Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Тактильное средство общения: 3. Тактильные средства — Невербальное общение

3. Тактильные средства — Невербальное общение

К ним относятся объятия, рукопожатия, похлопывания по плечу или спине, прикосновения, поцелуи.

Объятия. По характеру объятий, их силе, длительности определяют значение выражаемых человеком чувств. Закадычные друзья, находившиеся в долгой разлуке, при встрече чуть ли не душат друг друга в крепких объятиях. Влюбленные задерживаются в нежных объятиях продолжительное время. Объятия между дальними родственниками, в зависимости от поддерживаемых ранее контактов, могут быть как сдержанными, холодными, так и пылкими. Между близкими людьми они носят мягкий задушевный смысл. На соревнованиях по борьбе, например, участники коротко обнимаются и расходятся. Такое средство невербального общения как объятия чаще встречаются у представителей сильной половины человечества, между женщинами они встречаются немного реже. Сейчас можно на улицах увидеть двух девчонок-подростков, бегущих друг к другу с распростертыми объятиями.

В этом возрасте частота подобных контактов, как между мальчиками, так и между девочками носит экспрессивный характер, когда хочется выплеснуть наружу избыток радости, восторга и восхищения встречей. Если вы видите однополые пары, медленно прохаживающиеся по тротуару в сплетенных объятиях, это невольно может навести на мысль о нетрадиционной ориентации.


Рукопожатия. Рукопожатия, как одно из средств невербального общения, тоже различаются по способу их совершения, силе и длительности. Крепкое, энергичное потряхивание руки собеседника вкупе с радостным восклицанием говорит об искренности партнера, его желании продолжить беседу. Обхват руки своими в виде «перчатки» также говорит о дружелюбии. Но если вам протягивают неживую руку, словно дохлую рыбу, с вами не хотят контактировать. Холодная рука в пожатии может сигнализировать о том, что ее владелец либо замерз, либо сильно волнуется. О нервном переживании говорят запотевшие ладони. Рука, оказывающаяся ладонью вниз в пожатии, свидетельствует о желании доминировать над другим человеком.

Если наоборот, повернута ладонью вверх – ее обладатель бессознательно признает себя подчиненным собеседнику. 


Похлопывания по спине или плечу. Похлопывания по спине или плечу в основном характерно для мужчин. Эти невербальные жесты часто интерпретируются как проявление дружеского расположения, участия или ободрения. Их можно увидеть практически во всех возрастных категориях. Похлопывание как бы демонстрирует мужскую силу и готовность его обладателя прийти на помощь. Кстати, не следует путать этот жест с применяемым в медицинской практике. По спине хлопают новорожденного ребенка, чтобы тот закричал и расправил легкие, сзади хлопают подавившегося человека. Похлопывание является разновидностью приемов в массажной практике. То есть, от текущей ситуации зависит конкретное значение данного жеста.


Прикосновения. Прикосновения широко встречаются в мире невербального общения. В учебной деятельности оно помогает остановить расшалившегося озорника, в случае с глухим человеком – обратить на себя его внимание, во врачебной практике с помощью данного жеста диагностируют состояние здоровья, техника массажа построена на совокупности способов прикосновения к телу, в интимной сфере между супругами они служат прелюдией к соединению. Различного характера прикосновения являются индикатором невысказанных чувств партнера. Они могут быть нежными, ласковыми, легкими, сильными, грубыми, ранящими и т.д. 


Поцелуи. Поцелуи, как разновидность тактильного жеста, широко применяется во всех аспектах жизни человека. По отношению к конкретному объекту меняется характер поцелуев. Мать целует ребенка нежно и с любовью, между любящими людьми они могут варьировать от легкого прикосновения губ до страстного поцелуя. Здесь мы отметим, что поцелуи могут быть как искренними проявлениями чувств, так и формальными, холодными, традиционными. Целуют при встрече и на прощание, целуют во время рождения. 


Учимся понимать невербальные средства общения

Невербальные средства общения важный элемент коммуникации людей. Каждый день, разговаривая с родными, друзьями, коллегами по работе мы задействуем основные техники передачи информации и экстралингвистические средства общения. Невербальные средства общения представляют собой язык тела и жестов, который помогает выразить мысли и чувства без использования устной речи.

Язык тела и жестов в отличие от других речевых средств обладает уникальным свойством передачи информации подсознанием. На его долю приходится до 80% передачи информации собеседнику. Невербальные средства общения нужны для того чтобы узнать мысли и намерения человека. Для этого достаточно приглядеться к манере говорить и жестикулировать.

Научится понимать невербальные средства общения на практике необходимо по двум причинам:

  • Устная речь человека передает только конкретные знания. Для выражения эмоционального состояния этого мало. Поэтому психологическое состояние человека, испытываемые эмоции и чувства передаются только при помощи невербального общения.
  • В разговорной коммуникации отсутствует способность к владению собой. Невербальное общение помогает узнать мысли и чувства собеседника, за счет спонтанной бессознательной реакции подсознания.

Контроль над произнесенными словами, наигранная мимика не даст полноценного результата для скрытия информации.

Выдать себя человек может случайно, потеряв контроль над интонацией, звучанием голоса или используя неправильные жесты. Люди доверяют невербальным средствам общения, потому что они поддаются контролю меньше разговорной речи.

Благодаря многочисленным психологическим исследованиям появилась классификация невербальных средств общения:

  • Пространственные средства – это движение собеседника в пространстве, его размещение относительно других людей и объектов, соблюдение дистанции и ориентация.
  • Визуальные средства – взгляд человека, его направление и длительность.
  • Тактильные средства – к ним относится тактильный контакт, прикосновение рукой, поцелуй, толчок.
  • Экспрессивно – выразительные средства – это может быть мимика, жесты, движение тела и другие техники жестовой коммуникации.

В невербальном общении существует понятие просодика и экстралингвистика. Просодические средства помогают создать образ собеседника, его манеру разговаривать, проявлять чувства и другие элементы индивидуальности.

Понятие просодических элементов коммуникации включает в себя ритмическо — интонационную часть разговорной речи, высоту, тон и ударение.

Понятие экстралингвистики представляет собой использование пауз в разговорной речи и других физиологических уловок: смех, плач, вздох. Просодические и экстралингвистические науки изучают речевой поток, дополняют разговор, выражая психологическое и эмоциональное состояние человека.

Содержание

  • Функции невербальных средств общения
  • Характеристика невербальных средств общения
  • Невербальные средства повышения делового статуса

Функции невербальных средств общения

Большинство людей уделяют невербальным средствам коммуникации недостаточно внимания. При разговоре отношение к собеседнику складывается на интуитивном уровне, поэтому во время разговора может появиться дискомфорт или чувство тревоги. Некоторые люди расценивают это как интуицию, хотя на самом деле такие сигналы нам посылает мозг, когда наблюдает не соответствие произносимой речи с жестами.

Невербальные коммуникации бывают осознанными и бессознательными. Осознанные контролируются человеком, бессознательные нет. Давно известно, что соврать может язык, но не тело, поэтому психологи и психоаналитики обращают внимание на бессознательные движения при работе с пациентами. Невербальные средства общения играют важную роль в жизни человека, выполняя основные функции коммуникации.

Язык тела и жестов выполняет следующие функции:

  • Помогают понять свое или чужое поведение, являются ориентиром в социальной жизни человека.
  • Являются средством выражения психического состояния человека.
  • Необходимы для взаимодействия между людьми, выражения отношения друг к другу, помогая решить и истолковать бытовые или деловые ситуации.
  • Помогает придать эмоциональную окраску разговору, усилить эффект от произнесенной речи.
  • Является показателем статуса человека, показывает его роль в обществе.
  • Выполняют функции по созданию психологического портрета и образа собеседника.

Характеристика невербальных средств общения

Во время общения с людьми необходимо обращать внимание на следующие элементы и техники невербальной коммуникации:

  • Жесты.

Язык жестов является самым старым методом общения людей и представляет собой движение рук и головы. Жесты могут быть произвольными и непроизвольными. К произвольным относится сознательное движение рук, а к непроизвольным – рефлекторные или врожденные. Эти жесты выполняют функции замены или дополнения разговорной речи или подчеркивают сказанное собеседнику.

Одни и те же жесты отличаются по смыслу в зависимости от культуры. Желание донести информацию как можно быстрее, а также повышенное эмоциональное состояние человека ведет к активной жестикуляции при разговоре. Жестикуляция может быть:

  • Описательной — жесты обретают смысл только во время взаимодействия речи и движения.
  • Модальной – дают оценку и выражают отношение к происходящим событиям. Это одобряющие жесты, доверительные или протестующие.
  • Коммуникативной – суда относятся жесты, используемые при приветствии, прощание, для обращения внимания окружающих, для отрицания чего-либо.

Примеры жестов на практике

  • Касание уха во время разговора – означает не желание слушать собеседника, такое поведение может, быть следствием скуки или не согласием со сказанным.
  • Приоткрытый рот – трактуется как сдерживание мыслей, когда человеку есть что сказать, но он не знает, стоит ли это делать.
  • Если собеседнику некомфортно, он испытывает эмоциональное напряжение при общении или разговору по телефону, он трогает шею, одежду, крутит в руке мелкие предметы, кольца на руке.
  • Мимика.

Мимика в невербальной коммуникации используется для передачи чувств и представляет движение лицевых мышц. Проводимые тесты на практике показали, что отсутствие эмоций на лице во время разговора ведет к потере 15% произносимой информации. Главную мимическую роль выполняют губы и брови человека. Для выражения гнева, отвращения, радости, страха, печали, удивления мышцы лица действуют слаженно и целостно.

  • Визуальные средства коммуникации.

Визуальные взаимодействия между людьми играют важную роль во время передачи информации. Взгляд помогает заострить внимание на говорящем человеке. Во время разговора люди смотрят в глаза друг другу в среднем от 10 секунд. Меньшее количество времени расценивается как неуважение и вызов. При разговоре слушающий человек смотрит на собеседника дольше, чем говорящий. Взгляд связан с формированием мыслей при передаче информации, когда мысль формируется человек не смотрит на собеседника, когда он знает, что хочет сказать он обращает на него внимание.

Визуальный контакт делится на следующие категории, он может быть:

  • Социальным – фокусировка взгляда колеблется в области глаз и рта.
  • Деловым – во время деловой встречи, проводя доклад, или выступление перед публикой, говорящий смотрит на лоб собеседника, проявляя тем самым к нему уважение и внимание.
  • Интимным – собеседник смотрит в глаза или ниже лица.

Лицо человека передает самое точное психологическое состояние, даже на фото. Но оно не настолько достоверно, потому что поддается контролю со стороны человека. С его помощью легче обмануть собеседника, изобразив необходимую гамму чувств.

  • Тактильные средства.

Тактильные средства общения включают в себя понятие науки такесики. Она изучает прикосновения во время разговора. Тактильные средства необходимы для нормального общения людей и определяются такими факторами, как статус, возраст, пол, уровень доверия людей.

Неправильное частое применение тактильных средств ведет к конфликтным ситуациям между людьми и враждебному настрою.

  • Поза.

Позой называется положение тела человека. Существует множество поз, которые показывают отношение людей к окружающим. Замечено, что высокие по должности лица занимают более раскованную позу. Принятая поза трактуется в зависимости от ее смыслового содержания. Она говорит о закрытости человека или готовности вести диалог.

Перекрещенные руки говорят о нежелании близко подпускать собеседника. Общаясь с человеком, принявшим такую позу, следует говорить кратко и по делу. Закрытое расположение рук свидетельствует о преграде, которую они символизируют при разговоре. Это не доверительная поза, вывести из нее получится предложением взять что-либо в руки или поддержать.

Доверительной и дружелюбной считается поза с не перекрещенными руками и ногами. У внимательного собеседника корпус тела направлен на говорящего, руки свободны и не сжаты в кулаки. Заинтересованный разговором человек постепенно приближается или наклоняется в сторону разговора, если желания слушать нет, то наоборот, откидывается назад, отстраняется. Надежным способом привлечь к себе внимания считается повторение жестов, поз собеседника.

Невербальные средства повышения делового статуса

Окружающая обстановка между людьми играет роль фона во время разговора. Деловой статус можно повысить с помощью специально подобранного интерьера. Для руководителя фирмы офис является его вторым лицом. Обстановка на рабочем месте способна показать надежность фирмы и ее успешность.

Невербальные средства повышения делового статуса включают в себя кабинет руководителя или оборудование в офисе. Следует тщательно следить за «внешним видом» офиса, так как отсутствие порядка и присутствие неряшливости на рабочем месте вызовет недоверие клиентов и посетителей.

Разработаны специальные правила, позволяющие повысить деловой статус:

  • Рабочее место необходимо содержать в чистоте и порядке, на столе недопустимо присутствие лишних предметов и раскиданных бумаг.
  • Обеденный перерыв проводят в специально отведенном для этого месте. Поедание пищи за рабочим столом выглядит некрасиво, если и существует в этом необходимость обедают в отсутствие других людей.
  • Пить кофе или чай на работе лучше из стеклянной посуды, а не из пластиковых стаканчиков.
  • Не заставляйте кабинет лишними вещами, это выглядит безвкусно и только захламляет помещение.
  • Посмотрите на рабочее место со стороны посетителя, убедитесь, что у вас в офисе приятно находиться.

Правильно подобранное офисное оборудование способно значительно повысить деловой статус. Чем больше кресло начальника, тем выше он кажется в глазах подчиненных. Оно должно быть хорошего качества и высокой спинкой. Стулья рабочих или посетителей, наоборот, поменьше. Не следует хранить цветы в своем кабинете, пусть они стоят в приемной. Также среди невербальных уловок повышения статуса считаются элементы декора. Они должны иметь нейтральный вид и быть неброскими.

Предыдущая статьяПредыдущаяСледующая статьяСледующая

Коммуникация и язык / Тактильные подходы

  • Тактильные знаки и символы используются глухими/слабослышащими людьми, которые также имеют нарушения зрения.

    Тактильный жест

    При тактильном жесте слепоглухой человек кладет руки на тыльную сторону ладоней подписывающего, чтобы читать знаки посредством прикосновения и движения.

    Pro-Tactile

    Тактильная коммуникация — это форма невербального общения, которая осуществляется через прикосновение. Pro-Tactile использует тактильную коммуникацию для предоставления информации, включая эмоции, разговорную обратную связь и реакцию аудитории, а также информацию об окружающей среде, тактильные классификаторы и тактильное картирование.

    • Pro-Tactile VLOG
    • Протактильная связь

     Отслеживание 

    Отслеживание или отслеживание рук, когда они используются в отношении подписания, происходит, когда человек с тяжелой потерей зрения кладет свою руку(-и) на запястье(-я) подписывающего партнера. Эта техника позволяет человеку использовать кинестетическое чувство, чтобы понять, куда направить свой взгляд, чтобы следовать за рукой подписывающего. Из ориентации или общего положения руки можно получить достаточно информации, чтобы распознать знак, не видя его ясно. (АДАМСЛС)

    Тактильная дактилоскопия

    Ручная дактилоскопия используется для написания каждого слова. Слепоглухой кладет руки на руку подписывающего, чтобы прочитать дактилоскопию.

    Алфавит LORM

    Алфавит LORM представляет собой серию прикосновений и движений в определенных местах на руке слепоглухого человека.

    • Таблица LORM
    • Узнайте о мобильной перчатке LORM

    Печать на ладони (POP)

    При использовании POP указательный палец используется для печати сообщения рукой слепоглухого человека. Это можно использовать, если слепоглухой человек знаком с печатным алфавитом.

     

    Метод Тадома

    Тадома — это метод общения, используемый слепоглухими людьми, при котором слепоглухой человек кладет большой палец на губы говорящего, а остальные — вдоль линии подбородка. Средние три пальца часто ложатся на щеки говорящего, а мизинец улавливает колебания горла говорящего.

    • Видео слепоглухих пользователей Тадомы

    Тактильные символы

    Тактильные символы представляют собой конкретные изображения, разработанные для полностью слепых людей или людей, которые ведут себя так, как если бы они были полностью слепыми, и у которых есть практическая потребность в системе графического языка.

    • Система тактильных символов TSBVI
    • Американская типография: образовательные ресурсы
    • Использование материальных символов для поддержки начинающих коммуникаторов 
    • Системы материальных символов: право на общение для людей с тяжелыми формами инвалидности

    Календари и расписания

    • Календарные системы
    • Система календаря для слепоглухих
    • Позвольте мне проверить мое расписание
    • Серия визуальных расписаний: расписания объектов
    • Использование визуальных расписаний
    • Помощь детям в понимании распорядка и расписания занятий 

    На веб-сайте Paths to Literacy доступна отличная статья о чтении со слепоглухим ребенком: Использование тактильного языка жестов для чтения со слепоглухим ребенком

Тактильный язык жестов | Что такое тактильный язык жестов?

перейти к содержанию

< Вернуться к оглавлению

Тактильный язык жестов — это форма общения, использующая осязание как ключевой способ понимания и понимания, чаще всего используемый слепоглухими.

Тактильный язык жестов определено:

Тактильный язык жестов чаще всего используется слепоглухими людьми, то есть они не могут ни слышать, ни видеть. Вместо традиционных языков жестов (таких как ASL на английском или LSF на французском) человек понимает тактильный язык жестов, используя свои руки, чтобы понять посредством осязания то, что сообщает другой человек.

Тактильный язык жестов возник совсем недавно. В то время как сам язык жестов развивался на протяжении сотен лет, слепоглухим людям часто приходилось жить в изоляции. Примерно в 1970-х годах несколько институтов для глухих и слепых предприняли усилия по созданию формы общения для слепоглухих людей.

Важно отметить, что тактильный язык жестов — это отдельная форма общения, отличная от языков визуальных жестов, таких как ASL или LSF. Кто-то может общаться, используя визуальные языки жестов, сделанные тактильными с помощью метода «рука за рукой», когда человек кладет свои руки поверх рук говорящего, когда он подписывает, чтобы понять, что сообщается. Это чаще всего используется людьми, которые сначала потеряли способность слышать, но научились использовать визуальные жесты до того, как потеряли зрение из-за другого состояния.

Также были разработаны другие методы, такие как отслеживание, когда человек кладет руки на запястья коммуникатора, чтобы визуально почувствовать, как они отслеживают знаки, и тактильная дактилоскопия, когда коммуникатор прослеживает буквы или знаки на ладони слепоглухого человека. Кроме того, жесты на теле используются для общения с людьми, которые родились слепоглухими или имеют умственную отсталость и не могут адекватно освоить тактильные методы с помощью рук.

Поскольку потеря слуха и зрения находятся в спектре, некоторые слепоглухие люди могут общаться другими способами, например, используя брайлер с некоторыми тактильными элементами. Тем не менее, тактильный язык жестов во всех его формах остается основным способом общения слепоглухих людей.

Слепоглухота затрагивает примерно 15 миллионов человек во всем мире, но слепоглухих людей мало.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *