Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Шкала реактивной и личностной тревожности спилбергера: Шкала тревоги Спилбергера (STAI)

Шкала тревоги Спилбергера (STAI)

Шкала тревоги Спилбергера (State-Trait Anxiety Inventory, STAI) является информативным способом самооценки уровня тревожности в данный момент (реактивная тревожность, как состояние) и личностной тревожности (как устойчивая характеристика человека). Методика была разработана в 1970 году.

Шкала Спилбергера в силу своей относительной простоты и эффективности широко применяется в клинической практике с разными целями – для определения выраженности тревожных переживаний, оценки состояния пациента в динамике и т.п. На русском языке эта методика была адаптирована Ю. Л. Ханиным, поэтому данная методика диагностики тревожных состояний также носит название «Шкала Спилбергера-Ханина».

STAI: клиническая значимость

Большинство из известных методов оценки уровня тревожности позволяет оценить только или личностную тревожность, или текущее состояние тревожности, либо более специфические реакции. Единственным способом, позволяющим дифференцировано тревожность и как личностное свойство, и как состояние, является методика, предложенная Спилбергером.

Измерение тревожности как свойства личности имеет важное значение – ведь это свойство во многом обуславливает поведение человека. Определенный уровень тревожности – естественная и обязательная особенность активной деятельной личности. У индивидуума существует свой оптимальный, или желательный, уровень тревожности – так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля.

Шкала тревоги Спилбергера: описание

В рамках этого теста созданы есть 2 подшкалы. Первая, шкала состояния тревоги (ситуативной тревожности) оценивает текущее состояние тревоги, измеряя, как респонденты чувствуют себя «прямо сейчас», используя субъективные чувства страха, напряжения, нервозности, беспокойства и возбуждения вегетативной нервной системы система.

Ситуативная или реактивная тревожность как состояние характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью.

Это состояние возникает в качестве эмоциональной реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичности во времени.

Вторая, шкала личной тревожности оценивает относительно стабильные аспекты личности, ее склонность к беспокойству, оценивает чувство\состояние спокойствия, уверенности и безопасности.

Под личностной тревожностью подразумевается устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий «веер» ситуаций как угрожающие, отвечая на каждую из них определенной реакцией.

Личностная тревожность представляет собой конституциональную черту, обусловливающую склонность воспринимать угрозу в широком диапазоне ситуаций. При высокой личностной тревожности каждая из этих ситуаций становиться стрессом для индивидуума и вызывать у него выраженную тревогу.

Как свойство личная тревожность активизируется при восприятии определенных стимулов, расцениваемых человеком как опасные (в т. ч. для самооценки, самоуважения). Лица, которые относятся к категории высокотревожных, склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма выраженным состоянием тревожности.

Если STAI показывает у респондента высокий показатель личностной тревожности, это дает основание предполагать у него возникновение состояния тревожности в разных рядовых ситуациях. Очень высокая личностная тревожность прямо коррелирует с эмоциональными и невротическими срывами и психосоматическими заболеваниями.

Процедура проведения

Инструкция: «Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните цифру в соответствующей графе справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных и неправильных ответов нет».

Шкала тревоги Спилбергера: обработка результатов

Обработка результатов включает следующие этапы:

  • Определение показателей ситуативной и личностной тревожности с помощью ключа.
  • На основе оценки уровня тревожности составление рекомендаций для коррекции поведения испытуемого.
  • Вычисление среднегруппового показателя ситуативной тревожности (СТ) и личностной тревожности (ЛТ) и их сравнительный анализ в зависимости, например, от половой принадлежности респондентов.

Интерпретация результатов STAI

При анализе результатов самооценки надо иметь в виду, что общий итоговый показатель по каждой из подшкал может находиться в диапазоне от 20 до 80 баллов. Чем выше итоговый показатель, тем выше уровень тревожности (ситуативной или личностной).

При общей интерпретации показателей можно использовать следующие ориентировочные оценки тревожности:

  • до 30 баллов – низкая
  • 31-44 балла – умеренная
  • 45 и более – высокая

Сопоставление результатов по обеим подшкалам дает возможность оценить индивидуальную значимость стрессовой ситуации для респондента.

Комментарии к результатам

Лицам с высокой оценкой тревожности следует формировать чувство уверенности и успеха. Им необходимо смещать акцент с внешней требовательности, категоричности, высокой значимости в постановке задач на содержательное осмысление деятельности и конкретное планирование по подзадачам.

Низкотревожным личностям, наоборот, требуется пробуждение активности, подчеркивание мотивационных компонентов деятельности, возбуждение заинтересованности, высвечивание чувства ответственности в решении тех или иных задач.

Состояние реактивной (ситуационной) тревоги возникает при попадании в стрессовую ситуацию и характеризуется субъективным дискомфортом, напряженностью, беспокойством и вегетативным возбуждением. Естественно, это состояние изменчиво и отличается различной интенсивностью. Таким образом, значение итогового показателя по данной подшкале позволяет оценить не только уровень актуальной тревоги испытуемого, но и определить, находится ли он под воздействием стресса, а также какова интенсивность этого воздействия.

  1. Шкала ситуативной тревожности

    Я спокоен

    Никогда

    Почти никогда

    Часто

    Почти всегда

  2. Мне ничто не угрожает

    Никогда

    Почти никогда

    Часто

    Почти всегда

  3. Я нахожусь в напряжении

    Никогда

    Почти никогда

    Часто

    Почти всегда

  4. Я внутренне скован

    Никогда

    Почти никогда

    Часто

    Почти всегда

  5. Я чувствую себя свободно

    Никогда

    Почти никогда

    Часто

    Почти всегда

  6. Я расстроен

    Никогда

    Почти никогда

    Часто

    Почти всегда

  7. Меня волнуют возможные неудачи

    Никогда

    Почти никогда

    Часто

    Почти всегда

  8. Я ощущаю душевный покой

    Никогда

    Почти никогда

    Часто

    Почти всегда

  9. Я встревожен

    Никогда

    Почти никогда

    Часто

    Почти всегда

  10. Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения

    Никогда

    Почти никогда

    Часто

    Почти всегда

  11. Я уверен в себе

    Никогда

    Почти никогда

    Часто

    Почти всегда

  12. Я нервничаю

    Никогда

    Почти никогда

    Часто

    Почти всегда

  13. Я не нахожу себе места

    Никогда

    Почти никогда

    Часто

    Почти всегда

  14. Я взвинчен

    Никогда

    Почти никогда

    Часто

    Почти всегда

  15. Я не чувствую скованности, напряжения

    Никогда

    Почти никогда

    Часто

    Почти всегда

  16. Я доволен

    Никогда

    Почти никогда

    Часто

    Почти всегда

  17. Я озабочен

    Никогда

    Почти никогда

    Часто

    Почти всегда

  18. Я слишком возбужден и мне не по себе

    Никогда

    Почти никогда

    Часто

    Почти всегда

  19. Мне радостно

    Никогда

    Почти никогда

    Часто

    Почти всегда

  20. Мне приятно

    Никогда

    Почти никогда

    Часто

    Почти всегда

  21. Шкала личной тревожности

    У меня бывает приподнятое настроение

    Никогда

    Почти никогда

    Часто

    Почти всегда

  22. Я бываю раздражительным

    Никогда

    Почти никогда

    Часто

    Почти всегда

  23. Я легко расстраиваюсь

    Никогда

    Почти никогда

    Часто

    Почти всегда

  24. Я хотел бы быть таким же удачливым, как и другие

    Никогда

    Почти никогда

    Часто

    Почти всегда

  25. Я сильно переживаю неприятности и долго не могу о них забыть

    Никогда

    Почти никогда

    Часто

    Почти всегда

  26. Я чувствую прилив сил и желание работать

    Никогда

    Почти никогда

    Часто

    Почти всегда

  27. Я спокоен, хладнокровен и собран

    Никогда

    Почти никогда

    Часто

    Почти всегда

  28. Меня тревожат возможные трудности

    Никогда

    Почти никогда

    Часто

    Почти всегда

  29. Я слишком переживаю из-за пустяков

    Никогда

    Почти никогда

    Часто

    Почти всегда

  30. Я бываю вполне счастлив

    Никогда

    Почти никогда

    Часто

    Почти всегда

  31. Я все принимаю близко к сердцу

    Никогда

    Почти никогда

    Часто

    Почти всегда

  32. Мне не хватает уверенности в себе

    Никогда

    Почти никогда

    Часто

    Почти всегда

  33. Я чувствую себя беззащитным

    Никогда

    Почти никогда

    Часто

    Почти всегда

  34. Я стараюсь избегать критических ситуаций и трудностей

    Никогда

    Почти никогда

    Часто

    Почти всегда

  35. У меня бывает хандра

    Никогда

    Почти никогда

    Часто

    Почти всегда

  36. Я бываю доволен

    Никогда

    Почти никогда

    Часто

    Почти всегда

  37. Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня

    Никогда

    Почти никогда

    Часто

    Почти всегда

  38. Бывает, что я чувствую себя неудачником

    Никогда

    Почти никогда

    Часто

    Почти всегда

  39. Я уравновешенный человек

    Никогда

    Почти никогда

    Часто

    Почти всегда

  40. Меня охватывает беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах

    Никогда

    Почти никогда

    Часто

    Почти всегда

 

 

 

Рекомендуем по этой теме:

29 марта 2023

Клинические варианты депрессии

Депрессия (психическое заболевание, также называемое «большое депрессивное расстройство» (БДР) или «клиническая депрессия») является распространенным и одновременно серьезным расстройством настроения. Обычно клиническая депрессия вызывает серьезные симптомы, влияющие на то, как человек чувствует себя, думает и выполняет повседневную деятельность, например, спит, ест или работает.

24 марта 2023

Красные «флажки», или первые симптомы депрессии: предел, пересекать который не стоит

Возникающее время от времени чувство подавленности является нормальной частью жизни, но когда такие эмоции как безнадежность и отчаяние становятся доминирующими и вообще не исчезают, это может быть сигналом начала депрессии.

18 января 2023

Как связаны между собой хронические заболевания и хроническая боль при депрессии

Ученые давно доказали, что хронические заболевания, такие как рак, болезни сердца или диабет, то есть хронический болевой синдром, могут увеличить вероятность возникновения такого расстройства психического здоровья как депрессия.

7 ноября 2022

Своевременное лечение депрессии снижает риск развития деменции

Изучение связи между клинической депрессией и дальнейшим риском возникновения деменции было сложной задачей для исследователей из разных стран. Однако они успешно доказали, что наличие депрессии в разном возрасте является фактором, который увеличивает вероятность развития различных форм деменции у пожилых людей.

Шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности (Ч.Д. Спилберг, Ю.Л. Ханин)

Шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности (Ч.Д. Спилберг, Ю.Л. Ханин)
Измерение тревожности как свойства личности особенно важно, так как это свойство во многом обуславливает поведение субъекта. Определенный уровень тревожности – естественная и обязательная особенность активной деятельной личности. У каждого человека существует свой оптимальный, или желательный уровень тревожности — это так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания.
Под личностной тревожностью понимается устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий «веер» ситуаций как угрожающие, отвечая на каждую из них определенной реакцией. Как предрасположенность, личная тревожность активизируется при восприятии определенных стимулов, расцениваемых человеком как опасные для самооценки, самоуважения. Ситуативная или реактивная тревожность как состояние характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Это состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичности во времени.
Личности, относимые к категории высокотревожных, склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма выраженным состоянием тревожности. Если психологический тест выражает у испытуемого высокий показатель личностной тревожности, то это дает основание предполагать у него появление состояния тревожности в разнообразных ситуациях, особенно когда они касаются оценки его компетенции и престижа.
Большинство из известных методов измерения тревожности позволяет оценить только или личностную, или состояние тревожности, либо более специфические реакции. Единственной методикой, позволяющей дифференцировано измерять тревожность и как личностное свойство, и как состояние является методика, предложенная Ч. Д. Спилбергером. На русском языке его шкала была адаптирована Ю. Л. Ханиным.
Шкала реактивной тревожности (РТ)

Инструкция: Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните цифру в соответствующей графе справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных и неправильных ответов нет.

СуждениеНет,
это не так
Пожалуй,
так
ВерноСовершенно
верно
1Я спокоен1234
2Мне ничто не угрожает1234
3Я нахожусь в напряжении1234
4Я испытываю сожаление1234
5я чувствую себя свободно1234
6Я расстроен1234
7Меня волнуют возможные неудачи1234
8Я чувствую себя отдохнувшим1234
9Я не доволен собой1234
10Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения1234
11Я уверен в себе1234
12Я нервничаю1234
13Я не нахожу себе места1234
14Я взвинчен1234
15Я не чувствую скованности, напряженности1234
16Я доволен1234
17Я озабочен1234
18Я слишком возбужден и мне не по себе1234
19Мне радостно1234
20Мне приятно1234

Шкала личностной тревожности (ЛТ)

Инструкция: Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните цифру в соответствующей графе справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете обычно. Над вопросами долго не думайте, поскольку правильных или неправильных ответов нет.

СуждениеНет,
это не так
Пожалуй,
так
ВерноСовершенно
верно
21Я испытываю удовольствие1234
22Я очень быстро устаю1234
23Я легко могу заплакать1234
24Я хотел бы быть таким же счастливым, как и другие1234
25Нередко я проигрываю из-за того, что недостаточно быстро принимаю решения1234
26Обычно я чувствую себя бодрым1234
27Я спокоен, хладнокровен и собран1234
28Ожидаемые трудности обычно очень тревожат меня1234
29Я слишком переживаю из-за пустяков1234
30Я вполне счастлив1234
31Я принимаю все слишком близко к сердцу1234
32Мне не хватает уверенности в себе1234
33Обычно я чувствую себя в безопасности1234
34Я стараюсь избегать критических ситуаций1234
35У меня бывает хандра1234
36Я доволен1234
37Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня1234
38Я так сильно переживаю свои разочарования, что потом долго не могу о них забыть1234
39Я уравновешенный человек1234
40Меня охватывает сильное беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах1234

Обработка и интерпретация результатов

Показатели РТ и ЛТ подсчитываются по формулам:
РТ = Σ 1 — Σ 2 + 35,
где Σ 1 — сумма зачеркнутых цифр на бланке по пунктам шкалы 3, 4, 6, 7, 9, 12, 13, 14, 17, 18;
      Σ 2 — сумма остальных зачеркнутых цифр по пунктам 1, 2, 5, 8, 10, 11, 15, 16, 19, 20.
ЛТ = Σ 1 — Σ 2 + 35,
где Σ 1 — сумма зачеркнутых цифр на бланке по пунктам шкалы 22, 23, 24, 25, 28, 29, 31, 32, 34, 35, 37, 38, 40;
      Σ 2 — сумма остальных зачеркнутых цифр по пунктам 21, 26, 27, 30, 33, 36, 39.
При интерпретации результат можно оценивать так:
до 30 — низкая тревожность;
31 — 45 — умеренная тревожность;
46 и более — высокая тревожность.
Значительные отклонения от уровня умеренной тревожности требуют особого внимания, высокая тревожность предполагает склонность к появлению состояния тревоги у человека в ситуациях оценки его компетентности. В этом случае следует снизить субъективность значимость ситуации и задач и перенести акцент на осмысление деятельности и формирование чувства уверенности в успехе.
Низкая тревожность, наоборот, требует повышения чувства ответственности и внимания к мотивам деятельности. Но иногда очень низкая тревожность активного вытеснения личностью высокой тревоги ставит целью показать себя в «лучшем свете».
Шкалу можно успешно использовать в целях саморегуляции, в целях руководства и психокоррекционной деятельности.

Источник:
  1. Карелин А. Большая энциклопедия психологических тестов. — М.: Эксмо, 2007. — 416 с. (с. 32-34)
  2. Корчуганова И.П. Профессиональное развитие и поддержка педагогов, работающих с детьми группы риска (Методическое пособие). Под науч. Ред. профессора С.А. Лисицына, С.В. Тарасова. СПб.: ЛОИРО. — 2006. – 172 с. (с. 85-87)
  3. Настольная книга практического психолога / Сост. С.Т. Посохова, С.Л. Соловьева. — СПб.: Сова, 2008. — 671 с. (с. 132-140)
  4. Сборник психологических тестов. Часть I: Пособие / Сост. Е.Е.Миронова – Мн.: Женский институт ЭНВИЛА, 2005. – 155 с. (c. 16-18)

SCIRP Открытый доступ

Издательство научных исследований

Журналы от A до Z

Журналы по темам

  • Биомедицинские и биологические науки.
  • Бизнес и экономика
  • Химия и материаловедение.
  • Информатика. и общ.
  • Науки о Земле и окружающей среде.
  • Машиностроение
  • Медицина и здравоохранение
  • Физика и математика
  • Социальные науки. и гуманитарные науки

Журналы по тематике  

  • Биомедицина и науки о жизни
  • Бизнес и экономика
  • Химия и материаловедение
  • Информатика и связь
  • Науки о Земле и окружающей среде
  • Машиностроение
  • Медицина и здравоохранение
  • Физика и математика
  • Социальные и гуманитарные науки

Публикация у нас

  • Представление статьи
  • Информация для авторов
  • Ресурсы для экспертной оценки
  • Открытые специальные выпуски
  • Заявление об открытом доступе
  • Часто задаваемые вопросы

Публикуйте у нас  

  • Представление статьи
  • Информация для авторов
  • Ресурсы для экспертной оценки
  • Открытые специальные выпуски
  • Заявление об открытом доступе
  • Часто задаваемые вопросы

Подпишитесь на SCIRP

Свяжитесь с нами

клиент@scirp. org
+86 18163351462 (WhatsApp)
1655362766
Публикация бумаги WeChat
Недавно опубликованные статьи
Недавно опубликованные статьи

Подпишитесь на SCIRP

Свяжитесь с нами

клиент@scirp. org
+86 18163351462 (WhatsApp)
1655362766
Публикация бумаги WeChat

Бесплатные информационные бюллетени SCIRP

Copyright © 2006-2023 Scientific Research Publishing Inc. Все права защищены.

Вершина

Диагностика личностной тревожности по Спилбергу Ханину упрощенная версия. Определение уровня тревожности (методика Спилбергера-Ханина)

Методика самооценки Ч.Д. Спилбергер, Л. Ханина (оценка ситуативной и личностной тревожности)

В психодиагностике разработано множество методов оценки уровня тревожности. Эти методы в основном используются в консультировании и клинической практике при работе с детьми.

Тревога – эмоциональное состояние, чувство сильного возбуждения, беспокойства, часто без какой-либо внешней причины. Тревога также распространена. О патологической тревожности можно говорить тогда, когда она дезорганизует всю деятельность человека.

Тревожность — склонность личности испытывать тревогу, характеризующаяся низким порогом возникновения тревожной реакции. Различают ситуативную тревожность (связанную с конкретной внешней ситуацией) и личностную тревожность (которая является устойчивой чертой личности).

Наиболее известными и широко применяемыми методами диагностики уровня тревожности являются тесты Ч.Д. Спилберга и Ханина, а также метод Тейлора.

Кроме того, тесты для оценки депрессивных состояний (Зунге, В.А. Жмурова), методики диагностики стрессоустойчивости и социальной адаптации (Холмс и Ярость), уровня социальной фрустрации (Л.И. Вассерман), уровня субъективного контроля (Дж. Роттер ) были разработаны и адаптированы. и др.

Для наиболее полного понимания особенностей эмоциональной сферы и психических состояний личности используется комплекс психодиагностических методов: как основанных на самооценке состояний, так и проективных методик.

Методика Спилберга

Данный тест представлен в виде анкеты из 40 вопросов. Тест является достоверным источником информации о самооценке человеком уровня своей тревожности в данный момент (реактивная тревожность) и личностной тревожности (как устойчивая характеристика личности). Тест разработан Ч.Д. Спилбергера и в адаптации Ю.Л. Ханин.

Личностная тревожность характеризуется устойчивой склонностью воспринимать широкий круг ситуаций как угрожающие, реагировать на такие ситуации состоянием тревоги.

Реактивная тревога, характеризующаяся напряжением, беспокойством, нервозностью.

Очень высокая реактивная тревожность вызывает нарушения внимания, иногда нарушения тонкой координации.

Очень высокая личностная тревожность прямо коррелирует с наличием невротического конфликта, с эмоционально-невротическими срывами и психосоматическими заболеваниями.

Но тревожность изначально не является отрицательной чертой. Определенный уровень тревожности является естественной и обязательной чертой активной личности.

При этом существует оптимальный индивидуальный уровень «полезной тревожности».

Шкала самооценки состоит из 2-х частей, оценивающих отдельно реактивную (РТ, утверждения №1-20) и личностную (ЛТ, утверждения №21-40) тревожность.

Шкала ситуационной тревожности состоит из 20 суждений (10 из них характеризуют наличие эмоций, напряженности, тревоги, беспокойства, а 10 — отсутствие тревожности).

Результаты вычисляются по ключу.

Обработка и интерпретация результатов:

до 30 – низкая тревожность;

31-45 — умеренная тревожность;

46 и более — высокая тревожность.

Субъекту необходимо оценить состояние своего здоровья в данный момент. Например, предлагаются следующие высказывания: «Я спокоен», «Мне ничего не угрожает», «Я расстроен» и т. д.

Методика имеет нормы, указывающие на высокий уровень тревожности, средний и низкий. Реактивная тревога характеризуется напряжением, беспокойством и нервозностью. Очень высокая реактивная тревожность вызывает нарушения внимания, иногда нарушения тонкой координации.

Значительные отклонения от уровня умеренной тревожности требуют особого внимания. Высокая тревожность предполагает склонность к проявлению беспокойства в ситуациях оценки своей компетентности. При этом следует снизить субъективную значимость ситуации и задач и сместить акцент на осмысление деятельности и формирование чувства уверенности в успехе.

Низкая тревожность, наоборот, требует повышенного внимания к мотивам деятельности и повышенного чувства ответственности. Иногда очень низкая тревожность в результатах тестов является результатом активного вытеснения человеком высокой тревожности с целью показать себя в «лучшем свете».

Также разработана шкала оценки личностной тревожности (как устойчивой характеристики личности), которая также состоит из 20 утверждений.

Субъект должен оценить, как он обычно себя чувствует. Здесь, например, предлагаются утверждения:

«Я испытываю удовольствие»

«Я очень быстро устаю»

«Я вполне счастлив» и т. д.

Личностная тревожность характеризует устойчивую склонность к восприятию широкого диапазона ситуаций как угрожающих, реагировать на такие ситуации с состоянием тревоги. Очень высокая личностная тревожность прямо коррелирует с наличием невротического конфликта, с эмоционально-невротическими срывами, с психосоматическими заболеваниями.

Но тревога не является изначально отрицательной чертой. Определенный уровень тревожности является естественной и обязательной чертой активной личности. При этом существует оптимальный индивидуальный уровень «полезной тревожности».

Шкалы ситуативной и личностной тревожности могут быть использованы в консультационной практике, при оценке результатов коррекции эмоциональных состояний, оценке динамики эмоциональных состояний у работающих и др.

Методика самооценки Ч.Д. Спилбергер, Л. Ханина

Инструкция. Внимательно прочитайте каждое из приведенных ниже предложений. Зачеркните число в соответствующем поле справа, в зависимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент. Не думайте долго над вопросами, так как нет правильных или неправильных ответов.

Форма решения

Решение

Нет, это не

Возможно

Справа

Совершенно верно

я спокоен

Мне ничего не угрожает

Я на ногах

Я внутренне скован

Я свободен

Мне грустно

Меня беспокоят возможные сбои.

Я чувствую душевный покой

Я встревожен

Я чувствую внутреннее удовлетворение

Я уверен в себе

Я нервничаю

Не могу найти себе место

Я облажался

Не чувствую стеснения, напряжения

Я доволен

Я обеспокоен

Я слишком возбужден, мне не по себе

Я счастлив

Я рад

У меня хорошее настроение

Я могу быть раздражительным

Я легко расстраиваюсь

Я хочу быть таким же удачливым, как и другие

Очень переживаю из-за неприятностей и долго не могу о них забыть.

Чувствую прилив сил, желание работать

Я спокоен, хладнокровен и собран

Меня беспокоят возможные трудности

Я слишком беспокоюсь по пустякам

Я вполне счастлив

Принимаю все близко к сердцу

Я не уверен в себе

Я чувствую себя беззащитным

Стараюсь избегать критических ситуаций и трудностей.

у меня блюз

Я счастлив

Каждая мелочь меня отвлекает и волнует

Бывает, что чувствую себя неудачником

Я уравновешенный человек

Тревога охватывает меня, когда я думаю о своих делах и заботах.

Ключ к оценке ситуативной и личностной тревожности

Решение №

Ситуационная тревожность

(ответы)

Решение №

Личная тревога

(ответы)

Вводные замечания. Измерение тревожности как черты личности особенно важно, так как это свойство во многом определяет поведение испытуемого. Определенный уровень тревожности является естественной и обязательной чертой активной деятельной личности. У каждого человека свой оптимальный, или желательный, уровень тревожности — это так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него необходимым компонентом самоконтроля и самовоспитания.

Под личностной тревожностью понимается устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревожности и предполагающая наличие у него склонности довольно широкий «веер» ситуаций воспринимать как угрожающие, отвечая на каждую из них определенной реакцией. Как предрасположенность активизируется личностная тревожность, когда определенные раздражители воспринимаются человеком как опасные для самооценки и самооценки. Ситуационная или реактивная тревожность как состояние характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, беспокойством, нервозностью. Это состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разной по интенсивности и динамичности во времени.

Лица, отнесенные к категории высокотревожных, склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в широком диапазоне ситуаций и реагируют очень выраженным состоянием тревоги. Если психологический тест выражает у испытуемого высокий показатель личностной тревожности, то это дает основание предполагать появление состояния тревожности в различных ситуациях, особенно когда они касаются оценки его компетентности и престижа.

Большинство известных методов измерения тревожности позволяют оценить либо только личность, либо состояние тревожности, либо более специфические реакции. Единственной методикой, позволяющей дифференцированно измерять тревожность и как личностное свойство, и как состояние, является методика, предложенная Ч.Д. Спилбергер. На русский язык его шкала была адаптирована Ю. Л. Ханин.

Шкала ситуационной тревожности (СТ)

Инструкция. Внимательно прочитайте каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните число в соответствующем поле справа, в зависимости от того, как вы сейчас себя чувствуете. Не думайте долго над вопросами, так как нет правильных или неправильных ответов.

Шкала индивидуальной тревожности (LT)

Инструкция. Внимательно прочитайте каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните число в соответствующем поле справа, в зависимости от того, как вы обычно себя чувствуете. Не думайте слишком долго над вопросами, так как нет правильных или неправильных ответов.

Решение

Почти
никогда

Почти
всегда

У меня хорошее настроение

Я могу быть раздражительным

Я легко расстраиваюсь

Я хочу быть таким же удачливым, как и другие

Очень переживаю из-за неприятностей и долго не могу о них забыть.

Я чувствую прилив энергии и желание работать

Я спокоен, хладнокровен и собран

Меня беспокоят возможные трудности

Я слишком беспокоюсь по пустякам

Я вполне счастлив

Принимаю все близко к сердцу

Я не уверен в себе

Я чувствую себя беззащитным

Стараюсь избегать критических ситуаций и трудностей.

у меня блюз

Я счастлив

Каждая мелочь отвлекает и волнует меня

Бывает, что чувствую себя неудачником

Я уравновешенный человек

Тревога охватывает меня, когда я думаю о своих делах и заботах.

Обработка результатов.
  1. Определение показателей ситуативной и личностной тревожности с помощью ключа.
  2. На основании оценки уровня тревожности составление рекомендаций по коррекции поведения обследуемого.
  3. Расчет среднегрупповых показателей ST и LT и их сравнительный анализ в зависимости, например, от пола обследуемых.

При анализе результатов самооценки следует учитывать, что общий итоговый показатель по каждой из субшкал может составлять от 20 до 80 баллов. При этом чем выше итоговый показатель, тем выше уровень тревожности (ситуативной или личностной). При интерпретации показателей можно использовать следующие приблизительные оценки тревожности: до 30 баллов — низкая, 31-44 балла — умеренная; 45 и выше.

Ключ

Почти никогда

Почти всегда

7

Комнаты
Судебные решения

77

Данный текст представляет собой достоверный и информативный способ самооценки уровня тревожности как состояния личности в данный момент (реактивного) и характеристика человека).

Личностная тревожность характеризует устойчивую склонность воспринимать широкий круг ситуаций как угрожающие, реагировать на такие ситуации состоянием тревоги. Реактивная тревога характеризуется напряжением, беспокойством и нервозностью. Очень высокая реактивная тревожность вызывает нарушения внимания, иногда нарушение тонкой координации. Очень высокая личностная тревожность прямо коррелирует с наличием невротического конфликта, с эмоционально-невротическими срывами, с психосоматическими заболеваниями.

Но тревога не является изначально отрицательной чертой. Определенный уровень тревожности является естественной и обязательной чертой активной личности. При этом существует оптимальный индивидуальный уровень «полезной тревожности».

Шкала самооценки состоит из 2-х частей, оценивающих отдельно реактивную (РТ, утверждения №1-20) и личностную (ЛТ, утверждения №21-40) тревожность.

Показатели RT и LT рассчитываются по формулам

РТ = ∑ 1 — ∑ 2 + 35,

, где ∑ 1, — сумма зачеркнутых чисел на бланке по баллам шкалы 3, 4, 6, 7, 9, 12, 13, 14, 17, 18;

∑ 2 — сумма оставшихся зачеркнутых чисел (пункты 1, 2, 5, 8, 10, 15, 16, 19, 20).

LT = ∑ 1 — ∑ 2 + 35,

где ∑ 1 — сумма зачеркнутых чисел на бланке для пунктов шкалы 22, 23, 24, 25, 28, 29, 31, 32, 34 , 35, 37, 38, 40;

∑ 2 — сумма остальных зачеркнутых цифр по пунктам 21, 26, 27, 30, 33, 36, 39.

При интерпретации результат можно оценить следующим образом: до 30 — низкая тревожность; 31-45 — умеренная тревожность; 46 и более — высокая тревожность.

Значительные отклонения от уровня умеренной тревожности требуют особого внимания, высокая тревожность свидетельствует о склонности к возникновению состояния тревожности у человека в ситуациях оценки его компетентности. При этом следует снизить субъективную значимость ситуации и задач и сместить акцент на осмысление деятельности и формирование чувства уверенности в успехе.

Бланк ответа

Бланк ответа


Низкая тревожность, наоборот, требует повышенного внимания к мотивам деятельности и повышенного чувства ответственности. Но иногда очень низкая тревожность в результатах тестов является результатом активного вытеснения человеком высокой тревожности с целью показать себя в «лучшем свете».

Весы с успехом могут быть использованы для саморегуляции, ориентирования и психокоррекционной деятельности.

Для оценки динамики состояния тревожности (например, до занятий аутотренингом и после курса аутотренинга) можно использовать первую половину шкалы (утверждения №№ 1-20) и сокращенную вариант шкалы, на заполнение которого уходит 10-15 секунд:

Показатель РТ рассчитывается по формуле:

РТ = ∑ 1 — ∑ 2 + 15,

, где ∑ 1 — сумма зачеркнутых цифр для пунктов 2, 5;

∑ 2 — сумма баллов 1, 3, 4.

Значение показателя варьируется от 5 до 20.

Форма ответа


Методика субъективной оценки ситуативной и личностной тревожности Ч.Д. Спилбергер и Ю.Л. Ханина (тест Спилбергера-Ханина) определяет уровень тревожности на основе шкалы самооценки (высокая, средняя, ​​низкая тревожность).

Ситуационная тревожность (СТ) возникает как реакция на стрессоры, чаще всего социально-психологического характера (ожидание агрессивной реакции, угроза самооценке и др. ). Личностные (ЛТ) — дают представление о восприимчивости человека к воздействию тех или иных стрессоров в силу своих индивидуальных особенностей.

Ситуационная и личностная тревожность связана с типами темперамента (по Я. Стреляу). Так, для меланхоликов характерен высокий уровень вовлеченности в деятельность (т.е. высокий уровень СТ), средний уровень для флегматика составляет низкий для холерика и, в последнюю очередь, для сангвиника. 91–136 Иную картину можно наблюдать при сравнении типов темперамента (по Ж. Стрелау) с личностной тревожностью (ЛТ). Высокий уровень личностной тревожности, свидетельствующий о высокой личностной активности, наблюдается у сангвиников и меланхоликов, низкий — у флегматиков и холериков.

Шкала тревоги. Тест Спилбергера-Ханина на тревогу. (Методика оценки тревожности Ч.Д. Спилбергера и Ю.Л. Ханина):

Тест на тревожность, часть I.

Инструкция.

Внимательно прочитайте каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните соответствующую цифру справа, в зависимости от того, КАК ВЫ ЧУВСТВУЕТЕ СЕБЯ В НАСТОЯЩИЙ МОМЕНТ. Отвечайте на первое, что придет в голову.

Шкала самооценки (ST) – тестовый материал (вопросы)

нет, это совсем не так наверное так справа совершенно верно
1. я спокоен 1 2 3 4
2. Мне ничего не угрожает 1 2 3 4
3. Я на ногах 1 2 3 4
4. Прости 1 2 3 4
5. Я чувствую себя свободным 1 2 3 4
6. мне грустно 1 2 3 4
7. Меня беспокоят возможные сбои. 1 2 3 4
8. Я чувствую себя обновленным 1 2 3 4
9. Я встревожен 1 2 3 4
10. Я чувствую внутреннее удовлетворение 1 2 3 4
11. Я уверен в себе 1 2 3 4
12. Я нервничаю 1 2 3 4
13 Я не могу найти себе место 1 2 3 4
14. я облажался 1 2 3 4
15. Не чувствую стеснения, напряжения 1 2 3 4
16. Я доволен 1 2 3 4
17. Я обеспокоен 1 2 3 4
18. Я слишком возбужден и неудобен 1 2 3 4
19. я счастлив 1 2 3 4
20. я рад 1 2 3 4

Тест на тревогу, часть II.

Инструкция.

Внимательно прочитайте каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните соответствующую цифру справа, в зависимости от того, как ВЫ ОБЫЧНО ЧУВСТВУЕТЕ себя. Отвечайте на первое, что придет в голову.

Ожидание трудностей меня очень беспокоит.
Я слишком беспокоюсь по пустякам.

Шкала самооценки (LT)

нет, это совсем не так наверное так справа совершенно верно
1. я получаю удовольствие 1 2 3 4
2. Я быстро устаю 1 2 3 4
3. Я легко могу плакать 1 2 3 4
4. Я хотел бы быть таким же счастливым, как и другие 1 2 3 4
5. Бывает, что я проигрываю, потому что недостаточно быстро принимаю решения. 1 2 3 4
6. Я проснулся 1 2 3 4
7. Я спокоен, хладнокровен и собран 1 2 3 4
8. Ожидание трудностей меня очень беспокоит 1 2 3 4
9. Я слишком беспокоюсь по пустякам 1 2 3 4
10. Я вполне счастлив 1 2 3 4
11. Я принимаю все это слишком близко к сердцу 1 2 3 4
12. Мне не хватает уверенности в себе 1 2 3 4
13. Я чувствую себя в безопасности 1 2 3 4
14. Стараюсь избегать критических ситуаций и трудностей. 1 2 3 4
15. у меня блюз 1 2 3 4
16. Я счастлив 1 2 3 4
17.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *