Что такое сенситивные периоды развития и как воспитывать по ним ребёнка
Сенситивный период — это возраст, когда ребенку проще даются определенные вещи, когда он лучше усваивает новую информацию. Итальянский педагог Мария Монтессори выделила шесть сенситивных периодов. Чем они отличаются и как помочь ребенку пережить каждый из них, разбираемся вместе с Монтессори-педагогом Анной Ложкиной.
Период развития речи (0–6 лет)
В этот период дети активно расширяют свой словарный запас. Самые маленькие показывают пальцем на предмет и просят назвать его много раз. Так они воспринимают слово на слух и соотносят его с вещью. Затем начинают интересоваться не только предметами и явлениями, но и историями. Первые книги ребенка обязательно должны быть с картинками, чтобы он понимал, о чем идет речь.
Далее детей начинают увлекать буквы, и примерно в пять лет возникает интерес к письму. Ребенок понимает, что он может выразить мысль с помощью букв. Чуть позже у детей появляется спонтанное чтение — ребенок читает все подряд. Постепенно речь становится средством выражения мыслей и чувств.
Как помочь ребенку в этот период:
- Пополняйте словарный запас правильными названиями. Не «киса», а «кошка», не «му-му», а «корова». Ребенку все равно, что запоминать: «киса» или «кошка», — как вы что-то назовете, так он и будет говорить. Обозначайте предметы корректно, так, как они на самом деле называются.
- Чаще показывайте то, о чем идет речь. Если есть возможность показать предмет, о котором вы говорите, в реальной жизни, так и сделайте. Конечно, льва или жирафа вы поблизости не найдете. Но вазу или мяч лучше показать в комнате, а не на карточках.
- Разговаривайте с другими людьми при ребенке. Детям важно наблюдать нашу артикуляцию. Мультики для развития речи не очень полезны, а наблюдение внятного разговора взрослых поможет ребенку понять, как должна выглядеть его речь со стороны. Можно даже красить губы яркой помадой, чтобы движение рта было ярче, заметнее.
- Говорите по делу.
Период восприятия порядка (0–4 года)
В это время у ребенка появляется потребность в порядке: и внешнем, и внутреннем. Ему хочется наблюдать устоявшиеся алгоритмы, определенный режим вокруг. Это дает ощущение спокойствия и стабильности. Например, если чай трехлетке всегда наливала мама, а однажды это сделает папа и нальет чай в другую чашку, у ребенка может начаться истерика. В этот период дети особенно консервативны, им не нравится, когда что-то идет не так. Ребенок может отказываться от новой еды, ходить в одной и той же одежде. Смена времен года и переезд тоже могут вызвать у него стресс.
Как помочь ребенку в этот период:
- Поймите, что это не баловство и не капризы. Это нормальный период развития, когда дети негативно воспринимают перемены.
- Старайтесь давать ребенку ощущение порядка во внешней среде. Пусть у каждой вещи и игрушки будет свое место.
- Составьте распорядок дня и последовательность действий, которые комфортны ребенку.
- Поддерживайте ребенка эмоционально и проговаривайте все, что меняется, чтобы не оставлять его наедине с переживаниями.
- Попробуйте научить ребенка ухаживать за собой. Примерно с полутора лет дети уже начинают убирать за собой игрушки и одежду. Будьте внимательны и не настаивайте на уборке, если ребенок устал.
- Заранее уточняйте у ребенка, что ему комфортно. Лучше спросить: «Ты хочешь, чтобы я очистила банан, или сделаешь это сам?» У ребенка возникнет ощущение контроля ситуации, и он почувствует себя в безопасности.
- Создайте «правила дома». Период восприятия порядка — идеальный период, чтобы выработать привычки. Если вы хотите, чтобы после прогулки все обязательно мыли руки, стоит проговорить это именно сейчас. Потому что, если у ребенка в этот период не сформируется определенная привычка, приучить его к чему-то новому дальше будет гораздо сложнее.
Период сенсорного развития (от 0 до 5,5 года)
В этот период ребенок изучает окружающий мир с помощью чувств. Он лезет в песок, играет в пластилин, активно гладит кошку. Некоторые дети в это время увлекаются музыкой. Задача родителя в этом возрасте — помочь ребенку максимально изучить мир через восприятие. Не через развивающие мультфильмы, а с помощью рук и органов чувств.
Как помочь ребенку в этот период:
- Дайте ребенку потрогать разные предметы. Постарайтесь сделать так, чтобы они были разными на ощупь. Ребенок должен почувствовать разницу между шершавым мхом и гладкой стеклянной поверхностью.
- Помогите ребенку услышать разнообразные звуки. Включайте ему разную музыку. Так ему впоследствии будет проще сформировать собственные предпочтения. Покажите ему, как звучат разные музыкальные инструменты, дайте понять, чем они отличаются друг от друга.
- Показывайте ребенку как можно больше запахов и форм. Чем более разнообразные ощущения останутся у ребенка после этого периода, тем более открытым он будет впоследствии.
- Готовьте ребенку разную еду. Если ребенок попробует много блюд и продуктов в этот период, его вкусовые предпочтения будут шире и разнообразнее.
- Найдите ребенку игры, связанные с мелкой моторикой. Пластилин, сенсорные материалы, кинетический песок, массы для лепки, пальчиковые краски — все это особенно полезно для развития ребенка в это время.
- Чаще бывайте на природе и показывайте ребенку разные пейзажи. Изучайте листья, звуки леса, следы животных. Это повысит наблюдательность.
Период восприятия маленьких предметов (от 1,5 до 5,5 года)
В это время ребенок интересуется мелкими предметами: собирает мусор с пола, перебирает бусинки и крошки. Дети концентрируют внимание на изучении маленьких предметов. Появляется любовь к пазлам.
Как помочь ребенку в этот период:
- Не отвлекайте ребенка от игры с мелкими предметами. Это естественный период развития.
- Помогите ребенку сделать игру с маленькими предметами интереснее. Например, найдите емкость вроде банки или бутылки, куда ребенок сможет складывать бусинки или монетки.
- Предложите ребенку поиграть с безопасными прищепками. В это время развивается трехпальцевый захват, благодаря которому руки постепенно привыкнут к письму. Предложите поднять маленькие шарики с помощью пинцета. Это немного усложнит задачу, сделает игру интереснее и поможет развить мелкую моторику.
Период движений, действий (от 1 до 4 лет)
Дети развиваются через движение, но в этот период у них особенно ярко проявляется потребность в активности. Они бегают по кругу, прыгают, ходят спиной вперед. Этот период волнообразный: через две недели активных действий ребенок может устать и еще несколько недель интересоваться спокойными занятиями. Также у детей в этот период появляется потребность двигать тяжелые предметы. Они хотят носить табуретки, швабру и другие большие вещи. Это помогает им исследовать свое тело, понять, «а что я еще могу?».
Как помочь ребенку в этот период:
- Относитесь с пониманием к этому периоду. Некоторые родители начинают закатывать глаза и вздыхать, как будто другие дети гораздо более усидчивые, а их сын «как с цепи сорвался». Это нормальный период жизни, процесс исследования себя и мира вокруг.
- Дайте ребенку возможность проявлять активность. Летом это делать просто, потому что всегда есть возможность пойти погулять на улицу. Зимой можно тоже давать ребенку ощущение движения. Попросите его отнести корзину с бельем в ванную или переставить книги на полке.
- Начните гулять с ребенком без коляски. Идите в темпе ребенка.
- Чаще ходите с ребенком по лестницам, а не пользуйтесь лифтами.
- Избегайте всего, что ограничивает движение: манеж, ходунки, тугое пеленание. Пусть у ребенка дома будет комфортное пространство для свободных и безопасных передвижений.
Период социальных навыков (от 2 до 6 лет)
Ребёнок начинает чувствовать себя частью общества: группы, семьи. Сначала он наблюдает за поведением людей и замечает, как принято себя вести. Если мама здоровается с консьержкой, значит, так принято. Если родители постоянно ссорятся и кричат друг на друга, значит, так делать правильно. Для него увиденное станет нормой. Дети берут пример с родителей, объяснения словами не помогут. Они учатся через наблюдение. Ближе к трем годам у детей просыпается интерес к другим детям, «к таким же, как я». Они начинают общаться друг с другом.
Как помочь ребенку в этот период:
- Общайтесь так, как хотите, чтобы ваш ребенок общался в будущем. Будьте вежливы и приветливы. Не кричите на людей. Тогда и ребенок вырастет вежливым человеком, который легко наладит контакт с окружающими.
- Не заставляйте ребенка что-либо говорить людям. Все фразы вроде «поздоровайся», «попрощайся» или «попроси прощения» не имеют смысла. Рано или поздно ребенок сам начнет так делать, если вы делаете то же, что и просите. Не настаивайте на конкретных формулировках, позвольте ребенку самому понять, какое общение для него комфортно.
- Разыгрывайте разные ситуации с игрушками. Например, медвежонок пришел на детскую площадку и не поделил машинку с куклой. Покажите с помощью игрушек, как можно разрешить такой конфликт.
- Не акцентируйте внимание на неудачах ребенка. Не все попытки наладить контакт с кем-либо заканчиваются успешно, и не всегда в этом виноват ребенок. Объясните ему, что у всех разные правила и иногда они могут не соответствовать друг другу. Чаще хвалите ребенка за правильные поступки и напоминайте, что мы все учимся.
Если ребенок не соответствует какому-то сенситивному периоду
Важно понимать, что все возрастные категории в этой классификации (как и в любой другой) условные. Все дети разные, и в какие-то периоды они могут не соответствовать системе. Иногда родители просто не обращают внимания на то, как проходит один из периодов, потому что не все они проявляются ярко. Все мы индивидуальны, и на планете нет двух одинаковых людей. Не подгоняйте ребенка под нормы и стандарты книг, растите его самим собой и поддерживайте в развитии. Не сравнивайте его с другими детьми и не думайте, что он от кого-то отстает, — это просто его индивидуальный путь развития. Когда мы перестанем навязывать детям свои ожидания, они смогут заметить, что им действительно интересно.
Фото на обложке: Shutterstock / Serenko Natalia
Сензитивные периоды развития: что это такое — Parents.ru
Отношения
- Фото
- Getty Images/Brand X
Сенситивные периоды развития
Когда мы помогаем ребенку учиться ходить, разговаривать, читать, писать, учим его хорошим манерам, и нам, и ребенку будет намного легче, если мы будем действовать заодно с природой, заодно с заложенным ритмом и темпом. Обучение в благоприятный момент принесет самый большой результат.
Сенситивный (или сензитивный) означает «чувствительный». Что такое сенситивные периоды развития ребенка? Это периоды, наиболее благоприятные для воздействия факторов среды. Иными словами, это всплески восприимчивости. Для того, чтобы получить максимально высокий урожай моркови в огороде, мы будем учитывать сроки посева, прореживания и подкормки. Так же и в воспитании ребенка необходимо учитывать границы и особенности сенситивных периодов развития. Лучше не бороться с природой, а действовать с ней заодно, и тогда мы повышаем шанс на наиболее продуктивное развитие малыша.
«Никогда более ребенку не удается так быстро, полноценно и радостно научиться чему-либо, кроме как в соответствующий сенситивный период», — говорила Мария Монтессори.
Очень важно именно в сенситивный период обучать ребенка тем или иным умениям. Если он останется без влияния внешней среды, то благоприятный для обучения период пройдет без пользы для ребенка.
Сенситивные периоды также называются окнами. Окна постепенно закрываются, и после какого-то возраста человеку (и вообще живому организму) практически невозможно овладеть тем или иным умением или психической функцией.
Сам термин принадлежит известному советскому психологу Льву Семеновичу Выготскому. Сенситивный период развития по Выготскому означает, что в этот период «определенные влияния оказывают чувствительное воздействие на весь ход развития, вызывая в нем те или другие глубокие изменения. В другие периоды те же самые условия могут оказаться нейтральными или даже оказать обратное влияние на ход развития».
Вообще сенситивные периоды развития характерны для любого живого организма.
Пять периодов развития речи по Выготскому:
Пополнение словарного запаса: 1,5-3 года.
Этот же период характерен развитием моторики.Знакомство с буквами: 3-4 года.
Начало осознанной речи.Интерес к занятиям музыкой, математикой: 4-5 лет.
Понятия размера, цвета, формы. Активное восприятие письма.Развитие социальных навыков, интерес к общению: 5-6 лет.
Письмо и чтение.Повторный всплеск языковых способностей: 8-9 лет.
Развитие воображения. Восприятие культуры.
Таким образом, можно отметить, что сенситивным периодом для способности к чтению является период 5-6 лет. В это время ребенок быстрее всего овладеет умением читать.
Также Выготский ввел в детскую психологию понятия «зона ближайшего развития». Как считал ученый, это «область созревающих процессов», которые также можно назвать «почками развития». Такая зона ставит перед ребенком задачи, которые он может решить только с помощью взрослого, а обучение, по мнению Выготского, должно подтягивать ребенка и вести за собой развитие. Это положение в итоге стало аксиомой в педагогике и детской психологии.
Понятие сенситивных периодов более глубоко разработано итальянским педагогом Марией Монтессори. Границы сенситивных периодов даны приблизительно, и важно учитывать, что у каждого ребенка они индивидуальны. Периоды не имеют четких границ, а наслаиваются один на другой, при этом некоторые периоды постепенно заканчиваются, а некоторые продолжаются в течение длительного времени.
Сенситивный период для развития речи: от 0 до 6 лет
0-4 месяцев: Ребенок реагирует на речь, поворачивая голову, подражает звукам.
1-1,5 года: Вслушивается в мелодию языка, произносит первые слова.
2-2,5 года: Лавинообразное накопление словарного запаса. Выражение желаний и эмоций. Начало освоения грамматических норм родного языка.
2,5-3 года: Ребенок думает вслух, эгоцентрическая речь. Проговаривает свои мысли.
3,5-4 года: Осознанное употребление речи.
4-4,5 года: Ребенок использует речь для решения своих проблем.
5 лет: Интерес к буквам, работа с подвижным алфавитом. Спонтанное письмо — выражение собственных мыслей. Ребенок учится читать — т.е. понимать чужие мысли.
- Фото
- Yuri_Arcurs/Getty Images
Сенситивный период для восприятия порядка: от 0 до 3 лет
Ребенку необходим порядок в окружающей среде, во времени, в поведении взрослых. Мария Монтессори была уверена: «Для ребенка порядок есть то же самое, что для нас пол, по которому мы ходим, а для рыбы — вода, в которой она плавает». У ребенка есть своя кроватка, свое место для игрушек. Он знает, что обувь лежит в прихожей, а посуда на кухне. Малыш возмущается, если мама надела папины тапочки или если бабушка пьет из маминой чашки — из-за того, что нарушен порядок.
Порядок во времени не менее важен. Режим дня устанавливается у ребенка, как правило, в первый год жизни. Он знает, что после завтрака следует прогулка, а перед сном его купают. Ребенок буквально помешан на последовательности, и, слушая одну и ту же сказку, не терпит перестановки слов и любых изменений. На этом этапе он не оценит творческую переработку любимых стихов, а требует точного их повторения. Чувство порядка рождает в нем чувство защищенности и неизменности.
Далее мы переходим к порядку в отношениях. Требования взрослых должны быть постоянными и конкретными. Взрослым важно быть последовательными. Почему сегодня нельзя есть сладкое, пока не закончишь суп, а завтра, когда придут гости, можно? Порядок дальнейшей жизни ребенка будет обусловлен порядком в окружающей его среде в возрасте до 3-х лет.
Сенситивный период для сенсорного развития: от 0 до 5,5 лет
Согласно Монтессори, сенсорное воспитание является основой мышления, служит базой словарного запаса, математического восприятия, письма, эстетического развития. Познавание окружающего мира наощупь, утончение чувственного восприятия. Большое значение придается накоплению опыта работы ребенка с материалами самых разных форм, цветов и фактуры, чтобы развивать зрительные, слуховые и особенно тактильные ощущения.
Сенситивный период восприятия маленьких предметов: от 1,5 до 5,5 лет
Манипуляция мелкими предметами. После года ребенок буквально заворожен крошками, пуговицами, крупинками риса, горошинами. Очень полезно предоставить ему такие занятия, как нанизывание пуговиц или каштанов на нитку, сбор конструктора. Понятие целого и части. Сбор пирамидки, листание книги, мозаика. Известно, что речь живет на кончиках пальцев, и малыша необходимо поощрять к видам деятельности, стимулирующим чувствительность маленьких пальчиков (перебирание круп, игра с бусами, лепка маленьких деталей из теста).
Сенситивный период движений и действий: от 1 до 4 лет
Мозг развивается вместе с телом. В раннем возрасте умственное развитие идет параллельно с физическим и сенсорным. «Каждое движение ребенка — это еще одна складочка в коре больших полушарий». Если сковывать естественную подвижность ребенка, это пагубно отразится не только на физическом здоровье, но и на умственном развитии, и грозит психологической скованностью.
Сенситивный период развития самостоятельности: от 0 до 5 лет
Ребенок постепенно овладевает новыми умениями и способен к году держать стакан, когда пьет, в 1,5-2 года самостоятельно есть, к трем годам самостоятельно одеваться. Родителям очень важно позволить ребенку делать самому все, что он способен делать сам. К сожалению, мы часто торопимся и одеваем малыша, потому что так быстрее, продолжаем кормить ребенка с ложки, хотя он уже сам умеет есть. Очень важно не пропустить время стремления к самостоятельности. Если постоянно перехватывать инициативу у ребенка до пяти лет, то он не станет предприимчивым и самостоятельным.
- Фото
- Getty Images/iStockphoto
Сенситивный период развития социальных навыков: от 2,5 до 6 лет
Ребенок учится вежливости, приобщается к культуре, учится взаимодействовать с разными людьми. Усвоение форм общения. Важность общения со сверстниками, развитие умения договориться. Показательно, что в среде Монтессори материалы существовали в единственном экземпляре, чтобы дети учились ждать, просить, благодарить и сотрудничать.
Помимо сенситивных периодов, выделяют критические периоды, характеризующиеся бурными скачками. Если в критический период организм не подвергается воздействию среды, то последствия для развития определенных функций становятся необратимыми. Например, если ребенок первого года жизни не подвергается речевому воздействию, т.е. с ним не говорят, он никогда не сможет полноценно говорить. Это подтверждают так называемые дети-маугли.
Сенситивные и критические периоды наблюдаются и в развитии эмоциональной сферы. Например, для ребенка очень важно узнать любовь, ласку, внимание и прикосновение взрослого с самых первых минут жизни. С первых дней от рождения он учится доверять взрослому. Если же вместо любви и внимания его ждет депривация, отторжение, если крик и прочие выражения потребностей малыша остаются без ответа, он становится замкнутым и недоверчивым. Если с раннего возраста малыш не знает привязанности и любви, то сколько усилий нужно будет потом приложить, сколько любви нужно будет проявить, чтобы он поверил, оттаял и начал выражать ответные чувства.
Больше полезных и интересных материалов о детском развитии — в нашем канале на Яндекс.Дзен.
Людмила Селенская
Как распознать и поддержать чувствительные периоды в развитии вашего ребенка
Фраза «сенситивные периоды» часто вызывает мысли о капризных подростках, но на самом деле она относится к периоду времени, когда интересы ребенка сосредоточены на развитии определенного навыка или знания. область.
От рождения до шести лет
Согласно теории Монтессори, самые важные периоды чувствительности приходится на период от рождения до шести лет. В других педагогических методах чувствительные периоды обычно называют окнами возможностей или вехами развития. В течение первых шести лет жизни дети проходят через пять основных категорий сензитивных периодов, включая порядок, язык, сенсорные навыки, движение и социальные навыки. Каждый сенситивный период длится столько, сколько необходимо ребенку для завершения определенного этапа в своем развитии. Эти периоды особой чувствительности носят временный характер и исчезают, когда цель достигнута.
Распознать чувствительные периоды в развитии вашего ребенка может быть проще, чем вы думаете. Вы когда-нибудь задумывались, почему ваш ребенок хочет повторять одну и ту же песню или историю миллион раз? Это может свести вас с ума, но это классические симптомы повышенной чувствительности.
Другие характеристики сензитивных периодов могут включать подражание, интенсивную концентрацию и компульсивное или навязчивое поведение. Прерывание ребенка, когда он находится в середине интенсивного сензитивного периода, может привести к сильной эмоциональной реакции, такой как истерика. Нарушьте рутину, которую ребенок пытается понять и освоить, например одевание, купание или отход ко сну, и некоторые дети эмоционально сломаются. Например, «ужасные двойки» часто являются преувеличенной реакцией на небольшие нарушения порядка, которые взрослые могут не заметить. Это связано с тем, что они, вероятно, находятся в сензитивном периоде для обучения, и их «работа» прерывается.
Приказ
Период чувствительности к порядку начинается с рождения, достигает пика на втором году развития и продолжается примерно до пяти лет. Этот период развития учит, как развивать свои мыслительные способности, систематизировать информацию и понимать окружающую среду. Чувствительность к порядку может характеризоваться стремлением к последовательности и повторению, когда дети жаждут рутины и структуры. В этот период чувствительности дети могут больше интересоваться наведением порядка и упаковкой вещей, чем игрой со своими игрушками. Чтобы поддержать чувствительный период порядка, важно установить основные правила, твердый распорядок и создать организованную среду, в которой у всего есть место.
Язык
С рождения до шести лет дети находятся в периоде чувствительности к языку. Восприимчивость к языку включает в себя три ключевых этапа: разговорный язык, письменный язык и чтение. Сенситивным периодом для разговорной речи является возраст от 7 месяцев до 3 лет. Он начинается, когда ребенок впервые издает звуки, имитируя движения рта, и со временем прогрессирует, когда он учится составлять слова и простые предложения.
Сенситивным периодом для обучения письму является возраст от 3,5 до 4,5 лет. Это начинается, когда ребенок изучает алфавит, а затем видит слова, которые формируют основу для навыков чтения и письма.
К чтению ребенок проявляет активный интерес с 4,5 до 5,5 лет. Навыки чтения часто развиваются после того, как ребенок научится писать, поскольку это включает в себя навыки визуального отслеживания.
Для поддержки языкового развития дома важно погрузить ребенка в среду, богатую языковой стимуляцией. Это включает в себя разговор с ребенком на понятном языке, пение и чтение вместе с ним, а также предоставление ему возможности говорить о своих потребностях, а не предвосхищать их.
Сенсорные способности
Дети начинают понимать и совершенствовать свои чувства с рождения до пяти лет. Этот период чувствительности можно охарактеризовать увлечением ребенка чувственными переживаниями, такими как осязание, вкус, зрение и обоняние.
Первая фаза сенсорного восприятия, чувствительность к мелким объектам, возникает в возрасте от одного до трех лет. Для этого периода характерна зацикленность ребенка на мелких предметах и мелких деталях. Завершение этой фазы указывает на то, что понимание порядка и деталей объединяется в сознании ребенка.
Вторая фаза чувствительности, сенсорное исследование и классификация происходят в возрасте от 2,5 до 6 лет. Эту фазу можно классифицировать по сильному желанию принять участие в обучении, которое интегрирует чувства. Этот опыт дает детям систему для классификации объектов в их среде.
Чтобы поддерживать сенсорную чувствительность, важно предоставить вашему ребенку широкие возможности исследовать и наблюдать за окружающей средой с помощью органов чувств. Дома вы можете дать ребенку возможность группировать объекты со сходными характеристиками, описывать материалы с различной текстурой и практиковать сенсорные игры, такие как «Я шпион».
Движение
Чувствительный период движения можно разделить на две фазы. От рождения до 2,5 лет дети чувствительны к развитию крупной и мелкой моторики. Это начинается, когда младенец учится ползать, подтягиваться и в конечном итоге ходить без посторонней помощи. Со временем дети также развивают мелкую моторику, повторяя действия, которые укрепляют мышцы рук и улучшают зрительно-моторную координацию.
В возрасте от 2,5 до 4,5 лет у детей начинается сензитивный период уточнения и координации движений. В этот период ребенок начинает удерживать предметы обеими руками, развивать клешневой захват, контролировать и координировать движения.
Чтобы способствовать развитию мелкой и крупной моторики, важно регулярно ходить в парк или на природу. Дома вы можете поощрять чувствительные периоды движения, предоставляя вашему ребенку возможность практиковать такие задачи, как рисование или письмо, мытье рук, плетение и прыжки.
Социальные навыки
В возрасте от 2,5 до 5 лет дети узнают, что они являются частью группы, и проявляют большой интерес к социальным отношениям. За это время дети учатся направлять свои действия, внимание и поведение на группу людей. На этом этапе развития дети учатся дружить и участвовать в совместных играх. Сенситивный период для социальных навыков является подходящим этапом для ознакомления с важностью манер и основных принципов человеческого взаимодействия.
Чтобы поддержать развитие социальных навыков у вашего ребенка, важно предоставить ему возможность общаться с детьми его возраста. Дома вы можете моделировать позитивное социальное поведение и практиковать ритуалы благодати и вежливости, такие как слова «пожалуйста» и «спасибо».
Распознавание и поддержка чувствительных периодов в развитии вашего ребенка начинается со знания того, что типично для разных возрастов. Другой аспект заключается в том, чтобы просто наблюдать за своим ребенком и позволять ему развиваться в своем собственном темпе.
Чтобы поддержать вашего ребенка в этот особый период обучения, важно предоставить ему благоприятную учебную среду, обеспечивающую стимулы, соответствующие его стадии развития. Это включает в себя обеспечение наличия достаточного времени и материалов, а также уважение индивидуальных интересов и увлечений вашего ребенка. Именно через наблюдение выявляются потребности ребенка. Как всегда, следуйте за ребенком и запаситесь терпением на те дни, когда ему захочется петь песенку ABC снова и снова.6-12 лет
Социальное развитие
В начальных классах дети часто участвуют в так называемой параллельной игре, когда они сидят рядом друг с другом, но сосредоточены на своих собственных интересах. В начальных годах происходит определенный сдвиг; дети жаждут общества своих сверстников. Они хотят сидеть вместе, говорить вместе, работать вместе и учиться друг у друга. Они узнают о многих преимуществах дружбы, а также развивают навыки разрешения конфликтов и совместной работы в группе. Они учатся тонкому балансу между потребностями группы и их индивидуальными потребностями.
Понимание и интерес к справедливости и морали
Когда у детей в этом возрасте есть перерыв, взрослые обычно сообщают, что большую часть времени дети тратят на разработку правил игры, и гораздо меньше времени уходит на игру сама игра. Они очень заинтересованы в том, чтобы все было честно, и они в идеальном возрасте, чтобы узнать о развитии персонажей и о том, как мы должны относиться друг к другу.
Воображение
Дети в этом возрасте используют воображение не только как мир фантазий, но и как средство для размещения фактов. Рассказывание историй, используемое для обучения информации, особенно полезно в это время.
Интерес и понимание человеческой истории и культуры
Теперь, способные думать не только о себе, дети младшего возраста стремятся узнать о происхождении людей и о том, как мы живем по всему миру и жили на протяжении всей истории.
Интерес и понимание эволюции Вселенной
Подобно их интересу к людям, дети в этом возрасте проявляют любопытство ко Вселенной и всему, что в ней находится. Они очарованы историями о сотворении мира, рассказанными как с точки зрения современной науки, так и теми, которые отражают исторические культуры разных стран мира. Они также в идеальном возрасте, чтобы узнать об эволюции жизни на Земле. В школах Монтессори дети в начальных программах (в возрасте от 6 до 12 лет) узнают о сотворении Вселенной через рассказы, объединяющие изучение астрономии, химии, биологии, географии и истории. Эти уроки помогают детям осознать свои собственные роли и обязанности как людей и членов общества, а также помогают им исследовать свою «космическую задачу» — свое уникальное, значимое предназначение в мире.
Источник текста: Академия Монтессори и Американское общество Монтессори
Как определить и поддержать сенситивные периоды в развитии ребенка?
Этот видеоурок помогает родителям распознавать и поддерживать чувствительные периоды, которые ребенок проходит на ранних стадиях развития.
Что такое чувствительные периоды?Периоды психологического развития ребенка называются сензитивными периодами. Другими словами, это момент времени, когда у ребенка развивается непреодолимое влечение или интерес к чему-либо. Это может быть навык, действие или определенный аспект окружающей среды. Он дает направление бессознательным силам, которых может достичь ребенок. В этот период ребенок может делать великие вещи и делать важные уроки, такие как язык и движения.
По мере взросления дети проходят пять основных этапов развития, включая порядок, язык, чувства, движение и социальные навыки. Как только ребенок завершает определенную стадию развития, сензитивный период заканчивается.
Сенситивный период может характеризоваться мимикой, интенсивной концентрацией и компульсивным или навязчивым поведением. Нарушение распорядка ребенка, который он пытается понять и освоить, например одевание, купание или отход ко сну, может привести к сильным эмоциональным расстройствам, таким как истерики, плач и изменение поведения.
Как распознать и поддержать чувствительные периоды?Понимание различных чувствительных периодов дает возможность и ответственность. В эти моменты дети способны усваивать информацию без особых усилий. Он имеет два аспекта; Одним из аспектов распознавания сензитивных периодов является понимание различных стадий развития ребенка, чтобы родители могли его поддержать. Другой аспект — наблюдать за ребенком и позволять ему развиваться в своем собственном темпе. Наблюдение помогает нам понять потребности ребенка.
Быстрый совет: Следуйте за ребенком, будьте терпеливы, чтобы повторить уроки.
Таким образом, мы, как родители, учителя и наставники, должны быть внимательными, поддерживать и показывать детям положительный пример для подражания, чтобы предлагать им доброту, которую они впитывают.
Чтобы поддержать ребенка в чувствительные периоды, предоставьте ему благоприятную среду обучения, которая стимулирует его развитие. Это включает в себя обеспечение наличия достаточного времени и материалов и уважение интересов и увлечений вашего ребенка.
Вот несколько способов поддержать ребенка в чувствительный период.- Создать заказ
- Подготовка среды
- Время на перемещение, исследование и обработку
- Используйте правильный и насыщенный язык
- Поощряйте сенсорное исследование
- Предоставьте изображения на своем уровне, чтобы насладиться
- Будьте терпеливы и сопереживайте
Замечали ли вы у своего ребенка чувствительные периоды? Посмотрите видео, чтобы узнать больше о чувствительных периодах и поддержите своих детей.
Чтобы узнать больше практических уроков жизни, нажмите здесь.
Видео создано Айшварией | Учу Учу
Родители | Монтессори дома | Сенситивные периоды (английский)
Это видео было добавлено и использовано с разрешения автора. Он также доступен на YouTube автора, здесь.
Часто задаваемые вопросы
- Что такое чувствительные периоды?
Во время сензитивного периода ребенок проявляет нехарактерную мотивацию заниматься деятельностью, связанной с его направленностью.