Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Типологии характера: 22. Основные типологии характера.

Типология характера

Каждый человек привык жить по своим принципам, взглядам, по-разному реагировать на вещи, события, вести разговор, работать и т.д. Именно в этих вещах и проявляется так называемый характер- приметы, которые человек обрел в обществе.

Единой психологической типологии характеров, как таковой, не существует. Однако такие ученые, как А.Е. Личко, К.Кречмер, Э. Фромм, К. Леонгард все — таки составили некоторые типы сочетания индивидуальных свойств личности. Одну из них, мы рассмотрим в нашей статье.

???Типология характеров человека в психологии( не знаю нужно ли )

С начала существования психологии, попытки вывести ряд типов характеров людей предпринимали многие, опираясь на один и тот же перечень идей для его создания.

1.Характер начинает свое формирование очень рано, в онтогенезе ребенка, и проявляется на протяжении всей жизни.

2.Сочетания личностных черт в характере человека сложились не просто так, и образуют типы дающие почву для построения основных типологий характера.

3.Большинство индивидов одной типологии, можно еще разделять и на группы.

Согласно теории К. Леонарда, в общении с человеком открываются многие его личностные качества, которые влияют на здоровье психики, адаптацию и развитие. Мы рассмотрим одну из основных типологий характера человека в психологии и особенности, присущие каждому типу согласно этой теории.

Гипертимный тип — инициативность, оптимизм, легкомыслие, раздражительность, тяга к аморальным поступкам, несерьезность.

Возбудимый тип – повышенная эмоциональность, вспыльчивость, властолюбие, аккуратность и добросовестность.

Дистимный тип — добросовестность и справедливость, пассивность, неповоротливость, индивидуализм.

Циклоидный тип — переменчивость настроения, замкнутость либо общительность.

Застревающий тип – инициативность, неразговорчивость, честолюбие, мстительность.

Педантичный тип – доброжелательность, добросовестность, серьезность, надежность, занудливость.

Тревожный тип — самокритичность, дружелюбие, исполнительность.

Эмотивный тип – доброта, сострадание, исполнительность, чувствительность.

Демонстративный тип – эгоизм, лицемерие, артистичность, обходительность.

Экзальтированный тип – паникерство, дружелюбие, привязанность к близким людям.

Экстравертированный тип – легкомыслие, подверженность влиянию, исполнительность.

Интровертированный тип – упрямство, сдержанность, принципиальность.

38 ответ)Формирование характера

Как отмечают многие авторы, характер является прижизненным образованием. То есть, он формируется после рождения человека. Истоки характера человека и первые признаки его проявления следует искать в самом начале жизни.

Формирование характера происходит в различных по своим особенностям и уровню развития в группах. Это семья, компания друзей, трудовой коллектив и др. В зависимости от того, как группа для личности является доминантной и какие ценности поддерживает эта группа, у человека развивается соответствующие черты характера.

В одной из глав книги Выготского Л.С. раскрывается вопрос формирования характера ребенка под названием «эндогенные и экзогенные черты характера».

Здесь говориться о том, что «биологи и физиологи склонны придавать решающее значение прирожденно соматическому моменту и самые сложные формы характера ставить в непосредственную связь с теми или иными физиологическими процессами». И Кречмер готов «группы характеров свести исключительно к биологическим моментам конституции».

Из этого следует, что наследственность определяет решительно весь склад нашей личности. При этом роль воспитания родителями и социальной средой приравнивается почти к нулю.

Социальные же психологи иного мнения. Их наблюдения показывают, что личность человека развивается под повелительным воздействием окружающей среды.

Но рассматривать и принимать каждую из этих точек зрения по отдельности нельзя. Их необходимо соединить воедино.

Ведь когда ребенок еще в утробе матери он собирает, накапливает ту информацию, которую его мать несет ему через себя. И нельзя не учитывать и окружающую среду. И после того как ребенок родился он начинает собирать уже новую информацию. Ведь откуда в последующей его жизни взяться новым возможностям движения. «Им неоткуда появиться, как неоткуда появиться и новым органам в его теле».

Если бы ребенок рождался как растение, со всеми теми формами поведения, которые отвечали бы его будущей жизни, никакой надобности в воспитании не было бы. Сама потребность в воспитании возникает, по выражению Торндайка, из того, что «то, что есть, не есть то, что надо».

Акцентуация — дисгармоничность развития характера, гипертрофированная выраженность отдельных его черт, что обусловливает повышенную уязвимость личности в отношении определенного рода воздействий и затрудняет ее адаптацию в некоторых специфичных ситуациях.

Акцентуации характера — это крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим.

.. В зависимости от степени выраженности нами было выделено две степени акцентуации характера: явная и скрытая (Лично, Александров, 1973). Явная акцентуация. Эта степень акцентуации относится к крайним вариантам нормы. Она отличается наличием довольно постоянных черт определенного типа характера… В подростковом возрасте особенности характера часто заостряются, а при действии психогенных факторов, адресующихся к «месту наименьшего сопротивления», могут наступать временные нарушения адаптации, отклонения в поведении. При повзрослении особенности характера остаются достаточно выраженными, но компенсируются и обычно не мешают адаптации. Скрытая акцентуация. Эта степень, видимо, должна быть отнесена не к крайним, а к обычным вариантам нормы. В обыденных, привычных условиях черты определенного типа характера выражены слабо или не проявляются совсем. Даже при продолжительном наблюдении, разносторонних контактах и детальном знакомстве с биографией трудно бывает составить четкое представление об определенном типе характера.
Однако черты этого типа могут ярко, порой неожиданно выявиться под влиянием тех ситуаций и психических травм, которые предъявляют повышенные требования к «месту наименьшего сопротивления». Психогенные факторы иного рода, даже тяжелые, не только не вызывают психических расстройств, но могут даже не выявить типа характера. Если же такие черты и выявляются, это, как правило, не приводит к заметной социальной дезадаптации.  Виды акцентуаций Понятие «акцентуации» было введено в психологию К. Леонгардом. Его концепция «акцентуированных личностей» основывалась па предположении о наличии основных и дополнительных черт личности. Основных черт значительно меньше, но они являются стержнем личности, определяют ее развитие, адаптацию и психическое здоровье. При значительной выраженности основных черт они накладывают отпечаток на личность в целом, и при неблагоприятных обстоятельствах они могут разрушить всю структуру личности. По мнению Леонгарда, акцентуации личности прежде всего проявляются в общении с другими людьми.
Поэтому, оценивая стили общения, можно выделить определенные типы акцентуаций. В классификацию, предложенную Леонгардом, входят следующие типы: 1. Гипертимный тип. Его характеризует чрезвычайная контактность, словоохотливость, выраженность жестов, мимики, пантомимики. Такой человек часто спонтанно отклоняется от первоначальной темы разговора. У него возникают эпизодические конфликты с окружающими людьми из-за недостаточно серьезного отношения к своим служебным и семейным обязанностям. Люди подобного типа нередко сами бывают инициаторами конфликтов, но огорчаются, если окружающие делают им замечания по этому поводу.  Из положительных черт, привлекательных для партнеров по общению, людей данного типа характеризуют энергичность, жажда деятельности, оптимизм, инициативность.  Вместе с тем они обладают и некоторыми отталкивающими чертами: легкомыслием, склонностью к аморальным поступкам, повышенной раздражительностью, прожектерством, недостаточно серьезным отношением к своим обязанностям.
Они трудно переносят условия жесткой дисциплины, монотонную деятельность, вынужденное одиночество. 2. Дистимиый тип. Его характеризует низкая контактность, немногословность, доминирующее пессимистическое настроение. Такие люди являются обычно домоседами, тяготятся шумным обществом, редко вступают в конфликты с окружающими, ведут замкнутый образ жизни. Они высоко ценят тех, кто с ними дружит, и готовы им подчиняться.  +: серьезностью, добросовестностью, обостренным чувством справедливости.  -: пассивность, замедленность мышления, неповоротливость, индивидуализм.

3. Циклоидный (аффективно-лабильный) тип. Ему свойственны довольно частые периодические смены настроения, в результате чего так же часто меняется манера общения с окружающими людьми.  В период повышенного настроения такие люди являются общительными, а в период подавленного — замкнутыми.  Во время душевного подъема они ведут себя как люди с гипертимной акцентуацией характера, а в период спада — как люди с дистимной акцентуацией. 4. Возбудимый тип. Данному типу присуща низкая контактность в общении, замедленность вербальных и невербальных реакций. Нередко такие люди занудливы и угрюмы, склонны к хамству и брани, к конфликтам, в которых сами являются активной, провоцирующей стороной. Они неуживчивы в коллективе, властны в семье.  +: В эмоционально спокойном состоянии люди данного типа часто добросовестные, аккуратные, любят животных и маленьких детей.  -: Однако в состоянии эмоционального возбуждения они бывают раздражительными, вспыльчивыми, плохо контролируют свое поведение. 5

. Застревающий тип. Его характеризует умеренная общительность, занудливость, склонность к нравоучениям, неразговорчивость. В конфликтах такой человек обычно выступает инициатором, активной стороной. Он стремится добиться высоких показателей в любом деле, за которое берется, предъявляет повышенные требования к себе;  особо чувствителен к социальной справедливости, вместе с тем обидчив, уязвим, подозрителен, мстителен;  иногда чрезмерно самонадеян, честолюбив, ревнив, предъявляет непомерные требования к близким и к подчиненным на работе. 6. Педантичный (ригидный) тип. Человек с акцентуацией такого типа редко вступает в конфликты, выступая в них скорее пассивной, чем активной стороной. На службе он ведет себя как бюрократ, предъявляя окружающим много формальных требований. Вместе с тем он с охотой уступает лидерство другим людям.

Иногда он изводит домашних чрезмерными претензиями на аккуратность. +: добросовестность, аккуратность, серьезность, надежность в делах,  -: формализм, занудливость, брюзжание. 7. Тревожный (боязливый) тип. Людям с акцентуацией данного типа свойственны: низкая контактность, робость, неуверенность в себе, минорное настроение. Они редко вступают в конфликты с окружающими, играя в них в основном пассивную роль, в конфликтных ситуациях ищут поддержки и опоры.  +: дружелюбием, самокритичностью, исполнительностью.  -: Вследствие своей беззащитности также нередко служат «козлами отпущения», мишенями для шуток. 8. Эмотивный тип. Эти люди предпочитают общение в узком кругу избранных, с которыми устанавливаются хорошие контакты, которых они понимают «с полуслова». Редко сами вступают в конфликты, играя в них пассивную роль. Обиды носят в себе, не «выплескивая» наружу.  +: доброта, сострадательность, обостренное чувство долга, исполнительность.  -: чрезмерная чувствительность, слезливость.

9. Демонстративный (акцентуация вытеснения) тип. Этот тип акцентуации характеризуется легкостью установления контактов, стремлением к лидерству, жаждой власти и похвалы. Такой человек демонстрирует высокую приспособляемость к людям и вместе с тем склонность к интригам (при внешней мягкости манеры общения). Раздражают окружающих самоуверенностью и высокими притязаниями, систематически сами провоцируют конфликты, но при этом активно защищаются.  +: обходительностью, артистичностью, способностью увлечь других, неординарностью мышления и поступков.  -: эгоизм, лицемерие, хвастовство, отлынивание от работы. 10. Экзальтированный тип. Ему свойственны высокая контактность, словоохотливость, влюбчивость. Такие люди часто спорят, но не доводят дело до открытых конфликтов. В конфликтных ситуациях они бывают как активной, так и пассивной стороной. Привязаны и внимательны к друзьям и близким.  +: альтруистичны, имеют чувство сострадания, хороший вкус, проявляют яркость и искренность чувств.  -: паникерство, подверженность сиюминутным настроениям. 11. Экстравертированный тип. Такие люди отличаются высокой контактностью, у них масса друзей, знакомых, они словоохотливы до болтливости, открыты для любой информации, редко вступают в конфликты с окружающими и обычно играют в них пассивную роль. В общении с друзьями, на работе и в семье они часто уступают лидерство другим, предпочитают подчиняться и находиться в тени.  +: готовность внимательно выслушать другого, сделать то, о чем просят, исполнительность.  -: подверженность влиянию, легкомыслие, необдуманность поступков, страсть к развлечениям, к участию в распространении сплетен и слухов. 12. Интровертированный тип. Его характеризует очень низкая контактность, замкнутость, оторванность от реальности, склонность к философствованию. Такие люди любят одиночество; вступают в конфликты с окружающими только при попытках бесцеремонного вмешательства в их личную жизнь. Они часто представляют собой эмоционально холодных идеалистов, относительно слабо привязанных к людям. +: сдержанность, наличие твердых убеждений, принципиальность.  -: упрямство, ригидность мышления, упорное отстаивание своих идей. Такие люди на все имеют свою точку зрения, которая может оказаться ошибочной, резко отличаться от мнения других людей, и, тем не менее, они продолжают ее отстаивать, несмотря ни на что. К. Леонгард выделяет педантичные, или ананкастические; демонстративные, или истерические; застревающие и возбудимые акцентированные личности в связи с преобладанием тех или иных свойств характера. Вторая группа (гипертимные, дистимические, тревожные, эмотивные, аффективно-лабильные и аффективно-экзальтированные личности) выделена по особенностям темперамента. В практике часто сочетаются акцентуированные черты характера и темперамента и различные типы акцентуации личности. Классификация характеров на основе акцентуаций по А.Е. Личко. Позднее классификацию характеров на основе описания акцентуаций предложил А. Е. Личко. Эта классификация построена на основе наблюдений за подростками. Акцентуация характера, по Личко, — это чрезмерное усиление отдельных черт характера, при котором наблюдаются не выходящие за пределы нормы отклонения в поведении человека, граничащие с патологией. Такие акцентуации, как временные состояния психики, чаще всего наблюдаются в подростковом и раннем юношеском возрасте. Личко объясняет этот факт так: «При действии психогенных факторов, адресующихся к «месту наименьшего сопротивления», могут наступать временные нарушения адаптации, отклонения в поведении» (Личко А. Е., 1983). При взрослении ребенка проявившиеся в детстве особенности его характера, оставаясь достаточно выраженными, теряют свою остроту, но со временем вновь могут проявиться отчетливо (особенно если возникает заболевание). Классификация акцентуаций характеров у подростков, которую предложил Личко, выглядит следующим образом: 1. Гипертимный тип. Подростки этого типа отличаются подвижностью, общительностью, склонностью к озорству. В происходящие вокруг события они всегда вносят много шума, любят неспокойные компании сверстников. При хороших общих способностях они обнаруживают неусидчивость, недостаточную дисциплинированность, учатся неровно. Настроение у них всегда хорошее, приподнятое. Со взрослыми — родителями и педагогами — у них нередко возникают конфликты. Такие подростки имеют много разнообразных увлечений, но эти увлечения, как правило, поверхностны и быстро проходят. Подростки гипертимпого типа часто переоценивают свои способности, бывают слишком самоуверенными, стремятся показать себя, прихвастнуть, произвести на окружающих впечатление. 2. Циклоидный тип. Характеризуется повышенной раздражительностью и склонностью к апатии.

Предпочитают находиться дома одни, вместо того чтобы где-то бывать со сверстниками. Они тяжело переживают даже незначительные неприятности, на замечания реагируют крайне раздражительно. Настроение у них периодически меняется от приподнятого до подавленного (отсюда название данного типа). Периоды перепада настроений составляют примерно две-три недели. 3. Лабильный тип. Этот тип характеризуется крайней изменчивостью настроения, причем часто оно непредсказуемо. Поводы для неожиданного изменения настроения могут оказаться самыми ничтожными, например кем-то случайно оброненное слово, чей-то неприветливый взгляд. Все они способны погрузиться в уныние и мрачное расположение духа при отсутствии каких-либо серьезных неприятностей и неудач. Поведение этих подростков зависит от сиюминутного настроения. Настоящее и будущее соответственно настроению может восприниматься то в светлых, то в мрачных тонах. Такие подростки, находясь в подавленном настроении, крайне нуждаются в помощи и поддержке со стороны тех, кто может поправить их настроение, способен отвлечь, приободрить. Они хорошо понимают и чувствуют отношение к ним окружающих людей. 4. Астено-невротический тип. Этот тип характеризуется повышенной мнительностью и капризностью, утомляемостью и раздражительностью. Особенно часто утомляемость проявляется при интеллектуальной деятельности. 5. Сензитивный (чувствительный) тип. Ему свойственна повышенная чувствительность ко всему: к тому, что радует, и к тому, что огорчает или пугает. Эти подростки не любят больших компаний, подвижных игр. Они обычно застенчивы и робки при посторонних людях и потому часто воспринимаются окружающими как замкнутые. Открыты и общительны они бывают только с теми, кто им хорошо знаком, общению со сверстниками предпочитают общение с малышами и взрослыми. Они отличаются послушанием и обнаруживают большую привязанность к родителям. В юношеском возрасте у таких подростков могут возникать трудности адаптации к кругу сверстников, а также «комплекс неполноценности». Вместе с тем у этих же подростков довольно рано формируется чувство долга, обнаруживаются высокие моральные требования к себе и к окружающим людям. Недостатки в своих способностях они часто компенсируют выбором сложных видов деятельности и повышенным усердием. Эти подростки разборчивы в нахождении для себя друзей и приятелей, обнаруживают большую привязанность в дружбе, обожают друзей, которые старше их по возрасту. 6. Психастенический (тревожно-мнительный) тип. Такие подростки характеризуются ускоренным и ранним интеллектуальным развитием, склонностью к размышлениям и рассуждениям, к самоанализу и оценкам поведения других людей. Однако нередко они бывают больше сильны на словах, а не на деле. Самоуверенность у них сочетается с нерешительностью, а безапелляционность суждений — с поспешностью действий, предпринимаемых как раз в те моменты, когда требуется осторожность и осмотрительность. 7. Шизоидный (интровертированный) тип. Наиболее существенная черта этого типа — замкнутость. Эти подростки не очень тянутся к сверстникам, предпочитают быть одни, находиться в компании взрослых. Они нередко демонстрируют внешнее безразличие к окружающим людям, отсутствие интереса к ним, плохо понимают состояния других людей, их переживания, не умеют сочувствовать. Их внутренний мир нередко наполнен различными фантазиями, какими-либо особенными увлечениями. Во внешних проявлениях своих чувств они достаточно сдержанны, не всегда понятны для окружающих, прежде всего для своих сверстников, которые их не очень любят. 8. Эпилептоидный (инертно-импульсивный) тип. Эти подростки часто плачут, изводят окружающих, особенно в раннем детстве. Такие дети любят мучить животных, дразнить младших, издеваться над беспомощными. В детских компаниях они ведут себя как диктаторы. Их типичные черты — жестокость, властность, себялюбие. В условиях жесткого дисциплинарного режима они чувствуют себя нередко на высоте, стараются угождать начальству, добиваться определенных преимуществ перед сверстниками, получить власть, установить свой диктат над окружающими. 9. Истероидный (демонстративный) тип. Главная черта этого типа — эгоцентризм, жажда постоянного внимания к собственной особе. У подростков данного типа нередко выражена склонность к театральности, позерству, рисовке. Такие дети с большим трудом выносят, когда в их присутствии кто-то хвалит их же товарища, когда другим уделяют больше внимания, чем им самим. Для них насущной потребностью становится стремление привлекать к себе внимание окружающих, выслушивать в свой адрес восторги и похвалы. Для этих подростков характерны претензии на исключительное положение среди сверстников, и, чтобы оказать влияние на окружающих, привлечь к себе их внимание, они часто выступают в группах в роли зачинщиков и заводил. Вместе с тем, будучи неспособными стать настоящими лидерами и организаторами дела, завоевать себе неформальный авторитет, они часто и быстро терпят фиаско. 10. Неустойчивый тип. Его иногда неверно характеризуют как тип слабовольного, плывущего по течению человека. Подростки данного типа обнаруживают повышенную склонность и тягу к развлечениям, причем без разбора, а также к безделью и праздности. У них отсутствуют какие-либо серьезные, в том числе профессиональные, интересы, они почти совсем не думают о своем будущем. 11. Конформный тип. Подростки данного типа демонстрируют конъюнктурное, а часто просто бездумное подчинение любым авторитетам, большинству в группе. Они обычно склонны к морализаторству и консерватизму, а их главное жизненное кредо — «быть как все». Это тип приспособленца, который ради своих собственных интересов готов предать товарища, покинуть его в трудную минуту, но, что бы он ни совершил, он всегда найдет «моральное» оправдание своему поступку, причем нередко даже не одно.

39 ответ) Способности — это индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности, в общении и легкость овладения ими. Способности не могут быть сведены к знаниям, умениям и навыкам, имеющимся у человека, но способности обеспечивают их быстрое приобретение и эффективное практическое применение. Способности не могут быть врожденными.

Врожденными могут быть лишь задатки , т.е. анатомо-физиологические особенности, которые лежат в основе развития способностей, сами же способности всегда являются результатом развития, осуществляющегося в процессе воспитания и обучения (Б. М.Теплов). Но способности это и возможности, которые на долгие годы, а иногда и навсегда, могут остаться скрытыми и для самого человека, и для других. В число этих потенциальных возможностей входят природные предпосылки способностей, задатки. Задача заключается в их распознании, измерении и развитии. Способность не может возникнуть вне соответствующей конкретной деятельности. Задатки — это некоторые врожденные анатомо-физиологические особенности нервной системы, составляющие, индивидуально-природную основу формирования’» развития способностей. Способности — не статичные, а динамические образования, их формирование и развитие происходит в процессе организованной деятельности и общения. Развитие способностей происходит поэтапно. Важным моментом у детей в развитии способностей является комплексность — одновременное совершенствование нескольких взаимодополняющих друг друга способностей. Способности можно классифицировать на: 1. природные (или естественные) способности, биологически обусловленные, связанные с врож денными задатками, формирующиеся на их базе, при наличии элементарного жизненного опыта; 2. специфические человеческие способности, имеющие общественно-историческое происхожде ние и обеспечивающие жизнь и развитие в социаль ной среде. Специфические человеческие способности в свою очередь подразделяются на: а) общие, которыми определяются успехи чело века в самых различных видах деятельности и общения (умственные способности, развитые память и речь, точность и тонкость движений рук), и специальные, определяющие успехи человека в отдельных видахдеятельности и общения, где необходимы особого рода задатки и их развитие (способности «математические, технические, литературно-лингвистические, художественно- творческие, спортивные). Эти способности могут дополнять и обогащать друг друга, но каждая из них имеет собственную структуру; б) теоретические, определяющие склонностьчеловека к абстрактно-логическому мышлению, и практические, лежащие в основе склонности к кон­ кретно-практическим действиям; в) учебные, которые влияют на успешность пе дагогического воздействия, усвоение человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности, и творческие, связанные с успешностью в создании произведений материальной и духовной культуры, открытий. Высшая степень творческих проявлений личности называетсягениальностью, а высшая степень способностей личности в опреде ленной деятельности (общении) — талантом; г) способности к общению, взаимодействию с людьми и предметно-деятельностные способно сти, связанные со взаимодействием людей с приро­ дой, техникой, знаковой иформацией, художест венными образами. , Человек, способный ко многим разным видам деятельности, обладает общей одаренностью. Выделяют следующие уровни способностей: репродуктивный, который обеспечивает высокое умение усваивать готовое знание, и творческий, обеспечивающий создание нового, оригинального. Репродуктивный уровень включает элементы творческого, и наоборот.

понятие, типология, этапы формирования характера личности

Введение

В психологии понятие характер (от греч. charakter -«печать», «чеканка»), означает совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении, обуславливая типичные для нее способы поведения.

Характер — качество личности, обобщающее наиболее выраженные, тесно взаимосвязанные и поэтому отчетливо проявляющиеся в различных видах деятельности свойства личности.

Характер определяется и формируется в течение всей жизни человека. Образ жизни включает в себя образ мыслей, чувств, побуждений, действий в их единстве. Поэтому по мере того, как формируется определенный «образ жизни человека» формируется Я, сам человек. Большую роль играют общественные условия и конкретные жизненные обстоятельства, в которых проходит жизненный путь человека, на основе его природных свойств в результате его деяний и поступков. Однако непосредственно формирование характера происходит в различных по уровню развития группах (семья, дружеская компания, класс, спортивная команда, трудовой коллектив и др.). В зависимости от того, какая группа является для личности референтной и какие ценности поддерживает и культивирует в своей среде, соответствующие черты характера будут развиваться у ее членов. Черты характера также будут зависеть от позиции индивида в группе, от того как он интегрируется в ней. В коллективе как группе высокого уровня развития создаются наиболее благоприятные возможности для становления лучших черт характера. Этот процесс взаимный, и благодаря развитию личности, развивается и сам коллектив.

Содержание характера, отражающее общественные воздействия, влияния, составляет жизненную направленность личности, т. е. ее материальные и духовные потребности, интересы, убеждения, идеалы и т. д. Направленность личности определяет цели, жизненный план человека, степень его жизненной активности.

Понятие «характер» относится в большей степи к отношению этих объективно существующих задач. Поэтому характер — это не просто любое, проявление твердости, упорства и т. п., а направленность на общественно значимую деятельность. Именно направленность личности лежит в основе единства, цельности, силы характера. Обладание целями жизни — главное условие образования характера. Бесхарактерному человеку свойственно отсутствие или разбросанность целей. Однако характер и направленность личности — это не одно и то же, добродушным и веселым может быть как порядочный, высоконравственный человек, так и человек с низкими, нечистоплотными помыслами.

В сформировавшемся характере ведущим компонентом является система убеждения. Убежденность определяет долгосрочную направленность поведения человека, его непреклонность в достижении поставленных целей, уверенность в справедливости и важности дела, которое он выполняет. Особенности характера тесно связаны с интересами человека при условии, что эти интересы устойчивые и глубокие. Поверхностность и неустойчивость интересов нередко сопряжены с большой подражательностью, с недостатком самостоятельности и цельности личности человека и наоборот, глубина и содержательность интересов свидетельствуют о целенаправленности, настойчивости личности.

Показательными для понимания характера могут быть также привязанности и интересы человека, связанные с его досугом. Они раскрывают новые особенности, грани характера: например, Л.Н. Толстой увлекался игрой в шахматы, И.П. Павлов — городками, Д.И. Менделеев — чтением приключенческих романов. Доминируют ли у человека духовные и материальные потребности и интересы, определяют не только помыслы и чувства личности, но и направленность его деятельности. Не менее важно и соответствие действий человека поставленным целям, так как личность характеризуется не только тем, что она делает, но и тем, как она это делает. Характер возможно понять только как определенное единство направленности и образа действий.

I. Характер и его особенности

1.1 Общие понятия о характере

Характер — это индивидуальное сочетание существенных свойств личности, выражающих отношение человека к действительности и проявляющихся в его поведении, в его поступках.

Характер, как и темперамент, является достаточно устойчивым и малоизменяемым. Темперамент на форме проявления характера, своеобразно окрашивает те или иные его черты. Так, настойчивость у холерика выражается в кипучей деятельности, у флегматика — в сосредоточенном обдумывании.

Холерик трудится энергично, страстно, флегматик — методично, не спеша. С другой стороны, и сам темперамент перестраивается под влиянием характера: человек с сильным характером может подавить некоторые отрицательные стороны своего темперамента, контролировать его проявления. С характером неразрывно связаны и способности. Высокий уровень способностей связан с такими чертами характера, как коллективизм — чувство неразрывной связи с коллективом, желание работать для его блага, вера в свои силы и возможности, соединенная с постоянной неудовлетворенностью своими достижениями, высокой требовательностью к себе, умением критически относиться к своему делу. Расцвет способностей связан с умением настойчиво преодолевать трудности, не падать духом под влиянием неудач, работать организованно, проявлять инициативу. Связь характера и способностей выражается и в том, что формирование таких черт характера, как трудолюбие, инициативность, решительность, организованность, настойчивость, происходит в той же деятельности ребенка, в которой формируются и его способности. Например, в процессе труда как одного из основных видов деятельности развивается, с одной стороны, способность к труду, а с другой — трудолюбие как черта характера.

Характер в отличие от темперамента обусловлен не столько свойствами нервной системы, сколько культурой человека, его воспитанием.

Существует разделение черт личности человека на мотивационные и инструментальные. Мотивационные побуждают, направляют деятельность, поддерживают ее, а инструментальные придают ей определенный стиль. Характер можно отнести к числу инструментальных личностных свойств. От него больше зависит не содержание, а манера выполнения деятельности. Правда, как было сказано, характер может проявляться и в выборе цели действия. Однако, когда цель определена, характер выступает больше в своей инструментальной роли, т.е. как средство достижения поставленной цели.

Перечислим основные черты личности, которые входят в состав характера человека.

Во-первых, это те свойства личности, которые определяют поступки человека в выборе целей деятельности (более или менее трудных). Здесь как определенные характерологические черты могут проявиться рациональность, расчетливость или противоположные им качества.

Во-вторых, в структуры характера включены черты, которые относятся к действиям, направленным на достижение поставленных целей: настойчивость, целеустремленность, последовательность и другие, а также альтернативные им (как свидетельство отсутствия характера). В этом плане характер сближается не только с темпераментом, но и с волей человека.

В-третьих, с состав характера входят чисто инструментальные черты, непосредственно связанные с темпераментом: экстраверсия — интроверсия, спокойствие — тревожность, сдержанность — импульсивность, переключаемость — ригидность и др. Своеобразное сочетание всех этих черт характера у одного человека позволяет отнести его к определенному типу.

Основы типов личности (Типология 101)

Доктор А.Дж. Drenth

I. Зачем изучать шрифт?
II. Как узнать свой тип
III. Восемь предпочтений (E, I, S, N, T, F, J, P)

Типология личности — это изучение типов личности. Представления о различных темпераментах или типах личности существовали на протяжении тысячелетий, они встречались еще в древних трудах Галена и Платона. Типология 16 типов, которой мы уделяем основное внимание здесь в разделе «Личностный наркоман», основана на фундаментальной работе Карла Юнга, которая была в дальнейшем развита и популяризирована Изабель Майерс и Кэтрин Бриггс (т. е. «Майерс-Бриггс»).

Зачем изучать тип?

Прежде чем посвятить время изучению чего-то нового, вполне естественно подумать о преимуществах этого. Вот некоторые из многих преимуществ изучения типологии:

Лучше понять себя и других

Изучение себя, а также своих друзей и семьи может быть очень увлекательным. Это также может дать важную информацию о наших мыслях, эмоциях, отношениях и поведении. Это может объяснить, например, почему некоторым людям нужно больше времени проводить в одиночестве, а другие предпочитают окружать себя людьми. Если вам нравится наблюдать за людьми и анализировать их, типология предоставит вам проверенный временем набор инструментов для точного анализа и понимания человеческого поведения.

Проясните свой жизненный путь и цель

В современном мире постоянно расширяющихся возможностей бывает трудно понять, кто вы и что делать со своей жизнью. Это была одна из главных причин, по которой меня привлекла типология. Я хотел лучше понять себя, чтобы увидеть свой оптимальный путь. Хотя типология не может точно сказать вам, что вы должны делать, она может дать столь необходимое понимание того, кто вы есть и к каким вещам вы были привязаны.

Карьерный анализ и рекомендации

Personality Junkie® может помочь вам сопоставить ваш тип личности с карьерой, работой или специализацией в колледже, которая соответствует природным силам и интересам вашего типа. В наших статьях о карьере рассказывается о карьере и призвании, которые лучше всего подходят для различных типов личности.

Улучшение отношений

Многие люди знакомы с концепцией «Мужчины с Марса, женщины с Венеры». Но такие представления лишь царапают поверхность человеческих отношений. Разделив пирог личности на 16 различных типов, можно достичь гораздо большей точности и конкретности в понимании своей собственной личности, а также личности и поведения вашего партнера. Таким образом, типология может служить полезным инструментом для понимания и улучшения ваших личных отношений (подробнее об этом читайте в наших статьях об отношениях).

Как узнать свой тип

Люди часто спрашивают меня в первую очередь, как точно определить свой тип личности. К сожалению, сделать это не всегда так просто и просто, как кажется. Чтобы прийти к однозначному выводу о вашем типе личности, может потребоваться время и терпение. С учетом сказанного существует несколько способов определения и уточнения обозначения вашего типа:

Тесты личности

Тесты личности могут помочь вам определить или уточнить ваш тип. Во многих случаях люди колеблются между двумя или тремя типами, прежде чем остановиться на своем истинном типе. Мы предлагаем бесплатный личностный тест, а также два теста для конкретных типов — определение типа INFJ-INFP и определение типа INTJ-INTP — чтобы помочь вам определить свой тип.

Узнайте о предпочтениях и функциях

У каждого типа личности есть четыре предпочтения и четыре основные функции. Это основные «ингредиенты», которые в совокупности составляют каждый тип личности. Я предоставляю общий обзор настроек в следующем разделе ниже. Узнав о предпочтениях, вы можете сделать следующий шаг и начать изучать 8 функций. В какой-то момент вы можете погрузиться еще глубже, работая над пониманием «стека функций» и других элементов теории типов. Если предпочтения и функции являются основными «ингредиентами» типов, то стек функций — это «рецепт» или «формула». Он предсказывает степень использования каждой функции (т. е. относительную силу каждой функции), а также способы, которыми функции взаимодействуют, чтобы дать нам конечный продукт типа личности.

Прочтите о типах личности

Мы предлагаем онлайн-профили для каждого из 16 типов личности, а также многочисленные статьи, в частности, об Интуитивных (N) типах. Вы также можете изучить наши книги «Мой истинный тип» и «16 типов личности», которые призваны помочь вам уточнить и лучше понять свой тип.

8 предпочтений Майерс-Бриггс

Каждый тип личности имеет четыре основных предпочтения. Например, четыре предпочтения типа INFJ — это интроверсия (I), интуиция (N), чувство (F) и суждение (J).

Важно понимать, что ни одно предпочтение (или тип личности) не является по своей природе лучше или более желательным, чем другое. Чтобы нормально функционировать в обществе, нам нужны все типы личности. Поэтому суть в том, чтобы выяснить, к какому типу вы относитесь, а не к тому типу, которым вам хотелось бы быть.

Далее следует обзор четырех «дихотомий», каждая из которых состоит из двух противоположных предпочтений. Для тех из вас, кто увлекается математикой, это дает нам 4 дихотомии x 2 предпочтения на дихотомию = 8 доступных предпочтений.

Интроверсия (I) и экстраверсия (E)

Не все интроверты социально неуклюжи или антисоциальны, и не все экстраверты — социальные бабочки. При этом, как правило, верно, что интровертам нужно больше времени для себя, чем экстравертам. Некоторые интроверты могут чувствовать себя подавленными из-за слишком большого количества внешнего шума или активности, что побуждает их уединиться в тихих местах, чтобы отдышаться. Экстраверты, с другой стороны, нуждаются в внешней стимуляции, чтобы не скучать. Некоторые могут искать этого у людей, в то время как другие могут обратиться к физической активности или различным формам средств массовой информации.

I Интроверты. Внутреннее направление; нужно достаточно времени в одиночестве; медленно и устойчиво, сосредоточьтесь на
одной задаче за раз; сдержанный и осторожный

E Экстраверты. Внешний направленный; активный,
энергичный, общительный и напористый;
разносторонний с широким кругозором

Короче говоря, поскольку интроверты легче стимулируются собственным разумом, они часто счастливы в одиночестве. Экстраверты, напротив, менее самостимулируются и поэтому более склонны искать внешние источники стимуляции. Узнайте больше в нашем посте «Интроверт (I) – Экстраверт (E) Различия в личности, мотивации и мировоззрении».

Интуиция (N) и ощущение (S)

Согласно Юнгу, у нас есть два основных варианта восприятия информации: ощущение и интуиция. Валютой Интуиция является абстрактная информация, то есть информация, недоступная через пять основных чувств. Интуитивов привлекают идеи, закономерности, теории, фантазии, гипотезы и/или возможности. Им быстро надоедает повседневная конкретная деятельность. Они предпочитают заглянуть под поверхность, чтобы понять, как работают вещи (или люди), а также то, как вещи связаны и взаимосвязаны. По этой причине им часто нравится обсуждать абстрактные вопросы, такие как теология, философия, политическая теория, психология и т. д. Рассматривая все как сложное и переплетенное, они также склонны понимать вопросы истины и морали менее традиционными или более тонкими способами.

N Интуитивность. Абстрактные, любопытные и ориентированные на идеи-
; задавать вопросы «почему»; откройте
разнообразным идеям, ценностям и образам жизни

S Датчики. Практичный и ориентированный на задачу;
предпочитают действие размышлению; excel в
обработка деталей и конкретных задач

Типы датчиков , напротив, обычно более практичны и «приземлены». Они больше дома обсуждают и участвуют в повседневных делах. В то время как интуитивы могут проводить много времени, размышляя и созерцая жизнь, сенсорики больше довольствуются тем, что просто живут ею. Они, как правило, ориентированы на задачу, делают то, что им нужно, без чрезмерного анализа вещей. Узнайте больше в нашем посте «Интуиция (N) против восприятия (S): ключевые различия».

Мышление (T) и Чувство (F)

Измерение «Мышление-Чувство» — единственная дихотомия, в которой пол, по-видимому, играет роль: мужчины чаще печатаются как Мыслители, а женщины — как Чувствующие. А так как это Типология 101, мы будем довольно кратко описывать эту дихотомию.

Мыслителей можно понять как предпочитающих «голову сердцу», логику чувствам. Они менее непосредственно озабочены потребностями других, больше сосредотачиваясь на преследовании своих собственных интересов и целей.

T Мыслители. Используйте логический анализ для
принятия решений; настроен на факты,
последовательность и справедливость

F щупальца. Принимать решения на основе ценностей
и заботиться о других;
чувствительный, заботливый и готовый к сотрудничеству

Чувствующие , напротив, больше соприкасаются со своими чувствами и эмоциями. Как правило, они более заботливы и сострадательны по отношению к другим людям. Дело не в том, что Мыслители не чувствуют или Чувствующие не думают, а только в том, что они отличаются степенью, в которой они руководствуются безличной логикой (T) по сравнению с чувствами и ценностями (F). Узнайте больше в нашей статье «Как мыслящие и чувствующие люди справляются с эмоциями».

Суждение (J) и Восприятие (P)

Измерение Суждение-Восприятие немного сложнее и может быть более запутанным, чем другие дихотомии. На данный момент наиболее важно знать, что J-P относится главным образом к внешнему поведению и установкам. Другими словами, речь идет не о том, как вы видите или понимаете себя изнутри, а о том, как другие могут видеть и характеризовать вас со стороны . Возможно, вы даже захотите спросить других, как они вас видят, чтобы помочь вам прояснить свои предпочтения J-P.

J Судьи. Внешне твердый, прямой,
и решительный, передающий закрытие;
планирующий и добросовестный

P Воспринимающий. Внешне открытый, восприимчивый
и адаптируемый; медленнее выражают
или навязывают свои суждения другим

Некоторые книги по типологии или веб-сайты могут заявлять что-то вроде: «Воспринимающие неряшливы, дезорганизованы, прокрастинируют и хронически опаздывают». Или: «Судьи опрятны, опрятны, организованы и взволнованы». Хотя такие черты можно объяснить с помощью более подробного анализа личности, их нельзя точно предсказать, основываясь только на классификации J-P. Поэтому для наших нынешних целей мы сохраним наши критерии J-P довольно простыми и лаконичными:

Судьи внешне тверды, прямолинейны, самоуверенны и решительны. Они более склонны, чем Воспринимающие, прямо заявлять о своих взглядах или пожеланиях. Другие могут обратиться к внешней силе Судей в ситуациях, требующих твердого решения или заключения.

Воспринимающие внешне восприимчивы и легко адаптируются. Они менее склонны открыто высказывать свое мнение или навязывать свою волю другим. Следовательно, они, правильно это или нет, часто воспринимаются как хорошие слушатели и непредвзятые в своем отношении к другим.

Чтобы уточнить свой тип личности и узнать больше о каждом из восьми предпочтений, обязательно изучите нашу книгу «Мой истинный тип: уточнение вашего типа личности, предпочтений и функций».

Подробнее:

8 функций (типология 201)

«Стек функций» (типология 301)

Переосмысление суждения (J) и восприятия (P) у интровертов

1.1К Акции

Типология личности и секрет познания человека

В древности Гиппократ Косский, греческий врач пятого и четвертого веков до нашей эры, и Гален Пергамский, греческий врач и философ второго века нашей эры, разделили людей в виды. Эти типы были основаны, по их словам, на уровнях человека, которые они определили как четыре жизненно важные телесные жидкости, необходимые для питания, роста и метаболизма, в первую очередь возникающие в процессе пищеварения. Эти врачи считали, что чрезмерный уровень любой из этих жидкостей в человеке приводит к определенным, умеренно предсказуемым недостаткам и сильным сторонам характера.

В начале 1900-х годов швейцарский психиатр и психоаналитик Карл Юнг обнаружил большой интерес к тому факту, что он и его коллеги Альфред Адлер и Зигмунд Фрейд рассмотрели один и тот же клинический и научный материал и пришли к совершенно разным выводам, о которых он писал в его книга « Психологические типы ». Он стремился примирить теории Фрейда и Адлера и разработал свою собственную модель, в которой человек характеризуется сначала оценкой предпочтения в своем общем отношении (т. е. интроверсия против экстраверсии), затем предпочтением между двумя функциями восприятия (т. наконец, предпочтением между двумя функциями суждения (т. е. мышление против чувства).

Источник: Джошуа Эрл/Unsplash

Прошло почти 100 лет с тех пор, как Карл Юнг преобразовал мышление древних в глубокие и душевные нюансы (более) современной психологической модели, однако типологии Юнга так и не были подтверждены эмпирически. Он основывал свои теории на наблюдениях и анекдотах и ​​критиковал академическую науку.

Юнг писал:

Любой, кто хочет знать человеческую психику, почти ничего не узнает из экспериментальной психологии. Лучше бы ему бросить точную науку, снять мантию ученого, проститься с учебой и с человеческим сердцем побродить по свету. (Юнг, 1916)

Дихотомии черт и легендарное я

Изабель Бриггс Майерс, исследователь и практик теории Юнга, добавила четвертую дихотомию к модели Юнга (суждение против восприятия) в своем чрезвычайно популярном индикаторе типов Майерс-Бриггс. Дихотомии — это деления, представляющие противоположности, которые ведут нас к отождествлению себя либо с той, либо с другой чертой. Большинство популярных типологий личности в значительной степени опираются на дихотомию черт на каком-то уровне, однако такие разбиения носят одномерный характер. Сам Юнг однажды утверждал, что любой, кто является только интровертом или экстравертом, естественным образом попадает в сумасшедший дом.

Психолог-личностный психолог Дэн П. МакАдамс критически относился к любому подходу к пониманию личности в редукционистских терминах и особенно к характеристике человека исключительно с точки зрения личностных черт. В действительности люди часто противоречат категориям, в которые их помещают модели. МакАдамс (1995) писал: «Человека нельзя узнать, не зная черт. Но знать черты недостаточно». Он утверждал, что «психологи-личностные психологи должны прежде всего стремиться узнать людей» (McAdams, 1996).

При этом, по словам МакАдамса, нам лучше всего пройти через три уровня оценки, начиная с оценки общих черт личности, которую он называет личностной оценкой «Уровня 1», «первого уровня познания человека». Современные личностные психологи используют эмпирически проверенные наборы показателей черт, такие как опросник Большой пятерки, который оценивает экстраверсию, доброжелательность, добросовестность, негативную эмоциональность (часто называемую невротизмом) и непредубежденность (также известную как открытость опыту).

От начального уровня черт, говорит МакАдамс, проницательный оценщик переходит на второй уровень, зная личные проблемы:

«[Личные заботы] говорят о том, чего хотят люди, часто в определенные периоды их жизни или в определенных сферах жизни». действий и какие жизненные методы люди используют (стратегии, планы, средства защиты и т. д.), чтобы получить то, что они хотят, или избежать получения того, чего они не хотят, с течением времени, в определенных местах и/или в отношении определенных ролей» (МакАдамс). , 1996).

Источник: Дмитрий Ратушный/Unsplash

На «третьем уровне» мы получаем представление о чувстве единения смысла и цели человека, о его собственной концепции самоидентификации, которая особенно проявляется в том, как он рассказывает истории о себе. МакАдамс (1996) объяснил: «[Современные мужчины и женщины] создают… более или менее связные, последовательные и живительные истории, которые продуктивно и плодотворно интегрируют человека в общество и обеспечивают целенаправленную самоисторию».

Модели ошибочны, но потенциально полезны.

Коммерциализация психологии неизбежно сокращает и, следовательно, развращает. Следовательно, как члены коммерциализированного общества, мы всегда рискуем создать карикатуры на самих себя. Тем не менее, оценка личности может быть полезным предиктором поведения. По крайней мере, это может помочь нормализовать тревогу по поводу того, почему мы часто чувствуем, думаем и ведем себя определенным образом.

Знаменитый британский статистик Джордж Бокс однажды сказал: «Все модели ошибочны, но некоторые из них полезны». Типологические модели помогают нам понять континуумы ​​личности. Мы просто должны быть осторожны, чтобы не принять их точность или, что еще хуже, гороскопическое значение. С другой стороны, человеческие личности — это не просто непреодолимые единичные экземпляры. Многие популярные личностные тесты на самом деле являются лженаукой, но мы должны быть осторожны, чтобы не спутать этот факт с ложным представлением о том, что личность — это миф. Это не. Дело в том, что личность есть вещь. Оно не является фиксированным, но относительно стабильным, легко наблюдаемым и весьма существенным.

Даже точные науки сами строят и используют модели, обязательно прибегая к своим собственным формам редукционизма. Бокс (1979) рассуждал,

Было бы очень замечательно, если бы любая система, существующая в реальном мире, могла быть точно представлена ​​любой простой моделью. Однако искусно выбранные экономные модели часто действительно обеспечивают удивительно полезные приближения. Например, закон PV = RT, связывающий давление P, объем V и температуру T «идеального» газа через константу R, не совсем верен для любого реального газа, но часто обеспечивает полезную аппроксимацию, и, кроме того, его структура информативна, поскольку оно вытекает из физического взгляда на поведение молекул газа. Для такой модели нет необходимости задавать вопрос «Верна ли модель?» Если правда должна быть всей правдой, ответ должен быть «Нет». Единственный интересующий вопрос: «Является ли модель понятной и полезной?»

Секрет познания человека

В конце концов, у моделей есть свои ограничения. Почти наверняка лучший способ познать слои и отличительные черты своей собственной личности — и личности другого человека — это дружба.

Источник: Matheus Ferrero/Unsplash

Психолог и исследователь Михай Чиксентмихайи (1990) предположил: «Именно в компании друзей мы можем наиболее ясно ощутить свободу личности и узнать, кто мы на самом деле». Дружба выявляет разные части нас самих. К. С. Льюис (1960), автор книги «Хроники Нарнии », писал о том, как дружба оживляет определенные аспекты того, кто мы есть: «В каждом из моих друзей есть что-то такое, что только другой друг может полностью раскрыть. Сам по себе я недостаточно велик. призвать к действию всего человека; я хочу, чтобы другие огни, кроме моего собственного, показали все его грани».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *