцатилетней девочкой. Какой была бы ваша реакция, если бы она сказала: Боже мой, вы должны услышать эту историю! Итак, на днях я остался дома, пока мои родители и сестра пошли на пикник, верно? Так что я вымыла волосы, затем легла на солнце, чтобы дать им высохнуть, и немного задремала. Потом мне стало жарко, я вошел внутрь и послушал музыку.
Теперь, если вы похожи на большинство из нас, ваша реакция, вероятно, будет такой: «Э-э, я думал, вы сказали, что у вас есть история. Вы услышали что-то тревожное в музыке? Что-то случилось с твоими волосами? Вы были заблокированы, или попали под ливень, или, может быть, на вас напал рой шершней-убийц? Где история?
В истории мы хотим, чтобы что-то произошло, обычно что-то плохое. Пока это не так, мы не очень заинтересованы. Напряжение может быть матерью вымысла, но проблем — мать напряжения.
В художественной литературе эти проблемы называются конфликтами. Точнее, конфликт означает сорванное, находящееся под угрозой или противодействующее желание
. В основном это когда персонаж чего-то хочет, но что-то мешает. Возможно, персонаж чего-то хочет, но не может этого получить. Может быть, у персонажа что-то есть, но он рискует это потерять. Возможно, персонаж хочет двух несовместимых вещей. Однако, какой бы ни была его форма, она привлекает наше внимание.Помните, например, нашу любимую пятнадцатилетнюю девочку? Что ж, давайте немного изменим ее историю. Допустим, пока она слушает музыку, к ней подъезжает машина, которую она не узнает. Допустим, водитель — мальчик, которого она заметила прошлой ночью в местном подростковом притоне, тот самый, который ткнул пальцем в воздух и сказал: «Довезу тебя, детка». Допустим, он флиртует с ней и пытается уговорить ее сесть в машину, и она начинает понимать, что на самом деле он взрослый мужчина, одетый как подросток. Как и парень на пассажирском сиденье, который в конце концов спрашивает, не выдернуть ли ему телефонный кабель. Первый парень говорит ему заткнуться, а затем очень мило угрожает поджечь ее дом и причинить вред ее семье, если она не сядет в его машину. Все еще скучно?
Это краткое изложение рассказа под названием «Куда ты идешь, где ты был?» Джойс Кэрол Оутс, и она полна напряжения. Почему? Из-за всех конфликтов! Девушка хочет, чтобы мужчины ушли, но этому желанию мешают. Она хочет остаться в своем доме, но это желание находится под угрозой. Она хочет защитить себя, но она также хочет защитить свою семью, и если она верит мужчине в машине (чего ей делать не следует), она не может иметь и то, и другое.