Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Воображение из репродуктивного воссоздающего превращается в творческое в: Развитие воображение дошкольников в процессе сочинения сказок

Содержание

Особенности воображения у детей дошкольного возраста


База данных защищена авторским правом ©dogmon.org 2023
обратиться к администрации

Особенности воображения у детей дошкольного возраста.

 

Развитие детского воображения связывается окончанием периода раннего детства, когда ребёнок впервые демонстрирует способность замещать одни предметы другими и использовать одни предметы в роли других.

В играх детей дошкольного возраста, где символические замены совершаются довольно часто, воображение получает дальнейшее развитие.

В старшем дошкольном возрасте (5 – 6 лет), когда появляется производительность в запоминании, воображение из репродуктивного (воссоздающего) превращается в творческое. Воображение у детей этого возраста уже соединяется с мышлением, включается в процесс планирования действий. Деятельность детей приобретает осознанный, целенаправленный характер.

Творческое воображение детей проявляется в сюжетно- ролевых играх.

К концу дошкольного периода детства воображение у детей представлено в двух основных формах:

1) Произвольное, самостоятельное порождение ребёнком какой- либо идеи;

2) Возникновение воображаемого плана её реализации.

Воображение у дошкольников выполняет несколько функций:

1)Познавательно- интеллектуальную,

2)Аффективно- защитную.

Познавательная функция позволяет ребёнку лучше узнать окружающий мир, легче решать поставленные перед ним задачи.

Аффективно-защитная функция воображения обеспечивает защиту ранимой души ребёнка от чрезмерных переживаний и травм.

Игры для развития воображения ребёнка с успехом могут быть использованы для своеобразного символического разрешения конфликтных ситуаций. Это можно объяснить тем, что через воображаемую ситуацию происходит разрядка возникающего напряжения.

К 6 годам возрастает целенаправленность воображения ребёнка, устойчивость его замыслов. Это находит выражение в увеличении продолжительности игры на одну тему.

Следует отметить, что в период своего зарождения воображение дошкольника практически неотделимо от игровых действий с материалом, определяется характером игрушек, атрибутов роли. А детей 6 -7 лет уже нет столь тесной зависимости от игрового материала, и воображение может находить опору в таких предметах, которые не похожи на замещаемые.

Образам воображения в этом возрасте присуще яркость, наглядность, подвижность.

Старший дошкольный возраст является сензитивным (чувствительным) для формирования воображения. Именно в этом возрасте происходит активация воображения: сначала репродуктивного, воссоздающего (позволяющего представлять сказочные образы), а затем творческого (которое обеспечивает возможность создания нового образа).

Значение воображения в психическом развитии велико, оно способствует лучшему познанию окружающего мира, развитию личности ребёнка.

Каталог:

images
images -> Элективный курс по английскому языку с естественно-научной направленностью young scientists
images -> Калимуллиной Ирины Назимовны 2013-2014 учебный год пояснительная записка рабочая программа
images -> Программы
images -> Наркотики и дети. Часть 1
images -> Личность подростка формируется не сама по себе, а в окружающей его среде. Особенно важна роль малых групп, в которых подросток взаимодействует с другими людьми
images -> Агрессивное поведение дошкольников и его преодоление
images -> Практические рекомендации родителям и педагогам, как правильно вести себя
images -> Особенности детей младшего школьного возраста с недостатками в интеллектуальном развитии
images -> Проблемы современного школьника


Скачать 43 Kb.


Поделитесь с Вашими друзьями:

Познавательное и речевое развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО

02. Характерной особенностью внимания ребенка раннего дошкольного возраста является то, что

Выберите один или несколько ответов:

a. оно вызывается внешне привлекательными предметами, событиями и людьми 

b. оно остается сосредоточенным до тех пор, пока у ребенка сохраняется непосредственный интерес к воспринимаемым объектам 

c. оно устойчиво к объектам жизнеобеспечения

d. оно переключается родителями или другими значимыми взрослыми

 

05. Младшие дошкольники способны сосредоточивать внимание на одном и том же изображении

Выберите один ответ:

a. 6 — 8 секунд 

b. 12 — 20 секунд

c. 3 — 5 секунды

d. 20 — 30 секунд

04. Ответьте, верно ли утверждение: «В развитии произвольного внимания ребенку помогают рассуждения вслух»

Выберите один ответ:

a. верно 

b. неверно

 

07. Малое количество в обществе людей с высоким творческим потенциалом объясняется тем, что

Выберите один ответ:

a. в детстве лишь очень немногие ока¬зались в условиях, благоприятствующих развитию их творческих способностей 

b. творческие способности являются врожденными и плохо поддаются искусственному развитию

c. механизмы формирования и развития творческих способностей еще не известны

d. мозг человека — это орган, в первую очередь сохраняющий и воспроизводящий наш прежний опыт

 

06. Борис Павлович Ники¬тин, в течение многих лет занимающийся проблемой развития творческих способностей детей выделил важное явление:

Выберите один ответ:

a. необратимое угасание возможностей эффективного развития спо¬собностей 

b. необратимое развитие возможностей эффективного формирования спо-собностей

c. у ребенка начинают развиваться только те способности, для развития которых имеются стимулы и условия к «моменту» этого созревания

d. если созре¬вание и начало функционирования (развития) совпадают по времени, идут син¬хронно, а условия благоприятны, то развитие идет с наивысшим из воз¬можных ускорений

 

01. Под познавательным развитием понимают

Выберите один ответ:

a. совокупность врожденных и приобретенных при жизни общих умственных способностей, от которых зависит успешность освоения человеком различных видов деятельности 

b. совокупность врожденных и приобретенных при жизни общих умственных способностей, от которых зависит уровень интеллекта человека

c. приобретение при жизни общих умственных способностей, от которых зависит успешность освоения человеком различных видов деятельности

 

03. Западные психологи считают, что…

Выберите один ответ:

a. творчество изначально присуще ребенку и, что надо только не ме¬шать ему свободно самовыражаться 

b. необходимо создание благоприятных условий для воспитания ре¬бенка с высоким творческим потенциалом

c. если подобрать соответствующие методы обучения, то даже до-школьники, не теряя своеобразия творчества, создают произведения высокого уровня

 

01. Выберите верное утверждение:

Выберите один ответ:

a. Первым шагом к успешному развитию способностей является раннее физическое развитие малыша 

b. Первым шагом к успешному развитию способностей является раннее интеллектуальное развитие малыша

c. Первым шагом к успешному развитию способностей является создание обстановки, опережающей развитие детей

 

02. Выберите четыре основных условий успешного развития способностей детей:

Выберите один или несколько ответов:

a. раннее физическое развитие малыша и знакомство с различными инструментами и материалами 

b. раннее речевое развитие малыша и знакомство с различными людьми

c. создание обстановки, опережающей развитие детей 

d. создание обстановки, соответствующей уровню развития ребенка

e. создание условий, чтобы ребенок в своей деятельности добирался «до потолка» своих возможностей и постепенно поднимал этот потолок все выше и выше 

f. предоставление ребенку большой свободы в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов и т.д 

g. ограничение свободы ребенка в выборе деятельности, в чере-довании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов и т.д

 

05. Воображение из репродуктивного (воссоздающего) превращается в творческое в…

Выберите один ответ:

a. раннем детстве

b. старшем дошкольном возрасте 

c. младшем дошкольном возрасте

d. в начальной школе

02. Л.С. Выготский доказал, что

Выберите один ответ:

a. воображение ребенка развивается постепенно, по мере приобретения им определенного опыта 

b. воображение ребенка богаче, оригинальнее воображения взрослого

c. сущность воображения, заключается в преобразовании представлений, создании новых образов на основе имеющихся

 

06. К 6 годам возрастает целенаправленность воображения ребёнка, устойчивость его замыслов. Это находит выражение

Выберите один ответ:

a. в увеличении продолжительности игры на одну тему 

b. в создании ярких образов в рисовании

c. в умении быстро переключаться от одной игры к другой

d. в способности ребенка принимать на себя игровые роли

 

12. Выберите верное утверждение:

Выберите один ответ:

a. «В дошкольном возрасте внимание носит непроизвольный ха¬рактер» 

b. «В дошкольном возрасте внимание носит произвольный ха¬рактер»

c. «В дошкольном возрасте внимание носит непроизвольный и произвольный ха¬рактер»

 

07. Главной педагогической задачей по развитию творческого мышления в дошкольном возрасте является формирование:

Выберите один или несколько ответов:

a. ассоциативности 

b. диалектичности 

c. системности 

d. креативности

e. спонтанности

f. воображения

 

03. В дошкольном возрасте развитие познавательных интересов ребенка должно идти по двум основным направлениям:

Выберите один или несколько ответов:

a. Постепенно обогащение опыта ребенка, насыщение этого опыта новыми знаниями о различных областях действительности 

b. Постепенное расширение и углубление познавательных интересов внутри одной и той же сферы действительности 

c. Постепенно обогащение опыта ребенка, насыщение этого опыта новыми знаниями в конкретной области действительности

d. Постепенное расширение и углубление познавательных интересов на различные сферы действительности

 

08. Способность видеть связь и сходные черты в предметах и явлениях, на первый взгляд не сопоставимых — это

Выберите один ответ:

a. ассоциативность 

b. диалектичность

c. системность

d. креативность

 

09. Способность видеть в любых системах противоречия, мешающие их развитию, умение устранять эти противоречия, решать проблемы — это

Выберите один ответ:

a. ассоциативность

b. диалектичность 

c. системность

d. креативность

 

02. Развитие речи — процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети,

Выберите один ответ:

a. как можно раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили правильно и красиво 

b. медленнее овладевали своей родной речью, тогда они будут говорить правильно и красиво

c. как можно раньше овладели своей родной речью, и не важно как они будут говорить

 

03. Особенности этого литературного жанра позволяют развивать логическое мышление детей и формировать у них навыки восприятия

Выберите один ответ:

a. загадка 

b. сказка

c. рассказ

d. стихотворение

 

01. В работе с детьми дошкольного возраста используются следующие средства речевого развития детей:

Выберите один или несколько ответов:

a. общение взрослых и детей 

b. культурная языковая среда 

c. обучение родной речи и языку на занятиях 

d. различные виды искусства 

e. художественная литература 

 

04. Выберите верное утверждение:

Выберите один ответ:

a. «Недостаточно сформированные в дошкольном возрасте структурные компоненты речи и составляющие психических функций оказываются наиболее уязвимыми в новых школьных условиях, требующих их максимальной мобилизации» 

b. «Недостаточно сформированные в дошкольном возрасте структурные компоненты речи и составляющие психических функций оказываются скомпенсированными в новых школьных условиях, требующих их максимальной мобилизации»

c. «Недостаточно сформированные в дошкольном возрасте структурные компоненты речи и составляющие психических функций оказываются наиболее уязвимыми в условиях общения детей со взрослыми, требующих их максимальной мобилизации»

 

04. Периферический отдел речевого аппарата состоит из следую¬щих главных частей:

Выберите один или несколько ответов:

a. лёгкие с системой дыхательных мышц и подводящие дыхательные пути 

b. гортань с голосовыми связками 

c. система воздушных полостей, расположенных над гортанью 

d. речевые области мозга

e. центральная нервная система

f. мимические мышцы лица

 

01. По данным Кольцовой М.М. для функции речетворчества «критическим» периодом развития являются

Выберите один ответ:

a. первые три года жизни ребенка 

b. первый год жизни ребенка

c. четвертый-пятый года жизни ребенка

d. второй-третий года жизни ребенка

05. Вполне ясна собеседникам, но обычно непонятна постороннему лицу, не знающему ситуации — это

Выберите один ответ:

a. ситуативная речь 

b. контекстная речь

c. внутренняя речь

d. объяснительная речь

 

02. Закономерностью усвоения языка называется

Выберите один ответ:

a. зависимость интенсивности образования речевых навыков от развивающего потенциала языковой среды, специально подготовленной методическими средствами 

b. способность к восприятию родной речи, зависящая от натренированности мускулатуры органов речи ребенка

c. закономерность усвоения родной речи, состоящая в необходимости тренировки органов речи для совершенствования произносительных навыков

 

08. Ответьте. верно ли утверждение: «Речь не может быть усвоена без физических и интеллектуальных усилий самого обучаемого».

Выберите один ответ:

a. верно 

b. неверно

06. Достаточно полно описывает ситуацию с тем, чтобы она была понятной без ее непосредственного восприятия — это

Выберите один ответ:

a. ситуативная речь

b. контекстная речь 

c. внутренняя речь

d. объяснительная речь

 

03. В этот период резко возрастает способность ребенка к подражанию речи взрослых, интенсивно развивается понимание речи, активная речь —

Выберите один ответ:

a. первый год жизни

b. второй год жизни 

c. третий год жизни

d. четвертый год жизни

 

05. Количество произносимых слов, которыми пользуется ребенок к концу второго года, у разных детей колеблется

Выберите один ответ:

a. от 100 до 300 слов 

b. от 10 до 30 слов

c. от 200 до 400 слов

d. от 100 до 150 слов

07. В речи ребенка этого года жизни есть почти все части речи, за исключением числительных, причастий и деепричастий. Многие названия предметов ребенок хорошо знает, они есть в его пассивном словаре, но в активной речи он пользуется ими не всегда.

Выберите один ответ:

a. первый год жизни

b. второй год жизни

c. третий год жизни 

d. четвертый год жизни

 

22. В этом возрасте ребенок способен самостоятельно дать описание игрушки, предмета, раскрыть содержание картинки, пересказать содержание небольшого художественного произведения, просмотренного фильма, сам может придумать сказку, рассказ, развернуто рассказать о своих впечатлениях и чувствах.

Выберите один ответ:

a. шесть лет

b. пять лет

c. четыре года

d. семь лет 

 

01. К концу первого года ребенок жизни произносит следующие звуки:

Выберите один или несколько ответов:

a. гласные а, у, и 

b. согласные м, п, б, н, т, д, к, г 

c. гласные а, у, и, е, я

d. согласные м, п, б, н, т, д, к, г, ф, з, с

e. все гласные и согласные

 

17. На пятом году жизни ребенок

Выберите один или несколько ответов:

a. способен узнавать на слух наличие того или иного звука в слове 

b. может подбирать слова на заданный звук 

c. правильно произносят все звуки родного языка, однако некоторые из них все еще неправильно произносят шипящие звуки, звук «р» 

d. начинают овладевать монологической речью 

 

10. В этом возрасте велика склонность детей к подражанию, что является благоприятным фактором для развития активной речи ребенка.

Выберите один ответ:

a. первый год жизни

b. второй год жизни 

c. третий год жизни

d. четвертый год жизни

06. К концу второго года жизни речь ребенка имеет следующие особенности:

Выберите один или несколько ответов:

a. бедность словарного запаса 

b. частое употребление облегченных слов 

c. отсутствие правильных грамматических связей между словами 

d. нечеткое произнесение отдельных слов 

e. отсутствие многих звуков 

 

04. Для формированием объяснительной речи ребенка необходимо

Выберите один ответ:

a. развитое восприятие, наличие познавательных интересов

b. развитие мыслительных операций 

c. развитие познавательных потребности

d. развивать внимание

 

06. Показателем развития ребенка дошкольного возраста является

Выберите один ответ:

a. развитая устная речь 

b. развитая письменная речь

c. развитая внутренняя речь

d. развитая связная речь

01. Становление речи означает, что ребенок

Выберите один или несколько ответов:

a. правильно произносит все звуки родного языка 

b. владеет значительным словарным запасом 

c. освоил основы грамматического строя речи 

d. владеет начальными формами связной речи 

e. постигает звуковое и слоговое строение слова

f. знакомится с ударением

g. начинает понимать синонимы и антонимы

h. узнает словесный состав предложения

05. Стимулирует формирование связных форм речи — диалога и монолога

Выберите один ответ:

a. развитое восприятие, наличие познавательных интересов

b. развитие мыслительных операций

c. развитие познавательных потребности 

d. развивать внимание

 

03. Для пополнения словаря, совершенствования грамматического строя речи ребенка необходимо

Выберите один ответ:

a. развитое восприятие, наличие познавательных интересов 

b. развитие мыслительных операций

c. развитие познавательных потребности

d. развивать внимание

 

02. Элементарное осознание явлений родного языка означает, что ребенок

Выберите один или несколько ответов:

a. правильно произносит все звуки родного языка

b. владеет значительным словарным запасом

c. освоил основы грамматического строя речи

d. владеет начальными формами связной речи

e. постигает звуковое и слоговое строение слова 

f. знакомится с ударением 

g. понимает синонимы и антонимы 

h. узнает словесный состав предложения 

 

05. Уровень психического и интеллектуального развития ребенка этого возраста позволяет им приступить к первичному элементарному постижению таких понятий, как «знак», «символ», «знаковые системы», «время».

Выберите один ответ:

a. трехлетний

b. четырехлетний

c. пятилетний 

d. шестилетний

 

04. Ребенок этого возраста получает возможность правильно воспринимать и понимать информацию, переданную ему посредством слова.

Выберите один ответ:

a. трехлетний

b. четырехлетний 

c. пятилетний

d. шестилетний

 

09. Наполнение этих групп отличается содержанием, в которое укладываются программные задачи, индивидуальные особенности и потребности детей. Здесь те же подходы к формированию среды, может быть, чуть больше объем содержания.

Выберите один ответ:

a. младшие группы

b. средние группы

c. старшие группы

d. подготовительные группы 

 

03. Ребенок этого возраста познает мир по принципу: что вижу, с чем действую, то и познаю, основой его мировосприятия является предметное содержание действительности —

Выберите один ответ:

a. трехлетний 

b. четырехлетний

c. пятилетний

d. шестилетний

01. Познавательное развитие детей предполагает:

Выберите один или несколько ответов:

a. развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания 

b. развитие воображения и творческой активности 

c. формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, об их свойствах и отношениях 

d. овладение речью как средством общения и культуры

e. обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи

f. развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха

g. знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы

h. формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте

 

03. При обучении детей на современном этапе деятельность педагога сводится к тому что

Выберите один или несколько ответов:

a. он преподносит детям знания и истины в готовом виде

b. он учит детей видеть и решать новые проблемы 

c. он создает ситуации, в которых дети могут открывать новые знания 

d. он добивается решения образовательных задач вне зависимости от реальной ситуации развития каждого конкретного ребенка

 

02. Для эффективного познавательного развития в детском саду необходимо

Выберите один или несколько ответов:

a. формирование у детей систематизированных знаний об окружающем мире, развитие элементов логического мышления в старшем дошкольном возрасте 

b. развитие умения задавать вопросы, осуществлять самостоятельный поиск ответов на них 

c. развитие креативных способностей 

d. развитие самостоятельности в познавательной деятельности 

 

01. Источником познания дошкольника является

Выберите один ответ:

a. чувственный опыт 

b. интеллектуальные игры

c. эмпирический опыт

d. общение со взрослыми

04. Ответьте, верно ли утверждение: «Процесс гуманизации и индивидуализации образования приводит к отказу от авторитарности педагогического воздействия на ребенка».

Выберите один ответ:

a. верно 

b. неверно

 

РЕПРОДУКТИВНОЕ ВООБРАЖЕНИЕ «

Наше воображение

Опубликовано

Хотя воображение проникает во все сферы человеческого опыта и занимается
каждой сферой человеческих интересов, все его действия можно
разделить на два разных типа. Это (1) репродуктивное и (2)
творческое воображение.
РЕПРОДУКТИВНОЕ ВООБРАЖЕНИЕ. Репродуктивное воображение — это тип, который мы используем
, когда пытаемся воспроизвести в уме картины, описанные другими,
или изображения из нашего собственного прошлого опыта, которым не хватает полноты
и верности, чтобы сделать их истинными воспоминаниями.

Повествование или описание сказки, истории или географии
текст; рассказ о приключениях, рассказанный путешественником или охотником; счет
новой машины или другого изобретения;
сказки и мифы — эти или любые другие материи, которые могут быть выражены словами, способными вызвать у нас образы, являются полем для репродуктивного воображения. При таком использовании
воображение наше дело следовать а не вести, копировать
а не создавать.

ТВОРЧЕСКОЕ ВООБРАЖЕНИЕ.– Но у нас должны быть лидеры, творцы – иначе нам
стоило бы только подражать друг другу, и мир остановился бы.
Действительно, каждый человек, как бы скромно ни было его положение и как бы ни была
буднична его жизнь, должен быть в какой-то степени способен к инициативе и
оригинальности. Такая способность в немалой степени зависит от способности использовать творческое воображение.

Творческое воображение берет образы из нашего собственного прошлого опыта или
те, что почерпнуты из работы других, и соединяет их вместе в новых и
оригинальных формах. Изобретатель, писатель, механик или художник,
обладающий духом творчества, не удовлетворяется простым воспроизведением
, а стремится видоизменить, улучшить, создать. Правда, многие
важных изобретений и открытий произошли как бы случайно, наткнувшись на
. Тем не менее считается, что человек, который таким образом наткнется на
открытием или изобретением обычно занимается тот, чье творческое воображение
активно работает, стремясь создать или открыть что-то в своей области. Мировой прогресс
в целом происходит не случайно, а благодаря творческому планированию
. Творческое воображение всегда находится в авангарде прогресса, будь то в жизни отдельного человека или нации.

Наше воображение

В своем блоге доктор Мюррей Хантер из Университета Малайзии Перлис перечислил  названия, которые мы используем ежедневно, с пояснениями по каждому из них. Доктор Хантер определяет воображение как «способность формировать мысленные образы, фонологические отрывки, аналогии или рассказы о чем-то, что не воспринимается нашими органами чувств.

«Воображение является проявлением нашей памяти и позволяет нам тщательно изучить наше прошлое и построить гипотетические сценарии будущего, которых еще нет, но они могут существовать. Воображение также дает нам возможность видеть вещи с других точек зрения и сопереживать другим».

8 типов воображения

1. «Эффективное воображение» объединяет информацию для синергии новых концепций и идей.

2. «Интеллектуальное (или конструктивное) воображение» используется при рассмотрении и разработке гипотез на основе различных фрагментов информации или размышлении над различными вопросами значения, скажем, в области философии, управления или политики и т. д.».

3. «Образное фантазийное воображение» создает и развивает рассказы, картины, стихи, спектакли, эзотерическое строительство и т. д.

4. «Эмпатическое воображение  помогает человеку понять, что эмоционально переживают другие, исходя из его фрейма и ориентира».

5. «Стратегическое воображение» связано с видением «что может быть» , способностью распознавать и оценивать возможности, превращая их в ментальные сценарии…»

6. «Эмоциональное воображение» связано с проявлением эмоциональные диспозиции и расширение их до эмоциональных сценариев».

7. «Сны — это бессознательная форма воображения, состоящая из образов, идей, эмоций и ощущений, возникающих во время определенных стадий сна».

8. «Реконструкция памяти   – это процесс восстановления нашей памяти о людях, объектах и ​​событиях».

типов воображения

 

воображения

Эта запись была опубликована в рубрике Английский bO0ks, Worldwide с тегами ТВОРЧЕСКОЕ ВООБРАЖЕНИЕ, развивает истории, открытие или изобретение, Мечты, Эффективное воображение, Эмоциональное воображение, Эмпатическое воображение, История или география, человек опыт, образное фантазийное воображение, интеллектуальное (или конструктивное) воображение, память, реконструкция памяти, мысли в картинках, наше воображение, репродуктивное воображение, сборник рассказов, стратегическое воображение.

Ваш мозг и творчество · Границы для юных умов

Реферат

Пользовались ли вы когда-нибудь возможностью полюбоваться замысловатой картиной, расслабиться под тонкую музыку или обдумать сложное стихотворение? Люди стремятся к творческому самовыражению и каждый день наслаждаются творчески созданным материалом. Творчество необходимо для искусства, для новых изобретений и для человеческого самовыражения. Как мозг поддерживает творчество? Хотя творчество окружает нас повсюду и является фундаментальным аспектом нашей жизни, задавать научные вопросы о творчестве было сложно. Хотя мы можем идентифицировать творческие акты и процессы, были некоторые проблемы с тестированием и измерением креативности. Здесь мы исследуем научные исследования творчества. В частности, мы спрашиваем, что происходит в мозгу и в наших мыслях, чтобы заниматься творческой деятельностью. Наконец, мы исследуем некоторые мифы, окружающие мозг и креативность, а также преимущества творчества в вашей жизни.

Творчество — это просто соединение вещей. Когда вы спрашиваете творческих людей, как они что-то сделали, они чувствуют себя немного виноватыми, потому что на самом деле они этого не делали, они просто что-то увидели. Через некоторое время им это показалось очевидным — Стив Джобс

Что такое творчество?

Творчество уже давно очаровывает всех, от художников до философов и психологов. Почему люди чувствуют необходимость быть творческими и получать удовольствие от творческих материалов? Хотя творчество является основной частью человеческого мышления, что считается творчеством и как мы его измеряем? Креативность часто рассматривается как субъективное поле, а это означает, что личное мнение о творчестве у всех разное, поэтому нам нужно иметь действительно четкое определение, чтобы понять, что такое творчество. Итак, что же такое творчество? Хотя существует множество компонентов творчества, включая оригинальность, удовольствие, ценность, процесс и воображение, определение, которое ученые используют для изучения творчества, объединяет эти компоненты, чтобы сказать, что творчество — это способность создавать что-то новое (или оригинальное) одновременно. и имеет полезность (ценен для кого-то). Это определение позволяет ученым разрабатывать проверяемые гипотезы о том, как творчество возникает в человеческом мозгу.

Как мы определяем творчество?

Мы все по-разному взаимодействуем, обрабатываем и производим креативность, что делает создание универсального определения креативности очень сложной задачей. Как напоминает нам Стив Джобс, даже творческим людям трудно воспринимать вещи, которые они думают и создают, как творческие! Трудности в распознавании и определении креативности могут быть связаны с различными формами творческой реализации (от исполнительских видов искусства, таких как танцы и музыка, до изобразительных искусств, таких как рисование, живопись, скульптура, дизайн, фотография и кинопроизводство). Трудность также может быть связана с различиями в том, как люди думают о процессах творческого мышления (вставка 1). Однако, какими бы разными ни были наши подходы к пониманию креативности, определение креативности поможет нам понять ее различные преимущества, процессы и выражения.

Вставка 1. Творческий процесс

Этапы творческого процесса, определенные ученым Валласом [1], следующие: на свой прошлый опыт и любую творческую работу, которую вы сделали ранее, чтобы подготовиться к использованию своего творчества по-новому.

  • Инкубация (или Дизайн и создание) — после работы над новым творческим проектом иногда бывает полезно сделать шаг назад и немного не работать над проектом. Уоллас и другие обнаружили, что многие идеи возникают по прошествии некоторого времени, когда проблема не решается. Эту фазу можно назвать фазой Архимеда или Ньютона, когда идеи приходят к вам в неожиданных местах, например, в ванне или под деревом.

  • Освещение (или Разработка и реализация) — возвращаясь к идее, вы можете обнаружить, что проблема или творческий проект «щелкает», и части идеи складываются воедино. Это также время, чтобы продолжить работу над идеей или попробовать разные варианты.

  • Проверка (или Развертывание и доставка) — наконец, проверьте и убедитесь, что идея нова и/или «хороша». Это может быть этап, когда писатель смотрит на написанную им страницу и комкает бумагу, прежде чем начать в новом направлении.

  • Творчество может проявиться неожиданно

    У вас когда-нибудь была АГА! Момент — момент, когда идея или решение пришли к вам, казалось бы, из ниоткуда? Это чувство, определяемое как озарение и иногда называемое прозрением, является одной из форм творчества. Озарения также случаются как то, что мы называем «чувством эврики». «Чувство эврики» на самом деле относится к древнегреческому ученому по имени Архимед, которому было поручено выяснить, как определить, сделана ли корона из чистого золота или из золота, смешанного с другими металлами, не сломав корону. Он действительно нашел решение, когда принимал ванну! Архимед заметил, что уровень воды в ванне менялся, когда он входил и выходил из ванны. Он понял, что может вычислить объем объекта, погрузив его в воду (что особенно полезно для объектов неправильной формы, таких как короны). Когда масса короны уже была установлена, Архимед использовал метод воды в ванне и уравнение масса / объем = плотность, чтобы определить, была ли золотая корона чистым золотом или в нее были добавлены менее плотные (менее ценные) металлы.

    Как мыслят творческие люди?

    Творчество проявляется не только в случайных идеях и мыслях, которые, кажется, возникают из ниоткуда. Другие формы творческого мышления включают конвергентное и дивергентное мышление. В конвергентном мышлении вы комбинируете несколько, иногда очень разных, фрагментов информации и находите одно решение/вещь, которая их связывает. Тест на креативность, наиболее известный для определения способностей к конвергентному мышлению, называется тестом удаленных (или далеких) ассоциаций (или вещей, которые похожи) (сокращенно RAT). Во время теста вам дают три слова и просят придумать слово, связанное со всеми тремя. Например, вам будут даны слова синий, торт и коттедж. Можете ли вы придумать слово, которое связывает их всех? Был ли это сыр — например, сыр с плесенью, чизкейк и творог?

    Дивергентное мышление, с другой стороны, предполагает генерирование множества различных идей или решений из одной отправной точки. Примером теста на дивергентное мышление является тест креативности Торранса. В этом тесте вам предлагается выполнить ряд заданий как с картинками, так и со словами. Во всех задачах вас просят придумать как можно больше решений за отведенное время. В одном задании вам могут показать картинку (такую, как на рис. 1) и попросить придумать как можно больше ответов на вопрос «сколько вариантов использования вы можете придумать для этого объекта?»

    • Рисунок 1. Тест на дивергентное мышление.
    • Сколькими способами можно использовать картонную коробку? Получено с: https://pixabay.com/p-152428/?no_redirect.

    Что происходит в мозгу во время творческого мышления?

    Итак, теперь, когда вы знаете о трех различных типах творчества, проницательности, конвергентном мышлении и дивергентном мышлении, вы можете подумать, что мозговые процессы должны быть сложными. Предыдущие исследования показали, что несколько различных мыслительных процессов в мозгу, в том числе процессы, называемые 9.0055 рабочая память , абстракция , планирование и когнитивная гибкость , все они имеют решающее значение для творческого мышления. Это исследование также показало, что способность разрабатывать стратегии является ключевой частью творчества (например, думать о новых или необычных способах использования обычных предметов, таких как неароматизированная нить, чтобы разрезать торт или сыр, когда у вас нет ножа). Нейробиологи (ученые, изучающие мозг) в своей попытке установить связь между творческими мыслительными процессами и частями мозга, которые могут их обрабатывать, определили креативность как необходимость смешивания и повторного смешивания ментальных репрезентаций для создания новых идей и способов мышления [2] Если вы вернетесь к цитате Стива Джобса, вы увидите, что он описывает творчество аналогичным образом. Комбинирование и рекомбинация ментальных репрезентаций — это просто соединение вещей в мозгу таким же образом, как мозг хранит информацию.

    Чтобы понять, что означает комбинирование и рекомбинация мысленных представлений, вспомните свой собственный процесс при решении вопроса RAT. Как вы искали ответ — сыр? Вы пробовали несколько слов, которые сначала не работали? Что вы сделали дальше? Ваш процесс пробования одних слов, а затем других — это пример смешивания и повторного смешивания ментальных репрезентаций. Точно так же вспомните свой процесс решения вопроса о дивергентном мышлении. С картонной коробкой, показанной на рис. 1, вы подумали, как можно использовать картонную коробку? Вы можете построить крепость, или хранить вещи, или сделать знак, или сделать гигантского робота из картона, или сделать множество других вещей.

    Креативность в мозгу

    Недавно когнитивные нейробиологи заинтересовались тем, как мы думаем, и теми частями мозга, которые способствуют творчеству. Поскольку творчество является одним из самых сложных видов человеческого поведения, оно, вероятно, требует координации нескольких областей мозга и типов мышления. Поскольку креативность настолько сложна, кажется наивным полагать, что креативность может быть локализована в одной области мозга. На самом деле, лишь несколько исследований в области неврологии пытались исследовать области мозга, отвечающие за креативность. Долгое время ученые считали, что творчество обрабатывается только в правом полушарии (боке) мозга. Однако исследования, в которых изучалась активность мозга, когда люди выполняли творческие задачи, или у пациентов с повреждениями головного мозга, приведшими к трудностям с творчеством, показали, что область мозга, называемая лобной корой (вставка 2; рисунок 2), была нарушена. связанные с творчеством. Это казалось логичным, поскольку лобная кора обрабатывает ранее упомянутые когнитивные процессы (например, рабочую память, абстракцию, планирование и 9).0179 когнитивная гибкость ).

    Вставка 2. В человеческом мозге нет одного творческого центра

    Фронтальная кора — лобная кора долгое время считалась центром или центром творчества, поскольку она, по-видимому, отвечает за многие функции, которые способствуют к творческому мышлению (например, к рабочей (или кратковременной) памяти).

    Гиппокамп — гиппокамп лучше всего известен тем, что запоминает вещи, которые вы можете объявить, например факты и опыт. Процессы, которые выполняет гиппокамп для обработки этих воспоминаний, включают сохранение и извлечение фрагментов этих воспоминаний из того места, где они хранятся в коре. В творческом процессе, похожем на запоминание опыта путем объединения различных частей опыта, гиппокамп может использоваться в воображении для объединения идей способами, о которых вы не думали в прошлом.

    Базальные ганглии — базальные ганглии представляют собой структуру глубоко внутри головного мозга. Базальные ганглии обрабатывают память о навыках и о том, как что-то делать — часто о вещах, о которых нам не нужно думать напрямую, например о езде на велосипеде. Со временем и практикой выполнения творческих задач вы станете лучше справляться с ними.

    Белое вещество —белое вещество образует связи между различными структурами головного мозга. Чем лучше связаны области мозга, тем лучше и быстрее мозг может обрабатывать информацию. В творческом процессе наличие хорошо связанных мозгов может позволить вам быстрее собрать воедино больше идей.

    • Рисунок 2. Области мозга, участвующие в творчестве.
    • Для творческого мышления важен ряд различных частей мозга, включая лобную кору, гиппокамп и базальные ганглии. Получено с: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/2/2e/Gray739-emphasizing-hippocampus.png.

    Новое исследование показало, что гиппокамп (вставка 2; рис. 2) также имеет решающее значение для творчества. В одном исследовании было показано, что участники с повреждением гиппокампа имели более низкие показатели дивергентного мышления, измеренные с помощью теста креативности Торранса [2]. Во втором исследовании с помощью RAT было показано, что конвергентное мышление также нарушено у пациентов с повреждением гиппокампа (описано выше) [3]. Ранее мы упоминали, что нейробиологи могут определить креативность как смешивание и повторное смешивание ментальных представлений. Гиппокамп делает именно это в умственном процессе, которым он наиболее известен, — в памяти. Вспомните одно из ваших любимых воспоминаний. Может быть, это ваше последнее празднование дня рождения. Гиппокамп объединяет ваши чувства (радость и счастье от празднования с друзьями), сцену, где это происходило (музей науки в вашем родном городе), действия (задувание свечей, открытие подарков) и весь ваш опыт ( увидеть всех своих друзей, почувствовать запах горящих свечей, услышать пение Happy Birthday) в память о своем последнем дне рождения.

    Как ученые смотрят на творческие способности мозга?

    Ранее мы обсуждали исследования, в которых изучалось, что происходит, когда происходит повреждение определенной части мозга, и как это влияет на способности мозга. Эти исследования позволяют исследователям посмотреть на необходимость определенной области мозга для определенной способности. Другими словами, если часть мозга повреждена или отсутствует, может ли человек выполнять определенные действия? В другом методе исследования мозга используется так называемое функциональное картирование, которое предполагает использование технологий для измерения активности мозга. Две технологии функционального картирования называются функциональной магнитно-резонансной томографией (фМРТ), которая использует магнитные поля для наблюдения за движением крови, доставляющей топливные материалы к частям мозга, которые были активны, и электроэнцефалографией (ЭЭГ), которая измеряет электрическую активность мозга. .

    В одном исследовании ученые просматривали изображения фМРТ и ЭЭГ, сделанные участниками, когда они работали над различными задачами, связанными с творческими идеями [4]. Исследование ЭЭГ показало, что, когда у участников возникали творческие идеи, активность мозга в лобной коре и теменных долях синхронизировалась (срабатывала вместе). В исследовании фМРТ более творческие ответы были связаны с повышенной активацией (или использованием) лобной коры в левом полушарии. Объединив результаты исследований пациентов и исследований функциональной визуализации, мы видим, что есть много частей мозга, связанных с творческим мышлением.

    Мозговые мифы о творчестве №1: левое и правое полушарие мозга?

    Вас когда-нибудь спрашивали, левополушарное у вас или правополушарное (рис. 3)? Этот вопрос относится к идее о том, что каждое полушарие мозга специализируется на различных способностях. В целом считалось, что левое полушарие специализируется на понимании слов, обработке математической информации и аналитическом мышлении («рациональный» мозг). С другой стороны, считалось, что правое полушарие специализируется на обработке невербальной информации, пространственной информации, музыки, эмоций и творчества. Как мы видим в творчестве и других сложных функциях, ряд специализированных структур мозга работают вместе, чтобы достичь чего-то. Локализация определенных способностей в той или иной части мозга была впервые обнаружена у некоторых лиц, у которых была основная связь между их полушариями, мозолистое тело , срезанное таким образом, чтобы каждое полушарие работало практически независимо. У большинства людей, однако, два полушария мозга способны общаться, поэтому, хотя структуры мозга могут иметь некоторую специализацию, самые сложные функции мозга требуют совместной работы многих частей мозга.

    • Рис. 3. Миф о левом и правом полушариях мозга.
    • Раньше считалось, что два полушария мозга специализируются на разных видах деятельности: логическое левое и творческое правое полушария. Получено с: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/a/aa/Right_brain.jpg.

    Мозг Мифы о творчестве #2: Креативность и интеллект несовместимы

    Подобно мифу о том, что вы можете быть либо левополушарным, либо правополушарным, некоторые думают, что вы можете быть только умным или творческим. Интеллект обычно определяется как способность получать и использовать знания. Хотя интеллект и креативность в чем-то связаны, это не одно и то же, и люди могут быть как творческими, так и умными, или теми или иными [5]. Важные факторы, которые делают людей высокотворческими, вероятно, имеют какое-то отношение к личности — такие вещи, как открытость новому опыту.

    Мозговые мифы о творчестве #3: Психическое заболевание делает людей творческими

    Некоторые люди предполагают, что существует связь между творчеством и психическим заболеванием. Лучше всего эту связь можно описать как «гипотеза безумного творчества» или «гипотеза безумного гения». Хотя может быть легко представить себе очень творческих исторических деятелей, которые, возможно, страдали психическим заболеванием, таких как художник Винсент Ван Гог (1853–1890, голландский художник Звездная ночь ), поэтесса Сильвия Плат (1932–1963, американский поэт, лауреат Пулитцеровской премии, автор книг «Собрание стихов», «Под стеклянным колпаком» и «Ариэль »), писатель Лев Толстой (1828–1910, русский писатель, считающийся одним из величайших авторов всех времен). , известные как Война и мир и Анна Каренина ), или другие, они представляют собой небольшой процент людей с психическими заболеваниями и небольшой процент творческих людей. Психические заболевания, такие как биполярное расстройство , шизофрения , депрессия и алкоголизм изучались на предмет их потенциальной связи с творчеством. Полученные данные свидетельствуют о том, что высокотворческие люди не обязательно психически больны, но часто могут думать так же, как люди с психическими заболеваниями. На самом деле, Нэнси Андреасен, ведущий специалист в области нейронауки творчества, которая работала с некоторыми из самых умных и творческих людей в современной науке и искусстве, предположила, что многие очень творческие люди, у которых были диагностированы психические заболевания, не были творческими. из-за психического заболевания, но были творческими , несмотря на психическое заболевание, работающее против них [6].

    Будущее вашего мозга и творчества

    Хотя творчество может быть фундаментальной человеческой способностью и стремлением, изучение источника творчества в мозге только началось, поэтому нам еще многое предстоит узнать. Хотя ученые продолжают узнавать больше о креативности, мы уже знаем, что креативность имеет ряд преимуществ (вставка 3). Таким образом, даже если мы не знаем точно, какие психические процессы или части мозга связаны с творчеством, мы все же можем предложить вам и вашим друзьям заняться творчеством, потому что это поможет вам и вашему мозгу.

    Вставка 3. Творчество имеет ряд преимуществ

    • Помогает снять стресс : занимаясь творческой практикой, вы можете войти в психическое состояние, называемое «поток» или «зона», которое может помочь уменьшить стресс уровни и оставить вас чувствовать себя спокойно. Возможно, вы испытывали состояние потока, если когда-либо теряли счет времени, занимаясь любимым делом.

    • Наполняет вас энергией : занимаясь тем, что вам нравится, творчество может помочь вам получить энергию, сосредоточив свое внимание на том, что вам нравится, а не зацикливаясь на заботах или заботах дня.

    • Помогает вашим эмоциям : ряд современных методов лечения, включая музыкальную терапию, танцевальную терапию и арт-терапию, используются для помощи пациентам с различными эмоциональными расстройствами, включая депрессию и посттравматическое стрессовое расстройство. Проявляя творческий подход, вы можете работать со своими эмоциями и чувствами.

    • Повышает вашу эмпатию и терпимость : было показано, что просмотр произведений искусства повышает у людей чувство эмпатии и терпимости по отношению к другим людям, которые отличаются от них самих. Проявляя творческий подход и занимаясь творческой деятельностью, вы можете больше узнать о других людях и культурах.

    • Повышает пластичность мозга : ваш мозг создает связи и изменяется на протяжении всей вашей жизни. Создание произведений искусства может стимулировать связь между различными частями мозга, и считается, что наличие хорошо связанных мозгов важнее для таких вещей, как интеллект, чем сам размер различных структур мозга.

    Итак, теперь, когда у вас есть вся эта информация о творчестве, выходите на улицу, тренируйтесь и продемонстрируйте свое творчество! Многие из нас думают, что мы не креативны, потому что мы не умеем рисовать или не обладаем большими музыкальными способностями, но каждый обладает некоторой степенью творчества внутри себя. По-настоящему творческих людей отличает то, как они решили продемонстрировать свое творчество. Некоторые могут иллюстрировать свое творчество в формах искусства, таких как письмо, музыка, танцы и рисование, другие могут по-новому думать о мире природы и задавать вопросы, но все творчество проистекает из определенного образа мышления. Заставьте свой мозг провести связи между, казалось бы, разными идеями, поскольку творчество — это просто нестандартное мышление — это может сделать каждый. Творческий подход к мышлению поможет вам вести более интересную, здоровую и счастливую жизнь.

    Глоссарий

    Субъективное : Основано на личных мнениях, интерпретациях, точках зрения, эмоциях и суждениях. Противоположностью субъективной информации является объективная информация — анализ, основанный на фактах, измеримый и наблюдаемый.

    Рабочая память : Система памяти в мозгу с ограниченными возможностями, которая отвечает за кратковременное хранение, обработку и манипулирование информацией.

    Абстракция : Мыслительный процесс, который характеризуется адаптивностью и гибкостью. Абстракция предполагает рассмотрение вещей, которые могут не иметь конкретных вещей или конкретных объектов. Примером абстрактного понятия являются «свобода» и «закон».

    Планирование : Набор функций мозга, необходимых для управления поведением. Планирование – это процесс обдумывания и организации действий, необходимых для достижения цели.

    Когнитивная гибкость : Позволяет легко переключаться между размышлениями о двух разных концепциях или думать о нескольких концепциях одновременно.

    Ментальные представления : Гипотетические символы в мозгу, которые представляют внешнюю реальность. Ментальные представления можно рассматривать как ментальные образы или способность представлять вещи в уме, например, путешествие в место, которое вы никогда не посещали, или делать то, чего вы никогда не делали, например, летать как супергерой.

    Мозолистое тело : Пучок нервных клеток, соединяющий два полушария головного мозга.

    Биполярное расстройство : Психическое расстройство, при котором периоды депрессии сменяются периодами приподнятого настроения.

    Шизофрения : Психическое расстройство, которое имеет ряд различных симптомов, некоторые из которых связаны с ненормальным социальным поведением и проблемами с пониманием того, что реально.

    Депрессия : Расстройство настроения, которое включает в себя плохое настроение, которое влияет на поведение, мысли и чувства человека.

    Заявление о конфликте интересов

    Авторы заявляют, что исследование проводилось при отсутствии каких-либо коммерческих или финансовых отношений, которые могли бы быть истолкованы как потенциальный конфликт интересов.


    Каталожные номера

    [1] Валлас, Г. 1926. Искусство мысли. Тернбридж-Уэллс: Solis Press.

    [2] Дафф, М. К., Курчек, Дж., Рубин, Р., Коэн, Н. Дж., и Транел, Д. 2013. Гиппокампальная амнезия нарушает творческое мышление. Гиппокамп 23 (12): 1143–1149. дои: 10.1002/hipo.22208

    [3] Уоррен, Д. Э., Курчек, Дж., и Дафф, М. К. 2016. Что относится к газете, определенному материалу и одежде? Статья, описывающая дефицит конвергентного решения проблем и творчества после повреждения гиппокампа. Гиппокамп 26 (7): 835–40. дои: 10.1002/hipo.22591

    [4] Финк А., Грабнер Р. Х., Бенедек М., Рейсхофер Г., Хаусвирт В., Фалли М. и др. 2009. Творческий мозг: исследование активности мозга при решении творческих задач с помощью ЭЭГ и фМРТ.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *