Жизненный стиль. Типы стилей. Стиль жизни (по А.Адлеру)
Поделись
Стиль жизни (по А.Адлеру) — это тот уникальный способ, который выбирает человек для реализации своих жизненных целей. Это интегрированный стиль приспособления к жизни и взаимодействия с ней. Симптом болезни или черта личности могут быть поняты лишь в контексте стиля жизни, как своеобразное его выражение. Поэтому так актуальны сейчас слова Адлера: «Индивидуум как целостное существо не может быть изъят из своих связей с жизнью… По этой причине экспериментальные тесты, которые имеют дело в лучшем случае с частными аспектами жизни индивидуума, мало что могут сказать нам о его характере…».
Стиль жизни— это:
1) принятая человеком концепция жизни;
2) принятый им паттерн поведения.
Для жизненного стиля характерны:
— очень раннее формирование;
— ошибочность;
— устойчивость.
В рамках своего стиля жизни каждый «человек создает субъективное представление о себе и мире, которое Адлер называл схемой апперцепции и которое детерминирует его поведение.
Стиль жизни складывается надолго — на всю жизнь. Он воспроизводится в различных ситуациях и от повторения лишь становится прочнее.
Весомое влияние на формирование стиля жизни имеет порядок рождения ребенка в семье.
Все люди в своей жизни связаны троякого рода узами и поставлены перед тремя неизбежными проблемами:
1. Профессиональная проблема: «Как найти занятие, которое позволило бы нам выжить при всех ограничениях земного мира».
2. Проблема сотрудничества и дружбы: «Как найти такое положение среди других людей, чтобы мы могли сотрудничать с ними и вместе с ними пользоваться преимуществами сотрудничества».
3. Проблема любви и супружества: «Как приспособиться к тому факту, что мы существуем в двух полах, и что продолжение и развитие жизни человечества зависит от нашей любовной жизни».
Существуют ли какие-то типы стилей жизни? «Мы не рассматриваем людей как типы, потому что у каждого человека свой, индивидуальный стиль жизни…» (Аd1ег А., 1969). Выделенные Адлером четыре типа жизненных стилей — лишь «концептуальное средство» для лучшего уяснения понятия.
Типы жизненного стиля по Адлеру:
1) полезный;
2) правящий;
3) избегающий;
4) получающий.
Эта классификация построена по принципу двухмерной схемы, где одно измерение представлено “социальным интересом”, а другие — “степенью активности”. Социальный интерес представляет собой чувство эмпатии ко всем людям; проявляется он в сотрудничестве с другими скорее ради общего успеха, чем для личных выгод. В теории Адлера социальный интерес выступает основным критерием психологической зрелости; его противоположностью является эгоистический интерес. Степень активности имеет отношение к тому, как человек подходит к решению жизненных проблем. Понятие “степень активности” совпадает по значению с современными понятиями “возбуждение”, или “уровень энергии”.
Первые три адлеровских типа установок, сопутствующих стилям жизни, — это управление, получение и избегание. Для каждой из них характерна недостаточная выраженность социального интереса, но они различаются по степени активности. У четвертого типа, социально-полезного, присутствуют и высокий социальный интерес, и высокая степень активности. Адлер напоминает нам, что ни одна типология, какой бы хитроумной она ни была или ни казалась, не может точно описать стремление личности к превосходству, совершенству и целостности. Тем не менее, описание этих установок, сопутствующих стилям жизни, и некоторой степени облегчит понимание поведения человека с позиции теории Адлера.
Управляющий тип. Люди самоуверенные и напористые, с незначительным социальным интересом, если он вообще присутствует. Они активны, но не в социальном плане. Следовательно, их поведение не предполагает заботы о благополучии других. Для них характерна установка превосходства над внешним миром. Сталкиваясь с основными жизненными задачами, они решают их во враждебной, антисоциальной манере. Юные правонарушители и наркоманы — два примера людей, относящихся к управляющему типу по Адлеру.
Берущий тип (получающий). Как следует из названия, люди с подобной установкой относятся к внешнему миру паразитически и удовлетворяют большую часть своих потребностей за счет других. У них нет социального интереса. Их основная забота в жизни — получить от других как можно больше. Однако, так как они обладают низкой степенью активности, то маловероятно, что они причинят страдания другим.
Избегающий тип. У людей этого типа нет ни достаточного социального интереса, ни активности, необходимой для решения своих собственных проблем. Они больше опасаются неудачи, чем стремятся к успеху, их жизнь характеризуется социально-бесполезным поведением и бегством от решения жизненных задач. Иначе говоря, их целью является избегание всех проблем в жизни, и поэтому они уходят от всего, что предполагает возможность неудачи.
Социально-полезный тип. Этот тип человека — воплощение зрелости в системе взглядов Адлера. В нем соединены высокая степень социального интереса и высокий уровень активности. Являясь социально ориентированным, такой человек проявляет истинную заботу о других и заинтересован в общении с ними. Он воспринимаеттри основные жизненные задачи — работу, дружбу и любовь — как социальные проблемы. Человек, относящийся к данному типу, осознает,чторешение этих жизненных задач требует сотрудничества, личного мужества и готовности вносить свой вклад в благоденствие других людей.
В двухмерной теории установок, сопутствующих стилям жизни, отсутствует одна возможная комбинация: высокий социальный интерес и низкая активность.
Комплекс неполноценности и жизненный стиль (по Адлеру)
3.10.2014
Термин «комплекс неполноценности» ввел психолог А. Адлер. Он полагал, что все дети испытывают чувство неполноценности, являющееся неизбежным следствием их физических размеров и недостатка сил и возможностей.
Сильное чувство неполноценности, или «комплекс неполноценности», может затруднить позитивный рост и развитие. Однако умеренное чувство неполноценности побуждает ребенка расти, «стать таким же сильным или даже сильнее других», стремиться к совершенствованию, к превосходству, к развитию своих способностей.
По Адлеру, борьба за личное превосходство, за господство над другими (что проявляется в жажде власти и агрессии) — это невротическое извращение, результат сильного чувства неполноценности и отсутствия социального интереса. Оно не может принести признания и удовлетворения личности, которая ищет его таким образом.
Каждый человек вырабатывает свою жизненную цель, служащую сосредоточением его стремлений и достижений. Формирование жизненных целей начинается в детстве как компенсация чувства неполноценности, неуверенности и беспомощности в мире взрослых. Жизненные цели служат защитой против чувства бессилия, мостом между неудовлетворяющим настоящим и ярким, совершенным будущим. Они всегда несколько нереалистичны и могут стать невротически преувеличенными, если чувство неполноценности слишком сильно. Жизненные целя обеспечивают направление и задачи для деятельности человека. Например, человек, который стремится к превосходству-личной власти, разовьет определенные черты характера, необходимые для достижения этой цели — амбицию, зависть, недоверие и пр. Адлер указывает, что эти черты характера не являются врожденными, первичными, это «вторичные факторы, навязываемые тайной целью человека».
Жизненный стиль — это уникальный способ, выбранный каждым человеком для следования своей жизненной цели, это интегрированный стиль приспособления к жизни и взаимодействия с жизнью вообще. Кажущиеся изолированными привычки и черты поведения получают свое значение в полном контексте жизни и целей человека, так что психологические и эмоциональные проблемы не могут рассматриваться изолированно, — они включены в общий стиль жизни. Как часть своего жизненного стиля каждый человек создает свое представление о себе и мире. Адлер называет это схемой апперцепции. Представление человека о мире определяет его поведение (если кто-то полагает, что кольцо веревки в углу — это змея, его страх может быть столь же сильным, как если бы змея действительно там была). Человек избирательно преобразует и интерпретирует свой опыт, активно выискивает одни переживания и избегает других, создавая индивидуальную схему апперцепции и формируя различные паттерны по отношению к миру. Адлер подчеркивает, что люди не беспомощные пешки в руках внешних сил. Человек формирует свою личность.
«Каждый индивидуум представляет единство личности и индивидуального формирования этой личности. Индивидуум — к картина, и художник. Он — художник своей собственной личности».
Адлер полагал, что только посредством сотрудничества с другими, стараясь внести свой вклад в общее дело, человек может преодолеть чувство неполноценности. Он писал, что люди, внесшие наиболее ценные вклады в развитие человечества, были всегда общественно ориентированы. С другой стороны, недостаток сотрудничества с людьми и возникающее в результате чувство неадекватности являются корнем всех невротических стилей жизни.
Если человек сотрудничает с людьми, он никогда не станет невротиком. Все неудачники — продукты неправильной подготовки в области общественного чувства. Все они — не способные к сотрудничеству одинокие существа, которые в большей или меньшей степени движутся противоположно остальному миру.
Ключевые слова: Личность
Источник: Столяренко Л.Д., Основы психологии
Материалы по теме |
---|
Теория личности Хорни Григорович Л. А., Педагогика и психология |
Формирование личности в дошкольном возрасте Палагина Н.Н., Психология развития и возрастная психология |
Проблема описания структуры личности Т.Л. Рыжковская. Основы психологии и педагогики — Минск.: Изд-во МИУ, 2010 |
Обучение как процесс развития личности Основы психологии и педагогики: учеб.-метод. пособие для студентов 2 курса всех факультетов… |
Понятие субъективности личности Руденский Е.В., Социальная психология |
Органическое расстройство личности Попов Ю.В., Вид В.Д. Современная клиническая психиатрия |
Представление о структуре личности в различных психологических теориях Т. Л. Рыжковская. Основы психологии и педагогики — Минск.: Изд-во МИУ, 2010 |
Гражданское воспитание в системе формирования базовой культуры личности Сластенин В.А. — «Педагогика» |
Четыре стиля жизни по Альфреду Адлеру
5 минут
Каков ваш образ жизни? Психолог Альфред Адлер определил четыре типологии, три из которых нездоровы и не позволяют построить счастливое и осмысленное существование.
Последнее обновление: 18 июля 2022 г.
Альфред Адлер утверждал, что наш образ жизни связан с нашей личностью, а также с нашими семьями. Он предположил, что то, как мы были воспитаны, и отношения, которые у нас были с нашими фигурами привязанности, частично формируют то, как мы чувствуем, относимся к реальности и воспринимаем ее.
Некоторые будут делать это без вреда для здоровья, в то время как другие приведут к проблемному поведению. Однако этот австрийский врач и психотерапевт, создатель индивидуальной психологии, также утверждал, что наш прошлый опыт не так влияет на нас, как мы думаем. На самом деле, он предположил, что на нас в раз больше влияет то, как мы интерпретируем нашу реальность.
Это объясняет, почему часто двое братьев и сестер с одними и теми же родителями действуют и строят для себя два совершенно разных существования. По Адлеру, наш образ жизни — это творческая сила, с помощью которой мы пытаемся преодолеть свои недостатки, выразить себя, принять новые решения и оценить то, что нам нужно.
Это сложная психологическая конструкция, но чрезвычайно интересная и стоящая изучения. Давайте взглянем.
Люди, по Адлеру, должны предлагать воображаемую цель. Он назвал это вымышленным финализмом.«Люди, которые не интересуются своими ближними, испытывают самые большие трудности в жизни и наносят наибольший вред другим.
-Альфред Адлер-
Альфред Адлер был первым персонажем , который выразил интерес к пониманию человеческого образа жизни . Хотя это правда, что Карл Юнг впервые определил эту концепцию в 1912 году, он не слишком углублялся в предмет. Именно Адлер провел подробное исследование, чтобы сформулировать более одной теории с его новаторской точки зрения.
Адлер использовал целостный подход к изучению личности, наблюдая за людьми в их обычном социальном контексте и применяя интересные философские взгляды. Одним из них был вымысел Ганса Файхингера, который придавал значение умственным построениям или тому, как люди интерпретируют мир.
Ключевым компонентом теории и точки зрения Адлера было чувство неполноценности. Другими словами, те чувства нехватки, незначительности и хрупкости, которые побуждают нас улучшать себя. Адлер предположил, что для достижения личной самореализации мы должны искать цели и идеалы. Он назвал это вымышленным финализмом.
Именно на этих целях и идеалах мы строим наш образ жизни. Однако не все из них являются положительными или рекомендуемыми. Фактически, из четырех образов жизни Адлера только один является здоровым.
Правящий тип: эгоистичный образ жизни
Этот стиль происходит от агрессивной, эгоистичной и доминирующей личности . Эти люди питаются исключительно чувством незначительности и настроены враждебно. Они обижены, недоверчивы и нуждаются в контроле над другими, чтобы дать им то, что они не могут обеспечить сами.
Как предупреждал сам Альфред Адлер, человек, который не интересуется другими, тот, кто находит самые большие трудности в их будущем . Действительно, их образ жизни, мышления, отношений и поведения всегда проблематичен. Оно может быть даже патологическим (самовлюбленность, агрессивность и т.д.).
Тип получения: зависимый образ жизни
Эти люди управляют всем своим существованием и поведением в одном направлении: получение подкрепления от других. Добивающийся тип личности не преодолел чувство неполноценности. Это приводит к отношениям зависимости и абсолютного подчинения.
У них отсутствует самооценка, мало ценностей и они не любят себя. Такой стиль существования может привести их к ситуациям большой уязвимости и несчастья.
«Каждый человек действует и страдает в соответствии со своей особой телеологией, которая имеет всю неизбежность судьбы, пока он этого не понимает».
-Альфред Адлер-
Избегающий тип: эскапистский образ жизни
Эти люди пытаются избежать всех обязанностей, избегают проблем и неспособны поддерживать отношения. Это ребячливые люди, которые ищут легкой жизни и немедленного удовлетворения. Они питаются игривым как бегством и никогда не ступают на землю. На самом деле, они предпочитают витать в облаках, чем смотреть правде в глаза.
Их образ жизни хаотичен во всех сферах: социальной, рабочей и личной. Они нестабильны, легкомысленны и обычно действуют импульсивно. У них нет ни намека на творческую силу , и они ограничиваются исключительно поиском подкрепления. Более того, они уклоняются от любых обязанностей или конкретных целей, которые могли бы помочь им в этом.
Социально полезный образ жизни — это образ жизни, который отказывается от эгоизма ради общения с другими.Общественно-полезный тип: ответственный образ жизни
Последний образ жизни Адлера определяет самую здоровую, полную и счастливую типологию . Социально полезные люди — это те, кто каждый день работает над тем, чтобы улучшить себя, сгладить свои страхи, усилить свои сильные стороны и деактивировать эгоизм. Только тогда они смогут по-настоящему соединиться с другими.
В тот момент, когда мы чувствуем себя полезными и ценными в обществе, мы обнаруживаем свое место в мире . Это подразумевает постановку целей на горизонте, наличие ожиданий и развитие ума, способного интерпретировать каждый опыт полезным и позитивным образом. Это потому, что помимо того, что с нами происходит, важно, как мы это ценим.
Одной из целей психотерапии Адлера было дать человеку более творческий и менее архаичный и примитивный подход к жизни. Он утверждал, что тот, кто остается в ловушке своих чувств неполноценности и нужды, реагирует на окружающую среду неадекватным образом 9.0008 . Враждебно, зависимо или избегающе.
Однако социально полезных людей делают мир прогрессом . В своей книге «Понимание жизни» Адлер объяснил, что Земля принадлежит всем нам, а не только избранным. Он также признал, что наша планета ограничена в ресурсах. Итак, давайте попробуем вести образ жизни, который уважает и принимает во внимание эти два неоспоримых вопроса.
Это может вас заинтересовать…Воспроизведение без разрешения запрещено Новый дизайн Энни Лалонд, май 2003 г.
|