Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Сензитивные это: сензитивный | это… Что такое сензитивный?

Сензитивные периоды развития

Рецензент Ковтун Татьяна Анатольевна

38791 просмотров

15 сентября 2021

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы сохранять статьи и продукты в избранное

В российской психологии не так уж много сказано о сензитивных периодах развития ребёнка. Определение гласит, что возрастная сензитивность — это «присущее конкретному возрастному периоду оптимальное сочетание условий для развития определенных психический свойств или процессов». При этом подчёркивается, что «преждевременное или запаздывающее по отношению к периоду возрастной сензитивности обучение может оказаться недостаточно эффективным, что неблагоприятно сказывается на развитии психики».

Согласитесь, ничего непонятно. Обратимся к дополнительным источникам, а именно к тому, что писала об этом Мария Монтессори.

Итак, сензитивными называют периоды особой восприимчивости детей к тем или иным видам деятельности и к способам эмоционального реагирования, поведения и т. д. То есть, по сути, ребенок никогда уже не будет учиться чему-либо с такой легкостью, как в соответствующий этому навыку сензитивный период. Главная задача родителей – наблюдать за своим чадом, поскольку сензитивные периоды одновременно и универсальны, и индивидуальны. Важно поймать правильный момент.

Зачем нужны знания о сензитивных периодах развития малыша?

Все просто: чтобы подготовить соответствующую среду и дать ребенку возможность своевременно упражнять свои органы чувств, навыки социальной жизни, речи и т. д. Все дело в том, что сензитивные периоды длятся определенное время и проходят безвозвратно, вернуть их нельзя.

Родители не могут никак повлиять на сам сензитивный период, зато они в состоянии:

  • знать особенности каждого периода, дабы не бороться с естественной природой ребенка;
  • предвидеть наступление следующего сензитивного периода и успевать подготовить соответствующую окружающую среду, чтобы ребенок имел то, в чем особенно нуждается именно в данный конкретный момент.

Сензитивные периоды развития универсальны, то есть возникают в ходе развития всех детей, независимо от расы, национальности, темпов развития, геополитических, культурных различий и т. д.

Сензитивные периоды развития индивидуальны, если речь заходит о времени их возникновения и длительности у конкретного ребенка. Биологический возраст может не соответствовать психологическому.

Сензитивный период развития речи

Длится в среднем от 0 до 6 лет.

В возрасте до года: Дети учатся подражать звукам.

В возрасте около 1 года: Кроха сознательно выговаривает первое слово; впервые в его жизни происходит словесное выражение мысли.

В возрасте около 1.5 лет: Малыш начинает выражать свои чувства, желания. Важно понимать, что ребенок в состоянии воспринимать грамматические нормы языка и способен грамматически точно сформулировать предложение.

Что это значит?

В возрасте 2.5 — 3 лет кроха часто разговаривает сам с собой. Это возможность подслушать его мысли, увидеть в них логику или нелогичность мышления.

В возрасте

3.5 — 4 лет: ребенок активно пополняет словарный запас, с удовольствием разговаривает, сочиняет и рассказывает истории.

Дети этого возраста живо интересуются символическим обозначением звуков — буквами, увлечённо обводят буквы из шершавой бумаги и т. д.

Поэтому в возрасте 4.5 — 5 лет выглядит совершенно естественным, что ребенок начинает по собственной воле писать отдельные слова и цифры, старается написать своё имя.

Наконец, в возрасте около 6 лет ребенок готов и хочет учиться читать.

Если ребенку приходится делать что-либо вне рамок соответствующего сензитивного периода, то есть под принуждением (учиться читать, писать и проч.), то к результату он приходит позже или не приходит вовсе.

Сензитивный период восприятия порядка.

Этот сензитивный период подробно не описан нигде, кроме работ

Марии Монтессори: «Истинная сущность разума состоит в придании порядка хаотичным впечатлениям, исходящим от окружающего мира».

Длится этот период от 0 до 3 лет, причем этап наивысшей его интенсивности наступает около 2 — 2.5 лет.

«Для ребенка порядок есть то же самое, что для нас пол, по которому мы ходим, а для рыбы — вода, в которой она плавает. В раннем детском возрасте человеческий дух берет из окружающего мира ориентирующие элементы, которые нужны для последующего овладения окружающим миром», — писала Мария Монтессори.

Очень важно, чтобы в жизни ребенка в возрасте от 0 до 3 лет сопутствовал внешний распорядок. От того, насколько упорядочена окружающая среда в этот период, зависит его внутреннее спокойствие в дальнейшей жизни – порядок в его мыслях, поступках.

Монтессори подчеркивает, что в возрасте 2 — 2.5 лет ребенок испытывает характерную любовь, точнее — настоящую страсть к соблюдению привычного для него порядка. Ему необходимо, чтобы всё повторялось и было предсказуемо в его доме, в режиме дня и в поведении взрослых по отношению к нему.

Сензитивный период сенсорного развития

Он длится примерно от 0 до 5.5 лет.

В разные периоды времени наиболее эффективно развивается то или иное чувство. У ребенка должна быть свобода выбора, чтобы он мог сам решить, чем он хочет заниматься, что ему нужно именно сейчас.

Сензитивный период восприятия маленьких предметов

Длится в среднем от 1.5 до 2. 5 лет.

Ребенок так и тянется к мелким предметам, ему нравится играть с пуговицами, горошинами, крупами. Почему? Потому что он начинает осознавать, что мир состоит из мелких частей. Вот была чашка и вот она разбилась на маленькие кусочки, а те могут разбиться на еще более мелкие. Задача родителей в этот период направить деятельность ребенка в правильное русло и предоставить ему безопасную возможность (под наблюдением) оперировать с мелкими предметами: нанизать бусины на нитки и шнурки, перебирать крупы, делать аппликации из пуговиц и т.д.

Сензитивный период развития движений и действий

Длится в среднем от 1 года до 4 лет.

Задача родителей удовлетворять потребность ребенка в движении. Малоактивный образ жизни попросту вредит развитию ребенка. Затормаживает его.

Сензитивный период развития социальных навыков

В возрасте от 2.5 до 6 лет ребенок начинает активно интересоваться формами вежливого поведения.

Это время, когда ребенку необходимо помочь научиться культурным формам общения, чтобы он чувствовал себя уверенным, находясь в обществе самых разных людей.

Сензитивный период — это ограниченный промежуток времени, в течение которого человек отличается большей восприимчивостью конкретных сигналов, чем в другие периоды жизни.

Как видите, на самом деле ничего сложного. Вы все это и сами интуитивно чувствовали и знали. Просто теперь у вас есть подтверждение того, что вы все делаете правильно, ведь вы наблюдаете за своим ребенком и даете ему развиваться согласно его природе.

Рецензент Ковтун Татьяна Анатольевна

Научный советник АО «ПРОГРЕСС», кандидат медицинских наук

Все статьи эксперта

Что такое сензитивные периоды развития по М.

Монтессори?

Что такое сензитивные периоды развития? Во всех монтессори-классах часто можно услышать это словосочетание. Сензитивные периоды развития — это время особой чувствительности ребенка к определенным внешним воздействиям или условиям внешней среды. Мария Монтессори заметила, что таких сензитивных периодов у детей 6, и все они завершаются к 6 годам. Именно поэтому возраст от рождения до 6 лет является таким важным.

Самая главная особенность сензитивных периодов в том, что они универсальны для всех людей: все мы и наши дети прошли их. При этом они уникальны для каждого: время начала, интенсивность, время окончания, способы прохождения, создалась ли благоприятная среда для того, чтобы все было усвоено в сензитивный период или нет — у каждого в жизни складывается свой собственный рисунок.

Для чего нам, взрослым, нужно знать, в каком сензитивном периоде находится ребенок? Для того, чтобы обеспечить такую развивающую среду вокруг него, которая позволяла бы отвечать потребностям этого возраста.

Так, например, сензитивный период порядка — тот самый период, когда дети очень сильно хотят мыть, стирать, помогать маме готовить, протирать пыль и так далее — приходится на возраст от 1,5 до 3 лет и к трем годам достигает своего пика.

К сожалению, часто бывает так, что в этом возрасте мы не доверяем ребенку заниматься хозяйственными делами или относимся к этому как к игре. А потом, годам к семи — девяти требуем от него развития навыка упорядоченности, аккуратности, умения складывать одежду, ухаживать за средой.

Но в этот момент освоить такие навыки уже сложнее, потому что сензитивный период закончился.

С понятием порядка мы встречаемся в трех вещах.

  • Во времени: когда, что, во сколько происходит для ребенка. И важны не столько часы, сколько последовательность.
  • В отношениях: когда взрослые едины в правилах и все понимают, какие нормы работают в группе.
  • В пространстве: когда ребенок точно понимает, где что лежит.

Пик этого периода приходится на 2,5 — 3 года, а начинается приблизительно в 1,5 года. Часто этот возраст совпадает с началом посещения яслей или тоддлер-класса детского сада.

Монтессори-метод — очень системная, средовая педагогика, где мы движемся не директивно, от желания педагога, а постепенно, от того, чем хочет заниматься ребенок.Так как эта педагогика основана на свободном выборе и на том, что ребенок хорошо чувствует свои потребности, важно создать условия, чтобы эти потребности могли найти свое выражение в среде.

Когда ребенок ходит куда-то не каждый день, будь то гимнастика, плавание или что-то другое, обычно он встречает педагога, который говорит: «А сейчас мы садимся и вырезаем»; «А сейчас мы делаем колесо». Ребенок идет и выполняет предлагаемое действие.

В монтессори-классе для этого часто нужно время, чтобы ребенок сам мог определиться, что именно ему нужно, как долго он хочет этим заниматься. Поэтому, посещая детский сад регулярно, ребенок берет максимум от этого сензитивного периода.

Системное посещение детского сада помогает ребенку проживать сензитивный период порядка и не вступать с ним в конфликт. Потому что когда малыш понимает, что его ждет, кто и когда его ждет, процесс адаптации проходит легче, ребенок быстрее включается в коллектив, проще усваивает его правила.

Сензитивный период развития речи.⠀

Процесс усвоения родного языка начинается еще во время внутриутробного развития плода. Ребенок может отличать голос матери от других звуков, улавливает интонации, настроение речи. В это время наиболее ярко раскрывается принцип «впитывающего разума» ребенка.⠀

Находясь в постоянном взаимодействии с языковой средой, ребенок к трем месяцам может отличать родную речь от иностранного языка, к году у него формируется пассивный словарь, постепенно переходящий в активный.⠀

Возраст 2-х лет М. Монтессори определяла как речевой взрыв. В это время речь ребенка переходит в активную фазу говорения, усвоения речевых конструкций, возникают вопросительные предложения.⠀К четырем-пяти годам ребенок начинает проявлять интерес к начертанию букв и чтению.

Сензитивный период сенсорного развития.

Под сенсорным развитием в монтессори-методе мы понимаем развитие всех органов чувств человека.

Появляясь на свет, ребенок получает одновременно очень много сигналов от окружающего мира, которых не получал ранее. Он находился в утробе мамы в стабильных температурных, световых, шумовых условиях. \

В момент рождения для ребенка резко меняется все: звуки, свет, температура, давление. Это все воздействует на ребенка, который в ответ адаптируется к новым условиям.

Именно поэтому сензитивный период сенсорного развития — самый длинный период в жизни человека. Он начинается с самого рождения и продолжается до 4 — 4,5 лет.

Ребенку важно получать различные стимулы для его сенсорного развития: пробовать на вкус разные предметы и еду разных текстур и температуры, иметь возможность прикасаться к твердому, мягкому, теплому, холодному, горячему, шершавому, скользкому, и т. д. Важно уметь слышать разные звуки.

Поскольку сенсорное развитие — очень обширная область, которую сложно разбить на мелкие этапы, задействовать ее можно комплексно. В монтессори-классах это возможно сделать с помощью работы с материалами, которые дают возможность получить разный тактильный ответ.

Есть специальные материалы, например, для развития барического чувства, то есть чувства веса. Или же шумовые цилиндры и колокольчики Маккерони для развития слуха. Это позволяет малышам лучше осваивать свое тело, лучше им управлять и, соответственно, быть увереннее, понимать свои потребности и в итоге становиться успешными.

Сензитивный период восприятия мелких предметов.

Это такой период, который начинается примерно в 1-1,5 года и достигает своего пика к 2 годам. Это возраст, когда дети начинают видеть самые мелкие предметы вокруг себя: крошки на полу, божьих коровок на травинках, камушки на дороге. Их вдруг начинает интересовать разная мелочь. Те самые странные и порой страшные мелкие предметы, которые мы боимся давать детям, в этом возрасте их очень манят. Поэтому чем дальше и усерднее мы убираем такие вещи от детей, тем больше им хочется это взять, потрогать, ощутить, попробовать с ними взаимодействовать.

Также это возраст так называемого первичного разделения, то есть ребенок хочет понять, из чего состоит предмет, сделать из одного большого целого маленькие кусочки. Вполне возможно, что вы будете замечать у ребенка тягу к разбиранию, разрыванию книг, крошению хлеба потому, что ему хочется тренировать мелкую моторику, щипковый захват и понимать составность — из каких частей состоит мир.

Что мы можем предложить? Совершенно точно мы можем предложить довольно крупные вещи, но не деревянные кубики и Лего, а, например, мозаику для выкладывания, мелкую сортировку, нанизывание бусин, разные варианты перебирания в домашней среде.

Часто можно встретиться с мнением, что монтессори-метод — это про пересыпание и перекладывание крупы из миски в миску. В возрасте до 3 лет этот сензитивный период отлично проходит в рамках подключения ребенка к домашней среде и делам, таким как, например, посолить салат щепоткой соли, порезать огурец, сделав из большого огурца много маленьких кусочков, перебрать крупы не как отдельное упражнение, а как часть повседневной жизни — это важно. И тогда можно увидеть, что умение работать с мелкими предметами дает большую концентрацию.

В этом периоде мы рекомендуем побольше гулять на улице и давать возможность наблюдать за насекомыми, пылинками, соринками, видеть и рассматривать. Не торопить ребенка, не обесценивать его интерес и не переключать его внимание постоянно, а помогать ему знакомиться с природой окружающего мира.

Сензитивный период движения.

В монтессори-классах предусмотрены 9 свобод, которыми обладают дети, и одна из них — свобода передвижения.⠀

Свобода двигаться и осваивать свое тело в процессе движений формируется еще до рождения. На этапе внутриутробного развития малыш толкается, пинается, поворачивается, таким образом получая первые представления о своем теле.

Если понаблюдать за новорожденным, можно заметить, что движения развиваются поэтапно: сначала малыш видит свои руки, потом он начинает переворачиваться, затем он начинает ползать. В этой последовательности скрыта большая мудрость природы.

Движение формирует новые нейронные связи в мозге, именно через движение происходит интеллектуальное, эмоциональное развитие, совершенствуется память и мышление. Поэтому в монтессори-классах дети могут свободно передвигаться между столами и ковриками, могут выбирать, как именно работать: сидя на полу или на стуле, стоять или двигаться по линии.⠀

Образовательный процесс динамичен, потому что тело ребенка не предназначено для статических нагрузок. Для многих детей, особенно в тоддлер-классе, просто ровно сидеть на стуле небольшое количество времени без движения — уже большая работа. К сожалению, наша жизнь в городах приводит к тому, что дети мало двигаются спонтанно. Они чаще сидят в автокресле, пока мы везем их из пункта А в пункт Б, выполняют регламентированную деятельность под руководством тренера или родителей. Детям предоставлен большой выбор помогающих устройств: ходунки, прыгунки, поводки. Все это не способствует развитию спонтанных движений, а именно они помогают почувствовать баланс, границы своего тела.

Несмотря на то, что сейчас большое значение имеет умственное развитие, тело и дух тоже должны развиваться. Поэтому и зимой, и летом, уделяйте время прогулке. Пусть это будет 15-20 минут свободного движения. Позвольте бегать, лазать по лестницам, скатываться с горки разными способами, прыгать. Не контролируйте, не учите и излишне не страхуйте.Дайте возможность спонтанному движению развивать вашего малыша.

Сензитивный период социальных навыков.

Этот период достигает пика к 4,5 — 5 годам. Именно в это время у детей начинает формироваться желание сотрудничать, дружить и общаться.⠀

Важно отметить, что дети до 3 лет эгоцентричны. Новости о том, что ребенок должен делиться с кем-то своими игрушками, дружить с соседским мальчиком или обязательно играть в игру, которую предлагают ребята в песочнице, вводит его в замешательство. Для трехлетки такой необходимости нет.

В 3 года еще не начался этот сензитивный период и ребенку важнее понять самого себя, почувствовать свое тело, свои границы и потребности. ⠀Позже, когда эти азы уже освоены, можно переходить к сотрудничеству, партнерству, групповой работе.⠀

Как реализован этот принцип в монтессори-классе, спросите вы? Именно за счет того, что у каждого ребенка в классе есть свое пространство для работы — столик или коврик. Есть правило: если ты хочешь вместе с кем-то позаниматься, то нужно спросить, не против ли этот человек того, чтобы ты к нему присоединился и ты готов принять любой ответ на свой вопрос.⠀Коммуникативные навыки, основы дружбы, сотрудничества начинают формироваться в более старшем возрасте.

конфиденциальной информации — Глоссарий | CSRC

  • Проекты
  • Публикации Развернуть или свернуть
  • Темы Развернуть или свернуть
  • Новости и обновления
  • События
  • Глоссарий
  • О CSRC Развернуть или свернуть

Поиск

Сортировать по

Релевантность (наилучшее соответствие)Срок (A-Z)Срок (Z-A)

Пункты на странице 100200500Все

    Глоссарий

А | Б | С | Д | Е | Ф | грамм | ЧАС | я | Дж | К | л | М | Н | О | п | Вопрос | р | С | Т | U | В | Вт | Икс | Д | Z

конфиденциальная информация

Определения:

  Информация, потеря, неправомерное использование или несанкционированный доступ или изменение, которые могут неблагоприятно повлиять на национальные интересы или выполнение федеральных программ или на неприкосновенность частной жизни, на которую лица имеют право в соответствии с 5 U. S.C. Раздел 552a (Закон о конфиденциальности), но это не было специально разрешено в соответствии с критериями, установленными Исполнительным указом или Актом Конгресса, для сохранения секретности в интересах национальной обороны или внешней политики.
Источник(и):
НИСТ СП 800-150 в разделе «Конфиденциальная информация»

  См. контролируемую несекретную информацию (CUI). Примечание. Термин «конфиденциальная информация», а также другие термины, такие как «Только для служебного пользования» (FOUO) и «Конфиденциальная, но несекретная информация» (SBU), больше не будут использоваться после введения в действие 32 CFR 2002.
Источник(и):
ЦНССИ 4009-2015

  Конфиденциальная, но несекретная информация.
Источник(и):
NIST SP 800-175B Ред. 1 в разделе Чувствительное (информация)

ЧУВСТВИТЕЛЬНЫЙ | английское значение — Cambridge Dictionary

Атрибуты стиля и дизайна, как правило, испаряются — по крайней мере, до некоторой степени — и заменяются 90 060 чувствительными 90 061 визуализациями пережитого города.

Из Кембриджского корпуса английского языка