Звук [й]. Буквы Й, й – конспект урока – Корпорация Российский учебник (издательство Дрофа – Вентана)
Разработки уроков (конспекты уроков)
Линия УМК Т. М. Андриановой, Л. Я. Желтовской. Русский язык (1-4)
Русский язык
Данный план урока является частью сервиса «Классная работа»*
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Задачи урока
— Познакомить детей с непарным мягким согласным звуком [Й] и буквами Й и й , обозначающими этот звук на письме.
Виды деятельности
Определять на слух наличие в словах звука [Й], правильно произносить и читать слова со звуком [й] и буквой Й. Осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме. Соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета.
Ключевые понятия
Звук, буква, звуковая схема, непарный мягкий согласный, многозначные слова.
План урока
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Постановка учебной задачи | Прозвенел звонок. Дружок, Готов ли ты начать урок? Всё ли на месте, всё ли в порядке: Книжки, ручки и тетрадки. Посмотрите на изображение. Какие предметы вы видите? (Йод, йог, йогурт.) Какой звук звучит в начале слова? [й] |
2 | 3. Первичное усвоение новых знаний | Произнесите этот звук ещё раз. Как вы думаете, как его можно охарактеризовать? Он согласный, при его произнесении есть преграда. А ещё в отличие от других согласных [й] может обозначать только мягкий звук. Он непарный по мягкости —твёрдости. Я буду называть слова, а вы будете определять, в какой части слова находится звук [й]: тайна, вымой, май, лай, зайка, йод, спой, вкусный, герой, фуфайка. |
3 | 4. Первичное усвоение новых знаний | Рассмотрите букву Й. На что похожа эта буква? Есть другая буква И — Рожки у неё, смотри. Эта И зовётся «краткой» Говорим мы просто Й: Йог съел йогурт сладкий, Ты куда, зайчишка? Стой! Раз–два–три–четыре–пять, Букву Й давай считать! Маленькая дужка (дуга) над буквой Й называлась раньше «крАтка». Сначала название буквы произносилось «И с краткой». Но постепенно преобразовалось в современное «и краткое». |
4 | 5. Первичное усвоение знаний | Посмотрите на слова и схемы слов. Найдите соответствующие пары.
йогурт
тройка
конвой
Обратите внимание, что буква Й всегда обозначает мягкий звук.
Как вы понимаете слово конвой?
(Вооружённый отряд, сопровождающий кого–то для охраны или предупреждения побега. |
5 | 6. Первичное усвоение знаний | Прочитайте только первый столбик. Что общего в записях первого столбика? (Это восклицательные предложения.) Когда мы используем такие предложения? Разыграйте ситуации, в которых можно использовать такие предложения. Посчитайте количество слогов в словах второго столбика. Какое слово лишнее? (Мой – 1 слог.) |
6 | 7. Первичное усвоение знаний | Подберите к словам первого столбика соответствующие слова из второго столбика. малый ==размер милый ==дедушка умный==взгляд Подберите свои варианты для слов первого столбика. |
7 | 8. Первичное усвоение знаний | Прочитайте текст. Сколько в нём предложений? На какие знаки препинания надо обратить внимание, чтобы прочитать текст выразительно? (Тире, восклицательный знак.) Тире указывают на диалог. Кто разговаривает в тексте? Выберите из текста предложение, которое соответствует данной схеме. Докажите. Нарисуйте схему третьего предложения. Чем будет отличаться? (Ещё одна запятая.) |
8 | 9. Первичное закрепление | Прочитайте стихотворение. Найдите все буквы и и й и выделите их нужным цветом. Йогурт вкусныЙ с ежевикоЙ, С вишнеЙ, с дынеЙ и клубникоЙ. Только самыЙ моЙ любимыЙ — Йогурт розовыЙ с малиноЙ. Рабочая тетрадь с. 23. Выполнить самостоятельно. |
9 | 10. Первичное закрепление | Прочитайте пословицу. Над чужой бедой не смейся. Сколько букв Й в этой пословице?(3.) Как вы понимаете её значение? Что нового вы узнали сегодня на уроке? Какие затруднения испытали? |
Хотите сохранить материал на будущее? Отправьте себе на почту
в избранноеТолько зарегистрированные пользователи могут добавлять в избранное.
Войдите, пожалуйста.
Как рисовать схемы слов.
Методика работы по составлению схемы словаОльга Гордеева
ЧТО ТАКОЕ ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА ?
Звуковой анализ слова – это определение звуков в слове по порядку и их характеристика (гласный – Исогласный, звонкий – глухой, мягкий твердый)
Звуковая схема слова – это последовательность квадратиков – символов, выложенных в том порядке, что и звуки в слове .
КАК ВЫПОЛНЯТЬ С РЕБЕНКОМ ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА ?
Звуковой анализ выполняется путем последовательного выделения голосом звуков в слове и их характеристики .
Сделаем звуковой анализ слова ДОМ :
ддд-ом – первый звук Д – он согласный , звонкий, твердый — обозначим его синим квадратиком с колокольчиком.
д – ооо – м — второй звук О — он
гласный – обозначим его красным квадратиком.
до –ммм — третий звук М – он согласный , звонкий, твердый – обозначим его синим квадратиком с колокольчиком.
В слове ДОМ 3 звука , 2 согласных и 1 гласный.
Согласные звуки Д и М .
Гласный звук О .
Назовем звуки по порядку : Д О М.
Напишем слово буквами :ДОМ
ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА КИТ
кькькь – ит – первый звук Кь – согласный , глухой, мягкий, обозначим зеленым квадратиком.
В слове кит 3 звука : 2 согласных и 1 гласный. Согласные Кь и Т. Гласный И. Назовем звуки по порядку Кь , И, Т.
ПОДСКАЗКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ .
Буквы, обозначающие звонкие звуки :
М, Б, Г, Д, Н, В, Ж, Л, Р, З, Й.
Буквы, обозначающие глухие
П, К, Х, Т, Ф, Ш, С, Ч, Щ, Ц.
Звонкий или глухой звук дети определя-ют положив руку на горло. Если во время произнесения звука «горло звенит» — звук звонкий . Если «не звенит» — глухой
Буквы, обозначающие всегда твердые звуки : Ш, Ж, Ц.
Буквы, обозначающие всегда мягкие звуки : Щ, Ч, Й.
Остальные буквы могут обозначать два звука твердый и мягкий : Т и Ть, П и Пь, К и Кь, Д и Дь и т. д.
Мягкость и твердость звуков дети
определяют на слух :
МЕЛЬ – звук ль мягкий .
МЕЛ – звук л твердый .
КОТ – звук К твердый .
КИТ – звук Кь мягкий .
Родители могут проконтролировать следующим образом :
Если на письме после согласной буквы пишутся А, О, У, Ы, Э – то она обозначает твердый звук .
Если на письме после согласной буквы пишутся буквы Е, Ё, Ю, Я – то она обозначает мягкий звук .
Звуков Е ,Ё,Ю,Я – не бывает, это гласные буквы, обозначающие мягкость согласного на письме.
Звонкие согласные звуки на конце слов в речи оглушаются и заменяются парным глухим : Д – Т, Г – К, Б – П, Ж – Ш, В – Ф, З – С.
Пишем ЛЁД — говорим [ЛЁТ]
Пишем НОЖ — говорим [НОШ]
Пишем СНЕГ — говорим[ СНЕК]
Буквы Е, Ё, Ю, Я, стоящие в слове после согласной обозначают соответственно звуки Э , О, У, А.
Все это необходимо учитывать при выполнении звукового анализа слова .
Составление звуковых схем к словам.
Данный вид работы мы также можем назвать звуко-буквенным разбором слова или фонетическим разбором .
Помнить: звуки можно услышать или произнести. Буква — это знак для обозначения звука. Букву можно написать, прочитать, увидеть.
Фонетика — раздел науки о языке, в котором изучаются звуки языка, ударение, слог.
Звуки, которые произносит человек, мы называем звуками речи. Звуки речи образуются в речевом аппарате при выдыхании воздуха.
Гласные звуки состоят только из голоса, выдыхаемый воздух проходит через рот свободно, не встречая преграду. Гласные звуки можно долго тянуть, петь. Гласные звуки мы будем обозначать красным цветом —
В русском языке гласных звуков шесть: [а], [о], [у], [э], [ы], [и]. Гласные звуки бывают ударными и безударными.
Когда мы произносим согласные звуки , воздух встречает преграду (губы, зубы, язык). Одни согласные состоят только из шума — это глухие согласные. Другие — из голоса и шума. Это звонкие согласные.
Согласные также делятся на твёрдые и мягкие.
Твёрдые согласные обозначают синим цветом —
мягкие — зелёным —
С чего начать работу?
Начинайте работу с простых слов — односложных или двусложных. Подумайте, как заинтересовать ребёнка.
Может вы научите составлять слова куклу Машу или любимого зайку? Или будете отгадывать загадки и составлять схему слова-отгадки?
А может быть слово (карточка или картинка) спрятаны и вы поиграете в игру “холодно-горячо”?
Очень хорошо, если вы придумали что-то интересное и появился стимул к работе.
Алгоритм работы при составлении звуковой схемы слова
1.Проговариваю слово.
2.Считаю количество звуков, отмечаю звуковые окошки.
3.Слушаю звук, анализирую его: гласный или согласный; если согласный — твёрдый или мягкий.
4.Выбираю нужный цвет.
5.Считаю: сколько в слове всего звуков, сколько гласных, сколько согласных — сколько из них твёрдых согласных, сколько мягких.
Фрагмент занятия.
Отгадай загадку.
Сидит дед в сто шуб одет.
Кто его раздевает,
Тот слёзы проливает.
Давай, составим схему слова лук.
1. Делим слово на слоги.
Произносим с хлопком в ладоши — лук. В этом слове 1 слог.
2. Из каких звуков состоит слог?
Произносим протяжно л-у-к.
Первый звук — [л]. Это согласный твёрдый звук . Выбираем нужную карточку твёрдого согласного (синий цвет).Второй звук — [у]. Это гласный звук. Выбираем нужную карточку гласного звука (красный цвет). Третий звук [к] — твёрдый согласный. Выбираем карточку для твёрдого согласного (синий цвет).
3. Обозначим звуки буквами. Звук [л] обозначаем буквой “эль”. Звук [у] — буквой “у”. Звук [к] — буквой “ка”.
Ударение в односложных словах не ставим.
ЛЕНТА БУКВ.
Для составления звуковых схем слов необходимы следующие заготовки:
Звуко-буквенный анализ нужен для того чтобы тренировать ребенка сначала читать слова так как написано, а потом просить его читать орфоэпические, то есть так, как привычно в устной речи. Чем раньше вы начнете такие занятие с ребенком, тем лучше у дошкольников будут навыки чтения и правописания.
Чтобы провести позиционный анализ слов и донести это обучение и умение для дошкольников, нужно провести звуковой анализ. Определите, где слышится звук — в начале слова, в конце или середине. Началом слова считается первый звук, концом – последний. Середина слова – это не первый и не самый последний звук.
Чтобы дети могли понять, в чем состоит такой анализ слова, нужно произнести слово, выделяя, пусть и слегка утрированное, нужный нам звук. Чтобы обучение для дошкольников было более понятным, приведем примеры. В слове аист нам нужно понять, где находиться нужный звук «а».
Звуковой анализ слов
Начните произносить слово а-а-а-аист и вы поймете, что звук находиться в начале слова. В слове ша-а-а-арик «а» находиться в средине слова. Такая схема будет простой и логичной и она сможет помочь провести позиционный анализ слов и закрепить это умение у дошкольников.
Картинки и схемы
Очень удобно проводить звуковой анализ и обучение ему при помощи схем и картинок к ним. Прежде чем начать выполнять звуковой анализ, нужно разобраться с тем, что звуки бывают гласные, согласные твердые и согласные мягкие.
Чтобы каждый ребенок в группе других детей, изучающих русский язык, нормально усвоил все тонкости анализа, нужно будет использовать картинки и схемы. Обычно это картинка, под которой расположены пустые клеточки, в которые нужно схематично вписать буквенно- слоговой анализ слова. Часто подготовительная группа детского сада использует в таких заданиях цветные фишки, которые означают определенные звуки.
Допустимо использование таких же цветных фишек еще и в старшей группе . Фишки могут быть выполнены в виде кружочков, квадратиков или магнитиков, правильное использование которых указывает на то, что ребенок может провести разбор слов по звуковому анализу. Это умение чрезвычайно важно когда происходит грамоте. Благодаря этому у малышей развивается речь, они лучше усваивают и понимают русский язык.
Использование картинки со схемами разбора слов может использоваться как игра, ведь обучение грамоте не должно быть нудным. Игра может иметь соревновательный характер, а может использовать для того, чтобы дети просто отточили свою речь и лучше усвоили русский язык. Звуковой синтез также очень важен, так как это процесс соединения звуков в слова. Звуковой синтез лежит в основе процесса чтения.
Порядок разбора слова по звукам
Чтобы провести разбор слов по звуковому критерию, вам нужно будет использовать примерно ту же схему, которую используют все преподаватели, проводя обучение грамоте. Чтобы разбор слова прошел правильно и успешно, нужно:
- Слово, выбранное под звуковой разбор, нужно произнести вслух и с использованием правильного ударения. Без понимания на слух звучания слова вы не сможете охарактеризовать его фонетическую сторону. Такое выговаривание должно происходить как игра, не нужно отдельно выговаривать каждую букву, так только исказиться ваша речь. Обычно дети воспринимают такие упражнение как игровое обучение. Деткам прививается умение проводить звуковой синтез, с произношением лучше усваивается русский язык и происходит обучение грамоте.
- Нужно записать фонетическую транскрипцию. Оформляя графические звучания слов, нужно будет учитывать некоторые особенности звучания звуков. К примеру, буквы Я, Ю, Е, Ё не имеют отдельного звука. Их обозначают двумя звуками, но в слабых позициях йотированный призвук исчезает.
- Каждое из слов нужно будет разделить на доступное количество слогов. Учитывайте, что количество слогов в слове будет равно количеству гласных звуков. Слоговой разбор нужно производить с использование фонетической транскрипции.
- После выделения слогов нужно будет поставить ударение. Так можно будет определить главные в слабой и сильной позиции. Если главная в сильной позиции, то она способствует тому, что звук будет более четким и речь будет красивой.
- Все звуки нужно будет охарактеризовать. Гласный может быть ударный и безударный, согласный может быть мягким, звонким, твердым или глухим.
- Нужно будет указать количество звук и количество букв. Их количество часто бывает не одинаковым. Например Ь и Ъ не оформляются звуками, а такие буквы как Я, Ю, Е, Ё обычно обозначаются двумя звуками.
Фонетический разбор
Дети должны знать, что чтобы речь была красивой, нужно не только обучаться орфографии и грамоте, но еще и пробовать совершать фонетический слоговой разбор и звуковой синтез. Язык достаточно сложен и дети лучше всего воспринимают разбор слогов, синтез и всевозможные правила в грамоте, если они представлены, как обучающая игра.
Звуки А, О, У, Ы, Э указывают на твердый согласный звук. На мягкий согласный звук указывают Я, Е, Ю, И, Е. Изучая язык, речь и фонетический синтез, дети должны понимать, что такой процесс обучения – это своеобразная игра, где язык сначала раскладывается на составляющие и происходит его синтез. Звуки Л, М, Н, Р, Й – непарные звонки согласные звуки. Х, Ц, Ч, Щ – это мягкие согласные. Б, В, Г, Д, Ж, З – парные звонкие согласные звуки, П, Ф, К, Т, Ш, С – парные глухие согласные, Ж, Ш, Ц – твердые, а Ч, Щ, Й – мягкие.
Уважаемые родители, на этапе обучения грамоте ребята учатся составлять звуковую схему или, по-другому, модель слова. Помогите ребёнку разобраться в составлении звуковой модели слова.
Я приведу примеры звуковых схем по программе “Школа России”. Там обозначения разных звуков различаются по цвету.
Итак, освежим в памяти знания по фонетике, которые вы получили в школе.
Гласных звуков в русском языке шесть – [а], [о], [у], [ы], [э], [и]
Согласные образуют пары по твёрдости-мягкости, по глухости- звонкости.
Есть непарные согласные.
Мягкий знак и твёрдый знак звуков не обозначают.
Буквы Я, Ё, Ю, Е обозначают два звука, если стоят в начале слова или после гласного звука, обозначают один звук, если стоят после согласного.
В таблице мы видим букву и под ней звук или звуки, которые обозначают этой буквой.
Например, буквой Б обозначают два звука [б], [б»]. Буквой Ж один звук [ж].
Разберём составление звуковой модели слова ПИСЬМО.
Делим слово на слоги: ПИ-СЬМО (как разделить слово на слоги можно посмотреть здесь http://сайт/?p=1742)
Первый слог – ПИ. Это слияние. Гласный звук [и] обозначает мягкость согласного. Первый звук [п»] – мягкий согласный, второй звук [и] – гласный.
Второй слог – СЬМО. Первый звук [с»] – мягкий согласный. Дальше идёт слияние – МО. Гласный звук [о] обозначает твёрдость согласного. Звук [м] – твёрдый согласный. Звук [о] – гласный. Ставим ударение.
В итоге получается такая схема:
Мы с ребятами делаем затем транскрипцию (как мы слышим слово).
А затем записываем слово: письмо.
Гласные звуки, которые находятся в верхнем ряду таблички – а, о, у, ы, э обозначают твёрдость согласного звука.
Гласные буквы я, ё, е, ю стоят после мягкого согласного, звук [и] тоже обозначает мягкость согласного.
Но необходимо помнить, что есть согласные, которые всегда твёрдые. Они обозначены в таблице только синим цветом: [ж], [ш], [ц]. Есть согласные, которые всегда мягкие, они обозначены только зелёным цветом: [ч»], [щ»], [й»].
Будьте внимательны при разборе слов с йотированными гласными.
Вот пример разбора слова ЯБЛОКО.
В начале слова йотированные гласные обозначают два звука.
Надеюсь, что статья помогла вам немного разобраться в составлении звуковой схемы слова.
В других программах просто другие обозначения звуков. Могут быть не квадратики, а кружки. По другому обозначена твёрдость-мягкость. Но разобраться можно, подставив нужные обозначения.
Материалы о составлении звуковой схемы можно посмотреть ещё
Если ваш ребёнок любит раскраски, посетите сайт ЕСЛИ РАСКРАСКИ.НЕТ. Здесь вы найдёте бесплатные раскраски для девочек и мальчиков. Большие раскраски онлайн бесплатно, раскраски из сказок и мультфильмов.
Звуковой анализ слова. Экскурс для родителей.
Основные правила составления звуковой схемы слова:
Гласные буквы обозначаются кружочками (большими точками),
Согласные твердые – одной полоской (черточкой),
Согласные мягкие – двумя полосками (двумя черточками).
Согласная становиться мягкой, если после согласной буквы стоит смягчающая гласная – И, Я, Ю, Е, Е или мягкий знак Ь.
Например, МЫШКА — . — — . МИШКА = . – — .
Существуют и исключения из правил. Так согласные Й, Щ, Ч всегда мягкие, а Ж, Ш, Ц всегда твердые.
Некоторые буквы составляют два звука после гласной, мягкого или твердого знака, а также в начале слова обозначаются:
Я – состоит из звуков (Й А), схематически это выглядит так = .
Ю – (Й У), схематически = . Е – (Й Э), схематически = . Е – (Й О), схематически = .
Например, ЯБЛОКО = . – — . – . ЮЛА = . – . ЕЖИК = . – . —
1 Этап. Когда с ребенком начинаете с ребенком учить буквы и звуки, постепенно нужно знакомить малыша с понятием гласные и согласные звуки. Чаще всего в садике говорят, что гласные можно петь, а согласные невозможно. Хотя моя дочь долго и упорно доказывала мне, что согласные звуки можно петь. Не замечая даже, что в конце каждого согласного добавляла гласный и так протягивала звук. Поэтому нам пришлось заучить чаще всего встречающиеся гласные звуки. Со временем она уловила разницу и теперь понимает, что такое петь звуки.
Когда ребенок легко может отличить согласные звуки от гласных, смело знакомьте его с понятием мягкий и твердый согласный.
2 Этап. Считается, что составление схем слов способствует развитию навыков чтения. От себя могу сказать, чем лучше ребенок читает, тем легче и точнее складывает схемы слов. Поэму с уверенностью не скажу, что чему больше способствует.
Самое сложное для малыша, как при чтении, так и при составлении схем это когда в слове встречаются рядом два согласных. Поэтому для начала составляйте схемы простых слов, состоящих минимум букв – ДОМ, КОТ, САД. Затем – КОРОВА, СОБАКА, ЧЕЛОВЕК. И только потом СТОЛ, ЛОЖКА, БЕЛКА.
Играем с детьми и составляем звуковой анализ слова.
Для занятий с ребенком необходимо сделать карточки (см. рисунок выше). На листе картона рисуем обозначения звуков, достаточно по 10 каждого вида. Размер карточек не имеет значения.
Игра 1. Перемешиваем карточки и переворачиваем тыльной стороной. По очереди берем карточку. Называем слово, начинающее на звук соответствующий картинке. Например, попалась карточка с кружочком, называете слово АНАНАС, с одной полоской – СТУЛ, с двумя – МЯЧ. Если правильно ребенок назвал слово – карточку берет себе, нет – кладет в общую стопку. У кого больше карточек в конце игры тот и выиграл.
Игра 2. Для этой игры понадобятся маленькие игрушки (можно из киндер-сюрприза). С двух сторон стола размещаем по игрушке. Между игрушками выкладываете из карточек слово. Разбираете это слово с малышом. Спросите у ребенка какая первая буква в слове, какая последняя, как та или другая обозначается. Где в слове гласная, как она обозначается. Убедились, что ребенок понял схему – разбираете мостик и предлагаете малышу его отремонтировать.
История для ребенка: Игрушки большие друзья, но живут на разных берегах речки. Берега речки соединены волшебным мостиком из карточек. Прилетел злой волшебник и сломал мостик (или подул сильный ветер). Помоги друзьям построить мостик. Для этого нужно сложить из карточек волшебное слово, которое поможет соединить два берега реки.
Когда малыш научится самостоятельно складывать схемы слов, сразу предлагайте ребенку сделать мостик.
Игра 3. Участвует минимум два игрока (мама и ребенок). Мама говорит слово, а малыш складывает схему этого слова. Затем мама и ребенок меняются ролями. Если верно сложена схема, тогда игрок составивший схему зарабатывает очко. Нет – очко зарабатывает игрок загадавший слово, но только в том случае если найдет ошибку в схеме. У кого больше очков тот и выиграл. Дорогие родители не забываем ошибаться и дать ребенку шанс почувствовать себя САМЫМ умным.
Звуковая схема слова в примерах:
Лес = . – Мак – . – Ежик = . – . –
Осень. = . = Йод – . – Яблоко = . — – . – .
Юла = . – . Дуб – . – Кот – . –
Дверь — = . = Ящерицы = . = . = . – . Экран. – — . –
Енот = . – . – Шмель = = . = Печать = . = . =
Еж = . – Ручка – . = – . Заяц – . = . –
Косточка – . — – . = – . Вечный = . = – . =
орфографию с орфоэпией
В тетради по обучению грамоте я буду размещать примеры, задания звукового и звуко-буквенного анализа, который мы с детьми выполняем на уроках по литературному чтению, на уроках русского языка.
Для чего делать звуковой, звуко-буквенный анализ? С первых уроков обучения грамоте необходимо тренировать ребенка читать слова, сначала – орфографически (т.е. как написано), а затем то же самое читать орфоэпически (т.е. как мы произносим данное слово в устной речи). Чем раньше мы «столкнем» орфографию с орфоэпией , тем лучше будут результаты, как в правильном чтении, так и в правописании.
Пропуски букв, их замена, искажение слов, ошибки при написании слов с орфограммами – все это результаты слабой работы по звуко-буквенному анализу слова. В «Букваре» с первых уроков обучения грамоте мы параллельно разбираем как звуковую, так и буквенную модель (схему) слова. Осваивая звуковой анализ слова, ученики последовательно овладевают рядом умений: выделять звуки путем интонирования, делить слово на слоги, отличать гласные звуки от согласных, находить ударный слог в слове, определять звонкость/глухость и твердость/мягкость согласных звуков.
Анализируйте! Сравнивайте! Делайте вывод! Постоянно обращайте внимание детей на слова, написание которых расходится с произношением (она, оно, они).
Следите, чтобы при произнесении звуков дети их не «тянули» («мэ», «вэ»), а произносили четко и кратко [м], [в] – звук, как щелчок.
Запомните: все виды звукового анализа выполняются НА СЛУХ!!! Ниже вы найдёте памятки, как правильно оформлять разные виды звукового анализа. Прежде всего определимся с тем, как обозначаются звуки. Напомню, что звуки – это то, что мы слышим и произносим . Буквы мы видим и пишем. Буквы служат для обозначения звука.
Для звукового анализа используются специальные символы звуков – цветные кружочки или квадратики (их можно рисовать или выкладывать специальные фишки из любого материала, главное соблюдать цвет).
Позиционный анализ
Определяем, где слышится звук: в начале слова, в середине или в конце. Начало слова – это первый звук, с него слово начинается. Конец слова – это самый последний звук. Середина слова – это не первый и не последний. Для того, чтобы услышать, где находится звук, произнесите слово, выделяя утрированно нужный нам звук. Например, определяем, где находится звук [а] в слове «аист». Произносим так: а-а-а-а-аист (звук в начале слова). Или звук [а] в слове «шарик». Произносим: ша-а-а-а-арик (звук в середине слова.)
Звуковой анализ слова (количественный и порядковый)
Этот вид анализа тоже выполняется на слух. Суть — определить последовательность звуков в слове: какой звук первый, какой идёт за ним и т.д. Составляем схему (или рисуем), где каждый звук обозначается определённым цветом: гласные звуки – красным, согласные твёрдые — синим, согласные мягкие – зелёным. В итоге ребёнок должен составить схему, назвать последовательно все звуки, дать каждому характеристику, определить, сколько всего звуков. Опираясь на схему, назвать выборочно звуки, например, назвать третий звук, назвать пятый звук.
Пример: выполняем звуковой анализ слова «лиса» (выделяем последовательно каждый звук, чтобы отчётливее его слышать).
Выделяем первый звук: Л-Л-Л-ЛИСА. Первый звук [Л»] – согласный, мягкий. Обозначаем зелёным кружком.
Какой звук слышим после [И]? ЛИС-С-С-С-СА. Звук [С] – согласный, твёрдый. Обозначаем синим кружком.
Что слышим после [С]? ЛИСА-А-А-А-А – звук [А] – гласный, обозначаем красным цветом.
Назови все звуки в слове ЛИСА [Л»], [И], [С], [А]. Всего четыре звука.
Методика работы по составлению схемы слова. Статья может быть полезна родителям и начинающим логопедам.
После того, как ребенок научился слышать гласный на фоне односложных слов, упражняемся в составлении схемы слова.
Использую методику Гребенкиной, заменив цвет символов.
Слоговая структура и звуконаполяемость слов для полного анализа очень важны.
Начинаем работу с анализа слов типа «мак», «дом», «лис».
На примере слова «ЛИС»:
Произнеси слово медленно, по частям (складам) ЛИ С.
На сколько частей «распалось» слово?
Сколько звуков в первой части? Во второй?
— «Напиши», нарисуй в воздухе.
Слияние – дуга. Звук вне слияния – точка.
Нарисуй в тетради (на фронтальном занятии – на доске).
Наметь точки внутри дуги (2 звука – 2 точки).
Можем уже сказать, сколько всего звуков в слове? (3 точки – 3 звука).
Послушай и скажи, какой гласный звук «живет» в слове «И»? На котором по счету месте? (На втором) Раскрась его «домик» красным цветом (красный кружок).
Послушай и скажи, есть ли в слове «ЛИС» мягкие согласные звуки? (-ЛЬ). Расскажи о нем. (согласный, мягкий, звонкий). Объясни, почему мы называем его звонким? (есть голос). Проверка: ладонь на горлышко или ушки закрыть.
Примечание: Для выбора гласной буквы обозначение звонкости-глухости на схеме не нужно, так как дети ориентируются только на мягкость-твердость согласного (на схеме зеленый и синий цвет). А вот для обучения полному фонематическому анализу это обязательно.
В речевой группе мы делаем схему слова в первую очередь, чтобы научить хорошо говорить:
Найди и обозначь «домик» звука «ЛЬ» — зеленый, не закрашенный кружок.
(Звонкие звуки – не закрашенные кружки-колечки)
Какой твердый согласный звук «живет» в слове? (-С) Расскажи о нем: согласный, твердый, глухой. Объясни, почему ты думаешь, что он согласный? (Во рту есть преграда для воздуха). Объясни, почему ты думаешь, что он звонкий? (Голосовые связки работают, есть голос)
Назови по порядку все звуки в слове «ЛИС». (-ЛЬ -И -С) Подпиши буквы.
На примере слова «ЖУКИ».
Произнеси слово медленно, по частям: ЖУ КИ.
— «Напиши» в воздухе. (Две дуги)
Напиши в тетради.
Наметь точки внутри дуги. Можешь уже сказать сколько всего звуков в слове? (четыре)
Послушай и скажи, какие гласные звуки «живут» в этом слове. (-У, -И). Найди на схеме и раскрась их «домики» красным цветом.
— «Позови» жуков (слово) издалека: жукИ. Какой гласный звук сильнее выделили голосом? По какому звуку «Ударили» голосом? (-И) Поставь ударение на схеме.
Раздели слово на слоги: говори и хлопай на гласный звук. Сколько получилось слогов? Какой первый? Какой второй? Отдели вертикальной чертой на схеме первый слог от второго.
Есть ли в слове мягкие согласные звуки? (-КЬ). Расскажи об этом звуке. Найди и обозначь его «домик» (зеленый закрашенный кружок).
Какой твердый согласный «живет» в слове «ЖУКИ»? Расскажи о нем, найди его «домик» и раскрась (синий не закрашенный кружок)
Назови звуки по порядку. (-Ж -У -КЬ -И). Подпиши буквы.
Примечание: Во время деления на слоги надо помнить, что слог – это толчок воздуха и разделить на слоги можно только произнесенное слово.
В русском языке все слоги стремятся к открытости. Слоги: МАР-КА, МАЙ-КА, БЕЛ-КА (сонорный присоединяется к первому слогу), но ВЕ-ТКА, МА-СКА дети обычно отхлопывают правильно.
Иногда деток учат составлять схему слова как бы «нанизывая» звуки одни за другим: называют звук и обозначают символом последовательно. Опыт работы показывает, что потом дети пишут, диктуя побуквенно, а это ведет к нарушениям письма. Перед тем, как писать, ребенок должен «охватить», проанализировать все слово и диктовать по частям:
С – Т – РО – Й – КА
При диктовке по слогам речевые дети часто «теряют» буквы при стечении согласных, пропуск гласных, обычный для всех детей в начале обучения, тоже затягивается.
Соболева Наталья Владимировна,
учитель-логопед высшей кв. категории
ГБДОУ №73 кировского района,
г.Санкт-Петербург
Как составить звуковую схему слова?
Уважаемые родители, на этапе обучения грамоте ребята учатся составлять звуковую схему или, по-другому, модель слова. Помогите ребёнку разобраться в составлении звуковой модели слова.
Я приведу примеры звуковых схем по программе “Школа России”. Там обозначения разных звуков различаются по цвету.
Гласных звуков в русском языке шесть – [а], [о], [у], [ы], [э], [и]
Согласные образуют пары по твёрдости-мягкости, по глухости- звонкости.
Есть непарные согласные.
Мягкий знак и твёрдый знак звуков не обозначают.
Буквы Я, Ё, Ю, Е обозначают два звука, если стоят в начале слова или после гласного звука, обозначают один звук, если стоят после согласного.
В таблице мы видим букву и под ней звук или звуки, которые обозначают этой буквой.
Например, буквой Б обозначают два звука [б], [б»]. Буквой Ж один звук [ж].
Разберём составление звуковой модели слова ПИСЬМО.
Делим слово на слоги: ПИ-СЬМО (узнать сколько в слове слогов (частей) можно по гласным звукам. Сколько в слове гласных, столько и слогов ).
Первый слог – ПИ. Это слияние. Гласный звук [и] обозначает мягкость согласного. Первый звук [п»] – мягкий согласный, второй звук [и] – гласный.
Второй слог – СЬМО. Первый звук [с»] – мягкий согласный. Дальше идёт слияние – МО. Гласный звук [о] обозначает твёрдость согласного. Звук [м] – твёрдый согласный. Звук [о] – гласный. Ставим ударение.
В итоге получается такая схема:
Затем делаем транскрипцию (как мы слышим слово).
Записываем слово: письмо.
Гласные звуки, которые находятся в верхнем ряду таблички – а, о, у, ы, э обозначают твёрдость согласного звука.
Гласные буквы я, ё, е, ю стоят после мягкого согласного, звук [и] тоже обозначает мягкость согласного.
Но необходимо помнить, что есть согласные, которые всегда твёрдые. Они обозначены в таблице только синим цветом: [ж], [ш], [ц]. Есть согласные, которые всегда мягкие, они обозначены только зелёным цветом: [ч»], [щ»], [й»].
Будьте внимательны при разборе слов с йотированными гласными.
Вот пример разбора слова ЯБЛОКО.
В начале слова йотированные гласные обозначают два звука.
Надеюсь, что статья помогла вам немного разобраться в составлении звуковой схемы слова.
Уважаемые родители, обязательно помогайте ребенку, если у него не получается. Хвалите ребенка за самые маленькие успехи, даже, если не получается, хвалите за то, что он правильно повторил за вами и выполнил задание.
Звуковая схема в Windows 10
Каждый раз, когда вы выполняете задачу, вы обязательно слышите звуки в своей системе Windows 10. Происходит это потому, что Windows с момента своего рождения выделила некоторые звуки, которые можно было услышать при возникновении определенных программ и событий. И Windows всегда могла обеспечить своим пользователям успокаивающий звук. Обычные звуки, которые вы слышите, — это звуковой сигнал по умолчанию, закрытие программы и тому подобное. Звуковая схема в Windows 10, компиляция этих звуков всегда связана с темой Windows.
Например, Windows поставляется с набором тем, и они используют звуковую схему Windows по умолчанию. В соответствии с настройками темы звуковые схемы также меняются при применении другой темы. Теперь, если вас не устраивают предоставленные звуковые схемы, вы можете легко настроить и персонализировать их в соответствии со своими предпочтениями. Следовательно, в этой статье мы продемонстрируем вам шаги, выполнив которые, вы сможете настроить собственную звуковую схему в Windows 10.
Возможно, вам захочется прочитать
Windows 10 — установка предупредительного сигнала при низком или критическом уровне заряда батареи .
- Итак, разложите приложение Настройки из меню Пуск .
- Из доступных различных категорий, которые вы видите в открывшемся окне, нажмите Персонализация .
- Выберите сегмент Themes с левой боковой панели.
- Теперь щелкните ссылку Дополнительные параметры звука на правой полосе.
- Откроется отдельное окно Настройки звука .
- По умолчанию вы попадаете на вкладку Звуки окна Звуки. Первый раздел Звуки 9На вкладке 0013 отображается звуковая схема вместе с раскрывающимся меню. Щелкнув раскрывающееся меню, вы увидите список звуковых схем, установленных на вашем компьютере. Выберите звуковую схему в соответствии с вашими предпочтениями.
- Некоторым пользователям нравится держать свои компьютеры в беззвучном режиме, поэтому есть опция Без звука . Этот параметр, если он выбран, не будет воспроизводить звуки при работе в Windows. Что бы вы ни выбрали, не забудьте нажать кнопку OK , чтобы сохранить изменения.
- Чтобы создать новую звуковую схему, сначала вам необходимо персонализировать звуки существующей схемы. Лучше всего выбрать вариант No Sounds , так как вы можете добавить необходимые звуки, потому что в нем их не будет.
- Перейдите к Program Events , которая находится в нижней части вкладки «Звуки». Выберите событие, звук которого вы хотите изменить, а затем нажмите кнопку 9.0012 Кнопка Обзор .
- В появившемся окне выберите один звук для выбранного события и нажмите кнопку Открыть .
- Чтобы выбрать звук, который уже есть в Windows, щелкните в списке Звуки . Среди полученных вариантов выберите любой.
- Кнопка Test вместе со значком воспроизведения видна внизу окна. Нажмите на нее, и вы сможете услышать выбранный звук.
- Выполните указанные выше шаги для каждого события и протестируйте его перед применением изменений.
Примечание. Только файлы формата .wav совместимы со звуковыми схемами. Если вы хотите использовать файлы .mp3 или .wma, преобразуйте их все в файлы .wav, а затем примените их.
Как сохранить звуковую схему в Windows 10- Теперь пришло время сохранить изменения, внесенные в звуковую схему. Если вы не сохраните настроенную звуковую схему, Windows отобразит ее с текстом «(изменено)» . Итак, вам нужно нажать на кнопку Сохранить как .
- На экране появится небольшое окно Сохранить как . Дайте имя вновь созданной звуковой схеме и нажмите кнопку OK .
- В разделе звуковой схемы вы можете увидеть только что созданную схему. Вы можете выбрать эту звуковую схему в качестве текущей темы Windows.
- Удалить звуковую схему очень просто. Когда вы дойдете до вкладки Звуки , обратите внимание на раздел звуковой схемы. Используйте раскрывающееся меню и выберите тему, которую вы хотите удалить. Выбрав его, нажмите кнопку Удалить .
- На экране появится окно подтверждения схемы . Нажмите кнопку Да , чтобы подтвердить процесс удаления.
Примечание. Звуковые схемы, поставляемые с Windows не может быть удалена. Созданные вручную можно удалить из звуковой схемы. Кнопка Удалить недоступна для тех, которые поставляются с операционной системой (например, Windows по умолчанию или Без звука).
Связь между звуковой схемой и темами WindowsЭто важная часть этой статьи. Между звуковой схемой и темой Windows существует связь. Короче говоря, звуковые схемы являются частью тем Windows.
- Итак, когда вы меняете звуковую схему темы, вы создаете новую тему, которая сохраняется как Несохраненная тема . Это можно увидеть в окне персонализации.
- Теперь, если вы хотите сохранить эту новую тему, а также добавить вновь созданную звуковую схему, вам нужно сохранить эту тему, а также указать имя.
- Заново созданная звуковая схема активна, пока активирована ваша текущая тема Windows. Если вы измените тему Windows, активированная в данный момент звуковая схема также будет изменена и будет соответствовать вновь выбранным настройкам звука темы.
- Чтобы использовать ту же звуковую схему для вновь активированной темы Windows, вам необходимо отредактировать ее и выбрать звуковую схему по вашему выбору, а затем сохранить ее.
Итак, не так ли просто изменить звуковые схемы по своему вкусу?! Здесь, в этой статье, мы описали каждый аспект звуковой схемы. Есть несколько важных замечаний, которые вы должны иметь в виду, прежде чем подобрать какой-либо звук для схемы. Windows может воспроизводить файлы определенного типа. Поэтому, если у вас есть звуки другого типа, обязательно отформатируйте их в файлы .wav. Выполните описанные выше шаги и измените звуковую схему и наслаждайтесь ее воспроизведением при возникновении событий. Мы будем признательны, если вы поделитесь с нами своими ценными мыслями по этой теме.
Как настроить звуковые эффекты в Windows 10
Когда вы покупаете по ссылкам на нашем сайте, мы можем получать партнерскую комиссию. Вот как это работает.
Наряду со всеми параметрами персонализации Windows 10 включает звуковые эффекты для событий системы и приложений, таких как подключение и отключение периферийных устройств, уведомления, оповещения об уровне заряда аккумулятора, ошибках и т. д.
Хотя они могут быть полезны, прослушивание одних и тех же звуков каждый день может быстро надоесть. Однако вам не нужно отключать звук в системе, если они вам не нравятся, так как можно настроить каждый звук или отключить его всего несколькими щелчками мыши.
В этом руководстве по Windows 10 мы покажем вам простые шаги по настройке или полному отключению звуковых эффектов на вашем компьютере.
Как настроить звуковые эффекты Windows 10
- Открыть Настройки .
- Нажмите Персонализация .
- Нажмите на Темы .
- Нажмите на Звуки .
- Совет: Вы также можете получить доступ к этим настройкам, щелкнув правой кнопкой мыши значок динамика в области уведомлений и нажав Звуки .
- Во вкладке «Звуки» вы можете полностью отключить системные звуки или настроить каждый так, как вам хочется:
- Отключить звуковые эффекты: выберите Без звука .
- Включить звуковые эффекты: В раскрывающемся меню «Звуковая схема» выберите Windows по умолчанию .
- Изменение звуковых событий: В разделе «Программные события» щелкните событие, которое вы хотите изменить, и в раскрывающемся меню выберите звук из списка. Вы даже можете нажать на Кнопка Test , чтобы точно узнать звук, который вы выбираете, также можно нажать кнопку Browse , чтобы добавить собственный звук, если это файл .wav .
- Нажмите Применить .
- Нажмите OK .
После выполнения этих шагов Windows 10 будет использовать новую пользовательскую конфигурацию. Однако помните, что при применении тем Windows иногда некоторые из них могут включать пользовательские звуки, которые могут переопределить ваши настройки (даже повторно включить звуки, если вы ранее отключили их), и эти шаги также могут пригодиться, если вы не нравятся новые звуки, и вы хотите вернуться к настройкам по умолчанию.
Если вы используете пользовательские звуки для ряда событий, рекомендуется также нажать кнопку Сохранить как , чтобы создать пользовательскую звуковую схему на случай, если настройки когда-либо изменятся, и вы захотите повторно применить вы предпочли конфигурацию.
Подведение итогов
Звуки для событий Windows и приложений существуют уже много лет, и если вы не знали или просто забыли о них, это руководство поможет вам персонализировать звуковые эффекты на вашем устройстве с Windows 10.
Хотя мы ориентируемся в этом руководстве на Windows 10, вы также можете обратиться к этим инструкциям (но с помощью панели управления), чтобы изменить звуковые эффекты в Windows 8.1 и Windows 7.
Дополнительные ресурсы Windows 10
Дополнительные полезные статьи , охват и ответы на распространенные вопросы о Windows 10, посетите следующие ресурсы:
- Windows 10 в Windows Central — все, что вам нужно знать
- Справка, советы и рекомендации по Windows 10
- Форумы Windows 10 в Windows Central
Все последние новости, обзоры и руководства для фанатов Windows и Xbox.