Завистники в коллективе
В любом коллективе всегда найдутся как успешные сотрудники, так и те, кто им завидует. Поводов для этого чувства может быть великое множество — от повышения в зарплате и должности до удачного устройства личной жизни. И пока одни молча упиваются сравнением не в свою пользу, другие ведут активные боевые действия. Подсиживание, интриги, моббинг — все это может быть признаком того, вы стали объектом зависти коллег.
Почему так происходит?
Народная мудрость гласит, что незавидна участь того, кому не завидуют. Возможно, это и так, но не стоит полностью игнорировать людей, которым не дают покоя чужие успехи. Завистливые коллеги могут нанести серьезный удар по вашей карьере, испортить отношения с другими сослуживцами, стать причиной серьезных неприятностей, связанных с работой.
Завидующий, как правило, не уверен в том, что может добиться тех же достижений.
Не всегда завистник мрачно наблюдает за вашими успехами со стороны; им может оказаться и тот, кого вы считаете своим другом, единомышленником. Стоит внимательно присмотреться и к тем, кто откровенно льстит и не скупится на подхалимство.
Зависть в рабочем коллективе — не что иное, как проявление социального сравнения не в свою пользу. Завидующий, как правило, не уверен в том, что может добиться тех же достижений. Еще одним обязательным условием является перекрещивание интересов — у одного есть то, что хочет иметь другой.
Впрочем, не всегда предметом зависти бывают только профессиональные вершины. Рядовая сотрудница офиса, недавно успешно вышедшая замуж, может подвергаться не меньшим нападкам, чем удачливый карьерист.
Любители простодушно поделиться своими успехами с коллегами часто становятся объектом зависти со всеми вытекающими последствиями. Тут уже все зависит от коллектива и норм корпоративной культуры, но если в компании процветает моббинг, то стоит приготовиться к информационному бойкоту и беспричинным атакам со стороны других сотрудников.
Важно уметь отличать проявления профессиональной ревности от личной вражды или неприязни. Если вчера вы с воодушевлением рассказывали сослуживцам о своих деловых подвигах, а сегодня один из них слегка изменил к вам отношение, то, скорее всего, вы нажили неприятеля, комплексующего из-за собственных неудач.
Распространенное заблуждение гласит, что зависть процветает только в женских коллективах, но психологи уверены, что от пола это не зависит. Более того, мужчины тоже могут завидовать карьерным успехам женщин.
Зависть возникает в компаниях с высоким уровнем конкуренции между сотрудниками и нередко принимает достаточно агрессивные формы. Если с вашего рабочего компьютера подозрительно часто стали исчезать файлы, а важная информация обходит вас стороной, срочно вычисляйте и нейтрализуйте злоумышленника.
Всем выйти из сумрака
Методы, которые чаще всего используют завистники, позволяют достаточно легко определить их в коллективе.
- Отсутствие помощи в сложной ситуации
Завистник может опасаться того, что, помогая, он облегчает вам доступ к значимой для него цели. Если ваш функционал практически совпадает, а повышение «светит» только одному, присмотритесь к тем, кто отказывает вам в содействии.
- Неверные советы, заведомо ложная информация
Это уже более открытое проявление ревностного отношения. Конечно, не стоит подозревать всех, кто дает ошибочные советы, в коварных планах, но завистники будут рады, если вы совершите ошибку. Если о вашем промахе руководству станет известно от вроде бы не причастных к делу «третьих лиц», будьте уверены, что дело здесь нечисто.
- Немотивированная агрессия
Коллега может нагрубить вам, постараться побольнее уколоть едкой шуткой. Если при этом вы отлично справляетесь со своими профессиональными обязанностями, то не исключено, что он завидует вашей карьере, зарплате или чему-то еще.
- Информационный бойкот
Завидовать может не только один человек, но и большая часть коллектива. Если на недавнем собрании вас расхваливало руководство, намекая на грядущее повышение, а сейчас сложилось чувство, что вы «выключены» из информационной жизни компании, возможно, вы «зацепили» не самые добрые чувства в своих сослуживцах.
С завистью в рабочем коллективе нередко путают недоброжелательное отношение, недопонимание и конфликты, продиктованные иными мотивами.
Есть разница
Не всегда напряженные отношения с кем-то одним или коллективом в целом являются проявлением зависти, хотя и велик соблазн списать все на несовершенство человеческой натуры.
Нередко критичное отношение к своей работе и негативизм со стороны коллег многие склонны списывать именно на это греховное чувство, но важно объективно разобраться в причинах. Если вам указали на недоработки, а заодно предложили способ их исправления, то не спешите зачислять сослуживцев в стан врагов.
Недовольство вашей работой, которое высказывает злопыхатель, нередко носит характер критиканства и перехода на личности. Конструктивная же критика имеет принципиально иную цель — улучшить результат. Ни один завистник не отважится выпестовать конкурента, пусть даже ценой критики.
С завистью в рабочем коллективе нередко путают недоброжелательное отношение, недопонимание и конфликты, продиктованные иными мотивами. Вы можете отлично справляться со своими обязанностями, но не совпадать с коллегой в привычках или рабочем ритме, и если вынуждены сообща заниматься одним проектом, отношения могут легко стать более чем натянутыми.
Защититесь от завистников
Нажить себе завистников достаточно легко, но существуют достаточно эффективные формы защиты от такого негативного внимания. Вы также можете снизить напряженность во взаимоотношениях с тем или иным человеком, особенно если вам ежедневно приходится сталкиваться с ним в офисе.
- Не дразните гусей
Досаждать коллегам бесконечными рассказами о своих профессиональных успехах не стоит. Еще хуже, если вы начнете подчеркивать неожиданное везение в делах. Не все готовы обрадоваться вашей удаче, так что делитесь радостью лишь с теми, в чьем отношении вы полностью уверены.
Слова искренней благодарности помогут снизить напряженность в коллективе.
- Благодарите коллег публично
Если руководство отмечает ваши вполне заслуженные успехи и публично обещает повышение, то вы легко можете спровоцировать зависть в коллективе. В этой ситуации будет не лишним публично подчеркнуть вклад ваших коллег. Слова искренней благодарности помогут снизить напряженность в коллективе, а заодно уменьшить головокружение от ваших успехов у сослуживцев.
- На время уйдите в тень
Если зависть в коллективе обусловлена личными причинами (например, удачное замужество или неплохое наследство), не стоит нажимать лишний раз на «болевые точки». Просто перестаньте делиться подробностями своего семейного счастья с сослуживцами.
- Не дайте себя вовлечь в психологические игры
Тот, кому ваш успех мешает спокойно спать, отнимает свое время и энергию. Мучаясь сравнениями в вашу пользу, он не занимается развитием собственной карьеры. Вам вполне достаточно держать его в поле зрения, но не стоит опускаться до тех же методов вредительства. Лучше всего сократить общение с данным человеком до минимума, используя формально-деловой тон.
***
По мнению Бернарда Шоу, «обилие завистников пугает, но их отсутствие — настораживает». Не стоит впадать в панику, если выяснилось, что коллега завидует вам. Умелая его нейтрализация вполне обезопасит вашу дальнейшую карьеру.
3 неудачных способа бороться с завистью коллег и 1 действенный совет — Work.ua
Одна из самых сильных человеческих эмоций — это зависть. Всем знакомо то чувство тотальной несправедливости, и каждый умеет бороться с ним по-своему.
Но что делать, если завидуете не вы, а вам?Итак, вас повысили. Теперь вы начальник и получаете высокую зарплату. И все вроде хорошо, вот только коллеги, с которыми вы раньше были не разлей вода, стали потихоньку отдаляться. Вы в растерянности и не знаете, как заставить завистников оттаять? Не волнуйтесь, сейчас Work.ua расскажет, что делать и чего не делать в такой ситуации.
1. Хватит усугублять
Если вы заметили, что ваши успехи причиняют кому-то неудобства, постарайтесь перестать хвастаться. Знаем, это непросто. Но поверьте, если человек в седьмой раз слушает ваши истории о том, с какими интересными людьми вы теперь общаетесь и как много всего можете себе позволить благодаря повышению зарплаты, он вряд ли искренне радуется за вас.
Скорее всего, в нем зародится не только зависть, но и раздражение. А если таких коллег несколько, вы рискуете получить целую армию недоброжелателей, в чем сами же и будете виноваты.
Как исправить? Конечно же, прекращать делиться приятными впечатлениями с любимыми коллегами не нужно. Просто постарайтесь меньше говорить о себе и больше интересоваться другими.
2. Не жалуйтесь
Некоторые люди, почувствовав, что им завидуют, пытаются показать завистникам, что не так уж все и хорошо. И они начинают сетовать и роптать — вовсю демонстрировать коллегам, сколько дополнительных обязанностей и «ненужной ответственности» на них свалилось.
Почему так не стоит делать? Если вы будете жаловаться, то к зависти коллег прибавится одно из двух очень неприятных (для вас) мнений:
- либо вас сочтут вечным нытиком и слабаком, из-за чего вы моментально потеряете авторитет;
- либо заподозрят во лжи и решат, что вам категорически нельзя доверять.
3. Полегче с помощью
Стать идеальным коллегой — тоже не лучший вариант. Многие люди, получив повышение, страдают от синдрома самозванца. Им кажется, что на самом деле повышения они заслуживают не больше, чем остальные коллеги. Чувствуя вину перед другими, эти работники пытаются уладить все, сделать добро всем и каждому. Это превращает их в своеобразных суперменов, которые всегда спешат на помощь (даже если их об этом никто не просит).
Но попытки всячески помочь завистниками и таким образом избавить их от зависти, а вас — от неловкости только ухудшают ситуацию. И знаете почему? Существует странная жизненная закономерность — помогая людям, вы, пусть и ненамеренно, делаете их своими должниками. А человек, который чувствует себя обязанным кому-то, непременно попытается избавиться от этого неприятного ощущения и напоминаний о нем.
Так и получится: ваши попытки избавить коллегу от зависти приведут к тому, что он попросту начнет вас избегать. Чем больше людей получат вашу непрошеную помощь, тем меньше друзей из коллектива у вас останется.
И обещаный совет: испытайте гордость
Оставьте на время заботу о чувствах других людей и подумайте о себе: о том, сколько вы работали, чтобы получить повышение, и что вы действительно его заслуживаете. Позвольте себе насладиться победой и отпустите ситуацию.
Если не зацикливаться на присутствии в вашей жизни завистников, со временем они «перерастут» это чувство. (Скорее всего, мнимые злопыхатели и сами не рады, что подверглись такой неприятной эмоции).
И не стоит бояться зависти, независимо от того, чувствуете ее вы или по отношению к вам. «Зависть — сестра соревнования», — считал Пушкин. А от конкуренции в нашем мире никуда не деться. Иначе никто и никогда не получал бы повышений.
Читайте также
- 9 качеств, которые помогут получить повышение
- Почему вас не повышают
Читайте нас в Telegram
Чтобы оставить комментарий, нужно войти.
Что делать, если коллеги вам завидуют
Вы недавно получили повышение? Или, может быть, повышение, публичная похвала от босса… все, что ставит вас выше ваших коллег. Если это так, некоторые коллеги, получившие меньше, чем вы, могут завидовать.
Их отношение к вам может измениться. Отношение к вам холодное или даже враждебное. Вам в лицо говорят саркастические замечания вроде «Должно быть мило». Теперь вам нужно справиться с этой завистью, продолжая прогрессировать. Есть активные и пассивные способы сделать это, не усугубляя ситуацию.
Оставьте хвастовство вне работыКонечно, вы упорно трудились, чтобы заслужить признание. Вы заслуживаете того, чтобы гордиться своими достижениями. Будьте осторожны, чтобы не показаться высокомерным. Хвастовство вызовет раздражение у жадных коллег.
Это не значит, что вы не должны рекламировать свой успех (на работе, в социальных сетях). Просто держите это фактическим и простым. Мера скромности может притупить возможную критику.
С другой стороны, не извиняйтесьВполне естественно чувствовать себя униженным прекрасным карьерным ростом. Но те, кто не получил вознаграждения, не хотят слышать, как вы себя чувствуете недостойным. Скорее всего, они согласятся и начнут указывать на ваши недостатки.
Предлагайте учить, а не высмеивайтеНеприятно обижаться на хорошие дела. У вас может возникнуть соблазн наброситься и сказать: «Эй, если бы ты просто сделал свою работу и научился играть в игру, тебя бы не так не замечали». Не привлекательная тактика.
Вместо этого дайте полезный совет тем, кто выглядит наиболее обиженным. Объясните, как вы разобрались с веревками. Внесите предложения о том, как они тоже могут улучшить свои навыки. После этого речь идет уже не о вас, а о том, как они развивают свою собственную карьеру.
Заводите стратегических друзейЧтобы противостоять завистливым врагам и недоброжелателям, создайте сильных союзников в нужных местах. Они будут вашими сторонниками, когда дело дойдет до драки. Также они могут открыть вам двери и отдать приоритет вашим просьбам о помощи по проекту.
Продолжайте удовлетворять потребности лиц, принимающих решенияНе все, с кем вы работаете, будут отмечать вашу известность. Так что оставайтесь сосредоточенными: вы добились признания, потому что люди, которые раздают награды, ценят вас. Меньше беспокойтесь о том, что думают завистливые товарищи по команде, и следите за теми, кто принимает решения.
Иметь дело с создателями проблемЗависть может заставить некоторых людей вести себя плохо. Вы можете стать жертвой сплетен, отверженности или саботажа (как скрытого, так и открытого).
С серьезными преступниками следует разговаривать осторожно. Скажите им наедине: «Я заметил раскол между нами и хотел узнать, откуда вы». Таким образом, вы побуждаете их говорить честно, не вызывая защитной реакции.
При необходимости подчеркните тот факт, что их поведение может нанести ущерб общей результативности команды. Предложите сотрудничество для поиска взаимоприемлемых путей продвижения вперед.
Переверни все вокругКогда твоя звезда восходит, завистники могут чувствовать себя обделенными. Тем временем вы набираете силу, чтобы заставить их чувствовать себя вовлеченными. Что, если бы вы протянули руку и признали их?
Вы можете похвалить их усилия во время обхода кабинки. Или сообщите им об этом по электронной почте, в социальных сетях, на собраниях команды проекта и т. д. Они могут стать союзниками, желая быть связанными с вашим растущим влиянием.
Не принимайте близко к сердцуВ любой компании обычно есть неудачники, конкуренты и ненавистники. Движимые завистью на рабочем месте, они могут попытаться опустить вас до своего уровня.
Такова природа офисной политики. Не обращайте на это внимания, если это не становится проблемой. Тогда разберитесь с этим и двигайтесь дальше. Дуга вашего прогресса неизменно будет привлекать внимание. Наслаждайтесь позитивом и будьте готовы к любым критикам.
Найдите лучшую подгонкуЕсли вы имеете дело с завистливыми коллегами, которые делают вас несчастными, возможно, стоит сменить обстановку. Не знаете, как сделать первые шаги? Создайте бесплатный профиль на Monster. Мы можем отправлять вам оповещения о вакансиях, советы по карьере и многое другое, чтобы ускорить процесс.
Две стороны зависти на работе
Когда она училась в колледже, Алайна Г. Левин завидовала однокурсникам, которые, казалось, распланировали всю свою жизнь. Студентка физики и астрономии Аризонского университета, ее собственное направление казалось неясным — в то время как они, с другой стороны, казалось, точно знали, что они хотят сделать и как этого добиться. Оглядываясь назад, она понимает, что зависть подорвала ее уверенность в себе, подорвала ее продуктивность и творческий потенциал, а также затуманила ее способность видеть, в чем она может проявить свои интересы и таланты. «Для меня это было огромным камнем преткновения, — говорит она.
Теперь, более 20 лет спустя, Левин — успешный профессиональный оратор, карьерный коуч и корпоративный комик. По иронии судьбы, по ее словам, некоторые коллеги, которые, как она думала, все поняли на раннем этапе, с тех пор обратились к ее за советом по карьере и неформальным коучингом. Она размышляет, что в то время зависть могла казаться препятствием, но она также подтолкнула ее к созданию карьеры, соответствующей ее собственным навыкам и интересам.
Профессиональная зависть может иметь как положительные, так и отрицательные последствия. Рабочие места, где менеджеры часто проводят сравнения — публикуют списки лидеров или называют сотрудников по месяцам, — создают благодатную почву для культивирования зависти, говорит Мишель Даффи, изучающая организационное поведение в Школе менеджмента Карлсона Миннесотского университета. Зеленоглазый монстр может создавать среду, в которой люди действуют нечестно и подрывают, принижают или замораживают своих коллег или даже саботируют их работу. Зависть на работе может повредить продуктивности, творчеству, командной работе и сотрудничеству.
Но, с другой стороны, зависть может вдохновлять людей работать над собой и ставить перед собой более высокие цели. В чем разница? В последние годы резко возросло количество исследований зависти на рабочем месте, как описали Даффи и его коллеги в недавней статье в Annual Review of Organizational Psychology and Organizational Behavior. Сейчас она и другие исследователи изучают его в надежде узнать, как организации могут управлять им и направлять его влияние в положительную сторону.
В конце концов, сотрудники не автоматы. «У людей есть эмоции, и они привносят их в работу», — говорит Даффи.
Зависть под любым другим именем…
Древнегреческий философ Аристотель определял зависть как недовольство чужой удачей. Действительно, зависть и физическая боль активируют одни и те же схемы в мозгу, сообщили нейробиологи в 2009 году.
«У людей есть эмоции, и они приводят их в действие».
Мишель Даффи
То, что зависть может быть разрушительной или созидательной, уже давно обсуждается в литературе и философии, и в некоторых языках есть несколько слов для обозначения зависти, учитывающих это. Например, в голландском языке слово benijden относится к доброкачественной зависти, которая может служить мотивационной силой, побуждающей людей работать усерднее, чтобы получить то, что уже есть у других, в то время как afgunst означает злонамеренную зависть — идею сокращения разрыва в достижениях путем унижения другого человека. .
Но такой точный язык, по-видимому, не влияет на то, как люди испытывают зависть, согласно исследованию, проведенному исследователем эмоций Нильсом ван де Веном и его коллегами из Тилбургского университета в Нидерландах. Они опросили студентов в Тилбурге на предмет их воспоминаний о событиях, вызвавших зависть, и сравнили свои ответы с ответами студентов в США и Испании, странах, где в преобладающем языке есть только одно слово для обозначения зависти. Независимо от их родного языка, студенты продемонстрировали ряд реакций на эти вспоминаемые моменты зависти: от чувства вдохновения или мотивации работать усерднее до желания причинить боль тем, кому они завидовали, или надежды на то, что они потерпят неудачу.
Является ли зависть хорошей и плохой двумя отдельными эмоциями или просто двумя разными проявлениями одной универсальной эмоции — горячая тема среди исследователей зависти. Ван де Вен считает, что их полезно рассматривать как отдельные эмоции, но не все с этим согласны. «На мой взгляд, зависть есть зависть, — говорит психолог Йочи Коэн-Чараш из Колледжа Баруха Городского университета Нью-Йорка. Вот только ответы разные.
Во многих языках есть только одно слово для обозначения зависти, но в голландском их два: benijden, , который относится к доброкачественной зависти, которая вдохновляет людей работать усерднее, и afgunst, , к типу злонамеренной зависти, которая побуждает людей унижать других.
ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ: ЖУРНАЛ KNOWABLE
Даффи проводил опрос рабочих, чтобы выяснить, как эти ответы проявляются на рабочем месте. Она и ее коллеги обнаружили, например, что профессиональная зависть может сделать некоторых людей более склонными лгать в своих резюме. Команда изучила 335 безработных, ищущих работу на юго-востоке США, которые анонимно оценили, насколько они завидуют другим соискателям и не преувеличивали ли они свои резюме в своем последнем заявлении о приеме на работу. Исследователи предсказали, что люди будут более склонны преувеличивать свои полномочия, когда возможностей трудоустройства будет меньше. Вместо этого они обнаружили обратное: завистливые люди с большей вероятностью приукрашивали или выдумывали элементы в своих резюме, когда возможностей трудоустройства было много.
Непонятно почему, но Даффи и его коллеги предполагают, что отсутствие предложений о работе, несмотря на обилие возможностей, может восприниматься как пощечина, а мошенничество с резюме может быть попыткой наверстать упущенное и избежать унижения. Однако модели, похоже, отличаются для других групп. Исследователи также опросили аспирантов об их стажировке и поиске работы после окончания учебы. Аспиранты с высоким уровнем зависти чаще привирали в своих резюме при приеме на работу, чем при стажировке, что позволяет предположить, что в этой группе зависть мотивировала мошенничество с резюме, когда ставки были выше, а не ниже.
Работа Даффи выявила и положительные стороны зависти на рабочем месте. «Это действительно может мотивировать людей делать добро и становиться лучше», — говорит она. В исследовании 2019 года, которое она провела в соавторстве с организационным психологом КиЁнг Ли из Университета Йонсей в Южной Корее, были опрошены работники в трех конкурентных рабочих средах в Южной Корее: косметической компании, банке и страховой компании. Исследователи обнаружили, что зависть побуждала некоторых сотрудников обращаться за советом к завистливым коллегам. (Это было более вероятно, если вызывающий зависть коллега был другом.) Команда обнаружила, что завистливые сотрудники, которые действовали таким образом, впоследствии добивались более высоких оценок производительности труда и лучших продаж, чем те, кто не обращался за советом к тем, кому они завидовали.
«Парадоксально, но это преимущество в производительности возникает, когда завистники проявляют внимание и консультируются с самим источником своей боли: объектом зависти», — писали Ли и Даффи.
Зависть на рабочем месте может повлиять на то, как сотрудники относятся к себе и своим коллегам.
По мере того, как ее исследования зависти на рабочем месте продвигались вперед, Даффи обнаружила, что удивлена тем, насколько это распространено. По ее словам, это, безусловно, не ограничивается ситуациями «равный-равному»: начальники могут завидовать своим подчиненным, вызывая либо оскорбительный надзор, либо самосовершенствование, в зависимости от личностей и теплоты отношений. И это не обязательно должно происходить лицом к лицу: узнать о повышении коллеги или похвальной книге в LinkedIn может быть достаточно, чтобы это началось.
Подобные профессиональные сайты интересуют исследователя социальных сетей Соню Утц из Leibniz-Institut für Wissensmedien и Университета Тюбингена, Германия. В Facebook и Instagram, отмечает она, «все всегда красивы, привлекательны и счастливы — так что вы можете завидовать».
Она изучала, могут ли профессиональные сайты иметь подобный эффект. В отчете за 2018 год она исследовала, как уведомления от ResearchGate, социальной сети, используемой учеными, влияют на тех, кто ее использует. На этом сайте пользователи периодически получали уведомления об исследователях, за которыми они следили, например: «С 150 новыми прочтениями X стал самым читаемым автором из их института». Они также получили уведомления о себе.Утц и психолог Николь Мусканелл, работавшая тогда в Пенсильвании, использовали анкеты для оценки эмоциональных реакций более 400 ученых; участникам было предложено просмотреть свои уведомления ResearchGate и ответить на ряд вопросов, оценивающих их реакцию на сообщения в их новостной ленте об их собственных достижениях или достижениях других. Неудивительно, что уведомления о достижениях коллег вызывали зависть, а уведомления о личных достижениях — гордость. Но респонденты сообщили о более высоком уровне мотивации только после того, как узнали о своих достижениях, а не после того, как узнали о завидных достижениях своих сверстников.
Когда творчество вызывает зависть
Проблема для бизнеса заключается в том, что некоторые навыки, которые работодатели ценят больше всего, также могут питать зеленого демона. В своей предыдущей карьере бизнес-консультанта исследователя Эми Брейденталь часто спрашивали: «Как мы можем сделать людей более творческими?» Но во время ее исследований на сайтах вакансий стало ясно, что творчество также может вызывать зависть, например: «Я должен был подумать об этом, я мог бы сделать это, любой мог бы сделать это», хотя на самом деле это не так просто. ,» она сказала. Итак, теперь, будучи исследователем творчества и социальных сетей в Колледже Агнес Скотт в Декейтере, штат Джорджия, Брейденталь пытается понять связь между ними в надежде найти способы стимулировать творчество, не вызывая зависти.
Например, в исследовании 2020 года Брейденталь и его коллеги опросили инженеров и руководителей групп в высокотехнологичной фирме в городе Ниндэ в китайской провинции Фуцзянь. Участникам дали список своих сверстников и попросили конфиденциально оценить степень зависти, которую они испытывают по отношению к каждому из них. Рабочие также оценили степень, в которой, по их мнению, их коллеги избегали их.
Возникла четкая закономерность: инженеры завидовали коллегам, которых они считали более творческими, чем они сами, и подвергали остракизму тех, кому завидовали. Но отношения тоже имели значение. «Когда они доверяли друг другу, делились большим количеством информации и много помогали друг другу, тогда зависть уменьшалась», — говорит Брейденталь. Однако близкие отношения с начальством имели противоположный эффект: творческие инженеры, которые были близки со своим начальством, с большей вероятностью вызывали зависть и подвергались остракизму со стороны коллег. Исследования показывают, что остракизм на рабочем месте может привести к напряжению, эмоциональному истощению и депрессии.
«Это может послужить для нас трамплином, чтобы встать с задницы и сделать движения, которые имеют для нас смысл».