Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Скрытая агрессия у женщин: Скрытая угроза: как распознать пассивную агрессию

Скрытая угроза: как распознать пассивную агрессию

Полезные материалы

Скрытая угроза: как распознать пассивную агрессию

11.03.2021

© depositphotos.com

По данным исследования Brand Analytics, распределение агрессивности в соцсетях и в комментариях на сайтах отличается в зависимости от пола и возраста пользователя. На высоком уровне у мужчин и женщин она находится в юности (14-19 лет) и молодости (25-35 лет – уже только мужчин). Затем у мужчин агрессивность постепенно спадает, а у женщин, наоборот, имеет ещё один пик – в области 55-65 лет.

 

Агрессия не всегда ярко выражена. Её бывает сложно распознать в колких высказываниях, двойственных комментариях, сарказме и даже в игнорировании собеседника. О том, почему пассивная агрессия может оказаться опаснее открытой и как можно её преодолеть, рассказала сотрудникам АНО «ЦИСМ» клинический психолог, психотерапевт, старший преподаватель факультета психологии ИОН РАНХиГС 

Анна Зуфман.

 

– Что такое скрытая агрессия и как её распознать?

 

– Скрытая или пассивная агрессия – это собирательное название для разных форм враждебного поведения, при котором человек не совершает тех действий, которые легко можно было бы идентифицировать как агрессивные (не говорит грубостей, не совершает насильственных действий), но при этом нарушает границы партнёра по коммуникации, создаёт дискомфорт или демонстрирует негативное отношение, не выказывая его напрямую.

 

Это унижающие или дискриминирующие шутки, проявление пренебрежения, комплименты с завуалированным обесцениванием, непрошенные советы, игнорирование просьб и невыполнение обещаний, замаскированные обвинения и даже агрессивная забота, приобретающая насильственный характер. Пассивная агрессия может не осознаваться человеком, а может быть вполне намеренной.

 

– По каким маркерам можно определить скрытую агрессию?

 

– Основная характеристика скрытой агрессии – отсутствие однозначных маркеров. Если человек «ничего такого не делает», а собеседник в процессе коммуникации без особых причин чувствует себя униженным, отвергнутым или виноватым, то, скорее всего, это и есть проявление пассивно-агрессивных действий. Скрытая агрессия – это действие «с двойным дном», когда формально никакие правила общения не нарушаются, но собеседник явно даёт понять, что с оппонентом что-то не так.

 

– Что может послужить причиной такого поведения?

 

– Самая распространённая причина – неспособность признавать и выражать негативные эмоции. Обычно люди прибегают к пассивной агрессии в ситуациях, когда не могут выразить свои чувства напрямую. Например, из-за социальных стереотипов («злиться нельзя», «девочка должна быть доброй», «обижаются только слабые»). Из-за среды, где существует запрет на проявления недовольства (в семье, где есть миф о том, что любящие люди не должны ссориться, или в коллективе, где не принято сообщать о своих чувствах напрямую).

Из-за ожидания слишком тяжёлой реакции на слова (обиды, обвинения, отказ в праве испытывать негативные эмоции). У каждого человека случались ситуации, когда невозможно было выразить гнев или фрустрацию напрямую и проще было отпустить колкость в адрес собеседника. Это также единичные проявления пассивной агрессии. Однако такое поведение может стать системой и основным способом реагирования на проблемы.

 

Иногда пассивная агрессия бывает не связана с подавленными чувствами, а используется как метод манипуляции. Цели могут быть разными: заставить партнёра чувствовать себя «плохим», добиться чего-то с помощью давления на чувство вины или спровоцировать собеседника на проявление открытой агрессии, чтобы потом обвинить его в этом. Причины, по которым человек использует такого рода действия, могут крыться как в структуре его личности, так и в особенностях среды, в которой он растёт. Если в семье принято использовать пассивную агрессию для коммуникации, ребёнок, скорее всего, тоже будет к ней прибегать.

 

– Какие виды скрытой агрессии существуют?

 

– Обычно различают вербальную пассивную агрессию и поведенческую. К вербальной относят высказывания, содержащие скрытые обесценивания, завуалированную критику, насмешки, обвинения. К поведенческой относят действия, которые формально нельзя назвать насильственными, но они так или иначе наносят вред оппоненту (включая «ненамеренную» порчу его вещей) или заставляют его сомневаться в своей адекватности. Составить конечный список способов проявления скрытой агрессии невозможно, потому что пассивно-агрессивным может стать любое действие в определённом контексте.

 

– Возможно ли распознать пассивную агрессию на ранней стадии и как предотвратить её последствия?

 

– Это становится проблемой, когда пассивно-агрессивное поведение регулярно повторяется: если человек делает это намеренно в манипулятивных целях или пассивная агрессия становится его основным способом взаимодействия с окружающими. Склонность к пассивной агрессии стоит рассматривать не как отдельную проблему, а как симптом, свидетельствующий, что коммуникация в семье или коллективе нарушена, и это начинает отражаться на всех. Если есть опасения, что агрессия начинает закрепляться, важно понять, что мешает человеку проявлять свои эмоции в более прямой, но при этом корректной форме. Необходимо помочь человеку правильно определить и назвать свои переживания, сообщить окружающим о своих потребностях без страха быть наказанным или отвергнутым.

 

– Как правильно работать с пассивно-агрессивными подростками?

 

– В первую очередь важно понять, умеет ли ребёнок правильно идентифицировать собственные чувства и состояния, насколько развит его эмоциональный интеллект. Часто причиной пассивно-агрессивного поведения в подростковом возрасте становится неумение справляться с накопившимся напряжением. Подросток сам не может объяснить, почему он совершает те или иные разрушительные действия.

Задача психолога – научить его осознавать негативные эмоции, понимать, какие переживания стоят за поведением, и вместе поискать другие способы воздействия на окружающих.

 

Необходима работа не только с самим подростком, но и с его семьёй: если на ребёнка оказывают слишком сильное давление, у него нет возможности высказать своё недовольство открыто, обсудить без страха неприятные темы, то пассивная агрессия становится единственным выходом. Часто родители, которые жалуются на скрытую агрессию подростков, не замечают, что сами используют этот метод коммуникации в семье. Важно, чтобы ребёнок имел право говорить открыто о том, что его беспокоит, показать ему социально-приемлемые способы выражения гнева или обиды. При этом он должен быть уверен, что в ответ на недовольство его не накажут и не лишат родительской поддержки.


Теги:

подросткибезопасность детей

Пассивная агрессия: что это, как ее распознать и как с ней бороться

Специально для Forbes Life психолог Алена Ванченко рассказывает, что такое скрытая и подавленная агрессия, как распознать пассивно-агрессивное поведение и как ему противостоять

«Ой, ну все», «Все со мной нормально», «Я с тобой не разговариваю», «О, не знал, что это так важно, иначе бы сделал» — нам всем знакомы такие фразы,  эти и подобные им замечания мы неоднократно слышали в свой адрес или произносили сами. Они совсем не так нейтральны — на самом деле за ними маскируется скрытая агрессия. 

Агрессия — универсальная особенность человеческой психики и восприятия. Она может быть как активной — при открытом конфликте, когда мы защищаем свои границы или нападаем на границы других, так и пассивной. При пассивной агрессии человек, наоборот, уходит от прямого конфликта и выражает свою злость иным способом. 

Пассивная агрессия — это не отдельный диагноз и не симптом психического нарушения или заболевания, а форма поведения. Любой здоровый человек испытывает гнев, злость и агрессию. Но одни люди идут на открытую конфронтацию, а другие подавляют эмоции и пытаются договориться сами с собой. Кто-то из-за того, что не чувствует веса в ссоре, а кто-то потому, что не умеет отстаивать личные границы, — именно люди с нарушенными личными границами чаще всего всего впадают в пассивно-агрессивное поведение. Для них прямой конфликт связан с чувством стыда, вины и страха — и они избегают его с помощью иронии, сарказма, обиды и увиливания от открытой конфронтации, косвенно выражая неповиновение, враждебность или неявное оскорбительное поведение, плетя интриги, распространяя сплетни и занимаясь саботажем.  

Пассивно-агрессивное поведение впервые описал полковник Уильям Меннингер во время Второй мировой войны. В 1945 году в едином техническом бюллетене США он выразил обеспокоенность по поводу солдат, которые уклонялись от службы из-за «умышленной некомпетентности». Меннингер написал, что хотя солдаты и не проявляли открытого неподчинения, они выражали агрессию «пассивными мерами — упрямством, медлительностью, неэффективностью и пассивным обструкционизмом». Позже Американская психиатрическая ассоциация включила пассивную агрессию как форму поведения в Руководство по психическим расстройствам, но впоследствии убрала из основного перечня, признав ее реакцией на конкретные ситуации, требующей отдельного изучения для получения статуса медицинского диагноза.

  

Материал по теме

Причины и признаки пассивной агрессии 

Разные школы психологии относятся к подавленной агрессии по-разному. Например, специалисты по неопсихоанализу считают, что пассивная агрессия — привычная укоренившаяся в личности форма психологической защиты, а американский психолог, основоположник трансакционного анализа Эрик Берн связывает этот тип поведения с психологической незрелостью: при становлении личности детские паттерны не заменились на более взрослые. Взрослея, от примитивных психологических защит мы переходим к более осознанным. Истерика, обида и манипуляция — это поведение, которое обычно присуще детям, которые еще не знают иных поведенческих сценариев. Если для них такая форма проявления агрессии работает в детстве и не переосмысляется при взрослении, то в более старшем возрасте она начинает фиксироваться как автоматическая. Кроме того, зачастую в детстве мы сталкиваемся с тем, что наши родители ограничивают и подавляют наши эмоции, говоря «Злых никто не любит», «нужно быть неконфликтным человеком», «с тобой никто не будет общаться» — так у человека появляется запрет на открытое выражение гнева и открытый конфликт.

Дети, воспитанные в среде, в которой конфликты не приветствовались, подавляют открытый протест

Поэтому как многие другие паттерны поведения, неосмысленная пассивная агрессия может укорениться как коммуникативная привычка, от которой потом очень тяжело избавиться. 

Самый явный признак того, что вы столкнулись с пассивно-агрессивным поведением, — чувство раздражения при общении. Это внутренний эмоциональный ответ: мы почти всегда отвечаем агрессией на агрессию, и, когда на нас кто-то нападает, мы атакуем в ответ. И если некая очень тривиальная социальная встреча или контакт вызывает гнев и раздражение, ваш собеседник, скорее всего, применил пассивную агрессию.  

Любое нарушение личных границ, которое подается под некоторым социально приемлемым соусом, — форма пассивной агрессии. Контакт, комплимент, подарок или якобы смешная шутка, из-за которых вы чувствуете гнев или раздражение, — классический сигнал того, что против вас использовали пассивную агрессию.

Формы пассивной агрессии

Классический пример скрытой агрессии — неудачные комплименты, а на самом деле шпильки и уколы, скрытые за псевдокомплиментами. Например, фраза «Ой, а сегодня ты замечательно выглядишь». Слово «сегодня», заставляет задуматься о том, что в остальное время человека выглядит, мягко говоря, неважно. Другая форма непрямой конфронтации — подарки с подтекстом. Например, свекровь дарит невестке на Новый год утягивающее белье — хотя такой подарок формально социально приемлем, это тоже проявление агрессии. Еще один распространенный вид пассивной агрессии и обходной путь — ирония и сарказм. Они не являются здоровыми формами юмора в психологии, эти риторические приемы построены на гневе, в отличие от философского и беззлобного юмора. 

В рабочей среде пассивная агрессия проявляется по-другому. Например, через срыв договоренностей и дедлайнов. Человек постоянно нарушает обязательства, потому что внутренне несогласен с данным ему заданием, решает просто не выполнять поставленные задачи. Или же сотрудник каким-то иным способом саботирует работу, обижается, ведет себя по-детски, всячески пытаясь избежать выполнения задачи, которую он не хочет делать. Он не может выразить свое негодование в открытую, поэтому ищет другие тихие способы.

Как бороться с пассивной агрессией на работе

Пассивная агрессия — это яркий признак неразвитого эмоционального интеллекта. А в рабочих вопросах эмоциональный интеллект — одна из самых ценных вещей. Например, в прошлом году был произведен интересный эксперимент о влиянии эмоционального интеллекта на карьерное развитие, в ходе которого специалисты на  в рамках которого исследователи опросили технических работников и специалистах в сфере IT, с кем им комфортнее всего работать. И почти все работники хотели взаимодействовать не с теми, кто умнее, а с теми, у кого выше эмоциональный интеллект, и есть возможность общаться качественно. 

Более раннее американское исследование показало, что четыре из пяти работников теряли ценное рабочее время, переживая из-за неприятного инцидента, а больше половины опрошенных откладывали дела, избегая коллег, с которыми не складываются отношения. 

Пассивно-агрессивное поведение обходится всему коллективу очень дорого. На уровне компании замедляются все процессы: решения принимаются медленно, возрастают риски ошибок, непроговоренное напряжение разрушает доверие, затрудняет общение и способствует враждебности, а постоянный стресс от пассивной агрессии оказывает чудовищное влияние на внутрикомандные рабочие отношения. Если руководитель видит, что в его команде есть пассивно-агрессивные люди, то самое лучшее решение — поговорить с ними и открыто выяснить причину такого поведения. Ведь даже один пассивно-агрессивный сотрудник, который не способен на свободную коммуникацию и с которым тяжело, неуютно и неудобно работать из-за этого, потихоньку потянет за собой всю команду.

Навык прямого конфликта и активной конфронтации поможет и в случае, если пассивный агрессор — начальник, а не сотрудник. Взаимодействовать с ними лучше всего, фиксируя письменно все рабочие задачи, чтобы потом, в случае конфликта, исключить манипуляции. Нужно учитывать все факторы и требовать фиксации абсолютно всего — от формы сдачи задания до дедлайнов.

Материал по теме

Как распознать в себе пассивного агрессора 

Людей с пассивной агрессией можно распознать по нескольким признакам:

  • Чувство несчастья 

Пассивно-агрессивные люди несчастны. Они не умеют защищать свои границы, не видят границы других людей и чаще всего не могут договориться с человеком, с которым они разговаривают или общаются. У них отсутствует важный компонент благополучия — так называемый менеджмент среды, сформулированный психологом Кэрол Рифф. Люди с пассивно-агрессивным поведением утрачивают контроль над окружающей их средой — из-за чего испытывают нарушения в отношениях, в выражении и интерпретации эмоцией и не удовлетворены другими сферами жизни — здоровьем, карьерой, свободным временем. 

  • Невозможность отслеживать свои реакции

Пассивно-агрессивными людьми часто управляет давняя неосознанная травма, идея или установка, что они не могут свободно выражать свой гнев. Они часто ловят себя на мысли, что сказали нечто не соответствующее первоначальному плану совсем и не тем тоном, которым хотели бы. Пассивные агрессоры могут замечать, что очень зло реагируют на довольно тривиальные вещи или чувствуют в характере желание нападать на человека, который слабее них.  

Как самостоятельно справиться с пассивно-агрессивным поведением 

Помочь себе самостоятельно справиться с пассивно-агрессивным поведением возможно. В первую очередь нужно понять качество своей коммуникации и свое отношение к конфликтам. Именно открытые конфликт и агрессия — источник, с которого начинаются последующие поведенческие сценарии. Стоит задать себе несколько вопросов: 

  • Могу ли я конфликтовать?
  • Если я боюсь конфликта, то почему?
  • Что происходит со мной с эмоциональной точки зрения в ходе конфликта? Какие ощущения я испытываю, что происходит в моих мыслях?
  • Откуда произошла эта реакция?
  • Что самого страшного может произойти, если я доведу конфликт до конца и буду отстаивать свои границы?
  • Где эти самые границы пролегают? Готов ли я разрушать свои отношения?

Ответив на эти вопросы, стоит начать работу над осознанностью своих реакций и выявить истинные причины пассивно-агрессивного поведения. Их нужно обдумать, найти источники и понять, что ни одна ситуация в будущем или настоящем не является ситуацией из прошлого. А значит, стереотип, паттерн или сценарий поведения из прошлого будет неэффективен. Далее важно увидеть эффективность осознанного поведения и понять, чем вы расплачиваетесь, пока она не достигается. Например, хорошими отношениями и ощущением благополучия, страдая, виня себя и других людей и избегая контактов. Чтобы страдание прекратилось, нужно научиться конфликтовать открыто и отстаивать себя, свои ценности и интересы. 

Как помочь пассивному агрессору 

Быть примером

Если вы находитесь в постоянном близком контакте с пассивным агрессором, то лучшее, что вы можете сделать, — самому служить положительным примером. Важно четко и качественно выставлять свои личные границы, начиная от финансовых, заканчивая физическими и личностными эго-границами, демонстрируя здоровое поведение. Когда пассивный агрессор будет наталкиваться на ваши границы, он увидит, что они действительно существуют, и в идеале «вовлечется» в здоровое поведение, попытавшись разобраться в причинах собственных трудностей с проживанием открытых конфликтов. 

Обозначить проблему

Пассивные агрессоры, как многие другие манипуляторы, боятся, когда окружающие обращают внимание на их поведение. Поэтому, сталкиваясь с пассивно-агрессивным поведением, важно сразу обозначать проблему, сказав: «Нет, твой комментарий не просто шутка. Нет, это не обычный разговор, а определенный паттерн, который я замечаю в тебе раз за разом. Сядь и скажи мне, что не так». Люди, которые постоянно идут на пассивную агрессию, боятся открытого конфликта. И вызывая их на открытую конфронтацию, мы начинаем противостоять, доминировать в разговоре и вскрываем подлинную проблему, провоцирующую их сваливаться в один и тот же поведенческий паттерн. Как только мы добираемся до главной проблемы, реактивное поведение прекращается. 

Передать мяч

Если в вашем окружении есть пассивно-агрессивный человек, важно помнить, что он боится вас больше, чем вы его. Если у вас есть удивительный талант к открытому ненасильственному конфликту и открытому заявлению своего мнения, вы уже победили в коммуникации. Во время ссоры нужно просто перевести мяч с поля игры агрессора на свое поле, на котором другому человеку будет максимально некомфортно, ведь он не владеет инструментами, которыми вы обладаете. 

Последствия пассивно-агрессивного поведения

Долговременное последствие пассивно-агрессивного поведения — разрушенные отношения. Потому что никто не хочет постоянно выходить из коммуникации с ощущением раздражения и гнева. А отношениях с пассивно-агрессивным человеком это неизбежно. 

Если мы говорим про последствия для самого пассивного агрессора, то, во-первых, это неспособность встретиться напрямую со своими недостатками. А, во-вторых, это неспособность отстаивать личные границы, неспособность к менеджменту среды,  к счастью и  внутреннему благополучию. Пассивному агрессору не на что опереться — он находится в постоянной рефлексии и печали, обдумывая свои контакты с другими людьми.

Если же мы говорим про последствия пассивной агрессии с точки зрения физиологии, то постоянное чувство страха, вины и стыда приводит к проблемам в области гастроэнтерологии — язвам, колитам и нарушениям парасимпатической нервной системы. Именно открытая агрессия — как источник энергии изменений — отвечает за качество нашей жизни. Она позволяет защититься, влечет и мотивирует к расширению горизонта, улучшению профессиональных и жизненных условий, а человек, не способный на здоровое проявление агрессии как энергии достижений, обрекает себя на стагнацию.

Запугивание в женском мире

«Ударь его по больному месту» — «Ударь его сильнее» — «Прижми его, пока он не завопит дядя». Это некоторые из звуков, связанных с мужской агрессией. На самом деле слово агрессия применялось только к самцам нашего вида, выражалось в физических действиях и выражалось в таких словах, как удары, толчки, удары кулаками, избиение и группировка. В любое описание включался гнев, который, казалось, был силой, стоящей за агрессивным актом. До недавнего времени не было звуков, связанных с женской агрессией, как будто ее не существовало.

Только в последнее десятилетие или около того агрессия со стороны самки была признана в форме социальной или реляционной агрессии.

Что заставило меня задуматься об этом, так это просмотр фильма «Помощь » по роману Кэтрин Стокетт, ныне популярному новому фильму. Это история жизни в Миссисипи в начале 1960-х и того, как группа богатых белых женщин относится к чернокожим горничным, которые заботятся о них и их детях, и как, в свою очередь, горничные относятся к тому, как с ними обращаются. Он резко отражает расстояние между двумя группами и основные расовые предубеждения того времени.

Что меня поразило во время просмотра фильма, так это то, как он драматично и эффективно отражает эмоциональное и психологическое насилие социальной агрессии, включая остроту и жестокость словесного «оружия», которое используют женщины. Слова, которые теперь ассоциируются с агрессивным поведением женщин, включают: исключение, игнорирование, поддразнивание, сплетни, секреты, предательство, распространение слухов и враждебный язык тела (например, закатывание глаз и ухмылки). Наиболее разрушительным является превращение жертвы в социально «нежелательного». Поведение и связанный с ним гнев скрыты, часто завернуты в упаковку, которая считается несколько безобидной или просто «девчачьей штучкой». Скрытый характер агрессии не оставляет потерпевшему возможности опровергнуть обвинения, а попытки защититься фактически приводят к эскалации агрессии. В фильме запечатлено несколько таких «оружий», а также схема взаимодействия мужчин; оправдание применения того же вида агрессии — физической или социальной — «хорошим парнем» в ответ на первоначальную агрессию «плохого парня».

Сравнение мужской и женской агрессии показывает сильное и очевидное сходство. Мотивация для обеих групп обычно включает: стремление к власти, к контролю, к достижению большего социального статуса и популярности, ревность, страх и срыв конкуренции. Агрессивное поведение как у детей мужского, так и у женского пола можно обнаружить уже в дошкольном возрасте, оно наиболее распространено в подростковом возрасте и может, как ясно показано в фильме, продолжаться и во взрослой жизни. Оба пола образуют социальные структуры, которые заставляют разных членов брать на себя определенные роли и характеристики. Например, в женской группе (как показано в фильме) тот, у кого есть сила, подобен «Пчелиной матке» с контингентом последователей. Ее друзья делают то, что она хочет, она очаровательна, когда хочет ею быть, она манипулятивно нежна, она не берет на себя ответственности за оскорбление чужих чувств и определяет правильное и неправильное по проявленной к ней лояльности или неверности. Обычно именно она решает, кто должен быть жертвой. В фильме также отражена дилемма тех, кто чувствует себя беспомощным, чтобы помочь жертве, из-за своей потребности не вызывать гнев пчелиной матки и не отчуждаться от группы.

В фильме не показано, что последствия социальной агрессии могут быть более длительными и более разрушительными, чем физическая агрессия. Поскольку «оружие» носит скрытный характер, меньше возможностей предвидеть специфику нападения и меньше действий для защиты от нападения. Этот негативный эффект особенно пагубен в подростковом возрасте, когда значение принятия в группе сверстников становится максимальным. К боли, причиняемой жертве, добавляется отсутствие поддержки со стороны учителей и других взрослых, которые считают агрессора — часто популярную и харизматичную девушку — невиновной в таком негативном поведении. Таким образом, сильная положительная репутация агрессора затрудняет для жертвы получение подтверждения издевательств и заставляет жертву страдать от дополнительной боли из-за того, что ей не верят и не получают никакой поддержки.

Реляционная агрессия отрицательно влияет на «отзеркаливание» — рефлекторную реакцию группы сверстников на человека. Попав в паутину наказывающей агрессии со стороны сверстников, у молодого человека снижается внутреннее самоощущение, он ощущает себя «неудачником» — «отверженным» и «не таким уж хорошим». Самооценка низкая, и чувство незащищенности может сохраняться на протяжении всей жизни. Что также влияет, так это способность доверять взрослому и быть свободным, чтобы быть открытым для близких отношений.

Недавнее проявление социальной агрессии — киберзапугивание, совершаемое представителями обоих полов. При этом виде агрессии преступник использует инструменты социальных сетей — электронную почту, Facebook, Twitter — для нанесения ущерба, в частности, распространения общественно вредных слухов о других. Недавние сообщения о нескольких самоубийствах молодых подростков, ставших мишенью, говорят о разрушительной силе такого рода агрессии. Я напишу более подробно о растущей распространенности и смертельных последствиях киберзапугивания в своем следующем блоге.

Когда я смотрел этот фильм, я также осознавал, как новые технологии изменили наш мир. В 1960-х природа и сила реляционной агрессии были более приглушенными, потому что этого нового скрытного оружия еще не существовало. «Помощь » заканчивается на позитивной ноте, в некотором роде отражая положительные изменения в расовых отношениях с 1960-х годов и движение за гражданские права. Возможно, настало время, когда мощь Интернета используется как мощное оружие скрытой агрессии, начать движение за изменение характера человеческих отношений, поскольку они связаны как с физической, так и с социальной агрессией.

Этот блог будет продолжать расширяться на Долгая жизнь детства: как ранний опыт формирует вас навсегда включая дополнительную информацию об агрессии в отношениях, лучшее понимание того, почему кто-то становится хулиганом, и стратегии, которые могут сыграть роль в уменьшении ее власть. Надеюсь, вы продолжите сопровождать меня в этом путешествии. И надеюсь, что ваши взаимодействия свободны как от социальной, так и от физической агрессии.

Используют ли человеческие самки непрямую агрессию в качестве стратегии внутрисексуальной конкуренции?

1. Барбер Н. 1995. Эволюционная психология физической привлекательности: половой отбор и морфология человека. этанол Социобиол. 16, 395–424 (doi:10.1016/0162-3095(95)00068-2) [Google Scholar]

2. Buss DM. 1988 год. Эволюция внутриполовой конкуренции между людьми: тактика привлечения партнера. Дж. Перс. соц. Психол. 54, 616–628 (doi: 10.1037/0022-3514.54.4.616) [PubMed] [Google Scholar]

3. Buss DM, Schmitt DP. 1993. Теория сексуальных стратегий: эволюционный взгляд на спаривание людей. Психол. преп. 100, 204–232 (DOI: 10.1037/0033-295X.100.2.204) [PubMed] [Google Scholar]

4. Fisher M, Cox A. 2009. Влияние женской привлекательности на отторжение конкурента. Дж. Эвол. Психол. 7, 141–155 (doi:10.1556/JEP.7.2009.2.3) [Google Scholar]

5. Schmitt DP, Buss DM. 1996. Стратегическое самоутверждение и унижение конкурентов: влияние пола и контекста на предполагаемую эффективность тактики привлечения партнера. Дж. Перс. соц. Психол. 70, 1185–1204 (doi: 10.1037/0022-3514.70.6.1185) [PubMed] [Google Scholar]

6. Саймонс Д. 1979. Эволюция человеческой сексуальности. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Oxford University Press [Google Scholar]

7. Уолтерс С., Кроуфорд С.Б. 1994. Значение влечения к партнеру для внутриполовой конкуренции у мужчин и женщин. этанол Социобиол. 15, 5–30 (doi:10.1016/0162-3095(94)-6) [Google Scholar]

8. Басс Д., Дедден Л. 1990. Умаление конкурентов. Дж. Соц. Перс. Отношения 7, 395–422 (doi:10.1177/02654075

006) [Google Scholar]

9. Buss DM. 1989. Половые различия в предпочтениях человека в отношении партнера: эволюционные гипотезы, проверенные в 37 культурах. Поведение наук о мозге. 12, 1–14 (doi:10.1017/S0140525X00023992) [Google Scholar]

10. Грэммер К., Торнхилл Р. 1994. Человеческая ( Homo sapiens ) привлекательность лица и половой отбор: роль симметрии и усредненности. Дж. Комп. Психол. 108, 233–242 (doi:10.1037/0735-7036. 108.3.233) [PubMed] [Google Scholar]

11. Сингх Д. 1993. Адаптивное значение женской физической привлекательности: роль соотношения талии и бедер. Дж. Перс. соц. Психол. 65, 293–307 (doi:10.1037/0022-3514.65.2.293) [PubMed] [Google Scholar]

12. Сингх Д. 1994. Действительно ли стройность красива и хороша? Связь между соотношением талии и бедер (WHR) и женской привлекательностью. Перс. Индивид. Диф. 16, 123–132 (doi:10.1016/0191-8869(94)

-3) [Google Scholar]

13. Singh D, Young RK. 1995. Масса тела, соотношение талии и бедер, грудь и бедра: роль в суждениях о женской привлекательности и желательности отношений. этанол Социобиол. 16, 483–507 (DOI: 10.1016/0162-3095(95)00074-7) [Google Scholar]

14. Шакелфорд Т.К., Басс Д.М., Беннетт К. 2002. Прощение или расставание: половые различия в реакции на неверность партнера. Познан. Эмоция 16, 299–307 (doi:10.1080/02699930143000202) [Google Scholar]

15. Бьёркквист К. 1994. Половые различия в физической, словесной и косвенной агрессии: обзор недавних исследований. Секс Роли 30, 177–188 (doi:10.1007/BF01420988) [Google Scholar]

16. Фешбах Н.Д. 1969. Половые различия в способах агрессивного реагирования детей на посторонних. Меррилл Палмер К. 15, 249–258 [Google Scholar]

17. Lagerspetz KMJ, Björkqvist K, Peltonen T. 1988 год. Характерна ли непрямая агрессия для самок? Половые различия агрессивности у детей 11-12 лет. Агр. Поведение 14, 403–414 (doi:10.1002/1098-2337(1988)14:6<403::AID-AB2480140602>3.0.CO;2-D) [Google Scholar]

18. Cairns RB, Cairns BD, Neckerman Х.Дж., Фергюсон Л.Л., Гарьепи Дж. 1989. Рост и агрессия. I. От детства до ранней юности. Дев. Психол. 25, 320–330 (doi: 10.1037/0012-1649)..25.2.320) [Google Scholar]

19. Гален Б.Р., Андервуд М.К. 1997. Эволюционное исследование социальной агрессии у детей. Дев. Психол. 33, 589–600 (doi:10.1037/0012-1649.33.4.589) [PubMed] [Google Scholar]

20. Crick NR, Grotpeter JK. 1995. Реляционная агрессия, пол и социально-психологическая адаптация. Детский Дев. 66, 710–722 (doi:10.2307/1131945) [PubMed] [Google Scholar]

21. Crick NR. 1995. Реляционная агрессия: роль атрибуции намерений, чувства бедствия и типа провокации. Дев. Психопат. 7, 313–322 (doi:10.1017/S0954579400006520) [Google Scholar]

22. Арчер Дж. 2004. Половые различия в агрессии в реальных условиях: метааналитический обзор. Преподобный генерал-психолог. 8, 291–322 (doi:10.1037/1089-2680.8.4.291) [Google Scholar]

23. Card NA, Stucky BD, Savalani GM, Little TD. 2008. Прямая и косвенная агрессия в детстве и подростковом возрасте: метааналитический обзор гендерных различий, взаимосвязей и отношения к дезадаптации. Детский Дев. 79, 1185–1229 (doi:10.1111/j.1467-8624.2008.01184.x) [PubMed] [Google Scholar]

24. Остерман К., Бьёркквист К., Лагерспец К.М.Ю., Каукиайнен А., Ландау С.Ф., Фрончек А., Капрара Г.В. 1998. Кросс-культурные свидетельства женской косвенной агрессии. Агр. Поведение 24, 1–8 (doi:10.1002/(SICI)1098-2337(1998)24:1<1::AID-AB1>3.0.CO;2-R) [Google Scholar]

25. Björkqvist K, Lagerspetz KMJ, Каукиайнен А. 1992. Девочки манипулируют, а мальчики дерутся? Тенденции развития прямой и косвенной агрессии. Агр. Поведение 18, 117–127 (doi:10.1002/1098-2337(1992)18:2<117::AID-AB2480180205>3.0.CO;2–3) [Google Scholar]

26. Кэмпбелл А. 1999. Остаться в живых: эволюция, культура и женская интрасексуальная агрессия. Поведение наук о мозге. 22, 203–214 (doi:10.1017/S0140525X9

18) [PubMed] [Google Scholar]

27. Кэмпбелл А. 2004. Женская конкуренция: причины, ограничения, содержание и контексты. Дж. Секс Res. 41, 16–26 (doi:10.1080/00224490409552210) [PubMed] [Google Scholar]

28. Trivers RL. 1972. Родительский вклад и половой отбор. В книге «Половой отбор и происхождение человека», 1871–1819 гг.71 (изд. Кэмпбелл Б.Г.), стр. 180–230. Чикаго, Иллинойс: паб Aldine. Co. [Google Scholar]

29. Дейли М., Уилсон М. 1988 год. Убийство. Хоторн, Нью-Йорк: A. de Gruyter [Google Scholar]

30. Vaillancourt T. 2005. Косвенная агрессия среди людей: социальный конструкт или эволюционная адаптация? В книге «Истоки агрессии, связанной с развитием» (ред. Tremblay RE, Hartup WH, Archer J.), стр. 158–177. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Guilford Press [Google Scholar]

31. Hrdy SB. 1999. Мать-природа: история матерей, младенцев и естественного отбора. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Пантеон [Google Scholar]

32. Сир Р., Мейс Р. 2008. Кто поддерживает жизнь детей? Обзор влияния родственников на выживание детей. Эвол. Гум. Поведение 29, 1–18 (doi:10.1016/j.evolhumbehav.2007.10.001) [Google Scholar]

33. Hess NH, Hagen EH. 2006. Половые различия в косвенной агрессии: психологические данные молодых людей. Эвол. Гум. Поведение 27, 231–245 (doi:10.1016/j.evolhumbehav.2005.11.001) [Google Scholar]

34. Arnocky S, Sunderani S, Miller JL, Vaillancourt T. 2012. Ревность опосредует связь между сравнением привлекательности и косвенной агрессией самок. Перс. Отношения 19, 290–303 (doi:10.1111/j.1475-6811.2011.01362.x) [Google Scholar]

35. Gallup AC, Wilson DS. 2009. Индекс массы тела (ИМТ) и агрессия сверстников у девочек-подростков: эволюционная перспектива. Дж. Соц. Эвол. Культура. Психол. 3, 356–371 [Google Scholar]

36. Paquette JA, Underwood MK. 1999. Гендерные различия в опыте виктимизации подростками младшего возраста: социальная и физическая агрессия. Меррилл Палмер К. 45, 242–266 [Google Scholar]

37. Griskevicius V, Tybur JM, Gangestad SW, Perea EF, Shapiro JR, Kenrick DT. 2009 г.. Агрессия, чтобы произвести впечатление: враждебность как развитая контекстно-зависимая стратегия. Дж. Перс. соц. Психол. 96, 980–994 (doi:10.1037/a0013907) [PubMed] [Google Scholar]

38. Miller JL, Vaillancourt T, Hanna SE. 2009. Измерение «мыслей о расстройстве пищевого поведения» и «поведения о расстройстве пищевого поведения»: значение для оценки и выявления расстройств пищевого поведения в эпидемиологических исследованиях. Есть. Поведение 10, 89–96 (doi:10.1016/j.eatbeh.2009.02.002) [PubMed] [Google Scholar]

39. Vaillancourt T, Miller JL, Fagbemi J, Côté S, Tremblay RE. 2007. Траектории и предикторы косвенной агрессии: результаты общенационального репрезентативного лонгитюдного исследования канадских детей в возрасте 2–10 лет. Агр. Поведение 33, 314–326 (doi:10.1002/ab.20202) [PubMed] [Google Scholar]

40. Андервуд М.К., Берон К.Дж., Розен Л.Х. 2009. Преемственность и изменение социальной и физической агрессии от среднего детства до раннего подросткового возраста. Агр. Поведение 35, 357–375 (doi:10.1002/ab.20313) [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

41. Verona E, Sadeh N, Case S, Reed A, Bhattacharjee A. 2008. Самооценка использования различных форм агрессии в позднем подростковом возрасте и в становлении взрослой жизни. Оценка 15, 493–510 (doi: 10.1177/1073191108318250) [PubMed] [Google Scholar]

42. Дансон Д.Б., Коломбо Б., Бэрд Д.Д. 2002. Изменения с возрастом уровня и продолжительности фертильности в менструальном цикле. Гум. Воспр. 17, 1399–1403 (doi:10.1093/humrep/17.5.1399) [PubMed] [Google Scholar]

43. Massar K, Buunk AP, Rempt S. 2012. Возрастные различия склонности женщин к сплетням опосредованы их ценностью для партнера. Перс. Индивид. Диф. 52, 106–109 (doi:10. 1016/j.paid.2011.09.013) [Google Scholar]

44. Leenaars LS, Dane AV, Marini ZA. 2008. Эволюционная перспектива косвенной виктимизации в подростковом возрасте: роль привлекательности, свиданий и сексуального поведения. Агр. Поведение 34, 404–415 (doi:10.1002/ab.20252) [PubMed] [Google Scholar]

45. Агте М., Шпёррле М., Манер Дж. 2011. Всегда ли привлекательность помогает? Положительное и отрицательное влияние привлекательности на принятие социальных решений. Перс. соц. Психол. Бык. 37, 1042–1054 (doi:10.1177/0146167211410355) [PubMed] [Google Scholar]

46. Luxen MF, Van De Vijver FJR. 2006. Внешняя привлекательность, сексуальный отбор и подбор персонала: когда имеют значение эволюционировавшие предпочтения. Дж. Организ. Поведение 27, 241–255 (doi:10.1002/job.357) [Google Scholar]

47. Phillips AE, Hranek C. 2012. Красота – это дар или проклятие? Влияние физической привлекательности обидчика на прощение. Перс. Отношения 19, 420–430 (doi:10.1111/j.1475-6811. 2011.01370.x) [Google Scholar]

48. Li NP, Smith AR, Griskevicius V, Cason MJ, Bryan A. 2010. Внутриполовая конкуренция и ограничение в еде у гетеросексуальных и гомосексуальных людей. Эвол. Гум. Поведение 31, 365–372 (doi:10.1016/j.evolhumbehav.2010.05.004) [бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

49. Swami V, et al. 2010. Привлекательный женский вес и неудовлетворенность своим телом в 26 странах 10 регионов мира: результаты международного телепроекта I. Перс. соц. Психол. Бык. 36, 309–325 (doi:10.1177/0146167209359702) [PubMed] [Google Scholar]

50. Abed RT. 1998. Гипотеза сексуальной конкуренции при расстройствах пищевого поведения. бр. Дж. Мед. Психол. 71, 525–547 (doi:10.1111/j.2044-8341.1998.tb01007.x) [PubMed] [Google Scholar]

51. Abed R, Mehta S, Figueredo AJ, Aldridge S, Balson H, Meyer C, Palmer Р. 2012. Расстройства пищевого поведения и внутриполовая конкуренция: проверка эволюционной гипотезы среди молодых женщин. науч. Мир Дж. 2012, 290813 (doi:10. 1100/2012/290813) [бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

52. Фаер Л.М., Хендрикс А., Абед Р.Т., Фигередо А.Дж. 2005. Эволюционная психология расстройств пищевого поведения: борьба женщин за партнеров или за статус? Психол. Психотер. Теория Рез. Практика. 78, 397–417 (doi:10.1348/147608305X42929) [PubMed] [Google Scholar]

53. Мили Л. 2000. Анорексия: «проигрышная» стратегия? Гум. Нац. 11, 105–116 (doi:10.1007/s12110-000-1005-3) [PubMed] [Google Scholar]

54. Miller JL, Vaillancourt T. 2011. Переосмысление континуума расстройств пищевого поведения: категорический подход к ненормальному питанию. В Справочнике по поведению, еде и питанию (ред. Уотсон Р.Р., Мартин С.), стр. 1411–1429.Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Springer [Google Scholar]

55. Vaillancourt T, Miller JL, Sharma A. 2010. «Подножка королевы бала»: женская внутриполовая конкуренция и косвенная агрессия. В Косвенной и прямой агрессии (изд. Остерман К.), стр. 17–32. Франкфурт, Германия: Издательская группа Питера Ланга [Google Scholar]

56. Аккард Д.М., Фулкерсон Дж.А., Ноймарк-Штайнер Д. 2007. Распространенность и полезность диагностических критериев расстройств пищевого поведения DSM-IV среди молодежи. Междунар. Дж. Ешьте. Беспорядок. 40, 409–417 (doi:10.1002/eat.20389) [PubMed] [Google Scholar]

57. Cash TF, Morrow JA, Hrabosky JI, Perry AA. 2004. Как изменился образ тела? Поперечное исследование женщин и мужчин колледжей с 1983 по 2001 год. J. Consult. клин. Психол. 72, 1081–1089 (doi:10.1037/0022-006X.72.6.1081) [PubMed] [Google Scholar]

58. McVey G, Tweed S, Blackmore E. 2004. Диета среди девочек предподросткового и юношеского возраста. Может. Мед. доц. Дж. 170, 1559–1561 (doi: 10.1503/cmaj.1031247) [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

59. Родин Дж., Зильберштейн Л., Стригель-Мур Р. 1984. Женщины и вес: нормативное недовольство. Небр. Симп. Мотив. 32, 267–307 [PubMed] [Google Scholar]

60. Ferguson CJ, Munoz ME, Contreras S, Velasquez K. 2011. Зеркало, зеркало на стене: конкуренция сверстников, влияние телевидения и неудовлетворенность своим телом. Дж. Соц. клин. Психол. 30, 458–483 (doi:10.1521/jscp.2011.30.5.458) [Google Scholar]

61. Piran N, Gadalla T. 2007. Расстройства пищевого поведения и злоупотребление психоактивными веществами у канадских женщин: национальное исследование. Зависимость 102, 105–113 (doi:10.1111/j.1360-0443.2006.01633.x) [PubMed] [Google Scholar]

62. Парк Дж., Боде, член парламента. 2007. Отношение к еде и его корреляты среди канадских женщин, обеспокоенных своим весом. Евро. Есть. Беспорядок. преп. 15, 311–320 (doi:10.1002/erv.741) [PubMed] [Google Scholar]

63. Американская психиатрическая ассоциация 2000. Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам: DSM-IV-TR, 4-е изд. (пересмотр текста, изд.). Вашингтон, округ Колумбия: Американская психиатрическая ассоциация [Google Scholar]

64. Werner NE, Crick NR. 1999. Реляционная агрессия и социально-психологическая адаптация в выборке колледжа. Дж. Ненормальный. Психол. 108, 615–623 (doi: 10.1037/0021-843X. 108.4.615) [PubMed] [Google Scholar]

65. Кларк Л., Тиггеманн М. 2008. Социокультурные и индивидуально-психологические предикторы образа тела у девушек: проспективное исследование. Дев. Психол. 44, 1124–1134 (doi:10.1037/0012-1649.44.4.1124) [PubMed] [Google Scholar]

66. Dohnt HK, Tiggemann M. 2005. Сверстники влияют на неудовлетворенность своим телом и осведомленность о диете у молодых девушек. бр. Дж. Дев. Психол. 23, 103–116 (doi:10.1348/026151004X20658) [Google Scholar]

67. Джонс Д., Вигфусдоттир Т., Ли Ю. 2004. Образ тела и культура внешнего вида у девочек и мальчиков подросткового возраста. Дж. Адолеск. Рез. 19, 323–339 (doi:10.1177/0743558403258847) [Google Scholar]

68. McCabe MP, Ricciardelli LA. 2005. Проспективное исследование давления со стороны родителей, сверстников и средств массовой информации на резкое изменение веса среди мальчиков и девочек подросткового возраста. Поведение Рез. тер. 43, 653–668 (doi:10.1016/j.brat.2004.05.004) [PubMed] [Google Scholar]

69. Миллс Дж.С., Миллер Дж.Л. 2007. Экспериментальные эффекты получения отрицательной обратной связи, связанной с весом: исследование угадывания веса. Изображение тела 4, 309–316 (doi:10.1016/j.bodyim.2007.04.004) [PubMed] [Google Scholar]

70. Taylor SE, Klein LC, Lewis BP, Gruenewald TL, Gurung RAR, Updegraff JA. 2000. Биоповеденческие реакции на стресс у женщин: забота и дружба, а не борьба или бегство. Психол. преп. 107, 411–429 (doi:10.1037/0033-295X.107.3.411) [PubMed] [Google Scholar]

71. Wang J, Iannotti RJ, Luk JW. 2010. Преследование запугивания среди молодежи США с недостаточным и избыточным весом: дифференциальные ассоциации для мальчиков и девочек. Дж. Адолеск. Здоровье 47, 99–101 (doi:10.1016/j.jadohealth.2009.12.007) [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

72. Дийкстра П., Буунк Б.П. 2002. Половые различия в вызывающем ревность эффекте соперничающих характеристик. Евро. Дж. Соц. Психол. 32, 829–852 (doi:10.1002/ejsp.125) [Google Scholar]

73. Baumeister RF, Twenge JM. 2002. Культурное подавление женской сексуальности. Преподобный генерал-психолог. 6, 166–203 (doi:10.1037/1089-2680.6.2.166) [Google Scholar]

74. Artz S. 1998. Секс, власть и жестокая школьница. Торонто, Канада: Trifolium Books [Google Scholar]

75. Кэмпбелл А. 1982. Женская агрессия. В книге «Агрессия и насилие» (ред. Marsh PE, Кэмпбелл А.), стр. 135–150. Оксфорд, Великобритания: Blackwell [Google Scholar]

76. Кэмпбелл А. 1995. Несколько хороших мужчин: эволюционная психология и женская подростковая агрессия. этанол Социобиол. 16, 99–123 (doi:10.1016/0162-3095(94)00072-F) [Google Scholar]

77. Марш П., Патон Р. 1986 год. Пол, социальный класс и концептуальные схемы агрессии. В книге «Насильственные операции: пределы личности» (ред. Кэмпбелл А., Гиббс Дж. Дж.), Стр. 59.–85 Оксфорд, Великобритания: Б. Блэквелл [Google Scholar]

78. Vaillancourt T, Sharma A. 2011. Нетерпимость к сексуальным сверстникам: внутриполовая конкуренция среди женщин. Агрессия. Поведение 37, 569–577 (doi:10.1002/ab.20413) [PubMed] [Google Scholar]

79. Bleske AL, Shackelford TK. 2001. Браконьерство, распущенность и обман: борьба с брачным соперничеством в однополой дружбе. Перс. Отношения 8, 407–424 (doi:10.1111/j.1475-6811.2001.tb00048.x) [Google Scholar]

80. Сандерани С., Арноки С., Вайланкур Т. 2013. Индивидуальные различия в браконьерстве: исследование гормональных, диспозиционных и поведенческих черт, связанных с партнерством. Арка Половое поведение. 42, 533–542 (doi: 10.1007/s10508-012-9974-й) [PubMed] [Google Scholar]

81. Davies APC, Shackelford TK, Hass RG. 2010. Половые различия в восприятии выгод и издержек браконьерства. Перс. Индивид. Диф. 49, 441–445 (doi:10.1016/j.paid.2010.04.014) [Google Scholar]

82. Schmitt DP, Buss DM. 2001. Браконьерство среди людей: тактика и соблазны проникновения в существующие товарищеские отношения. Дж. Перс. соц. Психол. 80, 894–917 (doi:10.1037/0022-3514.80.6.894) [PubMed] [Google Scholar]

83. Arnocky S, Vaillancourt T. В прессе Браконьерство и успех спаривания у людей. Дж. Эвол. Психол. [Академия Google]

84. Уайт Д.Д., Гэллап А.С., Гэллап Г.Г. 2010. Косвенная агрессия сверстников в подростковом возрасте и репродуктивное поведение. Эвол. Психол. 8, 49–65 [PubMed] [Google Scholar]

85. Wood JW. 1994. Динамика репродукции человека: биология, биометрия, демография. Хоторн, Нью-Йорк: Aldine de Gruter [Google Scholar]

86. Gallup AC, O’Brien DT, Wilson DS. 2011. Внутриполовая агрессия со сверстниками и поведение на свиданиях в подростковом возрасте: эволюционная перспектива. Агрессия. Поведение 37, 258–267 (doi:10.1002/ab.20384) [PubMed] [Google Scholar]

87. Пеллегрини А.Д., Лонг Д.Д. 2003. Продольный анализ теории полового отбора половой сегрегации и интеграции в раннем подростковом возрасте. Дж. Эксп. Детская психология. 85, 257–278 (doi:10.1016/S0022-0965(03)00060-2) [PubMed] [Google Scholar]

88. Коннолли Дж., Пеплер Д., Крейг В., Тарадаш А. 2000. Опыт свиданий с хулиганами в раннем подростковом возрасте. Жестокое обращение с детьми. 5, 299–310 (doi:10.1177/1077559500005004002) [PubMed] [Google Scholar]

89. Arnocky S, Vaillancourt T. 2012. Мультиинформационное продольное исследование взаимосвязи между агрессией, виктимизацией сверстников и статусом свиданий в подростковом возрасте. Эвол. Психол. 10, 253–270 [PubMed] [Google Scholar]

90. Макдугал П., Вайланкур Т. Поданный. Долгосрочные результаты виктимизации сверстников в школе: пути адаптации и дезадаптации. Являюсь. Психол. [PubMed] [Google Scholar]

91. Kim Y, Koh Y, Leventhal B. 2005. Школьные издевательства и суицидальный риск среди корейских учащихся средней школы. Педиатрия 115, 357–363 (doi:10.1542/peds.2004-0902) [PubMed] [Google Scholar]

92. Kaltiala-Heino R, Rimpelä M, Marttunen M, Rimpelä A, Rantanen P. 1999. Запугивание, депрессия и суицидальные мысли у финских подростков: школьный опрос. бр. Мед. Дж. 319, 348–351 (doi:10.1136/bmj. 319.7206.348) [бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

93. Rueger SY, Malecki CK, Demaray MK. 2011. Стабильность виктимизации сверстников в раннем подростковом возрасте: влияние времени и продолжительности. Дж. Школьный психолог. 49, 443–464 (doi:10.1016/j.jsp.2011.04.005) [PubMed] [Google Scholar]

94. Klomek A, Marrocco F, Kleinman M, Schonfeld I, Gould M. 2008. Виктимизация сверстников, депрессия и суицидальность у подростков. Самоубийство Угроза жизни. Поведение 38, 166–180 (doi:10.1521/suli.2008.38.2.166) [PubMed] [Google Scholar]

95. Карбоне-Лопес К., Эсбенсен Ф., Брик Б. 2010. Корреляты и последствия виктимизации сверстников: гендерные различия в прямых и косвенных формах буллинга. Насилие в несовершеннолетних Ювенальная юстиция 8, 332–350 (doi:10.1177/1541204010362954) [Google Scholar]

96. Benenson JF, Markovits H, Hultgren B, Nguyen T, Bullock G, Wrangham R. 2013. Социальная изоляция: важнее для женщин, чем для мужчин. ПЛОС ОДИН 8, e55851 (doi:10.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *