Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Звуки мягкие твердые звонкие глухие: Звонкие и глухие согласные. Твёрдые и мягкие согласные – ҰБТ, Қорытынды аттестаттау және ОЖСБ сынақтарына дайындайтын онлайн жаттықтырғыш құралы

Содержание

Записать парные звуки звонкие глухие твердые мягкие. Сколько в русском языке гласных и согласных звуков

Сегодня практически все дети знают буквы и алфавит уже в раннем детстве. Однако, учить буквы рекомендуется, не называя буквы так, как они звучат в алфавите. Буквы надо учить звуками. Говоря о букве «Б», необходимо называть ее [б], а не «бэ». Это нужно для того, чтобы ребенку потом было легче объединять буквы в слоги и слова.

Однако мир звуков на этом не ограничивается. И когда малыш подрастет, ему предстоит освоить и такие понятия, как гласные звуки, твердые, мягкие, парные, глухие и звонкие согласные. Приглашаю поговорить сегодня о таких разных звуках. Мы поговорим об этом в сказочной форме, в форме наиболее близкой для детского восприятия. Приглашаю вас в фонетическую сказку . Это дополненная версия сказки о звуках, представленная в .

Итак, дружные буквы живут в гостеприимном . А звуки создали большое Королевство, которое называется Фонетика.

В королевстве звуков русского языка Фонетика дружно жили — поживали гласные и согласные звуки.

У каждого звука был свой домик. У гласных звуков домики были выкрашены в красный цвет, а у согласных в синий. Но крыши всех домиков были белыми и менялись сами по себе, когда звуки ходили друг к другу в гости.

Всего в королевстве 42 жителя : 6 гласных звуков [а],[э],[о],[у],[и],[ы] и 36 согласных. Они жили дружно и часто ходили друг другу в гости. И каждый раз когда они гостили друг у друга происходило волшебство: стоило им взяться за руки как получались новые звуки для новых слов.

Гласные звуки любили петь. Поэтому в их домиках всегда звучала музыка. А вот у согласных звуков петь совсем не получалось. Зато они были очень податливыми и всегда и во всем «соглашались» с гласными. При этом они могли становиться твердыми или мягкими . Вот например, звук [п]. В слове «пила» звучит мягко, а в слове «пыль» — твердо. А все потому, что звук [и] смягчил [п], а звук [ы] наоборот придал твердости.

Вот так согласные звуки, берясь за руки с гласными, становятся по их просьбе мягкими или твердыми.

Однако были в королевстве и «непослушные» звуки. И хотя они жили в синих домиках и назывались согласными, они ни в какую меняться не хотели. А произошло это в день, когда праздно сидя на скамеечках, они заспорили кто же главнее: гласные или согласные звуки. И звуки [ж] ,[ш] и [ц] решили стать независимыми и никому не подчиняться, особенно гласным звукам. Они провозгласили себя твердыми звуками, которые никогда ни при каких обстоятельствах не станут мягкими! И в доказательство своего твердого решения они выкрасили белые крыши своих домиков в темно-синий цвет.

Но уступчивые и неконфликтные звуки [щ] ,[й] и [ч] очень расстроились и испугались, что в королевстве будет нарушен баланс соотношения звуков и решили остаться навсегда мягкими. А чтобы все жители Фонетики знали об этом, покрасили крыши своих домиков в зеленый цвет.

Однако, вскоре в королевстве Фонетики появились еще 2 жителя — мягкий и твердый знаки. Но и они не нарушили единства звукового мира. Мягкий знак помогал согласным становиться мягкими, а твердый — твердыми. Они построили себе белые домики и все зажили мирно и дружно.

Но не только своими твердыми и мягкими характерами славились жители Королевства Фонетики. У многих из них были и есть свои особые предпочтения. Одни звуки любили шум листопада, а другие звон дождя. Они даже построили себе отдельные кварталы так, что в одном — всегда звонко бьет колокольчик, а в другом — как под куполом — глухо и шумно… Так появились звонкие и глухие согласные . А между кварталами протекает речка.

Так в квартале с колокольчиком поселились звуки [р], [л], [м], [н], [й], [б], [г], [в], [д], [ж], [з]. А в тихом квартале — [п], [ф], [т], [ш], [с], [к], [х], [ц],[ч],[щ]. И некоторые буквы так сдружились, что соединили свои домики мостиками. Так есть мостик между звуками п-б, ф-в, т-д, ш-ж, с-з и к-г. Это

парные согласные .

Вот так и живет удивительное Королевство Фонетики. Звуки ходят друг к другу в гости, меняются, подстраиваются, шумят, кричат, поют. .. Весело у них. А в этом веселье рождаются слова, из них предложения, которые составляют нашу речь. Кстати, речь бывает… А впрочем, об этом поговорим в другой раз.

Вот такие непростые взаимоотношения у звуков. Чтобы сыну легче было рисовать фонетические схемы слов, мы с ним делали очень удобные облачки. По ним определять твердость или мягкость согласных звуков очень просто.

О том, как с помощью облачек мы учили твердые и мягкие согласные читайте в .

А облегчить ребенку различие между звонкими и глухими согласными нам помогал очень простой прием. Называя звук, прижмите ладонь к шее. Если звук звонкий, то ощущается вибрация (дрожание) голосовых связок. Если звук глухой — вибрации не будет.

Для этих же целей мы использовали картинку с домиками и мостиками через речку, которую вы видели выше.

Приятного вам знакомства с миром Фонетики!

Всего самого доброго!

Все мы хотим, чтобы наши дети писали красиво и грамотно. Умение писать без ошибок на русском языке дается непросто даже носителям языка. Такое умение словно подтверждает знания и образованность человека, и приобретается оно в школе. Каждый год родители будущих первоклассников с волнением ждут начала учебного года и переживают о готовности их малыша к новой школьной жизни.

Их впереди ждет столько новых знаний и заданий! И каким бы прекрасным и опытным ни был учитель, ребенку часто требуется помощь родителей. Например, подойдет первоклассник к маме с просьбой назвать слова в которых все согласные звуки твердые, и придется вспоминать всё, что об этом помнишь из школы. Не всегда так сразу и вспомнишь, что же ты учил когда-то в начальной школе.

Именно в помощь родителям первоклассников эта статья, где мы вспомним и упорядочим то, что первокласснику предстоит узнать и твёрдо выучить о согласных и гласных в словах. Тема эта очень важна для последующего освоения детьми грамматики, фонетики русского языка, без этого грамотного письма в последующем не добиться.

  • Одним из важных базовых навыков, определяющим впоследствии грамотность ребенка, его успехи в освоении русского языка, является умение слышать и разбираться в его звуках. Здесь родителям стоит четко довести до детей разницу понятий «буква» и «звук», научить отличать одно от другого.
  • Не секрет, что иногда и сами взрослые считают возможным в разговоре с ребенком заменить одно слово другим, что взрослым не мешает, а вот малыша с толку сбивает. Он должен твердо помнить, что звук это то, что слышится, а буква – то, что пишется и они не всегда совпадают.
  • Следующее, что маленькому школьнику предстоит усвоить, это то, из каких звуков-кирпичиков складываются слова и как они передаются при письме.
    Именно этому учит детей 1 класс. Школьник узнает, что русский язык делит эти звучащие кирпичики речи на 2 большие группы – гласные и согласные.

Узнать гласные ребенок может просто: их можно пропеть или прокричать. А вот согласная не так проста! Часто похожие, но разные согласные на письме обозначают одной и той же буквой, и нужно научиться различать их по определенным признакам.

По своему звучанию согласные могут быть твердые или мягкие, звонкие или глухие.

Глухие согласные это те, которые создаются, когда на выдохе воздух встречает препятствие в виде языка, губ или зубов. Звонкими будут те, где к этому присоединяется голос.

Эта таблица ниже знакомит с согласными звуками этих двух групп .

Различать глухие и звонкие согласные дети учатся довольно быстро. А вот как определить, твердые или мягкие согласные в слове, усвоить бывает сложнее.
Между тем, нужно, чтобы ребенок в слове чувствовал все согласные, это определяет в последующем грамотное письмо. Важно, чтобы также как звонкие/глухие он четко различал твердый или мягкий звук ему встретился.

О твердых и мягких согласных

Чтобы первоклассник научился различать, какие по твердости и мягкости согласные звуки обозначают буквы в слоге, обращаем его внимание на то, что мягкость или твердость согласных звуков определяют гласные, стоящие за ними.

  • Когда видим или слышим вслед за согласными звуками гласные а, у, э, о, ы, значит это слова с твердыми согласными;
  • Когда вслед за согласными звуками стоят е, ё, ю, и, я, то они мягкие.

Закрепить понимание этого правила лучше всего на примерах. Для этого берутся пары слов, где слоги с твердыми и мягкими согласными звуками стоят в одной и той же позиции, что помогает детям лучше понять разницу в их произношении и запомнить это правило.

Таблица с примерами написания звуков в мягком и твердом употреблении:

В сочетании двух согласных подряд первый будет твердым, даже когда за ним второй мягкий. Например, в каМЧатке звук М твердый, а Ч мягкий.Но бывает такое, что за согласным нет гласной, а приходится произносить сочетание двух (или даже трех) согласных.

Тогда надо знать следующее правило :

  1. Большая часть звуков имеет 2 варианта произношения – твердое или мягкое в зависимости от гласных, следующих за ними. Они так и называются – парные согласные. Но в русском языке есть согласные, которые не имеют пары, они всегда твердые или всегда мягкие.
  2. К всегда твёрдым относятся Ц и шипящие Ж, Ш. Эти все согласные твердые;
  3. К числу только мягких согласных относятся звук й и шипящие Ч, Щ. Если за этими мягкими согласными следуют гласные твердые (а, о, у и т.д.), они всё равно остаются мягкими.

Как твердость/мягкость обозначаются на письме

Каких-то специальных значков для передачи на письме того, как звучит данная буква твёрдо или мягко, нет. Мягкость согласных звуков передается только при транскрипции специальным апострофом. Твердость не обозначают никак. Вместе с тем, научиться узнавать какие именно согласные обозначают буквы в слогах не сложно, достаточно запомнить эти правила.

Звучание мягких и твердых согласных на письме обозначается двумя методами :

  • При помощи гласных, которые идут за согласным. Мягкость обозначают следующие за согласным буквы е, ё, ю, и, я, а твёрдость все остальные;
  • Во втором случае функцию обозначения твёрдости/мягкости играют мягкий и твердый знак.

Подведем итог

Согласные звуки в русском языке делятся на несколько больших групп – звонкие/глухие и мягкие/твердые. В обоих из этих групп есть звуки, которые имеют созвучную пару и те, кто неизменен. Поэтому в каждой из этих больших групп выделяются ещё парные и непарные согласные.

Парные

Перед А, О, У, Ы, Э

Твердые Мягкие
букбб’бег
валвв’висок
годгг’гид
домдд’день
залзз’земля
коракк’кит
ломлл’лиса
макмм’мера
носнн’нес
паркпп’пир
рубльрр’рис
сомсс’сено
тонтт’тень
фонфф’фен
халвахх’халва

Непарные

Л, М, Н, Р, Й

Сонорные

Х, Ц, Ч, Щ

Закрепляем играя

Чтобы дети лучше запомнили и слышали разницу звуков в языке нужно закреплять пройденное в школе играми.

  1. Напиши три слова . Играющие по очереди пишут друг другу слово, к которому нужно дописать ещё два, где есть парные к заданному согласные. Например, кора – гора – гиря;
  2. Или ведущий дает задание : напиши три слова, где все согласные одного типа;
  3. Лови! Ведущий произносит слово или слог и бросает мяч детям. При этом заранее оговаривает, при каких условиях ловить, а каких нет. Например, звонкие ловим, глухие нет. Твердые ловим, мягкие – нет.
  4. Запевай! Ведущий поет мягкие слоги, а дети отвечают противоположными. Например: ла-ла-ла в ответ ля-ля-ля, ха-ха-ха – хи-хи-хи и т.д.;
  5. Составь список . Здесь ребенку дается задание составить список блюд для праздника, или вещей для похода, где в словах все согласные мягкие или наоборот;
  6. Звуковая зарядка . Каждому звуку соответствует свое движение. Слово с глухим звуком – поднимаем руки, звонкие – подпрыгиваем и т.п.

По такому принципу можно придумать новые игры или приспособить уже известные. Это позволяет детям проявить собственное творчество и понимание пройденного.

Согласные звуки в разных словах звучат по-разному. Где-то твёрдо, а где-то мягко. На этом уроке мы научимся различать мягкие и твёрдые согласные звуки и обозначать мягкость согласных звуков на письме буквами И, Е, Ё, Ю, Я и Ь. Узнаем, какие согласные образовывают пары по твёрдости-мягкости, а какие бывают только твёрдыми или только мягкими.

Сравните первые согласные звуки. При произнесении звука в слове КИТ средняя часть языка приподнимается к нёбу, сужается проход, по которому идёт воздух и получается звучание, которое учёные условно назвали мягким . А противоположный звук получил название — твёрдый .

Выполним задание. Нужно разложить овощи в две корзины. В первую положим те, в названиях которых слышно какие-либо мягкие звуки, во вторую те, в названиях которых все согласные звуки твёрдые. Свёкла, репа, баклажан, капуста, лук, помидор, лук, тыква, огурец.

Проверим. В первую корзину положили: свёклу (звук [в’]), репу (звук [р’]), помидор (звук [м’]), огурец (звук [р’]) . Во вторую: капусту, тыкву, баклажан, лук.

Важно прислушиваться к звукам произнесённых слов. Если произнести слово НЁС иначе — с твёрдым первым звуком, получим совсем другое слово — НОС .

Прислушаемся и понаблюдаем за движением своего языка:

ряд — звук [р’] — рад — звук [р]

люк — звук[л’] — лук — звук [л]


Рис. 3. Лук ( )

мял — звук [м’] — мал — звук [м]

Звуки можно записать (условно) значками. Музыкальные звуки записывают нотами, а звуки речи — буквами, но в особых квадратных скобках — в транскрипции. Чтобы не перепутать при прочтении транскрипции твёрдые и мягкие звуки, учёные договорились показывать мягкость звука значком, очень похожим на запятую, только ставят его сверху.

Большинство согласных звуков образует пары по мягкости — твёрдости:

Некоторые согласные являются только твердыми или только мягкими. Они не образуют пар по твердости / мягкости:

Только твердые согласные : [ж], [ш], [ц]. Только мягкие согласные : [й’], [ч’], [щ’].

Выполним задание: укажем парный звук.

[з] — ? [ж] — ? [р’] — ? [ч’] — ? [с’] — ? [л] — ? Проверим правильность выполнения задания: [з] — [з’]; [р’] — [р]; [с’] — [с]; [л] — [л’]. [ж], [ч’] — непарные по мягкости-твёрдости звуки.

На письме твёрдость согласных звуков обозначают гласными буквами А, О, У, Ы, Э, а мягкость согласных звуков обозначают гласными буквами Е, Ё, И, Ю, Я.

Встречаются слова с мягкими согласными звуками на конце слов или в середине слов перед другими согласными звуками. Послушайте слова: соль, конь, тетрадь, пальто, кольцо, письмо. Тогда на помощь придёт мягкий знак. Даже имя у него подсказывающее — знак мягкий , для мягких согласных звуков.

Составим памятку, как надо действовать во время письма слов:

Слышу твёрдый согласный звук — пишу после него на месте гласного звука буквы: А, О, У, Ы, Э.

Слышу мягкий согласный звук перед гласным звуком — обозначаю его мягкость гласными: Е, Ё, И, Ю, Я.

Слышу мягкий звук на конце слова или перед согласным звуком — мягкость показываю Ь.

Рис. 5. Твёрдые и мягкие согласные звуки ()

Итак, сегодня мы узнали, что согласные звуки могут быть мягкими и твёрдыми, а мягкость согласных звуков на письме в русском языке обозначается буквами и, е, ё, ю, я и ь.

  1. Андрианова Т.М., Илюхина В.А. Русский язык 1. М.: Астрель, 2011. ().
  2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык 1. М.: Баллас. ()
  3. Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А. Учебник по обучению грамоте и чтению: Азбука. Академкнига/Учебник.

Дополнительные веб-ресурсы

  1. Гипермаркет знаний ()
  2. Русский язык: краткий теоретический курс. ()
  3. Логозаврия: сайт детских компьютерных игр. ()

Сделай дома

  1. Андрианова Т.М., Илюхина В.А. Русский язык 1. М.: Астрель, 2011. Стр. 35, упр. 6, Стр. 36, упр. 3.
  2. Сосчитайте, сколько мягких согласных звуков в слове электричка ? (В слове электричка — 3 мягких согласных звука ([л’], [р’],[ч’]) .
  3. Используя полученные на уроке знания, составьте ребусы или шарады со словами, где мягкость-твёрдость звука изменяет значение.

На этом уроке мы научимся различать звонкие и глухие согласные звуки и обозначать их на письме согласными буквами. Узнаем, какие согласные называют парными и непарными по звонкости — глухости, сонорными и шипящими.

Звонкие и глухие согласные звуки

Вспомним, как рождаются звуки речи. Когда человек начинает говорить, то выдыхает воздух из лёгких. По дыхательному горлу он бежит в узенькую гортань, где находятся особые мышцы — голосовые связки. Если человек произносит согласные звуки, то закрывает (хоть немного) рот, из-за этого получается шум. Но шумят согласные по-разному.

Проведем опыт: зажмем уши и произнесем звук [п], а потом звук [б]. Когда мы произнесли звук [б], связки натянулись и начали дрожать. Это дрожание превратилось в голос. В ушах немного зазвенело.

Можно провести похожий опыт, положив руки на шею с правой и левой стороны, и произнести звуки [д] и [т]. Звук [д] произносится намного звонче, более звучно. Такие звуки учёные назвали звонкими , а звуки, которые состоят только из шума — глухими.

Парные по звонкости-глухости согласные звуки

Попробуем разделить звуки на две группы по способу произношения. Заселим фонетические домики в городе звуков. Договоримся: на первом этаже будут жить глухие звуки, а на втором — звонкие. Жители первого домика:

Эти согласные звуки называются парными по звонкости — глухости.

Рис. 1. Парные звонкие и глухие согласные звуки ()

Они очень похожи друг на друга — настоящие «двойняшки», их и произносят почти одинаково: одинаково складываются губы, одинаково двигается язык. Но у них есть пары и по мягкости — твёрдости. Добавим их в домик.

У звуков [ж] и [ш] нет парных мягких звуков, они всегда твёрдые . А ещё их называют шипящими звуками.

Все эти звуки обозначаются буквами:

Непарные звонкие согласные звуки

Но не все согласные звуки и буквы образуют пары. Те согласные, которые пар не имеют, называют непарные. Поселим непарные согласные звуки в свои домики.

Во второй домик — непарные звонкие согласные звуки:

Напомним, что звук [й’] всегда только мягкий. Поэтому в нашем домике он будет жить один. Эти звуки обозначают на письме буквами:

Звуки второго домика называют ещё сонорными , потому что образуются они с помощью голоса и почти без шума, они очень звучные. Слово «сонорный» в переводе с латинского «сонорус» означает звонкий.

Непарные глухие согласные звуки

В третий домик мы поселим непарные глухие согласные звуки:

Вспомним, что звук [ц] всегда твёрдый , а [ч’] и [щ’] — всегда мягкие. Непарные глухие согласные звуки обозначают на письме буквами:

Звуки [ч’], [щ’] — шипящие звуки.

Вот мы и заселили наш город согласных звуков и букв. Теперь сразу понятно, почему согласных букв — 21, а звуков — 36.

Рис. 2. Звонкие и глухие согласные звуки ()

Закрепление знаний на практике

Выполним задания.

1. Рассмотрим картинки и превратим одно слово в другое, заменив только один звук. Подсказка: вспомним пары согласных звуков.

д очка — точка

б очка — почка

ш ар — жар

удочка — уточка

2. Существуют загадки, смысл которых заключён в знании согласных звуков, они называются шарады. Попробуйте их отгадать:

1) С глухим согласным наливаюсь в поле,
Со звонким — сам звеню я на раздолье. (Колос — голос )

2) С глухим — траву она срезает,
Со звонким — листья объедает. (Коса — коза)

3) С «эм» — приятен, золотист, очень сладок и душист.
С буквой «эль» зимой бывает, а весною исчезает. (Мёд- лёд)

Для того чтобы развить умение произносить какие-то звуки, особенно шипящие, учат скороговорки. Скороговорку рассказывают сначала медленно, а потом ускоряют темп. Попробуем выучить скороговорки:

  1. Шесть мышат в камышах шуршат.
  2. У ежа — ежата, у ужа — ужата.
  3. Два щенка щека к щеке грызли щётку в уголке.

Итак, сегодня мы узнали, что согласные звуки могут быть звонкими и глухими и как обозначаются на письме эти звуки.

  1. Андрианова Т.М., Илюхина В.А. Русский язык 1. М.: Астрель, 2011. ().
  2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык 1. М.: Баллас. ().
  3. Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А. Учебник по обучению грамоте и чтению: Азбука. Академкнига/Учебник.
  1. Fictionbook.ru ().
  2. Deafnet.ru ().
  3. Samouchka.com.ua ().
  1. Андрианова Т.М., Илюхина В.А. Русский язык 1. М.: Астрель, 2011. Стр. 38, упр. 2; Стр. 39, упр. 6; Стр. 43, упр. 4.
  2. Сосчитайте, сколько звонких согласных и сколько глухих в слове неудовлетворительный ? (Звонких согласных — 9 — Н, Д, В, Л, В, Р, Л, Н, Й, различных -6, глухих согласных — 2 — Т, Т, различных — 1. ) .
  3. Прочитайте пословицу: « Умей вовремя сказать, вовремя смолчать». Назовите буквы, которые обозначают звонкие согласные звуки. (Звонкие согласные звуки обозначают в пословице буквы М, Й, В, Р, З, Л.)
  4. 4* Используя полученные на уроке знания, напишите сказку или нарисуйте комикс на тему «В городе согласных звуков».

Чем отличаются гласные и согласные буквы и звуки? Каким правилам они подчиняются? Как обозначается твердость и мягкость звуков и букв? На все эти вопросы вы получите ответы в представленной статье.

Общие сведения о гласных и согласных буквах

Гласные и согласные буквы представляют собой основу всего русского языка. Ведь при помощи их сочетаний образуются слоги, которые складываются в слова, выражения, предложения, тексты и проч. Именно поэтому данной теме посвящается довольно много часов в средней школе.

и звуки в русском языке

О том, какие гласные и согласные буквы имеются в русском алфавите, человек узнает уже с первого класса. И несмотря на всю кажущуюся простоту данной темы, она считается одной из самых сложных для учеников.

Итак, в русском языке имеется десять гласных букв, а именно: о, и, а, ы, ю, я, э, ё, у, е. Во время их непосредственного произношения можно ощутить, как воздух беспрепятственно проходит через ротовую полость. При этом мы довольно отчетливо слышим свой собственный голос. Следует также отметить, что гласные звуки можно тянуть (а-а-а-а, э-э-э-э-э, и-и-и-и-и, у-у-у-у-у и так далее).

Особенности и букв

Гласные буквы являются основой слога, то есть именно они его организуют. Как правило, в русских словах столько же слогов, сколько и самих гласных. Приведем наглядный пример: у-че-ни-ки — 5 слогов, ре-бя-та — 3 слога, он — 1 слог, о-но — 2 слога и так далее. Бывают даже такие слова, которые состоят лишь из одного гласного звука. Обычно это междометия (А!, О!, У-у-у!) и союзы (и, а и проч.).

Окончаниях, суффиксах и приставках — это очень важные темы в дисциплине «Русский язык». Ведь без знания того, как пишутся такие буквы в том или ином слове, довольно проблематично составить грамотное письмо.

Согласные буквы и звуки в русском языке

Гласные и согласные буквы и звуки значительно различаются. И если первые можно легко тянуть, то последние произносятся максимально коротко (кроме шипящих, так как их можно тянуть).

Следует отметить, что в русском алфавите количество согласных букв — 21, а именно: б, в, г, д, ж, з, й, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ. Звуки, обозначаемые ими, принято делить на глухие и звонкие. Чем они отличаются? Дело в том, что во время произношения звонких согласных человек может слышать не только характерный шум, но и собственный голос (б!, з!, р! и проч.). Что касается глухих, то их никак нельзя произнести громко или, например, прокричать. Они создают только своеобразный шум (ш-ш-ш-ш-ш, с-с-с-с-с и проч.).

Таким образом, практически все подразделяются на две разные категории:

  • звонкие — б, в, г, д, ж, з, й, л, м, н, р;
  • глухие — к, п, с, т, ф, х, ц, ч, ш.

Мягкость и твердость согласных звуков

Далеко не каждый знает, но гласные и согласные звуки могут быть твердыми и мягкими. Это второй важнейший признак в русском языке (после звонкости и глухости).

Отличительной чертой мягких согласных является то, что во время их произношения язык человека принимает особое положение. Как правило, он сдвигается немного вперед, а вся его средняя часть слегка приподнимается. Что касается то при их произношении язык оттягивается назад. Можете сравнить положение своего речевого органа самостоятельно: [н] — [н’], [т] — [т’]. Следует также отметить, что звонкие и мягкие звуки звучат несколько выше, нежели твердые.

В русском языке практически все согласные имеют пары по признаку мягкости и твердости. Однако есть и такие, у которые их просто нет. К ним относятся твердые — [ж], [ш] и [ц] и мягкие — [й»], [ч»] и [ш»].

Мягкость и твердость гласных звуков

Наверняка мало кто слышал о том, что в русском языке имеются мягкие гласные. Мягкие согласные — это вполне привычные для нас звуки, чего не скажешь о вышеупомянутых. Отчасти это связано с тем, что в средней школе данной теме практически не уделяется время. Ведь и так понятно, при помощи каких гласных согласные становятся мягкими. Однако мы все же решили посвятить вас в эту тему.

Итак, мягкими называют те буквы, которые способны смягчать идущие перед ними согласные. К ним относятся следующие: и, ё, я, е, ю. Что касается таких букв, как а, у, ы, э, о, то они считаются твердыми, так как не смягчают идущие впереди согласные. Чтобы убедиться в этом приведем несколько примеров:


Обозначение мягкости согласных букв при фонетическом разборе слова

Звуки и буквы русского языка изучает фонетика. Наверняка, в средней школе вас не раз просили сделать какого-либо слова. Во время такого анализа следует обязательно указывать на то, является ли отдельно рассматриваемая или нет. Если да, то ее необходимо обозначать следующим образом: [н’], [т’], [д’], [в’], [м’], [п’]. То есть вверху справа рядом с согласной буквой, стоящей перед мягкой гласной, требуется ставить своеобразную черточку. Аналогичным значком помечаются и следующие мягкие звуки — [й»], [ч»] и [ш»].

Согласные звуки Волжский класс

Как отличить согласный звук от гласного звука?

  • Согласный звук состоит из шума или из шума и голоса.

  • При произнесении согласного звука струя воздуха во рту встречает преграду (губы, зубы, язык).

  • Согласный звук образует слог только вместе с гласным звуком: стра|на, ста|ди|он.

Обрати внимание! Звук 

[й’] — это согласный звук. Без гласного звука он слога не составляет.

Как обозначить на письме мягкость согласных звуков?

Вспомни! Твёрдые согласные звуки обозначаем так: 

[л], [к], [м], [з], а мягкие согласные звуки — так: [л’], [к’], [м’], [з’].

Мягкость согласных звуков обозначается на письме буквами е, ё, ю, я, и, а также мягким знаком (ь).

Твёрдость согласных звуков обозначается буквами а, о, у, ы, э.

Твёрдые согласные звуки            Мягкие согласные звуки
и их обозначение на                         и их обозначение на
 письме буквами                                  письме буквами
булка    [б]                                              [б’] белка                        
воз        [в]                                              [в’] вёз
гора      [г]                                               [г’] гиря
дом       [д]                                              [д’] день
зонт      [з]                                               [з’] зима
кот        [к]                                               [к’] кит
лось     [л]                                               [л’] льдина
мэр      [м]                                               [м’] мяч
нос       [н]                                               [н’] нёс
полка   [п]                                               [п’] пила
рысь    [р]                                               [р’] рис
сор       [с]                                               [с’] сила
торт      [т]                                               [т’] тюбик
фокус  [ф]                                              [ф’] финиш
халат   [х]                                               [х’] хищник
[ж], [ш], [ц]                                             [й’], [ч’], [щ’]

 

Обрати внимание! Некоторые согласные звуки образуют пары по твёрдости — мягкости: [б] — [б’], [д] — [д’]…

На письме мягкость согласного звука на конце слов и перед другими согласными может обозначаться мягким знаком (ь).

Обрати внимание! При произнесении глухих согласных звуков слышится только шум. Звонкие согласные звуки произносятся с участием голоса, они более звучные, чем глухие.

Некоторые глухие и звонкие согласные звуки объединяют в пары. Почему?

Проведи опыт: произнеси звук 
[ж] всё громче и громче. Какой он: звонкий или глухой? Верно, звук [ж] — звонкий согласный звук.

А теперь произнеси звук [ж] всё тише и тише, почти шёпотом. Чувствуешь, что голос исчез, остался шум? И ты уже произносишь глухой согласный звук [ш].

Такие согласные называются парными по глухости-звонкости звуками.

[б]   [п]                          ‘]   [п’]              
[в]   [ф]                         ‘]  ‘]
[г]    [к]                          ‘]   [к’]
[д]   [т]                          ‘]  ‘] 
[ж]  [ш]                          —    —
[з]   [с]                          ‘]  [с’]

Обрати внимание! Остальные согласные звуки называются непарными по глухости-звонкости.

Непарные звонкие согласные звуки: [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’], [й’].

Непарные глухие согласные звуки: [х], [х’], [ц], [ч’], [щ’].

Обрати внимание! Парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова может обозначаться разными буквами:

    [ш]    [ш]                     [т]    [т]

ёрш  —  ёж                   мёд — рот 

Поэтому написание слова с парным согласным звуком на конце слова надо проверять!

Чтобы проверить, какой буквой обозначить парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова, надо изменить слово так, чтобы после согласного звука стоял гласный звук: флаг — флаги.

Проверяемое слово — это слово, в котором проверяется написание буквы, обозначающей парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова (герб, карп, луг, ящик).

Проверочное слово — это слово, в котором проверяемая буква находится перед гласным звуком (гербы, карпы, луга, ящики).

Звуки 

[ш] и [ж] — это непарные твёрдые шипящие согласные звуки.

Звуки 

[щ’] и [ч’] — это непарные мягкие шипящие согласные звуки.

Русский язык. 1 класс

Проблемы со слухом — Гиперакузия — Канал Better Health

Действия для этой страницы

Резюме

Прочитать полный информационный бюллетень
  • Гиперакузия — это тип сниженной толерантности к звуку.
  • Людям с гиперакузией обычные звуки часто кажутся слишком громкими, в то время как громкие звуки могут вызывать дискомфорт и боль.
  • Наиболее распространенными известными причинами гиперакузии являются воздействие громкого шума и старение.
  • Нет тестов для диагностики гиперакузии.
  • Гиперакузию обычно не вылечить, хотя с ней можно справиться.
  • Лечение направлено на понимание, успокоение и защиту ушей.

Гиперакузия — это тип пониженной толерантности к звуку. Людям с гиперакузией обычные звуки часто кажутся слишком громкими, а громкие звуки неприятными или болезненными. Наиболее распространенной причиной гиперакузии является повреждение внутреннего уха в результате старения или воздействия громкого шума.

Гиперакузия часто сопровождается шумом в ушах (жужжанием, звоном или свистом в ушах) и искажением звуков. Обычно поражаются оба уха, хотя возможно поражение только одного уха. Другие типы сниженной толерантности к звуку включают «вербовку громкости» и «фонофобию».

Симптомы гиперакузии

Начало гиперакузии может быть постепенным или внезапным. Симптомы включают:

  • очень тихие звуки приятны, но обычные звуки (например, голоса при разговоре) слишком громкие или искаженные
  • ваш собственный голос кажется слишком громким или искаженным
  • звуки низкой интенсивности, такие как шум холодильника , кажутся слишком громкими
  • внезапный громкий шум может вызвать дискомфорт и боль
  • громкие звуки могут:
    • ухудшают вашу чувствительность к звуку на некоторое время
    • усиливают шум в ушах и искажения
    • вызывают ощущение «хлопка» внутри уха.

Причины гиперакузии

Некоторые известные причины гиперакузии включают:

  • возрастные изменения слуха
  • однократное воздействие громкого шума, такого как взрыв
  • а пощечина
  • хронический воздействие шума, например работа в шумной среде
  • некоторые лекарства
  • травма головы
  • операция на ухе
  • паралич лицевого нерва – который может привести к тому, что механизм в среднем ухе, который защищает вас от громкого шума, не работает
  • медицинские процедуры – очистка заблокированного слухового прохода может вызвать временное повышение чувствительности к звуку.

Если у вас непереносимость звука только в одном ухе, его следует обследовать на предмет акустической невриномы (опухоли) балансового (вестибулярного) нерва. Опухоль легче удалить, если она обнаружена на ранней стадии. Однако даже при обнаружении опухоли не во всех случаях требуется ее удаление.

Диагностика гиперакузии

Нет тестов для диагностики сниженной толерантности к звуку. Диагноз зависит главным образом от вашего описания вашего дискомфорта. Аудиологические тесты используются для оценки здоровья вашего уха.

Последствия гиперакузии

Если у вас тяжелая гиперакузия, вы можете обнаружить, что вам некомфортно покидать свой дом, и что ваша сниженная толерантность к звукам влияет на вашу карьеру и социальную жизнь.
Некоторые люди считают, что повседневные действия, такие как вождение автомобиля, использование газонокосилки, пылесоса или электроинструмента, просмотр телевизора или прослушивание музыки, вызывают затруднения. В торговых центрах, ресторанах и кинотеатрах может быть слишком шумно.

Хорошей новостью является то, что в большинстве случаев с гиперакузией можно справиться.

Лечение гиперакузии

Как правило, после начала чувствительности к шуму лечения не существует, потому что распространенными причинами являются шумовые повреждения и возрастные повреждения внутреннего уха. Избегание воздействия шума поможет.

Другие заболевания внутреннего уха, которые могут быть ошибочно приняты за гиперакузию, поддаются лечению, поэтому очень важна своевременная оценка состояния ушей.

Как правило, чувствительность к звуку регулируется несколькими способами, в том числе:

  • носить средства защиты органов слуха в шумной среде , например, при работе с электроинструментами или при громкой музыке. Это связано с тем, что шум в ушах и чувствительность могут усугубляться чрезмерными звуками. Нет необходимости носить средства защиты органов слуха для повседневной деятельности
  • как можно скорее возобновить повседневные звуки – это известно как десенсибилизация
  • попросить людей не повышать голос , когда они говорят с вами. Сообщите им, что это раздражает ваши уши и искажает сообщение
  • поговорить с кем-нибудь о своих симптомах если тревога или другие реакции сохраняются. Консультант или психолог может поговорить с вами и помочь вам определить факторы, которые могут влиять на вашу реакцию на громкие звуки, а также помочь вам разработать стратегии выживания. Знание и запоминание того, что гиперакузия не вызвана угрожающим расстройством, может значительно помочь вашей толерантности шум. Уши привыкают к едва слышимому «белому шуму» и со временем игнорируют его
  • лекарства, которые помогут вам уснуть – это может понадобиться в краткосрочной перспективе.

Где можно получить помощь

  • Ваш терапевт (врач)
  • Отоларинголог (ваш врач может направить вас)
  • Сурдолог (специалист по слуху)
  • Ассоциация шума в ушах штата ВикторияВнешняя ссылка Тел. (03) 9510 1577
  • Expression AustraliaВнешняя ссылка (ранее Vicdeaf) Тел. (03) 9473 1111, телетайп: (03) 9473 1199, звонок бесплатный для жителей страны Тел. 1300 780 225, телетайп 1300 780 235
  • Королевская викторианская офтальмологическая больницаВнешняя ссылка Тел. (03) 9929 8666
  • Meniere’s AustraliaВнешняя ссылка Тел. 1300 368 818

  • Что такое гиперакузия?Внешняя ссылка, Сеть гиперакузии.
  • Что вызывает гиперакузию?Внешняя ссылка, Сеть гиперакузии.
  • Гиперакузия – что можно сделать?, Сеть гиперакузии.
  • Чувствительность к звуку и шум в ушах – набор громкости, гиперакузия и фонофобия, шум в ушах SA.

Эта страница была подготовлена ​​в консультации с и одобрена к:

Эта страница была подготовлена ​​в консультации с и одобрена к:

Оставить отзыв об этой странице

Была ли эта страница полезной?

Дополнительная информация

Заявление об отказе от ответственности

Содержание этого веб-сайта предоставляется только в информационных целях. Информация о терапии, услуге, продукте или лечении никоим образом не одобряет и не поддерживает такую ​​терапию, услугу, продукт или лечение и не предназначена для замены рекомендаций вашего врача или другого зарегистрированного медицинского работника. Информация и материалы, содержащиеся на этом веб-сайте, не предназначены для использования в качестве исчерпывающего руководства по всем аспектам терапии, продукта или лечения, описанным на веб-сайте. Всем пользователям настоятельно рекомендуется всегда обращаться за советом к зарегистрированному специалисту в области здравоохранения для диагностики и ответов на свои медицинские вопросы, а также для выяснения того, подходит ли конкретная терапия, услуга, продукт или лечение, описанные на веб-сайте, в их обстоятельствах. Штат Виктория и Министерство здравоохранения не несут никакой ответственности за использование любым пользователем материалов, содержащихся на этом веб-сайте.

Отзыв от: 27-05-2019

8 вещей, на которые может повлиять невылеченная потеря слуха

Потеря слуха так же уникальна для каждого человека, как и отпечатки пальцев. Ни у одного человека нет одинакового типа потери слуха в каждом ухе, и люди не одинаково страдают от потери слуха. И когда потеря слуха не лечится, возникают прямые и косвенные последствия. Обладательница слуховых аппаратов Сара Брикер рассказывает о восьми вещах, на которые косвенно или напрямую может повлиять потеря слуха, если ее не лечить.

1.    Словарный запас

При невылеченной потере слуха различные звуки и буквы становится труднее слышать и понимать, так как теряются частоты. Каждая буква и словесный звук соответствуют уникальному частотному диапазону, и когда человек теряет способность слышать этот диапазон, происходят две вещи. Во-первых, все звуки, буквы и слова, связанные с этими частотами, труднее услышать и чрезвычайно трудно понять или идентифицировать. Во-вторых, когда потеря слуха не лечится с течением времени, мозг приспосабливается к тому, чтобы не слышать звуки, связанные с этими частотами, и слова, включающие эти звуки, начинают терять свою четкость и могут даже влиять на то, как речь интерпретируется и используется. Уши и мозг взаимодействуют друг с другом, помогая четко обрабатывать звуки и воспроизводить их для речи. Когда вы теряете определенные частоты, этот коммуникативный путь прерывается и нарушается. Например, скажем, мне трудно понять слова, содержащие буквы S или F. Со временем моему мозгу будет труднее понимать слова с этими буквами, и со временем я могу даже начать пропускать или спотыкаться на буквах S или F.

Технология Speech ID в наших слуховых аппаратах помогает в этом общении, позволяя лучше обрабатывать уникальные звуки речи.

2.    Голос

У некоторых людей с невылеченной потерей слуха потеря слуха может фактически повлиять и изменить то, как их голос звучит в целом — для них самих и для других. Например, когда я знакомлюсь с новыми людьми, первое, что они говорят: «У тебя акцент. Откуда ты?» Это продолжается уже почти шесть лет. У меня есть непрерывный подсчет стран, о которых люди угадывают, и на данный момент Англия и Австралия являются главными претендентами, хотя я получаю некоторые исключения, такие как Польша, Финляндия и совсем недавно Южная Африка.

Другим способом, которым невылеченная потеря слуха может повлиять на чей-то голос, является воспринимаемая громкость, с которой они говорят. При невылеченной потере слуха даже собственный голос звучит тихо, и по мере того, как человек говорит все громче и громче, чтобы компенсировать это, «внутренний голос» становится «внешним голосом». Короче говоря, крик теперь говорит. Это то, что многие могут не осознавать, что они делают, и многим требуется слуховой аппарат, чтобы понять, насколько громко они говорят.

3.    Наслаждение музыкой и фильмами

Для людей с невылеченной потерей слуха скрытые субтитры могут стать необходимостью, поскольку потеря слуха начинает лишать способности понимать речь и звуки в фильмах, особенно в тех, где актеры не смотрят на зрителей, диалог произносится романтическим мягким шепотом, окружающая среда темная, у актеров растительность на лице или в масках, есть громкие взрывы, бурлящая вода или ревущее пламя и разбивающиеся машины. По сути, при просмотре драмы, боевика, мелодрамы или комедии потеря слуха может сделать удовольствие невозможным.

Так много времени тратится на то, чтобы понять, о чем идет речь, что в конце концов люди теряют представление о том, что происходит, и могут решить сдаться и безучастно смотреть на экран. До того, как у меня появились слуховые аппараты, я бросал смотреть фильмы примерно через 20 минут, а если это были комедии, я маскировал свою растерянность смехом, когда зрители это делали. Это было не так здорово, когда я начинаю предвкушать смех, смеюсь сам, а потом становится мертвой тишина, когда все смотрят на меня. К счастью, после почти года ношения слуховых аппаратов Halo я снова могу наслаждаться музыкой и фильмами с прямой беспроводной потоковой передачей, которая удобна для моих ушей и персонализирована в соответствии с моими потребностями прослушивания.

4.    Шумные разговоры

Два слова: слишком громко! Войдите в любое громкое и шумное место и попробуйте поговорить с кем-нибудь или, что еще хуже, с группой людей. Даже людям без потери слуха это может быть тяжело. Для людей с невылеченной потерей слуха звон посуды, громкая музыка, сотни разговоров, происходящих одновременно, и паркетные полы, часто встречающиеся в таких условиях, могут сделать слушание и понимание в таких условиях практически невозможными. Когда громкие окружающие шумы переполняют уши, они не могут сосредоточиться на речи, даже если она рядом.

Для таких ситуаций наши слуховые аппараты имеют функцию Voice iQ, которая позволяет контролировать шум. Еще одна функция, Speech ID, помогает обеспечить защиту и улучшение речи при снижении фонового шума. Со слуховыми аппаратами Halo пользователи также могут создавать автоматически настраиваемые программы для разных мест, чтобы им никогда не приходилось беспокоиться о том, что окружающая среда слишком отвлекает или что потребуется 15 минут, чтобы перенастроить свои слуховые аппараты так, как они хотят.

5.    Work Performance

Исследование, проведенное Сергеем Кочкиным в 2010 году, выявило разницу в доходах в размере 14 000 долларов США между взрослыми с легкой и тяжелой нелеченной потерей слуха. Исследование также показало, что люди с невылеченной потерей слуха могут терять до 30 000 долларов в год. По мере того, как возраст выхода на пенсию превышает 65 лет, увеличивается и количество сотрудников с потерей слуха. Потеря слуха может отрицательно сказаться на производительности труда различными способами, включая проблемы со слухом на важных собраниях или во время телефонных звонков, проблемы во взаимодействии с сотрудниками на работе во время разговора и пропуск важных слуховых объявлений. Невылеченная потеря слуха также может привести к усталости при прослушивании на работе, повлиять на способность человека сосредотачиваться и удерживать информацию, а также повлиять на отношение, поскольку стресс и недостаток энергии становятся подавляющими, и все это может нанести ущерб общей производительности.

6.    Любовь и дружба

Отношения с невылеченной потерей слуха могут быть сложными, поскольку разговоры и общественные мероприятия не способствуют пониманию речи. В ресторанах, барах и других шумных коллективных местах трудно не только слышать, но и понимать, о чем идет речь и кто говорит. Таким образом, невылеченная потеря слуха может стать стрессовой проблемой не только для человека с невылеченной потерей слуха, но и для друзей и близких этого человека. Со временем это может даже привести к тому, что человек с невылеченной потерей слуха изолируется и будет избегать общественных мероприятий.

7.    Когнитивное здоровье

Потеря слуха без лечения связана с деменцией, болезнью Альцгеймера и общим снижением когнитивных способностей. Исследование, проведенное исследователями из Университета Джона Хопкинса (2013 г.), показало, что у людей с потерей слуха снижение когнитивных способностей на 30-40% больше, чем у их сверстников без потери слуха. В том же исследовании также было обнаружено, что у взрослых с потерей слуха серьезные нарушения когнитивных способностей развиваются на 3,2 года раньше, чем у взрослых с нормальным слухом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *