Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Теория выученной беспомощности: Теория выученной беспомощности. Что это и откуда она взялась / Хабр

Теория выученной беспомощности. Что это и откуда она взялась / Хабр

Наверняка, каждый из вас хоть раз слышал историю про двух мышей, которые свалились в ведро с молоком. Одна из них сразу смирилась со своей судьбой, что все равно не выберется из ведра и утонет. Она и в самом деле утонула. Вторая так отчаянно барахталась и била лапами, что молоко загустело, превратилось в масло, и мышь выбралась на свободу, сохранив себе жизнь.

Эту притчу про двух мышей рассказывают практически у всех народов, занимающихся скотоводством и знающих, что такое молоко. В чем же поучительность данной истории?

В жизни мы можем встретить два типа людей: одни — как вторая мышка, активны в ситуациях неудач, а  другие быстро отказываются от борьбы, чувствуют беспомощность и впадают в отчаяние.  Чтобы понять, почему кто-то в сложных ситуациях борется до последнего, а кто-то даже не принимает попыток к действию, введем такое понятие как “выученная беспомощность”.

Термин “выученная беспомощность” ввел в 1967 г. американский психолог Мартин Селигман. С помощью опытов на собаках, он обнаружил данный феномен. Опыты заключались в следующем: собак делили на 3 группы и подвергали ударам тока. 

Первая группа собак могла избежать болевого воздействия, т.е. отключить питание системы, нажав на панель носом. Вторая группа собак (экспериментальная) была связана специальной упряжью с собаками первой группы и была “завязана” на ее системе (т.е. только собака первой группы могла отключить систему). Так, вторая группа собак периодически получали удары током, несмотря на то, что они делали. Третья группа собак (контрольная) ударов током не получала вообще. Спустя 24 часа проводился основной этап эксперимента. Все три группы собак пропускали через секционированный ящик-челнок, состоящий из двух частей (отсеков). На каждой его стороне находились лампочки; через 10 секунд после того, как на одной стороне ящика гас свет, по полу в этой части клетки пропускался ток. Если за это время собака успевала перепрыгнуть через барьер, ей удавалось вообще избежать воздействия тока. Если же не успевала, то она ощущала это воздействие, пока не перепрыгивала через барьер или пока не истекут 60 секунд. С каждым животным такой опыт осуществлялся 10 раз.

Как итог, собаки из первой группы, которые могли контролировать подачу тока быстро научились перепрыгивать через барьер. Совсем противоположное демонстрировали собаки из второй группы, которые не имели опыта “спасения”. Шесть из восьми собак в группе, прошедшей через опыт беспомощности (имевших печальную возможность убедиться в тщетности своих усилий), совершенно не пытались избежать воздействия током в 9 или во всех 10 пробах в основном эксперименте, несмотря на то что вторая половина ящика, где они были бы в безопасности, прекрасно просматривалась. Собаки быстро сдавались, тихо поскуливали, ложились на дно ящика, хотя ящик периодически продолжало трясти.

Таким образом, если у собаки был опыт контроля ситуации, тогда у них получалось легко учиться справляться с трудностями в новых условиях. Если у собак такого опыта не было, то они проявляли удивительно мало попыток спастись в новых условиях, где такая возможность была. Они просто становились пассивными как первая мышка из притчи про молоко.

Селигман сделал вывод о том, что получая днем раньше удары током, от которых нельзя было уклониться, собаки как бы “понимали”, что от их усилий и активности ничего не зависит  и переставали бороться, становясь пассивными. Напротив, собаки, которые могли контролировать ситуацию с помощью своей активности, легко учились избегать ударов тока в основном этапе эксперимента. Они усвоили, что прекращение действия тока зависит от их поведения, от их усилий и активности.

Чуть позже данный феномен был выявлен и у людей. Дональд Хирото спустя 7 лет создал экспериментальную ситуацию, где испытуемым двух экспериментальных групп предъявлялся громкий звук. Одна группа могла прервать его, подобрав комбинацию клавиш на специальном пульте. Другая группа была лишена контроля, но получала инструкцию научиться его контролировать. Для чистоты эксперимента третья группа не участвовала в этой серии экспериментов. Основной эксперимент заключался в том, что всем трем группам нужно научиться прекращать звук. Хирото дополнил эксперимент инструкцией: половине испытуемых из трех групп говорилось, что контроль над звуком зависит от случая, а второй половине, что от способностей испытуемого.

Результаты получились следующие. Так же как и в эксперименте с собаками, контрольная группа и группа, имевшая возможность контролировать ситуацию, быстро научились управлять шумом, в то время как испытуемым из группы, лишенной возможности контроля в предварительном эксперименте, этого сделать не удавалось. Большинство испытуемых из этой последней группы пассивно сидели и терпели неприятный шум. И это происходило несмотря на то, что все обстоятельства (ситуация эксперимента, место и время) изменились.

Также был получен еще один важный результат. Каждый третий испытуемый, которого Хирото пытался ввести в состояние беспомощности не сдавался. Кроме того, каждый 10 из тех, кто не подвергался шоковому воздействию был беспомощный изначально. Аналогичный результата получился и у Селигмана с его собаками. Полученная в начале эксперимента инструкция оказала влияние на ответы испытуемых. Те, кто получал инструкцию, что воздействие зависит от случая, дольше по времени справлялись с выключением, причем во всех трех группах.

Итак, возвращаясь к нашим мышкам, можно отметить, что у первой наблюдается феномен выученной беспомощности. Почему беспомощность выученная? Потому что ранее скорее всего уже был получены опыт, где животное пыталось спастись, но его усилия ни к чему не привели. Животное выучило — “чтобы я не делало, все тщетно”. Так, беспомощность отражает веру в то, насколько эффективны будут действия.

Стоит отметить, что выученная беспомощность, это не болезнь. Это такое психологическое состояние, мышление и поведение, характеризующееся тем, что человек ведет себя беспомощно и пассивно; не улучшает условия даже тогда, когда есть такая возможность. 

Можно привести много примеров из жизни, когда люди сталкиваются с выученной беспомощностью. Например, человек не пробует себя в каком-то деле, потому что раньше он потерпел неудачу и имел опыт беспомощности; женщина не может выйти из жестоких отношений — это кажется ей невозможном. И так далее.

Знаком ли вам такой феномен? 

В следующей статье обсудим, каковы источники формирования выученной беспомощности у человека и что с этим можно сделать.

Ничего не поделать: почему формируется выученная беспомощность и как ее преодолеть

Forbes Life разбирается, как формируются механизмы выученной беспомощности и почему люди добровольно отдают контроль над жизнью и предпочитают бездействие, поверив в собственное бессилие

До 60-х годов XX века считалось, что мотивация человека зависит исключительно от силы его желания. Хочет — делает, не делает — следовательно, не очень хочет. Но в ходе «когнитивной революции» — интеллектуального движения второй половины XX века, на которую пришелся бум психологических исследований и экспериментов, ученые стали больше узнавать об устройстве психики и ментальных процессов. Тогда же, в 1954 году, американский психолог Джулиан Роттер сформулировал понятие «локус контроля» — свойства когнитивной сферы человека, которое определяет, будет он приписывать свои успехи или неудачи только внутренним либо только внешним факторам.

В 1965 году два выпускника факультета психологии Пенсильванского университета Мартин Селигман и Стивен Майер решили расширить и проверить впечатливший их эксперимент Павлова — который кроме пищевого рефлекса открыл «рефлекс свободы»: сколько бы собак ни фиксировали специальным станком, они все равно пытались вырваться. 

Селигман и Майер тоже провели эксперимент на собаках. Они поделили подопытных на три группы: контрольную просто посадили в клетки, вторую и третью — в клетки с периодической подачей тока через пол. Разряд собаки из последних двух групп получали одновременно, но вторые могли его прекратить, нажав на педаль, а третьи — нет. Затем всех собак поместили в клетки из двух отсеков: в одном ток подавался, в другом — нет. Для того чтобы попасть в безопасную часть клетки, собаке нужно было перепрыгнуть маленький барьер, и животные из двух первых групп это успешно делали.

А вот собаки из третьей группы, уже привыкшие получать удары током, просто ложились и скулили. Они были уверены, что от боли никуда деться нельзя. Это состояние Селигман и Майер назвали «выученной беспомощностью» и предположили, что оно свойственно всем млекопитающим — а значит, и homo sapiens. 

Последующие исследования других ученых это подтвердили. Например, в одном из экспериментов две группы испытуемых просили выполнять интеллектуальные задания под неприятный шум в наушниках. Люди из первой группы могли отключить шум, а из второй — нет. В результате первые практически не пользовались этой возможностью, но выполнили задания намного лучше, чем вторые, которые знали, что не могут контролировать шум. 

Материал по теме

Привычка бездействовать 

Механизм выученной беспомощности можно сравнить с «непоколебимой верой в собственное бессилие». Человек, переживший травмирующие события и не сумевший с ними справиться, бессознательно закрепляет мысль о том, что он не в силах изменить ничего в своей жизни. Причем не только выйти из новых негативных ситуаций, но и вообще так или иначе управлять собственной судьбой: поступить в вуз, найти хорошую работу, переехать в другую страну. 

«Основная характеристика выученной беспомощности — нарушение восприятия связи между усилиями и результатом», — объясняет исследователь феномена травмы кандидат философских наук Мария Фокеева. Таким людям свойственна внутренняя фиксация («все дело во мне»), глобальное мышление («вообще ничего нельзя изменить») и стабильный настрой («так будет всегда»). 

Выученная беспомощность «говорит» такими фразами:

  • «Зачем стараться, я же знаю, что не получится»
  • «Не жили богато, нечего начинать»
  • «Я все равно никогда не получу эту работу»
  • «Все мои друзья умнее меня»
  • «Я бы хотел научиться рисовать, но у меня нет способностей»
  • «В этой стране ничего не изменишь»

Человек с выученной беспомощностью не только считает все плохое закономерностью, но и все хорошее — случайностью. Победив в конкурсе, получив премию на работе или комплимент, он будет уверен, что его заслуги тут нет — чистое стечение обстоятельств. 

Вот главные симптомы выученной беспомощности:

— Отсутствие мотивации к чему-либо

— Низкая самооценка

— Неумение просить о помощи

— Фаталистические взгляды — чрезмерная вера в судьбу и удачу/неудачу, в сглаз и порчу, а также в современные теории заговоров. Общая суть веры в эти феномены — идея внешнего управления, от которого очень трудно или вообще невозможно избавиться.

Звучит как классические признаки депрессии, и отчасти так оно и есть. Есть исследования, доказывающие, что у людей с выученной беспомощностью чаще развивается депрессия, верно и обратное: чувство обреченности и безысходности — верные спутники депрессии.

Материал по теме

Травматический опыт в детстве и феномен двойной прошивки

Выученную беспомощность формирует в первую очередь травмирующая среда, которая не подкрепляет связку «мое действие равно понятный результат», а разрушает ее, объясняет практикующий психолог Екатерина Давыдова. 

Это, например, хаотичная среда: родитель непоследователен, вспыльчив, психически нездоров, и ребенок не знает, за что его накажут, а за что похвалят. Тогда лучше на всякий случай ничего не делать. В такую среду можно погрузиться и во взрослом возрасте, например, с неадекватным начальником или партнером. Другой пример нездоровой среды — та, где вы полностью находитесь во власти кого-либо. Как объясняет Екатерина Давыдова, такое бывает, например, у детей нарциссических родителей, когда ребенок не воспринимается как отдельный человек, а является так называемым нарциссическим расширением — как бы продолжением родителя, его частью.  

Вообще любые абьюзивные межличностные отношения — например, в семье или в паре — часто приводят к выученной беспомощности. Один из главных факторов — двойные прошивки, концепция double bind, разработанная американским ученым Грегори Бейтсоном. Это метод коммуникации, при котором человеку раз за разом даются противоречивые послания от значимого для него близкого. Например, мать говорит ребенку, что любит его, но отталкивает, когда тот пытается ее обнять. Или партнер «разрешает» пойти без него на вечеринку, но после возвращения перестает с вами разговаривать. Двойные послания — эффективный способ контроля без прямого принуждения. Человек, с детства привыкший к такого рода манипуляциям, практически теряет собственную волю, становится подавленным, апатичным. И — беспомощным.

Выученная беспомощность может развиться в любой жизненный момент, который сопровождается длительным, навязчивым, повторяющимся травматическим опытом.

Главное, что у человека формируется представление, что он ни на что не может влиять, которое постоянно имеет негативное подкрепление.

Самый экстремальный пример — концлагерь. Например, Виктор Франкл в своей книге «Сказать жизни да» описывает, как люди отказывались от принятия каких-либо решений, так как любое решение могло повлечь за собой тяжелое наказание или даже смерть. «Человек терял ощущение себя как субъекта не только потому, что полностью становится объектом произвола лагерной охраны, но и потому, что ощущал зависимость от чистых случайностей, становится игрушкой судьбы», — пишет Франкл. 

Материал по теме

Коллективная выученная беспомощность и теория ограниченного блага

Истоки выученной беспомощности могут иметь и коллективную природу, считает антрополог Ольга Христофорова, научный сотрудник РГГУ и РАНХиГС. Социальный антрополог Джордж Фостер в 1960-е годы выдвинул концепцию «ограниченного блага»: по его мнению, некоторые общества живут с идеей, что не только экономические ресурсы, но и все прочие блага (даже здоровье, красота, любовь, удача) ограничены. Если какой-то человек богаче и успешнее других — значит, за счет кого-то другого из общины.

«Такая идея заставляет людей «не высовываться», буквально и символически — не хвастаться успехами, не демонстрировать здоровье и красоту — быть «как все». Потому что выскочек ждет символическое наказание — сглаз, порча либо же, наоборот, обвинение в колдовстве. Безнаказанно получить что-то сверх того, что имеешь, можно лишь за пределами общины — например, выиграв в лотерею. Поэтому люди в таких обществах, как правило, очень набожные и суеверные — верят в судьбу, призывают удачу, надеются на чудо больше, чем на себя, а также верят в колдовство и дурной глаз. Фостер обнаружил такую ситуацию в мексиканской деревне и объяснил это тем, что там мало земельных ресурсов, но затем другие исследователи нашли похожую картину в других земледельческих сообществах — в Греции, Португалии, а также и в России, где земли вроде бы предостаточно», — поясняет Христофорова.

В 1957 году Марк Мартинко и Уильям Гарднер, социологи из Флоридского университета, опубликовали исследование о том, что работа в бюрократизированных организациях, где все подчинено строгому распорядку и направлено на то, чтобы подавить креативный дух и свободную волю сотрудников, приводит к «корпоративной выученной беспомощности». В жестких рамках, с деспотичным начальником люди перестают быть продуктивными, не предпринимают шаги для того, чтобы добиться повышения или улучшения условий работы. 

Общественно-политическая обстановка может формулировать чувство обреченности на уровне социума в результате так называемой коллективной травмы. «Сообщества при авторитарных режимах и перманентной экономической нестабильности переживают крайнее ограничение возможностей контроля и влияния на политическую ситуацию, — объясняет Мария Фокеева. — Сейчас, конечно, выученная беспомощность обосновалась в нашем обществе, что опять-таки связано с продолжительным угнетением социальных рычагов управления и давления на власть». Конечно, коллективная выученная беспомощность в нашей стране сформировалась не сегодня и не вчера: на это работала вся советская идеология. Отсутствие частной собственности, рынка и конкуренции, а также возможности реально влиять на выборы — все это постепенно усиливало в социуме чувство обреченности и убивало мотивацию что-либо менять. 

Но и это не было началом. Как отмечает Ольга Христофорова, можно вспомнить и крепостное право, и круговую поруку, когда личность была целиком подчинена общине, и правила патриархального общества, где не только женщины были во власти мужчин, но и в целом молодежь подчинялась старшим, точно знающим, как нужно действовать и мыслить: «Так были устроены, пожалуй, все человеческие сообщества на заре цивилизации, и в этом не было ничего плохого. Во-первых, потому, что это базовый механизм сохранения культуры — когда нет письменности, культура хранится буквально в сознании старших и подчинение им просто необходимо для выживания группы. А во-вторых, этот механизм компенсировался другим, направленным на поиск нового. Этим поиском могли заниматься те, кто доказал свою надежность как гарант социальной стабильности — прежде всего юноши, прошедшие инициацию, да и у женщин была своя сфера ответственности и самостоятельности — домашнее хозяйство, воспитание детей, здоровье семьи. Конечно, их придумки и нововведения подвергались так называемой цензуре коллектива, но в целом возможности творчества были у всех».

Иная ситуация складывается с возникновением больших поселений, сложных хозяйственных процессов (ирригации, например), письменности, государства — социальной верхушке выгодно (а иногда просто жизненно важно) держать рядовое население в подчинении и страхе — через систему законов и религиозных установлений. Здесь второй механизм, направленный на поиск нового, работает иначе, к этому допускаются не все, заключает Христофорова: «Простолюдины должны работать и жить так, как им говорят элиты. И это, конечно, совсем не полезно для личности человека».

Материал по теме

Место в стае

Люди c выученной беспомощностью часто раздражают окружающих — они вечно жалуются, видят все в черном свете, а главное, упускают возможности, которые плывут им прямо в руки. Тут важно помнить, что выученная беспомощность не личная вина, а личная беда. Научный журналист Анастасия Травкина в своей книге «Homo Mutabilis: Как наука о мозге помогла мне преодолеть стереотипы, поверить в себя и круто изменить жизнь» отмечает, что низкий уровень жизни сказывается на работе мозга и может привести к деформации личности. Именно поэтому советы в духе «возьмите свою жизнь в свои руки», которые щедро раздают выходцы из благополучных семей, часто оказываются неэффективными для людей из неблагополучной среды. «Люди, растущие в стрессе и постоянно испытывающие чувство беспомощности, вырабатывают так называемый внешний локус контроля — мироощущение, при котором они не могут управлять своей жизнью и склонны делегировать ответственность за нее другим или полагаться на внешние обстоятельства».

«Не секрет, что все мы разные и обладаем разными триггерами: для кого-то этот триггер — состояние пассивности другого человека, — объясняет Анна Гвоздева, психолог, автор телеграм-канала «Это не психотерапия». — Тогда, конечно, нужно смотреть вглубь себя. Возможно, у вас в жизни много контроля и борьбы, и вас раздражают люди, которые его давно отпустили и сдались? Важно помнить, что часто в случае человека с выученной беспомощностью жалоба — это форма коммуникации. Он не хочет помощи; он хочет быть услышанным». Мария Фокеева подтверждает, что социум не очень хорошо понимает, как обращаться с такими людьми. Здесь имеет значение и недостаток эмпатии, и невозможность представить себе травматический опыт человека с выученной беспомощностью. «Другой видит в жизни человека выход и пункты, которые все еще можно контролировать, человек с выученной беспомощностью их не видит в силу травматизации». 

Материал по теме

С ног на голову

30 лет спустя после первого эксперимента с собаками Майер провел новые исследования, уже вместе со своими студентами и используя последние достижения нейронаук. Выяснилось неожиданное: оказывается, беспомощность — естественное состояние любого млекопитающего. Выученным как раз является контроль. Беспомощность — отправная точка развития, от которой мы постепенно отдаляемся, обучаясь управлять реальностью. Ведь для предков человека любые негативные события были совершенно неконтролируемыми — от засухи до нападения саблезубого тигра. Префронтальные зоны больших полушарий мозга, отвечающие в том числе за «исполнительную функцию» — планирование усилий, достижение целей, прогноз последствий — сформировались в процессе эволюции довольно поздно. 

Татьяна Ежова, executive-коуч бизнес-школы PresentPerfect, напоминает, что дети рождаются беспомощными и учатся чувствовать влияние на результат постепенно, во многом благодаря обратной связи родителей. Подкрепления результата: «Смотри, ты пошел!», «Ты прочитал первое слово!» — дают ребенку чувство, что он может на что-то влиять, достигать чего-то своими действиями. То же происходит с нашей психикой. Или не происходит — без положительного подкрепления. 

Материал по теме

Обучение оптимизму и поиск внутренней опоры 

С выученной беспомощностью можно сосуществовать годами, но вот качество жизни от этого очень падает. Есть исследования, доказывающие, что такие люди намного чаще страдают от стресса, хуже следят за своим здоровьем, у них повышается риск развития тревожности и фобий. В одном исследовании выяснили, что в домах милосердия, где медсестры полностью брали на себя заботу о дееспособных пациентах и не давали им ничего делать (из лучших побуждений!), те быстрее умирали. Другое исследование показало, что, если заключенным в тюрьме разрешали двигать мебель и переключать каналы телевизора, их настроение и показатели здоровья значительно улучшались. Именно поэтому с выученной беспомощностью можно и нужно бороться. Как это сделать? Вспомним, чем закончился оригинальный эксперимент Селигмана и Майера с собаками. Для того чтобы обучить отчаявшихся животных из третьей группы, ученые несколько раз брали их за лапы и показывали, как перепрыгнуть в безопасную часть клетки. Получив положительный опыт, собаки начинали контролировать ситуацию.

Татьяна Ежова советует в борьбе с выученной беспомощностью придерживаться принципа маленьких шагов и хвалить себя за результаты. «У вас в опыте должна появиться установка «Я — могу», — объясняет она. Например, можно ставить себе микроцели в течение дня, обязательно с временными рамками: ответить на три письма за полчаса, помыть посуду за 15 минут, погулять с детьми час. Выполнение этих маленьких задач раз за разом будет давать положительное подкрепление. Даже если беспомощность вызвана глобальными общественно-политическими процессами, когда на ситуацию повлиять никак нельзя: «Разрешите себе называть вещи своими именами, не соглашаться с определенными людьми, откровенно разговаривать о мировой повестке с ближним кругом. Это уже даст чувство контроля. Вообще поддерживающее окружение — залог того, что вы успешно справитесь с беспомощностью».

Выученная беспомощность: примеры, симптомы и лечение

Выученная беспомощность – это состояние, возникающее после неоднократного переживания человеком стрессовой ситуации. Они приходят к выводу, что не могут контролировать или изменить ситуацию, поэтому не пытаются, даже когда появляются возможности для изменений.

Психологи впервые описали выученную беспомощность в 1967 году после серии экспериментов на животных, предполагая, что их выводы могут быть применимы к людям.

Выученная беспомощность приводит к повышенному чувству стресса и депрессии. У некоторых людей это связано с посттравматическим стрессовым расстройством (ПТСР).

В этой статье исследуется состояние выученной беспомощности и предлагаются некоторые способы его преодоления.

По данным Американской психологической ассоциации, выученная беспомощность возникает, когда кто-то неоднократно сталкивается с неконтролируемыми стрессовыми ситуациями, а затем не осуществляет контроль, когда он становится доступным.

Они «узнали», что беспомощны в этой ситуации и больше не пытаются ее изменить, даже если изменение возможно.

Как только человек, получивший этот опыт, обнаруживает, что он не может контролировать события вокруг себя, он теряет мотивацию. Даже если появляется возможность, которая позволяет человеку изменить свои обстоятельства, он не предпринимает никаких действий.

Люди, испытывающие выученную беспомощность, часто менее способны принимать решения.

Выученная беспомощность может увеличить риск депрессии.

Профессор Мартин Селигман, один из психологов, которым приписывают определение выученной беспомощности, подробно описал три ключевые характеристики:

  1. стать пассивным перед лицом травмы
  2. трудности с пониманием того, что реакции могут контролировать травму
  3. повышение уровня стресса

В 1967 году профессор Селигман и профессор Стивен Ф. Майер впервые описали свою теорию выученной беспомощности.

Исследователи провели исследования на собаках, в ходе которых животных подвергали серии ударов током.

Собаки, которые не могли контролировать электрошок, в конечном итоге проявляли признаки депрессии и беспокойства. Те, что могли нажать рычаг, чтобы остановить толчки, этого не сделали.

В последующих исследованиях собаки, которые не могли контролировать удары током в первом эксперименте, даже не пытались избежать ударов током, несмотря на то, что они могли сделать это, перепрыгнув через барьер. Они научились становиться беспомощными.

Однако много лет спустя профессор Майер провел нейронаучное исследование, которое показало, что собаки на самом деле не научились беспомощности — вместо этого они не научились контролировать.

Профессор Селигман также ввел термин «выученный оптимизм», который используется для борьбы с негативными мыслями и борьбы с выученной беспомощностью.

Выученная беспомощность может ухудшить способность человека справляться со стрессовыми ситуациями.

Это также может увеличить риск психических расстройств, таких как депрессия и тревога.

Некоторые из симптомов, обычно связанных с выученной беспомощностью, включают:

  • чувство отсутствия контроля над исходом ситуации
  • неспособность попросить о помощи
  • низкую самооценку задания
  • отсутствие настойчивости
  • чувство разочарования
  • пассивность
  • легкость сдачи

Выученная беспомощность часто возникает в ответ на стрессовые ситуации или травматические переживания, когда человек чувствует, что имеет ограниченный контроль над исходом.

Это приводит к чувству беспомощности и потере мотивации, которые остаются даже после того, как у них появляется возможность внести изменения в свои обстоятельства.

Это особенно распространено среди людей, столкнувшихся с такими проблемами, как травма, насилие в семье или безнадзорность в детстве.

Медицинские работники обычно считают выученную беспомощность типом расстройства мышления, а не состоянием психического здоровья. Тем не менее, это может способствовать или ухудшать симптомы некоторых психических заболеваний, включая посттравматическое стрессовое расстройство или депрессию.

Часто выученная беспомощность начинается в детстве.

Когда опекуны не реагируют должным образом на потребность ребенка в помощи, ребенок может понять, что они не могут изменить свою ситуацию. Если это происходит регулярно, состояние выученной беспомощности может сохраняться и во взрослом возрасте.

Например, у детей, подвергавшихся длительному жестокому обращению и пренебрежению, может развиться выученная беспомощность и чувство беспомощности.

Некоторые характеристики выученной беспомощности у детей включают:

  • низкую самооценку
  • низкую мотивацию
  • низкие ожидания успеха
  • меньшую настойчивость
  • отсутствие просьб о помощи
  • приписывая успех не зависящим от них факторам, таким как удача

В детстве выученная беспомощность часто проявляется в школе. Если ребенок усердно учится, чтобы хорошо успевать в школе, но в конечном итоге делает плохо, он может чувствовать себя беспомощным и безнадежным.

Дети могут избежать выученной беспомощности, развивая устойчивость. Среди множества факторов, которые могут способствовать устойчивости, можно назвать положительную привязанность к опекунам, чувство юмора и независимость.

У взрослых выученная беспомощность проявляется в том, что человек не использует или не учится адаптивным реакциям на сложные ситуации.

Люди в этом состоянии обычно соглашаются с тем, что плохие вещи случаются и что они мало что могут над ними контролировать. Им не удается решить проблемы, даже если есть потенциальное решение.

Ниже приведены некоторые примеры ситуаций, которые могут привести к выученной беспомощности у взрослых:

  • Продолжение курения, несмотря на несколько попыток бросить курить, может заставить человека поверить, что он всегда будет нуждаться в курении.
  • Неспособность похудеть после различных изменений в питании или образе жизни может привести к тому, что человек поверит, что этого никогда не произойдет, и перестанет пытаться.
  • Выйти из ситуации домашнего насилия может быть очень сложно. Некоторые люди, имеющие такой опыт, склонны уходить несколько раз, прежде чем сделать это навсегда. Человек может полагать, что он никогда не сможет избежать ситуации, даже если помощь и поддержка доступны.

Опыт человека может увеличить риск развития выученной беспомощности. Обычно это начинается после повторяющихся травмирующих событий, таких как жестокое обращение в детстве или насилие в семье.

Однако не у всех, кто проходит через подобные вещи, развивается выученная беспомощность.

Объяснительные стили также играют роль в его развитии. Объяснительный стиль – это способ, которым человек объясняет себе событие.

Люди с пессимистическим стилем объяснения, заставляющим их рассматривать негативные события как неизбежные и являющиеся следствием их недостатков, чаще испытывают выученную беспомощность. Люди с оптимистичным стилем объяснения менее склонны к этому.

Со временем выученная беспомощность может повлиять на успеваемость человека на работе или в школе.

Фактически, некоторые исследования показывают, что выученная беспомощность, тревога и низкая самооценка могут негативно повлиять на успеваемость по определенным академическим предметам, таким как математика.

В дополнение к ухудшению успеваемости учащиеся, у которых в подростковом возрасте развивается выученная беспомощность, могут также переносить эти практики во взрослую жизнь.

Это может повлиять на трудовую жизнь человека, его социальное и психологическое благополучие.

Выученная беспомощность также может повышать риск определенных психических расстройств, включая депрессию, тревогу и посттравматическое стрессовое расстройство.

Выученная беспомощность связана с депрессией, посттравматическим стрессовым расстройством и другими проблемами со здоровьем.

Исследования показывают, что он усиливает чувство стресса, беспокойства и депрессии как у людей, так и у животных.

Например, одно исследование лиц, подвергшихся домашнему насилию, показало, что они испытывают сильный страх, что может привести к выученной беспомощности, которая может мешать им выйти из ситуации насилия.

Люди с выученной беспомощностью могут ее преодолеть.

Наиболее распространенным методом лечения является терапия, особенно когнитивно-поведенческая терапия (КПТ). КПТ помогает людям преодолевать эти типы проблем, изменяя их образ мышления и действия.

Во время терапии люди могут:

  • получать поддержку и поощрение
  • исследовать причины выученной беспомощности
  • разрабатывать способы уменьшения чувства беспомощности
  • выявлять негативные мысли, способствующие выученной беспомощности
  • замена мыслей и поведения на более позитивные и полезные
  • повышение самооценки
  • работа с трудными эмоциями
  • устранение случаев жестокого обращения, пренебрежения и травм
  • постановка целей и задач для себя

некоторые более ранние исследования также предполагает, что физические упражнения могут предотвратить выученную беспомощность у животных.

Несмотря на отсутствие исследований этого конкретного эффекта физических упражнений на людей, физическая активность обычно полезна для психического здоровья и может уменьшить или предотвратить тревогу, депрессию, стресс и другие проблемы со здоровьем.

Соблюдение здоровой диеты, медитация и практика осознанности — это другие изменения образа жизни, которые могут улучшить психическое здоровье и мировоззрение человека.

Вот несколько распространенных вопросов о выученной беспомощности.

Что является примером выученной беспомощности?

Выученная беспомощность часто возникает у детей в школе.

Например, если ребенок регулярно плохо сдает экзамены даже после учебы, он может начать думать, что подготовка к экзаменам неэффективна и никак не повлияет на его оценку.

Чувство беспомощности может привести к тому, что они будут прилагать меньше усилий к учебе, что со временем может отрицательно сказаться на успеваемости.

Как выглядит выученная беспомощность у взрослых?

У взрослых выученная беспомощность может вызвать проблемы во взаимоотношениях, рабочих обязанностях и психологическом благополучии. Кроме того, это может быть связано с такими проблемами, как низкая самооценка, пассивность и снижение мотивации.

Как избавиться от выученной беспомощности?

Терапия может помочь людям изменить свои мысли и действия, чтобы преодолеть выученную беспомощность. Это также может помочь повысить самооценку, повысить мотивацию и решить любые основные проблемы, которые могут быть связаны с этим.

Последствия выученной беспомощности могут быть обширными, влияя на психическое здоровье человека, отношения и другие аспекты жизни.

Это также увеличивает риск стресса, депрессии и низкой самооценки.

Определенные факторы, такие как жестокое обращение в прошлом и пессимистический взгляд, могут сделать человека более склонным к выученной беспомощности.

Тем не менее, это можно преодолеть с помощью терапии и изменения образа жизни.

Всем, кто считает, что испытывает выученную беспомощность, следует подумать о том, чтобы поговорить со специалистом в области психического здоровья, который может помочь им взять ситуацию под контроль.

Выученная беспомощность: примеры, симптомы и лечение

Выученная беспомощность – это состояние, возникающее после неоднократного переживания человеком стрессовой ситуации. Они приходят к выводу, что не могут контролировать или изменить ситуацию, поэтому не пытаются — даже когда появляются возможности для изменений.

Психологи впервые описали выученную беспомощность в 1967 году после серии экспериментов на животных, предполагая, что их выводы могут быть применимы к людям.

Выученная беспомощность приводит к повышенному чувству стресса и депрессии. У некоторых людей это связано с посттравматическим стрессовым расстройством (ПТСР).

В этой статье исследуется состояние выученной беспомощности и предлагаются некоторые способы его преодоления.

По данным Американской психологической ассоциации, выученная беспомощность возникает, когда кто-то неоднократно сталкивается с неконтролируемыми стрессовыми ситуациями, а затем не осуществляет контроль, когда он становится доступным.

Они «узнали», что беспомощны в этой ситуации и больше не пытаются ее изменить, даже если это возможно.

Как только человек, переживший этот опыт, обнаруживает, что не может контролировать происходящее вокруг него, он теряет мотивацию. Даже если появляется возможность, которая позволяет человеку изменить свои обстоятельства, он не предпринимает никаких действий.

Люди, испытывающие выученную беспомощность, часто менее способны принимать решения.

Выученная беспомощность может увеличить риск депрессии.

Профессор Мартин Селигман, один из психологов, которым приписывают определение выученной беспомощности, подробно описал три ключевые особенности:

  1. пассивность перед лицом травмы
  2. трудности в обучении тому, что реакции могут контролировать травму
  3. повышение уровня стресса

В 1967 году профессор Селигман и профессор Стивен Ф. Майер впервые описали свою теорию выученной беспомощности.

Исследователи провели исследования на собаках, в ходе которых животных подвергали серии ударов током.

Собаки, которые не могли контролировать электрошок, в конечном итоге проявляли признаки депрессии и беспокойства. Те, что могли нажать рычаг, чтобы остановить толчки, этого не сделали.

В последующих исследованиях собаки, которые не могли контролировать удары током в первом эксперименте, даже не пытались избежать ударов током, несмотря на то, что они могли сделать это, перепрыгнув через барьер. Они научились становиться беспомощными.

Однако много лет спустя профессор Майер провел нейронаучное исследование, которое показало, что собаки на самом деле не научились беспомощности — вместо этого они не научились контролировать.

Профессор Селигман также ввел термин «выученный оптимизм», который используется для борьбы с негативными мыслями и борьбы с выученной беспомощностью.

Выученная беспомощность может ухудшить способность человека справляться со стрессовыми ситуациями.

Это также может увеличить риск психических расстройств, таких как депрессия и тревога.

Некоторые из симптомов, обычно связанных с выученной беспомощностью, включают:

  • чувство отсутствия контроля над исходом ситуации
  • Неспособность попросить о помощи
  • с низкой самооценкой
  • Снижение мотивации
  • Прилагая меньше усилий в задачи
  • Отсутствие стойко в ответ на стрессовые ситуации или травматические переживания, в которых человек чувствует, что он имеет ограниченный контроль над результатом.

    Это приводит к чувству беспомощности и потере мотивации, которые остаются даже после того, как у них появляется возможность внести изменения в свои обстоятельства.

    Это особенно распространено среди людей, которые пережили такие проблемы, как травма, насилие в семье или отсутствие заботы в детстве.

    Медицинские работники обычно считают выученную беспомощность типом расстройства мышления, а не состоянием психического здоровья. Тем не менее, это может способствовать или ухудшать симптомы некоторых психических заболеваний, включая посттравматическое стрессовое расстройство или депрессию.

    Часто выученная беспомощность начинается в детстве.

    Когда опекуны не реагируют должным образом на потребность ребенка в помощи, ребенок может понять, что они не могут изменить свою ситуацию. Если это происходит регулярно, состояние выученной беспомощности может сохраняться и во взрослом возрасте.

    Например, у детей, подвергавшихся длительному жестокому обращению и пренебрежению, может развиться выученная беспомощность и чувство беспомощности.

    Некоторые характеристики выученной беспомощности у детей включают:

    • низкую самооценку
    • низкую мотивацию
    • низкие ожидания успеха
    • меньшую настойчивость
    • отсутствие просьб о помощи
    • приписывая успех не зависящим от них факторам, таким как удача

    В детстве выученная беспомощность часто проявляется в школе. Если ребенок усердно учится, чтобы хорошо успевать в школе, но в конечном итоге делает плохо, он может чувствовать себя беспомощным и безнадежным.

    Дети могут избежать выученной беспомощности, развивая устойчивость. Среди множества факторов, которые могут способствовать устойчивости, можно назвать положительную привязанность к опекунам, чувство юмора и независимость.

    У взрослых выученная беспомощность проявляется в том, что человек не использует или не учится адаптивным реакциям на сложные ситуации.

    Люди в этом состоянии обычно соглашаются с тем, что плохие вещи случаются и что они мало что могут над ними контролировать. Им не удается решить проблемы, даже если есть потенциальное решение.

    Ниже приведены некоторые примеры ситуаций, которые могут привести к выученной беспомощности у взрослых:

    • Продолжение курения, несмотря на несколько попыток бросить курить, может заставить человека поверить, что он всегда будет нуждаться в курении.
    • Неспособность похудеть после различных изменений в питании или образе жизни может привести к тому, что человек поверит, что этого никогда не произойдет, и перестанет пытаться.
    • Выйти из ситуации домашнего насилия может быть очень сложно. Некоторые люди, имеющие такой опыт, склонны уходить несколько раз, прежде чем сделать это навсегда. Человек может полагать, что он никогда не сможет избежать ситуации, даже если помощь и поддержка доступны.

    Опыт человека может увеличить риск развития выученной беспомощности. Обычно это начинается после повторяющихся травмирующих событий, таких как жестокое обращение в детстве или насилие в семье.

    Однако не у всех, кто проходит через подобные вещи, развивается выученная беспомощность.

    Объяснительные стили также играют роль в его развитии. Объяснительный стиль – это способ, которым человек объясняет себе событие.

    Люди с пессимистическим стилем объяснения, заставляющим их рассматривать негативные события как неизбежные и являющиеся следствием их недостатков, чаще испытывают выученную беспомощность. Люди с оптимистичным стилем объяснения менее склонны к этому.

    Со временем выученная беспомощность может повлиять на успеваемость человека на работе или в школе.

    Фактически, некоторые исследования показывают, что выученная беспомощность, тревога и низкая самооценка могут негативно повлиять на успеваемость по определенным академическим предметам, таким как математика.

    В дополнение к ухудшению успеваемости учащиеся, у которых в подростковом возрасте развивается выученная беспомощность, могут также переносить эти практики во взрослую жизнь.

    Это может повлиять на трудовую жизнь человека, его социальное и психологическое благополучие.

    Выученная беспомощность также может повышать риск определенных психических расстройств, включая депрессию, тревогу и посттравматическое стрессовое расстройство.

    Выученная беспомощность связана с депрессией, посттравматическим стрессовым расстройством и другими проблемами со здоровьем.

    Исследования показывают, что он усиливает чувство стресса, беспокойства и депрессии как у людей, так и у животных.

    Например, одно исследование лиц, подвергшихся домашнему насилию, показало, что они испытывают сильный страх, что может привести к выученной беспомощности, которая может мешать им выйти из ситуации насилия.

    Люди с выученной беспомощностью могут ее преодолеть.

    Наиболее распространенным методом лечения является терапия, особенно когнитивно-поведенческая терапия (КПТ). КПТ помогает людям преодолевать эти типы проблем, изменяя их образ мышления и действия.

    Во время терапии люди могут:

    • получать поддержку и поощрение
    • исследовать причины выученной беспомощности
    • разрабатывать способы уменьшения чувства беспомощности
    • выявлять негативные мысли, способствующие выученной беспомощности
    • замена мыслей и поведения на более позитивные и полезные
    • повышение самооценки
    • работа с трудными эмоциями
    • устранение случаев жестокого обращения, пренебрежения и травм
    • постановка целей и задач для себя

    некоторые более ранние исследования также предполагает, что физические упражнения могут предотвратить выученную беспомощность у животных.

    Несмотря на отсутствие исследований этого конкретного эффекта физических упражнений на людей, физическая активность обычно полезна для психического здоровья и может уменьшить или предотвратить тревогу, депрессию, стресс и другие проблемы со здоровьем.

    Соблюдение здоровой диеты, медитация и практика осознанности — это другие изменения образа жизни, которые могут улучшить психическое здоровье и мировоззрение человека.

    Вот несколько распространенных вопросов о выученной беспомощности.

    Что является примером выученной беспомощности?

    Выученная беспомощность часто возникает у детей в школе.

    Например, если ребенок регулярно плохо сдает экзамены даже после учебы, он может начать думать, что подготовка к контрольным неэффективна и никак не повлияет на его оценку.

    Чувство беспомощности может привести к тому, что они будут прилагать меньше усилий к учебе, что со временем может отрицательно сказаться на успеваемости.

    Как выглядит выученная беспомощность у взрослых?

    У взрослых выученная беспомощность может вызвать проблемы во взаимоотношениях, рабочих обязанностях и психологическом благополучии. Кроме того, это может быть связано с такими проблемами, как низкая самооценка, пассивность и снижение мотивации.

    Как избавиться от выученной беспомощности?

    Терапия может помочь людям изменить свои мысли и действия, чтобы преодолеть выученную беспомощность.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *