Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Социально зрелая личность: Феномен социальной зрелости личности

Развитие социальной зрелости личности в период студенчества — Психология образования в XXI веке: теория и практика

‘; for (var i = 0; i

Аннотация

The analysis of student age features is presented in the article; it is shown that the student’s age is the sensitive period for development of a social maturity of the person.

Ключевые слова: личность, социальная зрелость, студенческий возраст

Рубрика издания: Возрастно-ориентированный подход в образовании

Тип материала: научная статья

Для цитаты:

Руднева И. А. Развитие социальной зрелости личности в период студенчества // Психология образования в XXI веке: теория и практика.

Полный текст

Как показывает анализ научной литературы, показатели социальной зрелости личности во многом определяются и зависят от возрастных особенностей человека. Известно, что понятие «воз­раст» характеризует качественно своеобразный период физического, психологического и поведен­ческого развития человека. Исследователи отмечают, что в последнее столетие произошли замет­ные онтогенетические сдвиги в развитии человека – ускорились процессы его общего соматиче­ского, полового, нервно-психического созревания и одновременно замедлились процессы старе­ния, особенно в сфере интеллекта и личности.

Для понимания возраста человека исследователи предлагают различать хронологический воз­раст – прожитое индивидом число лет; физиологический возраст – степень физического развития человека; психологический возраст – степень душевного развития; педагогический возраст – сте­пень овладения культурой данного общества [4, с.

9].

Учитывая гетерохронность процесса развития человека, могут возникать возрастные несовпа­дения. Такое несовпадение возрастов у человека не свидетельствует о каких-то нарушениях, напри­мер, юноша к 23 годам по морфологическим и психофизиологическим параметрам может являть­ся зрелым и при этом психологически незрелым. Для нас в процессе изучения социальной зрело­сти студентов было важно фокусировать внимание на возрастах от 16–17 до 21–23 лет. Анализ ре­зультатов исследования Б.Г. Ананьева показывает, что изучаемый нами период юношества харак­теризуется качественными психофизиологическими изменениями в развитии человека. К 19–23 го­дам завершается биологическое развитие человека, замедляется и прекращается рост; заканчива­ется формирование скелета, что является морфологическим признаком зрелости; достигает уров­ня взрослой нормы артериальное давление. Пик развития психофизиологических, психических и интеллектуальных функций отмечается в 19 лет, а максимальный уровень всех видов чувствитель­ности – в 20 лет [1, с.

285].

Таким образом, возраст 20 лет является пиком общесоматического развития человека. В воз­расте 21 года завершается развитие высших эмоций человека (этических, эстетических, интеллек­туальных) и самосознания. Центральным психологическим процессом юношеского возраста яв­ляется развитие самосознания, завершающееся к 18–21 году. К окончанию вуза юноша/девушка 22–23 лет достигает физиологической и психосексуальной зрелости. Следовательно, в этот пери­од происходит развитие организма человека до достижения конечного результата – зрелого орга­низма определенного вида, заданного биологическими законами. Социальное же развитие челове­ка может происходить бесконечно.

Исследования психологов показывают, что зрелой личностью является человек, достигший достаточно высокого уровня психического развития, признаком чего выделяется способность че­ловека быть активным, самостоятельным, быть хозяином положения и самого себя. Исследования Л.И. Божович показывают, что стремление детей занять новое «взрослое» положение в жизни и выполнить важную не только для них самих, но и для окружающих людей деятельность впервые появляется в возрасте 6–7 лет. К числу системных образований, формирующих зрелую личность, автор относит осознание человеком себя как субъекта действия и как субъекта в системе человече­ских отношений, наличие внутренней позиции, самоопределение [2]. Только на определенной ста­дии онтогенеза и по мере накопления социального опыта человек способен определить необходи­мый и достаточный уровень своего социального, духовного и нравственного развития.

Переход от юности к взрослости, подчеркивал И.С. Кон, в большинстве случаев сопровожда­ется кристаллизацией чувства личной идентичности. При всей своей кажущейся «интимности, ин­троспекции самоопределения, «поиска Я» этот процесс имеет мировоззренческий смысл, социаль­ный характер, который с возрастом становится все более явным» [3, с. 204]. Взрослость (зрелость), полагает И.С. Кон, это не статическое положение, «стать взрослым» – это процесс, стадия жизнен­ного пути, социальные роли и обязанности, в которых человек реализует свои индивидуальные че­ловеческие возможности (Там же, с. 201). Однако личность человека может не только развивать­ся в течение жизни человека, но и регрессировать. Это может происходить в силу особых обстоя­тельств. Регресс в развитии личности психологи связывают с растущей социальной изоляцией че­ловека, его постепенным освобождением или сознательным отказом от обязанностей и функций в обществе, что приводит к сужению объема личностных свойств и деформации структуры лично­сти. И тогда существование человека как личности и субъекта деятельности заканчивается рань­ше, чем наступает физическая старость. Иными словами, социальная зрелость личности зависит от возрастных особенностей человека, но строго не определяется ими.

Социальная зрелость личности понимается как один из результатов развития человека в он­тогенезе, включающий физическую зрелость (результат биологического созревания) и психологи­ческую зрелость (результат психического развития). Социальная зрелость личности является ре­зультатом определенного жизненного этапа человека.

Процесс развития личности в онтогенезе, совершающийся по внутренним закономерностям, является перспективно направленным и «целостным по своему содержанию».

Целостность как фи­лософская категория представляет собой «внутреннее единство объектов, их относительную ав­тономность, независимость от окружающей среды» [5, с. 35]. Социальная зрелость, как результат процесса социализации и индивидуализации личности, в своей совокупности обладает данными характеристиками. Социально зрелая личность обладает внутренним единством – единством цен­ностных ориентаций, мотивов и потребностей, способов деятельности – и относительно автоном­на: на основе собственных ценностных ориентаций совершает самостоятельные и ответственные действия, поступки. Социально зрелая личность функционирует самостоятельно – она ориентиро­вана на универсальные человеческие ценности, умеет находить баланс между своими потребностя­ми и требованиями других людей и общества. Следовательно, социальную зрелость можно опре­делить как целостное личностное качество.

Таким образом, анализ научной литературы показал, что социальная зрелость личности – это результат определенного жизненного этапа развития человека в онтогенезе как личностный дина­мично развивающийся феномен (результат процессов социализации/ индивидуализации) и как це­лостное качество человека. Рассмотрение социальной зрелости с точки зрения концепции возраст­ного развития личности позволяет определить, что возрастные особенности студенчества сензи­тивны для развития социальной зрелости человека в период вузовского обучения.

Литература

  1. Ананьев Б.Г. Структура развития психофизических функций взрослого человека // хрестоматия по возрастной психологии / под ред. Д.И. Фельдштейна. М. : Ин-т практ. психол., 1996.
  2. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: избр. психол. труды / под ред. Д.И. Фельдштей­на. М. : Междунар. пед. академия, 1995.
  3. Кон И.С. Ребенок и общество: историко-этнографическая перспектива. М. : Наука, 1988.
  4. Мудрик А.В. О воспитании старшеклассников. М. : Просвещение, 1981.
  5. Фельдштейн Д.И. Психологические закономерности социального развития личности в онтогенезе // Вопр. психологии. 1985. № 6. С. 26–37.

Руднева Инна Александровна, старший преподаватель кафедры социальной педагогики Волгоградского государственного социально-педагогического университета, e-mail: inna. [email protected]

Метрики

Просмотров

Всего: 14640
В прошлом месяце: 109
В текущем месяце: 13

Социальная зрелость личности

Проблематикой социальной зрелости личности занимаются различные науки. Среди них педагогика, психология, социология, криминология и др. Может возникнуть вопрос: почему в этом ряду стоит криминология? Дело в том, что любое явление в действительности желательно изучать с обеих сторон: модель желаемого (идеала) и модель нежелаемого (антиидеала). Понятно в связи с этим, что криминология вносит свой неоценимый вклад в решение проблемы, изучая особенности и создавая модель социально незрелой личности.

Проблема социальной зрелости личности является центральной для такой относительно новой области человекознания, как акмеология. Собственно говоря, самим предметом акмеологии является феномен зрелости человека, или процесс и результат достижения человеком вершин как индивидом, личностью, субъектом деятельности (в том числе и профессиональной) и индивидуальностью. Правда, уже само определение объективных критериев зрелости человека представляет значительные трудности. Именно в связи с наличием таких трудностей, по мнению Б. Г. Ананьева, в психологической литературе происходит замена понятия «зрелость» понятием «взрослость». Эта замена, как предполагается, позволяет избежать многих осложнений, которые считаются подчас непреодолимыми. Однако в действительности такая замена скорее создает проблемы, чем их разрешает. По крайней мере ясно, что даже на индивидном уровне понятия «зрелость» и «взрослость» не полностью синонимичны, еще более они расходятся, когда речь идет о взрослости и субъектно-деятельностной (профессиональной) зрелости. И уж конечно, эти два понятия не являются тождественными и описывают разную реальность, когда имеется в виду личностный уровень рассмотрения человека. Становится ясно, что такая замена неравноценна. Но более в основном она неприемлема потому, что исключает из поля научных исследований, из круга проблем современного человекознания проблему «зрелости» как таковую.

В рамках одной парадигмы проблема зрелости может рассматриваться на уровнях индивида, личности, субъекта деятельности и индивидуальности. В рамках другой системы понятий, говоря о зрелости человека, мы можем иметь в виду интеллектуальную, эмоциональную и личностную зрелость. И в той и в другой системе, как, собственно, и в любой иной парадигме, существует объективная реальность, очерчиваемая понятием «личностная зрелость». Можно с достаточным основанием полагать, что наиболее сложным и менее исследованным из всех аспектов зрелости как раз и является личностная зрелость. На сегодняшний день не представляется возможным дать исчерпывающе полную модель социальной зрелости личности. Однако остановимся на четырех компонентах личностной зрелости. Эти компоненты нельзя рассматривать как рядовые. То есть они не являются просто «четверкой» из возможного множества других компонентов. Можно полагать, что эти четыре компонента социальной зрелости личности являются базовыми, фундаментальными, вокруг которых определенным образом группируется множество других. Итак, такими компонентами являются, во-первых, «тройка»: ответственность, терпимость, саморазвитие. И во-вторых, это четвертый интегративный компонент, который охватывает все предыдущие и одновременно присутствует в каждом из них. Таким компонентом является позитивное мышление, позитивное отношение к миру, определяющее позитивный взгляд на мир. Остановимся на этих компонентах подробнее.

Ответственность — это то, что отличает социально незрелую личность от средней нормы (не говоря уже об образцах зрелости). В настоящее время в психологии личности достаточно распространена концепция о двух типах ответственности, которая пришла из психологии каузальной атрибуции (Дж. Роттер). Ответственность первого типа — это тот случай, когда личность считает ответственной за все происходящее с ней в жизни саму себя (интернальный локус контроля по Дж. Роттеру). «Я сам отвечаю за свои успехи и неудачи. От меня самого зависит моя жизнь и жизнь моей семьи. Я должен и могу это сделать» — вот жизненное кредо и постулаты такой личности. Ответственность второго типа связана с ситуацией, когда человек склонен считать ответственным за все происходящее с ним в жизни либо других людей, либо внешние обстоятельства, ситуацию (экстернальный локус контроля). В качестве других людей, на которых возлагается ответственность как за неудачи, так и за успехи личности, выступают родители, учителя. А в будущем — коллеги, начальство, знакомые. Легко заметить, что на обыденном языке, на языке житейских понятий второй тип ответственности обозначается не иначе как безответственность.

Ответственность есть необходимая составляющая, атрибут зрелого поступка. Но в конце концов вся жизнь слагается из поступков или даже «жизнь в целом может быть рассмотрена как некоторый сложный поступок» (М. М. Бахтин). Ближе всего, пожалуй, к излагаемым здесь представлениям о фундаментальном значении феномена ответственности в структуре личностной зрелости находятся идеи гуманистической (в широком смысле) и экзистенциальной психологии. Выдающийся ученый-гуманист XX в. Э. Фромм полагал, например, что забота, ответственность, уважение и знание — это совокупность качеств зрелого человека. Другой известный персонолог гуманистической ориентации В. Франкл также уделяет ответственности значительное место в своей концепции и утверждает, что духовность, свобода и ответственность — это три основы, три экзистенциала человеческого существования. При этом важно помнить, что нельзя признать человека свободным, не признав его в то же время и ответственным. Человеческая ответственность — это ответственность, происходящая из неповторимости и своеобразия существования каждого индивида. На ответственный поступок, как заметил М. Бахтин, способен лишь человек, который осознал эту свою единственность и неповторимость. И более того, именно в ответственности перед жизнью заключена сама сущность человеческого существования (В. Франкл). Очевидно, с ответственностью связана не только сущность бытия зрелой личности, но также успешность и способы ее самоактуализации.

Социальная зрелость и ее составляющая — ответственность — формируются лишь в адекватной деятельности. Формирование ответственности прямо связано с предоставлением личности свободы в принятии решений. Вопрос о мере свободы должен решаться с учетом возрастных и иных конкретных особенностей и обстоятельств. Но сам принцип остается незыблемым. При этом верный тезис о том, что нельзя признать человека свободным, не признавая его в то же время и ответственным, нуждается в следующем обязательном дополнении обратного характера: нельзя признать человека ответственным, не признавая его в то же время и свободным.

Формирование ответственности идет рука об руку с развитием автономности личности и обеспечением свободы принятия решений относительно самого себя. Когда мы хотим сформировать или, лучше сказать, развить в личности ответственность, но при этом блокируем развитие и проявление автономности, а также свободы принятия решений, что мы делаем? Мы хотим научить человека плавать, при этом опасаясь пустить его в воду. К сожалению, такая практика не просто имеет место, но является чрезвычайно распространенной. На вопрос: «Поощряем ли мы самостоятельность и автономность в процессе воспитания и обучения?» — скорее приходится ответить «нет», чем «да». В семье это выражается в гиперопеке. В школе та же гиперопека, причем не только в воспитании, но и в обучении. Поощрение инициативности, автономности в учебной деятельности, конечно, имеет место, но является скорее исключением, чем правилом. Такая поведенческая позиция взрослых, как показывают исследования (А. А. Реан), находит удобную и прочную опору в системе их социально-перцептивных стереотипов, в их представлениях об учащихся как о неспособных в большинстве своем к проявлению автономности, самостоятельности в деятельности. Эмпирические исследования показывают к тому же, что дисциплинированность учащихся  является для педагогов несравненно более ценимой добродетелью, чем самостоятельность личности.

Терпимость является следующей важнейшей составляющей социальной зрелости личности. Однако терпимость терпимости рознь. В структуре общего феномена терпимости можно выделить (А. А. Реан) два ее вида:

  1. сенсуальная терпимость личности,
  2. диспозиционная терпимость личности.

Сенсуальная терпимость связана с устойчивостью к воздействию социальной среды, с ослаблением реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор за счет снижения чувствительности к его воздействию. Сенсуальная терпимость, таким образом, неотделима от классической (и даже психофизиологической) толерантности, повышения порога чувствительности к различным воздействиям социальной среды, в том числе воздействиям субъектов межличностного взаимодействия. Образно говоря, сенсуальная терпимость есть терпимость-черствость, терпимость-крепость, терпимость-стена. Говоря о терпимости как о составляющей социальной зрелости личности, мы имеем в виду, конечно, не эту терпимость, а диспозиционную. В основе диспозиционной терпимости лежит принципиально иной механизм, обеспечивающий терпимость личности при социальных взаимодействиях. В данном случае речь идет о предрасположенности, готовности к определенной (терпимой) реакции личности на среду. За диспозиционной терпимостью стоят определенные установки личности, ее система отношений к действительности: к другим людям, к их поведению, к себе, к воздействию других людей на себя, к жизни вообще. Примерами установок личности, обеспечивающих ее диспозиционную терпимость, являются, скажем, такие: «Все люди когда-нибудь ошибаются», «Каждый имеет право на свое мнение» (или ироничное: «Где двое ученых, там три мнения»), «Агрессия и раздражительность часто провоцируются особенной ситуацией, в которой оказался человек, а не являются его внутренней сущностью», «Человек имеет право на срыв», «Опаздывающий сам переживает еще больше, чем те, кто его ждут» и т. п. Принятие стратегии и позиции, известной под названием «альтруистический эгоизм», вероятнее всего, также приводит к существенному повышению терпимости личности. Несомненно, что и в данном случае надо говорить о диспозиционной, а не сенсуальной терпимости. Диспозиционная терпимость, образно говоря, есть терпимость-позиция, терпимость-установка, терпимость-мироощущение. Она совершенно не связана с психофизиологической толерантностью. При данном виде терпимости человек является терпимым, оставаясь чувствительным и эмпатийным, т. е. способным к сопереживанию и сочувствию. Носителем высокой диспозиционной терпимости, таким образом, вполне может быть высокосенситивная личность. В диспозиционной терпимости личности сильно проявляется интегральная образующая, о которой говорилось выше, — позитивное отношение к миру, определяющее положительный взгляд на мир, позитивное видение действительности.

Однако в реальности с развитием такого компонента, как терпимость, все обстоит не так благополучно, как хотелось бы. Вот некоторые данные проведенных исследований (А. А. Реан), где выборку составили школьники обоего пола в возрасте 15-17 лет. Как оказалось, высокие показатели по параметру спонтанная агрессия имеют 53% обследованных, а достоверно низкие — только 9%. У остальных показатели на уровне средней нормы. Итак, 53% с высокой спонтанной агрессией. Но что такое здесь спонтанная агрессия? Спонтанная агрессия — это подсознательная радость, испытываемая личностью при наблюдении трудностей и трудных ситуаций у других. Такому человеку доставляет удовольствие ткнуть носом других в их ошибки. Это спонтанно возникающее, немотивированное желание испортить кому-то настроение, досадить, разозлить. Такому человеку нравится поставить в тупик другого своим вопросом или ответом. Высокие показатели по другому параметру — реактивная агрессия — имеют 47% обследованных, а низкие — только 4%. Но реактивная агрессия — это как раз проявление агрессивности при взаимодействии, при общении в качестве типичной реакции. Таких людей отличает недоверчивость. Обид они просто так, как правило, не прощают и долго их помнят. Характерным является яркая агрессивность при отстаивании своих интересов и вообще конфликтность личности. Наконец, на все это накладываются высокие показатели по раздражительности: 56% высокие значения, только 4% — низкие. А раздражительность — это эмоциональная неустойчивость, вспыльчивость, быстрая потеря самообладания. При этом резкую реакцию часто вызывают даже мелочи. Кроме того, для таких личностей характерна поспешность в оценке людей. Приведенные данные исследований о высоком уровне и широком распространении агрессивности в подростково-молодежной среде интересно дополняются результатами других исследований, прослеживающих динамику роста агрессивности. Показано, что только за последние 3-4 года уровень агрессивных проявлений у несовершеннолетних (учащиеся обычных школ, образовательных учреждений начального профессионального образования, техникумов) в среднем повысился в 1,5 раза, а наиболее высокие показатели агрессии имеют двенадцати-тринадцатилетние подростки (Т. Н. Курбатова). Все это вместе взятое вряд ли позволяет говорить о сформированности социальной терпимости личности или хотя бы о благоприятных тенденциях ее формирования. Больное нетерпимостью общество заражает этой болезнью свое молодое поколение. Опасность состоит в том, что у нового поколения болезнь может стать врожденной и массовой. И, таким образом, способна превратиться из социальной патологии в социальную норму. Кстати, термин заражение мы используем здесь безо всяких кавычек намеренно, так как механизмы подражания и психологического заражения — это не метафоры, а объективно существующие психологические механизмы.

Саморазвитие. Потребность в саморазвитии, самоактуализации есть основополагающая составляющая зрелой личности. Идея саморазвития и самореализации является основной или по крайней мере чрезвычайно значимой для многих современных концепций о человеке (А. Маслоу, К. Роджерс, Э. Фромм, А. В. Брушлин-ский, В. П. Зинченко, К. А. Абульханова-Славская и др.). Скажем так, она занимает ведущее место в гуманистической психологии, которая является одним из наиболее мощных и интенсивно развивающихся направлений современной психологической науки и практики. Центральное место идее самости (самореализация, саморазвитие, самосовершенствование) принадлежит и в акмеологии. Стремление к саморазвитию не есть идея фикс о достижении абсолютного идеала. Идеальным быть трудно, да и вряд ли нужно. На уровне обыденного сознания можно согласиться с мыслью: трудно быть идеальным человеком, пожалуй, труднее только жить с идеальным человеком. Но постоянное стремление к саморазвитию — это нечто иное. Актуальная потребность в саморазвитии, стремление к самосовершенствованию и самореализации представляют огромную ценность сами по себе. Они являются показателем личностной зрелости и одновременно условием ее достижения. Кроме всего прочего, актуальная потребность в саморазвитии, самоактуализации есть источник долголетия человека. Причем долголетия активного, и не только физического, но и социального, личностного. С наличием выраженного стремления к саморазвитию связана и успешность человека как субъекта профессиональной деятельности, успешность достижения им профессионального «акме», а также и его профессиональное долголетие, что уже подтверждено экспериментальными данными.

Идея саморазвития и самоактуализации, несмотря на ее фундаментальное значение, взятая «сама по себе», «в чистом виде», вне связи с феноменом само-транценденции, является недостаточной для построения психологии личности. Концепция личностной зрелости должна базироваться на представлении о единстве самоактуализации и самотрансценденциии и о действии в отношении них принципа дополнительности.

Самотрансценденция означает: человек находится в отношении к чему-то, направлен на что-то иное, нежели он сам. В более категоричной форме эта мысль звучит так:

«Быть человеком — значит быть направленным не на себя, а на что-то иное» (В. Франкл).

Вместе с тем необходимо заметить, что категоричное противопоставление самотрансценденции и самоактуализации как двух альтернатив, очевидно, нецелесообразно. Сила гуманистического подхода и перспективы его развития состоят в органичном соединении этих двух идей. С этим же связаны перспективы разработки проблематики личностной зрелости.

Зрелость: откройте для себя 10 характеристик

Зрелость является одним из самых востребованных достоинств для многих людей. Помимо простого приобретения опыта, неизбежного с возрастом, зрелость является результатом интегративного процесса, в ходе которого мы учимся на собственном опыте. Этот процесс происходит со дня нашего рождения .

На самом деле,  понятие зрелости довольно двусмысленно, относительно и расплывчато . По этой причине не совсем ясно, является ли преобладающим элементом зрелости эмоциональный — то есть, является ли зрелость особым способом переживания того, что с нами происходит, — или, наоборот, зрелость имеет на больше когнитивных характеристик , относящихся к нашим мыслям и мышлению.

Merriam-Webster склоняется ко второму варианту, связывая зрелость с суждением и принятием решений . В соответствии с этим мышлением зрелые люди учитывают свои способности, не ввязываются в ненужные хлопоты и способны делать логические выводы.

Тем не менее, более глубокое определение зрелости потребует найти пересечение между различными его характеристиками, такими как мудрость, знание, уравновешенность и интеллект. Ясно только то, что зрелость представляет собой нечеткую смесь ментальных и эмоциональных аспектов.

Несомненно, уровень зрелости людей зависит от многих факторов: их уровня образования, того, что происходило с ними на протяжении всей их жизни и как они обрабатывают свой опыт. Выводы, к которым мы приходим, оказывают неоспоримое влияние на то, как мы продвигаемся вперед.

Как бы то ни было, вы можете набраться смелости, зная, что полной зрелости не существует . Никто не может быть на 100 % «зрелым», точно так же, как никто не может быть на 100 % смелым, умным или симпатичным. На самом деле все в чем-то незрелы; нам всем нужно немного повзрослеть.

Наша незрелость иногда заставляет нас чувствовать себя виноватыми, и мы часто пытаемся противодействовать этому, как можем; это связано с наша уязвимость , с более детскими частями нас самих, местами, где мы нуждаемся и более безответственны . Наши незрелые части питаются вещами, которые нам не удалось преодолеть или которые мы не научились терпеть, и иногда наша незрелость заставляет нас вести себя неоптимальным образом.

Характеристики зрелости

Чтобы лучше понять эту концепцию, мы выделили 10 характеристик зрелых людей :

1. Они берут на себя ответственность за свои действия. Они признают свои ошибки, не пытаясь их скрыть

2. Они реагируют невозмутимо . Они уравновешены и справедливы. Даже когда они сталкиваются с неприятными сценариями, у них не преобладает страх, и они не паникуют. У них есть способность контролировать свои эмоции, не искажая их.

3. Они применяют на практике то, чему научились . Зрелость связана с интеллектом, а интеллект — это, среди прочего, способность учиться на собственном опыте. Таким образом, зрелые люди обладают осознанием собственной жизни, которое они используют для принятия обоснованных решений. Они не просто жалуются; они склонны к оптимизму.

4. Они знают свои пределы и правильно рассчитывают разумные риски, связанные с действием. Они вводят новшества, ничего не форсируя. Они не откусывают больше, чем могут прожевать; они смелые, но предусмотрительные.

5. Они учитывают свое влияние на других и не пытаются воспользоваться своим положением у власти. Они не обманывают. Кроме того, зрелые люди умеют слушать. Они не эгоцентричны, они думают о других людях. Они осознают, что могут учиться у других, и осознают, что являются частью более широкого мира.

6. Они устойчивы к трудным ситуациям, которые возникают в их жизни. На самом деле, они знают, как использовать положительный потенциал негативного опыта, чтобы укрепить себя.

7. Умеют управлять своей жизнью самодостаточно в соответствии со своими способностями. Они умеют просить о помощи, не выглядя при этом беспомощными. Они позиционируют себя не как жертвы, а как люди, умеющие сотрудничать друг с другом.

8. Не используют эмоциональный шантаж . Когда им нужно выразить свои потребности и попросить других людей взять на себя ответственность, их коммуникативный стиль отличается напористостью. Они способны передать свою власть без чрезмерной силы.

9. Они умеют получать удовольствие и прилагают для этого усилия . Они уделяют время удовольствиям и находят в своей жизни достаточно места для развлечений.

10- Они выполняют свои обязанности и обязательства. Они не подвергают опасности свою работу и другие источники стабильности в своей жизни без веских оснований для этого. Они формальные, достойные и уверенные в себе; они знают, как позаботиться о себе.

Знание компонентов зрелости может помочь вам осознать свои достоинства и недостатки . Это также может помочь вам подумать о том, как вы относитесь к окружающему миру. Может быть полезно учитывать, что все пытаются расти и вести себя более зрело, как и вы. Зрелость приходит шаг за шагом.

Эмоциональное благополучие для компаний

В ifeel мы понимаем, что невозможно заботиться о компании, не заботясь о психологическом благополучии ее сотрудников. Для этого у нас есть программа эмоционального благополучия для компаний , , разработанная нашей командой психологов профессионального благополучия с одной главной целью: помочь компаниям поставить здоровье сотрудников в центр своей стратегии для реализации своей миссии. заявление.

Благодаря этому партнерству человека, отвечающие за отделы кадров, могут получать персонализированные, основанные на данных советы о том, как принимать правильные решения в компании, чтобы получить максимальную отдачу от команд, за которые они отвечают, и лучше заботиться о них. психологического благополучия находящихся в них людей.

Кроме того, эта программа предлагает сотрудникам комплексную услугу по охране психического здоровья, структурированную на разных уровнях в соответствии с их потребностями . Эта услуга включает, при необходимости, онлайн-психологическую терапию с психологом, специализирующимся на подобных случаях. Попробуйте нашу программу сегодня и вы увидите, как она может вам помочь.

Мы надеемся, что этот пост о характеристиках зрелости был вам полезен. Если вам нужна дополнительная информация о нашей программе эмоционального благополучия для компаний , просто запросите ее, и мы свяжемся с вашей командой как можно скорее.

15 Характеристики эмоционально зрелого человека

Возраст и время имеют мало общего со зрелостью; есть много зрелых молодых людей и столько же ребячливых представителей старшего поколения. Зрелость — это то, как вы действуете и взаимодействуете с окружающим миром.

Как стать зрелым? Вы должны действовать и вести себя определенным образом. Вы должны думать иначе. Зрелый человек воплощает в себе различные черты, отличающие его от других. Выбор из 15 таких признаков обсуждается ниже.

1. Самосознание

Зрелость вырастает из семени осознания; осознание себя и действий, которые вы предпринимаете.

Самосознание означает, что вы можете смотреть на себя глазами наблюдателя. Вы можете занять несколько нейтральную позицию, чтобы наблюдать за своими мыслями, действиями и эмоциями, прежде чем применять к ним рациональный фильтр.

По сути, самосознание — это построение понимания своей личности; его сильные и слабые стороны, его потенциал и ограничения, и каждый маленький нюанс.

Пост по теме: Как провести личный SWOT-анализ всей вашей жизни

2. Самоконтроль

После того, как вы установили твердое осознание себя, вы в большей степени способны проявлять определенную степень самоконтроля.

Вы можете определить побуждения, которые накапливаются в вашем уме, и сопротивляться искушению действовать в соответствии с ними. Это может быть, например, разница между гневом и сохранением спокойствия, когда кто-то делает что-то, что вам не нравится.

Зрелый человек лучше проявляет сдержанность по отношению к вещам, которые могут нанести ущерб его краткосрочному или долгосрочному благополучию. Они могут одержать победу над некоторыми из наиболее разрушительных форм поведения, признав их такими, какие они есть.

3. Ответственность

Когда вы достигаете определенного уровня зрелости, вы понимаете, насколько велика ответственность быть человеком. Вы признаете, что все мы несем ответственность за свой собственный выбор и за более широкое влияние, которое он может оказать на мир.

Вера в то, что с вами что-то случается, разрушается и заменяется проактивным мышлением, которое понимает последствия ваших действий. Вы больше не будете пассивно жить среди мира; вы предпринимаете шаги, чтобы изменить свою ситуацию там, где это необходимо, чтобы вы могли жить по совести.

4. Смирение

Несмотря на то, что вы понимаете важность каждого принятого вами решения, вы остаетесь скромным и скромным человеком.

Вы никогда не ставите себя выше других, независимо от вашего статуса, богатства, власти или влияния. Вы знаете, что, когда дело доходит до этого, мы все рождаемся равными и умираем равными. Вы воздерживаетесь от того, чтобы любой личный успех вскружил вам голову, и вы относитесь к людям справедливо и уважительно, в каком бы качестве он ни был.0007

5. Самопринятие

Зрелые люди способны принимать себя такими, какие они есть; они проявляют доброту даже перед лицом своих недостатков.

Вы можете стремиться к самосовершенствованию и росту как личности, но зрелость позволяет вам принять текущую ситуацию и все прошлые события, которые к ней привели, и примириться с ними. Только тогда, когда вы сможете принять то, где вы находитесь сейчас, вы сможете планировать свой путь на будущее.

6. Благодарность

Наряду с принятием себя приходит чувство благодарности за все прекрасные вещи, которые существуют в вашей жизни. Вы развиваете способность видеть огромную пользу и ценность как большого, так и малого.

Вы благодарны за людей, с которыми проводите время, за ежедневные основные потребности, за опыт, которым вы наслаждаетесь, и за дар самой жизни. Вы никогда не принимаете вещи как должное, потому что понимаете, что не всем так повезло.

Побочным эффектом благодарности является усиление сочувствия и заботы о других. Зрелая душа не может не желать добра окружающим и стараться помочь всем, чем может.

Они лучше понимают взаимосвязь всего и поэтому чувствуют боль других так, как если бы она была их собственной. Это побуждает их к благотворительности всех видов, поскольку они стремятся распространять любовь и позитив в обществе. Они искренние дарители, которые редко ищут награды или признания за проявленную доброту.

8. Ориентированность на других

Сострадание — это лишь часть более общего подхода к жизни, который принимают эмоционально зрелые люди.

Вместо разделения, возникающего из-за того, что вы ставите свои интересы на первое место, вы полны решимости делать все возможное для укрепления единства и единства. Вы празднуете успех других и поддерживаете движения, которые стремятся улучшить благосостояние всех, а не только избранных.

Противостоит ревности, зависти и саморекламе, которые часто возникают у незрелых людей.

Зрелость разрушает ментальные барьеры и пробуждает в человеке чувство либерализма.

Вы больше не видите вещи как черное и белое, правильное и неправильное. Ваш разум открыт для множества идей и мнений, и вы не осуждаете тех, кто думает иначе или предпочитает жить незнакомым вам образом жизни.

Вы также позволяете своим убеждениям смягчиться, чтобы принять возможность того, что время от времени вы можете ошибаться. Вы не относитесь к фактам так высоко, но вместо этого понимаете, что в мире есть множество неизвестных.

Вам также может понравиться (продолжение статьи ниже):

  • Как избавиться от гнева: 7 этапов от ярости до освобождения
  • 7 способов эмоционально зрелого человека обращаться с трудными людьми
  • Как контролировать свои эмоции в ситуациях, требующих хладнокровия
  • Как сместить свой внутренний монолог в сторону чего-то более оптимистичного
  • 5 навыков межличностного общения, которые наиболее важны для вашей карьеры, отношений и жизни

10.

Чувство чуда

Когда вы взрослеете и вновь открываете непредубежденность, существовавшую в детстве, к вам также возвращаются чувство благоговения и удивления.

Это означает, что вы снова можете видеть вселенную такой невероятной и прекрасной, какой она является. Вас могут волновать чудеса природы и огромная сложность вашего собственного существования.

Это чудо заставляет вас задавать много глубоких вопросов о жизни и искать возможные ответы на них.

11. Оптимизм с оттенком реализма

Зрелый человек — это тот, кто способен смотреть на жизнь с оптимизмом, сохраняя при этом свои корни в реальности.

Вы понимаете, что хорошее не может происходить все время, но стараетесь сохранять позитивный настрой в любой ситуации, потому что знаете, что альтернативой являются пораженчество и отчаяние.

Вы с надеждой смотрите в будущее и смотрите на все существующие возможности, но морально готовы встречать трудности по мере их возникновения.

12.

Гибкость

Один из способов сохранять позитивный настрой — оставаться максимально гибким в обстоятельствах, с которыми вы сталкиваетесь.

Вы не упрямы, ваши взгляды открыты для изменений, и вы принимаете непредсказуемость как неотъемлемую часть жизни. Вы можете думать на ходу и приспосабливаться к вещам по мере их возникновения.

Противоположное этому — упорствовать и отказываться меняться, даже когда вокруг вас что-то меняется; так живет незрелый человек.

С вашей гибкостью и оптимизмом тесно связана жизнестойкая натура, которая помогает вам справляться со всем, что встречается на вашем пути.

Даже когда дела идут плохо, ты держишься за голову и ищешь решения своих проблем. Вы не позволяете событиям подавлять вас; сила, которую вы приобрели в прошлых испытаниях, всегда доступна для вас.

Вы не зацикливаетесь на своих печалях и не ищете жалости у других; у вас есть смелость сделать шаг вперед, преодолеть препятствия, стоящие перед вами, и вернуться на путь, по которому вы хотите идти.

Вы также наделены огромным терпением, которое поможет вам выждать время, прежде чем насладиться плодами своего труда. Вы понимаете, что то, чего вы хотите в жизни, не всегда приходит, как только вы этого хотите; над ними нужно работать и ждать время от времени.

Ваше терпение распространяется и на других людей; вы понимаете и принимаете, что они могут не всегда вести себя так, как вам хотелось бы, но у вас есть огромная способность прощать, когда это необходимо. Вы знаете, что бесполезно проецировать свои ожидания на других, потому что они прожили совершенно другую жизнь, чем вы.

15. Честность

Когда вы взрослеете внутри себя, вы больше не чувствуете необходимости обманывать других. Вы можете быть открытыми, честными и искренними с окружающими и верить, что какой бы ни была их реакция на вас, это лучше, чем скрывать правду.

У вас нет желания носить маску, вам не нужно лгать другим, и вам комфортно с тем, кто вы есть – бородавки и все такое. Вы понимаете, что честность — почти всегда лучшая политика, потому что она кажется искренней не только другим людям, но и вам самим.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *