Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Структура личности по ковалеву: 18. Структура личности по а. Г. Ковалеву

Содержание

18. Структура личности по а. Г. Ковалеву

Познавательные

Эмоционально – волевые

Эмоциональные

Функциональные

Темперамент (структура природный свойств)

Способности (система потребностей, интересов, идеалов)

Характер (система отношений и способов поведения)

Направленность

Психические процессы – динамичны, составляют фундамент психической жизни, обеспечивают связь человека с окружающей средой и их взаимодействие, отвечают за формирование жизненного опыта

Психические состояния – более устойчивые психические явления, характеризующие функциональный уровень.

Психические свойства образовываются когда развиваются психические и эмоциональные процессы.

19. Структура личности по к.К.Платонову.

  1. Подструктура направленности и отношений личности, которые проявляются в виде моральных черт. Они не имеют врожденных задатков и формируются путем воспитания. Она включает желания, интересы, склонности, стремления, идеалы, убеждения, мировоззрение.

    По Платонову, эту подструктуру следует рассматривать как социально – психологический уровень личности.

  2. Подструктура опыта, которая включает знания, навыки, умения и привычки, приобретенные путем обучения. Определяет этот уровень как психолого – педагогический.

  3. Подструктура индивидуальных особенностей психических процессов или функций памяти, эмоций, ощущений, мышления, восприятия, чувств, воли. Формирование и развитие индивидуальных особенностей психических процессов осуществляется путем упражнения. Эту подструктуру можно назвать индивидуально – психологическим уровнем личности.

  4. Подструктура биопсихических свойств, в которую входят половые и возрастные, а также типологические свойства личности (темперамент). Процесс формирования черт этой подструктуры осуществляется путем тренировки. Поскольку активность этой подструктуры определяется свойствами нервной системы, то изучаться она должна на психофизиологическом и нейропсихологическом, вплоть до биохимического уровня.

Подструктуры находятся в постоянном развитии, это в свою очередь вызывает изменения в соотношении между ними в процессе исторического развития человека.

Личность – это человек как субъект активной деятельности, преобразующий мир, а, следовательно, носитель сознание и самосознание.

20. Концепция интегральной индивидуальности в.С.Мерлина.

Интегральная индивидуальность – т.е. сочетание ряда свойств, относящихся к нескольким иерархическим уровням, которые подчинены собственным закономерностям функционирования, начиная с биохимического уровня и кончая уровнем личности и коллектива.

Свойства каждого иерархического уровня отражают своеобразие связи между уровнями и образуют закономерную систему. Так, например, для нейродинамического уровня такими показателями свойств являются

сила и динамичность нервных процессов; для психодинамическогоэкстраверсия/интроверсия и эмоциональность; для социально – психологическогоценностные ориентации и межличностные отношения.

Каждое свойство личности одновременно является выражением направленности, характера и способностей, оно формируется в деятельности и вместе с тем в той или иной степени зависит от наследственных задатков. Это является одним из ведущих признаков личности

Истоки уникальности и неповторимости каждой личности:

  • Особенности личности (черты) – сочетание ряда свойств, относящихся к нескольким иерархическим уровням, которые подчинены собственным закономерностям функционирования, начиная с биохимического уровня и кончая уровнем личности и ее отношений в коллективе.

  • Во всякой характеристике любого иерархического уровня (биохимического, физиологического, психологического) есть нечто типичное, общее для людей, и нечто индивидуально-своеобразное, неповторимое, присущее только одному человеку.

Поэтому основная проблема психологии личности состоит в том, чтобы определить соотношение социально-типичных и индивидуально-своеобразных черт.

Психические свойства личности выражают высоко обобщенное, относительно устойчивое и постоянное отношение сознания в целом к определенным объективным сторонам действительности.

Психологическим содержанием этих свойств является его отношение к объекту деятельности и действительности.

Отношения, выражающие свойства личности, – это отношения сознания как целого, а не отдельных его сторон (отношение к труду, к людям, к коллективу, вещам и т. п.). Они представляют собой в высокой степени обобщенные отношения к определенной стороне действительности.

Отношения личности устойчивы и постоянны

Поскольку свойства личности это неразложимые, обобщенные, устойчивые и постоянные отношения сознания, то эти отношения являются выражением и направленности, и характера, и способностей.

www.Psyarticles.ru — учебные статьи по психологии

Учебные материалы по психологии и психологические статьи — основное содержание сайта.

Проект в значительной степени рассчитан на самообразование читателей, ранее систематически не изучавших психологию, однако может оказаться полезным и для специалистов, расширяющих свой профессиональный кругозор.

Материалы сайта представляют собой наиболее важные и интересные фрагменты из учебных пособий и научных работ из самых разнообразных отраслей психологии.

Проект будет полезен психологам и врачам, студентам и преподавателям, специалистам в области управления, а также широкому кругу читателей, интересующихся вопросами современной психологии.

Предпосылки возникновения конфликта в процессе общения

Рассмотрим особенности поведения человека в конфликтной ситуации прежде всего в процессе общения. В процессе человеческих взаимоотношений, как вы уже знаете из предыдущих разделов, процесс общения предполагает наличие следующих трех факторов: восприятия, эмоций и обмена информацией. В конфликтных ситуациях легко забыть об этом. Поэтому кратко рассмотрим, что же может создавать почву для их возникновения.

Социально-психологические предпосылки. Первая трудность — это разногласия из-за несовпадения ваших рассуждении с рассуждениями другой стороны. Ведь то, какой вы видите проблему, зависит от того, с какой колокольни, образно говоря, смотрите на нее.

Специфика конфликтов в образовательных процессах

В культурно-историческом подходе Л.С. Выготского процессы образования рассматриваются, с одной стороны, как предназначенные для разрешения противоречий развития общества, с другой — как обладающие внутренне противоречивым характером.

Мы придерживаемся именно этого подхода, и вслед за Л.С. Выготским и его последователями исходим из того, что конфликт представляет собой механизм развития человеческой деятельности и соответственно личности.

Современная психология: ее задачи и место в системе наук

В последние годы наблюдается бурное развитие психологической науки, обусловленное многообразием теоретических и практических задач, встающих перед нею. В нашей стране интерес к психологии особенно показателен — ей наконец-то начинают уделять то внимание, которого она заслуживает, причем практически во всех отраслях современного образования и бизнеса.

Основной задачей психологии является изучение законов психической деятельности в ее развитии. В течение последних десятилетий значительно расширились диапазон и направления психологических исследований, появились новые научные дисциплины.

Методы психологии

Методы научных исследований — это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций.

Сила науки во многом зависит от совершенства методов исследования, от того насколько они валидны и надежны, как быстро и эффективно данная отрасль знаний способна воспринять и использовать у себя все самое новое, передовое, что появляется в методах других наук.

Алгоритм оценки достоверности информации в результате психофизиологического исследования с применением полиграфа

Двадцать лет назад использование прибора способного отличить ложь от правды – «детектора лжи» было исключительной прерогативой спецслужб ведущих мировых держав. За прошедшие годы ситуация кардинально изменилась.

Проверки на «детекторе», стали доступными для широкого круга потребителей – правоохранительных органов, руководителей коммерческих и банковских структур, представителей кадровых служб, частных охранных предприятий и просто граждан, желающих получить достоверную информацию.

Процесс формирования двигательного навыка. Принцип активности и его развитие Н.А. Бернштейном

Переходим к следующей важной теме, совершенно по-новому раскрытой Н. А. Бернштейном, — механизмам формирования навыка. Эта проблема очень важна для психологии, так как формирование навыков составляет, как вы уже знаете, основу всякого обучения.

Процесс формирования навыка описан у Бернштейна очень подробно. Он выделил много частных фаз — порядка семи, которые объединяются в более общие периоды. Для первого знакомства достаточно будет разобрать эти периоды.

Проблема психодинамического диагноза

Психодинамическая диагностика, в отличие от дискретно-описательного диагностического подхода, укоренившегося в отечественных медицинской и психологической традициях, представляет собой прежде всего диагностику структуры личности с точки зрения ее развития.

Подобный подход, обеспечивающий целостный и всесторонний анализ личности и ее психопатологии, определяет и специфику терапевтических методов.

Психологическая профилактика конфликтов в коллективе

Многие организационные конфликты легче предупредить, чем разрешить.

Поскольку центральными фигурами конфликтов в организации являются конкретные личности, то такая профилактика должна быть личностно-ориентированной.

Остановимся на некоторых особо значимых организационно-управленческих условиях, способствующих снижению конфликтности личности.

Четыре элемента процесса убеждения

Процесс убеждения складывается из следующих элементов: агент влияния (источник сообщения), само сообщение, условия, в которых передается сообщение (контекст), и реципиент, то есть тот индивид, которому предназначено сообщение.

Само сообщение, в зависимости от его содержания, от того, как оно сформулировано и в какой форме преподнесено, также может либо убеждать, либо внушать. Но может и не иметь вообще никакого эффекта.

Повышение уровня сознания. Насколько это важно?

Тема самосовершенствования и развития человеческих качеств, можно сказать, вечная, при этом мудрые люди часто повторяют, что самой важной задачей для каждого человека является развитие его собственного сознания.

Несмотря на очевидную важность темы, серьезных и качественных материалов, посвященных этому вопросу, не так уж и много, хотя периодически все же появляются интересные работы.

Сопутствующая психиатрическая патология и структура личности у пациентов с поливалентной зависимостью

. 2014;47(2):133-40.

дои: 10.1159/000351784. Epub 2013 7 августа.

Майкл Рентроп 1 , Томас Зилкер, Элис Ледерле, Андреас Биркхофер, Сюзанна Хёрц

Принадлежности

принадлежность

  • 1 Кафедра психиатрии и психотерапии Мюнхенского технического университета, Мюнхен, Германия.
  • PMID: 23942425
  • DOI: 10.1159/000351784

Майкл Рентроп и др. Психопатология. 2014.

. 2014;47(2):133-40.

дои: 10.1159/000351784. Epub 2013 7 августа.

Авторы

Майкл Рентроп 1 , Томас Зилкер, Элис Ледерле, Андреас Биркхофер, Сюзанна Хёрц

принадлежность

  • 1 Кафедра психиатрии и психотерапии Мюнхенского технического университета, Мюнхен, Германия.
  • PMID: 23942425
  • DOI: 10.1159/000351784

Абстрактный

Задний план: Это исследование сосредоточено на систематической психиатрической оценке пациентов с опиатной зависимостью, употребляющих полинаркотики, с использованием стандартных диагностических интервью DSM-IV и нового психодинамического инструмента, операционализирующего организацию личности (Структурированное интервью организации личности, STIPO).

Отбор проб и метод: 50 пациентов были опрошены двумя независимыми исследователями в отделении дезинтоксикационной терапии с помощью структурированного клинического интервью для расстройств DSM-IV (SCID) I и II и STIPO.

Результаты: Согласно SCID I и II, все пациенты имели по крайней мере одно расстройство оси I, 90% — по крайней мере одно расстройство оси II. Было обнаружено соответствие между результатами STIPO и SCID в том, что большее количество патологий в SCID совпадало с большей степенью тяжести в STIPO. По данным STIPO, 100% больных располагались на уровне пограничной организации личности, что свидетельствует о патологии личности по модели Кернберга.

Заключение: Учитывая тот факт, что коморбидные психические расстройства ухудшают результаты детоксикации и лечения отвыкания, крайне важно диагностировать эти расстройства и оценивать лежащую в их основе личностную патологию. В то время как данные о психосоциальном лечении наркомании все еще слабы, интеграция модулей лечения, адаптированных к конкретным синдромам, может помочь улучшить лечение пациентов с этим хронически рецидивирующим состоянием.

Ограничение: небольшой размер выборки.

Авторское право © 2013 S. Karger AG, Базель.

Похожие статьи

  • [Предварительное сравнительное исследование инструмента DIP для оценки расстройства личности с полуструктурированным интервью SCID-II].

    Массубре С., Боннефон Х., Гросслен А., Нелва А., Пелле Дж., Ланг Ф. Массубре С. и др. Энцефал. 2009 г.Декабрь; 35 (6): 544-53. doi: 10.1016/j.encep.2008.09.007. Энцефал. 2009. PMID: 20004285 Французский.

  • Надежность и валидность немецкой версии структурированного интервью организации личности (STIPO).

    Деринг С., Бургмер М., Хеуфт Г., Менке Д., Боймер Б. , Любкинг М., Фельдманн М., Хорц С., Шнайдер Г. Деринг С. и др. БМС Психиатрия. 2013 13 августа; 13:210. дои: 10.1186/1471-244X-13-210. БМС Психиатрия. 2013. PMID: 23941404 Бесплатная статья ЧВК.

  • [Психическая структура пациентов с хронической болью].

    Фишер-Керн М., Микутта С., Капуста Н.Д., Хорц С., Надерер А., Тьерри Н., Лейтнер-Дзюбас К., Лёффлер-Стастка Х., Айгнер М. Фишер-Керн М. и соавт. Z Psychosom Med Psychother. 2010;56(1):34-46. doi: 10.13109/zptm.2010.56.1.34. Z Psychosom Med Psychother. 2010. PMID: 20229490 Немецкий.

  • Коморбидность множественного расстройства личности и расстройств оси II DSM-III-R.

    Финк Д. Финк Д. Психиатр Clin North Am. 1991 Сентябрь; 14 (3): 547-66. Психиатр Clin North Am. 1991. PMID: 1946024 Рассмотрение.

  • Диагностика пограничных расстройств.

    Даль АА. Даль АА. Психопатология. 1985;18(1):18-28. дои: 10.1159/000284212. Психопатология. 1985. PMID: 3

  • 4 Рассмотрение.

Посмотреть все похожие статьи

Цитируется

  • Трехмерные подходы к расстройствам личности: обзор функционирования личности, структуры личности и организации личности.

    Хёрц-Сагштеттер С., Озе Л., Кампе Л. Хорц-Сагштеттер С. и др. Curr Psychiatry Rep. 2021 Jun 28; 23 (7): 45. дои: 10.1007/s11920-021-01250-й. Curr Psychiatry Rep. 2021. PMID: 34181116 Бесплатная статья ЧВК. Рассмотрение.

  • Функционирование личности при тревожных расстройствах.

    Деринг С., Блюмл В., Парт К., Файхтингер К., Грубер М., Айгнер М., Рёсслер-Шуляйн Х., Фрейдль М., Винингер А. Деринг С. и др. БМС Психиатрия. 2018 14 сентября; 18 (1): 294. doi: 10.1186/s12888-018-1870-0. БМС Психиатрия. 2018. PMID: 30223818 Бесплатная статья ЧВК.

  • Влияние психических расстройств и расстройств личности на отказ от курения среди лиц, проходящих лечение от опиатной зависимости.

    Куперман Н.А., Лу С.Э., Рихтер К.П., Бернштейн С.Л., Уильямс Дж.М. Куперман Н.А. и соавт. J Двойная диагностика 2016 апрель-июнь;12(2):118-28. дои: 10.1080/15504263.2016.1172896. Epub 2016 11 апр. J Двойная диагностика 2016. PMID: 27064523 Бесплатная статья ЧВК.

термины MeSH

Психологическая структура личности.

Видеолекция д-ра Полозова А.

Состоятельность любой доктрины может быть доказана только при совпадении ожидаемых и фактических результатов. В психологии существует парадоксальная ситуация. Доктрин становится все больше и больше, и не каждая из них может доказать свою состоятельность. Поэтому мы проанализировали мотивацию людей с различной структурой личности с учетом фактора среды, а также сравнили прогноз мотивации для случайно выбранных людей с фактическими результатами их тестирования. Результаты оказались лучше, чем мы ожидали.

Проблема структуры личности в науке до сих пор не решена.

Личность Структура в работах разных авторов:

С.Л.Рубинштейн (1946): направленность, способности, темперамент и характер

Р.Кеттель (1950): интересы, способности, темперамент 1963): способность, направленность, характер

К.К.Платонов (1965): социально обусловленная склонность, опыт, биологически обусловленная склонность, некоторые индивидуальные черты.

В.Н.Мясищев (1969): направленность, уровень развития, темперамент, структура личности.

К.Леонгард (1987): направленность интересов, воли и чувств, ассоциативно-интеллектуальная сфера:

На основании этих работ было предложено «поместить» все известные типы в три сферы (Полозов А., 2005):

— сфера «направления интересов», включающая 16 типов личности (ПТ) (Майерс-Бриггс, Аугустинавич А и др.).

-сфера «воли и чувств», включающая 8 известных типов характера (ТС) (Кречмер Э., Леонгард К., Лоуэн А., Личко А., Мертон Р., Хорни К., Шостром).

— сфера «ассоциативно-интеллектуальная», включающая 7 видов интеллекта (ТИ). Говард Гарднер («Frames of Mind», 1983) выделил семь таких областей, проводя исследования на людях с поражением различных отделов мозга. Они отвечают за аналитический, лингвистический, пространственный, музыкальный, телесно-кинестетический, межличностный и внутриличностный интеллект. Приведем краткое описание известных психологии ПТ и ТК:

В этом исследовании представлены следующие ПТ.

ENTP . Искатель идей, любознательный, не рациональный, независимый.

ISFP . Стремление к гармонии, получение удовольствия

INTJ . Аналитик, борец за идею, самостоятельный.

ESFJ. Коммуникабельный. Оптимист. Энтузиаст.

ИНФП. Романтик, склонный к сопереживанию. Конформист.

ЕСТП. Волевой организатор, добивающийся результата любой ценой.

ENFJ. Актер, способный увлечься идеей и вдохновить ею других.

ИСТЖ. человека системы с желанием все систематизировать.

INTP . Человек, который формирует стратегический прогноз и следует ему. Критик.

ЕСФП. Человек с неудержимым стремлением быть лучшим из лучших.

ENTJ . Первопроходец, готовый преодолевать трудности.

ISFJ. Защитник и защитник нравственных ценностей: детей, традиций.

ИНФ. Чуток к людям, нравам; сопереживающий.

ESTJ Ответственный менеджер.

ISTP Специалист, получающий удовольствие от работы.

ENFP Инициатор , который находит людей с новыми возможностями.

В сфере «воля и чувства» постепенно выделяются 8 типов характера из ряда исследований следующих авторов Мак-Вильямса (1998), Naranho (1998), Kind (2000), Louen (2000), Horny(1995):

  1. Шизоидные типы – одиночество, воображение, холодность, избирательность
  2. Типы Нарцисса – зависть, потребность в поклонении, переоценка своих способностей
  3. Параноидальные типы – мнительность, пренебрежение к другим, сварливость.
  4. Компульсивные типы – сомнения, педантизм, щепетильность, препятствующие продуктивности.
  5. Психопатические типы – черствость, стремление «доминировать над всеми», пренебрежение интересами других людей.
  6. Истерические типы – театральность, демонстративное поведение, попытки привлечь внимание.
  7. Депрессивные типы – конформизм, страх быть покинутым другими.
  8. Мазохистские типы – терпение в надежде на лучшее самочувствие.

Такого рода сочетания позволили нам объяснить противоречивость поведения людей. Эта концепция модульной личности структуры ( Т P+ Т C+ Т I) был представлен ранее в работах А. Полозова [2]. В эти три направления «структуры личности» автор «поместил» типы личности (ПТ), типы характера (ТК) и типы доминирующего интеллекта (ТИ). В настоящее время существует 600 теорий интеллекта. Поэтому анализ отношений дан в более усеченной плоскости (ПТ+ТК). Таких комбинаций 16×8 = 128. У каждого свой вариант ПТ+ТК, а остальные 128 вариантов даны в порядке убывания положительных отношений в бизнесе и других сферах (например, в семье). Такие таблицы созданы Полозовым А.А. на основе его работ (Полозов А. , 2006) и представлены на персональном сайте www.polozov.nemi-ekb.ru.

Однако для дальнейшего изложения необходимо отметить следующее:

  1. Все данные названия типов характера изначально были даны врачами и психологами. Эти типы не являются «отклонением» от нормы, а расцениваются как «норма». Любая комбинация ПТ и ТК имеет примерно равное соотношение достоинств и недостатков и не является «патологией».
  2. Концепция сходимости моделей. Под сходимостью модели мы предполагаем степень совпадения ожидаемых и фактических результатов. Ближайшим аналогом этого понятия является коэффициент корреляции.

Для исследования мы взяли следующие мотивы :

  1. Знание – стремление познать новые законы. Интерес к содержанию внутренней деятельности вместо получения быстрых результатов.
  2. Отрицательный – побуждение, вызванное осознанием некоторых проблем, которые могут возникнуть из-за пренебрежения деятельностью.
  3. С общение – сущность принадлежности состоит в самоценности общения. Партнерское общение приносит удовлетворение; и удовольствие человеку.
  4. Материал – мотив материальной выгоды.
  5. Успех – достижение, высоко оцененное обществом. Мотив связан с чувством собственного достоинства, честолюбием, тщеславием. Человек пытается добиться высокого положения в обществе.
  6. Власть – управление, доминирование в обществе. Это стремление человека влиять на других людей. Одной из важнейших движущих сил активности человека, является стремление занять превосходящее положение в группе (коллективе), стремление руководить людьми, определять и регулировать их активность.
  7. Гуманистический – способность учитывать интересы других людей. Мотив долга и гражданско-правовая ответственность.
  8. Самореализация – реализация собственного потенциала. По А. Маслоу, это стремление к полной реализации собственных способностей и желание чувствовать себя компетентным.
  9. Эстетика – стремление к гармонии, эстетическому совершенству. Эстетические потребности тесно связаны с волевыми и познавательными потребностями, и поэтому их четкая дифференциация невозможна. Например, потребности в порядке, симметрии, полноте, системе и структуре.
  10. Независимость – свобода в принятии решений.
  11. Достижение стремление к достижению высоких результатов и мастерству в деятельности; проявляется в выборе сложных задач и стремлении реализовать их.

Как измерялись эти мотивы?

Необходимо взять некоторое количество повторяющихся жизненных ситуаций с равнозначным выбором альтернативы поведения. Например, ваша семья надеется, что вы поступите в университет по семейным традициям, но ваши интересы лежат в другом. Пойдете ли вы против воли родителей, традиций семьи ради самореализации? В этом случае мотив самореализации противостоит отрицательному мотиву.

Наконец, у нас есть 47 таких вопросов. На каждый мотив было направлено от 8 до 9 вопросов. Все вопросы представлены на сайте http://www.polozov.nemi-ekb.ru

Методика подсчета баллов. Использовалась рейтинговая система. Простой пример может показать это. Предположим, вы собираетесь ответить на 10 вопросов, в которых материальный мотив противостоит мотиву власти. И в 6 таких случаях из 10 предпочтение отдается материальным мотивам. Мы присваиваем авторитетному мотиву оценку 2000 баллов. Тогда материальный мотив будет равен 2000 + (6-4)×1000 / (6+4) = 2200. Разница в оценках в 200 баллов дает преимущество в 2 дополнительных балла материальному мотиву. Если сравнить властный мотив и мотив достижения, то получается оценка симметрии 7:3 в пользу властного мотива. В этом случае, так как его рейтинг фиксируется на уровне 2000 баллов, мы получаем рейтинг мотива достижения как 2000 + (3-7)×1000 / (3+7) = 1600. Итак, мы получили на одного человека материал рейтинг мотивов 2200, рейтинг авторитета 2000, рейтинг достижений 1600.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *