Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Виды мышления в психологии с примерами: Виды мышления: у детей и взрослых, характеристика с примерами

Содержание

Виды мышления и их характеристика: таблица. Общая характеристика мышления

Принимая информацию из окружающего мира, именно с участием мышления мы можем ее осознавать и преобразовывать. В этом нам помогают виды мышления и их характеристика. Таблица с этими данными представлена ниже.

Что представляет собой мышление

Это высший процесс познания окружающей действительности, субъективное восприятие объективной реальности. Уникальность его состоит в восприятии внешней информации и преобразовании ее в сознании. Мышление помогает человеку получать новые знания, опыт, творчески преобразовывать представления, которые уже сформировались. Оно помогает расширить границы познания, способствуя изменению имеющихся условий для решения поставленных задач.

Этот процесс является двигателем развития человека. В психологии нет отдельно действующего процесса — мышления. Оно обязательно будет присутствовать во всех остальных познавательных действиях человека. Поэтому, чтобы несколько структурировать такое преобразование действительности, в психологии были выделены виды мышления и их характеристика. Таблица с этими данными помогает лучше усвоить информацию о деятельности этого процесса в нашей психике.

Особенности этого процесса

У этого процесса есть свои особенности, которые отличают его от других психических функций человека.

  1. Опосредованность. Это значит, что человек может косвенно узнать предмет через свойства другого. Здесь также задействованы виды мышления и их характеристика. Кратко описывая это свойство, можно сказать, что познание происходит через свойства другого предмета: какие-то приобретенные знания мы можем переносить на подобный неизвестный предмет.
  2. Обобщенность. Соединение в общее нескольких свойств предмета. Умение обобщать помогает человеку познавать новое в окружающей действительности.

Эти два свойства и процессы этой когнитивной функции человека вмещает в себя общая характеристика мышления. Характеристика видов мышления — отдельная область общей психологии. Так как виды мышления свойственны разным возрастным категориям и формируются по своим правилам.

Виды мышления и их характеристика, таблица

Человек лучше воспринимает структурированную информацию, поэтому некоторые сведения о разновидностях когнитивного процесса познания реальности и их описание представлены будут систематизированно.

Лучше всего поможет понять, что представляют собой виды мышления и их характеристика, таблица.

Виды мышленияОпределение
Наглядно-действенноеОсновывается на непосредственном восприятии окружающих предметов при каких-либо действиях с ними.
Наглядно-образноеОпирается на образы и представления. Человек представляет ситуацию и с помощью такого мышления преобразует ее, формируя непривычные сочетания предметов.
Словесно-логическоеОсуществляются логические операции с понятиями.
ЭмпирическоеХарактеризуется первичными обобщениями, выводами на основе полученного опыта, то есть уже имеющихся теоретических знаний.
ПрактическоеПереход от абстрактного мышления к практике. Физическое преобразование реальности.

Наглядно-действенное мышление, описание

В психологии много внимания уделяется изучению мышления, как основного процесса познания действительности. Ведь этот процесс у каждого человека развивается по-разному, работает индивидуально, иногда не соответствуют возрастным нормам виды мышления и их характеристика.

У дошкольников на первое место выходит наглядно-действенное мышление. Оно начинает свое развитие еще с младенчества. Описание по возрастам представлено в таблице.

Возрастной период

Характеристика мышления

Примеры

МладенчествоВо второй половине периода (от 6 месяцев) развивается восприятие и действие, которые составляют основу развития этого вида мышления. В конце младенчества ребенок может решать элементарные задачи на основе манипуляции с предметами методом проб и ошибок.Взрослый прячет игрушку в правой руке. Малыш сначала открывает левую, после неудачи тянется к правой. Найдя игрушку, радуется полученному опыту. Он познает мир наглядно-действенным способом.
Ранний возрастМанипулируя вещами, ребенок быстро познает важные связи между ними. Этот возрастной период — яркое представление формирования и развитие наглядно-действенного мышления. Малыш выполняет внешние ориентировочные действия, чем активно познает мир.Набирая полное ведерко воды, ребенок заметил, что до песочницы он доходит с почти пустым ведром. Затем, производя манипуляции с ведерком, он случайно закрывает дырку, и вода остается на прежнем уровне. Недоумевая, малыш экспериментирует, пока не поймет, что для сохранения уровня воды необходимо закрыть дырочку.
Дошкольный возрастВ этот период этот вид мышления постепенно переходит в следующий, а уже в конце возрастного этапа ребенок овладевает словесным мышлением.Сначала, чтобы измерить длину, дошкольник берет бумажную полосочку, применяя ее ко всему, что интересно. Затем это действие преобразуется в образах и понятиях.

Наглядно-образное мышление

Виды мышления в психологии и их характеристика занимают важное место, так как от их развития зависит возрастное формирование остальных когнитивных процессов. С каждым возрастным этапом все больше психических функций задействовано в развитии процесса познания действительности. В наглядно-образном мышлении воображение и восприятие играют практически ключевую роль.

ХарактеристикаКомбинацииТрансформации
Этот вид мышления представлен определенными операциями с образами. Даже если мы чего-то не видим, можно это воссоздать в уме за счет этого вида мышления. Ребенок начинает так мыслить в середине дошкольного возраста (4-6 лет). Взрослый также активно пользуется этим видом.Новый образ мы можем получать через комбинации предметов в уме: женщина, выбирая себе одежду на выход, в уме представляет, как она будет выглядеть в определенной кофточке и юбке или платье и шарфике. Это действие наглядно-образного мышления.Также новый образ получается с помощью трансформаций: рассматривая клумбу с одним растением, можно представить себе, как она будет выглядеть с декоративным камнем или множеством разных растений.

Словесно-логическое мышление

Осуществляется с помощью логических манипуляций с понятиями. Такие операции призваны к нахождению чего-либо общего между разными предметами и явлениями в обществе и окружающей нас среде. Здесь образы занимают второстепенное место. У детей задатки этого вида мышления приходятся на конец дошкольного периода. Но основное развитие этого вида мышления начинается в младшем школьном возрасте.

ВозрастХарактеристика
Младший школьный возраст

Ребенок, поступая в школу, уже учится оперировать элементарными понятиями. Основной базой для оперирования ими являются:

  • житейские понятия — элементарные представления о предметах и явлениях на основе собственного опыта вне стен школы;
  • научные понятия — высший осознанный и произвольный понятийный уровень.

На этом этапе происходит интеллектуализация психических процессов.

Подростковый возрастВ этот период мышление приобретает качественно другой окрас — рефлексию. Теоретические понятия уже оцениваются подростком. Кроме того, такой ребенок может отвлечься от наглядного материала, рассуждая логически в словесном плане. Появляются гипотезы.
Юношеский возрастМышление на основе абстрагирования, понятий и логики становится системным, создавая внутреннюю субъективную модель мира. На этом возрастном этапе словестно-логическое мышление становится основой мировоззрения молодого человека.

Эмпирическое мышление

Характеристика основных видов мышления включает в себя не только три вида, описанные выше. Еще этот процесс разделяется на эмпирическое или теоретическое и практическое.

Теоретическое мышление представляет познание правил, различных знаков, теоретической базы основных понятий. Здесь можно строить гипотезы, но проверять их уже в плоскости практики.

Практическое мышление

Практическое мышление подразумевает преобразование реальности, подстройку ее под свои цели и планы. Оно ограничено по времени, нет возможности для изучения многих вариантов проверки различных гипотез. Поэтому для человека оно открывает новые возможности познания мира.

Виды мышления и их характеристика в зависимости от решаемых задач и свойств этого процесса

Также разделяют виды мышления в зависимости от задач и субъектов осуществления задач. Процесс познания реальности бывает:

  • интуитивным;
  • аналитическим;
  • реалистическим;
  • аутистическим;
  • эгоцентрическим;
  • продуктивным и репродуктивным.

Все эти виды в большей или меньшей степени есть у каждого человека.

кратко о том, что это такое в психологии, какие бывают основные типы и их характеристика, примеры мыслительных образов человека – nenumerolog

Рассматривая такое явление, как мышление, виды этого процесса часто делят на мужской и женский тип. Но это очень поверхностный подход к вопросу. Нюансов намного больше и не все они зависят от полового признака. Гораздо важнее, как именно человек воспринимает мир, какие органы чувств у него являются ведущими и насколько он готов делать выводы из поступившей информации. Познание и созидание — эти свойства заложены в каждого для того, чтобы двигаться в своей жизни дальше, осознанно совершать выбор и просчитывать последствия поступков. В этом любая личность уникальна. Но чтобы сократить количество ошибок и более полно использовать природные данные, стоит внимательнее приглядеться к самому мыслительному процессу, выявить свои сильные и слабые стороны, использовать имеющиеся преимущества. Раскрыть свой потенциал и использовать свои недостатки во благо учат в школе неНумерологии, а в этой статье мы разберемся с основными понятиями и примерами.

Мышление: что это такое

Многие мыслители древности и современности пытались раскрыть тайны человеческого сознания и изучить эту незримую, неощутимую материю. Успех можно считать относительным. Была создана система, учитывающая наиболее яркие проявления процесса, но полное понимание так и не достигнуто.

Тем не менее интересно посмотреть на это понятие с точки зрения психологии. Разум — это уникальный дар, позволяющий познавать окружающий мир. Достаточно простой в первые дни жизни, он постепенно усложняется по мере взросления человека, добавляются новые инструменты осмысления и анализа происходящего.

Классификация видов мышления и их характеристики

У каждой личности присутствуют все компоненты познавательной деятельности, но, как правило, один — ведущий. Если узнать, какой именно и строить подачу материала в соответствии с индивидуальными особенностями, то результат будет гораздо выше среднестатистического.

Увидеть свойства разных типов в сравнении поможет таблица.

ПроцессРезультатУровеньХарактер задачОсмысленностьЛичные особенности
наглядно-действенноерепродуктивностьаналитическоетеориякритическоеженское
конкретно-предметноекреативинтуитивноепрактиканепроизвольноемужское
абстрактно-логическоереалистическоепроизвольноепозитивное
аутистскоебессознательноенегативное
эгоцентрическое

Каждый параметр имеет свои достоинства, недостатки и особенности в практическом применении, поэтому стоит рассмотреть их подробнее.

Наглядно-действенное

Решение задачи осуществляется с помощью реального, физического преобразования ситуации. Например, степень нагревания утюга определяется не рассмотрением датчика температуры, а прикосновением пальца. При этом характер действий сугубо практический. Яркий пример мышления в психологии, использующий причинно-следственные связи — открытие зонта при выходе из здания во время ливня. Это помогает приобретать знания на основании личного опыта.

Наглядно-образное

Характеризуется представлением ситуации без выполнения реальных практических действий с предметами. Этот вид относят к символическому мыслительному акту, благодаря чему удается перебрать разные сочетания факторов, установить связи и найти их непривычное сочетание. Он подчинен восприятию или представлению, в отличие от воображения опирается на конкретные события, предметы, явления, присутствующие в реальности.

Абстрактное (словесно-логическое)

В этом случае люди используют полученные некогда знания в качестве основы, остальное додумывают с помощью собственной фантазии. Так формируется умение считать, прогнозировать. Успех зависит от того, насколько мозг способен освободиться от стереотипов и находить альтернативные варианты видимого.

Другое название мыслительного процесса — понятийное мышление, типы, виды и свойства которого у каждого человека присутствуют, но в различном соотношении. С возрастом и накоплением личного опыта люди становятся менее категоричными, приобретают способность смотреть на объект с нескольких точек зрения.

Это особенно ценно для воспитателей, руководителей, разработчиков новых проектов, сотрудников, занимающихся оперативно-розыскной работой. Особое направление — пространственное моделирование. Оно помогает по ряду признаков создать целостную картину далеких планет или недосягаемых областей на земной поверхности.

Особенности:

  • идеализация;
  • акцентирование внимания на определенном сегменте;
  • преобразование расплывчатых понятий в четкие формы;
  • обобщение, устраняющее отвлекающие частности.

Происходит оперирование понятиями и умозаключениями.

Другие психологические классификации видов мыслительной деятельности

Существуют и более расширенные критерии, показывающие все нюансы в соответствии с требованиями времени и классическими представлениями о процессах мышления.

По характеру задач

В зависимости от направления это может быть выстраивание гипотез или получение наглядного, практического итога. Теоретическая часть состоит из анализа предмета, выявления основы, сопоставления признаков изучаемого элемента. Итогом становятся обобщенные представления о сущности вещей и явлений. Практический формат направлен на конкретные способы отражения и преображения действительности, схемы, проекта. Возможен риск ошибки.

По степени рефлексии

В списке такие виды, как аналитическое и интуитивное. Они взаимодополняемы, как и реалистическое с эгоцентричным. Аутистическое подразумевает усиление ассоциаций, совпадающих с аффективным стремлением и торможение противоречащих ему.

По предмету

Четко ограниченная задача, которая требует определенной оценки, реже практического действия. Приветствуется как детализация, так и обобщение для получения полной картины.

По степени новизны

Продуктивное подразумевает творческие действия. Типология мышления предполагает генерирование новых идей и создание уникальных проектов. Репродуктивное опирается на проверенные временем решения и шаблоны, ускоряет процесс принятия решения.

По степени произвольности

Как и в случае с вниманием, для произвольного нужно приложить усилия. Непроизвольное характеризуется выражением «делать на автомате». Оно связано с чувствами и эмоциональными реакциями.

Способы определения вида

Индивидуальный стиль имеет огромное значение. Зная свои сильные стороны, можно по максимуму использовать открывающиеся возможности в личной и общественной жизни. Наиболее результативный и информативный вариант — тестирование.

Самый известный опросник создан Джеромом Брунером. Не менее востребована методика Галины Резалкиной. Принцип прохождения очень простой. На ряд вопросов даются только утвердительные или отрицательные ответы, а затем подсчитывается количество баллов. Это позволяет определить не только основные типы мышления и доминирующее направление, а также указывает на преимущества, связанные с данной характеристикой личности. Это легко увидеть на итоговой диаграмме.

Методика применяется преимущественно при диагностике профессиональных интересов и склонностей у учащихся старших и выпускных классов, позволяет определить приоритетные направления дальнейшего обучения для получения специальности. Психолог Б. М. Теплов утверждал, что заранее предсказать пределы развития отдельной личности невозможно. При проведении общего опроса могут быть выявлены сложные случаи, которые рассматриваются в частном порядке методом более глубокого исследования возможностей с человека.

Что относится к основным видам мышления в зависимости от личностных особенностей

Кроме общепринятой классификации, есть и другие варианты, подсказанные современностью. Они появились под давлением меняющихся обстоятельств и реалий.

Критическое

Под этим определением подразумевают способность сомневаться, задавать вопросы, анализировать, отстаивать свою точку зрения. Для его развития рекомендуется решать ребусы, осваивать большой объем новой информации, придумывать сценарии развития определенной ситуации.

Стратегическое

Так называют умение оценивать риски своих действий, предвидеть и просчитывать последствия. Изучая разные типы мышления человека в психологии и виды обобщения, необходимо отдать должное именно этой разновидности, как способности к долговременному планированию, четкому расчету сил и возможностей.

Логическое

Основная характеристика — последовательность рассуждений. Цель — обоснованный вывод из имеющихся предпосылок. Особая форма интеллектуальной активности личности может быть развита до определенного уровня при помощи планомерных тренировок, поскольку основана на строгих законах и принципах, не подвержена стихийности. Это не врожденный навык, а приобретенное умение, требующее самоконтроля при освоении, поэтому считается, что подростку оно дается легче, чем дошкольнику и, соответственно, у взрослого результаты будут еще лучше.

Аналитическое

Является основным видом мышления при обработке больших объемов информации. При этом человек будет все раскладывать по полочкам и спискам, искать связи, явные и косвенные. Преимущество — решение проблемной ситуации наиболее эффективным способом. Подвергая объект всестороннему исследованию, люди выделяют ряд существенных деталей и опираясь на них, предлагают наиболее результативный вариант действий как в экстренных, так и в повседневных обстоятельствах.

Нестандартное

Близкое интуитивному, предполагает выход за рамки привычного восприятия мира с целью выполнения поставленной задачи. Наибольшую значимость имеет в творческих направлениях деятельности.

Творческое или креативное

Это одновременно интеллект и воображение, где первое позволяет опереться на уже знакомые данные, а второе дает возможность взглянуть на проблему под необычным углом. Описывая, какие бывают типы мышления человека и примеры к изложенному, именно этот вид приводят как наиболее яркое проявление индивидуальности.

Системное

Подразумевает комплексный подход к изучаемому предмету или явлению без разделения его на составляющие. Включает в себя абстрактные и практические методы. Особенно ценно в научной деятельности, структуризации и оценке данных.

Образное

Зрительное представление ситуации в уме и проведение с ней необходимых трансформаций без приложения практических усилий открывает широкие возможности для предварительного моделирования событий или последствий усилий, которые только планируется предпринять. Таким образом, находится оптимальный вариант без лишних затрат энергии, времени и сил. Виды, операции, схемы и формы мышления в данном случае ничем не ограничены. Проблема в возможной оторванности от реальности и построения невыполнимой модели. Развивают данные способности в любом возрасте.

Пространственное

Так называют создание трехмерных образов и виртуальные действия с ними без физического приложения сил, формирование в сознании картин в динамике. Это позволяет быстро ориентироваться в ситуации, на местности, в процессе продвижения собственных идей и проектов.

Абстрактное

Развивается в более зрелом возрасте, основано на оперировании отвлеченными понятиями. У малышей закладываются только основы. В этом случае работают разные виды и операции мышления, схема у каждого своя, что приводит к высокой вероятности открытий в области точных наук. Шаблоны становятся только плацдармом для новых, необычных решений. Это способ систематизации мира и всего многообразия явлений при помощи стандартных умственных операций, присуще только человеку. Характерные черты:

  • обобщенность;
  • отсутствие связи с реальным объектом;
  • вербальный компонент на стадии выводов.

Способности уменьшаются при воздействии алкоголя, наркотических веществ, на них могут повлиять расстройства психики.

Алгоритмическое

Отличается формальностью, логичностью, ясностью. По сути — инструкция для конкретных действий.

Параллельно происходит развитие математического компонента. Эти виды человеческого мышления и их особенности с примерами легко увидеть в процессе работы с необычными задачами, когда находится оптимальное и соразмерное заданным параметрам решение.

Дедуктивное

Умение выводить умозаключения с помощью логики из общего к частному имеет важное значение на ориентации в событиях, деловых и личных отношениях. На основе изучения совокупности всех деталей, включая незначительные, на первый взгляд, элементы, дается ответ. Чаще всего на подобные навыки ссылаются в детективной литературе. Но стоит учесть, что подобное — не дар свыше, а результат когнитивных процессов, отточенных до совершенства, поэтому доступно каждому при приложении определенных усилий. Преимущество:

  • сократится время на принятие решения;
  • упростится общение с людьми;
  • находится выход из нестандартных ситуаций;
  • проще просчитать линию поведения коллег, оппонентов, знакомых.

Базовое умение — научиться сосредотачивать внимание на текущей задаче, не распыляясь на другие объекты.

Ассоциативное

Если рассматривать разные типы мышления человека в психологии и виды обобщения с привязкой к определенному этапу взросления, то способность к сравнению или восприятия нового понятия на основе уже знакомого. Пример цепочек на основе слова «песок»:

  • у ребенка — прогулка, игра, формочки, лопатка;
  • у взрослого — море, лето, отпуск.

Построения будут индивидуальными, но процесс абсолютно идентичен. Связи могут быть контрастными, родственными, обобщенными, дополняющими, причинно-следственными. Чем лучше развита фантазия, тем ярче проявляется способность к ассоциациям, что улучшает качество усвоения информации, дает все предпосылки для успешного обучения и продвижения по карьерной лестнице.

Математическое

Суть заключается в умении составлять абстракции и обобщать их на основе предоставленных данных. Оно развивает целеустремленность, ускоряет процесс раскладывания общего на ряд частностей для облегчения поиска пути реализации задуманного, учит смотреть в корень проблемы, видеть взаимосвязи, понимать суть происходящего. Таких людей трудно обмануть, они более востребованы на рынке труда, способны планировать свои финансы, реже впадают в депрессию, более продуктивны и не боятся тяжелой работы.

Заключение

У людей присутствуют разные виды образов мышления, в психологии кратко — это способ моделирования реальности. Обратившись к экспертам школы неНумерологии, вы получите разбор своей личности по дате рождения. Благодаря информации специалиста, вы сможете осознать свой потенциал в различных сферах жизни. Это поможет вам успешно справляться с разнообразными задачами, ставить амбициозные цели и достигать их.

Поймите 5 замечательных стилей мышления

5 стилей мышления, объяснение

Замечаете ли вы, что думаете о том, как вы думаете? Ниже вы узнаете о 5 уникальных стилях мышления, чтобы лучше понять, как работает ваш мозг.

Возможно, мы не всегда осознаем это, но наш мозг работает по-своему. Существует пять стилей мышления, и важно понимать, как они влияют на наше поведение.

Научившись определять, какой стиль мышления преобладает в вашем мозгу, вы сможете лучше общаться с другими людьми. Знание того, как вы думаете, также может помочь вам принимать более правильные решения и становиться более успешными.

Давайте рассмотрим каждый из стилей мышления и посмотрим, как вы можете использовать каждый из них в своих интересах.

1. Мыслители-идеалисты

Идеалисты любят думать о том, как улучшить ситуацию. Они хотят, чтобы все было на самом высоком уровне, и часто имеют амбициозные цели, которых может быть сложно достичь.

Идеалист склонен думать о более широкой картине и может не замечать мелких деталей. Этот стиль мышления может способствовать сотрудничеству и командной работе.

Работать с восторженными идеалистами может быть весело, но соответствовать их стандартам может быть непросто. Эта проблема иногда может негативно повлиять на отношения, поэтому важно знать об этом типе мышления.

2. Прагматики

В отличие от идеалистов, прагматики сосредоточены на деталях. Как один из наиболее практичных стилей мышления, этот метод заставляет людей разбивать проекты на более управляемые части. Выполняя одну задачу за раз, прагматик неуклонно работает над достижением общей цели.

Используя этот стиль мышления, прагматики склонны доводить дело до конца, а не оставлять его наполовину. Они могут извлечь пользу из работы с идеалистами, которые могут дать общее представление, чтобы время от времени не давать им идти в неправильном направлении.

3. Синтезисты

Как и другие стили мышления, синтезаторы используют смесь методов. Две общие черты этого стиля — любознательность и креативность, позволяющие им определять связи между объектами или событиями.

Если другие не понимают такой стиль мышления, синтезатор может показаться спорщиком. На самом деле они рассматривают проблему с разных сторон, чтобы найти наилучший ответ.

Синтетикам нужно много работать, чтобы показать другим, что они ценят их точку зрения. Когда люди осознают это, они более открыты для выслушивания альтернативных теорий.

4. Мыслители-реалисты

Реалисты быстро решают проблемы. Хотя этот подход может быть эффективным, они могут упустить другие лучшие варианты. При общении с реалистом важно понимать, что он пытается найти быстрое решение.

Иначе может показаться, что они прямолинейны и не прислушиваются к вашему мнению. Реалисты также любят вызовы и могут найти повседневные задачи довольно обыденными.

5. Аналитики

Аналитики любят работать с фактами. Если вы можете измерить деятельность или классифицировать ее, то аналитический стиль мышления может оказаться полезным. Используя логический стиль мышления, аналитики часто могут увидеть недостатки в аргументах, которые другие могут не заметить.

Чтобы не зацикливаться на деталях, аналитику может быть полезно слушать людей с другим стилем мышления, которые могут подсказать им более инновационные идеи.

Терапия в Сан-Хосе и Кэмпбелл

Нет правильного или неправильного способа мышления. Стили мышления хорошо сочетаются друг с другом. Может быть полезно поговорить с другими людьми, которые используют разные техники мышления, и поработать с лицензированными терапевтами, чтобы лучше понять, как разные типы мышления могут помочь вам в жизни.

Если вы хотите понять, как разные стили мышления могут помочь вам в жизни, свяжитесь с нами сегодня в Uplift Psychology Group, чтобы назначить встречу с одним из наших профессиональных терапевтов в Сан-Хосе и Кэмпбелл.

Мы предоставляем услуги телетерапии в Сан-Хосе и Кэмпбелл, Санта-Клара, Калифорния, включая психологическую оценку.

Вы также можете записаться на первую бесплатную консультацию с одним из наших терапевтов здесь!

Что такое познание? | Введение в психологию

Цели обучения

  • Различать концепции и прототипы
  • Объясните разницу между естественными и искусственными понятиями

Познание

Просыпаясь каждое утро, вы начинаете думать, обдумывая задачи, которые должны выполнить в этот день. В каком порядке вы должны выполнять свои поручения? Должны ли вы сначала пойти в банк, в химчистку или в продуктовый магазин? Сможете ли вы сделать эти вещи до того, как пойдете в класс, или вам придется подождать, пока школа не закончится? Эти мысли являются одним из примеров познания в действии. Исключительно сложное познание является важной чертой человеческого сознания, однако не все аспекты познания переживаются сознательно. Когнитивная психология — это область психологии, посвященная изучению того, как люди думают. Он пытается объяснить, как и почему мы думаем именно так, как мы думаем, изучая взаимодействие между человеческим мышлением, эмоциями, творчеством, языком и решением проблем, в дополнение к другим когнитивным процессам. Когнитивные психологи стремятся определить и измерить различные типы интеллекта, выяснить, почему одни люди лучше решают проблемы, чем другие, и как эмоциональный интеллект влияет на успех на рабочем месте, среди бесчисленного множества других тем. Они также иногда сосредотачиваются на том, как мы организуем мысли и информацию, собранную из нашего окружения, в значимые категории мыслей, которые будут обсуждаться позже.

Категории и понятия

Категория  – это набор объектов, которые можно рассматривать как эквивалентные некоторым образом. Например, рассмотрим следующие категории: грузовики, беспроводные устройства, свадьбы, психопаты и форель. Хотя объекты в данной категории отличаются друг от друга, они имеют много общего. Когда вы знаете, что что-то является грузовиком, вы знаете об этом совсем немного. Помните, что психология категорий связана с тем, как люди изучают и используют информативные категории, такие как грузовики или психопаты. Ментальные представления, которые мы формируем о категориях, называются понятиями. В мире есть категория грузовиков, и у вас в голове тоже есть понятие о грузовиках. Мы предполагаем, что понятия людей более или менее точно соответствуют реальной категории, но может быть полезно различать их, например, когда чье-то представление на самом деле не верно.

Концепции и прототипы

Нервная система человека способна обрабатывать бесконечные потоки информации. Органы чувств служат интерфейсом между разумом и внешней средой, получая раздражители и переводя их в нервные импульсы, которые передаются в мозг. Затем мозг обрабатывает эту информацию и использует соответствующие фрагменты для создания мыслей, которые затем могут быть выражены с помощью языка или сохранены в памяти для будущего использования. Чтобы усложнить этот процесс, мозг собирает информацию не только из внешней среды. Когда формируются мысли, разум также извлекает информацию из эмоций и воспоминаний (рис. 1). Эмоции и память сильно влияют как на наши мысли, так и на поведение.

Рисунок 1 . Ощущения и информация принимаются нашим мозгом, фильтруются эмоциями и воспоминаниями и обрабатываются, чтобы стать мыслями.

Чтобы упорядочить это ошеломляющее количество информации, разум разработал своего рода «картотека» в уме. Различные файлы, хранящиеся в картотеке, называются концепциями. Понятия — это категории или группы лингвистической информации, образов, идей или воспоминаний, таких как жизненный опыт. Понятия во многом представляют собой большие идеи, которые генерируются путем наблюдения за деталями, а также классификации и объединения этих деталей в когнитивные структуры.

Вы используете понятия, чтобы увидеть отношения между различными элементами вашего опыта и сохранить информацию в своем уме организованной и доступной.

Понятия основаны на нашей семантической памяти (вы узнаете больше об этом понятии, когда будете изучать память) и присутствуют во всех аспектах нашей жизни; однако одно из самых простых мест, где можно заметить концепции, — это классная комната, где они обсуждаются в явном виде. Когда вы изучаете историю Соединенных Штатов, например, вы узнаете не только об отдельных событиях, которые произошли в прошлом Америки. Вы усваиваете большое количество информации, слушая и участвуя в дискуссиях, изучая карты и читая рассказы о жизни людей из первых рук. Ваш мозг анализирует эти детали и формирует общее представление об американской истории. В процессе ваш мозг собирает детали, которые информируют и улучшают ваше понимание связанных понятий, таких как демократия, власть и свобода.

Понятия могут быть сложными и абстрактными, как правосудие, или более конкретными, как виды птиц.

В психологии, например, стадии развития Пиаже представляют собой абстрактные понятия. С некоторыми понятиями, такими как толерантность, согласились многие люди, потому что они использовались по-разному на протяжении многих лет. Другие понятия, такие как характеристики вашего идеального друга или традиции дня рождения вашей семьи, являются личными и индивидуальными. Таким образом, концепции затрагивают каждый аспект нашей жизни, от нашей повседневной рутины до руководящих принципов, лежащих в основе функционирования правительств.

Концепции лежат в основе разумного поведения. Мы ожидаем, что люди будут способны знать, что делать в новых ситуациях и при столкновении с новыми объектами. Если вы входите в новый класс и видите стулья, доску, проектор и экран, вы знаете, что это за вещи и как они будут использоваться. Вы садитесь на один из стульев и ожидаете, что инструктор напишет что-то на доске или спроецирует что-то на экран. Вы делаете это

, даже если вы никогда раньше не видели ни один из этих предметов , потому что у вас есть концепции классных комнат, стульев, проекторов и так далее, которые говорят вам, что они из себя представляют и что вы должны с ними делать. Более того, если кто-то расскажет вам о новом проекторе, например, о том, что в нем есть галогенная лампа, вы, вероятно, распространите этот факт на другие проекторы, с которыми столкнетесь. Короче говоря, концепции позволяют вам распространить то, что вы узнали об ограниченном числе объектов, на потенциально бесконечное множество сущностей.

Еще один метод, используемый вашим мозгом для организации информации, — это идентификация прототипов концепций, которые вы разработали. А

прототип является лучшим примером или представлением концепции. Например, что приходит вам на ум, когда вы думаете о собаке? Скорее всего, ваш ранний опыт общения с собаками сформирует ваше представление. Если вашим первым питомцем был золотистый ретривер, велика вероятность, что он станет вашим прототипом в категории собак.

Попробуйте

ссылка на обучение

Проверьте, насколько хорошо вы можете сопоставить прототип компьютера с определенными объектами, играя в эту интерактивную игру Quick Draw!

Естественные и искусственные понятия

В психологии понятия можно разделить на две категории: естественные и искусственные. Естественные понятия создаются «естественным образом» благодаря вашему опыту и могут развиваться как из прямого, так и из косвенного опыта. Например, если вы живете в Эссекс-Джанкшн, штат Вермонт, вы, вероятно, имели большой непосредственный опыт работы со снегом. Вы видели, как он падает с неба, вы видели легкий снежок, едва покрывающий лобовое стекло вашей машины, и вы выгребали 18 дюймов пушистого белого снега, думая: «Это идеально для катания на лыжах». ». Вы забросали своего лучшего друга снежками и скатились на санках с самого крутого холма в городе. Короче говоря, вы знаете, снег. Вы знаете, как это выглядит, пахнет, на вкус и на ощупь. Однако если вы прожили всю свою жизнь на острове Сент-Винсент в Карибском море, вы, возможно, никогда не видели снега, а тем более не пробовали его на вкус, не нюхали и не прикасались к нему. Вы узнаете о снеге из косвенного опыта просмотра картинок падающего снега или из фильмов, в которых снег является частью декораций. В любом случае, снег — это естественное понятие, потому что вы можете понять его посредством прямых наблюдений, опыта со снегом или косвенных знаний (например, из фильмов или книг) (рис.

3).

Рисунок 3 . (а) Наша концепция снега является примером естественной концепции, которую мы понимаем посредством непосредственного наблюдения и опыта. (b) Напротив, искусственные понятия — это понятия, которые мы знаем по определенному набору характеристик, которые они всегда демонстрируют, например, что определяет различные базовые формы. (кредит a: модификация работы Maarten Takens; кредит b: модификация работы Shayan (USA)/Flickr)

Искусственное понятие , с другой стороны, является понятием, которое определяется определенным набором характеристик. Различные свойства геометрических фигур, таких как квадраты и треугольники, служат полезными примерами искусственных понятий. Треугольник всегда имеет три угла и три стороны. У квадрата всегда четыре равные стороны и четыре прямых угла. Математические формулы, такие как уравнение площади (длина × ширина), являются искусственными понятиями, определяемыми определенными наборами характеристик, которые всегда одни и те же. Искусственные концепции могут улучшить понимание темы, опираясь друг на друга. Например, прежде чем изучать понятие «площадь квадрата» (и формулу для ее нахождения), вы должны понять, что такое квадрат. Как только понятие «площадь квадрата» будет понято, понимание площади других геометрических фигур может быть построено на первоначальном понимании площади. Использование искусственных понятий для определения идеи имеет решающее значение для общения с другими и участия в сложных размышлениях. Согласно Голдстоуну и Керстену (2003), концепции действуют как строительные блоки и могут соединяться в бесчисленных комбинациях для создания сложных мыслей.

Попробуйте

Схема

Схема — это ментальная конструкция, состоящая из кластера или набора связанных понятий (Bartlett, 1932). Существует множество различных типов схем, и все они имеют одну общую черту: схемы — это метод организации информации, который позволяет мозгу работать более эффективно. Когда схема активирована, мозг делает немедленные предположения о наблюдаемом человеке или объекте.

Существует несколько типов схем. А 9Ролевая схема 0068 делает предположения о том, как будут вести себя люди в определенных ролях (Callero, 1994). Например, представьте, что вы встречаете человека, который представляется пожарным. Когда это происходит, ваш мозг автоматически активирует «схему пожарного» и начинает делать предположения, что этот человек смелый, самоотверженный и ориентированный на общество. Несмотря на то, что вы не знаете этого человека, вы уже неосознанно судите о нем. Схемы также помогают заполнить пробелы в информации, которую вы получаете из окружающего мира. Хотя схемы позволяют более эффективно обрабатывать информацию, со схемами могут возникнуть проблемы, независимо от того, насколько они точны: возможно, этот конкретный пожарный не храбрый, он просто работает пожарным, чтобы оплачивать счета, пока учится на детского библиотекаря.

Схема событий , также известная как когнитивный сценарий , представляет собой набор действий, которые могут показаться рутиной. Подумайте о том, что вы делаете, когда входите в лифт (рис. 4). Сначала двери открываются, и вы ждете, пока выходящие пассажиры покинут кабину лифта. Затем вы входите в лифт и поворачиваетесь лицом к дверям, ища правильную кнопку, которую нужно нажать. Ты никогда не стоишь лицом к задней части лифта, не так ли? А когда вы едете в переполненном лифте и не можете смотреть вперед, вам некомфортно, не так ли? Интересно, что схемы событий могут сильно различаться в разных культурах и странах. Например, хотя в Соединенных Штатах люди довольно часто приветствуют друг друга рукопожатием, в Тибете вы приветствуете кого-то, показывая ему язык, а в Белизе вы стучите кулаками (Cairns Regional Council, n.d.)

Рисунок 4 . Какую схему событий вы выполняете, когда едете в лифте? (кредит: «Гидеон»/Flickr)

Поскольку схемы событий являются автоматическими, их может быть трудно изменить. Представьте, что вы едете домой с работы или учебы. Эта схема события включает в себя посадку в машину, закрытие двери и пристегивание ремня безопасности перед тем, как вставить ключ в зажигание. Вы можете выполнять этот сценарий два или три раза в день. Когда вы едете домой, вы слышите мелодию звонка вашего телефона. Как правило, схема события, которая возникает, когда вы слышите звонок телефона, включает поиск телефона и ответ на него или ответ на ваше последнее текстовое сообщение. Поэтому, не задумываясь, вы тянетесь к своему телефону, который может быть в кармане, в сумке или на пассажирском сиденье автомобиля. Эта мощная схема событий основывается на вашем образце поведения и приятной стимуляции, которую дает вашему мозгу телефонный звонок или текстовое сообщение. Поскольку это схема, нам чрезвычайно сложно перестать тянуться к телефону, даже если мы знаем, что подвергаем опасности свою жизнь и жизнь других, делая это (Нейфах, 2013) (рис. 5).

Рисунок 5 . Отправка текстовых сообщений за рулем опасна, но некоторым людям трудно сопротивляться этому.

Помните лифт? Кажется почти невозможным войти, и , а не смотрят на дверь. Наша мощная схема событий диктует наше поведение в лифте, и наши телефоны ничем не отличаются. Текущие исследования показывают, что именно привычка или схема событий проверять наши телефоны в самых разных ситуациях делает воздержание от проверки их во время вождения особенно трудным (Bayer & Campbell, 2012). Поскольку в последние годы текстовые сообщения и вождение автомобиля стали опасной эпидемией, психологи ищут способы помочь людям прервать «схему телефона» во время вождения. Подобные схемы событий являются причиной того, что от многих привычек трудно избавиться после того, как они были приобретены. Продолжая исследовать мышление, помните, насколько мощными являются силы понятий и схем для нашего понимания мира.

Попробуйте

Смотреть

Посмотрите это видео CrashCourse, чтобы увидеть больше примеров концепций и прототипов. Вы также получите предварительное представление о других ключевых темах познания, включая стратегии решения проблем, такие как алгоритмы и эвристики.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *