Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Стратегии самопрезентации: Стратегия самопрезентации как элемент эффективного речевого воздействия в рамках педагогического дискурса Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

Стратегия самопрезентации как элемент эффективного речевого воздействия в рамках педагогического дискурса Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 6 (335).

Филология. Искусствоведение. Вып. 88. С. 89-92.

СТРАТЕГИЯ САМОПРЕЗЕНТАЦИИ КАК ЭЛЕМЕНТ ЭФФЕКТИВНОГО РЕЧЕВОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ В РАМКАХ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ДИСКУРСА

Рассматривается проблема эффективного речевого воздействия и аспект реализации коммуникативной стратегии самопрезентации в педагогическом дискурсе. Предметом обсуждения являются основные особенности стратегии самопрезентации в педагогическом дискурсе: вопрос определения понятия «стратегия самопрезентации», ее тактики, приемы и стили.

Ключевые слова: речевое воздействие, коммуникативная стратегия самопрезентации,

тактики, стили стратегии самопрезентации.

В настоящее время актуальным становится анализ эффективности и неэффективности речевого воздействия в рамках педагогического дискурса. Основным аспектом эффективности речевого воздействия является достижение поставленных целей и сохранение баланса отношений с собеседником, избежание возможной ссоры. Известно, что целями речевого воздействия являются фатические (установление. возобновление, поддержание, развитие, сохранение контакта), предметные (получение или дача чего-либо) и информационные (сообщение или получение информации).

Речевое воздействие принято рассматривать в широком и узком смысле. В широком смысле

— это произвольная и непроизвольная передача информации в процессе речевого общения в устной и письменной формах. Осуществляется при помощи лингвистических, паралингви-стических, нелингвистических символических средств и определяется интенциями адресата и целями коммуникации — предметной, коммуникативной или информационной, а также пресуппозициями и конкретной знаковой си-туацией1. Речевое воздействие в узком смысле — это влияние, оказываемое субъектом на реципиента с помощью лингвистических, па-ралингвистических и нелингвистических символических средств, отличающееся особыми предметными целями говорящего, которые включают изменение личностного смысла для реципиента, изменение поведения или психического состояния2.

В профессиональную компетенцию преподавателя несомненно входит владение стратегиями и тактиками речевого общения, что безусловно ведет к более успешному и эффективному общению и, в результате, достижению глобальной цели коммуникации. Говоря

о коммуникативных стратегиях и тактиках

речевого воздействия, ученые отмечают отсутствие на данный момент полного перечня коммуникативных стратегий и тактик, поэтому исследование механизмов речевого воздействия, основных стратегий и тактик педагогического дискурса, может внести определенный вклад в развитие данного типа дискурса.

Итак, большинство исследователей сходится во мнении, что коммуникативная стратегия

— это комплекс речевых действий, направленных на достижение глобальной коммуникативной цели, зависящих от личности коммуникантов, отношений между ними и условий между ними. Коммуникативная цель реализуется в определенной коммуникативной (речевой) стратегии, подчиняющей себе процесс речевой коммуникации, в процессе которой автор текста решает ряд практических задач, имеющих промежуточную цель. Данные коммуникативные цели осуществляются с помощью коммуникативных (речевых) тактик, представляющих собой несколько речевых действий, способствующих реализации стратегического замысла автора3. Это приводит к необходимости выбора, который касается не только семантического содержания, но и прагматических, стилистических, риторических аспектов речевых действий. Реализация такого выбора имеет место в совокупности речевых действий, направленных на решение общей коммуникативной задачи говорящего. Коммуникативные стратегии и тактики воздействуют на определенные аспекты картины мира адресата, его эстетическое, этическое, культурологическое, психическое восприятие реальности.

Коммуникативная стратегия самопрезентации состоит в создании определенного впечатления о говорящем и, в основном, поддержании его положительного имиджа. Для обозначения стратегии самопрезентации (self-

presentation) используются следующие термины: управление впечатлением (impression management) и управление атрибуцией. В основе самопрезентации лежат потребность в одобрении, мотив власти, стремление к превосходству, потребность в уважении, мотив привлечения к себе внимания и так далее4.

Американский социолог И. Гоффман впервые полно описал феномен самопрезентации и утверждал, что социальное поведение подразумевает попытку одного человека (the actor) повлиять на восприятие его другим человеком (the target). Окружающих интересует разнообразная информация о человеке, влияющая на впечатление о нем — социальный статус, финансовый статус, компетентность, установки. По его мнению, человек, выступающий перед аудиторией, активизирует возможность производить впечатление с целью соответствовать своей социальной роли и ожиданиям слушателей. Невозможно произвести должного впечатления на аудиторию, не соблюдая норм общения, определенных обществом4. Самопрезентация — это не только управление впечатлением, но также и самовыражение — представление своего мнения, опыта, ценностей, характера и т. д.

Самопрезентация — это своего рода создание имиджа. Существует множество определений имиджа, самое широкое — целенаправленное формирование образа, набор определенных качеств, ассоциируемых с определенной личностью.

По мнению А. Ю. Панасюк, в русском языке термину «имидж» соответствует мнение как суждение, выражающее оценку чего-нибудь, отношение к чему-либо5. Имидж отражает основные черты портрета человека, это символический образ, оформляемый при помощи языка.

Говоря о содержании имиджа, выделяют его следующие структурные компоненты: индивидуальные характеристики, личностные качества, коммуникативные особенности, деятельностные и внешнеповеденческие характеристики.

Самопрезентация очень важна, особенно в момент формирования первого впечатления. Феномен первого впечатления в большинстве случаев определяет дальнейшее развитие процесса взаимодействия с аудиторией. Первое впечатление формирует устойчивый стереотип восприятия педагога и его последующего воздействия на слушающих.

По Т. А. ван Дейку, стратегия самопрезен-тации должна блокировать отрицательные вы-

воды, связанные с оценочными суждениями, что приводит к созданию аргументированных последовательностей, делающих оценки справедливыми и социально приемлемыми6.

Аудитория делает выводы о говорящем по его поведению, внешности, известной о нем информации, стереотипам, предположениям и домыслам. Находясь же перед аудиторией, говорящий позволяет слушающим сформировать определенное впечатление о нем по тому, как он говорит и ведет себя. Целью стратегии само-презентации является благоприятное впечатление окружающих. Коммуникативные тактики и ходы, используемые при реализации стратегии самопрезентации предназначены для следования правилу: «Что бы я не говорил, слушающий не должен думать обо мне плохо»7.

Для поддержания положительного образа необходимо избегать слов и действий, которые могут привести к конфликту (проявление агрессии, превосходства, грубости, насмешек, хвастовства, навязывания, обмана и т. п.).

Составляющими приемами самопрезента-ции являются драматизация и идеализация. Драматизация состоит в демонстрации окружающим тех фактов, которые необходимо акцентировать и донести до слушающих. Принцип идеализации заключается в выполнении норм поведения данного социума4.

Е. Джонс и Т. Питман выделяют следующие тактики стратегии самопрезентации:

— заискивание (ingraditation),

— самопродвижение (self-promotion),

— запугивание (intimidation),

— пояснение примером (exemplification),

— мольба (supplication)8.

Тактика «заискивания» состоит в демонстрации доброжелательного, мягкого отношения к собеседнику, похвалу, согласие с ним и т. п. Ее цель в удовлетворении других, причем акцент делается на быстрый результат. Данная тактика проецирует желательное для данной ситуации поведение, которое часто не совпадает с реальными взглядами и мнением говорящего. Эта тактика распространена в организациях с высокой иерархией власти и дает возможность «выжить» в условиях конкуренции. Тем не менее, тактика «заискивания» может быть как успешно применена, так и привести к неудачной ком-мунникации, наигранной и неестественной.

Тактика «самопродвижения» предполагает демонстрацию своих знаний, достижений, опыта с целью выглядеть компетентным в глазах окружающих. Данная тактика часто де-

лится на тактику «достижений» (entitlements), «развития» (enhancement), «преодоление трудностей» (overcoming obstacles).

Тактика «запугивания» заключается в формировании страха у слушателей в том, что объект потенциально опасен и с ним лучше не портить отношения. Данная тактика чаще всего применяется руководством по отношению к подчиненным.

Тактика «пояснение примером» предполагает демонстрацию своих достоинств для того, чтобы быть достойным подражания. Но при использовании этой тактики есть опасность прослыть высокомерным или лицемерным.

Тактика «мольбы» предполагает демонстрацию слабости, беспомощности, зависимости, что ведет к получению власти сострадания8. Демонстрируя свою несостоятельность, говорящий приводит в действие норму социальной ответственности, которая состоит в помощи нуждающимся. Несмотря на обоснованность и логичность данной таксономии, она не дает четкого представления о том, в каких ситуациях они приведут к положительному или отрицательному результату.

Р. Чалдини предлагает две техники управления впечатлением: «наслаждение отраженной славой» (basking in reflected glory), и «причинение вреда» (blasting). Техника «наслаждения отраженной славой» заключается в использовании чужого успеха в целях самопрезентации. Говорящий выбирает популярную личность с положительным имиджем и прямо или косвенно говорит об отношениях с этим человеком, что оказывает нужный эффект на аудиторию. Тактика «причинения вреда» реализуется в намеренном принижении достоинств какого-либо человека в глазах аудитории, для создания на этом фоне более выигрышного образа гово-рящего9.

Стратегия самопрезентации может реализовываться разными стилями, выделяют следующие: убеждающая самопрезентация (assertive self-presentation), оскорбительная самопрезен-тация (offensive self-presentation), защитная самопрезентация (protective self-presentation), оборонительная самопрезентация (defensive self-presentation).

Убеждающая самопрезентация состоит в создании благоприятного образа за счет приятного внешнего вида и доброжелательного поведения. Оскорбительная самопрезентация состоит в принижении достоинств других. Защитная самопрезентация подразумевает жела-

ние хорошо выглядеть, избегая произведения отрицательных впечатлений. Оборонительная самопрезентация — желание хорошо выглядеть с помощью защиты от негативных оценок8.

Каждый из приведенных выше стилей са-мопрезентации реализуется, соответственно, при помощи разных тактик. Убеждающая са-мопрезентация использует тактику «заискивания», желания понравиться (комплименты, уступчивость, сговорчивость), «приведение примера» (exemplification), «самореклама» (self-promotion)8.

Оскорбительная самопрезентация заключается в принижении достоинств других, критике, нападках.

Защитный стиль самопрезентации состоит в избегании неловких ситуаций, в осторожном описании событий.

Оборонительный стиль самопрезентации используется, если личность находится под угрозой, и тактика, используемая в данном случае, — «мольба», изображение беспомощности, объяснение ситуации1^

Итак, стратегия самопрезентации может быть отнесена к стратегиям эффективной коммуникации, которая обеспечивает решение проблем благодаря установлению контакта и взаимопониманию между партнерами. Доказано, что присутствие аудитории влияет на стиль самопрезентации человека, в основе чего лежит различная мотивация, основанная на управлении впечатлением. В рамках педагогического дискурса коммуникативная стратегия самопре-зентации играет ключевую роль, влияя на эффективность учебного процесса и реализацию целей и задач обучения. Эффективность и результативность речевого воздействия зависит от правильности выбора языковых и неязыковых средств. Тем не менее, кроме общего имиджа, существуют и более дифференцированные образы, связанные с уровнем оценки профессионализма преподавателя, которые тоже могут быть объектом изучения лингвистов.

Примечания

1 Шелестюк, Е. В. Речевое воздействие: онтология и методология исследования : дис. … д-ра филол. наук. Челябинск, 2OO9. С. 36-37.

2 Там же. С. 37.

3 Иссерс, О. С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи. М., 2OO6. С. 11O.

4 См.: Гофман, И. Представления себя другими в повседневной жизни. М., 2OOO.

5 Панасюк, А. Ю. Я — Ваш имиджмейкер и готов помочь сформировать Ваш профессиональный имидж. М., 2003. С. 11.

6 Dijk, T. A van. Kintsch, W. Strategies of discourse comprehension / T. A. van Dijk, W. Kintsch. Academic press, 1983. С. 375.

7 Там же. С. 397.

8 См.: Jones, E. E. Toward a general theory of strategic self-presentation / E. E. Jones, T. S. Pittman // Psychological perspectives on the self. 1982. № 1.

9 Cm.: Cialdini, R. B. Two direct tactics of impression management: basking and blasting / R. B. Cialdini, K. D. Richardson // Journal of personality and social psychology. 1980. № 39.

10 Cm.: Tedeschi, J. T. Impression management and influence in the organization / J. T. Tedeschi, V. Melburg // Research in the sociology of organizations / S. B. Bacharach and E. J. Lawler. 1984. № 1

Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 6 (335). Филология. Искусствоведение. Вып. 88. С. 92-95.

М. Б. Талапина

ДИСКУРСИВНОЕ УПОТРЕБЛЕНИЕ ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИХ ЕДИНИЦ КАК СПОСОБ ВЕРБАЛИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ КАРТИН МИРА

Описывается развитие цветовой семантики фразеологических единиц русского языка с компонентом «белый». ФЕ рассматриваются как средства манифестации ахроматического концепта «белый» в языке и дискурсе. Выявляются потенциальные семы прилагательного «белый» в составе ФЕ, что позволяет определить периферийные признаки соответствующего концепта. Делается вывод о значимости варьирования семантики ФЕ как средства концептуализации индивидуального знания.

Ключевые слова: когнитивная лингвистика, картина мира, коллективное знание, индивидуальная картина мира, концепт, ахроматический цвет, фразеологическая единица, символическое значение, речевое варьирование, потенциальная сема.

Особенной чертой современной лингвистики является синтез когнитивного и дискурсивного подходов к явлениям языка. Интерес к изучению когнитивного пространства обусловливает внимание к фразеологии как к ценному источнику информации о коллективном знании, репрезентированном в языке, поскольку фразеологизмы аккумулируют сведения о наивной картине мира всей языковой общности.

Настоящая статья посвящена исследованию развития цветового значения фразеологических единиц русского языка с компонентом «белый», которое проявляется в реализации потенциальных сем ФЕ, не зафиксированных в словарях. Фразеологические единицы с компонентом «белый» рассматриваются как средства вербализации признаков соответствующего ахроматического концепта в языке и речи. Актуализация новых смыслов прилагательного белый в составе ФЕ позволяет выявить пери-

ферийные признаки цветового концепта белый в индивидуальных картинах мира.

Цвет является важной частью концептуальной картины мира, что обусловлено первичностью чувственно-образной формы построения мира и способностью цвета влиять на физическое и психо-эмоциональное состояние человека.

Значимость категории белого цвета для концептуализации наивной картины мира подтверждается активностью соответствующего цветообозначения в образовании фразеологических единиц (не менее 20 ФЕ в русском языке). Интерес к ахроматическим цветообозначе-ниям, в том числе белому, обусловлен тем, что семантическая оппозиция белый/ черный носит универсальный характер, что подтверждается на материале 98 языков в исследовании, проведенным Б. Берлином и П. Кеем [14. С. 1969]. Особый статус прилагательного белый объясняется тем, что он является основным, архети-

Стратегии и техники самопрезентации

В поисках научного практического ответа на вопрос, как осуществляется эффективная самоподача и самопрезентация, проанализируем стратегии, техники и приемы самопрезентации, которые предлагаются разными авторами. Цель данной исследовательской работы — поиск технологий, ноу-хау управления впечатлением, которые было бы возможно использовать на практике.

Термин самопрезентация, как правило, используется как синоним управления впечатлением для обозначения многочисленных стратегий и техник, применяемых индивидом при создании и контроле своего внешнего имиджа и впечатления о себе, которые он демонстрирует окружающим.

Кроме термина самопрезентация (калька с английского self-presentation), который употребляется сравнительно недавно, для отечественной традиции долгое время более характерными были понятиясамоподача и самопредъявление, используемые как синонимы.

Существуют попытки рассмотреть самопрезентацию как поведенческую реализацию мотивации. Например, Р. Аркин [Arkin, 1981] и А. Шутц [Schutz, 1972] видят в самопрезентации реализацию мотивации достижения или избегания неудач и выделяют по этому признаку приобретающую и защитную самопрезентацию.

  • Приобретающая самопрезентация выражает мотивацию достижения. Для нее характерен выбор адекватных ролей и задач (соответствующих социальному положению, образованию и пр.), выбор социальной среды, соответствующей уровню идентификации субъекта (человек общается с равными себе).
  • Защитная самопрезентация — поведенческое проявление мотивации избегания неудач. Она чаще всего не осознается. Человек выбирает неадекватную для решения задач среду: либо с заниженными требованиями, либо с непомерно высокими (авантюристическая самопрезентация).

Самопрезентация по Р. Баумейстеру и А. Стейнхилберу — это самораскрытие в межличностном общении через демонстрацию своих мыслей, характера и т.

д. Это неосознаваемый процесс, он отражает социальную природу человека, его потребность в признании другими людьми [Baumeister, Steinhilber, 1984]. Р. Баумейстер и А. Стейнхилбер считают, что человек нуждается в самораскрытии, т.е. в проявлении себя во внешнем мире. В процессе межличностного общения он представляет свое внутреннее содержание: мысли, характер, ценности, убеждения. Его цель не только произвести впечатление, но и продемонстрировать то, что он из себя представляет.

1. Феномен самопрезентации: исследования Эрвинга Гоффмана

Широко известная работа Эрвинга Гоффмана (Erving Goffman) «Presentation of Self in Everyday Life» [Goffman, 1959] стала на долгие годы основой анализа феномена самопрезентации.

Гоффман утверждает, что когда человек предстает перед лицом других, окружающие обычно стремятся собрать информацию о нем или строят свое поведение на основе той информации, которой уже владеют. Они будут интересоваться его социально-экономическим статусом, Я-концепцией, установкой по отношению к ним, компетентностью, кредитоспособностью и т.

д.

Информация о человеке помогает определить характер ситуации; позволяет понять, что человек ожидает от окружающих и чего они могут ожидать от него. Поняв это, окружающие будут знать, как лучше себя вести, чтобы в дальнейшем вызвать желаемую реакцию.

Окружающим доступно много источников информации. Они могут подбирать ключи, делая выводы по поведению и внешности, используя свой прошлый опыт или, что важнее, применяя без проверки сложившиеся стереотипы. Они могут также положиться на предположение, составленное по совокупности психологических черт, как на средство, дающее возможность предугадать настоящее и будущее поведение человека.

Это самовыражение (и соответственно способность произвести впечатление) содержит два момента: что человек выдает и что его выдает. Под первым подразумеваются прямые речевые послания или их заменители. Это коммуникация в традиционном и узком смысле. Второе содержит широкий спектр действий, которые окружающие могут воспринимать как симптомы актерства. Зрители ожидают, что представление разыгрывалось по иным причинам, нежели те, что заявлялись в передаваемой информации. Однако человек может обманывать в первом случае и притворяться во втором.

Наблюдатель, по мнению Гоффмана, может лишь строить предположения: «Мы живем по предположению. Скажем, я ваш гость. Вы не знаете, вы не можете определить научными методами, что я украду ваши деньги или ваши ложки. Но, скорее всего, я не сделаю этого, и, скорее всего, вы пригласите меня в гости».

Таким образом, когда индивид появляется перед зрителями, ему приходится мобилизовать свою активность, чтобы передать то впечатление, в котором он заинтересован. Например, девушка из общежития может организовать звонки но телефону, чтобы создать впечатление того, насколько она популярна.

Когда человек предстает перед зрителями, его поведение будет влиять на исход ситуации, которая должна развернуться. Иногда он просчитывает свое поведение, чтобы вызвать необходимую реакцию. А иногда человек хотя и просчитывает свое поведение, но остается в неведении, что он это делает. В некоторых случаях он намеренно и осознанно выражает себя определенным образом, но делает это главным образом потому, что традиции его группы или социальный статус требуют именно такого самовыражения. Окружающие, в свою очередь, могут быть вполне удовлетворены производимым на них впечатлением, а могут неправильно понять ситуацию.

Зная, что человек скорее представит себя в выгодном для него свете, зрители могут разделить то, что они наблюдают, на две части: первую, которой относительно легко манипулировать по своему усмотрению, — в основном это слова, и вторую, которая кажется трудно осознаваемой и контролируемой, то, что выдает. В этом состоит «фундаментальная асимметрия» коммуникативного процесса: человек осведомлен об одном канале информации, и его зрители знают об этом канале, а также еще об одном. Однако следует добавить, что искусство распознавать рассчитанные усилия индивида кажется более легко совершенствуемым, чем способность человека манипулировать собственным поведением. У зрителей есть преимущества перед актером.

Общественные отношения строятся на принципе, что каждый обладающий определенными социальными характеристиками, имеет моральное право ожидать, что окружающие будут относиться к нему сообразно с ними и вести себя соответственно. Из этого принципа следует, что человек, который явно или неявно демонстрирует, что он обладает определенным статусом, должен действительно быть тем, кем он себя представляет.

Резюмируя вышесказанное, можно заметить, что, когда человек появляется перед другими людьми, у него есть немало причин, чтобы постараться проконтролировать то впечатление, которое он производит. Все дело в актерском мастерстве и режиссуре, несложных, но вполне обязательных, которые, кажется, встречаются повсюду в социальной жизни.

Итак, по мнению Э. Гоффмана, появляясь перед другими людьми, в которых он заинтересован (зрителями), человек должен мобилизовать свою активность, чтобы произвести нужное впечатление. Это делается:

  1. чтобы вызвать желаемую реакцию;
  2. чтобы предстать «тем самым лицом»;
  3. потому что подобного аудитория ожидает от представителя данной группы;
  4. потому что этого требует социальная роль;
  5. потому что иначе он рискует быть понятым неправильно, отчего изменится ситуация в целом;
  6. чтобы прийти к «пониманию» и, таким образом, достигнуть своих целей.

Нужно хорошо понимать, что впечатление — это очень деликатная, тонкая реальность, которая может быть разрушена небольшой ошибкой.

Симона де Бовуар приводит в пример женщину, которая, одевшись, уже представляет себя не такой, какая она есть, а как некий образ — как скульптуру ил и картину; она подобна актеру на сцене. Она идентифицирует себя с чем-то нереальным, застывшим, совершенным, героиней романа, портретом или бюстом, и это доставляет ей самой удовольствие [Beauvior, 1953].

Эрвинг Гоффман пишет об искажении как о неотъемлемой части представления.

У зрителей есть определенная возможность сориентироваться в том, насколько искренне такое представление. Зрители чувствуют, что представление может быть правдой или ложью. Поэтому они обращают внимание на специфические деталипредставления, которые могут их сориентировать.

Иногда, спрашивая себя, истинно представление или ложно, мы на самом деле имеем в виду, правомочен ли человек представлять себя подобным образом? Люди склонны по-разному относиться к тем, кто представляет себя в ином свете в интересах общества, случайно или в шутку, чем к тем, кто преследует своей игрой личные психологические или материальные интересы. Кроме того, существуют различные установки по поводу того, что должно для определенного возраста и пола. Например, пятнадцатилетнему юноше недопустимо водить машину и выпивать в баре, выдавая себя за восемнадцатилетнего, а женщина может представлять себя моложе и привлекательнее, чем есть на самом деле.

В хорошем браке от супругов ожидается, что они будут хранить в секрете многие факты, касающиеся денег, прошлого, дурных или дорогих пристрастий, влюбленностей, страхов, поведения детей и т.д. И только так они смогут поддержать статус-кво отношений.

Зачастую искажение, касающееся всего лишь одной из сторон деятельности человека, может заставить его волноваться и тем самым испортить все представление в целом. Но для множества социальных посланий не так важно, что есть истина: то, что пытаются донести, или то, что пытаются скрыть. Гоффман выделяетмистификацию как обязательный атрибут представления.

Существуют слова для передачи информации и слова ритуальные.

Чтобы создать полноценную коммуникацию, недостаточно просто передать информацию, нужно сказать несколько слов для обозначения ситуации. Прежде всего должны бытьобозначены статус участников и дистанция общения. Это очень хорошо понимается и выполняется в армии. Например, капитан корабля никогда не станет обедать с другими офицерами и всегда будет держаться особняком, что, разумеется, сделает недопустимой фамильярность по отношению к нему. Он должен как бы поставить себя на пьедестал и оставаться там.

Людям не нужны короли, с которыми можно быть на дружеской ноге, они хотят видеть их далекими и мистическими, подобными Дельфийскому оракулу. Как в армии внушается страх и благоговение нижестоящим перед вышестоящими, так и успех представления зависит от степени благоговения, которую исполнитель сумеет внушить аудитории. Однако, если мистификация не удастся, актер испытает стыд.

Как заметил К. Ризлер, такова медаль социальной реальности, где, с одной стороны — страх, а с другой — стыд [Riezler, 1957]. Зрители чувствуют тайную мистическую власть актера, а актер знает, что его секреты смешные. Настоящий секрет мистерии — это то, что на самом деле нет никакой мистерии, главное, не допустить, чтобы публика узнала об этом.

2. Стратегии и техники самопрезентации И. Джонса и Т. Питтмана

Исследователи И. Джонс и Т. Питтман [Jones, Pittman, 1982] понимают под самоподачей (самопрезентацией) поведенческую реализацию стремления к власти в межличностных отношениях. Они выделяют пять видов власти и предлагают соответственно пять стратегий ее достижения. Стратегии и техники самопрезентации по Джонсу и Питтману, цели их реализации и виды власти сведены в табл. 1.

Таблица 1. Стратегии самопрезентации по И. Джонсу и Т. Питтману

Стратегия Техника Цель
Старание понравиться(ingratiating) Выражать согласие
Льстить
Оказывать благосклонность
Казаться привлекательным
(власть обаяния)
Самопродвижение, самореклама(self-promotion) Хвастать
Демонстрировать знания
Демонстрировать умения
Казаться компетентным
(власть эксперта)
Запугивание (intimidation) Выдвигать требования
Угрожать неприятностями
Казаться опасным
(власть страха)
Пояснение примером(exemplification) Хвастать
Демонстрировать свои достоинства
Казаться достойным подражания
(власть наставника)
Мольба (supplication) Умолять
Демонстрировать слабость и зависимость
Казаться слабым
(власть сострадания)

Первая стратегия самопрезентации называется «старание понравиться»(ingratiating). Старание понравиться — попытка представить себя привлекательным в глазах других. По мнению авторов, тот, кто старается понравиться, должен скрывать реальную цель своей активности, или он достигнет обратного эффекта. Выделяются несколько основных способов, которыми человек может пытаться достигнуть цели выглядеть желаемым для других:

  • Первый путь — просто соглашаться с тем, что думает и утверждает объект.
  • Второй путь — похвалить достоинства и личность объекта.
  • Третий путь — оказывать благосклонность человеку, которому необходимо понравиться.

Но, как отмечают авторы, эти стратегии требуют тонкости. Если их использовать необдуманно, они выдают намерения субъекта. Кроме того, они могут вызвать дополнительные проблемы. Объекта, которому необходимо понравиться, обмануть легче, чем наблюдателей, так как люди, как правило, позитивно относятся к себе и своим суждениям. Люди верят, что их мнения верны, они не очень подозрительны к тем, кто согласен с ними. Но это не относится к сторонним наблюдателям, обладающим своими наборами суждений. Поэтому человек, стремящийся понравиться, может повышать свою позицию в глазах объекта и в то же самое время снижать свои позиции в глазах наблюдателей.

Самопродвижение (self-promotion) является другой стратегией самопрезентации, несколько похожей на предыдущую. Но если старание понравиться — попытка выглядеть привлекательным, то человек, продвигающий себя, пытается выглядеть компетентным. Например, претендент на вакантную позицию может избрать путь демонстрации своей привлекательности, а может показывать свою компетентность. Старание понравиться — это стратегия, цель которой — вызвать симпатию, в то время как самопродвижение имеет своей целью получение уважения со стороны других людей. Наиболее эффективный способ самопродвижения — демонстрация своих знаний и умений.

Третья стратегия получения власти, по И. Джонсу и Т. Питтману, — это запугивание(intimidation). Запугивающий должен постараться убедить объект в том, что он потенциально опасен, т. е. может и будет причиной неприятностей, если объект откажется делать то, что от него требуют. Это также опасная стратегия. Во-первых, запугивающий может выглядеть грубым. Во-вторых, людям не нравятся те, кто их запугивает, и они общаются с ними, имея на то серьезные причины.

Четвертая стратегия достижения межличностного влияния — пояснение примером( exemplification). Избравший эту стратегию должен убедить объект, что он может служить примером, скажем, честности или моральных достоинств. Таким образом, являющийся примером занимается, в каком-то смысле, самопродвижением. Однако продвигающий себя демонстрирует компетентность, в то время как поясняющий примером демонстрирует значимость своей личности. Эта стратегия также опасна. Служащий примером рискует, что объекту откроется: на самом деле он не представляет из себя то, что пытается продемонстрировать.

Пятая стратегия — мольба (supplication), демонстрация слабости и зависимости. Мольба работает, по мнению авторов, потому, что в западной культуре широко распространена норма — заботится о нуждающемся человеке. Но мольба также не всегда гарантирует успеха, кроме того, слабость не всегда привлекательна.

Тактика, имеющая отношение к мольбе, направленная на привлечение внимания, называется самозатруднение (self-handicapping). Считается, что человек старается избегать помехи и затруднения. Но есть обстоятельства, когда он может искать их. Например, если ему предстоит быть оцененным при решении некого задания и он не уверен, что в состоянии выполнить его хорошо. Самозатруднение имеет два преимущества:

  1. если человек провалится, это обеспечит ему оправдание.
  2. если человек выиграет, это увеличит его успех.

Некоторые люди сами создают себе помехи по разным причинам. Люди с высокой самооценкой могут увеличивать свои достижения, в то время как люди с низкой самооценкой могут использовать эту стратегию, чтобы оградить себя от поражений.

Если интерес состоит в том, чтобы произвести впечатление на других, тогда необходимо создать видимость наличия помех. Это часто можно наблюдать, когда перед выполнением какого-либо действия человек объявляет о том, что он неважно себя чувствует, что, несомненно, помешает ему успешно справиться со своей задачей. Но если интерес не в том, чтобы убедить других, а в том, чтобы убедить себя, тогда необходимо действительно иметь помеху. Таким образом, самозатруднение:

  • повышает ценность успеха;
  • уменьшает цену поражения.

3. Техники управления впечатлением Роберта Чалдини

Р. Чалдини предложил две непрямые техники управления впечатлением. Первая техника называется — наслаждаться отраженной славой (basking in reflected glory). Суть ее заключается в использовании чужого успеха в целях своей самопрезентации. При этом необходимо проработать два момента:

  • Во-первых, правильно выбрать объект, популярность которого может оказать влияние на значимую аудиторию.
  • Во-вторых, правильно обозначить свое отношение к этому объекту. Для этого, по мнению Р. Чалдини, возможно, что более эффективным окажется не прямое декларирование, а косвенные указания, например использование знаков социальной символики [Cialdini, Richardson, 1980].

Вторая техника была названа Р. Чалдини кратко — вредить (blasting). Она заключается в намеренном преувеличении недостатков чего-либо или кого-либо для повышения собственного статуса в глазах окружающих. Несмотря на то что это опасная техника, как показали эксперименты, она достаточно часто используется.

4. Техники самоподачи по Г.В. Бороздиной

Самоподача, по мнению Г.В. Бороздиной, заключается в искусстве целенаправленного привлечения внимания реципиента к тем (намеренно созданным) особенностям своего внешнего облика, которые запускают механизмы социального восприятия партнера. Эти механизмы социального восприятия служат основой классификации техник самоподачи [Бороздина, 1999].

  1. Самоподача превосходства — это выделение, акцентирование внешних признаков превосходства в одежде, манере речи, поведении.
  2. Самоподача привлекательности — это работа, затраченная на приведение одежды в соответствие с внешними данными.
  3. Самоподача отношения — демонстрация партнеру своего отношения к нему вербальными и невербальными средствами.
  4. Самоподача состояния и причин поведения — это привлечение внимания к той причине собственных действий, которая кажется субъекту наиболее приемлемой.

В ходе реализации этих техник чаще всего, по мнению Г.В. Бороздиной, используются простые, даже наивные средства самоподачи.

5. Выводы

Обзор предлагаемых авторами стратегий, техник, приемов и методов самопрезентации позволяет сделать вывод, что в целом предлагаемые рекомендации по формированию впечатления можно разделить на две группы. Критерий разделения: предлагаемый способ организации поведения коммуникатора.

Согласуясь с рекомендациями первой группы, коммуникатору предлагается выбрать в социальном контексте образ самопрезентации и, используя свой жизненный опыт, постараться его воплотить. К этой группе относятся стратегии самопрезентации И. Джонса и Т. Питтмана. В данном случае коммуникатору предлагается вначале выбрать типаж человека, который кажется обаятельным или компетентным, или опасным, или нуждающимся в поддержке. Затем, используя свой житейский опыт, следует попытаться воссоздать этот образ (сыграть роль) с помощью специальных приемов-техник: лести, хвастовства, угроз, мольбы и т.д. Получается, что образ самопрезентации выбирается в социальном контексте, а источником его воплощения становятся коммуникативные приемы из житейского опыта. К этой же группе относятся стратегии самозатруднения [Tice, 1991; Jones, Berglas, 1978] и похвала исполнения противника [Shepperd, Arkin, 1991], а также техники управления впечатлением Р. Чалдини [Cialdini, Richardson, 1980], так как они предполагают создание нового образа себя или противника, отличного от того, который есть в реальности.

Второй способ организовать свое поведение — определить характерные черты (признаки) успешной самопрезентации и создать свою презентацию как сумму выбранных признаков. К этой группе относятся техники самоподачи Г.В. Бороздиной, каждая из техник предполагает выделение определенных признаков и привнесение их в свой облик или поведение для того, чтобы привлечь внимание реципиента именно к ним. Признаки (превосходства, привлекательности, отношения, состояния и причин поведения) отрабатываются и привносятся в поведение по отдельности и, суммируясь, создают собственно технику, являющуюся способом управления впечатлением о себе.

Итак, все приведенные в этом разделе стратегии и техники самопрезентации можно разделить на две группы по предлагаемому способу организации поведения:

  1. выбор в социальном контексте образа самопрезентации и воплощение его на основе житейского опыта;
  2. поиск признаков успешной для данного случая самопрезентации, их отработка и привнесение в собственное поведение.

Самопрезентация — IResearchNet

Самопрезентация Определение

Самопрезентация относится к тому, как люди пытаются представить себя, чтобы контролировать или формировать то, как их видят другие (называемые аудиторией). Это включает в себя выражение себя и поведение таким образом, чтобы создать желаемое впечатление. Самопрезентация является частью более широкого набора действий, называемых управлением впечатлением. Управление впечатлениями относится к контролируемому представлению информации обо всех видах вещей, включая информацию о других людях или событиях. Самопрезентация относится конкретно к информации о себе.

История самопрезентации и современное использование

Ранние работы по управлению впечатлением были сосредоточены на его манипулятивном, неаутентичном использовании, которое может быть типичным продавцом подержанных автомобилей, который лжет, чтобы продать автомобиль, или кем-то на собеседовании, который приукрашивает достижения, чтобы получить работу . Однако теперь исследователи рассматривают самопрезентацию в более широком смысле как неотъемлемый аспект жизни. Хотя некоторые аспекты самопрезентации являются преднамеренными и требующими усилий (а иногда и обманчивыми), другие аспекты являются автоматическими и осуществляются практически без сознательного размышления. Например, женщина может общаться со многими людьми в течение дня и производить на каждого из них разное впечатление. Когда она начинает свой день в своей квартире, она болтает с соседями по комнате и убирает после завтрака, тем самым создавая образ хорошего друга и ответственной соседки по комнате. Во время занятий она отвечает на вопросы своего преподавателя и тщательно делает заметки, создавая образ хорошей ученицы. Позже в тот же день она звонит своим родителям и рассказывает им о своих занятиях и других занятиях (хотя, вероятно, упуская информацию о некоторых занятиях), представляя образ любящей и ответственной дочери. Этой ночью она может пойти на вечеринку или потанцевать с друзьями, представляя образ веселой и беззаботной. Хотя некоторые аспекты этих самопрезентаций могут быть преднамеренными и сознательными, другие нет. Например, общение с ее соседями по комнате и уборка после завтрака могут быть привычным поведением, которое совершается без особых размышлений. Точно так же она может автоматически придержать дверь для знакомого или купить чашку кофе для друга. Такое поведение, хотя, возможно, и не совершается сознательно или с целью самопрезентации, тем не менее передает образ себя другим.

Хотя люди способны представлять ложные образы, самопрезентация часто бывает подлинной; они отражают попытку человека заставить других воспринимать его или ее точно или, по крайней мере, в соответствии с тем, как человек воспринимает себя. Самопрезентации могут варьироваться в зависимости от аудитории; люди представляют разные аспекты себя разной аудитории или в разных условиях. Мужчина, вероятно, представляет себя своим близким друзьям иначе, чем своей пожилой бабушке, а женщина может представлять своему супругу иной образ, чем своему работодателю. Это не означает, что эти разные образы ложны. Скорее, они представляют разные аспекты личности. Я очень похоже на драгоценный камень с множеством граней. Драгоценный камень, вероятно, выглядит по-разному в зависимости от угла, под которым на него смотрят. Тем не менее, все различные проявления являются подлинными. Даже если люди представляют представление о себе, которое, как им известно, является ложным, они могут начать усваивать представление о себе и, таким образом, в конце концов прийти к вере в представление о себе.0005

 

. Например, человек может сначала создать образ хорошего студента, не веря, что он подлинный, но после посещения всех его занятий в течение нескольких недель, посещения профессора в рабочее время и задавания вопросов во время занятий, он может прийти посмотреть себя как действительно хорошего ученика. Этот процесс интернализации, скорее всего, произойдет, когда люди публично заявляют о приверженности своему образу самого себя, когда поведение, по крайней мере, в некоторой степени соответствует их образу самого себя, и когда они получают положительную обратную связь или другое вознаграждение за представление собственного образа.

Самопрезентация часто направлена ​​на внешнюю аудиторию, такую ​​как друзья, любовники, работодатели, учителя, дети и даже незнакомцы. Самопрезентация, скорее всего, будет сознательной, когда выступающий зависит от аудитории в отношении некоторого вознаграждения, ожидает взаимодействия с аудиторией в будущем, хочет чего-то от аудитории или ценит одобрение аудитории. Тем не менее самопрезентация выходит за рамки аудитории, которая физически присутствует перед воображаемой аудиторией, и эта воображаемая аудитория может оказывать определенное влияние на поведение. Молодой человек на вечеринке может внезапно подумать о своих родителях и изменить свое поведение с буйного на сдержанное. Люди иногда даже делают самопрезентации только для себя. Например, люди хотят претендовать на определенную идентичность, например веселые, умные, добрые, нравственные, и они могут вести себя в соответствии с этой идентичностью даже наедине.

Цели самопрезентации

Самопрезентация по своей сути целенаправленна; люди представляют определенные образы, потому что они каким-то образом извлекают из них пользу. Наиболее очевидные выгоды межличностные, возникающие в результате того, что другие делают то, что вы хотите. Кандидат на работу может создавать образ трудолюбивого и надежного человека, чтобы получить работу; продавец может создать образ надежного и честного человека, чтобы добиться продажи. Люди также могут извлечь выгоду из своей самопрезентации, завоевав уважение, власть, расположение или другие желаемые социальные награды. Наконец, люди производят определенное впечатление на других, чтобы сохранить ощущение того, кто они есть, или свою самооценку. Например, мужчина, который хочет считать себя заядлым читателем, может вступить в книжный клуб или стать волонтером в библиотеке, а женщина, которая хочет считать себя щедрой, может щедро пожертвовать на благотворительность. Даже когда очевидных преимуществ той или иной самопрезентации немного или они отсутствуют вовсе, люди могут просто представить образ, соответствующий тому, как им нравится думать о себе, или, по крайней мере, тому, как они привыкли думать о себе.

Большая часть самопрезентации направлена ​​на достижение одного из двух желаемых образов. Во-первых, люди хотят казаться привлекательными. Людям нравятся привлекательные, интересные и веселые люди. Таким образом, значительная часть самопрезентации вращается вокруг развития, поддержания и улучшения внешнего вида, а также передачи и подчеркивания характеристик, которые другие желают, которыми восхищаются и которыми наслаждаются. Во-вторых, люди хотят выглядеть компетентными. Людям нравятся опытные и способные люди, и, таким образом, еще одна значительная часть самопрезентации вращается вокруг создания образа компетентности. Тем не менее, самопрезентация заключается не столько в представлении желаемых образов, сколько в представлении желаемых образов, и некоторые желаемые образы не обязательно желательны. Например, хулиганы на школьном дворе могут выглядеть опасными или устрашающими, чтобы получить или сохранить власть над другими. Некоторые люди представляют себя слабыми или немощными (или преувеличивают свои слабости), чтобы получить помощь от других. Например, участник группового проекта может проявлять некомпетентность в надежде, что другие участники сделают больше работы, или ребенок может преувеличивать болезнь, чтобы не ходить в школу.

Проспекты самопрезентации

Люди представляют себя разными способами. Возможно, наиболее очевидно, что люди представляют себя в том, что они говорят. Эти вербализации могут быть прямыми заявлениями о конкретном образе, например, когда человек утверждает, что он альтруистичен. Они также могут быть косвенными, например, когда человек раскрывает личное поведение или стандарты (например, «Я работаю волонтером в больнице»). Другие вербальные представления возникают, когда люди выражают отношение или убеждения. Раскрытие информации о том, что кому-то нравится путешествовать по Европе с рюкзаком, создает образ путешественника по всему миру. Во-вторых, люди невербально представляют себя в своей внешности, языке тела и другом поведении. Улыбка, зрительный контакт и кивки согласия могут передать огромное количество информации. В-третьих, люди представляют себя через реквизит, которым они себя окружают, и через свои ассоциации. Вождение дорогого автомобиля или полет первым классом создает образ обладателя богатства, тогда как множество дипломов и сертификатов на стенах офиса создает образ образования и опыта. Точно так же люди судят о других, основываясь на их ассоциациях. Например, пребывание в компании политиков или кинозвезд создает имидж значимости, и неудивительно, что многие люди выставляют свои фотографии с известными людьми. В том же духе старшеклассники, обеспокоенные своим статусом, часто внимательно относятся к тому, с какими одноклассниками их можно увидеть на публике, а с кем нет. Если другие увидят вас в компании кого-то из членов сомнительной группы, это может вызвать вопросы о вашем собственном социальном положении.

Подводные камни самопрезентации

Самопрезентация наиболее успешна, когда представляемый образ соответствует тому, что аудитория думает или знает, что это правда. Чем больше представленный образ отличается от образа, в который верит или ожидает аудитория, тем менее охотно аудитория будет принимать этот образ. Например, чем ниже оценка студента на первом экзамене, тем труднее ему или ей будет убедить профессора, что он или она получит пятерку на следующем экзамене. Самопрезентация ограничена знаниями аудитории. Чем больше аудитория знает о человеке, тем меньше у него свободы в утверждении определенной идентичности. Аудитория, которая очень мало знает о человеке, будет более восприимчива к любой личности, которую он передает, тогда как аудитория, которая много знает о человеке, будет менее восприимчива.

Люди, занимающиеся самопрезентацией, иногда сталкиваются с трудностями, которые подрывают их способность передать желаемый образ. Во-первых, люди иногда сталкиваются с проблемой множественной аудитории, когда они должны одновременно представлять два противоречивых образа. Например, студентка во время прогулки с подругами, знающими только ее бунтарскую, порывистую сторону, может столкнуться со своим профессором, который знает только ее серьезную, совестливую сторону. Студент сталкивается с дилеммой передачи противоречивых образов мятежного друга и серьезного ученика. Когда присутствуют обе аудитории, студентка должна стараться вести себя так, как ее видят друзья, но также и так, как ее видит ее преподаватель. Во-вторых, люди иногда сталкиваются с трудностями при самопрезентации. Аудитория может не поверить образу, который представляет человек. Проблемы чаще всего возникают, когда люди управляют впечатлениями с помощью самоописаний, а самоописания не согласуются с другими свидетельствами. Например, человек, утверждающий, что он хороший водитель, сталкивается с дилеммой самопрезентации, если он получает штраф или попадает в автомобильную аварию. В-третьих, самопрезентация может потерпеть неудачу, когда людям не хватает когнитивных ресурсов для эффективной презентации, например, из-за усталости, беспокойства или рассеянности. Например, женщина может бесконтрольно зевать или рефлекторно смотреть на часы во время разговора со скучным одноклассником, непреднамеренно создавая образ незаинтересованности.

Некоторые из самых важных изображений для людей также труднее всего передать. Как отмечалось ранее, среди самых важных образов, которые люди хотят передать, — привлекательность и компетентность. Возможно, из-за того, что эти изображения так важны и часто вознаграждаются, зрители могут скептически относиться к прямым утверждениям о привлекательности и компетентности ведущих, думая, что человек ищет личной выгоды. Таким образом, люди должны прибегать к непрямым путям для создания этих образов, а косвенные пути могут быть неверно истолкованы. Например, ученик, который сидит в первом ряду в классе и задает много вопросов, может пытаться создать образ компетентного ученика, но однокурсники могут негативно воспринимать его как любимца учителя.

Наконец, у самопрезентации есть и темная сторона. В некоторых случаях приоритет, который люди придают своей внешности или изображениям, может угрожать их здоровью. Люди, которые чрезмерно загорают, уделяют больше внимания своей внешности (например, загару), чем своему здоровью (например, принимают меры предосторожности, чтобы избежать рака кожи). Точно так же, хотя презервативы помогают защитить от заболеваний, передающихся половым путем, и от нежелательной беременности, озабоченность по поводу самопрезентации может отговорить партнеров или потенциальных партнеров от обсуждения, ношения или использования презервативов. Женщины могут бояться, что ношение презервативов делает их беспорядочными или легкими, в то время как мужчины могут опасаться, что ношение презервативов делает их самонадеянными, как будто они ожидают секса. Проблемы самопрезентации также могут влиять на взаимодействие с поставщиками медицинских услуг и могут приводить к тому, что люди откладывают или избегают смущающих медицинских тестов и процедур или лечения состояний, которые смущают. Например, люди могут неохотно обращаться за тестами или лечением заболеваний, передающихся половым путем, потери контроля над мочевым пузырем, психических расстройств, умственного упадка или других состояний, связанных со слабостью или некомпетентностью. Наконец, опасения по поводу социальной приемлемости могут побудить молодых людей к рискованному поведению, такому как чрезмерное употребление алкоголя, беспорядочные половые связи или преступность среди несовершеннолетних.

Ссылки:

  1. Джонс, Э. Э., Питтман, Т. С. (1982). К общей теории стратегической самопрезентации. В J. Suls (Ed.), Психологические взгляды на себя (Том 1, стр. 231-260). Хиллсдейл, Нью-Джерси: Эрлбаум.
  2. Лири, М. Р. (1996). Самопрезентация: управление впечатлением и межличностное поведение. Боулдер, Колорадо: Westview Press.
  3. Лири, М. Р., Чивиджян, Л. Р., и Краксбергер, Б. Е. (1994). Самопрезентация может быть опасна для вашего здоровья: управление впечатлением и риск для здоровья. Психология здоровья, 13, 461-470.
  4. Шленкер, Б. Р. (1980). Управление впечатлением: самооценка, социальная идентичность и межличностные отношения. Монтерей, Калифорния: Брукс/Коул.

Каковы стратегии самопрезентации в публичных выступлениях? Как произвести хорошее первое впечатление — Тренинг и коучинг по ораторскому искусству онлайн

Опубликовано 29 апреля 2022 г.

/ Автор-Магда Керн

Каковы стратегии самопрезентации в публичных выступлениях? Как произвести хорошее первое впечатление

Согласно Wojciszke (2002), самопрезентация — это действия, предпринимаемые конкретным человеком для того, чтобы произвести впечатление, которое он предпочитает. В социальной психологии существует понятие, что самопрезентация — это тип поведения, возникающий в результате действия конкретных мотиваторов и проявляющийся при возможности их реализации (Leary, 1999). В литературе также можно встретить определение, которое связывает самопрезентацию с введением в заблуждение, созданием ложной видимости и описывает ее как морально сомнительную. С другой стороны, противоположной крайностью является определение, вытекающее из теории символического интеракционизма, подчеркивающее тот факт, что самопрезентация является нормальным социальным явлением и в ней нет ничего порочного (Schenkler & Weigold, 19).92).

Онлайн-самопрезентация — это способ, которым люди демонстрируют отдельные элементы о себе, чтобы определенным образом представить свой образ в Интернете. Присутствие в онлайн-мире дает вам возможность создавать разные версии своего изображения и управлять им. Наша личность может влиять на форму самопрезентации, и люди, обладающие большим самообладанием и связным образом себя, чаще представляют также связный реальный и виртуальный образ. Людям свойственна повышенная социальная тревожность, а подростки чаще создают свой идеализированный образ. Онлайн-общение также предпочитают живому общению люди с низкой самооценкой и повышенной социальной тревожностью (Fullwood et al., 2020).

Стратегии самопрезентации также очень важны в виртуальном мире. Онлайн-присутствие — это способ общения, демонстрации себя и своих ценностей (Бронштейн, 2013). Отбор информации и фотографий, которые попадают в сеть, позволяет создать образ, который не обязательно соответствует действительности. Исследование, проведенное Parzoń (2019) среди пользователей Linkedin, показывает, что они используют позитивные стратегии самопрезентации и саморекламы. Они создают свой образ, подчеркивая компетентность и устанавливая точки соприкосновения со своими читателями, а также вызывая сочувствие и иллюстрируя опыт с помощью доказательств, например. Рекомендации. Инструментом для самопрезентации, помимо Linkedin, могут стать социальные сети, которые в основном основаны на представлении своего имиджа посредством селфи и демонстрации себя в позитивном контексте (Pounders et al. , 2016).

Управление имиджем также важно, когда дело доходит до онлайн-знакомств. Цель самопрезентации на сайтах знакомств — создать привлекательный образ. И женщины, и мужчины создают свои образы, отличные от реальности, причем женщины делают это в большем масштабе (Peng, 2020). В исследовании Эллисона и соавт. (2006), было показано, что пользователи портала знакомств испытывали давление, с одной стороны, чтобы представить себя в превосходной степени, а с другой стороны, их оценивали с точки зрения осуществимости профилей. Более того, живые знакомства давали им меньше контроля над представляемым контентом. Самопрезентация в Интернете позволила им больше выразить свое истинное «я», поскольку анонимность в сети предоставила им возможность раскрыть и более негативные стороны своей личности.

Бромлей (1993) различал два типа самопрезентации: стратегическую и тактическую. Стратегическая самопрезентация предполагает заранее запланированные и прагматичные действия, цель которых — создать свой образ для потенциальных получателей в будущем (Wojciszke, 2002). Примером стратегической самопрезентации в публичных выступлениях может служить продуманный до мелочей наряд, принятие аксессуаров, отражающих социальный статус и достижения, выученные образцы адекватных жестов, использование соответствующего, виртуального фона. В свою очередь, тактическая самопрезентация носит спонтанный и привычный характер, и ее цель — представить себя той аудитории, которая в данный момент находится с нами. Он имеет дело с ситуациями по сценарию и часто выполняется без скрытого плана или намерения. Примером могут быть ответы на вопросы аудитории, дружелюбная улыбка им и укрепление авторитета путем подчеркивания своих компетенций и рекомендаций во время презентации. Стратегическая самопрезентация скорее разовая, а тактическая — повторяющаяся (Wojciszke, 2002).

Исследование, проведенное Schwämmlein and Wodzicki (2021), подтвердило, как личные цели и тип онлайн-сообщества влияют на стратегии самопрезентации. В онлайн-сообществах, основанных на облигациях, преобладало индивидуалистическое поведение. С другой стороны, в сообществах, основанных на общей идентичности, участники использовали стратегии сосредоточения внимания на общих чертах. В обоих случаях участники активно строили самопрезентацию через призму своих личных целей. Самопрезентация в Интернете помогает получить социальную поддержку и чувство принадлежности (Pang, 2020).

Приведенное выше исследование показывает, что ораторы могут представлять различные стратегии самопрезентации, с помощью которых они могут произвести желаемое впечатление на слушателей. Самопрезентация может проходить как вживую, так и строиться во время встреч и онлайн-выступлений.

Библиография:

  • Бронштейн, Дж. (2013). Личные блоги как онлайн-присутствие в Интернете: Изучение самопрезентации и самораскрытия в блогах. Aslib Proceedations, 65(2), с. 161-181.
  • Эллисон, Н., Хейно, Р. и Гиббс, Дж. (2006). Управление впечатлениями в Интернете: процессы самопрезентации в среде онлайн-знакомств. Журнал компьютерных коммуникаций, 11(2) , с. 415-441.
  • Фуллвуд, К., Вессон, К., Чен-Уилсон, Дж., Кип, М., Эсбери, Т. и Уилсдон, Л. (2020). Киберпсихология, поведение и социальные сети , 23(11), с. 737-742.
  • Лири М. (1999). Wywieranie wrażenia na innych. O sztuce autoprezentacji. Gdańskie Wydawnictwo Psychologiczne.
  • Панг, Х. (2020). Изучение связей между использованием мобильных социальных сетей студентами университетов, самопрезентацией в Интернете, социальной поддержкой и чувством принадлежности. Aslib Journal of Information Management, 72(3), с. 321-338.
  • Парзонь, А. (2019). Autoprezentacja zawodowa internautów w portu społecznościowym LinkedIn.com. Электронный наставник, 81(4), с. 71-78.
  • Пэн, К. (2020). Быть привлекательным или быть настоящим? Как две конкурирующие мотивации влияют на самопрезентацию в онлайн-знакомствах. Интернет-исследования, 30(4), с. 1143-1165.
  • Паундерс К., Ковальчик С.М. и Стоуэрс, К. (2016). Понимание мотивации публикации селфи: управление впечатлением и самооценка. Европейский журнал маркетинга, 50 .
  • Schwämmlein, E. i Wodzicki, K. (2012). Что рассказать обо мне? Самопрезентация в интернет-сообществах. Журнал компьютерных коммуникаций, 17(4), с. 387-407.
  • Войцишке, Б. (2002). Психология Jakości Życia. (Том 1). Wydawnictwo SWPS.

Автор- Магда Керн

Привет. Добро пожаловать в мой блог 🙂 Я психолог и тренер по ораторскому искусству . Я работаю тренером и руководителем спикеров на TEDxZurich . Я также помогаю, среди прочего, юристам, вокалистам, актерам, лекторам и деловым людям в подготовке их выступлений перед сотнями людей в аудитории, а также в проведении небольших встреч или презентаций. Много лет я работал над тем, чтобы справиться со страхом сцены, который не давал мне спать по ночам. я пел и танцевал в кубинском мюзикле . Меня всегда интересовало, как управлять внутренним критиком, не волноваться о мнении окружающих и как выработать на сцене настоящее чувство уверенности. Теперь я знаю ответ.

Недавно я дал бесчисленное количество интервью , которые заставили меня осознать важность уверенности перед камерой. Занимаясь музыкой с 10 лет, я знаю, насколько стрессовым может быть выступление перед широкой аудиторией. Объединив свой деловой и музыкальный опыт, я могу провести вас через процесс изменения направления к вашей мечте. Основываясь на своем обширном сценическом опыте, я получил возможность предоставить адекватные инструменты и методы коучинга, которые будут способствовать вашему развитию. В 2021 году меня выбрали один из 11 лучших тренеров по ораторскому искусству в мире 2021 согласно рейтингу Coach Foundation.

Поделись с другими 🙂

Правила онлайн-встреч, Правила онлайн-презентаций, Тренер по ораторскому искусству в Базеле, Тренер по ораторскому искусству в Берне, Тренер по ораторскому искусству в Люцерне, Тренер по ораторскому искусству онлайн, Тренер по ораторскому искусству в Цюрихе, Коучинг по ораторскому искусству в Базеле, Коучинг публичных выступлений в Берне, Коучинг публичных выступлений Люцерн, Коучинг публичных выступлений онлайн, Коучинг публичных выступлений Цюрих, Индивидуальное обучение публичным выступлениям в Базеле, Индивидуальное обучение публичным выступлениям Берн, Индивидуальное обучение публичным выступлениям Люцерн, Индивидуальное обучение публичным выступлениям онлайн, Индивидуальное обучение публичным выступлениям Цюрих, определение публичных выступлений онлайн, публичные выступления онлайн, что это такое, Тренер по ораторскому искусству в Базеле, Тренер по ораторскому искусству в Берне, Тренер по ораторскому искусству в Люцерне, Тренер по ораторскому искусству онлайн, Тренер по ораторскому искусству в Цюрихе, Тренинг по ораторскому искусству в Базеле, Тренинг по ораторскому искусству в Берне, Тренинг по ораторскому искусству Люцерн, Обучение ораторскому искусству онлайн, Обучение ораторскому искусству в Цюрихе, Семинары по ораторскому искусству в Базеле, Семинары по ораторскому искусству в Берне, Семинары по ораторскому искусству в Люцерне, Семинары по ораторскому искусству онлайн, Семинары по ораторскому искусству в Цюрихе, самопрезентация, стратегии самопрезентации, техники самопрезентации, самопрезентация тренер Берн, тренер по самопрезентации Цуг, тренер по самопрезентации в Цюрихе, тренинг по самопрезентации в Цюрихе, тренер Tedxzurich

ausbildung schweiz, тренер tedx, тренер zurych, тренинг корпоративной речи, жестикуляция во время публичных выступлений, жестикуляция во время разговора, жестикуляция во время публичных выступлений, жесты, Как подготовиться к презентации?, КАК ПОДГОТОВИТЬСЯ К ПУБЛИЧНЫМ ВЫСТУПЛЕНИЯМ, Как чтобы хорошо представить себя в Zoom, курс презентационных технологий в Базеле, курс презентационных технологий в Люцерне, курс презентационных технологий в Цуге, курс презентационных технологий в Цюрихе, курс презентационных технологий в Цюрихе на английском языке, магда керн, магда керн тренер, магда керн фиалковская тренер, магда керн-тренер онлайн, магда керн-тренер правила встречи, правила онлайн-презентации, правила онлайн-презентации, питч-тренер цюрих, подготовка к презентации, ПРИНЦИПЫ ЭФФЕКТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ К ПРЕЗЕНТАЦИЯМ, ораторское искусство 1 на 1, тренер по ораторскому искусству, тренер по ораторскому искусству, тренер по ораторскому искусству базель, тренер по ораторскому искусству берн, публичное тренер по ораторскому искусству в люцерне, тренер по ораторскому искусству онлайн, тренер по ораторскому искусству в варшаве, тренер по ораторскому искусству в Цюрихе, коучинг по ораторскому искусству, коучинг по ораторскому искусству, коучинг по ораторскому искусству в Базеле, коучинг по ораторскому искусству в берне, коучинг по ораторскому искусству в люцерне, коучинг по ораторскому искусству онлайн, коучинг по ораторскому искусству Цюрих, страх публичных выступлений, Индивидуальное обучение публичным выступлениям в Базеле, Индивидуальное обучение публичным выступлениям в Берне, Индивидуальное обучение публичным выступлениям в Люцерне, Индивидуальное обучение публичным выступлениям онлайн, Индивидуальное обучение публичным выступлениям в Цюрихе, наставник по публичным выступлениям, наставник по публичным выступлениям онлайн, публичные выступления один на один , определение публичных выступлений онлайн, публичные выступления онлайн, что это такое, стресс при публичных выступлениях, стресс при публичных выступлениях, тренер по ораторскому искусству, тренер по ораторскому искусству в базель, тренер по ораторскому искусству в Берне, тренер по ораторскому искусству в Люцерне, тренер по ораторскому искусству онлайн, тренер по ораторскому искусству в Цюрихе, обучение ораторскому искусству, Обучение ораторскому искусству в Базеле, Обучение ораторскому искусству в Берне, Обучение ораторскому искусству на английском языке, Обучение ораторскому искусству в Люцерне, Обучение ораторскому искусству онлайн, Обучение ораторскому искусству в Варшаве, Обучение ораторскому искусству в Цюрихе, Мастер ораторского искусства, Семинары по ораторскому искусству в Базеле, Общественное семинары по ораторскому искусству в Берне, Семинары по ораторскому искусству в Люцерне, Семинары по ораторскому искусству онлайн, Семинары по ораторскому искусству в Цюрихе, publicspeakingwizard, publicspeakingwizard.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *