Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Темперамент личности пути формирования: Понятие характера и темперамента — Logoprofy.ru

Содержание

психолог объяснил, как использовать темперамент и характер для достижения целей

Общество

От природы все люди, действительно, особенные. Эти особенности заложены в психике человека, которая формирует темперамент и характер.

Индивидуальность человека не просто красивое выражение. От природы все люди, действительно, особенные. Эти особенности заложены в психике человека, которая формирует темперамент и характер.

Что же представляют собой эти свойства личности, о которых так часто говорят психологи и советуют принимать во внимание при выборе профессии и жизненного пути? Как использовать знания об особенностях темперамента и характера во благо, для достижения успеха? И как определить свой тип темперамента и доминирующие черты характера и при необходимости скорректировать их? На эти вопросы журналисту ФАН ответила психолог-коуч Мария Рощина.

Что такое темперамент и характер

Наука считает, что в формировании индивидуальных особенностей личности первичную роль играет темперамент. Именно его называют «биологическим фундаментом», на котором строятся личностные черты: устойчивость эмоций, впечатлительность, энергичность, приверженность определенному темпу жизни, реакция на внешние факторы.

Темперамент можно считать врожденной склонностью — с течением жизни он не меняется. Он же определяет особенности поведения и реакций человека, независимо от того, какой деятельностью он занят.

Среди свойств темперамента выделяют: реактивность — степень реакции человека на внешний раздражитель, будь то событие или брошенное в его адрес обидное слово; активность — энергичность, которая показывает, насколько интенсивно человек стремится воздействовать на внешний мир; пластичность — способность приспосабливаться к внешним условиям, подчиняться им; ригидность — инертность поведения в той или иной ситуации; эмоциональную возбудимость — силу эмоциональной реакции и скорость ее возникновения.

На основе этих черт психики строится характер — система особенностей человека, которая показывает или позволяет спрогнозировать его действия и поведение в конкретной ситуации. Говоря о характере, подразумевают совокупность черт, которые заметны в поведении человека больше всего, например: легкомыслие или вдумчивость; смелость или трусость; добросовестность или несерьезность при выполнении работы.

«Характер нужен человеку для того, чтобы выжить в мире и обществе, — комментирует психолог-коуч Мария Рощина. — Одним из частых его проявлений становится героизм. Человек стремится быть героем, и это естественно, так как это приносит удовлетворение. Но так как в повседневной жизни немного возможностей для героизма, людям свойственно создавать такие ситуации. Примером тому — мода, телевидение, религия, поддержка любимой спортивной команды. Приобщаясь к одному из «течений», человек может ощущать себя героем, не совершая ничего героического».

Чем отличается характер от темперамента

Впервые о различиях между людьми, заложенными глубоко в их природе, говорил древнегреческий врач Гиппократ. Еще в V веке до нашей эры он предложил классификацию, которая в легла в основу общепризнанной сегодня типологии темпераментов.

В зависимости от комплекса психических свойств личности выделяют четыре типа темперамента человека. Сангвиник. Для таких людей характерна исключительная активность. Они быстро отзываются на происходящие вокруг события, стремятся к частой смене впечатлений. Постигающие их неудачи преодолевают легко: просто перешагивают и идут дальше. Их жизнь насыщенна, мимика выразительна, в общении они стремятся к лидерству, а их реакция часто зависит от внешних, так называемых ситуативных впечатлений. Флегматик. Для людей с такой психической организацией характерна невозмутимость. Они постоянны во всем, начиная от манеры общения и преобладающего настроения, заканчивая жизненными установками и приоритетами. Они настойчивы, устойчивы к стрессу, не склонны проявлять эмоции, в разговоре сдержанны. Внешние воздействия редко способны вывести флегматиков из себя. Они не склонны откликаться на новые впечатления и трудно сходятся с новыми людьми. Холерик. Энергичность и желание объять необъятное характеризуют людей с этим типом темперамента. Они склонны к бурному выражению эмоций, быстрые и порывистые, их настроение часто меняется, а новому делу они отдаются целиком и с настоящей страстью, при этом нередко быстро остывают и теряют интерес. Внешне отличить холерика можно по стремительным движениям, эмоциональной речи. Меланхолик. Их душевная организация — тонкая и ранимая. Это впечатлительные, глубоко переживающие, склонные к состраданию люди, которые с трудом находят общий язык с коллегами и сверстниками. Общению они предпочитают одиночество, неудачи воспринимают тяжело, долго анализируют, пытаясь определить свои ошибки. На внешние факторы реагируют с учетом прошлого опыта. В поведении спокойны, сдержанны, их речь тихая, приглушенная.

«Люди, склонные к состраданию и самопожертвованию, часто подвергаются травле в обществе, — отметила психолог-коуч Мария Рощина. — Они не дают сдачу, а если испытывают негативные эмоции, показывают их огорчением, плачем. Это становится побуждающим фактором для «садиста». Поэтому в детских коллективах те дети, которые быстрее других начинают плакать, чаще страдают от агрессии окружающих».

Влияние темперамента на характер 

Особенности темперамента с течением жизни не меняются, становясь основой характера. То, что дано человеку природой, определяет основу его поведения, его склонности, вещи, которые даются ему легко и, напротив, тяжело.

Например, живой и общительный сангвиник спокойно находит общий язык с любыми людьми, но при этом ему трудно довести до конца монотонный проект. В этом случае можно говорить о неусидчивости, как о черте характера.

Холерик как человек дела с головой погрузится в интересную ему работу, но от него едва ли можно требовать внимания к близким, то есть заботливости. Флегматику значительно сложнее проявлять инициативность и решительность по сравнению с уверенным в себе сангвиником. А меланхолик склонен к робости и тревожности, которые ему очень сложно преодолеть.

Роль темперамента в характере

Безусловно, люди разных темпераментов могут обладать сходными чертами характера. Но их поведение даже в близких по смыслу ситуациях будет разным. Например, и холерик, и меланхолик могут испытывать подозрительность по отношению к окружающим людям. Но если меланхолик попытается полностью пресечь общение с подозрительным человеком, отгородиться от него, то холерик попробует дать ему шанс, если это необходимо для дела.

Настойчивость тоже проявляется по-разному у людей различных темпераментов. Если флегматик будет медленно, но упорно и методично работать над достижением цели, то холерик попробует действовать энергично, агрессивно, нередко нахально, при необходимости пойдет по головам.

При этом склонность к определенной модели поведения вовсе не означает, что человек не может скорректировать особенности своей личности — как раз наоборот.

Факт. Способность управлять проявлениями темперамента становится показателем социальной зрелости личности. В этом случае выработанная с годами система черт характера, наполненная жизненными устремлениями, подчиняет себе те проявления темперамента, которые мешают в достижении целей.

Типы темперамента и характера в психологии и бизнесе

Кроме классической системы деления темпераментов существует другая, которая нередко используется в бизнесе. С ее помощью можно сформировать команду, которая будет успешно добиваться целей.

«В зависимости от темперамента людям присваивают определенный цвет, — отмечает Мария Рощина. — Исходя из вашего цвета, можно судить о том, какой вид деятельности вам идеально подходит». Желтые. Людей этого цвета называют интересующимися. Они добрые, дружелюбные, заботливые. Для них нередко характерны эпатажность, склонность к творчеству. В коллективе они становятся «солнышком», к которому тянутся все остальные. Синие. Такие люди умеют работать и отдыхать. У них отменно развиты аналитические способности, поэтому они быстро находят ошибки и могут направить работу по проекту в верное русло. В свободное время они — истинные тусовщики, легко переключают свое внимание с офисных будней на отдых и умеют расслабляться. Красные. Это прирожденные лидеры, готовые идти по головам и двигать любой проект вперед как мощный локомотив. Они агрессивны в работе и решениях, часто не склонны слышать чужое мнение, так как всегда знают, как лучше, как правильно и что делать дальше. Зеленые. В коллективе их могут считать ботаниками и тихонько над ними посмеиваться. Но никто не будет сомневаться в их ценности как сотрудников. Это отличные исполнители, усидчивые, всегда и все доводящие до конца. При этом они неконфликтны, добры и отзывчивы, а потому способны расположить к себе кого угодно.
«Создавая команду, поставьте во главу «красного», — советует психолог-коуч Мария Рощина. — Он будет идти вперед как паровоз и вытащит команду на новый уровень. Затем — очередь «синих». Несколько таких сотрудников проанализируют и найдут ошибки, допущенные «красным» и не позволят проекту сойти с намеченных «рельсов». «Желтый» тоже нужен, это «светлячок» в коллективе, к которому все тянутся. Он выполняет роль мотиватора. И наберите как можно больше «зеленых» — усидчивых исполнителей. Таким образом, ваша команда будет правильно укомплектована и будет давать плоды».

Черты характера и свойства темперамента

Первые черты характера, основанные на темпераменте, проявляются уже в младенчестве, а к подростковому возрасту многие из них становятся устойчивыми. При этом взаимосвязь характера и темперамента проявляется во всех аспектах жизни человека, формирует принципы его поведения, диктует интересы, желания и поступки.

Проявления характера могут выражаться по отношению к самому себе и окружающим людям. Тактичность или грубость, стремление помогать близким или нежелание видеть чужих трудностей, устойчивая привязанность или способность легко расставаться с людьми определяют особенности общения человека.

Другие проявления характера показывают его отношение: к себе — уверенность в своих силах или склонность к самобичеванию; к делу — добросовестность и ответственность или склонность не вдаваться в детали и всегда спешить; к вещам — аккуратность или небрежность, уважительное или не очень отношение к чужой собственности и культурным ценностям.

Черты характера закладывают программы поведения. И если программа сформирована, именно так человек и будет действовать в типичных ситуациях. При этом в детском, подростковом возрасте эти «программы» поддаются внешней корректировке — посредством усилий воспитателей, учителей, родителей, психологов. Во взрослом же возрасте человек, как правило, склонен соблюдать принятые программы действий и менять их только в том случае, если понимает, что они мешают в достижении поставленных целей.

Темперамент и акцентуации характера

Акцентуациями называют ситуации, когда та или иная черта в характере человека преобладает над другими — например, склонность к самокритике, самопожертвованию или выраженная небрежность. Такой перекос характера не признается в психологии расстройством, однако он может создавать массу проблем для человека и окружающих его людей. С ним становится трудно общаться, работать, в то же время акцентуация мешает человеку правильно оценивать себя, лишает возможностей для гармоничного развития.

От типа темперамента акцентуации не зависят и могут проявляться как у общительных сангвиников, так и закрытых меланхоликов. Обычно они не диктуют правила поведения и проявляются не постоянно, а лишь время от времени, в связи с конкретной ситуацией или обстановкой. Как правило, акцентуации развиваются в подростковом возрасте и по мере взросления человека сглаживаются.

Тест на темперамент характера

Существует несколько тестов, которые помогают определить тип темперамента и спрогнозировать особенности характера и поведения человека в будущем. Чаще всего психологи используют такие опросники. Личностный опросник Айзенка. Был составлен британским психологом Гансом Айзенком в середине прошлого века, но не только не утратил актуальности, но и остается самым часто используемым тестом в этой области. Он включает 57 вопросов, отвечая на которые человек указывает характерные для него принципы поведения в конкретных ситуациях. На заполнение отводится 10 минут. При определении результата руководствуются шкалами экстраверсии и нейротизма. Формула темперамента Белова. Включает четыре таблицы с вопросами, на которые нужно отвечать «да» или «нет». В зависимости от общего количества плюсов (положительных ответов) в каждой из таблиц, можно определить доминирующий тип темперамента. Опросник Стреляу. Составлен польским психологом Яном Стреляу для определения особенностей работы нервной системы испытуемого: склонности к возбуждению и торможению. Он разработал собственную систему темпераментов, которая отличается от общепринятой, но позволяет определить, является ли человек экстравертом или интровертом. В опроснике 134 вопроса, отвечать на них нужно «да» или «нет».

Направленность личности, характер и темперамент

Учитывая личностные особенности человека, можно помочь ему достичь успеха в жизни, добиться лучшего результата, стать успешным в учебе и работе. В основе направленности личности лежит мотивация, которая подразумевает удовлетворение потребностей.

Одних людей вполне устраивает удовлетворение лишь физиологических потребностей. Для них характерны инертность, нежелание ничего менять в жизни. Такой образ поведения может сформировать меланхолик.

Других людей интересует реализация собственного творческого потенциала, удовлетворение социальных потребностей в общении, социальном росте, что характерно для сангвиников и холериков. Но направленность личности можно скоординировать, независимо от исходного темперамента. Только действовать в каждом случае нужно по-разному.

Сангвиник — «доверяй, но проверяй»

Сангвиники склонны увлекаться и всегда с радостью откликаются на все новое в жизни. Их отзывчивость и общительность становятся для них основой успеха. Но ровно до того момента, как они не переходят в легкомыслие, сверхобщительность и ненадежность.

Принцип работы с сангвиником — контроль и проверка, так как далеко не всегда он выполняет то, что обещает. Легкомыслие может вредить, поэтому сангвинику важно прививать усидчивость и привычку доводить начатое до конца.

Холерик — «ни минуты покоя»

Лучший вариант развития личности холерика — использование его бурной энергичности в полной мере. Такой человек должен быть все время занят. Его энергии хватит на все: учебу, занятия спортом, встречи с друзьями, работу.

Пока он увлечен, он жизнерадостен, достигает поставленных целей и они, что самое важное, даются ему легко. Если же холерик оказывается «не у дел», он начинает демонстрировать вспыльчивость, агрессию, несдержанность, конфликтность. В коллективе он вполне может направить свою энергию в опасное русло — на разрушение построенной системы, поэтому загрузив его несколькими проектами, можно избежать такой опасности.

Флегматик — «не торопи»

Флегматичные люди кажутся медлительными и «толстокожими», но при этом они постоянны, терпеливы, а главное — надежны. Чтобы помочь флегматику проявить его положительные качества, его нельзя торопить. В условиях дефицита времени такой человек работать не может. А если его не подгонять, а дать возможность работать в своем темпе, он выполнит работу идеально.

Меланхолик — «не навреди»

Доброжелательностью и способностью к сочувствию меланхоликов так и стремятся пользоваться окружающие.

Их мягкость и человечность хороши внутри семьи, но в обществе они часто становятся жертвами агрессии или подчиняются чужим требованиям. Их ранимость и застенчивость мешают в достижении успеха, поэтому при формировании направленности личности меланхолика нужно соблюдать деликатность.

Кричать, давить, ставить жесткие рамки — это не для них. Отношение должно быть мягким, а в общении с меланхоликом важно сохранять позитивный настрой, так как он чувствителен даже к интонации речи.

«Обратитесь к психологу, чтобы тот проанализировал вашу команду, — советует Мария Рощина, — и распределил задачи так, чтобы все ее участники бежали на работу и хотели показывать результаты».

Поделиться:

Подписаться

14.Направленность личности и пути её формирования.

НапраВленность — совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых ‘от наличных ситуаций. Направленность включает различные свойства, систему взаимодействующих потребностей, мотивов, интересов, практических установок.

Направленности личности — совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих

деятельность личности, и относительно независимых от наличной ситуации.

Направленность личности — это ее интегральное и генерализированное свойство.

Направленность выражается в гармоничности и непротиворечивости знаний,

отношений и господствующих мотивов поведения и действий личности. Это

свойство проявляется в мировоззрении, духовных потребностях и практических

действиях человека. В структуре направленности большая роль принадлежит

идейной убежденности, отражающей не только знания объективной

действительности, но и признание их правильными и субъективно важными для

личности. Идейная убежденность – это синтез знаний, интеллектуальных,

эмоциональных и волевых проявлений личности, основа единства идей и действий.

Экстраверсия и интроверсия характеризуют личность с точки зрения

направленности на внешний мир.

Темперамент – это природная особенности поведения типичные для данного человека и проявляются в динамике, тонусе и уравновешенности реакций на жизненные действия.

Сангвинический темперамент характеризует человека веселого нрава. Он окружающим людям представляется оптимистом, полным надежд, юмористом, шутником и балагуром. Такой человек быстро воспламеняется, но столь же быстро остывает, теряет интерес к тому, что совсем недавно его волновало и притягивало. Сангвиник много обещает, но не всегда сдерживает свои обещания. Он легко и с удовольствием вступает в контакты с незнакомыми людьми, является хорошим собеседником, ко всем людям относится хорошо. Его отличают доброта, готовность прийти на помощь. Однако напряженная умственная или физическая работа его быстро утомляют.

Меланхолический темпераментсвойственен человеку противоположного, в основном мрачного настроя. Такой человек обычно живет сложной и напряженной внутренней жизнью, придает большое значение всему, что лично его касается, обладает повышенной тревожностью и ранимой душой. Такой человек нередко бывает сдержанным и особенно тщательно контролирует себя при даче обещаний. Он никогда не обещает того, что не в состоянии сделать, и весьма страдает от ГО, что не может выполнить данное обещание, даже в том случае, и его выполнение непосредственно от него самого не зависит.

Холерический темперамент

характеризует вспыльчивого человека таком человеке говорят, что он слишком горяч и несдержан . Весте с тем такой человек быстро остывает и успокаивается, если ему уступают, идут навстречу. Его движения порывисты, но не продолжительны.

Флегматический темпераментотносится к хладнокровному человеку. Он выражает собой скорее склонность к бездеятельности, чем к напряженной, активной работе. Такой человек медленно приходит в состояние возбуждения, но зато долго. Это заменяет ему медлительность вхождения в работу.

Энциклопедия раннего развития детей


Темперамент состоит из индивидуальных различий в эмоциях, двигательной активности и реакции внимания на раздражители. Темперамент определяет результаты детей и влияет на то, как они взаимодействуют с окружающей средой и как взрослые и дети реагируют на них.

Синтез PDF Полная тема PDF

Информационные листы

Загрузите бесплатную версию в формате PDF здесь или приобретите печатные копии в нашем интернет-магазине.


Синтез

Редактор темы: Мэри К. Ротбарт, доктор философии, Орегонский университет, США

Автор темы:


Насколько это важно?

Темперамент относится к индивидуальным характеристикам, которые, как предполагается, имеют биологическую основу и определяют аффективные реакции, внимание и двигательные реакции человека в различных ситуациях.

Например, темперамент может влиять на настроение и эмоции маленьких детей, на то, как они подходят к ситуациям и реагируют на них, на уровень их страха, разочарования, грусти и дискомфорта и т. д. Эти реакции также играют роль в последующих социальных взаимодействиях и социальном функционировании. Темпераментная предрасположенность относится к отличительным образцам чувств и поведения, которые берут свое начало в биологии ребенка и проявляются на раннем этапе развития. Темперамент детей формирует их результаты, отчасти формируя способы, которыми дети вовлекаются и вызывают реакции в своем окружении. Дети по-разному интерпретируют свой экологический опыт в зависимости от своего темперамента.

Одним из основных параметров темперамента является стремление к контролю. Энергичный контроль включает в себя способность добровольно управлять вниманием и подавлять или активировать поведение по мере необходимости, чтобы приспособиться к окружающей среде, особенно когда ребенок не особо хочет этого делать.

Эти способности лежат в основе возникновения саморегуляции. Навыки, связанные с усилием контроля, вероятно, очень важны для обучения и адаптации детей, а также для их социальной компетентности. Кроме того, дети, которые плохо регулируются, могут вызвать негативную реакцию как со стороны сверстников, так и со стороны взрослых.

В настоящее время признано влияние темперамента на пути и результаты развития, даже в тех областях, которые традиционно считались почти исключительно результатом социализации, таких как проблемы с поведением, эмпатия и развитие совести.

Что мы знаем?

Текущий список параметров темперамента включает три широких основных параметра: экстраверсия/неотложность, связанная с положительной эмоциональностью, уровнем активности, импульсивностью и склонностью к риску; негативная аффективность, связанная со страхом, гневом, печалью и дискомфортом; и Усиленный контроль, связанный с переключением внимания и фокусировкой, перцептивной чувствительностью, тормозным и активационным контролем.

Эти факторы были связаны с эмоциональными системами мозга и системами внимания у людей и не-людей.

Темперамент развивается со временем. В течение первых нескольких месяцев жизни можно наблюдать индивидуальные различия в ориентации внимания, склонности к стрессу, положительном аффекте и подходе, а также фрустрации. В конце первого года жизни и позже могут наблюдаться индивидуальные различия в поведенческом торможении в отношении новых или интенсивных раздражителей. Кроме того, в конце первого года жизни у детей начинает развиваться способность к самоконтролю. Эта способность быстро развивается в первые четыре года жизни с заметным улучшением на третьем году жизни. Принимая во внимание быстрый темп развития в первые годы жизни, неудивительно, что черты темперамента детей проявляют лишь скромную стабильность в младенчестве и отрочестве, а затем обнаруживают значительное увеличение стабильности примерно к трем годам. Однако темперамент, по-видимому, не становится более стабильным в начальной школе и в подростковом возрасте.

Другими словами, черты темперамента детей дошкольного возраста в значительной степени предсказывают их дальнейшую личность, но есть также убедительные доказательства того, что дети все еще меняются в детстве и подростковом возрасте.

Имеются убедительные доказательства того, что особенности темперамента детей делают некоторые жизненные события более или менее вероятными. Например, ясно, что контроль, требующий усилий, связан с позитивным развитием даже в первые пять лет жизни, поскольку он был связан с более низким уровнем проблемного поведения и, как было установлено, коррелирует с низким уровнем негативных эмоций и предсказывает их. высокая приверженность уступчивости, высокий уровень социальной компетентности и совести. Выявлены также связи между темпераментом и развитием психопатологии. Обнаружена взаимосвязь между темпераментной боязливой заторможенностью и последующей тревожностью, негативной аффективностью и депрессией. Экстраверсия/неотложность и низкий уровень контроля также связаны с развитием поведенческих проблем.

Было обнаружено, что негативная эмоциональная реактивность предсказывает как внутренние проблемы (например, тревогу, депрессию), так и внешние проблемы (например, агрессию, нарушение правил).

Однако важно помнить, что темперамент — это не судьба. Даже если они основаны на генетических и других биологических процессах, черты темперамента формируются комбинацией генетических и экологических факторов как в раннем развитии, так и в детские годы. Например, четырехмесячные дети, которые демонстрируют высокий уровень двигательной активности и дистресса, называемые высокореактивными, скорее всего, станут заторможенными в отношении незнакомого в возрасте 1-2 лет и сообщают о большем количестве нереалистичных переживаний и более частых приступах депрессии в возрасте. 18, в то время как низкореактивные младенцы, вероятно, перестанут сдерживаться в отношении незнакомого на втором году жизни и подвержены несколько более высокому риску асоциального поведения в возрасте 18 лет. состояние. Серьезно отрицательные результаты требуют очень специфических условий выращивания. Другими словами, детский опыт играет роль в том, приводит ли та или иная черта к положительным или отрицательным результатам, и история опыта ребенка в данной ситуации или с другим человеком становится все более важной в жизни ребенка.

Среди этих переживаний воспитание детей может играть особенно важную роль в смягчении проявлений детских черт. Во-первых, темперамент ребенка и воспитание влияют друг на друга. Например, положительная эмоциональная реактивность ребенка, боязливость и саморегуляция вызывают у родителей теплоту, тогда как отрицательная эмоциональная реактивность ребенка приводит к более негативному родительскому контролю. Во-вторых, темперамент ребенка и воспитание также взаимодействуют, чтобы предсказать результаты. Например, дети с высоким уровнем боязливости с меньшей вероятностью будут иметь проблемы с интернализацией и экстернализацией, если их родители проявляют высокую теплоту и стратегии мягкой дисциплины. Генетически информированные исследования также помогают понять эти взаимодействия. Например, было показано, что дети с генетическим риском поведенческих трудностей, характеризующихся плохой физиологической регуляцией, менее уязвимы к таким трудностям, если в раннем возрасте подвергались чуткому уходу.

Что можно сделать?

Родители должны понимать, что каждое качество темперамента имеет свои преимущества и недостатки в современном обществе. Кроме того, исследования темперамента показывают важность образования, чтобы помочь воспитателям, учителям и родителям понять, что поведение и эмоции детей не являются исключительно результатом социального обучения. Вместо этого дети с раннего возраста отличаются своей реактивностью и саморегуляцией и могут идти разными путями к результатам развития. Таким образом, опекуны могут стать более принимающими и ценящими каждого отдельного ребенка.

Черты характера детей и последствия этих черт можно изменить непосредственно с помощью усилий по профилактике и вмешательству. Программы вмешательства были разработаны для изменения типичных моделей поведения детей, включая их способности к саморегуляции, эмоциональную компетентность и навыки преодоления трудностей. Обучение контролю внимания успешно используется с четырехлетними детьми и может быть адаптировано к дошкольным учреждениям.

Различные стратегии воспитания лучше подходят для детей с определенным темпераментом. Это можно объяснить теорией «хорошего соответствия», предложенной Томасом и Чессом. Застенчивые дети, по-видимому, получают пользу от того, что родители поощряют их исследовать новые ситуации, и они с большей вероятностью останутся застенчивыми и подавленными, если родители чрезмерно опекают их. Агрессивные дети, которыми трудно управлять, похоже, выигрывают от стиля воспитания, включающего более строгий контроль и меньшее родительское негативное отношение. Твердая, последовательная родительская дисциплина особенно важна для детей, у которых есть трудности с саморегуляцией. Поскольку дети с высоким уровнем негативной эмоциональности или проблемами с саморегуляцией представляют собой большую проблему для родителей, чем другие дети, обеспечить им оптимальный уход может быть особенно сложно. Их родители, похоже, менее жестко контролируют время, но они также являются теми детьми, которые особенно нуждаются в спокойно-настойчивых усилиях опекуна. Боязливые дети, как правило, рано развивают большую совесть и лучше всего справляются с родительской теплотой и мягкой дисциплиной, которая способствует усвоению совести. Более бесстрашные дети, по-видимому, получают больше пользы от материнской отзывчивости и собственной уверенности в привязанности в развитии совести.

Индивидуальные различия в силовом контроле, хотя частично обусловленные наследственностью, также связаны с качеством взаимодействия родителей и детей. Теплое, поддерживающее воспитание, а не холодное, директивное воспитание, по-видимому, предсказывает более высокий уровень усиленного контроля. Поэтому важно, чтобы родители и другие опекуны поощрялись к взаимодействию с детьми таким образом, чтобы способствовать развитию контроля, требующего усилий.

Наконец, некоторые дети в определенных обстоятельствах представляют большую проблему для опекунов из-за своего темперамента. В таких случаях опекуны, вероятно, выиграют от дополнительной поддержки и обучения. Им можно помочь избежать негативных реакций, которые естественным образом могут быть вызваны детьми с более трудным темпераментом. Например, родителей успешно обучали тому, как справляться с раздражительными, трудно успокаиваемыми младенцами, чтобы такие дети могли выработать позитивные стратегии выживания и закрепить привязанность к своим опекунам.

Читать далее

Дополнительное чтение

Как стиль воспитания может влиять на темперамент детей?

Все дети рождаются с уникальным характером и темпераментом. Их темперамент влияет на то, как они ведут себя и реагируют на ситуации. Однако при правильном подходе родители могут смягчить некоторые сложные аспекты темперамента своих детей.

  • Для детей, которые встревожены, напуганы или замкнуты в новых ситуациях, родители могут избегать чрезмерной защиты и мягко поощрять их исследовать новые ситуации.

  • Для бесстрашных детей, которые идут на слишком большой риск, родители могут быть теплыми и любящими, установить четкие границы и четкие графики.

  • Родители импульсивных детей могут хвалить их за хорошее поведение (когда дети контролируют свои импульсы) и проявлять осторожность в отношении дисциплины.

В целом, темперамент детей, как правило, лучше, когда родители проявляют большую поддержку и привязанность, устанавливают ограничения, применяют позитивную дисциплину и постоянно реагируют на их потребности.

Публикации

Темперамент, воспитание и влияние на развитие

Темперамент и его влияние на развитие ребенка: комментарии Ротбарта, Кагана, Айзенберга, Шермерхорна и Бейтса

Отношения между родителями и детьми в раннем детстве и развитие тревоги и депрессии

Социально-контекстные детерминанты воспитания

Ресурсы и бюллетени
Тематический бюллетень

Развитие каналов темперамента, но не судьба

Бюллетень ECLKC. Том 4, № 2 — май 2009 г.

Энциклопедия также рекомендует…

Здоровый ребенок, здоровый мозг — Любовь развивает мозг (Слушайте своего ребенка)

Лучшее начало от Health Nexus

Определяется ли темперамент генетикой?: MedlinePlus Genetics

Чтобы использовать функции обмена на этой странице, включите JavaScript.

Темперамент включает поведенческие черты, такие как общительность (общительный или застенчивый), эмоциональность (покладистый или быстро реагирующий), уровень активности (высокая или низкая энергия), уровень внимания (сосредоточенность или легко отвлекается) и настойчивость (решительность или легкость обескуражен). Эти примеры представляют собой спектр общих характеристик, каждая из которых может быть полезной в определенных обстоятельствах. Темперамент остается довольно постоянным, особенно в зрелом возрасте.

Сходные темпераменты в семье могут быть связаны с общей генетикой и средой, в которой вырос человек. Исследования однояйцевых близнецов (у которых 100 процентов ДНК совпадает) и их братьев и сестер, не являющихся близнецами (у которых примерно 50 процентов ДНК), показывают, что большую роль играет генетика. Однояйцевые близнецы обычно имеют очень похожий темперамент по сравнению с другими братьями и сестрами. Даже однояйцевые близнецы, выросшие отдельно друг от друга в разных семьях, обладают такими чертами.

Ученые подсчитали, что от 20 до 60 процентов темперамента определяется генетикой. Темперамент, однако, не имеет четкой модели наследования, и не существует конкретных генов, которые придают определенные черты темперамента. Вместо этого многие (возможно, тысячи) общих вариаций генов (полиморфизмов) объединяются, чтобы влиять на индивидуальные характеристики темперамента. Другие модификации ДНК, которые не изменяют последовательности ДНК (эпигенетические изменения), также, вероятно, влияют на темперамент.

Крупные исследования выявили несколько генов, играющих роль в темпераменте. Многие из этих генов участвуют в коммуникации между клетками головного мозга. Определенные вариации генов могут способствовать определенным чертам, связанным с темпераментом. Например, варианты генов DRD2 и DRD4 связаны с желанием искать новые впечатления, а варианты генов KATNAL2 связаны с самодисциплиной и осторожностью. Варианты, затрагивающие ПКДх25 9Гены 0117 и WSCD2 связаны с общительностью, в то время как некоторые варианты генов MAOA могут быть связаны с интроверсией, особенно в определенных условиях. Variants in several genes, such as SLC6A4 , AGBL2 , BAIAP2 , CELF4 , L3MBTL2 , LINGO2 , XKR6 , ZC3H7B , OLFM4 , MEF2C , and TMEM161B способствуют тревоге или депрессии.

Факторы окружающей среды также влияют на темперамент, влияя на активность генов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *