Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Знакомство детей с профессиями: Знакомство детей с профессиями: цели и принципы

Знакомство детей с профессиями взрослых в детском саду

Дошкольник.ru

Педагогам

Праздники

Рукоделие

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру — сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф — журнал воспитателя.

Сервисы

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

В ТЕЛЕГРАМ
Знакомство детей с профессиями взрослых в детском саду
Познание
Автор: Купцова Ксения Викторовна Матвийчук Татьяна Анатольевна   
17. 01.2022 19:38

Знакомство детей с профессиями взрослых в детском саду

В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает не последнее место. С момента рождения ребенка, родители уже задумываются о его будущем, внимательно следят за его интересами, стараясь понять его способности к тому или иному виду деятельности.

Детский сад является первой важной ступенью знакомства дошкольников с профессиями, что не только расширяет общую осведомленность об окружающем мире и кругозоре детей, но и формирует у них определенный элементарный опыт, способствует ранней профессиональной ориентации. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий. Знакомство детей с трудом взрослых — это не только средство формирования системных знаний, но и значимое социально-эмоциональное средство приобщения к миру взрослых, приобретение детьми опыта общения с взрослыми людьми. Дети получают возможность расширить свои знания о различных профессиях.

 

Наблюдая за детьми в игре, беседуя с ними о том, где работают их родители, как называются их профессии, чем они занимаются на своих рабочих местах, привели нас к выводу о том, что дети дошкольного возраста не владеют информацией о профессиях: их названии, предназначении, содержании трудовой деятельности.

Самое главное правило – ребёнку мало знать о профессии, в нее нужно поиграть! В ходе игры дошкольники начинают отражать содержание деятельности представителей самых разных профессий (врача, строителя, водителя, парикмахера, педагога, нефтяника, пекаря и т.д.)

Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Следовательно, игра является ключевым средством формирования у детей дошкольного возраста представлений о профессиях взрослых.

[1]

В игре ребёнок развивается, черпает информацию об окружающем мире, получает различные навыки, знания и умения. Для того. чтобы игры были разнообразными мы педагоги создали условия: игровую зону наполнили дидактическими, настольно печатными играми, атрибутами, спортивными игрушками, тематическими пособиями, книгами. Мы стремимся чтобы дети смогли учиться строить свои отношения друг с другом, так как в сюжетно-ролевых играх чаще всего взаимодействие происходит между несколькими воспитанниками. Во время игр дети учатся самостоятельно договариваться друг с другом, решать вопросы совместно, что способствует развитию дружеских и партнёрских взаимоотношений.

Чтобы были у детей знания о профессиях взрослых, в своей работе мы проводим разные игровые технологии: занятия, беседы о труде взрослых, наблюдения, разные игры, читаем художественную литературу, используем презентации и видеофильмы о разных профессиях. Особенно у старших дошкольников разворачивается настоящая, содержательная и насыщенная сюжетно-ролевая игра. В сюжетно-ролевой игре происходит воспроизведение детьми взрослого мира. Здесь они создают воображаемую ситуацию, перевоплощаются в образы окружающих его взрослых, беря на себя их роли, и выполняют его в созданной ими игровой обстановке. Основная черта сюжетно-ролевой игры – это самостоятельность детей.

Они сами выбирают тему игры, определяют линии сюжета, берут на себя роли, решают, где развернуть игру. При этом ребенок свободен в выборе средств для создания своего образа. Например, взяв в руки любую книгу и палочку — «указку», он может стать учителем в школе. Такая игра фантазии и свобода в реализации замысла игры позволяет ребенку ощутить себя частью взрослого мира, вжиться в любую профессию, которые в реальной жизни ему еще не скоро будут доступны. А само содержание игры помогает осознать основные мотивы и цели профессиональной деятельности взрослых.

Наблюдая с детьми на прогулке за трудом дворника, мы знакомим их, не только с содержанием работы, но и подчеркиваем значимость труда данной профессии. Прививаем тем самым уважительное отношение к труду, желание поддерживать порядок и самим принимать участие в работе.

Во время экскурсий по детскому саду обращаем внимание детей на большое количество сотрудников занятых разной работой. На кухне работают повара и их помощники, они готовят еду для всех детей. Познакомили детей с работой операторов стиральных машин. Дети с интересом слушали, наблюдали. Посетили медицинский кабинет медсестра рассказала о своей профессии. Так постепенно мы познакомили детей с работниками разных профессий занятых в детском саду. Ходили на экскурсию в магазин, кафе, музей. Благодаря экскурсиям, дети познакомились с особенностями труда людей, проживающих в нашем регионе. Процесс познания происходит в предметно-наглядной, активной форме, когда ребёнок непосредственно видит, слышит, осязает, как работают люди, узнаёт, как полезны результаты этого труда для людей. Воспитательная эффективность ознакомления с трудом зависит не только от того, какой труд наблюдается, но и от того, на какие его стороны направляется внимание детей. Взрослый по мере возможности вовлекает детей в производимый им трудовой процесс, давая им посильные поручения. Когда дети имеют возможность сами активно действовать, то они получают более точные и полные представления о труде взрослых, начинают им подражать.

При ознакомлении детей с трудом взрослых мы как правило, используем наглядные и практические методы умело сочетаем их со словесными. Особое место среди словесных методов занимает использование детской художественной литературы. Ознакомление с профессиями детей дошкольного возраста подводит к пониманию того, что любая деятельность взрослых имеет результат труда для общества –труд взрослых заслуживает уважения и благодарности, а сделанные ими предметы и вещи бережного отношения.

Работа по организации профориентации дошкольников в нашей группе принесла положительные результаты: дети стали, более раскрепощенными и самостоятельными, знают и называют большее количество профессий, чем ранее. Они расширили свои представления о мире взрослых профессий, используя, в том числе формы, традиции народного фольклора: пословиц, поговорок о труде, орудиях труда, могут составить описательный рассказ о профессии. Воспитанники в свободной деятельности широко применяют свои знания, используют для этой цели атрибуты и наряды.

Таким образом, формирование представлений дошкольников о труде взрослых – это необходимое направление деятельности дошкольной образовательной организации. Знакомство детей с миром профессий осуществляется на протяжении всего периода получения воспитанниками дошкольного образования и реализуется в разнообразных формах работы и во взаимодействии педагогов и родителей. В дальнейшем мы планируем продолжать работу детского сада по данному направлению, так как ранняя профориентация в детском саду не проводится с целью подготовки детей к осознанному выбору профессии, а направлена на развитие личности ребенка, овладение основными культурными способами деятельности, проявление инициативы, самостоятельности, активности и обладание установкой положительного отношения к разным видам труда.

Список использованной литературы.

  1. Алябьева Е.А. Поиграем в профессии. Книга 1. Занятия, игры, беседы с детьми 5-7 лет / Е. А. Алябьева — «ТЦ Сфера», 2014/
  2. Бурмистова Н. Н. Путешествие в мир профессий // Воспитатель ДОУ. 2013. – № 9.
  3. Примерная основная общеобразовательная программа «Детство». Бабаева Т.И., Гогоберидзе А.Г., Михайлова З.И. и др. ФГОС. «Детство-Пресс», 2015г.
  4. Усов, Н. В. Когда работа в радость / Н. В. Усов // Читаем, учимся, играем. — 2009. — № 9
  5. Усова, Н. В. Любимая профессия всегда дарит радость! классный час / Н. В. Усова // Воспитание школьников. — 2011. — № 3
  6. Емельянова, Л. Угадай профессию / Л. Емельянова // Читаем, учимся, играем. — 2006. — № 1.
  7. Использование Интернет-ресурсов.
< Предыдущая   Следующая >

 

Журнал

«Дошкольник.РФ»

Знакомство детей с профессиями

Главная

\

Статьи

\

Знакомство детей с профессиями

\

Полезные статьи

Все статьи категории Полезные статьи

    {{text}}

    Кем вы мечтали стать в детстве? Учителем, доктором, космонавтом, инженером, звездой эстрады? Выбор потенциально интересных профессий у современных детей еще больше — появились маркетологи, копирайтеры, it-специалисты и даже блоггеры. Задача взрослых — посвятить малышей в неизведанный мир специальностей, не оказывая давление и не внушая «любовь» к конкретным профессиям.

    Важность ознакомления детей со специальностями

    Конечно, сделать осознанный выбор профессии детки дошкольного возраста еще не могут. Однако рассказывать о существующих специальностях им все же нужно. На это есть несколько причин:

    • В детях необходимо воспитывать уважение к труду, как к своему, так и к чужому.
    • Ребенок должен иметь общее представление хотя бы о самых распространенных профессиях — эта информация является важной частью его кругозора.
    • Детям следует понимать важность трудовой деятельности и профессионального образования в целом.
    • У ребенка уже в дошкольном возрасте формируются личные интересы, в том числе и в вопросах возможной деятельности в будущем.

    Таким образом, рассказы о существующих специальностях должны быть не попыткой родителей навязать свои планы относительно будущей профессии детей, а важная часть учебно-воспитательного процесса.

    О профессиях в доступной форме

    Как правило, в дошкольных образовательных учреждениях время от времени проходят занятия, освещающие места работы взрослых. Родители же не всегда знают, как рассказать детям о профессиях в понятной им форме. На деле, хитростей никаких нет — иногда и вовсе достаточно просто отвечать на вопросы любопытных малышей. Конечно, нелегко объяснить 4-летнему малышу, чем занимается, допустим, специалист по программному обеспечению, но найти подход все равно можно. Например, провести аналогию с более понятными малышу действиями.

    Конечно, родителям не стоит устраивать полноценные занятия с нудным и монотонным повествованием о профессиях. Лучше организовать подачу информации в игровой форме, увлекая ребенка интересными фактами и наглядными материалами. Знакомство со специальностями может выглядеть следующим образом:

    • Просмотр специальных детских пособий с фотографиями и картинками представителей разных профессий.
    • Чтение стихов и рассказов о профессиях — их можно легко найти в интернете.
    • Рассказы о работе родственников и близких друзей семьи. Наличие фотографий с рабочего места поможет ребенку лучше усвоить информацию.
    • Разыгрывание ситуаций. Дети склонны примерять на себя роли взрослых и сами нередко играют в «доктора», «учителя» или «продавца». Принимайте участие в процессе и предлагайте малышам свои сценарии, во время инсценировки которых они будут узнавать новую информацию о профессиях.
    • Экскурсии. Конечно, не всегда получается организовать экскурсию на место работы. Однако если такая возможность есть, нужно обязательно ей воспользоваться. Ребенок своими глазами увидит, как проходит рабочий день того или иного специалиста, и получит информацию «из первых рук».

    Не стоит забывать, что знакомство детей с профессиями можно проводить и в стандартной форме вопросов-ответов. Малыши очень любопытны по своей натуре — их интересует все, что происходит вокруг. На простой вопрос ребенка «Откуда берется хлеб?» можно ответить достаточно развернуто, представив ему цепочку профессий, начиная от фермера и заканчивая продавцом в магазине.

    О чем рассказывать?

    Многие родители настолько серьезно подходят к процессу обучения детей, что готовят целые лекции о профессиях. Они включают в свои рассказы исторические факты, множество специальных терминов и другую информацию, которая, по мнению детей, совершенно бессмысленна. При этом родители начинают беспокоиться: «Мы рассказываем ребенку о профессиях, а он не проявляет никакого интереса. Неужели он и в будущем будет инфантилен при выборе специальности?». Конечно же, нет. Просто знакомя малыша с профессиями, нужно подбирать увлекательный материал. Детям достаточно рассказать следующее:

    • Название профессии и соответствующий вид деятельности — без подробностей, только в общих чертах.
    • Особенности характера представителей разных профессий: смелые пожарные, творческие дизайнеры, ответственные врачи.
    • Инструменты и предметы, с которыми работают специалисты.
    • Примеры известных личностей: повар Джейми Оливер, журналист Владимир Познер, хоккеист Илья Ковальчук, кардиолог Лео Бакерия и другие.

    Очень важно во время этих рассказов придерживаться достаточно нейтральной позиции — не «рекламировать» специальность, которая нравится, и не принижать представителей профессии, к которой вы относитесь пренебрежительно. Ребенок должен получать только общую информацию и сам для себя решать, какие профессии ему интересны, а какие — не очень.

    Продукты от Растишки

    Другие статьи категории Полезные статьи

    Чудо оригами: «собираем» новогоднюю елочку вместе с малышом

    Так внимательно: игры для развития концентрации

    Сказка для наблюдательных: кто такие следопыты?

    Пригласите ребенка в сказочное путешествие: отправляемся в Арктику!

    {{name}}

    Сайт использует cookie, что позволяет получать информацию о вас.

    Это нужно, чтобы улучшать сайт. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookie и предоставления их сторонним партнерам. Вам нужно принять это либо покинуть сайт.

    Знакомство детей с карьерными возможностями

    Руководство для родителей

    Опубликовано SchoolAdvisor | 21 декабря 2020 г.

    Каждому ребенку рано или поздно придется определиться со своей будущей профессией. Некоторые дети будут иметь четкое представление с самого начала, а некоторые нет. Школьные годы могут пройти быстрее, чем вы думаете, и лучше сделать так, чтобы ваш ребенок начал думать о своей карьере раньше, чем позже. В большинстве случаев достаточно небольшого толчка, и как родители вы можете многое сделать, чтобы внедрить эту мысль в сознание вашего ребенка.

    Изучение различных интересов

    Знание того, какие занятия ваш ребенок любит делать больше всего, может открыть возможности для карьерного роста. Поощряйте вашего ребенка пробовать разные интересы и навыки, в том числе те, которые не относятся к его общим предпочтениям. Это поможет расширить его набор навыков и задействовать любые скрытые таланты. Переключайтесь между физическими и интеллектуальными интересами, такими как теннис и шахматы. Занимайтесь спортом как на свежем воздухе, так и в помещении. Вступив во все виды деятельности, ваш ребенок сможет научиться тому, что ему действительно нравится, и ощутить прилив уверенности в себе. Мало того, это также поможет ему открыть потенциальные пути для получения высшего образования.

    Привить жизненные навыки

    Прежде чем задуматься о работе, дети должны освоить некоторые основные жизненные навыки. Начните их с основных домашних дел, таких как уборка и стирка. Затем попросите их расширить свои услуги на друзей и родственников или предложите им устроиться на работу с частичной занятостью. Это очень рано научит их важности таких аспектов, как пунктуальность, решение проблем и работа с другими. В долгосрочной перспективе эти привычки останутся с ними и помогут им стать функциональными взрослыми.

    Научите ответственности

    Дети обычно не понимают, что такое жизненные обязанности и как устроен мир. Это также может быть причиной того, что они мало интересуются какими-либо стремлениями или целями в жизни. Открыто поговорите со своими детьми о важности стабильной работы и о том, что она может сделать для их будущего. Расскажите им, какой может быть взрослая жизнь, не пугая их. Им важно понять, что они не останутся в школе навсегда, чтобы они начали относиться ко всему серьезно. Наличие этого самосознания и принятие своих обязанностей в качестве будущих взрослых являются важными шагами для их подготовки к взрослой жизни. Как бы это ни было важно, не менее важно, чтобы ваше мнение не навязывалось вашему ребенку. Им нужно позволить принимать собственные решения под вашим руководством.

    Создать план перехода

    План перехода — это разработанная стратегия, которая поможет вашему ребенку перейти к взрослой жизни после окончания средней школы или высшего образования. Работа с их школьными консультантами и учителями может помочь вам разработать жизнеспособный план их будущего, не забывая при этом об их увлечениях и интересах. Переходный план должен включать долгосрочные цели, в том числе цели карьеры и образования. Чтобы еще больше сблизить его, он также должен включать способы, которыми ваш ребенок может подготовиться к достижению этих целей в ближайшие годы. Например, если цель включает в себя карьеру фотографа, план должен предусматривать такие ресурсы, как наличие приличной камеры, эксперименты с ней и изучение того, как превратить свое увлечение в карьеру.

    Поговорите с другими

    Один из лучших способов узнать больше о разных профессиях — поговорить с теми, кто знает лучше. Поощряйте своих детей приближаться к людям с разными профессиями. Это может быть кто угодно, от соседа до родителя друга. Для этого можно обратиться даже к учителям в школе. Мотивируйте ребенка говорить с ним о плюсах и минусах работы. Если вы узнаете больше о различных профессиях, это может помочь заинтересовать вашего ребенка и заставить его задуматься об этом.

    Слежение за работой

    Аналогичным образом, слежение за работой также может предоставить вашему ребенку возможность подробно узнать о любой работе, которая может его заинтересовать. узнать больше об этой работе в мельчайших подробностях. Если это разрешено, вы также можете привести своего ребенка на свое рабочее место, чтобы познакомить его с вашей работой, чтобы он мог учиться на этом опыте. Мало того, это также может подвергнуть ваших детей различным работам, о которых они, возможно, не знали раньше.

    Выбор карьеры или даже мысли о ней могут стать источником стресса и беспокойства как для детей, так и для подростков. В это критическое время важно, чтобы родители поддерживали и помогали своим детям делать правильный выбор. Просто поддерживая решения вашего ребенка и помогая им, вы можете во многом изменить его карьеру.

    Исследование карьеры: как поощрять детей всех возрастов

    Опубликовано 4 октября 2021 г.

    «Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?»

    Когда дело доходит до того, чтобы вдохновить детей подумать о своем будущем, этот вопрос действительно может поставить их в тупик. Конечно, взрослые часто думают, что ответы детей милы, но для некоторых детей этот вопрос может быть довольно напряженным, потому что они еще не имеют ни малейшего представления о том, какие у них есть варианты, и они могут чувствовать, что им нужно составить план своей жизни. третий класс!

    Вместо того, чтобы ожидать, что восьмилетний или даже восьмиклассник будет иметь четкий план своего будущего, вот несколько рекомендуемых способов, которыми родители, учителя и другие взрослые могут работать над исследованием карьеры в повседневной жизни на разных возрастных уровнях, снижая стресс. и сделать путь к самопознанию увлекательным.

    Изучение карьеры в начальной школе: Discovery

    Раннее начало не означает, что ваш ребенок выберет конкретную карьеру. Наоборот, речь идет о том, чтобы помочь вашему ребенку искать возможности. Начальные годы полны самопознания, и исследование карьеры — это один из способов, которым дети могут узнать о себе и окружающем мире.

    Исследователи и педагоги-теоретики отмечают, что к концу начальной школы учащиеся уже отказываются от определенных профессий на основании таких факторов, как пол и социальный статус. Чтобы предотвратить эту классификацию, обсуждайте работу таким образом, чтобы сделать ее более доступной для вашего ребенка. Сосредоточьтесь на людях разного пола и национальности, исполняющих всевозможные роли. Поговорите об интересах и навыках, необходимых в различных областях карьеры. Тогда дети смогут начать понимать важность своих собственных интересов и навыков и то, как они могут проявиться в будущем. Этот простой сдвиг расширит возможности, а не сузит их.

    Как вы можете поддержать детей на этом этапе? Вместо того, чтобы спрашивать ребенка, кем он хочет стать, когда вырастет, спросите, какие задачи он любит решать и чем занимается. Поговорите о том, какие работы связаны с аналогичными проблемами и действиями. Спросите, интересует ли их эта область и думают ли они, что они будут хороши в этой работе. Если вы встретите работников в этой области, предложите ребенку спросить их о том, чем они занимаются. Возможности будут расти оттуда.

    Другие идеи

    Изучение карьеры в средней школе: осведомленность

    Исследования показали, что средняя школа — лучшее время, чтобы сосредоточиться на поиске карьеры. Часто учащиеся начинают более конкретно думать о своем будущем в шестом классе, но они еще не в состоянии соединить точки между пониманием того, что такое подготовка к карьере, и планированием конкретной карьеры.

    Подростки средних школ также имеют ограниченное представление о профессиональном мире, потому что их знания часто формируются исключительно благодаря тому, чем члены семьи зарабатывают на жизнь. Это может ограничить их собственные перспективы, поэтому средняя школа — прекрасное время, чтобы познакомить их с другими областями карьеры. Поощряйте своих детей смотреть за пределы знакомого. Если вы сделаете это сейчас, у них будет много возможностей попробовать себя в разных профессиях. Знание того, что им нравится, может быть столь же ценным, как и знание того, что им не нравится!

    В это время у детей развиваются навыки абстрактного мышления, и исследование карьеры может помочь им связать то, что они изучают в школе, с тем, как это применимо к их будущему за пределами школы. По мере того, как они станут более искусными в решении проблем, совместной работе в командах и руководстве другими, помогите им понять, насколько эти навыки общения так же важны, как и академические знания. Объясните, как эти навыки будут играть важную роль после школы в их профессиональной жизни.

    Одно исследование показало, что учащиеся средних школ, участвовавшие в программе профессионального обучения, продемонстрировали повышение самооценки, улучшение результатов тестов по предметам STEM и более активное участие в академическом планировании.

    Как вы можете поддержать детей на этом этапе? Представляя различные профессии, расскажите о мягких навыках, используемых в этих профессиях. Спросите своего ребенка, могут ли они вспомнить примеры из школы, когда у них был опыт решения проблем, ответственности, общения, сотрудничества, лидерства и этичного поведения. Если они проявляют интерес к определенной области, спросите, какие навыки и знания могут им пригодиться и как они могут их развить. Это может настроить их на успех в старшей школе и за ее пределами. Не уверен, где начать? Попробуйте пройти викторину по карьере, чтобы получить некоторые идеи.

    Другие идеи

    Изучение карьеры в средней школе: планирование

    Недавний опрос показал, что около половины старшеклассников нервничают по поводу своих планов после выпуска. Исследование карьеры может помочь изменить эту статистику. Исследование показало, что старшеклассники, которые участвовали в надежных программах профориентации, имели более высокие оценки, были более удовлетворены своим образованием, чувствовали себя в школе в большей безопасности, имели лучшие отношения со своими учителями и лучше относились к своему будущему, чем ученики, не имеющие доступа к таким программам. Если школа вашего подростка не предлагает такую ​​программу, найдите местную организацию, которая больше занимается карьерой или обсуждает ее с вашим ребенком.

    Без изучения карьеры подростки с большей вероятностью будут принимать решения о своем будущем, основанные на шатком фундаменте. Некоторые распространенные ловушки включают в себя выбор области карьеры без реального понимания того, что это влечет за собой, неспособность пройти курсы, которые направят их на хороший путь к потенциальной карьере, и непонимание того, что подойдет им в профессиональном плане.

    Как вы можете поддержать детей на этом этапе? Когда дело доходит до подготовки к карьере, ничто не сравнится с личным опытом или связями. Спросите друзей или коллег, не захотят ли они поговорить с вашим подростком о том, чем он зарабатывает на жизнь, или приютить вашего ребенка на непродолжительную работу. Вы также можете побудить своего подростка пройти стажировку или ученичество, чтобы получить больше практического опыта.

    Больше идей

    Польза исследований

    По мере взросления дети рискуют стать менее заинтересованными в школе. Превращение школы в меньшее количество прыжков через академические круги и больше в то, как будет выглядеть жизнь после окончания средней школы, может помочь детям чувствовать себя более заинтересованными в том, что от них требуется. Опросы Gallup показывают, что вовлеченность учащихся резко падает от начальной к старшей школе. По мере снижения вовлеченности падают академические результаты и даже карьерные перспективы.

    Один из путей к вовлечению — поиск карьеры, потому что он устанавливает связь между интересами и навыками вашего ребенка и тем, как он может внести свой вклад в мир. Kansas Career Sunflower — это одна из инициатив школьных округов, направленная на поощрение исследований и участия. Речь идет не о раннем выборе определенного пути, а о стратегическом изучении различных профессий и понимании того, как карьера в каждой области может быть подходящей.

    Наша команда HirePaths любит отмечать, что родители являются первыми консультантами ребенка по вопросам карьеры. В то время как некоторые дети могут знать, что они хотят делать после школы в раннем возрасте, другим может потребоваться больше времени, чтобы понять это. Это совершенно нормально! Ваша задача состоит в том, чтобы побудить их начать процесс исследования заранее, чтобы, когда пришло время сузить круг выбора, они чувствовали себя более уверенно в своих решениях.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *