Наблюдательно — это… Зачем развивать наблюдательность?
Внимательность и наблюдательность – это важные составляющие жизни каждого человека. Но порой мы встречаем людей или сами являемся теми, кто просто не привык с детства быть внимательным. Обычно такие люди смотрят вокруг, но ничего не замечают. Все дело в привычке человека наблюдать.
Общие понятия
Если подойти к кому-нибудь из семьи и попросить подробно описать, как выглядит гараж на даче, вы удивитесь, что на некоторые, казалось бы, очевидные детали люди просто не обращают внимания. Кто-то выскажется против и заявит, что обращать внимание на детали – это перегрузка памяти и захламление мозга ненужной информацией. С одной стороны, это верно, но с другой – это хорошая привычка. Во-первых, такие умения позволят быстрее улавливать суть и делать анализ, а во-вторых, может стать отличной помощью в разрешение неблагоприятных ситуаций. Так что такие черты характера или свойства личности, как внимание и наблюдательность, важны как никогда.
Что такое внимательность и внимание?
В первую очередь, внимательность предполагает определенное отношение к окружающим людям. Это не только способность наблюдать, но и вовремя реагировать на состояние окружающих, быть чутким и понимающим. Внимательность серьезно влияет на познавательную деятельность, на интеллект и ум, а также положительно сказывается на результатах работы. А вот понятие «внимание» уже имеет иной характер – это избирательная направленность на определенный объект и полное сосредоточение на нем.
Что такое наблюдательность
В первую очередь, данное понятие отражает способность человека обращать внимание на существенные свойства и детали как людей, так явлений и предметов. И если многие считают, что умение подмечать даже самые мелкие детали – навык бесполезный, то они глубоко заблуждаются, ведь наблюдательность важна и в профессиональной сфере, и в жизни в целом.
Зачем развивать наблюдательность?
Такой навык имеет важное значение в жизни. Психологи выделяют конкретные причины, почему развитию наблюдательности должен уделять внимание каждый человек:
- В первую очередь, наблюдательность дает возможность гораздо лучше понимать все, что происходит вокруг, то, что скрыто от глаз обычных людей. Способность видеть схожесть в разном и различия в одинаковом – это настоящее искусство.
- Развитие наблюдательности способствует раскрытию потенциала, сущности другого человека, а также позволяет предвидеть его будущие поступки.
- Высокий уровень наблюдательности позволяет людям в кратчайшие сроки оценить ситуацию и принять грамотное решение.
- Наблюдательность – это источник вдохновения, это новые идеи, это способность видеть в привычных вещах что-то новое. Многие великие ученые, художники, писатели, изобретатели творили именно благодаря тому, что умели увидеть в серости что-то новое и яркое.
На сегодняшний день наблюдательность – это основа большинства профессий. Быть в курсе событий и не потеряться в серой массе – это и есть задача современного общества.
Как развить наблюдательность?
Уровень наблюдательности прямо пропорционален уровню развития памяти. Так как же научиться видеть по-настоящему? Стоит отметить, что для развития навыка следует не только запоминать увиденное или услышанное в деталях, но и пропускать полученную информацию через себя. Никогда не закрывайтесь от новых знаний, будьте более восприимчивы, в процессе наблюдения не забывайте думать и анализировать, чтобы полученная информация осталась, а не улетучилась вместе с мыслями. Например, К. Г. Паустовский, великий русский писатель, считал, что умение «видеть» основывается на чувствительности зрительного анализатора. Он писал о том, что наблюдательность – это дело наживное. А натренировать себя можно следующим упражнением. Русский писатель предлагал людям ежедневно на протяжении месяца смотреть на все вокруг с мыслью о том, что прямо сейчас вам нужно будет в деталях нарисовать то, что вы видите. Смотрите на людей так, на природу, на окружающие вас предметы и явления. Вы удивитесь, сколько не замечали раньше, а уже через некоторое время это войдет в привычку.
Упражнения на развитие
Помимо упражнения Паустовского, существует еще два простых, но очень эффективных способа развить наблюдательность личности:
- Упражнение № 1 – самое простое и эффективное. Суть его заключается в умении видеть обычные вещи. Возьмите какой-нибудь предмет, первое, что попадется под руку. Это может быть телефон, книга, утюг, чашка, и поставьте его перед собой. Спокойно, а главное – очень внимательно, рассматривайте вещь, попытайтесь максимально точно запомнить ее. Теперь следует закрыть глаза и мысленно воссоздать образ в точности со всеми деталями. Затем можно снова открыть глаза, посмотреть на предмет и понять, чего не хватило мысленным представлениям. И далее снова закрываем глаза для того, чтобы усовершенствовать образ, который сложился в голове.
- Когда с первым упражнением вы будете справляться на ура, можно переходить ко второму. Теперь нужно мысленный образ перенести на бумагу. И совсем неважно, рисуете вы как Сальвадор Дали или как пятилетний ребенок. Просто изобразите то, что представляете в голове. Когда предмет будет нарисован, посмотрите на него в живую и добавьте недостающие детали
Эти простые упражнения помогут развить такой навык, как наблюдательность человека. Уже через несколько недель занятий будет заметен результат, который вас порадует. Теперь вы не посмотрите на мир, как прежде, теперь даже в самых обыденных вещах можно будет увидеть что-то неизведанное.
Почему нужно быть наблюдательным? (по тексту И.С. Соколова-Микитова)
Под наблюдательностью можно понимать умение улавливать малопримечательные и незаметные свойства предметов, на которые не обращают внимания большинство людей. Такому умению, как наблюдательность, людей учат с самого детства. Почему же нужно быть наблюдательным? Способность видеть мельчайшие детали помогает человеку смотреть на окружающий его мир более широко и открыто. Наблюдательный человек развивает способность анализировать и акцентировать свое внимание на том, что другие просто не могут увидеть, такое умение позволяет смотреть на мир с разных сторон. Наблюдательность помогает в обретении нового жизненного опыта.
Чтобы убедиться в этой позиции, можно обратиться к тексту И.С. Соколова-Микитова и к читательскому опыту.
Главный герой предложенного для анализа текста обращает особое внимание на «утреннюю раннюю зарю», когда «все вокруг меняется», «матерь»-земля «просыпается», «в живом мире природы все пробуждается» и «рождается новый день». Рассказчик описывает то, что происходит в этот момент: солнце, которое наблюдательным героем называется «огромным пылающим шаром», сменяет одну за другой гаснущие уже побледневшие звезды; над макушками деревьев проходит «предутренний ветер»; начинают петь «бесчисленные птицы»; все вокруг розовеет и алеет. Автор показывает, что рассказчик отмечает многие утренние особенности, которые скрыты от глаз многих людей. Сам герой, рассуждая о том, что городские и даже деревенские жители редко смотрят на восход солнца, выражает мысль о том, что видеть красоту утренней природы способны вовсе не все люди, а только наблюдательные.
О роли наблюдательности в жизни человека заставляет задуматься и повесть Н.В. Гоголя «Портрет». «Прежний товарищ» Чарткова, еще с детства «носящий в себе страсть к искусству», для усовершенствования своего таланта отправился в Рим, «где в виду прекрасных небес спеет величавый рассадник искусств». Он «неутомимо посещал галереи, по целым часам застаивался перед произведениями великих мастеров», «читая» в них «безмолвный и красноречивый совет» и «ловя и преследуя чудную кисть». Автор показывает, что герой, наблюдая за произведениями великих художников, «вынес» «идею созданья, могучую красоту мысли, высокую прелесть небесной кисти», благодаря которым ему в итоге удалось создать «божественное», «чистое, непорочное, прекрасное» произведение искусства.
Таким образом, наблюдательность нужна человеку для того, чтобы получать новый жизненный опыт, чтобы всегда смотреть на окружающий мир по-новому, каждый раз отмечая новые особенности, которые незаметны другим людям.
Вариант 24 — сочинения 9.1. и 9.2.:
Важность наблюдения | Счастливый ученый
Наблюдение — очень важная часть науки. Это позволяет нам увидеть результаты эксперимента, даже если они не соответствуют нашим ожиданиям. Это позволяет нам видеть вокруг себя неожиданные вещи, которые могут стимулировать наше любопытство и вести к новым экспериментам. Еще более важным, чем наблюдение, является точное наблюдение. Часто наши глаза и наш мозг обманывают нас, позволяя нам видеть то, что мы ожидаем увидеть, а не то, что есть на самом деле.
Этот эксперимент является классическим приемом, который учителя естественных наук используют, чтобы научить учащихся наблюдательности. Иногда мы видим то, что ожидаем увидеть, а не то, что есть на самом деле. Чтобы попробовать этот забавный трюк, вам понадобятся:
- банан без коричневых пятен
- немного дробленого миндаля или других орехов
- подсвечник
- зажигалка
Осторожно очистите банан и отрежьте часть длиной около 3 или 4 дюймов. Вы хотите, чтобы это было максимально прямо. Вы также хотите быть уверены, что на нем нет коричневых пятен. Я использую тот, который все еще слегка зеленый, так как он более твердый и светлый. То, что вы пытаетесь сделать, похоже на свечу.
Когда у вас получится банан, поместите его в подсвечник. Чем причудливее держатель, тем лучше иллюзия. Хорошо, это похоже на свечу, но мы никак не можем поджечь банан. В настоящей свече фитиль несет расплавленный воск, чтобы питать пламя. Банан не тает, а если бы и мог, то жидкость не сгорела бы. Нам нужно найти другой способ зажечь нашу съедобную свечу.
Для нашего фитиля мы будем использовать ломтик миндаля. Орехи богаты маслом. Помните, что цель ореха – вырастить новое растение. Масло является источником энергии для молодого растения. Мы будем использовать энергию этого масла в качестве топлива для нашей свечи. Воткните тонкую дольку миндаля в верхнюю часть банана, чтобы он был похож на фитиль. Теперь ваша иллюзия готова кого-то удивить.
Используйте зажигалку, чтобы поджечь верхнюю часть миндальной пластинки. Он горит красивым желтым пламенем, как от свечи. Большая разница в том, что он будет гореть всего минуту или около того. Это означает, что вы должны работать быстро. Как только свеча хорошо загорится, осторожно отнесите ее в комнату, где кто-то сидит. Они почти наверняка спросят вас, зачем вам свеча. Скажите, что вы голодны и хотите «легкого» перекуса. Задуйте «фитиль» и откусите верхушку от свечи. Если ваши друзья и семья не видели этот трюк раньше, они, вероятно, будут поражены.
Следует быть осторожным с горячим концом обожженного миндаля. Он быстро остынет, но я всегда слежу за тем, чтобы у меня на языке было много слюны (слюны), чтобы быть уверенным, что он полностью вышел. Вы не хотели бы обжечь свой язык.
Если кто-то очень наблюдателен, он заметит разницу в текстуре «свечи» и в том, что фитиль жесткий и толстый. Большинство людей увидят то, что они ожидают увидеть, горящую свечу. Важная часть науки — научиться видеть то, что есть на самом деле, даже если это не то, что вы ожидаете.
Конечно же, я ожидаю увидеть тарелку мороженого к банану, и, может быть, немного шоколадного соуса, и немного орехов, и, может быть, немного взбитых сливок……
00:10 Крупным планом , Я ношу другую рубашку. Белые пуговицы вместо коричневых, да и карманы другие.
00:15 Банана с верхней части компьютера больше нет.
00:30 Когда я закусываю свечу, зажигалка со стола исчезает.
00:46 Снова появляется зажигалка
01:34 На крупном плане лишние бананы переместились на разделочную доску.
01:41 Перед компьютером появились банан и ракушка. На мне другая рубашка (та, что на предыдущем крупном плане). Образец тарантула и череп крокодила поменялись местами на полке. Там другой подсвечник, а зажигалка и воздушный шар переехали. На краю стола лежит белое бумажное полотенце.
02:14 Нож другой. Кусочки банана находятся в разных местах.
02:20 Нож поменялся обратно. Изображение на экране компьютера изменилось. Банан переместился на полку рядом с образцом тарантула.
02:31 На крупном плане зажигалка другая.
02:36 Банан снова перед компьютером. Изображение на экране компьютера изменилось на исходное. Зажигалка снова красная.
02:58 Изображение на экране компьютера начинает медленно менять цвет.
Почему важна наблюдательность? 3 важных причины: видеооценка для развития навыков и обратная связь
Студенты-учителя часто спрашивают: «Почему важна наблюдательность?»
Ну, во-первых, это единственный способ для учителей-студентов узнать, как у них дела. Но это еще не все.
Наблюдения важны, потому что они являются связующим звеном между руководителями и их учителями до начала работы. Это время для ученика-учителя, чтобы продемонстрировать свои навыки, выяснить, как у них дела, и получить это ценное время один на один с наставником. Все эти преимущества составляют три главные причины важности наблюдения:
3 основные причины, по которым наблюдение важно для учителей-студентов Щелкните, чтобы твитнуть
1.
Формирующее оцениваниеОсобенно для новых учителей может быть невероятно сложно узнать, насколько хорошо они преподают. Кто-то может подумать, что у них есть все необходимое для обучения, в то время как другие считают, что им предстоит пройти очень долгий путь к успеху. И оба лагеря студентов часто ошибаются в своих самооценках.
Вместо того чтобы позволять учителям до начала работы гадать, как у них дела, наблюдение — это шанс помочь им на этом пути. Как только их полевой опыт подходит к концу, они могут быть готовы к сертификации вместо того, чтобы идти на итоговую совокупную оценку неподготовленными.
2. Настоящая обратная связь
Весь смысл оценивания студентов-учителей на этом пути состоит в том, чтобы дать им отличные отзывы, которые они могут использовать. Не менее важно сказать им, что они делают правильно, чем дать им понять, что они делают неправильно. И это знание даст им возможность добиться реальных улучшений. Это одна из главных причин важности наблюдения.
Если вам интересно, как давать еще более эффективную обратную связь, обязательно ознакомьтесь с Полным руководством по обратной связи для преподавателей. Существуют актуальные исследования того, как учащиеся учатся и как лучше всего давать подсказки. А если говорить о долгосрочных идеях…
Наблюдения — это способ №1 напомнить начинающим учителям, куда они направляются Щелкните, чтобы твитнуть
3. Конкретные цели
В суете написания планов уроков, выполнения заданий, обучения, дисциплинирования и выяснения того, как быть настоящим учителем, ученики-учителя слишком легко забывают свое грандиозное видение. Почему они делают то, что делают? А еще лучше, какие основные навыки им нужно освоить? Что жизненно важно для их сертификации, а что нет?
Наблюдения напоминают учителям начальной школы, куда они направляются. Ваше руководство поможет вашим ученикам расставить приоритеты в своих навыках преподавания и вспомнить все причины, по которым наблюдение важно.