Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Сенситивные периоды по выготскому: Страница не найдена — PsyJournals.ru

Содержание

Сензитивный период — сенситивные периоды развития ребенка

Обучение ребенка будет даваться легко, если вы согласуете уроки с природными программами развития, заложенными в человеке.

Психологи обратили внимание, что в конкретном возрасте мы быстрее усваиваем знания, формируем полезные навыки, привычки. Сензитивные (или сенситивные) периоды — вспышки чувствительности, восприимчивости, высокой обучаемости. Ребенок способен гибко реагировать на условия окружающей среды и успешно проходить адаптацию.

Почему родителям нужно знать об этом?

Можно заранее подготовиться к наступлению нового сензитивного периода, учесть особенности психики ребенка. Есть время, чтобы разработать персональную программу занятий.

Значит ли это, что потом будет поздно приступать освоению новых знаний? Нет, но выбор верного сензитивного периода благотворно влияет на общее развитие малыша. Можно выучить иностранный и в 30 лет, но в детстве будет гораздо проще. В этой статье мы разбираем, какие периоды были выделены педагогами.

Сензитивные периоды по Монтессори

Итальянский врач Мария Монтессори разработала систему, в которой сензитивные периоды напрямую связаны с биологическим ростом организма в целом. Они универсальны, не соотносятся с культурой, в которой воспитываются дети, социальными и семейными условиями. Если ребенка заставляют учить что-то, к чему он не готов, результат будет посредственным.

Разберем главные этапы.

Сензитивный период развития речи (от 0 до 6 лет)

Самый продолжительный этап развития. Речь совершенствуется вплоть до первого класса школы, поэтому не беспокойтесь, если ребенок в 3 года не может говорить бегло.

Дети обогащают словарный запас, находят соответствия между предметами, явлениями, чувствами. Учатся описывать внутреннее состояние, пересказывать сюжеты историй. Можно разделить период на несколько этапов.

  1. От 0 до 1 года. Ребенок тянется к родителям, хочет говорить, копирует звуки, издаваемые окружающими. Нуждается в стабильном эмоциональном контакте со значимыми взрослыми.
  2. От 1 года до 3 лет. Малыш стремительно учит новые слова, осваивает грамматические основы родного языка. Необходимо общаться с ним без искажения слов, следить за чистотой речи.
  3. От 3 до 6 лет. Детям хочется писать и читать, иногда они сами просят научить их этому. В доме появляется больше канцелярских принадлежностей, ребенок пытается печатать на ноутбуке или планшете, складывает буквы из пластилина.

Родителям нужно запастись терпением и включить в расписание занятия с детьми на регулярной основе. Чтение вслух, пересказы, обсуждения помогут сделать речь малыша образной и логичной.

Сензитивный период восприятия порядка (от 0 до 3 лет)

Дети остро реагируют на нарушение привычного хода вещей: им сложно ориентироваться в хаотичном мире без помощи взрослых. Беспорядок в комнате, плавающий режим дня, противоречивые отношения со взрослыми приводят к дисгармонии внутреннего мира ребенка.

Следите за упорядоченностью предметов в квартире (особенно в детской) — это создает в сознании чувство безопасности, относительной предсказуемости будущего. Распишите для членов семьи правила поведения, от которых можно отступать в исключительных случаях. Если ваши реакции будут логичными и последовательными, ребенок быстро научится контролировать собственные эмоции, наведет порядок в ощущениях, переживаниях.

Несносное поведение в этот период объясняется тем, что малыш не ощущает стабильности в мире, теряет опору и паникует. Важно наладить связь с ребенком и дать ему почувствовать родительскую поддержку — это укрепляет интеллект и психику.

Сензитивный период сенсорного развития (от 0 до 5,5 лет)

Дети начинают познавать мир с помощью органов чувств. Заметно, что ребенок стремится не только осмотреть заинтересовавший его предмет, но и понюхать, потрогать, узнать, какой звук он может издавать. Появляются представления о форме, цвете, ароматах, материалах, тактильных ощущениях, текстуре. С возрастом один из каналов восприятия начинает доминировать.

Система Монтессори предлагает упражнения, направленные на улучшение сенсорных навыков. Детям вручают непрозрачный пакет и предлагают на ощупь определить, что находится внутри; завязывают глаза и дают послушать аромат, а затем угадать, что его издает. Ребенок научится ориентироваться в ощущениях и без тренировок, но дополнительные занятия расширяют диапазон восприятия.

Сензитивный период восприятия маленьких предметов (от 1,5 до 5,5 лет)

Дети обожают играть с мелкими фигурками, заставляя родителей ради безопасности прятать маленькие детали подальше. Но не лишайте малышей возможности перебирать их. Таким образом развивается мелкая моторика, отвечающая за беглую речь, координацию, письмо. В будущем благодаря этому навыку ребенок сможет ловко управляться с ножом и вилкой, быстрее научится правильно держать ручку и карандаш.

Соберите набор предметов разной формы, длины и размера. Пусть ребенок описывает их. Также пригодятся пазлы, конструктор, мозаика. Под присмотром взрослых можно вырезать фигуры из бумаги (например, снежинки). В более раннем возрасте малыша заинтересуют гирлянды, бусы, украшения.

Сензитивный период развития движений и действий (от 1 до 4 лет)

Движение — путь к активной, слаженной работе мозга. Нельзя запрещать ребятам бегать, заставляя сидеть за столом целый день. Это ухудшит успеваемость, и толк от занятий будет минимальным.

Ребенок познает и тестирует возможности своего тела, определяет границы, учится координации, выносливости. Ему хочется гулять, карабкаться, прыгать, быть на свежем воздухе, участвовать в подвижных играх, балансировать на одной ноге.

Занимаясь с малышом в домашних условиях, старайтесь делать перерывы для разминки. Пусть она длится хотя бы 5 минут: даже маленькая тренировка будет полезна для когнитивных способностей. Во время выполнения физических упражнений кровь начинает циркулировать активнее, снабжая мозг кислородом. Не относитесь к зарядке с пренебрежением: для детей она так же важна, как и обучение грамоте.

Сензитивный период развития социальных навыков (от 2,5 до 6 лет)

Приходит время, когда дети начинают быть членами общества. Надо усваивать социальные паттерны, нормы поведения и этикета. Учить может не только старшее поколение: гуляя с ровесниками, дети узнают огромное количество новой лексики.

Важно, чтобы ребенок умел сотрудничать, договариваться, просить помощи у друзей. От 2,5 до 6 лет формируются навыки самопрезентации.

Объясняйте каждое значимое действие: «Мы заходим в лифт, не забудь поздороваться с соседями», «Поблагодари бабушку за подарок, который она принесла». Разбирайте поведение других людей, если оно противоречит нормам: расскажите, что если все переходят на красный свет, не нужно делать то же самое.

Больше полезных советов о развитии социальных навыков у дошкольников вы найдете в нашей статье.

Сензитивный период развития самостоятельности (от 0 до 5 лет)

Человек учится самообслуживанию, обретает автономность: как есть без посторонней помощи, правильно держать вещи, одеваться. Темп развития индивидуален, но к 5 годам ребенок вполне может позаботиться о себе в быту, изредка обращаясь за помощью.

Главное правило — не прерывать инициативу. Родители не всегда это понимают, торопят детей или делают все за них. Пусть вы опоздаете, но малыш своим умом поймет, как завязывать шнурки или закрывать дверь ключом. Личный опыт навсегда сохраняется в памяти, превращаясь в уверенный навык.

Сензитивные периоды по Выготскому

Отечественный психолог Л. С. Выготский был первым, кто выделил сензитивные периоды и описал их особенности. В отличие от Монтессори, которая дополнила его классификацию, он полагал, что этапы развития ребенка объясняются социальными факторами, а не биологическими. Также он обозначил иные возрастные рамки.

  1. От 1,5 до 3 лет. Лучшее время для пополнения словарного запаса, восприятия интонации. Ребенок способен понимать сразу несколько языков, развивать координацию движений, мелкую моторику рук. Именно в этом возрасте малыши любят разбрасывать вещи по дому, кидать их, открывать дверцы.
  2. От 3 до 4 лет.   Ребенок складывает слова в осмысленные предложения, рассказывает о простейших ситуациях, выражает ощущения вербально. Можно учить алфавит, готовиться к изучению письма, уверенному чтению текста. Дети лучше понимают происходящее, активнее реагируют на внешние импульсы. Это связано и с обостренной восприимчивостью органов чувств, достигающей высшего уровня.
  3. От 4 до 5 лет. Ребенок окончательно включается в жизнь социума, привыкает быть частью общества, коллектива. Интересуется точными и естественными науками, математикой, цифрами, формой предметов, их положением в пространстве. Неплохо усваиваются основы музицирования.
  4. От 5 до 6 лет. Чтение и письмо становятся приоритетными направлениями для изучения. Дети понимают психологию взаимоотношений: умеют общаться со старшими и сверстниками, осознают семейные модели поведения. Присматриваются к окружающим, чтобы определить границы дозволенного.
  5. От 8 до 9 лет. Как утверждает Выготский, лингвистическая восприимчивость человека в указанном возрасте достигает самой высокой отметки. Ученики легко осваивают новые иностранные языки, общаются. Творческие способности тоже находится на пике: дети охотно фантазируют, придумывают креативные игры.

Пропущенный сензитивный период не означает, что ребенок безнадежен. В будущем он сможет наверстать упущенное, но потребуется больше времени и сил. Конечный результат зависит от учителей, системы обучения, внимания со стороны родителей и психологического состояния малыша.

Тренажер для развития мышления

Тренажер — это база из 4000 задач, разработанных специально для развития навыков мышления учеников 1-4 классов

узнать подробнее

Сенситивные периоды развития

Понятие сенситивности и формирование сенситивных периодов развития

Определение 1

Сенситивными (иначе иногда говорят сензитивными) периодами в психологической науке называют периоды особой восприимчивости личности ребенка к тому или иному виду деятельности, способам реакции, реализации поведенческих паттернов.

Впервые, понятие сенситивные (сензитивные) периоды развития было введено в науку отечественным психолого Л.С. Выготским. Именно им был внесен громадный вклад в развитие детской психологии, заключающемся в определении возрастных периодов развития ребенка, в которые могут быть сформированы те или иные навыки, свойства, функции. Такая периодизация помогает педагогам и семьям активизировать внимание и силы на развитии в нужное время тех или иных функций детского организма. Такие периоды являются самыми благоприятными и их лучше не упускать, чтобы не повлечь сложности в интеллектуальном, физическом, психическом, эмоциональном развитии ребенка, обеспечить его необходимыми социальными и культурными возможностями для будущей жизнедеятельности.

Замечание 1

В сенситивные период происходит оптимизация конкретных функций организма и разрабатываются оптимальные условия для формирования конкретных психологических свойств и видов деятельности.

Сенситивные периоды длятся определенное время и проходят безвозвратно, вне зависимости от того, удалось ли личности полностью использовать условия для развития определенных способностей. Указанные период индивидуальны по времени возникновения, длительности протекания у каждого отдельного ребенка.

В жизни ребенка, его психическом развитии существуют конкретные временные периоды, во время протекания которых активизируется чувствительность к конкретным внешним процессам и явлениям, в следствии высокого уровня пластичности нервных процессов детского организма.

Л.С. Выготским было выделено несколько периодов, отвечающих наличию условий максимальных возможностей для формирования различных психических свойств и восприимчивости к получению различных знаний и навыков:

  • Возраст от 1,5 до 3 лет. Он является этапом яркого и активного речевого восприятия. Дети начинают формировать и пополнять свой словарный запас. Также, хорошо начинать обучение иностранным языкам именно в этом возрасте. положительным в это время будет развитие моторики, манипуляций с предметами, восприятия порядка;
  • возраст от 3 до 4 лет. В это время успех принесет знакомство со знаковым обозначением цифр и букв, начало обучения письму. Дети начинают осмысленно относится к речи, воспринимать ее значение и осознавать собственные мысли. Органы чувств находятся в активной фазе развития;
  • Возраст от 4 до 5 лет. В это время, дети начинают увлекаться выполнением математических заданий и проявляют интерес к музыке. Значительно повышается активность ребенка в восприятии письма, цвета, формы, размера предметов, социальное развитие идет ускоренными темпами;
  • Возраст от 5 до 6 лет. В это время нужно развивать навыки чтения. Если ранее, ребенок больше увлекался письмом, то сейчас он начинает проявлять интерес к чтению. В это время актуально привить ребенку социальные навыки и ознакомить его с нормами поведения;
  • Возраст от 8 до 9 лет. В этот период языковые способности снова вступают в пиковую фазу развития. Кроме того, хорошо уделить внимание развитию фантазии, воображения и культурному обогащению ребенка.

Рисунок 1. Периоды развития ребенка по Выготскому. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

На этапе от рождения до 6 лет деятельность ребенка ориентирована на составление образа, модели окружающей действительности, как единого образования на основании органов чувств.

Формирование такого единого, системного представления об окружающей общественной и природной среде является важной и приоритетной внутренней задачей, на выполнение которой ориентируется ребенок в своей деятельности. С самого первого дня появления на свет, происходит впитывание ребенком информации и копирование поведения окружающих. Он смотрит, как взрослые реагируют на различные ситуации и подражает им. Уже в трехлетнем возрасте начинает сформировываться детская личность.

В возрасте от 3 до 6-ти лет происходит максимизация сенситивного периода развития – сенсорного, социального, речевого, двигательного. Если развитие организовано в нужном направлении, то органы чувств достигают пика индивидуальных параметров ребенка. Иными словами, к 6-ти годам ребенок будет активно исследовать и познавать мир, посредством работы органов чувств.

Замечание 2

Когда чувственное восприятие достигает своего предела, то ребенок переходит на новую стадию – формированию осознанных моделей мирового устройства и своего места в нем.

Сенситивный период развития речи

Этот сенситивный период занимает промежуток от рождения ребенка до достижения им шестилетнего возраста. Уже в возрасте 4 месяцев ребенок осознает речь как нечто специфическое, начинает копировать звуки, произносимые взрослыми и выстраивать их последовательность в речевом ряду.

Выготский выделяет пять временных периодов речевого развития ребенка:

  1. Формирование и постепенное наполнение словарного запаса. Речь ребенка начинает активно развиваться с 1,5 лет. Наполнение словарного запасами новыми словами и фразами происходит до трехлетнего возраста. В это же время активно развиваются моторные функции.
  2. Первое знакомство с буквами. В три года речь ребенок постепенно начинает приобретать осознанный характер. В это время можно начинать изучать азбуку. Данный период длится с трех до четырех лет.
  3. Проявление заинтересованности в счете, пении, прослушивании музыки. В возрасте четырех-пяти лет, ребенок начинает активно заниматься математическими задачами, способен к восприятию письменной речи. Изучать форму предметов, цвета, размеры хорошо именно в этом периоде.
  4. Формирование первых социальных навыков. В возрасте пяти-шести лет, ребенок проявляет осознанный интерес к коммуникации. Он заинтересован в общении, начинает проявлять интерес к чтению и письму.
  5. Вторичная активации языковых навыков. Это приходится на возраст восьми-девяти лет. У детей начинает активно формироваться воображение, происходит постепенное усвоение культурных ценностей.

В годовалом возрасте происходит произнесение первого слова ребенка. Затем происходит узнавание новых слов и их произношение. Это длится до 2, 5 лет. Уже в 1,5 года ребенок может продемонстрировать свои чувства и эмоции с помощью речи. Он выражает свои желания и интересы, усваивает грамматические конструкции языка. Осмысленное произношение происходит где-то в четыре года. А в пять лет проявляется интерес к чтению и нужно обучать ребенка этому навыку.

Рисунок 2. Сенситивный (сензитивный) период развития речи. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Сенситивный период двигательного развития

Охватывает период от появления малыша на свет до достижения им четырех лет. Он очень важен, поскольку, двигательная активность направлена на развитие легких. За счет движений они вентилируются, насыщают кровь кислородом и передают его в головной мозг, обеспечивая его нормальное функционирование.

Внимание ребенка в этот период акцентируется на выполнении конкретных действий и движений. Они развиваются от простых двигательных навыков, к сложным, требующим развитой координации, выразительности, сбалансированности, свободного выполнения.

Двигательное развитие стоит на одной ступени с развитием восприятия мелких предметов. Оно происходит в течение четырех лет: от полуторогодовалого возраста до пяти с половиной лет. В это время, ребенок любит играть с горошинами, пуговицами, другими мелкими предметами, изучает целостную структуру предмета и его составные элементы.

Сенситивный период развития социальных навыков

Начиная с двухлетнего возраста, ребенок начинает активно интересоваться формами вежливого поведения. Вообще, овладение другими формами поведения происходит само собой, в процессе бессознательного наследования и последующего воспроизведения моделей поведения взрослых, сверстников, тому, что он видел и пережил на улице, в кругу семьи.

Сенситивный период для восприятия порядка затрагивает возраст от нуля до трех лет. Ребенок обучается порядку, по сути, автоматически. Ему принадлежат игрушки, для которых родителями отведено свое место, у него есть кровать, где он спит, стульчик для кормления, своя посуда. Он видит поведение родителей и запоминает его. Он знает, в какой одежде и обуви ходит мама, а в какой отец. И ему очень не нравится, если кто-то из членов семьи нарушает порядок, нося не свою одежду или обувь.

Кроме того, ребенок с рождения привыкает к определенному временному порядку и порядку в отношениях.

Родители вырабатывают определенный режим дня для своего чада. При этом, малыш быстро привыкает к последовательности действий и может устраивать истерики при их несоблюдении. К примеру, ребенок знает, что его купают, читают ему сказку, дают воды и укладывают спать. Он требует от родителей именно этой последовательности действий.

Дети любят последовательность во всем. Все требования родителей должны быть четкими и конкретными и они должны придерживаться последовательности в своих действиях. Если они разрешили сегодня сделать что-то, то ребенку непонятен запрет этого действия завтра.

Так, формируется порядок в дальнейшей жизнедеятельности ребенка.

Чувствительные периоды – Монтессорианка

В недавнем посте я объяснил термин Поглощающий ум . В посте этой недели мы рассмотрим еще одну распространенную фразу, которую можно услышать в связи с Монтессори-образованием: сенситивные периоды .

Хьюго де Врис (голландский ботаник и генетик) обнаружил сенситивные периоды в своих исследованиях на животных, но Монтессори заявила, что она и ее коллеги-педагоги обнаружили, что это верно и для детей, используя это для улучшения обучения (М. Монтессори, 19 лет).66). Сенситивные периоды в развитии ребенка устанавливают и контролируют каждую плоскость развития и неразрывно связаны со всеми другими аспектами развития ребенка, включая внутренний и внешний рост (Grazzini, 1979; М. Монтессори, 1966; Национальный научный совет по развитию). Чайлд, 2008; Зенер, 2003). Кроме того, важность раннего обучения признается в исследованиях мозга из-за нейронных связей, возникающих в сензитивные периоды (Национальный научный совет по развитию ребенка, 2008). Монтессори (1966) описал это понятие так:

Сенситивный период относится к особой чувствительности, которую существо приобретает в своем младенческом состоянии, пока оно еще находится в процессе эволюции. Это преходящая предрасположенность, ограниченная приобретением определенной черты. Как только эта черта или характеристика приобретена, особая чувствительность исчезает. Таким образом, каждая специфическая характеристика живого существа достигается с помощью преходящего импульса или потенции. (М. Монтессори, 1966, с. 38)

Таким образом, в связи с развитием ребенка у них есть врожденный импульс, который побуждает их выполнять определенные действия в определенные периоды развития (М. Монтессори, 1966; Национальный научный совет по развитию ребенка, 2008; Зенер, 2003). ). Однако Монтессори (1966) отмечала, что если ребенок не способен действовать в соответствии с импульсами этого сензитивного периода, шанс на «естественное завоевание» (стр. 39) будет потерян навсегда. Препятствия к обучению или стрессовые переживания в это время могут вызвать сильную негативную реакцию, что иногда можно наблюдать во время истерик у очень маленького ребенка (М. Монтессори, 19 лет).66; Национальный научный совет по развитию ребенка, 2008 г.).

Источник: мое собственное изображение.

Опыт обучения в эти чувствительные периоды играет жизненно важную роль в развитии нервной системы человека (Национальный научный совет по развитию ребенка, 2008 г.). В сенситивные периоды ребенок способен совершать и усваивать большие успехи в обучении с легкостью и страстью, которые недоступны в более позднем возрасте (М. Монтессори, 1966; Национальный научный совет по развитию ребенка, 2008). По завершении одного завоевания ребенок переходит к следующему, создавая постоянную модель обучения и удовольствия (М. Монтессори, 19).66; Зенер, 2003). Чувствительность ребенка выражается в сильном интересе к одним вещам и большом безразличии к другим (Zener, 2003): «Когда у ребенка пробуждается особая чувствительность, это подобно свету, который освещает одни объекты, но не освещает другие, создавая им весь его мир» (М. Монтессори, 1966, с. 42). В это время проявляются радость и волнение в обучении, подпитываемые окружением ребенка и взрослыми, которые поощряют и помогают в этом обучении. Эти чувствительные периоды подготавливают ум ребенка к поглощению и обработке окружающего мира, дополняя «впитывающий ум» (Zener, 2003).

Между сенситивными периодами Монтессори и зонами ближайшего развития Выготского была выявлена ​​сильная корреляция. В обоих подходах учитель наблюдает за ребенком, чтобы обеспечить учебный опыт, который соответствует потребностям и требованиям к обучению ребенка в данный момент времени (Mooney, 2013; Vettiveloo, 2008). Однако Выготский считал, что эта поддержка обучения ребенка исходит не только от учителя, но и от сверстников (Mooney, 2013). Такое обучение можно увидеть в классах Монтессори с комбинированными возрастными группами (а теперь и в обычных центрах раннего образования).

Если у вас есть какие-либо вопросы или комментарии по любому из моих сообщений в блоге, пожалуйста, не стесняйтесь обращаться ко мне!

Граццини, К. (1979). Особенности ребенка в начальной школе. AMI Communications , 29–40.

Монтессори, М. (1966). Тайна детства . (М. Дж. Костелло, ред.). Нью-Йорк: Баллантайн Букс.

Муни, К.Г. (2013). Теории детства: введение в Дьюи, Монтессори, Эриксона, Пиаже и Выготского (2-е изд.). Миннесота: Редлиф Пресс.

Национальный научный совет по развитию ребенка. (2008). Сочетание времени и качества раннего опыта формирует архитектуру мозга .

Веттивелоо Р. (2008 г.). Критическое исследование внедрения метода обучения Монтессори в качестве первого шага к инклюзивной практике в условиях раннего детства, особенно в развивающихся странах. Современные проблемы раннего детства , 9 (2), 178–181.

Зенер, Р. С. (2003). Насколько точно рассчитаны чувствительные периоды? Журнал NAMTA , 28 (1), 20–40.

Как распознать и поддержать чувствительные периоды в развитии вашего ребенка

Фраза «сенситивные периоды» часто вызывает мысли о капризных подростках, но на самом деле она относится к периоду времени, когда интересы ребенка сосредоточены на развитии определенного навыка или знания. область.

Согласно теории Монтессори, самые важные периоды чувствительности приходятся на период от рождения до шестилетнего возраста. В других педагогических методах чувствительные периоды обычно называют окнами возможностей или вехами развития. В течение первых шести лет жизни дети проходят через пять основных категорий сензитивных периодов, в том числе: порядок, язык, сенсорные навыки, движение и социальные навыки. Каждый сенситивный период длится столько, сколько необходимо ребенку для завершения определенного этапа в своем развитии. Эти периоды особой чувствительности носят временный характер и исчезают, когда цель достигнута.

Распознать чувствительные периоды в развитии вашего ребенка может быть проще, чем вы думаете. Вы когда-нибудь задумывались, почему ваш ребенок хочет повторять одну и ту же песню или историю миллион раз? Это может свести вас с ума, но это классические симптомы повышенной чувствительности.

Другие характеристики сензитивных периодов могут включать подражание, интенсивную концентрацию и компульсивное или навязчивое поведение. Прерывание ребенка, когда он находится в середине интенсивного сензитивного периода, может привести к сильной эмоциональной реакции, такой как истерика. Нарушьте рутину, которую ребенок пытается понять и освоить, например одевание, купание или отход ко сну, и некоторые дети эмоционально сломаются. Например, «ужасные двойки» часто являются преувеличенной реакцией на небольшие нарушения порядка, которые взрослые могут не заметить. Это связано с тем, что они, вероятно, находятся в сензитивном периоде для обучения, и их «работа» прерывается.

Приказ

Период чувствительности к порядку начинается с рождения, достигает пика на втором году развития и продолжается примерно до пяти лет. Этот период развития учит, как развивать свои мыслительные способности, систематизировать информацию и понимать окружающую среду. Чувствительность к порядку может характеризоваться стремлением к последовательности и повторению, когда дети жаждут рутины и структуры. В этот период чувствительности дети могут больше интересоваться наведением порядка и упаковкой вещей, чем игрой со своими игрушками. Чтобы поддержать чувствительный период порядка, важно установить основные правила, твердый распорядок и создать организованную среду, в которой у всего есть место.

Язык

С рождения до шести лет дети находятся в периоде повышенной чувствительности к языку. Восприимчивость к языку включает в себя три ключевых этапа: разговорный язык, письменный язык и чтение. Сенситивным периодом для разговорной речи является возраст от 7 месяцев до 3 лет. Он начинается, когда ребенок впервые издает звуки, имитируя движения рта, и со временем прогрессирует, когда он учится составлять слова и простые предложения.

Сенситивным периодом для обучения письму является возраст от 3,5 до 4,5 лет. Это начинается, когда ребенок изучает алфавит, а затем видит слова, которые формируют основу для навыков чтения и письма.

К чтению ребенок проявляет активный интерес в возрасте от 4,5 до 5,5 лет. Навыки чтения часто развиваются после того, как ребенок научится писать, поскольку это включает в себя навыки визуального отслеживания.

Для поддержки языкового развития дома важно погрузить ребенка в среду, богатую языковой стимуляцией. Это включает в себя разговор с ребенком на понятном языке, пение и чтение вместе с ним, а также предоставление ему возможности говорить о своих потребностях, а не предвосхищать их.

Сенсорные способности

Дети начинают понимать и совершенствовать свои чувства с рождения до пяти лет. Этот период чувствительности можно охарактеризовать увлечением ребенка сенсорными переживаниями, такими как осязание, вкус, зрение и обоняние.

Первая фаза сенсорного восприятия, чувствительность к мелким объектам, возникает в возрасте от одного до трех лет. Для этого периода характерна зацикленность ребенка на мелких предметах и ​​мелких деталях. Завершение этой фазы указывает на то, что понимание порядка и деталей объединяется в уме ребенка.

Вторая фаза чувствительности, сенсорное исследование и классификация, происходит в возрасте от 2,5 до 6 лет. Эту фазу можно классифицировать по сильному желанию принять участие в обучении, которое интегрирует чувства. Этот опыт дает детям систему для классификации объектов в их среде.

Чтобы поддерживать сенсорную чувствительность, важно предоставить ребенку широкие возможности исследовать и наблюдать за окружающей средой с помощью органов чувств. Дома вы можете дать ребенку возможность группировать объекты со сходными характеристиками, описывать материалы с различной текстурой и практиковать сенсорные игры, такие как «Я шпион».

Движение

Чувствительный период движения можно разделить на две фазы. От рождения до 2,5 лет дети чувствительны к развитию крупной и мелкой моторики. Это начинается, когда младенец учится ползать, подтягиваться и в конечном итоге ходить без посторонней помощи. Со временем дети также развивают мелкую моторику, повторяя действия, которые укрепляют мышцы рук и улучшают зрительно-моторную координацию.

В возрасте от 2,5 до 4,5 лет у детей наступает сензитивный период уточнения и координации движений. В этот период ребенок начинает удерживать предметы обеими руками, развивать клешневой захват, контролировать и координировать движения.

Для развития мелкой и крупной моторики важно регулярно ходить в парк или на природу. Дома вы можете поощрять чувствительные периоды движения, предоставляя вашему ребенку возможность практиковать такие задачи, как рисование или письмо, мытье рук, плетение и прыжки.

Социальные навыки

В возрасте от 2,5 до 5 лет дети узнают, что они являются частью группы, и проявляют большой интерес к социальным отношениям. За это время дети учатся направлять свои действия, внимание и поведение на группу людей. На этом этапе развития дети учатся дружить и участвовать в совместных играх. Сенситивный период для социальных навыков является подходящим этапом для ознакомления с важностью манер и основных принципов человеческого взаимодействия.

Чтобы поддержать развитие социальных навыков у вашего ребенка, важно предоставить ему возможность общаться с детьми его возраста, например, в игровой группе или в детском саду. Дома вы можете моделировать позитивное социальное поведение и практиковать ритуалы благодати и вежливости, такие как слова «пожалуйста» и «спасибо».

Распознавание и поддержка чувствительных периодов в развитии вашего ребенка начинается со знания того, что типично для разных возрастов. Другой аспект заключается в том, чтобы просто наблюдать за своим ребенком и позволять ему развиваться в своем собственном темпе. Чтобы поддержать вашего ребенка в этот особый период обучения, важно предоставить ему благоприятную учебную среду, обеспечивающую стимулы, соответствующие его стадии развития.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *