Пирамида Маслоу: как использовать популярную теорию мотивации
Иерархия потребностей Маслоу отражает все потребности человека, от простых к более сложным. В этой статье разберемся, что такое пирамида Маслоу, и поговорим о том, как эта теория может использоваться в обычной жизни и в бизнесе.
Пирамида Маслоу — что это?
Американский психолог Абрахам Маслоу в своих работах, опубликованных в XX веке, изложил теорию потребностей, с помощью которой человек может поставить жизненные цели и правильно расставить приоритеты. А бизнесу такая модель позволяет построить систему мотивации сотрудников и разработать план развития компании.
Потребности по Маслоу делятся на 7 групп:
- На базовом уровне находятся физиологические потребности: еда, сон, удовлетворение половых желаний и т.д.
- Второй уровень — это потребность в безопасности и комфорте, наличие стабильности в жизни и уверенности в завтрашнем дне.
- Следующая потребность по Маслоу касается социальной жизни: потребность в любви, дружбе, доверии — желание человека создать семью, завести дружеские отношения, стать частью коллектива.
- На четвертый уровень Маслоу ставит потребности в уважении и признании. После удовлетворения потребностей предыдущих ступеней у человека появляется потребность в признании от других людей, желание усилить собственную значимость: стремление получить высокий статус, подтверждение собственных достижений, заслужить одобрение.
- Пятый уровень включает познавательные потребности: получение новых знаний, занятия творчеством, совершение открытий.
- Далее следует ступень эстетических потребностей. К ним относится жажда гармонизировать жизнь, наполнить ее искусством, стремлением к прекрасному.
- На высшем уровне потребностей Маслоу находится самоактуализация. По мнению автора теории, этой ступени достигает только 2% людей. Человек, взошедший на вершину иерархии, стремится найти свое предназначение, развивать свои способности и применять их в социально значимой деятельности.
Пирамида Маслоу — это часто используемый способ отображения идеи иерархии потребностей в виде треугольника:
По мнению автора теории, если человек не может удовлетворить предыдущую ступень потребности, он не способен перейти к следующей.
Комьюнити теперь в Телеграм
Подпишитесь и будьте в курсе последних IT-новостей
Подписаться
Как применить пирамиду Маслоу в жизни и в бизнесе
Концепцию, изложенную Маслоу, можно использовать для самоанализа, она помогает понять свои желания и цели, показывает, как верно расставить приоритеты. Ответив на вопросы: «На каком уровне пирамиды вы находитесь?», «В чем испытываете недостаток на каждой ступени?», «Потребности какого уровня закрывают ваши жизненные цели?», человек сможет понять, какая его потребность нуждается в удовлетворении, и узнать, какие факторы мешают это сделать. Кроме того, эта модель помогает анализировать других людей, позволяет понять, как нужно взаимодействовать с ними.
Пирамида Маслоу также широко используется предпринимателями и маркетологами для развития бизнеса, формирования мотивации сотрудников и при запуске новых рекламных кампаний.
Потребности есть не только у людей, но и у компаний. На первом уровне пирамиды — это прибыль и стабильное функционирование. Если эти потребности удовлетворены, руководитель начинает задумываться о том, насколько полезна работа его компании для социума. К примеру, фокус внимания может быть направлен на заботу об окружающей среде, более экологичном производстве, ценности производимых товаров для всего человечества. Таким образом, пирамида Маслоу помогает понять, на каком уровне компания находится в настоящий момент и определить ориентиры для дальнейшего развития бизнеса.
Менеджеры применяют пирамиду потребностей, чтобы разобраться в поведении сотрудников, определить их мотивацию и оценить результаты работы. Благодаря этой концепции руководитель или HR-менеджер может выяснить, что движет человеком и на какой ступени пирамиды Маслоу он сейчас находится.
Данная модель помогает компании эффективно взаимодействовать с сотрудниками и позволяет создавать благоприятную среду для их профессионального развития:
- Большинство людей работает в основном ради денег. Жизнь постоянно дорожает, и чтобы удовлетворить физиологические потребности работников, например, обеспечить им возможность покупать продукты и оплачивать жилье, компании необходимо гарантировать сотрудникам достойную зарплату, способную удовлетворить их нужды.
- Потребность работников в безопасности обеспечат медицинские страховки и пенсионные пособия. Работа должна приносить сотрудникам чувство постоянства, а не опасения быть уволенными.
- Для покрытия социальных потребностей компания может проводить тимбилдинги, корпоративы и другие мероприятия, где коллеги могут общаться между собой и чувствовать принадлежность к группе.
- Желание признания и потребность в уважении может быть удовлетворена при помощи различных премий, повышения в должности, увеличении зарплаты.
- Следующая потребность по Маслоу — это самореализация. Руководство может давать сотруднику более сложные и интересные задачи, если понимает, что человек хочет добиться чего-то большего.
Знание потребностей работников ведет к способности их удовлетворить, в результате чего выстраивается грамотная система управления персоналом и достигается правильная мотивация сотрудников. Стоит заметить, что здесь необходим индивидуальный подход к каждому человеку, так как последовательность потребностей у разных людей может отличаться. Например, для кого-то на первом плане могут стоять не деньги, а потребность в уважении и признании либо в общении или самореализации. Для закрытия разных потребностей сотрудников, комбинируйте различные виды мотивации.
В маркетинге уровни потребностей Маслоу помогают определить, какой тип людей потенциально готов покупать товар компании и как продвигаемый продукт способен помочь потребителю в достижении следующей ступени удовлетворения их потребностей.
Маркетологи используют теорию мотивации Маслоу как вспомогательный инструмент для проведения анализа рынка и составления портрета целевой аудитории. Модель позволяет понять, каковы желания и цели клиентов, и какие потребности они закрывают при помощи товара или услуги компании.
К примеру, чтобы показать свое знание о потребностях потребителя, на лендинге можно перечислить болевые точки покупателей и разместить грамотно подготовленный рекламный текст, рассказывающий о том, что бренд предлагает решение проблемы. Допустим, болевая точка клиента — это нехватка времени и длинные очереди в аптеке, а ее решением может быть моментальный заказ лекарства на сайте прямо из дома.
Проанализировав аудиторию, специалисты выясняют, какие потребности преобладают у покупателей, что позволяет эффективно настроить таргетированную рекламу, сделать персонализированное предложение.
Например, производитель автомобилей собирается выпустить удобный минивэн с большим багажником и возможностью установки детского кресла. Потенциальным покупателем такой машины может быть человек, закрывающий свою потребность в безопасности. Поэтому в рекламной кампании нужно делать акцент на защите и комфорте, а не на роскоши.
Если же вы занимаетесь продажей дорогих автомобилей, такая покупка удовлетворяет потребность потенциального клиента в признании, статусе и успехе. Поэтому в рекламе нужно рассказывать не об экономии на топливе или невысокой цене, а акцентировать внимание на лимитированной серии и достоинствах автомобиля класса люкс, которые позволят выгодно выделяться на фоне окружающих.Выводы
Пирамида потребностей Маслоу отражает основные мотивы и стремления, которые движут людьми в жизни. Эта модель позволяет разобраться в своих желаниях и определиться с целями. Применение иерархической модели потребностей человека в бизнесе помогает правильно мотивировать сотрудников и привести компанию к успеху. Хотя эта концепция не является универсальной моделью, подходящей во всех случаях жизни, она может служить одним из удобных инструментов для саморазвития и роста бизнеса.
все уровни, примеры и теория
получитебесплатно
Пирамида потребностей – теория американского психолога Абрахама Маслоу, понимание и применение которой дает возможность оценить актуальность нужд потребителя и скорректировать предложение для получения большей прибыли. Для более полного понимания смысла, рассмотрим теорию поближе и возьмем на вооружение некоторые полезные пункты для применения ее на практике.
Структура пирамиды Маслоу
В маркетинге поверхностные знания психологии очень важны. Понимание причины поведения клиента, его желаний и целей позволяет корректировать производство, основываясь на росте спроса тех или других сегментов рынка. Согласно Маслоу, у человека есть пять основных уровней потребностей:
- Физиологические: еда, сон, сексуальное удовлетворение;
- Безопасность: сохранность жизни, отсутствие угроз, беспокойства о будущем;
- Социальная жизнь: взаимоотношения, семья, друзья, общение, принадлежность к конкретной группе;
- Признание и почитание: социальный статус, репутация, уважение;
- Самовыражение: потребность в знаниях, увлечениях, обучении, получении новых навыков.
В поздних работах Маслоу нередко описывает пара дополнительных уровней: эстетический и самоактуализация. Смысл его теории в удовлетворении низших нужд. Когда первая ступень полностью удовлетворена, человек неосознанно переходит на другой уровень и так, пока не достигнет верха пирамиды. С каждым удовлетворенным уровнем желания человека все больше растут. Получив еду, он мечтает о доме. Купив дом, грезит о любви и семейном благе. Устроив личную жизнь, задумывается о карьере и собственном развитии. В работе своей жизни Маслоу стремился найти ответ на один из вечных вопросов: «Что необходимо человеку в жизни?» Теория и сейчас жестко критикуется маркетологами, но, несмотря на это, уже много лет является основой в развитии маркетинга и экономики.
Описание пирамиды
Многие маркетологи и экономисты активно используют пирамиду нужд Маслоу для разработки стратегии продаж. Это обусловливается, прежде всего, тем, что теория, хоть и не является идеалом, но все же служит некой формулой, которую каждый маркетолог подстраивает под себя.
Физиологические потребности
Первая ступень – самая важная тогда и сейчас и, наверное, навсегда ею и останется. Голодный человек никогда не станет тратить деньги на дорогие часы или бытовую электронику. Ему это не только не выгодно, ему это не нужно. Казалось бы, в современном мире, когда нет войн, отпала необходимость искать ночлег и охотиться для пропитания семьи, физиологические потребности потребителей должны уменьшиться, но нет. Они только растут, а все потому, что вкусы и желания современного потребителя крайне высоки.
Обратите внимание! В супермаркетах обустраивается определенное пространство для покупателя: уборный мягкий уголок, музыкальное оформление, кафетерии. Все это создается специально для удовлетворения первичных физиологических желаний покупателя.
Человек хочет есть всегда, но он хочет не дешевые консервы, а вкусную, полезную и доступную еду. Именно поэтому спрос на продуктовые товары всегда высок. Обратите внимание на то, что таким образом довольный, отдохнувший клиент будет открытие принимать предложения и идти на уступки.
Стремление к безопасности
Когда человек сыт, здоров, обогрет, возникает другая необходимость – чувствовать себя в безопасности. Второй уровень пирамиды показывает целый ряд желаний, которые возникают у потребителя: защитить себя и свою семью, иметь крышу над головой, избавиться от страха угрозы жизни. И большинство этих желаний выливается в покупку дома, его обустройство, а также страхование жизни. Отсюда рождаются услуги страхования и продажи недвижимости. Однако важно учитывать, что никто не будет набрасываться на первое попавшееся предложение. Важно не только понять интересы и нужды клиента, но и правильно их преподнести. Продажа недвижимости – серьезная сделка. Вряд ли кто-то откликнется на предложение от риелтора у входа в метро. Необходимо обеспечить гарантии потребителям и вызвать доверие. Это проще всего сделать в официальном салоне страховых услуг или офисе.
Желание принадлежности и любви
Любовная сфера оказывает значительное влияние на современного потребителя. Если раньше влюбленные пары довольствовались букетом цветов с бабушкиной клумбы, сегодня знаком любви служит швейцарский шоколад, мишка Тедди или кольцо с камнем. Однако подобные предметы интересуют человека только если два предыдущих уровня (физиология и безопасность) удовлетворены в полной мере. Одинокий человек не станет покупать у вас мягкие игрушки. Разведенного вряд ли заинтересует кольцо с бриллиантом. Для того чтобы предлагать подобные товары, важно изучить своего клиента, знать его семейный статус и желания, только так можно отыскать людей, заинтересованных в покупке.
Признание и почитание
Устроившись в комфортабельном доме со своей второй половинкой, человек начинает задумываться, чего еще не хватает в жизни? Ответом приходит четвертая ступень пирамиды – желание утвердиться. Даже при наличии хорошо оплачиваемой работы человек часто чувствует собственную неполноценность. Желание в почтении и уважении естественно для всех отраслей жизни: работа, дом, социальные связи. Использовав эту потребность при общении с человеком, можно быстро привлечь его внимание, внушить доверие и, следовательно, расположить к покупке продукта. Чтобы установить прочные доверительные узы, важно выбирать людей, в поведении которых проскальзывает неуверенность и молчаливость.
Потребность в познании и понимании
Редко удается продать покупателю книгу по биологии, если его не интересует собственной развитие. Почему так случается? Чаще всего потому, что потребности человека более низких уровней являются неудовлетворенными и угнетают его. Согласитесь, когда желудок урчит, а дома неоплаченные счета мирно пылятся на тумбочке, мысли о развитии творческих способностей посещают очень редко. Конечно, бывают исключения. Бедные художники, творящие свои шедевры в полной нищете. Но таких людей крайне мало, а вероятность того, что вам попадется человек-исключение еще меньше. Поэтому, прежде всего, перед тем, как предлагать товары из высоких уровней пирамиды, необходимо оценить покупателя, понять, на каком уровне потребностей он находится и сможет ли его заинтересовать именно этот, а не другой продукт. В данном случае, поможет диалог, ориентированный на определение желаний.
Эстетическая потребность
Не зря сам Маслоу потребность в красоте относит к высшим уровням пирамиды. Оно не является основным, без посещения музея и любованиями шедеврами художественных произведений, человек вполне может прожить долгую, счастливую и вполне богатую жизнь, но существуют случаи, когда восполнение эстетической нужды остро необходимо. Прежде всего, это относится к людям, которые добились определенных высот и утолили все остальные уровни. Им не хватает полноты и красочности жизни, следовательно, они ищут эту красоту в окружении. Продукты из высших уровней пирамиды редко пользуются огромным спросом и требуют поиска определенной касты клиентов. Вполне логично, что работника завода из отдаленного поселка вряд ли заинтересует картина Дали или произведения Брэдбери, поэтому 60 % успеха продажи такого товара будет зависеть от выбора подходящего потребителя и только остальные 40 % – от вашего подхода.
Потребность в самоактуализации
Предметы для творчества, книги, аксессуары для духовных практик и спорта – все это, несомненно, важные части современной жизни, но важны они далеко не всем и не для всех. Это связано с тем, что человеку нужно еще добраться о верхней духовной ступени потребностей, а это удается не всегда. Речь идет не только о материальных проблемах и физиологическом неудовлетворении. Некоторые люди не могу влиться в социум, найти друзей, другие – страдают от одиночества. Чтобы реализовывать товары из высоких уровней, необходимо умение распознать нужного клиента, понять его желания, настроение, природу. Часто в этом помогает даже простой взгляд со стороны, ведь творческих людей вполне можно распознать в толпе по характерным признакам.
Применение пирамиды Маслоу в маркетинге
Пирамида Маслоу используется в различных сферах, но в маркетинге и торговле она занимает особое место. Многие экономисты активно применяют ее в чистом или усовершенствованном виде для определений потребностей потребителей. Правильное применение теории Маслоу позволяет понять цели, желания, нужды и мотивации покупателя, которые оказывают решающее влияние на покупательскую способность.
Ценность пирамиды в маркетинге позволяет:
- понять и оценить страхи человека для предложения конкретной услуги/товара;
- определить актуальность рынка и подстроить под них свой бизнес;
- установить доверительную связь с потребителем;
- определить, на каком уровне находится человек и какой товар ему нужен;
- выработать долгосрочные отношения с покупателем;
- сэкономить ресурсы на исследование мотивации людей и их нужды;
- составить характеристику потребителя для вашего предложения.
Таким образом, научившись использовать теорию, вы сможете определить не только в какую сторону выстраивать производство, но и каких клиентов оно будет привлекать.
Применение пирамиды Маслоу в жизни
Знание потребностей окружающих и своих собственных позволяет человеку понять природу поведения людей, определить собственные ценности в жизни. Необязательно быть психологом или маркетологом для того, чтобы применять принципы Маслоу, ведь они являются ценными и для обычной жизни. С помощью пирамиды можно сопоставить, какой уровень вашей жизни полностью удовлетворен, а на каком имеются пробоины. Большинство не отличается тонким познанием в психологии, поэтому часто проблемы чужих людей для них понятнее своих собственных. Теория Маслоу, хоть и не является идеальной формулой, но все же помогает понять, чего не хватает вашей жизни для полноты, понять глубинные переживания и страхи, которые и рождают недовольство.
Применение пирамиды Маслоу при построении карьеры
Концепция желаний Маслоу нашла широкое применение в карьерной стезе. Возможно, сейчас вам не совсем понятно, как пирамида глобальных человеческих нужд может помочь в карьере, но со временем, изучая все больше, вы откроете ее универсальность. При поиске работы пирамида поможет разобраться:
- в каком направлении двигаться;
- какая отрасль и должность вам больше всего подойдет;
- какой оклад и условия необходимы вам для продуктивной работы;
- какое место в вашей жизни занимает карьера.
Кроме того, практическое применение иерархии желаний является очень ценным для руководителей. Зная желания и нужды работников их проще мотивировать, улучшив при этом продуктивность производства.
Преимущества и недостатки
Несмотря на многие более полные и усовершенствованные схемы мотивации, пирамида Маслоу пока остается единым прототипом человеческих нужд. Широкая популярность концепции раскрывается в ее достоинствах:
- краткое и емкое объяснение желаний человека;
- простота и лаконичность поданной информации;
- понятная структура;
- помощь в расстановке целей и приоритетов в жизни;
- лучшее понимание поведения и стремления людей.
Однако, как и все в нашей жизни, теория имеет и обратную сторону медали. Главным ее недостатком является устаревшие приоритеты. Не забываем, что пирамида была разработана более 50 лет назад, когда жизнь существенно отличалась. Современные условия предоставляют людям больше комфорта, следовательно, они меньше нуждаются в удовлетворении базовых нужд. Кроме того, всегда найдутся исключения и с течением времени таких «особенных» людей, не подпадающих по Маслоуские стандарты, становится все больше. Сложно предугадать, на каком уровне находится человек, ведь еда и комфорт для него вообще могут быть не самыми приоритетными желаниями в жизни.
Спорные моменты относительно построения пирамиды
В целом все кажется предельно точным и понятным. У человека есть определенные нужды, они располагаются в определенной последовательности – от низкой до высокой. Однако не все так гладко, как кажется, ведь люди – не манекены. Их нельзя всех расположить в одном ряду.
Один человек, увлеченный любимым делом, может обойтись без еды. Другой – будет чувствовать себя некомфортно, даже пропустив легкий ланч. Для одного целью всей жизни является мировая слава и признание, другому вполне хватит комплимента друзей и похвалы начальства. Следовательно, в структуре пирамиды имеются плеши. Она не такая устойчивая, как кажется, и под влиянием обстоятельств может перевернуться с ног на голову. Критике маркетологов также подвергается заключение Маслоу о невозможности перехода на высший уровень без удовлетворения низшего.
В современном развитом обществе наличие еды, питья и крыши над головой заставляется задуматься о семье. Некоторые люди и так комфортно себя чувствуют, им это попросту не нужно. Многие женщины не хотят иметь детей, многие мужчины не стремятся завести большую семью. Времена изменились, общество изменилось, а вместе с ним и его потребности. Пирамида может послужить отличной базой, но в таком случае ее всегда нужно подстраивать под временные рамки и потребности социума.
Критика
Многие маркетологи до сих пор критикуют теорию, указывая на ее субъективность и наличие множества исключений. Как бы ни хотелось иметь под рукой всегда рабочую и проверенную схему мотивации и поиска клиентов, таковой, к сожалению, нет. И пирамида Маслоу не является исключением из правила. Действительно, когда Маслоу настаивает на невозможности появления желаний из высоких уровней (признание, самоактуализация, самовыражение), подкрепляя недостатками низких (голод, жажда и т. д.), он описывает общие понятия, которые для современной жизни редко не применимы. Мировая война закончилась, семьи не страдают от смертельного голода, у каждого есть крыша над головой. Современный человек, не испытывающий острых физиологических нужд, вполне может забыть о завтраке и обеде, если будет увлечен чем-то интересным. Именно поэтому сегодня данная теория теряет свою актуальность, поскольку появляется все большее число людей, не подходящих под ее каноны.
Применение пирамиды Маслоу в практике управления предприятием
Теория, разработанная А. Маслоу применима не только по отношению к покупателям, но и к сотрудникам, ведь им тоже необходима мотивация. «Довольный работник – продуктивный работник», – так гласит аксиома успешного производства. А чтобы работник был доволен, необходимо, в первую очередь, удовлетворение желаний из первых двух ступеней пирамиды: физиология и безопасность.
Большинство руководителей полагает, что заработная плата является движущим механизмом коллектива, но это не всегда верно. В большинстве случаев нематериальные ценности и желания гораздо важнее для работников, чем повышение рабочей ставки. В конце концов, лишь единицы захотят работать 20 часов сутки без отдыха и обеда за удвоенное жалование. С другой стороны, работник, обеспеченный едой и питьем, надлежащим отдыхом, комфортными условиями работы и имеющий хорошие связи с коллегами, обладает мотивацией к работе, а, если при этом у него еще и налажена семейная жизнь и имеется трехкомнатная квартира в пригороде – мы получаем удовлетворенного, продуктивного работника.
Поэтому, если вы хотите собрать коллектив продуктивных работников, мотивированных и нацеленных на улучшение качества производства, вашей первоначальной задачей является обеспечить им оптимальные условия работы, то есть – удовлетворение первых трех ступеней пирамиды Маслоу.
Альтернативная версия пирамиды Маслоу
Несмотря на универсальность и ценность указанной теории для маркетинга и экономики, она постепенно теряет свою актуальность, не потому что устарела, а потому что время меняется, люди быстро развиваться и требуют нового подхода.
На смену традиционной пирамиде уже пришли другие схожие теории:
- теория мотивации Альдерфера;
- классификация потребностей по П. В. Симонову;
- психотехнический подход к мотивации Г. Мюнстерберга;
- мотивационная теория подкрепления.
Можно привести еще десятки примеров, но все они, так или иначе, являются обновленными, расширенными версиями описанной концепции. Что лучше, проверенная годами и практикой теория Абрахама Маслоу или ее поздние версии – решать вам.
получитебесплатно
Как мыслят предприниматели: мнения ученых
Прогноз бюджета
Эффективные способы продаж
Рентабельность и маржа: есть ли разница
Как анализировать предпочтения потребителей
API | Категории масел
Текущая и предыдущая Категории услуг API сведены в удобные таблицы. Владельцы транспортных средств должны обратиться к руководствам по эксплуатации, прежде чем обращаться к этим таблицам. Масла могут иметь более одного уровня эффективности. Для автомобильных бензиновых двигателей последняя категория обслуживания моторного масла включает эксплуатационные свойства каждой предыдущей категории. Если руководство по эксплуатации автомобиля требует масла API SN, масло API SP обеспечит полную защиту. Для дизельных двигателей последняя категория обычно, но не всегда, включает характеристики более ранней категории.
API FA-4 и FA-4 Donut определяют некоторые масла XW-30, специально разработанные для использования в некоторых высокоскоростных четырехтактных дизельных двигателях, разработанных в соответствии со стандартами выбросов парниковых газов (ПГ) для автомобилей 2017 модельного года. Масла API FA-4 не являются взаимозаменяемыми или обратно совместимыми с маслами API CK-4, CJ-4, CI-4 PLUS, CI-4 и CH-4. Обратитесь к рекомендациям производителя двигателя, чтобы определить, подходят ли для использования масла API FA-4.
- ILSAC
- Бензин
- Дизель C Категории
- Дизель F Категория
Стандарт ILSAC для моторных масел для легковых автомобилей
Текущие и предыдущие стандарты ILSAC перечислены здесь. Владельцы транспортных средств должны обратиться к руководствам по эксплуатации, прежде чем обращаться к этим таблицам. Масла могут иметь более одного уровня эффективности.
Для автомобильных бензиновых двигателей последний стандарт ILSAC включает рабочие характеристики каждой предыдущей категории и может использоваться для обслуживания старых двигателей, для которых были рекомендованы масла более ранней категории.
Имя | Статус | Служба |
ГФ-6А | Текущий | Представлен в мае 2020 года и предназначен для защиты от низкоскоростного предварительного зажигания (LSPI), защиты от износа цепи привода ГРМ, улучшенной защиты от высокотемпературных отложений на поршнях и турбонагнетателях, более строгого контроля образования шлама и нагара, улучшения экономии топлива, улучшения контроля выбросов. система защиты и защиты двигателей, работающих на этанолсодержащем топливе до Е85. |
ГФ-6Б | Текущий | Применяется только к маслам с классом вязкости SAE 0W-16. Представлен в мае 2020 года и предназначен для защиты от низкоскоростного предварительного зажигания (LSPI), защиты от износа цепи ГРМ, защиты от высокотемпературных отложений на поршнях и турбонагнетателях, строгого контроля образования шлама и лака, улучшения экономии топлива, защиты и защиты системы контроля выбросов. двигателей, работающих на этанолсодержащих топливах до Е85. |
ГФ-5 | Устарело* | Используйте GF-6A там, где рекомендуется GF-5. |
ГФ-4 | Устарело | Используйте GF-5 там, где рекомендуется GF-4. |
ГФ-3 | Устарело | Используйте GF-5 там, где рекомендуется GF-3. |
ГФ-2 | Устарело | Используйте GF-5 там, где рекомендуется GF-2. |
ГФ-1 | Устарело | Используйте GF-5 там, где рекомендуется GF-1. |
*Устарело с 1 мая 2021 г.
Бензиновые двигатели
Текущая и предыдущая Категории обслуживания API перечислены здесь. Владельцы транспортных средств должны обратиться к руководствам по эксплуатации, прежде чем обращаться к этим таблицам. Масла могут иметь более одного уровня эффективности.
Для автомобильных бензиновых двигателей последняя сервисная категория API включает рабочие характеристики каждой предыдущей категории и может использоваться для обслуживания старых двигателей, для которых были рекомендованы масла более ранней категории.
Примечание. Буквы «SI», «SK» и «SO» были исключены из последовательности буквенных обозначений категорий услуг API из-за их общей связи с другими организациями или системами.
Категория | Статус | Служба |
СП | Текущий | Представлен в мае 2020 года и предназначен для обеспечения защиты от низкоскоростного предварительного зажигания (LSPI), защиты от износа цепи привода ГРМ, улучшенной защиты от высокотемпературных отложений на поршнях и турбокомпрессорах, а также более строгого контроля образования шлама и нагара. API SP с ресурсосбережением соответствует ILSAC GF-6A, сочетая характеристики API SP с улучшенной экономией топлива, защитой системы контроля выбросов и защитой двигателей, работающих на этанолсодержащем топливе до E85. |
Серийный номер | Текущий | Для автомобильных двигателей 2020 года и старше |
СМ | Текущий | Для автомобильных двигателей 2010 года и старше. |
СЛ | Текущий | Для автомобильных двигателей 2004 года и старше. |
СЖ | Текущий | Для автомобильных двигателей 2001 года и старше. |
Ш | Устарело | ОСТОРОЖНО : Не подходит для использования в большинстве бензиновых автомобильных двигателей, выпущенных после 1996 года. Может не обеспечивать адекватная защита от накопления отложений в двигателе, окисления или износа. |
СГ | Устарело | ОСТОРОЖНО : Не подходит для использования в большинстве бензиновых автомобильных двигателей, выпущенных после 1993 года. Может не обеспечивать адекватная защита от накопления отложений в двигателе, окисления или износа. |
СФ | Устарело | ОСТОРОЖНО : Не подходит для использования в большинстве бензиновых автомобильных двигателей, выпущенных после 1988. Может не предоставлять надлежащая защита от образования нагара в двигателе. |
SE | Устарело | ОСТОРОЖНО : Не подходит для использования в большинстве бензиновых автомобильных двигателей, выпущенных после 1979 года. |
SD | Устарело | ОСТОРОЖНО : Не подходит для использования в большинстве бензиновых автомобильных двигателей, выпущенных после 1971. Использование в более современных двигатели могут привести к неудовлетворительной работе или повреждению оборудования. |
СК | Устарело | ОСТОРОЖНО : Не подходит для использования в большинстве бензиновых автомобильных двигателей, выпущенных после 1967 года. Используйте в более современных двигатели могут привести к неудовлетворительной работе или повреждению оборудования. |
СБ | Устарело | ОСТОРОЖНО : Не подходит для использования в большинстве бензиновых автомобильных двигателей, выпущенных после 1951 года. Используйте в более современных
двигатели могут привести к неудовлетворительной работе или повреждению оборудования. |
СА | Устарело | ОСТОРОЖНО : Не содержит добавок. Не подходит для использования в большинстве бензиновых автомобильных двигателей, выпущенных после 1930. Использование в современных двигателях может привести к неудовлетворительной работе или повреждению оборудования. |
Дизельные двигатели
(Следуйте рекомендациям производителя вашего автомобиля по уровням эффективности масла)
Категория | Статус | Служба |
СК-4 | Текущий | API Service Category CK-4 описывает масла для использования в высокоскоростных четырехтактных дизельных двигателях, разработанных в соответствии с требованиями 2017 года. стандарты выбросов выхлопных газов для шоссейных автомобилей и внедорожных транспортных средств Tier 4, а также для дизельных двигателей предыдущего модельного года. двигатели. Эти масла разработаны для использования во всех областях применения с дизельным топливом с содержанием серы до 500 частей на миллион. (0,05% по массе). Однако использование этих масел с содержанием серы в топливе более 15 частей на миллион (0,0015% по весу) может повлиять на долговечность системы нейтрализации отработавших газов и/или интервал замены масла. Эти масла особенно эффективны в борьбе с выбросами долговечность системы контроля при использовании сажевых фильтров и других передовых систем доочистки. Масла API СК-4 предназначены для обеспечения повышенной защиты от окисления масла, потери вязкости из-за сдвига и аэрации масла, а также защита от отравления катализатора, блокировки сажевого фильтра, износа двигателя, поршневых отложений, деградации низко- и высокотемпературные свойства и увеличение вязкости, связанное с сажей. Масла API CK-4 превосходят критерии эффективности API CJ-4, CI-4 с CI-4 PLUS, CI-4 и CH-4 и могут эффективно смазывать двигатели, требующие этих категорий обслуживания API. При использовании масла CK-4 с топливом с содержанием серы более 15 частей на миллион проконсультируйтесь с производителем двигателя относительно рекомендаций по интервалам обслуживания. |
CJ-4 | Текущий | Для высокоскоростных четырехтактных дизельных двигателей, разработанных в соответствии с требованиями 2010 модельного года для шоссейных дорог и Tier 4 для бездорожья. нормы выбросов выхлопных газов, а также для дизельных двигателей предыдущего модельного года. Эти масла разработаны для использования во всех применения с дизельным топливом с содержанием серы до 500 частей на миллион (0,05% по массе). Однако применение этих масел топливо с содержанием серы более 15 частей на миллион (0,0015% по весу) может повлиять на долговечность системы дополнительной обработки выхлопных газов и / или интервал замены. Масла API CJ-4 превосходят критерии эффективности API CI-4 с CI-4 PLUS, CI-4, CH-4, CG-4 и CF-4 и может эффективно смазывать двигатели, запрашивающие эти категории услуг API. При использовании масла CJ-4 с содержанием выше 15 частей на миллион сернистого топлива, проконсультируйтесь с изготовителем двигателя относительно интервала обслуживания. |
ДИ-4 | Текущий | Представлен в 2002 году. Для высокоскоростных четырехтактных двигателей, разработанных в соответствии со стандартами 2004 года по выбросам выхлопных газов. в 2002 году. Масла CI-4 разработаны для обеспечения долговечности двигателя, в котором используется система рециркуляции отработавших газов (EGR). предназначен для работы с дизельными топливами с содержанием серы до 0,5% вес. Может использоваться вместо CD, CE, CF-4, Масла CG-4 и CH-4. Некоторые масла CI-4 также могут претендовать на обозначение CI-4 PLUS. |
Ч-4 | Текущий | Представлено в 1998 году. Для высокоскоростных четырехтактных двигателей, разработанных в соответствии со стандартами токсичности отработавших газов 1998 года. масла СН-4 специально составлены для использования с дизельным топливом с содержанием серы до 0,5% по массе. Можно использовать на месте масел CD, CE, CF-4, CG-4. |
КГ-4 | Устарело | ОСТОРОЖНО : Не подходит для использования в большинстве дизельных автомобильных двигателей, выпущенных после 2009 года. |
CF-4 | Устарело | ОСТОРОЖНО : Не подходит для использования в большинстве дизельных автомобильных двигателей, выпущенных после 2009 года. |
CF-2 | Устарело | ОСТОРОЖНО : Не подходит для использования в большинстве дизельных автомобильных двигателей, выпущенных после 2009 г.. Двигатели с двухтактным циклом могут иметь другие требования к смазке, чем четырехтактные двигатели, поэтому производитель должен связаться для текущих рекомендаций по смазке. |
ЦФ | Устарело | ОСТОРОЖНО : Не подходит для использования в большинстве дизельных автомобильных двигателей, выпущенных после 2009 года. Более поздние масла категории «С». обычно подходят или предпочтительны для дизельных автомобильных двигателей, для которых указаны масла «CF». Старшая оборудование и/или двухтактные дизельные двигатели, особенно те, которые требуют моносортных продуктов, могут однако требуется масло категории «CF». |
СЕ | Устарело | ОСТОРОЖНО : Не подходит для использования в большинстве дизельных автомобильных двигателей, выпущенных после 1994 года. |
CD-II | Устарело | ОСТОРОЖНО : Не подходит для использования в большинстве дизельных автомобильных двигателей, выпущенных после 1994 года. |
CD | Устарело | ОСТОРОЖНО : Не подходит для использования в большинстве дизельных автомобильных двигателей, выпущенных после 1994 года. |
СС | Устарело | ВНИМАНИЕ : Не подходит для использования в большинстве дизельных двигателей, выпущенных после 1990 года. |
СВ | Устарело | ОСТОРОЖНО : Не подходит для использования в большинстве дизельных двигателей, построенных после 1961. |
СА | Устарело | ОСТОРОЖНО : Не подходит для использования в большинстве дизельных двигателей, выпущенных после 1959 года. |
Дизельные двигатели
(Следуйте рекомендациям производителя вашего автомобиля по уровням эффективности масла)
Категория | Статус | Служба |
ФА-4 | Текущий | API Service Category FA-4 описывает некоторые масла XW-30, специально разработанные для использования в некоторых высокоскоростных четырехтактных двигателях. циклические дизельные двигатели, разработанные в соответствии со стандартами выбросов парниковых газов (ПГ) для автомобилей 2017 модельного года. Эти Масла разработаны для использования в дорожных условиях с содержанием серы в дизельном топливе до 15 частей на миллион (0,0015% по массе). См. рекомендации отдельных производителей двигателей относительно совместимости с маслами API FA-4. Эти масла являются смешивается с высокотемпературным диапазоном вязкости с высоким сдвигом (HTHS) 2,9cP–3,2cP для содействия сокращению выбросов парниковых газов. Эти масла особенно эффективны для поддержания долговечности системы контроля выбросов, когда сажевые фильтры и другие используются передовые системы доочистки. Масла API FA-4 предназначены для обеспечения повышенной защиты от масла. окисление, потеря вязкости из-за сдвига и аэрации масла, а также защита от отравления катализатора, сажевый фильтр блокировка, износ двигателя, поршневые отложения, ухудшение низкотемпературных и высокотемпературных свойств, вязкость, связанная с сажей увеличивать. Масла API FA-4 не являются взаимозаменяемыми или обратно совместимыми с API CK-4, CJ-4, CI-4 с CI-4 PLUS, CI-4, и масла СН-4. Обратитесь к рекомендациям производителя двигателя, чтобы определить, подходят ли для использования масла API FA-4. API ФА-4 масла не рекомендуется использовать с топливом с содержанием серы более 15 частей на миллион. Для топлива с содержанием серы более 15 частей на миллион, см. рекомендации производителя двигателя. |
Классификация работы с маслом
Классификация работы с масломХанну Яаскеляйнен
Это предварительный просмотр статьи, ограниченный некоторым исходным содержанием. Для полного доступа требуется подписка DieselNet.
Пожалуйста, войдите в систему , чтобы просмотреть полную версию этого документа.
- Категории масла API
Abstract : Ряд спецификаций масел был разработан для обеспечения того, чтобы смазочные материалы выполняли все функции смазочного масла, необходимые в современных двигателях. В США система классификации масел API предусматривает простое обозначение моторных масел, чтобы обеспечить правильный выбор типа масла для двигателя. Системы классификации масел также существуют в ЕС и Японии.
- Классификация API
- Категории масла API
- Категория CE
- Категория CF-4
- Категория CG-4
- Категория CH-4
- Категория CI-4
- Категория CJ-4
- Масла CK-4 и FA-4
- Ассортимент масел ACEA
- Японская классификация масел
- Глобальная спецификация характеристик масла для дизельных двигателей
- Технические характеристики производителя
API Oil Service Категории
Система лицензирования и сертификации моторных масел API обеспечивает простое обозначение букв и цифр, что позволяет производителям двигателей и продавцам масел четко предоставлять пользователям информацию, необходимую им для обеспечения выбора надлежащего масла для двигателя. Каждая буква/цифра обозначает категорию обслуживания (например, CI-4), которая связана с серией испытаний, которые масло должно пройти, прежде чем ему будет разрешено носить это обозначение. Серия API «S» описывает стандарты масла в первую очередь для бензиновых двигателей, а серия API «C» описывает стандарты масла для обслуживания дизельных двигателей. Описание сервисного символа API и знака категории можно найти в Руководстве по моторным маслам, опубликованном API 9.0592 [1875] .
В Таблице 1 приведены некоторые категории обслуживания серии API «C» и общие требования к характеристикам, которым должно соответствовать масло. Время от времени производители двигателей могут выдвигать дополнительные требования, если действующая классификация API, отвечающая их потребностям, отсутствует. В таблице 1 также представлена информация о минимальной обратной совместимости конкретных категорий. Хотя масла более новой категории обслуживания обычно обеспечивают обратную совместимость с более старыми категориями обслуживания, они могут быть несовместимы со всеми более старыми категориями. Например, не требуется, чтобы категория обслуживания CI-4 была совместима с категориями обслуживания CF или CF-2. Однако отдельные масла могут быть разработаны для обеспечения дополнительной совместимости с маслами, указанными в таблице 1. К 2012 году все сервисные категории, кроме CH-4, CI-4 и CJ-4, были устаревшими, а новая находилась в стадии разработки. Распространенной причиной устаревания старых категорий является отсутствие оборудования и деталей для проведения некоторых ключевых испытаний двигателя.
Категория | Год введения | Описание двигателя | Обратная совместимость |
---|---|---|---|
CF | 1994 | Предназначено для внедорожных двигателей, использующих топливо с содержанием серы более 0,5%. Обеспечивает управление:
Эта категория услуг была прекращена 30 декабря 2010 г. | CD |
CF-2 | 1994 | Предназначено для двухтактных дизельных двигателей. Обеспечивает управление:
Эта категория услуг была прекращена 31 августа 2009 г. | CD-II Не обязательно соответствует требованиям масел CF или CF-4. |
CF-4 | 1991 | Предназначено для высокоскоростных 4-тактных дорожных дизельных двигателей большой мощности, соответствующих нормам выбросов 1991 года. Обеспечивает управление:
Эта категория услуг была прекращена 30 июня 2008 г. | CD и CE |
CG-4 | 1995 | Предназначено для высокоскоростных 4-тактных дизелей, используемых на дорогах и внедорожных транспортных средствах и использующих топливо с содержанием серы менее 0,5%. Специально для двигателей, соответствующих нормам выбросов 1994 года. Помимо обеспечения контроля параметров, перечисленных для масел CF-4, классификация предусматривает дополнительный контроль:
Эта категория услуг была прекращена 31 августа 2009 г. | CD, CE и CF-4 |
CH-4 | 1998 | Предназначено для высокоскоростных 4-тактных дизелей, соответствующих стандартам выбросов Агентства по охране окружающей среды США 1998 года и использующих топливо с содержанием серы менее 0,5%. Помимо обеспечения контроля параметров, перечисленных для масел CG-4, классификация предусматривает дополнительный контроль:
| CD, CE, CF-4 и CG-4 |
CI-4 | 2002 | Предназначено для высокоскоростных 4-тактных дизельных двигателей, отвечающих требованиям Агентства по охране окружающей среды США 2004 года по выбросам загрязняющих веществ, введенным в действие в 2002 году. Разработано для обеспечения долговечности двигателя, в котором используется рециркуляция отработавших газов. Предназначен для использования с топливом с содержанием серы менее 0,5%. Помимо обеспечения контроля параметров, перечисленных для масел СН-4, классификация предусматривает дополнительный контроль:
| CD, CE, CF-4, CG-4 и CH-4 |
CI-4 Plus | 2004 | Удовлетворяет всем требованиям CI-4, но включает повышенную устойчивость к загущению масла из-за сажи и повышенную устойчивость к сдвигу. | CD, CE, CF-4, CG-4 и CH-4 |
CJ-4 | 2006 | Предназначено для высокоскоростных 4-тактных дизельных двигателей, отвечающих требованиям Агентства по охране окружающей среды США 2007 года по выбросам на шоссе. Помимо обеспечения контроля параметров, перечисленных для масел CI-4, классификация предусматривает дополнительный контроль:
| CI-4 и CI-4 Plus |
CK-4 | 2017 | Предназначено для высокоскоростных 4-тактных дизельных двигателей, отвечающих требованиям Агентства по охране окружающей среды США 2007 года по выбросам на шоссе. |