Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Согласно теории а маслоу на какие категории разделены потребности: 1.2 Характеристика и взаимосвязь основных теорий мотивации

Содержание

1.2 Характеристика и взаимосвязь основных теорий мотивации

Кроме сложившегося разнообразия понятий мотивация и терминов, которые косвенно либо же напрямую связанных с ним, как следствие, в истории также сформировались различные теории мотивации.

Практический менеджмент опирается на определённые теории мотивации, которые могут быть разделены на две группы. Содержательные теории пытаются выяснить причины того или иного поведения человека. Часто их называют «теории потребностей». Процессуальные теории ставят во главу угла вопрос о том, как возникает тот или иной тип поведения, что его направляет, поддерживает и прекращает.

Первые теории основное внимание уделяют анализу факторов, лежащих в основе мотивации. Один из первых исследователей мотивации Ч. Барнард, рассматривая множественность возможных видов удовлетворения человека в организации, выделил конкретные побуждения: материальные, личные нематериальные для отличия престижа и власти, духовные.

Но он не создал теории мотивации. Исследователи в 1950-1960-х гг. выделили основные потребности. При этом А. Маслоу и К. Альдерфер выдвинули теории иерархии потребностей. По Маслоу, потребности, находящиеся на нижнем уровне, требуют первостепенного удовлетворения, а движение потребностей идет снизу вверх. Альдерфер, в отличие от Маслоу, считает, что движение потребностей идет снизу вверх и сверху вниз; движение вверх по уровням он назвал процессом удовлетворения потребностей, а движение вниз – фрустрацией – процессом поражения в стремлении удовлетворить потребность1.

Все же большую популярность во многих сферах научных знаний имеет знаменитая пирамида потребностей Абрахама Маслоу. Создавая свою теорию мотивации в 40-е годы, Маслоу признавал, что люди имеют множество различных потребностей. И исходя и з этого Маслоу распределил потребности по мере возрастания, объяснив такое построение тем, что человек не может испытывать потребности высокого уровня, пока нуждается в более примитивных вещах.

В основании пирамиды – физиология. Ступенью выше разместилась потребность в безопасности, над ней – потребность в принадлежности к какой-либо социальной группе. Следующая ступень – потребность в уважении и признании. И последняя ступень пирамиды, наивысшая, – стремление к раскрытию внутреннего потенциала1.  

Для удовлетворения потребностей следуя Пирамиде Маслоу, исходя из сферы организации труда можно использовать такие методы стимулирования:

— низшего порядка хороши: виды материального стимулирования;

— второго уровня – страхование;

— третьего уровня – с использованием видов сотворчества, активизации общения;

— четвертого уровня – в процессе привлечения к более сложной работе, делегирования полномочий, продвижения по службе;

— пятого уровня – привлечение работников к нестандартной для него деятельности (написание гимна компании, издание сборника творческих работ сотрудников, организация выставок произведений искусства, созданных работниками и прочие)2.

Пирамида Маслоу представлена на рисунке 1.1.

Рисунок 1.1 – Иерархия потребностей (Пирамида Маслоу)1

Во второй половине 50-х годов Фредерик Герцберг с сотрудниками разработал еще одну модель мотивации, основанную на потребностях. Эта группа исследователей попросила ответить 200 инженеров и конторских служащих одной крупной лакокрасочной фирмы на следующие вопросы «Можете ли вы описать подробно, когда после выполнения служебных обязанностей чувствовали себя особенно хорошо?» и «Можете ли вы описать подробно, когда после выполнения служебных обязанностей, чувствовали себя особенно плохо?»

2.

Согласно выводам Герцберга, полученные ответы можно подразделить на две большие категории, которые он назвал «гигиеническими факторами» и «мотивацией» (табл. 1.4).

Таблица – 1.4 Гигиенические факторы и мотивация1

Гигиенические факторы

Мотивации

1

2

Политика фирмы и администрации

Успех

Условия работы

Продвижение по службе

Заработок

Признание и одобрение

Межличностные отношения с начальниками, коллегами и подчиненными

Высокая степень ответственности

Степень непосредственно контроля за работой

Возможности творческого и делового роста

Гигиенические факторы связаны с окружающей средой, в которой осуществляется работа, а мотивации – с самим характером и сущностью работы. Согласно Герцбергу, при отсутствии или недостаточной степени присутствия гигиенически: факторов у человека возникает неудовлетворение работой

2.

Сравнивая отличительные черты между иерархией потребностей Абрахама Маслоу и двухфакторной теорией гигиены мотивации видно, что часть, которая соответствует гигиеническим факторам Герцберга, соответствует нижним уровням иерархии потребностей Маслоу, то есть потребностям физиологии, безопасности и социальным потребностям. Но при этом наблюдается отсутствие мотивационного содержания, когда начальник стимулирует рабочего, растит уважение к нему, его собственное «я» и реализацию самого себя, что можно отнести к недостатку модели мотивации Фредерика Герцберга.

Другой моделью мотивации, делавшей основной упор на потребности высших уровней, была теория Дэвида МакКлелланда. Он считал, что людям присущи три потребности:

— власти;

— успеха;

— причастности1

Потребность власти выражается как желание воздействовать на других людей. Люди с потребностью власти чаще всего проявляют себя как откровенные и энергичные люди, не боящиеся конфронтации и стремящиеся отстаивать первоначальные позиции. Зачастую они хорошие ораторы и требуют к себе повышенного внимания со стороны других. Управление очень часто привлекает людей с потребностью власти, поскольку оно дает много возможностей проявить и реализовать ее.  В свою очередь, потребность успеха удовлетворяется не провозглашением успеха этого человека, что лишь подтверждает его статус, а процессом доведения работы до успешного завершения. 

Люди с высокоразвитой потребностью успеха рискуют умеренно, любят ситуации, в которых они могут взять на себя личную ответственность за поиск решений проблемы и хотят, чтобы достигнутые ими результаты поощрялись вполне конкретно. Как отмечает МакКлелланд: «Неважно, сколь сильно развита у человека потребность успеха. Он может никогда не преуспеть, если у него не будет для этого возможностей, если его организация не предоставит ему достаточную степень инициативы и не будет вознаграждать его за то, что он делает»

2.

Мотивация на основании потребности в причастности по МакКлелланду схожа с мотивацией по Маслоу. Люди которые стремятся к причастности заинтересованы в компании друзей, налаживании отношений со своими коллегами, оказании помощи другим. Работников с большой потребностью к причастности следует привлекать такой работой, которая будет приносить им широкие возможности социального общения.

Процессуальные теории мотивации связаны с определением не только потребностей человека, но и с ожиданиями последствий выбранного типа поведения, пути достижения результата своей деятельности

1.

Основная идея теории ожиданий Виктора Врума – ответ на вопрос: почему человек делает выбор в ту или иную пользу. Работники сопоставляют цели организации и индивидуальные задания со своими потребностями и определяют их личную привлекательность, а также оценивают средства и вероятность достижения этих целей. Следовательно при организации трудового процесса руководитель должен достигать понимания сотрудником соответствия затрат, вознаграждений и результатов его труда.

Теория ожиданий В. Врума рассматривает роль мотивации в общем контексте рабочей среды. Теория предполагает, что люди мотивированы к работе, когда они ожидают, что смогут получить от работы достойное, по их мнению, вознаграждение. Теория ожиданий вводит три понятия, лежащих в основе мотивационных механизмов человеческого поведения.

Ожидания того, что усилия работника приведут к поставленной цели или желательному результату.

Инструментальность – понимание того, что выполнение работы и достижение требуемого результата являются основным условием (инструментом) получения вознаграждения.

Валентность – значимость награды для работника.

Мотивация работника имеет тенденцию к снижению, если результаты его работы не вознаграждаются должным образом со стороны организации, то есть если эти результаты не воспринимаются как инструмент для получения вознаграждения. Возможен и другой вариант: работник может иметь низкую мотивацию, если он уже получает от своей компании наивысший уровень оплаты и повышение производительности и качества его работы уже не отразятся на его оплате1.

В. Врум утверждает, что мотивация является функцией всех трех компонентов, то есть:

Сила мотивации = Ожидания х Инструментальность х Валентность.

Это значит, что мотивация будет высокой только тогда, когда и валентность, и инструментальность, и ожидания будут высокими. Это также подразумевает, что если один из компонентов будет равен нулю, то и общий уровень мотивации будет равен нулю2.

Идея теории справедливости Адамса – утверждение: до тех пор, пока люди не научатся считать, что они получают за труд, они не будут стремиться улучшить его. Адамс считает, что для достижения поставленной цели, необходимо учитывать то, что людям свойственно сопоставлять вознаграждение и с затраченными усилиями и с вознаграждением других людей за туже работу. Необходима большая разъяснительная работа, либо выплаты в тайне, что не слишком оправдано3.

Теория справедливости предполагает, что человек постоянно сравнивает себя с другими людьми по двум переменным: вкладу и результату. Под вкладом работника понимается тот вклад, который сам работник и другие люди вносят в работу: время, рабочие усилия, объем произведенной продукции и т.д. Результат – это то, что сам работник и другие люди получают от работы: оплата, льготы, престиж и т.д. Теория справедливости рассматривает вклад и результат так, как они воспринимаются работником, при этом они могут отличаться от реального (объективного) вклада и результата работы. Согласно теории справедливости люди сравнивают отношение своего вклада к полученному результату с отношением вклад-результат других людей. При этом возможны три варианта оценки таких сравнений:

— недоплата;

— справедливая оплата;

— переплата1.

Различие теории справедливости от теории ожиданий заключается в том, что в процессе собственной деятельности работник сравнивает оценку своих действий с оценкой аналогичных действий коллег и в итоге делает вывод о справедливости оплаты его труда. Несправедливость же в сою очередь может выражаться в виде недоплаты или переплаты, которая ощущается реже.

Синтетическую модель мотивации, включающую элементы ранее рассмотренных теорий мотивации, разработали Лайман Портер и Эдвард Лоулер. Лайман Портер и Эдвард Лоулер в своей (комплексной) теории мотивации раскрывают пять элементов, составляющих мотивационный процесс:

— затраченные усилия;

— восприятие;

— полученные результаты;

— вознаграждение;

— степень удовлетворения.

Согласно этой модели достигнутые результаты зависят от приложенных работником усилий, его способностей и характерных особенностей, а также осознания им своей роли в общем деле. То, какие усилия прикладывает человек, зависит от ценности вознаграждения и степени уверенности в том, что данный уровень усилий действительно повлечет за собой вполне определенный уровень вознаграждения. Кроме того, в этой теории устанавливается соотношение между вознаграждением и результатами, т.е. человек удовлетворяет свои потребности посредством вознаграждений за достигнутые результаты1.

Один из наиболее важных выводов теории Портера-Лоулера состоит в том, что результативный труд ведет к удовлетворению. Это прямо противоположно мнению, которое исповедует на этот счет большинство руководителей организаций. Руководители находятся под влиянием более ранних теорий человеческих отношений, полагавших, что удовлетворение ведет к достижению высоких результатов в труде или попросту говоря, что более довольные работники трудятся лучше2.

Рассмотрев факторы ожидания можно сделать вывод, что при высоких ожиданиях работника, отличных результатах его работы и большой степени удовлетворения полученным вознаграждением наблюдается сильная мотивация.

Модель Л. Портера-Э. Лоулера внесла большой вклад в понимание мотивации и приумножило значимость процессуальных теорий мотивации. Эта модель показывает важность и целесообразность объединения таких понятий, как усилия, результаты, вознаграждение, способности, удовлетворение и восприятие в единую теорию мотивации.

Исследований в области мотивации немало. Многие из них в той или иной мере используют основные положения описанных выше теорий. Та же теория равенства Стейси Адамса, идея которой состоит в том, что человек сравнивает, как были оценены его действия аналогично действиям других; концепции постановки целей (действуют такие факторы, как сложность, специфичность, приемлемость, приверженность цели)1.

Большинство содержательных разделов по мотивации, кочующих из одного учебника по менеджменту в другой, есть всего лишь легкие модификации текста из «Основ менеджмента» Майкла Мескона2и некоторых других западных источников.

Проанализируем описанные выше содержательные и процессуальные теории мотивации. При этом выделим суть каждой теории и обозначим ее недостатки в таблице 1. 5.

Таблица 1.5 – Анализ теорий мотивации3

Название теории

Суть теории

Недостатки теории

1

2

3

Содержательные теории мотивации

Теория иерархии потребностей

А. Маслоу

человеческое поведение определяется потребностями, которые можно разделить на пять групп и расположить в виде строго иерархической структуры;

—  удовлетворение более низкой потребности, доминирующей становится более высокая;

— после того, как потребность удовлетворена, ее мотивирующее воздействие прекращается.

Как показывает практика, иерархические уровни не являются дискретными ступенями. Люди, как правило, начинают искать свое место в сообществе задолго до того, как будут обеспечены их потребности в безопасности или полностью удовлетворены физиологические потребности. То есть вторичные потребности могут быть в приоритете.

Теория  

мотивационной гигиены 

Ф. Герцберга

— потребности делятся на гигиенические факторы и мотивации;

— гигиенические мотивы согласно теории — это мотивы, создающие настрой на труд;

— гигиенические мотивы могут быть как мотиваторами, так и демотиваторами трудовой деятельности;

—  к мотивирующим факторам Ф. Герцберг относит то, что всегда способствует повышению эффективности труда работников.

Герцберг предполагал наличие сильной корреляции между удовлетворением от работы и производительностью труда. Как показывают другие исследования, такая корреляция существует далеко не всегда и несмотря на высокую степень удовлетворения работой, производительность может оставаться низкой. 

Теория потребностей Д. МакКлелланда

— выделяются три потребности: власти, успеха, причастности;

— власть — стремление к воздействию на других людей, контролю ресурсов и процессов;

— успех в теории это: стремление к самостоятельности в работе;

— причастность — стремление к активному взаимодействию с коллегами и клиентами.

В теории наблюдается игнорирование ситуационных особенностей мотивационного выбора. Автор теории выделил три потребности, которые мотивируют личность, но упустил анализ ситуаций, в которых эти потребности оказывают влияние на человека.

Продолжение таблицы 1.5

1

2

3

Процессуальные теории мотивации

Теория ожидания

В. Врума

— чем больше оправдываются ожидания сотрудника, тем более эффективным будет его труд;

—  выделяет 3 основные ожидания сотрудника в процессе труда: ожидания того, что усилия работника приведут к поставленной цели или желательному результату, инструментальность, валентность;

— В. Врум выводит формулу:

Сила мотивации = Ожидания х Инструментальность х Валентность.

Разработана основа мотивационного механизма человеческого поведения, но нет подробного изложения механизмов того, как определенные потребности и мотивы ведут к определенному поведению.

Теория справедливости С. Адамса

— теория рассматривает вклад и результат;

— люди субъективно определяют отношение полученного вознаграждения к затраченным усилиям, а затем соотносят его с вознаграждением других людей, выполняющих аналогичную работу.

В этой теории не устанавливается соотношение между вознаграждением и  ре-

зультатами, т.е. не указан момент, когда человек удовлетворяет свои потребно-

сти посредством вознаграж- дений за достигнутые результаты.

Модель Портера-Лоулера

— модель включает элементы теории ожидания и теории справедливости;

— достигнутые результаты зависят от приложенных усилий, способностей и характерных особенностей человека;

— достижение требуемого уровня результативности может повлечь внутренние и внешние вознаграждения.

Данная теория является более полной и актуальной. Но недостаток заключается в том, что мотивация оценивается исходя лишь из психологичес-

ких особенностей или процессов, происходящих внутри человека. Нужно отметить, что такой метод не совсем корректен если речь идет о мотивационных процессах в организации.

Таким образом, ни одна из рассмотренных теорий не является совершенной, поэтому теории нуждаются в модернизации, с целью их приспособления к более современной структуре потребностей.

Хотя теории не совершенны, на сегодняшний день элементы рассмотренных теорий продолжают использоваться как в теории, так и на практике. Вся совокупность существующих теорий дала возможность разработать мотивационный инструментарий.

Теория мотивации Маслоу — Энциклопедия по экономике

Теория мотивации Маслоу направлена на объяснение, почему люди в качестве мотивов своего поведения в определенный момент времени имеют определенные потребности. Маслоу разработал иерархическую систему потребностей, в которую в порядке важности входят следующие потребности физиологические (в питании, одежде, жилье), в самосохранении (безопасность, защищенность), социальные (принадлежность к определенной социальной группе, в любви), в уважении (самоуважение, признание заслуг, завоевание определенного статуса в организации), в самоутверждении (саморазвитие и самореализация, возможность полностью раскрыть свои способности). Человек стремится удовлетворить в первую очередь самую важную потребность. Как только ему удается это сделать, она перестает действовать как мотиватор, и человек будет стараться удовлетворить следующую по важности потребность. Например, голодающего человека гораздо в большей степени интересует еда (потребность первого уровня), чем события, происходящие в мире искусств (потребности пятого уровня), чем степень его уважения и любви окружающими (потребности четвертого и третьего уровней), чем чистота воздуха, которым он дышит (потребности второго уровня). Но по мере удовлетворения очередной, наиболее важной потребности на первый план выходит следующая за ней. Эти знания используются как при оценке возможного поведения различных категорий потребителей, так и при мотивации труда сотрудников, в том числе маркетинговых служб.  [c.220]
Текущая маркетинговая ситуация 496 Телемаркетинг 384 Теория мотивации Маслоу 220 Теория мотивации Фрейда 219—220 Тестирование рынка 120—123  [c.641]

Теория мотивации Маслоу  [c.58]

Содержательные теории восходят к началу XX в. и связаны с представителями элиты научного менеджмента, такими как Фредерик У. Тейлор, который предложил модель прогрессивной заработной платы для мотивации работников. Вслед за ними появилась школа человеческих отношений , а затем содержательные теории мотивации Маслоу, Герцберга и Альдерфера. Разработчиков содержательных теорий интересует выявление имеющихся у людей мотивов и их приоритетности. Они озабочены тем, какого рода вознаграждения или целей люди стараются добиться, чтобы чувствовать себя удовлетворенными и работать хорошо. Содержательные теории считаются статичными , поскольку они единовременно учитывают всего один или несколько факторов и ориентированы либо на прошлое, либо на настоящее. Поэтому они не всегда могут предсказать мотивацию к труду или поведение тем не менее, эти теории важны для понимания того, что же мотивирует людей к трудовой деятельности. Теории трудовой мотивации пытаются определить, что же все-таки конкретно стимулирует людей к труду.  [c.292]


ТЕОРИЯ МОТИВАЦИИ МАСЛОУ  [c.661]

Теория мотивации Маслоу 655, 661  [c.810]

Теория мотивации Маслоу пытается объяснить, почему одни люди тратят массу времени на самосохранение, а другие на завоевание уважения окружающих Он разработал иерархию потребностей (рис. 5.3.), в которой человеческие потребности располагаются в порядке значимости от наиболее до наименее настоятельных. Как только человеку удается удовлетворить какую-то важную потребность, она на время перестает быть движущим мотивом и появляется побуждение к удовлетворению следующей по важности потребности.  [c.30]

Психологи разработали ряд теорий человеческой мотивации. Самые популярные из них-теория Зигмунда Фрейда и теория Авраама Маслоу-предлагают совершенно разные выводы для деятельности по исследованию потребителей и маркетингу.  [c.197]

Понятие и роль мотивации. Теории мотивации. Содержательные теории мотивации. Двухфакторная теория мотивации Герцберга. Теория человеческих потребностей А. Маслоу. Процессуальные теории мотивации. Теория ожиданий.  [c.165]

Содержательные теории мотивации. Иерархия потребностей, по Маслоу. Маслоу из всего разнообразия потребностей выделяет пять  [c.73]

Теория мотивации Герцберга имеет много общего с теорией Маслоу. Его мотивации сравнимы с потребностями высших уровней Маслоу.  [c.75]

В начале 1940-х годов школа человеческих отношений серьезно обогащается за счет знаменитой теории мотивации Абрахама Маслоу, сформулировавшего постулат, согласно которому потребности носят иерархический характер. Вначале люди стремятся удовлетворить низкий уровень потребностей, затем переходят к более высокому. Эта иерархия включает а) физиологические потребности (еда, питье, крыша над головой) б) потребность в безопасности в) социальные потребности г) потребность в признании д) потребность в самовыражении. Иерархия потребностей Маслоу впервые дала объяснение, почему одна и та же система мотивации может в разное время оказывать различное воздействие на личность (в зависимости от степени удовлетворенности в этот момент ее иерархических потребностей).  [c.11]


Теория мотивации А. Маслоу. Абраам Маслоу попытался объяснить, почему в разное время индивид ощущает различные потребности 3. Почему один человек тратит уйму времени на то, чтобы защитить себя от всевозможных внешних угроз, а другой стремится к тому, чтобы заслужить уважение окружающих А. Маслоу объясняет это тем, что система человеческих потребностей выстроена в иерархическом порядке, в соответствии со степенью значимости ее элементов физиологические потребности, потребность в чувстве защищенности, социальные потребности и потребности в самоутверждении (рис. 6.4). Индивид в первую очередь старается удовлетворить самые важные потребности. Когда ему это удается, удовлетворенная потребность перестает быть мотивирующей, и человек стремится к насыщению следующей по значимости. К примеру, голодному человеку (неудовлетворенная потребность № 1) не интересно, что происходит в мире искусства (потребность № 5), как он выглядит в глазах общества (потребность № 3 или 4), каким воздухом он дышит (потребность № 2). Но когда у него будет достаточно еды и питья, на первый план выходят следующие по значимости потребности.  [c.246]

Таким образом, Маслоу подчеркивает относительность иерархии потребностей и обращает внимание на их динамику. Этот аспект мы считаем одним из важнейших в теории мотивации и в практике управления персоналом.  [c.66]

Понятие потребностей лежит в основе теорий мотиваций (Фрейда, Маслоу и др.), в том числе определяющих поведение потребителей на рынке (см. раздел 4). Часто говорят, что главная задача маркетинга — найти потребность и удовлетворить ее.  [c.6]

При изучении мотивации или побуждений, вызывающих активность людей и определяющих ее направленность, в данном случае на покупку какого-то товара, ищутся ответы на такие вопросы, как Почему совершается данная покупка , Что потребитель ищет, покупая данный товар , Какие потребности пытается удовлетворить Человек в любой момент времени испытывает различные потребности. Однако большинство этих потребностей не являются достаточно сильными, чтобы мотивировать его действовать в данный момент времени. Потребность становится мотивом только когда достигает достаточного уровня интенсивности. Под мотивом, понимается потребность, настоятельность которой является достаточной, чтобы направить человека на ее удовлетворение. Для исследования мотивов поведения потребителей используется мотивационный анализ. В маркетинге при анализе поведения потребителей наиболее часто используется теории мотивации Фрейда и Маслоу.  [c.219]

Теория Маслоу оказала большое влияние на развитие теории и практики современного маркетинга. Однако очевидно, что в концепции есть ряд очень уязвимых моментов. Во-первых, потребности по-разному проявляются в зависимости от многих ситуационных факторов. Во-вторых, не обязательно наблюдается жесткое следование одной группы потребностей за другой, как это представлено в «пирамиде» Маслоу. В-третьих, удовлетворение верхней группы потребностей не обязательно приводит к ослаблению их воздействия на мотивацию. Маслоу считал, что исключением из этого правила является только потребность самовыражения, которая может не ослабевать, а даже усиливать свое действие на мотивацию по мере ее удовлетворения. Практика показывает, что потребности признания и самоутверждения также могут оказывать усиливающее воздействие на мотивацию в процессе их удовлетворения.  [c.114]

По теории А. Маслоу, мотивация людей определяется широким спектром их потребностей. При этом главную мотивирующую роль играет самая нижняя неудовлетворенная потребность. После того как потребность удовлетворена, она утрачивает свое мотивирующее воздействие.  [c.142]

Теория мотивации Ф. Герцберга имеет много общего с теорией Маслоу. Герцберг делит потребности на гигиенические факторы и мотивации. К гигиеническим факторам Герцберг относит, например, условия работы, заработок, межличностные отношения, а к мотивациям — продвижение по службе, признание и одобрение результатов работы, высокую степень ответственности и т.п.  [c.144]

Иерархия потребностей — подразделение потребностей людей на несколько уровней. Согласно теории мотивации А. Маслоу, выделяют пять уровней — физиологические потребности, потребность в защищенности, потребность в принадлежности, потребность в уважении и потребность в самовыражении.  [c.218]

По теории мотивации А. Маслоу (рис. 2.2) человеческие потребности располагаются в порядке иерархической значимости от более значимых, которые составляют фундамент побудительных факторов, к менее настоятельным.  [c.59]

Теория мотивации Маслоу. Авраам Маслоу попытался объяснить, почему в разное время людьми движут разные потребности14. Почему один человек тратит массу времени и энергии на самосохранение, а другой-на завоевание уважения окружающих Ученый считает, что человеческие потребности располагаются в порядке иерархической значимости от наиболее до наименее настоятельных. Разработанная Маслоу иерархия представлена на рис. 33. По степени значимости потребности располагаются в следующем порядке физиологические потребности, потребности самосохранения, социальные потребности, потребности в уважении и потребности в самоутверждении. Человек будет стремиться удовлетворить в первую очередь самые важные потребности. Как только ему удается удовлетворить какую-то важную потребность, она на время перестает быть движущим мотивом. Одновременно появляется побуждение к удовлетворению следующей по важности потребности.  [c.199]

Тайм с. 491 Таможенный тариф с. 613 Таппервэр хоум партис с. 192, 193 Тексас инструменте с. 60 Теория мотивации Маслоу с. 199, 200 Теория мотивации Фрейда с. 197, 198 Товар с. 49, 282-286  [c. 730]

Все современные теории мотивации (Маслоу, МакКлелланда, Герцберга) делают основной упор на определение перечня и структуры потребностей людей.  [c.384]

Содержательные теории мотивации Маслоу, МакКлелланда, Герцберга, процессуальные теории Врума, Портера—Лоулера  [c.22]

В учебниках по менеджменту приводятся наиболее популярные теории мотивации Маслоу, Мак Клелланда, Герцберга, Врума, Лаймана Портера, Эдварда Лоулера и др.  [c.83]

ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ И МОДИФИКАЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ (rewards and behavior modifi ation) — концепция положительного подкрепления, разработанная Скиннером в рамках бихевиористской теории мотивации к труду. Известные теории мотивации (Маслоу) исходят из внутренней природы человека и опираются на такие факторы, как потребности человека, его взгляды, установки и устремления. Скиннер подходит к мотивации извне в том смысле, что объясняет и описывает человеческую мотивацию в понятиях ее последствий. Ключевым моментом для понимания этого взгляда Скиннера является определенная система управленческих предписаний, или схема подкрепления стимулов, показывающая желательные, с точки зрения менеджера, факты поведения.  [c.225]

Теория мотивации, основанная на попытке определить в первую очередь те потребности, которые заставляют людей действовать. К числу таких теорий относятся теории Абрахама Маслоу, Фредерика Герцберга, Дэвида Макклел-ланда и др.  [c.387]

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ТЕОРИИ МОТИВАЦИИ основываются на идентификации тех внутренних побуждений (называемых потребностями), которые заставляют людей действовать так, а не иначе. В этой связи будут описаны работы Абрахама Маслоу, Дэвида МакКлелланда и Фредерика Герцберга. Более современные ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ ТЕОРИИ МОТИВАЦИИ основываются в первую очередь на том, как ведут себя люди с учетом их восприятия и познания. Основные процессуальные теории, которые мы будем рассматривать, — это теория ожидания, теория справедливости и модель мотивации Портера-Лоулера.  [c.362]

Содержательные теории мотивации в первую очередь стараются определить потребности, побуждающие людей к действию, особенно при определении объема и содержания работы. При закладке основ современных концепций мотивации наибольшее значение имели работы трех человек Абрахама Маслоу, Фредерика Герцберга и Дэвида МакКлелланда.  [c.366]

Одним из первых бихевиористов, из работ которого руководители узнали о сложности человеческих потребностей и их влиянии на мотивацию, был Абрахам Маслоу. Создавая свою теорию мотивации в  [c.366]

ИЕРАРХИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ — порядок удовлетворения тех или иных потребностей. По А. Маслоу, потребности, находящиеся на нижнем уровне требуют первостепенного удовлетворения потребности более высокого уровня начинают активно действовать на человека после того, как в общем удовлетворены потребности более низкого уровня, движение потребностей идет снизу вверх (см. Содержательные теории мотивации). Клейтон Аль-дерфер считал, что движение потребностей идет в обе стороны вверх, если удовлетворены потребности низшего уровня, и вниз, если не удовлетворены потребности более высокого уровня. В соответствии с теорией потребностей Альдерфера И.п. отражает восхождение потребностей от более конкретных к менее конкретным. Этот процесс Альдерфер назвал процессом удовлетворения потребностей. У Мак-Клелланда потребности не исключают  [c.90]

Теории содержания мотивации анализируют факторы, оказывающие влияние на мотивацию. В значительной мере фокус этих теорий сконцентрирован на анализе потребностей и их влиянии на мотивацию. Эти теории описывают структуру потребностей, их содержание и то, как данные потребности связаны с мотивацией человека к деятельности. В данных теориях делается попытка дать ответ на вопрос о том, что внутри человека побуждает его к деятельности. Наиболее известными теориями мотивации этой группы являются 1) теория иерархии потребностей, разработанная Маслоу 2) теория ERG, разработанная Альдерфером 3) теория приобретенных потребностей МакКлелланда и 4) теория двух факторов Герцберга.  [c.143]

Сравните модель мотивации Маслоу с моделями Мак-Клелланда и Герцберга. Выявите принципиальные различия. Выберите из Вашей практики ситуацию, в которой требуется мотивация, и покажите, как в ней будут работать различные теории мотивации.  [c.91]

Одновременно проявляется действие другого парадокса — парадокса Вебелена. Он заключается в том, что предметы роскоши покупаются не столько ради их потребительских свойств, сколько ради их социального значения, в частности престижности, моды и т.п. Это вполне согласуется с теорией мотивации потребностей, разработанной известным американским экономистом и социологом и известной под названием пирамиды Маслоу. Потребность в самоутверждении и самовыражении находится на вершине этой пирамиды.  [c.220]

Среди тех, кто не разделяет мнения о природной агрессивности человека, Роджерс называет А. Маслоу — основоположника современной теории мотивации. На основе собственного клинического опыта Роджерс приходит к такому выводу «внутреннее ядро человеческой личности… является и самосохраняющим и социальным» [Там же. С. 136].  [c.51]

Авторами наиболее известных содержательных теорий мотивации являются А. Маслоу, К. Альдерфер, Д. МакКлел-ланд и Ф. Герцберг. Основой их подходов являются классификации потребностей, рассмотренные в разделе 3.1. В теоретическом аспекте к числу наиболее обоснованных можно отнести двухфакторную теорию Герцберга.  [c.120]

Содержательные теории мотивации. Широкое распространение в США и странах Западной Европы получила теория мотивации А Маслоу. Согласно этой теории потребности имеют определенную иерархию и могут быть представлены в виде пятиуровневой схемы (рис. 8.3).  [c.142]

Содержательные теории мотивации основываются на идентификации внутренних побуждений, называемых потребностями, которые заставляют людей действовать так, а не иначе. Этому посвящены работы А. Маслоу, Д. Мак-Клелланда и Ф. Герцберга.  [c.211]

Теория Маслоу: объяснение, иерархия и потребности

Теория Маслоу: объяснение, иерархия и потребности | StudySmarter

Выберите язык

Предлагаемые языки для вас:

Немецкий (DE)

Дойч (Великобритания)

Европа

  • английский (DE)
  • английский (Великобритания)

StudySmarter — универсальное учебное приложение.

4.8 • Рейтинг +11k

Более 3 миллионов загрузок

Бесплатно

Теория Маслоу

СОДЕРЖАНИЕ :

ОГЛАВЛЕНИЕ

    Lerne mit deinen Freunden und bleibe auf dem richtigen Kurs mit deinen persönlichen Lernstatistiken

    Jetzt kostenlos anmelden

    Nie wieder prokastinieren mit unseren Lernerinnerungen.

    Jetzt kostenlos anmelden

    Если единственным инструментом, который у вас есть, является молоток, вы склонны рассматривать любую проблему как гвоздь. Теория, объясняющая пять основных потребностей человека Эта иерархия потребностей также может быть применена в бизнес-контексте.t

    Теория иерархии потребностей Маслоу

    Теория иерархии потребностей Абрахама Маслоу — это теория мотивации. Эта теория состоит из иерархии, включающей пять ключевых уровней, следующих за структурой снизу вверх:

    • Психологические потребности (нижний)
    • Безопасность
    • Любовь и принадлежность
    • Уважение
    • Самоактуализация (Верхний )

    Эти шаги символизируют потребности сотрудников. Во-первых, потребности внизу — это основные и необходимые потребности, которые необходимо удовлетворить, прежде чем человек сможет стремиться к удовлетворению потребностей, находящихся на более высокой ступени иерархии.

    Эти пять слоев потребностей сгруппированы в три категории. Нижние потребности относятся к категории основных потребностей, в которую входят потребности, необходимые для выживания человека. Базовые потребности B включают физиологические потребности, потребности в безопасности. Психологические потребности включают в себя L любовь и принадлежность и потребности в уважении , это социальные потребности и чувство принадлежности к сообществу. Наконец, категория Самореализация охватывает последний шаг потребностей, называемый самореализацией. Эти потребности не так необходимы для удовлетворения, как основные или психологические потребности, но как только они будут удовлетворены, это сделает человека счастливее.

    В бизнесе контекстные менеджеры могут использовать эту теорию для мотивации сотрудников, стремясь удовлетворить их потребности в иерархическом порядке. Например, работодатели должны сначала убедиться, что основные потребности удовлетворены, прежде чем они смогут стремиться удовлетворить потребности сотрудников на более высоком уровне.

    Теория иерархии потребностей Маслоу, StudySmarter

    Теория человеческих потребностей Маслоу

    Теория человеческих потребностей Маслоу представлена ​​системой иерархии, отображающей потребности человека, которые необходимо удовлетворить, чтобы человек жил полноценной жизнью. Потребности человека включают четыре этапа:

    • физиологические потребности
    • Безопасность
    • Любовь и принадлежность
    • Уважение

    Теория потребностей Маслоу исключает последний этап, который является самоактуализацией. Поскольку последний шаг представляет людей, полностью раскрывающих свой потенциал. Этот шаг достигается не всеми людьми, так как достижение этого шага равно достижению их идеального «я». Поэтому он исключается из теории потребностей человека.

    Теория самоактуализации Маслоу

    Самоактуализация — это последний и высший уровень теории иерархии потребностей Маслоу. Заключительный этап может быть достигнут только в том случае, если выполнены все предыдущие четыре шага. Поскольку последний этап представляет собой момент, когда люди реализуют свой потенциал, и как только этот шаг будет достигнут, люди смогут достичь своего «идеального я».

    Сильные и слабые стороны теории мотивации Маслоу

    Теория мотивации Маслоу имеет как сильные, так и слабые стороны. Основные сильные и слабые стороны будут определены в этом разделе.

    Преимущества иерархии потребностей Маслоу

    Основные преимущества иерархии потребностей Маслоу являются:

    • Это просто понять

    • Это признает человеческую природу

    • IT All All In All in Fields в All Fields4444. пройти через каждую силу одну за другой.

      Простота понимания — Теория представлена ​​просто и очень легко для понимания. Большинство людей смогут подчеркнуть теорию Маслоу. Например, низкоквалифицированная рабочая сила будет заботиться об удовлетворении основных потребностей, таких как пища, кров и безопасность. В то время как руководитель компании будет в основном сосредоточен на достижении лестницы самореализации, чтобы реализовать свой истинный потенциал.

      Признает человеческую природу — Теория Маслоу представляет истинную человеческую природу. Поскольку такова человеческая природа, люди всегда требуют большего в плане стремления к достижению более высоких потребностей после того, как удовлетворены низшие. Например, когда удовлетворены основные потребности, такие как пища, кров и гарантия занятости. Люди требуют большего, например, социальных отношений, уважения и реализации своего потенциала.

      Актуальна во всех областях — Эта теория актуальна в большинстве областей. Приоритет людей — найти способ заработать достаточно денег, чтобы купить еду. После этого следует безопасность, гарантированная работа и социальные потребности, чтобы встретиться с друзьями и семьей.

      Недостатки иерархии потребностей Маслоу

      Иерархия потребностей Маслоу имеет два основных недостатка:

      • Теория Маслоу игнорирует различное культурное и социальное происхождение людей — Следовательно, приоритеты могут различаться от человека к человеку. Например, некоторые люди могут ценить общение с друзьями и семьей больше, чем безопасность. Кроме того, люди могут отдавать предпочтение уважению со стороны общества, а не безопасности. Например, семья может покупать дорогие автомобили и дома, чтобы похвастаться перед обществом и завоевать уважение других, а не покупать страховые планы для семьи.

      • Не принимает во внимание, что люди могут быть мотивированы внутренними вознаграждениями — Теория Маслоу не признает, что люди могут быть мотивированы внутренними вознаграждениями, такими как достижение денежных достижений, а не самореализация.

      Не может быть измерено эмпирически — Не существует количественной меры для расчета степени удовлетворенности людей каждым уровнем, прежде чем они смогут стремиться к достижению следующего уровня.

      Теория мотивации Герцберга и теория иерархии потребностей Маслоу

      Во-первых, мотивационно-гигиеническая теория Герцберга состоит из мотивационных и гигиенических факторов. Факторы мотивации внедряются в сотрудников, чтобы привлечь и мотивировать их к работе. В то время как гигиенические факторы необходимы, и сотрудники ожидают их получения на каждом рабочем месте.

      Мотивационно-гигиеническая теория Герцберга, StudySmarter

      Основные различия между теорией мотивации Герцберга и теорией иерархии потребностей Маслоу:

      Теория Маслоу. Ключевые выводы

      • Иерархия потребностей Маслоу — это теория мотивации , которая включает пять иерархических уровней потребностей: психологические потребности, безопасность, любовь и принадлежность, уважение, самоактуализация.
      • Эти потребности делятся на три категории : Основные потребности — физиологические потребности и потребности в безопасности. Психологические потребности. Потребности в любви, принадлежности и уважении. Самореализация — Самоактуализация.
      • Основной принцип иерархии Маслоу теории потребностей заключается в том, что сначала должны быть удовлетворены нижние потребности, прежде чем человек сможет стремиться к удовлетворению потребностей на более высоком уровне.
      • Ключевые преимущества теории Маслоу заключаются в том, что она проста для понимания, признает человеческую природу и актуальна во всех областях.
      • Основные недостатки теории Маслоу заключаются в том, что она не признает, что люди происходят из разных культур и социальных слоев и что люди могут быть мотивированы внутренними вознаграждениями. Кроме того, удовлетворение потребностей не может быть измерено эмпирически.
      • Ключевые различия между теориями мотивации Герцберга и Маслоу заключаются в следующем: Теория Маслоу фокусируется на удовлетворении человеческих потребностей, в то время как теория Герцберга фокусируется на вознаграждении, признании и условиях занятости. Более того, теория Маслоу организована от базовых потребностей к высшим. В то время как теория Герцберга не имеет определенной структуры и ориентируется только на высшие потребности. Теория Маслоу считает, что удовлетворение происходит от удовлетворения потребностей, в то время как теория Герцберга признает факторы, которые вызывают удовлетворение и неудовлетворение.

      Часто задаваемые вопросы о теории Маслоу

      Теория иерархии потребностей Маслоу утверждает, что человеческое поведение определяется 5 категориями потребностей: 1) Психологические потребности 2) Безопасность 3) Любовь и принадлежность 4) Уважение 5) Самоактуализация.

      Основной принцип теории Маслоу заключается в том, что потребности на низших уровнях должны быть удовлетворены в первую очередь, прежде чем люди смогут стремиться к потребностям на более высоком уровне.

      Теория Маслоу важна, поскольку она признает человеческую природу простым для понимания способом и, таким образом, применима ко всем областям.

      Теория мотивации, основанная на иерархии потребностей Учителя, утверждает, что человеческая мотивация проистекает из удовлетворения потребностей. В пирамиде Маслоу есть пять уровней потребностей, сгруппированных в три категории: Основные потребности (физиологические потребности и потребности в безопасности), психологические потребности (любовь и принадлежность, самооценка) и самореализация (самоактуализация). ).

      Финальная викторина по теории Маслоу

      Викторина по теории Маслоу — Teste dein Wissen

      Вопрос

       Что такое теория Маслоу?

      Показать ответ

      Ответ

      Теория Маслоу — это теория мотивации. Эта теория называется теорией иерархии потребностей.

      Показать вопрос

      Вопрос

      Каковы уровни потребностей в иерархии потребностей Маслоу?

      Показать ответ

      Ответ

      Теория Маслоу включает пять уровней:

      • Психологические потребности (внизу)
      • Безопасность
      • Любовь и принадлежность
      • Уважение
      • Самореализация (сверху)

      Показать вопрос

      Вопрос

      К каким категориям относится каждый уровень потребностей?

      Показать ответ

      Ответ

      Каждый уровень потребностей относится к одной из трех категорий. Какие основные потребности — физиологические потребности и потребности в безопасности. Психологические потребности. Потребности в любви, принадлежности и уважении. Самореализация — самоактуализация.

      Показать вопрос

      Вопрос

       Какого уровня могут достичь не все люди?

      Показать ответ

      Ответ

      Уровень самореализации может быть достигнут не всеми, поскольку это не является насущной потребностью, поскольку не каждый сможет осознать свой истинный потенциал и способность достичь своего идеального «я».

      Показать вопрос

      Вопрос

      Как в контексте бизнеса теория Маслоу хочет мотивировать сотрудников?

      Показать ответ

      Ответ

      Теория Маслоу будет мотивировать сотрудников, поскольку они будут мотивированы работать и зарабатывать деньги для удовлетворения основных потребностей. Позже сотрудники будут мотивированы устанавливать социальные связи на работе и завоевывать уважение со стороны коллег по мере продвижения по службе и т. д. Позже некоторые сотрудники могут реализовать свой истинный потенциал для достижения руководящих должностей. Эти факторы будут мотивировать сотрудников к усердной работе.

      Показать вопрос

      Вопрос

      Каковы ключевые сильные стороны теории Маслоу?

      Показать ответ

      Ответ

      Основные достоинства теории Маслоу в том, что она проста для понимания, признает человеческую природу и актуальна во всех областях.

      Показать вопрос

      Вопрос

      Каковы ключевые недостатки теории Маслоу?

      Показать ответ

      Ответ

      Слабые стороны теории Маслоу заключаются в том, что теория не признает, что люди происходят из разных культурных и социальных слоев и что люди могут быть мотивированы внутренними вознаграждениями. Кроме того, удовлетворение потребностей не может быть измерено эмпирически.

      Показать вопрос

      Вопрос

      Почему теория Маслоу проста для понимания большинства?

      Показать ответ

      Ответ

       Теорию Маслоу легко понять, так как большинство людей могут понять эту теорию. Например, низкоквалифицированные работники могут быть обеспокоены получением заработной платы для удовлетворения основных потребностей, таких как еда и кров. В то время как руководители высшего звена будут стремиться к достижению своего идеального «я», удовлетворяя потребности в самореализации.

      Показать вопрос

      Вопрос

      Каковы основные различия между теориями Маслоу и Герцберга?

      Показать ответ

      Ответ

      Основные различия между теориями мотивации Герцберга и Маслоу заключаются в следующем: Теория Маслоу фокусируется на удовлетворении человеческих потребностей, в то время как теория Герцберга фокусируется на вознаграждении, признании и условиях занятости. Более того, теория Маслоу организована от базовых потребностей к высшим. В то время как теория Герцберга не имеет определенной структуры и ориентируется только на высшие потребности. Теория Маслоу считает, что удовлетворение происходит от удовлетворения потребностей, в то время как теория Герцберга признает факторы, которые вызывают удовлетворение и неудовлетворение.

      Показать вопрос

      Вопрос

       В чем разница в том, как представлены теории Маслоу и Герцберга?

      Показать ответ

      Ответ

      Разница в том, как представлены теории, состоит в том, что теория Маслоу представлена ​​в иерархическом порядке. Базовые потребности находятся внизу, а потребности более высокого уровня — наверху иерархии. Теория мотивации Герцберга имеет две категории факторов мотивации и гигиены, которые не представлены в каком-либо определенном порядке.

      Показать вопрос

      Вопрос

      Сколько шагов в теории Маслоу?

      Показать ответ

      Ответ

      Показать вопрос

      Вопрос

      Какова первая потребность работника согласно теории Маслоу?

      Показать ответ

      Ответ

      Психологический

      Показать вопрос

      Вопрос

      Что нужно второму сотруднику согласно теории Маслоу?

      Показать ответ

      Ответ

      Безопасность

      Показать вопрос

      Вопрос

      Что является главной потребностью сотрудника согласно теории Маслоу?

      Показать ответ

      Ответ

      Самореализация

      Показать вопрос

      Вопрос

      Каковы основные потребности человека согласно теории Маслоу?

      Показать ответ

      Ответ

      Физиологические потребности и потребности безопасности.

      Показать вопрос

      Вопрос

      Каковы психологические потребности человека согласно теории Маслоу

      Показать ответ

      Ответ

      Потребность в любви/принадлежности и уважении.

      Показать вопрос

      Вопрос

      Что такое самоудовлетворение потребностей человека по теории Маслоу

      Показать ответ

      Ответ

      Самореализация

      Показать вопрос

      Вопрос

      Можно ли использовать теорию Маслоу в бизнес-контексте?

      Показать ответ

      Ответ

      Показать вопрос

      Вопрос

      Легко ли понять теорию Маслоу?

      Показать ответ

      Ответ

      Показать вопрос

      Вопрос

      Потребности можно измерить эмпирически.

      Показать ответ

      Ответ

      Показать вопрос

      Подробнее о теории Маслоу

      Откройте для себя подходящий контент для ваших тем

      Не нужно обманывать, если у вас есть все необходимое для успеха! Упаковано в одно приложение!

      Учебный план

      Будьте идеально подготовлены вовремя с индивидуальным планом.

      Тесты

      Проверьте свои знания с помощью игровых тестов.

      Карточки

      Создавайте и находите карточки в рекордно короткие сроки.

      Заметки

      Создавайте красивые заметки быстрее, чем когда-либо прежде.

      Учебные наборы

      Все учебные материалы в одном месте.

      Документы

      Загружайте неограниченное количество документов и сохраняйте их в Интернете.

      Study Analytics

      Определите сильные и слабые стороны вашего исследования.

      Еженедельные цели

      Ставьте индивидуальные учебные цели и зарабатывайте баллы за их достижение.

      Умные напоминания

      Хватит откладывать на потом наши напоминания об учебе.

      Награды

      Зарабатывайте очки, открывайте значки и повышайте уровень во время учебы.

      Волшебный маркер

      Создавайте карточки в заметках полностью автоматически.

      Интеллектуальное форматирование

      Создавайте самые красивые учебные материалы, используя наши шаблоны.

      5 уровней иерархии потребностей Маслоу (упрощено)

      Содержание страницы

      Что такое иерархия потребностей Маслоу?

      Абрахам Маслоу, психолог-человек, предложил теорию мотивации «Иерархия потребностей» в своей статье «Теория мотивации человека» в 1943 году. Успешная теория мотивации позже была добавлена ​​в книгу «Мотивация и личность». Она широко известна как иерархия потребностей Маслоу. Согласно Маслоу, у людей всегда есть потребности, и когда одна потребность относительно удовлетворена, в предсказуемой последовательности возникают другие потребности.

      Маслоу утверждает, что потребности побуждают людей выполнять работу. Человеческие потребности безграничны, и для удовлетворения неограниченных потребностей они мотивированы на выполнение данной работы.

      Маслоу в своей иерархии потребностей разделил потребности человека на 5 уровней от самого низкого до самого высокого: потребности физиологические, потребности в безопасности, социальные, уважение и самоактуализация. Человеческие потребности склонны подчиняться первичному иерархическому образцу от самых насущных потребностей до самого высокого уровня. Пока не будут удовлетворены самые основные потребности, человек не будет пытаться удовлетворить свои потребности более высокого уровня.

      Теория иерархии потребностей Маслоу основана на следующих предположениях:

      • Человеческие потребности и мотивы сложны
      • Потребности в формировании иерархии
      • Неудовлетворенные потребности мотивируют людей/работников
      • Люди стремятся к росту и развитию
      иерархии Маслоу потребности применимы к каждому человеку, школе, бизнесу, а также организации.

      Давайте подробно рассмотрим пять категорий потребностей, указанных Маслоу, начиная с физиологических потребностей.

      Иерархия потребностей Маслоу

      На приведенной выше пирамиде самыми низкими уровнями пирамиды являются самые первичные потребности, а вверху потребности усложняются.

      Пирамида Маслоу также представляет количество людей. Чем шире пирамида, тем выше размер людей, а чем уже пирамида, тем меньше людей. На нижних уровнях пирамиды люди высокие, по мере подъема пирамиды размер людей становится меньше. Это означает, что меньше людей самореализуются.

      В иерархии потребностей Маслоу разделил пять потребностей на две части: первая — потребности низшего порядка и потребности высшего порядка, а вторая — потребности дефицита и потребности роста.

      Потребности более низкого порядка против. Потребности высшего порядка

      В иерархии потребностей Маслоу базовые физиологические потребности и потребности в безопасности являются потребностями низшего порядка. Потребности более низкого порядка удовлетворяются за счет внешних факторов, т. е. за счет доступных материалов, и требуют меньших усилий. Социальные потребности, самооценка и самоактуализация являются потребностями более высокого порядка. Потребности более высокого порядка удовлетворяются за счет внутренних факторов, то есть в рамках мышления человека, и для их удовлетворения требуются более высокие усилия.

      Дефицит потребностей против. Потребности в росте

      Маслоу назвал физиологические потребности, потребности в безопасности, социальные потребности и потребности в уважении дефицитными потребностями, а самоактуализацию — потребностями роста. Дефицит потребностей возникает из-за неудовлетворенных потребностей. Потребности дефицита необходимо удовлетворять, чтобы избежать вреда, неприятностей и одиночества. Кроме того, когда потребности дефицита удовлетворяются, мотивация снижается.

      Потребность в росте или потребность в бытии – это желание человека расти. Оно не возникает из-за недостатка чего-то, это желание индивидуума стать тем, кем он хочет стать. Когда потребность роста удовлетворяется, уровень мотивации человека также повышается, а когда эта потребность не удовлетворяется, человек не чувствует себя скучным. Прежде чем удовлетворить потребность роста, сначала должны быть удовлетворены более низкие уровни или потребности дефицита.

      5 уровней иерархии потребностей Маслоу

      Физиологические потребности

      На самом первом уровне иерархии потребностей Маслоу находятся физиологические потребности. Физиологические потребности являются самыми основными потребностями, необходимыми для выживания. Эти потребности жизненно важны для нормального функционирования людей. Пока базовые потребности не удовлетворены, люди не обращаются к другим более высоким потребностям. Примеры:

      • Еда
      • Жилье
      • Одежда
      • Вода
      • Воздух
      • Сон
      • Секс

      Маслоу также утверждает, что репродуктивная или сексуальная потребность возникает только после удовлетворения других физиологических потребностей.

      Кроме того, в организациях адекватная заработная плата и хорошие условия труда обычно удовлетворяют физиологические потребности работников.

      Потребности в безопасности и безопасности

      Поскольку мы удовлетворяем физиологические потребности, предполагается, что потребности в безопасности и безопасности имеют место. Потребность в безопасности включает в себя защиту от лишений, опасностей и угроз на работе и вне ее. Потребности в безопасности можно разделить на три категории экономической безопасности, физической безопасности и социальной безопасности.

      Экономическая безопасность включает в себя уверенность в удовлетворении основных потребностей на постоянной основе, для этого человек вносит свои деньги на сберегательный счет.

      Физическая безопасность предполагает защиту от непредвиденных событий, таких как пожар, несчастный случай и т. д. Для этого человек оформляет страховку.

      Социальное обеспечение предполагает потребности в обеспечении в старости, болезнях и стойкой нетрудоспособности, для этого человек максимально экономит на свои старческие жизненные трудности.

      Организации удовлетворяют потребности в охране и безопасности, предоставляя стабильные рабочие места, медицинские учреждения и пенсионные пособия.

      Социальные потребности/потребности в принадлежности

      На третьем уровне иерархии потребностей Маслоу находятся социальные/потребности в принадлежности. Он включает в себя привязанность, чувство принадлежности, принятие и дружбу. На этом уровне люди хотят чувствовать себя любимыми и принятыми в обществе. Вот некоторые примеры таких потребностей:

      • Дружба
      • Любовь
      • Семья
      • Социальные группы
      • Командный дух
      • Близость

      Лишение таких потребностей порождает у людей одиночество, депрессию и тревогу. Люди — социальные существа, поэтому им необходимо взаимодействовать с другими. Мы знаем, что любовь — это лучшее чувство, которое помогает уменьшить чувство одиночества, депрессии, беспокойства и других психических проблем у людей.

      В организациях сотрудники с высокой принадлежностью должны получать удовольствие от тесного сотрудничества с другими. Когда организация не удовлетворяет потребности в членстве, неудовлетворенность сотрудников регулярно проявляется в различных формах, таких как частые прогулы, низкая производительность, поведение, связанное со стрессом, и эмоциональные срывы. Менеджмент должен развивать чувство принадлежности, командный дух, продвижение по службе, авторитет на основе эффективности и т. д., чтобы удовлетворить эти потребности.

      Потребность в уважении

      Когда потребности предыдущего уровня удовлетворены, возникает потребность в уважении, которая включает в себя уважение и признательность. Сюда же относится самооценка и личностный рост человека. На этом уровне уважение должно играть важную роль в качестве мотиватора, мотивирующего поведение людей.

      Потребности в уважении или эго носят психологический характер и представляют собой потребности более высокого уровня. В этот момент люди хотят чувствовать себя ценными и хотят внести свой вклад в общество.

      Маслоу разделил потребность в уважении на две категории: первая — это уважение со стороны самого себя, а вторая — уважение со стороны других. Уважение со стороны других включает в себя статус, признание и внимание. Уважение к себе включает самоуважение, автономию и достижения.

      Чтобы удовлетворить эти потребности, люди ищут возможности для достижений, продвижения по службе, престижа и статуса.

      В организациях руководство может удовлетворять потребности эго, определяя положение и разрабатывая систему вознаграждения и наказания.

      Потребности в самореализации

      Последний уровень иерархии потребностей Маслоу — потребности в самоактуализации, это самая сложная потребность среди остальных. Он основан на цитате «Человек может быть таким, каким он должен быть».

      Потребности в самореализации связаны с личностным ростом, самореализацией и реализацией своего полного потенциала. Самоактуализация – это желание стать тем, кем человек способен стать.

      На этом уровне человек ищет сложную работу, которая дает возможность для творчества и возможностей для личного роста и продвижения. Самоактуализированные люди творческие, независимые, верящие в себя, менее озабоченные мнением других, спонтанные и хорошо воспринимающие реальность.

      Руководство может мотивировать таких сотрудников, предоставляя сложную работу с достаточной свободой для принятия решений.

      Оценка иерархии потребностей Маслоу

      Многие ученые высоко оценили теорию мотивации Маслоу, в то время как многие критиковали ее. Ниже приведены полезность и критика теории иерархии потребностей Маслоу.

      Полезность иерархии потребностей Маслоу

      Теория иерархии потребностей Маслоу важна для мотивации сотрудников. Ее можно сравнить с экономической теорией спроса. Эта теория облегчает понимание того, почему человек ведет себя по-разному в двух похожих ситуациях. Это побуждает администраторов изучать человеческое поведение и запускать мотивационные проекты.

      Эта теория достаточно обширна, так как начинается с основ и доходит до потребностей самореализации. Обычно менеджеры отмечают, что сначала возникают базовые потребности, которые постепенно переходят на более высокий уровень.

      Теория иерархии потребностей Маслоу — универсальное понятие. Описанные потребности имеют значение не только в контексте организации, но и значимы на всех этапах жизни человека. Например, потребности в безопасности, социальные потребности, потребности эго и потребности в самоактуализации являются частью личной жизни людей.

      Маслоу сфокусировал внимание на том, что когда более низкие потребности удовлетворяются, потребности более высокого порядка замещают их. Поскольку человеческие потребности неограниченны и неудовлетворимы, потребности мотивируют работников. Менеджеры несут ответственность за создание ситуации для удовлетворения доминирующих потребностей.

      Критика теории иерархии потребностей Маслоу

      Помимо полезности, многие ученые выявили слабые стороны этой теории. Вот некоторые ограничения иерархии потребностей Маслоу:

      Иерархическая классификация не является универсальной

      Теория иерархии потребностей Маслоу не применима ко всем людям. У каждого человека могут быть свои потребности. Например, некоторые творческие люди, несмотря на отсутствие базовых потребностей, могут достичь самореализации.

      Игнорирует одновременное возникновение потребностей

      Маслоу подчеркивает, что потребности на определенном уровне возникают только тогда, когда потребности предыдущего уровня потребностей были удовлетворены. Эта теория не признает одновременного возникновения двух или более потребностей.

      Игнорируемые ситуационные факторы

      Теория иерархии потребностей Маслоу игнорирует ситуационные факторы. Оно может применяться не всегда, не во всех местах и ​​не во всех ситуациях. Например, не все страны мира имеют одинаковый уровень экономического благосостояния, поэтому люди из разных стран могут иметь разный уровень жизни.

      Игнорирует сложное человеческое поведение

      Человеческое поведение довольно сложно и трудно понять. Поэтому не совсем корректно говорить, что человеческое поведение есть не только результат человеческих потребностей. Это может быть результатом действия нескольких других сил, т. е. восприятия, ожидания, опыта и т. д. Следовательно, руководство также должно признать, что помимо потребностей и желаний существует множество детерминант поведения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *