Деятельность технологическая и деятельность созидательная Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №10-2/2016 ISSN 2410-700Х_
ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ
УДК 128
А.С.Алексишин
Аспирант СибГАУ, г. Красноярск, РФ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОЗИДАТЕЛЬНАЯ
Аннотация
В статье доказывается что деятельность индивида оказывает разное влияние на общество в зависимости от того, в каком типе общества она осуществляется, и какая стратегия воплощается в жизнь.
Ключевые слова
Социальный прогресс, индивидуалистическое общество, коллективистское общество, пассионарность,
антиэнтропийный процесс.
В условиях интенсивного развития общества человек активно осваивает природу и окружающий мир, преобразовывает его в соответствии со своими потребностями. И естественным образом возникает вопрос -как повлиять на социальные процессы, что бы они вели к созиданию, развитию? Что нужно делать людям, что бы законы развития общества представали, прежде всего, как законы социального прогресса? Для сохранения целостности общества и гармонии всех его частей возникает необходимость в поиске некой деятельности, социально оформленной практики, которая бы позволила идти по пути эффективного развития. Основной деятельностью человека является труд, проявляющийся во всех сферах общественной жизни. Как замечает А.А. Богданов в труде «Тектология — Всеобщая организационная наука», работа присуща любому живому существу, а труд только человеку. Труд означает деятельность человека как разумного существа, который свой разум использует, в том числе и на благо другим людям.[1] Однако, последствия процесса труда существенно различаются в зависимости от выбранной стратегии поведения, которая в свою очередь детерминируется типом общества. Руководствуясь исторически сложившимися моделями мира, Универсалистской и Космической, выявляются два основных типа общества -индивидуалистический и коллективистский. Жизнеспособность индивидуалистического типа общества детерминируется основополагающими принципами метафизики — принципами дуализма, антропоцентризма, эгоцентризма и т.д. Коллективистский тип общества задается принципами диалектики -принципом единства мира, принципом детерминизма, принципом всеобщей связи явлений.
В рамках индивидуалистического общества принцип дуализма — удвоения действительности -раскрывается в первичности либо идеального, либо материального. Отсюда выявляются две основных стратегии поведения в процессе труда. При первичности идеального в качестве духовного потенциала человека, реализация индивида как субъекта труда ставится выше, чем благополучие окружающего мира. Трудовая деятельность выступает как процесс следования определенной технологии для получения результата. При этом средства и последствия такой деятельности значения не имеют, важен только результат. Отсюда исходит привязанность к последовательности действий (технологии), а также карьеризм, прагматизм, утилитаризм, религиозный фанатизм и т.п. Для минимизации разрушительных последствий такого типа трудовой деятельности, роль государства заключается в стабилизации общественной жизни. В этих целях предусматривается определенный договор между правящей элитой государства и обществом. Данный договор навязывается обществу, который может предусматривать утилитаристский прогресс, возможность повышения уровня жизни общества, завышенные стандарты качества его жизни и т. п. с тем расчетом, чтобы общество согласилось с принципами и средствами, на основе реализации которых этот уровень и качества жизни будут достигаться. Однако следствием реализации таких договоров может быть и социальный прогресс, но цена данного социального прогресса, как правило, весьма высока. В конечном счете, такой социальный прогресс может обернуться тяжелейшими социальными последствиями, к числу которых относится ряд глобальных проблем современности, мировые войны и т.п.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №10-2/2016 ISSN 2410-700Х_
Другая стратегия поведения основана на том, что материальное (окружающий мир) ставится выше самореализации индивида (идеальной сущности, духовного мира человека). Здесь трудовая деятельность выступает как процесс спонтанный, случайный. Каждый волен делать то и так, как сочтет нужным, что порождает такие элементы жизни общества как безбожие, бездуховность, служение мамоне и т.д. Трудовая деятельность является, главным образом, деятельностью потребительского толка. При этом государство занято охраной прав и свобод индивидов и занимает позицию невмешательства в саморегулирующиеся процессы общественной жизни. Это иной вариант технологической деятельности, в рамках которого каждый сам устанавливает технологию достижения собственных целей. Неотъемлемыми элементами данной трудовой стратегии являются антропоцентриз, прагматизм, утилитаризм и т.п.
Жизнеспособность другого типа общества — коллективистского — определяется принципами диалектики. Н.М. Чуринов пишет: «С точки зрения диалектики, труд есть деятельное совершенство — это деятельностное оформление антиэнтропийного процесса.»[2,с.15] Труд выступает как упорядочивание пространства, того мира, в котором мы существуем. Труд как созидательная деятельность гармонизирует внутренний мир человека и его окружающий мир, поэтому такая деятельность имеет созидательный характер. Через совершенство отношений человека и окружающего его мира осуществляется гармония, организованность, слаженность, упорядоченность и т. д. Внутренний потенциал человека придает окружающему миру ещё большее совершенство. В обществе, которое функционирует по принципам единства мира и всеобщей связи явлений, человек, действуя на благо, связан с другими людьми, а потому общество также получает от этого благо. А благо это есть движение к совершенству. В этих условиях жизнедеятельности общества государство призвано следовать законам развития общества и обеспечивать такие условия общественной жизни, которые бы позволяли обществу двигаться по пути прогресса во всех сферах общественной жизни. Трудовая деятельность направлена на устранение энтропии между природой и обществом, при этом государство регулирует и поддерживает антиэнтропийные процессы. Так, о различии деятельности в условиях индивидуалистического общества (элиты) и коллективистского (авангарда) Н.М. Чуринов пишет: «Пассионарность общественной элиты раскрывает ее эгоизм, стремление господствовать, навязывать обществу свою волю и т.д. Именно в этих значениях пассионарности элита представляет собой часть общества большую, чем целое. Пассионарность же авангарда — это его устремленность к антиэнтропийному прогрессу, способность посредством пассионарной индукции объединить общество на пути совершенствования общественных отношений, способность направить разрешение социальных противоречий в русло созидания и т.д. Так, пассионарная часть общества -авангард — предстает как нечто большее, чем целое общество.»[2, стр.500]
Итак, деятельность индивида оказывает разное влияние на общество в зависимости от того, в каком типе общества она осуществляется, и какая стратегия воплощается в жизнь:
1) стратегия, направленная на укрощение пассионарности народа, на уничтожение его духовности, укрепление пораженческих настроений, состояния паники, безверия, нигилизма, уныния, дискредитацию народа, его исторических завоеваний и т.д.
2) стратегия, направленная на повышение пассионарности народа, на обеспечение его творческого подъема, готовности к подвигам, к самопожертвованию ради достижения обоснованных целей по принципу «Господь сотворил нас великими».
Таким образом, первая стратегия может быть определена как стратегия поощрение процессов роста социальной энтропии, а вторая стратегия — как поощрения антиэнтропийных процессов в обществе.
Список используемой литературы:
1. Богданов А. А. Тектология — Всеобщая организационная наука [электронный ресурс] // URLL: http://royallib.com/book/bogdanov_aleksandr/tektologiya_vseobshchaya_organizatsionnaya_nauka.html
2. Чуринов Н. М. Совершенство и свобода: Философские очерки. — 3-е изд. доп. — Новосибирск : СО РАН, 2006.
© Алексишин А.С., 2016
Г. Рапота: Совместная созидательная деятельность стран ЕАЭС будет способствовать реализации масштабных евразийских проектов
Сенатор принял участие в мероприятиях Евразийского экономического форума в Бишкеке.
Член
Комитета Совета Федерации по международным делам Григорий Рапота Рапота
Григорий Алексеевичпредставитель от исполнительного органа государственной власти Курской области
принял участие в мероприятиях Евразийского
экономического форума. Форум состоялся 25–27 мая 2022 г. в Бишкеке (Республика
Кыргызстан).
Смотрите также
Г. Рапота принял участие в авиасалоне МАКС-2021
В ходе своего выступления парламентарий высказал ряд инициатив в итоговую декларацию Форума. Он отметил важность для развития ЕАЭС совместной созидательной деятельности стран-участниц при осуществлении масштабных проектов.
Кроме этого, по словам сенатора, важно с учетом актуальности проблемы водно-энергетического регулирования в Центрально-Азиатском регионе вернуться к реализации решения, принятого в 2004 г. президентами пяти государств — участников «О взаимодействии государств-членов ЕврАзЭС по эффективному освоению водно-энергетических ресурсов бассейнов рек Сырдарья и Амударья».
Григорий Рапота отметил необходимость активизации работы по развитию транзитного потенциала ЕАЭС, в том числе разработать соответствующую программу действий, а также ускорить формирование единого научно-технического пространства в рамках ЕАЭС, проработать механизмы решения этой задачи через создание инновационных центров, «парков высоких технологий».
Сенатор обратил внимание, что люди судят о деятельности интеграционных объединений (а страны Центральной Азии участвуют в СНГ, ЦАС, ЕАЭС, ОДКБ, ШОС) по конкретным, зримым результатам. Например, в гуманитарной сфере — это свобода передвижения людей, выбора ими места жительства, места работы и учебы, возможность получения образования по единым стандартам и на всей территории интеграционного сообщества, и многое другое. «Это – осязаемый и уже ставший привычным результат работы».
Вместе с тем, подчеркнул Григорий Рапота, существует экономическая составляющая — возведенные объекты и реализованные производственные и научно-исследовательские программы, создание новых видов техники и прорывных технологий, то есть все, что определяет динамику экономического и научно-технического развития наших стран. И в этой сфере желательно показать продукт совместных созидательных усилий стран-участников интеграционных объединений, уверен парламентарий.
Для Центральной Азии, указал сенатор, необходимо решение давней и по‑прежнему актуальной задачи – водного и энергического регулирования.
«Комплексное решение проблемы энергетики и ирригации возможно только в том случае, если строительство, но особенно, диспетчеризация потоков воды и электричества, будут продуктом сотрудничества всех заинтересованных государств», — отметил законодатель.
Вторым, не менее важным вопросом сенатор назвал развитие транзитного потенциала. «В последние годы, международные транспортные коридоры уже получают некоторое развитие. Строятся железные дороги в Казахстане, Туркмении, Российской Федерации, Иране, развиваются Каспийские порты в Российской Федерации, Иране, Казахстане, Туркмении и т. д., решается вопрос о гармонизации таможенных процедур. Всё это вместе взятое дает надежду на радикальный сдвиг в развитии транзита», — сказал парламентарий.
Темы
международное сотрудничество
Лица
Рапота Григорий Алексеевич
Комитеты
Комитет Совета Федерации по международным делам
Творческую работу лучше всего выполнять в команде
Я твердо верю, что не нужно делать все самому. После 25 лет работы на уровне C я много раз заканчивал тем, что брался за выполнение задач самостоятельно, но часто работать таким образом сложнее. Я предпочитаю заниматься творческой работой с помощью поддерживающей и разносторонней команды.
В мире, где конкуренция все больше превращается в игру, в которой генерируются самые лучшие идеи, лучшая творческая работа часто выполняется в команде. Поэтому я призываю руководителей проявлять больше творчества и инноваций, поощряя командную работу на всех уровнях компании.
Работа в команде способствует творческому мышлению
Старая поговорка «Рыбак рыбака слетается в стаю» прекрасно иллюстрирует нашу склонность искать людей со схожими взглядами, но это может ослабить творческое мышление. Гарвардский профессор экономики Ричард Фримен заметил склонность ученых работать с теми, кто на них похож. Китайские ученые в одной лаборатории, индийцы и европейцы в двух других. Он проанализировал публикации ученых-единомышленников и обнаружил, что статьи с более разнообразными группами авторов получают больше публичных цитирований и престижа. Разнообразие входных данных является сильной стороной.
Часто я создаю мир творчества вокруг себя, вовлекая людей в беседы и черпая вдохновение из их точек зрения. Объединение творческой энергии других с вашими лидерскими навыками решения проблем помогает формулировать лучшие решения с более полной информацией. Показывая этот пример, вы можете установить командную работу как ожидание творческого мышления на всех уровнях. Команды учатся работать вместе над творческими задачами, улучшая дух товарищества и общий взгляд на команду, одновременно повышая вовлеченность сотрудников.
Разнообразие имеет значение
Разнообразие мыслей — залог успеха команд. Адам Галински, социолог, утверждает, что те, у кого есть близкие отношения с людьми из других стран, лучше справляются с тестами на креативность. Просто размышление об этих отношениях может временно улучшить творческие способности. Чем больше аспектов разнообразия — культура, пол, возраст, сексуальная ориентация, этническая принадлежность, образование, уровень опыта и знаний — мы вкладываем в нашу команду, тем больше вероятность того, что эти члены команды будут черпать вдохновение из, казалось бы, несвязанных мест.
Компания с разнообразным руководящим составом будет знать, что нужно больше учитывать своих клиентов и лучше реагировать на их потребности. Исследование McKinsey, проведенное в 2020 году, показало, что компании, которые с большей вероятностью получат более высокую прибыль, также имеют самые этнически разнообразные руководящие команды. Руководители компаний могут опираться на опыт различных советов, чтобы найти проверенные решения, основанные на их широком спектре предыдущего опыта.
Стимулирование командной работы и повышение креативности
Командная работа и разнообразие ведут к лучшему решению проблем и более эффективным решениям. Тем не менее, лидеры, которые пытаются управлять командной работой на всех уровнях, должны быть осторожны, чтобы избежать микроуправления. Вы должны быть уверены в способности своей команды к творческому мозговому штурму, правильно привлекая нужных людей с помощью двустороннего подхода: найма и вдохновения.
1. Нанимайте творческих людей, которые будут хорошо работать вместе в команде. Проведите инвентаризацию потенциала творческого мышления кандидата в составе команды по результатам первоначального собеседования. Вы можете многое сделать о человеке по тому, задают ли они вопросы и какие вопросы они задают. Они задумчивы или поверхностны? Спрашивают ли они о компании и ее проблемах или о зарплате и отпусках?
Подходящий кандидат для творческой и совместной команды продемонстрирует сильную рабочую этику и непредубежденность в отношении точек зрения других. Вы также можете оценить их взаимопонимание с теми, кто берет у них интервью. Их способность заводить здоровые и увлекательные разговоры может многое рассказать вам об их способности работать в команде и мыслить творчески.
2. Вдохновляйте и обучайте членов команды работать еще лучше. Создание сильной команды творческих работников не происходит в одночасье или без каких-либо размышлений. Есть несколько способов создать эту команду с нуля:
• Поощряйте командную работу. Дайте понять, что командная работа является ожидаемой, и убедитесь, что все члены команды понимают ценность такой совместной работы.
• Оставляйте положительные отзывы и поощряйте успехи. Руководители должны не только поощрять командную работу, но и вознаграждать эти усилия положительными отзывами и признанием. Когда мы признаем и хвалим результаты успешной командной работы, мы гарантируем, что члены команды будут продолжать стремиться к этому.
• Связь. Развивайте культуру сотрудничества, поддерживая открытые каналы связи, в том числе для обратной связи от членов команды. Приветствуйте эти разговоры и продемонстрируйте, что вы серьезно относитесь к командной работе, действуя на основе их предложений для улучшения.
• Поделитесь своим видением и поставьте перед собой четкие цели. Когда все сотрудники полностью понимают миссию, видение и ценности компании, а также свои организационные цели, они могут работать вместе, чтобы принимать независимые решения.
• Подавайте хороший пример. Ищите командную работу для творческих решений и будьте открыты для рассмотрения и реализации хороших идей членов команды, независимо от того, откуда они исходят. Оставьте свое эго за дверью.
• Создайте здоровую офисную среду. Развивайте культуру преподавания и обучения. Сделайте офис местом, где люди чувствуют себя в безопасности и комфортно, предлагая и протягивая руку помощи.
• Предоставлять возможности для развития. Ищите членов команды, которые могут наставлять или получать наставничество для развития исполнительных навыков и лидерства. Подходящие люди для совместной команды будут постоянно искать возможности для обучения и новые способы совершенствования.
• Предоставьте сотрудникам пространство, необходимое им для успешной работы. Величайшие инновации компании часто исходят от рабочих инициатив, поэтому лидеры должны предоставлять им значительную степень автономии. Если мы можем быть уверены, что создали лучшую команду креативных мыслителей, нам будет легче отступить и позволить им взять на себя управление.
Командная работа предлагает различные точки зрения и облегчает творчество. Когда мы подходим к проблеме с разных сторон и учитываем идеи из разного опыта, мы получаем более полное представление о проблеме и средства мозгового штурма для более творческих решений.
Креативность особенно важна перед лицом такой неопределенности. Нанимая нужных людей и вдохновляя их на совместную работу, лидеры могут создать разностороннюю команду сотрудников, способных помочь компании справиться с чем угодно.
Творческие работы: инновации и новые предприятия
Как можно защитить творческие работы?
Творческие работы могут быть защищены авторскими правами. Творческие работы, кроме цифровых инноваций, таких как программное обеспечение, экранные материалы, веб-сайты и базы данных, которые могут быть защищены авторским правом, включают:
- Литературные произведения, включая руководства, книги и т. д.
- Научно-технические статьи
- Письмо в Интернете, например блог или серия статей
- Музыкальные произведения и звукозаписи, включая тексты песен
- Фильмы и другие аудиовизуальные произведения
- Изобразительные работы (включая карты и архитектурные планы), графика, скульптура
- Пантомимы и хореографические произведения (если они были записаны)
Публикация не является обязательной для защиты авторских прав на творческую работу, но ваша творческая работа должна каким-то образом быть сохранена в той или иной форме или иметь возможность воспроизводиться, чтобы быть защищенной авторским правом.
Какие творческие произведения не подлежат охране?
Творческие произведения, не закрепленные в какой-либо материальной форме выражения, не могут быть защищены авторским правом. К ним относятся:
- Идеи, процедуры, методы, системы, процессы, концепции, принципы, открытия или изобретения, отличные от описания, объяснения или иллюстрации.
- Титулы, имена, короткие фразы и слоганы. (вы можете зарегистрировать их как товарный знак или знак обслуживания.)
- Речь или лекция, которые не были записаны или записаны.
- Знакомые символы или рисунки, простые вариации типографского орнамента, букв или раскраски
- Простые списки ингредиентов или содержимого (но рецепт с инструкциями может быть защищен авторским правом)
- произведения «общественной собственности», не имеющие первоначального авторства, например, стандартные календари, рулетки и правила, таблицы роста/веса, списки или таблицы, взятые из общедоступных документов или других общедоступных источников.
- Произведения, находящиеся в общественном достоянии, срок действия авторских прав на которые истек.
Кому принадлежит творческая работа, разработанная в Северо-Западном университете?
Что касается авторских прав и других прав интеллектуальной собственности (за исключением патентных прав), несмотря на общие принципы, касающиеся индивидуальной собственности, изложенные в Политике авторского права Северо-Западного университета, право собственности на такие права интеллектуальной собственности, возникающие в отношении определенных категорий академических работ, включая творческие работы (т.
- Работы, поддерживаемые грантами или контрактами (внутренними, федеральными, государственными, отраслевыми и т. д.), регулируются в соответствии с положениями и условиями таких грантов или контрактов (которые обычно закрепляют право собственности на Северо-Западный университет) или, в случае таких грантов или в контрактах ничего не говорится о правах на интеллектуальную собственность, такая интеллектуальная собственность будет принадлежать Северо-Западному университету.
- Работы, поддерживаемые грантами, чрезвычайными пособиями или субвенциями (независимо от того, в деньгах или в денежном эквиваленте, независимо от того, поддерживаются ли они внешними источниками по контракту), если университет заранее определил их как таковые.
- Базы данных и аналогичные наборы информации, которые получены в основном от имени школ или факультетов, а не отдельных лиц, или которые связаны с вопросами конфиденциальности (как в случае с медицинскими пациентами или идентифицируемыми людьми) или требуют одобрения Институционального наблюдательного совета университета.
- Компьютерные программы, когда программы в первую очередь создаются для выполнения утилитарных задач.
- Работы лиц, работающих в качестве членов сообщества Северо-Западного университета, когда многочисленные индивидуальные оригинальные вклады на практике нечетко сливаются в новое и отличное произведение, зафиксированное в материальном носителе воплощения, и отдельные создатели не вступили в соглашение о совместном авторстве.
Должен ли я зарегистрировать свою творческую работу в бюро авторских прав США, чтобы получить охрану?
Произведения охраняются авторским правом с момента их создания и закрепления в материальной форме, воспринимаемой либо непосредственно, либо с помощью машины или устройства. В целом регистрация является добровольной и относительно недорогой. Авторское право существует с момента создания произведения. Однако вам придется зарегистрироваться, если вы хотите подать иск о нарушении авторских прав на произведение в США. Зарегистрированные произведения могут иметь право на возмещение убытков по закону и оплату услуг адвоката в случае успешного судебного разбирательства.
Как мне использовать уведомление об авторских правах с моей цифровой инновацией?
В законе об авторском праве уведомление об авторском праве представляет собой уведомление установленной законом формы, которое информирует пользователей об основном заявлении о праве собственности на авторское право на опубликованное произведение. Когда творческое произведение разрабатывается для публикации, совместного использования или лицензирования с разрешения владельца авторских прав, на произведение может быть помещено уведомление об авторских правах. Использование уведомления является обязанностью владельца авторских прав и не требует разрешения или регистрации в Бюро регистрации авторских прав США.
Уведомление об использовании информирует общественность о том, что творческое произведение защищено авторским правом, указывает владельца авторских прав и указывает год первого использования. Законодательство США больше не требует использования уведомления об авторских правах, хотя его размещение на произведении дает правообладателю определенные преимущества. Бюро регистрации авторских прав издало правила, касающиеся положения уведомления и способов прикрепления. Как правило, уведомление об авторских правах должно быть размещено таким образом, чтобы оно давало разумное уведомление о притязании на авторское право. Уведомление должно быть постоянно разборчивым для обычного пользователя произведения при нормальных условиях использования и не должно быть скрыто от глаз при разумном рассмотрении.
Например, уведомления об авторских правах на творческие работы, принадлежащие Северо-Западному университету, можно добавить, как показано ниже:
Copyright 2018. Северо-Западный университет. Все права защищены.
Copyright 2015 – 2018. Северо-Западный университет. Все права защищены.
Как я могу открыто распространять свои творческие работы?
Лицензии Creative Commons могут использоваться для открытого распространения творческих работ.