Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Сущность социальной перцепции: 6. Сущность социальной перцепции.

6. Сущность социальной перцепции.

Сущность социальной перцепции заключается в образном восприятии человеком себя, других людей и социальных явлений окружающего мира.

Социальная перцепция – это образное восприятие человеком себя, других людей и социальных явлений окружающего мира. Образ существует на уровне чувств (ощущения, восприятия, представления) и на уровне мышления (понятия, суждения, умозаключения).

Термин «социальная перцепция» впервые был введен Дж. Брунером в 1947 г. и понимался как социальная детерминация перцептивных процессов.

Социальное восприятие включает в себя межличностное восприятие (восприятие человека человеком), которое состоит из восприятия внешних признаков человека, их соотнесения с личностными качествами, интерпретации и прогнозирования будущих действий. В качестве синонима в отечественной психологии часто употребляют выражение «познание другого человека», считает А. А. Бодалев. Применение такого выражения оправдано включением в процесс восприятия другого его поведенческих характеристик, формированием представления о намерениях, способностях, установках воспринимаемого и т.

д.

Процесс социальной перцепции включает две стороны: субъективную (субъект восприятия – человек, который воспринимает) и объективную (объект восприятия – человек, которого воспринимают). В ходе взаимодействия и общения социальная перцепция становится взаимной. При этом взаимопознание направлено в первую очередь на понимание тех качеств партнера, которые наиболее значимы для участников общения в данный момент времени.

7. Социальная психология межличностного познания

8. Своеобразие взаимодействия людей в социальной психологии

Взаимодействие – это процесс непосредственного или опосредованного влияния объектов (субъектов) друг на друга, порождающий взаимную обусловленность и связь.

9.Сущность и психологические особенности социального влияния

Социальное влияние — это: воздействие общества, других людей; изменения, которые происходят в сознании одних людей под воздействием других.

Общество в целом, его различные представители, радио, телевидение, реклама и т.

д. всегда стремятся оказать влияние на окружающих людей. Но и сами люди не просто выступают объектами социального влияния, но также пытаются влиять и на других. Социальное влияние, таким образом, несомненно, является важной частью социального взаимодействия.

Существует множество техник социального влияния, однако все они укладываются в рамки определенного числа процессов воздействия на людей и зависят от того, как они мыслят, воспринимают и оценивают свое существование и социальное окружение, что они чувствуют и переживают, как принимают свои решения.

Отклонение от «нормы» обычно ведет к отверженности в группе или в обществе, поэтому следование мнению большинства позволяет завоевывать или сохранять признание этим большинством. Это явление носит название нормативного влияния. С другой стороны, очень часто люди стремятся не противоречить большинству, если знают, что оно более компетентно в вопросах о правилах поведения в конкретных социальных ситуациях. В результате они соглашаются с другими.

Это — информационное влияние.

Как правило, в результате нормативного или информационного влияния в обществе или его отдельных группах люди подчиняются их требованиям.

Авторитетным людям подчиняются потому, что им приписывается большая осведомленность и право отдавать распоряжения в незнакомых социальных ситуациях. Властям подчиняются потому, что обычно проявляется укоренившаяся у людей в процессе социализации привычка в «необходимости им подчиняться».

Общение как восприятие людьми друг друга (перцепция)

Понятие социальной перцепции

Восприятие одним человеком другого – это обязательная составная часть общения. Общение не может быть эффективным, если восприятие и оценки, взаимопонимание партнеров не протекают корректно.

Межличностным восприятием или социальной перцепцией называется сложный процесс восприятия внешних признаков человека, соотнесение их с личностными характеристиками и интерпретация в связи с этим поступков и поведения.

Термин «социальная перцепция» был введён американским психологом Дж. Брунером (1947), чтобы обозначить факт того, что восприятие является социально обусловленным, а также, чтобы показать, что он зависит не только от характера стимула – объекта, но и от прошлого опыта субъекта, его целей, намерений, принимая важности ситуации.

Социальная перцепция понимается в качестве целостного восприятия субъектом, как предметов материального мира, так и социальных объектов, то есть других людей, групп, классов, народностей и социальных ситуаций.

Процесс восприятия человека

Социальное восприятие человека в основном почти всегда складывается из оценки других людей и отношения к ним в эмоциональном и поведенческом значении. Процесс социальной перцепции можно представить в виде схемы (рис. 1).

Рис. 1. – Процесс восприятия человека

Основываясь на восприятии человека человеком, появляется представление о желаниях, мыслях, чувствах, способностях, эмоциях, возможностях, установках партнера по общению, в результате чего складывается собственное поведение. В межличностной перцепции такой процесс происходит с нескольких сторон: каждый из партнеров по общению ставит себя на место другого. И, что немало важно, когда люди взаимодействуют в общей деятельности, нужно принимать в расчёт не только потребности, мотивы и установки одного человека, но и всех людей, которые участвуют в общении.

В процессе социальной перцепции эмоционально оцениваются другие люди, мы пытаемся понять причины их действий, предугадать их дальнейшее поведение, создать свою стратегию поведения.

Функции социальной перцепции

Выделяют четыре основных функции социальной перцепции:

  • познание себя;
  • познание партнера по общению;
  • организация совместной деятельности, основываясь на взаимопонимании;
  • установление эмоциональных отношений.

Изучая процессы межличностной перцепции, можно выделить две главные тенденции:

  • психологические и социальные особенности субъекта и объекта восприятия;
  • механизмы и эффекты межличностного отражения.

Проанализируем их поподробнее.

Социальная психология хорошо изучила психологические особенности наблюдателя, которые влияют на процесс социальной перцепции. Таким образом, люди оценивают и воспринимают друг друга в зависимости от индивидуальных, половых, возрастных, профессиональных отличий. Конечно, названные характеристики наблюдателя весьма важны для формирования оценки партнера по общению, но более важными являются психологические качества человека и система установок, которая у него сложилась на данный момент.

Психологические и социальные установки субъекта восприятия, находящиеся  внутри, производят определенную последовательность механизма социальной перцепции. И более важными эти установки являются, когда происходит формирование первого впечатления о незнакомом человеке.

У наблюдаемого человека важными свойствами выступают выражение лица, способы выражения экспрессии (чувств), жесты и позы, походка, оформление облика (одежда, прическа), особенности голоса и речи.

Когда ребёнка воспитывают в конкретной культурной и национальной среде, им усваивается определённый набор экспрессивных средств. С их помощью у взрослых принято проявлять свои состояния и желания. При этом ребёнок также одновременно учится понимать по поведению и внешности других людей признаки, которые помогают наиболее эффективно понимать и оценивать эти состояния.

Кроме этого, обычно выделяются некоторые универсальные психологические механизмы, которые обеспечивают сам процесс перцепции и оценивания другого человека, которые позволяют происходить переходу от внешне воспринимаемого к оценке, отношению и прогнозу. 

Важность социального восприятия в современном мире

Опубликовано 27 февраля 2019 г.

/ wesay

Для людей становится все более нормой знать или стремиться знать, что о них думают другие. Действительно, это правда, что наше общество и влияние, которое оно оказывает на людей, живущих в нем, огромно.
Общество заставило людей и его членов стремиться вести себя определенным образом, говорить определенным образом и показывать определенную часть себя внешнему миру. На этом фоне общество никогда не было и не бывает добрым к людям, решившим плыть против его намеченного течения и жить так, как хочет человек. Даже несмотря на то, что такие люди в конце концов одерживают победу, это никогда не бывает бесплатным. WeSay — это приложение, разработанное, чтобы помочь человеку понять свое социальное восприятие.

Почему понимание вашего социального восприятия сегодня еще более актуально?

Появление технологий и наиболее значимых социальных сетей привело к более широкому и далеко идущему измерению этого развития, которое и так было всегда. Люди выходят из себя, пытаясь привлечь внимание общества, и готовы пойти на все, чтобы собрать как можно больше последователей и поклонников с помощью как законных, так и индивидуалистичных средств.
Из термина социальное восприятие легко увидеть, что есть две стороны водораздела — индивидуум и общество, являющееся непосредственным окружением индивидуума. Индивид имеет свое мнение об обществе и его требованиях, а общество наблюдает за индивидом через лупу и формирует мнение, верное или нет, основательное или поверхностное, и движется дальше и относится к нему как к таковому. Теперь на человека ложится ответственность в целом осознавать, какое впечатление он или она производит на общество, и делать все возможное, чтобы исказить его в свою пользу. Слишком хорошо известно, что человек недолго протянет в обществе, которое имеет плохое представление о человеке, в наш век преступлений, тяжких преступлений и самоубийств.

Тем не менее, социальное восприятие является очень важным элементом для сохранения личности и в значительной степени успеха, если не считать давления, которое общество оказывает на личность, заставляя ее тяготеть к своим прихотям.
Социальное восприятие также может быть преимуществом, если человек хорошо выполняет свою домашнюю работу и критически смотрит на то, что он должен делать, и в этом суть этого дискурса. Было сказано раньше, и это правда, что иногда голос человека может быть голосом Бога. Иисус Христос в своем земном служении, несмотря на то, что Он был Богом, пришедшим во плоти, не особо нуждался в человеческом мнении о Нем, но стремился узнать, как люди воспринимали Его, каким Он являлся людям. Так вот, если такое совершенное Существо может заботиться о том, какое влияние Он оказывает на людей, то, бесспорно, мы должны не только жалеть мысли, но и прилагать сознательные усилия, чтобы производить благоприятное впечатление на людей и общество.

Как понимание социального восприятия может быть преимуществом

Общеизвестно, что знание того, как мы выглядим во внешнем мире, дает нам много преимуществ. Во-первых, общество и мир в целом состоят из людей, с которыми вы работаете, — учителей и лекторов, которые будут учить вас, начальника, получающего вашу зарплату, владельца киоска, в котором вы будете покупать продукты, пастора. у кого есть ваша духовная поддержка, и многое другое. Поскольку наша жизнь вращается вокруг этих мини-членов общества, очень важно, чтобы мы осознавали, как мы выглядим в глазах этих людей, поскольку мы не планируем в ближайшее время отправиться жить на Марс или вести отшельническую жизнь.

Во-вторых, не может быть подлинного указателя на то, где человек терпит неудачу, чем честная критика, и это социальный мир готов дать в любое время, даже если это может принести некоторые синяки. Это самый быстрый способ понять, где и как вы ошибаетесь, и быстро исправить ситуацию. В наш век социальных сетей и всего, что с ними связано, одна из хороших вещей, которые они сделали, — это, по крайней мере, дать большинству людей некоторое чувство собственного достоинства, хотя оно является сиюминутным и искусственным.

Как бы то ни было, для некоторых людей это может быть разницей между самоубийством и ожиданием реальной помощи. Это правда, что чувство собственного достоинства, которое дают социальные сети и то восприятие, которое они дают, на самом деле не самое устойчивое, но оно чего-то стоит, очень многого для большинства людей. Опять же, мы живем в обществе, где выгоды и ставки, связанные с успешным обращением к социальной публике, высоки. Это обогатило многих людей, заняло их места, открыло множество дверей, сделало их послами бренда, подняло их из безвестности и сделало для таких людей много хорошего. Но по большей части это способ использовать сильные стороны человека и сглаживать его слабые стороны.

Извлечение выгоды из вашего восприятия

Каша социальной критики обычно разрушительна, но в некоторых отношениях она может быть эффективной. Гипотетически представьте себе артистку из списка лучших, которая получила множество наград и в настоящее время находится в студии над своим следующим альбомом. Но на ее страницах в социальных сетях полно ее изображений, скудно одетых и изображающих ее в буйном свете. Публика сходит с ума, отвозя ее в чистку и давая ей дозу того медийного тролля, который заставил ее пожелать, чтобы она не родилась. Ее медиа-команда воспринимает это спокойно и дает ей некоторую проверку реальности: этот альбом никуда не денется, если она не сделает обходной путь и не изменит свою внешность. Она делает заявление, и оттуда начинается новая страница. Это принято великодушно, и ее альбом становится дважды платиновым. Несколько транснациональных фирм выпрашивают ее лицо на своих рекламных щитах.

Такова сила социального восприятия и его средства формирования личности и обеспечения ее успеха. Но можно, не выходя из своей гостиной, иметь под рукой эти показатели — как общество относится к вам. Вы должны знать, как вас воспринимает ваша семья и коллеги, и что все говорят о вас. Такие вопросы, как люблю ли я; дружелюбный, общительный, теплый, жестокий и более 600 человеческих черт, на которые можно ответить одним махом, без необходимости взаимодействия с душой. Это то, что приложение WeSay стремится предоставить. Одним нажатием кнопки вы не только получите представление о своем рейтинге, но даже о том, как его исправить и двигаться дальше. Попробуйте сегодня, и вы будете рады, что сделали.

Кросс-культурное исследование социального восприятия …

Abstract

Введение. восприятие протекает как подводное течение, либо имплицитно, либо эксплицитно. Возможно, первичное значение социального восприятия вытекает из предположения, что открытые формы социального поведения «управляется» восприятием социальной среды. Много проблем в межличностных отношениях оказываются в какой-то мере следствием перцептивных искажение. Можно также добавить, что социальное восприятие тесно связано с восприятие себя. В обычных условиях есть три основных элемента, которые мы столкнемся в исследовании социального восприятия. Это (а) ситуация или контекст в котором заключено лицо, подлежащее суду, (b) лицо, которое находится отдельно от ситуацию и (в) самого воспринимающего. В настоящем исследовании первые два элемента не представляют особого интереса. Наибольший интерес представляет третий элемент, воспринимающий, который сформирован и чувствителен в соответствии с его или ее особым культурным фоном. Нас интересует изучение «избирательной настройки» со стороны воспринимающего.

в восприятии определенных аспектов как себя, так и других людей в предпочтении другим. Настоящее исследование направлено на анализ устойчивых тенденций, названных здесь «самостилями, «у людей, которые влияют на них в восприятии других. Предполагается, что эти самостили достаточно хорошо определяются обществом, и поэтому предлагается исследовать вариации этих самостилевых ориентаций с точки зрения культуры. Однако, трудно выделить и оценить дифференциальную важность личных и социальные характеристики, хотя это возможно. Итак, под «социальным восприятием» мы подразумеваем к постоянной тенденции искать определенные атрибуты в других как под влиянием по самооценке.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *