Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Условный рефлекс это в биологии: Безусловные и условные рефлексы — урок. Биология, 8 класс.

Рефлекс (биология) | это… Что такое Рефлекс (биология)?

У этого термина существуют и другие значения, см. Рефлекс.

Рефлекс (от лат. reflexus — отражённый) — стереотипная реакция живого организма на раздражитель, проходящая с участием нервной системы. Рефлексы существуют у многоклеточных живых организмов, обладающих нервной системой, осуществляются посредством рефлекторной дуги.[1] Рефлекс — основная форма деятельности нервной системы.

Содержание

  • 1 Исторические сведения
  • 2 Значение учения о рефлексах
  • 3 Общий механизм формирования рефлекса
  • 4 Классификация
    • 4.1 Безусловные
      • 4.1.1 Нейронная организация простейшего рефлекса
    • 4.2 Условные
  • 5 Аксон-рефлекс
  • 6 Патологические рефлексы
  • 7 Интересные факты
  • 8 См. также
  • 9 Примечания
  • 10 Литература

Исторические сведения

Предположение о рефлекторном характере деятельности высших отделов головного мозга впервые было развито ученым-физиологом И.  М. Сеченовым. До него физиологи и неврологи не решались поставить вопрос о возможности физиологического анализа психических процессов, которые предоставлялось решать психологии.

Далее идеи И. М. Сеченова получили развитие в трудах И. П. Павлова, который открыл пути объективного экспериментального исследования функций коры, разработал метод выработки условных рефлексов и создал учение о высшей нервной деятельности. Павлов в своих трудах ввел деление рефлексов на безусловные, которые осуществляются врожденными, наследственно закрепленными нервными путями, и условные, которые, согласно взглядам Павлова, осуществляются посредством нервных связей, формирующихся в процессе индивидуальной жизни человека или животного.

Большой вклад в формирование учения о рефлексах внёс Чарлз С. Шеррингтон (Нобелевская премия по физиологии и медицине, 1932). Он открыл координацию, взаимное ингибирование и облегчение рефлексов.

Значение учения о рефлексах

Учение о рефлексах дало очень многое для понимания самой сущности нервной деятельности. Однако сам рефлекторный принцип не мог объяснить многие формы целенаправленного поведения. В настоящее время понятие о рефлекторных механизмах дополнено представлением о роли потребностей в организации поведения, стало общепринятым представление о том, что поведение животных организмов, в том числе и человека, носит активный характер и определяется не столько возникающими раздражениями, сколько планами и намерениями, возникающими под влиянием определённых потребностей. Эти новые представления получили своё выражение в физиологических концепциях «функциональной системы» П. К. Анохина или «физиологической активности» Н. А. Бернштейна. Сущность этих концепций сводится к тому, что мозг может не только адекватно отвечать на внешние раздражения, но и предвидеть будущее, активно строить планы своего поведения и реализовать их в действии. Представления об «акцепторе действия», или «модели потребного будущего», позволяют говорить об «опережении действительности».

Общий механизм формирования рефлекса

Нейроны и пути прохождения нервных импульсов при рефлекторном акте образуют так называемую рефлекторную дугу:

стимул — рецептор-аффектор — нейрон ЦНС — эффектор — реакция.

Классификация

По ряду признаков рефлексы могут быть разделены на группы[2]

  • По типу образования: условные и безусловные рефлексы
  • По видам рецепторов: экстероцептивные (кожные, зрительные, слуховые, обонятельные), интероцептивные (с рецепторов внутренних органов) и проприоцептивные (с рецепторов мышц, сухожилий, суставов)
  • По эффекторам: соматические, или двигательные (рефлексы скелетных мышц), например флексорные, экстензорные, локомоторные, статокинетические и др.; вегетативные внутренних органов — пищеварительные, сердечно-сосудистые, выделительные, секреторные и др.
  • По биологической значимости: оборонительные, или защитные, пищеварительные, половые, ориентировочные.
  • По степени сложности нейронной организации рефлекторных дуг различают моносинаптические, дуги которых состоят из афферентного и эфферентного нейронов (например, коленный), и полисинаптические, дуги которых содержат также 1 или несколько промежуточных нейронов и имеют 2 или несколько синаптических переключений (например, флексорный).
  • По характеру влияний на деятельность эффектора: возбудительные — вызывающими и усиливающими (облегчающими) его деятельность, тормозные — ослабляющими и подавляющими её (например, рефлекторное учащение сердечного ритма симпатическим нервом и урежение его или остановка сердца — блуждающим).
  • По анатомическому расположению центральной части рефлекторных дуг различают спинальные рефлексы и рефлексы головного мозга. В осуществлении спинальных рефлексов участвуют нейроны, расположенные в спинном мозге. Пример простейшего спинального рефлекса — отдергивание руки от острой булавки. Рефлексы головного мозга осуществляются при участии нейронов головного мозга. Среди них различают бульбарные, осуществляемые при участии нейронов продолговатого мозга; мезэнцефальные — с участием нейронов среднего мозга; кортикальные — с участием нейронов коры больших полушарий головного мозга.
Безусловные

Безусловные рефлексы — наследственно передаваемые (врожденные) реакции организма, присущие всему виду. Выполняют защитную функцию, а также функцию поддержания гомеостаза (приспособления к условиям окружающей среды) .

Безусловные рефлексы — это наследуемые, неизменные реакции организма на определённые воздействия внешней или внутренней среды, независимо от условий возникновения и протекания реакций. Безусловные рефлексы обеспечивают приспособление организма к неизменным условиям среды. Основные типы безусловных рефлексов: пищевые, защитные, ориентировочные, половые.

Примером защитного рефлекса является рефлекторное отдергивание руки от горячего объекта. Гомеостаз поддерживается, например, рефлекторным учащением дыхания при избытке углекислого газа в крови. Практически каждая часть тела и каждый орган участвует в рефлекторных реакциях.

Простейшие нейронные сети, или дуги (по выражению Шеррингтона), участвующие в безусловных рефлексах, замыкаются в сегментарном аппарате спинного мозга, но могут замыкаться и выше (например, в подкорковых ганглиях или в коре). Другие отделы нервной системы также участвуют в рефлексах: ствол мозга, мозжечок, кора больших полушарий.

Дуги безусловных рефлексов формируются к моменту рождения и сохраняются в течение всей жизни. Однако они могут изменяться под влиянием болезни. Многие безусловные рефлексы проявляются лишь в определенном возрасте; так, свойственный новорожденным хватательный рефлекс угасает в возрасте 3—4 месяцев.

Различают моносинаптические (включающие передачу импульсов к командному нейрону через одну синаптическую передачу) и полисинаптические (включающие передачу импульсов через цепочки нейронов) рефлексы.

Нейронная организация простейшего рефлекса

Простейшим рефлексом позвоночных считается моносинаптический. Если дуга спинального рефлекса образована двумя нейронами, то первый из них представлен клеткой спинномозгового ганглия, а второй — двигательной клеткой (мотонейроном) переднего рога спинного мозга. Длинный дендрит спинномозгового ганглия идёт на периферию, образуя чувствительное волокно какого-либо нервного ствола, и заканчивается рецептором. Аксон нейрона спинномозгового ганглия входит в состав заднего корешка спинного мозга, доходит до мотонейрона переднего рога и посредством синапса соединяется с телом нейрона или одним из его дендритов. Аксон мотонейрона переднего рога входит в состав переднего корешка, затем соответствующего двигательного нерва и заканчивается двигательной бляшкой в мышце.

Чистых моносинаптических рефлексов не существует. Даже коленный рефлекс, являющийся классическим примером моносинаптического рефлекса, является полисинаптическим, так как чувствительный нейрон не только переключается на мотонейрон мышцы-разгибателя, но и отдает аксонную коллатераль, переключающуюся на вставочный тормозной нейрон мышцы-антагониста, сгибателя.

Условные

Основная статья: Условные рефлексы

Условные рефлексы возникают в ходе индивидуального развития и накопления новых навыков. Выработка новых временных связей между нейронами зависит от условий внешней среды. Условные рефлексы формируются на базе безусловных при участии высших отделов мозга.

Разработка учения об условных рефлексах связана в первую очередь с именем И. П. Павлова. Он показал, что новый стимул может начать рефлекторную реакцию, если он некоторое время предъявляется вместе с безусловным стимулом. Например, если собаке дать понюхать мясо, то у неё выделяется желудочный сок (это безусловный рефлекс). Если же одновременно с мясом звенеть звоночком, то нервная система собаки ассоциирует этот звук с пищей, и желудочный сок будет выделяться в ответ на звоночек, даже если мясо не предъявлено. Условные рефлексы лежат в основе приобретенного поведения. Это наиболее простые программы. Окружающий мир постоянно меняется, поэтому в нём могут успешно жить лишь те, кто быстро и целесообразно отвечает на эти изменения. По мере приобретения жизненного опыта в коре полушарий складывается система условнорефлекторных связей. Такую систему называют динамическим стереотипом. Он лежит в основе многих привычек и навыков. Например, научившись кататься на коньках, велосипеде, мы впоследствии уже не думаем о том, как нам двигаться, чтобы не упасть.

Аксон-рефлекс

Аксон-рефлекс осуществляется по разветвлениям аксона без участия тела нейрона. Рефлекторная дуга аксон-рефлекса не содержит синапсов и тел нейронов. С помощью аксон-рефлексов регуляция деятельности внутренних органов и сосудов может осуществляться (относительно) независимо от центральной нервной системы[3][4].

Патологические рефлексы

Основная статья: Пирамидные знаки

Патологические рефлексы — неврологический термин, обозначающий необычные для здорового взрослого человека рефлекторные реакции. В ряде случаев свойственны более ранним стадиям фило- или онтогенеза.

Интересные факты

Существует мнение, что психическая зависимость от чего-либо вызвана формированием условного рефлекса. Например, психическая зависимость от наркотиков связана с тем, что приём определённого вещества связывается с приятным состоянием (формируется условный рефлекс, который сохраняется в течение почти всей жизни).

См. также

  • Рефлекторная дуга
  • Коленный рефлекс
  • Рецептор
  • Клетка Реншоу
  • Стереотип поведения

Примечания

  1. Газенко, 1987, с. 320
  2. Ноздрачев, 1991, с. 95
  3. Газенко, 1987, с. 19
  4. Статья в Большой советской энциклопедии

Литература

  • Скоромец А. А., Скоромец А. П., Скоромец Т. А. Пропедевтика клинической неврологии. СПб.: Политехника, 2004
  • Гл.ред. чл-кор. АМН СССР Косицкий Г. И., «Физиология человека». Изд. «Медицина», 1985.
  • Словарь физиологических терминов / отв. ред. Газенко О.Г.. — М.: «Наука», 1987. — 32 000 экз.
  • Фундаментальная и клиническая физиология: Учебник для студентов высших учебных заведений / ред. Камкин А.Г., Каменский А.А.. — М.: Издательский центар «Академия», 2004. — 1072 с. — 5 000 экз. — ISBN 5-7695-1675-5
  • Ноздрачев А.Д., Баранникова И.А., Батуев А.С. и др. Физиология нервной, мышечной и сенсорной систем // Общий курс физиологии человека и животных. В 2 кн.: Учеб. для биол. и мед. спец. вузов. — М.: «Высшая школа», 1991. — Т. 1. — 512 с. — 48 000 экз. — ISBN 5-06-000650-6

Нервная система 2.

0 — Умскул Учебник

Вы когда-нибудь задумывались, сколько повседневных действий мы совершаем рефлекторно? Рефлекторно отключаем по утрам звонящий будильник, рефлекторно включаем свет в ванной. Мы только завариваем кофе, а наш желудочный сок уже начинает выделяться – даже это рефлекс. Изучению того, как вырабатываются рефлексы и работает нервная система, великий русский ученый, Иван Петрович Павлов, посвятил всю свою жизнь. Мы с вами потратим минут 7, чтобы разобраться в этих вопросах. 

На этой странице вы узнаете
  • Почему наши органы продолжают работу, даже когда мы спим?
  • Как система правосудия Древнего Китая использовала знания об особенностях нервной системы человека?
  • Как детектор лжи распознает ложь? 

Рефлексы

Наша нервная система работает рефлекторно. Наши ежедневные действия – это повторение тех или иных рефлексов, поэтому так важно хорошо разобраться с этой темой. 

Подробно тему рефлекса и рефлекторной дуги мы разобрали в статье «Нервная система 1. 0». Сейчас нам надо лишь вспомнить определение рефлекса и перейти к видам рефлексов и их функциям. 

Рефлекс – это ответная реакция организма на раздражение, которая осуществляется и контролируется с помощью нервной системы. 

Этот термин ввел И.П. Павлов, он же выделил две группы рефлексов: условные и безусловные.

Как определить, к какому рефлексу относится то или иное действие человека? Для ответа на этот вопрос советую разобрать эти две картинки, а затем уже запомнить все остальные перечисленные выше признаки:

Разберем на примерах! 

Пример 1. Если мы дотронемся до горячего предмета, мы сразу же отдернем руку. Этот рефлекс врожденный (новорожденный ребенок поступит точно так же), он есть у особей всего вида (все люди без соответствующих патологий тоже отдернут руку). Этот рефлекс – безусловный

Пример 2. Если мы увидим рекламу роллов, у нас начнет выделяться слюна. Но этот рефлекс приобретен в течение жизни (мы не увидим такой реакции у малыша с самого рождения), его нет у особей всего вида (люди, которые не любят или никогда не пробовали роллы, никак на них и не отреагируют). Этот рефлекс – условный.  

Выработка рефлексов

С безусловными рефлексами все более-менее понятно: они принадлежат нам с рождения. Но как же вырабатывается условный рефлекс? Давайте разбираться! 

1. Мы даем собаке корм. Корм – это безусловный раздражитель, абсолютно у всех голодных собак он вызывает слюноотделение. При действии безусловного раздражителя – пищи – импульс доходит до пищевого центра коры головного мозга. У собаки наблюдается безусловный слюноотделительный рефлекс.

2. Мы включаем лампочку. На безразличный (не относящийся к данному виду деятельности) сигнал – свет лампочки – импульс от сетчатки глаза поступает в зрительную зону коры, но не поступает в пищевой центр коры головного мозга. Слюноотделение не возникает. Мозг собаки просто воспринимает, что включилась лампочка. 

3. Теперь мы меняем последовательность: сначала включаем лампочку, а потом даем корм. Повторяем так много раз.
Если условный раздражитель (свет лампочки) предшествует или совпадает с безусловным (пища), то после многократного повторения замыкается связь между пищевым и зрительным центрами.

4. Возникает условный рефлекс. Животное отвечает специфической реакцией слюноотделения на действие условного сигнала – свет лампочки. Теперь каждый раз при включении лампочки, даже не дождавшись подачи корма, собака будет вырабатывать слюну. 

Вот так схематично выглядит результат на уровне мозга собаки:

Запомним требования, необходимые для выработки условного рефлекса:

  • не должно быть посторонних раздражителей;
  • условный раздражитель должен быть слабее безусловного;
  • условный раздражитель должен быть способен вызвать раздражение определенных рецепторов;
  • условный раздражитель должен либо предшествовать, либо предъявляться одновременно с безусловным;
  • безусловный и условный раздражитель должны сочетаться многократно;
  • у организма не должно быть патологий тех органов, которые участвуют в осуществлении рефлекса.

Торможение рефлексов

Теперь мы знаем, как вырабатываются условные рефлексы и можем попрактиковаться в этом на своих питомцах. Но выработанные условные рефлексы могут терять свое значение при изменении условий среды и угасать. Такой процесс называют торможением рефлекса. Торможение тоже бывает условным (то есть появилось какое-то условие, которое затормозило рефлекс) и безусловным (торможение произошло само по себе). 

  • Внешнее (безусловное, врожденное) торможение – при появлении другого более сильного раздражителя возникает новая реакция в организме, а прежний рефлекс прекращает свою деятельность.
  • Внутреннее (условное, приобретенное) торможение – положительный сигнал не подкрепляется безусловным раздражителем, рефлекс со временем угасает.

Снова две картинки для наглядности и снова разберем на примерах! 

  • безусловное торможение:
  • условное торможение:

Итак, если выехать на природу и развести костер, то возможно два варианта развития событий: 

  • Пойдет дождь, то есть появится какая-то причина, которая точно, безусловно остановит горение. Аналогично происходит и при безусловном торможении. Например, собака ест, но внезапно раздается какой-то громкий звук – выработка слюны прекращается.
  • Если дождь не пойдет, но ты никак не будешь поддерживать горение: не будешь приносить новые дрова или не будешь обдувать костер, то есть не будешь соблюдать условия для горения огня, то он все равно погаснет. То же самое происходит при условном торможении. Например, если включать лампочку, но при этом не давать собаке корм, рефлекс слюноотделения на лампочку просто перестанет работать. 

Вегетативная (автономная) нервная система

В статье «Нервная система 1.0» мы разбираем анатомическое деление нервной системы. В ней классификация определяется по тому признаку, какие структуры входят в отдел нервной системы и где они расположены. Сейчас перейдем к делению функциональному (физиологическому).  

Физиологически нервную систему подразделяют на два отдела в зависимости от того, какую функцию они выполняют, а точнее – за регуляцию каких органов они ответственны:

Соматическая нервная система подвластна нашему контролю и нашей воле: мы можем поднять руку, закинуть ногу на ногу, повернуть голову. Мы делаем всё это с помощью скелетных мышц, которые управляются соматической НС. Рефлекторную дугу, которая относится к соматическому отделу, мы тоже обсуждаем в статье «Нервная система 1.0». 

Почему наши органы продолжают работу, даже когда мы спим? 

Это происходит благодаря нашей вегетативной нервной системе. Она устроена так, чтобы функционировать без нашего контроля, и именно ей подвластна работа внутренних органов. 

Вегетативная нервная система в свою очередь подразделяется на два отдела, названия которых можно запомнить по первым буквам ситуаций:

  • Симпатический отдел – работает в ситуации Стресса , например, во время сдачи экзамена или во время какого-то выступления.
  • Парасимпатический отдел – работает в состоянии Покоя, например, во время отдыха. 

Посмотрим, какое действие оказывает каждый из отделов на наш организм

симпатическая НСпарасимпатическая НС
повышается частота и сила сердечных сокращенийсердце уменьшается частота и сила сердечных сокращений
повышаетсяуровень глюкозы в кровиснижается
повышаетсяартериальное давлениеснижается
расширяютсясосуды сердца, артериолы мозга и скелетных мышцсужаются
сужаютсясосуды теларасширяются
угнетается сокращениекишечникусиливается сокращение
угнетается работапищеварительные железыстимулируется работа
угнетается сокращениемочеточникиусиливается сокращение
расслабляется мускулатурамочевой пузырьсокращается мускулатура
расширяются бронхи и бронхиолысужаются
усиливаетсявентиляция легкихуменьшается
усиливаетсяпотоотделениеуменьшается
расширяютсязрачкисужаются
Как система правосудия Древнего Китая использовала знания об особенностях нервной системы человека?

Существует легенда, что если в Древнем Китае хотели определить, виновен ли человек в совершении преступления или нет, то ему в рот клали горсть сухого риса и заставляли выслушивать обвинение. Считалось, что если человек не виновен, то он не будет переживать, тогда его слюнные железы будут активно работать, рис намокнет и человек спокойно его проглотит. Но если человек совершил преступление, то от волнения он не сможет это сделать. Система, конечно, сомнительная (кто не станет нервничать в то время, когда его судят?), но интересная!

Таблица ниже поможет тебе разобраться, как устроены эти два отдела, но сначала нам нужно разобраться с некоторыми определениями: 

  • Ядро – это скопление тел нейронов в ЦНС (в спинном и головном мозге).
  • Узел (ганглий) – это скопление тел нейронов вне ЦНС. 
Как детектор лжи распознает ложь? 

Детектор лжи (полиграф) – это такое устройство, которое может регистрировать различные параметры дыхания, работу сердечно-сосудистой системы и даже незаметное потоотделение. Предполагается, что человек, который лжет, должен нервничать. Если он находится в стрессовой ситуации, то начинает работать его симпатическая нервная система, а мы уже знаем, как она влияет на организм: усиливает потоотделение, учащает сердцебиение и дыхание и т.д. Хотя, как и в случае с древнекитайской системой, возникает вопрос: а кто не занервничает, если на него наденут датчики и будут донимать вопросами?

Фактчек
  • Рефлекс – это ответная реакция организма на раздражение, которая осуществляется и контролируется с помощью нервной системы, есть две группы рефлексов – условные и безусловные.
  • Безусловные рефлексы – врожденные, видовые, устойчивые, а условные приобретаются в течение жизни, они индивидуальны и могут угасать.
  • Угасание условных рефлексов называется торможением, оно может происходить при действии какого-то сильного раздражителя (безусловное) или при неподкреплении реакции (условное).
  • Нервную систему подразделяют на два физиологических отдела: соматическую и вегетативную нервную систему. 
  • Вегетативная нервная система работает без нашей воли, в ней выделяют два отдела – симпатический (активируется во время стрессовой ситуации) и парасимпатический (действует в покое). 

Проверь себя

Задание 1.
Какая характеристика относится к безусловным рефлексом?

  1. Врожденные
  2. Приобретенные
  3. Неустойчивые
  4. Индивидуальные

Задание 2.
Где расположены ядра парасимпатического отдела нервной системы?

  1. В грудном отделе
  2. В верхнем поясничном отделе
  3. В нижнем шейном отделе
  4. В крестцовом отделе 

Задание 3.
Где замыкаются рефлекторные дуги условных рефлексов?

  1. В коре больших полушарий
  2. В спинном мозге
  3. В стволе мозга
  4. В мозжечке

Задание 4.
Выберите все функции симпатического отдела:

  1. Повышает потоотделение
  2. Понижает уровень глюкозы в крови
  3. Расширяет бронхиолы 
  4. Расширяет артериолы мозга
  5. Все вышеперечисленные

Ответы: 1. — 1; 2. — 4; 3. — 1; 4. — 134

Biology and Neurophysiology of the Conditioned Reflex and Its Role in Adaptive Behavior

Select country/regionUnited States of AmericaUnited KingdomAfghanistanÅland IslandsAlbaniaAlgeriaAmerican SamoaAndorraAngolaAnguillaAntigua and BarbudaArgentinaArmeniaArubaAustraliaAustriaAzerbaijanBahamasBahrainBangladeshBarbadosBelgiumBelizeBeninBermudaBhutanBoliviaBonaire, Sint Eustatius and SabaBosnia and HerzegovinaBotswanaBrazilBritish Indian Ocean TerritoryBritish Virgin IslandsBruneiBulgariaBurkina FasoBurundiCambodiaCameroonCanadaCanary IslandsCape VerdeCayman IslandsCentral African RepublicChadChileChinaChristmas IslandCocos (Keeling) IslandsColombiaComorosCongoCook IslandsCosta RicaCroatiaCubaCuraçaoCyprusCzech RepublicDemocratic Republic of the CongoDenmarkDjiboutiDominicaDominican RepublicEcuadorEgyptEl SalvadorEquatorial GuineaEritreaEstoniaEthiopiaFalkland Islands (Malvinas)Faroe IslandsFederated States of MicronesiaFijiFinlandFranceFrench GuianaFrench PolynesiaGabonGambiaGeorgiaGermanyGhanaGibraltarGreeceGreenlandGrenadaGuadeloupeGuamGuatemalaGuernseyGuineaGuinea-BissauGuyanaHaitiHondurasHong KongHungaryIcelandIndiaIndonesiaIranIraqIrelandIsle of ManIsraelItalyJamaicaJapanJerseyJordanKazakhstanKenyaKiribatiKuwaitKyrgyzstanLaoLatviaLesothoLiberiaLibyaLiechtensteinLuxembourgMacaoMacedoniaMadagascarMalawiMalaysiaMaldivesMaliMaltaMarshall IslandsMartiniqueMauritaniaMauritiusMayotteMexicoMoldovaMonacoMongoliaMontenegroMontserratMoroccoMozambiqueMyanmarNamibiaNepalNetherlandsNew CaledoniaNew ZealandNicaraguaNigerNiueNorfolk IslandNorth KoreaNorthern Mariana IslandsNorwayOmanPakistanPalauPanamaPapua New GuineaParaguayPeruPhilippinesPitcairnPolandPortugalPuerto RicoQatarRéunionRomaniaRwandaSaint BarthélemySaint HelenaSaint Kitts and NevisSaint LuciaSaint Martin (French part)Saint Pierre and MiquelonSaint Vincent and the GrenadinesSamoaSan MarinoSao Tome and PrincipeSaudi ArabiaSenegalSerbiaSeychellesSierra LeoneSingaporeSint Maarten (Dutch part)SlovakiaSloveniaSolomon IslandsSomaliaSouth AfricaSouth Georgia and the South Sandwich IslandsSouth KoreaSouth SudanSpainSri LankaSudanSurinameSvalbard and Jan MayenSwazilandSwedenSwitzerlandSyriaTaiwanTajikistanTanzaniaThailandTimor LesteTogoTokelauTongaTrinidad and TobagoTunisiaTurkeyTurkmenistanTurks and Caicos IslandsTuvaluUgandaUkraineUnited Arab EmiratesUruguayUS Virgin IslandsUzbekistanVanuatuVatican CityVenezuelaVietnamWallis and FutunaWestern SaharaYemenZambiaZimbabwe

Варианты покупки

Электронная книга 93,95 $

Налог с продаж рассчитывается при оформлении заказа

Бесплатная доставка по всему миру

Нет минимального заказа Биология и нейрофизиология условного рефлекса и его роли в адаптивном поведении сосредоточены на биологических корнях, характеристиках и природе условного рефлекса и его функции в адаптивном поведении. В монографии сначала рассматриваются биологические корни условного рефлекса. Проблемы включают последовательный порядок внешних воздействий и живой протоплазмы; опережающие процессы протоплазмы и условный рефлекс; приспособительные особенности условного рефлекса; и врожденная сигнализация у высших животных. Затем в книге рассматривается природа безусловного рефлекса, включая биологическую природу подкрепления; значение временных отношений условных и безусловных рефлексов; и фиксация последовательного порядка без учета фактора подкрепления. В тексте системогенез описывается как эволюционная основа развития безусловных рефлексов; представления о природе процесса сцепления; и гипотеза конвергентной связи условного рефлекса. В книге также рассматривается функциональная система как основа физиологической архитектуры поведенческих актов. Монография является надежным источником данных для читателей, интересующихся условным рефлексом и его ролью в адаптивном поведении.

Оглавление


  • Оглавление
    Предисловие редактора
    Предисловие автора к англоязычному изданию
    Предисловие автора к русскоязычному изданию
    Предисловие к англоязычному изданию
    1. Биологические корни условного рефлекса 2002 902 Природа безусловного рефлекса
    3. Системогенез как эволюционная основа развития безусловных рефлексов
    4. Современные теории о сопряжении условного рефлекса
    5. Гипотеза конвергентной сопряженности условного рефлекса
    6. Функциональная система как основа физиологической архитектуры акта поведения
    7. Условное (внутреннее) торможение: постановка задачи и подходы к ее решению
    8 .. Представления Сеченова, Введенского и Ухтомского о происхождении торможения в центральной нервной системе 90–22 9. Торможение как функция организма в целом 90–22 10. Современные представления о природе торможения
    11. Характер взаимодействия двух возбуждений в центральной нервной системе’
    12. Механизмы возникновения условного торможения
    13. Физиологические особенности биологически положительных и биологически отрицательных реакций животных 330vi Содержание
    Компоненты условного рефлекса как показатели взаимодействия комплексной деятельности организма
    15. Проблема локализации внутреннего торможения в коре головного мозга
    16. Механизмы формирования условной реакции как целостной деятельности организма
    17. Тормозное влияние коры головного мозга на подкорковую деятельность
    18. Теория доминанты и ее связь с высшей нервной деятельностью
    19. К проблеме «иррадиации торможения» 900–22 20. Конфликт между возбуждением и торможением и происхождение невротических состояний 900–22 21. Сон и сноподобные состояния 900–22 22. Некоторые корреляции в изучении условного торможения
    Заключение
    Глоссарий павловской терминологии
    Библиография
    Индекс

Подробности продукта

  • Компания. Пергамон
  • Электронная книга ISBN: 9781483145518

Об авторе

Петр К. Анохин

О редакторе

Сэмюэл А. Корсон

Оценки и обзоры

Написать отзыв

К настоящему времени нет отзывов на тему «Биология и нейрофизиология условного рефлекса и его роль в адаптивном поведении»

Биология и нейрофизиология условного рефлекса и его роль в адаптивном поведении | JAMA Neurology

Биология и нейрофизиология условного рефлекса и его роль в адаптивном поведении | JAMA Неврология | Сеть ДЖАМА [Перейти к навигации]

Эта проблема

  • Скачать PDF
  • Полный текст
  • Поделиться

    Твиттер Фейсбук Электронная почта LinkedIn

  • Процитировать это
  • Разрешения

Артикул

Апрель 1976 г.

В. Хорсли Гантт, MD

Принадлежность авторов

Балтимор

Арх Нейрол. 1976;33(4):310-311. doi: 10.1001/archneur.1976.00500040094031

Полный текст

Эта статья доступна только в формате PDF. Загрузите PDF-файл, чтобы просмотреть статью, а также связанные с ней рисунки и таблицы.

Абстрактный

Несколько лет назад в России и за границей жили восемь учеников Павлова: Петр Анохин, Эсраз Асратян, Николай Красногорский, Иванов-Смоленский (Россия), Ежи Конорский (Польша), Такаси Хаяси (Япония), TenCate (Голландия), и я (США). Беритов в Тифлисе, хотя и не был учеником Павлова, был замечательно продуктивен как экспериментально, так и идейно в области физиологического поведения. К 1975, так как все ученики Павлова, кроме двух, т. е. непосредственно работавшие с ним, уже умерли, то работу его учеников можно для обзора считать законченной.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *