Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

В основе направленности личности лежат: 24. Направленность личности

Направленность личности. Виды потребностей. Интересы и склонности.

Общая психология ↓

В качестве ведущей характеристики личности  выделяется направленность. Существуют разные определения этого понятия, например «динамическая тенденция» (С.Л. Рубинштейн), «смыслообразующий мотив» (А.Н. Леонтьев), «доминирующее отношение» (В. Н. Мясищев), «основная жизненная направленность» (Б.Г. Ананьев).Направленность – совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличной ситуации. Направленность личности всегда социально обусловлена и формируется в процессе воспитания.

Направленность – это установки, ставшие свойствами личности и проявляющиеся в таких формах, как влечение, желание, стремление, интерес, склонность, идеал, мировоззрение, убеждение. Причем в основе всех форм направленности личности лежат мотивы деятельности.

Влечение – это наиболее примитивная биологическая форма направленности, это психическое состояние, выражающее неосознанную или недостаточно осознанную потребность, является преходящим явлением, поскольку представленная в нем потребность либо угасает, либо осознается, превращаясь в желание.

Желание – это осознанная потребность и влечение к чему-либо вполне определенному, будучи достаточно осознанным, имеет побуждающую силу, обостряет осознание цели будущего действия и построение его плана.

Стремление возникает тогда, когда в структуру желания включается волевой компонент.

Интерес – это специфическая форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующая ориентировке личности в окружающей действительности. Субъективно интерес обнаруживается в эмоциональном тоне, сопровождающем процесс познания или внимание к определенному объекту. При его удовлетворении он не угасает, а, наоборот, вызывает новые интересы, соответствующие более высокому уровню познавательной деятельности. Являются важнейшей побудительной силой к познанию окружающей действительности. Широта и содержание интересов могут служить одной из наиболее ярких характеристик личности.

Интерес в динамике своего развития может превратиться в склонность.

Это происходит тогда, когда в интерес включается волевой компонент. Склонность характеризует направленность индивида на определенную деятельность. Основой склонности является глубокая устойчивая потребность индивида в той или иной деятельности, т. е. интерес к определенному виду деятельности. В качестве основы склонности также может выступать стремление совершенствовать умения и навыки, связанные с данной потребностью.

Идеал – это конкретизируемая в образе или представлении предметная цель склонности индивида, т.е. то, к чему он стремится, на что ориентируется. Идеалы человека могут выступать в качестве одной из наиболее значимых характеристик мировоззрения человека, т.е. его системы взглядов на объективный мир, на место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и к самому себе. В мировоззрении отражаются не только идеалы, но и ценностные ориентации людей, их принципы познания и деятельности, их убеждения.

Убеждение – высшая форма направленности – это система мотивов личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением. В основе убеждений лежат осознанные потребности, которые побуждают личность действовать, формируют ее мотивацию к деятельности.

В поведении человека есть две функционально взаимосвязанные стороны: побудительная и регуляционная. Рассмотренные выше психические процессы и состояния обеспечивают в основном регуляцию поведения. Что же касается его стимуляции, или побуждений, обеспечивающих активизацию и направленность поведения, то они связаны с мотивами и мотивацией.

Мотив – это побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребности субъекта. Под мотивом также часто понимают причину, лежащую в основе выбора действий и поступков, совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта. Сами мотивы формируются из потребностей человека.

Потребностью называют состояние нужды человека в определенных условиях жизни и деятельности или материальных объектах. Потребность, как и любое состояние личности, всегда связана с наличием у человека чувства удовлетворенности или неудовлетворенности.

Потребности по Маслоу: физиологические (органические) потребности, потребности в безопасности, потребности в принадлежности и любви, потребности уважения (почитания), познавательные потребности, эстетические потребности, потребности в самоактуализации – образуют так называемую пирамиду, в основании которой лежат физиологические потребности, а высшие потребности, такие как эстетические и потребность в самоактуализации, составляют ее вершину.

Похожие материалы в разделе Общая психология:

  • Волевые свойства личности
  • Процессы мышления
  • Принцип единства сознания и деятельности
  • Изменения, происходящие с личностью в толпе
  • Классификация ощущений
  • Стрессы
  • Общая характеристика восприятий. Характерные особенности восприятий.
  • Эмоции
  • Направленность личности. Виды потребностей. Интересы и склонности.
  • Биогенетическая концепция личности

Понятие о направленности личности и мотивации деятельности.

В отечественной психологии существуют различные подходы к исследованию личности. Однако, несмотря на различия в трактовках личности, во всех подходах в качестве ее ведущей характеристики выделяется направленность.

Под направленностью понимают совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличной ситуации.

Направленность личности всегда социально обусловлена и формируется в процессе воспитания. Направленность — это установки, ставшие свойствами личности и проявляющиеся в таких формах, как влечение, желание, стремление, интерес, склонность, идеал, мировоззрение, убеждение. Причем в основе всех форм направленности личности лежат мотивы деятельности.

Влечение — это наиболее примитивная, по своей сути биологическая форма направленности. С психологической точки зрения – это психическое состояние, выражающее недифференцированную, неосознанную или недостаточно осознанную потребность. Как правило, влечение является преходящим явлением, поскольку представленная в нем потребность либо угасает, либо осознается, превращаясь в желание.

Желание — это осознанная потребность и влечение к чему-либо вполне определенному. Желание, будучи достаточно осознанным, имеет побуждающую силу. Оно обостряет осознание цели будущего действия и построение его плана. Данная форма направленности характеризуется осознанием не только своей потребности, но и возможных путей ее удовлетворения.

Стремление возникает тогда, когда в структуру желания включается волевой компонент. Поэтому стремление часто рассматривается в качестве вполне определенного побуждения к деятельности.

Наиболее ярко характеризуют направленность личности ее интересы. Интерес — это специфическая форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующая ориентировке личности в окружающей действительности. Субъективно интерес обнаруживается в эмоциональном тоне, сопровождающем процесс познания или внимание к определенному объекту. Одной из наиболее существенных характеристик интереса является то, что при его удовлетворении он не угасает, а, наоборот, вызывает новые интересы, соответствующие более высокому уровню познавательной деятельности.

Интересы являются важнейшей побудительной силой к познанию окружающей действительности. Различают непосредственный интерес, вызываемый привлекательностью объекта, и опосредованный интерес к объекту как средству достижения целей деятельности. Косвенной характеристикой осознанности потребностей, отражающихся в интересах, является устойчивость интересов, которая выражается в длительности их сохранения и в их интенсивности. Также следует подчеркнуть, что широта и содержание интересов могут служить одной из наиболее ярких характеристик личности.

Интерес в динамике своего развития может превратиться в склонность. Это происходит тогда, когда в интерес включается волевой компонент.

Склонность характеризует направленность индивида на определенную деятельность. Основой склонности является глубокая устойчивая потребность индивида в той или иной деятельности, т. е. интерес к определенному виду деятельности.

Идеал — это конкретизируемая в образе или представлении предметная цель склонности индивида, т. е. то, к чему он стремится, на что ориентируется. Идеалы человека могут выступать в качестве одной из наиболее значимых характеристик мировоззрения человека, т. е. его системы взглядов на объективный мир, на место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и к самому себе. В мировоззрении отражаются не только идеалы, но и ценностные ориентации людей, их принципы познания и деятельности, их убеждения.

Убеждение — высшая форма направленности — это система мотивов личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением. В основе убеждений лежат осознанные потребности, которые побуждают личность действовать, формируют ее мотивацию к деятельности.

Мотивы и мотивация обеспечивают в основном активизацию и направленность поведения человека.

Мотив — это побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребности субъекта. Под мотивом также часто понимают причину, лежащую в основе выбора действий и поступков, совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта.

Термин «мотивация» представляет собой более широкое понятие, чем термин «мотив». Слово «мотивация» используется в современной психологии в двояком смысле: как обозначающее систему факторов, детерминирующих поведение (сюда входят, в частности, потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и многое другое), и как характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне. Чаще всего в научной литературе мотивация рассматривается как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность.

Вопрос о мотивации деятельности возникает каждый раз, когда необходимо объяснить причины поступков человека. Причем любая форма поведения может быть объяснена как внутренними, так и внешними причинами. В первом случае в качестве исходного и конечного пунктов объяснения выступают психологические свойства субъекта поведения, а во втором — внешние условия и обстоятельства его деятельности. В первом случае говорят о мотивах, потребностях, целях, намерениях, желаниях, интересах и т. п., а во втором — о стимулах, исходящих из сложившейся ситуации. Иногда все психологические факторы, которые как бы изнутри, от человека определяют его поведение, называют личностными диспозициями. Тогда соответственно говорят о диспозиционной и ситуационной мотивациях как аналогах внутренней и внешней детерминации поведения.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Расчет стоимостиГарантииОтзывы

Внутренняя (диспозиционная) и внешняя (ситуационная) мотивации взаимосвязаны. Диспозиции могут актуализироваться под влиянием определенной ситуации, а активизация определенных диспозиций (мотивов, потребностей) приводит к изменению восприятия субъектом ситуации. Его внимание в таком случае становится избирательным, и субъект предвзято воспринимает и оценивает ситуацию исходя из актуальных интересов и потребностей. Поэтому любое действие человека рассматривают как двояко детерминированное: диспозиционно и ситуационно.

В свою очередь, мотив в отличие от мотивации — это то, что принадлежит самому субъекту поведения, является его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим к совершению определенных действий. Мотивы могут быть осознанными или не осознаваемыми. Основная роль в формировании направленности личности принадлежит осознанным мотивам. Сами мотивы формируются из потребностей человека.

Потребностью называют состояние нужды человека в определенных условиях жизни и деятельности или в материальных объектах. Потребность, как и любое состояние личности, всегда связана с наличием у человека чувства удовлетворенности или неудовлетворенности. Потребность активизирует организм, стимулирует его поведение, направленное на поиск того, что требуется.

Основные характеристики человеческих потребностей — сила, периодичность возникновения и способ удовлетворения. Дополнительной, но весьма существенной характеристикой, особенно когда речь идет о личности, является предметное содержание потребности, т. е. совокупность тех объектов материальной и духовной культуры, с помощью которых данная потребность может быть удовлетворена.

Побуждающим к деятельности фактором является цель. Целью называют осознаваемый результат, на достижение которого в данный момент направлено действие, связанное с деятельностью, удовлетворяющей актуализированную потребность.

Принято различать цель деятельности и жизненную цель. Это связано с тем, что человеку приходится выполнять в течение жизни множество разнообразных деятельностей, в каждой из которых реализуется определенная цель. Но цель любой отдельной деятельности раскрывает лишь какую-то одну сторону направленности личности, проявляющуюся в данной деятельности. Жизненная цель выступает в качестве обобщающего фактора всех частных целей, связанных с отдельными деятельностями. В то же время реализация каждой из целей деятельности есть частичная реализация общей жизненной цели личности. С жизненными целями связан уровень достижений личности. В жизненных целях личности находит выражение сознаваемая ею «концепция собственного будущего». Осознание человеком не только цели, но и реальности ее осуществления рассматривается как перспектива личности.

Состояние расстройства, подавленности, свойственное человеку, осознающему невозможность осуществления перспективы, называется фрустрацией. Это состояние возникает в тех случаях, когда человек на пути к достижению цели сталкивается с реально непреодолимыми препятствиями, барьерами, или когда они воспринимаются как таковые. Мотивационную сферу человека с точки зрения ее развитости можно оценивать но следующим параметрам: широта, гибкость и иерархизированность. Под широтой мотивационной сферы понимается качественное разнообразие мотивационных факторов — диспозиций (мотивов), потребностей и целей. Чем больше у человека разнообразных мотивов, потребностей и целей, тем более развитой является его мотивационная сфера.

Гибкость мотивационной сферы выражается в том, что для удовлетворения мотивационного побуждения более общего характера (более высокого уровня) может быть использовано больше разнообразных мотивационных побудителей более низкого уровня. Широта — это разнообразие потенциального круга предметов, способных служить для данного человека средством удовлетворения актуальной потребности, а гибкость — подвижность связей, существующих между разными уровнями иерархической организации мотивационной сферы: между мотивами и потребностями, мотивами и целями, потребностями и целями.

Следующая характеристика мотивационной сферы — это иерархизированность мотивов. Одни мотивы и цели сильнее других и возникают чаще; другие — слабее и актуализируются реже. Чем больше различий в силе и частоте актуализации мотивационных образований определенного уровня, тем выше иерархизированность мотивационной сферы. Следует отметить, что когда говорят о иерархии человеческих потребностей, то чаще всего вспоминают классификацию, предложенную А.Маслоу. Согласно концепции А.Маслоу, у человека с рождения последовательно появляются и сопровождают его взросление семь классов потребностей: физиологические (органические) потребности, потребности в безопасности, потребности в принадлежности и любви, потребности уважения (почитания), познавательные потребности, эстетические потребности, потребности в самоактуализации. Причем, по мнению автора, в основании данной мотивационной пирамиды лежат физиологические потребности, а высшие потребности, такие как эстетические и потребность в самоактуализации, образуют ее вершину.

В отечественной психологии также предпринимались попытки решать проблемы мотивации человека. Основной научной разработкой отечественных психологов в области проблем мотивации является теория деятельностного происхождения мотивационной сферы человека, созданная А.Н.Леонтьевым.

Согласно его концепции, мотивационная сфера человека, как и другие его психологические особенности, имеет свои источники в практической деятельности. В частности, между структурой деятельности и строением мотивационной сферы человека существуют отношения изоморфизма, т. е. взаимного соответствия, а в основе динамических изменений, которые происходят с мотивационной сферой человека, лежит подчиняющееся объективным социальным законам развитие системы деятельностей.

Таким образом, данная концепция объясняет происхождение и динамику мотивационной сферы человека. Она показывает, как может изменяться система деятельностей, как преобразуется ее иерархизированность, каким образом возникают и исчезают отдельные виды деятельности и операции, какие модификации происходят с действиями. В соответствии с закономерностями развития деятельностей можно вывести законы, описывающие изменения в мотивационной сфере человека, обретение им новых потребностей, мотивов и целей.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

  • Реферат

    Понятие о направленности личности и мотивации деятельности.

    От 250 руб

  • Контрольная работа

    Понятие о направленности личности и мотивации деятельности.

    От 250 руб

  • Курсовая работа

    Понятие о направленности личности и мотивации деятельности.

    От 700 руб

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту

Узнать стоимость

Влияние личности на политическую ориентацию распространяется на конкретные позиции политической полемики в Германии – межнационально и последовательно

  • Томас Грюнхаге

    Кафедра психологии, Боннский университет, Бонн, Германия

  • Мартин Рейтер

    Кафедра психологии, Боннский университет, Бонн, Германия; Лаборатория нейрогенетики, Боннский университет, Бонн, Германия; Центр экономики и неврологии (CENs), Боннский университет, Бонн, Германия

Abstract

Растущие данные свидетельствуют о том, что общая структура личности предрасполагает к политической или идеологической ориентации. Здесь мы впервые воспроизвели результаты взаимосвязей между факторами Большой пятерки: открытостью, покладистостью и добросовестностью, а также политической ориентацией, о которой сообщали сами, в большой немецкой выборке. Тем не менее, новым аспектом нашего исследования является добавление Wahl-O-Mat (WoM; известное приложение для получения рекомендаций по голосованию) в качестве меры конкретной политической позиции. Здесь вычисляется оценка соответствия между позициями участника и нескольких немецких партий по текущим и актуальным вопросам политики. Учитывая, что политология выявляет тенденции к разъединению избирателей с политическими партиями и снижению значимости социально-структурных факторов, проблемный подход к выбору избирателей в будущем может стать критическим. Поэтому мы исследовали, распространяется ли влияние личности на политическую ориентацию на позиции по конкретным вопросам и, таким образом, не ограничивается ли самопозиционированием. Как и ожидалось, показатели WoM также показали значимые корреляции с личностными чертами: согласие с правоцентристскими партиями отрицательно связано с открытостью и покладистостью и положительно связано с добросовестностью. Наконец, мы набрали меньшие выборки в США, Дании, Швеции, Турции, Испании, Австралии и Болгарии и показали, что ассоциации, упомянутые выше, воспроизводимы в разных странах. Мы делаем вывод, что личность влияет не только на самоощущение политической идентичности, но и на отношение к текущим вопросам политической полемики. В обоих случаях влияние личности было опосредовано правым авторитаризмом и ориентацией на социальное доминирование.

Индивидуальная ориентация во времени и потребительский образ жизни

РЕФЕРАТ — F-A-S-T, четырехмерный личностный тест, определяющий определенные черты, использовался для измерения временной ориентации 599 взрослых испытуемых. Их сравнивали с их ответами на 406 пунктов «Активность», «Интерес» и «Мнение». Исследование показывает четко различимые переводы индивидуальной временной ориентации в различные модели образа жизни.

Ссылка:

Роберт Б. Сеттл, Памела Л. Алрек и Джон В. Глашин (1978), «Индивидуальная ориентация во времени и образ жизни потребителя», в NA — Advances in Consumer Research Volume 05, eds. Кент Хант, Энн Абор, Мичиган: Ассоциация потребительских исследований, страницы: 315–319.

Достижения в исследованиях потребителей, том 5, 1978 г.      Страницы 315–319

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ ВРЕМЕНИ И ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ СТИЛЬ ЖИЗНИ

Robert B. Settle, Государственный университет Сан-Диего

Pamela L. Alreck, Государственный университет Сан-Диего

John W. Glasheen, Государственный университет Сан-Диего

9004-S-3-A-7-S-7-S-7-S-

ABSTRACT —

четырехмерный личностный тест с учетом конкретных черт был использован для измерения временной ориентации 599 взрослых испытуемых. Их сравнивали с их ответами на 406 пунктов «Активность», «Интерес» и «Мнение». Исследование показывает четко различимые переводы индивидуальной временной ориентации в различные модели образа жизни.

ВВЕДЕНИЕ

Из большого разнообразия концепций и переменных, используемых исследователями для объяснения поведения потребителей, личностные факторы дали одни из самых неутешительных результатов. Тем не менее, несмотря на негативные результаты, мы продолжаем следовать этим иллюзорным отношениям, потому что концепции личности имеют большую интуитивную привлекательность. Обычные наблюдения за повседневной жизнью выявляют стойкие индивидуальные различия, определяющие определенные типы или черты личности как в нас самих, так и в других. Однако, судя по литературе о личности и покупательском поведении, роль личности в определении поведения в этой области действительно незначительна. Кассарджян (1971) приводит четыре возможные причины неспособности личностных исследований объяснить различия в поведении покупателей: (1) было разработано несколько исследований для проверки конкретных гипотез, полученных на теоретической основе, (2) мы часто ожидаем, что влияние личностных переменных объяснит слишком большая часть дисперсии в поведении потребителей, (3) используемые инструменты редко предназначены для измерения характеристик, которые, как можно ожидать, будут непосредственно влиять на решения потребителей, и (4) используемые тесты часто стандартизируются для определенных групп, а не для потребителей. в целом. Мы согласны.

Это исследование было разработано для оценки роли одного аспекта личности во влиянии на поведение потребителей, избегая при этом описанных выше ловушек. Пошаговое рассмотрение, без лишних деталей, может прояснить замысел проекта. Во-первых, теоретическое обоснование исследования возникло из убеждения, что холистический подход к пониманию потребительского поведения в конечном счете более продуктивен, чем редуктивно-функциональный подход (Маркин, 1974, с. 62-76). Таким образом, нас больше интересовало обнаружение взаимосвязи между набором личностных черт и моделями потребительского поведения, а не выбор бренда X в противовес бренду Y9.0007

Типичная общая модель потребительского поведения охватывает влияния покупателя, которые можно разделить на три основные группы: те, которые относятся к различным стимулирующим факторам, те, которые влияют на ситуацию, обстановку или обстоятельства, в которых осуществляется поведение, и те, которые подпадают под действие Рубрика личных факторов. Среди последних «личность» — лишь одна из многих очень важных переменных. Помимо этого факта, личность сама по себе может быть разделена на множество черт и измерений. Следовательно, мы искали признаки, которые могли бы оказать наибольшее влияние, но решили, что их удовлетворят широкие закономерности взаимосвязей и относительно небольшие доли объясненной дисперсии.

Инструменты, использованные в исследовании, были разработаны для измерения характеристик, которые, как можно с уверенностью ожидать, напрямую повлияют на решения потребителей. Оба инструмента были разработаны психологами-потребителями и сосредоточены непосредственно на личностных качествах и поведенческих характеристиках, имеющих непосредственное отношение к покупке и потреблению товаров и услуг. Наконец, инструмент, используемый для измерения личностных качеств, был стандартизирован и проверен на большом количестве взрослых потребителей, а не на таких группах, как пациенты, студенты или осужденные.

ОРИЕНТАЦИЯ НА ВРЕМЯ

Индивидуальный потребитель сталкивается с миром, который часто описывается тремя факторами: временем, пространством и собственностью. Понятиям собственности, полезности и артефактов человека посвящена обширная литература в области экономики и антропологии. Географы и психологи в области проксемики и кинесики рассматривают человеческий опыт и поведение по отношению к космосу. Теоретическая разработка и эмпирические исследования реже фокусируются на человеческом существовании, опыте и поведении в время . Отсутствие стандартного измерения временной ориентации, возможно, создавало неудобства, если не препятствовало обилию литературы в этой области. Требование к такому инструменту было удовлетворено построением теста временной ориентации F-A-S-T (Alreck, 1976). Тест включает четыре параметра ориентации во времени: Фокус , Активность , Структура и Упорство . Название теста представляет собой аббревиатуру, состоящую из инициалов каждой шкалы, и впредь каждая шкала будет обозначаться своей начальной буквой.

Фокус. Как из личных наблюдений за другими, так и из психологических исследований (Seiden, 1969) мы знаем, что некоторые люди склонны направлять свое сознание в прошлое. Они часто вспоминают предыдущий опыт и переживают прошлые события. Другие погружены в настоящий момент, полностью заняты здесь и сейчас. Можно определить и других людей, которые проецируют свои мысли и образы на будущее и живут тем, что будет. Есть также те, кто рассматривает человеческий опыт с точки зрения промежутка времени, рассматривая предпосылки и последствия во времени любого настоящего явления. Шкала F теста на ориентацию во времени была разработана, чтобы выявить эту склонность вспоминать, ощущать, проецировать или распространять человеческое сознание во временном спектре. Это дает непрерывную меру признака, а не типологическое присвоение.

Активность. Люди сильно различаются в своем восприятии запаса времени. Некоторые считают, что время течет очень медленно, и, по сути, у них есть «избыток» времени по сравнению с действиями, которые у них есть, чтобы его заполнить. На другом конце этого спектра находятся те, кто чувствует, что время летит слишком быстро, что в сутках не хватает часов. И, конечно же, между этими крайностями есть те, кто считает, что запас времени соответствует объему деятельности, которой они занимаются. Шкала А теста на ориентацию во времени измеряет степень чрезмерной или недостаточной активности человека по отношению к фиксированному запасу времени, общему для всех нас.

Структура. Некоторые люди рассматривают время как непрерывную, гладкую, текущую субстанцию; бесконечная река, текущая из прошлого в настоящее и будущее. Они «принимают все как есть», занимаясь одним делом за другим, не обращая особого внимания на конкретное время или время, необходимое для выполнения задачи. Другие воспринимают время как дискретный товар, аккуратно упакованный в коробки под названием «полдень, среда, 60-е» или «17 век». Затем каждая из этих дискретных структур рассматривается как соответствующая какой-либо конкретной деятельности, опыту или явлению. Те, кто находится между крайностями, считают планирование, планирование и учет времени приемлемыми, когда это необходимо, но также пользуются определенной степенью спонтанности и свободой от регламентированной периодичности. Шкала S теста ориентации во времени определяет положение человека в этом измерении временного опыта.

Упорство. Есть люди, которые могут участвовать в деятельности почти так, как если бы они считали время неуместным в том, что касается внешнего вознаграждения. Эти люди способны откладывать удовлетворение на долгие промежутки времени, преследуя при этом какую-то далекую цель. Их зеркальные отражения — это люди, которые почти постоянно требуют вознаграждения за свои усилия. Не желая ждать результатов своих усилий, они избегают тех задач или процессов, которые требуют длительных пауз между жертвой и получением внешнего подкрепления. Между крайностями находятся те, кто считает приемлемым откладывать удовлетворение на короткий период времени, но не на длительный период. Шкала T указывает на готовность каждого человека «держаться там», когда между приложением усилий и получением вознаграждения есть задержка.

Статистические характеристики F-A-S-T. Первоначально тест был стандартизирован для 930 взрослых потребителей, а текущие нормы основаны примерно на 2500 аналогичных субъектах. Коэффициенты надежности для шкал колеблются в пределах 70-х и 80-х, в то время как избыточность пунктов и корреляции с баллами по шкале находятся в допустимых пределах. Шкалы были подтверждены наблюдениями супругов за релевантным временем поведением, удовлетворенностью работой с характеристиками, связанными со временем, и несколькими стандартизированными психологическими показателями релевантных конструктов (Hix, 19).76). Сообщалось, что фокус связан с типологией Юнга (Mann, Siegler and Osmond, 1968), но это не подтвердилось при сопоставлении с показателями индикатора типа Майерса-Бриггса (Myers, 1962). Активность в значительной степени коррелировала со шкалами отношения ко времени Калабрези и Коэна (1968), в то время как структура была связана с другими обобщенными конструктами контроля (Буднер, 1962; Мореско, Шонц и Марроу, 1954). Упорство оказалось в значительной степени связано с потребностью в мерах достижения Германса (1970) и Меграбян (1968). Основываясь на этих характеристиках теста и конструкциях, измеренных с помощью различных шкал, тест оказался подходящей мерой потребительской ориентации во времени. Тест был стандартизирован для потребителей, и можно предположить, что эти черты влияют на поведение потребителей.

СТИЛЬ ЖИЗНИ ПОТРЕБИТЕЛЯ

Прежде чем сосредоточиться на взаимосвязи между ориентацией во времени и более конкретными аспектами потребительского поведения, представляется целесообразным сначала определить, влияют ли особенности ориентации во времени на более общие модели потребительского поведения. Эти шаблоны можно измерить с помощью библиотеки элементов, относящихся к потребительской активности, интересам и мнениям (Пламмер, 19 лет).71; Уэллс и Тигерт, 1971; Пламмер, 1974). Акцент был сделан не на выявлении отдельных видов деятельности, интересов и мнений, которые в значительной степени связаны с ориентацией во времени, а скорее на выявлении паттернов реагирования, которые указывали бы на образ жизни, более типичный для одного типа ориентации во времени, чем для другого. Таким образом, мы предположили, что каждое из четырех измерений временной ориентации будет указывать на конкретный образ жизни, что проявляется в деятельности, интересах и мнениях.

МЕТОДОЛОГИЯ

Данные для измерения связи между ориентацией во времени и моделями образа жизни были получены в ходе полевого опроса 599 взрослых потребителей в декабре 1976 года. возраст и профессиональная группа. В результате 54 процента респондентов были мужчинами, 64 процента состояли в браке, 63 процента были белыми воротничками, а 65 процентов указали, что они принадлежат к среднему классу.

Анкета для самостоятельного заполнения состояла из сопроводительного письма с объяснением характера проекта, теста на ориентацию во времени F-A-S-T, раздела, содержащего 406 элементов деятельности, интересов и мнений, и окончательного набора вопросов для получения демографического статуса респондентов. . Буклет с вопросником состоял из двадцати страниц и заполнялся полностью самостоятельно. Полевой работник связался с потенциальным респондентом, объяснил суть проекта и попросил его о сотрудничестве. В качестве побуждения к ответу человеку предлагалась полная шестистраничная компьютерная интерпретация его или ее собственной временной ориентации. Полевые работники кратко показали копию распечатки и заверили респондента, что большинство людей сочли ее интересной и информативной. Если человек решал участвовать, ему выдавали буклет и давали несколько дней на выполнение задания. Полевой работник перезвонил и впоследствии забрал заполненную анкету. Чтобы избежать эффекта усталости, респондентам предлагалось выполнять только одну или две части за один присест и откладывать инструмент в сторону, если его прерывают или если он устал.

Каждому респонденту, конечно же, были предоставлены тестовые интерпретации, которые оказались очень сильным стимулом. Процедура также предоставила возможность для 100-процентной проверки сбора полевых данных, поскольку с каждым респондентом связывались во второй раз. В общей сложности потенциальным респондентам было роздано 668 анкет, процент заполнения которых составил 94 процента. После исключения тех ответов, которые были неприемлемы, окончательный размер выборки составил 599.

64 пункта теста на ориентацию во времени были оценены по шкале от одного до пяти, с крайними значениями, помеченными как «Точно так же, как я» и «Совсем не так, как я». После размышления и объединения предметов подсчет очков дал суммированные баллы. Активность, интерес и мнение оценивались по шкале от одного до шести с крайними значениями «Определенно согласен» и «Определенно не согласен» или просто количеством раз, когда человек участвовал в той или иной деятельности. Отношения между ориентацией во времени и элементами AIO измерялись с помощью корреляционного анализа.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Результаты исследования представлены в таблицах с 1 по 4. Каждая таблица посвящена одной шкале теста F-A-S-T на ориентацию во времени: Фокус, Активность, Структура или Упорство соответственно. Первый столбец каждой таблицы содержит количество элементов AIO, которые значительно коррелировали со шкалой теста на ориентацию во времени на уровне 0,01 и указывали на конкретный аспект или измерение образа жизни на основе сходства содержания элементов. Эти измерения образа жизни перечислены в основной части таблицы в порядке убывания, начиная с тех, которые содержат наибольшее количество элементов с систематическими ассоциациями с ориентацией во времени.

ФОКУС

Сводка параметров образа жизни, связанных с фокусом на времени, показана в таблице 1. Из 406 пунктов 81 значимо коррелировали со шкалой F. Пункты AIO не сильно коррелировали со шкалой, так как самый большой коэффициент составлял всего 0,32; однако количество пунктов вместе с тем фактом, что знаки коэффициентов были последовательно в соответствующем направлении, указывает на то, что существует очень четко различимая связь между потребительским стилем жизни и индивидуальной временной ориентацией.

Потребители, ориентированные на прошлое, как правило, являются более осторожными покупателями. Они чаще соглашались с такими пунктами, как: Я часто беспокоюсь, что что-то, что я покупаю, окажется ошибкой . Обычно я делаю все так, как делала моя мать . Покупка продуктов для моей семьи означает строгое соблюдение бюджета . С другой стороны, потребители, ориентированные на будущее, чаще соглашались с тем, что: Новые стили меня привлекают . Я хотел бы иметь самые дорогие вещи . Ориентированный на прошлое потребитель также был менее уверен в себе, в целом чаще соглашаясь с тем, что: Я боюсь будущего . Все меняется слишком быстро . Современная жизнь полна тревог . Вот некоторые пункты, относящиеся к другим измерениям: Большую часть времени я очень много работаю .

ТАБЛИЦА 1

ВРЕМЯ ФОКУС И ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ СТИЛЬ ЖИЗНИ

Я бы не работал, если бы мне не приходилось. Люди, ориентированные на будущее, больше соглашались с первым из них, а ориентированные на прошлое склонялись ко второму. Точно так же люди, ориентированные на будущее, считали себя лидерами мнений, в целом были более космополитичными, гибкими и инновационными, чем их коллеги, ориентированные на прошлое. Они были более амбициозны, вовлечены, предприимчивы и подвижны, в то время как типичный человек, ориентированный на прошлое, более пессимистичен в финансовых вопросах и более равнодушен к автомобилям, больше склоняясь к дому.

АКТИВНОСТЬ

Параметры образа жизни потребителей, связанные с уровнем активности, представлены в Таблице 2. Высокоактивные потребители указали свою вовлеченность в такие пункты, как: Я делаю больше вещей в обществе, чем большинство людей . Я активно участвую в общественных проектах . Люди с низкой активностью, как правило, соглашались: Старые способы — лучшие способы . Они тоже чаще соглашались: Когда я выйду на пенсию, я хочу посидеть и расслабиться . С другой стороны, высокоактивные люди более позитивно относились к работе: Я горжусь своей работой . Эти люди также были более ориентированы на семью, они были более уверенными покупателями и демонстрировали большую удовлетворенность жизнью в целом. Низкоактивные респонденты выражали консервативное отношение к инновациям, указывали на большую неуверенность и неуверенность, чаще были домоседами. Интересно также отметить, что они чаще были согласны с сохранением половых ролей и более равнодушны к внешнему виду.

Коэффициенты корреляции между пунктами AIO и шкалой A варьировались до -0,33 для пункта лидерства мнений: никого не волнует, что я думаю. Знаки коэффициентов были последовательно в предсказанном направлении. Всего было 89пункты из 406 пунктов AIO, которые обеспечили значительную корреляцию со шкалой A. Из четырех параметров ориентации во времени баллы по шкале активности коррелировали с большим количеством пунктов, чем любой из трех других.

ТАБЛИЦА 2

УРОВЕНЬ АКТИВНОСТИ И СТИЛЬ ЖИЗНИ ПОТРЕБИТЕЛЯ

СТРУКТУРА

10 параметров образа жизни потребителя, определяемых 58 элементами AIO, значительно коррелируют с временной структурой, показаны в таблице 3. Измерение, содержащее наибольшее количество элементов, было связано к покупкам, при этом те, кто был структурирован во времени, также были склонны быть осторожными покупателями, а те, у кого была низкая структура, склонялись к более случайным покупательским привычкам и отношениям. Примеры элементов, положительно коррелирующих со структурой: Прежде чем идти за покупками, я сажусь и составляю полный список покупок . Я бы не стал делать покупки в магазине, который выглядит грязным, даже если бы цены были очень низкими . Когда я получаю купон на скидку, я сохраняю его и использую, если могу . Смотрю рекламу объявлений о продаже . Принимая решения, я полагаюсь на факты, а не на эмоции . Пункты AIO с наивысшей корреляцией со шкалой S, +0,24, были следующими: Мои дни, кажется, следуют определенному распорядку, например, прием пищи в обычное время и т. д. . Те, у кого высокая временная структура, также были склонны соглашаться с тем, что: Посетители часто отмечают, как хорошо выглядит наш дом или квартира . Я содержу свой дом в чистоте и порядке . С другой стороны, те, кто был склонен не структурировать время, также согласились: Я не трачу много времени на уборку своего дома . Я нахожу уборку дома неприятным занятием .

В целом высокоструктурированные потребители также склонны быть ориентированными на работу, принципиальными и не склонными к риску. Они также проявляли большую склонность к финансовому оптимизму и заботе об автомобилях, в то время как люди с низким уровнем структуры

ТАБЛИЦА 3

ВРЕМЯ СТРУКТУРА И СТИЛЬ ЖИЗНИ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

были более пессимистичны в отношении своего финансового положения и будущего и относительно равнодушны к автомобилям. Лидерство мнений и лидерство в целом были более характерны для высокоструктурированных людей, чем для низкоструктурированных. Еще одной интересной характеристикой низкоструктурированных респондентов было то, что они предпочитали активность ночью, а не днем. Высокоструктурированные люди также предпочитали в большей степени вставать и идти утром. Это были чаще «дневные» люди.

УСТОЙЧИВОСТЬ

Шкала T теста на ориентацию во времени показала самую слабую систематическую связь со стилем жизни потребителя. Только 33 из 406 пунктов AIO значительно коррелировали с показателями упорства, и они были сгруппированы по шести параметрам образа жизни. Из шести наиболее многочисленными были действия, связанные с покупками, интересы и мнения. Чем настойчивее человек, тем больше вероятность того, что он согласится: Я покупаю большую часть продуктов в одном магазине . Когда я начинаю покупать мебель, я обычно точно знаю, что мне нужно . Я всегда покупаю качественные марки . Менее живучие тоже реже: Покупали предметы быта . Пошел покупать одежду . Возврат неудовлетворительного продукта .

Другие различия в образе жизни между потребителями с низкой и высокой настойчивостью, связанные с ведением домашнего хозяйства и отношением к прошлому. Настойчивые люди также склонны проявлять более навязчивую склонность к ведению домашнего хозяйства: Я считаю, что грязную посуду нужно мыть сразу после каждого приема пищи . Обычно я могу подолгу работать по дому, не уставая . Те, у кого не было упорства, чаще соглашались: Я боюсь будущего . Я боюсь неизвестности . Все меняется слишком быстро . Настойчивый потребитель более настойчив: Я более независим, чем большинство людей . Реже они соглашались, что я никогда и ни в чем не был выдающимся .

ТАБЛИЦА 4

УРОВЕНЬ УСТОЙЧИВОСТИ И СТИЛЬ ЖИЗНИ ПОТРЕБИТЕЛЯ

Очень упорные люди также проявляли больший консерватизм в: Я за очень строгое соблюдение всех законов . Более типичным для низкого упорства был пункт: Мне нравится думать, что я немного свингер . Чем настойчивее, тем больше ориентирован респондент на семью: Мое главное увлечение — моя семья . Несмотря на то, что этот аспект ориентации во времени был менее связан с деятельностью, интересами и мнениями потребителей, различия в образе жизни все же очевидны.

ВЫВОДЫ

Результаты исследования показывают, что индивидуальная ориентация во времени приводит к измеримым различиям в потребительском стиле жизни. Таким образом, были выявлены следующие отношения:

1. Чем больше человек склонен привычно направлять свое сознание в будущее, тем больше он будет ориентирован на потребление. Такие люди также более безопасны и позитивно относятся к своей работе. Они, как правило, лидеры общественного мнения с более космополитическими интересами. Те, кто направляет свои мысли и фантазии в прошлое, также склонны к более жестким моральным воззрениям, более консервативны, осторожны и отстранены. Они проявляют меньше амбиций. Они менее мобильны, чем их ориентированные на будущее коллеги, и они также менее заботятся об автомобилях, чем ориентированные на будущее потребители.

2. Очень активный человек, который считает, что времени не хватает, также склонен быть более вовлеченным, ориентированным на семью и позитивно смотрящим в будущее. Это более уверенный человек, и эта уверенность также проявляется на рынке. Активный человек, как правило, более уверен в себе и удовлетворен жизнью, чем менее активный, который склонен быть домоседом, менее удовлетворенным своей работой и неохотно участвующим в волонтерской деятельности. Эти менее активные люди также более консервативны в своих взглядах, склонны доверять традиционным сексуальным ролям и более равнодушны к своей внешности.

3. Чем выше склонность потребителя рассматривать время как непрерывную, текущую субстанцию, тем более вероятно, что человек будет демонстрировать случайные модели покупок, будет ориентирован на досуг, гибок и безразличен к риску. С другой стороны, те, кто склонен структурировать время на отдельные сегменты, также, по-видимому, делают упор на ведение домашнего хозяйства, считают день работой, а ночь — сном и больше заботятся о машине. Структурированные потребители ценят как лидерство мнений, так и лидерство в целом в большей степени, чем те, кто менее структурирован.

4. Настойчивый человек больше похож на структурированного покупателя, напористого и ориентированного на будущее. Человек с меньшим упорством также с большей вероятностью будет случайным покупателем и менее навязчивым в ведении домашнего хозяйства. Упорство прямо связано с деятельностью и интересами, ориентированными на семью, и обратно пропорционально гибкости взглядов и привычек.

Очевидно, что резюме, представленное выше, представляет собой скорее карикатуру стилей жизни для различных временных ориентаций, чем классификации или типологии. Обнаруженные отношения представляют собой только устойчивые тенденции, и в стилях жизни людей существует много «наложений» на противоположных крайних точках любого из измерений или шкал временной ориентации.

Помимо более конкретных результатов, упомянутых выше, результаты, взятые в целом, указывают на то, что «личность» может быть связана с изменениями в моделях потребления. В этом исследовании использовался личностный тест, разработанный для измерения характеристик нормально функционирующих людей. Тест был стандартизирован для широкой публики, а «зависимые» переменные состояли из молярных моделей поведения, а не молекулярных единиц, таких как выбор одного бренда над другим. Как и ожидалось, пропорции объясненной дисперсии невелики по величине; однако связь между ориентацией во времени, с одной стороны, и стилем жизни, с другой, была безошибочно видна. Оптимистическая интерпретация этих результатов заключается в том, что личность действительно влияет на поведение потребителей измеримым образом. Дальнейшие исследования роли личности могут оказаться плодотворными.

Ссылки

Алрек П. Л. Ориентация во времени и поведение . Неопубликованная рукопись, Государственный университет Сан-Диего, 1976.

Буднер, С. «Нетерпимость к двусмысленности как переменная личности», Journal of Personality , 30 (1962), 29-50.

Калабрези Р. и Дж. Коэн. «Личность и отношения во времени», Journal of Abnormal Psychology , 73 (1968), 431-439.

Германс, Х. Дж. М. «Опросный показатель мотивации достижения», Журнал прикладной психологии , 54 (1970), 353-363.

Hix, L. J. Личность коррелирует с ориентацией во времени . Неопубликованная рукопись, Государственный университет Сан-Диего, 1976.

Кассарджян, Х. Х. «Личность и поведение потребителей: обзор», Журнал маркетинговых исследований , 8 (1971), 409-418.

Манн Х., М. Стиглер и Х. Осмонд. «Многие миры времени», Journal of Analytical Psychology , 13 (1968), 35–56.

Маркин Р. Дж. Поведение потребителей . Нью-Йорк: Macmillan Publishing Co., Inc., 1974.

Мехрабиан, А. «Мужские и женские шкалы склонности к достижениям», Educational and Psychological Measurement , 28 (1968) 493-502.

Мореско Р., М. Рубин, М. Шонц и В. Р. Мэрроу. «Жесткость отношения к личным привычкам и ее идеологические корреляты», Journal of Abnormal and Social Psychology , 49 (1954), 89-93.

Myers, I.B. Руководство по индикатору типа Myers Briggs .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *