Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Укажите к развитию какого психического процесса сензитивен возраст раннего детства: Сенситивные периоды развития ребенка (по Л.С. Выготскому) — Журналы для дошкольных образовательных учреждений

Сенситивные периоды развития ребенка (по Л.С. Выготскому) — Журналы для дошкольных образовательных учреждений

Лункина Е.Н., учитель-логопед д/с «Волшебный замок», ЦАО, Москва


Понятие «сенситивные периоды развития ребенка» было введено выдающимся отечественным психологом, психолингвистом, дефектологом, ученым с мировым именем Л.С. Выготским (1896—1934). Он разработал понятие «психологические системы», под которыми понимались целостные образования в виде различных форм межфункциональных связей (например, между мышлением и памятью, мышлением и речью).

Огромный вклад Л.С. Выготского в детскую психологию — введение понятия «зона ближайшего развития». Согласно ученому, это область не созревших, но созревающих процессов, которые можно назвать «почками развития». «Зона ближайшего развития» ставит перед ребенком большие задачи, решить которые он способен лишь с помощью взрослого, в ходе их совместной деятельности. Л.С. Выготский пришел к выводу, что обучение ребенка должно предшествовать, забегать вперед, подтягивать и вести за собой развитие. Это утверждение стало аксиомой в детской психологии и педагогике.

Следующим важным открытием гениального ученого в детской психологии стало возрастное определение периодов в жизни ребенка, наиболее благоприятных для развития тех или иных функций индивидуума. Эти знания необходимы для педагогов и родителей, чтобы не упустить период, наиболее благоприятный для обучения ребенка, чтобы те «развивающиеся почки», которые представляют собой созревающие процессы в «зоне ближайшего развития», могли в полной мере развить и обогатить физические, интеллектуальные, эмоциональные, социальные и культурные возможности в будущей жизни ребенка.

Одинаковых детей не существует, даже близнецы сильно отличаются друг от друга. У каж­дого индивидуальные свой­ства психики, способности и инте­ресы.

Однако в жизни каждого малыша есть периоды, в которых самой физиологией созданы максимально оптимальные условия и возможности для развития у ребенка определенных свойств психики, восприимчивости к приобретению определенных знаний и умений. Эти периоды называются сенситивными.

Сенситивность (от лат. sensitivus — чувствительный) — оптимальное сочетание условий для развития психических процессов, присущих определенному возрастному периоду. В сенситивные периоды есть большая возможность предельно развить способности детей.

Еще одно определение сенситивного периода может быть сформулировано следующим образом. Сенситивный период — определенный период жизни ребенка, в котором созданы оптимальные условия для развития у него определенных психологических качеств и видов деятельности.

Периоды эти ограничены по времени, следовательно, пропустив этапы психического развития, в будущем придется затрачивать немало усилий и времени, чтобы восполнить пробел в развитии определенных функций. Некоторые психические функции могут так и не развиться. Примером тому служат многочисленные случаи детей, выросших в стае животных. Когда их вернули в общество, то никакими реабилитационными методами не смогли научить полноценной речи и адаптации в новых для них условиях. Все их поведение копировало жизнь и привычки животных.

Таким образом, сенситивный период — время максимальных возможностей для наиболее действенного формирования какого-либо свойства психики, период наиболее высокой пластичности. Он показывает свою способность к изменчивости согласно специфике внешних обстоятельств.

В определенные сенситивные периоды происходит резкое увеличение чувствительности к определенным внешним влияниям из-за высокой пластичности нервной системы ребенка.

Возрастная сенситивность — свойственное определенному возрасту сочетание условий для формирования конкретных процессов психики. Например, для развития речи у детей сенситивный период приходится на 1,5 года. Именно в это время нужно уделять ребенку повышенное внимание со стороны взрослых, гармонично воспитывая и развивая его. Поэтому необыкновенно важно для становления человека в первые годы его жизни окружение, разнообразие деятельности, интересов и эмоций. Недостаток полученных в детстве эмоций, знаний, умений, физического и психического развития будет невосполнимым пробелом в дальнейшей жизни.

Для начала нужно разобраться, сколько этих периодов у ребенка, в каком возрасте они наступают, какие именно знания ребенок легко воспринимает в каждом из них.
Периоды максимальных возможностей и условий для развития у детей определенных свойств психики и восприимчивости к приобретению знаний и умений.

1,5—3 года. Период яркого восприятия речи, пополнения словарного запаса. В этом возрасте ребенок очень восприимчив к изучению иностранных языков. Также он благоприятен для развития моторики, манипуляций с предметами, восприятия порядка;
3—4 года. Этот период наиболее благоприятен для ознакомления со знаковым обозначением цифр и букв, подготовке к письму. Развиваются осознанная речь и понимание собственной мысли, идет интенсивное развитие органов чувств;
4—5 лет. Этот период знаменуется развитием интереса к музыке и математике. Увеличивается активность ребенка в восприятии письма, цвета, формы, размера предметов, происходит интенсивное социальное развитие;
5—6 лет. Наиболее благоприятный период для перехода от письма к чтению. Этот период очень важен для привития ребенку социальных навыков и поведения;
8—9 лет. В этот период языковые способности вторично достигают пика. Он также имеет большое значение для развития воображения и культурного образования.

На разных этапах сенситивного развития ребенка изменения в его психике могут проходить как постепенно и замедленно, так быстро и резко. Соответственно этому выделяются стабильные и кризисные стадии развития. Их еще называют поворотными моментами в развитии, или кризисами, если они протекают стремительно. В эти периоды ребенок особенно восприимчив к получению знаний и жизненных навыков. В организме ребенка происходят изменения, которые проявляются повышенной чувствительностью и ранимостью. На возникновение этих периодов мы повлиять не можем, поскольку это заложено человеческой природой. Но родители и педагоги должны (даже обязаны) предельно продуктивно использовать их для развития своего ребенка.

При стабильной стадии развития характерно плавное, без резких сдвигов и перемен поведение ребенка. Это может быть даже незаметно для его окружения. Но эти перемены накапливаются и в конце периода дают качественный скачок в развитии.

Стабильные этапы чередуются с кризисными. Кризисные периоды длятся недолго (от нескольких месяцев до 1—2 лет в зависимости от мудрости педагогов и такта родителей). Это чаще всего краткие, но бурные стадии. В кризисные периоды происходят значительные изменения личности ребенка. Сам кризис начинается и завершается незаметно, его границы размыты, неотчетливы. Обострение наступает в середине сенситивного периода. Родители видят резкие изменения в поведении, интересах, ребенок выходит из-под контроля взрослых.

Индивидуальных различий во время кризисов гораздо больше, чем в стабильные периоды. В это время обостряются противоречия, с одной стороны, между взрослыми потребностями ребенка и его все еще ограниченными возможностями, и с другой — между новыми потребностями и сложившимися ранее отношениями со взрослыми. Современными психологами эти противоречия рассматриваются как движущие силы психического развития.

По мнению Л.С. Выготского, самыми важными служат три сенситивных периода (кризисных момента) — 1 год, 3 и 7 лет. Педагоги и родители должны знать о кризисных моментах в жизни ребенка и своевременно подготовиться к ним для обеспечения наибольшего удовлетворения потребностей малыша в каждом сенситивном периоде.

Возрастная сенситивность свойственна конкретному возрастному этапу, это наилучшее сочетание условий для формирования конкретных свойств или процессов психики.

 

Возрастная периодизация (по Л.С. Выготскому)


• Кризис новорожденности — младенчество (от 2 мес. до 1 года).
В 1,5—2,5 мес. формируется мелкая моторика, развивается сенсорная область, ребенок познает мир, используя слуховые и тактильные ощущения.
• Кризис 1 года — раннее детство (1—3 года).
Появляются новые виды общения, происходит разрыв психологического единства «мать — дитя», развиваются речь и умственные способности. Ведущий вид деятельности — эмоционально-непосредственное общение младенца со взрослым.
От 1 до 3 лет — сенситивный период для развития речевых способностей. Ребенок слушает, накапливает пассивный словарный запас, затем уже появляется речь, которая носит предметный характер. Развивается способность выражать свои желания и чувства.
В 2,5—3 года ребенок часто разговаривает сам с собой, что способствует развитию логического мышления, последовательности в речи. Со временем такие монологи он ведет уже мысленно.
• Кризис 3 лет — дошкольный возраст (от 3 до 7 лет).
Ведущий вид деятельности — орудийно-предметный. Формируются самооценка и самосознание, происходит становление личности. От 3 до 7 лет ребенок включается во взрослую жизнь, в разные виды деятельности, сам выбирает во что играть и свою роль в игре; интересуется звуками и буквами, т.е. их графическим изображением в виде символов. Активно развиваются воображение и отображение впечатлений об окружающем мире, взаимодействие с окружающими, общение. Ведущий вид деятельности — сюжетно-ролевая игра.
• Кризис 7 лет — школьный возраст (от 7 до 13 лет).
Ведущий вид деятельности — учебный. Развиваются психика, мышление, специальные способности, личность ребенка и его межличностные отношения.
• Кризис 13 лет — пубертатный возраст (13—17 лет).
Ведущий вид деятельности — личностное общение подростков.
• Кризис 17 лет — юношеский возраст (17—21 год).
Ведущий вид деятельности — профессионально-учебный.

По мнению Л.С. Выготского, в эти моменты ребенку необходимо уделять повышенное внимание со стороны взрослых. В кризисные периоды ребенок становится восприимчив к приобретению определенных знаний и умений.

И хотя развитие интеллекта человека продолжается и во взрослой жизни, в детстве это происходит намного легче и естественнее. Родителям стоит обратить внимание на наступление каждого из этих периодов и своевременно подготовить базу и окружающую среду для наибольшего удовлетворения потребностей ребенка на каждой стадии его развития.

Вспомним сказку Р. Киплинга «Книга джунглей» и ее героя — Маугли, воспитанного в звериной стае. Замысел этой книги у автора возник не на пустом месте. В настоящее время существует около 4 тыс. официальных свидетельств подобных случаев. «Дети джунглей» оказались с самого раннего возраста в стае зверей (чаще волков) и не имели ни речевого, ни социального опыта в поведении и общении. После того как они были возвращены в нормальные условия жизни, несмотря на усиленный уход и специальные занятия с ними, вернуть их в человеческое общество уже не представлялось возможным. Максимальное количество слов, которому удалось научить всего нескольких таких детей, составляло не более 45. А их навыки человеческого существования после реабилитационного периода были скорее дрессировкой, как у домашних животных. Дети, находившиеся в среде животных первые 6 лет жизни, практически уже не смогут освоить человеческую речь, осмысленно общаться с другими людьми, ходить прямо и пр. Реабилитация ни в одном случае не была полноценной. Навыки животных (хождение на четвереньках, сыроедение, звериные звуки и привычки), приобретенные в раннем возрасте, сыграли для этих детей решающую роль.

Дело в том, что самые ответственные сенситивные периоды становления личности человека были безвозвратно пропущены. Именно в первые 5—7 лет жизни ребенок получает 70% всей жизненной информации. И если в этот период он оказывается в волчьей стае, то и вырастет волком. Звериные навыки, обретенные детьми, которые оказались с младенчества среди зверей, впечатываются в психику и физиологию, а человеческие навыки привить уже фактически невозможно, т.е. полноценными людьми такие дети уже никогда не будут.

Мудрецы считали, что каждый ребенок заговорит на языке своих родителей, даже если его этому никто не будет учить. Ребенок индийца заговорит на индийском языке, ребенок непальца — на непальском и т.п. Падишах усомнился в этом и решил поставить жестокий опыт: несколько грудных детей поселили в отдельных комнатах, а ухаживали за ними глухонемые слуги. Через семь лет вошедший падишах с мудрецами услышали бессвязные крики, вопли, шипение и мяуканье молодых звероподобных существ.

Все это лишний раз доказывает, насколько важны для развития ребенка и его речи первые годы жизни.

Приведенные примеры как нельзя лучше доказывают правомерность существования сенситивных периодов в жизни каждого ребенка. Пропущенные по разным причинам, они будут невосполнимым пробелом на протяжении всей жизни человека.

Современный всемирно известный японский педагог-практик Масару Ибуки озаглавил свою книгу по детской психологии «После трех уже поздно». В своем труде ученый пишет о том, что ключ к развитию умственных способностей ребенка — его личный опыт познания в первые три года жизни. Все зависит от стимуляции и степени развития головного мозга в решающие годы жизни ребенка. Здесь мы вновь видим подтверждение теории Л.С. Выготского о решающих сенситивных периодах в жизни ребенка и их значении в формировании личности.

Пластичность мозга ребенка раннего возраста (от 0 до 3 лет), психофизиологически оптимальные условия (сенситивные периоды) формирования эмоций, интеллекта, речи и личности определяют большие потенциальные возможности. Хотя японский ученый ставит акцент на двух (из трех основных, по Л.С. Выготскому) кризисных периодах развития — 1 год и 3 года, тем не менее понятно, что без прочной базы развития личности индивидуума в первые два сенситивных периода (до 3 лет) мы теряем возможность всеобъемлющего развития умственных способностей ребенка. Только реализация всех возможностей предыдущей стадии обеспечивает благоприятный переход к новой стадии развития.

Л.С. Выготский писал, что новое не падает с неба, а появляется закономерно, подготовленное всем ходом предшествующего развития. Источником же развития служит социальная среда, в которой находится ребенок.

Ученики и последователи Л.С. Выготского (П.Я. Гальперин, Л.В. Занков, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконин и др.) продолжают руководствоваться его трудами и, базируясь на его исследованиях, продолжают развивать концепции раннего развития личности ребенка.

Итак, можно сделать следующие выводы. Сенситивные периоды — возможность предельно развить способности детей в конкретном возрасте, при этом обращая внимание на качественность их развития. Это наиболее ответственные этапы развития детей.

Стоит заметить, что данные периоды наступают у каждого ребенка, но время их появления и продолжительность индивидуальны, на их возникновение не могут влиять ни педагоги, ни родители. При верном подходе можно продуктивно их применять для дальнейшего развития определенных способностей или типа деятельности. Именно поэтому на определенных возрастных этапах следует уделять большее внимание конкретной области, стараясь при этом развивать качественную составляющую способностей вашего ребенка.

Нужно не ускорять, а обогащать психическое развитие, расширять возможности ребенка в свойственных его возрасту видах деятельности. Важно создавать необходимые условия, при которых дети смогут проявить способности. Не следует ограничивать деятельность малыша, нужно предоставлять ему возможность свободного творческого проявления.

Родителям и педагогам следует четко понимать, что чем больше круг интересов ребенка, тем более гармоничным он вырастет. Особенность развития ребенка заключается в том, что все новые умения, знания, навыки накладываются на уже изученные. В эти моменты ребенку необходимо уделять повышенное внимание со стороны взрослых.


Литература

Богданович Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы. М., 1994.
Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
Венгер Л.А., Венгер А.Л. Готов ли ваш ребенок к школе? М., 1994.
Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В. Петровского. М., 1973.
Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 2, 5. М., 1982.
Гальперин П.Я. Методы обучения и умственного развития ребенка. М., 1985.
Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий. Воронеж, 1998.
Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. М., 1993.
Мухина В.С. Возрастная психология. М., 1999.
Эльконин Д. Б. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей. М., 1981.
Эльконин Д.Б., Божович Л.И. Развитие мотивов учения у детей 6—7 лет. Волгоград, 1999.

Развитие интереса к предметному миру у детей раннего возраста в детском саду

%PDF-1.5 % 1 0 obj > endobj 4 0 obj /Title >> endobj 2 0 obj > endobj 3 0 obj > stream

  • Развитие интереса к предметному миру у детей раннего возраста в детском саду
  • Пайкова Т. С.1.52018-06-27T16:23:20+06:00 endstream endobj 5 0 obj > /XObject > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents [110 0 R 111 0 R 112 0 R] /Annots [113 0 R] >> endobj 6 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 115 0 R >> endobj 7 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 116 0 R >> endobj 8 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 117 0 R >> endobj 9 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 119 0 R >> endobj 10 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 120 0 R >> endobj 11 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 121 0 R >> endobj 12 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 123 0 R >> endobj 13 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 124 0 R >> endobj 14 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 125 0 R >> endobj 15 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 126 0 R >> endobj 16 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 127 0 R >> endobj 17 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 128 0 R >> endobj 18 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 129 0 R >> endobj 19 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 130 0 R >> endobj 20 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 131 0 R >> endobj 21 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 132 0 R >> endobj 22 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 133 0 R >> endobj 23 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 134 0 R >> endobj 24 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 135 0 R >> endobj 25 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 136 0 R >> endobj 26 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 137 0 R >> endobj 27 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 138 0 R >> endobj 28 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 139 0 R >> endobj 29 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 140 0 R >> endobj 30 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 141 0 R >> endobj 31 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 142 0 R >> endobj 32 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 143 0 R >> endobj 33 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 144 0 R >> endobj 34 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 145 0 R >> endobj 35 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 146 0 R >> endobj 36 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 147 0 R >> endobj 37 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 148 0 R >> endobj 38 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 149 0 R >> endobj 39 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 150 0 R >> endobj 40 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 151 0 R >> endobj 41 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 152 0 R >> endobj 42 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 153 0 R >> endobj 43 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 154 0 R >> endobj 44 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 155 0 R >> endobj 45 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 156 0 R >> endobj 46 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 157 0 R >> endobj 47 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 158 0 R >> endobj 48 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 159 0 R >> endobj 49 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 160 0 R >> endobj 50 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 161 0 R >> endobj 51 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 162 0 R >> endobj 52 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 163 0 R >> endobj 53 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 164 0 R >> endobj 54 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 165 0 R >> endobj 55 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 166 0 R >> endobj 56 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 167 0 R >> endobj 57 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 168 0 R >> endobj 58 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 169 0 R >> endobj 59 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 170 0 R >> endobj 60 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 171 0 R >> endobj 61 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 172 0 R >> endobj 62 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 173 0 R >> endobj 63 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 174 0 R >> endobj 64 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 175 0 R >> endobj 65 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 176 0 R >> endobj 66 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 177 0 R >> endobj 67 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 178 0 R >> endobj 68 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 179 0 R >> endobj 69 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 180 0 R >> endobj 70 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 181 0 R >> endobj 71 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 182 0 R >> endobj 72 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 183 0 R >> endobj 73 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 184 0 R >> endobj 74 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 185 0 R >> endobj 75 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 186 0 R >> endobj 76 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 187 0 R >> endobj 77 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 189 0 R >> endobj 78 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 190 0 R >> endobj 79 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 191 0 R >> endobj 80 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 192 0 R >> endobj 81 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 193 0 R >> endobj 82 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 194 0 R >> endobj 83 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 195 0 R >> endobj 84 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 196 0 R >> endobj 85 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 197 0 R >> endobj 86 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 198 0 R >> endobj 87 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 199 0 R >> endobj 88 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 200 0 R >> endobj 89 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 201 0 R >> endobj 90 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 202 0 R >> endobj 91 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 203 0 R >> endobj 92 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 204 0 R >> endobj 93 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 205 0 R >> endobj 94 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 206 0 R >> endobj 95 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 207 0 R >> endobj 96 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 208 0 R >> endobj 97 0 obj > /XObject > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 212 0 R >> endobj 98 0 obj > /XObject > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 218 0 R >> endobj 99 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 220 0 R >> endobj 100 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 221 0 R >> endobj 101 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 222 0 R >> endobj 102 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 223 0 R >> endobj 103 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 224 0 R >> endobj 104 0 obj > endobj 105 0 obj > endobj 106 0 obj > endobj 107 0 obj > endobj 108 0 obj > endobj 109 0 obj > stream x

    Критический период в развитии мозга и обучении в детстве

    | Что такое критический период | Гипотеза критического периода | Чувствительный период | Почему важен критический период | Критический период для овладения языком |

    Что такое критические периоды

    Критические периоды — это фазы, во время которых связи клеток мозга более пластичны и восприимчивы к влиянию определенного жизненного опыта. Эти связи, называемые синапсами, могут легче образовываться или укрепляться в течение этого периода времени. Синаптические связи обычно созревают и стабилизируются после этого периода времени, что затрудняет изменение проводки в более позднем возрасте. Отсутствие определенного опыта в первые годы жизни может оказать сильное влияние на развитие нейронных связей.

    Гипотеза критического периода

    Согласно Гипотезе критического периода, в критический период могут формироваться новые навыки или черты при соответствующем жизненном опыте. Если необходимый опыт недоступен в течение этого времени, становится намного сложнее, менее успешно или даже невозможно приобрести навык или черту после закрытия окна возможностей.

    Это доказано в сенсорных системах человека и животных, таких как развитие зрительной системы.

    В исследованиях на животных, если один глаз (но не оба) закрывают сразу после рождения, лишённый глаз навсегда потеряет остроту зрения, даже если прикрытый период после рождения короткий. Это связано с тем, что сенсорная депривация и отсутствие визуальной информации в это время могут вызвать структурные изменения в мозге ​1​ .

    Критический период и чувствительный период

    Основное различие между критическим периодом и чувствительным периодом заключается в том, что критический период представляет собой ограниченный период времени, в течение которого может произойти определенное развитие, в то время как чувствительный период представляет собой временное окно, в котором развитие легче достигается.

    Сензитивный период подобен критическому периоду, когда нервные цепи относительно более пластичны и более чувствительны к влиянию опыта. Однако новые синапсы могут образовываться в течение длительного периода времени вне чувствительного периода, несмотря на то, что они сложнее.

    Некоторые ученые называют их слабыми критическими периодами.

    Для получения дополнительной помощи по успокоению истерик ознакомьтесь с этим пошаговым руководством

    Почему критический период важен

    Критические периоды важны, потому что многие важнейшие функции нашего тела устанавливаются в течение определенного времени, а некоторые только в эти периоды.

    Исследования показали, что следующие функции лучше всего развиваются в критические периоды.

    Эмоциональная регуляция

    Эмоциональная саморегуляция — это способность отслеживать и модулировать эмоции. Обучение саморегуляции является ключевой вехой в раннем развитии ребенка. Это может существенно повлиять на отношения ребенка, успеваемость, психическое здоровье и благополучие в долгосрочной перспективе.

    В исследованиях на людях, проведенных в румынском приюте, только сироты, усыновленные приемными семьями в возрасте до 2 лет, смогли развить навыки эмоциональной регуляции, сравнимые с таковыми у детей, никогда не помещавшихся в специализированные учреждения ​6​ . Оставшиеся в приюте страдали от лишения социальных контактов и материнской заботы. Были очевидны социальные нарушения и отсутствие навыков эмоциональной регуляции.

    Таким образом, считается, что чувствительный период эмоциональной саморегуляции длится от рождения до 2 лет.

    Система зрения

    Существуют разные критические периоды для различных зрительных функций. Обычно они приходятся на период между рождением и половым созреванием ​7​ .

    Ранние исследования показывают, что острота зрения развивается с рождения примерно до 5 лет, а в период между 3 и 5 годами наблюдается наибольший рост.

    Стереопсис, восприятие глубины, имеет критический период, который заканчивается в возрасте 2 лет.

    Предрасположенность к повреждению зрительного развития также имеет свой критический период. Например, амблиопия, состояние, при котором зрение одного глаза снижено из-за того, что глаз и мозг не работают вместе должным образом, может развиться в возрасте от нескольких месяцев до 7–8 лет.

    Абсолютная высота звука при прослушивании музыки

    Абсолютная высота звука — это способность идентифицировать и воспроизвести совершенную высоту музыкального звука без использования внешних звуков в качестве опорных точек ​8​ .

    Дети, которые начали заниматься музыкой в ​​возрасте от 4 до 6 лет, чаще всего достигают абсолютного слуха.

    Но обучение, которое происходит после 9 лет, редко приводит к такому уровню мастерства ​9​ .

    Обработка слуха

    У детей с врожденной глухотой отсутствие слуховой информации с рождения может серьезно повлиять на их способность научиться говорить.

    Ученые обнаружили, что при установке кохлеарных имплантатов для обхода нефункционирующего внутреннего уха у глухих детей в возрасте до 3,5 лет они, скорее всего, могут успешно научиться говорить, особенно если они также находятся в языковой среде ​10​ .

    Критический период для овладения языком

    Гипотеза критического периода применительно к изучению языка утверждает, что существует критическое время, в течение которого люди более способны осваивать новые языки с уровнем владения языком, близким к родному.

    Критический период развития речи начинается в раннем детстве и заканчивается незадолго до наступления половой зрелости ​2​ .

    После этого периода развития становится намного труднее приобрести новую языковую компетенцию ​3​ и полностью овладеть ею, даже в лингвистически богатой среде.

    Первоначальная гипотеза была впервые популяризирована Эриком Леннебергом, лингвистом и неврологом, в исторической книге «Биологические основы языка» в 1967 году.

    Согласно этой теории, процесс изучения нового языка ограничен критическим периодом. Существует явный разрыв в результатах между обучением в критический период и обучением вне его. Время этого разрыва отражает конец критического периода 4 .

    Тем не менее, взрослые все еще могут научиться использовать новый язык после достижения половой зрелости. Это просто сложнее и может занять больше времени по сравнению с маленькими детьми.

    Таким образом, изучение фонологии и грамматики в совершенстве на втором языке имеет критический период, но изучение иностранного языка (как общего носителя), похоже, имеет скорее чувствительный, чем критический период (хотя это альтернативное определение все еще вызывает споры ​5​ и индивидуальные результаты различаются).

    Что должны знать родители

    Может показаться ошеломляющим, что существует так много разных критических периодов развития мозга в разном возрасте.

    Родители, которые «пропустили» некоторые из критических периодов, обеспокоены тем, что их детям теперь суждено потерпеть неудачу. Те, кто успешно «выдержали» критические периоды, радуются тому, что их дети теперь созданы для жизни и их работа выполнена.

    Правда в том, что ни то, ни другое не верно.

    Критический период — спорная научная концепция, поскольку она подразумевает наличие жесткой границы. Если за это время навык не будет развит, возможность развивать эту функцию будет потеряна навсегда.

    Но некоторые из этих навыков на самом деле зависят от опыта, а не от опыта . Ожидание опыта означает, что стимулы из жизненного опыта ожидаются при нормальном развитии. Например, язык, зрение и слух — это ожидаемые опыты, практически гарантированно доступные человеческим младенцам. Родителям редко приходится прилагать усилия, чтобы ввести такие сенсорные переживания.

    Способности, зависящие от наличия определенного опыта, зависят от опыта . Родители должны предоставить соответствующий опыт в раннем возрасте для развития этих навыков. Эмоциональная регуляция, речь и язык, а также абсолютный слух являются примерами, зависящими от опыта.

    Хорошая новость заключается в том, что многие черты, зависящие от опыта, имеют чувствительные, а не критические периоды. Даже если раннее знакомство отсутствует в оптимальное время, навыки все равно могут развиваться. Просто может быть сложнее или дольше.

    Среди способностей, зависящих от опыта, эмоциональная регуляция играет важную роль в развитии ребенка и его будущем благополучии. Поэтому самое важное, что должны сделать родители, — это создать благоприятную среду для своих детей и помочь им стать жизнестойкими.

    Заключительные мысли о критическом периоде

    Нам, родителям, лучше убедиться, что наши дети не лишены критических переживаний, особенно в критические периоды. Однако это не означает, что мы должны покупать последний DVD «Моцарт для младенцев» или записывать наших малышей на множество дополнительных занятий. Что нужно нашим детям, так это заботливая среда и знакомство с общим жизненным опытом, таким как разговоры, игры и чтение для них.

    Также не нужно потеть из-за пропуска оптимального времени, потому что никогда не поздно начать дарить нашим детям хороший жизненный опыт.


    Каталожные номера

    1. 1.

      Hensch TK. Пластичность критического периода в локальных корковых цепях. Nat Rev Neurosci . Ноябрь 2005 г .: 877–888. дои: 10.1038/nrn1787

    2. 2.

      Хакута К., Белосток Э., Уайли Э. Критические доказательства. Психология . Январь 2003 г.: 31–38. дои: 10.1111/1467-9280.01415

    3. 3.

      Фридеричи А.Д., Штайнхауэр К., Пфайфер Э. Мозговые сигнатуры обработки искусственного языка: доказательства, бросающие вызов гипотезе критического периода. Труды Национальной академии наук . Январь 2002 г. : 529–534. doi:10.1073/pnas.012611199

    4. 4.

      Birdsong D. Овладение вторым языком и гипотеза критического периода . Рутледж; 1999.

    5. 5.

      Бердсонг Д., Молис М. О доказательствах возрастных ограничений при овладении вторым языком. Журнал памяти и языка . Февраль 2001 г.: 235–249. doi:10.1006/jmla.2000.2750

    6. 6.

      Маклафлин К.А., Шеридан М.А., Тибу Ф., Фокс Н.А., Зеана Ч., Нельсон К.А. III. Причинно-следственное влияние среды раннего ухода на развитие систем реагирования на стресс у детей. Proc Natl Acad Sci USA . Апрель 2015 г.: 5637-5642. doi:10.1073/pnas.1423363112

    7. 7.

      Галка СЗ. Критические периоды и амблиопия. Арка Офтальмол . Апрель 1998: 502. doi:10.1001/архофт.116.4.502

    8. 8.

      Левитин Д.Дж., Роджерс SE. Абсолютный слух: восприятие, кодирование и противоречия. Тенденции в когнитивных науках . Январь 2005 г.: 26-33. doi:10.1016/j.tics.2004.11.007

    9. 9.

      Gervain J, Vines BW, Chen LM, et al. Вальпроат повторно открывает критический период обучения абсолютному слуху. Фронтальная система Neurosci . 2013. doi:10.3389/fnsys.2013.00102

    10. 10.

      Крал А., Шарма А. Нейропластичность развития после кохлеарной имплантации. Тенденции в нейронауках . Февраль 2012 г.: 111–122. doi:10.1016/j.tins.2011.09.004

    О Памеле Ли

    Памела Ли — автор, основатель и главный редактор Parenting For Brain. Она имеет образование в области электротехники (MS, Стэнфордский университет) и управления бизнесом (MBA, Гарвардский университет). Узнать больше

    Просмотреть все сообщения Памелы Ли | Веб-сайт

    Психическое здоровье детей младшего возраста

    Серьезные проблемы с психическим здоровьем могут возникать и возникают у маленьких детей. У детей могут проявляться явные признаки тревожных расстройств, синдрома дефицита внимания/гиперактивности, расстройств поведения, депрессии, посттравматического стрессового расстройства и нарушений развития нервной системы, таких как аутизм, в очень раннем возрасте. Тем не менее, маленькие дети реагируют на эмоциональные переживания и травмирующие события и обрабатывают их совершенно иначе, чем взрослые и дети старшего возраста. Следовательно, диагностика в раннем детстве может быть намного сложнее, чем у взрослых.

    Опыт оставляет химическую «подпись» на генах, которая определяет, будут ли экспрессироваться гены и каким образом. Узнать больше

    Взаимодействие генов и опыта влияет на психическое здоровье детей. Гены — это не судьба. Наши гены содержат инструкции, которые говорят нашему телу, как работать, но химическая «сигнатура» окружающей среды может разрешать или препятствовать выполнению этих инструкций. Взаимодействие между генетической предрасположенностью и длительным, вызывающим стресс опытом в раннем возрасте может заложить нестабильную основу для психического здоровья, которое сохранится и во взрослом возрасте.

    Токсический стресс может повредить архитектуру мозга и увеличить вероятность того, что серьезные проблемы с психическим здоровьем возникнут либо быстро, либо спустя годы. Из-за длительного воздействия токсического стресса на развитие мозга и других систем органов токсический стресс может ухудшить готовность к школе, успеваемость, а также физическое и психическое здоровье на протяжении всей жизни. Обстоятельства, связанные со стрессом в семье, такие как постоянная бедность, могут повышать риск серьезных проблем с психическим здоровьем. Маленькие дети, которые регулярно подвергаются жестокому обращению или хроническому пренебрежению, домашнему насилию или проблемам психического здоровья родителей или злоупотреблению психоактивными веществами, особенно уязвимы.

    Никогда не поздно, но лучше раньше. Некоторые люди демонстрируют замечательную способность преодолевать серьезные трудности, связанные с ранним постоянным жестоким обращением, травмами и эмоциональным ущербом, однако существуют пределы способности маленьких детей психологически восстанавливаться после невзгод.

    harvard.edu/resources/inbrief-early-childhood-mental-health-2/»>

    «Большинство потенциальных проблем с психическим здоровьем не перерастут в проблемы с психическим здоровьем, если мы отреагируем на них на ранней стадии».

    InBrief: Психическое здоровье в раннем детстве

    Даже когда дети были удалены из травмирующих обстоятельств и помещены в исключительно заботливые дома, улучшения в развитии часто сопровождаются сохраняющимися проблемами саморегуляции, эмоциональной адаптации, отношений с другими и самопонимания. Когда дети преодолевают это бремя, они, как правило, получают выгоду от исключительных усилий со стороны поддерживающих взрослых. Эти данные подчеркивают важность профилактики и своевременного вмешательства в обстоятельствах, которые подвергают маленьких детей серьезному психологическому риску.

    Крайне важно лечить проблемы психического здоровья маленьких детей в контексте их семей, дома и сообщества. Эмоциональное благополучие маленьких детей напрямую связано с работой их опекунов и семей, в которых они живут.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *