Трансперсональная психотерапия | психолог Оксана Королович
Трансперсональная психология входит в разряд психотерапевтических методов, направленных на изучение трансперсональных состояний человеческого сознания. Трансперсональное состояние – это выход за пределы сознательного на уровень «другого», отличного, расширенного миропонимания и мироощущения. Достигается такой выход с помощью различных техник, среди которых общеизвестный метод холотропного дыхания, разработанный С.Гроффом.
Трансперсональная психология возникла в США в связи с исследованиями Гроффа, Маслоу, Уилбера и других специалистов. Формирование так называемой «4-й силы в психологии» связано с социально-политической ситуацией, в которой находилось общество: неудовлетворенность существующими социальными гарантиями и ограниченностью духовно-религиозной христианской парадигмы, следствиями которых были военные действия, бедность, неустроенность, притеснения национальных меньшинств.
Как говорят, каждому периоду истории – своя психотерапия.
Реалии жизни общества подталкивали «придумать» альтернативу, которая бы отражала потребность в надежде на то, что есть некая высшая сила, способная помочь справиться с трудностями.
Наука или оккультизм?
В связи с таким подходом, трансперсональную психологию критиковали и долгое время вообще не включали в ряд психологически обоснованных научных течений, причисляя методологию к оккультизму, мистическим течениям, псевдонауке.
Принципы трансперсональной психологии:
- Существует некая абсолютная реальность, отличная от воспринимаемого человеком «классического» опыта и познав которую, личность выходит на свой истинный уровень, достигая самоактуализации и сопутствующих состояний.
- Научно доказаны существование реинкарнации, прошлых жизней, высшего разума, других цивилизаций и вечности души.
- «Все мы одно» – абсолютная взаимосвязь между живыми существами во Вселенной и некой высшей сущностью/богом. С помощью осознания себя частью всеобщей жизни можно решить все проблемы и достичь блаженства.
- Трансперсональные техники – это инструмент самопознания и единения со Вселенной, достичь этого традиционными методами психологии невозможно.
Психотерапевты не настаивают на обязательности принадлежать к религиозному течению. Но сама суть философии трансперсональной психологии многим кажется религиозной, оккультной.
Терапевты направления делят трансперсональные переживания на 2 группы:
- Расширенные переживания на основании реального опыта жизни личности. Состояния могут различаться на предмет расширения во времени и пространстве. Например, воспоминания из прошлых жизней – это расширение во временном континууме, а слияние с другим живым существом – в пространственном.
- Переживания, выходящие за рамки эмпирических знаний. Это духовный опыт, который вообще невозможно прожить в естественном сознании. Это единство с божественным началом, встречи с инопланетянами, общение с животными и растениями и т.д. Трансперсональные психологи усматривают в бессознательном коллективном и архетипах К.Г.Юнга истоки течения.
Специфика трансперсональной психологии в том, что она зиждется на философии религий, основах буддизма и индуизма, мистических восточных течениях, медитативных техниках, поэтому на сегодняшний день не существует классической общепризнанной методологической базы. Скорее, это различные направления в рамках какого-то своего интегративного учения и инструментария. Поэтому трансперсональными психологами называют себя последователи как самого Гроффа, так и создатели какой-нибудь «Школы просветления» в торце соседнего дома.
А все потому, что ориентация на духовное начало, существующее в каждом человеке, необъяснимые мистические переживания или трансовые состояния, трансперсональные психологи воспринимают как данность, аксиому.
Особенности трансперсональной терапииГрофф разработал метод трансперсональной терапии путем исследований переживаний после приема ЛСД.
Грофф выделил 3 уровня сознания:
1. Биографический – реальные воспоминания человека (из «этой» жизни).
2. Перинатальный – опыт, проживаемый человеком во время внутриутробного развития и рождения, который имеет колоссальное влияние на последующую жизнь личности. Эти переживания покоятся на бессознательном уровне и разделены на 4 базовые перинатальные матрицы:
- Статическая – условия пребывания плода в матке.
- Динамическая «космическая безвыходная поглощенность» – эквивалент процессу начала родовой деятельности и схваткам матери.
- Динамическая «борьба смерти и возрождения» – этап маточных сокращений и раскрытия шейки матки.
- Динамическая «смерть и рождение» – непосредственное рождение и первые минуты жизни, начало дыхания и физическое отделение от тела матери.
3. Трансперсональный – уровень высших состояний человека, характеризующийся экстатичностью. Это выход за пределы осознанного эмпирического понимания действительности и себя. Он возможен вследствие трансперсональных техник, таких как холотропное дыхание. Это специальный дыхательный алгоритм, при котором легкие гипервентилируются посредством смены дыхательных ритмов. Например, чаще-медленнее, глубже-поверхностно и т.д. В таком дыхательном режиме активизируется подкорка головного мозга, вызывающая измененное состояние сознания и человек входит в подсознательное.
Категорийный аппарат С.Гроффа граничит с понятиями религиозных мистических переживаний, поэтому как автора, так и трансперсональное направление поддают нещадной критике. Так, «трансперсоналисты» убеждены, что многие из психических заболеваний, требующих медикаментозной длительной терапии являются не болезнями, а следствием духовного кризиса, справиться с которым помогают методы трансперсональной психотерапии.
Несмотря на некоторое притеснение метода, он весьма популярен и эффективен в качестве альтернативы существующим техникам и классическому пониманию психических процессов.
Спецификой направления является смещение фокуса внимания на духовность человека, на существование чего-то, что важно – хотя пока неведомо, но все равно реально и значимо. Трансперсональная психология не просто «лечит как все», а предлагает посмотреть на личность шире и прочувствовать индивидуальную реальность.
Новый подход в практике психологического консультирования
Вступление
Трансперсональная психотерапия — одно из новейших направлений психологической практики. Данный подход фокусирует внимание на глубинных областях психики и открывает путь к истинному «Я», единству с миром и самим собой, к гармоничной жизни и успешной творческой самореализации. Многолетний опыт психологов и психотерапевтов этого направления дает основание утверждать: все, что нужно для счастья – уже есть в потаенных «кладовых души».
Открытие этих кладовых — основная задача трансперсональной психотерапии.Трансперсональная школа инклюзивна, она включает в свой арсенал лучшие достижения и психотехнологии практической психологии, психотерапии и мировых духовных традиций, но не является совокупностью сведений и навыков, сводом правил. Трансперсональная психотерапия – философская и психологическая интенция, имеющая практическое применение, стиль профессионального мышления, образ жизни.
Использование методов трансперсональной психотерапии – это, прежде всего, их творческая разработка, а зачастую и вдохновенная импровизация для каждого конкретного случая.
Знакомство с трансперсональными представлениями о структуре психики и процессах психической деятельности, умение пользоваться инструментами этого направления — полезное подспорье для практикующего психолога и психотерапевта, вне зависимости от того, в какой области практики он специализируется. При этом важно помнить, что в инструментальном наборе, необходимом для успешной консультационной, тренерской и психотерапевтической практики главным инструментом является сама личность специалиста.
Программа адресована широкому кругу практических психологов, психотерапевтам и психологам-консультантам различных направлений и специализаций — и людям любых профессий, желающим раскрыть собственные личностные ресурсы и улучшить качество жизни.
Цель:
освоение концепции, методологии и инструментария трансперсональной психотерапии, профессиональное и личностное развитие специалиста, а именно — развитие креативности, повышение успешности, интенсификацияпроцессов достижения целостности и личностной гармонии, улучшение качества и контекста жизни.
В программе
I ступень
КОНЦЕПЦИИ И МЕТОДОЛОГИЯ ТРАНСПЕРСОНАЛЬНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ
В программе:
- Основные принципы и подходы работы с глубинными смыслами, содержаниями и процессами психики.
- Измененные состояния сознания (ИСС) как неотъемлемые компоненты нормальной психической жизнедеятельности, а также способы и ступени развития личности.
- Роль субличностей и архетипов в развитии и самореализации личности. Миф как символическое отражение глубинных процессов психики.
- Фильтры восприятия. Отражения, модели, редактор реальности.
- Холистическое мировосприятие – особого рода понимание себя и мира.
- Целостность человека как единство с миром и самим собой. «Динамическая» целостность процессов развития: смерть – рождение (возрождение). Перинатальные матрицы, кризис, путь героя.
- Развитие личности как путь к целостности. Пути достижения и восстановления целостности.
- Общественные отношения и социальная динамика. Творческая игра как оптимальный способ социального взаимодействия.
МЕТОДЫ И НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ
В программе:
- Методы активного воображения.
- Метафорические и проективные игры.
- Холотропное дыхание и дыхательные психотехники.
- Телесная экспрессия, техники спонтанного театра, мифодрама.
- Развитие харизматичности и лидерских качеств.
- Развитие интуиции, креативности, успешности.
- Коррекция проблем в семейных и романтических отношениях.
- Психологическая безопасность и внутренние защиты от посягательств извне.
- Коррекция страхов и неуверенности в себе.
- Методы разрешения межличностных конфликтов.
- Работа с деструктивными состояниями, в межличностных взаимоотношениях, агрессией, злобой, гневом.
- Психотерапия зависимостей и созависимых отношений.
- Экзистенциальные и духовные кризисы. Особенности психотерапевтической работы
- Терапия депрессивных состояний и профилактика профессионального выгорания.
Формы работы
мини-лекции, инсайт-дискуссии, психогимнастика, сессии холотропного дыхания, дыхательные психотехники, процессы активного воображения, мифодраматические этюды, демонстрации, разбор случаев из практики, супервизия.
Объем программы 80 академических часов
Удостоверение о повышении квалификации.
Внимание!
В программе предусмотрен один выходной день – 8 июня. Общий объем программы -72 часа. По окончании программы участники получают удостоверение о повышении квалификации в области трансперсональной психотерапии.
Предлагаем Вам посмотреть видео-эпизод открытой встречи с Г.М. Бревде, посвященной трансперсональному подходу в психотерапии.
Отзывы
Вы можете оставить отзыв о программе в своем личном кабинете, в разделе Посещенные события.
Участник семинара (20.02.2013)
Хотелось бы выразить благодарность М. Бревде и Е.Сказка за прекрасно проделанную работу! Полезным оказался опыт холотропного дыхания, методы применения на практике теории трансперсональной психологии, целостность подхода.
Участник семинара (20. 02.2013)
Полезным было совмещение теории и практики, небольшая группа, что позволило семинару быть камерным и эффективным.
Участник семинара (20.02.2013)
Активный, информативный, интересный тренинг. Спасибо преподавателям!
Резюме
Надличностное определение и значение — Merriam-Webster
транс·персональный·аль (ˌ)tran(t)s-pərs-nəl
-ˈpər-sə-nᵊl
1
: распространяющийся или выходящий за пределы личного или индивидуального
2
: относящийся к психологии или психотерапии, относящийся к ним или относящийся к ним, особенно к эзотерическому ментальному опыту (таком как мистицизм и измененные состояния сознания) за обычные пределы эго и личность
Примеры предложений
Недавние примеры в Интернете Речь идет о данных, которые являются личными, но трансперсональный . — New York Times , 27 декабря 2021 г.
Эти примеры предложений автоматически выбираются из различных онлайн-источников новостей, чтобы отразить текущее использование слова «надличностный». Мнения, выраженные в примерах, не отражают точку зрения Merriam-Webster или ее редакторов. Отправьте нам отзыв.
История слов
Первое известное использование
около 1906 года, в значении, определенном в смысле 1
Путешественник во времени
Первое известное использование трансперсонального было около 1906 г.
Посмотреть другие слова того же года сделать прозрачным
трансперсональный
трансфеноменальный
Посмотреть другие записи поблизости
Процитировать эту запись «Трансперсональный».
Словарь Merriam-Webster.com , Merriam-Webster, https://www.merriam-webster.com/dictionary/transpersonal. По состоянию на 25 марта 2023 г.Копия цитирования
Медицинское определение
трансперсональное
прилагательное
транс·персональный·аль -ˈpərs-nəl, -ᵊn-əl
: относящийся к психологии или психотерапии, относящийся к ним или являющийся их частью, связанный, в частности, с эзотерическим ментальным опытом (таким как мистицизм и измененные состояния сознания), выходящим за обычные пределы эго и личности
Подпишитесь на крупнейший словарь Америки и получите тысячи других определений и расширенный поиск — без рекламы!
Merriam-Webster без сокращений
восемьдесят шесть
См. Определения и примеры »
Получайте ежедневно по электронной почте Слово дня!
Старая добрая викторина
- маслобойка виноградная дробилка
- мышеловка стиральная машина
Вы знаете, как это выглядит… но как это называется?
ПРОЙДИТЕ ТЕСТ
Сможете ли вы составить 12 слов из 7 букв?
ИГРА
Надличностное знание | Государственный университет Нью-Йорка Press
Под редакцией Тобина Харта, Питера Л. Нельсона и Кайсы Пухакка
Темы:
Эпистемология
Серия:
Серия SUNY по трансперсональной и гуманистической психологии
Мягкая обложка
: 9780791446164,
352 страницы,
9 июля 2000 г.0117 Твердый переплет
: 9780791446157,
352 страницы,
Июль 2000 г.
Альтернативные форматы доступны по адресу:
Прочитать отрывок Посмотреть оглавление
Служба запросов или копия для экзамена
Запрос копии для обзора СМИ
Благодарности
1. Введение
2. Приглашение к подлинному знанию
Кайса Пухакка
3. Вдохновение как трансперсональное знание
Тобин Харт
4. Мистический опыт и радикальная деконструкция: через онтологическое зеркало
Питер Л. Нельсон
5. Отражение и присутствие: диалектика пробуждения
Джон Велвуд
6. Растворение центра: рационализация ума и демонтаж себя
Фред. Дж. Ханна
7. Просветляющее Присутствие
Зия Инаят Хан
8. Духовное исследование
Дональд Ротберг
9. Надличностное познание в перспективе развития
Майкл Уошберн
10. Надличностное знание: коллективный подход к надличностным явлениям
Хорхе Н. Феррер
11. Глубокая эмпатия
Тобин Харт
12. Любовь, которая не осмеливается назвать свое имя
Дженни Уэйд
13. Служба как способ познания
Артур Дж. Дейкман
Об участниках
Алфавитный указатель
Самые свежие и самые уважаемые мыслители в области трансперсональной психологии исследуют множество путей к знаниям.
Предлагая точки зрения некоторых из наиболее уважаемых мыслителей в области трансперсональной психологии и исследований сознания, эта книга исследует более дальние области познания, как самих себя, так и мира, которые описываются здесь как надличностные, постконвенциональные или духовные. Работа авторов представлена на основе их собственного подлинного знания, будь то через личное повествование или через концептуализацию, основанную на таком знании. Они исследуют, из чего может состоять «знание», поскольку оно выходит за рамки обычного объективного наблюдения и анализа.
Авторы: Артур Дейкман, Хорхе Феррер, Фред Дж. Ханна, Тобин Харт, Зия Инихат Хан, Питер Л. Нельсон, Кайса Пухакка, Дональд Ротберг, Дженни Уэйд, Майкл Уошберн и Джон Уэлвуд.
Тобин Харт — доцент кафедры гуманистической/трансперсональной психологии Государственного университета Западной Джорджии. Питер Л. Нельсон — частный консультант по исследованиям в Мельбурне, Австралия. Кайса Пухакка — профессор и ведущий преподаватель Института трансперсональной психологии в Пало-Альто, Калифорния, и автор книги «Знание и реальность: сравнение ».
«…данный том настоятельно рекомендуется студентам и ученым всех уровней психологии». — ВЫБОР
«Соавторы, продолжающие мыслить в областях философии, психологии, трансперсональных и гуманистических исследований и самой науки, представляя полезные расширения и расширения способов, которыми люди могут приобретать, работать и демонстрировать более полные формы знания. и понимание себя, других и мира в целом». — Уильям Г. Брауд, соредактор книги «Методы трансперсональных исследований в социальных науках: уважение человеческого опыта 9».0003
«Эта книга написана честно и от души. Потребность в путях к глубокому исследованию и трансперсональному знанию жизненно важна для области трансперсональной психологии по мере ее взросления и по мере того, как все больше людей открываются большему, более интегрированному сознанию.» — Рэй Гринлиф, Университет Джона Ф. Кеннеди,
«Предоставляет прекрасную дозу философских и теоретических размышлений с рассказами из первых рук. Широкий спектр затронутых тем и изложение тонкого, часто невыразимого опыта вызывают восхищение».