Театр теней – Учительская газета
Театральная деятельность – это одна из форм работы с детьми в детском саду, которые раскрывают и развивают творческие способности ребенка. Такая деятельность способствует более продуктивному усвоению целевых ориентиров, определенных программой. Согласно принципам федерального государственного стандарта реализация образовательной программы должна производиться в формах, специфических для детей, прежде всего «в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка».
Листайте вправо, чтобы увидеть больше изображений
Именно театральная деятельность в большей степени позволяет развить творческие способности ребенка, особенно ребенка младшего дошкольного возраста, для которого игра пока что один из главных видов деятельности.
В театральном творчестве ребенок постоянно вовлекается в бурный поток разнообразной информации из самых разных областей человеческой жизни и окружающего мира, в том числе он получает первоначальные представления о театре и его специфике.
Театрализованная игра – это действия в заданной художественным произведением или заранее оговоренной сюжетом реальности, то есть она может носить репродуктивный характер. Творчество как таковое проявляется в том, что ребенок передает свои чувства в изображаемом действии, художественно передает замысел, варьирует свое поведение в роли, по-своему использует реквизит и предметы – заменители в игре.
Цель нашей работы: развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста через театральную деятельность, а именно с помощью театра теней.
Для реализации поставленной цели выделены задачи:
– создавать условия для развития творческой активности детей младшего дошкольного возраста, участвующих в театрализованной деятельности;
– обучать детей приемам манипуляции в кукольных театрах различных видов и совершенствовать артистические навыки;
– знакомить детей младшего возраста с различными видами театров, в том числе с театром теней;
– развивать у детей интерес к театрально-игровой деятельности.
В детских садах используют разные виды театра: настольный театр, стендовый, наручный, театр живой куклы и театр теней.
Однако театр теней не столь популярен для использования в детских садах, а в тематической литературе крайне мало соответствующей информации. А между тем данный вид театрализованной деятельности, на наш взгляд, очень актуален.
Во-первых, когда ребенок принимает участие в спектаклях и их подготовке, у него развиваются творческие способности, что особенно хорошо помогает тем детям, у которых имеются трудности в общении со сверстниками и взрослыми.
Во-вторых, участие детей в таких театральных постановках и подготовке к ним развивает мелкую моторику пальцев.
В-третьих, дети очень любят заниматься сочинительством, а здесь они являются кукловодами, что дает им прекрасную возможность проявить себя сказочниками, выдумщиками и фантазерами. Более того, театр теней является хорошей профилактикой страха темноты у детей.
И наконец, изготовление театра теней не требует от педагога и родителей существенных денежных затрат или большого количества времени, все атрибуты для создания театра есть под рукой – это то, что зачастую называют «бросовый материал»: обрезки бумаги, фетра, ватные и деревянные палочки, любые имеющиеся в наличии краски/фломастеры, природный материал. Пример такого театра, созданного нами с детьми своими руками из подручных материалов, размещен в приложении.
Дошкольники, особенно младшего возраста, очень любят смотреть спектакли, такой вид подачи информации нагляден, а значит, для них он понятен и доступен, а теневой театр еще и содержит элементы мультипликации. Дети видят на экране знакомых и любимых персонажей: Смешариков, Лунтика, Барбоскиных, Фиксиков и др. Детей неизменно приводит в восторг, что эти персонажи двигаются, разговаривают, обращаются к зрителям, другими словами, оживают.
Условность театра очень близка и понятна детям, они привыкли к ней в своих играх. Именно поэтому они так позитивно включаются в магию происходящего: отвечают на вопросы персонажей и помогают им, предупреждают об опасности, выкрикивают советы, иногда возмущаются, если происходящее кажется им несправедливым. Необычность театрального зрелища захватывает их и переносит в фантастический мир, приносит радость и вызывает непередаваемый восторг.
Однако важно рассматривать театр не только как развлекательное мероприятие, но и транслировать детям через демонстрируемые спектакли и инсценировки примеры дружбы, честности, трудолюбия, доброты, гуманности, бережного отношения к живой и неживой природе, окружающим людям. Именно в раннем возрасте у детей формируются характер, интересы, отношение к окружающему миру, появляются элементарные личностные установки.
Отметим также, что помимо развития творческих способностей театральная деятельность помогает детям приобрести и развить в себе много полезного, а именно:
– театр помогает детям формировать опыт социальных навыков поведения, благодаря тому что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.). Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу:
– театр позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно, от лица какого-либо персонажа.
Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость;– в результате переживаний, возникающих при просмотре спектакля или участии в нем, у ребенка появляются новое эмоциональное отношение к окружающему миру, новые знания и представления, развиваются и тренируются память, мышление, фантазия, появляется выразительность речи и движений, пополняется словарь, активизируется воображение;
– театр также позволяет расширить кругозор детей, ведь в процессе театральных действий они находятся в состоянии постоянных открытий в самых разных областях: музыка, литература, изобразительное искусство, растения, животные, профессии, транспорт и многое другое. Под влиянием положительных эмоций у детей появляется интерес, а благодаря ему все увиденное и услышанное в театре будет с легкостью усваиваться и надолго запоминаться.
Проясним, что же необходимо, чтобы организовать теневой театр в группе детей младшего дошкольного возраста:
- Выбирая материал для театральной инсценировки, педагогу нужно отталкиваться от возрастных возможностей, знаний и умений детей, важно не только грамотно организовать совместную деятельность детей, но и по необходимости осуществить индивидуальный подход к детям, имеющим сложности в общении, речи, движении.
- Готовясь к театральному выступлению, педагогу необходимо провести с детьми подготовительную работу, это могут быть чтение художественной литературы по выбранной тематике, просмотр мультфильмов, презентаций, фото и картинок, тематические беседы, рисование, лепка, а также подбор материалов для создания атрибутов.
- Создание декораций и атрибутов – это самое интересное в процессе подготовки к будущему шедевру, поэтому на данном этапе к работе над декорациями и атрибутами необходимо приобщить детей, наш опыт показал, что они с удовольствием выполняют поручения воспитателя по созданию персонажей, и пусть это были простые задачи, но в итоге при просмотре театральной сценки дети выражали явный восторг от увиденного еще и оттого, что сами были причастны к созданию героев. Материал для создания театра, как уже говорилось, мы использовали бросовый.
- К созданию теневого театра необходимо привлечь и родителей воспитанников, а также их законных представителей. Наш опыт показал, что родители охотно идут навстречу педагогу, и в создании нашего театра теней, который вы можете увидеть в приложении, родители принимали активное участие.
Основываясь на своем опыте, можем рекомендовать для первых театральных постановок с детьми младшего дошкольного возраста самые простые сюжеты, двигаться от простого к сложному. Репертуар необходимо подбирать, исходя из особенностей теневого театра. Это главным образом произведения с разными героями, чьи силуэты хорошо видны и узнаваемы: люди, звери, птицы, деревья.
В заключение отметим, театр теней для детей младшего дошкольного возраста – это не просто деятельность согласно плану, это останется для них ярким воспоминанием, ощущением причастности к театральному действу, а также радостным впечатлением от праздника, проведенного вместе со сверстниками, родителями и педагогами в необычном и волшебном мире театра.
Наталья ГУСАРОВА, воспитатель школы №853
Театр теней как средство развития речи детей | Статья по развитию речи:
Театр теней как средство развития речи детей
В современном мире мы все чаще сталкиваемся с речевыми проблемами у детей. Это может быть связано с неврологическими и другими заболеваниями у детей, отсутствием качественного общения с другими детьми и взрослыми, заменой живого общения гаджетами, эмоциональными стрессами. Не желательным для ребенка является и нахождение в чрезмерно информированной среде, где ребенок сталкивается с большим потоком информации, которая не соответствует возрасту ребенка.
Как же помочь ребенку заговорить? Не для кого ни секрет, что ведущим видом деятельности детей является игра. Через игру ребенок познает мир, учится взаимодействовать с детьми и взрослыми.
Театрализованная деятельность является отличным способом помочь детям с речевыми проблемами, уйдя от скучной монотонной работы, к удивительному миру игр и перевоплощений. Театрализованная деятельность не только поможет развить речь детей, но и сплотить детский коллектив, повысить уверенность и самооценку у детей.
Театрализованная деятельность помогает решить множество задач:
— стимулирует речь, развивает связную речь;
-развивает звуковую культуру речи;
— обогащает словарный запас;
— развивает мышление и воображение;
— развивает мелкую моторику, координацию движений.
Одним из интересных видов театра является театр теней. Театр теней был придуман более 1500 лет назад. Его родиной считается Китай. Традиционный театр теней основан на использовании плоских фигур, которые располагаются между белым экраном и источником света.
Чем же театр теней так привлекает детей? В нем дети видят ожившие и говорящие силуэты знакомых и таинственных персонажей. Необычность зрелища захватывает детей, переносит их в увлекательный и загадочный мир света и тени, где все волшебно и необыкновенно. Дети поддаются сильному эмоциональному воздействию театра теней. Они активно принимают участие в его создании. Изготавливая традиционный театр теней из картона (обводя героев, вырезая их ножницами), дети развивают мелкую моторику, которая способствует развитию речи.
Инсценируя знакомые сказки, дети учатся взаимодействовать друг с другом, развивают связную речь.
Для развития речи, мышления, воображения можно предложить детям придумать героев и сказку самостоятельно. Совместная работа над созданием постановки способствует тесному речевому общению детей. Обычно ролей в спектакле получается меньше, чем желающих участвовать в постановке детей. И тут необходимо обратиться к другим профессиям театра (кассир, осветитель, декоратор и т.д.). Использование дополнительных профессий обогащает словарный запас, развивает связную речь, учит детей взаимодействию, познанию новой информации.
Героев театра теней можно изготовить не только из бумаги и картона, можно использовать любые игрушки. При помощи игрушек можно разыгрывать представления, а также играть в простые игры с тенью, например «Отгадай предмет по тени».
Одним из наиболее простых видов театра теней является проецирование фигур руками на стену.
Данный вид театра теней развивает мелкую и крупную моторику, координацию движений, что благоприятно влияет на общее развитие речи.
Теневой театр можно использовать для развития речевого дыхания, которое необходимо для полноценного развития речи. Для развития речевого дыхания можно использовать следующие упражнения:
— «Задуй свечу» (силуэт свечи прикреплен снизу, а пламя свечи привязано на нити сверху).
— «Бабочки» (бумажные бабочки привязанные на нити).
— «Горячий чай» (силуэт чашки прикреплен снизу, а силуэт пара привязан сверху на нити).
— «Открой солнышко» (бумажные облака свисают вниз на нитях, силуэт солнца прикреплен к ширме).
Одним из наиболее интересных способов создания теневого театра будет работа с собственной тенью. Для это понадобится большая белая ширма или простынь и большой источник света. Таким образом можно разыгрывать спектакли, устраивать концерты и представления, играть в игру «Кто же там спрятался» (отгадать ребенка по его тени). Все это способствует взаимодействию детей между друг другом и со взрослым, развивает воображение, связную речь, обогащает словарный запас.
Участие в театре теней отлично влияет на эмоциональную сферу детей, расширяет кругозор, создает обстановку, требующую постоянного общения друг с другом и взрослым, учит понимать свои чувства и чувства окружающих, управлять ими. Все это способствует развитию творческой личности, умению вести диалог, развивает фантазию, мелкую моторику, память и главное речь.
Стоить вам только один раз показать детям театр теней, и он будет активно использоваться детьми. Дети будут выражать желание быть актерами, делится с вами своими идеями постановок.
FAQ – Papaton Kids
Подходит ли возраст моих детей для игры в Papaton Shadow Theater?
Наш опыт показывает, что набор особенно подходит для детей в возрасте от 3 до 8 лет — им нравится придумывать собственные истории и разыгрывать их. Маленькие дети тоже могут быть очарованы тенями, но им обычно нужны родители, чтобы направлять шоу и разыгрывать разные роли.
Что внутри игрового набора Papaton Shadow Theater?
В коробке 20 точно вырезанных персонажей и 10 реквизитов, которые помогут вам рассказать четыре сказки («Лев и мышь», «Красная шапочка», «Три поросенка» и «Черепаха и заяц») и собственную историю («Однажды История времени), красочная ширма и подставка для телефона. На обратной стороне коробки есть шестиступенчатое руководство по настройке и созданию собственного шоу.
Как создать дома собственный театр теней с помощью набора Papaton Shadow Theater?
Нет ничего проще.
- Загрузите бесплатное приложение Papaton Shadow Theater с помощью QR-кода или через papatonkids.com и установите красочную ширму.
- Выберите персонажей для своей игры.
- Выберите понравившуюся сказку в приложении и положите телефон на подставку.
- Выключите свет, нажмите PLAY в приложении и пусть шоу начнется.
Из чего сделаны персонажи и реквизит?
Герои изготовлены из плотного картона, безопасного для детей любого возраста. Он мягкий, не вызывает порезов и его трудно порвать. Набор сертифицирован Intertek Testing Services как безопасный.
Как узнать, каких персонажей и реквизит выбрать?
В описании к каждой сказке в нашем приложении мы расскажем, какие персонажи и реквизит вам понадобятся для представления. Детям, скорее всего, понадобится ваша помощь, когда они впервые начнут играть, но вскоре они запомнят сказки и смогут сами выбирать персонажей.
Что такое «Однажды в сказке»?
История «Однажды в сказке» — это сказка, которую вы сочиняете вместе со своими детьми. Мы включили набор символов, которые вы можете комбинировать по своему усмотрению. Есть принц, принцесса, верный скакун, маленький дракон, лесной монстр и замок. Останется ли Принцесса с Драконом или сбежит с Принцем? Лесной монстр добрый или злой? Все зависит от вас, и история изменится так, как вы этого хотите.
Зачем мне приложение Papaton Shadow Theater?
Бесплатное приложение Papaton Shadow Theater поможет вам воссоздать дома атмосферу настоящего театра. Вот как это работает: вы запускаете сказку в приложении, и на вашем телефоне включается фонарик. Начинает играть оригинальная музыка, создавая фантастическое настроение, а субтитры появляются автоматически, позволяя вам освободить руки для персонажей.
Нет звука при включении приложения.
Скорее всего, ваш смартфон находится в беззвучном режиме. Пожалуйста, проверьте кнопку на боковой панели телефона.
Сколько стоит приложение?
Приложение бесплатное. Загрузите его на сайте www.papatonkids.com, в App Store/Google Play или отсканируйте QR-код на коробке.
Можно ли играть без приложения?
Да, приложение является дополнением, а не неотъемлемой частью набора. Он был создан, чтобы улучшить ваши впечатления, добавив музыку, написанную специально для театра теней Папатон, сценарии сказок на разных языках и фонарик, который включается автоматически. Если у вас нет под рукой смартфона, вы можете использовать настольную лампу, любую музыку, которая вам нравится (или вообще никакой) и почитать книгу или просто рассказать свою историю.
Я не уверен насчет приложения — обычно я не разрешаю своему ребенку пользоваться устройствами.
Мы пропагандируем здоровое использование смартфонов, и мы получили много похвал за разработку приложения, которое улучшает игровой процесс, не заменяя его.