Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Сознательное и бессознательное в природе человека: Тема 10. Сознательное и бессознательное

Содержание

как бессознательные процессы формируют нашу личность

Рубрики : Нейронаука, Переводы, Психология


Нашли у нас полезный материал? Помогите нам оставаться свободными, независимыми и бесплатными, сделав любое пожертвование или купив что-то из нашего литературного мерча.


О силе бессознательного психологи говорят уже более века, в то время как научное сообщество занимается поиском экспериментальных доказательств существования этого пласта психики. Рассказываем вам об одном недавнем исследовании, авторы которого, профессор психологии Дэвид Оукли и профессор нейропсихологии Питер Халлиган, провели ряд экспериментов с использованием фМРТ и пришли к выводу, что сознание не просто не контролирует эмоции, чувства и мысли, оно, наоборот, идет на поводу у них и постфактум создает для этих чувств и мыслей объяснения, создавая таким образом нашу персональную историю. Это проливает новый свет на то, как могут взаимодействовать между собой сознательное и бессознательное и в очередной раз ставит вопрос о мере нашей свободы как мыслящих существ.

Часто мы полагаем, что наше поведение, убеждения или мнение о чем либо, – все это результат обстоятельного размышления. Нам кажется, что внутри нашей головы заседает некий «исполнительный комитет», который думает, строит планы, приходит к заключениям и спускает нам готовые решения, которые мы претворяем в жизнь. Эта модель исполнительного контроля «сверху вниз» десятилетиями превалировала в умах и устраивала не только обывателей, но и ученых.

Сегодня большинство экспертов рассматривают человеческое сознание как комбинацию двух различных феноменов. Первый — это личное сознание, которое мы переживаем от одного момента к другому и которое является источником знания о том, кто мы есть в реальном мире и где находимся. Оно помогает в распознавании явлений объективной реальности и позволяет видеть возможности и угрозы. А второй — это содержание сознания: наши мысли, чувства, впечатления, намерения и воспоминания.

В статье «Погоня за радугой: бессознательная природа бытия», опубликованной в ноябре 2017 года во Frontiers of Psychology, приводится «революционное» утверждение о том, что на самом деле наши мысли и чувства не есть результат работы привычной логики, а являют собой производное быстрых бессознательных процессов, и что «сознание» не подразумевает исполнительной, причинной или контролирующей связи с любым из привычных нам психологических процессов, обычно приписываемых ему.  Исследователи отмечают, что опыт сознания — это пассивное сопровождение бессознательных процессов «внутреннего вещания» и создание личного повествования.

Проще говоря, мы не сознательно выбираем наши мысли или чувства — мы всего лишь осознаем их и встраиваем в собственную историю (о дополнительных исследованиях в этой области можно почитать в этом материале — Прим. ред.).

Психоаналитики, опираясь на свой клинический опыт, говорят об этом уже целый век, но использование магнитно-резонансной томографии мозга во время сессий гипноза позволило привести еще несколько аргументов в пользу главенства бессознательных механизмов нашего мозга в формировании личности человека.

Исследование организовали Дэвид Оукли, почетный профессор психологии университетского колледжа в Лондоне, и Питер Халлиган, профессор нейропсихологии из Университета Кардиффа в Уэльсе. Они использовали метод гипнотического воздействия, который применялся для лечения нейропсихологических и нейропсихиатрических расстройств, и параллельно вели регистрацию активности мозга испытуемых, чтобы проследить наличие сигналов между мозгом и телом.

В результате экспериментов удалось выявить закономерность, показывающую, что в чрезвычайно суггестивных (внушаемых) состояниях люди могут менять свои убеждения, настроение и восприятие. К примеру, участники исследования поднимали руку, даже когда мозг не получал сознательный сигнал об этом, и это выглядело как непреднамеренное действие, а исследователям удавалось внушить испытуемым, что инопланетяне заставляли их делать это.

«В одном эксперименте исследователи записывали мозговую активность участников в трех ситуациях: когда они поднимали руку преднамеренно, когда она была поднята рычагом, и когда она двигалась в ответ на гипнотическое внушение о том, что его поднимает рычаг. Одни и те же области мозга были активны во время непроизвольного и предполагаемого «чуждого» движения, тогда как активность мозга для преднамеренного действия была иной. Таким образом, гипнотическое внушение можно рассматривать как средство передачи идеи или убеждения, которое, когда оно принято, способно изменять восприятие или поведение человека».

The Conversation

Ученые пришли к выводу, что наш мозг в меньшей степени создан для генерации выводов и заключений, а в большей — для распознавания того, что мы чувствуем. Авторы статьи отмечают, что «содержание сознания» не полностью происходит из «опыта сознания», а берет начало в «неосознаваемой деятельности мозга».

Хорошо объясняет данное утверждение метафора радуги:

«Индивидуальное сознание подобно радуге, которая сопутствует физическим процессам в атмосфере, но не оказывает на них никакого влияния».

Английский биолог и популяризатор науки Томас Генри Хаксли (Гексли) сравнивал сознательную часть психики с чем-то вроде парового гудка на поезде, сопровождающего работу двигателя, но не обладающего внутренним влиянием или контролем над ним (Хаксли, 1874).

Таким образом, личная осознанность реальна, она присутствует одновременно с неосознаваемыми процессами жизнедеятельности нашего мозга (или психической сферы), но не является причинной и не оказывает никакого влияния на наши психологические процессы.

Авторы пишут, что бессознательная деятельность генерирует практически все содержание нашего сознания посредством такого механизма, как «непрерывное самореферентное личное повествование ⓘСамореференция (самоотносимость) — явление, которое возникает в системах высказываний в тех случаях, когда некое понятие ссылается само на себя.». За кулисами сознательной деятельности наши мысли, чувства и эмоции относительно того или иного опыта взаимодействуют достаточно быстро и весьма эффективно, экономя наш сознательный ресурс, что необходимо для нашего выживания.

Чем же собственно является непрерывное «самореферентное индивидуальное повествование»? По мнению авторов — это сумма накопленного опыта и тех впечатлений, которые он когда-то вызвал.

Этот «банк данных» не статичен, он постоянно обновляется по мере воздействия на нас нового жизненного опыта. Это скорее процесс, у него текучий и изменчивый характер, поэтому лучше называть это повествованием или нарративом. Благодаря этому процессу мы можем общаться с другими людьми, понимать их, сближаться и сотрудничать для общего блага.


Читайте также Какова ваша история? Психологическая сила нарратива

В связи с вышенаписанным возникает вопрос: так насколько же мы ответственны за наше поведение, а в какой степени оно находится вне контроля нашего сознания?

Учитывая, что большая часть мыслей и чувств не подлежит нашему контролю, можем ли мы быть полностью ответственны за выбор, который делаем, за свое мнение, убеждения или поведение? И если мы не в полной мере за это отвечаем, то кто разделит с нами эту ответственность?

В своем интервью TheConversation исследователи говорят, что считают «свободу воли и личную ответственность идеями, инсталлированными в нас общественным устройством».

Эти идеи лишь выражают общепринятое мнение о том, как все устроено, но могут способствовать ошибочному пониманию того, как и почему мы себя ведем тем или иным образом и по какому пути развивается наше общество.

C другой стороны, такая инсталляция идеи о свободной воле помогает нам говорить о себе как о личности, передавать наш нарратив Другому, обогащать опыт и формировать более тесные связи, способствуя общественной кооперации и эволюции.


Подборка по теме
— Проблема сознания в психологии и философии: кто управляет нашими мыслями
— Как возникают эмоции, о существовании которых мы не подозреваем?
— Проблема свободы воли: философия против нейронауки

По материалам: The Conversation, Big Think
Обложка: Hypnos / British museum / Wikimedia Commons

«Моноклер» – это независимый проект. У нас нет инвесторов, рекламы, пейволов – только идеи и знания, которыми мы хотим делиться с вами. Но без вашей поддержки нам не справиться. Сделав пожертвование, вы поможете нам остаться свободными, бесплатными и открытыми для всех.

Donate


Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

бессознательноеисследованиянейронаукапсихологиясознание

Философско-социологический факультет ПГНИУ — ПРОБЛЕМА СООТНОШЕНИЯ СОЗНАТЕЛЬНОГО И БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО В НАУЧНОЙ ФИЛОСОФИИ

УДК 111.7

DOI: 10.17072/2078-7898/2017-4-547-554

ПРОБЛЕМА СООТНОШЕНИЯ СОЗНАТЕЛЬНОГО
И БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО В НАУЧНОЙ ФИЛОСОФИИ

Костарева Анастасия Александровна
аспирант, ассистент кафедры философии

Пермский государственный национальный исследовательский университет,
614990, Пермь, ул. Букирева, 15;
e-mail: [email protected]
ORCID: 0000-0002-9324-9934

Анализируется соотношение сознательного и бессознательного через определение их диалектического единства. Диалектика сознательного и бессознательного пронизывает все сферы человеческой деятельности, однако вопрос о соотношении сознательного и бессознательного остается до сих пор недостаточно разработанным.

Диалектика сознательного и бессознательного в содержании субъективной реальности важна для понимания многих феноменов общественного и индивидуального сознания, таких как формирование стереотипов, социальных установок, предубеждений, особенностей мифологического мышления, которое характерно не только для прошедших эпох, но и для современности. Сознательное и бессознательное как выражения единства противоположных сторон субъективной реальности различаются характером реализации, конкретными формами существования и проявления. Главными дифференцирующими признаками сознательного и бессознательного являются отрефлексированность / неотрефлексированность, представленность / непредставленность в поле актуального внимания, вербальная / невербальная форма выражения, преобладание понятийного или образного, формализуемость / неформализуемость и другие. Обсуждается понятие общественного бессознательного, отличное от коллективного бессознательного. Общественное бессознательное можно рассматривать как продукт трансформации индивидуально-психического бессознательного.
Оно представляет собой уже не только психологический феномен, а имеет ярко выраженную социально-историческую окраску. В проблеме общественного бессознательного индивид рассматривается как личность, т.е. как комплекс потребностей, интересов, установок, целей, социальных по содержанию.

Ключевые слова: сознательное, бессознательное, диалектическое единство, общественное сознание, индивидуальное сознание.

Актуальность исследования бессознательного очевидна, это подтверждает, в частности, применение механизма манипулирования массовым сознанием, суть которого состоит «…в изучении и эксплуатации коллективных эмоций, настроений, инстинктов, образов и символов» [1, с. 98]. Вместе с тем определение содержания бессознательного позволяет избежать внутренних психологических противоречий, которые оказывают влияние на взаимосвязи социальных общностей, помогают развиваться процессу самосознания, что, как результат, служит залогом для формирования гармоничных отношений в социуме.

В различных значениях и смыслах проблема бессознательного ставилась и разрабатывалась в философии и психологии на протяжении всей их истории. Намеки на наличие такой проблемы содержались еще в ранних формах фольклора, мифологии, религии. В европейской рациональной традиции идея о бессознательном психическом восходит к эпохе создания философии (к учению Сократа и Платона о знании как припоминании, учению Аристотеля о разных частях души и др.). Первым исследователем, придавшим проблематике бессознательного фундаментальное научное значение, стал К. Лейбниц. В его классификации к бессознательному относятся малые неосознаваемые восприятия в противовес осознанному восприятию (апперцепции). В немецкой философии XIX в. большое внимание данной проблеме уделяли такие философы, как И.Г. Фихте и Ф. Шеллинг. В их трактовке сфера бессознательного противопоставляется понятию «трансцендентальная субъективность» (у Фихте — «Я», у Шеллинга — «Абсолютное»). Они понимают бессознательную деятельность трансцендентального субъекта исключительно как «действие ради действия», однако связывают этот процесс с понятием практического разума либо с категорией интеллектуальной интуиции. А. Шопенгауэр, рассуждая о «действии ради действия», делает вывод о наличии абсолютно бессознательной воли, которая «не хочет ничего другого, как только хотеть». Согласно его выводам, сознание есть лишь «явление, сущность, являющаяся в нем, есть абсолютная бессознательность, “неразумие” воли». Продолжает развивать этот подход Э. фон Гартман, в учении которого бессознательное синтезирует функции волюнтаризма Шопенгауэра и панлогизма Гегеля.

Во второй половине XIX в. трактовка понятия «бессознательное» существенно меняется после появления психоанализа. Принципиально важные результаты были получены Зигмундом Фрейдом, предложившим корректное психологическое определение бессознательного, соответствующий категориально-понятийный аппарат и методы познания. Фрейд установил некоторые элементы содержания, функционирования и регуляции бессознательного. Последователи психоанализа уже не противопоставляют бессознательное и сознательное, а обнаруживают его внутри структуры общественного сознания [2, с.  25].

В XX в. большой вклад в изучение вопроса соотношения сознательного и бессознательного вносит Мишель Фуко. По его мнению, в ключе современных воззрений противопоставляются историцизм и аналитика человеческого бытия. Процесс познания, по Фуко, включен в жизнь и общество, в язык, в историю, находит отражение в других формах общественной жизни, общественных типах и значениях бытия. Представления Фуко сводятся к тому, что соотношение когнитивного и исторического имплицитно включает проблему значимости бессознательного для сущности человека. Бессознательное в этом случае выступает двойником (тенью) сознательного. При этом сознательное идет рука об руку с бессознательным, развиваясь параллельно. По мнению Фуко, осознание бессознательного кроется в основании любой политики и этики в качестве личностно-человеческой и коллективно-человеческой деятельности.

Адепты франкфуртской школы переводят проблему бессознательного из метафизическсой и психологической области в сферу социальной философии. Так, в ранних работах Адорно в основные характеристики социума включено понятие «тотальность». В свою очередь, тотальность связана с рецепциями бессознательного в марксизме и коллективным бессознательным юнговской школы. Еще К.Г. Юнг, изучая бессознательное, обнаружил в его структурах так называемые архетипы. Если «комплексы» переживаний, по Фрейду, есть результат индивидуальной жизни человека и представляют собой продукт вытеснения, то архетипы связаны с коллективной жизнью людей [3, с. 169]. Ю. Хабермас, исследуя этот вопрос, анализирует аспекты сочетания ценностей с так называемыми детерминантами бессознательности, характерными для идеологии. Комментируя подход З. Фрейда к концепции бессознательного, Ю. Хабермас стремится расширить его: и сознательные, и бессознательные мотивы можно представить как интерпретируемые потребности. В случае если такие потребности приводятся в символическом смысле, они имеют герменевтическое значение. «Бессознательное обозначает скорее класс всех мотивационных принуждений, происхождение которых необходимо интерпретировать как социально несанкционированное и которые являются основанием причинных связей в ситуациях негативных и анормальных моделей поведения» [3, с.  80]. При этом бессознательные мотивы не характерны для действующего субъекта. Если такие действия обусловлены бессознательным и имеют объективную значимость, так как они интерпретируются, то в этом случае они обладают статусом причины, потому что в сознании субъекта им выделена доминирующая роль. Таким образом, если исследователь установит связь между бессознательным и сознательным, этот процесс будет определяться как анализ, а исследователь получит статус аналитика.

В русской философской школе проблема бессознательного начала исследоваться в начале XX в. Это касается в первую очередь представителей «нового религиозного сознания» (Н. Бердяев, В. Розанов, Д. Мережковский и их последователи). В этот период концепт бессознательного реализуется преимущественно в рамках метафизической традиции в противоположность психологическому или социологическому подходам. Русские философы рассматривали бессознательное в рамках вопроса о начале мира как хаоса.

В.В. Розанов рассуждает о «бессознательных инстинктах», лежащих в основе различных человеческих проявлений, причем не только примитивных, но и достаточно сложных. Так, он полагает, что любовь к своей земле и некоторое априорное отрицание всех иных земель и языков до знакомства с ними также коренится в инстинктах человека. «Только при позднейшей встрече с тем или иным фактом чужой жизни возникает отношение, основывающееся на разумности» [4, с. 380].

В советский период в области изучения бессознательного отечественная философия придерживается диалектико-материалистического направления, представленного такими отечественными мыслителями, как П.С. Автономова, А.Г. Асмолов, Ф.В. Бассин, Т.И. Бармашова И.Т. Бжалава, А.П. Бойко, Г.П. Велиев, Ф.Х. Гаджиев, П.Я. Гальперин, П.С. Гуревич, А.И. Дмитриев, Д.И. Дубровский, П.В. Симонов, А.Е. Шерозия, Л.С. Выготский, Д.Н. Узнадзе и др.

Бессознательное с позиций диалектического материализма, современую форму которого автор рассматривает как научную философию, исследуется на основе представлений об отражении. Бессознательное — это совокупность психических состояний и процессов, которые осуществляются без прямого осознания [5, с.  95]. Выделяются два уровня бессознательного: психический и физиологический. По сути, с материалистических позиций о физиологических основах бессознательного писали еще И.М. Сеченов и И.П. Павлов

Так, И.М. Сеченов рассматривает бессознательное через темные, или смутные, ощущения. Ученый понимает их как ощущения, лишь частично или вовсе неосознаваемые. Он предвидел наличие «предощущений», ставших в более поздний период предметом специального экспериментального анализа. В своей работе «Кому и как разрабатывать психологию» он подчеркивал: «В прежние времена “психическим” было только сознательное, т.е. от цельного натурального процесса отрывалось начало, которое относилось учеными к элементарным психическим формам в область физиологии» [6, с. 208]. Далее Сеченов пишет, что переработка сырых впечатлений происходит в тайниках памяти, вне сознания, следовательно, без всякого участия ума и воли [7, с. 392]. Ученый утверждает, что отсюда вытекает научная и философская неправомерность сведения психического только к сознательному.

И.П. Павлов отмечал, что «мы отлично знаем, до какой степени душевная, психическая жизнь пестро складывается из сознательного и бессознательного» [8, с. 105]. Явление бессознательного ученый связывал с работой тех участков мозга, которые обладают минимальной возбудимостью. Всякое познание рождается на основе тесного взаимодействия двух зон психики: сознания и бессознательного [9, с. 200]. По Павлову, сознание связано с участком коры головного мозга, который обладает повышенной возбудимостью, бессознательное — с пониженной.

По мнению Л.С. Выготского, в психическом уровне бессознательного правомерно выделять 3 подуровня: 1. Неосознанный психический контроль человека за жизнью своего тела, координацией функций, удовлетворением простейших потребностей. 2. Более высокий уровень бессознательного — это процессы и состояния, которые могут реализоваться в пределах сознания, но могут перемещаться и в сферу бессознательного и происходить автоматически и т.д. 3. Высший уровень бессознательного проявляется в художественной, научной, философской мысли, играющей важную роль в процессах творчества. Бессознательное на этом уровне тесно переплетено с сознанием, с творческой энергией чувств и разума человека [10, с. 300].

Бессознательное в подавляющем большинстве случаев выступает как индивидуально-психическое. Однако в философии существует и понятие общественного бессознательного. Многими исследователями подчеркивается актуальность специального изучения бессознательного в общественно-социальных процессах [3, с. 199]. Первым попытку описать общественное бессознательное предпринимает Э. Фромм. Он пишет, что бессознательное в принципе детерминируется обществом, причем происходит это двояким образом: общество подвергает своих членов иррациональным потрясениям и одновременно снабжает их различными фикциями, с помощью которых истина деформируется и оказывается в плену у мнимой рациональности. Фромм показывает, как общество влияет на бессознательное и формирует у человека ложные ценности и представления [11, с. 120].

Следует заметить, что проблематика общественного бессознательного нередко не рефлексируется учеными. Одной из причин игнорирования понятия бессознательного в общественной жизни является отождествление его с понятием стихийного. Не исключено, что такое представление связано с высказыванием В.И. Ленина: «…инстинктивность и есть “бессознательность” (стихийность), которой должны прийти на помощь социалисты…» [12, с. 44]. Однако в дальнейшем, в результате разработки теории стихийности, данное противоречие было снято. Так, И.И. Камынин писал, что сознательное и стихийное следует рассматривать как понятия, обозначающие явления, которые лежат в различных плоскостях. Исходя из этого, данные понятия не могут выступать сопряженными категориями, но они диалектически сочетаются с понятиями бессознательного и сознательного. Организованное образует диалектическое единство со стихийным, в свою очередь, бессознательное — с сознательным, являясь по сути противоположными сторонами субъективной реальности и выражая ее принципиально разные «срезы» [13, с. 50]. Это говорит в пользу реальности бессознательного в общественной жизни и о необходимости его рассмотрения как отдельной проблемы. Советская философия наряду с индивидуальным сознанием утверждала наличие общественного сознания. Индивидуальное бессознательное по такому же принципу можно соотнести с бессознательным общественным. Однако же если процесс признания индивидуального бессознательного сопровождается игнорированием общественного среза, то в этом случае исследователь фактически отступает от принципа диалектического единства противоположностей. Результатом оказывается отрицание целостности субъективной реальности в единстве ее противоположных сторон — сознательного и бессознательного [13, с. 125].

Из сказанного выше следует, что общественное бессознательное можно рассматривать как продукт трансформации индивидуально-психического бессознательного. Общественное бессознательное представляет собой уже не только психологический феномен, но имеет ярко выраженную социально-историческую окраску. Оно включает не индивидуальные содержания, а коллективные, т.е. такие, которые присущи не одному индивиду, а целой группе индивидов, более того, целому народу и даже человечеству [13, с.  150].

С позиции общественного бессознательного индивид — это личность, которая рассматривается сквозь призму культурно-исторического опыта, социокультурной детерминированности. Социально ориентированная личность является субъектом бессознательного в общественной сфере опосредованно. Носителями общественного бессознательного выступают социальные общности — нации, этнические общности, партии и т.п.

Общественное бессознательное в историческом процессе можно рассматривать как фактор, обеспечивающий активность субъекта, которая выражена в непроизвольной и прямой реакции на воздействие социальной действительности, в ряде случаев проявляющийся как недостаточная степень осознанности этого влияния на основные характеристики социума: функциональные, содержательные и поведенческие [13, с. 35]. В зависимости от субъектов социальной активности и в соответствии с определенным уровнем общественного сознания Т.И. Бармашова выделяет следующие случаи соотношения осознанности и неосознанности: 1) неосознанность преобладает на обыденном уровне, проявляется в теоретическом отражении формальной действительности; 2) осознанность фиксируется на уровне обыденного сознания, а неосознанность актуализируется на теоретическом уровне; 3) неосознанность отмечается на уровне обыденного сознания, осознанность проявляется на теоретическом уровне; 4) осознанность на уровне обыденного и теоретического сознания [13, с.  37].

Бессознательное проявляется во многих сферах человеческой деятельности. Большое значение имеет бессознательное в научном творчестве, проявляясь в первую очередь в интеллектуальной интуиции, благодаря которой были сделаны значимые научные открытия. Исследование этого вида бессознательного позволяет лучше организовать интеллектуальную деятельность, расширить возможности человеческого мышления, максимально использовать резервы человеческого мозга [13, с. 37].

В искусстве опорной точкой для изучения бессознательного становятся художественные произведения. Роль бессознательного в творчестве наиболее четко актуализирована в определении искусства как социального допущения бессознательного. Л.С. Выготский отмечает значимость этого явления как в процессе создания художественного произведения, так и в ходе его восприятия.

Проблема бессознательного в прикладном аспекте проявляется в сфере уголовно-правовых отношений. Общеизвестно, что в основе преступлений, которые совершаются в состоянии аффекта (эмоционального перевозбуждения), лежит неосознанная психическая установка. Учитывание бессознательного в уголовно-правовом деле, криминалистике способствует не только борьбе с преступностью, но и в значительной степени предупреждению, профилактике правонарушений [14, с. 34].

Исследование проблем осмысления бессознательного, а также его диалектического единства с сознательным актуально в первую очередь для изучения многообразных явлений психической и социальной действительности, а также для философии. Помимо других задач эта требует более тщательного анализа общей теории сознания [13, с. 100].

Философское определение бессознательного как совокупности психических состояний и процессов, которые происходят без прямого участия осознания, позволяет характеризовать его как составную часть субъективной реальности, как сторону диалектического единства с сознательным.

Сложность проблемы бессознательного состоит в отсутствии общепринятого представления об исследуемом объекте. Бессознательное представляют как уровень психической деятельности или как один из способов существования сознания. Однако на самом деле изучать бессознательное можно только через сопоставление с его противоположностью — сознанием. Целесообразно говорить о единой диалектической системе отношений «сознание – бессознательное» в содержании субъективной реальности [13, с. 86]. Сознание, едва возникнув, уже предполагало бессознательное как неизменного спутника.

Можно привести пример с «детьми джунглей», лишенными в раннем детстве в силу каких-то обстоятельств человеческого общества и выросшими среди животных. У них не реализовалась способность к мышлению, потому что только социализация позволяет раскрыться как сознательному, так и бессознательному.

Если рассматривать бессознательное в целом, то следует признать его принадлежность как к низшим уровням психического отражения человека, так и к ее высшей форме — сознанию. Сознание отличает специфический человеческий способ отражения действительности; предстает как идеальное, включающее в себя не только рефлексивные формы. Рассматривая бессознательное в данном контексте, можно выявить не только его различия с сознанием, но и согласованность их функционирования. В связи с этим бессознательное выступает «философской категорией и раскрывается в трех моментах: природе, общественном явлении и мышлении» [13, с. 167].

Субъективная реальность структурно проходит через все ипостаси психического и представляет собой диалектическое единство сознательного и бессознательного, которые, в свою очередь, являются ее противоположными сторонами.

По отношению к сознанию бессознательное выполняет функцию физиологической защиты сознания от перегрузок [13, с. 76]. Выражаться она может в двух формах: 1) инстинкт; 2) социально значимая защита, направленная на сохранение душевного равновесия. Впрочем, защитные функции различных форм бессознательного нельзя рассматривать как только физиологические, биологические или социально ориентированные. Они неразрывно связаны между собой, хотя сознательное, по-видимому, играет в этой интеграции определяющую роль. Рассмотрим эти две функции на примерах из художественной литературы.

В романе Дж. Лондона «Мартин Иден» показано, как защитная функция инстинкта обращается против героя и оказывает ему «медвежью услугу». Однако в этом случае в итоге разум одержал страшную победу над природной бессознательностью.

«А он все плыл и плыл, словно хотел доплыть до ближайшего берега, который был за сотни миль отсюда. Это был бессознательный инстинкт жизни. Мартин перестал плыть, но, как только вода стала заливать рот, он снова заработал руками. “Воля к жизни”, — подумал он и презрительно усмехнулся. Да, у него есть воля, и воля достаточно твердая, чтобы последним усилием пресечь свое бытие. …Погрузившись, он начал вдыхать воду, как больной вдыхает наркотическое средство, чтобы скорей забыться. Но когда вода хлынула в горло и стала душить его, он непроизвольно, инстинктивным усилием вынырнул на поверхность и снова увидел над собой яркие звезды. …Это был последний удар, который наносила ему жизнь» [15, с. 77].

В случае, когда герой романа Л.Н. Толстого «Воскресение» Нехлюдов пытается помочь Катюше Масловой, в судьбе которой в свое время сыграл неблаговидную роль, ему искренне кажется, что он делает это исключительно ради нее. В действительности он делал это преимущественно для себя: для него эта помощь была средством спасения своей личности, самоочищения, искупления вины, духовного воскресения. В известной степени здесь присутствует и неподдельное участие в судьбе Масловой, но складывается впечатление, что неосознанные побуждения героя имеют в основном эгоцентрическую направленность. Не столько Нехлюдов должен был сыграть роль помощника для Масловой, сколько она для него. Эти истинные мотивы, скорее всего, не осознаются героем, в качестве объяснительных мотивов он выдвигает те, которые возвышают его личность в собственных глазах, сглаживают конфликт между реальным и предполагаемым «Я» [16, с. 359].

Диалектическому взаимодействию сознательного и бессознательного подвержены все структурные элементы: мировоззрение, самосознание, система ценностных ориентаций, моральных, эстетических норм и многие другие. Так, в моральной сфере характер выбора предпочтительных нравственных ценностей не всегда осознается их носителем, по крайней мере, до конца, что и было продемонстрировано на примере произведения Л. Н. Толстого.

Имея единую функциональную заданность, но будучи противоположными взаимопредполагающими сторонами субъективной реальности, сознательное и бессознательное отличаются как характером функционирования, так и конкретными формами существования и проявления, а значит, и наиболее существенными признаками. Среди них формализуемость / неформализуемость, отрефлексированность / неотрефлексированность, вербальная / невербальная форма выражения [13, с. 70]. При этом в диалектике отношений сознательного и бессознательного есть взаимопереходы. Взаимодействие сознательного и бессознательного может быть разнообразным, оно может носить характер вытеснения, но также и быть в состоянии гармонии.

В заключение можно сделать следующие выводы:

  • Сознательное и бессознательное представляют собой диалектическое единство противоположных сторон субъективной реальности как единого, хотя и противоречивого целого.
  • С позиции научной философии идеалистические и дуалистические направления односторонне интерпретируют субъективную реальность, понимая бессознательное как обособленную сущность. Отчуждая чувственное, они интерпретируют разум как источник трансцендентальной реальности. В такой трактовке бессознательное предстает как темная сторона человеческой натуры, как непознаваемое, не подлежащее научной репрезентации.
  • С позиций идеалистических и дуалистических концепций бессознательное имеет лишь однонаправленную функциональную заданность, которая заключается в защите сознания от перегрузок; с позиции научной философии это односторонний подход, который не учитывает все функции бессознательного.
  • Сознательное и бессознательное как выражения диалектического единства противоположных сторон субъективной реальности различаются характером реализации, конкретными формами существования и проявления.
  • Бессознательное обеспечивает формирование широкого поля возможностей для творческой реализации человеческой личности.
  • Сознание, «питая» и в значительной степени формируя бессознательное, в какой-то мере способно его контролировать, а также определять общую стратегию человеческого мышления и человеческой деятельности, т. е. с позиций научной философии проявления бессознательного, будучи вписанными в жизнь человека как материального социального существа, не имеют совершенно автономного характера.

Список литературы

  1. Кукаркин А.В. Буржуазная массовая культура. М.: Политиздат, 1985. 399 с.
  2. Fromm E. Discovery of the social unconscious. Oxford: Oxford University Press, 2010. 500 p.
  3. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: учебник. М.: Проспект, 2009. 608 c.
  4. Розанов В.В. Темный лик. Метафизика христианства // Религия и культура. М.: Правда, 1990. С. 372–582.
  5. Бассин Ф.В. Проблема бессознательного. М.: Либроком, 2000. 469 с.
  6. Сеченов И.М. Избранные произведения. Т. I: Физиология и психология. М.: АН СССР, 1952. 774 с.
  7. Сеченов И.М. Элементы мысли. СПб.: Питер, 2001. 416 с.
  8. Павлов И.П. Полное собрание сочинений. М.: АН СССР, 1951. Т. 3, кн. 1. 394 с.
  9. Павлов И.П. Лекции о работе больших полушарий головного мозга. М.: АН СССР, 1949. 476 с.
  10. Выготский Л.С. Психика, сознание, бессознательное. М.: АСТ, 2009. 416 с.
  11. Фромм Э. Иметь или быть. М.: АСТ, 2012. 126с.
  12. ЛенинВ.И. Материализм и эмпириокритицизм // Полн. собр. соч. М.: Эксмо, 2009. Т. 18. 525 с.
  13. Бармашова Т.И. Проблема бессознательного в основных системах философского теоретизирования: дис. … д-ра филос. наук. Красноярск, 2006. 378 с.
  14. Овчаренко В.И. Осознание бессознательного // Вопросы философии. 2000. № 10. С. 33–36.
  15. Лондон Д. Мартин Иден. М.: АСТ, 2003. 364 с.
  16. Розанов В.В. Л.Н. Толстой и Русская Церковь // Религия и культура. М.: Правда, 1990. С. 355–368.

Получено 07.11.2016

Просьба ссылаться на эту статью в русскоязычных источниках следующим образом:

Костарева А. А. Проблема соотношения сознательного и бессознательного в научной философии // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2017. Вып. 4. С. 547–554. DOI: 10.17072/2078-7898/2017-4-547-554

Сознательное и бессознательное эмоциональное обучение в миндалевидном теле человека

Аннотация

Если испытуемому показать сердитое лицо в качестве целевого визуального стимула менее чем на сорок миллисекунд, а затем сразу же показать невыразительную маску, эти субъекты сообщают, что видели маску, но не цель. Однако цель в маске с аверсивным кондиционированием может вызывать у субъектов эмоциональную реакцию без сознательного восприятия 1 , 2 . Здесь мы изучаем механизм этого бессознательно опосредованного эмоционального научения. Мы измерили активность нейронов у добровольцев, которым показывали два сердитых лица, одно из которых, благодаря предварительному классическому обусловливанию, было связано со вспышкой белого шума. В половине испытаний осознание испытуемыми сердитых лиц было предотвращено за счет обратной маскировки нейтральным лицом. В правой, но не в левой миндалевидном теле вызывался значительный нервный ответ на замаскированные представления условно-сердитого лица. Демонстрация одного и того же лица без маски вызывала повышенную нейронную активность в левой, но не в правой миндалине. Наши результаты показывают, что, во-первых, миндалевидное тело человека может различать стимулы исключительно на основе их приобретенного поведенческого значения, а во-вторых, эта реакция латерализована в соответствии с уровнем осознания субъектами стимулов.

Это предварительный просмотр содержимого подписки, доступ через ваше учреждение

Соответствующие статьи

Статьи открытого доступа со ссылками на эту статью.

  • У молодых женщин связь между жестоким обращением в детстве и подсознательной обработкой аверсивных сигналов смягчается импульсивностью.

    • П. С. Регьер
    • , Л. Синко
    •  … А. Р. Чайлдресс

    BMC Психиатрия Открытый доступ 02 марта 2022 г.

  • Быстрая обработка испуганных лиц зависит от правой миндалины: данные людей, перенесших одностороннюю височную лобэктомию

    • Дэвид Фраморандо
    • , Элеонора Мозес
    •  … Алан Дж. Пенья

    Научные отчеты Открытый доступ 11 января 2021 г.

  • Влияние эмоционального содержания на распознавание псевдослов

    • Симоне Сульпицио
    • , Элеонора Пеннуччи
    • и Ремо Джоб

    Психологические исследования Открытый доступ 18 декабря 2020 г.

Варианты доступа

Подписка на журнал

Получить полный доступ к журналу на 1 год

199,00 €

всего 3,90 € за выпуск

Подписаться

Расчет налога будет завершен во время оформления заказа.

Купить статью

Получите ограниченный по времени или полный доступ к статье на ReadCube.

32,00 $

Купить

Все цены указаны без учета стоимости.

Рис. 1: Параметры стимула и план эксперимента. Рисунок 2: Реакция на презентацию лиц в масках. Рисунок 3: Реакция на демонстрацию лиц без масок.

Ссылки

  1. Эстевес Ф., Димберг У. и Оман А. Автоматически вызываемый страх: условные реакции проводимости кожи на замаскированное выражение лица. Познан. Эмоция 9 , 99–108 (1994).

    Google ученый

  2. Охман, А. и Соарес, Дж. Дж. Ф. «Бессознательная тревога»: фобические реакции на маскированные стимулы. Дж. Ненормальный. Психол. 103 , 231–240 (1994).

    Артикул КАС Google ученый

  3. Weiskrantz, L. Поведенческие изменения, связанные с удалением миндалевидного комплекса у обезьян. Дж. Комп. Физиол. Психол. 49 , 381–391 (1956).

    Артикул КАС Google ученый

  4. Капп, Б.С., Паско, Дж.П. и Бикслер, Массачусетс, в нейропсихологии памяти (ред. Баттерс, Н. и Сквайр, Л.Р.) 473–488 (Гилфорд, Нью-Йорк, 1984).

    Google ученый

  5. Дэвис, М. в Миндалевидное тело: нейробиологические аспекты эмоций, памяти и умственной дисфункции (изд. Aggleton, JP) 255–306 (Wiley-Liss, New York, 1992).

    Google ученый

  6. Леду, Дж. Э. Эмоциональный мозг (Саймон и Шустер, Нью-Йорк, 1996).

    Google ученый

  7. Бечара, А. и др. . Двойная диссоциация условного и декларативного знания относительно миндалевидного тела и гиппокампа у людей. Наука 269 , 1115–1118 (1995).

    Артикул ОБЪЯВЛЕНИЯ КАС Google ученый

  8. ЛаБар, К. С., Леду, Дж. Э., Спенсер, Д. Д. и Фелпс, Э. А. Нарушение кондиционирования страха после односторонней височной лобэктомии. J. Neurosci. 15 , 6846–6855 (1995).

    Артикул КАС Google ученый

  9. Бабинский Р. и др. . Возможный вклад миндалевидного тела в память. Поведение. Нейрол. 6 , 167–170 (1993).

    Артикул КАС Google ученый

  10. Адольф Р., Кэхилл Л., Скалл Р. и Бабинский Р. Нарушение декларативной памяти на эмоциональный материал после двустороннего повреждения миндалевидного тела у людей. Learning Memory 4 , 291–300 (1997).

    Артикул КАС Google ученый

  11. Фрид И., Макдональд К. А. и Уилсон К. Л. Активность отдельных нейронов в гиппокампе и миндалевидном теле при распознавании лиц и объектов. Нейрон 18 , 875–887 (1997).

    Артикул Google ученый

  12. Уэлен, П. Дж. и др. . Маскированные представления эмоциональных выражений лица модулируют активность миндалевидного тела без явного знания. J. Neurosci. 18 , 411–418 (1998).

    Артикул КАС Google ученый

  13. Леонард, С. М., Роллс, Э. Т., Уилсон, Ф. А. и Бейлис, Г. К. Нейроны миндалевидного тела обезьяны с реакцией, селективной в отношении лиц. Поведение. Мозг Res. 15 , 159–176 (1985).

    Артикул КАС Google ученый

  14. Кэхилл, Л. и др. . Активность миндалевидного тела при кодировании коррелировала с долговременным свободным воспроизведением эмоциональной информации. Проц. Натл акад. науч. США 93 , 8016–8021 (1996).

    Артикул ОБЪЯВЛЕНИЯ КАС Google ученый

  15. ДеКоски С.Т., Хейлман К.М., Бауэрс Д. и Валенштейн Э. Распознавание и различение эмоциональных лиц и изображений. Брэйн Ланг. 9 , 206–214 (1980).

    Артикул КАС Google ученый

  16. Газзанига, М. С. и Смайли, К. С. Распознавание лиц и асимметрия мозга: ключи к основным механизмам. Энн. Нейрол. 13 , 536–540 (1983).

    Артикул КАС Google ученый

  17. Гур, Р. К., Сколник, Б. Э. и Гурр, Р. Э. Влияние задач эмоциональной дискриминации на мозговой кровоток: региональная активация и ее связь с производительностью. Познание мозга. 25 , 271–286 (1994).

    Артикул КАС Google ученый

  18. Ladavas, E., Cimatti, D., Del Pesce, M. & Tuozzi, G. Эмоциональная оценка с осознанной идентификацией стимулов и без нее: данные пациента с расщепленным мозгом. Познан. Эмоция 7 , 95–114 (1993).

    Артикул Google ученый

  19. Клингер, М. Р. и Гринвальд, А. Г. Бессознательное формирование ассоциативных суждений. Дж. Экспл. Псих. Учиться. Мем. Познан. 21 , 569–581 (1995).

    Артикул КАС Google ученый

  20. Хугдал, К. и др. . Мозговые механизмы в классическом кондиционировании человека: ПЭТ-исследование кровотока. Нейроотчет 6 , 1723–1728 (1995).

    Артикул КАС Google ученый

  21. Моррис, Дж. С., Фристон, К. Дж. и Долан, Р. Дж. Нейронные реакции на заметные визуальные стимулы. проц. Р. Соц. Лонд. B 264 , 769–775 (1997).

    Артикул ОБЪЯВЛЕНИЯ КАС Google ученый

  22. Янг А. В., Ньюкомб Ф., де Хаан Э. Х. Ф., Смолл М. и Хей Д. К. Восприятие лица после черепно-мозговой травмы. Избирательные нарушения, влияющие на идентичность и самовыражение. Мозг 116 , 941–959 (1993).

    Артикул Google ученый

  23. Стоун, В. С., Нисенсон, Л., Элиассен, Дж. К. и Газзанига, М. С. Репрезентация эмоциональных выражений лица в левом полушарии. Нейропсихология. 34 , 23–29 (1995).

    Артикул Google ученый

  24. Моррис, Дж. С. и др. . Дифференциальный нейронный ответ миндалевидного тела человека на испуганные и счастливые выражения лица. Природа 383 , 812–815 (1996).

    Артикул ОБЪЯВЛЕНИЯ КАС Google ученый

  25. Breiter, H.C. и др. . Реакция и привыкание миндалевидного тела человека во время визуальной обработки выражения лица. Нейрон 17 , 875–887 (1996).

    Артикул КАС Google ученый

  26. Газзанига, М.С. в Когнитивные нейронауки (изд. Газзанига, М.С.) 1049–1061 (MIT Press, Кембридж, Массачусетс, 1995).

    Google ученый

  27. Фристон, К. Дж. и др. . Статистические параметрические карты в функциональной визуализации: общий линейный подход. Гул. Карта мозга. 2 , 189–210 (1995).

    Артикул Google ученый

  28. Фристон, К. Дж. и др. . Пространственная регистрация и нормализация изображений. Гул. Карта мозга. 3 , 165–189 (1995).

    Артикул Google ученый

  29. Уорсли, К.Дж., Марретт, П., Нилин, А.С., Фристон, К.Дж. и Эванс, А.С. Единый статистический подход для определения значимых сигналов на изображениях церебральной активации. Гул. Карта мозга. 4 , 58–73 (1996).

    Артикул КАС Google ученый

  30. Экман, П. и Фризен, В. В. Изображения лицевого воздействия (Consulting Psychologists Press, Пало-Альто, 1976).

    Google ученый

Ссылка на скачивание

Информация о авторе

Авторы и принадлежности

  1. Кафедра когнитивной неврологии Wellcom Отделение психиатрии и психологии, Каролинская больница, S-17176, Стокгольм, Швеция

    A. öhman

  2. Медицинская школа больниц Королевского и университетского колледжа, Rowland Hill Street, NW3 2DF, Лондон, Великобритания

    R. J. Dolan

Авторы

  1. J. S. Morris

    999999999999999999999999999999999999999999.
    1. Дж. также можете искать этого автора в PubMed Google Scholar

    2. A. Öhman

      Просмотр публикаций автора

      Вы также можете искать этого автора в PubMed Google Академия

    3. R. J. Dolan

      Просмотр публикаций автора

      Вы также можете искать этого автора в PubMed Google Scholar

    Права и разрешения

    Перепечатка и разрешения

    Об этой статье

    Эта статья цитируется

    • У молодых женщин связь между жестоким обращением в детстве и подсознательной обработкой аверсивных сигналов смягчается импульсивностью.

      • P. S. Regier
      • L. Sinko
      • A. R. Childress

      BMC Психиатрия (2022)

    • Об автоматическом характере угрозы: физиологические и оценочные реакции на угрозы выживанию вне сознательного восприятия

      • Дэвид С. Марч
      • Лоуэлл Гертнер
      • Майкл А. Олсон

      Эмоциональная наука (2022)

    • Требует ли восприятие перцептивного опыта?

      • Дэвид Джон Беннетт

      Обзор философии и психологии (2022)

    • Быстрая обработка испуганных лиц зависит от правой миндалины: данные людей, перенесших одностороннюю височную лобэктомию

      • Дэвид Фраморандо
      • Элеонора Мозес
      • Алан Дж. Пенья

      Научные отчеты (2021)

    • Влияние эмоционального содержания на распознавание псевдослов

      • Симоне Сульпицио
      • Элеонора Пеннуччи
      • Ремо Джоб

      Психологические исследования (2021)

    Комментарии

    Отправляя комментарий, вы соглашаетесь соблюдать наши Условия и Правила сообщества. Если вы обнаружите что-то оскорбительное или не соответствующее нашим условиям или правилам, отметьте это как неприемлемое.

    в сознании и без сознания | Journal Psyche

    Архив меток: сознательное и бессознательное

    Слова для размышления, когда мы готовимся ближе познакомиться с уникальным взглядом Карла Юнга на состояние человека, выраженным в Процессе индивидуации Юнга . Подобные начинания были в умах Фрейда, Роджерса, Адлера и других основоположников современной психологии. Каждая из этих теорий предлагает уникальный взгляд на человеческую личность.

    Представлен обзор мышления того, что мы сегодня называем классическими школами психологии . Все эти школы мысли или психологические теории были разработаны в первой половине 20 -го -го века. У большинства этих теорий была общая парадигма, которая представляет собой многоуровневое представление о человеческом разуме.

    Эта парадигма включает в себя давнее признание сознательного/подсознательного мира, работающего внутри нас. В дополнение к общей парадигме методология, используемая этими психологами, включает в себя в той или иной степени как научные исследования, так и практический опыт. Результаты объединения их теорий скорее аддитивны, чем меняют парадигму.

    На этом фоне мы входим в мир швейцарского психиатра/психотерапевта Карла Юнга. Он наиболее известен своей работой в области развития аналитической психологии. Мы увидим, что концепция Индивидуации занимает центральное место в аналитической психологии Юнга. Согласно Юнгу, именно индивидуация является центральным процессом человеческого развития. Хотя индивидуация стала достоянием мира психологии, стоит отметить, что Юнг намеревался сделать ее чем-то большим. Для него оно охватывает философские, мистические и духовные области человеческого бытия.

    Само слово имеет корни, восходящие к 1600-м годам, когда оно использовалось для обозначения человека как человека или индивидуума . Здесь Юнг снова применил еще один элемент классической психологической парадигмы; свобода переименовывать и переопределять в ограниченных пределах те термины, которые относятся к данной работе.

    В самом широком смысле индивидуация может быть определена как достижение самоактуализации посредством процесса интеграции сознательного и бессознательного . Опять же, любое точное понимание Юнга должно исходить от него.

    Продолжить чтение…

    В то время как некоторые сомневаются в его существовании для других, бессознательный разум считается краеугольным камнем психоаналитического процесса. В бессознательном уме находятся процессы, которые, как считается, происходят автоматически в уме. По определению использование термина «бессознательное» приостанавливает интроспекцию о них, в то же время включая связанное поведение, мыслительные процессы, память, аффект и мотивацию.

    Большая часть современных эмпирических исследований бессознательного, или автоматических мыслей, убедительно свидетельствует о том, что такие теоретики, как Фрейд, Шеллинг и Кольридж, правильно включили этот феномен в аналитический лексикон.

    Этимология

    С именами мыслителей более современной эпохи, связанными с его идеологией, было бы легко упустить из виду важность идеи бессознательного для взглядов на мир, которых придерживается большая часть человечества. Для некоторых культур она служила способом объяснения древних представлений об искушении, божественном вдохновении и преобладающей роли богов в воздействии на мотивы, действия. злые, дурные сны или другие жизненные катастрофы.

    В индуистских текстах можно найти опыт бессознательного, датируемый периодом между 2500 и 600 г. до н.э. Какое бы название она ни носила, идея невысказанных мыслей как составной части функций разума продолжает оставаться важной в психоаналитическом мире.

    Определение

    В 21-м -м веке любое определение бессознательного должно опираться на язык и, в частности, на метафору, чтобы быть верным. Существует так много слов и фраз, взаимозаменяемых с бессознательным умом, что можно легко потерять след того, о чем идет речь. Среди этих слов и словосочетаний:

    • Подсознательное
    • Автоматическое
    • Инстинктивное
    • Интуитивное
    • Ид
    • Непроизвольное

    Не менее важно различать бессознательные реакции ума на бессознательные стимулы (психоаналитические стимулы) и бессознательные. Недавние исследования, кажется, подтверждают, что, хотя бессознательные процессы происходят так, как будто они происходят в вакууме, человеческая реакция на них измерима и реальна. Как это объясняется? Рассмотрим эти три подхода.

    Продолжить чтение…

    Понимание человеческого разума лежит в основе психоаналитической теории. С момента введения теории Зигмунда Фрейда в начале 1900-х годов и, несмотря на многие успехи в изучении психоаналитической теории, основные мысли Фрейда сохраняют сильное влияние на формирование взглядов на теорию человеческого разума.

    В центре теории Фрейда находятся психопатологии, которые приводят к психическим заболеваниям у субъекта. Это предположение Фрейда о том, что в человеческом разуме содержится три уровня осознания или сознания. Именно введение этих психопатологий влияет на людей, поэтому требуется больше, чем просто говорить о них. Эффективным лечением этих глубоко укоренившихся психопатологий является психоанализ.

    На приведенной ниже иллюстрации показано деление Фрейдом этих трех уровней и предполагаемое использование каждого уровня. Это сознательное, подсознательное и бессознательное . Работая вместе, они создают нашу реальность.

    Хотя признание психоаналитической теории Фрейда со временем то уменьшалось, то мало кто из профессионалов предложил бы отвергнуть ее. Внутри него находится модель или концепция, выдержавшая множество испытаний временем.

    Этимология

    Происхождение значения разума имеет долгую и богатую историю. В отличие от многих других слов и фраз, для его использования не дается четкой эволюции. Его значение больше зависело от контекста его использования, чем от какого-либо отдельного значения.

    Если философ говорит о разуме, то он вполне может означать личность, личность и воспоминания. Для религиозного разум вмещает дух, осознание Бога, или для ученого разум является генератором идей и мыслей. Разум нес с собой множество разнообразных ярлыков. В его младенчестве ссылки на разум действительно были метафорическими.

    Только в 14 -м и 15-м -м веках постепенно развивалось обобщение ума , включающее все умственные способности, мышление, волю, чувство и память.

    В конце 19-го и начале 20-го века психология выдвинулась на первый план как уважаемая наука. В немалой степени благодаря работам Фрейда и других укрепилось популярное внимание к человеческому разуму, его роли в науках о поведении и вопросу о разуме и теле. Сегодня понятие разума и его функций почти всегда обсуждается с научной точки зрения.

    Продолжить чтение…

    Пристегните ремень безопасности и присоединяйтесь ко мне в нашем путешествии по истории психологии. Я провел более трех десятилетий в качестве клинициста, исследователя и педагога. В рамках моего постоянного профессионального интереса к психическому здоровью или, как его сегодня часто называют поведенческим здоровьем, я изучил историю, современную работу и внедрение перспективных подходов. Стало очевидным, что область психологии имеет три различные эпохи.

    Досовременная психология : Эта эпоха возвращает нас на много веков назад, во времена, когда психология рассматривалась как философия, а не как наука. Переход от премодерна к модерну происходил медленно, но он произошел.

    Современная психология : В конце 19 -го -го века этот переход от досовременной психологии к современной зажил своей собственной жизнью. Скорость, с которой произошло это изменение, была драматической. Была дана печать одобрения перехода психологии из философии в науку. Вместе с этим пришла надежда на обеспечение более значимой жизни тех, кто страдает умственными недостатками.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *