Самоконтроль — что это такое в психологии, определение, задачи
Самоконтроль – это способность человека регулировать и контролировать свои эмоции, мысли и поведение. Название образовано от английского слова Self-control, которое дословно можно перевести как «контроль себя» или «я себя контролирую». Самоконтроль человека связан с осознанностью и волей. Разберем подробнее, что такое самоконтроль в психологии, для чего он необходим, из чего состоит и в чем его значение.
Содержание
- Что такое самоконтроль
- Для чего он нужен
- Особенности
- Виды самоконтроля
- Способы
- Правила
- Причины важности
- Функции самоконтроля
- Достоинства и недостатки
- Как осуществляем самоконтроль
- Мой опыт
- Заключение
Что такое самоконтроль
Дадим определение понятию. Самоконтролем называют способность человека управлять своим состоянием и поведением в кризисных, конфликтных и противоречивых ситуациях. Что включает в себя понятие самоконтроля? Оно тесно связано с мотивацией, целеполаганием, самооценкой, самодисциплиной, ответственностью. Разберем подробнее, для чего нужен самоконтроль.
Для чего он нужен
Каково значение самоконтроля? Он помогает в саморазвитии, достижении целей, избавлении от вредных привычек и формировании новых привычек. При помощи самоконтроля человек в стрессовых ситуациях сохраняет приверженность своим убеждениям и ценностям. А также самоконтроль помогает в борьбе и профилактике психологических проблем. Самоконтроль помогает легче переносить трудности, физические, психологические и интеллектуальные нагрузки.
Кратко опишем значение самоконтроля для здоровья и работоспособности человека:
- самоконтроль включается и помогает идти вперед там, где слабеет или совсем исчезает мотивация;
- с его помощью мы пересиливаем свою лень, соблазны из внешнего мира и делаем то, что нужно сделать, даже если это сложно и неприятно.
Говоря простыми словами, самоконтроль помогает найти ответ на вопрос: «Сделать то, что я хочу прямо сейчас или сделать то, что будет для меня лучше и полезнее в долгосрочной перспективе?».
Интересно! В спорте для спортсменов важен самоконтроль за организмом и духом.
Особенности
Чтобы лучше понять особенности самоконтроля, обратимся к нескольким психологическим феноменам:
- Закон Йеркса-Додсона. Согласно этой теории, для достижения устойчивых и долгосрочных результатов важнее низкий или средний уровень мотивации. Высокий уровень помогает достигать краткосрочных результатов и небольших целей.
- Потребностно-информационная теория эмоций. Если говорить коротко и просто, то ее суть такова: чем сильнее мы чего-то хотим и чем дольше идем к этому, тем выше психологическое и эмоциональное напряжение. Человек оказывается в состоянии стресса, и это негативно отражается на его активности. Он теряет способность рационально мыслить и медленно, но верно идти к цели. А также при сильном желании удовлетворить какую-то потребность, любая неудача воспринимается намного болезненнее. То есть, при высокой мотивации риск бросить начатое больше, чем при низкой мотивации, но высоком уровне самодисциплины и самоконтроля.
Оба феномена связаны между собой и являются основой самоконтроля.
Виды самоконтроля
Разберем, какие формы и виды самоконтроля бывают согласно разным классификациям из психологии:
- Непосредственный и опосредованный самоконтроль. В первом случае человек обращается только к своим органам чувств. Во втором – к вспомогательным внешним средствам.
- Самоконтроль перед действием, в процессе его выполнения и самоконтроль последующих действий. То есть человек сначала прогнозирует, что изменится, если он поступит правильно (как ему кажется), потом контролирует исполнение задуманного действия и затем сравнивает ожидание и реальность.
- Констатирующий и корректирующий. В первом случае человек при помощи самоконтроля выявляет актуальные проблемы, во втором – избавляется от них или предупреждает возникновение каких-то осложнений.
Кроме этого, в психологии выделяют внешний и внутренний самоконтроль. Второй связан с внутренним миром человека, а первый – с внешним миром. То есть человек борется со своими личными импульсами или с негативными факторами окружающей среды.
Способы
Разберем лучшие приемы для развития самоконтроля:
- Самоограничения. За рубежом набирает популярность дофаминовое голодание (автор – профессор клинической психиатрии Калифорнийского университета Кэмерон Сепа). Суть «диеты» в следующем: на какое-то время (час, день, неделя – по нарастающей) человек отказывается от суррогатов счастья. Что к ним относится? Все, что дает быстрый выплеск гормонов радости и мгновенное удовлетворение: сладости, алкоголь, шопинг, секс, экстрим, общение в социальных сетях, компьютерные игры и т.п. В первую очередь нужно отказаться от того, что наиболее привлекательно именно для вас. А что разрешено? Гулять и общаться с близкими людьми, читать бумажные книги, заниматься домом, выделять время на хобби. В общем, нужно концентрироваться на своем внутреннем мире и на родных, друзьях. Цель голодания – укрепление психического здоровья. К этому относится повышение осознанности, избавление от зависимостей и их профилактика, повышение стрессоустойчивости, возвращение к истинным ценностям.
- Распознавание эмоций. Научитесь отслеживать, какие эмоции и в каких ситуациях вы испытываете. Какие из них первичны, а какие вторичны. Первичные эмоции: радость, страх, гнев, печаль, отвращение, удивление. Все остальное из того, что мы испытываем – разные комбинации первичных эмоций.
- Отслеживание и контроль эмоций. Начните вести дневник, в котором будете фиксировать то, что выводит вас из себя. Подробно расписывайте проблемные ситуации, свои эмоции и мысли, чувства, состояния, желания. В скором времени вы выделите группу своих стрессовых факторов. После этого решите, что можно исключить из своей жизни, а с чем нужно продолжить взаимодействовать по другому плану. Выработайте новую, продуктивную стратегию. Ведение дневника является формой личного самоконтроля.
- Оттачивание навыка. Включите на Ютубе ролик, который вызывает у вас любые сильные эмоции. Сдерживайте себя. Повторяйте это упражнение ежедневно по несколько раз.
Если чувствуете, что эмоции берут над вами верх, постарайтесь отвлечься. Используйте базовые способы: выйдите за дверь, пробегитесь или прогуляйтесь, несколько раз отожмитесь, вспомните и представьте что-то приятное.
В каких разновидностях возможен самоконтроль? Для отслеживания успехов в самоконтроле используйте объективные и субъективные методы. К первым относится то, что вы можете измерить и то, что видят другие люди. Например, какой объем работы за определенное время вы выполняете. Субъективные методы – это личные ощущения. Например, аппетит, общее самочувствие, эмоциональный фон.
Аналогично в самоконтроле можно ориентироваться на внешние и внутренние признаки. Например, если мы говорим о борьбе с вредными привычками, то к внешним признакам относится цвет и состояние кожи. А к внутренним – общее самочувствие.
Обратите внимание! Развить и улучшить самоконтроль можно в любом возрасте.
Правила
Чтобы самоконтроль проявил себя во всей красе и помог вам улучшить жизнь, нужно организовывать и тренировать его по следующим правилам (развитие самоконтроля):
- Находим смысл и цель. Почему многим людям не удается бросить курить или пить (мы сейчас не говорим о запущенных случаях химической зависимости)? Потому что не хватает осознанности. Да, все говорят, что это плохо, но конкретики нет. А вот если человек признает тот факт, что из-за вредной привычки у него ухудшилось состояние кожи, нарушилась работа некоторых систем, снизилась работоспособность и произошли другие негативные изменения, то бросить будет проще. Если к этому добавить еще перспективы того, что будет после отказа от вредной привычки, то процесс станет еще осознаннее. В таком случае смысл и цель можно сформулировать, например, так: «Я на месяц откажусь от алкоголя и сигарет, буду каждый день анализировать свое состояние (выбираем конкретные критерии для измерений) и потом сравню до и после». Месяца хватит на очищение и первичное восстановление организма, а значит, человек увидит и почувствует улучшения и решит продлить свой эксперимент на месяц, потом еще на месяц, потом еще и т.д. То есть он бросит пить и курить.
- Разбиваем большие задачи на подзадачи, то есть составляем пошаговый план. Согласитесь, проще худеть каждую неделю на килограмм, чем думать о том, что нужно за полгода сбросить 24 кг? При такой разбивке вы сами не заметите, как придете к цели.
- Делаем первый шаг. Это самое сложное, так как приходится бороться со страхами, сомнениями, ленью, прокрастинацией и другими нехорошими вещами. А если уж вы стартанули, то, как говорится, назад пути нет. Кстати, то же правило справедливо для «точки невозврата», или экватора вашего пути. Ставьте промежуточные цели и анализируйте проделанную работу.
- Отказываемся от многозадачности. Да, с мелкими задачами это работает. Например, вы можете что-то сканировать или распечатывать и параллельно в голове строить план дальнейшей работы.
- Тренируем силу воли. Начинайте с небольших задач. Например, приучите себя проходить одну или несколько остановок до работы или с нее пешком, делать ежедневную утреннюю зарядку, вместо лифтов и эскалаторов использовать лестницы и т.д.
- Меняем окружающую среду. Самоконтроль помогает нам сдерживаться, терпеть, заставлять себя что-то делать. Но при этом важно минимизировать уровень стресса и негатива в своей жизни. Например, если вы в присутствии какого-то человека чаще выходите из равновесия, потому что он – ходячая провокация, то имеет смысл исключить этого человека из своей жизни. Это не слабость и не бегство, это здоровая самопомощь.
- Нормализуем режим труда и отдыха. Взрослому человеку нужно спать минимум 8 часов (индивидуальная норма может отклоняться на 1-2 часа в большую или меньшую сторону). А также важно устраивать перерывы в работе, выделять час на обед и послеобеденный отдых, устраивать выходные, чередовать физическую и интеллектуальную активность. Помните, что самоконтроль требует больших волевых усилий, то есть энергетических затрат. Вам нужно восстанавливаться, чтобы не сломаться. А полноценное восстановление возможно только во сне.
- Формируем привычки. Чем чаще вы заставляете себя что-то делать, тем прочнее эта схема закрепляется в вашем мозгу. Постепенно это доходит до автоматизма и становится привычкой. Например, если в течение нескольких месяцев вы тренировались в одно и то же время и в одни и те же дни, то ваше тело начинает «просить» привычную нагрузку. Вы уже не заставляете себя и не настраиваетесь, а просто идете и занимаетесь.
Интересно! Если не знаете с чего начать, то выполните самую простую или самую сложную задачу. Это поможет настроиться на работу и уверенно идти дальше.
Причины важности
Разберем причины важности развития самоконтроля с точки зрения общества как единого организма и роль самоконтроля в бытовой жизни для каждого человека:
- Развитый самоконтроль у отдельных людей снижает уровень преступности в обществе и создает здоровый психологический климат. Самоконтроль помогает гражданам соблюдать нормы и порядок в общественных местах, например, в транспорте. В рабочем коллективе высокий уровень самоконтроля каждого из работников повышает общую продуктивность и работоспособность.
- В повседневной жизни самоконтроль дает человеку свободу. Да, кажется, что самоконтроль – это сплошные запреты и ограничения. Но на самом деле самоконтроль помогает человеку стать хозяином собственной жизни, выйти из рабства вредных привычек, необдуманных решений, эмоциональных всплесков и прочего. Самоконтроль повышает уверенность человека, способствует развитию самоуважения и гармонизирует состояние.
Интересно! Синонимы к слову самоконтроль: сдержанность, самообладание.
Функции самоконтроля
В психологии принято выделять две функции самоконтроля:
- Фиксация и анализ выполняемого действия, оценка поведения.
- Коррекция и исправление поведения, деятельности.
Без коррекции самоконтроль считается незавершенным. Хоть и говорят, что признание проблемы – это половина решения, нужно выработать план действий по борьбе с проблемой и реализовать его. Только тогда можно говорить о сформированном и осуществленном самоконтроле. Таким образом, самонаблюдение и самоконтроль тесно связаны.
youtube.com/embed/LsbhDTabDEI?feature=oembed&wmode=opaque» frameborder=»0″ allow=»accelerometer; autoplay; clipboard-write; encrypted-media; gyroscope; picture-in-picture» allowfullscreen=»»>Обратите внимание! К принципам самоконтроля относится ежедневное наблюдение и самонаблюдение, оценка и самооценка физического и психологического здоровья, работоспособности и других элементов, а также коррекция поведения с целью улучшения качества жизни.
Достоинства и недостатки
Мы уже поговорили о том, зачем развивать самоконтроль, и, наверное, вы уже поняли, какие преимущества дает этот навык. Давайте тезисно перечислим их:
- за счет осознанности увеличивается эффективность принятия решений;
- за счет умения терпеливо работать с долгосрочными целями и отсроченными результатами возрастает шанс успеха в любом деле;
- за счет избавления от вредных привычек и импульсивного поведения улучшается качество жизни.
А есть ли у самоконтроля недостатки? Возможно, вы удивитесь, но да. Те люди, которые умеют жестко контролировать себя, могут показаться другим черствыми. Когда вы начнете развивать самоконтроль, избавляться от вредных привычек и негативного поведения, отдавать предпочтение далеким результатам, а не сиюминутным удовольствиям, большая часть привычного круга общения отсеется. Сначала вы столкнетесь с непониманием, потом ощутите одиночество, но уже скоро вы соберете вокруг себя тех, кто заинтересован как в своем развитии, так и в развитии своих друзей.
Важно! В погоне за выработкой стальной воли и самоконтроля важно не уйти в другую крайность – запрет на радость, ошибки и спонтанность. В нашей жизни все равно должен присутствовать элемент неожиданности и сиюминутной радости. Иногда нужно давать волю эмоциям, чтобы не заработать невроз.
Как осуществляем самоконтроль
Как осуществляем самоконтроль, выстраиваем систему и план коррекции:
- Признайте, что самоконтроль слабеет (вот-вот поддадитесь какому-то соблазну или бросите начатое дело). Не уходите в самобичевание, избавляйтесь от чувства вины. Признать слабость может только сильный человек. Все мы устаем, наши ресурсы не безграничны.
- Подумайте, как минимизировать риски. Например, если вы переживаете, что купите в магазине что-то вредное, то закажите еду на дом, выбрав только правильные продукты. А перед этим поешьте, чтобы не было соблазна купить много «мусора». Если вы боретесь со своим шопоголизмом, то после добавления вещей в корзину, дайте себе время на раздумья. Еще лучше – отложите покупки до другого дня. В общем, вам нужно понять, в каких ситуациях и при каких условиях вы возвращаетесь к вредной привычке, а затем менять среду вокруг себя.
- Не отступайте от осознанности. Например, если вы боретесь с перееданием, то откажитесь от разговоров за столом и просмотра телевизора. Не отвлекайтесь от самого процесса трапезы – тогда вы не съедите «случайно» больше.
- Включайте негативное мышление. Вы, наверное, удивились, ведь на каждом углу советуют обратное. Да, в целом в жизни нужно стремиться к позитивному мышлению, но в борьбе с соблазном обращайтесь к негативу. Что это значит? Акцентируйте внимание на опасностях вредной привычки, подчеркивайте недостатки чего-то или кого-то, визуализируйте последствия деструктивного поведения и т.д.
- Найдите истинную проблему и боритесь с ней. Например, некоторые люди выпивают от скуки или пытаясь замаскировать комплексы, неуверенность в себе. У каждой плохой привычки есть скрытая выгода. Нужно определить ее и научиться получать тот же результат другим, здоровым способом.
- Отмечайте на бумаге свои успехи, хвалите и поддерживайте себя. Особенно важно делать это в момент срыва, отката: «Да, я снова сорвался на крик и не смог спокойно решить конфликт. Но в этот раз я не стал, как раньше, швырять предметы. В следующий раз у меня точно получиться сдержать и крик». Научитесь получать удовольствие от того, что вы управляете собой и своей жизнью.
- Приготовьтесь к откатам. В начале пути они случаются у всех людей. Сразу же определите, что будете делать при срыве, продумайте систему наказаний.
- Переключите внимание. Если вы будете заставлять себя не думать о чем-то, то будете думать именно об этом. Нужно заняться чем-то другим. Вообще, полезно не просто избавляться от какой-то вредной привычки, а одну привычку заменять другой.
Что позволяет соблюдать самоконтроль? Рекомендую вести дневник, в котором вы будете отслеживать изменения. Фиксируйте свои мысли и переживания. Сначала они помогут вам вывести все проблемы на уровень осознанности, а затем – поддерживать мотивацию в стремлении к цели. В трудные моменты обращайтесь к этому дневнику. А также чаще обращайтесь к своей иерархии мотивов. Напоминайте себе о главной цели, ради которой вы можете пожертвовать сиюминутными желаниями.
Мой опыт
В качестве примера расскажу о своем опыте борьбы с пожирателями времени. Думаю, с этим сталкиваются многие копирайтеры. Работая дома, особенно без конкретного графика и плана, то и дело на что-то отвлекаешься: прочитать письмо от подруги в социальной сети, погладить котика, протереть пыль, найти какую-то информацию в интернете и т. д. и т.п. И все ведь важное и срочное (на самом деле нет). В общем, из-за частого отрыва от работы дела решаются медленно и не очень эффективно.
В подобную ловушку попала и я, пока не поняла, что нужно составить расписание дня. Хотя бы обозначить со скольки и до скольки я без перерыва работаю. Но для достижения максимальной эффективности этого было недостаточно. Со временем я научилась входить в состояние потока (помните, в другом пункте статьи мы хотели к этому вернуться?).
Мой первый опыт вхождения в состояние потока оказался случайным. Я тогда даже еще не знала, как это называется. Думала, у меня какая-то суперспособность (ну кто из нас не хочет почувствовать себя особенным и уникальным?). Потом я поняла, что это один из психологических феноменов, очутиться в котором может любой человек. Вот мой секрет вхождения в состояние потока:
- Отключаю звук на телефоне, выключаю все рабочие чаты и другие сервисы на компьютере, отключаю домофон и убираю любые другие факторы, способные отвлечь меня. Если дома присутствует кто-то, кроме меня, то прошу не отвлекать. А также я настраиваю комфортную температуру в комнате: открываю окно, включаю кондиционер или обогреватель (зависит от времени года), подбираю удобную и опять же подходящую по температурному режиму одежду и т.д.
- Оцениваю свое состояние. Важно, чтобы меня ничего не беспокоило в физическом или психологическом плане. Например, если я знаю, что во второй половине дня меня ждет что-то важное, то в первой половине дня бывает очень сложно сконцентрироваться на рабочих задачах. Если я голодна или не выспалась, то в поток войти тоже не смогу. Соответственно, после оценки состояния я делаю все возможное для его улучшения (если оно удовлетворительное) или сохранения (если оно хорошее).
- Выбираю задачу и настраиваюсь на нее, как бы примеряя на себя. Я вспоминаю из своего опыта или представляю события, относящиеся к теме статьи. Иногда вдохновляюсь рассказами на форумах. Крайне важно вызвать личный интерес.
- Пишу первое, что приходит в голову. Возможно, потом я вообще удалю это предложение или абзац, может быть, вставляю его в начало статьи или в самый конец – не важно. Главное – начать. А дальше все происходит само собой.
Как ощущается состояние потока? Ты отключаешься, а потом включаешься. В процессе работы исчезает ощущение времени и пространства. Ты словно превращаешься в машину. Но вполне себе разумную и творческую машину. В голове рождается куча мыслей, которые не успеваешь не то что печать, а даже формулировать. Что-то вылетает, потом снова залетает, одно сменяется другим. Что-то проговариваешь вслух, что-то отражается мимикой на лице. Вместе с мыслями меняются картинки в голове. Ты словно проживаешь здесь и сейчас все, о чем пишешь.
Что следует после того, как статья написана, и ты «включаешься»? С одной стороны, чувствуешь удовлетворение и воодушевление. С другой стороны, ощущаешь себя выжатым лимоном. На работу в состоянии потока тратится намного больше энергии, чем в обычном рабочем состоянии. Но с усталостью тоже можно и нужно бороться. Я даю себе немного отдохнуть, разминаюсь, использую массажную подушку, прячу глаза под маской для сна, пью кофе, а потом возвращаюсь к статье.
Осталось поправить все написанное, внести оставшиеся ключи и завершить оформление. Все это происходит уже вне потока и требует больших волевых усилий. Здесь я пользуюсь таким правилом: не отвлекаясь, выполняем оставшуюся работу, а потом со спокойной совестью занимаемся своими делами. Иногда я откладываю это на другой день, так как после выхода из потока сил почти не остается.
Мне нравится работать в состоянии потока, но войти в него получается не всегда. С графиками и планированием я уже научилась работать, а вот с созданием подходящих условий для вхождения в поток иногда еще возникают проблемы.
Заключение
Самоконтроль личности – это навык успешных людей. Без него невозможно выполнить повседневные дела и реализовать более долгосрочные планы. Важно не путать самоконтроль с подавлением эмоций. При контроле человек распознает и принимает любые свои состояния, мысли, эмоции, но он не игнорирует их и не зацикливается на этом, а переключается на поиск решений и способов улучшения актуальной ситуации.
Самоконтроль помогает человеку предотвращать и разрешать конфликты, бороться с вредными привычками и вырабатывать полезные навыки, избавляться от недостатков, развиваться в личностном и профессиональном плане и т.д. А также самоконтроль позволяет оценивать эффективность деятельности. В общем, без самоконтроля невозможно саморазвитие и самореализация. Поэтому важно развивать этот навык, но и уходить в другую крайность нельзя.
1. Состав, функция и виды самоконтроля человека
Человек может выступать в роли объекта и субъекта контроля. Как существо общественное человек на протяжении всей своей жизни является объектом контроля со стороны окружающих его людей. Под контролем общества находятся процессы обучения и воспитания человека, его занятость в профессиональной деятельности, поведение в быту. С другой стороны, уже как субъект контроля человек сам является носителем контрольных механизмов. При этом направленность контроля может быть различной: вовне и на себя. В первом случае объектом контроля для человека выступают поведение и деятельность других людей, характер протекания процессов в общественных, природных, технических системах. Но объектом контроля для человека становятся также его собственные поступки и действия, присущие ему психические явления. Именно в последнем случае, когда человек контролирует свою психическую сферу, мы имеем дело с самоконтролем.
С одной стороны, самоконтроль не может осуществляться без наличия того, что, собственно, контролируется, проверяется. С другой стороны, в составе самоконтроля обязательно присутствие эталона, т. е. того, что должно быть. Вопрос о степени совпадения контролируемой и эталонной составляющих решается посредством операции сличения. Если в результате ее осуществления контролируемая и эталонная составляющие не совпадают, то на «выходе» самоконтроля будет иметь место сигнал рассогласования, отражающий степень их расхождения. Если же факт рассогласования не будет выявлен, то это означает, что контролируемая составляющая соответствует эталону.
Самое общее определение самоконтроля может быть дано с позиции функционального подхода к нему, в соответствии с которым что бы ни являлось объектом самоконтроля, в какую бы сферу психических явлений ни оказался он вовлеченным, его функция носит проверочный характер и заключается в установлении степени совпадения того, что должно быть, с тем, что еще только может быть или фактически уже имеет место. Содержание компонентов, входящих в состав самоконтроля, естественно, будет меняться в зависимости от того, в каком контексте оно проявляется. Так, например, в процессе опознания в качестве контролируемой переменной будет выступать сформированный персептивный образ стимула, а роль эталона выполнит извлеченный из памяти образ уже ранее воспринятого стимула, меру схожести с которым и будет помогать устанавливать самоконтроль. С другой стороны, если обратиться к сфере поведения, то там в составе самоконтроля роль контролируемой переменной может выполнять намерение совершить какой-то определенный поступок, а эталон — составляющая предстает как усвоенная в процессе воспитания норма (образец) принятого в обществе поведения в соответствующей ситуации. Несмотря на очевидную разноплановость приведенных примеров, в том и другом случае функция самоконтроля остается неизменной, а именно — она будет заключаться в установлении степени совпадения сличаемых компонентов. Поэтому, подчеркнем еще раз, в общем определении самоконтроля акцент должен быть сделан на его функциональной сущности, и оно не должно отражать специфику составляющих его компонентов, что, однако, будет вполне уместным, когда определение раскрывается применительно к конкретному объекту самоконтроля.
Самоконтроль неотъемлемым образом включен во все виды деятельности человека: игровую, учебную, трудовую, научную, спортивную и др. К числу общих, т. е. не зависящих от специфики выполняемой деятельности, принципов классификации видов самоконтроля можно отнести временной, пространственный, структурный, а также принцип произвольности самоконтроля.
В соответствии с временным принципом следует различать предварительный (антиципирующий), текущий (промежуточный) и результирующий (итоговый) виды самоконтроля. Объектом предварительного самоконтроля, включенного в процесс антиципации, является все то, что еще не вступило в фазу непосредственного осуществления, реализации. Например, предварительной проверке с точки зрения правильности их выбора могут подвергнуться цель и программа еще только предстоящей деятельности. Трудно переоценить роль предварительного самоконтроля для предотвращения возможных ошибочных решений, действий, неправильных поступков. Текущий самоконтроль сменяет предварительный и, будучи включенным в процесс выполнения деятельности, направлен на проверку правильности промежуточных результатов. Наконец, результирующий самоконтроль как бы подводит итоги проделанному и помогает ответить на основной вопрос: достигнута ли исходно поставленная цель?
В соответствии с пространственным принципом контролируемая составляющая, как, впрочем, и сам эталон, может поступать в операцию сличения по каналам различной модальности. В связи с этим различают зрительный, слуховой, тактильный и другие виды самоконтроля. В процессе жизнедеятельности человека доминирует самоконтроль, осуществляемый через внешние каналы связи. Такой самоконтроль преобладает в разнообразных видах деятельности в поведенческой практике. Например, идет ли человек пешком или пользуется транспортом, он проверяет правильность своего местоположения по отношению к предварительно намеченному им маршруту и конечному пункту следования с помощью контрольной информации, поступающей к нему извне. Характерным же примером поступления контролируемой переменной по внутренним каналам связи являются интроцептивные ощущения, на основе которых осуществляется психическая саморегуляция состояния. [1]
Согласно структурному принципу присущее человеку многообразие механизмов самоконтроля иерархически организованно. Механизмы самоконтроля имеют место уже на клеточном уровне жизнедеятельности человека. Саморегуляция физиологических функций осуществляется по гомеостатическому принципу, состоящему в поддержании в требуемых пределах сложившихся в процессе эволюции биологических констант, или, иначе говоря, эталонов организма. В качестве примера таких констант можно назвать концентрацию сахара в крови, содержание в ней углекислого газа и кислорода, температуру тела, артериальное давление и др. Саморегуляция по гомеостатическому принципу заключается в том, что та или иная контролируемая составляющая посредством самоконтроля непрерывно сличается с соответствующим биологическим эталоном, и если в результате сличения появляется сигнал рассогласования, то это оказывается толчком к восстановлению нарушенного равновесия. Самоконтроль пронизывает все психические явления, присущие человеку (процессы, состояния, свойства). В этом смысле можно говорить о самоконтроле за протеканием отдельного психического процесса: ощущения, восприятия, опознания, мышления и др.; о самоконтроле человека за собственным психическим состоянием, например, самоконтроль эмоциональной сферы; о самоконтроле как о свойстве человека, ставшем в результате воспитания и самовоспитания чертой его характера. В деятельности, как в фокусе, пересекаются все психические явления и наиболее полно обнаруживает свое присутствие в них самоконтроль.
И наконец, в соответствии с принципом произвольности следует различать произвольный и непроизвольный виды самоконтроля. Произвольный самоконтроль предполагает осознанный характер постановки и достижения соответствующих целей при выполнении определенного вида деятельности. Сам же процесс выполнения деятельности, реализуемый через последовательность действий и отдельных движений, может осуществляться при участии самоконтроля, постоянная осознанность которого уже не является обязательным условием. Непроизвольный самоконтроль происходит, например, на биологическом уровне, на котором механизмы самоконтроля включены в различные контуры саморегуляции, обеспечивающие жизнедеятельность организма, и их функционирование осуществляется вне сферы сознания человека.
видов самоконтроля | Понятно
Дети должны уметь управлять своими мыслями, действиями и чувствами. Для этого им нужен самоконтроль — навык, который позволяет им нажимать на тормоза и думать, прежде чем действовать.
Самоконтроль является частью группы навыков, называемых исполнительными функциями. Дети развивают эти навыки со временем. Существует три типа самоконтроля: контроль импульсов, эмоциональный контроль и контроль движений.
У всех детей бывают моменты, когда они действуют импульсивно или становятся чрезмерно эмоциональными. Но для некоторых детей это частая проблема. Они могут бороться с одним или всеми типами самоконтроля.
Узнайте больше о трех типах самоконтроля.
Импульсное управление
Что это означает: Импульсное управление – это способность остановиться и подумать, прежде чем действовать. Импульсный контроль позволяет детям продумывать последствия, прежде чем они бросятся в начало очереди или выбегут на улицу, не глядя. Ребенок с самоконтролем может сделать паузу, представить, что может произойти — Я могу попасть в беду или Я могу пострадать — и сделать другой выбор.
Но дети, которые не обладают таким самоконтролем, часто не думают первыми. Они могут попасть в неприятности в школе или дома. Им также может быть трудно подружиться, потому что некоторым другим детям может не понравиться их непредсказуемое поведение.
Без импульсивного контроля дети могут:
- Выболтать, не подумав
- Действовать быстро и не задумываясь
- Действовать агрессивно по отношению к другим детям
- Чрезмерно реагировать, когда расстроены
- Много прерывать, говорить слишком много или говорить вне очереди
- Не приступать к домашнему заданию перед сном
- Спешить с заданиями
- Следовать правилам сегодня, но не завтра
Эмоциональный контроль
22
Но детям, которые борются с эмоциональным контролем, может быть трудно справиться с чем-то расстраивающим. Это верно, даже если это незначительно, например, проигрыш в игре или плохая работа на тесте. Они слишком остро реагируют, и их плохое настроение может длиться долго.
Положительные эмоции также трудно контролировать некоторым детям. Они могут быть перевозбуждены, и им будет трудно успокоиться из-за хорошего настроения.
Без эмоционального контроля дети могут:
- Легко расстраиваться и сдаваться, когда что-то идет не так
- Плохо справляется с критикой
- Им трудно успокоиться, чтобы сделать что-то (например, домашнюю работу)
- Им трудно сохранять хладнокровие, когда кто-то их расстраивает или раздражает
- Слишком остро реагирует на небольшие разочарования или проблемы реакции, когда мы расстроены или счастливы
Управление движением
Что это означает: Управление движением — это способность управлять тем, как и когда двигается наше тело. Этот тип самоконтроля помогает детям сидеть спокойно, когда это необходимо. Это помогает им держаться подальше от личного пространства других людей. Наличие контроля над движениями значительно упрощает выполнение того, что от них требуется, например, сидение за едой или ожидание в очереди.
У всех детей в какой-то момент возникают проблемы с контролем движений. Трудно удержаться на месте, когда ты так полон энергии и волнения. Но большинство детей со временем перерастают это беспокойство. Если ребенок продолжает бороться с контролем движений, это может быть признаком гиперактивности.
Без контроля движений дети могут:
- Быть чрезмерно активными или беспокойными
- Нержничать или играть руками
- Трудно усидеть на месте или остаться в очереди
- Нарушать игры и разговоры своими движениями
- Бегать и кричать, даже когда вас просят остановиться
- Вставать и ходить, пока учитель говорит
- Двигаться так быстро, что они натыкаются на людей или предметы
Когда дети борются с собой контроля, семьям и учителям важно делиться тем, что они видят дома и в школе. Узнайте больше о том, как помочь детям обрести самоконтроль.
Основные выводы
Самоконтроль является частью группы навыков, называемых исполнительными функциями.
Существует три вида самоконтроля: эмоциональный, двигательный и импульсивный.
Дети могут бороться с одним или несколькими типами самоконтроля.
Связанные темы
Управление эмоциями
Гиперактивность
Школа борьба
Контроль. Управляйте Destiny с 4 типами. сказал, что буду.
Категория: Все видео, Видео личного развития
Об этом видео
Посмотрите, как самоконтроль влияет на ход жизни вокруг вас. И изучите привычки и тактики, чтобы улучшить свой самоконтроль.
- Физические движения
- Эмоции
- Концентрация
- Импульсы
Посмотрите видео, а затем используйте эти вопросы для более глубокого понимания темы.
- Из видео можете привести пример для каждого из видов самоконтроля? Какой из типов является вашей сильной стороной? Над каким из них вы могли бы работать?
- Попробуйте это упражнение на внимательность, чтобы научиться контролировать себя и улучшить способность к самосознанию.
- Краткое сканирование тела
Начните с одного глубокого вдоха через нос и выдоха через рот. Вы можете осторожно закрыть глаза или оставить их открытыми. Обратите внимание на свое тело, где оно находится: положение вашего тела, а также на то, как ваше тело себя чувствует. Если вы где-то чувствуете какое-либо напряжение, посмотрите, можете ли вы позволить ему смягчиться или приспособить свое тело по мере необходимости. - Настройтесь на свое окружение
Начните позволять своему осознанию немного блуждать. Обратите внимание на звуки внутри вашего окружения или за его пределами. Помните о том, что звуки имеют свойство исчезать и появляться снова, а также о том, как ваш разум придумывает различные комментарии или образы к этим звукам или к вашему опыту. Разрешите все это. - Обратите внимание на мысли и эмоции
Теперь начните осторожно открывать глаза, замечая, что в вашем окружении также присутствуют визуальные эффекты. Обратите внимание, как вы себя чувствуете. Оцените, как вы себя чувствуете физически, умственно и эмоционально.
- Краткое сканирование тела
Вам понравилось это видео?
Благодаря таким щедрым жертвователям, как вы, мы можем предоставить вам такой контент совершенно бесплатно. Пожалуйста, дайте сегодня. Немного идет очень длинный путь.
$ Сумма пожертвования:
Делайте это пожертвование ежемесячно
Выберите метод оплаты- Кредитная карта
- PayPal
Имя *
Фамилия *
Название компании
Адрес электронной почты *
Информация о кредитной картеЭто безопасный платеж с шифрованием SSL.
Номер карты *
CVC *
Имя владельца карты *
Срок действия *
Платежные реквизитыСтрана * United StatesCanadaUnited KingdomAfghanistanAlbaniaAlgeriaAmerican SamoaAndorraAngolaAnguillaAntarcticaAntigua and BarbudaArgentinaArmeniaArubaAustraliaAustriaAzerbaijanBahamasBahrainBangladeshBarbadosBelarusBelgiumBelizeBeninBermudaBhutanBoliviaBosnia and HerzegovinaBotswanaBouvet IslandBrazilBritish Indian Ocean TerritoryBrunei DarrussalamBulgariaBurkina FasoBurundiCambodiaCameroonCape VerdeCayman IslandsCentral African RepublicChadChileChinaChristmas IslandCocos IslandsColombiaComorosCongo, Democratic People’s RepublicCongo, Republic ofCook IslandsCosta RicaCote d’IvoireCroatia/HrvatskaCubaCyprus IslandCzech RepublicDenmarkDjiboutiDominicaDominican RepublicEast TimorEcuadorEgyptEquatorial GuineaEl SalvadorEritreaEstoniaEthiopiaFalkland IslandsFaroe IslandsFijiFinlandFranceFrench GuianaFrench PolynesiaFrench Southern TerritoriesGabonGambiaGeorgiaGermanyGreeceGhanaGibraltarGreenlandGrenadaGuadeloupeGuamGuatemalaGuernseyGuineaGuinea-BissauGuyanaHaitiHeard and McDonald ОстроваСвятой Престол ( City Vatican State)HondurasHong KongHungaryIcelandIndiaIndonesiaIranIraqIrelandIsle of ManIsraelItalyJamaicaJapanJerseyJordanKazakhstanKenyaKiribatiKuwaitKyrgyzstanLao People’s Democratic RepublicLatviaLebanonLesothoLiberiaLibyan Arab JamahiriyaLiechtensteinLithuaniaLuxembourgMacauMacedoniaMadagascarMalawiMalaysiaMaldivesMaliMaltaMarshall IslandsMartiniqueMauritaniaMauritiusMayotteMexicoMicronesiaMoldova, Republic ofMonacoMongoliaMontenegroMontserratMoroccoMozambiqueMyanmarNamibiaNauruNepalNetherlandsNetherlands AntillesNew CaledoniaNew ZealandNicaraguaNigerNigeriaNiueNorfolk IslandNorth KoreaNorthern Mariana IslandsNorwayOmanPakistanPalauPalestinian TerritoriesPanamaPapua New GuineaParaguayPeruPhilippinesPitcairn IslandPolandPortugalPuerto RicoQatarReunion IslandRomaniaRussian FederationRwandaSaint HelenaSaint Kitts and NevisSaint LuciaSaint Pierre and MiquelonSaint Vincent and the GrenadinesSan MarinoSao Tome and PrincipeSaudi ArabiaSenegalSerbiaSeychellesSierra LeoneSingaporeSlovak RepublicSloveniaSolomon IslandsSomaliaSouth AfricaSouth GeorgiaSouth KoreaSpainSri LankaSudanSurinameSvalbard and Jan Mayen IslandsEswatiniSwedenSwitzerlandSyrian Arab RepublicTaiwanTajikistanTanzaniaTogoTokelauTongaThailandTrinidad and TobagoTunisiaTurkeyTurkmenistanTurks and Caicos IslandsTuvaluUgandaUkraineUnited Arab EmiratesUruguayUS Minor Outlying IslandsUzbekistanVanuatuVenezuelaVietnamVirgin Islands (British)Virgin Islands (USA)Wallis and Futuna IslandsWestern SaharaWestern SamoaYemenYugoslaviaZambiaZimbabwe
Адрес 1 *
Адрес 2
Город *
Состояние * AlabamaAlaskaArizonaArkansasCaliforniaColoradoConnecticutDelawareDistrict of ColumbiaFloridaGeorgiaHawaiiIdahoIllinoisIndianaIowaKansasKentuckyLouisianaMaineMarylandMassachusettsMichiganMinnesotaMississippiMissouriMontanaNebraskaNevadaNew HampshireNew JerseyNew MexicoNew YorkNorth CarolinaNorth DakotaOhioOklahomaOregonPennsylvaniaRhode IslandSouth CarolinaSouth DakotaTennesseeTexasUtahVermontVirginiaWashingtonWest VirginiaWisconsinWyomingAmerican SamoaCanal ZoneCommonwealth of the Northern Mariana IslandsFederated States of MicronesiaGuamMarshall IslandsNorthern Mariana IslandsPalauPhilippine IslandsPuerto RicoTrust Territory of the Pacific IslandsVirgin IslandsArmed Forces – AmericasArmed Forces – Europe, Canada, Middle East, AfricaArmed Forces – Pacific
Почтовый индекс *
Я хотел бы помочь покрыть комиссию за транзакцию в размере 0 для моего пожертвования.Всего пожертвований: $50.00 Один раз
Знаете ли вы?
Это видео используется в наших программах развития персонажей в школах, центрах содержания под стражей несовершеннолетних и тюрьмах. Практические привычки и тактика, поддерживающие черты характера, могут увеличить количество выпускников, снизить уровень самоубийств среди подростков и даже снизить уровень насильственных преступлений. Чтобы узнать больше о влиянии наших программ, нажмите здесь.
Ресурсы
При создании этого видео использовались следующие ресурсы.
- Баумайстер, Рой Ф. (1954). «15: Я». В Гилберте, Дэниел Т .; Фиске, Сьюзен Т .; Линдзи, Гарднер (ред.). Справочник по социальной психологии. 1 (4 изд.). Бостон: McGraw-Hill (опубликовано в 1998 г.).
стр. 680–740. - ДеУолл, Натан (2014)
https://www.apa.org/ed/precollege/ptn… - МакГонигал, Келли (2012). Максимальная сила воли: как освоить новую науку самоконтроля.