Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Юнг коллективное бессознательное: Что такое коллективное бессознательное и как оно объясняет наши страхи

Содержание

Что такое коллективное бессознательное и как оно объясняет наши страхи

Коллективное бессознательное присуще всем людям. Оно служит основанием, на котором строится индивидуальная психика. И эта концепция частично объясняет, откуда берутся наши иррациональные страхи еще в детстве. Рассказываем подробнее.

История концепции

Родившийся в Швейцарии в 1875 году, Карл Юнг основал школу аналитической психологии. Он предложил и разработал психологические концепции коллективного бессознательного, а также интровертных и экстравертных личностей.

Юнг работал с выдающимся психологом Зигмундом Фрейдом. В своих ранних исследованиях Юнг подтвердил многие его идеи. Но в конце концов эти двое разошлись в своих принципах. Основная разница между их объяснениями бессознательного заключается в том, что Фрейд считал его продуктом личного опыта, а Юнг предполагал, что бессознательное унаследовано от прошлого коллективного опыта человечества.

Согласно Юнгу, коллективное бессознательное состоит из совокупности знаний и образов, с которыми рождается каждый человек и которые разделяются всеми людьми благодаря опыту предков. Хотя люди могут не знать, какие мысли и образы находятся в их коллективном бессознательном, считается, что в моменты кризиса психика может подключиться к нему.

Итак, коллективное бессознательное, по Юнгу, — это одна из форм бессознательного, единая для общества в целом и являющаяся продуктом наследуемого опыта. Основное отличие коллективного бессознательного от индивидуального — в том, что оно является общим. При этом само коллективное бессознательное — часть индивидуальной психики каждого человека. Это более глубокий слой, чем индивидуальное бессознательное.

Ключевые концепции коллективного бессознательного

Понимание представлений Юнга о коллективном бессознательном также требует понимания концепций, окружающих эти убеждения. Юнг считал, что коллективное бессознательное выражается через универсальные архетипы. Архетипы — это знаки, символы или модели мышления и/или поведения, унаследованные от наших предков.

Согласно Юнгу, эти мифологические образы или культурные символы не статичны и не фиксированы. Наоборот, множество разных архетипов могут перекрываться или комбинироваться в любой момент времени. Некоторые общие архетипы, предложенные Юнгом для объяснения бессознательного, включают:

  • Анима: символизируется идеализированной женщиной, которая заставляет мужчину вести себя женственно.

  • Анимус: женский источник смысла и силы, который вызывает враждебность по отношению к мужчине, но также увеличивает самопознание.

  • Герой: этот архетип можно отождествить с человеческим эго.

  • Персона: маска, которую мы используем, чтобы скрыть наше внутреннее «я» от внешнего мира.

  • Я: вся личность; ядро общей психики.

  • Тень: безнравственные и темные аспекты психики.

  • Трикстер: ребенок, стремящийся к удовольствию, иногда проявляющий жестокость и бесчувственность в процессе.

  • Мудрый старик: самость как образ мудрости или знания.

Юнг использовал свою теорию коллективного бессознательного, чтобы объяснить, как страхи и социальные фобии могут проявляться у детей и взрослых без видимой причины. Страх темноты, громких звуков, мостов или крови может корениться в коллективном бессознательном из-за унаследованной генетической черты. Так, некоторые дети боятся темноты не из-за негативного опыта, а потому что темнота активирует преувеличенную реакцию миндалевидного тела — части мозга, связанной с обработкой информации.

Любовь Карась

Теги

#саморазвитие

#эрудиция

Коллективное бессознательное — Психологос

01 октября 2022 г., 21:34

Фильм «Телеканал Культура. Программа Михаила Швыдкого Культурная революция»

​​​​​​​Коллективное бессознательное — понятие юнгианского психоанализа. Карл Юнг предложил его для обозначения особого класса психических явлений, которые в отличие от индивидуального (личного) бессознательного являются носителями опыта филогенетического развития человечества, передающегося по наследству через мозговые структуры. Содержанием коллективного бессознательного, по Юнгу, выступают архетипы — всеобщие априорные схемы поведения, которые в реальной жизни человека наполняются конкретным содержанием.

По мнению Юнга, существует не только бессознательное субъекта, но и семейное, родовое, национальное, расовое и коллективное бессознательное. Коллективное бессознательное несет в себе информацию психического мира всего общества, в то время как индивидуальное — информацию психического мира конкретного человека. В отличие от психоанализа, юнгианство рассматривает бессознательное как совокупность статичных паттернов, образцов поведения, которые являются врожденными и лишь нуждаются в актуализации. Так же бессознательное делится на латентные, временно неосознаваемые и подавленные, вытесненные за границы сознания процессы и состояния психики.

Психологи научной ориентации этим представлением К. Юнга не пользуются, поскольку оно не проверяемо: экспериментально ни доказать, ни опровергнуть его невозможно. В него можно либо верить, либо нет — как в Бога или Деда Мороза, в связи с чем к области научной психологии это понятие не относится. По мнению психологов научной ориентации, коллективное бессознательное — скорее красивый миф, придумка.

И есть опасение, что придумка скорее вредная, нежели полезная, поскольку практика его использования говорит о том, что с его помощью обычно снимают с людей ответственность за их антисоциальное поведение. Серьезные исследователи вместо коллективного бессознательного говорят о влиянии культуры, внутри которой мы рождаемся и пропитываемся которой каждый день.

История термина

Термин «коллективное бессознательное» был введен в психоаналитическую литературу швейцарским психотерапевтом К.Г. Юнгом, который в работе «Психология бессознательного процесса» уделил внимание рассмотрению не только личностно-человеческих характеристик, но и мифологических фигур, выражающих чувства пациентов. В разделе, названном им «Архетипы коллективного бессознательного», он подчеркнул, что некоторые атрибуты нельзя отнести целиком и полностью к человеческой личности, а следует рассматривать в качестве содержаний «сверхличностного или коллективного бессознательного». Поясняя свою точку зрения, Юнг отметил, что «коллективное бессознательное — нечто вроде осадка опыта и одновременно – образ мира как некая его априорность».

В этом образе содержатся определенные черты, так называемые доминанты, или архетипы. В другом разделе данного труда, озаглавленном «Личное, сверхличное, или коллективное бессознательное», он писал о том, что в глубинном слое коллективного бессознательного дремлют изначальные общечеловеческие образы, а само по себе оно представляет объективно-психическое, в отличие от субъективно-психического индивидуального бессознательного.

В понимании Юнга содержание коллективного бессознательного — это не только осадки архаических способов функционирования людей, но и осадки функционирования животного ряда предков. В отличие от индивидуального, личного бессознательного, состоящего из содержаний, которые некогда были сознательными, но в силу вытеснения исчезли из сознания, коллективное бессознательное характеризуется тем, что его содержания никогда не были в сознании, никогда не были приобретены индивидуально, а обязаны своему существованию всеобщему унаследованию.

В докладе «Понятие коллективного бессознательного», прочитанном Юнгом в Обществе Абернети (Англия) в 1936, и в ряде последующих его публикаций в той или иной степени изложены представления о коллективном бессознательном. Согласно этим представлениям, коллективное бессознательное можно охарактеризовать следующим образом:

  • оно развивается не индивидуально, а получено по наследству;
  • состоит из архетипов как неких предсуществующих форм, являющихся моделью и образцом инстинктивного поведения;
  • включает в себя продукты архаической природы, т.е. содержания и образы поведения, которые являются у всех индивидов одними и теми же;
  • идентично у всех людей и тем самым образует всеобщее основание душевной жизни каждого;
  • имеет мифологические по своему характеру содержания;
  • состоит из образов, не имеющих кровной или расовой наследственности, а принадлежащих к человечеству в целом;
  • является хранилищем реликтовых остатков и воспоминаний о прошлом;
  • представляет собой единую для всех подоснову, на которой сохраняется нерасторжимая целостность и фундаментальная идентичность;
  • вбирает в себя такие содержания, которые не могут быть объектом произвольного намерения и не подвластны контролю со стороны воли;
  • может активизироваться в большой социальной группе, в результате чего возникает коллективное помешательство — духовная эпидемия, способная привести к революции, войне, катастрофе.

Вводя в концептуальный остов понятие «коллективное бессознательное», Юнг признавал, что на материале анализа сновидений З. Фрейд первым обратил внимание на факт наличия в сновидениях элементов, которые не являются индивидуальными и не выводятся из личного опыта сновидцев. Основатель психоанализа назвал их «прафантазиями», «архаическими остатками», тем самым подчеркнув их коллективную, а не индивидуальную природу. В более широком плане, выходящем за рамки сновидений, в работе «Тотем и табу» Фрейд говорил об «унаследовании психических предрасположений», а позднее — об «архаическом наследии прошлого» и «унаследованных схемах». В частности, в работе «Человек Моисей и монотеистическая религия» он обращал внимание на то, что «в душевной жизни индивида могут оказаться действенными не только лично пережитые, но и усвоенные при рождении содержания, элементы филогенетического происхождения, архаическое наследие». По его мнению, архаическое наследие человека охватывает как предрасположенности, так и «следы памяти о переживаниях прежних поколений».

Вместе с тем, в отличие от Юнга, Фрейд не использовал в своих работах понятие «коллективное бессознательное», считая, что подобное выражение является ни чем иным, как тавтологией. В связи с этим он подчеркивал, что «содержание бессознательного ведь вообще коллективно, оно общее достояние людей». Поэтому, не прибегая к понятию «коллективное бессознательное», Фрейд предпочитал говорить о филогенетическом происхождении бессознательного, об унаследованном, сокращенном повторении развития, пройденного всем человечеством в течение длительного времени, начиная с первобытных времен, о «психическом конденсате», ставшем неотъемлемым наследием, которое с каждым поколением нуждается только в пробуждении, а не в приобретении. Типичным примером подобного наследия является, по его мнению, «врожденная» символика, доставшаяся людям от эпохи развития языка и одинаковая по смыслу у всех народов, несмотря на различие языков.

  • Аналитическая психология
  • Автор К.Г. Юнг
  • Психологические теории
  • Бессознательное

Комментарии (6):

Гость, 12 декабря 2014 г. , 16:57

Существуют ли архетипы — такого вопроса нет. Вопрос в термине — коллективное бессознательное. История развития человека, как вида, его речи, языка — все говорит о том, что целый ряд параметров носит общий надличностный характер. Надо не мыслить в категориях Юнг-Фрейд и научно-непроверяемого, надо понять структуру используемых стереотипов и их корни. А это напрямую связано с праязыками. Вопрос в том, что есть нечто общее для всех человеческих существ, такое, что оно не зависит от воли и вызывает схожие реакции на схожие стимулы вне историй конкретного индивида. Достаточно чтобы это изучать и использовать. Разумеется, что нормативные акты общества не могут и не должны менять природу человека.

1

ответ

Гость, 09 декабря 2018 г., 21:58

А на основе чего вы это поймете? Фрейд и Юнг дали форму этим понятиям. И ничего мы с этим не поделаем. Это основа для дискурсов, полётов мысли, анализа в целом. Они определили бессознательное, как явление. Берем за основу.

1

ответ

Гость, 04 апреля 2019 г., 16:30

Да, точно, человек – это в первую очередь вид говорящий. Или точнее в первую очередь имеющий сознание, а во вторую говорящий. Но, тем не менее, если мы даже признаем, что коллективное бессознательное существует, и все люди с ним связаны, или его имеют, то все равно на самом деле не ясно, как тело связано с этим бессознательным. Потому что эта тема напрямую упирается в сам феномен восприятия реальности, а также эволюции этого восприятия, которая явно с людьми происходит в тысячелетиях. Интересные мысли на тему коллективного бессознательного высказаны здесь. http://svp-wiki.ru/wiki/Kollektivnoye_bessoznateljnoye

Гость, 08 января 2015 г., 02:37

Если этот феномен так можно назвать, а его так можно назвать, то я лично считаю, что он существует. Особенно яркое выражение он имеет в детстве. Это как видение, которое представляется восхищенному взгляду человека, которое он сам созерцает в качестве полученного откровения.

1

ответ

Гость, 09 декабря 2018 г., 22:05

Посмотрите на обезьян, муравьев, пчел. Любое социальное животное. Никакого феномена. Сознание имеют только люди. И безуспешно пытаются привести его к гармонии с бессознательным. А причина как раз в коллевтивности, социальности нас, как вида. Разум слишком молод, чтобы организаться в массе. Осознанно. Очень мало коллективного опыта у глобального социума. Коллективного осознанного.

Гость, 23 апреля 2016 г., 14:49

Да уж, если бы я прочитала это раньше.

Материалы по теме:

01 окт. 2022 г.

Активное воображение

Активное воображение — это особый метод использования силы воображения, разработанный Карлом Густавом Юнгом для того, чтобы описывать грёзы при открытых глазах. Вначале пациент концентрируется на каком-то одном определённом пункте, эмоциональном состоянии, образе или событии, чтобы потом отдаться фантазийной активности, с каждым шагом приобретающей всё более драматический характер.

2Подробнее

01 окт. 2022 г.

Аналитическая психология

Аналитическая психология (англ. analytic psychology) — одно из направлений неофрейдизма, основанное швейцарским психологом и культурологом К. Г. Юнгом. В центре находится учение о бессознательном, которому Юнг отводит ведущее место при объяснении причин возникновения особенностей психики и поведения человека.

0Подробнее

01 окт. 2022 г.

Аналитическая теория личности

Философскую основу теории Юнга составляет телеологическое допущение организменной целенаправленности, благодаря которой трансформационные процессы индивидуации разворачиваются в каждом человеке по путям, уже заложенным в уникальном потенциале психологического центра, названному Юнгом Самостью.

0Подробнее

01 янв. 2000 г.

Бессознательное

Бессознательное в широком смысле — область психического, которая не видится сознанием (неосознаваемая область психического) и в отношении которой отсутствует субъективный контроль. Неосознаваемые нами влияния одних элементов нашей психики на другие элементы и наше поведение. Если душевно здоровый, но немного уставший человек закроет глаза и представит себе высокое голубое небо, теплое солнышко, шелест листвы и журчание прозрачного ручья — его состояние обычно становится лучше.

2Подробнее

01 окт. 2022 г.

Личное бессознательное

Личное бессознательное — поверхностный слой психики — содержит личные содержания индивида, принадлежащие непосредственно самому индивиду, который может делать (и часто делает) их осознанными, а значит, интегрированными в сознание, в Эго. Сюда относятся бывшие содержания сознания, слабоэнергизированные восприятия, не доходящие до порога сознания, или подпороговые впечатления, различные комбинации слабых и неясных представлений, не соприкасающихся с сознательной установкой.

0Подробнее

01 окт. 2022 г.

Трансцендентная функция

По К.Г. Юнгу — (Transcendent function; Transzendente Funktion) — психическая функция, возникающая в результате напряжения между сознанием и бессознательным и поддерживающая их объединение; функция связи между противоположоностями.

0Подробнее

Карл Юнг — Коллективное бессознательное

Концепция коллективного бессознательного у Юнга

 

Юнговская концепция коллективного бессознательного был разработан в то время, когда он работал с больными шизофренией в психиатрической больнице Бургольцли.

Хотя первоначально Юнг следовал

теории Фрейда о бессознательном как о психических слоях, образованных вытесненными желаниями, позже он разработал свою собственную теорию, включив в нее некоторые новые концепции. Наиболее важным из них является архетип.

Архетипы составляют структуру коллективного бессознательного — это врожденные психические склонности к переживанию и репрезентации основное человеческое поведение и конкретные ситуации. Таким образом, отношения матери и ребенка регулируются материнским архетипом.

Отец-ребенок — по отцовскому архетипу. Рождение, смерть, сила и неудача контролируются по архетипам. Религиозные и мистические переживания также управляются архетипами.

Наиболее важным из всех является

Самость, которая является архетипом Центра психической личности, его/ее тотальности или целостности. Центр состоит из соединения сознания и бессознательного, достигнутого в процессе индивидуации. .

Архетипы проявляют себя через

архетипических образов во всех культурах и религиозных системах, в снах и видениях. Поэтому большой юнгианский интерес к психике сосредоточен на толковании снов и символов, чтобы обнаружить компенсацию, вызванную архетипами как признаками трансформации психики.

Слово «компенсация» относится к тому, что Юнг считает психическая версия гомеостаза, то есть способность организма поддерживать определенное равновесие и стабильность. Таким образом, архетипы связаны с основным функционированием нашей психики.

коллективное бессознательное является универсальным данным, означающим, что каждый человек наделен этим психическим архетипическим слоем с момента своего рождения. Эти слои нельзя приобрести путем образования или других сознательных усилий, потому что они врожденные.

Мы можем также описать его как универсальную библиотеку человеческого знания или

мудрецов в человеке, ту самую трансцендентную мудрость, которая ведет человечество.

Юнг заявил, что религиозная жизнь должна быть связана с опытом архетипов коллективное бессознательное . Таким образом, сам Бог переживается как архетип на психическом уровне.

Юнг о коллективном бессознательном

Коллективное бессознательное — насколько мы вообще можем о нем что-либо сказать — представляется состоящим из мифологических мотивов или первообразов, поэтому мифы всех народов являются его реальными. экспоненты. На самом деле всю мифологию можно рассматривать как своего рода проекцию коллективного бессознательного… Следовательно, мы можем изучать коллективное бессознательное двумя способами: мифологии или в анализе личности. (Из The Structure of the Psyche , CW 8, пар. 325.)

 

Дополнительные ресурсы:

  • Больше о коллективном бессознательном можно найти во всей работе Карла Юнга, в основном в книгах и статьях, написанных после раскола с Зигмундом Фрейдом. Хорошая коллекция из сочинений для начала Архетипы и коллективное бессознательное , Princeton University Press, 1990. Вы можете заказать эту книгу прямо сейчас по адресу Amazon.com , перейдя по следующей ссылке:
  • http://amzn. to/2FJJmi0.
  • Вы также можете заказать его Психология и Алхимия , где архетипы объясняются в контексте толкования снов. Закажите эту книгу прямо сейчас по телефону
  • https://amzn.to/2NSHtXD.
  • Мы имеем дело с архетипами сновидений в нашем курсе, посвященном юнговскому методу толкования сновидений. Нажмите
  • здесь, чтобы узнать больше…

Коллективное бессознательное — что это такое и почему вас это должно волновать?

Автор: Peter

В свое время коллективное бессознательное было радикальной концепцией.

Созданная Карлом Юнгом, эта идея отделила Юнга от теорий — и, в конечном счете, от дружбы — Зигмунда Фрейда.

В то время как союз между Фрейдом и Юнгом не выдержал испытания временем, сама идея Юнга в конечном итоге выдержала, и коллективное бессознательное, возможно, стало его самым важным вкладом в психологию.

Хотя в настоящее время они сформулированы в других теориях и редко приписываются Юнгу, идеи, впервые сформулированные коллективным бессознательным, теперь являются приемлемой и весьма полезной частью многих различных видов научной мысли.

Что такое коллективное бессознательное?

Юнг предположил, что коллективное бессознательное — это слой нашего бессознательного, который мы приходим в этот мир и который связывает каждый из них с историей мыслей и поведения всего человечества.

Идея кристаллизовалась для Юнга после сна, в котором он находился в доме с хорошо украшенным и организованным первым этажом (сознательная личность), затем более средневековым и темным цокольным этажом (личное бессознательное) и, наконец, подвалом с вывесками. первобытной культуры и с древними черепами в ней (коллективное бессознательное).

Современная аналогия может состоять в том, чтобы представить коллективное бессознательное скорее как унаследованную «базу данных», , или как вычислительное «Облако». Это обширное поле информации, восходящее к древним временам, к которому мы все можем получить доступ, если нам это необходимо, и которое позволяет нам получать опыт, типичный для человечества.

Что содержит коллективное бессознательное?

Коллективное бессознательное содержит так называемые «архетипы».

Автор: jon jordan

Архетипы — это универсальные понятия, которые мы, кажется, знаем инстинктивно, или то, что Юнг описал как «идентичные психические структуры, общие для всех».

Архетипы означают, что у нас могут быть те же мысли и идеи, что и у людей, которых мы никогда не встречали, даже если они происходят из совершенно другого происхождения и культуры.

Примером могут служить отношения матери и ребенка. Никто не говорит нам, что такое мать, но мы определенным образом реагируем на материнскую фигуру, независимо от того, где мы родились в мире или какова наша культура, религия или раса.

Если все это правда, то почему мы не вполне разумны и более похожи друг на друга?

Во-первых, это слово «бессознательное» — коллективное бессознательное работает таким образом, что находится вне нашего ментального контроля.

Архетипы, содержащиеся в коллективном бессознательном, также по существу бездействуют. Как сказал Юнг, их можно рассматривать как «отложения всего опыта наших предков, но сами по себе они не являются опытом».

Подобно чертежам, архетипы становятся опытом только тогда, когда мы бессознательно выбираем их воплощение, вызванное чем-то, что с нами происходит, например, испытанием или жизненным кризисом. И поскольку то, что происходит с каждым из нас, уникально, мы будем использовать и проявлять части коллективного бессознательного также индивидуально.

Почему Фрейд так ненавидел идею коллективного бессознательного?

Дело не в том, что Юнг не разделял идею Фрейда о том, что нас формирует личный опыт. Просто он не верил, как Фрейд, в то, что мы приходим в мир как чистый лист и являемся лишь продуктом нашего опыта, а это означает, что каждая вещь в нашей психике уникальна для нас.

Юнг нашел эту точку зрения ограничивающей и решил, что мы приходим в мир с уже существующим коллективным бессознательным. У нас есть «архетипический потенциал», который мы можем активировать и развивать или нет.

Итак, для Фрейда личный опыт существует для развития того, кто мы есть. Для Юнга личный опыт существует для развития того, что уже находится внутри нас.

Как Юнг пришел к идее коллективного бессознательного?

Автор: garlandcannon

Сны сыграли большую роль в формировании Юнгом его теории коллективного бессознательного. С детства он был очарован инстинктом, что он был связан с чем-то большим, чем он сам, и он заметил, что его сны содержат вещи, которые находятся за пределами его собственного знания и опыта.

Позже Юнг работал в психиатрической больнице, где у него была возможность близко изучить пациентов с шизофренией и сделать свои наблюдения научными. Он заметил, что в галлюцинациях и бреде его пациентов были образы и символы, которые были больше, чем их возможный личный опыт, и даже имели мифические размеры.

Была ли это безумная идея или в ней есть доля правды?

Теории, подобные теории Юнга, в настоящее время пользуются уважением в современных областях психологии и науки , что означает, что идея Юнга опередила свое время.

Примером может служить этология, поведенческая биология, в которой изучают животных в их среде обитания. Было обнаружено, что каждый вид содержит закодированные в его центральной нервной системе так называемые «IRM», врожденные механизмы высвобождения. Они рассматриваются как унаследованный набор моделей поведения, которые становятся активными при столкновении с правильным стимулом. Примером этого являются птенцы чайки, которые видят красное пятно на клюве своей матери и клюют его, чтобы она дала им пищу.

Так чем мне коллективное бессознательное может быть полезно?

Юнг чувствовал, что мы можем получить прямой доступ к коллективному бессознательному через наши сны. Мы можем помнить наши сны, искать архетипы, а затем интерпретировать мудрость, которую предлагает архетип.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *