Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Теории личности по фрейду: Структура личности по Фрейду

Содержание

Структура личности по Фрейду

Содержание

  • 1 Личность и ее свойства
  • 2 Различные теории личности
  • 3 Психоаналитическая теория личности З. Фрейда

Социальная природа человека обуславливает его способность жить в обществе и быть его частью. Структура личности как таковая и совокупность индивидуальных особенностей личности конкретного человека обеспечивают ему возможность быть субъектом социокультурной жизни общества.

Психологи расходятся во взглядах и представлениях о содержании понятия «личность» и о структуре личности. Однако существует немало очень интересных теорий, позволяющих лучше понять социальную природу человека и особенности функционирования его психики.

Личность и ее свойства

Индивид – отдельно взятый представитель человеческого рода. Когда индивид начинает действовать как субъект социокультурной жизни общества, он становится личностью. Структура личности, ее черты, свойства и качества «нарастают» на данные при рождении особенности психики индивида.

Личность – совокупность устойчивых психологических свойств индивида, которые определяют его социально значимые поступки.

В содержание понятия «личность» включаются психологические свойства человека, однако, не все. Познавательные процессы и психические состояния рассматриваются как отдельные психологические явления.

СВОЙСТВА ЛИЧНОСТИ:

  • Воля – способность осознанно управлять эмоциями и действиями.
  • Способности – различные свойства личности, необходимые для осуществления той или иной деятельности.
  • Мотивация – совокупность свойств, определяющих и объясняющих направленность поведения.
  • Темперамент – совокупность психофизиологических свойств, связанных с динамикой психических процессов.
  • Характер – совокупность стойких свойств, которые определяют особенности отношений человека и его поведение.

Понятие «личность» употребляется в быту, когда говорят о конкретном волевом, харизматичном, уважаемом людьми человеке.

Различные теории личности

Одним из наиболее спорных вопросов научной психологии является вопрос о структуре личности.

Для того чтобы разобраться во множестве различных теорий и определений структуры личности, а также упорядочить эти знания, принята классификация теорий личности по нескольким основаниям:

  • По способу определения причин человеческого поведения:
  1. психодинамические,
  2. социодинамические,
  3. интеракционистические,
  4. гуманистические.
  • По акценту на структуру или динамику свойств и качеств:
  1. структурные,
  2. динамические.
  • По диапазону возрастов, рассматриваемых в теории:
  1. дошкольного и школьного возраста,
  2. всех возрастных периодов.

Существуют и другие основания для классификации теорий личности. Такое многообразие вызвано отсутствием согласия во взглядах разных психологических течений и школ, которые порой не имеют никаких общих точек пересечения.

Наиболее интересные и известные теории личности:

  • психоаналитическая теория З. Фрейда;
  • теория черт личности Г. Олпорта и Р.Кеттела;
  • теория социальных ролей Э. Берна;
  • теория личности А. Маслоу;
  • теория личности Э. Эриксона.

З. Фрейд – выдающийся ученый, «отец» современной психологии, который перевернул представления людей о самих себе и собственном «Я». До него было принято считать, что психика человека это его самосознание и сознательная деятельность.

З. Фрейд ввел понятие «Бессознательное» и разработал структуру личности в виде трехкомпонентной динамической модели. Он сформулировал психодинамическую теорию, выделил этапы формирования личности и определил их как психосексуальные стадии развития.

Психоаналитическая теория личности З. Фрейда

Основной акцент и фундамент теории З. Фрейда это его трактовка бессознательных психических процессов и инстинктов как движущих человеком вне его воли и сознания сил.

Естественные желания и потребности, вступая в конфронтацию с моралью и нравственностью, нормами поведения, принятыми в обществе, порождают психологические и психические проблемы.

Чтобы решить подобные проблемы, З. Фрейд стал проводить психологический анализ личностных качеств и особенностей поведения своих пациентов.

В психоанализе психолог помогает клиенту осознать подавляемые желания и инстинкты при помощи повторных переживаний травмирующих событий детства или недалекого прошлого, использует методы толкования сновидений и свободные ассоциации.

Структура личности по Фрейду включает три компонента:

  • БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ ИЛИ ОНО, Id (ИД)

Этот компонент имеется у человека с рождения, так как включает инстинктивные, примитивные формы поведения. Бессознательное – источник психической энергии, основной, определяющий компонент личности. Ид толкает человека к немедленному удовлетворению желаний и потребностей, руководствуется принципом удовольствия.

Если инстинкты не удовлетворяются, возникает нервозность, тревожность, напряжение. Если человек удовлетворяет все свои потребности без учета норм и правил, принятых в обществе, его жизнедеятельность носит деструктивный характер. Социально неприемлемо действовать инстинктивно, не задумываясь о разумности и культуре своего поведения.

Два основных инстинкта человека по Фрейду: инстинкт жизни и инстинкт смерти. Инстинкт жизни включает силы, побуждающие человека сохранить и продолжить жизнь, свой род. Общее название этих сил – Эрос.

Инстинкт смерти – группа сил проявления агрессии, жестокости, стремления к перекрещению жизни, уничтожению, смерти – Тонатос.

Главным, основным и сильнейшим З. Фрейд считал сексуальный инстинкт. Мощная сила сексуальных инстинктов – Либидо. Энергия либидо движет человеком и находит разрядку в сексе.

Эти инстинкты не осознаются, но управляют поведением индивида.

  • СВЕРХСОЗНАНИЕ ИЛИ СВЕРХ-Я, SUPER-EGO (СУПЕР-ЭГО)

Сверхсознание – это мораль, система норм и ценностей нравственности, этические принципы, которые были привиты в процессе воспитания и самовоспитания, в ходе социализации и адаптации в обществе.

Сверх-Я приобретается, формируется, начинает проявляться с трехлетнего возраста, когда ребенок учится понимать что такое «Я», а также что такое «хорошо» и «плохо».

Сверхсознание – морально-этическая сила. Она включает совесть как способность воспринимать критически свои мысли и поступки и эго-идеал как правила хорошего поведения, ограничения, стандарты должного.

Родительские наставления и контроль, перерастая в самоконтроль, становятся идеалистическими представлениями о том «как должно быть». Голос родителя/учителя/наставника, который ребенок слышал в детстве, «трансформируется» в собственный внутренний голос, когда человек вырастает.

Сверх-Я стимулирует человека быть совестливым, честным, искренним, стремиться к духовным ценностям, развитию, самореализации, испытывать вину и стыд за недостойное поведение.

  • СОЗНАНИЕ ИЛИ Я, EGO (ЭГО)

Структура личности по Фрейду предполагает, что Эго человека это часть личности, ответственная за принятие решений. Сознательное Эго ищет компромисс между требованиями Оно и ограничениями Сверх-Я, которые нередко выступают как противодействующие силы.

Сознание обеспечивает безопасность и сохранность жизни, принимая решение удовлетворить инстинкты в социально приемлемой форме. Именно Сознание воспринимает, ощущает, запоминает, воображает, рассуждает. Оно задействует силу воли и разум, стремясь понять как и когда лучше и целесообразнее удовлетворить желание.

Эго руководствуется принципом реальности. Способы защиты Эго как от чрезмерного влияния Бессознательного, так и от Сверх-Я называются защитными механизмами психики. Они призваны сдерживать импульсы Бессознательного и давление со стороны Сверхсознания.

Защитные механизмы оберегают Эго от психологических травм, чрезмерного переживания, тревог, страхов и иных негативных явлений.

З. Фрейд выделил такие защитные механизмы:

  1. Вытеснение – переход травмирующих воспоминаний в сферу Бессознательного.
  2. Проекция – приписывание неприемлемых качеств, мыслей и чувств другим людям.
  3. Рационализация – попытка рационально объяснить и оправдать нежелательные поступки, мысли или поведение.
  4. Регрессия – возврат к детским моделям поведения.
  5. Сублимация – трансформация сексуального инстинкта в социально приемлемое поведение, чаще – творчество.
  6. Отрицание – неспособность признать очевидное, упорное отстаивание своей неправоты.
  7. Изоляция – вытеснение сильных эмоций, имевших место в травмирующей ситуации (ситуация осознается, но просто как факт).
  8. Идентификация – процесс чрезмерного вживания в роль или травмирующую ситуацию, приписывание себе несуществующих качеств.
  9. Замещение – бессознательная замена травмирующей ситуации или действия другими реальными или вымышленными событиями.
  10. Компенсация и гиперкомпенсация – стремление сделать недостатки незаметными за счет развития достоинств.

Человек с сильным, развитым Эго удачно сохраняет баланс между Оно и Сверх-Я, эффективно разрешает внутренние конфликты. Слабое Эго либо безвольное, слишком подверженное влиянию движущих сил, либо ригидное, слишком неуступчивое.

И в первом случае, и во втором происходит разбалансировка структуры личности, нарушается гармония, психологическое благополучие оказывается под угрозой.

Правильная структура личности по Фрейду предполагает баланс всех ее компонентов, гармонию между Эго, Оно и Сверх-Я.

1. Модель личности в теории Фрейда

Основа ортодоксального подхода в теории личности З.Фрейда заключена в том, что поведением людей управляют не законы общественного развития, а иррациональные психические силы. Интеллект, реализующий посылы Эго — это только средство маскировки этих психических сил, а не активного отражения реальности.З.Фрейд исследует роль важнейшего, по его мнению, двигателя психической жизни человека — «либидо» (инстинктивного влечения к чувственному наслаждению, удовольствию), определяющего противоречия человека и микро и макросоциальной среды, человека и культуры, человека и цивилизации. По Фрейду, психическая деятельность бессознательного подчиняется принципу удовольствия, а психическая деятельность подсознательного — принципу реальности. Происходит вытеснение в бессознательное неприемлемых желаний, эгоистических, асоциальных идей. Предсознательное являясь соответствующим фильтром, сопротивляется их попыткам проникнуть в сознание.

По Фрейду инстинктивный импульс может быть или разряжен в приемлемом действии, или неразряженным вытеснен обратно в бессознательное. Он может быть также лишен своей первоначальной энергии посредством реактивных образований (стыд, мораль) или сублимации (переключения энергии с неприемлемых целей и объектов на приемлемые). И именно через принцип сублимации З.Фрейд рас­сматривал возникновение религиозных культов, появление культуры, искусства и общественных институтов, возникновение науки и, цивилизационное развитие всего человечества.

По Фрейду — культура выступает как «Сверх Я», она основана на отказе от удовлетворения желаний бессознательного и существует за счет сублимированной энергии либидо. В работе «Неудовлетворенность культурой»З.Фрейд приходит к глобальному выводу о том, что прогресс культуры уменьшает человеческое счастье и усиливает у человека чувство вины и тревоги из-за ограниченности реализации его при­родных желаний, из-за несответствия желаемого с действительным. И при рассмотрении социальной организации общества он акцентрирует внимание не на её надиндиви­дуальном характере, а на детерминированной, природной склонности человека к агрессии, гневу, разрушению, которая может быть обуздана культурой.

Всякий душевный процесс в виде идеи образуется прежде в бессознательном и только затем может оказаться в сфере сознания. Причем переход в сознание – это не обязательный процесс, поскольку, далеко не все психические движения непременно становятся сознательными. Некоторые, а быть может, и большинство из них так и остаются в бессознательном.

Сложное, многоуровневое движение из психичесого бессознательного в предсознательное, обратное движение из предсознательного в бессознательное или же движение в область осознавания и представляет саму динамику индивидуального психического.

Психоаналитическая теория имеет в своей основе психодинамический подход в исследовании психики человека. Понятие динамики в его теории подразумевает, что поведение человека полностью детерминировано, а бессознательные психические процессы имеют весьма существенное значение в регуляции поведения человека в онтогенезе.

Бессознательное в теории Фрейда рассматривается с точки зрения наличия в нем не сводящихся друг к другу составных частей, а главное – под углом зрения функционирования различных систем, в своей совокупности составляющих бессознательное психическое.

Топографическая модель психики: Здесь следует отметить, что в топографических описаниях Фрейда тесно переплетенные динамические процессы выступают в виде специфических индивидуальных структур психического аппарата, которые взаимодействуют друг с другом в психологическом пространстве. «Фрейд предупреждал, что такие понятия как Ид, Эго и Суперэго, являются всего лишь абстракциями, что их нельзя рассматривать буквально, и называл любые попытки связать их с конкретными структурами и функциями мозга «мифологией разума».

Согласно этой модели в психической жизни человека З.Фрейд выделяет три уровня: сознание, предсознательное и бессознательное.

Уровень сознания состоит из ощущений и переживаний, которые мы осознаем в данный момент времени, здесь и сейчас. По мнению Фрейда, сознание вмещает в себя только малый процент всей информации, хранящейся в мозге, и быстро опускается в область предсознательного и бессознательного по мере переключения человека на другие сигналы.

Область предсознательного, область «доступной памяти», включает в себя опыт, не востребованный в данный момент, но который может вернуться в сознание спонтанно или с минимумом усилий. Предсознательное является мостом между осознанными и неосознанными областями психического.

Самая глубокая и значимая область разума – бессознательное. Оно представляет собой хранилище примитивных инстинктивных побуждений, а также эмоции и воспоминания, которые в результате ряда причин были вытеснены из сознания. И именно область бессознательного, её взаимодействие с другими областями психического, во многом определяет наше повседневное функционирование.

Структурная модель личности:Фрейд ввел в теорию личности три основных понятия-структуры: Ид (Оно), Эго и Супер-Эго. Это было названо структурной моделью личности, хотя сам Фрейд был склонен считать их некими процессами, нежели структурами. Взаимосвязь между топографической и структурными моделями показана на приведенном ниже рисунке.

Из схемы видно, что сфера Ид полностью неосознаваема, в то время как Суперэго пронизывает все три уровня.

Согласно Фрейду, бессознательное состоит только из идей. И поэтому неверно говорить о бессознательных влечениях, эмоциях или чувствах. Инстинкт не может быть объектом сознания. Им может быть только идея, представляющая инстинкт. И если инстинкт не связан с идеей то о нём ничего неизвестно.

Бессознательное определяется как огромная область психической жизни, которая никогда не осознавалась или прежде была сознательной, но подверглась вытеснению. Влияние бессознательного гораздо могущественнее, чем осознаваемого. Оно может глубоко изменять мысли, идеи, эмоции и влиять на поведенческие паттерны и соматическое состояние. Человек не может непосредственно осознавать его влияния, хотя бессознательные импульсы активно стремятся к сознательному выражению.

«Ид». Слово «Ид» происходит от латинского «Оно». «Ид» в теории Фрейда обозначает в первую очередь примитивные, инстинктивные и врожденные, витальные аспекты личности, такие как сон, еда, дефекация, копуляция. «Ид» наполняет наше поведение энергией. «Ид» имеет свое центральное значение для индивида на протяжении всей жизни, оно не имеет каких-либо ограничений, хаотично, спонтанно. Являясь исходной структурой психики, Ид выражает первичный принцип всей человеческой жизни – немедленную разрядку психической энергии, производимой первичными биологическими побуждениями, сдерживание которых приводит к напряжению в психическом и телесном функционировании. Реализация импульсов «Ид» и получила название — принцип удовольствия. Однако, подчиняясь этому принципу, Ид, в чистом его проявлении, может представлять опасность для индивидуума и общества. Поэтому импульсы Ид не могут напрямую «выходить» в область осознаваемого, они проходят туда чаще через фильтры Супер-Эго.Фрейд описал два важнейших физиологических и ментальных процесса, посредством которых Ид избавляет личность от напряжения: рефлекторные действия и первичные процессы.

1. Рефлекторные действия. Одним из примеров рефлекторных действий на раздражение дыхательных путей является кашель. Однако, рефлекторных действий не всегда достаточно для снятия неосознаваемого напряжения. Тогда вступают в действия первичные процессы, которые формируют психические образы, которые непосредственно связаны с удовлетворением основной потребности.

2. Первичные процессы – проявляются в виде нелогичных, иррациональных форм человеческих представлений, образов, иллюзий. Первичные процессы характеризуется неспособностью подавлять бессознательные импульсы и различать реальное и иллюзорное. Проявление поведения как первичного процесса может быть не безопасно для психики, если не оно не реализуется через внешние источники удовлетворения потребностей. Так младенцы, по утверждению Фрейда, не могут откладывать удовлетворение своих первичных потребностей. И только после осознания ими существования внешнего мира, появляется способность к отсрочке удовлетворений этих потребностей.

«Эго» -от латинского – «Я». Эго было названо Фрейдом вторичным психическим процессом, «исполнительным органом» личности, областью протекания интеллектуальных процессов решения проблем. Эго – психическое личности, отвечающее за безопасность и принятие решений. Эго использует часть энергии Ид для преобразования и реализации потребностей в социально приемлемом контексте и таким образом, действительно обеспечивает безопасность и самосохранение организма. Оно использует когнитивные и перцепционные стратегии в своем стремлении удовлетворять желания и потребности Ид. Эго в своих проявления руководствуется принципом реальности, цель которого – сохранение целостности организма путем отсрочки удовлетворения желаний, до нахождения возможности их реализации в той или иной форме, в соответствующих условий внешней среды.

Супер-Эго (Сверх-Я) – «Мы хотим сделать предметом этого исследования Я, наше наисобственнейшее Я. Но возможно ли это? Ведь Я является самым подлинным субъектом, как же оно может стать объектом? И все-таки, несомненно, это возможно. Я может взять себя в качестве объекта, обращаться с собой, как с прочими объектами, наблюдать себя, критиковать и бог знает, что еще с самим собой делать. При этом одна часть Я противопоставляет себя остальному Я. Итак, Я расчленимо, оно расчленяется в некоторых своих функциях, по крайней мере, на время… Я мог бы сказать просто, что особая инстанция, которую я начинаю различать в Я, является совестью, но более осторожным было бы считать эту инстанцию самостоятельной и предположить, что совесть является одной из ее функций, а самонаблюдение, необходимое как предпосылка судебной деятельности совести, является другой ее функцией. А так как, признавая самостоятельное существование какой-либо вещи, нужно дать ей имя, я буду отныне называть эту инстанцию в Я «Сверх-Я».

По Фрейду Супер-Эго — заключительная составляющая развивающейся психики, функционально означающая систему ценностей, морально-нравственных императивов, норм и этики, разумно совместимых с теми, что приняты в окружении индивидума. Будучи морально-этической силой личности, Супер-Эго является следствием продолжительной зависимости от родителей, ранних предписаний и фиксированных жизненных установок. «Роль, которую позднее берет на себя Сверх-Я, исполняется сначала внешней силой, родительским авторитетом… Сверх-Я, которое, таким образом, берет на себя власть, работу и даже методы родительской инстанции, является не только ее преемником, но и действительно законным прямым наследником».

Супер-Эго подразделяется на две подсистемы: совесть и эго-идеал. Совесть приобретается посредством родительских предписаний, наказаний. Она включает способность к критической самооценке, наличие моральных запретов и возникновение чувства вины у ребенка.

Поощрительный аспект Супер-Эго – эго-идеал. Он формируется из положительных оценок родителей и ведет индивидума к установлению у себя высоких поведенческих стандартов. Супер-Эго считается полностью сформировавшимся, когда родительский контроль заменяется на самоконтроль.

Чуть-чуть о нарциссизме:

Под нарциссизмом понимают обращенность либидо в большей степени на себя, чем на объекты внешнего мира. Состояние первичного нарциссизма — характерная особенность психики новорожденного, когда он ещё не способен проводить различие между собой и внешними объектами. В дальнейшем, в ходе прохождения стадий психического развития, нарциссический статус меняется. «Недоразвитие» Супер-Эго, возникающее из-за особенностей восприятия доминирующей отцовской фигуры в детстве как садиста и тирана может впоследствии стать основой девиации, которая называется нарциссизмом. Когда статус Супер-Эго личности не достаточно развит, также, как не развит и его Эго-Идеал, главной жизненной целью может становиться достижение внешних статусных атрибутов, характерных для данного общества и формироваться стратегия -«Я -благополучен»-«Вы — неблагополучны». Избыточная направленность личности вовне, при сохранении нарциссических паттернов, впоследствии является отягощающим фактором прохождений кризисов зрелой личности.

Нарцисс с трудом способен к межличностной близости, он не способен любить, как и ревновать. Партнер нужен нарциссу лишь для реализации своих переносов себя любимого. В ранние периоды психического развития наибольшее значение в становлении нарциссизма также имеет изоляция от сверстников с раннего возраста, когда в отсутствии других объектов, субъектом изучения становится только собственное тело.

Движущие силы поведения по Фрейду:

Этими силами Фрейд считал инстинкты, способствующие формированию психических образов телесных потребностей, выраженных в виде собственных стремлений и желаний. Используя закон сохранения энергии, он сформулировал, что источником психической энергии служит нейрофизиологическое состояние возбуждения. По теории Фрейда, каждый человек имеет ограниченное количество этой энергии, и целью любой формы поведения является снятие напряжения, вызванного скоплением этой энергии в одном месте. Мотивация личности по Фрейду полностью основана на энергии возбуждения, производимого телесными потребностями. И хотя количество инстинктов неограниченно, Фрейд разделял их на две группы: инстинкты самосохранения или эго-инстинкты и сексуальные инстинкты.

Впоследствии Фрейд разделил их на разнонаправленные векторы: инстинкт жизни — Эрос и инстинкт смерти — Танатос. Инстинкт жизни включал либидо и часть инстинктов эго. Инстинкт смерти же представлял новую отдельную концепцию, такую же важную, как теория Эроса. По Фрейду — инстинкт смерти активизируется сразу при рождении и выражается в тенденции к возвращению органической жизни в предшествующее неорганическое состояние. Процесс жизни предполагает напряжение, а влечение к сметри преследует цель освобождение от этого напряжения.

Первая группа, под общим названием Эрос, включает в себя все силы, служащие цели поддержания жизненно важных процессов и обеспечивающих размножение вида. Энергия этого инстинкта получила название либидо, или энергия либидо. Так как существует много сексуальных инстинктов, Фрейд предположил, что каждый из них связан с определенным участком тела, т.е. эрогенной зоной, и выделил следующие участки реализации либидо: рот, анус и половые органы.

Вторая группа – инстинкты Смерти. Энергия Танатос – лежит в основе всех проявлений агрессивности, гнева, жестокости, саморазрушающего зависимого поведения, суицида.

Любой инстинкт имеет четыре основные характеристики: источник, цель, объект и стимул. Источником инстинкта является состояние организма или потребность, вызывающая это состояние. Инстинкты определены как отображенные в психике побуждения, возникающие в теле и уже существующие у новорожденных. Цель инстинкта — в обнулении или редукции возбуждения. Объектом инстинкта может быть человек или предмет в окружающей среде или в теле самого индивидума, который обеспечивает цель инстинкта. Пути, ведущие к реализации цели являются выборами индивида. Любой поведенческий процесс может быть описан в психоаналитических терминах: катексис — привязка или направление энергии на объект и антикатексис — препятствия, мешающего удовлетворению. Примерами катексиса могут служить симбиотические связи или эмоциональная привязанность к людям, увлечение чужими идеями.

Стимулом же реализации желания является то количество энергии, которое необходимо для достижения цели, удовлетворения инстинкта. «Обычно о чувствах, эмоциональных зарядах, аффектах говорят… как о чём-то подвижном, направленном, стремящемся к выражению. Любовь побуждает обнимать, а отвращение отталкивать, злость – убивать, а сострадание залечивать раны ближнего.

Для понимания динамики энергии инстинктов и ее выражения в выборе объектов является понятие смещение активности. Согласно этой концепции, высвобождение энергии происходит благодаря смене поведенческой активности. Проявления смещенной активности можно наблюдать, если выбор объекта по какой либо причине не возможен. Такое смещение лежит в основе творчества, либо, что более распространено, в обыденной жизни через конфронтации, домашние конфликты или конфликты на работе.

Стадии психосексуального развития личности:

Одна из предпосылок психоаналитической теории состоит в том, что человек уже рождается с определенным количеством либидо, которая затем проходит в своем развитии несколько стадий, именуемых как стадии психосексуального развития.

По Фрейду- психосексуальное развитие это биологически детерминированная последовательность, развертывающаяся в неизменном порядке и присущая всем людям, независимо от культурного уровня. Фрейд предложил свою модель различной конституции человека, в зависимости от различия в развитии эрогенных зон, источников полового возбуждения. «Мы можем допустить, что хотя эти источники имеют значение у всех людей, но не у всех они одинаково сильны и что предпочтительное развитие отдельных источников сексуального возбуждения способствует дальнейшей дифференциации различных сексуальных конституций».

Либидозная энергия является по Фрейду основой для развития личности и формирования его характера. Человек проходит несколько этапов, отличающихся друг от друга по способу фиксации либидо. При этом Фрейд уделял большое внимание тому, как происходит фиксация и нуждается ли человек при этом в посторонних объектах реализации. На этих основаниях он выделял три больших этапа, разделяющихся на несколько стадий. З.Фрейдом была предложена гипотеза о четырех стадиях психосексуального развития: оральной, анальной, фаллической и генитальной.

На заметку: (Фрустрация — одно из психических состояний, в ситуации невозможности удовлетворения потребностей. В периоды фрустрации психосексуальные потребности ребенка пресекаются родителями или воспитателями, поэтому не находят оптимального удовлетворения.

Сверхзаботливость. При сверхзаботливости ребенок не имеет возможности сам управлять своими внутренними функциями. В любом случае происходит скопление либидо, что в зрелые годы может привести к неосознаваемому, «остаточному» поведению, связанного с той стадией, на которую пришлась фрустрация или к которому регрессирует индивид. В этом суть фиксации.

Регрессия это возврат в наиболее раннюю стадию психического развития или проявление инфантильного поведения, характерного для этого периода. Регрессию считают особым случаем фиксации — задержкой или остановкой развития на определенной стадии).

На новорожденнного обрушивается поток стимулов, а он не обладает адекватным способом их переработки. Новорожденный не может использовать защитные механизмы, чтобы оградить себя и оказывается перевозбужденным. Эта первая и опасная ситуация становится моделью для более поздней тревоги. Также, актуальным звеном становится «отделение», которое при рождении носит биологический характер, однако впоследствии выражается уже в психологическиой и символической форме.

Первый год жизни. Оральная стадия

Психическая жизнь новорожденного может быть охарактеризована ещё как недифференцированное психическое состояние из которого начинают быстро формироваться уровни сознания.

Первый этап — либидо-объект- характерен тем, что ребенок нуждается в постороннем объекте для реализации либидо — матери. Этот этап носит название оральной стадии, так как удовлетворение происходит при раздражении полости рта и сексуальный инстинкт выражен в акте сосания. Фиксация на этой стадии происходит в том случае, если ребенок в данный период испытывал депривацию в своих либидозных желаниях. Итак, в первый год жизни, главным центром концентрации сексуальной энергии и чувственного удовлетворения является рот.

Оральная стадия продолжается от рождения примерно до 18-месячного возраста. Она может заканчиваться раньше или позже, тогда, когда прекращается кормление грудью.В этот период младенец полностью зависит от родителей, и область рта связана с сосредоточением приятных ощущений и удовлетворением биологических потребностей. Младенцы не только получают видимое удовольствие от процесса сосания, но и используют рот в качестве инструмента для исследования внешнего мира. По Фрейду, рот продолжает оставаться важной эрогенной зоной на протяжении всей жизни человека. Фрейд описал два типа личности при фиксации на этой стадии.

Первая фаза. Она выражена в удовольствии от сосания и в оральной инкорпорации. Тип: орально-пассивный – веселый, оптимистичный, ожидает «материнского» отношения к себе. Характеризуется доверчивостью, пассивностью, незрелостью и чрезмерной зависимостью. Постоянно ищет одобрения со стороны окружающих любой ценой.

Вторая фаза оральной стадии. Тип: орально-агрессивный (орально-садистический) – в течение второй половины первого года жизни начинается эта фаза оральной стадии, когда у младенца появляются зубы, благодаря чему кусание, жевание, глотание становится важными средствами выражения состояния фрустрации, вызванной отсутствием матери или отсрочкой удовлетворения. На данной фазе проявляются садистические влечения, утверждается новый тип отношений с окружающими. Он называется «амбивалентным» и выражается в двух противоположных направленностях — дружеской и жестокой, действующими одновременно по отношению к другим. В этот период, пожалуй, амбивалентность наиболее выражена. В последующем, любовь и ненависть, представляются уже как дериваты предшествующего процесса.

Последствия фиксации на орально-садистической фазе выражаеюся в таких чертах как любовь к спорам, пессимизм, циничное отношение. Этому типу свойственно эксплуатировать других людей и доминировать над ними с целью удовлетворения своих нужд.

Для орального типа личности характерна, с точки зрения Фрейда, определенная инфантильность, зависимость от взрослых, родителей даже в зрелом возрасте. Причем такая зависимость может выражаться как в конформном, так и в негативном поведении.

Период от одного года до трёх лет. Анальная стадия

Анальная стадия начинается в возрасте от 18-ти месяцев и продолжается до третьего года жизни. В это время сферой чувственного удовольствия становится анальная область. В процессе обучения отправлению естественных потребностей ребенок впервые получает возможность ощутить известную независимость от родительской опеки. В течение данного периода маленькие дети получают значительное удовольствие от задерживания выталкивания фекалий. В этой стадии приучения к туалету ребенок учится разграничивать требования Ид (удовольствие от немедленной дефекации) и социальные ограничения, исходящие от родителей (самостоятельный контроль над потребностями). Фрейд считал, что все будущие формы самоконтроля и саморегуляции берут начало в этой стадии.

В результате фрустрации в этот период возможно формирование анально-удерживающего типа личности. Этот тип в более взрослом возрасте чрезвычайно скуп, склонен с накопительству, методичен, пунктуален и упрям.

Второй результат этой анальной фиксации – анально-выталкивающий. Чертами такого типа является склонность к разрушению, беспокойство, импульсивность и даже садистскую жестокость. Некоторые родители поощряют своих детей к регулярному опорожнению и щедро хвалят за это. Подобный подход воспитывает позитивную самооценку и даже может способствовать развитию творческих способностей.

Второй этап, который длится до 10-11 лет, до начала полового созревания, называется либидо-субъекти характеризуется тем, что для удовлетворения своих инстинктов ребенку не требуется никакой внешний объект. Иногда Фрейд называл этот этап периодом нарциссизма, считая, что для всех людей, у которых произошла фиксация на данном этапе, характерна ориентация на себя, стремление ис­пользовать окружающих для удовлетворения собственных нужд и желаний, эмоциональная отгороженность от них. Этап нарциссизма состоит из нескольких стадий. Первая, которая длится примерно до трех лет, — анальная, при которой ребенок не только учится определенным навыкам туалета, но у него начинает формироваться и чувство собственности. Фиксация на этой стадии формирует анальный характер, который характеризуется упрямством, часто жестко­стью, аккуратностью и бережливостью.

Период от трёх до пяти лет. Фаллическая стадия

С 3-х лет ребенок переходит на следующую, фаллическую стадию, на которой дети начинают осознавать свои сексуальные отличия, интересоваться своими гениталиями. Между тремя и шестью годами эротический интерес переключается на наружные половые органы. По меньшей мере, с 3 лет ребенок впервые обращает внимание на наличие или отсутствие у него пениса. На протяжении фаллической фазы психосексуального развития дети могут исследовать половые органы, мастурбировать и проявлять интерес в вопросах связанных с рождением и половыми отношениями.

На данной стадии рассматривается два основных важных психоаналитических положения: кастрационный страх у мальчиков и зависить к пенису у девочек.

Кастрационная тревога мальчика может быть выражена по разному. Он может бояться заболеть, повредить своё тело и т.д. Кастрационная тревога может быть объяснена в юнговских терминах «коллективного бессознательного».

Зависть к пенису у девочек. Она возникает, когда маленькая девочка замечает анатомические отличия в гениталиях. Она не только чувствует, что ей хотелось бы обладать пенисом, но может вероятно предполагать, что имела, но лишилась его. Данную стадию Фрейд называл критической для девочек, которые впервые начинают осознавать свою «неполноценность» в связи с отсутствием у них пениса. Это открытие, считал он, может привести к позднейшей невротизации или агрессивности, которая вообще характерна для людей, фиксированных на этой стадии.

В этот период растет напряженность в отношениях с родителями, прежде всего с родителем своего пола, которого ребенок боится и к которому ревнует родителя противоположного пола. Напряженность ослабевает к шести годам, когда наступает латентная стадия в развитии либидозного влечения. Фаллическая стадия характеризуется тем, что, ребенок, любя обоих родителей, все же отдает предпочтение тому из них, кто противоположен его полу, проявляя явное соперничество в отношении другого. Эдипов комплекс и комплекс Электры. Суть этих комплексов заключена в неосознанном желании каждого ребенка обладать родителем противоположенного пола и устранении родителя одного с ним пола. В норме эти комплексы развиваются по-разному у мальчиков и девочек.

Появление Эдипова комплекса у мальчиков: С момента рождения главным источником удовлетворения для ребенка является мать или фигура ее замещающая. И могут возникать фантазии полового сближения с матерью (что вполне естественно, поскольку он уже любит мать, так же как она его). Такие фантастические желания ведут к развитию эдипова комплекса. Мальчик хочет обладать матерью, хочет выражать свои эротические чувства точно так же, как, по его наблюдению, делают люди старшего образа. Отец воспринимается как препятствие к получению генитального удовлетворения. Мальчик ревнует мать к отцу, считая последнего соперником в борьбе за ее любовь. В то же время мальчик боится гнева могущественного отца и особенно опасается, что тот накажет его, лишив пениса. Отсюда, из-за соперничества или вражды с отцом, т.к. мальчик понимает, что отец не желает терпеть его романтические чувства к матери, в результате чего возникает опасность возмездия, появляется боязнь кастрации. Это заставляет отказаться от стремления к инцесту с матерью. Страх перед возможной кастрацией поддерживается в уме мальчика двумя логическими соображениями: 1) он считает, что пенис будет «наказан» как источник удовольствия и вины, 2) он уже знает, что у девочек не бывает пениса и, следовательно, его можно отнять.

Психодинамические взгляды на личность | безграничная психология |

Фрейдистская психоаналитическая теория личности

Согласно психоаналитической теории Фрейда, развитие личности проходит ряд стадий, каждая из которых характеризуется определенным внутренним психологическим конфликтом.

Цели обучения

Обобщите теории Фрейда о человеческой личности и стадиях психосексуального развития, а также распространенную критику его теорий

Ключевые выводы

Ключевые моменты
  • Психоаналитическая теория личности Зигмунда Фрейда утверждает, что человеческое поведение является результатом взаимодействия между тремя составными частями разума: Ид, Эго и Супер-Эго.
  • Эта «структурная теория» личности придает большое значение тому, как конфликты между частями разума формируют поведение и личность. Эти конфликты в основном бессознательны.
  • Согласно Фрейду, личность развивается в детстве и критически формируется через ряд пяти психосексуальных стадий, которые он назвал своей психосексуальной теорией развития.
  • На каждом этапе ребенок сталкивается с конфликтом между биологическими влечениями и социальными ожиданиями; успешное преодоление этих внутренних конфликтов приведет к овладению каждой стадией развития и, в конечном счете, к полностью зрелой личности.
  • Идеи Фрейда с тех пор были встречены критикой, отчасти из-за его особого внимания к сексуальности как главному движущему фактору развития человеческой личности.
Ключевые термины
  • невроз : Психическое расстройство, характеризующееся тревогой или страхом; менее тяжелый, чем психоз, потому что не связан с отрывом от реальности (например, с галлюцинациями).
  • психосексуальный : Относящийся как к психологическим, так и к сексуальным аспектам.

Зигмунд Фрейд : Фрейд разработал психоаналитическую теорию развития личности, которая утверждала, что личность формируется в результате конфликтов между тремя фундаментальными структурами человеческого разума: ид, эго и суперэго.

Психоаналитическая теория личности Зигмунда Фрейда утверждает, что человеческое поведение является результатом взаимодействия между тремя составными частями разума : ид, эго, и суперэго . Эта теория, известная как структурная теория личности Фрейда, уделяет большое внимание роли бессознательных психологических конфликтов в формировании поведения и личности. Считается, что динамические взаимодействия между этими фундаментальными частями разума проходят через пять различных психосексуальных стадий развития. Однако за последнее столетие идеи Фрейда подверглись критике, отчасти из-за его особого внимания к сексуальности как главному движущему фактору развития человеческой личности.

Структура человеческого разума Фрейда

Согласно Фрейду, наша личность развивается в результате взаимодействия между тем, что он назвал тремя фундаментальными структурами человеческого разума: ид, эго и суперэго. Конфликты между этими тремя структурами и наши попытки найти баланс между тем, чего «желает» каждая из них, определяют наше поведение и отношение к миру. Какой баланс мы находим в той или иной ситуации, определяет, как мы будем разрешать конфликт между двумя всеохватывающими поведенческими тенденциями: нашими биологическими агрессивными влечениями и поиском удовольствий против нашего социализированного внутреннего контроля над этими влечениями.

Конфликт в разуме : Согласно Фрейду, работа эго состоит в том, чтобы уравновесить агрессивные и стремящиеся к удовольствиям побуждения Ид моральным контролем Суперэго.

Идентификатор

id , самая примитивная из трех структур, связана с мгновенным удовлетворением основных физических потребностей и побуждений. Он действует совершенно бессознательно (вне сознательного мышления). Например, если ваш идентификатор пройдет мимо незнакомца, который ест мороженое, он, скорее всего, возьмет мороженое себе. Он не знает и не заботится о том, что грубо брать что-то, принадлежащее кому-то другому; его волнует только то, что ты хочешь мороженого.

Суперэго

Суперэго занимается социальными правилами и моралью — подобно тому, что многие люди называют своей «совестью» или своим «моральным компасом». Он развивается по мере того, как ребенок узнает, что его культура считает правильным и неправильным. Если ваше суперэго пройдет мимо того же незнакомца, оно не возьмет его мороженое, потому что будет знать, что это будет грубо. Однако, если и ваш идентификатор , и ваше суперэго были вовлечены, и ваше идентификатор было достаточно сильным, чтобы преодолеть беспокойство вашего суперэго, вы все равно взял бы мороженое, но после этого вы, скорее всего, почувствовали бы вину и стыд за свои действия.

Эго

В отличие от инстинктивного ид и морального суперэго, эго является рациональной, прагматичной частью нашей личности. Он менее примитивен, чем Ид, и частично сознателен, частично бессознателен. Это то, что Фрейд считал «я», и его задача состоит в том, чтобы сбалансировать требования Ид и Супер-Эго в практическом контексте реальности. Итак, если вы еще раз пройдете мимо незнакомца с мороженым, ваше эго станет посредником в конфликте между вашим ид («Я хочу это мороженое прямо сейчас») и суперэго («Нехорошо брать чужое мороженое») и решили пойти купить себе мороженое. Хотя это может означать, что вам придется подождать еще 10 минут, что расстроит ваше ид, ваше эго решает пойти на эту жертву как часть компромисса — удовлетворить ваше желание мороженого, а также избежать неприятной социальной ситуации и потенциального чувства стыда.

Фрейд считал, что Ид, Эго и Супер-Эго находятся в постоянном конфликте и что взрослая личность и поведение уходят корнями в результаты этой внутренней борьбы в детстве. Он считал, что человек с сильным эго имеет здоровую личность и что дисбаланс в этой системе может привести к неврозам (то, что мы теперь называем тревогой и депрессией) и нездоровому поведению.

Ид, Эго и Супер-Эго : Согласно структурной модели Фрейда, личность делится на Ид, Эго и Супер-Эго. На этой диаграмме меньшая часть над водой обозначает сознательный разум, а гораздо большая часть под водой иллюстрирует бессознательный ум.

Психосексуальные стадии развития

Фрейд считал, что природа конфликтов между Ид, Эго и Супер-Эго меняется со временем по мере того, как человек превращается из ребенка во взрослого. В частности, он утверждал, что эти конфликты проходят серию из пяти основных стадий, каждая из которых имеет свою направленность: оральную, анальную, фаллическую, латентную и генитальную. Он назвал свою идею психосексуальной теорией развития, в которой каждая психосексуальная стадия напрямую связана с различным физическим центром удовольствия.

На этих пяти стадиях ребенок сталкивается с различными конфликтами между его биологическими влечениями (ИД) и его социальным и моральным сознанием (суперрегионал0), поскольку его биологические потребности в поиске удовольствий сосредоточены на различных областях тела (то, что Фрейд называл «эрогенными влечениями»). зоны»). Способность ребенка разрешать эти внутренние конфликты определяет его будущую способность справляться и функционировать во взрослом возрасте. Неспособность разрешить стадию может привести к тому, что человек зациклится на этой стадии, что приведет к нездоровым чертам личности; успешное разрешение стадий приводит к здоровому взрослому.

Критика теорий Фрейда

Хотя у теорий Фрейда есть много преимуществ, которые помогли расширить наше психологическое понимание личности, они не безграничны.

Узкофокусный

Делая акцент на структуре человеческого разума, Фрейд почти не обращал внимания на влияние окружающей среды, социологии или культуры. Его теории были сильно сосредоточены на патологии и в значительной степени игнорировали «нормальное», здоровое функционирование. Его также критиковали за его близорукий взгляд на человеческую сексуальность, исключающий другие важные факторы.

Нет научной основы

Многие критики отмечают, что теории Фрейда не подкреплены никакими эмпирическими (экспериментальными) данными. На самом деле, когда исследователи стали более научно рассматривать его идеи, они обнаружили, что некоторые из них были неподдерживаемыми  : для того, чтобы теория была научно обоснованной, должна быть возможность ее опровергнуть («фальсифицировать»). с экспериментальными данными, и многие из представлений Фрейда не поддаются фальсификации.

Женоненавистничество

Феминистки и современные критики были особенно критичны ко многим теориям Фрейда, указывая на то, что предположения и подходы психоаналитической теории глубоко патриархальны (доминируют мужчины), антифеминистские и женоненавистнические (антиженские). Карен Хорни, психолог, последовавшая за Фрейдом, считала господствующий фрейдистский подход основанным на «мужском нарциссизме». Феминистка Бетти Фридан назвала фрейдовскую концепцию «зависти к пенису» чисто социальным предубеждением, типичным для викторианской эпохи, и показала, как эта концепция сыграла ключевую роль в дискредитации альтернативных представлений о женственности в начале и середине двадцатого века.

Неофрейдистская психоаналитическая теория личности

Неофрейдистские подходы к изучению личности одновременно расширяли оригинальные теории Фрейда и противоречили им.

Цели обучения

Проанализируйте вклад известных теоретиков-неофрейдистов в область психологии личности

Ключевые выводы

Ключевые положения
  • На протяжении многих лет Фрейд привлекал множество последователей, которые адаптировали и модифицировали его психоаналитические теории для создания новых теорий личности. Эти другие теоретики стали известны как неофрейдисты.
  • Неофрейдисты, такие как Адлер, Хорни, Юнг и Эриксон, соглашались с Фрейдом в том, что детские переживания имеют значение; однако они расширили идеи Фрейда, сосредоточив внимание на важности социологических и культурных влияний в дополнение к биологическим влияниям.
  • Альфред Адлер был первым, кто исследовал и разработал всеобъемлющую социальную теорию психодинамической личности и ввел идею «комплекса неполноценности».
  • Эрик Эриксон предложил психосоциальную теорию развития, которая предполагала, что личность человека развивается на протяжении всей его жизни на основе изменения акцента на различных социальных отношениях.
  • Двумя основными вкладами Карла Юнга были его идеи коллективного бессознательного и персоны .
  • Теории Карен Хорни были сосредоточены на «бессознательной тревоге», которая, по ее мнению, возникла из-за неудовлетворенных потребностей, одиночества и/или изоляции в раннем детстве.
Ключевые термины
  • патология : Любое отклонение от здорового или нормального состояния; нарушение.
  • психодинамический : Относится к подходу к психологии, который делает упор на систематическое изучение психологических сил, лежащих в основе человеческого поведения, чувств и эмоций, и того, как они могут быть связаны с ранними переживаниями.

Неофрейдистские подходы к личности

Хотя Зигмунд Фрейд внес большой вклад в область психологии благодаря своей психоаналитической теории личности, его работа не осталась без внимания. Многие критиковали его теории за чрезмерную сосредоточенность на сексуальности; За годы, прошедшие после его работы, многие другие теоретики адаптировали и опирались на его идеи, чтобы сформировать новые теории личности. Эти теоретики, которых называли неофрейдистами, в целом соглашались с Фрейдом в том, что детские переживания важны, но они уменьшали его акцент на сексе и сексуальности. Вместо строго биологического подхода к развитию личности (как это сделал Фрейд, сосредоточившись на индивидуальных эволюционных побуждениях), они более целостно сосредоточились на том, как социальная среда и культура влияют на развитие личности.

Фрейд и его последователи : Несколько психологов, изучавших теории Фрейда, работали непосредственно с самим Фрейдом в Университете Кларка. На этой фотографии Карл Юнг (в первом ряду справа) с Фрейдом (в первом ряду слева) и другими коллегами.

Известные неофрейдисты

Многие психологи, ученые и философы внесли существенные дополнения в психоаналитическое изучение личности. Четверо особенно известных неофрейдистов — это Альфред Адлер, Эрик Эриксон, Карл Юнг и Карен Хорни.

Альфред Адлер

Альфред Адлер был первым, кто исследовал и разработал всеобъемлющую социальную теорию психодинамической личности. Он основал школу психологии под названием индивидуальная психология, которая фокусируется на нашем стремлении компенсировать чувство неполноценности. Адлер предложил концепцию комплекса неполноценности, которая описывает чувство человека, что он ничего не стоит и не соответствует стандартам других или общества. Он также верил в важность социальных связей, рассматривая детское развитие как возникающее через социальное развитие, а не через сексуальные стадии, описанные Фрейдом. Исходя из этих идей, Адлер определил три фундаментальные социальные задачи, которые все мы должны решать: профессиональные задачи (карьера), социальные задачи (дружба) и любовные задачи (поиск интимного партнера для долгосрочных отношений).

Эрик Эриксон

Эрик Эриксон оказал влияние на то, что предложил психосоциальную теорию развития, которая предполагает, что личность человека развивается на протяжении всей жизни на основе ряда социальных отношений, что является отходом от взглядов Фрейда, более ориентированных на биологию. В своей психосоциальной теории Эриксон подчеркивал важность социальных отношений на каждом этапе развития личности, в отличие от того, что Фрейд делал акцент на сексе. Эриксон выделил восемь стадий, каждая из которых представляет собой конфликт или задачу развития. Развитие здоровой личности и чувства компетентности зависит от успешного выполнения каждой задачи.

Карл Юнг

Карл Юнг пошел по стопам Адлера, разработав теорию личности, названную аналитической психологией. Одним из основных вкладов Юнга была его идея коллективного бессознательного , , которое он считал «универсальной» версией личного бессознательного Фрейда, содержащего психические паттерны или следы памяти, общие для всех нас (Jung, 1928). Эти воспоминания предков, которые Юнг назвал архетипами , представлены универсальными темами, выраженными в литературе и искусстве различных культур, а также в мечтах людей. Юнг также предложил концепцию персона , относящаяся к своего рода «маске», которую мы принимаем на основе как нашего сознательного опыта, так и нашего коллективного бессознательного. Юнг считал, что эта личность служит компромиссом между тем, кто мы есть на самом деле (нашим истинным я), и тем, что общество ожидает от нас; мы прячем за этой маской те части себя, которые не соответствуют ожиданиям общества.

Карен Хорни

Карен Хорни была одной из первых женщин, получивших образование фрейдистского психоаналитика. Теории Хорни были сосредоточены на «бессознательной тревоге», которая, по ее мнению, возникла из-за переживаний неудовлетворенных потребностей, одиночества и / или изоляции в раннем детстве. Она выдвинула теорию о трех стилях преодоления, которые дети используют в отношении беспокойства: движение к людям, удаление от людей и движение против людей.

Хорни также оказал влияние на развитие феминизма в области психодинамики. Фрейда широко критиковали за его почти исключительное внимание к мужчинам и за то, что некоторые воспринимают как снисходительность по отношению к женщинам; например, Хорни не соглашался с фрейдистской идеей о том, что девушки испытывают «зависть к пенису» и завидуют мужским биологическим особенностям. По словам Хорни, любая ревность, скорее всего, связана с большими привилегиями, которые часто предоставляются мужчинам, а это означает, что различия между мужскими и женскими личностями обусловлены динамикой культуры, а не биологией. Далее она предположила, что у мужчин есть «зависть к матке», потому что они не могут рожать.

Психоаналитическая теория развития личности Фрейда

Развитие личности относится к совершенствованию личности человека, чтобы он мог выделиться среди остальных и оставить свой след. Человека с приятной индивидуальностью уважают и ценят все.

Психоаналитическая теория развития личности Фрейда

Согласно психоаналитической теории развития личности Фрейда, есть два основных фактора, которые движут человеком и помогают в формировании его/ее личности. Этими двумя основными движущими силами являются любовь и агрессия, которые оказывают прямое влияние на то, что человек делает и думает. Согласно Фрейду, любовь и агрессия напрямую контролируют наш разум и мысли .

Фрейд называл Любовь и Агрессию «Эросом» и «Танатосом» соответственно .

«Эрос» относится к интимной и страстной любви между двумя партнерами. Его часто определяют как своего рода безумие, которое человек испытывает по отношению к своему партнеру.

«Танатос» был фигурой в греческой мифологии, хотя он никогда не существовал как личность. Танатос символизирует смерть.

Фрейд считал, что Эрос представляет собой инстинкт выживания человека. Эрос относится к индивидуальной решимости жить, где секс является главной движущей силой.

Танатос, с другой стороны, представляет собой агрессию, которая в конечном итоге приводит к смерти.

Структура личности

Согласно Фрейду, в сознании человека имеется фиксированное количество сексуальных желаний, часто называемое либидо . Никакие два человека не будут иметь одинаковое желание сексуальной активности, и одно и то же будет варьироваться в зависимости от индивидуальной ситуации, обстоятельств в данный момент.

Взрослая личность обычно имеет три детерминанты: Ид, Эго и Супер-Эго

Результат сочетания всех трех детерминант формирует взрослую личность. Фрейд считал, что личность человека состоит из трех частей, и поэтому ее часто называют трехчастной личностью.

  • Идентификатор
  • Эго
  • Суперэго

Id — относится к иррациональным потребностям и требованиям, что не имеет ничего общего с реальностью ситуации. Фрейд считал, что люди стремятся к немедленному удовольствию, чтобы удовлетворить свои биологические и физиологические потребности, не принимая во внимание реальность. Ид доставляет людям непосредственное удовольствие и часто иррационально.

Эго — Эго развивается, когда люди начинают взаимодействовать с окружающими. Эго помогает в реализации ид, принимая во внимание реальность ситуации.

Супер-эго — Супер-эго часто является третьей стадией, которая включает в себя моральные ограничения, наложенные на человека его родителями или семьей.

Защитные механизмы

Согласно теории Фрейда, вытеснение является одним из самых мощных защитных механизмов, который выталкивает иррациональные импульсы в бессознательное. Защитные механизмы играют важную роль в вытеснении из сознания нереалистичных мыслей. Стрессовые мысли, которые угрожают выживанию человека, должны быть вытеснены в бессознательное, чтобы уменьшить тревогу посредством подавления.

Психосексуальные стадии

Фрейд считал, что отдельный орган или часть тела более чувствителен к сексуальной стимуляции на определенной стадии полного цикла развития ребенка . Эти органы, которые часто называют эрогенными зонами, включают рот, половые органы и анус. Сексуальные желания человека зависят от эрогенной зоны в конкретном возрасте. Иногда ребенок обнаруживает, что чрезмерно балуется сексуальными удовольствиями определенного возраста и не хочет расти дальше этой стадии. Фрустрация возникает, когда сексуальные потребности не удовлетворяются.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *