Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Способы выхода из конфликта: Конфликт и пути выхода из него

Содержание

Конфликт и пути выхода из него

Центр Прогрессивных Технологий FIDEM — психотерапия и логопедия © 2008-2023, Санкт-Петербург / СПб

Отношения с собой и другими, Проблемы и трудности

Почему-то многие воспринимают конфликтную ситуацию как ссору, тогда как она является лишь столкновением интересов двух или более людей. Все мы разные, даже если очень близкие друг другу люди, все равно отличаемся по характеру, предпочтениям, любимым занятиям, принципам и, наконец, сиюминутным желаниям. Именно эта разница и ведет к конфликтам.

Конфликты – это очень большая часть любых отношений, как рабочих, официальных, так и личностных, семейных и дружеских. Областью столкновения интересов могут самые разные аспекты жизни. В семье: муж хочет ехать в отпуск в Англию с познавательной целью, а жена мечтает понежиться на Средиземном море. На работе: начальник стремиться установить рабочий график до шести вечера, а одна из сотрудниц настаивает на смещении трудового дня на час вверх, так как не успевает забирать ребенка из сада. В родственных отношениях: мама надеется, что сын в выходные займется ремонтом забора на даче, тогда как он планирует провести время с друзьями.

Весь мир буквально соткан из конфликтов, они являются естественной составляющей отношений и эффективное поведение в спорных ситуациях состоит из множества важных моментов. Одна из них – умение донести до собеседника свое мнение, об этом мы говорили в статье: «Ты меня слышишь?». Другая – выбрать наиболее эффективный способ решения проблемы, именно об этом пойдет речь в этой статье.

У каждого есть свои, предпочитаемые способы выхода из конфликта. Кто-то решает их слишком агрессивно и напористо, рискуя отношениями и часто теряя расположение друзей, коллег, родных. Кто-то предпочитает идти на поводу у окружающих, отказываясь от собственных интересов. Они очень удобны для других, но часто страдают от того, что не могут получить то, что важно для них самих. Так как же будет лучше и вернее выйти из любой затруднительной ситуации, которую можно назвать конфликтом?

Выбор стратегии поведения в решении спорных вопросов во многом зависит от ценности для вас того, что вы отстаиваете и желания сохранить отношения с тем, кто с вами конфликтует. Одно может утверждать однозначно: столкновений мнений не стоит бояться, лучше быть готовым находить пути выхода из трудных ситуаций.

Приспособление

Способ выхода из спорной ситуации путем уступки и принесения в жертву собственных интересов. В этом случает один из участников конфликта полностью принимает сторону другого. Сознательно выбирать такой путь можно, когда вы принимаете ценность другого и ставите его выше своих собственных интересов.

Так женщина, живя в родном городе и не желая из него уезжать, по причине того, что у нее здесь все устроено, есть хорошая работа, друзья, родители рядом, принимает решение ехать вслед за супругом в областной центр, где ее никто не ждет. Для ее мужа это шанс продвинуться по карьерной лестнице, и она поддерживает его, хотя четко понимает, что ее жизнь станет намного сложнее.

Приспосабливаться имеет смысл также, если предложение, которое вам поступает, оказывается не менее, а то и более интересным для вас, по сравнению с вашими первоначальными планами. Или же, когда вы находитесь в жестко подчиненном положении, где нет поля для обсуждения. Как в ситуации военной иерархии, к примеру.

Но если это ваш основной способ и вы готовы уступать всем и каждому, как только услышите разумные аргументы или увидите, что собеседник готов отстаивать свою позицию, то достичь чего-либо в любой области вам будет очень трудно. Вы будете постоянно сталкиваться с тем, что ваши потребности для окружающих малозначимы и рискуете быть удобным и хорошим для всех, но вот только вряд ли это принесет вам счастье.

Избегание

Очень схожий с предыдущим вариант решения проблем, но с одним значимым различием. Когда человек приспосабливается, он не отстаивает свои интересы, но при этом выясняет и учитывает интересы оппонента. А в случае ухода нет ни отстаивания собственной позиции, ни учета мнения соперника.

По сути, в этом случае значимый спор происходит только с одной стороны, вторая же – предпочитает просто уйти от трудной темы. Идет полное игнорирование того, что происходит. В таком случае партнер, чьи интересы затронуты, часто чувствует себя не нужным и не важным, а порой и просто игнорируемым.

Уходить от выяснения отношений – мудрое решение, когда это не затрагивает важных аспектов ни для вас, ни для собеседника. В том числе, когда происходит ситуация спора ради самого процесса спора. Ну, ведь согласитесь, зачем дискутировать с кем-либо о том, что Земля круглая, если вы и так это точно знаете, а собеседника все равно не переубедить. Гораздо разумнее перевести разговор на другую тему.

Но способ уклонения от конфликтной ситуации совершенно не приемлем, когда есть значимые аспекты для участников. Ведь тогда проблема повисает в воздухе, порой, не решаясь годами, что вызывает накопление раздражения и способно оказывать значительное негативное воздействие на отношения.

Престарелая мать и ее взрослый неженатый сын проживают в одной квартире, которая давно уже требует ремонта. Раз за разом, месяц за месяцем женщина заводит разговор о том, что необходимо что-то сделать с отстающими от стен и уже пожелтевшими обоями, вытертым линолеумом, падающей с потолка штукатуркой. Сын лишь злится и ссылается то на нехватку денег, то на отсутствие времени. Он не считает нужным вкладываться в ремонт, но не пытается донести до матери свою позицию, оставляя конфликт открытым.

Ситуация избегания конфликтов похожа на игру в одни ворота, когда одна команда пытается играть и забивать голы, а вторая просто расположилась на травке и наблюдает за тем, чем все это кончится. Избегающие – наблюдатели и они оказываются в более выигрышной позиции, они экономят силу, энергию, время для чего-то гораздо более важного для них, вот только они при этом рискуют потерять отношения с теми, кто жаждет с ними взаимодействовать (играть).

Соперничество

Пожалуй, самый часто используемый способ поведения в конфликтах, абсолютно противоположный избеганию. Путь, когда отстаивается и продавливается собственное мнение в ущерб интересам другого. То, чего желает другой человек в этом случае отодвигается, его аргументы не принимаются, порой создается впечатление, что такой соперничающий в споре партнер просто не способен услышать.

Если один в конфликте занимает соревновательную позицию, а другой – приспособленческую, то решение очевидно и оно явно будет в пользу того, кто склонен отстаивать свое мнение. Гораздо печальнее дело обстоит, когда сталкиваются интересы двух людей, не умеющих или не желающих договариваться. Тогда действительно конфликтная ситуация может быть доведена до ссоры, драки, а то и до разрыва отношений.

Двое друзей по университетской скамье несколько лет назад начали общий бизнес в сфере торговли. Дело процветало, через три года у них было несколько магазинов женской одежды. Однако, один из них стремился к реализации краткосрочных проектов с быстрым получение прибыли и изъятием большей ее части из оборота. Второй в начале совместных рабочих отношений поддерживал такую схему, но со временем осознал, что гораздо эффективнее расширять сферу деятельности, пусть и ценой потери личной выгоды на первоначальном этапе, и предложил другу организовать производство. Этот конфликт стал последним в череде разногласий, по которым мужчины не смогли договориться. Бизнес был продан, отношения разорваны.

Лоббирование своих интересов без учета мнения оппонента тоже может быть приемлемо в отдельных ситуациях с учетом обстоятельств. Во-первых, это рабочие отношения между начальником и подчиненным. До разумных пределов, конечно, оговоренных в трудовом договоре с работником. Во-вторых, в детско-родительских отношениях в тех аспектах, которые необходимо выполнять вне зависимости от желания и потребностей ребенка. Представляете, что было бы, если бы каждое буднее утро мама выносила на обсуждение вопрос, стоит ли сегодня идти детям в школу. В-третьих, в каких-то стрессовых или экстремальных ситуациях. Кто-то один берет на себя ответственность за принятие быстрых решений и их результативность. Среди тех, кто выполняют его указания, вполне могут быть желающие тоже поруководить и поспорить с целесообразностью действий, но выяснение отношений в таких обстоятельствах может приводить к губительным последствиям в самом буквальном смысле слова.

В общем, способ решения конфликтов путем соперничества тоже может быть эффективным и необходимым. Главное здесь, как и в любом другом пути решения спорных моментов, — не увлекаться, быть способным проявить гибкость и умение выходить из столкновения интересов другими путями.

Если так случилось, что вы и другой участник оба яростно отстаиваете свои интересы и спорная ситуация грозит перерасти в склоку, важно вовремя остановиться, обратить внимание партнера на то, что вы никак не продвигаетесь в решении вашего вопроса. Возможно, взять паузу и подумать, что можно предложить, чтобы сдвинуться с мертвой точки и решить конфликт.

Компромисс

Компромисс – это соглашение между участниками конфликта, достигнутое путем взаимных уступок. Здесь оба человека слышат друг друга, пытаются учитывать мнения, готовы частичны поступиться своими интересами. Казалось бы самый удачный выход из любого трудного положения. Он снимает напряжение и порой позволяет найти лучшее из возможных в данных обстоятельствах решение. Но не все так просто.

Дело в том, что в этом случае нет тех, кто был бы полностью доволен итогами переговоров и очень часто вроде бы решенный вопрос вновь выносится на обсуждение.

Такой сглаженный конфликт может вспыхнуть с новой силой в самое неподходящее время.

В процессе переговоров о повышении зарплаты руководитель отдела, боясь потерять ценного сотрудника, уступил, хотя и не считал справедливым увеличение оплаты труда одному, отдельно взятому работнику. Но, вместе с тем, повысил оклад на две тысячи, вместо пяти, на которых настаивал сотрудник. Оба участника конфликта остались недовольны результатом, и через пару месяцев вопрос о заработной плате возник вновь.

Иногда компромисс все же способен исчерпать существующий конфликт. Например, когда взаимная уступка спорящих становится этапом на пути к созданию соглашения, которое будет достигнуто позднее. Либо когда компромисс используется как пауза, и в это время обстоятельства меняются, актуальность проблемы уходит.

Решение конфликта путем избегания, соперничества или приспособления все же ущемляет интересы одной из сторон. В ситуации конкуренции решение спорных вопросов этими способами часто оборачивается тем, что лишь один из участников оказывается в выигрыше.

А компромисс ведет к тому, что проигрывают оба. Единственный способ, позволяющий всем участникам остаться довольными результатами переговоров – сотрудничество. Но это самый сложный путь, предполагающий учет интересов обоих сторон и поиск решения, которое в полной мере устроило бы всех.

О том, как можно решать конфликты путем сотрудничества и какие аспекты при этом необходимо учитывать, — читайте в следующей статье.

Узнать подробнее об услугах Центра и записаться на прием можно по телефону (812) 640-38-55 или заполнив форму ниже.


Поделиться:

Узнать подробнее об услугах Центра и записаться на прием

можно по телефону (812) 640-38-55, написав в Whatsapp или , или заполнив форму ниже.

Услуги Центра
Консультация психолога онлайн
Индивидуальная консультация психолога / психотерапевта
Семейный психолог: консультации
Консультация сексолога /
сексопатолога
Детский и подростковый психолог: диагностика и консультации
Коучинг (лайф коучинг)
Логопед для взрослых
Логопед для ребенка
Психологическая диагностика
Профориентация для подростков и взрослых

Сотрудничество

Работа в Fidem

Контакты

Конфликт.

Пути выхода из конфликта

Цель: формировать умение избегать конфликтных ситуаций и умение их сглаживать.

Задачи:

  • Образовательные: ознакомить учащихся с понятиями «конфликт», «компромисс», учить приемам сглаживания конфликтных ситуаций.
  • Развивающие: развитие познавательного интереса учащихся, таких личностных качеств, как толерантность, уважение к личности;
  • Воспитательные: воспитание уважительного отношения к окружающим людям, формирование социально одобряемых форм поведения.

Ход занятия

Орг. момент

Покажите открытые ладони. Пожмите сами себе руки. При этом попробуйте разозлиться. Получается? Вы даете установку, все будет хорошо. Пожмите руку соседу по парте.

Задание 1 (На столах листочки бумаги). Упражнения «Снежинки». Его последовательность:

1. Молча возьмите листок. Сложите его пополам. Оторвите правый верхний угол.

2. Сложите ещё раз пополам. Ещё раз оторвите правый верхний угол.

3. Ещё раз сложите пополам. И ещё раз оторвите верхний правый угол.

4. Разверните листок и покажите своё «произведение искусства».!

Обратите внимание, какие разные у вас получились снежинки! Хотя была дана чёткая последовательность действий. Почему это произошло?

А если бы все снежинки получились одинаковыми, мир был бы скучным и неизменным.

Введение в тему

Могут ли быть у всех одинаковые интересы, убеждения, взгляды?

Почему? Как вы думаете?

Все люди разные. У нас не только разный возраст, пол, внешность, но и разное восприятие одних и тех же вещей, явлений. И если человек находится рядом с тобой, отличается от тебя, это не значит, что он хуже тебя. Он просто другой, со своими особенностями, слабыми и сильными сторонами.

А вот как об этом писал Евтушенко:

Людей неинтересных в мире нет.
Их судьбы — как истории планет.
У каждой все особое, свое,
И нет планет, похожих на нее…

Эпиграф на доске:

  • «Если есть готовность к конфликту, повод для конфликта найдется всегда».
  • «Те, кто не могут сварить суп, заваривают кашу».
  • «Конфликт любой всегда уладит мудрец, владеющий собой».
  • «Конфликтные ситуации неизбежны, но умный ищет выход из них, а дурак — вход».

Сообщение темы и целей занятия.

Тема нашего занятия «Конфликт. Пути выхода из конфликта». Данная тема выбрана не случайно. Наблюдая за ситуациями, которые часто происходят у вас между собой, я сделала вывод, что избегать конфликтов вы не умеете. От этого часто происходят споры, вы обижаетесь друг на друга. Конфликты часто отравляют человеку жизнь, нарушают привычный ритм, снижают самооценку. Наша цель — показать возможные пути выхода из конфликтных ситуаций. Сегодня мы рассмотрим понятия «конфликт», «компромисс», причины возникновения конфликта, а также основные модели поведения человека в конфликтных ситуациях.

Очень часто нам приходится слышать такое выражение:

Эпиграф на доске: «Те кто, не могут сварить суп, заваривают кашу».

Как вы понимаете смысл этих слов?

Если коллектив не может жить и работать дружно, в этом коллективе постоянно выясняются отношения, копятся обиды, происходят столкновения и даже драки. Всё это способствует разжигание….. а чего? Попробуйте догадаться сами, просмотрев мультфильм. (Спички. Конфликт.) Кто догадался, какую тему поднял автор этого мультфильма?

Работа по теме

Что такое конфликт? Почему он возникает? Как его избежать? Как прекратить «расхлёбывать» кашу, которую заварили во время таких столкновений?

Для начала давайте заглянем в словарь, с помощью которого попытаемся ответить на интересующие нас вопросы. (по мере беседы появляются понятия на слайде.)

1. Конфликт — столкновение,противоречие,которое рождает враждебность,страх, ненависть между людьми.

2. Конфликтный человек — человек, который чаще других создаёт и вовлекает других в конфликтные ситуации и конфликты.

3. Конфликтовать — столкнуться, противостоять.

4. Конфликтная ситуация — накопившиеся противоречия,содержащие причину конфликта.

5. Компромисс — разрешение некой конфликтной ситуации путем взаимных уступок.

Рассмотрим структуру конфликта.

  • К С (конфликтная ситуация) + И (инцидент) = К (конфликт)
  • К С — это накопившиеся противоречия, содержащие причину конфликта
  • И — это стечение обстоятельств, являющихся поводом для конфликта
  • К — конфликт,столкновение,противоречие

Вопросы:

  1. Какие эмоции и ассоциации вызывает у вас слово конфликт?Как вы думаете? Приведите примеры. (Ругань, слезы, драки, синяки, кулаки, ссоры, обиды, убийства, разрушение семьи, потеря работы, тюрьма и т.п.)
  2. Как видим, преобладают отрицательные эмоции.
  3. В чём же вред конфликтов?Как вы думаете?

Конфликты могут возникать везде: между детьми, в семье, на работе, в природе и даже между мудрецами. Послушайте, пожалуйста, индийскую сказку «Мудрецы и слон».

Давным-давно в маленьком городе жили-были шесть слепых мудрецов. Однажды в город привели слона. Мудрецы захотели увидеть его. Но как? «Я знаю, — сказал один мудрец, — мы ощупаем его». «Хорошая идея, — сказали другие, — тогда мы узнаем, какой он — слон».

Итак, шесть человек пошли смотреть слона. Первый нащупал большое плоское ухо, оно медленно двигалось вперед-назад. «Слон похож на веер!» — закричал первый мудрец. Второй потрогал ноги слона. «Он похож на дерево!» — воскликнул он.«Вы оба не правы, — сказал третий, — он похож на веревку». Этот человек нащупал слоновий хвост. «Слон похож на копьё», — воскликнул четвертый. «Нет, нет, — закричал пятый, — слон как высокая стена!» Он говорил так, ощупывая бок слона. Шестой мудрец подергал слоновий хобот. «Вы все не правы, — сказал он, — слон похож на змею». «Нет, на веревку!» — «Змею!» — «Стену!» — «Вы ошибаетесь!» — «Я прав!» Шестеро слепых кричали друг на друга целый час. И они никогда не узнали, как выглядит слон.

Вы смеялись, когда я рассказывала эту сказку?Почему?

— В чем же было дело?

Вы правы! Каждый человек мог представить себе лишь то, что могли чувствовать его руки. В результате каждый думал, что он открыл истину и знает, на что похож слон. Никто не хотел слушать, что говорят другие. Были ли мудрецы действительно мудрыми? У них возник конфликт, основанный на различиях в восприятии. Они так до сих пор и не знают, как выглядит слон.

Физминутка

Ветер тихо клен качает,
Влево, вправо наклоняет.
Раз — наклон
И два наклон.
Зашумел листвою клен.
Руки подняты вверх.

Чтение надписей на доске, обсуждение.

Назовите слова, которые найдут пути выхода из конфликта. И что по-вашему мнению, не поможет, а наоборот навредит и все усложнит?

Практическая работа

Общение — основа разрешения конфликтов. Каждый день нам приходится решать те или иные сложные вопросы. Давайте сейчас посмотрим, как бы вы поступили в следующих ситуациях?

Ситуации:

  1. Кто-то из одноклассников нарочно толкнул вас . Как вы поступите? Будете плакать; ударите его; сделаете ему замечание; не скажете ничего; пожалуетесь учителю.
  2. Один из одноклассников смеётся над вашим другом. Как вы поступите? Будете плакать; пожмёте плечами; будете смеяться над ним; будете защищать товарища кулаками.
  3. Приятель схватил вашу ручку без разрешения. Как вы поступите? Пожалуетесь воспитателю; будете кричать; попытаетесь отобрать её; побьёте приятеля.

Расставить очередность событий при нарастании конфликта

(По степени остроты противоречий)

До выполнения задания

После выполнения задания

1. разногласие

1. недовольство

2. стычка

2. разногласие

3. ссора

3. перебранка

4. недовольство

4. стычка

5. вражда

5. ссора

6. перебранка

6. скандал

7. война

7. вражда

8. скандал

8. война

Обсуждение результатов.

Задание. Приведите в соответствие девиз и стиль поведения

Девиз

Стиль поведения

1. «Никто не выигрывает в конфликте,

Избегание поэтому я ухожу из него»

2. «Чтоб я победил, ты должен проиграть»

Конкуренция

3. «Чтоб ты выиграл, я должен проиграть»

Приспособление

4. «Чтобы каждый из нас что-то выиграл, каждый из нас должен что-то проиграть»

Компромисс

5. «Чтобы выиграл я, ты должен тоже выиграть»

Сотрудничество

Задание. Какое образное выражение подходит к конфликтной ситуации.

  1. Попусту собака лает — гостей незваных созывает.
  2. Кто сильнее, тот и прав.
  3. Сам не знает и у других не спросит.
  4. Доброе слово не требует затрат, а ценится дорого.

Итог

Наше занятие подошло к концу и настало время подвести итог нашего разговора.

У каждого из вас есть три цветных квадратика: красный, синий, зеленый. Вы сейчас должны подумать и ответить на мой вопрос с помощью этих квадратиков.

Считаете ли вы, обсуждение данной темы полезным, и изменит ли оно ваше поведение в конфликтных ситуациях?

  • «Да» — красный квадратик
  • «Нет» — синий
  • «Сомневаюсь» — зеленый

Закончить наше занятие мне хочется следующими словами: «Человек, который совершает не очень хороший поступок, рискует остаться в одиночестве и вызвать осуждение окружающих. И наоборот, бывают поступки, которые возвышают людей в глазах других. И в том, и в другом, находясь перед выбором, прежде чем что-то сделать, подумай о последствиях. И пусть решения окажется верным».

Памятка «Как избежать конфликтных ситуаций»

  1. Единственный способ одержать верх в споре — это уклониться от него.
  2. Проявляйте уважение к мнению собеседника. Никогда не говорите человеку, что он не прав.
  3. Если вы не правы, признайте это.
  4. С самого начала придерживайтесь дружелюбного тона.
  5. Относитесь сочувственно к мыслям и желаниям других.
  6. Пусть большую часть времени говорит ваш собеседник.
  7. Пусть собеседник считает, что данная мысль принадлежит ему.

Наш классный час мне хочется закончить стихотворением.

В жизни по-разному можно жить:
В горе можно и в радости;
Вовремя есть, вовремя пить,
Вовремя делать гадости.
А можно и так: на рассвете встать
И, помышляя о чуде,
Рукой обожженной солнце достать
И подарить его людям.

Спасибо за внимание.

Как остановить конфликт до его начала | CU Boulder Today

Опубликовано: 10 апреля 2019 г.

Конфликт случается, и это нормально в отношениях — будь то с другом, соседом по комнате или членом семьи. Конфликт может быть неудобным и сложным для многих из нас, но есть способы вести трудные разговоры и разрешать разногласия с другими. Вот несколько советов о том, как остановить конфликт до его начала.

Знай свой конфликтный стиль

Что вы делаете, когда с кем-то не согласны? Вы склонны игнорировать проблему или избегать человека? Вы сразу противостоите человеку? Вы ищете компромисс?

Каждый подходит к конфликту по-своему, и правильного подхода нет — у каждого есть свои преимущества и недостатки. Важно знать, как вы лично справляетесь с конфликтами, и как ваш собственный стиль может противоречить чужому.

Как только вы поймете, как вы справляетесь с конфликтом, вы сможете предпринять шаги, чтобы предотвратить его и более эффективно работать с другими, когда он все же возникнет. Не знаете, какой у вас стиль конфликта? Если вы чувствуете, что начинаются разногласия, обратите внимание на любые мысли или поведение, которые могут подпитывать негативный подход к решению проблемы. Вы также можете пройти этот тест на стиль конфликта, чтобы узнать больше.

Устанавливайте связи с другими

Укрепление ваших отношений с другими может помочь предотвратить конфликт. Когда у вас с кем-то сильная связь, может быть легче сосредоточиться на проблеме и работать вместе, чтобы найти решение, а не предполагать, что другой человек виноват.

Делясь с другими, вы развиваете эмпатию и мирно разрешаете разногласия, когда возникает конфликт. Чтобы узнать больше о том, как установить прочные связи с другими людьми, ознакомьтесь с этими тремя советами по построению здоровых отношений.

Общайтесь эффективно

Когда вы с кем-то не согласны, общение может стать трудным. Во время трудного разговора вы можете погрузиться в собственные эмоции, вместо того чтобы сосредоточиться на существующей проблеме. Четкое общение может помочь предотвратить перерастание незначительного разногласия в нечто большее, чем оно должно быть.

Вот несколько способов эффективного общения:

  • Позвольте другому человеку без помех поделиться своей точкой зрения и избегайте осуждения, даже если вы не согласны с тем, что он говорит.
  • Слушайте, как другой человек делится своей точкой зрения, вместо того, чтобы формировать свой ответ на то, что он говорит в вашей голове.
  • Следите за своим языком тела — не закрывайтесь, скрещивая руки, когда другой человек делится.
  • Когда другой человек закончит говорить, задайте уточняющие вопросы и резюмируйте сказанное. Это поможет вам полностью понять ситуацию и даст понять собеседнику, что его слышат.
  • Когда вы делитесь своей точкой зрения, говорите со своей точки зрения и избегайте предположений.
  • Делитесь своими потребностями и не перекладывайте вину или стыд на другого человека. Если вы прибегаете к обвинению, это может заставить других занять оборонительную позицию и ограничить способность активно слушать. Сосредоточьтесь на своих потребностях и наблюдениях по этому вопросу.
  • Избегайте поднимать прошлые проблемы, делать личные нападки и позволять своим эмоциям диктовать разговор.

Обратитесь за помощью

Программа «Поведение учащихся и разрешение конфликтов» предлагает бесплатные услуги по поддержке конфликтов, включая индивидуальное консультирование по урегулированию конфликтов, посредничество и облегченные беседы. Узнайте больше о разрешении конфликтов.

Категории:

  • Разум и тело
  • Сообщество кампуса

Высшие навыки управления конфликтами для сохранения спокойствия

Конфликт почти неизбежен и иногда даже может быть полезен (в меру, конечно). Два человека не всегда могут договориться обо всем, и важно вести зрелые разговоры о том, как мы себя чувствуем как в профессиональных, так и в личных отношениях.

Конфликт — это не то, чего следует избегать, а то, к чему следует подходить позитивно и уважительно. Вот некоторые навыки управления конфликтами, которые помогут сохранять хладнокровие, что бы ни случилось, особенно на рабочем месте, где очень важно ладить с другими.

Что вызывает конфликт?

Конфликт может быть вызван бесконечным количеством причин, но обычно он начинается из-за того, что люди расходятся во мнениях по важным для них вещам, таким как их ценности, убеждения и идеи.

Хотя они часто могут начинаться с очень приземленных вопросов, когда возникает эмоциональная связь, люди могут очень серьезно относиться к их мнению. У всех нас есть потребность чувствовать себя в безопасности, а также в уважении, и когда мы чувствуем, что это не было дано нам, мы, естественно, можем занять оборонительную позицию.

Что такое управление конфликтами?

Управление конфликтами — это то, что нам нужно для того, чтобы разобраться и разрешить текущий конфликт. Это означает урегулирование конфликта здоровым образом, а не избегание ситуации или продолжение спора с другим человеком или группой.

Управлять конфликтами можно, научившись применять широкий спектр навыков управления конфликтами.

Что такое навыки управления конфликтами?

Когда дело доходит до конфликта, мы должны стремиться разрешить его здоровым способом, а не пытаться избежать его.

Существует большое разнообразие типов, стилей и методов использования навыков управления конфликтами. Самое главное, чтобы вы узнали, как и когда использовать каждый из них для эффективного разрешения конфликтов.


Фото  Jopwell  из  Pexels

Важность навыков управления конфликтами в рабочей силе

Рабочая сила, к сожалению, является одним из наиболее распространенных мест, где возникают конфликты. С таким количеством разных сотрудников, имеющих разный опыт и образование, почти неизбежно, что они не будут во всём смотреть друг на друга.

Рабочая сила также может быть высококонкурентной средой, где каждый пытается проявить себя как лучший, особенно с разными должностями и должностями, что, в свою очередь, может вызвать конфликт. Итак, как вы справляетесь с конфликтом?

Навыки управления конфликтами особенно важны в рабочей силе, потому что для успешного функционирования компании члены ее команды должны работать вместе и приходить к взаимному согласию по большинству происходящих вопросов. Также очень важно, чтобы сотрудники чувствовали себя частью позитивной и безопасной рабочей среды, где они могут открыто выражать свое мнение и чувствовать уважение. Без навыков управления конфликтами рабочее место может быть очень проблематичным.

Навыки управления конфликтами: какие существуют типы?

Как вы справляетесь с конфликтами? Существует множество различных типов навыков управления конфликтами. Независимо от того, как вы решите подойти к своей конкретной ситуации, эти основные аспекты управления конфликтами должны помочь вам в разрешении конфликта.

Навыки общения – будьте открытыми

Общение – это ключ! Они говорят это не просто так — открытость и общительность действительно могут полностью изменить правила игры. Если вы не выражаете свои чувства, как кто-то еще может знать, что происходит, и понимать вас? Это первый шаг к разрешению вашего конфликта.

Эмоциональное осознание

Легко увязнуть в своих эмоциях. Но если вы не знаете, как или почему вы чувствуете себя определенным образом, то как другой человек может вас понять? Это также работает в обе стороны. Находясь в контакте со своими чувствами, вы можете предотвратить эскалацию ситуации и разобраться с тем, что действительно вызывает эти эмоции. Может быть, есть что-то более глубокое, чем то, что вы впервые увидели на поверхности.

Сочувствие к другим

Во время конфликта крайне важно проявлять сочувствие к окружающим. Хотя вы можете быть невероятно разочарованы и увлечены своим мнением, остановитесь и подумайте о том, что чувствует другой человек. Возможно, эта ситуация для них такая же сложная, может быть, даже больше. Подумайте, через что они могут пройти и через какой опыт они прошли.

Решение проблем: нестандартное мышление

Когда дело доходит до управления конфликтами, нашей конечной целью является решение проблемы. Но если мы застряли на своем пути, мы никуда не придем. Важно мыслить нестандартно и учитывать все возможные варианты. Вам двоим, возможно, придется встретиться посередине и прийти к справедливому компромиссу, что позволит вам обоим услышать свой голос и оставить ситуацию счастливой. Когда дело доходит до разрешения конфликтов, никогда не бывает черного или белого.

Быстрое снятие стресса

Мы склонны становиться горячими и эмоциональными, иногда даже замкнутыми или застывшими, когда имеем дело со стрессовым конфликтом. Способность справиться со стрессом в данный момент имеет решающее значение для сохранения контроля и разрешения конфликта. Даже если вы не полностью решили проблему сразу, важно сделать несколько глубоких вдохов и остановиться, прежде чем ситуация выйдет из-под контроля.

Какие существуют типы межличностных конфликтов?

Например, в рабочей ситуации межличностный конфликт возникнет, когда один человек или группа попытается помешать кому-то достичь своих целей.

Перед рассмотрением конфликта может быть полезно понять, какой тип конфликта имеет место и что такое конфликт в целом. Вот три основных типа конфликта:

1. Личный конфликт

Личные конфликты, также известные как конфликты в отношениях, как правило, связаны с самооценкой или ключевыми аспектами отношений, такими как отсутствие уважения или лояльности.

Этот тип конфликта характерен для романтических отношений, когда один (или оба) из партнеров не чувствуют, что им оказывают заслуженное уважение и что их мнение прислушивается.

2. Инструментальные конфликты

Инструментальные конфликты больше связаны с целями и структурами организации и, как правило, более ощутимы.

Примером инструментального конфликта может быть ситуация, когда вы настоящий оптимист, всегда смотрите на светлую сторону, в то время как ваш коллега, который сидит рядом с вами, постоянно жалуется и является настоящим пессимистом. Его негативное отношение может сводить вас с ума, в то время как ваше позитивное отношение также сводит его с ума.

3. Конфликт интересов

Конфликты интересов сосредоточены на способах достижения целей. Как правило, они связаны со временем, персоналом, пространством и/или деньгами.

Примером конфликта интересов на рабочем месте может быть ситуация, когда менеджер нанял кого-то, кто не соответствует требованиям, просто потому, что они являются его личными друзьями.

Наша реакция на конфликт

Мы все по-разному реагируем на конфликты. Большая часть наших типичных реакций на конфликты связана с нашим детством или прошлыми отношениями, иногда даже, к сожалению, с предположением, что каждое разногласие обязательно закончится плохо, что приведет к самоисполняющемуся пророчеству.

Вот почему так важно овладеть навыками управления конфликтами и узнать, как лучше всего применять их в своих ситуациях.

Здоровая реакция на конфликт

Некоторые здоровые реакции на конфликт включают способность видеть точку зрения другого человека и слушать его спокойно и уважительно. Частью здорового реагирования на конфликт также является способность прощать и забывать, отпуская любую обиду. Это означает знать, когда идти на компромисс, признавая, что решение проблемы — лучший выход для обеих сторон.

Нездоровая реакция на конфликт

Нездоровая реакция на конфликт возникает из-за неспособности увидеть другую сторону и понять, что для нее важно. Реагировать на конфликт нездоровым образом означает реагировать обидно, стыдить человека и отказываться идти на компромисс. Это также, как правило, означает ожидание худшего или даже попытку избежать конфликта в целом.

Как справиться с конфликтом?

Какие шаги по разрешению конфликтов вы можете предпринять? Какие есть примеры разрешения конфликтов? Как вы справляетесь с конфликтом? Вот несколько проверенных способов разрешения конфликтов зрелым и здоровым способом.

1. Умение извиняться

Знайте, когда извиниться, даже если это нелегко и задевает ваше самолюбие. Извинения могут иметь большое значение и никогда не останутся неоцененными. Признание того, что вы допустили ошибку, является частью зрелости и разрешения конфликта.

2. Сохраняйте спокойствие – управляйте своим стрессом

Несмотря на то, что вы можете чувствовать, старайтесь сохранять спокойствие, несмотря ни на что. Управляйте своим стрессом, прежде чем вы позволите ему взять над вами верх, и прежде чем вы в конечном итоге сделаете или скажете что-то, о чем потом пожалеете.

3. Активно слушать

Одно дело слушать, и совсем другое — активно слушать. Слушайте не только слова, которые говорит другой человек, но и принимайте все во внимание и учитывайте его точку зрения, откладывая в сторону свою.

4. Отпустить и простить

Это может быть трудно, но когда дело доходит до разрешения конфликта, иногда нужно просто отпустить и простить другого человека. Нет ничего хорошего в том, чтобы держать обиду, и это только удержит вас на одном месте.

5. Быть беспристрастным — отделять себя

Хотя в целом здорово быть увлеченным своим делом, важно отделять себя от ситуации и не принимать близко к сердцу. Позвольте жизни случиться и поймите, что не все в вашей власти.

6. Оставайтесь позитивными

Сила позитивного мышления невероятно реальна! Чем больше вы в это верите, тем больше это станет вашей реальностью. Не думайте о худшем в конфликте и не убеждайте себя, что он обязательно плохо кончится. Решите, что все будет хорошо, и так оно и будет.

7. Учимся быть в настоящем

Присутствие и возможность жить настоящим моментом поможет вам справляться с конфликтами, возникающими на вашем пути. Забудьте о том, что было в прошлом. Сосредоточьтесь на том, что происходит прямо сейчас. Вам действительно нужно спорить прямо сейчас из-за того, что сделано?

8. Уважение различий

Когда дело доходит до конфликта, если вы не уважаете различия друг друга, решить проблему будет очень сложно. Уважение других является основой разрешения конфликтов, это не обязательно означает, что вы должны изменить свои взгляды, но это означает принятие того факта, что каждый имеет право на свой собственный путь.

9. Способность воспринимать критику

Хотя никогда не приятно слышать негативные отзывы о себе, иногда нужно просто принять их и понять, что, возможно, это к лучшему. Это может даже помочь вам улучшить себя в будущем. Никто не идеален!

10. Выберите свои битвы

Мы не можем сражаться во всех, и мы также не можем выиграть их все, поэтому вам нужно решить, какие битвы действительно стоят вашего времени и энергии. По большей части, большинство из них, вероятно, не стоят того. Отпустите это и сохраните себя для того, что действительно важно в жизни.

11. Юмор

Смеяться всегда лучше, чем плакать. Юмор — лучший способ справиться с конфликтом (если он не саркастичен). Это отличный способ растопить лед, показать, что у вас хорошие намерения, и заставить обе стороны немного расслабиться, забыв обо всем накопившемся гневе.

12. Терпение

С терпением приходят хорошие вещи. Это касается всего в жизни. Не торопитесь ни с чем, будь то то, что вы говорите, или то, что вы делаете. Подождите и дайте вещам уладиться, прежде чем делать какие-либо выводы и работать над собой.

13. Сосредоточьтесь на командной работе

В команде нет «я», поэтому важно сосредоточиться на совместной работе и поиске способов сделать всех счастливыми и почувствовать себя частью команды.

14. Знайте, когда кого-то игнорировать

Если вы перепробовали все и использовали все возможные навыки управления конфликтом, но человек на другом конце не желает прилагать усилия для открытого разрешения конфликта, то, возможно, это пора отпустить и двигаться дальше. Разрешение конфликта требует работы с обеих сторон, и иногда нам просто нужно игнорировать кого-то, кто вызывает у нас ненужный стресс.


Фото Pixabay  из  Pexels

Навыки разрешения конфликтов — для танго нужны двое

Конфликт можно решить, только если два человека примут участие в процессе и приложат усилия . Вот несколько примеров разрешения конфликтов, которые могут быть вам полезны.

1. Обсудите все

Начните с разговора. Выразите свои чувства, выслушайте другого человека и посмотрите, сможете ли вы понять различия друг друга и прийти к зрелому соглашению.

2. Не занимайте оборонительную позицию

Защитная реакция не поможет вам в разрешении конфликта. Вы можете выразить свои чувства, используя утверждения «я», но выставлять себя единственной жертвой — не лучший способ.

3. Избегайте указывать пальцем

Подобно тому, как вы избегаете оборонительных действий, не играйте в игру с обвинением. Вы можете говорить о том, как вы себя чувствуете, и о своем собственном опыте, но указывать пальцем совсем не полезно, а только еще больше встряхивает ситуацию.

4. Слушайте

Слушайте, что говорит другая сторона. Выслушайте их, примите во внимание их точку зрения и постарайтесь поставить себя на их место. Как бы вы отреагировали на их месте?

5.

Избегайте критики — выражайте свои чувства

Никто не может отрицать то, что вы чувствуете. Но они, безусловно, могут отрицать то, что вы о них говорите, и в любом случае никто не хочет слышать критику, если только она не является действительно конструктивной.

6. Используйте спокойный тон

То, как вы что-то говорите, может полностью изменить сообщение, которое вы пытаетесь отправить. Используя спокойный тон, а не крича или повышая голос, вы, скорее всего, будете выслушаны и восприняты всерьез.

7. Будьте готовы пойти на компромисс: Win-Win

В конфликте не всегда можно ожидать, что он закончится именно так, как вам хотелось бы. В каждой истории есть две стороны, и поэтому вы должны быть готовы пойти на некоторые компромиссы и прийти к соглашению, с которым вы оба сможете жить.

8. Избегайте разговоров за спиной

Никому не нравится, когда о нем говорят за спиной, и это точно не поможет при попытке разрешить конфликт. Это не приносит ничего, кроме большего урона. Если у вас есть негативные чувства, держите их при себе или обращайтесь к человеку по-взрослому, не отрываясь резко.

9. Ничего личного

Важно понимать, что в большинстве случаев вещи не являются личными или адресованы конкретно вам. У каждого свое мнение и ценности, основанные на том, чему его учили. Несогласие с вами не имеет к вам никакого отношения.

10. Невербальное общение — действия говорят громче, чем слова

Хотя то, что вы говорите, пытаясь разрешить конфликт, имеет большое значение, действия действительно говорят громче слов! Убедитесь, что то, как вы общаетесь невербально, также неагрессивно и показывает, что вы хотите решить проблему, например, смотрите человеку в глаза, когда он говорит, и уделяйте ему все свое внимание.

11. Перестаньте быть правым

Вы можете верить, что вы правы, и вы можете быть правы на самом деле. Но знания о том, что вы правы, должно быть достаточно, чтобы дать вам удовлетворение, необходимое для того, чтобы двигаться дальше и отказаться от этого. Не тратьте время на борьбу.

12. Простить и забыть

Затаить обиду и обижаться никому ничего не стоит. Пусть прошлое станет частью истории, сосредоточьтесь на настоящем и позвольте себе простить любые допущенные ошибки. Мы все здесь, чтобы все работало.

13. Отпустить прошлое

Часть прощения означает отпустить то, что было, и больше сосредоточиться на настоящем и будущем. Поставьте своей целью улучшить то, что грядет, а не горевать о том, что уже произошло.

14. Сосредоточьтесь на отношениях

Стоит ли терять ваши отношения из-за этого конфликта? Задайте себе этот простой вопрос и решите, действительно ли вы хотите рискнуть всем из-за небольшого разногласия.

15. Исследуйте все варианты

Когда дело доходит до конфликта, всегда не по-твоему и не по пути. Всегда есть разные способы подойти к конфликту и найти решение. Обязательно изучите все эти варианты и убедитесь, что все уходят в наилучшем месте.

Навыки управления конфликтами: на чем могут сосредоточиться менеджеры?

Как руководитель на рабочем месте это часто означает, что вы обязаны вмешиваться и пытаться помочь своим сотрудникам разрешать конфликты. Вам дали руководящую роль, и конфликты — это то, где вы действительно подвергаетесь испытанию.

Вот некоторые важные навыки управления конфликтами для менеджеров и то, на чем они должны сосредоточиться.

Определите знаки

Чтобы справиться с конфликтом, вы должны сначала его распознать. Менеджеру важно обращать внимание на признаки и знать, когда пора вмешиваться и действовать.

Некоторые признаки наличия конфликта включают: если качество работы сотрудника начинает снижаться, если он опаздывает в срок, если он постоянно просит отгул, опаздывает, и если есть какие-либо изменения в общении между сотрудниками.

Определите проблему

После того, как вы определили конфликт на рабочем месте, важно удалить «что» из «почему». Вы можете легко обнаружить проблему, но важнее всего понять корень проблемы и решить ее.

Разбери ситуацию

Разбери ситуацию, постарайся увидеть происходящее со всех сторон, а не только с точки зрения одного сотрудника. Постарайтесь найти факторы, коррелирующие с происходящим, а не просто обвинять конкретных людей.

Задавайте вопросы

Важно задавать вопросы, но не просто вопросы. Вам нужно задавать умные вопросы, которые никого не оскорбят и которые действительно помогут вам добраться до сути проблемы. Не обвиняйте в своих вопросах и говорите только за себя. Не забудьте также включить дополнительные вопросы и показать человеку, что вы здесь, чтобы помочь.

Избегайте предвзятости

Руководителю может быть сложно избегать принятия какой-либо стороны и оставаться полностью нейтральным — в конце концов, менеджеры тоже люди! Тем не менее крайне важно формулировать вопросы объективно и предоставлять всем равные возможности для выражения своей точки зрения.

Делайте трудные звонки

Ваша работа как менеджера заключается в том, чтобы брать на себя ответственность, даже если это нелегко. Иногда вам приходится принимать трудные решения, помня о ценностях компании и делая правильные вещи для всех, отложив в сторону свои личные взгляды.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *