Тактильные экспонаты в залах музея — Музей изобразительных искусств Республики Карелия
Опыт музея
Музей изобразительных искусств Республики Карелия уже более 10 лет ведет активную деятельность по созданию доступной среды и развитию инклюзивных программ. Музей имеет возможность принимать посетителей с ограниченными возможностями здоровья. Для этого создана безбарьерная среда и работают программы, проводятся экскурсии, мастер-классы. Цель этих программ — открыть двери музея для всех посетителей, сделать его более доступным, интересным, понятным и комфортным.
Планомерная работа ведется сотрудниками по обеспечению доступности музея для посетителей с нарушениями зрения. Они сталкиваются с трудностями во время осмотра экспозиции художественного музея, поэтому испытывают необходимость в дополнительных тактильных методических материалах. Музейные занятия с использованием тактильных материалов выполняют важные дидактические функции, позволяя лучше усвоить изучаемый материал, наполняют его образным содержанием, являются иллюстративным материалом.
Предметы для тактильного осмотра в экспозиции музея
Раздел Древнерусского искусства: выполненные в иконописной мастерской доски – основа будущей иконы, пигменты для создания темперных красок, ступка для измельчения минералов и природных красителей, большая лупа и очки, необходимые для работы реставратора и пр.
Раздел Народного и декоративно-прикладного искусства Карелии: деревянная прялка, веретёна, берестяные изделия, интерпретации карельских полотенец с различными видами вышивки, элементы традиционных женских и мужских костюмов и пр.
Раздел Русского искусства: предметы и инструменты, необходимые для работы живописца — этюдник, холсты, кисти, мастихины, краски в тюбиках и пр.
Всё чаще на временных выставках появляются интерактивные зоны, в которых подобраны предметы, выполняющие роль дополнительного иллюстративного материала: природные материалы, дидактические игры, конструкторы, книги и пр.
Когда к визуальному ряду добавляются тактильные материалы, это помогает лучше и быстрее усваивать и понимать тему выставки и расширять кругозор.Для более глубокого восприятия памятников и произведений изобразительного искусства для людей с нарушениями зрения появляется потребность приобретать и изготавливать дополнительные пособия.
Рельефно-графические пособия
Первые тифлографические изображения памятников архитектуры, образов святых появились в залах Древнерусского искусства Карелии в рамках проекта «33 Николы от Холмогор до Колы» в 2012. Это рельефно-графические пособия для изучения слабовидящими посетителями. Они выполняют роль иллюстративного материала и помогают в знакомстве с экспозицией, позволяют лучше усвоить материал выставки и наполнить его образным содержанием. Подобные пособия изготовливаются из легкого материала, позволяющего получать разноуровневый рельеф, что является важным фактором формирования пространственных представлений. Материал позволяет выполнить четкий контур, передать характерные особенности и детали изучаемого объекта.
Рельефно-графические пособия в основном производят для образовательных учреждений, целью которых, в первую очередь, является наглядное представление информации. Они предшественники тактильных моделей, которые все чаще появляются в залах современных музеев.
Тактильные копии музейных произведений
В 2020 году Музей стал победителем конкурса на создание тактильных копий музейных экспонатов Благотворительный фонд Алишера Усманова «Искусство, наука и спорт», который проходил в рамках программы поддержки людей с нарушением зрения «Особый взгляд».
В ближайшее время в музее появятся современные тактильные копии музейных экспонатов, которые изготавливают в мастерской тактильных макетов Михаила и Ольги Шу (г. Москва). Об опыте и профессионализме этих мастеров говорит уже то, что их тактильные модели используются в ГМИИ им. Пушкина, музее современного искусства «Гараж», музеях Московского Кремля, в Эрмитаже и пр.
Музей изобразительных искусств Карелии планирует ввести тактильные копии в постоянную экспозицию с начала 2021 года, сделав музейные коллекции доступными для всех посетителей. В экспозиции будут представлены тактильные копии картин «Феодосия. Восход солнца» Ивана Айвазовского, «Портрет великого князя Павла Петровича мальчиком» неизвестного художника, «Александр I на набережной Невы» Григория Чернецова, «Портрет жены» Иосифа Браза и иконы XV века «Богоматерь Одигитрия Смоленская».
Выбор произведений был не случаен. Все они входят в состав постоянной экспозиции, а значит, доступны зрителям постоянно. Разделы русского и древнерусского искусства, из которых выбраны произведения, наиболее востребованы посетителями. Были выбраны наиболее знакомые и понятные жанры живописи: портрет (мужской и женский), пейзаж (морской и городской), а также наиболее узнаваемый для посетителей образ святого. Кроме того, такой выбор произведений дает возможность проводить целый цикл занятий для людей с нарушениями зрения для наиболее полного знакомства с постоянной экспозицией музея.
Со слов руководителя мастерской тактильных макетов Ольги Шу: «Цель использования тактильной модели — рассказать о языке художника, сохранив баланс между понятностью и эстетическим наполнением. В тактильной модели сохраняются композиция, рисунок, ракурсы, перспектива. Кроме того, музей — публичное пространство, поэтому модель испытывает на себе совершенно иную нагрузку, чем пособия для незрячих людей в библиотеках и интернатах. Модель должна выдерживать большой поток посетителей, в том числе зрячих. Она должна никого не поранить и не сломаться сама, должна легко очищаться. При этом должна не испортить собой экспозицию зала, вписаться в пространство. И быть понятной и приятной на ощупь».
Тактильные копии по мотивам живописных произведений музея станут полноправной частью экспозиции, делая музей доступным и давая каждому посетителю возможность ощутить живопись и прикоснуться к прекрасному!
- Создание тактильной копии на основе произведения из коллекции Музея
- И. Браз «Жена художника». Работа из коллекции Музея ИЗО РК
Тифлокомментирование
Существует два основных инструмента для того, чтобы рассказать человеку с нарушениями зрения об объекте искусства. Это тифлокомментирование* и тактильная модель (адаптированная модель объекта,приспособленная для тактильного осмотра). Они взаимно дополняют друг друга. Поэтому теперь в музее есть и профессиональный тифлокомментатор, который прошел обучение по
Тифлокомментирование — это новая социальная услуга, которая помогает людям с нарушениями зрения наравне с другими людьми принимать участие в общественной и культурной жизни, получать доступ к кино, театру, произведениям искусства в доступных форматах. В ближайшее время в планах музея создание тифлокомментария к живописным произведениям, по которым изготавливаются тактильные копии.
Шаг за шагом мы создаём доступное культурное пространство в Музее изобразительных искусств Карелии. Конечно, еще много предстоит сделать, но уже сейчас у гостей с особыми потребностями, для которых важна каждая деталь, есть возможность чуть больше приоткрыть дверь в мир изобразительного искусства!
* Тифлокомментирование — лаконичное описание предмета, пространства или действия, которые непонятны слабовидящему без специальных словесных пояснений. Тифлокомментарий — это целевая информация, специально подготовленная для слабовидящих для замещения (или дополнения) визуальной информации, которую воспринимает зрячий и которая недоступна или малодоступна слепым слабовидящим.
Секреты мастерства: виды тактильных книг и распространенные ошибки / «Особый взгляд»
Прослушать публикациюТифлокомментарий: цветной коллаж. На синем фоне — две раскрытые тактильные книги с аппликациями на тему природы. Это коричневый пень из фетра с заплатками-окошками, разноцветные цветы и гнездо с яйцами.
Портал «Особый взгляд» подготовил серию материалов о тактильных книгах. Их автор — заведующая издательским отделом Санкт-Петербургской государственной специальной центральной библиотеки для слепых и слабовидящих (СПб ГСЦБС), специалист в области тифлографики, тифлокомментатор высшей категории Виктория Сперанская.
В предыдущих материалах мы рассказывали о том, чем тактильные книги могут быть полезны детям с нарушением зрения, как правильно их читать, а также о том, что должен знать дизайнер и как сделать тактильную иллюстрацию полезной и безопасной.
Сегодня мы поговорим о том, какие виды тактильных книг популярны в других странах, а также разберем распространенные ошибки при создании иллюстраций.
«Как это происходит»
Фото: книга «Как это происходит» из коллекции библиотеки School for the Blind Perkins (США)
Тифлокомментарий: цветная фотография. На коричневом столе лежит раскрытая тактильная книга со светлыми страницами. В центре страницы расположен красный цветок, на нем лежит металлическое кольцо на длинном шнурке. Сверху написано слово «вокруг» на английском языке.
Тактильные книги бывают разные. Иногда — совсем простые, при их изготовлении используются легко узнаваемые предметы. Например, возьмем книгу «Как это происходит» из коллекции библиотеки School for the Blind Perkins (США).
В этом издании все просто: есть главный предмет, который на каждой странице выглядит одинаково и размещен по центру. И есть металлическое кольцо на длинном шнурке, привязанное к книге (такая конструкция использована, чтобы кольцо не потерялось во время работы с книгой). На каждой странице написано задание, сформулированное одним словом: сверху, снизу, вокруг и т. д. То есть кольцо нужно соотнести с предметом на странице так, как сказано в задании.
На первый взгляд все очевидно, но подобные книги выполняют роль наглядного пособия для отработки навыков. Они полезны для детей с дислексией и ограниченными возможностями здоровья.
Тифлокомментарий: цветной коллаж. На синем фоне две фотографии раскрытых тактильных книг, подписанные цифрами 1 и 2. На цветных мягких страницах первой книги закреплены игрушечные пластмассовые тарелка и ложка. На втором фото — аппликация в виде гнезда с яйцами.
На изображении выше — книга из коллекции библиотеки Celia (Финляндия) (изображение 1). Она рассказывает ребенку о предметах быта, которыми он ежедневно пользуется. Мы видим ложку, пластиковую тарелку и другие вещи. Такие книги помогают ориентироваться в пространстве, учат интерпретировать изображение, рассказывать о своем дне, помогают развивать тактильные навыки и моторику.
Если вы хотите создать похожее издание, то нужно выбирать одну тему и подбирать понятные предметы, выдерживать масштаб и соблюдать контрастность. Важно продумать крепление предметов к странице. Если предметы съемные, то конструкция должна быть максимально простой и удобной для ребенка.
Представьте себя на его месте. Вы берете книгу, на странице которой расположен карман с липучкой, а в нем лежит, например, маленький мячик. Карман и мячик должны быть оптимальных размеров, чтобы достать и убрать игрушку можно было легко и без дополнительных усилий. Всегда тестируйте книги перед тем, как дать ребенку.
Идем дальше: на иллюстрации № 2 книга с изображением гнезда, в котором лежат три белых яйца. Это издание уже сложнее по ассоциативному ряду, так как не у каждого ребенка есть тактильный опыт в обследовании реального предмета. Поэтому такая книга труднее воспринимается и предполагает подробный рассказ по теме.
Задумка хорошая, прекрасно подобран материал, правильно сохранены пропорции и контрастность. Но есть и недочеты. Например, форма яиц. Они сшиты из гладкого материала, но набиты мягким вкладышем, поэтому при креплении к странице форма предметов искажается.
Если у ребенка есть представление и тактильный опыт, то такое изображение может вызвать вопросы. Есть и еще один нюанс — цветы. С какой целью дизайнер изобразил их на странице? Возможно, изображение показалось ему слишком простым, захотелось его приукрасить. Или дизайнер хотел изобразить поляну?
Мы не можем знать его задумку, но точно можем сказать: цветы на странице лишние. Они не несут смысловой нагрузки, а лишь мешаю тактильному чтению. Проектируя иллюстрацию, всегда уделяйте внимание главному предмету и не создавайте на странице «тактильный шум».
По ссылке можно найти много оригинальных идей по дизайну тактильных книг. Не бойтесь их заимствовать. Мы делаем общее дело: чем больше будет тактильных книг, тем ярче станет мир незрячего ребенка. Ищите новые темы и варианты их воплощения, создавайте новые конструкции и экспериментируйте.
Конкурс T&T
Тифлокомментарий: цветной коллаж. Фото победителей конкурса T&T в Бельгии в 2019 году. Четыре женщины средних лет в повседневной одежде стоят на светлом фоне, держат в руках тактильные книги, улыбаются. В правом нижнем углу коллажа небольшое фото с изображением тактильной книги. На красной фигурной коробке стоят разноцветные звери из картона.
Существует отдельный интернет-портал, который объединяет издателей тактильных книг и содержит много полезной информации. Он доступен по ссылке. Его создал одноименный фонд, который более 20 лет проводит конкурс Typhlo & Tactus (T&T), направленный на популяризацию тактильной книги как специального вида издания.
Члены фонда обмениваются опытом и практическими достижениями, организуют семинары и конференции, участвуют в выставках и книжных ярмарках как на национальном, так и на международном уровне. Конкурс проходит раз в два года под эгидой ICEVI (Международный совет по образованию людей с нарушениями зрения) и открыт для всех стран.
Можно заметить, что тактильные книги в мировой практике имеют тираж и доступность, то есть их можно заказывать и приобретать. В нашей стране тактильная книга — уникальный продукт, который не имеет тиража и доступен лишь в библиотеках и социальных учреждениях.
Возможно, в ближайшие годы ситуация изменится, но главное, чтобы при тиражировании не пострадало качество изданий.
Отмечу, что в последнее время появилась тенденция: когда создают книги для людей без нарушения зрения, делают вставку с тактильными элементами и позиционируют издание, как книгу для незрячих читателей. Так делать нельзя.
Вариации на тему
Есть методика изготовления специальной литературы, есть правила и ГОСТы, которыми нельзя пренебрегать. Об этом важно помнить! В качестве примера приведу несколько иллюстраций.
На изображении ниже — развороты трех книг с разноцветными иллюстрациями. В каждой использован цветной печатный рисунок на ткани, который не несет никакой информации для человека, который его не видит. Там же обилие цветных плоскостных изображений, многоуровневое расположение съемных нетактильных деталей и т. д.
Тифлокомментарий: цветной коллаж. На голубом фоне три фотографии разворотов тактильных книг с печатными рисунками на ткани. На первом развороте: фигурка зайчика на шнурке на тропинке. Рядом — девять квадратов с разными геометрическими формами. На втором развороте: грядка с овощами, вставленными в кармашки, и цыпленок, купающийся в пруду. На третьем развороте: барашек пасется у дома с деревянным забором, справа — поляна с лесными обитателями: белочкой, зайчиком и ежиком.
Все это не работает, когда речь идет о книге для незрячего читателя.
Сейчас изготовление тактильных книг стало популярным направлением. В интернете можно найти предложения заказать и купить тактильную книгу. Но часто такие книги не несут пользы и могут даже навредить незрячему ребенку. Подобные издания очень напоминают детские иллюстрации в плоскопечатных книгах. Да, они выполнены из разных материалов, но — без соблюдения правил и требований к созданию тактильных книг.
Для примера рассмотрим одну из них.
Тифлокомментарий: цветной коллаж. На синем фоне расположены три фотографии под номерами 3, 4 и 5. На всех— тактильные книги. На первой — аппликация из фетра: пень на лесной поляне и букет цветов. На второй — книга «Путешествие серого мышонка». На титульной странице лежит небольшая игрушечная мышь. Аппликации из фетра в третьей книге — это фрукты разных цветов, состоящие из двух половинок.
Мы видим яркую иллюстрацию (изображение 3), на которой изображены поляна, цветы, небо и большой пень. Все изготовлено из фетра. Уже сам материал говорит о том, что определить предметы будет сложно, так как он не предполагает разные виды тактильности.
На пне сделаны заплатки-окошки, открыв которые ребенок может увидеть насекомых, живущих в нем. Вроде бы все хорошо: интересная задумка, есть игровой аспект. Но страница перегружена и не читается на ощупь.
Как это можно исправить? Лучше всего сделать пень единственным предметом на странице. Еще лучше, если бы он стоял на уровне травы, тогда можно было бы понять его высоту и объем. Корни должны уходить в стороны, а не вниз, тогда они не будут мешать восприятию формы предмета.
Идея с окошками — отличная, но насекомых нужно изготовить более натурально и не из фетра. Хотя и пень из фетра тоже вызывает массу вопросов, ведь у любого ребенка есть понимание того, как выглядит дерево, есть представление о его коре и ее структуре: она твердая, жесткая, шершавая, неровная, теплая и т. д.
Теперь посмотрим на элементы, которые дизайнер ввел для насыщения иллюстрации: цветы, листья, облако, ветка. Все это вместе создает информационный шум. Кроме того, предметы не читаются тактильно.
Съемные конструкции
При создании тактильных книг часто прибегают к приему съемной конструкции. Например, главный персонаж книги может быть выполнен в технике мягкой игрушки (изображение 4 на коллаже выше) и путешествовать со страницы на страницу. Такой прием хорошо применять к сказкам и дидактическим материалам. Это очень нравится детям — с персонажем можно поиграть, а также составить множество разных интерпретаций.
Разборные конструкции можно делать для того, чтобы изучить форму предмета, его частей, таких понятий, как целое, половина и т. д. На коллаже выше вы видите фотографию книги «Фрукты» (изображение 5). Фрукт сначала изображен целиком, а затем разбирается на дольки. Дизайнер не только отразил форму фруктов, но также акцентировал внимание на форме листочков, которые характерны для каждого из них. Это довольно простая книга, в лаконичном исполнении и с хорошей познавательной функцией.
Тифлокомментарий: цветной коллаж. На синем фоне две фотографии (номер 6 и 7) с примерами тактильных книг. На развороте первой книги — иллюстрации к сказке «Репка», на второй— тактильное изображение православной церкви.
Вот пример из другой книги — сказка «Репка» (изображение 6). Мы видим героя — дедушку, выполненного в половину объема в технике аппликации, рядом с ним — съемную репку, выполненную в полный объем. На первый взгляд все довольно красиво и понятно, хорошая техника исполнения, детально показан костюм персонажа.
Обратите внимание на то, как изображен уровень земли. Он разрезает фигуру деда пополам, а это ошибка.
Всегда помните о том, что перспектива в иллюстрациях для незрячих читателей не используется, а каждое изображение должно быть свободно от фона и сторонних предметов, чтобы его можно было читать тактильно.
Нет перспективе
Давайте рассмотрим еще несколько примеров. На изображении выше — иллюстрация из тактильной книги, посвященной архитектурным памятникам (фотография 7). Мы видим церковь простой конструкции с одним луковичным куполом, украшенным крестом. Здание прямоугольное в плане, справа — крыльцо, слева — небольшая пристройка с отдельным входом.
Иллюстрация выполнена из деревянных палочек, что передает тактильное ощущение сруба. Крыша сделана из картона и окрашена в зеленый цвет. Купол выполнен из золотой фольги. Фон нейтральный, материалы подобраны правильно, контраст соблюден.
Все прекрасно, но есть одно но. Автор внес в изображение перспективу, вероятно, он взял за основу фотографию и перенес ее контуры в тактильную аппликацию. Так делать нельзя. Почему? Посмотрите на крыльцо, пристройку, уровень крыши и т. д. Их нельзя отделить друг от друга. Даже по уровню земли форма здания неуловима, она имеет ломаную линию, которая не позволяет незрячему человеку понять конструкцию. Если бы автор упростил изображение, показал его четко, без перспективы, то такая тактильная иллюстрация была бы понятнее.
Подведем итоги
Не бойтесь перерабатывать и упрощать при работе над тактильной книгой, идите от простого к сложному. Всегда помните о форме, структуре, а уже потом — о дополнительных деталях. Всегда тестируйте свою иллюстрацию и не забывайте о простых правилах:
- Лучше меньше, но достовернее.
- Знание особенностей восприятия — основа основ.
- Узнаваемость форм и объектов — залог успеха.
Читайте также:
Часть 1. Чем тактильные книги полезны детям с нарушением зрения
Часть 2. Как читать тактильные книги
Часть 3. Что должен знать дизайнер
Часть 4. Как сделать тактильную иллюстрацию полезной и безопасной
Кто мы | Технология сенсорного экрана
Эксперты по сенсорному экрану | ||
ИСТОРИЯ В 2001 году тактильные технологии прояснили наши интенсивные почва: мы будем предпочтительным поставщиком сенсорных экранов для местных предприятий, нуждающихся в профессиональном сенсорном оборудовании для любого приложения. В последние годы мы успешно диверсифицировались в области Auto ID и платежных технологий. В 2018 году мы открыли наш европейский офис в Бельгии, а в 2019 годумы создали представительство в Тайване. | ||
Люди, которые полностью представляют, защищают и развивают наш бренд Этот дух сослужил нам хорошую службу за последние 18 лет. Наш ориентированный на человека подход проявляется не только в отношениях с ценными клиентами, но и с нашими сотрудниками и партнерами. | ||
Культура Чтобы преуспеть в сети Tactile Technologies, вы должны в первую очередь проявить правильное отношение. Мы ожидаем сильного желания продолжать учиться и врожденного стремления делать все возможное для наших клиентов. | ||
Фонд Фонд нашего бизнеса закрепится в общедоступном понимании, что мы не только для того, чтобы отказаться от коробок, а скорее для руководства и обучения наших клиентов в как наши технологии могут принести огромную пользу бизнесу при правильном использовании. Мы партнеры во всем, и мы партнеры в долгосрочной перспективе. | ||
Наш портфель продуктов соответствует требованиям клиентов . Мы предлагаем портативные устройства, мониторы с сенсорным экраном, планшеты, сканеры штрих-кодов и устройства, а также платежные терминалы. Наши продукты используются на различных рынках, таких как розничная торговля, игры, гостиничный бизнес, логистика, медицина, правительство, промышленность и другие. Мы не занимаемся перевозкой коробок, мы здесь для того, чтобы делиться своими знаниями и идеями и помогать вам эффективно развертывать свои решения. | ||
Наши сотрудники | ||
Наши бренды Мы продолжаем добавлять новые бренды в наш портфель; бренды, которые позволяют нам предлагать нашим клиентам выбор, производительность, надежность и непрерывность. Наша гарантия заключается в том, что мы работаем только с хорошо зарекомендовавшими себя производителями, занимающими лидирующие позиции в своих отраслях. Мы не любим сюрпризов, и вы тоже этого не понимаете. | ||
Расширьте возможности своего бизнеса
Благодаря технологии сенсорного экрана
Компания Tactile Technologies является ключевым игроком на рынке сенсорных экранов и сканеров штрих-кодов в странах Африки к югу от Сахары. Мы обладаем обширными знаниями о продуктах в области технологий печати, сканирования, оплаты и сенсорного управления, и наша цель — создать дистрибьюторские сети для брендов в регионе. Мы также можем выступать в качестве представителя и предоставлять профессиональные услуги, необходимые вашей компании.
Рестораны
Сенсорные мониторы и портативные устройства лежат в основе работы современного ресторана, от приема заказов до оплаты, обеспечивая скорость и эффективность, а также сводя к минимуму количество ошибок. Наши продукты с сенсорным экраном, способные выдерживать суровые условия ресторана, облегчают связь между всеми помещениями любого ресторана.
Медицина
Когда речь идет о медицинском обслуживании, быстрый и точный доступ к данным имеет важное значение. Наши мониторы и планшеты медицинского класса позволяют врачам, медсестрам и другим специалистам в области здравоохранения получать доступ и регистрировать данные (заметки, историю болезни, фотографии, результаты лабораторных исследований и т. д.) о любом пациенте. Тщательная конструкция этих устройств предотвращает скопление бактерий и риск распространения инфекции.
Супермаркеты
Благодаря нашим сенсорным мониторам и сканерам штрих-кода сотрудники супермаркетов могут быстро и эффективно обслуживать покупателей. Tactile Technologies также создает на заказ киоски самообслуживания, которые обеспечивают «бесконечный опыт прохода», органично сочетая онлайн-предложения и предложения в магазине, а также позволяя клиентам взаимодействовать с вашим брендом и / или получать выгоду от программ лояльности.
Игры
Заядлые игроки и посетители казино возлагают большие надежды на качество дисплея и реакцию на прикосновения, поэтому Tactile Technologies предлагает самые авторитетные бренды интерактивных сенсорных экранов. Эти сенсорные мониторы и дисплеи с цифровыми вывесками идеально подходят для индустрии игр и казино, обеспечивая исключительную четкость и цветопередачу изображения и отображая дразнящий контент.
Банки
Ассортимент широкоформатных цифровых вывесок Tactile Technologies можно использовать в качестве послов бренда, чтобы развлекать клиентов интересным контентом, пока они ждут разговора с кассиром, и отображать информацию об очередях. Мы также изготавливаем на заказ киоски самообслуживания с сенсорным экраном, которые позволяют клиентам выполнять определенные задачи самостоятельно, тем самым упрощая обслуживание и снижая нагрузку на персонал.
Служба поддержки клиентов
Ищете ли вы привлекательный способ донести свои маркетинговые сообщения и специальные предложения до своих клиентов или сложную систему самообслуживания, которая позволяет им взаимодействовать с вашим брендом, искать информацию, и делать заказы и покупки, у Tactile Technologies есть мониторы с сенсорным экраном и соответствующее оборудование для удовлетворения ваших потребностей в обслуживании клиентов, независимо от отрасли.
тактильный – определение и значение
- Дайте определение
- Связать
- Список
- Обсудить
- См.
- Услышать
- и Любовь
Определения
из Словаря английского языка American Heritage®, 5-е издание.
- прилагательное Относящийся, вовлекающий или воспринимаемый осязанием.
- прилагательное Характеризуется или передает иллюзию осязаемости.
из словаря века.
- В художественная критика , отмечая качество твердости в природе, которое в совершенстве воспринимается только осязанием и которое лучше представлено некоторыми живописцами, чем другими. «Тактильный» в этом смысле является переводом немецкого taktisch , использованного Риглом в 1893 году.
- Относящиеся к осязанию.
- Адаптированные или используемые для осязания или прикосновения; осязательный: так, усы кошки составляют осязательных органов; ухо мыши или крыло летучей мыши — это очень тактильная поверхность.
- Произведенные или состоящие в прикосновении; произведенные или вызванные физическим контактом.
из версии GNU Collaborative International Dictionary of English.
- прилагательное Относящийся к органам или чувствам осязания; воспринимающий или воспринимаемый на ощупь; можно потрогать
- прилагательное чувство (Physiol. ), чувство осязания или чувство давления. См. Прикосновение.
из Викисловаря, Creative Commons Attribution/Share-Alike License.
- прилагательное Материальный; воспринимаемый на ощупь.
- прилагательное Используется для чувства.
- прилагательное Осязание или относящееся к осязанию.
из WordNet 3.0 Copyright 2006 Принстонского университета. Все права защищены.
- прилагательное вызывающее ощущение прикосновения
- прилагательное относящееся к осязанию или происходящее от него
Etymologies
из Словаря английского языка American Heritage®, 4-е издание
[от латинского tāctilis , от tāctus , причастие прошедшего времени от tangere , прикасаться; см. tact.]
из Викисловаря, Creative Commons Attribution/Share-Alike License
От французского tactile , от латинского tactilis («то, что можно потрогать, осязаемый»), от tangere («прикоснуться» ).
Опора
Помогите поддержать Wordnik (и сделайте эту страницу свободной от рекламы), приняв слово тактильный.
Примеры
У тебя полностью отсутствуют тактильные чувства, потому что ничто не может проникнуть в твои стальные нервы?
Нация супергероев: как писать романы и комиксы о супергероях » Проблемные сверхспособности и как заставить их работать
Отпечатки, как и их сюжеты, аналоговые, тактильный , то есть отличный от набора битов и байтов.
Итан Рассел: Музыка, слова и фотография: длинная и извилистая дорога
Отпечатки, как и их сюжеты, аналоговые, тактильные , то есть отличные от набора битов и байтов.
Итан Рассел: Музыка, слова и фотография: длинная и извилистая дорога
Если вы хотите получить максимальную отдачу от тактильного , это должно быть на дороге, где люди могут увидеть его, услышать, поговорить с ним и тому подобное.
Mike Ragogna: Riot Fests & Bloody Wars: Conversations with Less Than Jake and Christopher King, Plus Exclusive Video KT Tunstall Pt. 2
Если вы хотите получить максимальную отдачу от тактильного , это должно быть на дороге, где люди могут увидеть его, услышать, поговорить с ним и тому подобное.
Майк Рагонья: Riot Fests & Bloody Wars: Беседы с Less Than Jake и Christopher King, плюс эксклюзивное видео KT Tunstall Pt. 2
Отпечатки, как и их сюжеты, аналоговые, тактильные , то есть отличные от набора битов и байтов.
Итан Рассел: Музыка, слова и фотография: длинная и извилистая дорога
Отпечатки, как и их сюжеты, аналоговые, тактильные , то есть отличные от набора битов и байтов.
Итан Рассел: Музыка, слова и фотография: длинная и извилистая дорога
Отпечатки, как и их сюжеты, аналоговые, тактильные , то есть отличные от набора битов и байтов.