Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Узнадзе установка это: Теория установки Узнадзе | Понятия и категории

61.Теория установки д.Н. Узнадзе.

Узнадзе Дмитрий Николаевич (1886-1950) — грузинский психолог и философ, автор общепсихологической теории установки и глава грузинской психологической школы, директор Института психологии АН Грузии.

Автор трудов по теоретической и экспериментальной психологии установки, а также исследований по теории познания, общей и возрастной психологии, университетских учебников по психологии и др.

Концепция личности Узнадзе строится на понятии установки, которую он считал главным психологическим образованием. Установка считается основным регулятивным механизмом поведения человека, определяя его направленность и избирательную активность. Однако сущность личности не сводится к функционированию установки, а определяется наличием таких основополагающих проявлений, как сознание и способность к объективации, согласно которой человек противопоставляет себя внешней среде, начинает сознавать действительность такой, какая она есть, и объективировать свое поведение.

В зависимости от способности чел. к объективации Узнадзе описывает три типа личностей: 1) динамический; 2) статичный; 3) вариабельный.

Характерной особенностью личности является осуществление далекой мотивации, совершение действий и поступков, цель которых в удовлетворении потребностей, предназначенных для будущей жизни. Высшие потребности – интеллектуальные, моральные и эстетические – соответствуют Я-концепции человека. Установка же проявляется в настоящем времени.

Поведение личности может протекать на двух уровнях – как импульсивное и регулируемое сознанием. В первом случае направленность поведения определяется установкой, возникающей при взаимодействии потребностей человека и ситуации, в которой они актуализируются. На более высоком уровне поведения человек не подчиняется импульсу, а находит такой вид поведения, за который может взять на себя ответственность.

Одной из важнейших характеристик личности в теории установки является ответственность, благодаря которой человек может становиться выше своих потребностей, выступая как субъект воли. Смысл мотивации состоит в нахождении деятельности, соответствующей основной, закрепленной в процессе жизни установке личности. Период подготовки цели делится на две ступени: 1) выбор; 2) мотивация. Волевое поведение – это способность личности подчинить свою активность не только личностной ценности, но и объективной необходимости.

Изучением личности с позиции теории установки занимались многие ученики школы Узнадзе: Ш. А. Надирашвили, В. Г. Норакидзе, А. С. Прангишвили, Н. И. Сарджвеладзе, Г. И. Цинцадзе, Ш. Н. Чхартишвили, А. Е. Шерозия и др.

Свою школу создал А.Р.Лурия (1902-1977). С самого начала в центре его исследовательских интересов была проблема взаимосвязи личности и культуры. Эта проблема принимала разные модификации в течение его богатой исследованиями и научными открытиями жизни.

До встречи с Выготским у Лурия проявились некоторые значимые научные ориентации и установки, в частности его стремление к поиску объективных методов исследования внутренних психических состояний и мотивов поведения личности, изуче-ние факторов, определяющих взаимосвязь человека и культуры, человека и общества.

В психоаналитическом институте наиболее важными для Лурии оказались направления, связанные с исследованием психологии художественного творчества, психоаналитического анализа эмоций, в том числе эстетических эмоций. Междисциплинарный подход (прежде всего соединение неврологических, патопсихологических и искусствоведческих исследований), оказался близким Лурии, поэтому он одним из первых понял и принял идеи Выготского.

Совместно с Выготским он разработал новую теорию организации и развития психической деятельности, названную культурно-исторической, поскольку определяющим для формирования сознания и его функций были признаны факторы культуры, изменяющиеся в процессе развития общества.

Всемирную славу принесли Лурии его работы по изучению влияния аффективных реакций человека на стрессовые ситуации.

Эти экспериментальные исследования проводились с помощью оригинальной методики, которая позволила зафиксировать возник новение эмоциональных состояний в динамике речевых и двигательных процессов субъекта даже в тех случаях, когда он пытался скрыть испытываемое им эмоциональное напряжение.

Данная методика использовалась, в частности, в криминалистике при изучении психологии подозреваемых лиц, а в дальнейшем получила широкое распространение на Западе (прежде всего в США) под названием «детектор лжи».

В совместном с Выготским труде «Этюды по истории поведения» (1929) Лурия рассмотрел различные планы психического развития, проанализировав ранние его стадии — овладение мышлением и языком, а также своеобразие памяти и числовых операций.

Наряду с этим он детально рассмотрел своеобразие поведения ребенка в качественном отличии от психических функций взрослого человека.

В дальнейшем он сосредотачивается на выяснении того, как изменялся строй психической жизни человека в результате овладения знаковыми средствами. Полученные им материалы нашли отражение в книге «Об историческом развитии познавательных процессов» (1974). Лурия считал, что сначала эти средства используются с целью общения (коммуникации) между людьми, а затем становятся регуляторами собственной психической активности индивида, неизмеримо расширяя возможности овладения им своей памятью, вниманием и другими процессами.

Наряду с общей психологией Лурия занимался детской, в частности соотношением между наследственностью и средой. Большую известность в этом плане приобрелиего исследования близнецовой пары, в которых сравнивались психические функции близнецов, либо подвергавшихся, либо не подвергавшихся целенаправленному развитию этих функций. Опыты показали, что генетическая обусловленность существенно сказывается на элементарных процессах, тогда как высшие функции в большей степени зависят от условий воспитания.

Новаторский характер носила обширная программа изучения зависимости психики людей от различий в социокультурных условиях их жизни. Важнейшей особенностью творчества Лурии является постоянное соотношение в анализе динамики поведения человека социально обусловленных влияний с функционированием нервной организации личности. Это обусловило разработку им направления, названного нейропсихологией.

Первые шаги в этой области он сделал в годы Великой Отечественной войны, когда острейшую практическую актуальность приобрели задачи диагностики и восстановления психических нарушений, вызванных ранениями головного мозга. Лурия выдвигает идеи о динамической локализации высших психических функций в коре больших полушарий головного мозга и подкорковых структурах. В итоговой работе «Основы нейропсихологии» (1973) Лурия изложил эту теорию системной динамической локализации, согласно которой мозг состоит из трех основных функциональных блоков (энергетического блока, блока приема и переработки информации и блока программирования и контроля произвольных психических актов).

Работы Лурии не потеряли своего значения и сегодня, инициируя исследования не только в нейропсихологии, но и в других областях, связанных с анализом социокультурных аспектов психики.

установка мышления, творчество, креатив, интуиция: VIKENT.RU

Первая публикация на русском языке по данной теории вышла в Тбилиси в 1925 году: Узнадзе Д. Н., Основы экспериментальной психологии, том I, Тбилиси, 1925 г. (до этого вышли две публикации на грузинском языке).

Начиная с 1927 г. Д.Н. Узнадзе в г. Тбилиси вместе с сотрудниками приступает к экспериментальному изучению эффектов установки. Позже результаты экспериментов были изложены в книге: Узнадзе Д. Н., Экспериментальные основы психологии установки, Тбилиси, 1949 г. 

Вот авторское описание опыта, считающегося классическим:

«Возьмём два разных по весу, но совершенно одинаковых в других отношениях предмета — скажем, два шара, которые отчётливо отличались бы друг от друга по весу, но по объёму и другим свойствам были бы совершенно одинаковы. Если предложить эти шары испытуемому с заданием сравнить их между собой по объёму, то, как правило, последует ответ: более тяжёлый шар меньше по объёму, чем более лёгкий. Причём иллюзия эта обычно выступает тем чаще, чем значительнее разница по весу между шарами. Нужно полагать, что иллюзия здесь обусловлена тем, что с увеличением веса предмета обычно увеличивается и его объём, и вариация его по весу, естественно, внушает субъекту и соответствующую вариацию его в объёме. Но экспериментально было бы продуктивнее разницу объектов по весу заменить разницей их по объёму, т. е. предлагать повторно испытуемому два предмета, отличающихся друг от друга по объёму, причём один (например, меньший) — в правую, а другой (больший) — в левую руку.

Через определённое число повторных воздействий (обычно через 10-15 воздействий) субъект получает в руки пару равных по объёму шаров с заданием сравнить их между собой. И вот оказывается, что испытуемый не замечает, как правило, равенства этих объектов; наоборот, ему кажется, что один из них явно больше другого, причем в преобладающем большинстве случаев в направлении контраста, т. е. большим кажется ему шар в той руке, в которую в предварительных опытах он получал меньший по объёму шар. При этом нужно заметить, что явление это выступает в данном случае значительно сильнее и чаще, чем при предложении неодинаковых по весу объектов. Бывает и так, что объект кажется большим в другой руке, т. е. в той, в которую испытуемый получал больший по объёму шар. […] Так возникает иллюзия объёма».

Узнадзе Д.Н., Психология установки, СПб, 2001 г., «Питер», с. 11-12.

Здесь важно, что опыт демонстрирует формирование установки, не всегда осознаваемой человеком, но влияющей на его действия.

Сторонники данной теории считают, что деятельность человека – в том числе и при решении творческих задач – можно рассматривать как последовательность этапов:

потребности личности    →    установка   →   деятельность

 

Свойства установки по Д.Н. Узнадзе

6 советов по организации учебного пространства

Как создать пространство, способствующее обучению

Хотите знать, как вы собираетесь перейти от обучения в кампусе к обучению дома? Используйте эти советы, чтобы создать пространство для обучения, которое поможет вам сосредоточиться и привыкнуть к новой норме.

1. Тщательно выбирайте местоположение.
Хотя может быть сложно найти идеальное место для учебы, если у вас дома есть семья или соседи по комнате, постарайтесь найти относительно тихое, удобное и достаточно просторное место для вашего компьютера и учебных материалов. Если возможно, найдите место возле окна, чтобы у вас было немного естественного света. Время от времени смотреть на улицу может помочь, если вы чувствуете себя запертым.

2. Держите припасы под рукой.
Соберите все, что вы обычно берете с собой на занятия, и положите в учебное место (ноутбук или планшет и зарядное устройство, учебник, бумаги, блокнот, ручки и т. д.). Убедитесь, что в вашем помещении есть розетки для ваших вычислительных устройств, шнур питания/защита от перенапряжений и высокоскоростной доступ в Интернет. Наушники пригодятся, если вы будете проводить видеовстречи — не говоря уже о том, чтобы заблокировать собаку соседа или члена семьи, смотрящего телевизор в соседней комнате.

3. Организуйте свое пространство.


Держите ваш новый «класс» и учебные материалы как можно более организованными. Разработайте систему, которая поможет вам найти то, что вам нужно, когда вам это нужно. Это не должно быть причудливо. Если вам удобно хранить материалы курса в коробке на обеденном столе, сделайте это. Просто выясните, что работает лучше всего, и придерживайтесь этого.

4. Установите расписание.
Одним из преимуществ онлайн-обучения является то, что в большинстве случаев вы можете установить свой собственный график. Выберите время суток, удобное для вас и вашей семьи. Одна вещь, о которой следует помнить при переходе от очных занятий к дистанционному обучению: хотя вам, возможно, не придется «посещать» занятия в определенное время, как вы это делали в кампусе, вас могут попросить сдать экзамен во время тот классный период. Ваши инструкторы сообщат вам о своих ожиданиях, поэтому обязательно проверяйте электронную почту и Canvas на наличие обновлений и связывайтесь с ними, если у вас есть вопросы.

5. Старайтесь свести к минимуму отвлекающие факторы.
Посмотрим правде в глаза — вы не можете избавиться от всех отвлекающих факторов в то время, когда все в вашей семье находятся дома и пытаются сосредоточиться на работе и/или учебе. Однако подумайте о тех, кого вы можете контролировать. Выделите время для учебы и выключите телефон, отключите уведомления, держитесь подальше от социальных сетей и сообщите своим друзьям, семье и соседям по комнате, что вы переходите в режим учебы. Если вы не живете один, у вас будут моменты, когда вас будут прерывать, так что просто постарайтесь смириться с этим. В любом случае, хорошо время от времени вставать и разминаться.

6. Заряжайте свои устройства — и себя.
Выработайте привычку заряжать свои устройства каждую ночь, чтобы они были готовы, когда они вам понадобятся. У вас достаточно забот, чтобы ваш телефон не разрядился посреди видеочата. Прежде всего, найдите время, чтобы перезарядиться и расслабиться, когда это возможно. Дыши свежим воздухом каждый день. Зарегистрируйтесь с друзьями и семьей. Прочтите или посмотрите что-нибудь, что заставит вас смеяться в это непростое время. Поскольку мы все пытаемся найти новую норму для весны 2020 года, помните, что вы НЕ одиноки — мы все вместе, и поддержка доступна.

Подробнее

Посетите веб-сайт Keep Learning, чтобы найти ресурсы, которые помогут вам перейти на дистанционное обучение.

Загрузить руководство по онлайн-программам

Узнать о Windows Hello и настроить его

Справка по учетной записи Windows

Обзор

  • Обзор

Войти

  • Войдите в Windows
  • Варианты входа и защита учетной записи
  • Выйти из Windows
  • Устранение проблем со входом
  • Ошибка: мы не можем войти в ваш аккаунт

Привет Windows

  • Узнайте о Windows Hello
  • Войдите с помощью Windows Hello
  • Устранение неполадок Windows Hello

Сбросить пароль

  • Изменить или сбросить пароль
  • Создайте диск для сброса пароля
  • Сбросить пароль локальной учетной записи

Сбросить PIN-код

  • Сброс PIN-кода, если вы вошли в систему
  • Сброс PIN-кода, если вы вышли из системы

Управление учетными записями на вашем ПК

  • Добавить или удалить учетные записи
  • Изменить изображение вашего аккаунта
  • Сменить аккаунт
  • Переключиться с локальной учетной записи на учетную запись Microsoft

Windows 11 Windows 10 Больше. ..Меньше

Windows Hello — это более персональный и безопасный способ получить мгновенный доступ к вашим устройствам с Windows 11 с помощью PIN-кода, распознавания лица или отпечатка пальца. Вам нужно будет настроить PIN-код как часть настройки входа по отпечатку пальца или распознаванию лица, но вы также можете войти, используя только свой PIN-код.

Эти параметры упрощают и делают более безопасным вход в систему на вашем компьютере, поскольку ваш PIN-код связан только с одним устройством и резервируется для восстановления с помощью вашей учетной записи Microsoft.

Настройка Windows Hello

Нажмите кнопку выше, чтобы перейти непосредственно к Настройки , или выполните следующие действия, чтобы настроить Windows Hello.

  1. Выберите  Пуск  >  Настройки > Учетные записи  > Параметры входа .

  2. В разделе Способы входа вы увидите три варианта входа с помощью Windows Hello:

    • Выберите Распознавание лиц (Windows Hello) , чтобы настроить вход с помощью распознавания лиц с помощью инфракрасной камеры вашего ПК или внешней инфракрасной камеры.

    • Выберите Распознавание отпечатков пальцев (Windows Hello) , чтобы настроить вход с помощью считывателя отпечатков пальцев.

    • Выберите PIN-код (Windows Hello) , чтобы настроить вход с помощью PIN-кода.

Похожие темы

Как Windows Hello обеспечивает конфиденциальность моей информации?

Сброс PIN-кода, если вы не вошли в Windows

Измените свой PIN-код, если вы уже вошли в систему на своем устройстве.

Устранение неполадок с Windows Hello

Windows Hello — это более персональный и безопасный способ получить мгновенный доступ к вашим устройствам с Windows 10 с помощью PIN-кода, распознавания лица или отпечатка пальца. Вам нужно будет настроить PIN-код как часть настройки входа по отпечатку пальца или распознаванию лица, но вы также можете войти, используя только свой PIN-код.

Эти параметры упрощают и делают более безопасным вход в систему на вашем компьютере, поскольку ваш PIN-код связан только с одним устройством и резервируется для восстановления с помощью вашей учетной записи Microsoft.

Настройка Windows Hello

Нажмите кнопку выше, чтобы перейти непосредственно к Настройки , или выполните следующие действия, чтобы настроить Windows Hello.

  1. Выберите  Пуск  >  Настройки  > Учетные записи  > Варианты входа .

  2. В разделе Управление способом входа на устройство вы увидите три варианта входа с помощью Windows Hello:

    • org/ListItem»>

      Выберите Windows Hello Face  , чтобы настроить вход с помощью распознавания лица с помощью инфракрасной камеры компьютера или внешней инфракрасной камеры.

    • Выберите Отпечаток пальца Windows Hello  , чтобы настроить вход с помощью считывателя отпечатков пальцев.

    • Выберите ПИН-код Windows Hello , чтобы настроить вход с помощью ПИН-кода.

Похожие темы

Как Windows Hello обеспечивает конфиденциальность моей информации?

Сброс PIN-кода, если вы не вошли в Windows

Измените свой PIN-код, если вы уже вошли в систему на своем устройстве.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *