Звуки и буквы
Звуки и буквы.
Обозначение звуков буквами на письм
е♦ Чем различаются между собой звуки и буквы?
В устной речи слова состоят из звуков. B письменной речи слова состоят из букв. Звуки мы произносим и слышим, а буквы Пишем и видим, называем. На письме звуки Обозначаются буквами. Каждая буква имеет своё название. В слове дом звуки [д], [о], [м], а буквы д (дэ), о (о), м (эм).
♦ Что такое алфавит, или азбука? Почему так называют?
Слова алфавит и азбука обозначают одно и то же. Слово алфавит составлено из назва-ний двух греческих букв; альфа и вита. Азбука— из названий двух славянских букв: аз, буки.
Алфавит — это буквы, расположенные по порядку. В алфавите каждая буква имеет своё место и своё название.
В русском алфавите 33 буквы.
АБВГДЕЁЖЗИ Й
а бэ вэ гэ дэ е ё жэ зэ и и
краткое
КЛМНОП РСТУФХ
ка эль эм эн о пэ эр эс тэ у эф ха
ЦЧШЩ ъ ы ь ЭЮЯ
пэ че ша ща твёрдый ы мягкий э ю я
знак знак
♦ Чем гласный звук отличается от согласного!
Гласный звук
При произношении не встречает преград: [а], [о], [и], [ы], [у], [э].
Произносится только с голосом.
Гласный звук образует слог: у-рок, о-во-щи.
Согласный звук
1.При произношении встречает преграду: губы, зубы, язык,
Произносится с шумом и голосом или только с шумом.
Слог образует только вместе с гласным: стра-на, му-зей.
♦ Сколько основных (ударных) гласных звуков в русской речи!
В ударных слогах шесть гласных звуков: [о], [и], [ы], [у], [э]. ;
♦ Сколько гласных букв в русском алфавите!)
В русском алфавите десять гласных букв:
[ a, €j ё, а, о, у, э, ы, ю, я.
Не все гласные звуки русской речи можно обозначить буквами а, о, и, ы, у, э. Буквы е, е, ю, я служат для обозначения мягкости согласных и для обозначения гласных звуков:
♦ Что такое слог!
Слоги — это части слова, на которые оно делится при произношении: вё-тер, по-го-да, дождь, край.
♦ Как узнать, сколько в слове слогов!
В слове столько слогов, сколько в нём гласных звуков: дом,
у-чеб-ник, но-вый.
♦ Как нужно переносить слова!
Правила переноса слов
Слово переносится по слогам: мир-ный. Слово, состоящее из одного слога, не переносится: день, шью, вьёт.
Одну букву нельзя оставлять на строчке или переносить на другую: идут, стою, Юлия, язык.
Буквы ь, ъ, й при переносе слова нельзя отделять от стоящей впереди буквы: писъ-мо,строй-ка, подъезд.
При переносе слов с двойными согласными одна согласная остаётся на строчке, а другая переносится: кас-са, кол-лекция.
♦ Когда гласные буквы е, ё, ю, я обозначают два звука?
Буквы е, ё, ю, я в ударных слогах обозначают два звука — согласный звук [й] и гласные звуки [э], [о], [у], [а]: е =
в начале слова: ель — [&э]ль> ёлка — [йо]лка, юный — [йу]иый, ягода — [&£\года;
после гласных звуков: поют — по[йу]т, стоят — сто[йа]т, поём — по[йо]м;
после разделительных мягкого и твёрдого знаков: друзья — друзъ[йа], вьюга — въ[яу]га, подъезд — подъ[йэ]зд, подъём- подъ[йо]м.
♦ Когда буквы е, ё, ю, я обозначают мягкость согласного звука и гласный звук! f
Буквы е, ё, ю, я после согласного звук; обозначают мягкость этого согласного звука и гласный звук: мяч — [м’а]ч, огонёк — \ого[п*о\к, букет — бу[к’э]т, люди — [л’у]ди, ребята — ре[б’а]та.
[♦ Как обозначается на письме твёрдость и мягкость согласных звуков в середине слова?
Твёрдость согласных звуков обозначается на письме гласными буквами а, о, у, ы, э: музыка, школа, мэр.
Мягкость согласных звуков обозначается гласными буквами
е, ё, и, ю, я и мягким знаком (ъ): земля, орёл, люди, пальцы.
В середине слова мягкость согласного звука [л‘] всегда обозначается мягким знаком: рельсы, мыльница.
Мягкость других согласных может и не обозначаться мягким знаком:
♦ Как обозначается мягкость согласного звука на конце слова?
На конце слова мягкость согласного звука обозначается ь: тетрадь, день, портфель, здесь, голубь, сентябрь.
Мягкость шипящих согласных звуков ч, щ на конце слов мягким знаком не обозначается: врач, товарищ.
Мягкий знак на конце слов речь, вещь и им подобных не обозначает мягкость шипящих согласных ч, щ. Он является показателем женского рода этих имён существительных.
Мягкий знак на конце глаголов 2-го лица единственного числа не обозначает мягкости согласного, звука, но всегда пишется: что делаешь? что сделаешь? бежишь, напишешь.
♦ Какие шипящие согласные звуки являются всегда твёрдыми, а какие — всегда мягкими!
[ж], [ш], [ц] — всегда твёрдые шипящие согласные звуки;
[ч*], [щ’] — всегда мягкие шипящие согласные звуки.
♦ Какие гласные буквы не пишутся после шипящих ж, ш, ч, щ?
После букв ж, ги, ч, щ не пишутся буквы ы, ю, я. Сочетания жи, ши, ча, ща, чу, щу
пишутся с буквами
жить, счастье, чудесный,
шить, пища, щука.
Исключения: жюри, парашют, брошюра.
В сочетаниях жи, ши в ударных слогах всегда пишется буква и: ошибка, житель.
В безударных слогах гласные нужно проверять: шесть — шестой, шерсть — шерстяной, но ширь — широкий.
♦ В чём особенность написания сочетаний чк, чн, чт?
В сочетаниях чк, чн, чт не пишется мягкий знак: ручка, девочка, точка, сказочный, песочный, молочный, почта, что.
♦ Когда пишется разделительный мягкий знак (ь)?
Разделительный ь пишется после согласных букв перед гласными е, ё, и, ю, я, если в словах слышится звук [й]: варенье, жильё, воробьи, осенью, крылья.Ь
показатель мягкости разделительный
согласных
письмо счастье
соль вьёт
льдина соловьи
зверь вьюга
редька обезьяна
♦ Чем различаются звонкие и глухие согласные звуки?
Звонкие согласные звуки произносятся с голосом и шумом.
Глухие согласные звуки состоят только из шума.
♦ Какие согласные звуки являются парными по звонкости, а какие — непарными?
Парные согласные
твёрдые мягкие
звонкие: [б] [в] [г] [д] [ж] [з] [б*] [в’] [г*] [д’] [з’З
глухие: [п] [ф] [к] [т] [ш] [с] [п’] [ф’] [к*] [т>] [с’]
Непарные согласные
звонкие глухие
[л] [м] [н] [р] [л’].[м’] [н’] [р’][й] [х] [х’] [ц ] [ч>] [щ’]
♦ Почему слова с парным по звонкости согласным звуком на конце нужно проверять?
На конце слова парный звонкий согласный звук заменяется парным глухим. Поэтому слова с парным согласным звуком на конце нужно проверять: хлеб, поезд, гвоздь, круг, крюк.
♦ Какие слова являются проверочными?
Слова, в которых после парного согласного произносится гласный, являются проверочными: города — город, флаги — флаг.
♦ Как проверить парный согласный звук на конце слова’
Для проверки парных согласных на конце слова нужно изменить слово так, чтобы после согласного слышался гласный звук: чиж — чижи, ёрш — ерши.
♦ Какие гласные звуки называются ударными, а какие — безударными!
Гласные звуки в ударных слогах называются ударными, а гласные в безударных слогах называются безударными.
Гласные звуки в ударных слогах иначе называются гласными в сильной позиции. Гласные звуки в безударных слогах иначе называются гласными в слабой позиции.
Согласные и гласные буквы в русском языке – таблица со звуками по порядку
4
Средняя оценка: 4
Всего получено оценок: 73.
4
Средняя оценка: 4
Всего получено оценок: 73.
Понятие согласных и гласных букв в русском языке занимает особое место. В данной статье говорится о том, что такое гласные и согласные буквы, в чем их отличие от гласных и согласных звуков.
Общее
Буква – символ алфавита, графическое изображение звука речи.
Понятие «буква» и понятие «звук» – разные явления. Звуки используются в речи, буквы – в письме.
В русском языке насчитывается 33 буквы. Из них 31 буква относится либо к гласным, либо к согласным. Лишь 2 буквы (ъ и ь) не относятся ни к согласным, ни к гласным.
Гласные буквы
В русском языке наблюдается 10 гласных букв. Перечислим их по порядку: а, е, ё, и, о, у, ы, э, ю, я.
Несмотря на то что букв насчитывается 10, они обозначают всего 6 звуков:
- буква и обозначает звук [и];
- буква ы обозначает звук [ы];
- буквы а и я обозначают звук [а];
- буквы о и ё обозначают звук [о];
- буквы э и е обозначают звук [э];
- буквы у и ю обозначают звук [у].
Гласные буквы получили свое название благодаря тому, что они обозначают гласные звуки, которые создаются при помощи голосовых связок. В понятии «гласный» отражено чередование «голос – глас».
Согласные буквы
Согласных в русском языке насчитывается 21. Перечислим их в соответствии с последовательностью букв русского алфавита: б, в, г, д, ж, з, й, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ.
Стоит запомнить, что й является согласной буквой, несмотря на ее внешнюю схожесть с гласной буквой и.
Несмотря на то что букв, обозначающих согласные звуки, в русском языке 21, самих звуков насчитывается 36. Связано это с тем, что и твердый, и мягкий согласный звук может обозначаться на письме одной и той же буквой. Например, буква н может обозначать два звука: [н], [н’].
Букв, которые могут обозначать два звука, насчитывается 15, остальные 6 – обозначают только один звук.Таблица гласных и согласных букв
Чтобы не смешивать понятия «буква» и «звук», перечислим только буквы, поделив их на гласные и согласные:
Гласные буквы | Согласные буквы | |
е, ё, и, о, у, ы, э, ю, я | б, в, г, д, ж, з, й, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ |
Что мы узнали?
Большинство букв русского алфавита (31 из 33) делятся на гласные (10) и согласные (21). Исходя из того, что буквы обозначают звуки, можно сказать о том, что гласные буквы (е, ё, и, о, у, ы, э, ю, я) обозначают гласные звуки (всего их 6), согласные буквы (б, в, г, д, ж, з, й, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ) обозначают согласные звуки (всего их 36). Гласные и согласные буквы всего обозначают 42 звука: 10 гласных букв – 6 звуков, 21 согласных букв – 36 звуков.
Тест по теме
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
Пока никого нет. Будьте первым!
Оценка статьи
4
Средняя оценка: 4
Всего получено оценок: 73.
А какая ваша оценка?
Обучение различию букв и слов
Автор: That Fun Reading Teacher2 Комментарии
Обучение различению букв и слов – стратегии решения этой часто упускаемой путаницы и то, как я использую их в классе!
Когда я начинал преподавать, я не понимал важности обучения разнице между буквами и словами.
Различие между буквами и словами часто упускают из виду начинающие читатели и писатели. Вот несколько стратегий, которые я изучил на тренинге «Восстановление чтения», и то, как я использую их в классе!
Я не замечал, чтобы мои ученики использовали «буквы» и «слова» как синонимы, и не понимал, что в их сознании все было просто большой мешаниной печатного текста. Простое упражнение по копированию с одной инструкцией:
«Оставьте пробел между словами».
был эффективным способом найти хороших слушателей в этой неразберихе в первом классе! С вероятностью 50 % между каждой буквой были пробелы, или нет пробелов где угодно .
Мои первые несколько лет преподавания…
Я пытался объяснить своим ученикам, что буквы обозначают звуки и что мы говорим словами. Я учил различать буквы и слова, рассказывая им о том, что слова имеют значение и состоят из букв в определенном порядке. Многие из них просто еще не могли его обработать. Обводя буквы в словах на доске и листе бумаги ( это было в конце 90s ) помог нескольким студентам. Моему детсадовцу и первоклассникам с этой путаницей нужно было что-то большее. И тут, как говорится, случилось. Мой тренировочный год восстановления чтения.
Метод «Восстановление чтения» для обучения разнице между буквами и словами:
Шаг 1:
Используя любые буквы, которые можно перемещать независимо друг от друга, составьте два или три коротких, простых слова, которые ваш ученик будет распознавать. Скажите: «Это слова».
Шаг 2:
Теперь разложите те же буквы в случайном порядке и спросите: «Что вы видите сейчас?» Скорее всего, вы получите правильный ответ. Разработайте и подтвердите, что это действительно «всего лишь буквы», что они сами по себе, не в каком-то особом порядке и ничего не значат. Они просто представляют звуки.
Шаг 3:
Спросите ребенка, как буквы становятся словами. Составьте слово или два вместе. Расскажите, что означают эти слова. Повторяйте каждые несколько дней в течение пары недель с разными типами писем. Будь креативным!
Получайте удовольствие, играя с буквами и словами, делая занятия короткими и приятными, добавляя движение и смех там, где это возможно!
Знакомство с концепцией «Буквы против слов» в большой группе:
Теперь, когда я снова вернулся в класс, я обнаружил, что самый простой способ представить (и повторить) эту концепцию всему классу — это урок по сборнику рассказов. Я написал одну для этой цели (см. видео полной книги в описании магазина TpT здесь или на Facebook здесь). Если вы знаете другие названия для этой цели, пожалуйста, поделитесь в комментариях. Я хотел бы добавить их на свою доску Pinterest «Детские истории, которые учат языку».
Объединение:
Поскольку эти понятия легко спутать, повторение очень важно. Визуальное хранение букв и слов — отличное ежедневное напоминание.
В этом органайзере для обуви с прозрачными карманами хранятся детали моей игры Save the Sight Words и кое-что еще. слова. У меня есть еще одна карманная таблица со словами из календаря и карточками с именами, а еще одна — с буквами. Заголовки БУКВЫ (не показаны) и СЛОВА являются частью продукта «Концепции печати: буквы и слова» ниже.
Пусть ваши ученики узнают, развлекаются и исследуют. (И обязательно объясните, что «я» и «а» — это и буквы, и слова. Это сносит им мозги. Вот почему, друзья мои, я тусуюсь с маленькими писунами.
написала пост о своей любимой книге «Концепции печати» — после того, как обнаружила, что это НАМНОГО БОЛЬШЕ!)
Берегите себя, друзья.0002
Связанный:
БЕСПЛАТНОСТЬ
Как преподавать графемы (фонограммы)
Делиться заботой!
90 акции
- Поделиться
- Твит
Если вы читали несколько моих постов, то знаете, что я учу графемам и постоянно использую фонограммы! Они являются отличным инструментом на уроках фонетики, они настолько универсальны и эффективны.
Мне часто задают ряд вопросов на эту тему: «Что такое фонограммы? Как я могу использовать карточки с фонограммами? Что такое графема? В чем разница между фонемами, фонограммами и графемами?»
А иногда получаю: «Я ничего в этом не понимаю! ПОМОЩЬ!»
Итак, в этом посте я разбираю графемы и фонограммы и рассказываю, как именно их преподавать.
Что такое графема?
Графема — это буква или группа букв, обозначающая звук. Это буквы, обозначающие звук в слове. Графемы могут состоять из одной или нескольких букв.
Помните, что звук называется фонемой. Не путайте это с фонетикой, фонематикой или фонограммой. Все они связаны, но не одно и то же. Все фонемы представлены буквами. Это графемы.
(Если вы совсем запутались в фонемах, акустике, фонологическом восприятии, фонематическом восприятии и всем таком, то я рекомендую вам прочитать это руководство: Фонетическое, фонематическое и фонологическое восприятие: Полное руководство)
Есть три типы графем:
1. Однобуквенные графемы, такие как p, b, t
2. Диграфы, состоящие из двух букв, составляющих один звук, например ch, sh, th
3. Триграфы, состоящие из трех букв, составляющих один звук, например igh
Фонограмма или графема?
На самом деле это одно и то же! Графемы также называют фонограммами, и вы заметите, что я чаще использую слово «фонограммы» в своем блоге только из-за моего обучения Ортона-Гиллингема и регулярного использования карточек с фонограммами. Но они означают одно и то же.
Phono означает звук, а график означает письменный символ, так что вы можете видеть, какой смысл имеет это слово.
Примеры графем/фонограмм
T — однобуквенная графема, обозначающая звук /t/.
AI — это двухбуквенная графема или диграф гласных, обозначающий долгий звук a.
IGH — трехбуквенная графема или триграф, представляющая долгий звук i.
Это карточка фонограммы. Графема ш обозначает звук /ш/. Ключевое слово для этой графемы — «овца». Это карточка с фонограммой. Графема ew обозначает звук /oo/. Ключевое слово для этой графемы — «жевать».Слово класс имеет 4 графемы: c – l – a – ss. Каждая из этих графем обозначает один звук в слове: /к/ /л/ /а/ /с/.
Обратите внимание, что графема для /s/ в классе состоит из двух букв. Хотя некоторые графемы содержат несколько букв, они по-прежнему представляют один звук.
Некоторые графемы представляют более одного звука. Например, рассмотрим графему ea. Это может быть короткая е (хлеб), длинная е (мясо) или длинная а (великолепно)!
Список фонограмм
Если вам нужен список большинства фонограмм/графем, вы можете загрузить этот список из моей бесплатной библиотеки. Этот список содержит 104 графемы.
Зачем учить фонограммы?
Одна из основных причин заключается в том, что обучение фонограммам помогает детям научиться читать и писать по буквам!
Фонограммы являются строительными блоками чтения. Они помогают детям расшифровывать слова, давая им определенный звук, на котором нужно сосредоточиться. Знание и использование фонограмм облегчает чтение, потому что дети могут использовать свои знания о звуках, чтобы понять, как пишутся слова.
Еще одна причина, по которой вам следует учить фонограммы, заключается в том, что они помогают с правописанием. Если дети знают разные способы написания звука, они могут использовать эти знания, когда пишут. Например, если они хотят написать слово «ночь», они могут просмотреть все различные способы написания звука /n/ (kn, gn, pn, nk) и выбрать тот, который имеет наибольшее значение в этом слове.
Как преподавать фонограммы/графемы
Существует несколько различных способов обучения фонограммам. Я поделюсь несколькими из моих любимых методов ниже.
Знакомство с графемой
Первый шаг — введение новой графемы. Вы вводите только пару графем за раз и не добавляете больше, пока они не будут освоены.
Например, вы можете сначала ввести S, A, T и P. Затем вы будете работать над этими 4 графемами, пока не освоите их. Это означает, что учащиеся будут практиковаться в смешивании и сегментации с этими графемами, и как только они сразу узнают звук, который каждая из них представляет, и смогут смешивать и сегментировать их, вы можете добавить больше графем.
Не вводите S, A, T и P и не позволяйте учащимся смешивать такие слова, как «кошка» и «глоток». Вы работаете только над 4 графемами, которым научили. Когда вы обучаете новым графемам, вы добавляете их, чтобы они практиковали новые графемы с теми, которые они уже знают.
Карточки с фонограммами
Одним из способов обучения графемам является использование карточек с фонограммами. Их также называют звуковыми орфографическими картами и графемными картами. Вы можете сделать свой собственный (у меня есть набор для печати в моем магазине) или купить готовый набор.
Чтобы использовать их, вы вводите новую графему, произносите ключевое слово и произносите звук вслух, одновременно показывая фонограмму своим ученикам. Ваши ученики будут повторять это, и вы будете повторять использование этой карточки каждый день, пока не освоите ее.
Ежедневное упражнение по фонограмме
Каждый день вы повторяете, поднимая уже изученные фонограммы (по одной за раз) и предлагая ученикам произнести звук, буквы и ключевое слово.
Это занимает всего несколько минут и выполняется как тренировка. Вы быстро пролистываете карточки, пока учащиеся называют свои ответы. Следите за тем, над чем вы еще работаете, а что уже освоили.
Звуковые ящики
Еще один отличный способ обучения графемам — звуковые ящики. Для этого метода вам понадобится шаблон звуковых ящиков (в моей библиотеке есть несколько бесплатных печатных форм).
Для начала вы познакомитесь с новой графемой и ее звуком. Затем вы поместите плитки с буквами или карточки с фонограммами в соответствующий звуковой ящик. Затем ваши ученики будут произносить звук фонограммы и произносить его по буквам, когда они будут класть плитки или карточки в звуковую коробку. Вы также можете предложить учащимся вписать буквы в клеточки.
Затем вы можете повторить, попросив учеников указать на каждую звуковую коробку и назвать звук, который она издает. Вы также можете перепутать порядок плиток / карт и попросить их вернуть их по порядку.
Сопоставление фонем-графем
Еще один способ обучения графемам — использование сопоставления фонем-графем. Этот метод включает в себя звуковые ящики и письмо, поэтому он на шаг выше, чем просто использование звуковых ящиков. Сопоставление фонемы-графемы — это действие, при котором вы сегментируете слово, записываете графемы для каждой фонемы в рамки, смешиваете и читаете слово, а затем записываете его.
Посмотрите мой шаблон отображения слов в моем магазине.
Графические плитки
Графемные плитки похожи на фонограммы, но содержат только буквы. Они намного лучше, чем использование плиток с буквами, потому что они содержат всю графему на одной плитке, а не только отдельные буквы.
Например, когда учащихся просили написать слово «листы», они использовали бы 4 плитки: SH, EE, T, S. Если бы они использовали плитки с буквами, диграфы SH и EE были бы разделены, что не закрепить изучение графемы и ее звука.
Это лучший набор, который я когда-либо видел, хотя его часто нет в наличии. Это еще один хороший вариант на Amazon.
Упражнения по смешиванию
Вы можете выполнять упражнения по смешиванию, используя карточки с фонограммами или графемные плитки.
В любом случае вы структурируете его на 2 или более секций/кучек. Начните с того, что учащиеся смешивают 2 графемы, а затем доведите их до 3. Выделяйте несколько минут, выполняя это задание каждый день. И, конечно же, используйте только те графемы, которым вы явно научили.
Диктовка
Диктовка — отличный способ закрепить графемы, поскольку вы можете попросить учащихся перечислить все способы написания звука. После урока я люблю делать быстрый диктант, предлагая ученикам написать графемы и слова с этими графемами. Я выбираю несколько новых, которые только что преподавал, и несколько графем для повторения, но никогда ничего, чему я не учил!
На приведенном ниже рисунке листа диктанта, посвященном звуковому разделу, я произнес звук вслух и попросил учащихся написать все способы написания этого звука. То, что они пишут, должно отражать графемы, которым вы научили. Например, если я попрошу первоклассника перечислить все графемы для длинного звука а в начале года, он может написать только а и а_е. Позже в этом году они выучат ай, а ай и смогут добавить их. Вы можете взять этот шаблон диктовки в моей бесплатной библиотеке.
Игры с фонограммами
Когда ваши ученики освоят фонограммы, вы можете закрепить их знания, играя в игры. Есть много отличных игр с фонограммами, которые одновременно и забавны, и познавательны.
Я бы взял любую акустическую или настольную игру и использовал карточки с фонограммами вместо слов.
Bottom Line
Назовете ли вы их графемами или фонограммами, не имеет значения.