Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Звонкие и глухие мягкие и твердые: Звонкие и глухие согласные. Твёрдые и мягкие согласные – ҰБТ, Қорытынды аттестаттау және ОЖСБ сынақтарына дайындайтын онлайн жаттықтырғыш құралы

Парные и непарные, звонкие и глухие, мягкие и твердые согласные звуки в русском языке :: SYL.ru

Звуком называется мельчайшая единица языка, произносимая с помощью органов речевого аппарата. Ученые обнаружили, что при рождении человеческий слух воспринимает все звуки, которые слышит. Все это время его мозг отсортировывает ненужную информацию, и уже к 8-10 месяцам человек способен различать звуки, присущие исключительно родному языку, и все нюансы произношения.

33 буквы составляют русский алфавит, 21 из них являются согласными, однако следует отличать буквы от звуков. Буквой является знак, символ, который можно увидеть или написать. Звук можно только услышать и произнести, а на письме – обозначить с помощью транскрипции – [б], [в], [г]. Они несут в себе определенную смысловую нагрузку, соединяясь между собой, образуют слова.

36 согласных звуков: [б], [з], [в], [д], [г], [ж], [м], [н], [к], [л], [т], [п], [т], [с], [щ], [ф], [ц], [ш], [х], [ч], [б’], [з’], [в’], [д’], [й’], [н’], [к’], [м’], [л’], [т’], [с’], [п’], [р’], [ф’], [г’], [х’].

Согласные звуки делятся на:

  • мягкие и твердые;
  • звонкие и глухие;

  • парные и непарные.

Мягкие и твердые согласные звуки

Фонетика русского языка имеет существенное отличие от многих других языков. Она содержит твердые и мягкие согласные.

В момент произношения мягкого звука язык сильнее прижимается к небу, чем при произнесении твердого согласного звука, препятствуя высвобождению воздуха. Этим и отличается друг от друга твердый и мягкий согласный звук. Для того чтобы на письме определить, относится ли согласный звук к мягким или твердым, следует посмотреть на букву, стоящую сразу после конкретной согласной.

Согласные звуки относят к твердым в таких случаях:

  • если буквы а, о, у, э, ы следуют после них – [мак], [ром], [гул], [сок], [бык];
  • после них стоит другой согласный звук – [ворс], [град], [брак];
  • если звук стоит в конце слова – [мрак], [друг], [стол].

Мягкость звука записывается в виде апострофа: моль – [мол’], мел – [м’эл], калитка – [кал’итка], пир – [п’ир].

Следует отметить, что звуки [щ’], [й’], [ч’] всегда мягкие, и твердые согласные — только [ш], [ц], [ж].

Согласный звук станем мягким, если после него стоит «ь» и гласные: я, ё, ю, и, е. Например: ген – [г’эн], лён – [л’он], диск – [д’ыск], люк – [л’ук], вяз – [в’яз], трель – [тр’эл’].

Звонкие и глухие, парные и непарные звуки

По звонкости согласные разделяют на звонкие и глухие. Звонкими согласными могут быть звуки, создаваемые с участием голоса: [в], [з], [ж], [б], [г], [й], [м], [д], [л], [р], [н].

Примеры: [бор], [вол], [душ], [зов], [жар], [гол], [лов], [мор], [нос], [род], [рой].

Если звук образуется без участия голоса, его называют глухим: [т], [к], [п], [ф], [х], [щ], [ф], [ш], [ч], [ц].

Примеры: [кол], [пол], [том], [сон], [шум], [щ’ука], [хор], [цар’], [ч’ан].

К парным звонким и глухим согласным относятся: [б] — [п], [ж] — [ш] , [г] — [х], [з] — [с]. [д] — [т], [в] — [ф]. Примеры: быль — пыль, дом — том, год — код, ваза — фаза, зуд — суд, жить — шить.

Звуки, не образующие пары: [ч], [н], [ц], [х], [р], [м], [л].

Мягкие и твердые согласные тоже могут иметь пару: [р] — [р’], [п] — [п’], [м] — [м’], [в] — [в’], [д] — [д’], [ф] — [ф’], [к] — [к’], [з] — [з’], [б] — [б’], [г] — [г’], [н] — [н’], [с] — [с’], [л] — [л’], [т] — [т’], [х] — [х’]. Примеры: быль — бель, высь — ветвь, город — гепард, дача — дело, зонт — зебра, кожа — кедр, луна — лето, монстр — место, палец — перо, руда — река, сода — сера, столб — степь, фонарь — ферма, хоромы — хижина.

Таблица для запоминания согласных звуков

Чтобы наглядно увидеть и сравнить мягкие и твердые согласные, таблица, приведенная ниже, их показывает попарно.

Таблица. Согласные: твердые и мягкие

Парные

Твердые — перед буквами А, О, У, Ы, Э

Мягкие — перед буквами И, Е, Ё, Ю, Я

Твердые и мягкие согласные
ббалб’битва
ввойв’веко
ггаражг’герой
ддырад’дёготь
ззолаз’зевок
ккумк’кеды
ллозал’листва
ммартм’месяц
нноган’нежность
ппаукп’песня
рростр’ревень
ссольс’сено
ттучат’терпение
ффосфорф’фирма
ххудобах’химия
Непарныежжирафччудо
шширмащлещина
ццельйвойлок

Запомнить согласные звуки поможет и другая таблица.

Таблица. Согласные: звонкие и глухие
ПарныеЗвонкиеГлухие
БП
ВФ
ГК
ДТ
ЖШ
ЗС
НепарныеЛ, М, Н, Р, ЙХ, Ц, Ч, Щ

Детские стихи для лучшего освоения материала

Буквы ровно 33 в русском алфавите,

Чтоб узнать, сколько согласных —

Десять гласных отнимите,

Знаки — твердый, мягкий —

Сразу станет ясно:

Получается число ровно двадцать одно.

Мягкие и твердые согласные бывают очень разные,

Но вовсе не опасные.

Если произносим с шумом, то они глухие.

Если голос ярко слышен, значит, звонкие такие.

Звуки согласные гордо говорят:

Они по-разному звучат.

Твердые и мягкие

На деле очень легкие.

Одно простое правило запомни навсегда:

Ш, Ц, Ж — тверды всегда,

А вот Ч, Щ, Й — только мягки,

Как кошачьи лапки.

А другие смягчим так:

Если добавим мягкий знак,

Тогда получим ель, моль, соль,

Какой же хитрый знак такой!

А если мы добавим гласные И, Я, Ё, Е, Ю,

Получим мягкую согласную.

Знаки-братья, мягкий, твердый,

Мы не произносим,

Но чтоб слово изменить,

Их помощи попросим.

Всадник скачет на коне,

Кон — используем в игре.

Тема «Согласные звуки.Звонкие и глухие. Твердые и мягкие.»

Тема урока: Твердые и мягкие , звонкие и глухие согласные. Фонетический разбор.

Фонетика – раздел науки о языке, в котором изучаются звуки речи .

От греческого phöne – звук .

Звуки речи

гласные

согласные

мягкие

безударные

ударные

твердые

глухие

сонорные

звонкие

Гласные звуки

Гласными называются звуки, при образовании которых воздух свободно проходит через полость рта , не встречая какой-либо преграды.

[а]

п[а]р, т[а]нец, п[а]рк

[о]

к[о]т, т[о]рт, м[о]ре

[и]

п[и]р, р[и]нг, стар[и]к

Гласные звуки

[у]

ж[у]к, па[у]к, б[у]лка

[э]

Запомни:

[э]хо, по[э]т, силу[э]т

звуков Е, Ё, Ю, Я нет !

[ы]

с[ы]р, обр[ы]в

Согласные звуки

Согласными называются звуки, при образовании которых выдыхаемый воздух встречает во рту различные препятствия (язык, нёбо, зубы, губы).

Сравните произношение согласных звуков

[т] [в] [м] [к] [ш]

[ж] [с] [л] [д]

Согласные твердые и мягкие

Большинство твердых и мягких согласных образуют пары .

Твердые

Мягкие

б

б ,

п

г

п ,

г ,

д

д ,

з

з ,

к

к ,

л

л ,

м

в

м ,

в ,

р

с

р ,

с ,

т

ф

т ,

ф ,

х

н

х ,

н ,

Запомни !

Всегда твердые: [Ж], [Ш], [Ц]

Всегда мягкие: , ], [Щ , ], [Й , ]

Согласные звонкие и глухие

Большинство звонких и глухих согласных образуют пары .

Звонкие

Глухие

б

п

б ,

п ,

в

ф

в ,

ф ,

г

к

г ,

д

к ,

т

д ,

ж

т ,

ш

з

з ,

с

с ,

Запомни !

  • Не имеют парных звуков

глухие согласные [Х], [Х , ], [Ц], [Ч , ], [Щ , ].

  • [Л], [Л , ], [М], [М , ], [Н], [Н , ], [Р], [Р , ], [Й , ]

сонорные согласные ( все сонорные собраны в

слове ЛИМОНАРИЙ !).

Фонетический разбор слова

Кольцó 1

2 слога

к – [к]

согласный, твердый, глухой;

о – [а]

гласный, безударный;

согласный, мягкий, сонорный;

л – [л , ]

ь – [–]

согласный, твердый, глухой;

ц – [ц]

гласный, ударный;

о – [ó]

6 букв, 5 звуков

Почему из-за потери слуха вы можете шептаться в толпе и кричать во время разговора

«Почему вы кричите?»

Вас когда-нибудь спрашивал об этом любимый человек или друг во время непринужденной беседы? Вы вдруг понимаете, что то, что вы считали обычным разговором, было воспринято собеседником как громкий, сердитый голос .

Или, может быть, вы слышали это. — Тебе нужно выговориться. Они говорят это снова и снова. Вы совершенно уверены, что человек, с которым вы разговариваете, не страдает серьезной потерей слуха. Почему они плохо вас слышат?

Возможно, вы думали, что потеря слуха влияет только на ваши уши. Но то, как вы слышите, может повлиять на то, как вы говорите… что может привести к проблемам в общении.

Давайте посмотрим, что происходит, и рассмотрим некоторые решения.

Как вы слышите свой собственный голос

Люди слышат свой голос двумя способами. Вы можете слышать свой голос ушами. Звуковые волны ударяют по барабанной перепонке. Затем они попадают в улитку, где маленькие волоски помогают мозгу интерпретировать высоту, громкость и характер вашего голоса, чтобы различать звуки.

Так вас слышат другие.

Вы также можете слышать вибрации ваших голосовых связок внутри вашей головы . Ваш череп действует как оркестровый зал, резонируя звук. Этот эффект заставляет ваш голос звучать ниже, чем голос другого человека. Вот почему ваш голос звучит выше, когда вы слушаете запись.

Если у вас потеря слуха, вы хуже слышите как громкость , так и тонкости своего голоса . Эта проблема может привести к тому, что вы будете говорить громче, тише или с другой высотой звука, чем если бы у вас был идеальный слух.

Кроме того, на изменение голоса с возрастом могут влиять дополнительные факторы.

Генетика

Если у вас высокий голос, это означает, что ваши голосовые связки быстро вибрируют, создавая высокую частоту. Как вы понимаете, женские голосовые связки вибрируют быстрее. Их голосовые связки обычно тоньше, чем у самцов, что делает их более подвижными.

Люди с большим голосовым аппаратом и более толстыми голосовыми связками от рождения имеют более громкий голос. Они учатся регулируют этот объем по мере их роста посредством социальной обусловленности.

Социальная обусловленность

Люди в первую очередь полагаются на звук собственного голоса, чтобы определить, когда они используют приемлемую громкость. Но без социальных сигналов было бы трудно понять, насколько громко громко или слишком громко.

Когда вы были маленьким, родители, возможно, говорили вам говорить своим внутренним голосом, или учитель мог делать вам выговор, когда вы слишком громко вели себя в столовой.

Благодаря этой социальной обусловленности вы выучил социально приемлемую громкость вашего голоса в различных условиях. Вы адаптировались.

Старение голосовых связок

С возрастом происходит нечто, о чем люди редко говорят. Это не такая популярная тема, как «как лечить потерю слуха». С возрастом наши голосовые связки становятся менее подвижными. Голос становится глубже. При этом он может стать тише.

В крайних случаях мы называем это «тонким голосом».

Потеря слуха + старение голосовых связок = проблемы

Если бы не старение голосовых связок, вы, вероятно, сохранили бы громкость голоса, которую выучили в детстве, даже после того, как ваш слух далёк от идеального. Но поскольку голосовые связки тоже меняются, трудно понять, не слышишь ли ты свой собственный голос. Или, может быть, ваш голос действительно слишком тихий.

Большинство людей заканчивают тем, что либо сверхкомпенсируют изнуряя себя, повышая голос , либо продолжают говорить с той же громкостью, которую, по их мнению, они использовали всю свою жизнь.

Восстановление голосовых связок

Теперь, когда вы лучше понимаете это явление, вы можете реагировать по-другому и избегать смущающей громкости.

Вы можете использовать тот же вид социальной обусловленности , что и в детстве. Это поможет вам отрегулировать громкость и заново научиться говорить на «правильном» уровне. Запишите ответы окружающих. Не думайте, что это слышит другой человек, если он вас не слышит.

Поделись этим явлением со своими детьми и друзьями. Попросите их сообщить вам, если ваша громкость кажется социально неприемлемой. Получите их помощь, чтобы отрегулировать его еще раз.

Носите слуховой аппарат , чтобы снизить уровень громкости . Со слуховым аппаратом вы будете лучше понимать, насколько громко или тихо вы на самом деле говорите. Потренируйтесь говорить со слуховым аппаратом, обращая внимание на то, насколько по-разному звучит ваш голос.

Если у вас нет слухового аппарата, пришло время поговорить со специалистом по слуховым аппаратам. Невылеченная потеря слуха будет стоить вам больше, чем вы можете себе представить.

 

 

Забота о вашем голосе

Структуры, участвующие в речи и производстве голоса

Что такое голос?

Звук вашего голоса создается вибрацией голосовых связок, которые представляют собой две полосы гладкой мышечной ткани, расположенные напротив друг друга в гортани. Гортань расположена между основанием языка и верхней частью трахеи, через которую проходят легкие (см. рисунок).

Когда вы не говорите, голосовые связки открыты, чтобы вы могли дышать. Однако когда приходит время говорить, мозг организует серию событий. Голосовые связки смыкаются, а воздух из легких проходит мимо, заставляя их вибрировать. Вибрации производят звуковые волны, которые проходят через горло, нос и рот, которые действуют как резонирующие полости для модуляции звука. Качество вашего голоса — его высота, громкость и тон — определяется размером и формой голосовых складок и резонирующих полостей. Вот почему голоса людей звучат так по-разному.

Многие люди используют свой голос в своей работе. Певцы, учителя, врачи, юристы, медсестры, продавцы и ораторы относятся к числу тех, кто предъявляет высокие требования к своему голосу. Это подвергает их риску развития проблем с голосом. По оценкам, 17,9 миллиона взрослых в США сообщают о проблемах с голосом. Некоторых из этих расстройств можно избежать, заботясь о своем голосе.

Как узнать, что ваш голос нездоров?

Если вы ответите «да» на любой из следующих вопросов, у вас могут быть проблемы с голосом:

  • Ваш голос стал хриплым или хриплым?
  • Вы потеряли способность брать высокие ноты во время пения?
  • Ваш голос вдруг стал глубже?
  • Вы часто чувствуете саднение, боль или напряжение в горле?
  • Говорить стало тяжело?
  • Вы постоянно прочищаете горло?

Если вы считаете, что у вас проблемы с голосом, обратитесь к врачу, чтобы определить основную причину. Врач, который специализируется на заболеваниях или расстройствах ушей, носа и горла и который может лучше всего диагностировать нарушение голоса, является отоларингологом (oh-toe-lar-in-GAH-luh-jist), которого иногда называют ЛОРом. Ваш отоларинголог может направить вас к логопеду. Логопед может помочь вам улучшить то, как вы используете свой голос.

Что вызывает проблемы с голосом?

Причины проблем с голосом включают:

  • Инфекции верхних дыхательных путей
  • Воспаление, вызванное гастроэзофагеальным рефлюксом (иногда называемым кислотным рефлюксом, изжогой или ГЭРБ)
  • Злоупотребление и злоупотребление вокалом
  • Новообразования на голосовых складках, такие как голосовые узелки или папилломатоз гортани
  • Рак гортани
  • Неврологические заболевания (такие как спастическая дисфония или паралич голосовых связок)
  • Психологическая травма.

Большинство проблем с голосом можно устранить путем лечения основной причины или с помощью ряда поведенческих и хирургических методов лечения.

Здоровые привычки для сохранения голоса

Избегайте обезвоживания:

  • Пейте много воды, особенно во время занятий спортом.
  • Если вы пьете напитки с кофеином или алкоголь, сбалансируйте потребление большим количеством воды.
  • Сделайте голосовой сон — дайте своему голосу отдохнуть в течение дня.
  • Используйте дома увлажнитель воздуха. Это особенно важно зимой или в сухом климате. Рекомендуется влажность тридцати процентов.
  • Избегайте или ограничьте использование лекарств, которые могут высушивать голосовые связки, включая некоторые лекарства от простуды и аллергии. Если у вас есть проблемы с голосом, спросите своего врача, какие лекарства будут для вас наиболее безопасными.

Ведите здоровый образ жизни и придерживайтесь диеты:

  • Не курите и избегайте пассивного курения. Дым раздражает голосовые связки. Кроме того, рак голосовых связок чаще всего наблюдается у курящих людей.
  • Избегайте употребления острой пищи. Острая пища может вызвать попадание желудочной кислоты в горло или пищевод, вызывая изжогу или ГЭРБ.
  • Включите в свой рацион большое количество цельнозерновых продуктов, фруктов и овощей. Эти продукты содержат витамины А, Е и С. Они также помогают поддерживать здоровье слизистых оболочек горла.
  • Чаще мойте руки, чтобы не заболеть простудой или гриппом.
  • Достаточно отдыхайте. Физическая усталость отрицательно сказывается на голосе.
  • Регулярно делайте физические упражнения. Упражнения повышают выносливость и мышечный тонус. Это помогает обеспечить хорошую осанку и правильное дыхание, необходимые для правильной речи.
  • Если у вас непрекращающаяся изжога или ГЭРБ, поговорите со своим врачом об изменении диеты или лекарствах, которые могут помочь уменьшить обострения.
  • Избегайте ополаскивателей для полости рта или полосканий, содержащих спирт или раздражающие химические вещества.
  • Избегайте использования жидкости для полоскания рта для устранения стойкого неприятного запаха изо рта. Галитоз (неприятный запах изо рта) может быть результатом проблемы, которую полоскание рта не может вылечить, например, вялотекущей инфекции носа, придаточных пазух, миндалин, десен или легких, а также рефлюкса желудочного сока из желудка.

Используйте свой голос с умом:

  • Старайтесь не злоупотреблять своим голосом. Старайтесь не говорить и не петь, если ваш голос хриплый или усталый.
  • Дайте волю своему голосу, когда вы больны. Болезнь оказывает дополнительную нагрузку на ваш голос.
  • Избегайте использования крайностей вашего вокального диапазона, таких как крик или шепот. Слишком громкий и слишком тихий разговор может навредить вашему голосу.
  • Практикуйте правильную технику дыхания во время пения или разговора. Поддерживайте свой голос глубокими вдохами грудью и не полагайтесь только на свое горло. Певцов и ораторов часто учат упражнениям, которые улучшают этот вид контроля дыхания. Говорить горлом, не поддерживая дыхания, сильно напрягает голос.
  • Не держите телефон во время разговора. Длительное удерживание телефона между головой и плечом может вызвать напряжение мышц шеи.
  • При необходимости рассмотрите возможность использования микрофона. В относительно статичных условиях, таких как выставочные площади, классные комнаты или тренажерные залы, легкий микрофон и система усилителя-динамика могут оказаться очень полезными.
  • Избегайте разговоров в шумных местах. Попытка говорить сквозь шум вызывает напряжение в голосе.
  • Подумайте о голосовой терапии. Логопед, имеющий опыт лечения проблем с голосом, может научить вас, как правильно использовать свой голос.

Какие исследования голоса поддерживает NIDCD?

Национальный институт глухоты и других коммуникативных расстройств (NIDCD) поддерживает исследования, которые включают лабораторные исследования для понимания болезней и стрессов, которые могут повредить голосу, а также клинические исследования для проверки новых способов диагностики, лечения или лечения нарушений голоса.

Исследователи изучают, как мозг контролирует мышцы и нервы гортани и языка, и как эти структуры двигаются, чтобы производить речь. Эта информация может помочь другим ученым разработать более эффективные методы лечения таких состояний, как паралич голосовых связок и спазматическая дисфония, которые могут повредить голос. Это также может помочь исследователям разработать новые стратегии реабилитации для улучшения качества жизни людей, страдающих тяжелыми нарушениями голоса.

Еще одной областью, представляющей интерес для исследователей, является разработка замещающих тканей для восстановления поврежденных голосовых связок. Ученые, финансируемые NIDCD, тестируют искусственные и биологические материалы и технологии стволовых клеток, которые в конечном итоге могут быть использованы для создания новых тканей голосовых связок, а также методы стимулирования роста нервов для лечения паралича гортани.

Исследователи также ищут новые способы оценки нарушений голоса и тестируют новые методы голосовой терапии для людей с наростами на голосовых связках. Исследования продолжают изучать способы предотвращения рубцевания голосовых связок после травмы и лечения рубцов голосовых связок, когда они возникают. Дополнительные текущие исследования направлены на то, чтобы понять механизмы папилломатоза гортани, вызванного ВПЧ (вирусом папилломы человека), и разработать новые лекарственные средства для лечения этого расстройства.

Новые методы борьбы с возрастной слабостью мышц гортани могут предотвратить нарушения голоса у стареющего населения. Недавние результаты исследователей, финансируемых NIDCD, показали, что в модели старения голоса на животных упражнения для тренировки голоса помогли мышцам гортани оставаться сильными.

Поскольку среди учителей часто встречаются нарушения голоса, NIDCD поддерживает разработку образовательного веб-сайта для учителей, чтобы поддерживать здоровое поведение и защищать свой голос. NIDCD также поддерживает исследования эффективности обучения учителей гигиене голоса и обучения воспроизведению голоса.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *