Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Жизненный стиль по адлеру: Жизненный стиль. Типы стилей. Стиль жизни (по А.Адлеру)

Жизненный стиль. Типы стилей. Стиль жизни (по А.Адлеру)

Поделись  

Стиль жизни (по А.Адлеру) — это тот уникальный способ, который выбирает человек для ре­ализации своих жизненных целей. Это ин­тегрированный стиль приспособления к жизни и взаимодействия с ней. Симптом болезни или черта личности могут быть по­няты лишь в контексте стиля жизни, как своеобразное его выражение. Поэтому так актуальны сейчас слова Адлера: «Инди­видуум как целостное существо не может быть изъят из своих связей с жизнью… По этой причине экспериментальные тесты, которые имеют дело в лучшем случае с ча­стными аспектами жизни индивидуума, мало что могут сказать нам о его характере…».

Стиль жизни— это:

1) принятая человеком концепция жизни;

2) принятый им паттерн поведения.

Для жизненного стиля характерны:

— очень раннее формирование;

— ошибочность;

— устойчивость.

В рамках своего стиля жизни каждый «человек создает субъективное представле­ние о себе и мире, которое Адлер называл схемой апперцепции и которое детермини­рует его поведение.

Схема апперцепции, как правило, обладает способностью само­подтверждения, или самоусиления. Напри­мер, изначальное переживание человеком страха приведет его к тому, что окружаю­щая ситуация, с которой он вступит в кон­такт, будет восприниматься им как еще более угрожающая.

Стиль жизни складывается надолго — на всю жизнь. Он вос­производится в различных ситуациях и от повторения лишь стано­вится прочнее.

Весомое влияние на формирование стиля жизни имеет порядок рождения ребенка в семье.

Все люди в своей жизни связаны троякого рода узами и по­ставлены перед тремя неизбежными проблемами:

1. Профессиональная проблема: «Как найти занятие, которое по­зволило бы нам выжить при всех ограничениях земного мира».

2. Проблема сотрудничества и дружбы: «Как найти такое по­ложение среди других людей, чтобы мы могли сотрудничать с ними и вместе с ними пользоваться преимуществами сотрудни­чества».

3. Проблема любви и супружества: «Как приспособиться к тому факту, что мы существуем в двух полах, и что продолже­ние и развитие жизни человечества зависит от нашей любовной жизни».

Существуют ли какие-то типы стилей жизни? «Мы не рассмат­риваем людей как типы, потому что у каждого человека свой, ин­дивидуальный стиль жизни…» (Аd1ег А., 1969). Выделен­ные Адлером четыре типа жизненных стилей — лишь «концепту­альное средство» для лучшего уяснения понятия.

Типы жизненного стиля по Адлеру:

1) полезный;

2) правящий;

3) избегающий;

4) получающий.

Эта классификация построена по принципу двухмерной схемы, где одно измере­ние представлено “социальным интересом”, а другие — “степенью активности”. Социальный интерес представляет собой чувство эмпатии ко всем людям; проявляет­ся он в сотрудничестве с другими скорее ради общего успеха, чем для личных выгод. В теории Адлера социальный интерес выступает основным критерием психологической зрелости; его противоположностью является эгоистический интерес. Степень активности имеет отношение к тому, как человек подходит к решению жизненных проблем. Понятие “степень активности” совпадает по значению с современными по­нятиями “возбуждение”, или “уровень энергии”.

Как считал Адлер, каждый чело­век имеет определенный энергетический уровень, в границах которого он ведет на­ступление на свои жизненные проблемы. Данный уровень энергии или активности обычно устанавливается в детстве; он может варьировать у разных людей от вялости, апатичности до постоянной, неистовой активности. Степень активности играет конст­руктивную или деструктивную роль только в сочетании с социальным интересом.

Первые три адлеровских типа установок, сопутствующих стилям жизни, — это управление, получение и избегание. Для каждой из них характерна недоста­точная выраженность социального интереса, но они различаются по степени ак­тивности. У четвертого типа, социально-полезного, присутствуют и высокий соци­альный интерес, и высокая степень активности. Адлер напоминает нам, что ни одна типология, какой бы хитроумной она ни была или ни казалась, не может точно описать стремление личности к превосходству, совершенству и целостности. Тем не менее, описание этих установок, сопутствующих стилям жизни, и некото­рой степени облегчит понимание поведения человека с позиции теории Адлера.

Управляющий тип. Люди самоуверенные и напористые, с незначительным социальным интересом, если он вообще присутствует. Они активны, но не в соци­альном плане. Следовательно, их поведение не предполагает заботы о благополу­чии других. Для них характерна установка превосходства над внешним миром. Сталкиваясь с основными жизненными задачами, они решают их во враждебной, антисоциальной манере. Юные правонарушители и наркоманы — два примера людей, относящихся к управляющему типу по Адлеру.

Берущий тип (получающий). Как следует из названия, люди с подобной установкой относятся к внешнему миру паразитически и удовлетворяют большую часть своих потребностей за счет других. У них нет социального интереса. Их основная забота в жизни — получить от других как можно больше. Однако, так как они обладают низкой степе­нью активности, то маловероятно, что они причинят страдания другим.

Избегающий тип. У людей этого типа нет ни достаточного социального инте­реса, ни активности, необходимой для решения своих собственных проблем. Они больше опасаются неудачи, чем стремятся к успеху, их жизнь характеризуется социально-бесполезным поведением и бегством от решения жизненных задач. Иначе говоря, их целью является избегание всех проблем в жизни, и поэтому они уходят от всего, что предполагает возможность неудачи.

Социально-полезный тип. Этот тип человека — воплощение зрелости в си­стеме взглядов Адлера. В нем соединены высокая степень социального интереса и высокий уровень активности. Являясь социально ориентированным, такой человек проявляет истинную заботу о других и заинтересован в общении с ними. Он воспринимаеттри основные жизненные задачи — работу, дружбу и любовь — как социальные проблемы. Человек, относящийся к данному типу, осознает,чторешение этих жизненных задач требует сотрудничества, личного мужества и го­товности вносить свой вклад в благоденствие других людей.

В двухмерной теории установок, сопутствующих стилям жизни, отсутствует одна возможная комбинация: высокий социальный интерес и низкая активность.

Однако невозможно иметь высокий социальный интерес и не обладать высокой активностью. Иными словами, индивидуумам, имеющим высокий социальный ин­терес, приходится делать что-то, что принесет пользу другим людям.




Комплекс неполноценности и жизненный стиль (по Адлеру)

3.10.2014

Термин «комплекс неполноценности» ввел психолог А. Адлер. Он полагал, что все дети испытывают чувство неполноценности, являющееся неизбежным следствием их физических размеров и недостатка сил и возможностей.

Сильное чувство неполноценности, или «комплекс неполноценности», может затруднить позитивный рост и развитие. Однако умеренное чувство неполноценности побуждает ребенка расти, «стать таким же сильным или даже сильнее других», стремиться к совершенствованию, к превосходству, к развитию своих способностей.

По Адлеру, борьба за личное превосходство, за господство над другими (что проявляется в жажде власти и агрессии) — это невротическое извращение, результат сильного чувства неполноценности и отсутствия социального интереса. Оно не может принести признания и удовлетворения личности, которая ищет его таким образом.

Каждый человек вырабатывает свою жизненную цель, служащую сосредоточением его стремлений и достижений. Формирование жизненных целей начинается в детстве как компенсация чувства неполноценности, неуверенности и беспомощности в мире взрослых. Жизненные цели служат защитой против чувства бессилия, мостом между неудовлетворяющим настоящим и ярким, совершенным будущим. Они всегда несколько нереалистичны и могут стать невротически преувеличенными, если чувство неполноценности слишком сильно. Жизненные целя обеспечивают направление и задачи для деятельности человека. Например, человек, который стремится к превосходству-личной власти, разовьет определенные черты характера, необходимые для достижения этой цели — амбицию, зависть, недоверие и пр. Адлер указывает, что эти черты характера не являются врожденными, первичными, это «вторичные факторы, навязываемые тайной целью человека».

Жизненный стиль — это уникальный способ, выбранный каждым человеком для следования своей жизненной цели, это интегрированный стиль приспособления к жизни и взаимодействия с жизнью вообще. Кажущиеся изолированными привычки и черты поведения получают свое значение в полном контексте жизни и целей человека, так что психологические и эмоциональные проблемы не могут рассматриваться изолированно, — они включены в общий стиль жизни. Как часть своего жизненного стиля каждый человек создает свое представление о себе и мире. Адлер называет это схемой апперцепции. Представление человека о мире определяет его поведение (если кто-то полагает, что кольцо веревки в углу — это змея, его страх может быть столь же сильным, как если бы змея действительно там была). Человек избирательно преобразует и интерпретирует свой опыт, активно выискивает одни переживания и избегает других, создавая индивидуальную схему апперцепции и формируя различные паттерны по отношению к миру. Адлер подчеркивает, что люди не беспомощные пешки в руках внешних сил. Человек формирует свою личность.

«Каждый индивидуум представляет единство личности и индивидуального формирования этой личности. Индивидуум — к картина, и художник. Он — художник своей собственной личности».

Адлер полагал, что только посредством сотрудничества с другими, стараясь внести свой вклад в общее дело, человек может преодолеть чувство неполноценности. Он писал, что люди, внесшие наиболее ценные вклады в развитие человечества, были всегда общественно ориентированы. С другой стороны, недостаток сотрудничества с людьми и возникающее в результате чувство неадекватности являются корнем всех невротических стилей жизни.

Адлер полагал:

Если человек сотрудничает с людьми, он никогда не станет невротиком. Все неудачники — продукты неправильной подготовки в области общественного чувства. Все они — не способные к сотрудничеству одинокие существа, которые в большей или меньшей степени движутся противоположно остальному миру.

Ключевые слова: Личность

Источник: Столяренко Л.Д., Основы психологии

Материалы по теме

Теория личности Хорни

Григорович Л. А., Педагогика и психология

Формирование личности в дошкольном возрасте

Палагина Н.Н., Психология развития и возрастная психология

Проблема описания структуры личности

Т.Л. Рыжковская. Основы психологии и педагогики — Минск.: Изд-во МИУ, 2010

Обучение как процесс развития личности

Основы психологии и педагогики: учеб.-метод. пособие для студентов 2 курса всех факультетов…

Понятие субъективности личности

Руденский Е.В., Социальная психология

Органическое расстройство личности

Попов Ю.В., Вид В.Д. Современная клиническая психиатрия

Представление о структуре личности в различных психологических теориях

Т. Л. Рыжковская. Основы психологии и педагогики — Минск.: Изд-во МИУ, 2010

Гражданское воспитание в системе формирования базовой культуры личности

Сластенин В.А. — «Педагогика»

Четыре стиля жизни по Альфреду Адлеру

5 минут

Каков ваш образ жизни? Психолог Альфред Адлер определил четыре типологии, три из которых нездоровы и не позволяют построить счастливое и осмысленное существование.

Последнее обновление: 18 июля 2022 г.

Альфред Адлер утверждал, что наш образ жизни связан с нашей личностью, а также с нашими семьями. Он предположил, что то, как мы были воспитаны, и отношения, которые у нас были с нашими фигурами привязанности, частично формируют то, как мы чувствуем, относимся к реальности и воспринимаем ее.

Некоторые будут делать это без вреда для здоровья, в то время как другие приведут к проблемному поведению. Однако этот австрийский врач и психотерапевт, создатель индивидуальной психологии, также утверждал, что наш прошлый опыт не так влияет на нас, как мы думаем. На самом деле, он предположил, что на нас в раз больше влияет то, как мы интерпретируем нашу реальность.

Это объясняет, почему часто двое братьев и сестер с одними и теми же родителями действуют и строят для себя два совершенно разных существования. По Адлеру, наш образ жизни — это творческая сила, с помощью которой мы пытаемся преодолеть свои недостатки, выразить себя, принять новые решения и оценить то, что нам нужно.

Это сложная психологическая конструкция, но чрезвычайно интересная и стоящая изучения. Давайте взглянем.

«Люди, которые не интересуются своими ближними, испытывают самые большие трудности в жизни и наносят наибольший вред другим.

-Альфред Адлер-

Люди, по Адлеру, должны предлагать воображаемую цель. Он назвал это вымышленным финализмом.

Альфред Адлер был первым персонажем , который выразил интерес к пониманию человеческого образа жизни . Хотя это правда, что Карл Юнг впервые определил эту концепцию в 1912 году, он не слишком углублялся в предмет. Именно Адлер провел подробное исследование, чтобы сформулировать более одной теории с его новаторской точки зрения.

Адлер использовал целостный подход к изучению личности, наблюдая за людьми в их обычном социальном контексте и применяя интересные философские взгляды. Одним из них был вымысел Ганса Файхингера, который придавал значение умственным построениям или тому, как люди интерпретируют мир.

Ключевым компонентом теории и точки зрения Адлера было чувство неполноценности. Другими словами, те чувства нехватки, незначительности и хрупкости, которые побуждают нас улучшать себя. Адлер предположил, что для достижения личной самореализации мы должны искать цели и идеалы. Он назвал это вымышленным финализмом.

Именно на этих целях и идеалах мы строим наш образ жизни. Однако не все из них являются положительными или рекомендуемыми. Фактически, из четырех образов жизни Адлера только один является здоровым.

Правящий тип: эгоистичный образ жизни

Этот стиль происходит от агрессивной, эгоистичной и доминирующей личности . Эти люди питаются исключительно чувством незначительности и настроены враждебно. Они обижены, недоверчивы и нуждаются в контроле над другими, чтобы дать им то, что они не могут обеспечить сами.

Как предупреждал сам Альфред Адлер, человек, который не интересуется другими, тот, кто находит самые большие трудности в их будущем . Действительно, их образ жизни, мышления, отношений и поведения всегда проблематичен. Оно может быть даже патологическим (самовлюбленность, агрессивность и т.д.).

Тип получения: зависимый образ жизни

Эти люди управляют всем своим существованием и поведением в одном направлении: получение подкрепления от других. Добивающийся тип личности не преодолел чувство неполноценности. Это приводит к отношениям зависимости и абсолютного подчинения.

У них отсутствует самооценка, мало ценностей и они не любят себя. Такой стиль существования может привести их к ситуациям большой уязвимости и несчастья.

«Каждый человек действует и страдает в соответствии со своей особой телеологией, которая имеет всю неизбежность судьбы, пока он этого не понимает».

-Альфред Адлер-

Избегающий тип: эскапистский образ жизни

Эти люди пытаются избежать всех обязанностей, избегают проблем и неспособны поддерживать отношения. Это ребячливые люди, которые ищут легкой жизни и немедленного удовлетворения. Они питаются игривым как бегством и никогда не ступают на землю. На самом деле, они предпочитают витать в облаках, чем смотреть правде в глаза.

Их образ жизни хаотичен во всех сферах: социальной, рабочей и личной. Они нестабильны, легкомысленны и обычно действуют импульсивно. У них нет ни намека на творческую силу , и они ограничиваются исключительно поиском подкрепления. Более того, они уклоняются от любых обязанностей или конкретных целей, которые могли бы помочь им в этом.

Социально полезный образ жизни — это образ жизни, который отказывается от эгоизма ради общения с другими.

Общественно-полезный тип: ответственный образ жизни

Последний образ жизни Адлера определяет самую здоровую, полную и счастливую типологию . Социально полезные люди — это те, кто каждый день работает над тем, чтобы улучшить себя, сгладить свои страхи, усилить свои сильные стороны и деактивировать эгоизм. Только тогда они смогут по-настоящему соединиться с другими.

В тот момент, когда мы чувствуем себя полезными и ценными в обществе, мы обнаруживаем свое место в мире . Это подразумевает постановку целей на горизонте, наличие ожиданий и развитие ума, способного интерпретировать каждый опыт полезным и позитивным образом. Это потому, что помимо того, что с нами происходит, важно, как мы это ценим.

Одной из целей психотерапии Адлера было дать человеку более творческий и менее архаичный и примитивный подход к жизни. Он утверждал, что тот, кто остается в ловушке своих чувств неполноценности и нужды, реагирует на окружающую среду неадекватным образом 9.0008 . Враждебно, зависимо или избегающе.

Однако социально полезных людей делают мир прогрессом . В своей книге «Понимание жизни» Адлер объяснил, что Земля принадлежит всем нам, а не только избранным. Он также признал, что наша планета ограничена в ресурсах. Итак, давайте попробуем вести образ жизни, который уважает и принимает во внимание эти два неоспоримых вопроса.

Это может вас заинтересовать…

Классическая адлерианская глубинная психотерапия — Древо стиля жизни



Copyright 1997, Генри Т. Стейн, доктор философии.
Воспроизведение без разрешения запрещено
Новый дизайн Энни Лалонд, май 2003 г.

  • ДЕРЕВО СТИЛЯ ЖИЗНИ представляет собой очень упрощенную графическую иллюстрацию модели развития личности Альфреда Адлера. Он основан на диаграмме, первоначально задуманной Энтони Бруком и позже модифицированной Генри Стейном. Три основные области дерева:

    • ПЯТЬ КОРНЕЙ представляют период формирования влияния раннего детства, в котором был принят прототип стиля жизни. Некоторые негативные влияния имеют высокую вероятность вызвать уныние, но ни одно из них не может фактически заставить ребенка выбрать негативное направление в жизни. Он свободно использует свою творческую силу, приспосабливая влияния и обстоятельства к своему собственному представлению о лучшем образе жизни.

      • Здоровье и внешний вид включают в себя влияние неполноценности органов, болезней и деформаций, а также необыкновенную красоту или привлекательность. Каждый фактор может служить стимулом для активной компенсации или бременем, ведущим к пассивному разочарованию.
      • Социально-экономическое положение семьи Сосредоточено на влиянии бедности, богатства и любых других культурных или религиозных факторов, которые могут способствовать чувству неполноценности или превосходства.
      • Родительское отношение охватывает последствия широкого спектра отношений родителей и детей: демократические, доминирующие, покорные, баловство, чрезмерная защита, принуждение, перфекционизм, пренебрежение, отвержение, соблазнение и наказание.
      • Семейная расстановка исследует влияние положения в порядке рождения: единственный, старший, второй, средний, младший, единственный мальчик среди девочек, единственная девочка среди мальчиков, усыновленный и ребенок, брат или сестра которого умерли. Количество лет между братьями и сестрами, а также последовательность мужчин и женщин часто являются важными факторами. Каждая позиция в порядке рождения имеет уникальные преимущества и недостатки.
      • Гендерная роль может оказывать положительное или отрицательное влияние, в зависимости от значения, предлагаемого семьей и культурой. Чувства равенства, неполноценности или превосходства могут проявляться в образцах для подражания, с которыми дети сталкиваются ежедневно.

    • СТИЛЬ ЖИЗНИ — это основная повторяющаяся модель мышления, чувств и действий, которая характеризует уникальное отношение человека к жизненным задачам. Чтобы получить практическое понимание каждого клиента, можно выделить пять подчиненных установок:

      • Отношение к себе может быть представлено саморазвитием, потворством своим желаниям или саморазрушением.
      • Отношение к трудностям может варьироваться от самодовольного предпочтения избегать всех неприятных трудностей до сильного аппетита к вызову.
      • Отношение к другим может включать сотрудничество, неприятие, эксплуатацию, господство или разрушение.
      • Отношение к другому полу может выражаться уважением, принятием и привязанностью; или презрение, неприятие и оскорбление.
      • Отношение к жизни может варьироваться от оптимистичного и щедрого вклада до пессимистического самообогащения или самозащиты.

    • ТРИ ЖИЗНЕННЫХ ЗАДАЧИ — это обычные проблемы, с которыми сталкиваются взрослые в нашей культуре. В классической адлерианской диагностике то, как человек отвечает на каждый вызов, является важным показателем его психического здоровья.