Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Тест м рокича это методика исследования: Методика М.Рокича «Ценностные ориентации»: шкалы, ключи, интерпретация, пример.

Содержание

тест Рокича

Тест ценностных ориентаций М. Рокича

(модификация Б.С. Круглова)

Описание теста.

В основу теста ценностных ориентаций М. Рокича (модификация Б.С. Круглова) положена процедура ранжирования списка ценностей. Результаты ранжирования оценивались по двум критериям:

а) степени сформированности иерархической структуры ценностных ориентаций школьников (взрослых) и

б) анализ содержания, степени выраженности отдельных компонентов ранговой структуры показателей ценностных ориентаций.

Первый показатель очень важен для оценки уровня личностной зрелости школьника. Интериоризация ценностей как осознанный процесс возможна лишь при условии действия психологического механизма дифференциации и интеграции ценностей, т.е. способности индивида выделять из множества неопределенных объектов те, которые предоставляют для него определенную ценность.

Функционирование подобного психологического механизма возможно лишь при достаточно высоком уровне личностного развития, включающем определенную степень сформированности высших психических функций сознания и социально-психологической зрелости.

Второй показатель содержательно квалифицирует направленность личности. М. Рокич выделил две группы ценностей с точки зрения целей и задач, которым служат та или иная ценность. Первую группу составляют ценности-цели (терминальные ценности), вторую – ценности-средства (инструментальные ценности). Подобное деление ценностей достаточно условно, однако выделение в структуре и содержании ценностных ориентаций этих двух групп позволяет, с одной стороны, более глубоко подойти к интерпретации содержательной стороны понятия «направленность личности», а с другой стороны – умение человека дифференцировать в своем сознании цели и средства деятельности свидетельствует об определенном уровне развития его личности.

В ходе обследования каждому подростку было предложено два бланка (приложение 1 и 2), на которых приводятся списки из 17 терминальных и 17 инструментальных ценностей. Каждую из предложенных ценностей испытуемый должен оценить по 5-балльной системе. В инструкции перед началом работы экспериментатор подробно объясняет детям, как оценивается каждая ценность отдельно, в соответствии с ее значимостью для испытуемого.

Обработка и интерпретация данных ведется в строгом соответствии с теоретической моделью понимания ценностных ориентаций Рокича-Круглова.

1 этап. Прежде всего, определяется степень сформированности психологического механизма ценностных ориентаций, показателем которой является вариативность оценок при определении значимости той или иной ценности (Приложение 1 и 2).

Так в случаях, когда испытуемый использует все оценки пятибалльной шкалы, можно говорить о высоком уровне сформированности у него психологического механизма дифференциации ценностей.

Если испытуемый использует три или четыре оценки пятибалльной шкалы, то можно говорить о среднем уровне сформированности у него психологического механизма дифференциации ценностей.

Если испытуемый при ранжировании ценностей пользуется в основном двумя из пяти оценок, то это свидетельствует о том, что механизм дифференциации находится у него на начальной стадии (низкий уровень) своего формирования и соответствует среднему уровню.

Если же испытуемый все предложенные ценности оценивают одним и тем же баллом, или вообще не может дать оценки, то это показывает, что дифференциация как психологический механизм ценностных ориентаций у этого ребенка еще

не сформировался.

По степени сформированности психологического механизма дифференциации ценностей все испытуемые были распределены на четыре основные группы: учащиеся с низким, средним, высоким и не сформировавшимся уровнем сформированности умения производить ценностный выбор.

Таким образом, на основе анализа показателя степени сформированности механизма дифференциации ценностей у испытуемого изучалась развитость способности производить ценностный выбор, которая в свою очередь отражает уровень личностной зрелости человека.

2 этап. Следующим показателем, характеризующим особенности формирования системы ценностных ориентаций личности, является содержательная сторона иерархической структуры ценностных ориентаций. Школьникам было предложено из семнадцати терминальных и семнадцати инструментальных ценностей выбрать по пять наиболее значимых для них ценностей и соответственно проранжировать их по степени важности для жизнедеятельности. Для этого первый ранг приписывался той ценностной ориентации, которая получила наибольшее число выборов, второй ранг – следующая за ней и т.д.

В результате анализа степени выраженности отдельных компонентов системы ценностных ориентаций выявлены предпочтения, которые отдаются тем или иным ценностям у детей в зависимости от возраста, пола и типа образования. Это позволило нам сделать выводы об изменчивости, качественной перестройке, преобразованиях внутренней структуры ценностных ориентаций детей и подростков, проследить возрастные особенности направленности личности.

Задание № 1

Ниже приводится список основных целей, которые люди стремятся достичь в своей жизни. Какие из них являются лично для тебя ценными, значимыми?

Значимость каждого пункта этого списка оцени в баллах от 5 до 1:

5 баллов – эта цель очень значима для меня;

4 балла – эта цель для меня значима;

3 балла – что-то среднее по значимости;

2 балла – эта цель для меня мало значима;

1 балл – совсем незначима.

Баллы

Общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей)

5 4 3 2 1

Уверенность в себе

(свобода от внутренних противоречий, сомнений)

5 4 3 2 1

Саморазвитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное самосовершенствование)

5 4 3 2 1

Богатая и обеспеченная жизнь

5 4 3 2 1

Здоровье

5 4 3 2 1

Удовольствия (жизнь полная удовольствий, приятного проведения времени, много развлечений)

5 4 3 2 1

Интересная работа

5 4 3 2 1

Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком)

5 4 3 2 1

Самореализация (максимально полное использование своих возможностей, сил, способностей)

5 4 3 2 1

Быть свободным и независимым в поступках и действиях

5 4 3 2 1

Наличие хороших и верных друзей

5 4 3 2 1

Познание (возможность расширения своего образования, кругозора, интеллектуального развития, учеба)

5 4 3 2 1

Честная жизнь (жить с чистой совестью)

5 4 3 2 1

Счастливая семейная жизнь

5 4 3 2 1

Активная деятельная жизнь

5 4 3 2 1

Возможность заниматься творчеством

5 4 3 2 1

Развитие общества, счастье других людей, мир на земле

5 4 3 2 1

Отметь, пожалуйста, пять самых важных (значимых) для тебя целей жизни и поставь под номером 1 – самую значимую цель, под номером 2 – чуть менее значимую и так далее для всех пяти выборов.

Задание № 2

Ниже приводится список основных качеств человека, которые необходимы ему для достижения поставленных в жизни целей. Какие из них являются для тебя самыми важными и значимыми?

Значимость каждого пункта оцени в баллах от 5 до 1:

5 баллов – это качества очень значимо для меня;

4 балла – это качество для меня значимо;

3 балла – что-то среднее по значимости;

2 балла – это качество для меня мало значимо;

1 балл – совсем незначимое качество.

Качества личности

Баллы

Воспитанность (хорошие манеры, вежливость)

5 4 3 2 1

Образованность (широта знаний, высокая общая культура)

5 4 3 2 1

Честность (правдивость)

5 4 3 2 1

Ответственность ( чувство долга, умение держать слово)

5 4 3 2 1

Жизнерадостность (чувство юмора)

5 4 3 2 1

Исполнительность (дисциплинированность)

5 4 3 2 1

Аккуратность (чистоплотность, умение содержать в порядке вещи, порядок в делах)

5 4 3 2 1

Любовь и уважение к людям

5 4 3 2 1

Ум (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения)

5 4 3 2 1

Твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями)

5 4 3 2 1

Уверенность в себе

5 4 3 2 1

Внешняя привлекательность

5 4 3 2 1

Умение приспосабливаться

5 4 3 2 1

Скромность

5 4 3 2 1

Доброта

5 4 3 2 1

Патриотизм (любовь к Родине)

5 4 3 2 1

Терпимость к взглядам и мнениям других (умение прощать другим их ошибки и заблуждения)

5 4 3 2 1

Отметь, пожалуйста, пять самых важных (значимых) для тебя качеств человека и поставь под номером 1 – самое значимое качество, под номером 2 – чуть менее значимое и так далее для всех пяти выборов.

5

Методика Рокича «Ценностные ориентации»: плюсы и минусы

Психология — очень занимательная наука. Особенно увлекательна прикладная психология. Её действие можно наблюдать непосредственно. Поведение людей в обществе и в некоторых ситуациях определяется неким набором причин. Исходя из них и своих ценностей, человек совершает то или иное действие. Исследование ценностей каждого отдельного индивида — очень затягивающий процесс, который может привести к огромным социологическим и психологическим результатам.

Что такое ценности?

Ценности – это определённые взгляды на жизнь и весь окружающий мир. Они во многом определяют человека как личность в обществе и задают направление его деятельности в любой сфере. На наборе ценностей строится жизненная философия каждого отдельного человека. Иногда люди не могут объяснить свои те или иные поступки. Это объясняется очень просто – у них имеются определённые ценности, которые влияют на поведение. Но эти приоритетные взгляды хранятся на уровне подсознания. Объективно объяснить и понять их человеку трудно. Но это возможно. В таких случаях очень полезно навестить профессионального психолога, который поможет разобраться в себе и найти верное решение. Им может стать методика изучения ценностных ориентаций М. Рокича.

Исследования ценностных ориентаций

Поскольку речь зашла о ценностях каждого человека, то следует уделить особое внимание изучению этого вопроса. Исследованием данной сферы занимался Милтон Рокич – известный американский психолог. Несмотря на то что свою трудовую деятельность он начинал психиатром, вскоре его увлекла сфера общественных отношений и ценностей. Главным достижением считается разработанная методика Рокича «Ценностные ориентации». Это личностный тест, который выявляет и фиксирует ценностные аспекты.

Методика

Методика исследования ценностных ориентаций М. Рокича настаивает на индивидуальном подходе. Конечно, возможно и групповое тестирование. Но отдельные тесты считаются более качественными и точными.

Респонденту дают два списка ценностей, в каждом из них по 18 пунктов. Они могут быть на листках или на специальных карточках. Затем испытуемый должен прочитать все ценности и напротив каждой поставить её порядковый номер, в соответствии со своей ценностной системой. Чем значительнее указанная ценность – тем выше её ранг.

Стоит отметить, что каждая группа ценностей, состоящая из 18 пунктов. – это не просто набор любых приоритетов. Первая карточка — это список терминальных ценностей, вторая – список инструментальных ценностей. После того как испытуемый проставил порядковый номер, он должен сдать две карточки в порядке их важности. Другими словами, определить, какая из двух групп ценностей более важна для него.

Важно! Во время прохождения теста решение человека о важности той или иной категории может меняться. Не следует сразу забирать результаты – дайте время прочесть и обдумать написанное. Считается, что последний вариант сдачи результатов является наиболее точным.

Материал теста

Первая карточка представляет собой терминальные ценности. Ознакомимся с ними:

  1. Эмоционально насыщенная, яркая жизнь.
  2. Мудрость и жизненный опыт, которые показывают зрелость личности.
  3. Абсолютное здоровье (эмоциональное, психическое, физическое).
  4. Захватывающая работа.
  5. Чувство прекрасного в природе, музыке, поэзии.
  6. Любимый человек, полное взаимопонимание и любовь.
  7. Финансовая независимость и обеспеченность денежными средствами для осуществления своих потребностей и желаний.
  8. Долгая и верная дружба.
  9. Признание общества, всеобщее уважение.
  10. Возможность читать лучшие книги, путешествовать, постоянно развиваться и совершенствоваться.
  11. Полная самоотдача, максимальная реализация своего потенциала.
  12. Полноценное и всеобъемлющее развитие.
  13. Приятная жизнь, удовольствия и отсутствие обязательств.
  14. Независимость и свобода в поступках и мыслях.
  15. Домашний очаг, родная семья.
  16. Добро во имя других, самопожертвование.
  17. Возможность творческой самореализации.
  18. Внутренняя сила, уверенность в своих способностях, душевная гармония и спокойствие.

Рассмотрим инструментальные ценности:

  1. Порядок и аккуратность во всём.
  2. Благовоспитанность, умение себя вести в обществе.
  3. Амбициозность, большие запросы.
  4. Способность радоваться жизни.
  5. Ответственность и исполнительность.
  6. Способность к принятию самостоятельных решений.
  7. Жажда постоянного совершенствования себя и остальных.
  8. Широкий кругозор, образование, интеллект.
  9. Чувство долга, умение давать и держать обещания.
  10. Логика, рационализм, здравый смысл.
  11. Умение подчинять себя воле.
  12. Храбрость.
  13. Уверенность в себе в трудных ситуациях.
  14. Толерантность, терпимое отношение к другим, умение прощать.
  15. Возможность принимать точку зрения другого человека.
  16. Искренность и честность.
  17. Умение продуктивно трудиться.
  18. Умение проявлять заботу.

Ответ к тесту

Очень проста в анализе методика Рокича «Ценностные ориентации». Интерпретация полученных результатов теста означает определение факторов, из-за которых человек именно так отсортировал ценности. После этого главной задачей является понять, по каким причинам он сделал именно так, что его на это сподвигло. Необходимо определить группы ценностей, которые испытуемый выделил более всего. Например, это могут быть ценности блока семьи, самореализации и т. д. Ценностные ориентации инструментального типа могут группироваться в этические блоки, блоки добра и помощи другим и т. д.

Анализ результатов

Обработка методики Рокича «Ценностные ориентации» должна проходить постепенно. Специалист должен улавливать индивидуализм человека в его ответах. Для этого следует проводить вдумчивый неспешный анализ. Необходимо вывести определённые закономерности, которые присущи именно этому человеку. Методика Рокича «Ценностные ориентации» предполагает обязательный поэтапный анализ.

Особые случаи

Если потраченное время и усилия не дают определённых результатов, значит, дело в другом. Подобная ситуация при анализе результатов теста может говорить о том, что респондент является несформировавшейся личностью. Это может быть ребёнок, подросток или просто растерянный молодой человек. В любом случае его ценностная система претерпевает много изменений, она лишь формируется. Тестировать таких людей бессмысленно. Им желательно пройти тест тогда, когда они определятся, достигнут внутреннего покоя. Иначе получатся просто неправильные результаты, которые никому ничего не скажут. Методика определения ценностных ориентаций М. Рокича применима только для сформировавшихся личностей.

Ещё одной причиной невозможности проведения анализа испытуемого может быть неискренность его ответов. Каждый человек – закрытая книга. Трудно сказать, зачем человек пришёл на тестирование, если отвечает неправду. Скорее всего, он имеет некоторые предубеждения, и решил доказать себе или кому-то другому, что психология не заслуживает оказываемого ей внимания. Жаль, что вместе того, чтобы развиваться и самосовершенствоваться, человек что-то кому-то доказывает.

Достоинства методики

Главными достоинствами методика Рокича «Ценностные ориентации» является её универсальность. Она применима ко всем людям и может определять их ценности. Также она очень удобна – материал для теста готов, необходимо лишь раздать его респондентам, а затем провести тщательный анализ. Важным показателем является экономичность в процессе проведения, обработки и анализа полученных результатов. Дорогостоящие исследования проводятся редко, ведь для этого надо найти спонсоров. А методика исследования ценностных ориентаций Рокича помогает анализировать и делать выводы с помощью очень простого, но рационального тестирования.

Методика является очень гибкой. Перечни ценностей и инструкции к выполнению теста могут изменяться. Это делается для того, чтобы лучше рассмотреть характер человека с разных точек обзора.

Недостатки методики

Главным и очень существенным недостатком данной методики является её открытость. Человек понимает, что его будут тестировать. И, к сожалению, многие респонденты отвечают не то, что они думают на самом деле, а то, что уместно и правильно с точки зрения общечеловеческих ценностей. Эта парализует возможность анализа каждого индивида как отдельного и неповторимого. Образ человека получается общим, неточным и расплывчатым. Это очень весомый недостаток. Психологи пытаются уменьшить его влияние на проведение тестирования. Перед началом они разговаривают с аудиторией, пытаясь донести до неё важность правдивых ответов. Некоторые люди понимают и отвечают правду. Но всё равно остается определённый процент тестируемых, которые хотят казаться «правильными» в глазах общественности.

Также есть люди, которые просто не хотят, чтобы кто-то знал и понимал их лучше, чем они сами. Они отвечают неправду и считают, что поступают правильно. Что ж, это их право.

Общее впечатление

Методика «Ценностные ориентации» М. Рокича даст достоверные результаты в том случае, если тест будет добровольным и мотивированным. Кроме того, между психологом и респондентом необходим налаженный контакт. Это не должны быть деловые или официальные отношения.

Для того чтобы каким-то образом уменьшить влияние негативных сторон методики, следует постоянно пересматривать инструкцию к тесту. Можно и нужно вносить поправки, которые помогли бы испытуемому открыться. Это поможет психологу делать правильные и обоснованные выводы о ценностных ориентациях человека.

Методика изучения ценностных ориентации Рокича неприменима для отбора людей в какую-то систему или при проведении экспертизы. Впрочем, тест Рокича остаётся актуальным на сегодняшний день.

Подводя итог, можно сказать, что описанная методика Рокича «Ценностные ориентации» имеет значительные достоинства и недостатки. Её активно применяют в различных сферах. Ценности каждого человека – это важный критерий при приёме на работу или в других ситуациях.

Некоторые черты концептуальной идентичности у подростков и молодых людей

Аннотация

В данной статье рассматриваются некоторые аспекты концептуальной идентичности подростков и юношества с акцентом на их смысложизненные ориентации и ценностный выбор на разных этапах индивидуального развития. Представлены результаты эмпирического исследования концептуальной идентичности подростков и юношества. В исследовании использованы методики «Тест смысложизненных ориентаций» Д. Леонтьева, «Ценностные ориентации» М. Рокича и «Рефлексивный тест самооценки «Кто я?» В. Мухиной. На основании этих методов, а также статистической обработки данных делаются выводы о содержании и направленности понятийной идентичности у подростков и юношества. Они оказываются ориентированными на достижение жизненных целей и предназначения в будущем, но у подростков ценности больше ориентированы на процесс, а у юношей — на результат. Проводится анализ по полу; мы устанавливаем, что в этом возрасте нет различий для мужчин и женщин в отношении понятийной идентичности. Это может быть связано с тем, что в изучаемом возрасте цели развития личности одинаковы для обоих полов. Вывод состоит в том, что в подростковом возрасте формируется понятийная идентичность, а в старшем возрасте ее содержание развивается и специализируется в зависимости от избранных направлений развития личности.

Ключевые слова: Концептуальная идентичность, смысложизненные ориентации, выбор личных ценностей, подростки и юноши

Введение

Что такое концептуальная идентичность? Это одна из главных подструктур личности, специально организованная совокупность понятий (структур) и их связей, регулирующая все интенциональные действия человека (Леонтьев, 2003). Как динамическая черта понятийная идентичность проявляется в содержании и интенсионале смысложизненных ориентаций и выборе ценностей. И то, и другое составляет меняющуюся иерархическую систему, содержащую не только частные смыслы, но и смысл жизни, стержневое понятие, находящее конкретное выражение в различных ситуациях или дающее возможность оглянуться назад и оценить отрезок прошлого.

На самом деле смысложизненные ориентиры представляют собой сложную и динамичную систему: личность не стагнирует, а проходит разные этапы развития, а ее представления о себе, других людях, мире в целом и изменения вызывают сдвиги в жизни. смысловые ориентиры и весь кругозор.

Вообще говоря, смысл жизни и смысложизненные ориентиры являются отличительной чертой человеческой психики. Обозначение цели своего существования — одна из главных духовных потребностей людей всех возрастов. Он проявляется в детстве и сохраняется на всех стадиях жизненного цикла. На значение каждого этапа влияют не только текущие обстоятельства, но и развитие прошлых этапов и оценки прошлых событий.

Этот смысл жизни для каждого возраста включает в себя ряд компонентов, одни из которых могут только формироваться, другие — расцветать, третьи — угасать. Поиск новых смыслов для себя, чтобы соответствовать меняющейся идентичности, — это постоянная работа для людей на протяжении всей их жизни (Сахарова, 2013).

Жизненно-смысловые ориентации начинают формироваться в подростковом возрасте, поскольку это наиболее чувствительный период для глубинных структур личности. Именно во время «взросления» подростки должны столкнуться с вопросами поиска себя и своего места в мире и принятия своей новой взрослой идентичности.

В подростковом возрасте начинает проявляться ядро ​​концептуальной идентичности, «смысл жизни». Он содержит основные ценности личности. По мере взросления человека в изобилии имеющихся смыслов выделяются иерархия смыслов и центральный смысл.

Подростковый возраст — один из самых ранних периодов развития, когда начинают формироваться смысложизненные ориентиры, а в последующие годы юноши и взрослые завершают свое концептуальное своеобразие. Их важность побудила нас сосредоточиться на этих этапах жизни.

Р. Хавигхерст (1967) выделяет следующие задачи развития подросткового возраста: принятие своей внешности; предположение о мужской или женской роли и особенностях сексуального поведения; пересмотренные отношения с референтной группой; эмоциональная независимость от родителей и других значимых взрослых; профессиональная направленность; построение первых отношений с противоположным полом; социально ответственное поведение; система ценностей и этическое сознание как цели поведения. Критический анализ окружающих ценностей должен привести к независимой структуре ценностей.

О. Хухлаева (2002) ставит другие задачи. По ее мнению, для молодежи одним из вызовов является личностное самоопределение: социальное, профессиональное, нравственное, семейное, религиозное и культурное. Другой – достижение социальной зрелости, характеризующейся желанием и способностью брать на себя ответственность за свою жизнь. Э. Эриксон считает, что у молодых людей после кризиса идентичности необходимо формировать психологическую идентичность (Erikson 2006).

Но самоопределение начинается в подростковом возрасте. Божович указывает, что у старшеклассников формируется важная потребность в самоопределении (Божович, 19 лет).78). Они должны составить понятийную систему, объединяющую представления о мире и себе, и искать ответ на вопрос о цели собственного существования.

И. Дубровина (1989) также подчеркивает, что у подростков происходит не самоопределение, а психологическая готовность к нему, означающая устойчивые и осознанно выработанные представления о своих правах и обязанностях, ответственности, нравственных принципах и убеждениях – тех психологических механизмах, и сущностей, которые позволяют впоследствии жить сознательно и активно. Таким образом, у подростков возникает потребность в самоопределении, а у юношей она должна быть реализована.

В отношении самоопределения М. Гинзбург развивает подход, основанный на интерпретации самоопределения как движимого понятиями и ценностями (Гинзбург, 1988). По Гинзбургу, самоопределение есть активное формулирование личной позиции по отношению к ценностям общества и определение из этого цели своего существования. Самоопределение продолжается за пределами подросткового и юношеского возраста. Много раз в более позднем возрасте человек чувствует потребность переопределить себя, и юношеские годы являются лишь отправной точкой.

По мере взросления молодые люди вырабатывают ценности, основанные на ценностях цели, жизненные планы и отстаивают свою независимость, что настраивает их личность на поиск ориентированной на будущее цели. В отличие от подросткового возраста, когда взрослеющие люди только открывают для себя множество понятий и примеряют их на себя, юноши выстраивают иерархию понятий – одни первостепенные, другие менее важные (Сахарова, 2013). Вопрос о смысле жизни для молодого человека часто выглядит как план, который нужно осуществить в ближайшее время.

Г. Вайзер (1998) замечает новую психологическую структуру, смысл жизни, уже в подростковом возрасте, который вырастает на определяющем мотиве жизни, жизненной цели и центральной задаче, определенных, но подлежащих завершению в отдаленном будущем.

Со своей стороны, К. Обуховский видит необходимость понимания своей жизни как целостного процесса, ведущего в том или ином направлении, и говорит, что цель является одним из важнейших ориентиров личности, особенно в юношеском возрасте (Обуховский, 1981). В подростковом возрасте люди начинают задумываться о смысле своей жизни, а позже этот смысл трансформируется и усложняется.

Выбор ценностей — еще одна актуальная задача для обеих этих возрастных групп, это часть процесса самоопределения и, как указывает И. Дубровина, показатель личностной зрелости молодого человека (Дубровина, 1989). Согласно исследованиям Дубровиной, у большинства подростков только начинается формирование системы ценностей, но она считает, что к началу ранней взрослости ценности уже должны быть сформированы, чтобы подкрепить очередное дополнение личности — полноценные жизненные планы.

В. Мухина (2008) в своей работе также говорит о том, что в раннем взрослом возрасте люди сталкиваются с выбором ценностей; они пытаются определить внутреннюю позицию по отношению к себе и другим и моральные ценности. То есть молодой человек воспринимает, интерпретирует и усваивает определенные социальные ценности.

Кажется, она не проводит четкой границы между юностью и ранним взрослением в том, что касается выбора ценностей. Основы закладываются в подростковом возрасте, и молодые люди продолжают меняться и формировать свою личность.

В той же работе Мухина указывает, что рефлексия играет роль в личностном развитии как подростков, так и молодых людей. Подростки используют его, чтобы попытаться понять себя и отождествить себя со своим эго, в первую очередь озабоченным вопросом «кто я?» После этого они сознательно развивают свои способности к рефлексии.

В целом, глядя на подходы к понятийной идентичности у подростков и юношества, можно сказать, что подростки находятся в кризисе и постепенно начинают формировать смысл жизни, определять ценности и находить свое место в мире. Ранняя взрослость, безусловно, менее бурна и ставит другие задачи развития, но, тем не менее, личностное развитие продолжается, поскольку молодые люди оценивают себя и других, формируют свое отношение к миру, цели и смыслы.

Постановка проблемы

Концептуальная идентичность как динамическая модель проявляется в подростковом возрасте и продолжает развиваться на более поздних этапах, но на каждом этапе сохраняет целостность личности. Какие отличительные черты имеет концептуальная идентичность у подростков и юношей?

Исследовательские вопросы

Каковы отличительные черты концептуальной идентичности у подростков?

Каковы отличительные черты концептуальной идентичности у молодых людей?

Как его содержание и цель меняются между этими этапами?

Цель исследования

Раскрыть отличительные черты концептуальной идентичности у подростков и молодых людей.

Методы исследования

Наше исследование включало изучение концептуальной идентичности у подростков и молодых людей, результаты которого позволили выявить их специфические характеристики.

Темы (кейсы)

Всего мы изучили 170 предметов. Было 70 подростков (от 11 до 16 лет) и 100 молодых людей. Среди подростков было 35 девушек и 35 юношей, среди юношей и взрослых (от 17 до 23 лет) 50 мужчин и 50 женщин. Средний возраст подростков составил 13,8 лет, средний возраст молодых людей – 19 лет..5 лет.

Процедура

Применили методику «Тест жизненных смысловых ориентаций» Д. Леонтьева, М. Рокича «Ценностные ориентации» и тест рефлексивной самооценки В. Мухиной «Кто я?» (Мухина, 2015). Перед этим участники заполнили анкету о своем возрасте, поле, социальном статусе и написали, что составляет для них смысл жизни. Мы применили к результатам критерий Стьюдента.

Находки

После применения методов используем Студенческий т Критерий, чтобы выяснить, есть ли существенные различия между возрастными группами. По общей степени значимости между подростками и юношеством такой разницы нет (р > 0,05), как и по половому признаку (р > 0,05). Есть только разные тенденции в содержании концептуальной идентичности.

Метод «Тест жизненно-смысловых ориентаций» не выявляет существенных различий в осмысленности для возрастных групп в целом, но больше мальчиков в подростковой группе и больше женщин в юношеской группе имеют смысловую структуризацию концептуальной идентичности. В целом у самок наблюдается определенное развитие от подросткового возраста до раннего взросления, а у самцов такой закономерности практически нет.

Методика «Ценностные ориентации» выявила, что девочки-подростки больше заняты ценностями коммуникативного типа (наличие друзей, личные отношения), затем они начинают ценить самостоятельность и гармонию, а также личностное развитие (образование, самосовершенствование). У мальчиков-подростков схожие ценности. Обе группы больше озабочены общением, но мальчики, в отличие от девочек, также ценят полноту и насыщенность жизни. Примечательно, что о радости жизни как о ценности пишут только мальчики. Таким образом, подростки делают упор на общение, интенсивность жизни и саморазвитие.

У молодых людей акцент смещается с общения на саморазвитие и познание. У мужчин впереди личностное развитие, наряду с профессиональным развитием, но важными остаются ценности полноты, активности, интенсивности жизни. В качестве инструментальных ценностей присутствуют этические и деловые ценности. Самоутверждение и принятие других исчезают. Как у мужчин, так и у женщин в этой старшей группе роль общения не является центральной, но женщины выше ценят личную жизнь (счастье в семье), они ценят и альтруистические понятия (счастье других и т. д.). И для них, и для мужчин важно саморазвитие и профессиональная реализация. Среди инструментальных ценностей женщины ценят этику и конкретные деловые ценности (достигающие цели), а также принятие других; самцы относятся ко всему этому с меньшим энтузиазмом.

Мы наблюдаем, что ценности действительно динамичны, меняются от подросткового возраста к раннему взрослому и относятся к задачам развития, стоящим перед группами. Подростки больше всего ценят общение, а молодежь заботится о профессиональном и личностном развитии. Существенных гендерных различий в выборе ценностей нет.

Продолжаем рефлексивный тест самооценки «Кто я?» В тесте каждый участник должен дать 15 письменных ответов на вопрос «Кто я?». Для обработки ответов мы используем контент-анализ, который позволяет определить относительное преобладание тех или иных структурных компонентов самосознания. В теории В. Мухиной (2008) структурных компонентов пять: «имя», «притязание на признание», «гендерная идентификация», «психологическое время», «психологическое личное пространство». По мнению Мухиной, структура постоянна, а возраст лишь придает ей иное содержание.

В своих ответах подростки иногда включают выдуманные прозвища типа Маньяк, Компьютерщик и др., названия профессий типа Банкир (никакого отношения к жизни подростка в настоящее время), негативные характеристики себя – «Мне нравится ничего не делать». и т.д. В целом подростки затрудняются ответить на вопрос 15 раз, большинство дали только 7-8 ответов. Для молодых людей не существует отрицательных характеристик, выдуманных имён и профессий. Наименьшее количество ответов приходится на компонент «имя». Среди подростков мальчики и девочки имеют одинаковую долю ответов, связанных с этим компонентом.

По сравнению с младшей группой юноши (обоих полов) дают значительно больше «претендующих на признание» ответов: «будущий успешный юрист», «хорошая дочь», «хороший друг», «перспективный сотрудник». и так далее. Но в обеих группах по этому компоненту значительно опережают самки.

Компонент гендерной идентификации, как и предыдущий, более выражен в ответах юношей и особенно девушек обеих групп: «Я в паре», «Я молодая девушка» и так далее

Психологическое время в обеих группах показывает ориентацию на будущее, т.е. «будущий успешный бизнесмен». У молодых людей определения, основанные на будущем, более специфичны. Чаще подростки пишут о своих нынешних увлечениях: «Мне нравится слушать музыку», «Люблю веселиться и веселиться».

Наиболее представлено психологическое личностное пространство для обеих групп («Я человек», «Я человек», «Я член семьи», «Я студент», « я ученица школы» и т. д.). Этот компонент особенно ярко выражен у мальчиков в группе подростков и у женщин в группе молодых взрослых9.0005

Стоит отметить, что большое количество ответов подростков носят маргинальный характер, то есть вместо ответа на вопрос «Кто я?» они отвечают на вопрос «Каков я?» Эти маргинальные реакции преобладают у подростков; переходя к старшей группе, самцы начинают давать меньше маргинальных ответов, а самки — больше.

Все вышеизложенное показывает, что наиболее представленными структурными компонентами самосознания являются психологические личностные пространства и претендуют на признание обе возрастные группы. Подростки пытаются понять свое эго, исследуют границы, установленные обществом, пытаются понять права и обязанности, создают мировоззрение и систему ценностей, внутренний мир; отсюда важность психологического личного пространства в ответах. Этот компонент продолжает оставаться важным для молодых людей, так как они продолжают определять свои позиции и соответственно строить свою жизнь, понимать объем прав и обязанностей по важным аспектам своей жизни. Одной из задач развития для обеих возрастных групп является отделение от родительской семьи, инициация новых отношений с социумом и, таким образом, «претензия на признание» со стороны общества или семьи как попытка демонстрации своих способностей. Отсюда и наличие этого компонента.

В начале исследования, получив анкеты с личностно-информационными и социально-статусными вопросами, участники также должны были ответить на вопрос «В чем для Вас смысл жизни?» Подростки обычно отвечали примерно так:

  • Личностное развитие, самопознание, самосовершенствование

  • Достижение чего-либо

  • Самовыполнение

  • Семья

  • Успех

  • Поиск значения

  • Новые знания, образование

  • Помощь другим

Старшие подростки и юноши ответили так:

  • Самореализация

  • Сама жизнь

  • Семья и дети

  • Счастье для себя и близких

  • Карьера

  • Успех в различных областях

  • Творчество

  • Личностное развитие и самосовершенствование

Больше подростков затруднились ответить на этот вопрос, чем молодые люди. И младшие, и старшие респонденты были ориентированы на будущее, на предстоящие успехи и достижения. Среди молодежи появились ответы о творчестве и вообще результатах будущей жизни.

Заключение

Настоящее исследование не подтвердило гипотезу о существенных различиях между подростками и молодыми людьми с точки зрения концептуальной идентичности. Мы предполагаем, что подростки впервые начинают задумываться о смысле своей жизни, выбирать ценности и смысложизненные ориентиры. Эти установки выстраиваются в личное мировоззрение в более поздний период, а позже становятся основой для развернутых жизненных планов. Таким образом, молодые люди продолжают формировать свою концептуальную идентичность.

Для подростков общение является важнейшей ценностью, уступающей место профессиональному и личностному развитию молодых людей, которое может быть связано с особенностями и задачами, поставленными обоими периодами.

Рефлексия для этих возрастных групп связана с компонентами самосознания «притязание на признание» и «психологическое личное пространство», демонстрируя наиболее важные и личностно ценные стороны жизни и способностей. Существенных различий между полами в обеих группах нет.

Личность как подростков, так и юношей ориентирована на будущее, в поиске дополнительного образования, будущей профессиональной деятельности и собственной семьи. Но только в более поздние годы молодые мужчины и женщины начинают указывать не только на смыслы личной значимости, но и на свою социальную гражданственность, желание творить и находить реализацию в обществе.

Ни качественный, ни количественный подход не показывают существенных различий между концептуальной идентичностью подростков и молодых людей. Эта информация из исследования и других исследований позволяет сделать вывод, что подростковый возраст подготавливает и формирует различные структуры концептуальной идентичности, а ранняя взрослость завершает их.

Ссылки

  1. Божович Л.И. (1978). Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. — № 4. — С. 23-35 [Божович Л.И., Онтогенез этапов развития личности // Вопросы психологии, 1978, №4, с. 23-35.]
  2. Дубровина И.В. (1989). Формирование личности старшеклассника. – М.: Педагогика, – 168 с. [ Дубровина И.В., Развитие личности старшеклассников. Москва, 1989.]
  3. Эриксон, Э. (2006). Идентичность: юность и кризис: пер. с англ. / Э. Эриксон; общ. красный. я предисл. СРЕДНИЙ. Толстых. – 2-е изд. – М.: Флинта: МПСН: Прогресс. – 352 с. – (Библиотека зарубежной психологии) [ Эриксон Э. Идентичность: Молодость и кризис. Перевод с английского / Э. Эриксон. Предисловие и редакция А.В. Толстых, 2-е изд., Москва, «Флинта», МПСН, Прогресс, 2006, с. 352.]
  4. Гинзбург, М. Р. (1988). Личностное самоопределение как психологическая проблема // Вопросы психологии — № 2. – С.19-26 [Гинзбург М.Р. Самоопределение личности как психологическая проблема // Вопросы психологии, 1988, №2, с. 19-26.]
  5. Хевигерст, Р. (1967) Образование и общество: книга чтения. Нью-Йорк: Аллин I Беконом, [Хавигхерст, Роберт Дж., (Ред.). Образование и общество: книга для чтения. Нью-Йорк: Аллин и Бэкон, 1967] 90 112
  6. Хухлаева, О.В. (2002). Психология развития: молодость, зрелость, старость: Учеб. пособие для стад. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия». – 208 с.[ Хухлаева О.В. Психология развития: ранняя взрослость, зрелость, старость. Учебник для студентов ВУЗов. Москва, Издательский центр «Академия», 2002, с. 208.]
  7. Леонтьев Д.А. (2003). Психология смысла: природа, структура и динамика смысловой реальности. 2-е, испр. изд. – М.: Смысл. – 487 с..[ Леонтьев Д.А., Психология смысла: природа, структура и динамика концептуальной реальности. Переработанное 2-е издание. Москва, «Смысл», 2003, с. 487.]
  8. Мухина В.С. (2015). Психология развития: феноменология развития, детство, отрочество. Москва, 2015.]
  9. Мухина В.С. (2008). Рефлексивный тест-самоотчёт «Кто-Я?»: возвращение к обоснованию установок, обращающихся к рецепту, и требования к анализу типов рефлексий на себя // Развитие личности. — №4. – С. 116-129 [Мухина В. С., Рефлексивный тест самооценки «Кто я?»: возврат к валидирующим установкам, адресованным реципиенту, и требования к анализу типов саморефлексивных состояний // Развитие личности. 2008, № 4, стр. 116-129..]
  10. Обуховский, К. (1981). Психологическая теория строения и развития личности // Психология формирования и развития личности: сб. науч. тр.; отв. Красный. Л.И. Анцыферова. – М.: Наука. – С. 45-66. [ Обуховский К., Психологическая теория строения и развития личности // Психология развития личности. Сборник научных публикаций под редакцией Л.И. Анцыферова. Москва, «Наука», 1981, с. 45-66.]
  11. Сахарова Т.Н. (2013). Ядерные основы смысложизненных ориентаций личности, Тамбов, Журнал «Перспективы науки», №3 (42)2013, Тамбов, С. 240-243 [ Сахарова Т.Н., Стержневые основы индивидуальных смысложизненных ориентаций, Тамбов, Перспективы науки, №3 (42) ), 2013, с.240-243]
  12. Вайзер, Г.А. (1998). Смысл жизни и «двойной кризис» в жизни человека // Психологический журнал. – №5. – С. 3-14 [Вайзер Г.А., Смысл жизни и «двойной кризис» жизни человека / Психологический журнал, 1998, №5, с. 3-14.]

Информация об авторских правах


Эта работа находится под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Об этой статье

Название статьи (стиль использования: название статьи)

%PDF-1.5 % 1 0 объект >>>]/ON[72 0 R]/Порядок[]/RBGroups[]>>/OCGs[72 0 R 135 0 R]>>/Страницы 2 0 R/Тип/Каталог>> эндообъект 134 0 объект >/Шрифт>>>/Поля 139 0 R>> эндообъект 71 0 объект >поток приложение/pdf

  • IEEE
  • Название статьи (стиль использования: название статьи)
  • 2019-07-10T19:12:30+07:00Microsoft® Word 20162019-07-17T20:27:33+02:002019-07-17T20:27:33+02:00Microsoft® Word 2016uuid:76292bdf-fce0-42fd-8459 -184af9660497uuid:474d6bdb-7499-4814-8001-4fe94eeba376 конечный поток эндообъект 2 0 объект > эндообъект 3 0 объект >/MediaBox[0 0 595.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *