Мировоззрение | ОГЭ для VIP
11.0711.07 | Нет комментариев | 20ч
Раздел ЕГЭ: 1.2. Мировоззрение, его виды и формы
Под влиянием общества и собственного жизненного опыта человек принимает и осознаёт окружающую его действительность под определённым углом, выработав своё мировоззрение.
Мировоззрение — устойчивая система ценностей, норм поведения и жизненных установок, которой руководствуется человек при определении окружающего мира и своего места в нём.
ОТЛИЧИЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ ОТ ОСТАЛЬНЫХ ДУХОВНЫХ КАТЕГОРИЙ
Мировоззрение отражает определённое отношение человека к окружающей его действительности, но при этом имеет свои особенности.
Мировоззрение | Остальные духовные категории |
Отражает взгляд человека на мир в целом. | Отражают взгляд человека на конкретную сторону жизни. |
Показывает отношение человека к окружающему его миру. | Замкнуты на конкретной стороне жизни. |
ФОРМИРОВАНИЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ
В мире не существует людей с одинаковым мировоззрением, поскольку оно формируется под воздействием множества факторов. В той или иной степени на человеческое мироощущение влияет вся окружающая его действительность. Особое место также занимает историческая эпоха, в которой существует человек, так как она накладывает свой отпечаток на все сферы жизни.
Основные источники формирования мировоззрения
- окружающие люди и их поведение;
- система ценностей, принятая в среде индивида;
- наука, уровень знаний;
- быт, условия жизни;
- искусство;
- интуитивное познание.
СТРУКТУРА И ЭЛЕМЕНТЫ МИРОВОЗЗРЕНИЯ
Мировоззрение является составной категорией и включает в себя несколько аспектов:
- ценностно-нормативный;
- эмоционально-волевой;
- познавательный;
- практический.
Мировоззрение представляет собой набор взглядов и ценностей человека, определяющих его отношение к действительности. Оно имеет сложную структуру и строится на основе многих составляющих, объединяя их в одно целое. Именно совокупность всех элементов приводит к формированию устойчивой картины мира.
ВИДЫ МИРОВОЗЗРЕНИЯ
Различают несколько видов мировоззрения в зависимости от подходов выработки установок миропонимания. Общепринятой считается нижеприведённая классификация.
Вид мировоззрения | Характеристика |
Обыденное | Основано на личном жизненном опыте человека. Плюсы: соответствует реалиям, в которых живёт человек. Минусы: практически не использует опыт других людей, учений, науки. |
Религиозное | Основано на религиозных учениях. Плюсы: решение проблем, связанных с духовным миром человека. Минусы: перерастание в экстремизм; частое игнорирование достижений науки. |
Научное | Основано на обобщении научной картины мира. Плюсы: доказанность, приобщение к реальным целям и идеалам. Минусы: не решает духовные проблемы. |
Гуманистическое | Основано на нормах человеколюбия. Плюсы: направленность на всестороннее развитие общества. Минусы: слабо распространено в связи с тем, что только начинает зарождаться. |
РОЛЬ МИРОВОЗЗРЕНИЯ
Мировоззрение, выступая в качестве регулятора поведения, даёт человеку:
- ориентиры и цели жизнедеятельности, способы их достижения;
- методы познания действительности и деятельности;
- определение истинных ценностей;
- понимание мира.
Вы смотрели конспект «Мировоззрение».
Вернуться к Списку конспектов по Обществознанию.
Конспект урока «Мировоззрение»
Обществознание.
Тема: Мировоззрение
Тип урока: урок открытия нового знания
Форма урока: традиционный
Цель: познакомиться с мировоззрением, его видами и факторам на него влияющими.
Задачи:
Образовательная: сформировать научные представление о понятии миро-воззрение. Отработать понятия: мировоззрение, типы мировоззрения; выяснить какую роль играет мировоззрение в духовном развитии личности; выделить основные типы мировоззрения и их характерные признаки.
Развивающая: создать условия для развития логического мышления, формирования интеллектуальных умений; развивать умения: анализировать, решать познавательные и проблемные задачи,делать выводы; развивать умение работать в группе; участвовать в дискуссии, отстаивая свое мнение, считаться с мнениями других и находить общее решение; развивать умение ориентироваться в потоке разнообразной информации и типичных жизненных ситуациях и делать нравственный выбор.
Воспитательная: продолжить формировнаие основ нравственной культуры; способствовать социализации личности учащихся и формированию основ собственного мировоззрения; способствовать выроботки отношения приверженности к гуманистическим и общечеловеческим ценностям.
Ход урока (дети делятся на 4-5 групп по 5-6 человек на перемене)
Самоопределение к деятельности. Орг. Момент
Приветствие, проверка присутствующих.
Добрый день, ребята. Кто дежурный в классе? Кто сегодня отсутствует?
Сегодня мы с вами будем работать по группам (рассадить по группам на перемене). План нашего урока (на доске): План урока.
Что такое мировоззрение
Структура мировоззрения
Типы мировоззрения
Роль мировоззрения в духовном развитии личности .
Актуализация темы. Решение проблемного задания.
( Используем проектор, открываем слайд №1 презентации , где записано это задание или можно записать его на доске)
Проблемное задание № 1.
Учитель: Прежде,чем мы узнаем тему урока,мы с вами решим проблемное задание. В Древней Индии считали, что человек рождается дважды. Первый раз человек рождается физически, когда он впервые приходит в этот мир. Второй раз человек рождается духовно, когда он обретает…….
Вы должны продолжить высказывание индийских мудрецов. Работая в группе вы должны выяснить, что же должен обрести человек, чтобы началось его духовное рождение?
5 минут идет работа в группах. Каждая группа в помощь получает список понятий, из которых можно выбрать ключевое слово для продолжения выс- казывания.
Список понятий в конверте 1 для каждой группы: (богатство, слава, карьера, жизненные ценности, знания, деньги, опыт, власть, мировоззрение, авторитет, идеалы, могущество, вера,убеждения, влияние и нужные связи.)
Каждая группа дает ответ на проблемное задание.
Ответ к заданию №1:(демонстрируется слайд презентации с ответом). В Древней Индии считали, что человек рождается дважды. Первый раз человек рождается физически, когда он впервые приходит в этот мир. Второй раз человек рождается духовно , когда он обретает мировоззрение.
Учитель: О чем же мы сегодня будем говорить на уроке?
Ученики: О мировоззрении.
Учитель: Тема нашего урока “Мировоззрение”.Открываем тетради и записываем тему.
Постановка учебной задачи.
Какие задачи мы с вами поставим? Что мы должны сделать? В постановке цели вам поможет план, обратите внимание на доску
Ну а в конце урока вам предстоит ответить на вопрос, Что же влияет на мировоззрения?
Построение проекта выхода из затруднения
Сегодня на уроке мы должны узнать что такое миро-воззрение, выяснить структуру мировоззрения, то есть из чего оно складывается, выделить типы мировоззрения и их существенные признаки.
А что такое мировоззрение? Для того чтобы ответить на данный вопрос Вам понадобится конверт № 2. В ней находится набор слов, которые вам помогут сформулировать определение мировоззрения. Ваша задача сложить определение (Мировоззрение- система взглядов человека на мир(природа, общество, человек) в целом; отношение человека к миру.; Мировоззрение— это целостное представление о природе, об обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества; Мировоззрение – это совокупность взглядов человека на мир, который его окружает) (каждая группа в ходе совместного обсуждения должна дать свое толкование понятия)
Так что же такое мировоззрение (ответы обучающихся)
А теперь посмотрим, с помощью чего формируется мировоззрение. И здесь вам понадобится конверт № 3. Ваша задача перебрать слова, при нахождении нужного вывешивать его на доску (историческая эпоха; особенности культуры, семья и ближайшее окружение – друзья, учебные и трудовые коллективы, бытовое окружение, самовоспитание, самообразование)
(на доске: мировоззрение=знания+…+…+…. +…+…+)
Ответ к заданию. Мировоззрение = знания + убеждения + вера + жизненные ценности + идеалы + опыт.
Из формулы мы видим , что любое мировоззрение начинается с приобретения знаний. Из истории вы знаете, что раньше власть имущие ограничивали доступ простым людям к образованию и знаниям. Почему? Приведите примеры.
Ученик: У необразованного, темного человека узкий кругозор. Его легко обмануть. А человек образованный многое понимает и замечает, становится более требовательным, сможет отстоять и защитить свои права. А такие люди были опасны для власти.
Ученик: Примером ограничения властями доступа к образованию простых людей является циркуляр 1887 года, изданный министром народного просвещения И.Д.Деляновым и одобренный Александром Третьим, получившим в истории название “Циркуляр о кухаркиных детях”. В нем предписывалось не допускать в гимназии и прогимназии детей кучеров, лакеев поваров, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей, чтобы не выводить их из среды, к который они принадлежат.
Ученик. Образованный человек с широким кругозором, который имел свое мнение и достоинство был опасен и при тоталитарном режиме. Из такого человека нельзя было сделать послушную марионетку, бессловесного раба, живущего по указке властей. Мы из истории знаем, что сталинские репрессии в первую очередь обрушивались на интеллигенцию: писателей и ученных. Волна репрессий коснулась многих представителей творческой интеллигенции. Они на долгие годы попали в ссылки, лагеря, лишались права творить.
Учитель: Недаром Бекон утверждал, что знание это сила. Следующим важным элементом мировоззрения являются вера и убеждения. Вера- бездоказательное признание чего-либо истинным. Убеждение это прочно сложившееся мнение, уверенный взгляд на что-то, основанное на личном опыте и вере. В истории немало примеров, когда человек ради веры и убеждения жертвовал своей свободой или жизнью. Сейчас мы заслушаем небольшие сообщения о таких людях.
Ученик 1: ( Слайд №6.) Картина Сурикова « Боярыня Морозова»
По силе и глубине своей убежденности в российскую историю навсегда вошла боярыня Морозова, выступившая против церковной реформы Никона в 17 веке. Несмотря на угрозы и пытки, боярыня не отказалась от своих взглядов. Феодосия (в иночестве Феодора) Прокопьевна Морозова, в девичестве Соковнина — верховная дворцовая боярыня, деятельница русского старообрядчества, сподвижница протопопа Аввакума. За приверженность к «старой вере» в результате конфликта с царём Алексеем Михайловичем была арестована, лишена имения, а затем сослана в Пафнутьево- Боровский монастырь и заточена в монастырскую тюрьму, в которой погибла от голода. Почитается старообрядческой церковью как святая. Её образу художником Суриковым приданы неистовые черты: поднятая в жесте клятвы рука, бескровное фанатичное лицо, суровые прощальные слова к толпе — все отражает сказанное о ней Аввакумом: «Кидаешься ты на врага, аки лев». Боярыня изображена одетой в широкую чёрную бархатную шубу, оттеняющую бледность её лица. Образ Морозовой на картине предстает победоносным: народ смотрит на неё с благоговением и кланяется ей, а сама она выражает готовность идти до конца за свои убеждения. Боярыня Морозова — яркий пример несломленной русской женщины.
Молодцы ребята, так мы с вами узнали, что такое мировоззрение, что формирует его. А что нам еще предстоит узнать о мировоззрении?
(ответы: существует 4 типа мировоззрения)
Какие же типы мировоззрения существуют? Вам понадобятся конверты под номером 3 . В них у вас задание для каждой группы. Ваша задача поработать в группах над заданием 5 минут, затем мы заслушаем каждую группу. И в итоге узнаем, какие же виды мировоззрения существуют.
Типы мировоззрения.
Проверка задания. Типы мировоззрения.
Мифологическое Научное
Религиозное Обыденное
(Обыденное, житейское: лучше жить бедняком, чем разбогатеть грехом, человека узнаешь только тогда, когда съешь с ним пуд соли. Не спрашвиай старого, а спрашивай бывалого
Мифологическое: Древние булгары, предки казанских татар считали, что мир первоначально был представлен безграничным океаном. На поверхности океана плавала одинокая утка. Вот она нырнула и со дна океана достала крупинку зерна, из которого и зародилась земля. Другая версия этой легенды гласит, что утка снесла 3 яйца, из которого образовались земля, солнце и луна и весь мир.
Религиозное: Мусульмане верят в Аллаха, совершают за день пятикратный намаз, ежегодно в месяце рамазан строго держат пост- уразу.
Научное: Второй закон Ньютона — дифференциальный закон движения, описывающий взаимосвязь между приложенной к материальной точке силой и получающимся от этого ускорением этой точки.)
Учитель: Ребята. Давайте решим с вами следующую проблемную задачу. Представьте себе сильный пожар. В его пламени вот- вот погибнет редчайшая картина итальянского мастера и парализованный старик. В вашем распоряжении несколько минут, за которые вы можете спасти только что-то одно, или картину, или парализованного старика. Ваш выбор. Поднимите руку, кто будет спасать старика (большая часть учеников спасает старика). Объясните свой выбор.
Ученик: Картина неживая, а старик живой. Этим стариком мог быть мой дедушка.
Ученик: Жалко старика. Человеческая жизнь бесценна. Дать погибнуть человеку, когда есть возможность спасти его – это равносильно преступлению.
Учитель: Поднимите руку, кто будет спасать картину. Объясните свой выбор.
(обычно таких учеников бывает очень мало, 1-2 ученика)
Ученик: Я буду спасать картину, потому, что она шедевр, бесценная. А старик парализован и он все равно скоро умрет.
Учитель: А что бы ты чувствовал, если бы вместо старика оказался ты, а кто-то бы другой спасал не тебя, а картину. Хотел бы ты, что бы так поступили с тобой. Ученик: Нет, конечно. Учитель: В чем разница между этими двумя выборами. Те, кто спасают картину — поступают антигуманно, то есть не по человечески, а те, кто спасает старика — поступают гуманно. В современном мире главным является не тип мировоззрения, а его направленность. По направленности мировоззрение бывает гуманистическое , когда в центре бывает человек и его интересы и антигуманистическое — направленное против человека. Исходя из этого мы можем дополнить нашу схему. «Типы мировоззрения»
Типы мировоззрения.
Мифологическое Научное
Религиозное Обыденное
Гуманистическое мировоззрение Антигуманистическое мировоззрение.
Дайте основные признаки гуманистического мировоззрения
Ученик: Гуманистическое мировоззрение ставит во главу угла высшие ценности: жизнь индивида, его права и свободы. Человек с таким мировоззрением обладает широтой взглядов на мир, признает равноправие различных культур, ценит и дорожит взаимопониманием людей, дорожит и защищает достоинства человека.
Учитель: Таким образом, нет устаревших или ненужных типов мировоззрения. Все типы мировоззрения имеют право на существование. Главной общей чертой всех типов мировоззрения на современном этапе становится гуманистическая направленность. Поворот общества к проблеме человека может стать облагораживающим фактором для всех типов мировоззрения
Роль мировоззрения в духовном развитии личности.
Учитель: Мировоззрение нередко называют ядром, «стержнем» духовного развития человека. Сейчас каждая группа, опираясь на учебник и свой жизненный опыт, будет отвечать на вопрос, какую же роль играет мировоззрение в жизни и деятельности человека? Ответы не должны повторятся.
Работа в группах (2-3 минуты)
Ответы на задание.
Ученики 1 группы: Мировоззрение дает человеку ориентиры и цели для практической деятельности. Мировоззрение позволяет свободно ориентироваться в сложных обстоятельствах общественной и личной жизни.
Ученики2 группы: Мировоззрение через свою философскую сердцевину позволяет людям понять, как лучше достичь намеченных ориентиров и целей, вооружает их методами познания и деятельности.
Ученики 3 группы: Мировоззрение дает программу поведения человека, стиль мышления, образцы для действия, нормы поведения, методы решения проблем.
Ученики 4 группы: На основании содержащихся в мировоззрении ценностных ориентаций человек получает возможность определить истинные ценности жизни и культуры, смысл жизни, интересы, оценки происходящего в мире.
Учитель: Рено Декарт сравнивал мировоззрение с фонарем, который освещает дорогу путнику. Мировоззрение дает человеку целостную систему ценностей, идеалов, приемов, образцов для жизни. Оно упорядочивает окружающий мир, делает его понятным, указывает на самые короткие пути достижения целей.
Состояние, когда прежнее мировоззрение разрушено, а новое еще не сформировано (например, разочарование в религии), называется мировоззренческим кризисом. В такой ситуации важно восстановить мировоззренческую целостность личности, иначе ее место будет заполнено алкоголем и наркотиками или мистикой и сектантством. Итак, что мы узнали сегодня на уроке?
Сегодня на уроке мы узнали, что такое мировоззрение, выделили структуру и типы мировоззрения. Выяснили роль мировоззрения для духовного развития человека. А сейчас мы с вами ответим на главный вопрос: Что же влияет на мировоззрения? (историческая эпоха, культура, образование, страна, религия, материальное положение)
Теперь подведем итоги, выделим самое главное и сделаем выводы. Для этого выполним следующее задание. Каждая группа получает карточку №3 с заданием.
Карточка№3 для 1 группы. Продолжи предложение.
Мировоззрение- это….
Мировоззрение складывается из …+…+….+…
Карточка №3 для 2 группы. Продолжи предложение. Мировоззрение делится на следующие типы……
Карточка №3 для 3 группы. Продолжи предложение. Все типы мировоззрения имеют право на существование. Главной общей чертой всех типов мировоззрения на современном этапе становится …. Основные признаки гуманистического мировоззрения – это …..
Карточка №3 для 4 группы. Продолжи предложение. Мировоззрение является ….. духовного развития человека и определяет ……. .
Закрепление материала. Решаем тесты.
Тесты для закрепления: ( Демонстрация на слайдах презентации)
1Выбери правильный ответ. 1.Самой ранней формой мировоззрения, отражавшей отношение человека к миру и к происходящим в нем событиям, является: а) наука; б) мифология; в) религиозная вера; г) культура.
2.Что лежит в основе формирования научного мировоззрения?
а) направления мировой мысли, опирающиеся на достижения науки
б) учения, содержащиеся в памятниках мировой духовной культуры
в) личная практическая деятельность г) легенды и мифы.
3. .Верны ли следующие суждения, характеризующие мировоззрение?
А. Мировоззрение представляет собой обязательно рационализированное познание мира.
Б. Мировоззрение представляет собой совокупность всех представлений человека о мире, обществе и человеке.
1) верно только А. 2) верно только Б. 3) верны оба суждения. 4) оба суждения неверны.
4.1.Научное мировоззрение не предполагает
а) стремления к объективности б) обоснованности убеждений
в) освоения опыта человечества г) свободной безответственности.
5. Основная проблема любого мировоззрения – это:
а) вопрос об отношении человека к человеку;
б) вопрос об отношении человека к миру;
в) вопрос об отношении человека к культуре.
г) природа сама по себе, «очищенная» от человека;
6.Продолжи предложение :
А) Мировоззрение основанное на вере в бога и в сверхъестественные силы- это….. .
Б) Элемент мировоззрения , безоговорочное, бездоказательное принятие каких-то истин и догм- это….
В) Составная часть структуры мировоззрения, означающие устойчивые, укоренившиеся взгляды и установки …. .
Г) Целостное представление о природе, об обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества- это….
Д) Мировоззрение, которое ставит во главу угла человека , его права и свободы -…..
7.Дополни схему:
Типы мировоззрения.
Мифологическое Научное
… …. Обыденное
Гуманистическое мировоззрение …… мировоззрение.
8.Найдите в приведенном ниже списке признаки, характеризующие обыденное мировоззрение/
1.Вера в Бога
2.Включает в себя научную картину мира.
3. Основывается на личной практической деятельности,
4. Основой являются священные книги.
5. Формируется стихийно, на личном житейском опыте,
6. Основывается на достижениях науки.
9)Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру , под которой оно указано,
1)знания 2) убеждения 3) мировоззрение 4) ценности и идеалы 5) вера 6) опыт
10)Установи соответствие между типами мировоззрения и их признаками. К каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Типы мировоззрения Признаки
А) Мифологическое 1. Вера в сверхъестественные силы.
Б) Научное 2. Фантастическое мировоззрение.
В) Религиозное 3.Формируется в быту, на личном опыте
Г) Обыденное 4. Основано на научной картине мира.
А | Б | В | Г |
Ответы: 1б, 2а, 3) 2, 4г, 5б, 6) религиозное мировоззрение, вера, убежде-ния, мировоззрение, гуманистическое мировоззрение. 7) религиозное, анти-гуманное 8) 35 9) 3 10) 2 4 1 3
Заключительный этап урока. Учитель ставит оценки за урок и сообщает домашнее задание.
Домашнее задание. Для всего класса: Параграф 29 с 312-316. Вопросы 4-6 стр .316 . Дополнительное задание: 1 группа ( тем, кто не сдает ЕГЭ по обществознанию) : Работа с источником и вопросами к нему стр 317- 318;
2 группа (те, кто сдает ЕГЭ по обществознанию): Написать эссе по одной из предложенных тем на выбор.
Темы эссе:
1) «Для общества, как и для индивида, жизнь без мировоззрения представляет собой патологическое нарушение чувства ориентирования» Альберт Швейцер
2) « Надо беспрерывно возбуждать в себе вопрос: верны ли мои убеждения?» Ф.М.Достоевский,
3) « Наши взгляды как наши часы: все они показывают разное время, но каждый верит только своим» А. Поуп.
4) «Следуй своей дорогой, и пусть люди говорят, что угодно». Данте.
SCIRP Открытый доступ
Издательство научных исследований
Журналы от А до Я
Журналы по темам
- Биомедицинские и биологические науки.
- Бизнес и экономика
- Химия и материаловедение.
- Информатика. и общ.
- Науки о Земле и окружающей среде.
- Машиностроение
- Медицина и здравоохранение
- Физика и математика
- Социальные науки. и гуманитарные науки
Журналы по тематике
- Биомедицина и науки о жизни
- Бизнес и экономика
- Химия и материаловедение
- Информатика и связь
- Науки о Земле и окружающей среде
- Машиностроение
- Медицина и здравоохранение
- Физика и математика
- Социальные и гуманитарные науки
Опубликуйте у нас
- Представление статьи
- Информация для авторов
- Ресурсы для экспертной оценки
- Открытые специальные выпуски
- Заявление об открытом доступе
- Часто задаваемые вопросы
Публикуйте у нас
- Представление статьи
- Информация для авторов
- Ресурсы для экспертной оценки
- Открытые специальные выпуски
- Заявление об открытом доступе
- Часто задаваемые вопросы
Подпишитесь на SCIRP
Свяжитесь с нами
клиент@scirp. org | |
+86 18163351462 (WhatsApp) | |
1655362766 | |
Публикация бумаги WeChat |
Недавно опубликованные статьи |
Недавно опубликованные статьи |
Подпишитесь на SCIRP
Свяжитесь с нами
клиент@scirp. org | |
+86 18163351462 (WhatsApp) | |
1655362766 | |
Публикация бумаги WeChat |
Изучение … Социальные науки?
Пословица кикуйю гласит: «Тот, кто не путешествует, считает свою мать лучшей кухаркой в мире». Ясно, что автор пословицы никогда не пробовал блюда моей матери! Но мы понимаем точку зрения автора: отсутствие знакомства с другими культурами может оставить нас прискорбно наивными в отношении реальности, включая наше собственное место в мире.
Семейство социальных дисциплин, особенно социология, антропология и антропология, по-разному рассматривают аспекты человеческой культуры под микроскопом. Они особенно хороши в раскрытии вещей, к которым мы могли бы быть слепы. Социология стремится определить общие силы, влияющие на культуры и сообщества, а гуманитарная география стремится определить местонахождение этих сил в конкретных местах. Антропология имеет тенденцию исследовать, как аспекты культуры развивались и появлялись в древние времена или в обществах, менее затронутых западной культурой.
Социальные науки исследуют чудеса человеческой культуры«Культура» — одно из самых сложных для определения слов в английском языке, но полезное базовое определение дает Энди Крауч в Culture Making : «Культура — это что мы делаем из мира». Крауч использует слово «делать» в двух измерениях. Мы делаем что-то из мира, используя то, что у нас уже есть, для создания чего-то большего, чем было раньше, будь то картина, дорога, закон, стихотворение или торт. Но мы также «делаем» что-то из мира с точки зрения его интерпретации, например, когда мы спрашиваем: «Что вы думаете об этом?» Кажется, у людей есть непреодолимое стремление к делают чем-то от мира в обоих этих смыслах.
Христианские социологи могут быть одними из самых благодарных Божьих людей
То, что это так, не должно удивлять читателей Библии. Бытие 1 говорит о Боге, который любит творить. Совершенно очевидно, что Бог творит, когда говорит, и вещи возникают. Но на этом его стремление к творчеству не заканчивается. Он повелевает человечеству с любовью управлять творением, раскрывая его потенциал и создавая новые реальности (см. Бытие 1:28, 2:15). Божья творческая страсть проявляется в постоянном творчестве людей. Когда люди, созданные по образу Божьему, соединяют манго, лимоны и сахар, чтобы приготовить сорбет из манго, используя данные Богом ингредиенты и данную им Богом изобретательность, становится очевидным Божий замысел для процветания человеческой культуры. Стихотворение, которое Адам сочиняет о своей жене Еве в Бытие 2:23, является примером этого. Его дарованная Богом творческая искра, дарованная Богом способность использовать слова и благодарность за данную Богом жену объединяются, чтобы создать стихотворение, которое никогда прежде не выходило на свет.
Когда социологи изучают аспекты человеческой культуры, часть того, что мы должны испытать, — это чувство удивления тем, что люди сделали с миром. Многое в нем положительное. Торговые системы позволяют нам наслаждаться товарами, которыми мы никогда не смогли бы пользоваться в противном случае. Музыка и искусство украшают большую часть человеческого существования и привлекают внимание к аспектам мира, которые в противном случае мы могли бы упустить. И так далее. Христианские социологи могут быть одними из самых благодарных Божьих людей, поскольку нам постоянно напоминают о щедрости Бога — как в том, что он дал нам творение, так и в импульсе и способности сделать что-то из этого.
Социальные науки исследуют сломленность человеческой культурыК сожалению, человечество вскоре отпало от жизни с Богом в ее изначальном замысле – и все аспекты человеческого существования несут симптомы этого падения. И поэтому человеческая греховность также видна в гнусных вещах, которые мы делаем из мира. Изучая культуры и общества, социальные науки показывают, каким образом не только отдельные люди, но и целые сообщества делают вещи мира уродливыми . Деградация окружающей среды происходит по мере того, как забывается изначальное призвание человечества управлять творением. Предрассудки, неравенство и дискриминация возникают, поскольку человеческая культура построена на греховных основаниях, которые не в состоянии оценить всех одинаково, как тех, кто создан по образу Божьему.
Социальные науки показывают, как люди создают вещи в мире, которые уродливы
В лучшем случае социальные науки привлекают внимание к этим злоупотреблениям, историческим и современным. Мы также можем быть болезненно подвержены тому, как глубинные структуры и предубеждения нашего собственного общества, а также ценности, действия и поведение, которые формируются в нас, заставляют нас быть неявно вовлеченными в эту самую динамику.
Это означает, что аспекты изучения социальных наук могут быть весьма удручающими, поскольку мы видим глубину и размах человеческой греховности. Тем не менее, христиане могут быть вооружены, чтобы лучше бороться за тех, кто, скорее всего, будет маргинализирован культурой и обществом, а также должны развивать живую надежду на то, что с возвращением Иисуса однажды будет покончено с этими уродливыми реалиями.
Социальные науки сами по себе отражают чудо и сломленность человеческой культурыСами социальные науки являются частью желания сделать что-то из мира; они являются попыткой интерпретировать это правильно. Социологи сами созданы по образу Божию, но грешны. Это означает, что социальные науки выявят много действительно полезного и раскрывающего истину, но также и то, что человеческая греховность влияет на все усилия.
Подлинно раскрывает истину, но человеческая греховность влияет на все усилия.
В частности, большая часть социальных научных идей построена на небиблейском понимании природы человечества. Христиане могут найти социальные науки сложным местом, поскольку эти предположения влияют на методологии, на которых строятся социальные науки, и предложения, которые они предлагают в работе по созданию более здорового общества. Предположение о моральной нейтральности или добродетели человечества означает, что простое образование предлагается как решение проблем общества. Акцент на «социальной обусловленности» — идее, что человек думает и чувствует так, как он это делает, только из-за формирующего влияния более широкой культуры — означает, что личная вина и чувство вины являются идеями, которых избегают.
Также может быть глубокая приверженность актуальности, когда речь идет об оценке различных культур, и сильная либеральная повестка дня, когда речь идет о правах отдельных людей. Христианство часто изображают в карикатурном виде как культурно империалистическую, контролирующую и репрессивную игру власти. Несомненно, иногда это было — и, к сожалению, иногда все еще остается — правдой, но искаженная точка зрения социальных наук иногда упускает из виду положительный вклад, который христианство внесло в общества как на Западе, так и в более традиционных культурах.
Видение для христиан в социальных наукахХристианский голос в социальных науках может быть сильным
Таким образом, социальные науки не всегда являются легким местом для христианина. И все же христианский голос в социальных науках может быть мощным. Мы можем задаться вопросом, действительно ли популярные рассказы о христианстве и христианской миссии являются удовлетворительными и правдивыми. Мы можем указать нашим коллегам-социологам на всепроникающее влияние духовности в мировых культурах, которую сегодня многие теоретики социальных наук понимают как «нередуцируемую реальность», и спросить наших однокурсников, почему они так считают. В более широком смысле мы можем внести важный вклад на благо общества и мира, определив, как можно организовать и сформировать социальные структуры, чтобы обеспечить подлинное человеческое и культурное процветание. Христиане в социальных науках были в авангарде многих правительственных и благотворительных инициатив, направленных именно на это в последние годы.
Христиане также могут использовать знания социальных наук для выполнения миссии церкви. По мере того, как мы лучше понимаем культуры, христианские социологи могут привнести широкий спектр идей, в том числе в отношении перевода Библии, чувствительной межкультурной миссии и всем христианам, поскольку мы стремимся продемонстрировать утешение и призвание познания Иисуса в культурах, в которых Он живет.