Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Виды восприятия информации человеком: что влияет и как устроено

как определить свой – Конструктор Успеха

Содержание

  • Немного истории
  • Что такое тип восприятия ❓
  • Как определить свой тип восприятия
    • Визуал
    • Аудиал 🎵
    • Кинестетик
    • Дискрет

Что такое тип восприятия и как он влияет на вас, зачем нужно знать собственный тип восприятия и как его определить, чтобы использовать свои сильные стороны по максимуму — поговорим в статье.

Немного истории

Хотя сегодня это трендовая тема, само это понятие появилось много веков назад, еще в античные времена, в трудах мыслителей начиная с VI в. до н. э. Тогда они впервые описали разницу в восприятии информации своими учениками, но еще не пришли к единому мнению, как трактовать эти различия.

Вплоть до до XVIII в. ученые и мыслители рассматривали человека исключительно как часть социума, не слишком учитывая его индивидуальные психологические особенности. И только в восемнадцатом веке психологи Бентам и Смит ввели новый подход изучению психологии индивида и развили теорию, в которой большое значение придается принципу персональной выгоды. Так начала развиваться социальная психология, расцвет которой пришелся на XIX–XX вв. Тогда же стали появляться первые тесты, позволяющие определить тип восприятия информации человеком. Позже появилось отдельное направление социальное психологии, которая изучает эти процессы и явления — соционика.

Читайте также про типы темперамента.

Что такое тип восприятия ❓

Все мы получаем информацию через 5 возможных каналов: слуховой (на слух), зрительный (на глаз), вкусовой (на вкус), тактильный (на ощупь) и обонятельный (по запаху). Воспринятая информация поступает в мозг и там перерабатывается. У каждого из нас есть все пять каналов, но один или два всегда преобладают. Если это слуховой канал, то человек хорошо воспринимает любую информацию на слух, хорошо схватывает на занятиях, лекциях, но перечитывая книгу “про себя”, может так и не вникнуть в ее содержание. Определение типа восприятия — это определение главного канала восприятия.

Понимание, к какому типу вы относитесь, поможет ускорить ваше обучение в любой сфере, увеличить его эффективность, научиться быстро разгонять мозг, а также помочь вам точно донести собеседнику/оппоненту свои мысли. Если вы разговариваете с аудиалом и пытаетесь донести до него свою точку зрения, вам нужно вести себя совершенно иначе, чем в споре с дискретом. Понимание своих сильных и слабых сторон, а также особенностей других людей, поможет вам грамотно выстроить общение и добиться своих целей, а еще это может помочь найти свое предназначение.

Как определить свой тип восприятия

Есть разные способы определить свой тип восприятия. Вот некоторые из них.

  • Самодиагностика. Постарайтесь проследить за своими мыслями. Как они приходят к вам в голову — это образы или запахи, ощущения или внутренняя речь, а может быть, вы слышите лишь звуки? Попробуйте определить доминирующий вид своей памяти: информацию в каком виде вам запомнить проще всего? Также проследите за своим словарным запасом: что повторяется чаще, какие ваши любимые слова и выражения? Обычно человек, имеющий определенный тип восприятия выбирает слова и словосочетания, характерные для этого типа. Но тут есть небольшая погрешность, поскольку употребление конкретных слов может зависеть и от других факторов.
  • Прочитайте слова из списка и воспроизведите их по памяти в любом порядке: что первое придет вам в голову и каким образом вы представите этот предмет или явление? Какие предметы вы вспомнили и представили раньше, а какие — позже?
  1. Прохладный шелк
  2. Пианист, играющий на фортепиано
  3. Горькая микстура
  4. Мчащаяся на полной скорости машина
  5. Волна, которая разбивается об утес

Если сначала вы видите образы, скорее всего, вас можно назвать визуалом. Если сначала вы слышите звуки, а картинки приходят на ум позже, вы аудиал. Если вы представляете расположение этих объектов и свои ощущения от контактов с ними, вы кинестетик. Если же вам нужно проговорить слово, прежде чем представить его в уме — дискрет.

  • Для определения типа восприятия есть специальные книги, а также тесты, но все они имеют некоторую погрешность. Например, есть тест по методике «Диагностика доминирующей перцептивной модальности С. Ефремцева». Из любопытства вы можете пройти этот тест, но точный и достоверный ответ по вашему типу восприятия даст только психолог.
    Типы восприятия почти не встречаются в чистом, неразбавленном виде, то есть в мире практически нет 100% аудиалов или кинестетиков. Как правило, каждый из нас — это смесь 2-3 типов восприятия в разных пропорциях.

Возникает логичный вопрос, а в чем сильные и слабые стороны и как конкретно их применить? Чтобы ответить на него, разберем особенности каждого из существующих типов восприятия.

Основные типы:

  • Визуальная — человек хорошо запоминает все, что можно увидеть на глаз, то есть видит и хорошо помнит картинки, предметы в комнате, их цвет и форму — При этом он может плохо воспринимать печатный текст, запахи, звуки.
  • При слуховой человек хорошо различает голоса и любые звуки, обычно восприимчив к музыке.
  • Кинестетическая означает доминирование тактильной информации. Он легко отличит вкус двух похожих блюд, ощущения от обработанной и необработанной шерсти. Он может не вспомнить, как вы выглядите, но будет помнить, что чувствовал, когда случайно дотронулся до вас рукой.
  • Дигитальная предполагает навыки построения внутреннего диалога.

При этом доминирование одной системы еще не означает, что другая слаба. При определении типа восприятия речь идет об определении ведущей (но не единственной) системы, которая запускает основные процессы в вашем мозгу.

Согласно данным исследований, в России разделение примерно такое:

Визуал

Для визуалов главный канал восприятия окружающего — это глаза. При этом они, естественно, воспринимают также запахи, звуки, тактильные ощущения, но именно зрительные образы дают максимум информации. Такие люди в буквальном смысле “любят глазами”, для них важна внешность и вся внешняя атрибутика.

Чтобы помочь визуалу в процессе обучения, нужно воздействовать на его глаза — то есть по максимуму использовать картинки и меньше — устную речь. Для таких людей зрительные образы имеют огромное значение. Также можно рисовать схемы — это гораздо эффективнее, чем давать устные инструкции.
Читайте также про цветовой тест Люшера.

Аудиал 🎵

Аудиалы, напротив, прекрасно воспринимают все на слух. Для детей-аудиалов отлично подходит чтение книг вслух, а школьники этого типа повысят свои учебные результаты, если объяснить им тему устно, вместо того чтобы заставлять читать учебник.

Взрослому аудиалу важно проговаривать с все задачи с коллегами и начальниками вслух,а эффективная для визуала таблица или схема с инструкцией для него не сработает. Вообще такие люди — отличные слушатели. Настоящая находка для аудиалов – аудио-книги. И это отличный способ определить, что вы аудиал — если слушать книги нравится больше, чем читать их. Статистически аудиалов меньше всего.

Кинестетик

Для кинестетика лучшее подспорье — это тактильные ощущения, а также переживания. Они воспринимают любую информацию очень эмоционально, и в голове мгновенно связывают ее с ощущениями. С этими людьми бесполезно спорить и отстаивать свою точку зрения при помощи логики. Кинестетик должен иметь тактильный контакт, испытать эмоции и пропустить все через них. Совет кинестетикам — вызывать в воображении ощущения и уметь строить связь между ними и новыми данными.

Дискрет

Здесь главное оружие — факты и цифры, четкие доводы и железная логика. Люди такого типа встречаются нечасто, но по мнению психологов, в последнее время их становится все больше. Почему так происходит, точно неизвестно, но не исключено, что это представители нового виде эволюции. Совет дискретам — везде ищите логику, рисуйте схему и стройте логические цепочки, чтобы докопаться до сути вещей и получить ответы на все вопросы.

Протестировать себя и определить предрасположенность к тому или иному типу можно самостоятельно. Если же вы хотите узнать точный ответ, разобраться со своими сильными и слабыми сторонами, чтобы использовать их для повышения эффективности, лучше обратиться к профессионалу.

Читайте также про пирамиду потребностей Маслоу.

визуал, аудиал, кинестетик, дискрет, что это и кто такие?

Человек живет в динамическом мире. Чтобы успевать за всеми его изменениями, необходимо как-то улавливать поступающую информацию. Природа наделила людей разными способами взаимодействовать с окружающим пространством, а также воспринимать свой внутренний мир. В процессе эволюции появились анализаторы, например, зрительный, вестибулярный, слуховой, тактильный, вкусовой, обонятельный.

Но развиты они неодинаково. Тип восприятия зависит от многого. Принято говорить об аудиалах, визуалах, кинестетиках и дискретах. Кто это такие, и как правильно их определять, можно узнать, прочитав эту статью.

Что такое тип восприятия?

Тип восприятия — это доминирующий канал поступления информации для конкретного человека. В норме, зрение, слух и тактильные ощущения доступны каждому. Но ярче выражен именно один из анализаторов. Это подметили еще наши предки. Например, в VI веке до н.э. древнегреческие философы обращали внимание на неоднородность своих современников. Уже тогда зародились первые представления о разных характерах и темпераментах, не обделили вниманием мыслители и типы восприятия.

Пройти тест на тип восприятия

Но до XVIII века обширных исследований не проводилось. Ученые и философы, как правило, довольствовались наблюдениями за небольшими коллективами своих учеников, коллег и ближайшего окружения. Понятия «отдельный индивид» фактически не существовало. Промышленная революция внесла свою лепту в формирование представлений о личности, как уникальном социокультурном явлении.

Какие типы восприятия бывают?

Изучать окружающую реальность человек может при помощи разных органов чувств. В зависимости от того, какой анализатор доминирует, выделяют четыре базовых типа восприятия:

  • Визуал;
  • Кинестетик;
  • Аудиал;
  • Дискрет.

Они расположены в порядке убывания. Самым распространенным считается тип восприятия, опирающийся на зрение. Далее следует тактильная чувствительность. После нее находится слух. Менее всего распространен анализ мира, основанный на логическом рассуждении. Но чистые формы практически не встречаются. Как и в случае темперамента, человек совмещает разные типы восприятия, как правило, опираясь на несколько из них.

Пройти тест на темперамент

Кроме того, людям характерна смена акцентов на те или иные органы чувств. В определенные периоды жизни человек может проявлять себя, как ярко выраженный кинестетик, а затем плавно перенимать характеристики визуала или аудиала. Дискретный тип восприятия еще сложнее, ведь он появляется только в момент взросления человека. Среди детей его искать бессмысленно.

При этом, нельзя говорить о существовании различий между людьми, которые были бы основаны на серьезных научных исследованиях. В Интернете много публикаций, опровергающих корректность разделения на типы восприятия. В действительности, каждый человек применяет все свои органы чувств, и очень часто отдает предпочтение одному из них, исходя исключительно из-за внешних обстоятельств, а не внутренних мотивов.

Так что, подобные разделения иногда соотносят с «псевдонаукой» и различными НЛП-учениями, которые зачастую можно рассматривать, как бизнес-продукт, а не научную разработку. Но и убедительного опровержения этих взглядов пока еще не появилось. Так что, следуя веяньям трендов, познакомимся с разными типами восприятия детальнее.

1. Визуал

Считается, что большинство людей на этой планете – визуалы. Не зря ведь в обиходе популярна фраза «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Зрение дает львиную долю информации, поступающей в мозг человека. Если говорить точнее, то примерно 80%. Визуальный тип восприятия формирует значительную часть культуры. Все произведения живописи, скульптуры, архитектуры, кинематографа направлены на удовлетворение эстетических запросов человека посредством воздействия на его зрительный анализатор. Соответственно общество развивается в значительной мере благодаря этому типу восприятия. Иначе не было бы стольких шедевров изобразительного искусства.

Кроме социокультурной миссии визуалы формируют облик продаж и маркетинга. Большинство людей опираются на зрительные образы при выборе товаров, что находит отображение в ярких, разноцветных упаковках и рекламе. При общении с ними работникам торговли рекомендуется делать акцент на визуальную составляющую – употреблять слова «посмотрите», «вот видите», «взгляните». Для визуала намного важнее внешний вид товара, чем его характеристики. Эпитеты «красивый», «стильный», «модный», «трендовый» повлияют на покупку сильнее, чем многочасовая лекция о продвинутых характеристиках или удобстве использования.

В отношениях люди с визуальным типом восприятия также значительное внимание уделяют внешности партнера, его прическе или одежде. Интеллект, голос, чувство юмора не так важны, как симпатичное лицо и фигура. Особенно ярко эти склонности демонстрирует молодежь, предпочитающая выбирать партнеров покрасивее. С возрастом, даже ярко выраженные визуалы начинают отдавать предпочтению внутреннему миру своих избранников. Но это скорее дело опыта, чем изменения в типе восприятия.

2. Кинестетик

Конкурировать по распространенности с визуалами легко могут кинестетики. В развитии человека этот тип восприятия предшествует остальным. Все младенцы кинестетики, поскольку воспринимают мир посредством обонятельных, осязательных и вкусовых рецепторов. Именно поэтому они все тянут в рот, а не из-за безответственности или откровенного пренебрежения гигиеной. По мере взросления появляются остальные типы восприятия, но кинестетик все равно присутствует в каждом из нас. Просто у некоторых этот канал коммуникации выражен ярче, чем у остальных.

Кинестетики очень хорошо ощущают запахи, вкус, прикосновения. Именно эти факторы играют роль при любом выборе, от банальной покупки пирожного до судьбоносной встречи с будущим партнером. Накладывает свой отпечаток этот тип восприятия и на поиски профессии. Таким людям легко даются все специальности, связанные с «телесными талантами». Отличаются только ведущие органы чувств.

Если доминируют вкусовые рецепторы, человеку подойдет профессия повара, сомелье или дегустатора. Когда особенно развито обоняние, прямая дорога в парфюмерное дело. В случае отменных тактильных навыков, можно смело искать вакансию массажиста. Бывает хорошо развита проприорецепция (мышечное чувство), что необходимо спортсменам, акробатам или каскадерам.

В интимной сфере кинестетический тип восприятия даст фору всем остальным. Прикосновения, поцелуи, объятия доводятся до совершенства, доставляя удовольствие себе и партнеру.

3. Аудиал

Намного реже, чем визуалы и кинестетики, встречаются ярко выраженные аудиалы. По своей природе человек больше склонен верить глазам и ощущениям, но примерно от 5% до 15% людей «любят ушами». Дело совершенно не в гендерных отличиях. Аудиальный тип восприятия встречается у мужчин и женщин.

Как правило, среди них много музыкантов, вокалистов, композиторов, представителей прочих специальностей, связанных со звуком. Учитывая гонорары многих исполнителей, родиться аудиалом не так и плохо. Как и в других случаях человеческого многообразия, каждый тип восприятия имеет свои минусы и плюсы. Чем реже встречается какой-то из вариантов, тем успешнее он будет в случае реализации своего потенциала.

Но определенные сложности при общении с аудиалами встречаются. Дело в том, что они очень ранимы к словам других людей, а также к самой манере речи. Если визуал или кинестетик даже не обратят внимания на случайное повышение голоса собеседником, аудиал может воспринять это, как агрессию или угрозу. Для ребенка-аудиала куда предпочтительнее получить по пятой точке, чем выслушивать упреки и негатив. Аналогично дела обстоят и по мере взросления. Аудиал меньше обидится на дулю под носом, чем на словесное оскорбление.

4. Дискрет

Самый спорный и противоречивый тип восприятия. Не все психологи считают, что корректно выделять подобных людей в отдельную категорию. Если визуалы доверяют глазам, аудиалы ушам, а кинестетики прикосновениям, то дискрет представляется главный героем мультфильма «Мегамозг» или Крэнгом из франшизы «Черепашки ниндзя». То есть, какой-то сумасшедший профессор с зашкаливающим интеллектом.

На самом деле, дискреты такие же люди, как и остальные. Они также слышат, видят, осязают, но предпочитают потом все свои ощущения анализировать. Почему этот рисунок радует глаз, а другое изображение раздражает? С чем связаны приятные ощущения от касания одной девушки или желание отдернуть руку от другой? Как объяснить именно такие музыкальные предпочтения, пристрастие к определенным блюдам и ароматам? Пока люди с другими типами восприятия спокойно наслаждаются своими «изюминками», дискреты или, как их еще называют – дигиталы, старательно разбирают «по полочкам», все свои эмоции, ощущения, мысли.

Если они реально встречаются, то не чаще, чем аудиалы. Среди детей этот тип восприятия искать бесполезно. Рефлексия характерна для взрослых людей. Так что, в детском садике или школе дискреты не распространены. По мере взросления процент дигиталов увеличивается. Они трансформируются из других категорий, под влиянием опыта и обстоятельств. Жизнь учит людей не верить глазам и ушам, тщательно анализируя каждое слово или поступок.

Строить отношения с дискретным типом восприятия сложнее, чем с любым другим. Дело в том, что любовь и романтика – скорее аффективная сфера. Они редко подчиняются законам разума. Как правило, отношения создаются не на умозаключениях. В кровь влюбленных выделяются эндорфин, окситоцин, дофамин, серотонин, в воздух устремляются феромоны, овладевающие желаниями избранника.

Если всю эту «молекулярную кухню» чересчур «приправить» логикой и здравым смыслом, можно свести на нет самые сильные чувства. Так что, даже ярко выраженные дигиталы «поедают глазами» избранников, как визуалы, слушают их, подобно аудиалам, а в постели превращаются в кинестетиков. Иначе, они просто бы перестали размножаться.

Тип восприятия – не такой строгий критерий, как группа крови или генетический паспорт. Подобно разным темпераментам, органично совмещенным в одной личности, также могут в человеке «уживаться» визуал, аудиал, кинестетик и дискрет. Но бывает, что какой-то из типов восприятия выражен сильнее. Чтобы лучше узнать себя и понять особенности своей личности, предлагаем пройти тест для определения доминирующего канала поступления информации. Можно сделать это вместе с партнером, коллегами, либо друзьями, чтобы понимать кто есть кто в коллективе.

Пройти тест на тип личности

Что такое восприятие? – Общая психология

Перейти к содержанию

Ощущение и восприятие

Цели обучения

  • Обсудить роль внимания, мотивации и сенсорной адаптации в восприятии

Хотя наши сенсорные рецепторы постоянно собирают информацию из окружающей среды, именно то, как мы интерпретируем эту информацию, влияет на то, как мы взаимодействуем с миром.

относится к способу организации, интерпретации и сознательного восприятия сенсорной информации. Восприятие включает в себя как восходящую, так и нисходящую обработку. относится к тому факту, что восприятие строится на сенсорной информации. С другой стороны, то, как мы интерпретируем эти ощущения, зависит от наших доступных знаний, нашего опыта и наших мыслей. Это называется .

Посмотрите на фигуру на рис. 1 ниже. В одиночку ваш мозг занимается обработкой информации снизу вверх. Есть две толстые вертикальные линии и три тонкие горизонтальные линии. Нет контекста, чтобы придать ему конкретное значение, поэтому не используется нисходящая обработка.

Рисунок 1 . Что это за изображение? Без какого-либо контекста вы должны использовать обработку снизу вверх.

Теперь посмотрите на одну и ту же фигуру в двух разных контекстах. В окружении последовательных букв ваш мозг ожидает, что форма будет буквой и завершит последовательность. В этом контексте вы воспринимаете линии как форму буквы «Б».

Рисунок 2 . При обработке сверху вниз вы используете контекст, чтобы придать смысл этому изображению.

Та же фигура, окруженная цифрами, теперь выглядит как цифра «13».

Рисунок 3 . При обработке сверху вниз вы используете контекст, чтобы придать смысл этому изображению.

В контексте ваше восприятие определяется вашими когнитивными ожиданиями. Теперь вы обрабатываете фигуру сверху вниз.

Один из способов понимания этой концепции состоит в том, что ощущение — это физический процесс, тогда как восприятие — психологический. Например, когда вы входите на кухню и чувствуете запах выпекаемых булочек с корицей, ощущение

— это обонятельные рецепторы, обнаруживающие запах корицы, но 9Восприятие 0034 может быть «Ммм, это пахнет хлебом, который пекла бабушка, когда вся семья собиралась на праздники».

Хотя наше восприятие построено на ощущениях, не все ощущения приводят к восприятию. На самом деле мы часто не воспринимаем стимулы, которые остаются относительно постоянными в течение длительных периодов времени. Это известно как . Представьте, что вы входите в класс со старыми аналоговыми часами. При первом входе в комнату можно услышать тиканье часов; когда вы начинаете разговаривать с одноклассниками или слушать, как ваш профессор приветствует класс, вы больше не замечаете тиканье. Часы все еще тикают, и эта информация все еще воздействует на сенсорные рецепторы слуховой системы. Тот факт, что вы больше не воспринимаете звук, демонстрирует сенсорную адаптацию и показывает, что, хотя ощущение и восприятие тесно связаны, они различны.

Внимание и восприятие

Есть еще один фактор, влияющий на ощущения и восприятие: внимание. Внимание играет важную роль в определении того, что ощущается по сравнению с тем, что воспринимается. Представьте, что вы находитесь на вечеринке, полной музыки, болтовни и смеха. Вы вовлекаетесь в интересную беседу с другом и отключаетесь от фонового шума. Если бы кто-то прервал вас, чтобы спросить, какая песня только что закончилась, вы, вероятно, не смогли бы ответить на этот вопрос.

Смотреть

Убедитесь сами, как работает слепота по невнимательности, посмотрев этот тест на избирательное внимание от Simons and Chabris (1999):

Вы можете просмотреть стенограмму «теста на избирательное внимание» здесь (откроется в новом окне).

Одна из самых интересных демонстраций того, насколько важно внимание для определения нашего восприятия окружающей среды, произошла в известном исследовании, проведенном Дэниелом Саймонсом и Кристофером Чабри (1999). В этом исследовании участники смотрели видео, на котором люди, одетые в черно-белую одежду, передавали баскетбольные мячи. Участников просили посчитать, сколько раз команда в белом передала мяч. Во время видео между двумя командами ходит человек, одетый в костюм черной гориллы. Вы могли бы подумать, что кто-то заметит гориллу, верно? Почти половина людей, просмотревших видео, вообще не заметили гориллу, несмотря на то, что она была хорошо видна в течение девяти секунд. Поскольку участники были настолько сосредоточены на том, сколько раз белая команда передавала мяч, они полностью отключили другую визуальную информацию. Неспособность замечать то, что полностью видно из-за недостатка внимания, называется 9.0015 .

В аналогичном эксперименте исследователи проверили слепоту по невнимательности, попросив участников наблюдать за изображением, движущимся по экрану компьютера. Им было приказано сосредоточиться либо на белых, либо на черных объектах, не обращая внимания на другой цвет. Когда по экрану проходил красный крест, около трети испытуемых его не замечали (рис. 4) (Most, Simons, Scholl, & Chabris, 2000).

Ссылка на обучение

Узнайте больше о невнимательной слепоте на сайте проекта Noba.

Рисунок 4 . Почти треть участников исследования не заметили, что на экране промелькнул красный крест, потому что их внимание было сосредоточено на черных или белых фигурах. (кредит: Кори Занкер)

Мотивации, ожидания и восприятие

Мотивация также может влиять на восприятие. Вы когда-нибудь ожидали очень важного телефонного звонка и, принимая душ, вам казалось, что вы слышите телефонный звонок, но обнаруживали, что это не так? Если это так, то вы испытали, как мотивация обнаружить значимый стимул может изменить нашу способность различать истинный сенсорный стимул и фоновый шум. Способность идентифицировать раздражитель, когда он встроен в отвлекающий фон, называется 9.0021 теория обнаружения сигнала . Это также может объяснить, почему мать просыпается от тихого бормотания своего ребенка, а не от других звуков, которые раздаются во сне. Теория обнаружения сигналов имеет практическое применение, например, для повышения точности авиадиспетчеров. Контроллеры должны иметь возможность обнаруживать самолеты среди множества сигналов (вспышек), появляющихся на экране радара, и следить за этими самолетами, когда они движутся по небу. На самом деле первоначальная работа исследователя, разработавшего теорию обнаружения сигналов, была сосредоточена на повышении чувствительности авиадиспетчеров к сигналам самолетов (Светс, 1964).

На наше восприятие также могут влиять наши убеждения, ценности, предрассудки, ожидания и жизненный опыт. Как вы увидите далее в этом модуле, люди, лишенные опыта бинокулярного зрения в критические периоды развития, имеют проблемы с восприятием глубины (Fawcett, Wang, & Birch, 2005). Общий опыт людей в данном культурном контексте может иметь выраженное влияние на восприятие. Например, Маршалл Сегал, Дональд Кэмпбелл и Мелвилл Херсковиц (19 лет).63) опубликовали результаты многонационального исследования, в котором они продемонстрировали, что люди из западных культур более склонны испытывать определенные типы зрительных иллюзий, чем люди из незападных культур, и наоборот. Одной из таких иллюзий, с которой чаще всего сталкивались жители Запада, была иллюзия Мюллера-Лайера (рис. 5): линии кажутся разной длины, но на самом деле они имеют одинаковую длину.

Рисунок 5 . В иллюзии Мюллера-Лайера линии кажутся разной длины, хотя они идентичны. (a) Стрелки на концах линий могут сделать линию справа более длинной, хотя линии имеют одинаковую длину. (b) Применительно к трехмерному изображению линия справа снова может казаться более длинной, хотя обе черные линии имеют одинаковую длину.

Эти различия в восприятии согласовывались с различиями в типах особенностей окружающей среды, которые люди регулярно испытывают в данном культурном контексте. Люди в западных культурах, например, воспринимают здания с прямыми линиями, что в исследовании Сегалла названо плотницким миром (Segall et al., 1966). Напротив, люди из некоторых незападных культур с незастроенным видом, такие как зулусы в Южной Африке, чьи деревни состоят из круглых хижин, расположенных по кругу, менее подвержены этой иллюзии (Segall et al. , 19).99). Культурные факторы влияют не только на зрение. Действительно, исследования показали, что способность идентифицировать запах и оценивать его приятность и интенсивность варьируется в зависимости от культуры (Ayabe-Kanamura, Saito, Distel, Martínez-Gómez, & Hudson, 1998).

Дети, описываемые как искатели острых ощущений, с большей вероятностью отдают предпочтение насыщенным кислым вкусам (Liem, Westerbeek, Wolterink, Kok, & de Graaf, 2004), что позволяет предположить, что основные аспекты личности могут влиять на восприятие. Кроме того, люди, которые положительно относятся к продуктам с пониженным содержанием жира, с большей вероятностью оценят продукты с пометкой «с пониженным содержанием жира» как более вкусные, чем люди, которые менее позитивно относятся к этим продуктам (Aaron, Mela, & Evans, 19).94).

Смотреть

Рассмотрите разницу между ощущением и восприятием в этом видео CrashCourse Psychology:

Вы можете просмотреть стенограмму «Ощущение и восприятие: ускоренный курс психологии № 5» здесь (открывается в новом окне).

Подумай об этом

Подумайте о случае, когда вы не замечали что-то вокруг себя, потому что ваше внимание было сосредоточено на чем-то другом. Если кто-то указывал на это, были ли вы удивлены, что не заметили этого сразу?

Лицензии и атрибуты (Нажмите, чтобы развернуть)

Контент с лицензией CC, оригинал

  • Модификация, адаптация и оригинальный контент. Предоставлено : Lumen Learning. Лицензия : CC BY: Attribution

Контент с лицензией CC, ранее опубликованный

  • Ощущение и восприятие. Автор : Колледж OpenStax. Расположен по адресу : https://openstax.org/books/psychology-2e/pages/5-1-sensation-versus-perception. Лицензия : CC BY: Attribution . Условия лицензии : Скачать бесплатно на https://openstax.org/books/psychology-2e/pages/1-introduction
  • Раздел о восходящей и нисходящей обработке. Авторы : доктор Скотт Робертс, доктор Райан Кертис, Саманта Леви и доктор Дилан Селтерман. Предоставлено : OpenPsyc. Расположен по адресу : http://openpsyc.blogspot.com/2014/06/bottom-up-vs-top-down-processing.html. Лицензия : CC BY-NC-SA: Attribution-NonCommercial-ShareAlike

Все права защищены содержание

  • Ощущение и восприятие – Ускоренный курс психологии №5. Предоставлено : CrashCourse. Расположен по адресу : https://www.youtube.com/watch?v=unWnZvXJh3o. Лицензия : Другое . Условия лицензии : Стандартная лицензия YouTube

License

General Psychology от OpenStax и Lumen Learning распространяется под лицензией Creative Commons Attribution 4. 0 International License, если не указано иное.

Поделиться этой книгой

Поделиться в Твиттере

Характеристики восприятия человека и их актуальность при изучении информационного поведения

Чтобы прочитать этот контент, выберите один из следующих вариантов:

Кристофер Питер Луэг (Группа исследования информации и взаимодействия, Университет Тасмании, Хобарт, Австралия)

Журнал документации

ISSN : 0022-0418

Дата публикации статьи: 8 июля 2014 г.

Загрузки

Аннотация

Цель

Целью данной статьи является осветить результаты исследований человеческого восприятия в смежных дисциплинах и доказать, что исследования информационного поведения должны найти способы обращения к человеческим характеристикам, которые подразумевают, что: присутствовать в окружающей среде и потенциально иметь отношение к поставленной задаче; и, во-вторых, испытуемые не смогут сообщить о том, что им не удалось распознать информацию. Авторы также обсуждают, как исследования информационного поведения могут решить вышеупомянутые проблемы, связанные с человеческим движением и восприятием.

Дизайн/методология/подход

Автор опирается на литературу в основном по когнитивной науке и психологии, чтобы выделить результаты, наиболее актуальные для научного изучения информационного поведения, для разработки модели информационной среды, в которой находится информационное поведение , а также критически изучить, как данные собираются в исследованиях информационного поведения. Также обсуждаются способы предоставления более полной информации об информационном поведении.

Находки

Литература по когнитивной науке и психологии предполагает, что неспособность замечать информацию, имеющую отношение к поставленной задаче, может быть не исключением, а ожидаемым явлением, и это необходимо учитывать исследователям информационного поведения. Популярные методы сбора данных, включая анкетирование и интервью, этого не учитывают, потому что испытуемые не будут знать об этом факте, что, в свою очередь, означает, что они также не могут сформулировать этот факт. Это говорит о том, что: во-первых, современные модели информационного поведения слишком сосредоточены на одной стороне медали; и, во-вторых, исследователям информационного поведения может потребоваться дополнить свои методы сбора данных такими методами сбора данных, как отслеживание взгляда.

Ограничения/последствия исследования

Это концептуальный документ, основанный на тщательном анализе релевантных исследований, прежде всего в области когнитивистики и психологии. Связь теории с практикой дает четкое указание на общую достоверность результатов, но могут быть и другие аспекты, которые еще не были рассмотрены.

Оригинальность/ценность

Статья уникальна тем, что в ней критически рассматривается исследование информационного поведения с точки зрения человеческого восприятия и движения. Были статьи, критикующие исследования информационного поведения с методологической точки зрения. Этот документ дополняет этот объем работы и предлагает путь вперед.

Ключевые слова

  • Взаимодействие человека с компьютером
  • Вариант
  • Информационное поведение
  • Восприятие
  • Слияние человека и компьютера
  • Расположенное познание

Благодарности

Автор хотел бы поблагодарить анонимных рецензентов за их проницательные и наводящие на размышления комментарии, а также коллег, студентов и друзей за их отзывы и терпение при комментировании ранних версий рукописи. Ранние аспекты концепции телесного информационного поведения были разработаны около 15 лет назад, когда автор работал в лаборатории искусственного интеллекта Цюрихского университета в Швейцарии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *