Когнитивный диссонанс — что это простыми словами, пример
5.0/5
Поделитесь записью с другими
Share on facebook
Share on telegram
Telegram
Share on whatsapp
Share on twitter
Навигация по статье
Психолог Леон Фестингер в 1957 году впервые опубликовал свою книгу «Теория когнитивного диссонанса». Фестингер предположил, что люди испытывают дискомфорт, когда они придерживаются противоречивых убеждений. С тех пор когнитивный диссонанс стал одной из самых влиятельных и исследованных теорий в социальной психологии.
Когнитивный диссонанс — это несоответствие между тем, во что верят люди, и тем, как они себя ведут, побуждает людей совершать действия, которые помогут свести к минимуму чувство дискомфорта. Общество пытается уменьшить это напряжение разными способами, например, отвергая, объясняя или избегая новой информации.
Каждый в той или иной степени испытывает когнитивный диссонанс, но это не значит, что его всегда легко распознать. Вот некоторые признаки того, что ваши чувства могут быть связаны с диссонансом:
- чувство дискомфорта перед тем, как что-то сделать или принять решение;
- попытки оправдать или рационализировать принятое вами решение;
- чувство смущения или стыда за то, что вы сделали, и попытки скрыть свои действия от других людей;
- испытывать вину или сожалеть о том, что вы сделали в прошлом;
- делать что-то из-за социального давления или страха упустить, даже если вы не хотели этого делать
Причины возникновения
Существуют различные ситуации, которые могут создавать конфликты, ведущие к когнитивному диссонансу.- Принудительное соответствие
Иногда из-за внешних ожиданий вы можете столкнуться с поведением, которое противоречит вашим собственным убеждениям, часто из-за работы, учебы или социальной ситуации. Это также может быть связано с давления со стороны сверстников или выполнение каких-либо действий на работе, чтобы избежать увольнения.
- Решения
Люди принимают решения ежедневно. Столкнувшись с двумя одинаковыми вариантами выбора, они часто испытывают чувство диссонанса, потому что оба варианта одинаково привлекательны.
На общую силу диссонанса также могут влиять несколько факторов, в том числе: количество несогласных убеждений. Чем больше у вас диссонирующих (конфликтующих) мыслей, тем сильнее диссонанс.
Также, этот диссонанс часто может сильно влиять на наше поведение и действия. Это не только влияет на то, как вы себя чувствуете, но и побуждает вас действовать, чтобы уменьшить чувство дискомфорта.
Этот дискомфорт может проявляться по-разному. Люди могут чувствовать:
- беспокойство;
- смущение;
- сожалеть;
- грусть;
- стыд;
- стресс.
Когнитивный диссонанс может даже влиять на то, как мы думаем о себе и видим себя, приводя к негативному чувству самооценки и самоуважения.
Диссонанс может влиять на то, как люди действуют, думают и принимают решения. Они могут вести себя так или принимать определенные установки, чтобы облегчить дискомфорт, вызванный конфликтом.
Обратный звонок
Работа с диссонансом
Когда возникают конфликты между познаниями (мыслями, убеждениями, мнениями), люди делают шаги, чтобы уменьшить диссонанс и чувство дискомфорта. Они могут сделать это несколькими способами, например: Человек, который узнал, что выбросы парниковых газов приводят к глобальному потеплению, могут испытывать чувство диссонанса, если он водят автомобиль, потребляющий много газа. Чтобы уменьшить этот диссонанс, они могут искать новую информацию, которая опровергает мнение о том, что парниковые газы способствуют глобальному потеплению.Мужчина, заботящийся о своем здоровье, может быть обеспокоен, узнав, что длительное сидение в течение дня связано с сокращением продолжительности жизни. Поскольку ему приходится работать весь день в офисе и много времени проводить сидя, его поведение трудно изменить. Вместо этого, чтобы справиться с чувством дискомфорта, он мог бы найти способ рационализировать конфликтующее познание. Он мог оправдать свое малоподвижное поведение, говоря, что другие его виды здорового поведения — например, здоровое питание и спорт — компенсируют его в основном малоподвижный образ жизни.
Измените свое убеждение. Изменение противоречивого познания — один из наиболее эффективных способов справиться с диссонансом, но он также является одним из самых сложных, особенно в случае глубоко принятых ценностей, таких как религиозные или политические убеждения.
Осознавая противоречивые убеждения и действия, мы можем изменить свои привычки и привести свое поведение в соответствие со своими ценностями.
Читайте также
Мотивация на лечение
Синдром созависимости
Причины алкоголизма
Озонотерапия в лечение алкоголизма
Ксенонотерапия — это
Понравилась статья? Поделитесь с другими
Share on facebookShare on telegram
Telegram
Share on whatsapp
Share on twitter
Подписывайтесь на нас
Похожие статьи
Все
Алкоголизм
Наркология
Психиатрия
Родственникам
Читать «Теория когнитивного диссонанса» — Фестингер Леон — Страница 1
Леон Фестингер
Теория когнитивного диссонанса
Leon Festinger
A THEORY OF COGNITIVE DISSONANCE
A THEORY OF COGNITIVE DISSONANCE by Leon Festinger published in English by Stanford University Press.
Copyright © 1957 by Leon Festinger, renewed 1985. All rights reserved.
This translation is published by arrangement with Stanford University Press, www.sup.org.
© Анистратенко А.А., перевод на русский язык, 2018
© Знаешева И.В., перевод на русский язык, 2018
© Аллахвердов В., предисловие, 2018
© Оформление. ООО «Издательство «Э», 2018
* * *
Из этой книги вы узнаете:
• Что такое когнитивный диссонанс и как он возникает
• Как когнитивный диссонанс воздействует на наше поведение и восприятие мира
• Почему нам сложно отказаться от убеждений и веры
• Способен ли когнитивный диссонанс повлиять на принятие решений
• Что может изменить нашу реакцию на рекламу
• Как связаны когнитивный диссонанс и мотивация
Предисловие
Дорогой читатель! Вы держите перед собой Великую книгу. За 150 лет самостоятельного существования психологии написано море книг. Прочесть все невозможно. Читать надо лучшее, в первую очередь классику. А кто бы ни составлял перечень самых влиятельных книг по психологии, он обязательно включил бы в нее эту работу Леона Фестингера, впервые опубликованную в 1957 году. Великие книги не устаревают.
Л. Фестингер родился 8 мая 1919 года в Нью-Йорке в еврейской семье эмигрантов из России Алекса Фестингера и Сары Соломон, там же в 1939 году стал бакалавром, в 1940-м – магистром в университете штата Айова, где начал работать научным сотрудником в Центре изучения ребенка. В 1942 году получил степень доктора философии по психологии. Его научным руководителем был Курт Левин (несомненно влияние теории поля Левина и вообще гештальтистов на творчество Фестингера). В годы Второй мировой войны (1942–1945) служил в Комитете по отбору и обучению летчиков при Рочестерском университете. В 1945 году включается в работу группы Левина в Массачусетском технологическом институте, позднее, в 1947 году, после смерти Левина, перемещается вместе с группой в Мичиганский университет. В 1951 году он работает в университете Миннесоты, в 1955-м переходит в Стэнфорд. И, наконец, с 1968 года и до своей смерти в 1989 году – профессор Новой школы социальных исследований в Нью-Йорке. В течение жизни получает множество премий и наград (включая престижную премию «Выдающемуся ученому» Американской психологической ассоциации в 1959 году).
Психологи обычно изучают удивительные феномены нашей психической жизни и пытаются найти им объяснения. Великие психологи идут дальше – они видят за этими феноменами человека во всей его неразгаданной полноте. Леон Фестингер даже на фоне самых великих выделялся широтой интересов – он занимался принятием решений, проблемой потери индивидуальности в группе, способами, которыми люди сравнивают себя с другими, психологическими аспектами технологии изготовления доисторических орудий, зрительным восприятием и движением глаз, групповой динамикой и т. д. Но главным его достижением все же стало создание теории когнитивного диссонанса.
Л. Фестингер произвел когнитивный переворот еще даже до возникновения когнитивной психологии, причем в области социальной психологии, максимально удаленной от когнитивных исследований. Он вывел закон: если два элемента мышления противоречат друг другу (находятся в диссонансе), то это побуждает личность к поведению, сокращающему диссонанс. То, что человек стремится жить в рациональном мире и избавляться от противоречий, постулировалось еще философами Нового времени. В конце XIX века И. Бернгейм в экспериментах с постгипнотическим внушением продемонстрировал, что человек стремится найти разумное, пусть даже неправильное, объяснение собственному поведению, которое – о чем сам человек не догадывался – было внушено ему в гипнозе. З. Фрейд наблюдал эксперименты Бернгейма и описал в рамках построенной им теории неосознаваемые механизмы борьбы человека с противоречиями (среди них – вытеснение и рационализация). Но объяснения оставались во многом спекулятивными, а в построениях Фрейда к тому же с сильным мифологическим привкусом.
Фестингер в специально сконструированных условиях показывает: если человек совершает поступок, противоречащий его убеждениям, то возникает когнитивный диссонанс. Для ликвидации диссонанса используется внешнее оправдание (меня заставили, приказали или хорошо заплатили). Но если поводов для внешнего оправдания мало, то человек ищет внутреннее оправдание этому своему поступку, например, не осознавая этого, изменяет собственные убеждения, т. е., как говорит Фестингер, сглаживает когнитивный диссонанс. Порожденные им идеи и экспериментальные замыслы произвели настолько сильное впечатление, что породили волну последователей, проводивших удивительно остроумные экспериментальные исследования (см., например, обзорные работы Э. Аронсона, который именно под воздействием книги, которую вы держите перед глазами, пришел к решению изучать социальную психологию).
Приведу пример, показывающий эвристическое значение теории Фестингера даже в той зоне, где он сам, скорее всего, не ожидал бы увидеть проявление своих теоретических построений. В наших исследованиях в Санкт-Петербургском университете было обнаружено, что если человек совершает ошибки в простых когнитивных задачах (ошибается при складывании цифр, делает опечатки и т. д.), то оказывается, что он имеет тенденцию повторять собственные ошибки, даже если сам их не замечает. Эффект повторения ошибок явно напоминает сглаживание когнитивного диссонанса – сделав ошибку, человек, не осознавая этого, как бы принимает решение: раз под воздействием определенных условий он сделал ошибку, то это вовсе и не ошибка, его поведение оправданно, а потому он вправе ее повторить.
Фестингер не только создал теорию, которая опирается на общие основания, но и сумел вывести следствия, которые можно подвергнуть экспериментальной проверке. Его теория оказалась эвристичной – другие исследователи обнаруживали предсказываемые теорией феномены даже там, где сам Фестингер вряд ли ожидал бы их увидеть. Тем самым он создал подлинно научную теорию. А его книга учит нас самому главному – тому, как надо делать настоящую науку.
Виктор Аллахвердов,
профессор, доктор психологических наук,
заведующий кафедрой общей психологии СПбГУ
Предисловие автора
Это предисловие главным образом посвящено истории возникновения идей, положенных в основу этой книги. Выбранная мной хронологическая форма – наилучший способ отдать должное коллегам, оказавшим мне существенную помощь в ходе работы над книгой, а также объяснить, что побудило меня к ее написанию и какие цели я исходно преследовал.
Поздней осенью 1951 года Бернард Берелсон, директор Центра изучения поведения при Фонде Форда, спросил меня, не будет ли мне интересна работа по составлению аналитического обзора[1] такой важной научной области, как изучение «коммуникации и социального влияния». В этой сфере был накоплен огромный фактический материал, до сих пор никем не обобщенный и не проработанный на теоретическом уровне. Он охватывал круг исследований от изучения влияния средств массовой информации до анализа межличностного общения. Если бы удалось извлечь из этого материала систему теоретических утверждений, которые связывали бы между собой множество уже известных в этой области фактов и позволяли бы делать новые предсказания, то это была бы работа, представляющая несомненную ценность.
Леон Фестингер | Биография и факты
- Год рождения:
- 8 мая 1919 г. Нью-Йорк Нью-Йорк
- Умер:
- 11 февраля 1989 г. (69 лет) Нью-Йорк Нью-Йорк
- Предметы изучения:
- когнитивный диссонанс когнитивная психология коллективное поведение человеческое поведение мысль
Посмотреть весь связанный контент →
Leon Festinger , (родился 8 мая 1919 года, Бруклин, Нью-Йорк, США — умер 11 февраля 1989 года, Нью-Йорк), американский когнитивный психолог, наиболее известный своей теорией когнитивного диссонанса, согласно которому несоответствие между мыслями или между мыслями и действиями приводит к дискомфорту (диссонансу), который мотивирует изменения в мыслях или поведении. Фестингер также внес важный вклад в изучение группового поведения, самооценки и изменения отношения.
Образование
Фестингер получил степень бакалавра гуманитарных наук. получил степень доктора психологии в Городском колледже Нью-Йорка в 1939 году. Затем он поступил в Университет Айовы, где учился у немецкого социального психолога Курта Левина и получил степень доктора философии. в 1942 году. Год спустя он перешел в Рочестерский университет, чтобы работать статистиком в комитете Национального исследовательского совета по отбору и обучению пилотов самолетов. Он оставался там до конца Второй мировой войны.
Социальное давление в неформальных группах
В 1945 году Фестингер стал доцентом Исследовательского центра групповой динамики, который тогда возглавлял Левин, в Массачусетском технологическом институте (MIT). Центр был привержен применению психологических концепций и методов для решения социальных проблем и привлек многих талантливых студентов, в том числе Стэнли Шахтера и Гарольда Келли.
Важный ранний исследовательский проект был основан на опросах жителей семейных студенческих общежитий. Исследование зафиксировало хрестоматийный феномен: чем физически ближе были люди (даже всего на несколько ярдов), тем чаще возникала дружба. Сходство в установках также имело решающее значение: установки жителей, как правило, сходились, но жители, придерживавшиеся девиантных установок, скорее всего, были социально изолированы.
Одна из центральных идей Фестингера в то время заключалась в том, что члены группы приобрели схожие убеждения и мнения из-за социального давления в сторону единообразия или приспособления. В своей теории неформального общения он предположил, что люди подвержены социальному давлению, когда их привлекает группа. . Такое притяжение происходит потому, что некоторые цели могут быть успешно достигнуты только при сотрудничестве других, или потому что группы обеспечивают подтверждение социальной реальности, что необходимо, потому что некоторые мнения и убеждения не могут быть проверены напрямую или объективно (например, «Должен ли аборт быть законным?»; «Кто величайший бейсболист всех времен?»).
Предполагая, что людей привлекает определенная группа, они могут стремиться к групповому единообразию или согласию, пытаясь изменить мнение других людей (общение), изменяя свои собственные взгляды, чтобы они соответствовали взглядам других членов группы (изменение мнения), или отвергая расходящиеся другие как соответствующие ссылки (отказ).
Такое давление должно быть больше в привлекательных группах и усиливаться по мере того, как проблема становится более актуальной для целей группы.Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас
Для проверки теории Фестингер и его ученики провели серию лабораторных экспериментов. Группы (или клубы) формировались из ранее незнакомых лиц, которым предлагалось обсудить различные вопросы. Такими факторами, как типы целей, потребность в социальной реальности, привлекательность, актуальность проблемы и т. д., манипулировали. В некоторых экспериментах сообщники изображали из себя испытуемых и играли по сценарию роли членов группы с отклоняющимися или совпадающими мнениями. Хотя прецеденты для этой амбициозной исследовательской программы существовали в более ранних работах Левина и социального психолога турецкого происхождения Музафера Шерифа, Фестингер возвеличил роль экспериментатора как драматурга и режиссера.
Для своей диссертации Шахтер под руководством Фестингера поместил сообщников в группы. Один с самого начала принял точку зрения большинства (т. ») придерживался противоположного мнения. Наблюдатели кодировали поведение группы при обсуждении. Реальные испытуемые пытались убедить других участников дискуссии. Этот режим был легко принят, как и ползунок после принятия мнения большинства. Первоначально большая часть общения была направлена на девианта, но общение прекратилось, когда девианта оказалось невозможно убедить, и девиант был назначен на самые нежелательные клубные задания. В соответствии с теорией групповые цели или социальная реальность достигались путем стремления к групповому консенсусу, давление с целью достижения единообразия проявлялось через различные поведенческие пути, а отклонения отклонялись.
Этот эксперимент отражает несколько особенностей исследований Фестингера. Фестингер понял, что прогресс в любой науке требует методов, соответствующих этой области. Соответственно, социальная психология нуждалась в собственном экспериментальном подходе. Следуя примеру Левина, он задумал новую методологию как своего рода экспериментальный театр с прикрытиями, сообщниками и обманом, чтобы контролировать искажающие факторы и создавать ситуацию, которая воспринималась субъектом как психологически значимая.
Теория социального сравнения
После смерти Левина в 1947 году Исследовательский центр групповой динамики с большей частью оставшихся преподавателей перешел в Мичиганский университет. В 1951 году Фестингер перешел на штатную должность в Миннесотский университет, где Шахтер уже работал на факультете.
В Университете Миннесоты Фестингер разработал теорию социального сравнения, свой второй крупный вклад в социальную психологию. Теория неформальной социальной коммуникации была о власти группы над личностью. Напротив, теория социального сравнения подчеркивала, как люди оценивают свои собственные мнения и способности по сравнению с другими.
Теория социального сравнения постулирует, что люди оценивают свои способности и мнения, сравнивая их с мнениями других, когда невозможно проверить их напрямую. Сравнение ведет к стремлению к единообразию (т. е. к сходству), но тенденция к сравнению прекратится, если другие будут слишком отличаться по измерениям, связанным с рассматриваемой способностью или мнением. Что касается мнений, то согласие с другими, которые, по-видимому, также заинтересованы в том, чтобы придерживаться правильных взглядов, как правило, заставляет людей чувствовать себя более уверенно. Что касается способностей, то наблюдение за теми, кто обладает схожими способностями, позволяет людям узнать, на какие действия они способны.
Теория социального сравнения также признает отличительную черту способностей. Люди хотят быть немного лучше, чем все остальные, потому что стремление быть лучше или совершенствоваться придается особое значение западным культурам. Это означает, что в западных культурах полное согласие во мнениях может быть удовлетворительным для всех, но не будет полностью равных способностей — подразумевая, что «состояние социального покоя никогда не достигается», как выразился Фестингер.
Когнитивный диссонанс (Леон Фестингер) — InstructionalDesign.org
Последнее обновление 30 ноября 2018 г. 18:55
Согласно теории когнитивного диссонанса, люди стремятся к согласованности своих знаний (то есть убеждений, мнений). Когда существует несоответствие между установками или поведением (диссонанс), необходимо что-то изменить, чтобы устранить диссонанс. В случае несоответствия между установками и поведением наиболее вероятно, что установка изменится, чтобы приспособиться к поведению.
На силу диссонанса влияют два фактора: количество диссонирующих убеждений и важность, придаваемая каждому убеждению. Есть три способа устранить диссонанс: (1) уменьшить важность диссонирующих убеждений, (2) добавить больше согласных убеждений, которые перевешивают диссонирующие убеждения, или (3) изменить диссонирующие убеждения, чтобы они больше не были противоречивыми.
Диссонанс чаще всего возникает в ситуациях, когда человеку приходится выбирать между двумя несовместимыми убеждениями или действиями. Наибольший диссонанс возникает, когда обе альтернативы одинаково привлекательны. Кроме того, изменение отношения более вероятно в сторону меньшего стимула, поскольку это приводит к меньшему диссонансу. В этом отношении теория диссонанса противоречит большинству поведенческих теорий, которые предсказывают большее изменение отношения с усилением стимула (то есть подкрепления).
ПрименениеТеория диссонанса применима ко всем ситуациям, связанным с формированием и изменением отношения. Особенно это касается принятия решений и решения проблем.
Пример Принципы- Диссонанс возникает, когда человеку приходится выбирать между противоречивыми установками и поведением.
- Диссонанс можно устранить, уменьшив важность противоречивых убеждений, приобретя новые убеждения, изменяющие баланс, или устранив конфликтующее отношение или поведение.
- Брем, Дж. и Коэн, А. (1962). Исследования когнитивного диссонанса. Нью-Йорк: Уайли.
- Фестингер, Л.