Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Шкала дембо рубинштейна на самооценку: Методика самооценки и уровня притязаний Дембо-Рубинштейн

Описание методики исследования самооценки Дембо

Люди склонны к постоянной оценке своего поведения и своих поступков. Такой анализ необходим для развития личности и для создания гармоничных отношений с окружающими людьми.

Самооценка – это способность человека составить представление о своих действиях, о себе, о своих личностных качествах, навыках, недостатках и достоинствах.

  • Виды самооценки
  • Как формируется самооценка
  • Исследование самооценки
  • Инструкция к исследованию
  • Анализ результатов
  • Уровень притязаний
  • Самооценка
  • Дополнительные приемы к методике

Самооценка начинает формироваться в детском возрасте около трех лет. В этот период ребенок начинает проявляться как личность, идентифицировать себя с определённым полом, осознавать свою автономность от матери. Становясь старше, появляется возможность оценивать себя на элементарном уровне, анализировать отношение к себе окружающих. Так рождаются зачатки самооценки, которая формируется длительное время, пребывая всю жизнь в динамике.

Виды самооценки

В психологии, в зависимости от того, насколько правильно оценивает себя человек, можно выделить 2 основных вида самооценки: адекватная, неадекватная.

Адекватной считается мнения человека о себе , совпадающее с действительностью. В ином случае, когда самооценка резко расходится с мнением окружающих — она неадекватная. При этом самомнение может быть завышенным или заниженным.

При заниженной оценке развивается неуверенность в себе, которая проявляется во всей деятельности человеке.

Противоположность – завышенная самооценка. В этом случае человек считает себя идеальным или близким к этому.

Еще один критерий — стабильность самооценки. Она может быть стабильной или поддаваться влиянию внешних факторов (плавающая). В первом случае мнение человека о себе остается неизменным в любых ситуациях. При плавающей оценке себя — она меняется в зависимости от успехов и поражений, от мнения окружающих, а именно от одобрения или осуждения.

Как формируется самооценка

Каждому человеку присуща склонность сравнивать себя с определенным идеальным образом. Именно таким он хотел бы себя видеть. И здесь очень важно совпадение желаемого с реальным представлением о себе. Если наблюдаются очень большие различия — развивается заниженная оценка себя.

Большое влияние на формирование мнения о себе оказывает отношение окружающих к индивиду, особенно близких людей: родителей, друзей, родственников.

Также важно наличие реальных достижений в какой-либо сфере деятельности. Это значительно укрепляет самооценку.

Исследование самооценки

Иметь адекватную самооценку очень важно для личности, так как, в противном случае, проявляются проблемы в профессиональной деятельности, в общении, в родственных отношениях и т. п. Чтобы избежать ошибок и легко приспосабливаться в социуме необходимо своевременно обращать внимание на самооценку личности.

Вопросы адекватности самооценки интересовали психологов всегда, и время от времени предпринимались попытки разработать действенную методику. Одна из наиболее известных — диагностика Дембо — Рубинштейн. Она названа в честь создателей Тамары Дембо и Сусанны Рубинштейн.

Внешне довольно простая методика позволяет определить отношение к себе при помощи теста, результаты которого интерпретируются психологом.

Для этого обследуемому предлагается отметить на вертикальных линиях уровень развития качеств личности и уровень притязаний: какой именно уровень развития этих качеств полностью бы удовлетворил человека.

Для проведения анализа испытуемому выдается бланк с изображением на нем семи линий. Линии имеют указания верхней, нижней и средней точки. При этом средняя отмечена еле заметно.

Методику проводят индивидуально либо с целой группой. Работая фронтально — важно проверить, чтобы каждый участник правильно применил предложенные значки, отвечая на вопросы. На заполнение шкалы выделяется 10-12 минут, включая время чтения инструкции.

Инструкция к исследованию

В модификации исследования Дембо — Рубинштейн имеется 7 шкал:

  • здоровье;
  • характер;
  • ум и способности;
  • наличие авторитета у сверстников;
  • внешность;
  • уверенность в себе;
  • умение что-либо делать самостоятельно.

Человек должен обозначить на линии место, которое, как он думает, соответствует текущему его уровню чертой (-).

Кружком (о) обозначается уровень качества, который хотелось бы иметь испытуемому, а крестиком (х) — то место, где он может оказаться, оценивая объективно свои возможности.

Анализ результатов

Анализируя результаты, первую шкалу (здоровье) не учитывают потому, что она не является личностной характеристикой

Ответы выражаются в баллах. Исходя из размера шкалы, равного 100 мм, человек получает количественную характеристику (например, 62 мм=62 баллам).

  1. По каждой из шести линий анализируют:
    1. а) уровень притязаний. Он определяется расстоянием от нижней точки шкалы до знака «х»;
    2. б) высота самооценки. Значение от «о» до «х»;
    3. в) расхождение между уровнем самооценки и притязаний. Это значение может выражаться отрицательным числом.
  2. Рассчитывается показатель средней величины уровня притязаний и уровня самооценки по всем шкалам согласно градации: «норма» и «очень высокий». Норма включает в себя три подгруппы: «низкий уровень», «средний» и «высокий».

Уровень притязаний

На нормальный реалистический уровень притязаний указывает результат равный 60-89 баллам. При этом оптимальным является результат от 75 баллов. Он подтверждает реальное представление о собственных возможностях, что важно для личностного роста. Если испытуемый набирает от 90 до 100 баллов это говорит о нереалистическом отношении к своим способностям. Менее 60 баллов – заниженных уровень притязаний. Это индикатор неблагоприятного личностного развития.

Самооценка

Адекватная самооценка выражается в наличии набранного количества баллов от 45 до 74. Если результат больше – она завышена, что указывает на отклонение в формировании личности. Это может подтверждать нечувствительность к собственным ошибкам, к оценке окружающих, неумение верно оценить результат своей деятельности.

Если исследуемый набирает менее 45 баллов – он недооценивает себя. Люди с заниженной самооценкой составляют «группу риска». При этом они делятся на два разных психотипа личности. В первом случае это подлинная неуверенность в себе, во втором — «защитная». Человек, декларируя себе самому свое неумение и отсутствие способностей, «защищает» себя и позволяет не прилагать никаких действий.

Соотношения между параметрами самооценки

Символы «х» находятся между символами (-) и (о). Расстояние между «х» и «о» указывает на интервал недостижимого, но желаемого. Анализ этого показателя дает представление об оптимизме испытуемого. Чем больше интервал, тем более оптимистично он настроен.

Кружки должны стоять ниже верхнего полюса. Если человек ставит отметку на полюсе, у него незрелое отношение к ценностям. Слишком высокая самооценка является признаком нереалистичности.

Если показатели разных шкал очень отличаются, это указывает на эмоциональную неустойчивость.

Уровень мечты человека символизирует идеальная самооценка — «о». Людям присуща потребность мечтать, но, когда мечта осуществляется, появляется новая. Для того чтобы сбыться, мечта должна стать целью. Символом «х» обозначается уровень реальных перспектив, целей. По мере достижения место превратившейся в цель мечты занимает другая мечта и по-прежнему «о» находится выше, чем «х».

Дополнительные приемы к методике

При проведении индивидуального исследования,согласно методике, ведется беседа, которая спровоцирована экспериментально. Человеку предлагается объяснить каких людей он считает несчастными, а каких счастливыми. В зависимости от отметки, которую расположит на шкале испытуемый, задается вопрос почему именно это местоположение он выбирает, что мешает ему быть счастливым? Само понятие счастья также подлежит обсуждению. Аналогичным образом обсуждаются остальные шкалы.

Во время проведения исследования дополнительно анализируется поведение человека во время эксперимента. Это дает полезную информацию для интерпретации результатов.

Сильное возбуждение, стремление задать вопросы, которые не относятся к делу и привлечь к себе внимание, очень быстрое выполнение заданий показывает на тревожность, которая проявляется у человека при столкновении сильного желания оценить и понять себя с боязнью проявить свою несостоятельность.

Чрезмерно медленное выполнение работы говорит о том, что выполняемое задание является для испытуемого очень значительным. Большое количество исправлений и зачеркиваний указывает на неустойчивость самооценки, на ее неопределенность.

Методика «самооценка» (дембо-рубинштейн модификация а.М. Прихожан)

Цель: определение уровня самооценки и уровня притязаний

Для диагностики самооценки используется шкала самооценки личности, разработанная А.М.Прихожан, на основе известной методики Дембо – Рубинштейн.

Испытуемому предлагается бланк методики, содержащий инструкцию. На бланке изображено семь линий, высота каждой-100 мм, с указанием верхней, нижней точек и середины шкалы. При этом верхняя и нижняя точка отмечаются заметными черточками, середина — едва заметной чертой.

Инструкция: «Любой человек оценивает свои способности, возможности, характер и т. п. Уровень развития каждого качества, стороны человеческой личности можно условно изобразить вертикальной линией, нижняя точка которой будет символизировать самое низкое развитие, а верхняя — наивысшее. Ниже представлено семь таких линий. Они обозначают: 1)здоровье, 2)умственные способности, 3)характер, 4)авторитет у сверстников, 5) умение многое делать своими руками, умелые руки, 6) внешность, 7) уверенность в себе.

На каждой линии черточкой (-) испытуемые отмечают, как они оценивают развитие у себя этого качества, стороны личности в настоящий момент. После этого крестиком (х) отмечают, при каком уровне развития этих качеств, сторон были бы удовлетворены собой и почувствовали гордость за себя.

1 этап. По каждой из шести шкал, а шкала «здоровье» является тренировочной, («ум», «способности», «характер», «авторитет у сверстников», «умелые руки», «внешность», «уверенность в себе») определяются:

  1. уровень притязаний в отношении данного качества — по расстоянию в миллиметрах от нижней шкалы (0) до знака «х»;

  2. высота самооценки — от «0» до знака «-»;

  3. величина расхождения между уровнем притязаний и самооценкой – разность между величинами, характеризующими уровень притязаний и самооценку, или расстояние от знака «х» до « — »; в тех случаях, когда уровень притязаний ниже самооценки, результат выражается отрицательным числом.

2 этап. Рассчитывается средняя величина каждого показателя уровня притязаний и самооценки по всем шести шкалам.

Уровень притязаний. Норму, реалистический уровень притязаний, характеризует результат от 60 до 89 баллов. Оптимальный – сравнительно высокий уровень — от 75 до 89 баллов, подтверждающий оптимальное представление о своих возможностях, что является важным фактором личностного развития. Результат от 90 до 100 баллов обычно удостоверяет нереалистическое, некритическое отношение людей к собственным возможностям. Результат менее 60 баллов свидетельствует о заниженном уровне притязаний, он – индикатор неблагоприятного развития личности.

Высота самооценки. Количество баллов от 45 до 74 («средняя» и «высокая» самооценка) удостоверяют реалистическую (адекватную) самооценку личности. Количество баллов от 75 до 100 и выше свидетельствует о завышенной самооценке и указывает на определенные отклонения в формировании личности. Завышенная самооценка может подтверждать личностную незрелость, неумение правильно оценить результаты своей деятельности, сравнивать себя с другими; такая самооценка может указывать на существенные искажения в формировании личности – «закрытости для опыта», нечувствительности к своим ошибкам, неудачам, замечаниям и оценкам окружающих. Количество баллов ниже 45 указывает на заниженную самооценку (недооценку себя) и свидетельствует о крайнем неблагополучии в развитии личности. Эти ученики составляют «группу риска», их, как правило, мало. За низкой самооценкой могут скрываться два совершенно разных психологических явления: подлинная неуверенность в себе и «защитная», когда декларирование (самому себе) собственного неумения, отсутствия способности и тому подобного позволяет не прилагать никаких усилий.

Расхождение между уровнем притязаний и самооценкой.

23 балла и более – резкий разрыв, то есть конфликт между тем, к чему человек стремится и каким считает себя.

8 -22 – норма – человек ставит те цели, которые можно достичь.

1 – 7 или при совпадении – уровень притязаний не является стимулом для развития.

Если уровень притязаний ниже самооценки, тогда « могу, но не хочу».

Шкала самооценки

100 100 100 100 100 100 100

0 0 0 0 0 0 0

Исследование самооценки подростков (67339)

Полное расписание

Найти презентацию

Презентации с закладками


Информация о сеансе:

Сеанс: По запросу
Комната: Виртуальная видеопрезентация
Тип презентации: Виртуальная презентация

После преобразования Монголии из социалистического общества в демократическое в 1990 году население страны претерпело значительные изменения как в образе жизни, так и в личных ценностях. Этот политический сдвиг оказал как положительное, так и отрицательное влияние на психическое здоровье людей, но особенно повлиял на самооценку подростков. Подростковый возраст — это период интенсивных физических и психологических изменений, и самооценка, или оценка собственного достоинства, играет неотъемлемую роль в индивидуальном развитии. Подросткам, которые составляют 18,5% населения Монголии, может быть особенно трудно сбалансировать внешние социальные и политические изменения с их собственным и без того бурным внутренним миром. В интересах изучения того, как подростки определяют и интерпретируют свое «идеальное Я», мы использовали Шкалу измерения самооценки Дембо-Рубинштейна, чтобы оценить 50 старшеклассников в возрасте от 15 до 17 лет и их оценки собственной самооценки в свете последних культурных преобразований в стране. По словам Хьюитта, Джона П. (2009 г.), самооценка — это уровень уверенности человека в собственной ценности или талантах. Идеальное Я — это компонент Я-концепции человека, который включает в себя его желания, надежды и потребности (Хиггинс, 1987; Роджерс, 1959).

Получив более глубокое понимание того, чего они лично ожидают от себя для достижения идеального «я», и того, как социально-политические факторы могут повлиять на их самоощущение, подростки получат больше средств и возможностей для психологического, социального и интеллектуально зрелый

Авторы:
Энхмаа Бадмааньям, Финансово-экономический университет, Монголия
Каламхас Жекей, Монгольский научно-технический университет, Монголия
Болортамир Лувсанцэрэн, Финансово-экономический университет, Монголия

О докладчике(ах) )
Д-р Бадманьям Энхмаа — старший преподаватель Финансово-экономического университета Монголии. Ее исследования сосредоточены на социолингвистике, педагогических исследованиях и психическом здоровье учащихся. Она получила докторскую степень в Университете Внутренней Монголии, Китай.

Лувсанцерен Болортамир — преподаватель английского языка в Институте иностранных языков UFE. Ее исследования сосредоточены на изучении образования и методологии преподавания английского языка.

См. эту презентацию в полном расписании – Расписание по требованию



Виртуальная презентация


Комментарии и отзывы о конференции

Разместите комментарий, используя свой профиль LinkedIn

Поделитесь этой презентацией

Эмоциональный интеллект и самооценка школьных учителей

Реферат

В последние годы большое внимание уделяется эмоциональному интеллекту как способности понимать значение эмоций и использовать эти знания для выяснения причин проблем и решения этих проблем. Основные компоненты эмоционального интеллекта обнаруживаются в классификации профессионально важных качеств педагогов: эмоциональная сдержанность, эмоциональная уравновешенность, эмпатия, коммуникабельность, а также управленческие способности, в том числе умение управлять собственными эмоциями в процессе общения. Неумение понимать свои эмоции и эмоции других людей, правильно оценивать реакции окружающих, а также неумение регулировать свои эмоции в момент принятия решений приводят ко многим жизненным неудачам. Таким образом, учителям, поскольку они постоянно находятся во взаимодействии со своими учениками, необходимо развивать этот навык как один из важнейших при подготовке к лидерству. Данное исследование направлено на изучение эмоционального интеллекта современных педагогов, также мы рассмотрели влияние уровня эмоционального интеллекта на их самооценку. В исследовании приняли участие 100 педагогов в возрасте от 24 до 50 лет. Использовались следующие методы: опросник эмоционального интеллекта Д. В. Люсина, метод самооценки Дембо-Рубинштейна. Результаты этого исследования подтвердили гипотезу о наличии связи между эмоциональным интеллектом и самооценкой школьных учителей.

Ключевые слова: Эмоциональный интеллект, самооценка, школьные учителя

Введение

Эмоциональный интеллект — это навык, который позволяет вам распознавать, понимать и управлять своими эмоциями и эмоциями других людей. Эмоциональный интеллект впервые обсуждался в 1990 году такими учеными, как Майер и Саловей, в их статье. Они предложили формальное определение эмоционального интеллекта как набора навыков, связанных с точной оценкой собственных и чужих эмоций, а также выражением своих эмоций, использованием эмоций и эффективным регулированием своих и чужих эмоций. Соответственно, было высказано предположение, что эмоциональный интеллект состоит из следующих трех категорий адаптивных способностей: оценка и выражение эмоций; регулирование эмоций; использование эмоций в мышлении и действии (Mayer et al., 2016).

Концепция эмоционального интеллекта Д. Гоулмана основывалась на ранних идеях П. Саловея и Дж. Мейера с рядом дополнений. Значение исследования Д. Гоулмана состояло в том, что автор доказал наличие связи между эмоциональным интеллектом и социальным успехом, обосновав тем самым «ценность» конструкта «эмоциональный интеллект» (цит. по Mayer et al., 2001).

Р. Бар-Он определяет эмоциональный интеллект как совокупность некогнитивных способностей, позволяющих человеку успешно справляться с различными жизненными ситуациями. Он выделил 5 компонентов эмоционального интеллекта: самопознание (осознание своих эмоций, уверенность в себе, самооценка, самоактуализация, независимость), навыки межличностного общения (эмпатия, межличностные отношения, социальная ответственность), адаптивность (решение проблем, связь с реальностью, гибкость), управление стрессовыми ситуациями (стрессоустойчивость, контроль над импульсивностью), преобладающее настроение (радость, оптимизм) (цит. по: Люсин, 2004).

Обобщая данные определения, можно отметить, что лица с высоким уровнем развития эмоционального интеллекта обладают ярко выраженной способностью к пониманию собственных эмоций и эмоций других людей, а также к управлению эмоциональной сферой, что обуславливает более высокую адаптивность и эффективность в обучении.

Взаимосвязь между эмоциональным интеллектом и успеваемостью учителя актуальна сегодня в контексте подготовки учителей к лидерству. Так как эмоциональный интеллект играет ключевую роль в тех профессиях, которые требуют огромного количества социальных контактов. Одним из таких направлений является образование. Поскольку понятие эмоционального интеллекта (ЭИ) относится к способности людей распознавать собственные эмоции при межличностном взаимодействии, что является ключевым моментом в образовательном процессе (Asrar-ul-Haq et al., 2017; Campo et al., 2015; Мадалинска-Михалак, 2015).

Были проведены различные исследования, подтвердившие факт влияния эмоционального интеллекта учителей на их работу (Dolev, Leshem, 2016, 2017; Gilar-Corbi et al., 2018; Kassim et al., 2016; Omid et al., 2016; Зурита-Ортега и др., 2018).

Постановка проблемы

Проблема эмоционального интеллекта является одной из важнейших психолого-педагогических проблем в работе современного педагога. Эмоциональное напряжение сопровождает многие виды деятельности. Полученный педагогом психологический стресс приводит к развитию синдрома «эмоционального выгорания». Профессиональный долг обязывает педагога принимать взвешенные решения, преодолевать раздражительность, сдерживать недовольство и гнев. Повторяющиеся неблагоприятные эмоциональные состояния приводят к закреплению негативных личностных качеств педагога, таких как пессимизм, раздражительность, тревожность. Это, в свою очередь, негативно сказывается на эффективности его деятельности и взаимоотношений со студентами. В дальнейшем это может привести к общей неудовлетворенности учителя своей профессией (Подбор и удержание учителей, 2017).

Было обнаружено, что эмоциональный интеллект увеличивается с возрастом. Его также можно развивать с помощью различных целевых тренингов, психологических семинаров по развитию эмоционального интеллекта педагогов (Долев, Лешем, 2017; Тури и др., 2017).

Авторы утверждают, что учителя могут практиковать навыки эмоционального интеллекта во время учебных упражнений. Положительное влияние тренинга можно увидеть во время их работы в школе. И немаловажным аспектом таких тренингов является взаимодействие между участниками.

Далее рассмотрим следующее понятие как самооценку. Самооценка формирует особое оценочное отношение к себе: конкретное, эмоционально-логическое отношение. «Самооценка на каждом конкретном этапе развития личности… отражает уровень развития эмоционально-ценностного отношения к себе», утверждает Чеснокова (цит. по: Арендачук, 2017, с.111).

Самооценка появляется в результате развития самоотношения и работы самопознания, как единство познания человеком самого себя и его отношения к себе, как определенный тип или уровень развития самоотношения . Ментилеева делает предположение об иерархически-динамической структуре самоотношения, из чего делает следующий вывод: самоотношение не является действительным психическим содержанием человека. В самооценке другие люди являются оценочной основой любого суждения. В эмоционально-ценностном отношении оценочный механизм в виде операции социального сопоставления и сопоставления с нормой заменяется отражением отношений предпочтения внутри системы «Я-Я» и не имеет внешних оценочных оснований (соответственно, меньше зависит от об успехах и неудачах) (цит. по: Маслова, 2007).

Исследовательские вопросы

Таким образом, все вышеперечисленные исследования показывают важность развития навыка эмоционального интеллекта у учителей при подготовке их к лидерству. Люди с высоким уровнем развития эмоционального интеллекта, с высокой самооценкой обладают ярко выраженными способностями к пониманию собственных эмоций и эмоций других людей, умеют управлять своей эмоциональной сферой, что определяет их более высокую адаптивность и оперативность в общении, они более легко достигают своих целей во взаимодействии с окружающими. Коммуникативные проблемы могут быть следствием недостаточного развития базовых подструктур эмоционального интеллекта (понимание и контроль собственных и чужих эмоций) и заниженной (или завышенной) самооценки. Неадекватная самооценка приводит к непониманию самого себя, следствием чего является неправильная саморегуляция. Этот факт часто приводит к потере социальной компетентности и затруднениям в межличностных контактах. Но эмоциональный интеллект лежит в основе эмоциональной саморегуляции, поэтому управление эмоциями — это навык, которому можно научиться и развить.

Цель исследования

Цель статьи изучить уровень эмоционального интеллекта педагогов общеобразовательных учреждений и посмотреть, будет ли связь между уровнем эмоционального интеллекта и самооценкой педагогов.

Методы исследования

Для исследования использовались следующие методы:

1. Опросник эмоционального интеллекта «ЭмИн» (Люсин, 2004). В этой технике есть две шкалы. Шкала MEI (межличностный EI).

Низкий уровень: нет четкого понимания чужих эмоций на основе внешних проявлений эмоций. Особой чувствительности к внутренним состояниям других людей нет. Невозможно вызвать определенные эмоции у других людей.

Средний: человек достаточно хорошо понимает эмоции других людей. Может понять человека; также уменьшить интенсивность нежелательных эмоций.

Высокий уровень: легко определяет эмоциональное состояние по невербальным проявлениям. Он может вызывать определенные эмоциональные состояния у людей. Имеет склонность к манипулированию.

Шкала ИЭИ

(внутриличностный ЭИ).

Низкий уровень: Человеку сложно понять свои эмоции. Не могу их идентифицировать. Трудно вызывать положительные эмоции и удерживать отрицательные.

Промежуточный уровень: если человек понимает свои эмоциональные состояния, то вычислить их происхождение сложно. Может осуществлять контроль над эмоциями. Плохой контроль внешних проявлений эмоций.

Высокий уровень: человек хорошо понимает свои эмоции, понимает причину их возникновения и может словесно их описать. Способен осуществлять как внутренний, так и внешний контроль над своими эмоциями.

2. Методика самооценки Дембо-Рубинштейна включает 6 подшкал самооценки (СД): самооценка интеллекта, самооценка счастья, самооценка понимания себя и своих эмоций, самооценка способности управлять своими эмоциями, самооценка понимания эмоционального состояния другого человека и самооценка способности управлять эмоциональным состоянием другого человека.

Находки

В исследовании приняли участие 100 учителей общеобразовательных учреждений в возрасте от 24 до 50 лет. Все исследование проводилось в Казахстане, в городе Алматы на базе 5 школ. Выборка была полностью случайной.

По результатам методики по ЭМИН Люсина у педагогов выявлены следующие показатели уровня развития общего эмоционального интеллекта:

Низкий уровень EmIN (0 — 78) — 33,3%

Средний уровень ЭМИ (79 — 91) — 40,7%

Высокий уровень EmIn (93 — 104) — 18,5%

Очень высокий уровень (105 и выше) — 7,5%

На основании полученных данных можно сделать вывод, что большинство (40,7%) педагогов 24-50 лет имеют средний уровень развития общего эмоционального интеллекта, около трети (33,3%) — низкий уровень развития общего эмоционального интеллекта. интеллект. интеллекта, и только 7,5% учителей имеют очень высокие показатели общего эмоционального интеллекта.

Затем с помощью методики самооценки Дембо-Рубинштейна все испытуемые были разделены на 3 группы — со слабым, средним и высоким уровнем самооценки по всем 6 ее показателям (таблица 01).

Таблица 1 – Показатели самооценки учителя Посмотреть полный размер >

Как видно из Таблицы 01, учителя характеризуются высоким уровнем самооценки счастья, понимания своих эмоций, контроля своих эмоций и понимания эмоций других людей, а также средним уровнем самооценки управления другими людьми. эмоции людей. Несколько занижена самооценка интеллекта у испытуемых (37%).

При обработке результатов полученных нами данных использовался коэффициент корреляции Пирсона в программе статистической обработки SPSS16.

1. Высокая самооценка интеллекта положительно коррелирует с субшкалой контроля чужих эмоций на уровне значимости 0,05, т.е. чем выше педагог оценивает свои интеллектуальные способности, тем выше его способность управлять эмоциональным состоянием других людей. Эта подшкала входит в шкалу межличностного интеллекта, что также положительно коррелирует с высокой самооценкой интеллекта. Можно сказать, что чем выше самооценка интеллекта, тем выше межличностный интеллект.

2. Высокая самооценка счастья положительно коррелирует с субшкалой управления своими эмоциями на уровне значимости 0,05, т.е. чем выше самооценка счастья, тем выше его способность управлять своим эмоциональным состоянием. Кроме того, высокая самооценка счастья положительно коррелирует со шкалой контроля эмоций, что свидетельствует о том, что чем выше педагог оценивает себя как счастливого человека, тем лучше он справляется с управлением эмоциями, как своими, так и чужими.

3. Высокая самооценка способности понимать свои эмоции положительно коррелирует с субшкалой понимания своего внутреннего эмоционального состояния, а также с внутриличностным эмоциональным интеллектом и эмоциональным интеллектом управления эмоциями, т.е. тем выше человек оценивает свою способность понимать их эмоции, тем выше их эмоциональный интеллект в понимании своих эмоций и в управлении своими и чужими эмоциями. Таким образом, те, кто считает, что понимают свои эмоции, действительно понимают их. Те, кто чувствует, что не понимают своих эмоций, на самом деле не понимают и не умеют управлять эмоциями, ни своими, ни чужими.

4. Средняя самооценка способности контролировать эмоциональное состояние другого человека положительно коррелирует с субшкалой управления эмоциональным состоянием другого человека и отрицательно с субшкалой контроля экспрессии (способность контролировать внешние проявления свои эмоции). Это говорит о том, что чем выше человек оценивает свою способность понимать эмоции других людей, тем выше его способность понимать эмоции других людей, но это не гарантирует контроля над внешним проявлением своих эмоций.

Заключение

Анализ результатов исследования, проведенного среди педагогов общеобразовательных учреждений, показал, что преобладающий уровень развития общего эмоционального интеллекта средний (40,7%). Они ценят свой опыт счастья, свою способность понимать и управлять своими эмоциями, а также понимать эмоции других. Им свойственно недооценивать свои интеллектуальные способности и усреднять способность управлять эмоциональным состоянием других людей.

Исследование показало, что:

  • Понимание себя и своих эмоций имеет решающее значение как для понимания эмоций других людей, так и для управления эмоциями — своими и чужими;
  • Тот, кто не понимает своих и чужих эмоций, не может их контролировать;
  • «Умные» умеют управлять эмоциями других людей;
  • «Счастливые» хорошо справляются;
  • Те, кто считает, что плохо понимают свои эмоции, часто испытывают коммуникативные трудности, связанные с пониманием эмоций других людей;
  • Учителя, которые плохо оценивают свои интеллектуальные способности, также испытывают коммуникативные трудности в понимании эмоций других людей. Такие коммуникативные проблемы встречаются у тех, кто низко оценивает свою способность контролировать эмоции других;
  • Те, кто считает, что они плохо управляют своими эмоциями, действительно имеют проблемы с коммуникацией при управлении своими эмоциями.

В результате математической обработки полученных результатов с использованием корреляционного анализа эмпирически подтверждена взаимосвязь между самооценкой и эмоциональным интеллектом, а именно: между самооценкой интеллекта и контролем над эмоциями других людей при уровне достоверности 0,05%, самооценка счастья и контроля своих эмоций на уровне 0,05%, самооценка понимания своих эмоций и понимания своих эмоций и контроля своих и чужих эмоций на уровне 0,05%, средняя самооценка и контроль эмоций других людей и контроль внешнего выражения на самом высоком уровне 0,01%.

Таким образом, можно сделать вывод, что люди с высоким уровнем развития эмоционального интеллекта и высокой самооценкой обладают ярко выраженными способностями к пониманию собственных эмоций и эмоций других людей, умеют управлять своей эмоциональной сферой, что определяет их более высокую адаптивность и эффективность в общении, и они легче достигают своих целей. Во взаимодействии с другими. Коммуникативные проблемы могут быть следствием недостаточного развития базовых подструктур эмоционального интеллекта (понимание и контроль собственных и чужих эмоций) и заниженной (или завышенной) самооценки. Неадекватная самооценка приводит к непониманию самого себя, следствием чего является неправильная саморегуляция. Этот факт часто приводит к потере социальной компетентности и затруднениям в межличностных контактах. Но эмоциональный интеллект лежит в основе эмоциональной саморегуляции, поэтому управление эмоциями — это навык, которому можно научиться и развить.

Самооценка себя и своих способностей играет важную роль в формировании и развитии эмоционального интеллекта. Уверенность в себе и своих силах мобилизует все экологические и личностные ресурсы человека и помогает справиться с имеющимися трудностями. Если человек низко оценивает свою способность понимать и управлять своими и/или чужими эмоциями, то у него действительно есть проблемы с общением в этих областях. Тот, кто не понимает своих и чужих эмоций, не может их контролировать. Понимание себя и своих эмоций имеет решающее значение как для понимания эмоций других людей, так и для управления эмоциями, как своими, так и чужими. Также, чем больше человек в ситуациях жизненных трудностей пытается отделиться от ситуации и уменьшить ее значимость, тем меньше его способность понимать эмоции и чувства других людей. Низкая оценка своих способностей управлять своими эмоциями в трудных случаях приводит к поиску социальной поддержки в виде информационной, действенной и эмоциональной помощи. Обладающие высокими способностями к пониманию и управлению своими и чужими эмоциями в трудных ситуациях не склонны избегать проблем, наоборот, берут на себя ответственность за решение этих проблем. Учителя с высокой самооценкой интеллекта в ряде случаев берут на себя ответственность за решение задачи, а в ряде случаев просто уклоняются от такой ответственности.

Каталожные номера

  • Арендачук И. В. (2017). Структурно-функциональный подход к процессу формирования самосознания личности. Вестник Саратовского университета. Серия Акмеология образования. Психология развития, 6(2), 110-118.

  • Асрар-уль-Хак, М., Анвар, С., и Хассан, М. (2017). Влияние эмоционального интеллекта на успеваемость учителей в высших учебных заведениях Пакистана. Журнал будущего бизнеса, 3, 87–9.7. ДОИ:

    Академия Google

    Перекрестная ссылка

  • Кампо, М., Лаборде, С., и Векеманн, С. (2015). Обучение эмоциональному интеллекту: последствия для производительности и здоровья. В AM Colombus (Ed.), Успехи психологических исследований (стр. 75–92). Издательство Нова.

  • Долев, Н., и Лешем, С. (2016). Эмоциональный интеллект учителей: влияние обучения. Международный журнал эмоционального воспитания, 8, 75–94.

  • Долев, Н., и Лешем, С. (2017). Развитие компетенции эмоционального интеллекта у учителей. Развитие учителей, 21, 21–39. DOI:

    Академия Google

    Перекрестная ссылка

  • Гилар-Корби, Р., Посо-Рико, Т., Пертегал-Феличес, М.Л., и Санчес, Б. (2018). Вмешательство по обучению эмоциональному интеллекту среди учителей-стажеров: квазиэкспериментальное исследование. Психология: Reflexãoe Crítica, 31 (1), 33. DOI:

    . Академия Google

    Перекрестная ссылка

  • Кассим, С. И., Бамбейл, А.Дж., и Джакада, Б.А. (2016). Эмоциональный интеллект и удовлетворенность работой преподавателей университетов штата Кано: эмпирические данные. Журнал образования и практики, 7, 53–59.

  • Люсин Д.В. (2004). Современные представления об эмоциональном интеллекте. В Д. В. Лучин и Д. В. Ушакова (ред.), Социальный интеллект: теория, измерение, исследование. Институт психологии РАО.

  • Мадалинска-Михалак, Дж. (2015). Razvoj emocionalne kompetencije učitelja [Развитие эмоциональной компетентности для обучения]. Хорватский журнал образования: Hrvatski Časopis Za Odgoji Obrazovanje, [Хорватский журнал образования], 17 (2), 71-97. DOI:

    Академия Google

    Перекрестная ссылка

  • Маслова Е. А. (2007). Психологическая природа самооценки, место самооценки в структуре самосознания личности. Психологическая природа самооценки, место самооценки в структуре самосознания личности. http://www.uroki.ru/met_rus/k_psihologiya/k_psihollichnost/samoocenka.htm

  • Майер, Дж. Д., Карузо, Д. Р., и Саловей, П. (2016). Модель способностей эмоционального интеллекта: принципы и обновления. Обзор эмоций, 8 (4), 290–300.

  • Майер, Дж. Д., Саловей, П., Карузо, Д. Р., и Ситарениос, Г. (2001). Эмоциональный интеллект как стандартный интеллект. Эмоции, 1, 232-242.

  • Омид А., Хагани Ф. и Адиби П. (2016). Клиническое обучение с эмоциональным интеллектом: набор инструментов для обучения. Журнал исследований в области медицинских наук: Официальный журнал Исфаханского университета медицинских наук, 21 (27). DOI:

    Академия Google

    Перекрестная ссылка

  • Подбор и удержание учителей. (2017). Пятый отчет сессии 2016–2017 гг. https://publications.parliament.uk/pa/cm201617/cmselect/cmeduc/199/199.pdf

  • Тури, Дж. А., Гани, М. Ф. А., Сорушян, С., и Аббас, К. (2017). Влияние тренинга социально-эмоционального интеллекта на работу учителя. Журнал глобальных исследований бизнеса и экономики, 6, 18–31.

  • Зурита-Ортега Ф., Морено-Арребола Р., Гонсалес-Валеро Г., Висиана-Гарофано В., Мартинес Мартинес А. и Мурос-Молина Дж. Дж. (2018 г.). la inteligenciaemocional y la actividadfísica. SPORT TK: Revista Euroamericana de Ciencias del Deporte, 7 (1), 139–144. DOI:

    Академия Google

    Перекрестная ссылка

Информация об авторских правах


Эта работа находится под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *